Малый театр спектакль тартюф премьера. Билеты на спектакль «Тартюф

Главная / Любовь

Н а сцене МХАТа Анатолий Эфрос поставил один из самых вахтанговских своих спектаклей. Он обратился к самой популярной комедии Жан-Батиста Мольера, «Тартюфу», и поставил невероятно смешной, но одновременно «умный» спектакль, где в заглавной роли дебютировал на мхатовской сцене Станислав Любшин.

Многим тогда работа актера показалась спорной, но одно несомненно — именно в расчете на личность этого артиста, на диалог, а то и спор с ним, и была рассчитана постановка. Не случайно же Эфрос еще до начала репетиций писал: «Тартюф нагл, целеустремлен. Он гибок. Он опасен! Я вижу артиста, который сумел бы хорошо все это сыграть, — Смоктуновского. А может быть, еще Любшин? У них, мне кажется, есть эти страшноватые краски. Надо сыграть не ханжу, а претендента на власть. Политикана. Человека, способного завоевывать и одурманивать».

Когда вышла премьера, многим казалось, что отнюдь не Тартюф занимает здесь первое место — настолько блеклой на первый взгляд казалась работа Любшина в сравнении с блеском красок, явленных Александром Калягиным (Оргон) и Анастасией Вертинской (Эльмира). Но это был очередной эфрософский «перевертыш». Подобно тому, как обитатели дома Оргона не сразу замечают, как в их дом вползает «змея», точно так же далеко не сразу принимается в расчет Тартюф - Любшин.

На фоне задрапированного роскошными золотистыми тканями пространства, на фоне неправдоподобно огромной люстры с мерцающими под колпачками свечами, что поднималась в начале каждого акта и опускалась по его окончании (сценограф — Дмитрий Крымов), на фоне красочных и прихотливых камзолов и платьев, ненавязчиво стилизованных под эпоху «короля-солнца» (художник по костюмам — Валентина Комолова), первым своим появлением в сером бархатном костюме Тартюф Любшина вызывал ассоциации с серой мышью. К такому моложавому, сухощавому, сдержанно-самоуверенному Тартюфу привыкаешь не сразу, но постепенно, от сцены к сцене, актер и герой, следуя воле режиссера, раскрываются в устрашающий и крайне современный образ. Грубый, наглый циник с кривой усмешкой и откровенно бесстыдным взглядом, он идет напролом. Он не гнушается мелкими делишками, способен на неприкрытую подлость, но самое страшное в нем — его пугающая обыденность. Станислав Любшин играет человека, который всегда рядом, которым вполне (при определенных обстоятельствах) может обернуться каждый из нас.

А еще он (Тартюф) — этот заведомый лицемер, а значит, и актер — единственный не комедиант в этом праздничном мольеровском театре, где первая актриса — красавица Эльмира. Анастасия Вертинская играет блистательную молодую женщину, которая прибирает к рукам все нити интриги, а для этого ей приходится проявить весь артистизм своей натуры, пустить в ход все свое очарование и усыпить подозрения недоверчивого Тартюфа. Кто-то назвал ее «смелой обольстительницей с испуганными глазами», и, действительно, такой образ в сцене обольщения срабатывает лучше всего. Вертинская очень точно и изящно проводит эту сцену — каждый жест неподражаем и грациозен, каждый взгляд чарует — вот уж правда, говоря словами Мольера, «стыдливость с нежностью ведут жестокий бой».

И если в игре Анастасии Вертинской присутствует комедия высокая: изящный мариводаж, соседствующий с блеском образов Бомарше, то Александр Калягин в образе своего Оргона дает зрителю пример комедии простодушия. Комедии, граничащей с подлинным драматизмом. Ведь Оргон, каким представляет его Калягин, под маской обаятельнейшего добродушия играет драму обманутого доверия, если не сказать больше — веры. Его Оргон отчаянно верит в добродетель человека, которого приютил, и держится за эту веру до последнего, а когда веры его лишают, ломается. Правда оказывается убийственной. И вот уже финальная сцена: Тартюфа связали по рукам и ногам, вот-вот его отправят на суд — казалось бы, враг повержен. И здесь из мягкого, добродушного человека, каким мы весь спектакль наблюдали Оргона, вдруг прорываются устрашающие черты: он беснуется, сдерживаемый Валером и Клеантом, молотит в бессильной ярости ногами и плюет в того, кого совсем недавно возносил так высоко...

И этот финал, пожалуй, перекрывает по своему воздействию даже кульминационную сцену с разоблачением Тартюфа — знаменитую сцену между Тартюфом, Эльмирой и Оргоном. И подобная драматическая, жестокая нота как нельзя лучше подходит в качестве финальной коды озорной и непринужденной комедии, разыгрываемой мхатовскими актерами. На протяжении двух часов действие увлекает зрителя стремительными ритмами, сверкающими, словно клинки, репликами и безудержной театральностью. Буффонная искрометность выплескивается со сцены в партер, который отдается безудержной режиссерской фантазии и платит за нее почти несмолкаемым смехом. Но заканчивается спектакль, проходит совсем немного времени, и веселье начинает отступать, уступая место совсем не радужным мыслям о человеческой природе. Вот такое вот послевкусие остается после «шампанского бутылки», предложенной зрителю Анатолием Эфросом и мхатовскими актерами.

Для «Тартюфа» театра на Малой Бронной режиссер Павел Сафонов собрал целое созвездие хороших артистов. Для проекта действительно важно, что в заглавной роли занят Виктор Сухоруков: «Мы работаем в жанре фарса. Я преданно иду за режиссером, но мы много спорим про меру откровенности лицемерия героя. Я хочу показать завуалированность афериста. Это будет скабрезно, развратно, отвратительно – на фоне прекрасных медоточивых обещаний. Внешне Тартюф благопристоен, говорит правильные вещи. Но сказав, пообещав, он садится в машину с мигалкой и уезжает», – пояснял он в своем предпремьерном интервью «Новой газете». Личность артиста важна для спектакля не только с точки зрения его «медийности». Дело еще и в том, что Сухоруков – любимец публики, то есть сам факт того, что обаятельный артист играет заведомо отрицательного персонажа, привносит в постановку дополнительную остроту. Впрочем, не Тартюф станет главным героем этого спектакля. Внимание зрителя постановщик перенес на Оргона – Александра Самойленко – хозяина гостеприимного дома и главу семейства, так неосторожно попавшего под влияние и обаяние несносного святоши.

Действующие лица и исполнители:
Тартюф, святоша - Виктор Сухоруков
Оргон - Александр Самойленко
Г-жа Пернель, его мать - Анна Антоненко-Луконина
Эльмира, его жена - Ольга Ломоносова, Ольга Вяземская
Дамис, его сын - Дмитрий Гурьянов
Мариана, его дочь - Екатерина Дубакина
Валер, молодой человек, влюбленный в Мариану - Дмитрий Сердюк, Александр Бобров
Клеант, брат Эльмиры - Владимир Яворский
Дорина, горничная Марианы - Агриппина Стеклова
Г-н Лояль, судебный пристав - Илья Ждаников
Офицер - Илья Ждаников

«Тартюф» - новый спектакль в репертуаре Театра на Малой Бронной, его премьера состоялась 5 ноября 2011 года. В качестве режиссера постановки выступил Павел Сафонов. Для спектакля он подобрал исключительно талантливых актеров, составивших сильный и гармоничный ансамбль. Выбор Виктора Сухорукова на роль Тартюфа закономерен. Поскольку обаятельный актер является любимцем публики, его работа в роли отрицательного персонажа добавила спектаклю остроты и дополнительных красок. Впрочем, главным героем постановки выбран не . В центр повествования Павел Сафонов решил поместить главу гостеприимного семейства и хозяина уютного большого дома, Оргона, в исполнении Александра Самойленко. «Тартюф» в Театре на Малой Бронной - это история о том, как неплохой, в общем-то, человек, неосторожно попадает под влияние невыносимого святоши.

По словам режиссера, люди постоянно находятся в поиске идеала, им жизненно необходимо кого-то любить, кому-то верить и поклоняться. Эта вера дает надежду на лучшее, позволяет почувствовать себя в безопасности, под защитой. Но в результате этим «кем-то» все равно оказываются близкие, поскольку именно в них скрыта вечность, именно они способны сделать нас сильнее. Оргон мечтал осчастливить мир, и помыслы его были чисты, но присутствовал в них и расчет. Наш герой надеялся породниться со святым, стать братом святого, да еще и сделать это демонстративно, напоказ, чтобы все видели, как он святого приютил, обогрел и накормил. И, несмотря на все чистые помыслы Оргона, в этих мечтах скрывалось его тщеславие и самолюбование. Итог был плачевен: ссора с семьей, расставание с сыном, загубленная судьба дочери и разлад в отношениях с женой. И только в самом финале, после предательства Тартюфа, Оргон сумел другими глазами посмотреть на близких людей, и вернулись к нему и любовь, и вера, и надежда - истинные, искренние, а не поддельные.

Спектакль Тартюф - видео

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры