И с бах рождественская оратория 4 хорал. И

Главная / Любовь

Оратория

итал. oratorio, от позднелат. Oratorium — молельня, от лат. оrо — говорю, молю
Крупное музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра, написанное, как правило, на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения. Оратория занимает промежуточное положение между оперой и кантатой, почти одновременно с которыми, на рубеже 16-17 вв., она зародилась. Подобно опере, Оратория включает сольные арии, речитативы, ансамбли и хоры; как и в опере, действие в Оратории развивается на основе драматического сюжета. Специфическая черта Оратории - преобладание повествования над драматическим действием, т. е. не столько показ событий, как в опере, сколько рассказ о них. Имея много общих черт с кантатой, Оратория отличается от последней более крупным размером, большим масштабом развития и более отчётливо намеченным сюжетом. Для Оратории характерны также драматизм и раскрытие темы в героико-эпическом плане.

Первоначально Оратории писались главным образом на библейские и евангельские тексты и нередко предназначались для исполнения непосредственно в храме в дни соответствующих церковных праздников. Создавались специальные "рождественские", "пасхальные" и "страстные" Оратории, так называемые "страсти" (Passionen). В процессе исторического развития Оратория приобретала всё более светский характер и полностью перешла на концертную эстраду.

Непосредственными предшественниками Оратории считаются средне-вековые литургические представления, целью которых было разъяснять прихожанам малопонятный для них латинский текст богослужений. Литургические представления сопровождались пением и всецело подчинялись церковному ритуалу. К концу 15 в. в связи с общим упадком католической церкви литургические драмы начинают вырождаться. Новый подъём в духовной музыке связан с эпохой Реформации; католическое духовенство было вынуждено искать другие средства для утверждения своего пошатнувшегося влияния. Около 1551 церковный деятель Ф. Нери основал при римском монастыре Сан-Джироламо "молитвенные собрания" (Соngregazione dell"Oratorio) с целью пропаганды католического вероучения вне храма. Посетители собирались в особых помещениях при церкви, так называемых ораториях, т. е. молитвенных залах для чтения и толкования Библии, Священного писания и т. д. На "собраниях" разыгрывались духовные сцены, которые делились проповедью на два отделения. Повествование в виде псалмодии вёл рассказчик (евангелист), а во время "священного действия" (azione sacra) хор исполнял лауды - духовные песнопения типа мадригалов, которые первоначально писал Дж. Анимучча, впоследствии Палестрина. Позднее на таких собраниях стали исполняться особые аллегорические драмы, мистерии нравоучительного содержания, в которых олицетворялись отвлечённые понятия (наслаждение, мир, время и т. д.). Подобные представления получили название rappresentazione, а также storia, misterio, dramma di musiche и т. д. Постепенно название места, где происходили эти представления, перешло на сами представления, и Оратории стали противопоставляться мессе. Термин "Оратория" как обозначение крупной музыкально-драматической формы впервые встречается в музыкальной литературе в 1640.

Первая Оратория "Представление о душе и теле" ("Rappresentazione di anima et di corpo") Э. дель Кавальери, появившаяся в 1600, по существу была морально-аллегорической драмой, ещё тесно связанной со сценическим эффектами (костюмы, декорации, актёрская игра, танцы). Главными героями её были аллегории: il mondo - свет, la vita humana - человеческая жизнь, il corpo - тело, il piacere - удовольствие, intelletto - разум.

Музыка состояла из хоровых мадригалов и речитативов в стиле rappresentativo - "изобразительном", разработанном кружком (camerata) композиторов и поэтов во главе с Дж. Барди при дворе Медичи во Флоренции. Мелодия опиралась на basso continuo, оркестр состоял из небольшого количества инструментов (чембало, 3 флейты, 4 цинка, басовая виола и др.).

В 17 в. в Италии параллельно развиваются два типа Оратории - "вульгарная" (oratorio volgare), или (позднее) итальянская, основанная на свободно выбранном итальянском поэтическом тексте, и латинская (oratorio latino), основанная на библейском латинском тексте. "Вульгарная", или "простонародная", Оратория более общедоступна, ведёт своё начало от драматизированных лауд. Уже к 16 в. сложились повествовательные, лирические, диалогизированные лауды. Важной вехой на пути драматизации лауд, связанной с формой их изложения, явилось собрание диалогов Дж. Ф. Анерио "Гармонический духовный театр" (1619). Собственно повествование Анерио отделяет от диалога и поручает хору вести его от лица Рассказчика (testo) или Музы. В самом диалоге голоса распределяются по количеству персонажей, каждый из которых имеет сольную партию в сопровождении органа. Созданная Анерио форма диалога постепенно развивалась и обогащалась в отношении сюжетной основы; к середине 17 в. она превратилась в "историю", где партия Рассказчика приобретает речитативный характер. Такова Оратория "Иоанн Креститель" А. Страделлы.

Alessandro Stradella - San Giovanni Battista

В латинской Оратории соединяются черты литургической драмы с многоголосием мотетов и мадригалов. Наивысшего расцвета она достигает в творчестве Дж. Кариссими, первого классика ораториальной музыки. Кариссими создал 15 ораторий на библейские сюжеты, из которых наиболее известны "Иевфай", "Суд Соломона", "Валтасар", "Иона". Полностью отказавшись от сценического действия, Кариссими заменяет его введением партии Историка, которая исполняется различными солистами порознь или вместе, в форме канонического дуэта. Большое значение Кариссими придаёт хорам, которые активно участвуют в действии и заканчивают Ораторию апофеозом.

Giacomo Carissimi - Baltazar oratorio

В дальнейшем ученик Кариссими А. Скарлатти, глава неаполитанской оперной школы, применив форму арии da capo и речитатив secco, сблизил Ораторию с оперой. К началу 18 в. итальянская Оратория приходит в упадок и почти полностью вытесняется оперой, однако многие композиторы продолжают писать сочинения этого жанра (А. Лотти, А. Кальдара, Л. Лео, Н. Йоммелли). Хотя родиной Оратории была Италия, подлинного расцвета этот жанр достиг на почве иных национальных культур.

В 18 в., в эпоху Просвещения, зависимость ораториальных форм от церковного ритуала, сохранявшаяся ещё в Ораториях некоторых композиторов, всё более преодолевается и Оратория становится целостной по музыкальной концепции вокально-инструментальной драмой.

Классический тип Оратории создал Г. Ф. Гендель в Англии в 30-40-е гг. 18 в. Ему принадлежат 32 оратории, из которых наиболее значительны "Саул" (1739), "Израиль в Египте" (1739), "Мессия" (1740), "Самсон" (1741) и "Иуда Маккавей" (1747) на библейские сюжеты. Гендель писал Оратории также на евангельские (пассионы), мифологические ("Геракл", 1745) и светские сюжеты ("Весёлость, задумчивость и умеренность", по поэме Дж. Мильтона, 1740). Оратории Генделя - монументальные героико-эпические произведения, яркие драматические фрески, не связанные с церковным культом и сближающиеся с оперой. Их главное действующее лицо - народ. Это обусловило огромную роль хоров - не только как формы передачи мыслей и чувств народа, но и как активно действующей силы, направляющей музыкально-драматическое развитие. Гендель использует в Ораториях все типы арий, вводит арию с хором; он отказывается от партии Рассказчика, частично передавая его функции хору. Речитатив занимает в генделевских Ораториях незначительное место.

Гендель - "Самсон"

В Германии ораториальная музыка под влиянием некоторых итальянских форм развивается из так называемых "страстей господних", предназначенных для исполнения в храме. К 16 в. сложились два типа "страстей" - хоральные (choral passion), основанные на традициях григорианского пения и псалмодии, и мотетные (motett passion), в которых все партии исполнялись хором. Постепенно черты хоральных и мотетных "страстей" смешиваются, и возникают "страсти" в форме Оратории. Таковы "Духовные истории" Г. Шютца , основоположника Оратории в Германии,- пассионы по 4 Евангелиям и Оратории "Семь слов Христа на кресте", "История воскресения", "Рождественская история".

Генрих Шютц - "Семь слов Христа на кресте"

От чисто драматической концепции пассионов Шютц постепенно приходит к музыкально-психологической концепции "Рождественской истории". В пассионах представлены только псалмодическая речитация и хоры a cappella, в "Рождественской истории" повествование евангелиста прерывается "интермедиями", в которых даётся широкое выражение драматических чувств устами различных персонажей (ангел, волхвы, первосвященники, Ирод). Их партии обладают чертами индивидуализации, сопровождаются различными составами инструментов. В начале 18 в. гамбургские оперные композиторы Р. Кайзер, И. Маттезон, Г. Телеман писали пассионы на свободные поэтические немецкие тексты Б. Г. Броккеса.

Непревзойдённых высот пассионы достигают в творчестве И. С. Баха . Из них сохранились "Страсти по Иоанну" (1722-23) и "Страсти по Матфею" (1728-29). "Страсти по Луке" приписывались Баху ошибочно, что доказано многими исследователями. Поскольку главная сфера баховского искусства - лирико-философская, тему пассионов он трактует как этическую тему самопожертвования. Пассионы Баха - это трагические истории страдающего человека, в которых объединяются различные психологические планы - повествование евангелиста, рассказ о событиях от лица участников драмы, реакция на них народа, лирические отступления автора. Такая многоплановость, полифоничность мышления, как в широком смысле (совмещение различных "планов" повествования), так и в узком (использование полифонических форм), - характерная черта творческого метода композитора. "Рождественская оратория" Баха (1734) по существу является не Ораторией, а циклом из шести духовных кантат.

Бах - Рождественская Оратория

Гельмут Риллинг на концерте в Концертном зале имени Чайковского. Фото – МГАФ

Как бы ни был филармонический сезон насыщен интересной музыкой и выдающимися именами, участие в нём Гельмута Риллинга всегда становится ярчайшим событием.

Не стал исключением и сезон текущий. В его рамках 7 декабря 2016 года в Концертном зале им. Чайковского Г. Риллинг продирижировал «Рождественской ораторией» И. С. Баха BWV 248.

В её исполнении приняли участие: Bach Ensemble Helmuth Rilling (Германия), Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра (художественный руководитель Лев Конторович), солисты: Юлия София Вагнер (сопрано), Лидия Виньес Кёртис (меццо-сопрано), Мартин Латтке (тенор), Тобиас Берндт (бас).

Впервые я познакомился с исполнением музыки Баха Гельмутом Риллингом придя на репетицию «Страстей по Иоанну» И. С. Баха в день концерта 4 марта 2011 года в Московский международный дом музыки.

В тот приезд он привёз оркестр Международной Баховской академии из Штутгарта. Тогда, да и для всех последующих выступлений в России, Риллинг выбрал «Мастеров хорового пения».

Для освоения немецкого языка в Москве больше месяца с хором занимались немецкие репетиторы, присланные Риллингом. Самая большая сложность заключалась в том, что тексты ораториальных сочинений И. С. Баха написаны не современным языком, а старонемецким.

В промежутке между репетицией и концертом состоялась пресс-конференция. Именно на ней Риллинг произнёс фразу, приведенную в буклете к рецензируемому концерту:

«Я нахожу хор фантастическим. Музыканты исполняют немецкий текст так, что я теряюсь и забываю, что это не немецкий хор».

В 2011 году Риллинг на базе Фестивального ансамбля Штутгарта создал молодёжный «Bach Ensemble Helmuth Rilling» («Бах-ансамбль Гельмута Риллинга»). Уже с этим ансамблем Риллинг в феврале 2013 года исполнил в Москве и в Санкт-Петербурге ораторию Йозефа Гайдна «Сотворение мира».

В том же хоровом и ансамблевом составе Риллинг в КЗЧ дирижировал в Москве 25 ноября 2014 года «Страстями по Матфею» и 10 ноября 2015 года Missa h-moll И. С. Баха.

Из своего обширного кантатно-ораториального наследия только три сочинения Бах назвал ораториями. Это Оратория на Вознесение Христово» BWV 11; Рождественская оратория BWV 248 и «Пасхальная оратория» BWV 249.

Самая известная из них и чаще всего исполняемая – «Рождественская оратория» – состояла из шести частей (в буклете называемых кантатами) написанных на основе ранее сочиненных в разные годы церковных кантат по случаю Рождества Христова.

Эти части должны были исполняться по одной в день в храмах св. Фомы и св. Николая в течение Рождественских праздников: с 25 декабря (Рождество) по 6 января (праздник Богоявления; в России его чаще называют Крещение).

Все шесть частей пронизаны одним настроением и объединены сквозным сюжетом Священной истории, изложенной в Евангелиях (от Луки и от Матфея).

При сочинении церковных кантат Бах внимательно следил за соответствием читаемых текстов их интерпретации в музыкальных номерах. В ораториях, поскольку они не предназначались для богослужений, Бах позволял себе некоторое отступление от порядка чтения Евангелия в день исполнения той или иной кантаты.

Чтобы оратория представала единым целым, а не отдельными кантатами, случайно собранными, – заблаговременно, в виде брошюры, было издано её либретто. С ним можно было ознакомиться перед концертом или заранее дома.

Состоит оратория из 64 номеров, распределённых по темам следующим образом:

  1. Рождение Младенца (№№1–9, первый день Рождества, Лк. 2:1, 3-7);
  2. Благая весть (№№10–23, второй день, Лк. 2:8-14);
  3. Пастухи у яслей Младенца (№№24–35, Третий день, Лк. 2:15-20);
  4. Младенец наречён Иисусом (№№ 36–42, Новый год, праздник обрезания, Лк. 2:21);
  5. Волхвы у царя Ирода (№№43–53, первое воскресенье после Нового Года, Мф. 2:1-6);
  6. Поклонение волхвов (№№54–64, Богоявление, Мф.7-12).

В этом концерте были исполнены первые три части и последняя, шестая.

Восприятие каждой из кантат при их исполнении по одной в день, разумеется, не может совпадать с восприятием их подряд в одном концерте. Острота такого восприятия от кантаты к кантате притупляется.

Да и вообще концертное исполнение не может не отличаться от исполнения в храме. Там эмоции носят более духовный, возвышенный характер, нежели в концертном зале. Они менее открыты, но более искренни. К этому располагает сама обстановка в храме.

К тому же в церкви звучит проповедь и чтение Библии. Всё это усиливает воздействие кантат в церкви.

В концерте – факторы отсутствия слова и присутствия случайных, далёких от христианства, слушателей должны чем-то компенсироваться. Этим оправдано повышение градуса эмоциональности музыки.

Кстати, а может быть, стоит и в концертном исполнении читать на русском языке те фрагменты из Священного писания, которые звучат в церкви с этими кантатами? Тогда и осмысление музыки могло бы быть на порядок глубже.

Это было бы полезно и для русской церковной музыки, исполняемой на церковно-славянском языке, который сегодня не понимают абсолютное большинство людей, даже верующих. А исполнять русскую духовную музыку на современном русском – то же самое, что петь по-русски итальянскую оперу. Ведь просодия церковно-славянского языка много музыкальнее современного русского.

Эмоциональный градус исполнения 7 декабря Гельмутом Риллингом «Рождественской оратории» был очень высок. Несмотря на свои 83 года, физическую слабоватость и экономный жест, Риллинг держал ансамбль очень твёрдо.

Даже в молодых музыкантах он сумел воспитать чувство стиля и вкус. Это практически ансамбль солистов.

Праздничный тон всему исполнению задали в № 1 ликующая труба Макса Вестерманна и литаврист Золтан Варга, который играл на старых котлах очень приятного тембра мягким, рокочущим звуком.

Хорошие соло выдавала концертмейстер ансамбля Рахель Мария Риллинг, а ещё лучше звучал виолончелист Давид Адорьян. Замечательно играли Матье Госи-Анслени – флейта и Тьяина Ваке-Валькер – гобой.

Ансамбль солистов Риллинг привёз первоклассный. В первом отделении возникли было претензии к сопрано Юлии Софи Вагнер, но у неё там было только одно соло № 7 Хорал «Er ist auf Erden Kommen arm», в котором она была вокально зажата.

После антракта, однако, она запела хорошо, ни в чём не уступая своим коллегам, особенно в дуэте с басом из кантаты № 3 «Поклонение пастухов» N 29 «Herr, dein Mitleid». Хорошо прозвучала вторая её сольная ария N 57 «Nur ein Wink».

Партию альта прекрасным вокалом и с великолепным пониманием стиля исполнила испанская меццо-сопрано Лидия Виньес Кёртис. С блестящим басом Тобиасом Берндтом мы уже знакомы по оратории Гайдна «Сотворение мира» в 2013 г. и Мессе си минор И. С. Баха в прошлом году.

Но даже в таком созвездии солистов – всех превзошёл тенор Мартин Латтке. Я уже и не припомню, слышал ли я когда-нибудь живьём такого великолепного тенора в кантатно-ораториальном жанре. Он прекрасно и ровно провёл всю свою огромную и сложнейшую партию (у него 15 номеров, включая дуэт с басом).

Версия, исполненная Риллингом, состоит из 46 номеров: сопрано – 5 (включая один дуэт), альт – 5, тенор – 15, бас – 7 (включая два дуэта), хор – 15. Такой расклад по голосам показывает, что главная роль в оратории принадлежит тенору (исполняющему, как и в баховских Страстях, главным образом роль Евангелиста) и хору.

Большой хор «Мастера хорового пения», руководимый Львом Конторовичем, в сотрудничестве с Гельмутом Риллингом демонстрирует высший класс профессионализма мирового уровня.

Хочется надеяться, что свидание московских слушателей с Гельмутом Риллингом и его ансамблем было не последним.

Владимир Ойвин

В 1733 году у Баха, работавшего тогда кантором церкви Святого Фомы в Лейпциге, возник план большого произведения, посвященного событиям Рождества Христова. В Рождественской оратории отсутствуют конкретные действующие лица и события, есть лишь лирические размышления о них, соединенные между собой речитативами Евангелиста. Композитор объединил шесть кантат, сочиненных в разное время к Рождеству. Будущее сочинение он создавал, домогаясь титула саксонско-польского придворного композитора (король Саксонии Леопольд стал к тому времени и королем Польши), который сильно повысил бы его общественный статус. Большие вступительные хоры и почти все крупные сольные номера Рождественской оратории заимствованы из ранее написанных сочинений, но это не значит, что ее музыка менее едина и значима, чем другие сочинения Баха. Сюжет, заимствованный из Евангелий от Луки и частично от Матфея, по-видимому, был скомпонован самим композитором. Он повествует о том, как Мария, носящая во чреве Божественного Младенца, и обручник Иосиф отправились из Галилеи в Вифлеем - на родину предков, где должны были участвовать в переписи населения. В переполненном Вифлееме, не найдя места в гостинице, они были вынуждены ночевать в хлеву, где и родился Христос. Благую весть о Его рождении ангелы возвещают пастухам, которые спешат приветствовать Спасителя. По велению ангела Младенец наречен Иисусом. Узнав о Его рождении, восточные цари - волхвы идут поклониться Божественному Младенцу. Остановившись у царя Иудеи Ирода, волхвы сообщают ему о происшедшем, и жестокий тиран, боясь за свой трон, просит волхвов сообщить ему о Младенце, когда они найдут Его. Звезда приводит волхвов в Вифлеем, где они поклоняются Младенцу, приносят ему драгоценные дары и, наученные ангелами, уходят на родину другим путем, минуя Ирода.

Автор стихотворных текстов неизвестен. Исследователи предполагают, что им был постоянный сотрудник Баха в Лейпциге Пикандер (настоящее имя Христиан Фридрих Генрици, 1700-1764). Композитор писал музыку кантаты в 1734 году, а первое исполнение состоялось в Рождественские праздники - с 25 декабря 1734 до 6 января (праздник Богоявления) 1735 года. Впоследствии, также по отдельности, части Рождественской оратории исполнялись неоднократно в праздничные рождественские дни вплоть до рубежа 1745/46 годов.

Музыка

Рождественская оратория представляет собой собрание из шести кантат, каждая протяженностью 30 минут, проникнутых одним настроением и объединенных последовательным развитием сюжета. Рассказ о рождении Младенца распределен по шести частям оратории следующим образом: 1. Рождение Младенца; 2. Благая весть; 3. Пастухи у яслей Младенца; 4. Младенец наречен Иисусом; 5. Волхвы у царя Ирода; 6. Поклонение волхвов. Оратория состоит из хоровых эпизодов, речитативов Евангелиста, полных красоты и сердечности, а также из многочисленных трогательных хоралов с оркестровым сопровождением и менее значительных сольных номеров.

Оратория открывается торжественным и радостным хором «Ликуйте, торжествуйте», как бы грандиозным порталом, вводящим в повествование. После выразительного рассказа Евангелиста вступает ария альта «Готовься, Сион» (№4), заимствованная из кантаты «Геркулес на распутье». Далее хоралы чередуются с речитативом Евангелиста и арией баса «Великий Бог и сильный царь, возлюбленный Спаситель» (№8), заимствованной из «Музыкальной драмы в честь королевы». 2-я часть включает номера с 10 по 23, среди которых выделяются sinfonia в ритме сицилианы, открывающая часть почти импрессионистской звуковой картиной, передающей таинство ночи; нежная колыбельная «Спи, мой любимый» (№19, альт) и радостно оживленный хор «Слава в Вышних Богу» (№21). В 3-й части (№24-35) удивительной красотой отличается хор «Пойдем в Вифлеем и посмотрим» (№26). Ария альта «Заключи, мое сердце, это чудо святое» (№31) исполнена спокойного благородства. 4-я часть (№36-42) содержит, среди прочих, два прекрасных номера - арию сопрано «Мой Спаситель, Твое имя» (№39) с эффектом эха (второе сопрано и солирующий гобой), и очень сложную в техническом отношении теноровую арию «Тебе воздать, Спаситель мой» (№41), в которой голос и две солирующие скрипки образуют трехголосную фугу. В 5-й части (№43-53) выделяется своеобразной строгой красотой и хор с солирующим альтом «Где родившийся Царь Иудейский» (№45). 6-я часть (№54-64) возвращает к ликующим образам вступительного хора «с трубами и литаврами». В ней особенно обращает на себя внимание разнообразие жанров - фуга (начальный хор), танец (ария сопрано, №57), концертная ария (тенор, №62), и, наконец, завершающий ораторию хорал с развернутым оркестровым заключением в светлом торжественном звучании.

II Международный рождественский фестиваль духовной музыки «Адвент»

И. С. Бах. «Рождественская оратория»

Кульминационным событием фестиваля «Адвент» станет исполнение в Кафедральном соборе свв. Петра и Павла «Рождественской оратории» И. С. Баха — самого великого, светлого и торжественного музыкального произведения, посвящённого Рождеству Христову. Оратория словами Евангелия рассказывает историю Девы Марии и рождения Иисуса Христа, появления новой звезды и поклонения волхвов, а хоры и арии дополняют действие, раскрывая глубокий смысл духовного послания.

Совершенно особым событием этот концерт делает блестящий состав исполнителей, великолепных интерпретаторов старинной музыки: солистка оперной студии при Королевской академии музыки Анна Горбачёва (сопрано), солистка Большого театра Дарья Телятникова (альт), признанные европейские мастера Рихард Реш (тенор, Германия) и Доминик Вёрнер (бас, Германия), а также Камерная капелла «Soli Deo Gloria», художественный руководитель и дирижёр Олег Романенко.

При поддержке Московской Библейской церкви и Посольства Федеративной Республики Германия в Москве.

«Рождественская оратория» была завершена Бахом в 1734 году в Лейпциге. В ней нет конкретных действующих лиц, а лирические размышления о событиях Рождества соединены между собой речитативами Евангелиста. Сюжет, заимствованный из Евангелий от Луки и частично от Матфея, по-видимому, был скомпонован самим композитором, а вот автор стихотворных текстов остался неизвестным.

Для этой оратории Бах объединил шесть рождественских кантат, сочинённых им в разное время. Первое исполнение нового сочинения состоялось в Рождественские праздники конца 1734 - начала 1735, при жизни композитора его части неоднократно исполнялись в Лейпциге на Рождество. В московском концерте прозвучат самые радостные и торжественные части кантаты: 1. «Рождение Младенца», 2. «Благая весть», 3. «Пастухи у яслей Младенца» и 6. «Поклонение волхвов».

Камерная капелла «Soli Deo Gloria» в своём творчестве обращается к масштабным сочинениям высокого Барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. Художественный руководитель и дирижёр капеллы Олег Романенко является также директором и художественным руководителем Рождественского фестиваля «Адвент».

Анна Горбачёва (сопрано) — солистка оперной студии при Королевской академии музыки в Лондоне, выпускница Королевского колледжа музыки. Лауреат и дипломант многочисленных международных конкурсов в Италии, Чехии, Франции, Австрии, в том числе I премии Международного конкурса барочной оперы им. Чести в Инсбруке. В репертуаре молодой певицы более десяти оперных партий в сочинениях композиторов XVIII-XIX вв., камерные программы, а также сольные партии в ораториях. Анна участвует в крупных международных фестивалях, сотрудничает с Венгерским государственным оперным театром, мемориальным Домом-музеем Генделя (Лондон), Барочным оркестром Королевского колледжа музыки и Русским оркестром Лондона.

Дарья Телятникова (альт) — солистка Большого театра России, выпускница Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. В 2010-2012 — солистка Академии молодых певцов Мариинского театра, в сезоне 2012/2013 — артистка Международной оперной студии в Цюрихе. В 2013 дебютировала в Большом театре. С 2013 также солистка Пермского академического театра оперы и балета. Принимала участие в фестивале «Звёзды белых ночей» (Санкт-Петербург), выступала на сцене Театра Комунале Феррары (Италия), Берлинской филармонии, концертного зала Мегарон (Афины), Парижского Cite de la Musique, Концертного зала им. П. И. Чайковского, Большого зала Московской консерватории, Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича, сотрудничает с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е. Ф. Светланова и Московским камерным оркестром Musica Viva.

Рихард Реш (тенор) — выпускник высшей школы музыки «Центр Леопольда Моцарта» (Аугсбург) и базельской академии музыки Schola Cantorum Basiliensis, где изучал старинную музыку. Участвовал в мастер-классах ведущих специалистов в области исторического исполнительства, специализировался на ораториальном жанре. Лауреат ряда международных конкурсов в Италии и Германии. Работал в оперных театрах в Аугсбурге, Брауншвейге, Брегенце, Баварской государственной опере в Мюнхене. Сотрудничал с такими дирижерами, как К. Эшенбах, Х. Риллинг, А. Шперинг, со многими прославленными коллективами, в числе которых Бергенский филармонический оркестр, Бременский филармонический оркестр, Capella Istropolitana, Лейпцигский камерный оркестр, Новая капелла Мюнхена, Bach-Collegium в Штутгарте, Sinfonia Varsovia и др. Особое место в репертуаре певца занимают сочинения И. С. Баха, он работает с рядом коллективов, специализирующихся на исполнении музыки великого немецкого композитора (Immortal-Bach-Ensemble, Chapelle de la Vigne, Luthers Bach Ensemble Groninge и Bachkantaten).

Доминик Вёрнер (бас) — изучал церковную музыку в Штутгарте и Берне, совершенствовал мастерство на мастер-классах ведущих европейских специалистов в области исторического исполнительства. Уже студентом выступал с концертами в Швейцарии, Польше, Великобритании и Германии, стал лауреатом ряда конкурсов, среди которых Международный конкурс им. И. С. Баха в Лейпциге (I премия). Быстро завоевал европейскую известность как великолепный исполнитель партий в сочинениях ораториального жанра, принимал участие в различных фестивалях: Бостонский фестиваль старинной музыки, Баховский фестиваль в Лейпциге, London Proms, Дни Генделя в Галле, фестиваль в Сантори-холл в Токио и др. Сотрудничал с дирижёрами Ф. Херревеге, Т. Хенгельброком, К. Коином, К. Сен-Клером, оркестрами Collegium Vocale (Гент), Оркестром Елисейских полей, Бамбергским симфоническим оркестром, Камерным оркестром Бремена, Capella Istropolitana. Имеет записи на радио и телевидении, многократно принимал участие в создании аудиозаписей старинной музыки (сочинения Монтеверди, Шютца, Розенмюллера). Певец также блестяще зарекомендовал себя в современном репертуаре (на его счету ряд мировых премьер) и в качестве исполнителя Lied (в его репертуаре вокальные циклы Шуберта, Малера и др.).

Олег Романенко — дирижёр, выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Теодора Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. С 2007 сотрудничает с австрийским камерным оркестром Louise Spohr Sinfonietta. В 2008 создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под управлением О. Романенко прозвучали «Мессия» Г. Ф. Генделя, «Семь слов Спасителя на кресте» Й. Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева), Кантаты 4, 31, 80, 140, 147 «Страсти по Иоанну» и «Магнификат» И. С. Баха.

Собранные на концерте средства пойдут на благотворительные цели:

1. Помощь в лечении маленькой Насти, находящейся в "Коломенском специализированном доме ребёнка".

Насте 4 года. Мама девочки оформила отказ от воспитания ребёнка и согласие на усыновление через месяц после рождения без письменного объяснения причин.

Настя родилась с врождённым пороком центральной нервной системы, была проведена операция, однако данный порок дает осложнения.

Основная задача - дать Насте возможность самостоятельно стоять и ходить. Для этого проводятся курсы лечения и комплексной реабилитации, в том числе и хирургическое лечение.

Но ей для формирования ножек, поддержания эффекта, достигнутого оперативным путём, для правильной вертикализации и ходьбы необходимы качественные ортезы и правильная обувь.

2. Проект "Лекарства" БФ "Подари Жизнь" (30% от собранных средств)

Одна из важнейших задач фонда - обеспечение клиник лекарственными препаратами, покупка которых не оплачивается из государственного бюджета. Как правило, это самые современные препараты. Их стоимость очень высока, но и эффект от их применения также очень высок. В конце года закупается большое количество лекарств впрок перед повышением цен в начале следующего года, также к концу года обычно появляются дети, которые уже не подпадают под ежегодно устанавливаемую государственную квоту на бесплатные лекарства.

В 1733 году у Баха, работавшего тогда кантором церкви Святого Фомы в Лейпциге, возник план большого произведения, посвященного событиям Рождества Христова. В Рождественской оратории отсутствуют конкретные действующие лица и события, есть лишь лирические размышления о них, соединенные между собой речитативами Евангелиста. Композитор объединил шесть кантат, сочиненных в разное время к Рождеству. Будущее сочинение он создавал, домогаясь титула саксонско-польского придворного композитора (король Саксонии Леопольд стал к тому времени и королем Польши), который сильно повысил бы его общественный статус. Большие вступительные хоры и почти все крупные сольные номера Рождественской оратории заимствованы из ранее написанных сочинений, но это не значит, что ее музыка менее едина и значима, чем другие сочинения Баха. Сюжет, заимствованный из Евангелий от Луки и частично от Матфея, по-видимому, был скомпонован самим композитором. Он повествует о том, как Мария, носящая во чреве Божественного Младенца, и обручник Иосиф отправились из Галилеи в Вифлеем — на родину предков, где должны были участвовать в переписи населения. В переполненном Вифлееме, не найдя места в гостинице, они были вынуждены ночевать в хлеву, где и родился Христос. Благую весть о Его рождении ангелы возвещают пастухам, которые спешат приветствовать Спасителя. По велению ангела Младенец наречен Иисусом. Узнав о Его рождении, восточные цари — волхвы идут поклониться Божественному Младенцу. Остановившись у царя Иудеи Ирода, волхвы сообщают ему о происшедшем, и жестокий тиран, боясь за свой трон, просит волхвов сообщить ему о Младенце, когда они найдут Его. Звезда приводит волхвов в Вифлеем, где они поклоняются Младенцу, приносят ему драгоценные дары и, наученные ангелами, уходят на родину другим путем, минуя Ирода.
Автор стихотворных текстов неизвестен. Исследователи предполагают, что им был постоянный сотрудник Баха в Лейпциге Пикандер (настоящее имя Христиан Фридрих Генрици, 1700—1764). Композитор писал музыку кантаты в 1734 году, а первое исполнение состоялось в Рождественские праздники — с 25 декабря 1734 до 6 января (праздник Богоявления) 1735 года. Впоследствии, также по отдельности, части Рождественской оратории исполнялись неоднократно в праздничные рождественские дни вплоть до рубежа 1745/46 годов.

Рождественская оратория представляет собой собрание из шести кантат, каждая протяженностью 30 минут, проникнутых одним настроением и объединенных последовательным развитием сюжета. Рассказ о рождении Младенца распределен по шести частям оратории следующим образом: 1. Рождение Младенца; 2. Благая весть; 3. Пастухи у яслей Младенца; 4. Младенец наречен Иисусом; 5. Волхвы у царя Ирода; 6. Поклонение волхвов. Оратория состоит из хоровых эпизодов, речитативов Евангелиста, полных красоты и сердечности, а также из многочисленных трогательных хоралов с оркестровым сопровождением и менее значительных сольных номеров.

J.S. Bach
Weihnachtsoratorium BWV248
Рождественская оратория

1: Coro: 0:06 2: Recitativo: 8:54 3: Recitativo: 10:02 4: Aria: 10:57 5: Choral: 16:40 6: Recitativo: 17:58 7: Arioso: 18:18 8: Aria: 21:29 9: Choral: 26:37

10: Sinfonia: 27:52 11: Recitativo: 33:03 12: Choral: 33:37 13: Recitativo: 34:51 14: Recitativo: 35:39 15: Aria: 36:29 16: Recitativo: 40:29 17: Choral: 40:50 18: Recitativo: 41:29 19: Aria: 42:30 20: Recitativo: 51:51 21: Coro: 52:06 22: Recitativo: 55:20 23: Choral: 55:47

24: Coro: 57:02 25: Recitativo: 59:29 26: Coro: 59:39 27: Recitativo: 1:00:26 28: Choral: 1:01:11 29: Aria Duetto: 1:02:03 30: Recitativo: 1:10:17 31: Aria: 1:11:20 32: Recitativo: 1:16:04 33: Choral: 1:16:32 34: Recitativo: 1:17:33 35: Choral: 1:17:56

36. Nummer 24 herhaald. Coro: 1:18:57 37: Chor: 1:21:22 38: Recitativo: 1:27:27 39: Recitativo con Chorale: 1:27:59 40: Aria: 1:30:43 41: Recitativo con Chorale: 1:36:26 42: Aria: 1:38:12

43: Chorale: 1:44:07 44: Coro: 1:46:22 45: Recitativo: 1:54:04 46: Chor: 1:54:27 47: Choral: 1:56:23 48: Aria: 1:57:25 49: Recitativo: 2:01:58 50: Accompagnato: 2:02:13 51: Recitativo: 2:02:50 52: Aria Terzetto: 2:04:07 53: Recitativo: 2:09:43

54: Choral: 2:10:18 55: Chorus: 2:11:25 56: Recitativo: 2:16: 57 57: Recitativo: 2:17:53 58: Aria: 2:18:59 59: Recitativo: 2:23:01 60: Choral: 2:24:02 61: Recitativo: 2:25:07 62: Recitativo: 2:25:30 63: Aria: 2:27:29 64: Recitativo á 4: 2:32:16 65: Chor: 2:33:04

Оратория открывается торжественным и радостным хором «Ликуйте, торжествуйте», как бы грандиозным порталом, вводящим в повествование. После выразительного рассказа Евангелиста вступает ария альта «Готовься, Сион» (№4), заимствованная из кантаты «Геркулес на распутье». Далее хоралы чередуются с речитативом Евангелиста и арией баса «Великий Бог и сильный царь, возлюбленный Спаситель» (№8), заимствованной из «Музыкальной драмы в честь королевы».

2-я часть включает номера с 10 по 23 , среди которых выделяются sinfonia в ритме сицилианы, открывающая часть почти импрессионистской звуковой картиной, передающей таинство ночи; нежная колыбельная «Спи, мой любимый» (№19, альт) и радостно оживленный хор «Слава в Вышних Богу» (№21).

В 3-й части (№24—35) удивительной красотой отличается хор «Пойдем в Вифлеем и посмотрим» (№26). Ария альта «Заключи, мое сердце, это чудо святое» (№31) исполнена спокойного благородства.

4-я часть (№36—42) содержит, среди прочих, два прекрасных номера — арию сопрано «Мой Спаситель, Твое имя» (№39) с эффектом эха (второе сопрано и солирующий гобой), и очень сложную в техническом отношении теноровую арию «Тебе воздать, Спаситель мой» (№41), в которой голос и две солирующие скрипки образуют трехголосную фугу.

В 5-й части (№43—53) выделяется своеобразной строгой красотой и хор с солирующим альтом «Где родившийся Царь Иудейский» (№45).

6-я часть (№54—64) возвращает к ликующим образам вступительного хора «с трубами и литаврами». В ней особенно обращает на себя внимание разнообразие жанров — фуга (начальный хор), танец (ария сопрано, №57), концертная ария (тенор, №62), и, наконец, завершающий ораторию хорал с развернутым оркестровым заключением в светлом торжественном звучании.
Л. Михеева

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры