Кто такой н паганини. Посмертное путешествие паганини

Главная / Любовь

Этот мрачного вида человек, игрок и дебошир совершенно преображался, взяв в руки скрипку. Даже тем, кто считал, что его слава лучшего скрипача в мире раздута, приходилось смириться, когда им доводилось услышать его игру. Для людей, в музыке не разбиравшихся, он устраивал настоящие представления с звукоподражанием – "жужжал", "мычал" и "разговаривал" струнами.

Родился будущий гений в семье мелкого торговца в Генуе. Его отец безуспешно пытался учить музыке старшего сына, Карло. Но когда Никколо подрос, отец забросил занятия с Карло, чему тот, несомненно, был рад. Как вырастить гения и виртуоза? Можно увлекать и развлекать одаренного ребенка, как делал это отец Моцарта. А можно запирать его в кладовке, до тех пор, пока он не выучит особенно сложный этюд. Именно в такой атмосфере растили Никколо. У мальчика практически не было детства, все его дни проходили в бесконечных изнуряющих занятиях музыкой. От рождения у него был потрясающе тонкий слух, он погружался в мир звуков и пытался повторить его с помощью гитары, мандолины и скрипочки.

Первый концерт Никколо Паганини состоялся в одиннадцать лет. Концерт вундеркинда, исполнявшего свои вариации известных произведений, потряс публику. У мальчика появились знатные покровители. Джанкарло де Негро, негоциант и меломан, даже обеспечил его возможностью продолжать обучение у виолончелиста Гиретти. Учитель заставлял талантливого ученика сочинять мелодии без инструмента, слышать музыку в голове.

Завершив обучение, Никколо становился все известнее. Он начал зарабатывать хорошие деньги, давая концерты по всей Италии. Музыкант обещал раскрыть секрет своего мастерства, когда закончит свою карьеру, и этим только подогревал интерес публики. Таинственным в нем казалось все. Его внешность – мертвецки бледная кожа, запавшие глаза, выдающийся нос крючком и невероятно длинные пальцы, дерганные движения тощей фигуры. Его игра на скрипке – от Бога или от дьявола, но она определенно была нечеловечески хороша. Его образ жизни и пристрастие к азартным играм, из-за которого он часто сидел на мели. И его отрешенное, возвышенное состояние, когда он стоял на сцене, сливаясь с инструментом воедино.

Путешествуя и выступая, маэстро сочинял музыку. В то время (1801-1804) он жил в Тоскане и, гуляя по залитым солнцем улицам, сочинял свои знаменитые каприсы для скрипки. На некоторое время (1805-1808) Никколо даже стал придворным музыкантом, но потом снова вернулся к концертам. Своеобразная, легкая и непринужденная манера исполнения и виртуозное владение инструментом вскоре сделали его самым популярным скрипачом Италии. За шесть лет (1828-1834) он дал сотни концертов в европейских столицах. Паганини вызывал восхищение и восторг у коллег-музыкантов. Ему посвящали восхищенные строки Гейне, Бальзак и Гёте.

Его творческий путь оборвался стремительно и трагично. Из-за туберкулеза Паганини пришлось вернуться в Италию, а приступы кашля не давали ему разговаривать. В родную Геную он вернулся глубоко больным человеком. Ужасно страдая от тяжелейших приступов, Никколо прожил еще три года. Музыкант умер в Ницце, 27 мая 1840 года. Папская курия долго не позволяла похоронить его в Италии из-за образа жизни. Два месяца забальзамированное тело лежало в комнате, еще год – в подвале его дома. Его несколько раз перезахоранивали, и спустя 36 лет Никколо Паганини обрел покой в Парме. После смерти Паганини человечеству осталось в наследство 24 каприса, множество вариаций на оперные и балетные темы, шесть концертов для скрипки с оркестром, сонаты, сонаты для скрипки и гитары, вариации и вокальные композиции.

Кстати, незадолго до смерти Паганини раскрыл свой секрет великолепного владения скрипкой. Он заключается в полном духовном слиянии с инструментом. Надо смотреть и ощущать мир через инструмент, хранить воспоминания в грифе, самому становиться струнами и смычком. Кажется, что все просто, но далеко не каждый профессиональный музыкант согласиться принести свою жизнь и личность в жертву музыке.

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию 7 удивительных фактов из биографии великого маэстро.

1. На концертах Паганини устраивал настоящее шоу. На публику это производило настолько сильное впечатление, что некоторые теряли сознание в зале. Каждый номер и выход он продумывал до мельчайших деталей. Всё было отрепетировано: от репертуара, состоящего исключительно из собственных композиций, до эффектных трюков, вроде лопнувшей струны, расстроенной скрипки и "привета из деревни" - подражания звукам животных. Паганини научился имитировать гитару, флейту, трубы и валторны и мог заменить собой оркестр. Влюбленная публика прозвала его "Южным колдуном".

"Все лучшее и высокое в мире связано с христианством. Лучшие музыканты нашего века пишут церковные гимны. Нет ни одного классического композитора, который не писал бы оратории и мессы. Реквием Моцарта, оратории Баха, мессы Генделя свидетельствуют о том, что Господь не оставляет Европы и что вся наша культура строится на началах христианской любви и милосердия. Но вот появился скрипач, который сворачивает с этой дороги. Всем своим поведением, ненасытной алчностью, упоительным ядом земных соблазнов Паганини сеет тревогу на нашей планете и отдает людей во власть ада. Паганини убивает младенца Христа".

3. Для одних Паганини был несомненным гением, для других – удобной жертвой для нападок. Его родителям таинственные "доброжелатели" присылали письма с описаниями кутежей и разврата, в которых якобы погряз их сын. Вокруг него вились слухи, один удивительнее другого. Например, о том, что Никколо Паганини оттачивал свое мастерство не изнурительными занятиями в детстве и юности, а развлекал себя музыкой, сидя в тюрьме, не знал только ленивый. Эта легенда оказалась такой живучей, что даже нашла свое отражение романе Стендаля.

4. Газеты часто печатали сообщения о смерти Паганини. Началось все со случайной ошибки, но журналисты вошли во вкус – ведь газеты с опровержением расходились двойным и тройным тиражом, а популярность скрипача из-за этого только росла. Когда Паганини скончался в Ницце, газеты привычно напечатали его некролог с припиской: "Надеемся, что скоро, как обычно, опубликуем опровержение".

5. В 1893 году гроб с маэстро опять откопали, потому что люди якобы слышали странные звуки, доносившиеся из-под земли. В присутствии внука Паганини, чешского скрипача Франтишека Ондржичека, прогнивший гроб вскрыли. Ходит легенда, будто тело музыканта к тому моменту истлело, но лицо и голова были практически невредимы. Конечно, после этого еще не одно десятилетие по Италии ходили самые невероятные слухи и сплетни. В 1896 году гроб с останками Паганини вырыли еще раз и перезахоронили на другом кладбище Пармы.

6. Паганини был любимцем не только народных масс, но и титулованных особ. Каждый европейский монарх считал своим долгом пригласить его для личного выступления, а однажды его позвали исполнить масонский гимн перед итальянской великой ложей. Конечно, за выступления он получал невероятные гонорары, но из-за несдержанности в азартных играх он часто попадал в ситуации, когда ему не хватало денег за еду. Ему приходилось неоднократно закладывать свою скрипку и просить помощи у друзей. С рождением сына он стал спокойнее и к старости смог скопить небольшое состояние.

7. Маэстро предпочитал не записывать свои произведения на бумаге, чтобы оставаться единственным исполнителем (а тех, кто мог исполнить мелодии Паганини даже с нотами, было ничтожно мало). Представьте себе удивление мастера, который услышал собственные вариации в исполнении скрипача и композитора Генриха Эрнста! Возможно ли, что вариации были подобраны им на слух? Когда Эрнст пришел с визитом к Паганини, тот спрятал рукопись под подушку. Удивленному музыканту он сказал, что после его выступления стоит опасаться не только его ушей, но и глаз.

Виртуозное мастерство легендарного скрипача Никколо Паганини известно нам только по отзывам современников и мнению музыкальных специалистов. Нам остается только довериться этой оценке, которая подтверждается и его сочинениями для скрипки. Ведь их исполнение под силу только настоящим музыкальным талантам. В этой краткой биографии Никколо Паганини представлены главные события его насыщенной жизни.

Ранние годы

Лучший скрипач всех времен и народов Никколо Паганини родился в 27 октября 1782 года в маленьком переулке Черная кошка итальянского города Генуя. Он был третьим ребенком в семье. Его отец, Антонио Паганини (1757-1817), в молодости работал портовым грузчиком, а потом открыл мелкую лавку. При переписи населения во времена оккупации Италии Наполеоном он записался как "держатель мандолин". Мама, Тереза Боччардо, занималась воспитанием детей и вела домашнее хозяйство. Всего в семье Паганини было шестеро детей. Николло родился немного раньше срока, был болезненным и хрупким ребенком. Проблемы со здоровьем во многом были потом усугублены строгостью воспитания.

Изучая биографию Паганини, нельзя найти сведения о том, получил ли он систематическое образование. Письма, написанные им уже в зрелом возрасте, имеют многочисленные орфографические ошибки. Многие думают, что писать он научился достаточно поздно. Однако письма свидетельствуют о наличии положенных образованному человеку того времени знаний в литературе, мифологии и истории.

Первые музыкальные опыты

Антонио Паганини очень любил музыку, часто играл на мандолине, раздражая этим жену и соседей. Не добивших особых успехов в музыке, он надеялся, что кто-то из детей станет знаменитым музыкантом. Старший сын Карло любил музыку, но не показал особых способностей. Тогда отец занялся Никколо, который с ранних лет демонстрировал уникальный музыкальный талант.

В биографии Никколо Паганини написано, что его первое знакомство с музыкой произошло в пять лет. Отец начал учить его играть на мандолине, а через год они перешли на скрипку - любимый инструмент Никколо. Согласно поздним воспоминаниям знаменитости, отец был очень строг, если не видел должного прилежания в занятиях искусством. Иногда мальчик оставался без еды, если не успевал вовремя выучить очередной этюд. Однако Никколо постепенно сам увлекся музыкой, пытаясь извлечь из инструмента звуки, которые поражали бы слушателей. Для этого ему пришлось придумать свою уникальную технику игры на скрипке.

Семейные легенды и мифы

Есть и две мифические истории в биографии Паганини, краткое содержание, которых изложено далее.

Когда Никколо был еще совсем маленьким, его маме, Терезе Боччардо, приснился сон, который родители посчитали вещим. Во сне к ней явился прекрасный ангел, сказавший, что их третьему сыну уготовано величайшее музыкальное будущее. Отец сразу поверил в этот хороший сон. Чтобы реализовать свою мечту и предсказание, он начал усиленно заниматься с сыном.


После первых занятий с Никколо, он понял, что тот одарен тонким слухом и поразительной гибкостью в суставах. Сын практически все свое время проводил, занимаясь изнуряющими упражнениями, оттачивая технику игры на скрипке. Когда ребенок сбегал или не успевал выучить очередной музыкальный отрывок, его запирали в темном сарае и не кормили. Однажды после многочасовых занятий у него случилась каталепсия. Приглашенный врач диагностировал смерть. Сраженные горем родители начали готовиться к похоронам. Но случилось настоящее чудо - Никколо "ожил" и подал признаки жизни в гробу. Это было его второе рождение, о котором повествуется в биографии Паганини.

Первый учитель

После выздоровления отец подарил Никколо скрипку, решил закончить самостоятельные занятия и отдал его на обучение профессиональному генуэзскому скрипачу Джованни Черветто. Сам Николло никогда не говорил об этом, но как отмечено в биографии Паганини в "Википедии", многие исследователи творчества великого скрипача упоминают об этом.

Мальчик рано начал сочинять музыку. Уже в восемь лет он порадовал родных исполнением собственной сонаты для скрипки. Детские произведения Паганини не сохранились. Хотя они требовали достаточно изощренной техники, он успешно их исполнял. Больше никому не удавалось сыграть его скрипичные экзерсисы.

Обучение у мастеров

С 1793 года Никколо стал постоянно играть во время богослужений в лучших церквях города Генуи. В этот период истории в Генуе и других итальянских регионах в соборах играли и духовную, и светскую музыку. Однажды его игру услышал местный скрипач и композитор Франческе Ньекко, который стал помогать Никколо отточить мастерство и полнее раскрыть талант юного музыканта.


Постепенно большой (по меркам того времени) город наполнился слухами о том, что в семье мелкого лавочника Паганини растет музыкальный гений. Узнал об этом и Джакомо Коста, капельмейстер и ведущий скрипач капеллы собора Сан-Лоренцо. После прослушивания он пригласил Никколо поиграть в музыкальном ансамбле, которым руководил. Шесть месяцев он обучался у Косты секретам скрипичного искусства. В биографии скрипача Паганини это был важный период постановки уникальной техники исполнения.

Первый концерт

Занятия с Джакомо, известным и уважаемым в городе, открыли юному виртуозу возможность общения с творческими людьми. Никколо знакомится с профессиональными музыкантами, которые искренне восхищаются им. Он начал задумываться о начале концертной деятельности. Однажды Никколо побывал на концерте выступавшего в 1794 году в Генуе известного польского скрипача Августа Дурановского. После этого он твердо решил начать сольную карьеру. С большим воодушевлением молодой скрипач начал готовить свой концерт.

В биографии Никколо Паганини отмечено, что его первый публичный концерт (тогда это называли академией) состоялся 31 июля 1795 года. Маэстро было всего 12 лет, выступление состоялось в городском театре. Профранцузски настроенная генуэзская публика особенно тепло приветствовала исполнение собственного сочинения юного скрипача и композитора "Вариации на тему Карманьолы". Концерт прошел с оглушительным успехом. После этого на юное дарование обратили внимание богатейшие меценаты города. Деньги, собранные за концерт, планировалось потратить на поездку в Парму, чтобы поступить на обучение к известному преподавателю и композитору Алессандро Ролла.

В поисках учителя

Под впечатлением от музыкального дарования известный меломан маркиз Джанкарло ди Негро, узнав, что талантливый мальчик растет в небогатой семье, берет Никколо под свое покровительство. Меценат организует поездку молодого музыканта в сопровождении его отца во Флоренцию. Здесь он на прослушивании у известного местного скрипача Сальваторе Тинти исполнил свое сочинение "Вариации...". По свидетельству составителя первой биографии Н. Паганини Конестабиле, тот был поражен удивительным мастерством юного генуэзца, его необычной техникой и чистотой исполнения.


Второй концерт, который тепло приняла местная публика, позволил собрать деньги, необходимые для поездки в Парму. Когда Паганини (отец с сыном) приехали к Ролла, он никого не принимал из-за болезни. В гостиной комнате, куда их провели, на столе лежала скрипка и ноты произведения, написанного хозяином. Никколо, воспользовавшись инструментом, сыграл с листа концерт, написанный накануне. Ролла, удивленный звуками своего произведения, вышел к гостям. Увидев играющего на скрипке мальчика, он сказал, что ничему уже не может того научить.

Огранка мастерства

Алессандро Ролла направил их проконсультироваться к Фердинандо Паэру. Занятый постановками опер во многих итальянских городах, тот не имел времени для занятий с Никколо. Он рекомендовал его виолончелисту Гаспаре Гиретти. Благодаря финансовой поддержке своего покровителя, который стал его настоящим другом, Паганини продолжает свое музыкальное образование. Новый преподаватель учит его писать музыку, используя только перо и бумагу, дает уроки гармонии и контрапункта. Интересный факт в биографии Паганини - он впервые сочинил в "уме" (не используя никакого инструмента) 24 четырехголосные фуги и несколько скрипичных пьес и концертов. Ни одно из этих произведений не сохранилось. Никколо не хотел раскрывать секреты своего мастерства, поэтому почти не афишировал написанные им произведения.

Начало концертной карьеры

В биографии Паганини отмечено, что его первое концертное турне состоялось в 1797 году. Оно проходило по нескольким итальянским городам, включая Милан и Флоренцию. После гастролей он вместе с семьей поехал в отцовский дом в долине Польчевера, где самостоятельно упражнялся, стремясь довести технику исполнения своей игры до совершенства.

В декабре 1801 года он избавился от опеки отца, получив должность первой скрипки оркестра города Лукки. В этом городе Никколо влюбляется в знатную даму. Вскоре они уезжают в ее поместье. Там он прожил три года, занимаясь сельским хозяйством и игрой на гитаре, для нее в дуэте со скрипкой он написал 12 сонат. В первые годы самостоятельной жизни у него были две страсти - женщины и карточные игры. Никкола мог проиграть все. Только музыка позволяла потом поправить финансовое состояние.

Придворный музыкант

Вернувшись в Лукки по приглашению Элизы Бонапарт, с которой у него был роман, Паганини становится придворным музыкантом и дирижером оркестра. Для своей возлюбленной он сочиняет и исполняет пьесу "Любовная сцена" для двух струн - ля и ми. Позже с большим успехом он исполняет при дворе сонату, посвященную дню рождения ее брата, - "Наполеон", которую он написал для струны соль. В это же время Паганини пишет "Большой скрипичный концерт" ми-минор.


В 1808 году Паганини отправляется в концертный тур по Италии, поражая всех не только своей невероятной техникой игры, но и загадочным видом, а порой и эксцентричным повелением. На одном из концертов у него лопнула струна, но он продолжил исполнение, поразив зрителей. Далее он работал во Флоренции, куда переехала Элоиза, получившая от брата во владение Тосканское герцогство. В конце 1812 года он покидает опостылевшую придворную службу и фактически сбегает в Милан.

Последние годы

Примерно в 1813 году, находясь под впечатлением пляски колдуний из балета "Орех Беневенто", Паганини сочиняет самое знаменитое свое произведение "Ведьмы" для скрипки с оркестром, вариации на четвертой струне. Он дал 11 концертов в "Ла Скала" исполняя вариации с ошеломляющим успехом. Зрители были потрясены безукоризненным и необычным исполнением.

В 1825 году у Николло и у молоденькой певицы Антонии Бьянки родился сын Ахил. Отношения были странными, они много изменяли друг другу и не скрывали этого. В 1828 году они расстались, но сын остался с ним. Никколо давал много концертов в разных странах Европы, требуя выплаты больших гонораров, чтобы обеспечить безбедное будущее сыну, которому он оставил в наследство несколько миллионов франков. Его творчеством восхищались не только простые любители музыки, но и знаменитые композиторы. Это были лучшие годы в творческой биографии Паганини. Кратко свое впечатление об игре Никколо описал Ференц Лист. Оно заключалось всего в двух словах: "сверхъестественное чудо".


В 1834 году Никколо решил закончить гастрольную карьеру и вернулся на родину, так как его слабое здоровье было окончательно подорвано изнурительными гастролями. В биографии Паганини записано, что его последние концерты состоялись в 1836 году в Ницце, несмотря на плохое самочувствие маэстро. Потом он совсем слег. У него уже не осталось сил даже держать скрипку. Никколо уже никуда не выходил. Скончался великий скрипач 27 мая 1840 года в Ницце, немного не дожив до 58-летия.

Имя: Никколо Паганини (Niccolo Paganini)

Возраст: 57 лет

Деятельность: скрипач, композитор

Семейное положение: был в разводе

Никколо Паганини: биография

Мистический скрипач, руками которого руководил сам Сатана, до сих пор собственными произведениями будоражит людские сердца и заставляет задуматься о сокровенном, хотя со дня смерти гения минуло немало лет.

Поздней осенью 1782 года в небогатой генуэзской семье родился второй ребенок, которого назвали Никколо. Родители сильно переживали за кроху, так как младенец появился на свет раньше срока и был болезненным и тщедушным. Отчий дом Никколо стоял в узком проулке под названием Черная кошка. Антонио Паганини (папа) в молодости работал грузчиком в порту, но чуть позднее открыл собственную лавочку. Тереза Боччардо (мама) вела домашнее хозяйство.


Однажды Терезе приснился ангел, который предрек второму ребенку блестящее музыкальное будущее. Когда женщина рассказала о сне супругу, тот невероятно обрадовался, ведь и сам обожал музыку. Антонио постоянно музицировал на мандолине, чем сильно раздражал соседей и супругу. Мужчина прививал любовь к музыкальным инструментам старшему ребенку, но успеха не возымел.

Отец, уверовав в вещий сон, начал усиленно заниматься с Никколо уроками игры на скрипке. С первых занятий становится ясно, что ребенок одарен от природы тончайшим слухом. Поэтому детские годы малыша прошли в изнуряющих занятиях, от которых даже сбегал. Но папа применял крайние меры, закрывая сына в темном сарае и лишая куска хлеба. Ребенок был вынужден играть на инструменте много часов подряд, что привело к каталепсии. Врачи констатировали смерть, а убитые горем родители приступили к процедуре похорон.


Никколо Паганини в детстве и молодости

Но на церемонии прощания произошло чудо – Никколо очнулся и сел в гробу. Как только малыш поправился, Антонио вновь вручил ему любимую игрушку-мучительницу – скрипку. Теперь мужчина прекратил самостоятельные уроки с сыном и пригласил учителя, которым стал генуэзский скрипач Франческе Ньекко. Паганини рано начал создавать первые композиции собственного сочинения. Таким образом, уже в 8 лет он порадовал родственников скрипичной сонатой.

Городок облетели слухи о том, что в бедной семье лавочника Паганини растет талантливый музыкант. Не прошли эти новости и мимо ушей главного скрипача капеллы собора Сан-Лоренцо, который решил лично убедиться в гениальности мальчика. После прослушивания Джакомо Коста предложил собственные услуги в развитии юного дарования. Коста шесть месяцев обучал Никколо, передавая ему навыки и секреты искусства.

Музыка

После занятий с Джакомо жизнь ребенка изменилась до неузнаваемости, теперь его биография полна встреч с творческими людьми. Перед юношей открылась дорога к концертной деятельности. В 1794 году в Генуе выступал польский виртуоз Август Дурановский, который так воодушевил юного скрипача, что тот решился дать собственный концерт. После этого мальчиком заинтересовался маркиз Джанкарло ди Негро, который слыл известным меломаном. Узнав, что одаренный ребенок растет в бедной семье, маркиз берет на себя обязанности по воспитанию и содержанию Никколо.


Джанкарло ди Негро оплачивает услуги нового учителя для мальчика. Им становится популярный виолончелист Гаспаро Гиретти, научивший Пагагини композиторской технике и развивший в нем способность сочинять музыку без инструмента. Под таким руководством юноша сочинил два концерта для скрипки и 24 фуги для фортепиано в четыре руки.

В 1800 Паганини начинает серьёзную работу и дает 2 концерта в Парме. После этого его приглашают ко двору герцога Фердинанда Бурбонского, где юноша уверенно выступает. В этот момент Антонио Паганини понимает, что пора зарабатывать деньги на таланте сына. Став импресарио, организует гастроли по Северной Италии.


Талантливый юноша концертирует в Пизе, Флоренции, Болонье, Милане, Ливорно. В городах собираются огромные залы, люди хотят посмотреть на юного скрипача. Но несмотря на тяжелые гастроли, отец настаивает на постоянном музицировании Никколо, который уже создает шедевральные каприччо. Эти 24 каприса совершили революцию в мире скрипичной музыки. Рука гения прикоснулась к сухим формулам Локателли, и произведения заиграли свежими искрящимися образами и картинами. Более ни одному скрипачу такое было не подвластно. Каждая миниатюра из 24 звучит бесподобно, вызывая у слушателя и смех, и слезы, и дикий ужас одновременно.

Устав от авторитарного и жестокого отца, повзрослевший юноша решил жить самостоятельно. В этот момент ему предложили место первого скрипача в Лукке, и, чтобы избавиться от родительской опеки, Никколо соглашается. Этот момент описывается в дневниках, где он делится впечатлениями о чувстве опьяняющей свободы и ощущения крыльев за спиной. Это отразилось и на концертах, которые зазвучали пылко и страстно. Теперь жизнь гения превратилась в череду поездок, картежных игр и сексуальных приключений.

Никколо Паганини возвращается в Геную в 1804 году. Пробыв на Родине непродолжительное время, он успел создать 12 скрипичных и гитарных сонат. После этого вновь отправляется в герцогство Феличе Бачокки, где работает дирижером оркестра и камерным пианистом. В 1808 году переезжает вслед за остальными придворными во Флоренцию. Семь лет провел музыкант при дворе, прерывая службу только на время гастролей. Эта зависимость так нервировала молодого человека, что он решился на отчаянный поступок, чтобы избавиться от дворянских пут.


Никколо Паганини называли "скрипачом дьявола"

Явившись на концерт в мундире капитана и наотрез отказавшись переодеться, был изгнан сестрой из дворца. В тот момент французского полководца разгромили русские войска, и поступок скрипача так взбудоражил общество, что он чудом избежал ареста. Далее творческий путь продолжается уже в Милане. В театре «Ла Скала» настолько очаровался увиденным танцем ведьм из балета «Свадьба Беневенто», что за один вечер написал вариации для оркестровой скрипки на эту тему.

В 1821 Паганини прерывает концертную деятельность из-за затяжной изматывающей болезни. Дела обстоят настолько плохо, что мужчина просит приехать мать, чтобы успеть попрощаться. Матушка прикладывает усилия для спасения сына и перевозит его в Павию. Здесь скрипача лечит Сиро Борда, который делает больному кровопускания, втирает ртутную мазь и пишет персональную диету.

Но Никколо терзают сразу несколько болезней: лихорадка, кашель, туберкулез, ревматизм и кишечные спазмы. Справится с недугом не может даже именитый лекарь. Даже во время болезни талантливый музыкант не оставляет творчество и слабыми руками перебирает гитарные струны, обдумывая композиции. Моления матушки не проходят даром, и мужчина поправляется, правда надрывный кашель остается на года.

Окрепнув, Паганини дает 5 концертов в Павии и сочиняет 20 новых произведений. Последующие годы мужчина путешествует, выступая Германии, Риме, Вестфалии, Франции. Теперь билеты на Паганини стоят огромных денег, талантливый скрипач зарабатывает состояние и даже покупает себе титул барона.

Личная жизнь

Несмотря на непрезентабельную внешность, Никколо Паганини не испытывал недостатка в любовницах. Глядя на фото, современники удивляются, как это ему удавалось. Желтоватое лицо, острый нос, угольно-черные глаза и спутанные темные волосы – это портрет великого музыканта. Едва юноше исполнилось 20 лет, как у него появилась дама, которая увозила скрипача вечерами в собственное поместье, чтобы отдохнуть после концертов.


Никколо Паганини в 20 лет

Следующей музой мужчины становится Элиза Бонапарт Бачокки, которая приблизила любимого ко двору и всячески поддерживала. Отношения завязались непростые, но настолько страстные, что в этот период скрипач пишет 24 каприса на одном дыхании. В этюдах раскрывается все, что испытывал юноша к красавице-принцессе: боль, страх, любовь, ненависть и восторг. Это произведение до сих пор не дает покоя слушателям, многие из которых считают, что в тот момент рукой композитора управлял сам дьявол.

Расставшись с Элизой, Никколо вернулся к гастролям, где и познакомился с Анджелиной Каванной. Девушка - дочка портного и отдала последние деньги за возможность увидеть великого виртуоза. Так как музыканта окутывали мистические слухи, то Анджелина решила сама убедиться в «сатанизме» скрипача и пробралась за кулисы. Молодые люди мгновенно полюбили друг друга. Чтобы не расставаться с возлюбленным, красавица отправилась в совместное турне в Парму, даже не оповестив отца. Спустя 2 месяца обрадовала сожителя известием о том, что вскоре станет матерью.


Музыкант отправляет подругу в Геную к родственникам, где ее находит отец. Портной обвинил Паганини в развращении дочери и подал в суд. За время судебных разбирательств Анджелина родила, но дитя погибло. Скрипач выплатил денежную компенсацию семье Каванно.

Спустя 3 месяца влюбчивый скрипач завязал отношения с певицей Антонией Бьянки, которая выступала на сцене «ЛаСкала». Пара жила настолько странно, что неоднократно привлекала внимание окружающих. Антония любила Никколо, но постоянно изменяла. Девушка объясняла это тем, что мужчина часто болел,а ей не хватало внимания. Собственные измены певица не скрывала. Любимый тоже в долгу не оставался и заводил интрижки с кем попало.


В 1825 году у пары рождается сын, которого назвали Ахилл. Скрипач, мечтающий о детях, безумно обрадовался этому факту. Чтобы создать ребенку условия и обеспечить дальнейшую жизнь, молодой отец погрузился в творчество и зарабатывание капитала. Не забывая при этом уделять внимание горячо любимому Ахиллу. Супруги разошлись, когда ребенку исполнилось 3 года. Никколо добился единоличной опеки над малышом.

Несмотря на любовные похождения, привязан он только к одной женщине – Элеоноре дэ Лука. С юности и до зрелости мужчина навещал возлюбленную, которая безропотно принимала блудного друга.

Смерть

Осенью 1839 года Паганини приехал навестить Геную, но поездка далась нелегко. Великого виртуоза подкосил туберкулез, из-за которого мужчину мучил изнуряющий кашель и отечность ног. Последние месяцы перед смертью он даже не выходил из дома. В 1840 болезнь поглотила Никколо, который на смертном одре пальцами перебирал струны любимой скрипки, не в силах поднять смычок. В этом же году великий музыкант скончался.


По одной из версий, церковнослужители запретили предавать тело земле из-за того, что перед смертью мужчина не исповедовался. Паганини кремировали, а прах хранила Элеонора дэ Лука. Из другого источника следует, что Никколо похоронили в Валь-Польчевере, и спустя 19 лет Ахилл добился захоронения останков отца на Пармском кладбище.

  • В 2013 году на экраны вышел фильм «Скрипач дьявола», созданный по мотивам из биографии Паганини.
  • Умел «разговаривать» струнами.
  • Увлекался азартными играми, оставляя последние деньги в игорных домах.
  • Устраивал на концертах такие шоу, что некоторые слушатели теряли сознание.
  • Одной скрипкой заменял оркестр.
  • Категорически отказывался писать псалмы.
  • Принадлежал к обществу масонов.
  • Не записывал собственные сочинения на бумаге
  • Не прерывал игру, если на скрипке лопались струны. Иногда даже одной струны хватало для шедеврального выступления.
  • Слыл великим сластолюбцем.

Дискография

  • 24 каприса для скрипки соло, Op.1, 1802-1817 гг.
  • Шесть сонат для скрипки и гитары, Op. 2
  • Шесть сонат для скрипки и гитары
  • 15 квартетов для скрипки, гитары, альта и виолончели
  • Концерты для скрипки с оркестром № 1-6
  • Le Streghe
  • Интродукция с вариациями на тему «Бог хранит короля
  • Венецианский карнавал
  • Концертное аллегро Moto Perpetuo
  • Вариации на тему Non pi? Mesta
  • Вариации на тему Di tanti Palpiti
  • 60 вариаций во всех строях на генуэзскую народную песню Barucaba
  • Кантабиле, ре мажор
  • Moto Perpetuo (Вечное движение)
  • Кантабиле и вальс
  • Соната для большого альта

Никколо Пагани́ни (итал. Niccolò Paganini; 27 октября 1782, Генуя - 27 мая 1840, Ницца) - великий итальянский скрипач-виртуоз, композитор.

Ранние годы

Никколо Паганини был третьим ребёнком в семье Антонио Паганини (1757-1817) и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей. Его отец был одно время грузчиком, позднее имел в порту лавку, а при переписи населения Генуи, выполненной по приказу Наполеона, назван «держателем мандолин».

Когда мальчику исполнилось пять лет, отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет - на скрипке. По воспоминаниям самого музыканта, отец строго наказывал его, если он не проявлял должного прилежания, и это впоследствии сказалось на его и без того слабом здоровье. Однако Никколо сам всё более увлекался инструментом и усердно работал, надеясь найти ещё неизвестные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей.

Мальчиком он написал несколько произведений (не сохранились) для скрипки, которые были трудны, однако сам он их успешно исполнял. Вскоре отец Никколо отправил сына на обучение скрипачу Джованни Черветто (Giovanni Cervetto ). Сам Паганини никогда не упоминал, что учился у Черветто, однако его биографы, например Фетис, Джервазони, упоминают этот факт. С 1793 года Никколо стал регулярно играть на богослужениях в генуэзских церквях. В то время в Генуе и Лигурии сложилась традиция исполнять в церквях не только духовную, но и светскую музыку. Однажды его услышал композитор Франческо Ньекко (Francesco Gnecco), который взялся консультировать юного музыканта. В том же году он прошёл обучение у Джакомо Коста, пригласившего Никколо играть в соборе Сан Лоренцо, капельмейстером которого он был. Неизвестно, посещал ли Паганини школу, возможно читать и писать он научился позднее. В его письмах, написанных в зрелом возрасте, встречаются орфографические ошибки, однако он обладал некоторыми познаниями в литературе, истории, мифологии.

Первый публичный концерт (или, как тогда говорили, академию) Никколо дал 31 июля 1795 года в генуэзском театре Сант-Агостино. Сборы от него предназначались на поездку Паганини в Парму для обучения у знаменитого скрипача и преподавателя Алессандро Ролла. В концерт было включено сочинение Никколо «Вариации на тему Карманьолы», вещь, которая не могла не понравиться генуэзской публике, в то время настроенной профранцузски. В этом же году меценат маркиз Джан Карло Ди Негро отвёз Никколо и его отца во Флоренцию. Здесь мальчик исполнил свои «Вариации…» скрипачу Сальваторе Тинти, который, по словам первого биографа музыканта Конестабиле, был поражён невероятным мастерством юного музыканта. Концерт, данный Никколо во флорентийском театре, позволил собрать недостающие средства для поездки в Парму. В тот день, когда отец и сын Паганини посетили Ролла, последний был болен и не собирался никого принимать. В комнате рядом со спальней больного на столе лежали ноты концерта, написанного Ролла, и скрипка. Никколо взял инструмент и сыграл с листа произведение, созданное накануне. Удивлённый Ролла вышел к гостям и, увидев, что его концерт играет мальчик, заявил, что уже не может ничему научить его. По словам композитора, Паганини следовало обратиться за консультациями к Фердинандо Паэру (Ferdinando Paer). Паэр, занятый постановками опер не только в Парме, но и во Флоренции и Венеции, не имея времени для уроков, рекомендовал юного скрипача виолончелисту Гаспаре Гиретти. Гиретти давал Паганини уроки гармонии и контрапункта, в пору этих занятий Никколо под руководством учителя сочинил, используя лишь перо и чернила, «24 четырёхголосные фуги». Осенью 1796 года Никколо возвратился в Геную. Здесь, в доме маркиза Ди Негро, Паганини исполнил по просьбе находившегося в концертном турне Родольфа Крейцера с листа сложнейшие пьесы. Знаменитый скрипач был поражён и «предсказал необычайную славу этому юноше».

В начале 1797 года Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие, в их маршрут были включены Милан, Болонья, Флоренция, Пиза, Ливорно. В Ливорно Никколо дал немного концертов, остальное время он посвятил совершенствованию своей техники и занимался самостоятельно без преподавателей. По его словам, в этом городе он написал музыку для фагота по просьбе шведского музыканта-дилетанта, жаловавшегося на отсутствие трудных произведений для этого инструмента. Из-за военных действий гастроли пришлось прервать, Паганини вернулся в Геную, а вскоре, вместе со всей семьёй, уехал в принадлежавший отцу дом в долине Польчевера. Здесь он занялся совершенствованием исполнительского и композиторского мастерства. Паганини придумал для себя и выполнял сложные упражнения, подобные упражнениям скрипача XVII века Вальтера. Взяв на вооружение приёмы мастеров прошлого, Паганини неустанно совершенствовался в исполнении переходов, стаккато, пиццикато (в том числе в гаммах, простых и двойных трелях и флажолетах), необычных аккордов, диссонансов, стремился к верному извлечению звуков при самой высокой скорости. Он выполнял упражнения много часов в день до полного изнеможения.

Начало самостоятельной карьеры. Лукка

В 1801 году опека отца над Паганини была прекращена. Свою концертную деятельность он возобновил ещё в декабре 1800 года в Модене. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Осенью 1801 года он приехал в Лукку. Два выступления Паганини в луккском соборе были с восторгом приняты публикой. В местном рукописном журнале «Луккская литературная смесь» Паганини, названному «генуэзским якобинцем», воздавалось должное как мастеру, однако автор сообщения с неодобрением указывал, что в соборе не место имитации птичьего пения, звука флейты, рожка, трубы, так поразившей собравшихся, что «все смеялись, восхищаясь мастерством и свободным владением инструментом». В декабре 1801 года Паганини получил должность первой скрипки Луккской республики. В этом городе он провёл несколько лет. По словам сына композитора Доменико Куиличи, Бартоломео, Паганини в Лукке занимался также преподавательской деятельностью и работал с музыкантами оркестра. С луккским периодом связано, вероятно, самое серьёзное любовное увлечение Паганини. Знатная дама, имя которой музыкант скрывал всю жизнь, уединилась вместе с ним в своём тосканском поместье. Паганини прожил там три года, занимаясь сельским хозяйством. В годы затворничества он пристрастился к игре на гитаре и написал 12 сонат для этого инструмента и скрипки (Op. 2 и 3). По воспоминаниям самого Паганини, первое время самостоятельной жизни кроме страсти к женщинам, им владела любовь к карточной игре. Часто он проигрывал всё, и «только моё собственное искусство могло спасти меня», но он сумел отказаться от азартных игр и более никогда не прикасался к картам. Ненадолго Паганини покинул Лукку и вернулся в Геную. Обратно в Тоскану его пригласила Элиза Бонапарт, ставшая, благодаря своему брату, княгиней Пьомбино, Лукки, Массы, Каррары и Гарньяфо. Паганини получил титул «придворного виртуоза» и одновременно был назначен капитаном личной гвардии княгини. За небольшое жалованье он исполнял обязанности личного музыканта княгини, дирижировал спектаклями, регулярно устраивал концерты и давал уроки игры на скрипке князю. По признанию самого Паганини, у него в то время был роман с Элизой.

1808-1812 годы. Турин, Флоренция

В 1808 году Паганини получил длительный отпуск и отправился с концертами по Италии. Постепенно у него сформировалась своя собственная, отличная от других скрипачей, исполнительская манера. Известность ему принесли его необычный вид и поведение во время концертов. Залы на его выступлениях заполняли не только ценители высокого искусства, но и публика, привлечённая внешними эффектами и невероятными приёмами игры, которые демонстрировал Паганини. Он держал себя подчёркнуто загадочно и вначале не пресекал распространение о себе самых фантастических слухов. Перед одним из концертов в Ливорно он поранил ногу и, прихрамывая, вышел на сцену. В зале раздались смешки, а когда с пюпитра упали свечи, они переросли в дружный хохот. Паганини, сохраняя невозмутимый вид, заиграл, однако неожиданно на скрипке лопнула струна, не останавливаясь он продолжал концерт и сорвал бурные аплодисменты. Для него не было в новинку играть не только на трёх, но и на двух, и даже на одной струне. Так, во время службы при дворе Элизы Бонапарт он написал и исполнял пьесу «Любовная сцена» для струн ля и ми, а позднее, ко дню рождения императора - сонату для струны соль «Наполеон». Некоторое время Паганини провёл при туринском дворе Полины Бонапарт. Здесь он подружился с музыкальным распорядителем княгини Боргезе Феличе Бланджини (Blangini). Бланджини стал одним из самых горячих поклонников Паганини. В одном из писем друзьям в Париж он так отзывается о Никколо:

«Никто не в силах выразить словами очарование, которое вызывает его благородное исполнение. Никто никогда не смел даже мечтать о том, что можно наяву услышать нечто подобное. Когда смотришь на него, слушаешь его, невольно плачешь или смеёшься, невольно думаешь о чём-то сверхчеловеческом. С другими скрипачами у него общее только скрипка и смычок».

Во второй половине 1808 года Паганини по приглашению Элизы Бонапарт приехал во Флоренцию. Луиджи Пиккьянти (Luigi Picchianti) рассказал первому биографу Паганини Конестабиле о произошедшем в пору пребывания музыканта во Флоренции случае, в полной мере демонстрирующем его исключительное мастерство. Паганини должен был исполнить в доме одного из придворных под аккомпанемент на рояле «Сонату» Гайдна. Музыкант сильно задержался, а, когда пришёл, не заставляя более ждать слушателей, начал играть, не проверив строй скрипки. Он играл великолепно, вводя по собственному усмотрению импровизированные фиоритуры. После первой части произведения Паганини обнаружил, что «ля» на скрипке отличается от «ля» на рояле на целый тон. Прекрасно разбиравшийся в музыке Пиккьянти, по собственному признанию, был поражён: Паганини для верного исполнения «Сонаты» при таком произвольном настрое скрипки должен был мгновенно переделать всю аппликатуру, слушатели же ничего не заметили.

В конце 1812 года он оставил тяготившую его придворную службу и покинул Флоренцию.

Заграничные гастроли

Около 1813 года музыкант присутствовал в «Ла Скала» на одном из представлений балета Вигано-Зюсмайера «Орех Беневенто». Вдохновившись сценой безудержной пляски колдуний, поразившей его воображение, Паганини написал сочинение, ставшее одним из самых знаменитых в его творчестве - «Ведьмы», вариации на тему балета «Орех Беневенто» для скрипки с оркестром (Вариации на четвёртой струне).

Премьера произведения состоялась на его сольном концерте в «Ла Скала» 29 октября 1813 года. Миланский корреспондент лейпцигской музыкальной газеты сообщил, что публика была глубоко потрясена: вариации на четвёртой струне настолько изумили всех, что музыкант повторил их по настоятельному требованию публики. Вслед за тем Паганини в течение шести недель дал одиннадцать концертов в «Ла Скала» и в театре «Каркано», и вариации под названием «Ведьмы» имели неизменно особый успех.

Слава Паганини возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. Музыкант везде пользовался огромной популярностью. В Германии он купил титул барона, который передавался по наследству.

27 декабря 1808 года в масонской ложе Великого востока Паганини исполнил масонский гимн, написанный им на слова Ланчетти. В протоколах ложи подтверждено масонство Паганини.

В возрасте 34 лет Паганини увлёкся 22-летней певицей Антонией Бьянки, которой он помогал с подготовкой сольного выступления. В 1825 у Никколо и Антонии родился сын Ахилл. В 1828 году музыкант расстался с Антонией, добившись единоличной опеки над сыном.

Много работая, Паганини давал концерты один за другим. Желая обеспечить сыну достойное будущее, он запрашивал себе огромные гонорары, так что после смерти его наследство составило несколько миллионов франков.

Постоянные гастроли и частые выступления подорвали здоровье музыканта. В сентябре 1834 года Паганини решил закончить свою концертную карьеру и вернулся в Геную. Он постоянно болел, однако в конце декабря 1836 года выступил в Ницце с тремя концертами.

На протяжении всей жизни у Паганини было множество хронических заболеваний. Хотя никаких определенных медицинских доказательств не существует, есть мнение, что у него был синдром Марфана. Несмотря на то, что скрипач прибегал к помощи именитых врачей, он не мог избавиться от недугов. В октябре 1839 года больной и в чрезвычайно нервном состоянии, Паганини в последний раз приехал в родную Геную.

Последние месяцы своей жизни он не выходил из помещения, у него постоянно болели ноги, а болезни уже не поддавались лечению. Истощение было столь сильным, что он не мог взять в руку смычок, его сил хватало лишь на то, чтобы перебирать пальцами струны лежащей рядом скрипки.

Музыка

Имя Паганини было окружено некой таинственностью, чему содействовал и он сам, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании своей карьеры. При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, что его современники объясняли боязнью автора к обнаружению многих тайн его виртуозности. Таинственность и необычность личности Паганини вызывала предположение в его суеверности и атеизме, и епископ Ниццы, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе. Только вмешательство папы отменило это решение, а прах великого скрипача окончательно обрел покой лишь к концу 19 столетия.

Непревзойденный успех Паганини лежал не только в глубоком музыкальном даровании этого артиста, но и в необычайной технике, в безукоризненной чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых горизонтах скрипичной техники, открытых им. Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё угаданы этими авторами. Труд знаменитого Локателли «L’Arte di nuova modulazione» навёл Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, удивительно искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных нот и аккордов, замечательное разнообразие применения смычка, сочинения для исполнения на струне соль, посвященная сестре Наполеона, княгине Элизе Бачокки «Любовная сцена» на струнах ля и ми - всё это приводило в удивление публику, знакомившуюся с доселе неслыханными скрипичными эффектами. Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приёмах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую и известную скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.

Скрипка, на которой играл великий мастер, после его смерти получила имя «Вдова Паганини».

Произведения

  • 25 каприса для скрипки соло, Op.1, 1802-1817 гг.
  • № 1, ми мажор
  • № 2, си минор
  • № 3, ми минор
  • № 4, до минор
  • № 5, ля минор
  • № 6, соль минор
  • № 7, ля минор
  • № 8, ми-бемоль мажор
  • № 9, ми мажор
  • № 10, соль минор
  • № 11, до мажор
  • № 12, ля-бемоль мажор
  • № 13, си-бемоль мажор
  • № 14, ми-бемоль мажор
  • № 15, ми минор
  • № 16, соль минор
  • № 17, ми-бемоль мажор
  • № 18, до мажор
  • № 19, ми-бемоль мажор
  • № 20, ре мажор
  • № 21, ля мажор
  • № 22, фа мажор
  • № 23, ми-бемоль мажор
  • № 24, ля минор

№25 си минор и аля мажор

  • 6 сонат для скрипки и гитары, Op. 2
  • № 1, ля мажор
  • № 2, до мажор
  • № 3, ре минор
  • № 4, ля мажор
  • № 5, ре мажор
  • № 6, ля минор
  • 6 сонат для скрипки и гитары Op. 3
    • № 1, ля мажор
    • № 2, соль мажор
    • № 3, ре мажор
    • № 4, ля минор
    • № 5, ля мажор
    • № 6, ми минор
  • 15 квартетов для скрипки, гитары, альта и виолончели, Op. 4
    • № 1, ля минор
    • № 2, до мажор
    • № 3, ля мажор
    • № 4, ре мажор
    • № 5, до мажор
    • № 6, ре мажор
    • № 7, ми мажор
    • № 8, ля мажор
    • № 9, ре мажор
    • № 10, ля мажор
    • № 11, си мажор
    • № 12, ля минор
    • № 13, фа минор
    • № 14, ля мажор
    • № 15, ля минор
  • Концерт для скрипки с оркестром № 1, ми бемоль мажор (партия скрипки написана в ре мажоре, но её струны настраиваются на полтона выше), Op.6 (1817 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 2, си минор, «La campanella», Op.7 (1826 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 3, ми мажор (1830 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 4, ре минор (1830 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 5, ля минор (1830 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 6, ми минор (1815 г.?), неоконченный, авторство последней части неизвестно
  • Концерт для гитары с оркестром ля мажор
  • Ведьмы (Вариации на тему из балета Франца Зюсмайера «Орех Беневенто»), Op. 8
  • Интродукция с вариациями на тему «Бог хранит короля», Op.9
  • Венецианский карнавал (вариации), Op. 10
  • Концертное аллегро Moto Perpetuo , соль мажор, Op. 11
  • Вариации на тему Non più Mesta , Op.12
  • Вариации на тему Di tanti Palpiti , Op.13
  • 60 вариаций во всех строях на генуэзскую народную песню Barucaba , Op. 14 (1835 г.)
  • Кантабиле, ре мажор, Op. 17
  • Moto Perpetuo (Вечное движение) до мажор
  • Кантабиле и вальс, Op. 19 (1824 г.)
  • Соната для большого альта (вероятно, 1834)
  • Музыкальные произведения по мотивам сочинений Паганини

    • И. Брамс, Вариации на тему Паганини.
    • С. В. Рахманинов, Рапсодия на тему Паганини.
    • 6 этюдов Ф. Листа.
    • Ф. Шопен, вариации in A-dur, "Souvenir de Paganini"
    • Р. Шуман, этюды на каприсы Паганини, Опус 3.
    • Луиджи Даллапиккола, «Каноническая сонатина ми-бемоль мажор на „Каприсы“ Паганини», для фортепиано
    • Альфредо Казелла, «Паганиниана», для оркестра
    • Витольд Лютославский, «Вариации на тему Паганини», для 2-х фортепиано (тема - Каприс Н.Паганини № 24).
    • И. Я. Беркович. Этюды на тему Паганини (тема - Каприс Н.Паганини № 24).
    • Н. Мильштейн, «Паганиниана», для скрипки соло.
    • Г. Бреме, Паганиниана: Концертные этюды для Аккордеона, ор 52.
    • Группа «Ария», песня «Игра с огнём» из одноимённого альбома (использован Каприс № 24 ля-минор).
    • Группа «Гран-КуражЪ», песня «Скрипка Паганини» (использован Каприс № 24 ля-минор).
    • Группировка Ленинград, песня "Паганини" с альбома Аврора
    • П. Нечепоренко, «Вариации на тему Паганини», для балалайки соло (тема - Каприс Н.Паганини № 24).

    В искусстве

    • Анатолий Виноградов. книга "Повесть о братьях Тургеневых. Осуждение Паганини". - Минск: Букинистическое издание. Мастацкая литература, 1983. - (роман 1936 г. "Осуждение Паганини").
    • Елена Воробьева. книга "Летописи Арванды. Легенды спящего города". - СПб.: ИТД "СКИФИЯ", 2010. - (пьеса "Сожженная дорога Никколо Паганини"). 2.
    • Татьяна Берфорд. книга "Николо Паганини. Стилевые истоки творчества". - СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, 2010. - (Аннотация).
    • Четвёртый альбом рок-группы Ария называется Игра с Огнём. Песня, ставшая заглавной к альбому, рассказывает о том, что Паганини продал душу дьяволу за виртуозную игру.
    • Чешская группа XIII stoleti посвятила Н. Паганини песню Upir s houslemi.

    В кинематографе

    • Das Dreimäderlhaus (1918). Германия. Райол Ланг
    • «Паганини», производство Германия, в главной роли Конрад Фейдт, 1923 г.
    • Franz Schuberts letzte Liebe (1926) Германия. Отто Шмуль.
    • Die lachende Grille (1926) Германия. Ханс Вашатко.
    • Paganini in Venedig (1929) Германия. Андреас Вейсгербер.
    • Gern hab" ich die Frau’n geküßt (1934) Германия. Иван Петрович.
    • Casta diva (1935) Италия. Гуальтьеро Тумиати.
    • The Divine Spark (1935) Англия. Хью Миллер
    • Фантастическая симфония / La symphonie fantastique (1942) Франция. Морис Шульц.
    • Россини / Rossini (1942) Италия. Чезаре Фантони.
    • Heavenly Music (1943) США. Фриц Фельд
    • A Song to Remember (1945) США. Рокси Рот.
    • The Magic Bow (1946) Англия. Стюарт Гренджер.
    • Housle a sen (1947): Bohemian Rapture (1948) Чехословакия. Карел Достал.
    • Молодость Шопена / Mlodosc Chopina (1952) Польша. Франтишек Ямры.
    • Casta diva (1956) Италия - Франция. Данило Берардинелли.
    • Оправдание Паганини (1969, СССР). Всеволод Якут
    • Паганини / Paganini (1973) (ФРГ) Антонио Теба.
    • Паганини / Paganini (1976) (Италия) Тино Ширинци.
    • Никколо Паганини, СССР-Болгария, 1982 г. (Информация о фильме) В главной роли Владимир Мсрян
    • Весенняя симфония / Frühlingssinfonie (1983) ФРГ. Гидон Кремер.
    • Зигфрид / Zygfryd (1986) Польша. Криштоф Стопа.
    • Ужас Паганини / Paganini Horror - итальянский фильм ужасов (1989). Луиджи Коцци.
    • «Паганини», производство Италия - Франция, 1989 г. В главной роли Клаус Кински.
    • Наполеон (2002) Англия - Франция. В роли Юлиан Рахлин.
    • Moi, Hector Berlioz (2003) Франция. Клод Джосто.
    • Паганини: скрипач дьявола (2013) Германия, Италия. В главной роли скрипач-виртуоз Дэвид Гарретт.

    Страница:

    Никколо Паганини (итал. Niccolò Paganini; 27 октября 1782 — 27 мая 1840) — итальянский скрипач-виртуоз, композитор.

    Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII—XIX веков. Признанный гений мирового музыкального искусства.

    Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали.

    Паганини Никколо

    Уже с шести лет Паганини играл на скрипке, а в девять лет выступил с концертом в Генуе, который имел огромный успех. Мальчиком же он написал несколько произведений для скрипки, которые были так трудны, что, кроме него самого, никто не мог их исполнить.

    В начале 1797 г. Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие по Ломбардии. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Вскоре избавившись от строгой ферулы отца, он, предоставленный себе, вёл жизнь бурную, что отразилось как на его здоровье, так и на репутации. Впрочем, необычайный талант этого скрипача возбуждал всюду завистников, которые не пренебрегали никакими средствами, чтобы каким бы то ни было путём повредить успеху Паганини. Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. В Германии он даже получил титул барона. В Вене ни один артист не пользовался такой популярностью, как Паганини. Хотя размер гонорара в начале XIX столетия далеко уступал нынешним, но тем не менее Паганини оставил после себя несколько миллионов франков.

    Последние пять месяцев Паганини не мог выходить из помещения, у него опухли ноги, и он оказался настолько истощен, что не мог взять в руку смычок, скрипка лежала рядом, и он перебирал ее струны пальцами.

    Имя Паганини было окружено какой-то таинственностью, чему содействовал и он сам, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании своей карьеры. При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, потому что автор боялся, что путём печати многие из его виртуозных тайн могли бы быть обнаружены. Таинственность Паганини возбуждала такое суеверие, что епископ Ниццы, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе и только вмешательство папы уничтожило это решение.

    Непревзойденный успех Паганини лежал не в глубоком музыкальном даровании этого артиста, а в необычайной технике, в безукоризненный чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых горизонтах скрипичной техники, открытых им. Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё угаданы этими авторами. Труд знаменитого Локателли «L`Arte di nuova modulazione» навёл Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, удивительное искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных и тройных струн, замечательное разнообразие применения смычка, игра на одной струне (четвёртой) целых пьес — всё это приводило в удивление публику, знакомившуюся с доселе неслыханными скрипичными эффектами. Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приёмах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры