Игорь корнелюк биография личная жизнь дети. Игорь корнелюк

Главная / Любовь

Игорь Корнелюк - российский композитор, музыкант, певец, Заслуженный деятель искусств РФ. Наиболее известен как автор композиции «Город, которого нет», звучащей в сериале «Бандитский Петербург », и других киношлягеров.

Биография Игоря Корнелюка

Игорь Корнелюк родился в семье, которая никак не была связана с музыкой. Только его бабушка, Мария Демьяновна , пела романсы, аккомпанируя себе на гитаре, а также вся родня, собираясь за столом, пела на праздниках. Как рассказывает Корнелюк , это семейное пение и стало для него начальной школой вокала: так как у мальчика был звонкий голос, его все время просили спеть, и маленький Игорь весь вечер под баян исполнял все, что знал.

«Я помню, как однажды открыл для себя, что если «до», «ми» и «соль» нажать одновременно, то звучит удивительно гармоничный аккорд. Это для меня было открытием не меньшим, чем теория относительности».

Родители Игоря Корнелюка - Нина Афанасьевна и Евгений Касьянович - были инженерами, и сначала не приветствовали желание сына заниматься музыкой профессионально. Однако профессор Белорусской государственной консерватории смог их убедить, что мальчику обязательно надо учиться музыке, и в шести лет Игоря отдали в музыкальную школу по классу фортепиано. Впрочем, в музыкальной школе Игорь учился, по его же словам, отвратительно, по сольфеджио у него стоял «кол». Что, однако, не мешало играть Игорю в ансамбле на танцах. Он приходил из школы, снимал пионерский галстук и шёл выступать.

В 9 лет Игорь уже написал первую песню «Россия, милая Россия, берёзок стройные стволы…».

В 5-м классе Игорь начал работать: по выходным он играл на ионике в ансамбле на танцах в городском Дворце культуры, получая за это чуть больше 29 рублей в месяц. А потом пришла первая любовь, но девочка бросила Игоря. Для него это стало большой трагедией и необходимостью излить в звуках то, что его переполняло.

«Любе я благодарен по гроб жизни, она сделала меня композитором! Появились наивные песенки про любовь. Слова у кого только не брал - у Есенина, Цветаевой, Ахматовой, даже добрался до Пастернака, вряд ли понимая тогда, о чём он пишет».

Игорь играл в музыкальной школе в ВИА «Улыбка», а также выполнял просьбы записать ноты мелодии и элементарный аккомпанемент полюбившейся песни.

В 1977 году, после 8-го класса, он поступил в Брестское музыкальное училище на теоретико-композиторское отделение. Параллельно играл в рок-ансамблях. Именно в этот год преподаватель сказала Игорю, что ему нужно ехать учиться в Ленинград, поскольку там самая сильная композиторская школа.

Так как поездка в Питер была спонтанной, Корнелюк прибыл без документов для поступления в музыкальное училище. О переводе из Брестского музыкального училища речи не шло - Игорю нужно было поступать заново на первый курс. До вступительных экзаменов была всего неделя - за это время Игорь сочинил цикл пьес для фортепиано, которые и принёс на экзамен. Принимать экзамен в училище был приглашен Владлен Павлович Чистяков , преподающий в Ленинградской консерватории инструментовку и композицию. Сдав экзамен, Игорь вышел в коридор, полностью уверенный в провале. Но через какое-то время открылась дверь, появился Владлен Павлович, подошёл к Игорю и сказал: «Поздравляю, молодой человек! Я буду иметь честь Вас учить». Все четыре года они прошли вместе и отношения их были очень тёплыми.

По словам Игоря, годы учебы в Музыкальном училища при Ленинградской Государственной Консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова были для него самыми плодотворными с точки зрения образования. Именно в училище Игорь вплотную занялся композицией и впервые серьёзно приблизился к изучению оркестра.

Там же, в музыкальном училище, в 1979 году Игорь познакомился с Региной Лисиц , в будущем - его постоянным соавтором. Свою первую совместную песню «Кто сказал: пройдет?» они написали к студенческому капустнику.

В конце 4-го курса музыкального училища Игорь получил свой первый в жизни заказ на написание музыки. В то время в Академическом театре драмы имени Пушкина готовился премьерный спектакль «Трубач на площади », в котором главную роль играл молодой тогда актер-дебютант Николай Фоменко . Игорю поручили написать музыку к этому спектаклю. Он отнёсся к заказу очень серьёзно. Написав партитуру, он пригласил для записи фонограммы музыкантов из оркестра имени В.П. Соловьева-Седова Ленинградского радио и телевидения.

Следующей ступенью в образовании для Игоря Корнелюка стала консерватория. За время учёбы в консерватории (по классу композиции) Игорь написал музыку к научно-популярному фильму о нуждах колхозов, музыку к спектаклю «Крестики-нолики » (Театр Комедии имени Н.П. Акимова, 1985 г.), симфонию, четыре пьесы для фортепиано, несколько фортепианных циклов, цикл романсов (8) на стихи Пастернака , цикл романсов на стихи Ахматовой , цикл романсов на стихи Мустая Карима , хоровой цикл на стихи Пушкина , струнный квартет. Все его произведения исполнялись студентами консерватории.

На становление Игоря Корнелюка как композитора, по его словам, оказала влияние самая разная музыка: в юности - QUEEN, в музыкальном училище - джаз, в консерватории - творчество музыкантов «Могучей кучки» (Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин). Игорь даже написал рок-сюиту с использованием интонаций и музыкального строя великих композиторов.

Хитмейкером Игорь Корнелюк стал на спор. По словам Игоря, Александр Морозов , однокурсник и к тому времени уже маститый композитор, сказал как-то ему в доверительной беседе: «Старик, знаешь, в чем разница между мной и тобой? Ты человек хорошо обученный, а я талант. Вот ты пишешь сложную музыку для подготовленного слушателя, а я – простые песни, и их поет советский народ. Ты так не сможешь». Игоря задело за живое, и они поспорили на две бутылки коньяку, что Игорь напишет песню, которую будет петь весь советский народ.

Корнелюк написал тогда сразу несколько песен. Песня «Милый » пришла чуть ли не в каждый дом нашей страны… Первыми исполнили эту песню артисты ленинградского театра «Буфф » Лена Спиридонова и Женя Александров (позже Игорь исполнил эту песню с Еленой Спиридоновой для альбома «Билет на балет » (1989), а впоследствии – записал также в дуэте с Алёной Иванцовой . Другую песню - первый фонографический дебют композитора - выпустила фирма «Мелодия»: миньон «Мальчик с девочкой дружил » в исполнении Альберта Асадуллина . Волна успеха прокатилась по всей стране.

По опросу, проведённому в 1985 году газетой «Комсомольская правда», «Мальчик с девочкой дружил» вошла в десятку лучших песен.

В 1985 году Игорь написал свои первые профессиональные песни на стихи Регины Лисиц – своим основным поэтом – соавтором, которые исполняются известными советскими эстрадными «звездами». С песней «Узнай » выступает в Сопоте Анне Вески и становится лауреатом фестиваля.Светлана Медяник , исполняя песню «Не со мной », занимает второе местона телевизионном конкурсе «Юрмала-86 ».

Впоследствии у Анне Вески появилась целая программа, составленная из песен Игоря Корнелюка , среди которых: «Обезьяна», «Я не понимаю, что со мной», «Гороскоп», «Не со мной» и другие.

Когда в 1987 году Игорь защищает диплом, он представил первую в истории консерватории компьютерную симфонию «Симфоническая фантазия для компьютера ». После окончания консерватории Игорь больше не работал над симфониями, хотя мечта создать произведение, серьезное по форме и академическое по содержанию, остается.

Профессиональная карьера Игоря Корнелюка

С 1985 по 1988 год Игорь Корнелюк работал музыкальным руководителем Ленинградского театра «Буфф », писал музыку для его постановок, аккомпанировал и пел.

Параллельно он писал песни, предлагая их исполнителям. Среди них оказалась Эдита Пьеха . Для нее Игорь написал две песни - «Белый вечер » и «Послушай ». Популярность пришла неожиданно: после ухода из театра в 1988 году композитор Виктор Резников приглашает Игоря поучаствовать с ним в передаче Ленинградского телевидения «Музыкальный ринг ».

1 августа 1988 года. На «Ринге» у Резникова огромная команда скандирующих поклонников и известных исполнителей, у Игоря же - только старый друг, приехавший из Бреста. Неожиданно для себя Игорь выигрывает «Ринг» и на следующий день просыпается знаменитым.

В 1988 году песня Корнелюка «Билет на балет» становится лауреатом телевизионного фестиваля «Песня года».

Так началась плодотворная сольная карьера эстрадного композитора-исполнителя Игоря Корнелюка.

Его первым арт-директором стал Сергей Данилов , на стихи которого Игорь впоследствии написал песни «Знал бы прикуп - жил бы в Сочи», «Ходим по Парижу», «Лунатики», «Ну и пусть», «Послушай », спетую вместе с Эдитой Пьехой, «Мама », исполненную Илоной Броневицкой .

В 1988 году Игорь Корнелюк представляет свою первую сольную программу в зале «Дружба» в Лужниках в Москве и в КЗ «Октябрьский» в Питере. В том же году - сольный концерт на стадионе «Динамо».

1989-й - концерт в «Олимпийском». 1991 год - вновь Москва, ДС «Лужники». Год спустя - новая сольная программа «Пусть говорят », премьера которой проходит в питерском КЗ «Октябрьский».

В 1995 году Игорь Корнелюк открыл собственную студию.

В 1996 году выступил в Москве в ГЦКЗ «Россия» со своими старыми и новыми шлягерами.

В 1997 году Игорю исполнилось 35 лет. Свой юбилей он встретил в работе над музыкой к спектаклю «Страсти по Мольеру », поставленному молодым талантливым режиссёром Виктором Крамером в Театре Комедии имени Акимова. Премьера прошла успешно 12 декабря 1997 года.

4 марта 1998 года состоялся второй в жизни Корнелюка «Музыкальный ринг ». Между рингами прошло ровно 10 лет. В этот раз Игорь состязался с композитором-исполнителем Виктором Чайкой . И вновь победу одержал Игорь Корнелюк.

За годы творческой работы Игорь Корнелюк написал свыше 100 песен, является автором нескольких музыкальных спектаклей, детскую оперу «Тяни-толкай, или Айболит со Зверинской улицы », которая идёт в Мюзик-холле с 1989 года и до сих пор.

Работа Игоря Корнелюка в кино и на ТВ

Свою первую работу в кино Игорь сделал еще в 1990 году, написав прекрасную музыку к телевизионному фильму Акима Салбиева «Короткая игра », однако возвращается к кинематографу лишь спустя 10 лет, в 2000 году, для того, чтобы создать свой гениальный «Город, которого нет » к сериалу «Бандитский Петербург » Владимира Бортко . После такого успеха Игорь становится одним из самых востребованных кинокомпозиторов отечественного кинематографа.

«Идиот », «Честь имею », «Русский перевод », «Мастер и Маргарита », «Правосудие волков » и «Тарас Бульба » - далеко не весь перечень созданных Игорем Корнелюком музыкальных кинороманов.

Игорь был ведущим телепередачи «Мама, папа и я - спортивная семья » (РТР), написал для программы песню-девиз «Про семью », снялся в эпизодах, сыграв самого себя в сериалах «Менты » и «Тайны следствия », принимал участие в различных шоу-программах («Блеф-клуб », «Белый попугай », «СВ-Шоу »), был членом жюри музыкальных конкурсов (молодых исполнителей «Юрмала », «Ялта », «Славянский базар ») и ведущим конкурсов красоты («Мисс Екатеринбург», «Миссис Лесничанка »).

Указом президента N 648 от 21 мая 2007 года Корнелюку Игорю Евгеньевичу присуждено звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». 30 марта 2007 года в гранд-отеле «Европа» в Санкт-Петербурге прошла Торжественная церемония «Пара города» при поддержке Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга, среди номинантов которой были Игорь и Марина Корнелюк.

Игорь Корнелюк, кроме своих сольных и сборных концертов, очень много выступает в благотворительных акциях и концертах, и ещё с 90-х годов ХХ века является учредителем Санкт-Петербургского общественного благотворительного фонда поддержки образования и творчества.

Игорь неоднократно принимал участие в программах ОБД «Золотой Пеликан» и ЦТР «Душа ребёнка», передал в дар студии звукозаписи для слепых и слабовидящих людей часть аппаратуры из своей студии. И вот уже несколько лет шефствует в социальной гостинице «Мечта», оказывая детям материальную и гуманитарную помощь.

22 октября 2010 года в концертном зале «Гигант-холл» в Санкт-Петербурге состоялся большой концерт-презентация, посвященный открытию нового официального сайта Игоря, а также выпуску сразу трех компакт-дисков с музыкой: «Песни из кино», «Музыка к фильму «Мастер и Маргарита», «Музыка к фильму «Тарас Бульба» .

В 2012 году Игорь отметил сразу три юбилея: 25-летие сценической деятельности, 30-летие свадьбы и свое 50-летие.

«А по поводу эстрады могу сказать следующее: сейчас, когда песни пишут все – кто может и кто не может, – мне становится неинтересно. Поэтому я и занимаюсь симфонической музыкой».

Личная жизнь Игоря Корнелюка

Игорь Корнелюк и его избранница Марина расписались, когда молодой композитор сдавал выпускные экзамены в училище и вступительные - в консерваторию. Свадьбу молодые сыграли на вырученные 600 рублей за написание к спектаклю «Трубач на площади», хотя жениху совершенно не нужно было торжество, но он знал, что его возлюбленная этого хотела.

Первые годы совместной жизни были самыми сложными - Игорю, его жене и маленькому сыну приходилось жить в однокомнатной квартире вместе с мамой жены. И теща, согласно традиции, далеко не сразу приняла зятя.

Игорь и Марина в браке уже больше 30 лет.

На вопрос, как удалось сохранить семью, ведь всем известно непостоянство творческих людей, Игорь Корнелюк отвечает, что только благодаря мудрости и пониманию его жены Марины, у которой хватило ума и такта «в определенные моменты вести себя правильно».

  • Повторение пройденного (ТВ, 2003)
  • Бандитский Петербург 6: Журналист (мини-сериал, 2003)
  • Бандитский Петербург 5: Опер (мини-сериал, 2003)
  • Идиот (сериал, 2003)
  • Бандитский Петербург. Фильм 4. Арестант (сериал, 2003 – ...)
  • Бандитский Петербург. Фильм 3. Крах Антибиотика (сериал, 2001)
  • Бандитский Петербург. Фильм 2. Адвокат (сериал, 2000 – ...)
  • Бандитский Петербург: Барон (мини-сериал, 2000)
  • Музыкальные игры (ТВ, 1989)
  • Игорь Корнелюк популярен и любим уже много лет. Сначала страна поголовно танцевала под его шлягеры, потом, утирая слёзы, сопереживала героям «Бандитского Петербурга» под хит о городе, которого нет. Чуть позже восхищалась балом у Сатаны в фильме «Мастер и Маргарита», который разыгрывался под мощное звучание написанного им вальса.

    Беседовала Ольга Журавлева

    Композитор сегодня увлечён новой идеей. Всё свободное время он посвящает проекту, который обещает раскрыть нам нового Корнелюка. Мы побывали в загородном доме композитора и за неторопливой беседой под бой домашних часов, которые отсчитывают время в каждой комнате, предались воспоминаниям.

    - Игорь, вы всегда понимали, что будете композитором?
    - Да. Мне было пять лет, жили мы в Бресте, и у нашего соседа - педагога музучилища играли свадьбу. В то время у меня был звонкий голос, и меня попросили спеть, что я с удовольствием сделал. После моего выступления к отцу подошли профессиональные музыканты и сказали, что он должен меня отдать в музыкальную школу. Я с удовольствием воспринял эту идею и пошёл учиться музыке, но очень скоро понял, что, в то время когда за окном звонко бьёт мячик, я должен играть скучные гаммы и этюды. И мне это совсем не понравилось. А в семь лет впервые сочинил мелодию. Во время урока сольфеджио в класс зашёл директор и сказал: «Наша ученица написала стихи о России. Никто не хочет сочинить музыку?» Набравшись наглости, я сказал: «Можно попробую?» В результате песню отправили на республиканский конкурс и мне дали диплом. Сочинять песни было интересно, и я довольно часто это делал. Вскоре ко мне прилепилась кличка «композитор». Мне было двенадцать лет, когда в музыкальной школе организовался вокально-инструментальный ансамбль. И я, конечно, начал в нём играть.

    - Какой был репертуар?
    - Сначала детские песни, но мы быстро из них выросли и играли The Beatles, Deep Purple, Nazareth, Boney M, ABBA. Попугайничали, конечно, но очень скоро я стал писать для ансамбля свои песни. Кстати, я очень рано начал зарабатывать деньги. Поскольку мы играли очень хорошо, в 1974 году нас пригласили работать на танцах в городском доме культуры по субботам и воскресеньям. Моя зарплата была 30 рублей в месяц.

    Как-то пришёл домой и прямо с порога заявил: «Еду учиться в Ленинград». Мама устало ответила: «Езжай куда хочешь»

    - Неплохие деньги для школьника...
    - Я всё отдавал маме. Сколько себя помню, мои родители очень много работали, стремились, чтобы семья жила хорошо, но мы жили небогато, и мои деньги были какой-то помощью. Если нас дополнительно куда-то приглашали поиграть, на эти деньги покупали аппаратуру, собирали самопальные усилители, прожектора. Нам всё это безумно нравилось. Девчонки на концертах дарили цветы...

    - И всё же вы решили покинуть родной город, почему?
    - Я отучился один год в музучилище, всё вроде было стабильно, но интуитивно я понимал, что это путь в никуда, и что-то надо менять в жизни, что надо учиться, а лучшая композиторская школа в Ленинграде. Как-то пришёл домой, мама хлопотала по хозяйству, прямо с порога заявил: «Я поеду учиться в Ленинград». Мама, не отрываясь от дел, устало ответила: «Езжай куда хочешь».

    - Как вас встретил Ленинград?
    - Приехал я без документов (они оставались в музыкальном училище). Пришёл и говорю: «Я закончил год в Брестском училище, хочу перевестись». Но оказалось, что ни одной точки соприкосновения в программе этих учебных заведений не было. Как будто там астронавтика, а здесь спорт. И мне предложили поступать на первый курс. Оставалось до экзаменов всего пять дней, за это время сочинил программу, которую и играл на вступительных экзаменах. Сдавал первым, поэтому понимал, что шансы мои равны нулю, и готовился уже возвращаться домой. Но открылась дверь аудитории, вышел Владлен Павлович Чистяков, подошёл ко мне и сказал: «Молодой человек, мне очень приятно, что я буду иметь честь вас учить». Трудно передать своё состояние - ко мне никто и никогда так не обращался. С той минуты вся моя жизнь разделилась на две части. Я стал учиться как одержимый. Если раньше думал, что хорошо играю на рояле, то теперь понял, что я хорошо бренчу на рояле и очень мало знаю. Серьёзно занимался гармонией, инструментовкой, читал, слушал. После фантастических педагогов музучилища и уровня обучения там, консерватория показалась приятной прогулкой по парку.

    Я купил беляш, вытер слёзы и сказал: «Хрен с вами, вы у меня все ещё попросите песен!»

    - А когда к вам пришла настоящая популярность?
    - Это было после передачи «Музыкальный ринг» в 1988 году. Тогда меня узнали как артиста. Но до этого я уже был композитором. Писал песни Боярскому, Анне Вески, «Поющим гитарам». Друзья стали говорить: «Попробуй сам спеть, когда ты песни показываешь на рояле, они звучат по-другому». И я попробовал в 1985 году на смотре-конкурсе молодых композиторов Ленинграда, спел свой шлягер «Я не понимаю, что со мной происходит». Вышел на сцену в широченных серых модных штанах, которые мне сшил сосед и которыми я очень гордился. Я прыгал по сцене, хотел пронестись по головам изумленной публики, но у меня это не получилось. А может и получилось, я сейчас уже не помню. Спев песню, убежал за кулисы. Поскольку это было впервые, я был напуган страшно. И вдруг слышу, меня вызывают на бис. А мои модные штаны были на завязках и те, как назло, развязались. Руки трясутся, я пытаюсь завязать штаны, а у меня не получается. Рядом стояли Лора Квинт и Витя Резников. Я бросился к ним. Они справились быстро, я снова выскочил на сцену и спел песню ещё раз. С того момента я почувствовал вкус к этому делу. Когда ощутил успех, стало жалко отдавать песни другим исполнителям. И началась моя полноценная певческая карьера.

    - Вы писали песни Пугачёвой, Киркорову, Кабаре-дуэту «Академия». Мэтры нашей эстрады часто обращались к вам?
    - Мэтры обращались ко мне практически все. Но когда я начинал, было совсем по-другому. Я сам приходил к мэтрам со своими песнями. Мне все они говорили хорошие добрые слова, но песни почему-то не брали. Последним, к кому я отправился предлагать песню, был Валера Леонтьев. Шёл 1985 год. Он послушал, сказал: «Мне нравится, но у меня так много песен. Всё расписано, когда и где их надо спеть, на два года вперёд». Когда я вышел из концертного зала «Октябрьский», даже заплакал, мне было ужасно обидно. Я шёл по Лиговке, размазывая слёзы и сопли. На углу у Московского вокзала стояла тётенька с лотком. Она продавала беляши и газировку. Я купил беляш, вытер слёзы и сказал: «Хрен с вами, вы у меня все ещё попросите песен!»

    Спустя несколько лет в Сочи ко мне на концерт пришёл Леонтьев с Люсей Исакович. Они зашли в гримёрку, благодарили, а потом Люся говорит: «Игорь, у нас к тебе просьба, а ты не мог бы для нас написать песенку-другую?» Я говорю: «Ребята, надо выпить вина, сегодня праздник!» Какой, удивились они. «Валера, а ты помнишь семь лет назад я приходил к тебе со своей песней в Октябрьский зал, и ты её не взял?»

    - Песню Леонтьеву вы тогда написали?
    - Нет, хотя люблю его и отношусь к нему с большой теплотой.

    - Сегодня у вас есть новые шлягеры?
    - У меня накопилось несколько песен, но просто физически нет времени их записать. Хоть и студия своя. Есть много срочной заказной работы. А ещё хочется хоть немного времени уделять себе.

    - Игорь, известно, что артист часто становится заложником сложившегося имиджа. Как вы ломали стереотипы?
    - Удивительное свойство - вешать ярлыки. Для актёров - это трагедия. Особенно если артист хороший. Мне всегда хотелось писать для кино, я это чувствовал, но у меня уже сложился имидж эстрадного исполнителя с лёгкими песнями. Когда Бортко позвал меня написать музыку к «Бандитскому Петербургу», продюсеры его отговаривали: «Володя, ты что, с ума сошёл, кого ты пригласил? У нас снимается серьёзная бандитская сага, а Корнелюк - это же только популярные песенки». Но Бортко настоял. Надо отдать должное, что когда вышел фильм, эти продюсеры позвонили мне и извинились за то, что вставляли палки в колёса. Но когда я начал работать над музыкой к «Идиоту», говорили уже так: «Корнелюк - это же «Бандитский Петербург»! А тут у нас Достоевский - это же классика». Но после этого фильма все разговоры тоже прекратились.

    - Вы работали над музыкой к «Мастеру и Маргарите». Задача сложнейшая...
    - Мне кажется, всё зависит от того, как ты настроишься на работу. Честно, я вообще не хотел начинать, потому что не верил в возможность экранизации этого романа Булгакова. Отчасти и сейчас не верю. Даже если снять по горизонтали всё, что событийно написано Булгаковым, то что делать с этой огромной вертикалью? С этой глыбой, которая за всем этим чувствуется. И я уже практически отказался от работы, но приехал Бортко и начал уговаривать, и вдруг я поймал себя на том, что через 20 минут нашей беседы мы уже обсуждаем какие-то детали и мелочи. В общем, увлёкся и скрепя сердце кинулся в это дело. Признаюсь, работать над «Мастером» было легче, чем над «Идиотом» и «Тарасом Бульбой». Я знал этот роман наизусть, было достаточно времени, и я не думал о масштабе всего происходящего, просто каждый день ставил какую-то задачу и её выполнял. Первым я сделал «Полёт Маргариты», потом сцену казни «Голгофа», потому что режиссёру нужно было,чтобы музыка звучала во время съёмок и оператор мог уловить темпо-ритм сцены. Так же было с шабашем ведьм, и балом у Сатаны.

    - Говорят, все попытки работать с этим произведением для творческих групп неизменно оборачивались проблемами. У вас всё было хорошо?
    - Нет. «Мастер и Маргарита» рассорил нас с Бортко. Сделал я сцену с этим безумным вальсом, две ночи сидел дома и распечатывал ноты, потому что хотелось, чтобы звуки музыки и игра оркестра на экране не были в диссонансе, как это обычно бывает в кино, когда актёры изображают игру на инструментах. В американском кино, кстати, такого быть не может. Даже в мульфильме «Том и Джерри», Том, играя на рояле, нажимает именно на те клавиши, которые реально звучат. И во время съёмок бала у нас оркестр играл в кадре по чётко расписанным мною нотам, но когда Бортко перемонтировал – игра музыкантов не попадала ни в одну ноту. Я был в шоке, а он говорит: «Кроме тебя это никто не увидит». А мне было обидно до слёз. На этом фильме я крепко поругался с Бортко. И окончательно наш разрыв произошёл на «Тарасе Бульбе», потому что там вообще всё неправильно было.

    - Сегодня чем вам интересно заниматься?
    - Я сделал много фильмов с разными режиссёрами. Но кино не является для меня высокой планкой. Мне очень хочется поработать в музыкальном театре. Причём в любом жанре, будь то мюзикл, оперетта, опера или балет.

    Наверное, интересно начать с оперы, где есть музыкальная драматургия, широкая масштабная интонация, катарсис. У меня есть такая драматургия, и, надеюсь, работа состоится. Либо это будет новая форма музыкального спектакля. Когда нет никакого сюжета, прямой событийности. Об этом я стал думать в последнее время. Абстрактные картины и зарисовки, которые вызывают эмоции. И ещё петь на языке, который не понимает никто. Чтобы пели артисты то, что красиво звучит фонетически. Ведь слушали мы The Beatles, в детстве, ничего не понимая при этом! Но как это на нас эмоционально воздействовало!

    «Счастье, когда можешь сказать себе: «Я это сделал!»

    Игорь, вы сказали, что ваша мама легко отпустила вас в чужой город. А как вы воспитывали своего сына? Он волен был выбирать чем заниматься, как жить?
    - Я не уверен, что лучший путь - дать сыну полную свободу. Он не хотел в детстве учиться музыке, а я не настаивал. Сам в детстве видел ребят, которых родители заставляли чем-то заниматься, и они от этого страдали. И тогда решил, что своих детей не буду так мучить. Я выполнил своё обещание, но не уверен, что это было правильно. Антон занимается компьютерными технологиями. Он сейчас живёт с нами, одно время жил отдельно в городской квартире.

    - У сына появилась тяга к родительскому дому?
    - Очень хочется в это верить, по крайней мере, наше общение мне очень нравится. Боюсь спугнуть это состояние. Надеюсь, что самый тяжёлый период в наших отношениях мы уже пережили. Антону 30 лет, он потрясающе разбирается в кино, у него феноменальная память. Он много знает, мне с ним интересно. Стараемся вечером всей семьёй вместе что-то посмотреть - фильмы, концерты. У нас появилась потребность узнать друг друга.

    - Вы очень нетипичный представитель шоу бизнеса - с юных лет у вас единственная жена. Вы однолюб?
    - Во-первых, есть принципы. Считаю, что семья - самый священный институт в нашей жизни. Во-вторых, мы с Мариной поженились совсем в бессознательном возрасте, но меня Господь наградил. Марина - мне награда за всё! Я уверен, что 99 процентов в семейных отношениях зависит от супруги. Это всё фигня, когда говорят, что мы равные партнёры. Не равны мы и никогда равными не будем! Не верю я в женский футбол и женский бокс.

    Если женщина захочет сохранить семью - она сохранит её всегда. Всё зависит от её такта, понимания, мудрости. Марина меня понимает, это мой крепкий тыл. Когда все линии обороны будут сметены, Марина останется последним бастионом, на который я буду опираться всегда. Я благодарен Господу и судьбе, что в моей жизни есть Марина.

    Автомобиль - предмет моей мужской гордости, в нём я отдыхаю. А курорты - не для меня

    - Игорь, вы выглядите вполне счастливым человеком. Формулу счастья постигли?
    - Счастье, как ни банально это звучит, в созидательном труде. Рано утром ты идёшь в студию, а тебя уже раздирают муки творчества, потом ты много часов ищешь и находишь, выходишь вечером в сад, укутанный прохладой, понимая, что ты это сделал! Нашёл эти пять нот и между ними есть какая-то искра! И это ощущение счастья ни с чем несравнимо!

    - Кроме счастья творчества, есть ещё и мелочи, которые делают жизнь комфортней...
    - Для меня это дом, коллекция часов, а ещё самые современные технологии, которыми оснащена моя студия. Я не пишу в ней коммерческие проекты, но она всё время развивается. Апгрейд происходит каждые полгода. Сейчас заказал оборудование в ведущих компаниях мира. Это будет настоящий прорыв - микшер, эквалайзер, конвектор и прочее. Сейчас я испытываю к своей студии чувства как коллекционер. У меня стоит лучшая акустика в мире. Колонки и усилители точно как на Abbey Road Studios.

    - Наверное, вы совсем разучились отдыхать? Неужели нет ни одного обычного хобби?
    - Обожаю автомобили и часто их меняю. За рулём сижу с семи лет. Для меня автомобиль - предмет моей мужской гордости, где я отдыхаю. А вот курорты - не для меня. Десять дней лежать на пляже - это невыносимо! В прошлом году мы с Мариной летали в Грецию - неделя отдыха и концерт. Так я не мог дождаться, когда наступит день концерта. Жил и понимал, что это настоящий день сурка: проснулся-завтрак-море-обед-море-ужин. И так каждый день! И только перед концертом я ожил, начал готовиться, вернулась жизнь. А ещё я очень люблю преферанс. Курево, неторопливая мужская беседа - любимое времяпрепровождение. Но я уже забыл, когда так отдыхал. И мне этого не хватает. Но ещё лучше - дня четыре провести дома на любимом диване с книжкой, посидеть в саду. В поездках я только работаю, а потом стремлюсь домой.

    Игорь Евгеньевич Корнелюк (белор. Ігар Яўгенавіч Карнялюк; 16 ноября 1962, Брест, БССР) - советский и российский музыкант и композитор, певец, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2007).

    Его дед, Касьян Григорьевич, владел в Брестской области землёй. В 1939 году, когда пришла Советская власть, отдал свои земли и пошёл работать в депо, тем самым избежав раскулачивания. Отец Евгений Касьянович Корнелюк работал на железной дороге с 1959 года по 1988 год маневровым диспетчером в западном парке центрального района станции Брест-Восточный. Хорошо пел.

    Образование

    В шесть лет Игорь Корнелюк начал учиться в музыкальной школе. Он учился в Бресте в Средней школе № 4, а в выходные с 12 лет играл в ансамбле на ионике в Брестском Дворце культуры на танцах. После восьми классов в сентябре 1977 года поступил в Брестское музыкальное училище в класс композитора и музыканта Марка Русина, который писал музыку для Брестского драматического театра. В 1978 году переехал из Бреста в Ленинград к родственникам.

    1978-1982 - музыкальное училище при Ленинградской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова закончил с отличием и без усилий поступил в консерваторию.

    1982-1987 - Ленинградская консерватория по классу композиции.

    Женился, когда был студентом. Во время обучения на первом курсе родился сын Антон; после рождения сына И.Корнелюк зарабатывал, исполняя песни на свадьбах.

    Творчество

    На него как на композитора повлияло творчество Queen, джаз, «Могучая кучка».

    С 1985 по 1988 год Игорь Корнелюк работал музыкальным руководителем Ленинградского театра «Буфф» и сочинял для него музыку.

    В 1985 году записал первую пластинку: фирма «Мелодия» выпустила миньон «Мальчик с девочкой дружил» в исполнении Альберта Асадуллина.

    В 1988 году Корнелюк начал сольную карьеру в телепрограмме «Музыкальный ринг», впервые выходит в финал фестиваля «Песня года-1988».

    Написал музыку к спектаклям: «Трубач на площади» (Ленинградский Пушкинский театр 1982), «Крестики-нолики» (Театр комедии 1985), оперу для детей «Тяни-Толкай, или Айболит со Зверинской улицы» (Мюзик-Холл 1988), музыку к фильму «Музыкальные игры» (Ленфильм 1988).

    Его песни исполняли Михаил Боярский - «Ходим по Парижу», Анне Вески - «Гороскоп», «Узнай», «Я не понимаю, что со мной», «Обезьяна», Е.Александров и Е.Спиридонова - «Милый», Эдита Пьеха - «Белый вечер», кабаре-дуэт «Академия» - «Я обиделась», Филипп Киркоров - «Примета», «Давай помиримся».

    В 1990 году снялся в фильме «Куд-куд-куда, или Провинциальные истории с интермедиями и дивертисментом в финале», а в 1992 году был снят фильм «Пусть говорят» о его творчестве.

    Телевидение

    В 1999-2001 годах вёл программу «Папа, мама, я - спортивная семья» на телеканале РТР, также исполнял песню из этой программы. В 2013 году песня стала исполняться в программе «Наш выход».

    Семья

    • Касьян Григорьевич Корнелюк - дед
      • Евгений Касьянович Корнелюк - отец, в прошлом маневровый диспетчер на ЖД (умер в 2012 году)
      • Нина Афанасьевна Корнелюк - мать
        • Наталья Евгеньевна - сестра
        • Марина Корнелюк - жена, музыкант, директор Игоря Корнелюка
          • Антон Корнелюк - (род. 1983) - сын
    • «Билет на балет»
    • «Будем танцевать»
    • «Возвращайся»
    • «Город, которого нет»
    • «Город за окном»
    • «Дожди»
    • «Дым»
    • «Клёво»
    • «Лунная дорога»
    • «Мало ли…»
    • «Месяц май»
    • «Милый»
    • «Пора домой»
    • «Ходим по Парижу»
    • «Я верю»

    Дискография

    Диски с песнями Игоря Корнелюка:

    • 1988 - «Билет на балет»
    • 1990 - «Подожди»
    • 1994 - «Я не могу так жить»
    • 1994 - «Мои любимые песни» (Сборник)
    • 1998 - «Привет, а это Корнелюк!»
    • 2003 - «Саундтрек к сериалу «Бандитский Петербург»»
    • 2010 - «Песни из кино»
    • 2010 - «Тарас Бульба»
    • 2010 - «Мастер и Маргарита»

    Композиторская фильмография

    1. 1988 - «Музыкальные игры»
    2. 1990 - «Куд-куд-куда, или провинциальные истории с интермедиями и дивертисментом в финале»
    3. 1992 - «Пусть говорят»
    4. 2000 - «Бандитский Петербург»
    5. 2003 - «Небо и земля»
    6. 2003 - «Идиот»
    7. 2003 - «Повторение пройденного»
    8. 2004 - «Легенда о Тампуке»
    9. 2005 - «Честь имею»
    10. 2005 - «Мастер и Маргарита»
    11. 2006 - «Русский перевод»
    12. 2007 - «Мика и Альфред»
    13. 2009 - «Тарас Бульба»
    14. 2009 - «Правосудие волков»
    15. 2010 - «43-й номер»

    Фильмография

    1. 1998 - Улицы разбитых фонарей - камео
    2. 2001 - Тайны следствия 1 - камео

    Музыка для театра




    Игорь Корнелюк - советский и российский музыкант и композитор, певец, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2007).
    Игорь Корнелюк родился 16 ноября 1962 года в Бресте. В шесть лет Игорь Корнелюк начал учиться в музыкальной школе. Он учился в Бресте в Средней школе № 4, а в выходные с 12 лет играл в ансамбле на ионике в Брестском Дворце культуры на танцах. После восьми классов поступил в Брестское музыкальное училище в класс композитора и музыканта Марка Русина, который писал музыку для Брестского драмтеатра. В 1978 году переехал из Бреста в Ленинград к родственникам. 1978—1982 закончил музыкальное училище при Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, закончил с отличием и без усилий поступил в консерваторию. 1982—1987 Ленинградская консерватория по классу композиции. На него как на композитора повлияло творчество Queen, джаз, «Могучая кучка». С 1985 по 1988 год Игорь Корнелюк работал музыкальным руководителем Ленинградского театра «Буфф» и сочинял для него музыку. В 1985 году записал первую пластинку: фирма «Мелодия» выпустила миньон «Мальчик с девочкой дружил» в исполнении Альберта Асадуллина. В 1988 году Корнелюк начал сольную карьеру в телепрограмме «Музыкальный ринг», впервые выходит в финал фестиваля «Песня года».
    Написал музыку к спектаклям: «Трубач на площади» (Ленинградский Пушкинский театр 1982), «Крестики-нолики» (Театр комедии 1985), оперу для детей «Тяни-Толкай или Айболит со Зверинской улицы» (Мюзик-Холл 1988), музыку к фильму «Музыкальные игры» (Ленфильм 1988).
    Его песни исполняли Михаил Боярский «Ходим по Парижу», Анне Вески «Гороскоп», «Узнай», «Я не понимаю, что со мной», «Обезьяна», Е. Александров и Е. Спиридонова «Милый», Эдита Пьеха «Белый вечер», кабаре-дуэт «Академия» «Я обиделась», Филипп Киркоров «Примета», «Давай помиримся». В 1990 году снялся в фильме «Куд-куд-куда, или провинциальные истории с интермедиями и дивертисментом в финале», а в 1992 году был снят фильм «Пусть говорят» о его творчестве. Игорь Корнелюк автор музыки к фильмам «Бандитский Петербург», «Мастер и Маргарита», «Небо и земля», «Легенда о Тампуке», «Идиот», «Русский перевод», «Тарас Бульба». Игорь — автор более 200 популярных песен. Как композитор и автор-исполнитель Игорь написал музыку и исполнил следующие песни: «Билет на балет», «Будем танцевать», «Возвращайся», «Город, которого нет», «Дожди», «Дым», «Клёво», «Мало ли…», «Месяц май», «Милый», «Пора домой», «Ходим по Парижу» и др. На официальном сайте випартист можно ознакомиться с творчеством корнелюка игоря, посмотреть фото и новые видео клипы артиста, а по указанным контактным телефонам пригласить корнелюка игоря с концертом на свое мероприятие. Вы можете заказать концертное выступление корнелюка игоря на торжество или пригласить на корпоратив, а так же заказать выступление корнелюка игоря на свадьбу. Для того, чтобы узнать условия приглашения корнелюка игоря на Ваше мероприятие : гонорар и райдер, заполните форму бланка заказа артиста. Менеджер свяжется с Вами для уточнения деталей заказа, или позвоните нам. Уточняйте и бронируйте свободные даты выступления заранее.


    Он начал сочинять музыку еще в школьные годы, пережив личную драму. Когда его песни уже пела вся страна, а поклонницы признавались ему в вечной любви, он уже был женат. Он построил дом, посадил дерево и вырастил замечательного сына. Но останавливаться на достигнутом певец не собирается.

    Первая любовь


    Пионерское детство, 1975.

    Родители Игоря не имели никакого отношения к искусству, но детей решили отдать в музыкальную школу, чтобы сын и дочь Наташа развивались разносторонне. На удивление, музыка Игорю понравилась, и через какое-то время он уже не представлял, как можно было без нее жить. С 12 лет он уже вполне профессионально музицировал и подрабатывал во дворце культуры, играя на танцах на ионике в составе ансамбля.

    Примерно в этом же возрасте Игорь Корнелюк впервые влюбился. Чувство было серьезным, они встречались несколько месяцев. А потом Люба бросила своего возлюбленного, найдя другой объект для своей симпатии.

    Игорь Корнелюк.

    Для Игоря это была настоящая трагедия. Он переживал ее не только морально, но и физически: почти две недели провел в постели в полубессознательном состоянии.

    Придя в себя, он ощутил неодолимое желание писать песни, отражая в рождающихся мелодиях всю свою боль и тоску. В качестве слов использовал стихи Есенина, Смелякова, Пастернака. Свои сочинения он нес в ансамбль, и затем коллектив исполнял их на танцах во Дворце культуры.
    Музыка стала для него той соломинкой, которая помогла выбраться из депрессии. Музыка стала смыслом всей его жизни.

    Музыка и любовь


    Игорь Корнелюк.

    После окончания школы Игорь поступил в Брестское музыкальное училище, а через год переехал в Ленинград и стал студентом Ленинградского музыкального училища при консерватории. Он хотел перевестись, чтоб не пропадал целый год его обучения в Бресте, но оказалось, что программы двух учебных заведений кардинально отличаются друг от друга. Игорь за пять дней до вступительных экзаменов сочинил программу и был изначально настроен на возвращение домой. Он думал, что у него нет никаких шансов. Но педагог Владлен Павлович Чистяков сказал юноше, что будет иметь честь учить его.


    Игорь Корнелюк.

    Учился Игорь Корнелюк, по его собственному признанию, одержимо. Жадно впитывал знания, много играл, слушал, читал. В училище он встретил свою супругу, Марину. Она училась на дирижерско-хоровом отделении, обладала невероятно красивым голосом. Изначально он пригласил ее в хор, когда написал кантату для хора и оркестра.


    Свадьба Игоря и Марины, 19 июля 1982 г.

    Очень быстро он рассмотрел в ней родственную душу. Общение складывалось легко, они понимали друг друга с полуслова. Игорь и Марина встречались два года, а летом 1982 года уже стали мужем и женой.

    Мама Марины и родители Игоря оторопели, они считали, что в 19 лет жениться рано, нужно хотя бы немного встать на ноги. Но молодые люди были уверены в своем выборе. Кроме того, в их семье уже намечалось пополнение: сын Антон родился вскоре после свадьбы, в 1983 году.
    На свадьбу композитор заработал сам, денег не просил ни у кого. Сам все и организовал, пригласив на свое торжество родителей, педагогов и друзей. На свадьбе было весело, но композитор настолько устал, что мечтал о скорейшем окончании мероприятия.

    Ответственность за семью


    Игорь Корнелюк с сыном.

    После бракосочетания молодая семья поселилась в 19-метровой комнатке вместе с мамой Марины. С тещей поначалу крепко ссорились. Непросто было всем.

    Он учился на первом курсе в консерватории, подрабатывал аранжировщиком. Игорь писал партитуры под заказ, расписывая кто и что играет. Садился за работу очень рано – в шесть утра, а заканчивал иногда далеко за полночь. Но при этом он получал довольно неплохие деньги и мог с уверенностью сказать, что обеспечивает свою семью. Марина помогала ему, переписывая повторяющиеся куски, а он в это время продолжал писать.

    Игорь Корнелюк.

    Позже он по выходным стал ездить в Брест работать на свадьбах и банкетах. При этом он брал с собой только барабанщика, а сам выступал в роли человека-оркестра, демонстрируя виртуозную игру на нескольких музыкальных инструментах.

    Игорь подрабатывал всеми возможными способами, чувствуя ответственность за тех, кто рядом.
    Позже Игорь и Марина с маленьким Антошкой перебрались сначала на съемную квартиру, а затем во временную, выделенную им жилищным комитетом.

    Игорь и Марина Корнелюк.

    Марина никогда не ворчала на мужа, стойко перенося все трудности бытия. Ей хватило такта и женской мудрости сохранить семью. Они построили роскошный дом, полный света и музыки, вырастили сына, который стал программистом, высадили сад.

    Марина стала директором Игоря Корнелюка и, вопреки его опасениям, блестяще справилась с этой ролью. Хотя сам композитор опасался, что она не сможет играть по правилам шоу-бизнеса из-за своей природной мягкости.


    Игорь и Марина Корнелюк.

    Игорь Корнелюк не скрывает: в его жизни первое место занимает музыка. И впереди у него еще много планов. Он много лет мечтал написать оперу, и сейчас близок к исполнению своей мечты. У него еще много задумок и творческих планов. И он точно знает: все они осуществятся, ведь рядом с ним его счастье, его верная супруга и настоящий друг – супруга Марина.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры