Хореограф алла сигалова личная жизнь. Алла Сигалова: «Уход мужа не пережила до сих пор

Главная / Любовь

Родилась 28 февраля 1959 года.
1969 - 1978 Ленинградская Академия балета им. А.Я. Вагановой
1979 - 1983 Российская академия театрального
искусства (ГИТИС), режиссерский факультет.
1983 - 1985 Ассистентура Российской Академии театрального искусства по специальности педагог-хореограф.

С 1984 по 2004 год - педагог в Российской Академии театрального искусства (ГИТИС), в 1987-1989 годы - хореограф в театре «Сатирикон», в 1989-1999 годах - художественный руководитель театра «Независимая труппа Аллы Сигаловой». С 2004 года заведует Кафедрой пластического воспитания Школы-студии МХАТ.

Заслуженная артистка РФ (2001)

театральные работы

1984 - «Дневник обыкновенной девушки по «Дневнику» Нины Костериной театр им. Маяковского.
1985 - «Собор Парижской Богоматери» по В. Гюго / театр музыкальной комедии г. Киев.
1986 - «Клоп» по В. Маяковскому / театр им. Маяковского.
1987 - «Затоваренная бочкотара» по В. Аксёнову / театр п/р О.Табакова.
1988 - «Служанки» по Ж. Жене (реж. Р.Виктюк) / Театр «Сатирикон»
1989 - «Геркулес и Авгиевы конюшни» по Ф. Дюрренматту
1989 - «Игра в прятки с одиночеством» на музыку О. Мессиана, Г. Малера, Дж. Гершвина / «Независимая труппа Аллы Сигаловой»
1990 - «Отелло» на музыку Дж. Верди / «Независимая труппа Аллы Сигаловой»
1991 - «Пиковая дама» на музыку А. Шнитке (реж. Ю. Борисов) / «Независимая труппа Аллы Сигаловой»
1991 - «Саломея» по О. Уайльду, на музыку К. Шимановского и Э. Шоссона / «Независимая труппа Аллы Сигаловой»
1992 - «Пугачёв» по С. Есенину, на музыку Ф. Генделя и А. Шнитке / «Независимая труппа Аллы Сигаловой»
1993 - «Ваятель масок» по Ф. Кроммелинку, на музыку К. Орфа (реж. И. Поповски) / «Независимая труппа Аллы Сигаловой»
1993) - «La Divina», памяти М. Каллас / «Независимая труппа Аллы Сигаловой»
1993 - «Страсти по Бумбарашу» Ю. Кима по А. Гайдару, муз. В. Дашкевича (реж. В. Машков) / Московский театр-студия п/р Олега Табакова
1994 - «Банан» по пьесе С.Мрожека «Вдовы»(реж. Р.Козак) / «Независимая труппа А.Сигаловой»
1994 - «Ивонна, принцесса Бургундии» по В. Гомбровичу / Государственный театр Нижней Саксонии, Ганновер (Германия)
1994 - «Танго», по С. Мрожеку
1994 - «Копилка» по Э. Лабишу
1995 - «Щелкунчик» на музыку П. Чайковского
1996 - «Циники» по А. Мариенгофу / «Независимая труппа Аллы Сигаловой»
1996 - «Дуэты»
1997 - «Жёлтое танго» на музыку А. Пьяццоллы
1998 - «Видения Иоанна Грозного» на музыку С. Слонимского
1999 - «Травиата» на музыку Д. Верди театр Новая театр.
2000 - «Болеро» на музыку М.Равеля Литовский национальный театр оперы и балета.
2000 - «Эскизы к закату на музыку Л. Десятникова, А. Пьяццоллы, Э. Сати (муз. руководитель А. Гориболь)
2001 - «Семь смертных грехов» по К. Вайлю и Б. Брехту /Литовский театр оперы и балета.
2001 - «Грёзы любви» на муз. европейского танго
2002 - «Красные и черные танцы» на музыку Л. Десятникова, М.Равеля, А. Пьяццоллы и А. Тертеряна / Театр «Ангар»
2003 - «Поцелуй феи» на музыку И. Стравинского (дир. Т. Курентзис) / Новосибирский Академический театр оперы и балета
2003 - «Ночи Кабирии» по Ф. Феллини, на музыку Р. Паулса / Московский драматический театр им. А. С. Пушкина
2004 - «Джан» по А. Платонову (реж. Р. Козак) / Московский драматический театр им. А. С. Пушкина
2005 - «Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова (дир. Т. Курентзис) / Новосибирский Академический театр оперы и балета
2006 - «Кончерто гроссо» на музыку Ф. Генделя (бенефис И. Зеленского) / Мариинский театр
2006 - «Мадам Бовари» по Г. Флоберу / Московский драматический театр им. А. С. Пушкина
2006 - «Кармен. Этюды» по П. Мериме, на муз. Бизе-Щедрина / МХТ им. А. П. Чехова - «Золотая Маска»- 2008 - «За плодотворный синтез хореографии и драмы».
2007 - «Стравинский. Игры» / Школа-студия МХАТ, курс К. Райкина
2008, 16 августа - «Амадей»: театрально-музыкально-пластический проект, по мотивам маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина и произведений В. А. Моцарта и А.Сальери (Е.Стычкин, - Моцарт; Д.Спиваковский, - Сальери) / Ярославль, фестиваль «Преображение», Городской выставочный центр «Старый город»
2008 год - "Офис" - спектакль по пьесе Ингрид Лаузунд, театр им.Пушкина, Москва.
2009 год - "Бедная Лиза" - хореографическая новелла на музыку камерной оперы Л.Десятникова, в Театре Наций.
2010 год - "Барышни из Вилко" - спектакль по прозе Я.Ивашкевича, театр г.Модена(Италия),совместно с реж. А.Херманисом.
2010 год - "Жизель,или обманутые невесты" - хореографический спектакль на муз.А.Адана, Школа-студия МХТ.
2011 год - "Casting/Кастинг" - спектакль по мотивам либретто Дж. Кирквуда “A Chorus Line” - театра Моссовета.

Сигалова Алла Михайловна (р.1957) – российский хореограф, режиссёр, актриса, преподаватель. Имеет звания Заслуженной артистки РФ и Заслуженного деятеля искусств РФ. В 2008 году стала лауреатом премии «Золотая маска».

Рождение и семья

Алла Сигалова родилась 28 февраля 1959 года в Волгограде. Её родители только окончили учёбу в высших учебных заведениях этого города, но сами были коренными ленинградцами. Когда девочке было лишь несколько месяцев, семья вернулась в Ленинград.

Малышку с самого рождения окружала творческая атмосфера. Её мама имела прямое отношение к миру искусства, она была балериной. Папа профессионально играл на пианино, преподавал в музыкальном училище, где заведовал кафедрой фортепиано. Правда, он быстро и внезапно исчез из жизни Аллы. Это был невероятной красоты мужчина: чёрные волосы, ярко выраженный еврейский типаж, белоснежные зубы. Хоть после шести лет девочка с отцом не виделась, проведённые вместе годы привили Алле любовь к классической музыке.

Детство в Ленинграде

Так получилось, что Алла воспитывалась в семье интеллигентных потомков известного русского художника Константина Сомова. Раньше в этой семье жила и получала воспитание её мама с несколькими девочками. Так как мама Аллы была из бедной семьи, её взяли на обеспечение Сомовы. Дворянские корни давали о себе знать, члены интеллигентной семьи сначала подкармливали голодных девчушек, потом одевали, воспитывали и давали образование. Вот и вышло, что мама Аллы, а впоследствии точно так же и сама Сигалова, стали членами семьи Сомовых-Михайловых. Мама уехала работать хореографом в Красноярский театр музыкальной комедии, а Алла осталась в Ленинграде. В этом городе и прошло её детство, именно его она считает родным.

Атмосфера в этом доме была полна искусства, каждую неделю они ходили в драматический театр, филармонию или балет. В выходной обязательно была поездка в Пушкин или Петергоф. По воскресеньям девочка занималась в школе Эрмитажа, детишек водили по выставочным залам, рассказывали биографии художников. А когда Эрмитаж закрывался, и посетителей не оставалось, детям разрешали ходить одним по залам. И вот этот звук своих одиноких шагов по пустому Эрмитажу Алла помнит до сих пор. Сама Сигалова говорит:

«У меня было фантастическое детство, самое счастливое и невероятное. Но именно поэтому вспоминать детские годы для меня очень болезненно. Мне тяжело это делать».

В детских воспоминаниях Аллы Сигаловой главное место занимают два ежегодных праздника, которые по-особенному отмечали в семье Сомовых-Михайловых – Новый год и Пасха. Наряжали ёлку, зажигали свечи и всем детям дарили подарки, сделанные своими руками, подобранные индивидуально каждому ребёнку. До сих пор у Аллы хранятся варежки, подаренные ей на Новый год в далёком детстве, потёртые, но такие дорогие.

У Сигаловой была в Ленинграде родная бабушка по линии матери, но она так и не смогла до конца жизни смириться с тем, что мама Аллы вышла замуж за еврея и категорически не принимала свою внучку.

Путь в мир танца

Мир балета манил девочку с раннего детства, она частенько бывала в театре и стояла за кулисами. Алла до сих пор помнит запах пота и балетной канифоли, которой перед выступлением смазывают свои пуанты балерины, чтобы не поскользнуться на сцене. Она, будучи ещё совсем маленькой, поставила перед собой жизненную цель – во что бы то ни стало поступить в Ваганьковское училище и стать самой знаменитой в мире балета.
Но путь к славе оказался долгим и тернистым.

Всё началось с того, что Аллу не приняли в балетное училище. Для поступления пришлось подключить связи родителей. Став студенткой, училась Алла хорошо, а вот за плохое поведение её несколько раз пытались отчислить из хореографического училища. Она дралась с мальчиками, высказывала свою точку зрения педагогам, разговаривая с ними дерзко и с вызовом. В детстве Алла имела возможность покопаться в закрытых фондах публичной ленинградской библиотеки. Она перечитала много книг, обладала приличным запасом знаний и, конечно же, её бесило, когда преподаватели неправильно рассказывали про Баланчина или Тургенева.

В 1978 году Алла Сигалова окончила Академию русского балета имени Агриппины Вагановой. Её ждала жизнь великой балерины, но случай по-своему распорядился судьбою Аллы, она получила травму. В течение семи месяцев девушка была прикована к постели, почти год потребовался на то, чтобы справиться с болезнью и депрессией. В 19 лет Алле Сигаловой пришлось оставить мир классического балета.

Москва и творческая карьера

Сигалова переехала в Москву, где начала абсолютно новую жизнь, она поступила в ГИТИС на режиссёрский факультет, который блестяще закончила в 1983 году. После чего занялась преподавательской деятельностью.

С 1984 по 2004 годы Алла Сигалова:

  • преподавала в Российской Академии театрального искусства;
  • занималась танцами;
  • в качестве режиссёра и хореографа являлась постановщиком собственных спектаклей;
  • два года (с 1987 по 1989) работала в качестве хореографа в РГТ «Сатирикон» имени А. Райкина.

В 1989 году Алла создала «Независимую труппу Аллы Сигаловой», где почти 10 лет являлась бессменным художественным руководителем. Они первыми в России стали показывать «современные танцы».

В 1999 году труппа прекратила своё существование, и Алла решила пробовать себя в новой роли. Она стала работать хореографом эстрадных постановок певиц Анжелики Варум и Лаймы Вайкуле.

С 2004 года Алла Сигалова работает в школе-студии МХАТ, занимается преподавательской деятельностью, получила профессорское звание, заведует кафедрой пластического воспитания. Педагог она очень строгий, но студенты её обожают.

Работа на радио и телевидении

С 2007 года Алла Сигалова – бессменный член жюри в телевизионных проектах «Танцы со звёздами» и «Звёзды на льду». В 2015 году она была главным хореографом проекта «Танца со звёздами» на телеканале «Россия 1».

На телевизионных проектах «Старые песни о главном-2», «Старые песни о главном -3» Сигалова была хореографом-постановщиком. Также ставила Новогодние шоу на канале НТВ.

В качестве ведущей Алла работает на радио и телевидении во многих проектах.

В качестве актрисы Алла работала в картинах:

  • «Любовь моя, печаль моя» (1978);
  • «Расколотое небо» (1979);
  • «Мистификатор» (1990);
  • «Небо в алмазах» (1999).

Самыми любимыми людьми в жизни Сигаловой всегда были члены её семьи. Как любая нормальная мать, Алла обожает сына и дочь, не скрывает, что за них она может «загрызть». Не даёт советы своим детям, если они в них не нуждаются. Позвонят, спросят, как вести себя в той или иной ситуации, Алла тут же придёт к ним на помощь, сама в личную жизнь детей не лезет никогда.

В жизни Сигаловой было два брака. В первом родилась дочь Аня в 1982 году, но вскоре с первым супругом Алла развелась. Сейчас у дочери Ани уже своя семья, она дизайнер и вместе с мужем воспитывает сына Фёдора.

Второй раз Алла вышла замуж, когда ей было 36 лет, за театрального актёра и режиссёра Романа Козака, он руководил Московским драматическим театром имени А. С. Пушкина.

У пары родился мальчик Михаил в 1994 году. Кроме огромной любви, семьи и ребёнка, их связывало творчество. Они вместе работали в школе-студии МХАТ, Алла играла в пьесах своего супруга.

В 2010 году после тяжёлой продолжительной болезни Роман Козак умер. Они с Аллой были идеальной парой и жили в своём маленьком идеальном мире, и вдруг в один миг она осталась одна. Даже в эти минуты Сигалова не позволила никому себя жалеть. После смерти она курировала студентов своего супруга, поставила с его выпускниками спектакль «Жизель, или обманутые невесты». Алла говорит, что только её муж Роман знал, какая она на самом деле, и больше уже об этом не узнает никто. До сих пор она остаётся верной памяти супруга, несмотря на все старания, жёлтой прессе так и не удалось за эти годы уличить её в каких-либо новых связях.

Характер, привычки и жизненные принципы

Алла, будучи невероятно эмоциональной в профессии, в жизни всегда невозмутимая и вежливая. Вывести её из себя просто невозможно. Она так и говорит сама о себе:

«У меня слишком мощная броня, которая не пробивается».

При этом Сигалова обожает мягкие игрушки и горячий шоколад, что так трогательно подчёркивает её женственность. Очень сильно любит белый шоколад с орехами, позволяет его себе довольно часто, потому что постоянно тренируется в тренажёрном зале, дома регулярно занимается с гантелями.

Хоть творческая и профессиональная жизнь Аллы Сигаловой насыщенная, по жизни она является довольно замкнутым человеком. В свой личный мир она пускает только дорогих и близких людей. У Аллы нет друзей, она вообще не понимает смысла этого слова, признаёт дружбу только между мужчинами. Считает, что женской дружбы не бывает, ни о каких подругах в её жизни не может быть и речи, на всякие посиделки, сплетни и чаепития у неё времени нет.

У Аллы всегда на руках часы, в доме во всех комнатах тоже, чтобы никогда никуда не опаздывать, она очень ценит время.

Сигалова Алла Михайловна – неповторимая женщина, достойная обожания, цельная натура и личность с большой буквы. Как тонко о ней подметил кто-то: «Звезда, но такая земная». Её главные качества:

  • сила духа и железный характер;
  • невероятная требовательность к самой себе;
  • грация и красота;
  • трудолюбие;
  • коммуникабельность и море обаяния;
  • высокая культура и изысканность;
  • безупречный стиль.

Несмотря на то, что Сигалова долгое время живёт и работает в Москве, столица не стала ей родным городом. Самым лучшим местом на Земле Алла считает Санкт-Петербург – город детства, в котором она познавала мир, культуру, искусство, людей, ночь, день, рассвет, закат. Алла уверена в том, что детство очень многое определяет в человеческой жизни.

Для многих Алла Сигалова остаётся непонятной, но о человеке всегда судят по его делам. Чтобы понять эту страстную и восторженную женщину, надо смотреть её постановки и спектакли.

Будучи она получила премию «Золотая маска». Деятельность этой женщины обширна и многогранна. В 2007 году она становится постоянным членом которая оценивала участников конкурса «Танцы со звездами».

Жизненный путь

Биография Аллы Сигаловой начинается с того, что она родилась 28 числа в феврале 1959 года в Волгограде. Детские годы провела в одном из домов Ленинграда. Именно культурную столицу России Сигалова Алла Михайловна считает своей родиной.

Ростки любви к искусству произрастали в ее сердце и проявлялись уже с самого раннего детства. Будучи воспитанницей и потомком семейного древа, у истоков которого стоял она получила отличное воспитание, которое и стало фундаментом для развития прекрасной и возвышенной души. Биография Аллы Сигаловой указывает на то, что хорошим примером в танцах для нее была мать, профессиональная балетная танцовщица. Приятно, когда есть такая близкая и опытная наставница. Именно с нее брала пример Алла Сигалова.

Национальность (у нее еврейские корни) сделала с ней то же самое, что и с большинством единоплеменников - одарила сильным интеллектом и большими талантами. Девочка последовала за мамой в мир прекрасного.

Начиная с шести лет, будущий хореограф жила только с одной матерью. Отец, пианист по профессии, ушел из семьи. До этого момента, будучи рядом, мужчина все-таки успел передать девочке любовь к музыке.

В итоге через годы Сигалова Алла Михайловна станет выдающимся хореографом. Среда формирует сознание. Но где же закончилось одно лишь влияние среды и начался сознательный процесс выбора личностью своей судьбы? Весьма рано девочка начала мечтать о том, как попадет в Вагановское училище, видела, как будет заниматься в его стенах. С первого раза она не поступила в училище, но рук не опустила, и в конце концов ее приняли.

Путь творчества

Поскольку ее родители были довольно известными в творческой среде людьми, можно было надеяться на их помощь и связи. Была оказана протекция, в результате которой Алла поступила в учебное заведение. В будущем она докажет, что действительно достойна этого шанса.

1978-й - год выпуска танцовщицы из академии балета им. Вагановой Агриппины. Жизнь продолжала испытывать и закалять Аллу: она серьезно травмировалась во время тренировки. Профессиональный балет пришлось до поры оставить. В течение семи месяцев ей пришлось беречь себя и позволить телу восстановиться от потрясения. Паралич частично сковал ее конечности. Борьба, как душевная, так и физическая, отняла у нее год.

Эта женщина не из тех, кто мог бы опустить руки и сдаться. Она мужественно преодолела возникшие перед ней проблемы. Покинув Петербург, она открыла для себя Москву - город огромных возможностей.

Второе образование

Она стояла на пороге новой жизни. Желая расширить свои знания и совершенствоваться, она стала студенткой режиссерского факультета, попав в ГИТИС. Учеба её продолжалась до 1983 года.

Поскольку первое образование далось нелегко и научило бороться с трудностями, все возникающие перед ней задачи Алла в эту пору решает с блеском. Она уже что-то смыслит в жизни и может передать свои знания другим.

Алла остается работать преподавателем в ГИТИСе. В ее душе все сильнее разгорается желание вернуться в балет, для чего она факультативно занимается танцами. Ее трудами появляются новые спектакли, к которым она прикладывает свой талантливый ум в качестве режиссера и хореографа. 1987-1989 годы посвящены искусству танца в театре «Сатирикон».

Личное дело

1989-1999 годы она посвящает руководству личной студией. Теперь она - начальник сама себе и своему делу. Здесь можно было размахнуться в фантазийном смысле и проявить новаторство.

С её легкой руки в России появляются «современные танцы», явление до этого не познанное. Именно она приносит на родину Contemporary dance. В данном течении танец подается театрально, появляется представление о перформансе.

Существование собранного ею танцевального коллектива не было долгим. В то время экономика страны переживала не самые лучшие времена, так что перспектив развития практически не было. 1995 год был омрачен кризисом для группы. Они стоически держатся до 1999-го, находя силы и время для периодических театральных выступлений. 1998 год труппа посвятила спектаклям в Японии, после чего исчезла вовсе.

Дорога на телевидение

Женщина получила ценный опыт руководства своим коллективом, но поняла, что это не ее стихия, и лучше искать другое место в жизни. Тогда к ее услугам в организации номеров на подмостках эстрады обращались популярные певицы. Следующие страницы жизни приносят ей пост, на котором она заведует кафедрой воспитания пластики, которая была частью МХАТа.

2007-й же год переносит её в кадровый состав, трудящийся на телевидении. Первым шоу на ТВ стали «Танцы со звездами». Камера любит Аллу, ведь она обаятельна и профессиональна. Телезрители узнают её, продюсеры приглашают на судейскую скамью в проекте «Танцы на паркете».

Здесь царит утонченная атмосфера, связанная с искусством бальников. Теперь эту восхитительную женщину могут узнать в самом отдаленном уголке России. Её голос звучит на станции, посвященной культуре. Там она ведет радиопередачу, рассказывающую о танцевальном искусстве. Еще один приятный бонус, который принес 2008-й, - награда «Золотая маска», которую она получает как автор яркого хореографического труда, выполненного в рамках концертной программы, сюжет которой был посвящен красавице Кармен.

Личная жизнь

Пошатнулась личная жизнь Аллы Сигаловой, когда в мае 2010 года она утратила супруга. Ему было 53 года. Муж Аллы Сигаловой был тяжело болен, от чего в последствии и скончался.

Он был руководителем театра драмы, носящего имя Пушкина. Личная жизнь Аллы Сигаловой, которую разделил с женщиной Роман Козак, была счастливой долгие 16 лет. Это были хорошие годы. Их по сей день хранит в сердце Алла Сигалова. Дети - Анна (от первого брака мужа) и Михаил (совместный ребенок) - воспитывались в атмосфере любви и взаимопонимания. Родители хорошо ладили, были близки духовно. Общие интересы имели Роман и Алла Сигалова.

Дети были любимы, но и не только они занимали мысли пары. Муж позвал возлюбленную сыграть роль в своей пьесе, воссозданной по повести «Джан», написанной Андреем Платоновым. Благодаря своему мужчине Алла познакомилась с драматическим искусством. Рука об руку влюбленные вошли для работы и творчества в школу-студию МХАТ.

Когда Роман ушел из жизни, любящая жена довела его курс до финальной точки. Вместе с выпускниками они отыграли дипломную постановку «Жизель, или Обманутые невесты».

Наследница Аллы тоже пошла по стезе творчества. Её стихия - дизайн интерьера. У хореографа уже есть внук Фёдор.

Вечно молодая и прекрасная

Сказать, что эта женщина красива, значит не сказать ничего. Восхитительно выглядит Алла Сигалова. Рост и вес ее соответствуют всем мировым стандартам красоты. Она стройна и изящна. Ее рост 167 сантиметров, масса тела составляет 50-55 кг. Сразу видно, что активную жизнь вела Алла Сигалова. Рост и вес её, несмотря на течение времени, остались в замечательных пропорциях. И это все в купе с утонченными чертами лица и прекрасными волосами.

Глядя на неё, невольно задаешься вопросом: «Сколько лет Алле Сигаловой, этой немеркнущей звезде, озаряющей мир прекрасного?». По несложным подсчетам мы это определим. 57 лет украшает этот мир Алла Сигалова. Рост и вес немногих дам ее возраста остаются столь впечатляющими.

Как ей это удается?

Самым важным качеством хореограф считает любовь к жизни. Так что сколько лет Алле Сигаловой, как мы видим, совершенно не важно. Имеет значение то, какова она в душе. А женщина эта просто потрясающая. Простой секрет красоты и здоровья готова всем прописать Алла Сигалова. Рост и вес ее находятся в идеальном состоянии не столько благодаря новомодной диете, сколько тщательному высчитыванию калорий в съеденных блюдах.

Можно без сомнения сказать, что не каждой женщине и в тридцать лет удается так хорошо выглядеть. Есть к чему стремиться. Самое важное, что нужно усвоить, - проблемы приходят и уходят, их нужно просто пережить, хотя порой это непростая задача. Но ведь жизнь должна продолжаться, и, ради прекрасного завтрашнего дня, чтобы увидеть его слепящее солнце, нужно пережить сегодняшнюю бурю. Этой хрупкой и изящной внешне женщине каким-то чудом, благодаря внутреннему стержню, который не сломала ни одна передряга, это удалось.

Секрет очарования талантливой женщины

Прекрасными людей делает не то, что они днюют и ночуют в фитнес-клубе. Конечно, все это само по себе неплохо, но ничего не стоит без огонька в глазах, без света в душе и веры в лучшее в сердце. Такой вот простой и долголетия. Стоит забыть о жалости к себе, не впадать в депрессию, просто нужно радоваться жизни. Если хочешь получать от каждого дня удовольствие, никто тебе это не запретит. Все это - нашей героини.

Как мы поняли из ее биографии, хореограф через многое прошла, и нелегок и непрост был ее путь к успеху. Но она может быть отличным примером мужества и воли к победе. Она всегда жила каждый день, как последний, выкладываясь по-максимому и ничего не боясь.

Она мечтала быть балериной, но тяжелая травма в девятнадцать лет, на полгода приковавшая к постели, круто изменила судьбу

Алла все равно добилась успеха, но уже как хореограф. Теперь ее разножанровые постановки идут по всему миру, она — завкафедрой Школы-студии МХАТ, но также еще актриса и радиоведущая. А еще очень приятный собеседник, в чем и убедился «МК-Бульвар».

С мужем, режиссером Романом Козаком, Сигалова вместе уже шестнадцать лет.

Алла все равно добилась успеха, но уже как хореограф. Теперь ее разножанровые постановки идут по всему миру, она — завкафедрой Школы-студии МХАТ, но также еще актриса и радиоведущая. А еще очень приятный собеседник, в чем и убедился «МК-Бульвар».

— Алла Михайловна, накануне нашего с вами интервью вы откуда-то приехали…

— Я была в Риге. На несколько дней вырвалась отдохнуть на нашей даче. Это были мои минуты паузы. Я любовалась соснами, приходила на море, садилась и смотрела, как катаются волны по песку…

— Отдохнуть, наверное, удается нечасто. Судя по обилию проектов, к которым вы имеете непосредственное отношение, ваша жизнь проходит в очень интенсивном графике.


— Конечно. А как иначе?! В этом ведь и заключается жизнь, ее качество. В эмоциях, а не в том, что ты съел на завтрак.

— Вы обладаете уникальной чертой: никогда не боитесь все начинать с нуля. Наоборот, даже какой-то кайф от этого ловите…


— Да, и не от большого ума эта черта. (Улыбается.) Просто темперамент захлестывает.

— Но это же прекрасно, что вы пробуете себя в разных областях и работаете не только как хореограф, но и как актриса снимались в кино…

— Все-таки моя основная профессия — это танцовщица и хореограф, это то, что мне приносит наибольшую радость. Я не драматическая актриса, но и сейчас с удовольствием снимусь у хорошего режиссера.

— Вот и в жюри танцевального шоу вы смотритесь весьма органично. По какой причине дали согласие на участие в этой программе?

— Я знакома со статистикой: за те годы, что выходит передача, интерес к бальным танцам, латиноамериканским невероятно возрос. И это замечательно, когда страна танцует. (Улыбается.)

— Танец — вещь интимная?

— Это многогранное выражение человеческих эмоций. Может быть публичным, может интимным…

— Одно из ваших последних творений — пластический спектакль на музыку Леонида Десятникова «Бедная Лиза», с Чулпан Хаматовой и премьером Большого театра Андреем Меркурьевым. В нем вы еще раз подтвердили, что всю свою бешеную страстность выплескиваете в постановках…

— Да, и поэтому актеры меня обожают. Мы же живем все в любви, и эта тема нас более всего волнует.

— И судя по всему, вы долго вынашивали этот проект.

— Любая работа появляется не вдруг. Это всегда плод колоссальных душевных затрат. «Бедную Лизу» мы ставили два месяца, но готовилась я к ней значительно дольше. И когда смотрела уже как зритель на танец Чулпан и Андрея, у меня рождалось ощущение чуда. На каждом спектакле они преподносят мне сюрпризы. (Сегодня, из-за беременности Чулпан, Алла Михайловна сама танцует ее партию. — «МКБ» ).

— Вы сказали, что не верите в несправедливость судьбы. Думаете, все дары распределяются по заслугам?


— Наверное, иногда случаются некие несправедливости, но в основном если внимательно и жестко проанализировать путь человека и его поступки, то все неудачи, равно как и успехи, заложены в нас самих. Мы творим судьбу собственными руками.

— Вы до сих пор считаете депрессию распущенностью?

— Даже если это серьезный клинический случай, с ним надо бороться. А сколько ведь случаев, когда болезнь ломает человека… Если же это какой-то бытовой вариант слабости, то да, для меня подобное является распущенностью.

— С такой силой воли когда вы последний раз плакали?

— Всегда, когда смотрю фильм «Летят журавли». Не могу сдержать слез на концертах Евгения Кисина, Гидона Кремера. Я плакала, когда Барышников у себя в центре показывал записи, где он исполнял миниатюры Марка Мориса. А вот от ситуаций: я сижу в углу и мне себя жалко — никогда не плачу.

— Вы любите все контролировать?


— Да. И сама себе я очень строгий судья, подчас просто пожираю себя критикой. Все это, безусловно, не самые хорошие качества.

— Автобиографическую книгу не думали написать?

— Мне повезло — я встречалась в жизни с таким количеством одаренных людей, у которых училась, как губка впитывала их знания; они повлияли на то, что я делаю сейчас. И, естественно, мне есть что рассказать. Мы уже делаем какие-то заготовки, я наговариваю текст, но писать сама не буду.

— Вы чувствуете себя счастливчиком?

— Я абсолютный счастливчик! Мне муж говорит: «Ты удивительный человек, всегда засыпаешь и просыпаешься с улыбкой на лице!» Это ощущение радости присутствует в моем организме.

— Кстати, о муже. Однажды одному популярному изданию на вопрос, какие мужчины привлекают женщин, вы ответили: «уверенные, успешные, талантливые, рядом с которыми можно почувствовать себя беззащитной девчонкой». Значит, именно этими качествами вас когда-то покорил ваш супруг, художественный руководитель Театра им. Пушкина Роман Козак?


— Отчасти, несомненно, да. И под обаянием его таланта я нахожусь до сих пор. И тогда, и сейчас я абсолютно очарована его мудростью, жизнерадостностью… И иногда, правда, я могу себе позволить быть безответственной рядом с ним. Причем не слабой, а именно безответственной.

— Вы шестнадцать лет вместе. Два творца в одной семье — это не конфликтная ситуация?

— Нет, совершенно. Все же зависит от желания людей понимать и уважать друг друга. Не знаю, может быть, это актерам быть вместе сложно, а мы все-таки трудимся на разных игровых полях: Роман — режиссер, я — хореограф. Еще, думаю, в совместной жизни важно не залезать на территорию близкого человека — чувствовать ее неприкасаемость. Переступание этой границы обычно чревато. Это касается и мужа, и детей. Не нужно спрашивать лишнего и внедряться туда, куда тебя не зовут.

— Со стороны вы производите впечатление железной леди. Своих детей вы тоже учили держать дистанцию, не выражать эмоции на людях, не жалеть себя, быть дисциплинированными?

— Свою задачу как мамы я видела прежде всего в безграничной любви. Детей нужно любить так, чтобы они были счастливы. А все остальное приходит вместе с житейским опытом. И я не думаю, что я уж очень строгая мама.

— Расскажите про деток.

— Ну, старшая дочь Аня — совсем взрослая. Ей двадцать восемь, и она занимается дизайном интерьеров. Вот недавно отделала собственное жилье. А младшему сыну Михаилу — пятнадцать, и после школы он собирается поступать на журфак. Он очень хорошо пишет, причем и на английском, и на русском. А на досуге с удовольствием играет в футбол, как и все ребята.

— А насколько такая изысканная женщина сочетается с кухней, например?

— Абсолютно никак мы не сочетаемся. Я практически не готовлю. Но при этом мне нравится стирать руками, возиться в воде, убираться… Я слежу за домом с удовольствием, поскольку мне не нравится жить в неаккуратности.

— В каком стиле решена ваша московская квартира?

— В духе обычной ленинградской квартиры, но достаточно аскетична, без картин на стенах. Мне так легче. Зато много зеркал.

— Какие у вас отношения с деньгами и менялись ли они с течением времени?

— Сегодня я могу точно сказать, что всю жизнь неправильно к ним относилась. Их надо любить, а наше советское воспитание основывалось на том, что нам с детства внушалось: говорить о деньгах стыдно, как и их зарабатывать, — надо трудиться за идею, за искусство. Все это в корне неверно. Нужно работать, но за свою работу получать большие деньги. Особенно если ты того заслуживаешь. И не стоит стесняться говорить о гонорарах.

— И вы экономный человек?

— Да. Я не склонна выбрасывать семейные финансы на ветер, приобретая бесполезные вещи.

— А существует ли у вас личная система поощрений за какую-то удачу?

— Естественно. В таких случаях я позволяю себе съесть шоколад или мороженое. (Улыбается.) Могу купить антикварное украшение, к коим питаю слабость…

— Вы стройны, обворожительны, с горящими глазами… Имеете секреты по уходу за внешностью?

— Не считаю нужным выдумывать себе какие-то диеты. Жадность к жизни — самое важное. К этому я только сейчас пришла. Можно не вылезать из спортзалов, соблюдать рацион питания, но ничего при этом не желать и ходить с потухшими глазами. Так что главное — неутолимая жажда жизни.

НЕСЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Сигалова Алла Михайловна, хореограф. Родилась 28 февраля 1959 года в Санкт-Петербурге.

Окончила Академию балета им. А. Вагановой (класс Н. Дудинской). На ее счету постановки и балета, и оперы, и музыкальных спектаклей. Лауреат премии «Золотая маска». Как актриса снялась в фильмах «Небо в алмазах», «Любовь моя, печаль моя», «Мистификатор».

Алла Сигалова о браке:

«В семейной жизни важно не залезать на территорию близкого человека — чувствовать ее неприкасаемость. Не нужно спрашивать лишнего и внедряться туда, куда тебя не зовут».

Пятнадцатилетний Михаил, по словам мамы, неплохо пишет как на русском, так и на английском. Оттого после школы собирается поступать на журфак. А пока в свободное время играет в футбол и посещает картинные галереи.

Готовка на кухне для Аллы Михайловны занятие нетипичное. А вот убирается, стирает руками знаменитый хореограф с огромным удовольствием, поскольку не терпит неаккуратности.

Хореограф Алла Михайловна Сигалова, ее биография в Википедия (национальность), личная жизнь и фото в Инстаграм, семья — родители, муж, дети и внуки на фото вызывают у многих огромный интерес.

Алла Сигалова – биография

Родилась Алла в 1959 году в Волгограде, а вскоре семья переехала в северную столицу.

Фактически судьба девочки была предопределена ещё до её рождения, ведь она родилась в творческой семье – отец её был пианистом, а мать – балериной. В семье царила особая атмосфера, пронизанная любовью родителей к классической музыке, танцу и литературе, Поэтому не удивительно, что именно искусство занимало огромное место в жизни Аллы. Правда, больше всего девочку увлекал балет, которому она отдавала много времени.

В 1978 году Сигалова окончила Академию русского балета им. Вагановой, где считалась одной из лучших и перспективных учениц, но проявить себя на сцене ей не довелось. Незадолго до окончания вуза на занятиях девушка получила серьезную травму. Она полгода пролежала в гипсе, и потом заново училась ходить – мечты о сольной карьере рухнули, вызвав ужасные душевные страдания. Но, все же, Алла взяла себя в руки, и, как только позволило здоровье, уехала в Москву, где поступила в ГИТИС. В 1983 году она окончила вуз, получив диплом педагога-хореографа.

Несколько лет Алла работала в театре «Сатирикон», а в 1989 году создала собственный танцевальный коллектив. Так появилась «Независимая труппа Аллы Сигаловой», которая очень быстро привлекла к себе внимание. Но, притом что в 90-е годы коллектив стал весьма популярным, и на его творческом процессе сказался экономический кризис, поэтому в 1999 году театр прекратил свое существование, а молодой хореограф Алла Сигалова переключилась на работу с известными звездами эстрады. Она ставила танцевальные номера для Анжелики Варум и Лаймы Вайкуле, а потом была приглашена в качестве хореографа на проект «Песни о главном», отработав в нем все три сезона.

В 2010 году Алла стала сотрудничать с телевидением в качестве ведущей своих авторских программ, которые выходили на телеканале «Культура». Затем она появилась перед телезрителями в конкурсе «Большая опера», который вела вместе с Алексеем Бегаком, а позже вместе с Вадимом Эйленкригом вела конкурс «Большой джаз».

И это не считая того, что она занялась ещё и преподавательской деятельностью, став в 2004 году сначала преподавателем в Школе-студии МХАТ, а через несколько лет — профессором кафедры пластического воспитания. Причем, и сейчас Сигалова ведет семинары по современной хореографии не только для студентов, но и для преподавателей танца, которые съезжаются на её лекции со всей страны. К тому же, со своими мастер-классами она объездила многие страны Европы и Северной Америки.

Но на фоне всей этой деятельности главным для хореографа остается театр. Её работы, отличающиеся мастерством и оригинальностью, моментально приковывают к себе внимание и специалистов, и зрителей. Особо стоит отметить такие постановки, как музыкальный спектакль «Бедная Лиза», поставленный на сцене Театра наций, мюзикл «Кастинг» который несколько лет не сходил со сцены театра им. Моссовета, спектакль «Кармен. Этюды», за постановку танцев в котором хореограф была удостоена премии «Золотая маска». Причем, это не одна престижная премия в творческой копилке этой талантливой женщины.

Неудивительно, что её талант был замечен и оценен — в 2001 году Алла Сигалова была удостоена звания Заслуженная артистка РФ, а в 2014 году – звания Заслуженный деятель искусств РФ.

Алла Сигалова – личная жизнь

Когда Алла училась на втором курсе ГИТИСа, она вышла замуж, и в 1982 году родила дочь Анну. Правда, очень скоро этот брак распался. Долгих 12 лет Алла Сигалова и ее дочь Анна жили одни, пока в 36 лет на пути Сигаловой не встретился мужчина, за которого она захотела выйти замуж. Это был Роман Козак – знаменитый театральный режиссер, от которого вскоре Алла родила сына Михаила. Их семейное счастье длилось 16 лет, а потом случилось непоправимое – в 2010 году муж Аллы Сигаловой скончался.

Многие, видя, что в свои 58 лет Алла Михайловна по-прежнему остается необычайно стройной, напоминающей изящную статуэтку, женщиной, которая при росте 167 см весит 55 кг, объясняют это работой пластических хирургов. Поэтому не удивительно, что тема: Алла Сигалова — пластические операции (сколько ей лет) волнует не только её окружение, но и простых обывателей.

Тем не менее, в своих интервью хореограф всегда подчеркивает, что не приветствует пластику, и вообще ей эта тема не интересна, а поддерживать хорошую форму и оставаться в тонусе ей помогает любимая работа, где она получает необходимую физическую нагрузку, и, конечно же, ограниченное питание, например, вместо завтрака Алла выпивает стакан теплой воды, а на ужин пьет или кефир или несладкий чай.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры