Как добраться до Музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Главная / Любовь

Главное здание

  • Вторник, среда, суббота и воскресенье 11:00 до 20:00
  • Четверг и пятница с 11:00 до 21:00
  • Понедельник – выходной

  • Вторник, среда, суббота и воскресенье с 11:00 до 20:00
  • Четверг и пятница – с 11:00 до 21:00
  • Понедельник – выходной
  • Кассы закрываются на час раньше

Музей личных коллекций (временные выставки)

  • Основная экспозиция закрыта до 2023 года.

Цена билетов в Музей изобразительных искусств имени Пушкина в 2019 г.

Главное здание

  • Для взрослых - 400 рублей

Галерея Искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков

  • Для взрослых - 400 рублей
  • Для студентов РФ и пенсионеров РФ - 200 рублей
  • Для детей до 16 лет - бесплатно

Как добраться до Музея изобразительных искусств имени Пушкина

Адрес: Москва, ул.Волхонка, д. 12.

Ближайшая станция метро Кропоткинская. Музей находится на противоположной стороне от Храма Христа Спасителя . Музей включает в себя три здания: основное здание, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв. и здание музея личных коллекций. Поскольку первым по пути от метро встречается Галерея, на вывеске которой тоже написано, что это музей имени Пушкина, то можно не дойти до основного здания и гулять по Галерее. Иногда в кассу Основного здания бывает очередь, которая может стать ориентиром входа в Музей.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина находится в самом центре, недалеко от других

Полтора года назад из Пушкинского музея вынесли всех импрессионистов и работы XX века. Теперь они живут в отдельном здании слева (ранее - Музей личных коллекций, ныне - Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков). В результате на верхних этажах основного здания освободилась куча места - экспозицию решили обновить. Всем хранителям было что вынуть из-под полы - и, разумеется, всем хотелось. Хотя значительно увеличиться могли лишь две коллекции - голландская, за счет бесконечных и бесконечно плодовитых малых голландцев (великие давно в экспозиции), и итальянская, где есть что прибавить к каждому столетию (хотя не представленные ранее имена в основном знакомы лишь искусствоведам, причем итальянистам). В результате добавили и тех и других, но в разных пропорциях. Но обо всем по порядку.

За ночь экспозицию, конечно, не поменяешь, процесс долгий. Залы закрывались по очереди, ремонтировались и менялись, картины реставрировались и доставались из запасников. Унесли наверх французов, собрали в одном зале Рембрандта и его школу. Постоянным посетителям музея это вряд ли покажется поразительной метаморфозой - ну, стены покрасили, этикетки сменили, щиты новые сделали. Но если вспомнить, как все выглядело в прошлом году, - оказывается, все так же, да не так. На первом этаже неизменными остались лишь Греческий и Итальянский дворики (в первом появился проект реконструкции музея, а во втором елка, но это, вероятно, не навсегда). Все остальное перемешалось. Левую анфиладу теперь полностью занимают древности и античность, вытеснившие итальянские иконы и Раннее Возрождение. Правда, путь туда по-прежнему лежит через фаюмские портреты, а «Сокровища Трои», вошедшие теперь в постоянную экспозицию, давно находятся в музее под видом выставки. По центру теперь вход в итальянские залы, в предбаннике которых выставлены произведения Византии. В зале с Итальянским Возрождением больше не показывают Кранаха и ранних немцев. Затем, минуя Итальянский дворик и пройдя через французский портик, попадаешь в северную школу (раньше здесь были французы): у вынесенного из Италии Кранаха теперь свой отдельный закуток. Далее по анфиладе следуют отдельные фламандские и голландские залы с уголками Рубенса и Рембрандта. В Голландии появился Питер де Хох, о существовании которого никто, кроме хранителей, и не догадывался. На втором этаже по-прежнему большую часть залов занимают копии и слепки (их, к сожалению, не тронули). Зато в левом крыле поселились итальянцы - академисты, маньеристы и венецианская школа. Появился новый замечательный Тьеполо, Маньяско и несколько Веронезе (со школой). Правое крыло, как уже говорилось выше, отдано французам, обогатившимся Лебреном и Лорреном. В целом же экспозиция увеличилась на треть, что приятно. Теперь от Пушкинского ощущение, как после неаполитанского музея Каподимонте, - будто история искусства состоит в основном из античности и массы итальянцев, а все прочее было так, по мелочи.

Самое удивительное, что вся эта красота - ненадолго: музей скоро вообще закроют. К столетнему юбилею (то есть к 2012 году) Пушкинский должны реконструировать. Проектом реконструкции занимается Норман Фостер, по предварительным планам, на Волхонке появится огромный подземный музейный квартал. Финал этой истории непредсказуем: пока проект пройдет все согласования, подземный музей может превратиться в тридцатиэтажный торговый центр - но с Пушкинским, надеемся, этого не случится. Пока же в залах музея уже проведена одна незаметная реформа. Дело в том, что в наших музеях принцип осмотра принудительный - благодаря анфиладной системе залов. То есть посетитель не может посмотреть только Рембрандта или только малых голландцев - чтобы добраться до них, волей-неволей приходится миновать множество разных стилей, имен и эпох. Раньше, чтобы попасть в залы древней Ассирии, нужно было пройти итальянские иконы, а вход в Италию XVII–XVIII веков лежал через французский зал. Теперь же можно отдельно сходить в залы античности или ранней Италии, или Голландии, или поздней Франции. Хотя, если честно, музей такой маленький, что просмотрев в один присест всю экспозицию, даже в увеличенном на треть варианте, не устанешь ни за что.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

ВОЛХОНКА, 12

17 августа (по старому стилю) 1898 года в самом центре Москвы, на Колымажном дворе (ныне улица Волхонка), в присутствии императора Николая II и его семьи был заложен первый камень в фундамент здания, ставшего впоследствии одним из крупнейших музеев мира. А 29 августа (по новому стилю) 1998 года Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина исполнилось сто лет.

Для человека сто лет- возраст солидный, а вот для музея он вполне может считаться и совсем юным. Но как богат событиями и делами этот пройденный музеем столетний путь.
Идею создания в Москве музея искусств еще в 1830-е годы высказывала передовая русская интеллигенция. Однако лишь в 1884 году было начато его строительство- на собранные частные и общественные средства. Музей строился по конкурсному проекту архитектора Романа Ивановича Клейна (1858-1924), академика Петербургской Академии художеств. За проект музея он получил золотую медаль.

Душою всего замысла

Был Иван Владимирович Цветаев (1847-1913), историк, филолог, специалист в области античной истории и искусства, хранитель отделения изящных искусств Румянцевского музея, профессор римской словесности Московского университета.
Первоначально в музее планировалось открыть учебный центр Московского университета с коллекцией гипсовых слепков древних произведений, хранящихся в крупнейших музеях мира. Но жизнь определила ему иное, более важное назначение. Музей должен был стать общедоступным. И вот сюда уже стали поступать не только превосходно сделанные слепки, но и подлинники произведений, подаренные другими музеями и коллекционерами. А 31 мая 1912 года в солнечный полдень у здания Музея изящных искусств имени императора Александра III (так был назван музей) собралась многочисленная публика. На торжественную церемонию открытия пришли ученые, студенты, профессора Московского университета, высшие правительственные чиновники.

Двери нового музея

Открылись под звуки пения семисотголосого хора учеников московских музыкальных училищ, исполнивших кантату, специально написанную к этому случаю композитором М.М. Ипполитовым-Ивановым.
Четверть века спустя, в 1937-м, когда исполнилось сто лет со дня смерти А.С. Пушкина, музею присвоили имя поэта. С тех пор он и называется Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Уникальное собрание

Живописи итальянских художников подарил музею в 1909 году русский консул в Италии М. Щекин. Это был один из первых даров музею.
Известный русский ученый-египтолог В.С. Голенищев подарил подлинные памятники культуры и искусства Древнего Египта. Коллекция музея пополнилась и подлинниками западноевропейской живописи (французской, голландской, итальянской и др.), собранием античных ваз и монет. Коллекция непрерывно расширялась. В нее вошли экспонаты ликвидированного Румянцевского музея, часть произведений Эрмитажа, Третьяковской галереи (картины западноевропейских художников). В музей были переданы частные коллекции князей Юсуповых, графов Шуваловых и Строгановых, материалы археологических раскопок античных городов северного Причерноморья.
Когда началась Великая Отечественная война, музейные коллекции были эвакуированы. Здание музея осенью 1941 года было повреждено бомбардировкой, но уже в 1944-1945 годах полностью восстановлено. И в полной сохранности вернулись в музей эвакуированные коллекции.

Более 500 тысяч экспонатов

Находится в настоящее время в музее- это произведения живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, памятники археологии и нумизматики.
Особая гордость музея- замечательная коллекция западноевропейской живописи. В картинной галерее византийские иконы, полотна Боттичелли, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, Ватто, Лоррена, Давида, Ренуара, Ван Гога, Гогена, Сезанна, Матисса, Пикассо и многих других художников.
Но музей не ограничивается лишь демонстрацией своих сокровищ. Его сотрудники ведут огромную научную и просветительскую работу. Посетители музея имеют возможность познакомиться не только с произведениями, имеющимися в его фонде. Ведущие музеи мира часто привозят сюда свои картины, и эти выставки неизменно пользуются огромным успехом. А какие очереди выстраивались на выставку одной картины- «Джоконды» Леонардо да Винчи! Никто не хотел упустить счастливый случай своими глазами увидеть знаменитый шедевр.
Проводится в музее и замечательный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера».
Сейчас наметился новый всплеск интереса к искусству. Это чувствует и музей, принимающий в год до полутора миллионов посетителей, среди которых много детей с родителями. В 1991 году Указом Президента музей включен в список особо ценных объектов культурного наследия народов России.
К юбилею музея была открыта выставка «Музеи мира- партнеры ГМИИ имени А.С. Пушкина», на которой представлены 50 картин из крупнейших музеев мира. Свои сокровища на этой выставке показали парижский Лувр, мадридский Прадо, нью-йоркский Метрополитен, музеи Ватикана.

А в день рождения музея,

29 августа (по новому стилю) был открыт новый зал, посвященный основателю и первому директору музея И.В. Цветаеву. Постоянная экспозиция рассказывает о его деятельности, многогранной и подвижнической. Четыреста редких экспонатов, связанных с историей музея, выставлены здесь.
Музей уже давно перерос рамки музея. Когда-то И.В. Цветаев мечтал о создании «музейных городов». Сейчас они уже стали появляться- например, Русский музей в Санкт-Петербурге, которому передано несколько дворцов. По этому пути идет и Третьяковка.
Наступило время стать таким культурным центром и Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Будем надеяться, что так и будет.
Ю. Жданов

Рассказ Юрия Жданова «Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина» опубликован:
1. Юрий Жданов. Волхонка, 12. Газета «Радость» № 11- 12, 1998. Стр. 2; 4.
2. Ю. Алексеев (псевдоним Юрия Жданова). Волхонка, 12. Газета «Радость» № 4, 2002. Стр. 31
3. Юрий Жданов. Волхонка, 12. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. «Детская Роман-газета» № 12, 2007. Стр. 13- 16
4. Юрий Жданов. Во славу изящных искусств. Газета «Радость». № 4, 2012. Стр. 37- 38
5. Юрий Жданов. Во славу изящных искусств. Газета «Радость». Спецвыпуск. 2014. Стр. 26- 27

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»)

Величественное здание по улице Волхонка, 12 построили к 1912 году как Музей изящных искусств, носивший имя императора Александра III. В 1937 музейный комплекс переименовали, и с тех пор мы его знаем, как (ГМИИ) имени А.С. Пушкина.

Фото 1. Улица Волхонка, 12 в Москве - здание Государственного музея

изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

После московского пожара 1547 года на нынешней территории музея разместили царский Конюшенный двор, который стоял неподалеку от стен древнего . Впоследствии он назывался Колымажным двором, и здесь был организован общедоступный манеж для выездки лошадей.

История этого места связана и с опричным войском. Именно на этом участке, в период с 1564 по 1572 годы, размещался их конный центр.

Двор со стороны Колымажного переулка, 6 в последующие годы принадлежал семейству Скуратовых, которые, скорее всего, были потомками известного царского опричника Малюты Скуратова. Подтверждением может служить тот факт, что сам Скуратов был похоронен при церкви во имя Похвалы Пресвятой Богородицы (снесена в 1932 году, как и Храм Христа Спасителя), стоявшей неподалеку.


Фото 2. При открытии в 1912 году ГМИИ им. А.С. Пушкина назывался

Музеем изящных искусств имени императора Александра III

В 1863 году московские власти устраивают в районе Волхонки, 12 пересыльную тюрьму, упоминание о которой вводило обывателей и арестантов в ужас. Снесли ее только к 1882 году, и этот район Москвы некоторое время был пустырем.

Участок был востребован, а за его обладание велась нешуточная борьба. В планах было и строительство здесь некоего реального училища, но в конечном итоге место получил Московский университет для возведения музея Изящных искусств. Благодарить за это мы должны профессора этого учебного заведения - Ивана Васильевича Цветаева, который приходился отцом поэтессе Марине Цветаевой.

Музей создавался Иваном Васильевичем Цветаевым как некий центр, в котором должны быть собраны копии значительных скульптур всего мира. Это дало бы возможность студентам университета, по большей части, не обладавших возможностью посещать мировые культурные столицы, прикоснуться и познать прекрасное наследие человечества.

Все вопросы с земельным участком были решены и, наконец, был объявлен конкурс проектов для строительства нового здания. После его завершения места распределились следующим образом: архитектор Герман Давидович Гримм - первая премия, Людовик Яковлевич Урлауб - вторая, - третья. Но, окончательным победителем был объявлен зодчий Роман Иванович Клейн.


В здание музея первый камень заложили в 1898 году, завершив строительство чуть более чем через 10 лет.

Стоит отметить, что строительные материалы самого отменного качества поставлялись на объект не только из Российской империи, в т.ч. из карьеров нынешних Польши и Финляндии, но и из европейских стран - Венгрии, Швеции и Италии. Несмотря на свое профессорское звание, Иван Васильевич Цветаев лично контролировал все проектные, а также строительные работы, добиваясь четкого следования задуманного стиля, перекликавшегося с древнегреческой архитектурой.

Для отделки музейных залов были привлечены лучшие художники, а исходный материал и необходимые экспонаты выбирал, опять таки, лично Цветаев. Только благодаря его напору, а также помощи жертвователей, среди которых были великий князь Сергей Александрович и фабрикант Юрий Степанович Нечаев-Мальцев, идею возведения Музея изящных искусств удалось воплотить в жизнь.

Отдельно хочется отметить мецената Нечаева-Мальцева, который самолично внес на строительство и устройство музея порядка 2,5 миллиона рублей, хотя сама государственная казна выделила немногим более 200 тысяч.

Годы сотрудничества превратили Ивана Васильевича и Юрия Степановича в искренних друзей, хотя некоторые трения, связанные с созданием музея, все-таки бывали. Вот строки из письма профессора меценату:

« … Вы сетуете на меня за сделанные приобретения памятников искусств для музея. В свое оправдание могу сказать, что разыскивание их по всей Европе стоило мне больших самопожертвований и больших трудов, принесенных мною благу музея. Бог знает, кто и когда проделал бы этот многолетний путь безвозмездно для нашего учреждения. Я вынес много лишений и всяческих неудобств ради этой высокой цели и нашел для музея много такого, что долго-долго туда не поступило бы. Без любви, без увлечения, без стремления к этому специальному знанию в нынешнем мире коллекции не собрать бы. Как-нибудь выкарабкаемся из долгов. А приобретенное навсегда будет украшать музей».


Интересно, что порой москвичи доброжелательно называли обоих под одной фамилией - Цветаев-Мальцев.

Сложности преследовали Цветаева и его последователей на всем пути воплощения идеи. Так, в 1904 году на стройке случился пожар, в 1905 году внесла свои коррективы революция, а в 1906 году Иван Васильевич теряет супругу.

Торжественное открытие Музея Изящных искусств (сегодня - Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С. Пушкина) состоялось в 1912 году - 13 июня.

Через год не стало Цветаева, умершего от сердечного приступа. 40 дней спустя ушел из жизни и Нечаев-Мальцев. Практически одновременно не стало двух людей, благодаря которым Россия получила еще один музей мирового уровня. К сожалению, потомки так и не присвоили этому храму искусств имя его истинных создателей.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры