Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь. Матильда Кшесинская - borisliebkind

Главная / Любовь

Отнюдь не красавица, ростом всего 153 сантиметра, с короткими, пухлыми для балерины ногами – такой была главная сердцеедка дореволюционной России, в чьи сети угодили два великих князя и цесаревич Николай. Балерина Матильда Кшесинская брала тем особым очарованием, которое не оставляет равнодушным ни одного мужчину. 31 августа великой танцовщице исполнилось 145 лет. Вспомним 11 малоизвестных фактов из биографии Матильды.

1. Тринадцатый ребенок

Мать Кшесинской Юлия Доминская тоже когда-то была балериной, но покинула сцену, посвятив себя семье. В двух браках (первый муж Юлии скончался) она родила 13 детей. Матильда была самой младшей – тринадцатой.

2. Командовала режиссерами

В Мариинском театре Матильда начинала как «Кшесинская 2-я». «Кшесинской 1-й» звали ее старшую сестру Юлию. Но уже скоро Матильда стала самой влиятельной балериной страны. Она сама решала, кто выйдет с ней на сцену, запросто могла забрать себе чужую роль, выгнать выписанную из-за границы танцовщицу со словами: «Не дам, это мой балет!»

Как-то раз Матильда без разрешения сменила неудобный костюм для выступления на собственный. Тут уж руководство не выдержало – балерину оштрафовали. Впрочем, найти управу на балерину так и не удалось.

«Неужели это театр, и неужели этим я руковожу? - писал в дневнике директор императорских театров Владимир Теляковский. - Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину».

3. Поставила рекорд

Матильда первая среди русских балерин исполнила на сцене 32 фуэте подряд. До нее кружиться так могли лишь итальянские балерины Эмма Бессон и Пьерина Леньяни, выступавшие на сценах Петербурга. С тех пор 32 фуэте подряд считаются фирменным знаком классического балета.

4. С Николаем свел император Александр

С цесаревичем Николаем балерина познакомилась на своем выпускном концерте. Ему было 22 года, ей всего 18. Историки считают, что именно отец Николая подтолкнул тогда будущего императора к балерине. Николай в то время страдал от любви к немецкой принцессе Аликс. Однако Александр III был против брака и, чтобы как-то отвлечь сына от душевных терзаний, пригласил к столу Матильду.

«Государь обратился ко мне: „А вы садитесь рядом со мною“. Наследнику он указал место рядом и, улыбаясь, сказал нам: „Смотрите только не флиртуйте слишком“. Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась…», – писала Матильда. В своих дневниках балерина называла цесаревича «Ники» и исключительно на «ты».

Однако в 1894 году отец Николая все же дал добро на свадьбу сына с немецкой принцессой, и роман с Матильдой подошел к концу. Впрочем, и после расставания бывшие влюбленные остались хорошими друзьями.

5. Крутила роман сразу с двумя

После разрыва с Николаем Матильда утешалась в объятиях великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича. В это время она родит сына Владимира. Мальчику дали отчество Сергеевич, однако кто из князей на самом деле был отцом ребенка, доподлинно неизвестно.

6. Князь погибал с портретом Матильды

Маля – так ласково звал Кшесинскую князь Сергей Михайлович. Рассказывают, в 1918 году во время казни большевиками великий князь сжимал в руке медальон с портретом Матильды.

7. Обслуживал сам Фаберже

Кшесинская была богатейшей женщиной России. Ее возлюбленный, Сергей Михайлович, имея доступ к военному бюджету, не скупился на наряды и украшения балерины. Украшения на заказ Матильды делал сам Фаберже.

В ее сокровищнице был и уникальный гребень. Он, по легенде, выполнен из золота 1000-й пробы, которой и в природе не существует. Нашел украшение в одной из экспедиций на Белом море Николай Гумилев. А вскоре вещица попала к балерине. Многие верили, что именно благодаря сказочному гребню сбываются все желания Кшесинской. К сожалению, во время революции украшение бесследно исчезло.

8. Ее дворцу завидовали даже в Зимнем

Явно не на зарплату балерины в конце 1890-х годов Кшесинская купила загородный дворец в Стрельне, где построила собственную электростанцию. А ведь тогда электричества не было еще даже в Зимнем дворце.

В октябре сего года зрители ожидают премьеру кинобестселлера «Матильда» (Кшесинская). Фильм Учителя Алексея снят в жанре исторической мелодрамы. Главной героиней его является фаворитка российского цесаревича Николая Александровича в 1892-1894 гг., прима-балерина Мариинского театра.

Публика ожидает, что показ станет событием в культурной жизни страны. Бюджет картины - 25 миллионов долларов. Для съемок сшито более 5 000 костюмов. Автором сценария стал российский писатель Александр Терехов, лауреат конкурсов «Большая книга» и «Национальный бестселлер». Роль Николая II играет немецкий актер Ларс Айдингер, сенсационно трактующий шекспировских Ричарда III и Гамлета. Роль Кшесинской исполнит двадцатичетырехлетняя польская актриса Михалина Ольшанская.

Размещенный в Интернете официальный трейлер презентует грядущую картину как главный российский исторический блокбастер-2017. Броская реклама не скупится на эпитеты: «тайна дома Романовых», «любовь, изменившая Россию». Кинематографисты пытаются создать максимальную интригу вокруг этой премьеры.

И это им, похоже, удается. Российского зрителя заинтересовала персона, ставшая прототипом главной героини картины. Многие задались вопросом о том, какой она была на самом деле, Кшесинская Матильда.

Спорная личность

Действительно ли любовь Кшесинской, как это трактует фильм, «изменила историю России»? Объективности ради следует сказать, что она являлась для Николая II лишь предметом краткой интрижки в молодости. Будем откровенны: Кшесинская, живущая по принципам мадам Помпадур, как личность не стоила и подметок государя.

Император же был персоной глубокой, трагической. Любил он до самого своего конца супругу Александру, обожал четырех дочерей и больного сына Алексея. Он - человек интеллигентный и мягкий - получил в наследство огромные проблемы в стране, с которыми не смог справиться. Зверское же убийство его и всей семьи завершило путь земной государя.

Так кто же она, смотрящая на нас с портретов красивая, стройная, обаятельная женщина? Такой ли ангел, каковым кажется? Объективно о ней написал последний директор императорских театров Владимир Теляковский: «необыкновенная, сильная технически, но нахальная нравственно, наглая, циничная балерина, живущая сразу с двумя великими князьями…».

Облик Матильды

Миниатюрной и на удивление ладной точеной фигуркой отличалась Матильда Кшесинская. Рост балерины - 1 метр 53 сантиметра, несомненно, способствовал самоутверждению мужчины, стоящего рядом с ней. Российский император, несомненно, также инстинктивно чувствовал ее женскую хрупкость. По воспоминаниям современников, в юности девушка была живой и веселой необычайно, она казалась подвижной, как ртуть, и имела легкий и жизнерадостный нрав.

В кругу преимущественно худощавых балерин Мариинского женской красотой и пропорциональными формами особенно отличалась Матильда Кшесинская. Вес имела она несколько больший, чем коллеги, но незначительно.

Детство, юность

Героиня этой статьи родилась в актерской семье обрусевших поляков 19.08 в 1872 году. Ее папа - Феликс Кшесинский - танцевал на сцене Мариинского театра. Отец будущей примы обладал европейской славой непревзойденного плясуна мазурки. Именно как исполнителя своего любимого танца его выписал из Варшавы император Николай I. Мама будущей примы, Юлия Доминская, была по-своему женщиной примечательной. Она заключила брак с Феликсом Кшесинским, уже имея пятеро детей, а затем родила ему еще трех. Матильда была младшей.

С восьми лет отец отдал младшую дочь ученицей в балетное училище. Танцем, кроме Малечки (так ее звали родные), занималась также ее старшая сестра - Юлия Кшесинская. Матильда окончила Императорское училище театрального искусства. У нее было достойное балетное образование. Девушке давали уроки известные в Европе педагоги:

  • балетмейстер Мариинского театра Лев Иванович Иванов, известный классическими постановками «Щелкунчика» и «Лебединого озера»;
  • танцовщик и педагог Христиан Иогансон, оставшийся в России из-за любви ведущий танцор Стокгольмской королевской оперы (до Мариуса Петипа лучший исполнитель мужских балетных партий);
  • прима Мариинского театра Екатерина Вазем, обученная балету французским танцовщиком Э. Гюге.

На экзамене по выпуску училища присутствовала императорская семья. Алекссандр III тогда выделил ее среди соучениц. Во время же торжественного ужина обмершую от счастья Матильду монарх усадил подле цесаревича Николая. Очевидно, в этом не было случайности. Возможно, волею государя Александра III, выделившего ее среди выпускниц училища, было, чтобы его сын стал мужчиной до свадьбы.

Матильда Кшесинская прекрасно понимала: балетных всегда любили сильные сего мира. И она не упустила свой шанс на выпускном балу.

Балерина театра

По окончании учебы в 1890 году балерина Матильда Кшесинская оказалась принятой в труппу Мариинского театра. Новенькую на первых порах актеры называли Кшесинской-второй, так как Кшесинской-первой была ее старшая сестра.

В первый же свой сезон она приняла участие в 21 опере и 22 балетах. Впрочем, сия востребованность объяснялась не только талантом. Балерину желал видеть на сцене цесаревич Николай.

Продолжение знакомства с цесаревичем

Эффектная Матильда Кшесинская еще на выпускном балу сумела заинтересовать императора. И в результате два года длился их роман.

А в день их первой встречи Матильда Кшесинская и Николай кружились в вальсе. Двадцатилетний цесаревич, несомненно, почувствовал, что танец и эта юная девушка - это одно целое. Словно на крыльях прилетев домой, его партнерша по танцу излила впечатления в своем дневнике. Текст заканчивался фразой, касающейся наследника российского престола: «Он будет моим все равно!»

Во второй раз Маля нашла возможность встретить цесаревича, выступая в Красносельском театре. Поблизости от него были разбиты гвардейские лагеря, где в лейб-гусарском полку проходил службу цесаревич.

Танцовщица по окончании спектаклей взяла за правило кокетничать с молодыми офицерами. Однажды между них оказался Николай. Его буквально обворожила лучезарная, великолепная Матильда Кшесинская. Фото, приведенные в статье, могут подтвердить это впечатление.

Император явно симпатизировал девушке, в его дневнике появилась запись: «В ней вместо крови течет шампанское».

Серьезные отношения цесаревича и балерины начались после того, как Николай в форме лейб-гусара инкогнито явился к ней в дом, назвавшись Волковым. Тогда же он подарил девушке золотой браслет с драгоценными каменьями. Примечательно, что их любовь до поры полностью одобрялись домашними. В частности, подарки Матильде цесаревич покупал, беря деньги из отдельного семейного фонда.

И уже вскоре в собственном особнячке проживала Матильда Кшесинская. Воспоминания Великого князя Сергея Михайловича свидетельствуют, что дом этот стал местом веселья и молодых шалостей мужчин-Романовых. Малечка их всех притягивала, словно магнит. Знал ли о том, что происходит в бывшем доме Римского-Корсакова на Английском проспекте, Александр III? Несомненно!

Кшесинская и театр

Для Кшесинской Мариинский театр не был тем праздником, каковым он казался царевичу Николаю. Для нее он ассоциировался с интригами и борьбой за жизнь. Ведь на одной сцене с ней, пришедшей и ушедшей, танцевала одна из лучших балерин XX века Анна Павлова, а также известная прима с филигранной техникой - Юлия Седова.

Надо отдать должное трудолюбию Матильды. Не обладая талантом Павловой, танцовщица балета упорными тренировками добилась признанной чистоты движений. Она первой среди русских балерин исполнила тридцать два фуэте кряду, для чего брала частные уроки сложных вращений и пальцевой техники у итальянского балетмейстера Энрико Чекетти.

Кшесинская Матильда на сцене Мариинского театра исполняла балетные партии Одетты-Одилии («Лебединое озеро»), феи Драже («Щелкунчик»), принцессы Авроры («Спящая красавица»), Никии («Баядерка»).

Кумиром балерины была несколько лет танцевавшая с ней на одной сцене итальянская прима Вирджиния Цукки. Эта итальянка срывала аплодисменты, лишь только выйдя на сцену, ее имя упоминал в своих рассказах Чехов, а драматическую манеру танца итальянки высоко ценил Станиславский. Однако Матильда, в отличие от Вирджинии, не собиралась посвящать балету всю свою жизнь.

В 1896 году Кшесинская Матильда становится прима-балериной императорских театров. Это вершина русской балетной иерархии. Спорным остается объективность такой оценки. Не согласен с ней был и балетмейстер Мариинского театра Мариус Петипа. Однако ему оставалось лишь склонить голову перед волей августейших особ, в кругу коих вращалась Матильда.

Как Кшесинская готовилась к выступлениям

Матильда была талантлива и по-своему дисциплинированна. Она всегда разделяла театральную и личную жизнь. Выступала нечасто, но в разгар сезона. За месяц до выступления балерина всецело предавалась тренажу, не принимая никого, рано ложилась спать, выдерживала диету, контролировала вес. Перед спектаклем 24 часа лежала в постели, приняв лишь легкий завтрак. За два часа до спектакля Матильда прибывала в театр для грима.

Но танцовщица позволяла себе длительные перерывы. Она обожала азартные игры в карты. Всегда была смеющейся и веселой. По воспоминаниям балерин Мариинского, бессонные ночи не портили ее внешность.

Бриллиантовая балерина

Но спустя пару лет Кшесинская начала злоупотреблять высоким покровительством. Матильда танцевала даже нищенку в бриллиантовых серьгах и жемчужном ожерелье. Она всегда представала перед зрителями в новом модном платье и по-парижски причесанной. Балерина блестела на сцене бриллиантами и сапфирами - подарками мужчин из рода Романовых.

Однажды директор Императорского совета театров Волконский даже оштрафовал Кшесинскую за то, что та проигнорировала его распоряжение - играть в специальном костюме. Та пожаловалась, и через несколько дней министр двора штраф отменил.

После этого князь Волконский подал в отставку. Эта сиюминутная ее победа возмутила театральный мир России, ведь Волконского артисты уважали.

Мог ли балетмейстер Мариинского, Морис Петипа, спорить с влиятельной фавориткой, уволившей его министра? Последний директор Императорских театров Теляковский позже написал в своих мемуарах, что балет для нее был не способом жизни, а средством обретения влияния.

Поддерживаемая императорской семьей, Кшесинская поступала так, словно репертуар Мариинского театра принадлежал ей. Она назначала артистов на роли, неугодных же и вовсе лишала возможности танцевать.

Ее имя было в первых строках афиш, однако оно странным образом оказалось никак не связанным с Великими балетными постановками. Специально для Кшесинской Петипа поставил несколько спектаклей: «Пробуждение Флоры», «Времена года», «Арлекинада», «Баядерка».

В последнем по списку спектакле балетмейстер снизошел до того, что Матильде ассистировали артисты выше ее классом: Анна Павлова, Михаил Фокин, Юлия Седова, Михаил Обухов. С точки зрения балета, это было абсурдом.

Отобразит ли октябрьский блокбастер то, что ведь фактически провалила спектакли «Дочь Микадо» и «Волшебное зеркало» прима Матильда Кшесинская? Фильм об этом, скорей всего, умолчит.

Об отношениях Кшесинской с Романовыми

Дата помолвки Николая с Алисой Гессенской - 7 апреля 1894 года - стала точкой невозврата отношений балерины и Николая. Они расстались друзьями, ей было позволено обращаться в письмах к нему на «ты». Император также великодушно пообещал балерине помогать во всем, что она попросит. Страдала ли от разрыва с главным женихом России Матильда Кшесинская? Фото ее, улыбающейся, в обществе следующего своего любовника, Великого князя Сергея Михайловича, будет ответом. Николай I поручил отставную любовницу заботам двоюродного брата.

В 1902 году родился сын Матильды Кшесинской - Владимир, отцовство коего остается спорным и по сей день. На своем бенефисе в Мариинском театре мастерица фуэте закрутила роман с Великим князем Андреем Владимировичем, причем вскружила последнему голову так, что тот вел себя неподобающе для рода Романовых.

Незавидна судьба Великого князя Сергея Михайловича, застреленного под Свердловском большевиками и без захоронения сброшенного в шахту. При жизни же Кшесинская превратила его в свою тень, оруженосца, а потом бросила. Бедный Сергей Михайлович так до конца своих дней и не обзавелся семьей.

Примечательно, что отчество сына балерины Владимира до десятилетнего возраста было Сергеевич, затем же он стал Андреевичем.

Бенефис

В 1900 году в честь Кшесинской, отдавшей сцене лишь десять лет жизни, Мариинским театром был дан бенефис. Хотя по театральным порядкам для этого следовало оттанцевать вдвое дольше. Министерство двора вручило ей в дар платинового орла с бриллиантами на золотой цепочке (Маля сказала Ники, что обычный для этих случаев перстень расстроит ее).

В 1904 году Кшесинская уволилась из Мариинского, подписав контракт с ним об участии в единичных спектаклях. Она умела держать себя в форме.

Если судить «по-балетному», то Кшесинская преждевременно покинула большой балет. Соблазн богатой жизни увел ее от искусства. В 1908 году ее уговорили выступить в качестве приглашенной балерины, и Матильда с успехом гастролирует в театре Гранд-опера (Париж), демонстрируя публике свои 32 фуэте. По мнению специалистов, это был пик ее формы.

Здесь же она закручивает роман с артистом Владимировым, окончившийся его дуэлью с Великим князем Андреем Владимировичем.

Амбиции Кшесинской

Маля, чувствуя, что вытянула счастливый билет в жизни, жила на широкую ногу. В Петербурге в ходу была шутка о том, что большая часть изделий придворного ювелира Романовых Фаберже в итоге оказывается в ее шкатулке.

Факт остается фактом: из нищей танцовщицы она превратилась в богатейшую женщину в России. Матильда Кшесинская, биография которой содержит об этом больше вопросов, чем ответов, имела явно больше, чем позволяло ей жалованье примы Мариинского и даже подарки цесаревича Николая.

Показательно, что в 1984 году Кшесинская приобрела дворец в Стрельне, отремонтировала его капитально и даже электрифицировала, построив частную электростанцию. Весной 1906 она строит себе дворец по Кронверкскому проспекту. В его оформлении, согласно замыслу балерины, чередуются все европейские архитектурные направления, но доминируют русский ампир со стилем Людовика XVI. Дворец меблирован и освещен по парижскому каталогу.

На вопрос о том, откуда же были взяты столь значительные вложения, по всей видимости, смог бы ответить ее любовник, Великий князь Сергей Михайлович, имевший доступ к военному бюджету России. Это не голословное обвинение. В дневнике Великого князя исследователями найдено его сетование о том, что аппетиты Кшесинской мешают ему произвести закупки провианта.

Закат жизни Кшесинской

Матильда была калифом на час, дамой, грезившей богатством и обретавшей его от богатых любовников. По жизни она была игроком, в казино ее прозвали «мадам-17» за ее частые ставки на этот номер. Ее ненавидел театральный мир России за интриганство. Если бы можно было создать такие весы, на одну чашу коих положить ее достижения в искусстве, а на другую - вред, нанесенный ею балету России и авторитету царского дома, то вторая чаша бы уверенно потянула вниз.

После революции ее дворцы были разграблены. А 19 февраля 1920 г. Кшесинская отплыла в Стамбул на лайнере «Семирамида». В 1921 году она обвенчалась с Великим князем Андреем Владимировичем. Ей был присвоен титул Светлейшей княгини Романовской-Красинской. Муж признал родным ее сына Владимира. В спорной ситуации, благодаря влиянию балерины на государя, сын получил дворянский титул и якобы возвращенную фамилию разорившихся предков - Красинский.

В 1929 году Матильда Кшесинская открыла свою балетную студию в Париже, которая пользовалась большим успехом. Учиться туда летели даже из-за океана. А умерла балерина в возрасте 99 лет. Похоронена на русском кладбище Сен-Женевье в Париже.

Заключение

Какой она была? Самая богатая балерина России Матильда Кшесинская? Фильм, выходящий в прокат осенью сего года, попытается внушить нам: пылкой, романтичной.

Следует признать, что русская дама польского происхождения имела балетный талант, но не горела желанием вписать свое имя в историю искусства. Для нее была важней светская жизнь. Балет был лишь средством привлечь внимание венценосных особ. Матильда жила не порывами души, а расчетом и интригами, попирая порядочность. Заручившись поддержкой государя, она устроила для себя безбедную, но неблагородную жизнь, закрутив романы одновременно с двумя великими князьями, вытаскивая доступные им казенные деньги у каждого.

Любовница дома Романовых

125 лет назад юная балерина Матильда Кшесинская завершила свой первый сезон в Императорском театре в Санкт-Петербурге. Впереди её ждала головокружительная карьера и бурный роман с будущим императором Николаем II, о котором она предельно откровенно рассказала в своих «Воспоминаниях».

В 1890 году впервые на выпускном спектакле балетного училища в Петербурге должна была присутствовать царская семья во главе с Александром III. «Этот экзамен решил мою судьбу», – напишет позже Кшесинская.

Судьбоносный ужин

После спектакля выпускники с волнением наблюдали, как по длинному коридору, ведущему от театральной сцены в репетиционный зал, где их собрали, медленно шли члены царской семьи: Александр III с императрицей Марией Фёдоровной, четыре брата государя с супругами и ещё совсем юный цесаревич Николай Александрович. На удивление всем император громко спросил: «А где же Кшесинская?» Когда смутившуюся воспитанницу подвели к нему, он протянул ей руку и сказал: «Будьте украшением и славою нашего балета».

Семнадцатилетняя Кшесинская была ошеломлена тем, что произошло в репетиционном зале. Но дальнейшие события этого вечера казались ещё более невероятными. После официальной части в училище давали большой праздничный ужин. Александр III занял место за одним из пышно сервированных столов и попросил Кшесинскую сесть рядом с ним. Затем он указал на место рядом с юной балериной своему наследнику и, улыбаясь, сказал: «Смотрите только не флиртуйте слишком».

«Я не помню, о чём мы говорили, но я сразу влюбилась в наследника. Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, всё было как сон. Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения…»

Позже они ещё несколько раз случайно видели друг друга издалека на улицах Петербурга. Но следующая судьбоносная встреча с Николаем случилась в Красном селе, где по традиции летом проходил лагерный сбор для практической стрельбы и манёвров. Там был построен деревянный театр, где давали спектакли для развлечения офицеров.

Кшесинская, с момента выпускного спектакля мечтавшая ещё раз хотя бы увидеть вблизи Николая, была бесконечно счастлива, когда он пришёл поговорить с ней во время антракта. Однако после сборов наследник должен был на 9 месяцев уехать в кругосветное путешествие.

«После летнего сезона, когда я могла встретиться и говорить с ним, моё чувство заполонило всю мою душу, и я только о нём могла думать. Мне казалось, что хоть он и не влюблён, но всё же чувствует ко мне влечение, и я невольно отдавалась мечтам. Нам ни разу не удавалось поговорить наедине, и я не знала, какое чувство он питает ко мне. Узнала я это уже потом, когда мы стали близки…»

Когда наследник вернулся в Россию, он стал писать Кшесинской много писем и всё чаще приезжал в дом к её семье. Однажды они сидели в её комнате почти до утра. И тогда Ники (так он сам подписывал письма к балерине) признался Матильде, что уезжает за границу для свидания с принцессой Алисой Гессенской , с которой его хотят сватать. Кшесинская мучилась, но понимала, что её разлука с наследником неизбежна.

Любовница Ники

Сватовство оказалось неудачным – принцесса Алиса отказалась переменить веру, а это было основным условием брака, поэтому помолвка не состоялась. Ники снова стал часто навещать Матильду.

«Нас всё более влекло друг к другу, и я всё чаще стала подумывать о том, чтобы обзавестись собственным уголком. Встречаться у родителей становилось просто немыслимым. Хотя наследник, с присущей ему деликатностью, никогда об этом открыто не заговаривал, я чувствовала, что наши желания совпадают. Но как сказать об этом родителям? Отец был воспитан в строгих принципах, и я знала, что наношу ему страшнейший удар, принимая во внимание те обстоятельства, при которых я покидала семью. Я сознавала, что совершаю что-то, чего я не имею права делать из-за родителей. Но… я обожала Ники, я думала лишь о нём, о моём счастье, хотя бы кратком…»

В 1982 году Кшесинская переехала в дом на Английском проспекте. Наследник постоянно приезжал к ней, и любовники провели там вместе много счастливых часов. Впрочем, уже летом 1893 года Ники стал навещать балерину всё реже. А 7 апреля 1894 года была объявлена помолвка Николая с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской .

До самой свадьбы продолжалась его переписка с Кшесинской. Она попросила у Ники разрешения по-прежнему общаться с ним на «ты», а также обращаться к нему за помощью в сложных ситуациях. В последнем письме к балерине наследник ответил: «Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости».

«Мне казалось, что жизнь моя кончена и что радостей больше не будет, а впереди много, много горя. Я знала, что найдутся люди, которые будут меня жалеть, но найдутся и такие, которые будут радоваться моему горю. Что я потом переживала, когда знала, что он был уже со своей невестой, трудно выразить. Кончилась весна моей счастливой юности, наступала новая, трудная жизнь с разбитым так рано сердцем…»

Николай всегда покровительствовал Кшесинской. Он купил и подарил ей дом на Английском проспекте, который она когда-то специально арендовала для встреч с наследником. С помощью Ники она разрешала многочисленные театральные козни, которые строили её завистники и недоброжелатели. С подачи императора в 1900 году Кшесинской легко удалось получить персональный бенефис, посвящённый десятилетию её работы в Императорском театре, хотя другим артистам такие почести полагались лишь после двадцати лет службы или перед выходом на пенсию.

Внебрачный сын от великого князя

После наследника у Кшесинской было ещё несколько любовников из числа представителей дома Романовых. Великий князь Сергей Михайлович утешал балерину после расставания с Ники. Их долгое время связывали близкие отношения. Вспоминая о театральном сезоне 1900/1901 года, Кшесинская упоминает, как за ней красиво ухаживал женатый 53-летний великий князь Владимир Александрович . В те же годы у Кшесинской завязался бурный роман с великим князем Андреем Владимировичем , при этом отношения балерины с Сергеем Михайловичем не прекращались.

«В моё сердце закралось сразу чувство, которого я давно не испытывала; это был уже не пустой флирт… Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы всё чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение…»

Осенью 1901 года они вместе поехали в путешествие по Европе. В Париже Кшесинская узнала, что ждёт ребёнка. 18 июня 1902 года она родила сына у себя на даче в Стрельне. Сперва она хотела назвать его Николаем, в честь своего любимого Ники, но посчитала, что не имеет права этого делать. В итоге, мальчика назвали Владимир – в честь отца её любовника Андрея.

«Когда я несколько окрепла после родов и силы мои немного восстановились, у меня был тяжёлый разговор с великим князем Сергеем Михайловичем. Он отлично знал, что не он отец моего ребёнка, но он настолько меня любил и так был привязан ко мне, что простил меня и решился, несмотря на всё, остаться при мне и ограждать меня как добрый друг. Я чувствовала себя виноватой перед ним, так как предыдущей зимой, когда он ухаживал за одной молоденькой и красивой великой княжной и пошли слухи о возможной свадьбе, я, узнав об этом, просила его прекратить ухаживание и тем положить конец неприятным для меня разговорам. Я так обожала Андрея, что не отдавала себе отчёта, как я виновата была перед великим князем Сергеем Михайловичем…»

Сыну Кшесинской дали отчество Сергеевич. Хотя уже после эмиграции, в январе 1921 года, балерина и великий князь Андрей Владимирович обвенчались в Ницце . Тогда он усыновил своего родного ребёнка. Но фамилию мальчик получил Красинский. И это имело особый смысл для Кшесинской.

Правнучка самозванца

История семьи Матильды Кшесинской не менее занимательна, чем биография самой балерины. Её предки жили в Польше и относились к роду графов Красинских . В первой половине XVIII века случились события, перевернувшие жизнь знатного семейства. И виной этому, как часто бывает, стали деньги. Прапрапрадедом Кшесинской был граф Красинский, обладавший огромными богатствами. После смерти графа почти всё наследство отошло его старшему сыну (прапрадеду Кшесинской). Его младший брат не получил практически ничего. Но вскоре счастливый наследник умер, не оправившись от смерти своей супруги. Владельцем несметных богатств оказался его 12-летний сын Войцех (прадед Кшесинской), оставшийся на попечении француза-воспитателя.

Дальнейшие события напоминают сюжет «Бориса Годунова» Пушкина. Дядя Войцеха, считавший несправедливым распределение наследства графа Красинского, решил убить мальчика, чтобы завладеть состоянием. В 1748 году кровавый план уже близился к завершению: двое наёмных убийц готовили преступление, но у одного из них сдали нервы. Он рассказал обо всём французу, воспитывавшему Войцеха. Собрав наспех вещи и документы, тот тайно вывез мальчика во Францию, где поселил его в доме своей семьи под Парижем. Чтобы максимально законспирировать ребёнка, его записали под фамилией Кшесинский . Почему была выбрана именно эта фамилия – неизвестно. Сама Матильда в мемуарах предполагает, что она принадлежала её прадеду по женской линии.

Когда воспитатель умер, Войцех решил остаться в Париже. Там в 1763 году он женился на польской эмигрантке Анне Зиомковской. Спустя семь лет у них родился сын Ян (дед Кшесинской). Вскоре Войцех решил, что может вернуться обратно в Польшу. За годы его отсутствия ушлый дядя объявил наследника умершим, а все богатства семьи Красинских забрал себе. Попытки Войцеха вернуть наследство оказались напрасны: воспитатель при побеге из Польши взял не все документы. Восстановить историческую правду в городских архивах тоже было трудно – многие бумаги оказались уничтожены в ходе войн. По сути, Войцех оказался самозванцем , что сыграло на руку его дяде.

Единственное, что сохранилось у семьи Кшесинской в доказательство их происхождения – кольцо с гербом графов Красинских.

«И дед, и отец пытались восстановить утерянные права, но это удалось лишь мне после смерти отца…»

В 1926 году великий князь Кирилл Владимирович присвоил ей и её потомству титул и фамилию князей Красинских.

Матильда Кшесинская. Загадки жизни. Документальный фильм

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Знаменитая русская балерина Матильда Кшесинская отличалась столь яркой красотой, что ее внешность удостоилась внимания венценосных особ. Говорят, что сам Николай II тайно встречался с Кшесинской, а после его женитьбы любовниками балерины стали великие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович. И от первого Кшесинская даже родила мальчика, которого позднее усыновил второй. Понятно, что у примы-балерины Императорских театров проблем с деньгами не было, и в 1904 году она поручила архитектору А. И. фон Гогену построить для себя особняк.

В последнее время о Матильде Феликсовне заговорили — и отнюдь не в связи с ее хореографическим талантом, коему рукоплескал весь Старый Свет. О балерине вспомнили после того, как общественники из движения «Царский крест» разглядели в трехминутном трейлере еще не вышедшего на экраны художественного фильма Алексея Учителя «Матильда» искажение исторических событий, а также «антироссийскую и антирелигиозную провокацию в сфере культуры». Более всего активистов возмутили демонстрируемые в картине любовно-эротические сцены между Кшесинской и наследником престола — будущим императором Николаем II. Реакция на жалобы общественников последовала незамедлительно. Во-первых, в Генпрокуратуру обратилась депутат Госдумы РФ Наталья Поклонская с просьбой проверить «Матильду» на предмет оскорбления чувств верующих. Во-вторых, в Общественный совет при Минкультуры поступили 20 тысяч подписей с требованием запретить фильм, премьера которого запланирована на октябрь 2017 года. В-третьих, некая организация «Христианское государство — Святая Русь» отправила директорам российских кинотеатров письмо, в котором предупредила, что в случае демонстрации картины «кинотеатры будут гореть». Вот так поборники исторической достоверности обеспечили Матильде Феликсовне полный аншлаг — причем еще до выхода на сцену.

Внимание! +18. Видео содержит эротические сцены

Впрочем, балерина уже не первый раз оказывается в центре большого скандала. Речь поведем о том, как вихрь Февральской революции свел в одни газетные заголовки фамилии Кшесинской и Ленина. Мало кто знает, что балерина в апреле-мае 1917 года доставила большевикам немало проблем и даже вела с ними имущественную тяжбу, о которой знал весь революционный Петроград. Предметом тяжбы был знаменитый особняк на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы, с балкона которого вечером 3 апреля 1917 года перед рабочими и матросами выступал Владимир Ленин, только что вернувшийся из эмиграции. Однако обо всем по порядку.


Кшесинская решила построить себе большой дом в Санкт-Петербурге в 1902 году — сразу после рождения сына. Старый, куда более скромный дом на Английском проспекте, подаренный Николаем II, Кшесинская решила продать князю Александру Романовскому. «Покинуть свой старый дом, подаренный мне Ники, было очень тяжело. Приходилось расставаться с домиком, с которым были связаны самые дорогие для меня воспоминания, и где я прожила много, много счастливых дней. Но в то же время оставаться там, где всё мне напоминало Ники, было ещё грустнее», — вспоминала Кшесинская.

Весной 1906 года на углу Кронверкского проспекта стартовало масштабное строительство шикарного дома. Место под новый особняк Матильда выбрала сама: рядом не было фабрик, а размеры участка позволяли разбить при доме сад. О гармонии окружающего пространства она заботилась и позже: в 1909 году недалеко от ее дворца началось возведение мечети, однако католичка Кшесинская обратилась к своему сердечному другу Великому князю Сергею Михайловичу с просьбой оградить ее от такого соседства. В результате между особняком и мечетью возвели дом Второго Каменноостровского товарищества устройства постоянных квартир с кирпичной оградой и скульптурами львов. Все остались довольны.

Александр фон Гоген
Кшесинская считала, что архитектор Александр фон Гоген блестяще справился с ее заказом. Особняк длиной 50 и шириной 33 метра выдержан в стиле классического северного модерна, выделялся асимметричным фасадом и композицией разновысоких объемов. Во внешней отделке использовалось контрастное сочетание материалов: красного и серого гранита, облицовочного кирпича, майоликовой плитки и декоративного металла. Во дворе и в саду всегда было опрятно — за этим неустанно следил главный дворник Матвей Денисов, которого Кшесинская тепло называла «дед Матвей». Во дворе располагались, прачечная, гаражи для экипажа и двух автомобилей, а также коровник — чтобы сын балерины мог пить парное молоко. В одном из сараев также жила «толстая свинья, любимица Вовы», а в самом доме обитали фокс и прирученная козочка, с которой Кшесинская выступала в балете «Эсмеральда».

Внутреннее пространство было организовано в виде двух анфилад залов, с примыкающим остекленным зимним садом. Уже под Рождество 1907 года хозяйка перебралась в новое имение, даже несмотря на то, что еще не все комнаты были обставлены. Судя по мемуарам самой Матильды Феликсовны, обстановка в особняке была роскошной.


Зимний сад

«Внутреннюю отделку комнат я наметила сама. Зал должен был быть выдержан в стиле русского ампира, маленький угловой диван — в стиле Людовика XVI, а остальные комнаты я предоставила вкусу архитектора. Некоторые комнаты, как столовая и соседний с нею салон, были в стиле модерн.


Гостиная (салон)

Спальню и уборную я заказала в английском стиле, с белой мебелью и кретоном на стенах.

Всю стильную мебель и ту, которая предназначалась для моих личных комнат и комнат моего сына, я заказала Мельцеру, самому крупному и известному в Петербурге фабриканту, а всю остальную обстановку я поручила крупной фирме Платонова. Все бронзовые предметы для зала ампир и салона Людовика XVI, как то: люстры, бра, канделябры, дверные и оконные ручки, запоры и шпингалеты, а также все ковры и материал для обивки мебели я заказала в Париже. Стены салона были обтянуты желтым шелком».
Интерьер особняка и вид двора в 1916 году.


Парадная лестница


Столовая


Спальня


Белый зал


Двор и сад

Второй этаж был отведён под детские комнаты, спальню балерины, помещение экономки, несколько «запасных» комнат для гостей и гардеробную. Последняя была обставлена четырьмя огромными дубовыми шкафами, в которых хранились не только повседневные и выходные платья Матильды, но и ее сценические костюмы, туфли и парики. На первом этаже располагались большая зала, бильярдная, несколько гостиных, комнаты для слуг, кабинет Кшесинской, буфет и зимний сад, для которого на фасаде здания был специально спроектирован большой застекленный эркер. Сохранились воспоминания об украшавших сад громадных пальмах и деревянных трельяжных конструкциях, увитых зеленью. На первом же этаже находились две кухни — для гостей и прислуги. Обратимся вновь к мемуарам балерины.

«Кухня была моей гордостью, она была, можно сказать, шикарная, и часто после обеда я приглашала гостей полюбоваться ею. Мой французский повар Дени содержал кухню в примерной чистоте и опрятности, и сразу после обеда, когда я показывала гостям кухню, она была в таком порядке, что можно было думать, будто никакого обеда там вовсе и не готовили. При доме был свой ледник и специальная холодная кладовая для сухих продуктов. У меня был, конечно, винный погреб. Он был наполнен чудными винами и был устроен так, что я могла в нём давать ужины после спектаклей для любителей хороших вин, предоставляя им самим выбирать по каталогу то вино, которое каждый хотел. В погребе был и специальный шкап — со стаканами для каждого сорта вин. Эти ужины в погребе среди бутылок вина были оригинальны по своей обстановке и очень веселы. И вина выпивалось на них немало».


Вино из погребка Кшесинской нередко пивали Федор Шаляпин, Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина, Леонид Собинов, Анна Павлова — весь цвет Петербурга. На приемы захаживали знаменитый ювелир Карл Фаберже, одаривавший Матильду украшениями, и не менее известная американская танцовщица, возлюбленная поэта Сергея Есенина, Айседора Дункан, с которой хозяйка быстро подружилась. Сергей Дягилев также не раз гостил у знаменитой танцовщицы, с которой его связывала нежная дружба. Здесь же пела итальянская певица Лина Кавальери, устраивались домашние спектакли, концерты, велись интересные беседы, общались близкие по своим интересам люди. В общем, дворец Кшесинской был своеобразной Меккой художественной интеллигенции Петербурга-Петрограда вплоть до 1917 года.

Ксешинская с сыном в особняке

В начале февраля 1917 года обстановка в Северной столице стала накаляться. Полицмейстер Владислав Галле заботливо порекомендовал балерине вместе с сыном покинуть столицу, поскольку ожидались беспорядки. Опасения были вполне обоснованы: ни для кого не была секретом близость Кшесинской к императорской семье, последние полгода она получала анонимные письма с угрозами расправы. Матильда на время уехала в Финляндию, но к середине месяца вернулась. 22 февраля балерина давала обед с шикарной сервировкой на 24 персоны. Она еще не знала, что это будет последний прием в ее особняке. 26 февраля ей позвонил генерал Галле и велел спасать ценности. «Когда я взглянула вокруг себя на всё, что было у меня драгоценного в доме, то не знала, что взять, куда везти и на чём, когда кругом уже бушует море. На следующий день, в понедельник 27 февраля, с каждым часом становилось всё тревожнее и тревожнее. Всё, что было более драгоценного и что попадалось мне под руку, я уложила в небольшой ручной саквояж, чтобы быть готовой на всякий случай», — вспоминала балерина. 27 февраля Кшесинская в черном пальто, платке на голове, чемоданчиком с драгоценностями и любимым фоксом Джиби на поводке покинула свой особняк, в котором счастливо прожила 11 лет.

Уже на следующий день в здание ворвались революционеры неизвестной масти во главе со студентом Агабабовым. Автомобили Кшесинской исчезли, а с ними антиквариат и прочие ценные вещи. О том, что дом подвергся налету мародеров, балерине, скрывавшейся вместе с сыном у своей давней подруги Лилии Лихачевой, сообщил дворник. Через пару дней хозяйка рискнула вернуться в особняк, чтобы убедиться в произошедшем:

«Мне предложили подняться в мою спальню, но это было просто ужасно, что я увидела: чудный ковёр, специально мною заказанный в Париже, весь был залит чернилами, вся мебель была вынесена в нижний этаж, из чудного шкапа была вырвана с петлями дверь, все полки вынуты, и там стояли ружья, я поспешила выйти, слишком тяжело было смотреть на это варварство. В моей уборной ванна-бассейн была наполнена окурками. В это время ко мне подошёл студент Агабабов, который первым занял мой дом и жил с тех пор в нём. Он предложил мне как ни в чём не бывало переехать обратно и жить с ними и сказал, что они уступят мне комнаты сына. Я ничего не ответила, это уже было верхом нахальства… Внизу, в зале, картина была не менее отвратительна: рояль Бехштейна красного дерева был почему-то втиснут в зимний сад, между двумя колоннами, которые, конечно, были сильно этим повреждены. С тяжёлым сердцем вышла я снова из своего дома; с такой любовью построенный, вот во что он превратился…».
На этот раз она покидала свой дом навсегда. 1 марта особняк самовольно заняли солдаты мастерских запасного автобронедивизиона — они расположились на первом этаже. Параллельно здание приглянулось активистам Петроградского комитета большевиков, который ютился в двух каморках на чердаке Петроградской биржи труда (Кронверкский проспект, 49). Партийцы отправили к «броневикам» на переговоры Петра Дашкевича. Судя по всему, стороны ударили по рукам, ибо уже 11 марта 1917 года ПК РСДРП (б) и его Военная организация перебрались в жилище Кшесинской. После того, как в здании обосновался и ЦК РСДРП (б), петроградские газеты нарекли особняк «главным штабом ленинцев». Штаб имел весьма удобное стратегическое расположение: до центра недалеко, рядом Петропавловская крепость, неподалеку в Народном доме после Февральской революции разместились солдаты 1-го пулеметного полка, рукой подать и до рабочих окраин Выборгской стороны.



Удостоверение П.В. Дашкевича для переговоров о размещении Петербургского комитета РСДРП(б) в особняке Кшесинской. 9 марта 1917 года


А вскоре и сам Ильич осенил особняк своим присутствием. Ленин, как известно, Февральскую революцию пропустил — был в эмиграции в Цюрихе. Опустим в рамках нашей статьи полную тайн историю с поездкой через Германию в «пломбированном» вагоне. Для нас в данном случае важно то, что вечером 3 апреля Ленин прибыл в Петроград. В 23 часа 10 минут поезд остановился у платформы Финляндского вокзала, где уже собрались петроградские рабочие. Владимир Ильич влез на броневой автомобиль, откуда выступил с исторической речью, которую завершил словами: «Да здравствует социалистическая революция!» На этом же броневике Ленин направился в штаб Центрального и Петроградского комитетов большевиков — т.е. в самовольно занятый большевиками особняк Матильды Кшесинской. В ту же ночь Ильич произнес пламенную речь с балкона этого здания перед собравшимися на улице рабочими, солдатами и матросами. Исторический балкон находился в комнате сына балерины Володи. Фотокамеры это событие, похоже, не зафиксировали, зато советские художники позже написали на эту тему немало соцреалистических полотен.


Картины советских художников на тему выступления Ленина с балкона особняка Ксешинской

Теперь вокруг особняка постоянно кипели революционные страсти. Супруга известного историка Сергея Платонова, проживавшая с семьей по соседству, записывала в дневнике: «Около него постоянно стоит толпа и кто-нибудь ораторствует — больше говорит не сам Ленин, а кто-нибудь из «ленинцев», происходят ожесточенные споры между «ленинцами» и их противниками, причем несогласных с Лениным иногда арестовывают, а иногда, говорят, оратору ленинцу приходится спешно спасаться во двор или в дом, чтобы не быть побитым».


Революционные страсти вокруг особняка Ксешинской весной-летом 1917-го кипели нешуточные

Тем временем Кшесинская решилась бороться за свою собственность. Однако выяснилось, что незваные гости вовсе не собираются покидать ее уютный особняк. Матильда Феликсовна имела обстоятельный разговор с главой Петрокомитета Львом Михайловым. Тот хоть и был вежлив с императорской любимицей, но все больше иронизировал, всячески давая женщине понять, что у ее дома появились новые владельцы. Аналогичным образом прошла беседа Кшесинской с представителем большевиков в Исполкоме Петросовета Александром Шляпниковым. Началось хождение балерины по кабинетам чиновников всех уровней и политических мастей: она побывала в военной комиссии Временного комитета Госдумы, обращалась к командующему Петроградским военным округом генералу Лавру Корнилову. Удивительное дело: в Общественном Градоначальстве ей вернули часть изъятых из особняка ценностей. Балерина пыталась взывать и к совести членов ПетроСовета: для них Кшесинская в знак особого уважения даже написала письмо с просьбой вернуть ей дом на красной бумаге. «У меня ребенок, а мы остались без крова», — писала хозяйка особняка. В ответ высший орган «революционной демократии» принял резолюцию, в которой признавал «захват кем бы то ни было частной собственности недопустимым» и предложил комитету броневого дивизиона «немедленно очистить занимаемое им в доме Кшесинской помещение, предоставив таковое владелице». Однако никакой силы этот документ не имел: из особняка на Кронверкском проспекте никто так и не съехал.


Макет особняка из музея Государственного музея политической истории

Малоэффективным оказалось и обращение к тогдашнему министру юстиции Керенскому. Александр Федорович был с дамой крайне любезен, обещал «оградить от всяких неприятностей» и даже дал номер своего домашнего телефона, но во время повторного визита вынужден был заявить Кшесинской, что освободить ее дом силой нельзя, «так как это повлечет за собой кровопролитие около него, что еще более осложнит дело». Тогда Матильда обратилась в суд. В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга сохранилось «Личное дело Кшесинской М.». Среди документов есть ее прошение на имя прокурора Петроградской судебной палаты, в котором она требует:
«1) Принять меры к освобождению моего дома от посторонних лиц и дать мне возможность спокойно вернуться в него.
2) Начать расследование по делу о разграблении моего имущества в том же доме».


Разграбление особняка Ксешинской


Прокурор в ответ запросил управление запасного автоброневизиона о «возможности освободить от постоя дом Кшесинской в виду ее ходатайства» и затребовал от комиссариата милиции Петроградского района «дознание о расхищенном имуществе». Реакции опять не последовало. Тогда адвокат Кшесинской — Владимир Хесин — возбудил гражданский иск о выселении.

Присяжный поверенный Владимир Савельевич Хесин (1867—1948), с 1921 года — в эмиграции в Париже. Думаю еслиб он стался в Советской России, был бы расстрелян в подвале ВЧК, как человек посмевший подать в суд на Ленина.

В качестве ответчиков на суде истицей были указаны: «1. Петроградский комитет РСДРП; 2. ЦК РСДРП; 3. Центральное бюро профсоюзов; 4. Петроградский районный комитет партии эсеров; 5. Клуб военных организаций; 6. Помошник присяжного поверенного С.Я. Багдатьев; 7. Студент Г. О. Агабабов; 8. Кандидат прав В.И. Ульянов (лит. псевдоним — Ленин)».


Присяжный поверенный Владимир Савельевич Хесин

Газеты с упоением смаковали имущественные претензии «царской фаворитки» к «большевистскому вождю». Многие СМИ на первых полосах публиковали заметки под заголовками, вроде «Тяжба Кшесинской и Ленина». Однако любителей сенсаций ждало разочарование: главная истица и ответчик в суд не явились.

Интересы большевиков на процессе представляли литовский социал-демократ, помощник присяжного поверенного Мечислав Козловский и один из секретарей ПК Сергей Багдатьев. На заседании выяснилось, что ответчику Ленину повестка не вручена по причине его непроживания там, а районный комитет эсеров принять повестку отказался. Самовольное занятие особняка революционными организациями Козловский объяснил так: «Следует не забывать, что революционные организации заняли это здание 27 февраля, в день революционного выступления народа. Заняли его тогда, когда оно было пустым, когда разбушевавшиеся массы уничтожали дворец Кшесинской, считая его гнездом контрреволюции, где сходились все нити, связывавшие с царским домом Кшесинскую, которая по разумению масс была если уж не членом царской семьи, то, по крайней мере, фавориткой свергнутого царя. И остался целым этот дворец лишь благодаря тому, что был занят революционными организациями. О каком это «законном порядке» позволительно говорить в тот момент, когда на улице идет революция со свистом пуль и артиллерийской канонадой?!».

Сергей Багдатьев в своей речи делал акцент на том, что обосновавшиеся в особняке большевистские организации представляют собой многочисленную и влиятельную политическую силу. «Мы не грабители. Мы крупная политическая организация. Как только мы найдем для себя новое помещение — охотно выедем из дома Кшесинской». Адвокат балерины Хесин в ответ парировал: «Как гражданин и юрист я должен отстаивать ту мысль, что и в революции есть законы. И во время революции, пока нет закона нового, действует старый закон. Ведь отрицание всяких законов — это анархия. Напрасно здесь говорили о толпе, о царской фаворитке, об угрозах разгромов. Сюда в суд не нужно вносить слухов и разговоров улицы. Мало ли что говорит толпа? Толпа говорит и о поездке в запломбированном вагоне через Германию и о немецком золоте, привезенном в дом моей доверительницы. Я ведь всего этого не повторял перед судом. Я апеллирую к законному порядку. Поэтому я прошу очистить дом доверительницы, предоставив выселяемым кратчайший срок».

После 10-минутного перерыва мировой судья огласил решение. Кадетская «Речь» 6 мая воспроизвела его полностью: «По Указу Временного правительства России определено: выселить из дома № 2-1 по Б. Дворянской ул. в течение 20 дней п.к. с.-д. р.п., ЦК той же партии, клуб организаций (большевистский солдатский клуб «Правда» — А.К.), Петроградский районный комитет п.с.р., С. Багдатьева со всеми проживающими лицами и очистить помещение от их имущества. Решение обратить к предварительному исполнению. Иск в отношении Владимира Ульянова и Центрального бюро профсоюзов оставить без рассмотрения».
5 июня в особняке Кшесинской появился адвокат Хесин в сопровождении судебного пристава и отряда милиции, чтобы произвести выселение. Руководивший деятельностью Секретариата ЦК РСДРП(б) Яков Свердлов сумел договориться с министром юстиции Временного правительства П.Н. Переверзевым о предоставлении новой отсрочки и пообещал Хесину, что через неделю все большевики покинут здание. Это время ушло на то, что партийцы выясняли, кто виновен провале дела в суде: большинство решило обвинить Багдатьева с его неубедительной речью, однако за того вступился Сталин. В общем, крайнего не нашлось. Большевикам ничего не осталось, как 12 июня официально объявить о выезде из особняка ЦК и ПК РСДРП(б). Однако Военная организация РСДРП(б), которая в то время распоряжалась зданием, категорически отказалась выполнить решение суда. Ее руководители пригрозили, что на попытку их выселить ответят вооруженным сопротивлением. Глядя на них и Петроградские большевики вернулись на насиженное место.

Надо сказать, что к этому моменту наглость большевиков уже порядком поднадоела простым питерцам: в обществе набирали силу антибольшевистские настроения, а Кшесинскую газеты уже не высмеивали, а представляли как одну из жертв произвола Ленина и его соратников. Питерские телефонистки даже грозили объявить бойкот и не соединять с засевшими в особняке «ленинцами». Буржуазные феминистские организации, в свою очередь, устраивали манифестации, требуя возврата здания законной владелице. В ответ левые газеты публиковали резолюции митингов рабочих, солдат и матросов, требовавшие признать многострадальный дом общественным достоянием. Гарнизон Петропавловской крепости заявил о готовности ответить орудийным огнем на любую попытку силой выселить большевистские организации.


Предписание судебного пристава начальнику городской милиции Д.А. Крыжановскому о направлении вооруженного отряда к особняку Кшесинской. 23 июня 1917 года

15 июня министр юстиции Переверзев направил начальнику Петроградской городской милиции Д.А. Крыжановскому предписание «немедленно привести в исполнение определение Петроградского мирового суда о выселении из дома Кшесинской занимающих его лиц и организаций». В связи с тем, что ответчики от добровольного очищения занимаемого ими помещения отказались, министр предложил Крыжановскому «обратиться с письменным требованием об откомандировании необходимой для исполнения судебного определения воинской силы к Главнокомандующему войсками Петроградского военного округа». 23 июня судебный пристав 28-го участка Скрипицын обратился к начальнику милиции с просьбой направить к особняку Кшесинской в 8 часов утра 26 июня «усиленный наряд вооруженных людей». Назревал новый вооруженный конфликт, однако череда политических кризисов на время отвлекла внимание властей от особняка Кшесинской.


Только в ходе ликвидации июльского выступления большевиков правительственные войска утром 6 июля заняли здание, при этом помещения ЦК и ПК РСДРП (б) подверглись жестокому разгрому. Здесь предлагаем ненадолго перенестись в наше время. В одной из экскурсионных программ Государственного музея политической истории (именно эта организация ныне занимает бывший особняк Матильды Кшесинской), значится следующее: «Приглашаем на экскурсию, рассказывающую об уникальном судебном процессе 1917 года, который в прессе того времени был назван «Тяжба Кшесинской и Ленина». В пространствах особняка известной балерины вы узнаете, что стало причиной судебного разбирательства между большевиками и балетной дивой и почему именно из этого дома лидер РСДРП (б) бежал в июле 1917 года». Считается, что во время так называемого «июльского кризиса» Ленин тайно спасался бегством из особняка Кшесинской от разъяренной толпы. Подробности этого бегства широко не афишировались, но Ленин действительно экстренно покинул Северную столицу и на все лето осел в Разливе. В Ленинграде даже ходили такие слухи: в начале 1970-х в музее был ремонт, в одной из комнат в потолке была внушительная пробоина. Один из экскурсантов якобы ляпнул: «А в эту дырку Ленин убегал». На следующий день дыра была заделана.

Если же обратиться к официальной хронологии, то события вокруг особняка в начале июля 1917 года развивались так: 3 июля: к особняку прибывают многочисленные группы и делегации участников антиправительственных выступлений в Петрограде, требующие от большевиков официально поддержать движение. 4 июля: Ленин выступает с балкона особняка перед матросами десантного отряда, прибывшего в Петроград из Кронштадта для участия в антиправительственной демонстрации. 5 июля: Военной организацией РСДРП(б) особняк подготовлен для обороны, установлены пулеметы, в особняке разместились матросы кронштадтского отряда. На площади перед особняком заняли позицию броневики. 6 июля: войска Временного правительства полностью блокируют особняк и предъявляют его защитникам ультиматум. Около 11 часов утра особняк захвачен сводным отрядом лейб-гвардии Преображенского полка и морских летчиков. Ворвавшиеся солдаты устроили разгром ряда помещений. 7 июля: в помещениях особняка контрразведка Петроградского военного округа производит тщательный обыск. Во всех комнатах установлены караулы.


Самокатчики во дворе особняка Кшесинской. Июль 1917 года

Однако и после изгнания большевиков возвращать Кшесинской ее разоренное гнездо никто не собирался: на этот раз особняк заняли обоз и рота 1-го самокатного батальона V Армии Северного фронта, прибывшего в Петроград для подавления антиправительственного выступления. Выселить самокатчиков, специально отозванных с фронта для «спасения революции», никто не осмелился. Солдаты хозяйничали в особняке, разрушая и растаскивая все, что еще осталось. Вот выдержки из газет того времени о состоянии некогда шикарного дворца: «Новое время»: «Внутри все в грязи. Мебели почти нет. И двор, и палисадник, и тротуар у дворца усеяны солдатами»; «Вечернее время»: «Особняк г-жи Кшесинской расхищен до последней степени»; «Петроградский листок»: «Сад дворца представляет вид военного лагеря: военные повозки, множество велосипедов, лошади…».


Адвокат Кшесинской продолжал подавать новые иски — теперь уже к Временному правительству, добиваясь возвращения здания прежней владелице и возмещения нанесенного ущерба, который он оценил в треть миллиона рублей. Общая же стоимость особняка, превышавшая миллион золотых рублей, к 1917 году выросла в 3-4 раза. Однако все эти иски предъявлялись уже в отсутствие самой хозяйки: Матильда Феликсовна поняла, что ждать в революционном Петрограде ей больше нечего. «Все мучительнее чувствовалось, что нет больше ничего своего, нет ни дома, ни вещей, но другим было ещё хуже», — напишет в мемуарах балерина. Получив официальное разрешение властей, 13 июля она навсегда покинула столицу, отправившись в Кисловодск на свою дачу, где ждал ее Великий князь Андрей Владимирович. На юге Кшесинская пережила два года гражданской войны, а в феврале 1920 года после поражения Добровольческой армии навсегда покинула Россию. На следующий год она обвенчалась с князем и прожила в эмиграции долгую жизнь — скончалась владелица экспроприированного дворца на Кронверкском проспекте в Париже в 1971 году в возрасте 99 лет. Можно, пожалуй, со 100-процентной уверенностью утверждать, что Матильда Феликсовна пережила всех, кто отобрал у нее дом.

Музей революции в особняке Ксешинской. С бюстом Ленина и видом на исторический балкон
История же знаменитого особняка пошла своим путем: до Октября 1917 года его хозяевами оставались самокатчики, после революции здание поступило в распоряжение Петросовета. С его балкона выступали Володарский, Зиновьев и прочие революционные вожди. В последующие годы его владельцы менялись как в калейдоскопе: пресловутый Пролеткульт, дом политпросвещения Петроградского района, в котором впервые в 1923 году был создан «Уголок Ильича» и даже детский дом для умственно отсталых детей. В 1929 году здесь разместился институт общественного питания, в котором была открыта диетическая столовая, с 1931 по 1935 годы в особняке находилось общество старых большевиков, в 1937 году хозяином здания стал только что созданный музей убиенного С.М. Кирова. С декабря 1955 года особняк Кшесинской стал основным зданием музея Великой Октябрьской социалистической революции, который 13 августа 1991 года получил современное наименование — Государственный музей политической истории России.

По материалам интернета

Матильда Кшесинская — фигура загадочная и неоднозначная. Кто же она была на самом деле? Талантливая балерина, фанатично преданная своей профессии, капризная вертихвостка, богачка и заядлая картёжница, femme fatale, с лёгкостью окрутившая мужскую половину династии Романовых, или тайный агент большевиков? Глядя на фотографии Матильды, трудно поверить, что ей приписывали столь многочисленные пороки и злодеяния. С другой стороны, их не так уж и просто диагностировать, руководствуясь только пожелтевшими от времени снимками.



Любопытно, что нет в ней и черт неземной красоты: низкорослая, крепко сложенная, темноволосая Кшесинская абсолютно неуловима; её манкость для мужчин нестандартна и оттого ещё более интересна. Посудите сами: если бы Матильда была длинноногой, большеглазой и белокурой, разве кого-то удивили бы её бурные любовные похождения с августейшими особами? Но, как это ни парадоксально, именно эта крепкая невысокая женщина очаровывала мужчин настолько, что они теряли рассудок и гордость.


Успешная с детства

«Малютка М.» (так называл её сам Николай II) родилась 19 августа 1872 года в семье балетных артистов; она была прямо-таки приговорена к сцене, на которой дебютировала, едва научившись ходить. А уж сколько времени девочка проводила за кулисами... В общем, вопрос «кем стать» даже не стоял для юной Кшесинской (как, впрочем, и для её многочисленных братьев и сестёр, с лёгкостью присоединившихся к знаменитой танцевальной династии).

Маля (это её домашнее имя) с малых лет привыкла к восторгу и обожанию. «Детство моё было очень счастливое и радостное. Мои родители очень любили своих детей и жили для них», — вспоминала Матильда.

Уже в 8 лет она поступила в Императорское училище и с удовольствием пользовалась всеми доступными ей привилегиями. Пока другие воспитанники, разлученные со своими родными, жили при самом заведении, Кшесинская вместе с братом и сестрой получили право оставаться дома. Кстати, на занятия Матильда всегда приезжала на миниатюрном шарабане, запряжённом пони. Точь-в-точь, как принцесса из сказок.

Такое сравнение не случайно. Существует легенда, согласно которой семья Кшесинских принадлежала к богатому и знатному роду графов Красинских, но, увы, никаких документов, подтверждающих их дворянское происхождение, не осталось.

Зато сохранился красивый серебряный перстень, чуть потемневший от времени, но не ставший от этого менее притягательным. Он принадлежал кому-то из богатых предков Кшесинских. Разумеется, драгоценность не осталась без внимания кокетливой Мали, которая с удовольствием примерила его на свой крохотный пальчик. Именно тогда Феликс Иванович, отец Матильды, рассказал ей эту семейную легенду. Маля была в восторге от титула графини (пусть и утерянного!)

Матильда, несмотря на свою кажущуюся избалованность, была старательной ученицей; уже в 15 лет она стала брать уроки у именитого педагога и представителя французской школы Христиана Иогансона, который продолжал направлять Кшесинскую и после того, как та стала известной балериной. Маля умела нравиться людям — это неоспоримый факт.

Кстати, и свои любовные чары она стала применять довольно рано. В 14 лет коварная Матильда решила расстроить помолвку своего соседа по даче. Она пригласила его в лес собирать грибы и сама рискнула поцеловать юношу (довольно смело, не правда ли?). Сия пикантная картина открылась будущей невесте, и помолвка, разумеется, была расторгнута. Маля внутренне ликовала: нет, конечно, тот сосед ей был уже не нужен, зато она уверилась в своих силах раз и навсегда.

Первые триумфы и любовь с цесаревичем

Матильда была зачислена в труппу Мариинского театра сразу по окончании училища. В свой первый сезон старлетка станцевала в 22 балетах и 21 опере. Впрочем, таким впечатляющим дебют был не только благодаря её личному усердию, принадлежности к танцевальной династии и стараниям именитых педагогов. Всё дело в том, что уже на выпускном экзамене Матильда познакомилась с будущим императором Николаем II, который во многом поспособствовал её продвижению на большую сцену. Разумеется, та встреча была неслучайна. Ходили слухи, что чуть ли не все члены царской семьи, включая императрицу Марию Фёдоровну, подталкивали нерешительного и мягкотелого Николеньку к общению с жизнерадостной и раскрепощённой Матильдой. Если это было так, то их нехитрый эксперимент удался: цесаревич был действительно очарован, да и сама Маля пришла в восторг от такого влиятельного и знаменитого кавалера.

Что это — настоящая любовь с первого взгляда или холодный расчёт корыстной куртизанки? Недоброжелатели, конечно, выберут второе, но не всё так однозначно. Ведь возникшие отношения между молоденькой балериной и будущим императором ничуть не походили на сиюминутную искру: трепетное отношение к государю Кшесинская пронесла через всю свою долгую жизнь. Её Ники (так ласково называла Матильда свою первую серьёзную любовь) стал ориентиром и эталоном, черты которого она искала впоследствии в других мужчинах.



Отношения с Николаем были недолгими. Разумеется, Маля понимала, что их связь не вечна, но отгоняла грустные мысли о неизбежной разлуке. 7 апреля 1894 года всё закончилось: Николай объявил о своей помолвке с датской принцессой.

«Что я испытывала в день свадьбы государя, могут понять лишь те, кто способен действительно любить всей душою и всем своим сердцем и кто искренне верит, что любовь существует», — писала Матильда.


Перед венчанием Кшесинская попросила у Николая оставить за собой право обращаться к нему на «ты» и просить помощи в случае необходимости. Император сдержал слово, но отныне находился на расстоянии.



Зато от прежней любви остался шикарный браслет с сапфирами и бриллиантами, на котором были выгравированы 2 даты: 1890 (судьбоносная встреча) и 1892 (первый приезд к Матильде домой).

Новый роман и купание в роскоши

Матильда, конечно, горевала, но она не собиралась ставить крест на своей личной жизни. От любовных мук петербургскую сердцеедку спас светлейший князь Сергей Михайлович. Сначала Матильда Феликсовна вдохновенно изображала Снежную Королеву, холодно принимая ухаживания и роскошные подарки от нового кавалера, но потом всё же решила сменить гнев на милость.

«Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила», — признавалась Кшесинская. Впрочем, она не раз подчёркивала, что Сергей Михайлович был для неё скорее покровителем и верным другом, нежели пылким возлюбленным. Но князя, кажется, ничуть не тревожило отсутствие взаимности с её стороны. Ему было важно только то, что рядом с ним его прекрасная Малечка. А её, впрочем, всё устраивало. Во-первых, Матильда всё равно оставалась приближённой к дому Романовых; во-вторых, Сергей Михайлович никак не ограничивал её свободу, и, в-третьих, его подарки были действительно царскими. Малечка хотела меха — князь приносил к её ногам самые дорогие вещи, желала драгоценности от Фаберже, ослепляющие своим блеском — он и тут не скупился ни на один её каприз. Миллионы роз — само собой разумеется. А ещё Сергей Михайлович подарил своей Малечке шикарную дачу под Стрельной, оборудованную электростанцией (огромная редкость по тем временам!). Но и это ещё не всё!

Кроме всех перечисленных благ, Матильда купила огромный участок земли на Петроградской стороне для дома, который заказала известному архитектору Александру фон Гогену.

«...Было проще и дешевле снести старый дом и на его месте построить новый, согласно последней технике. Я предпочитала строить новый дом в более красивой части города, а не среди дымящих фабричных труб, как за последние годы стало на Английском проспекте», — вспоминала впоследствии Матильда.


Кшесинская обставила свой особняк по последней парижской моде, заказывая всё, вплоть до дверных шпингалетов, из Франции. Самая лучшая прислуга — аккуратная и учтивая, самый талантливый повар, огромный погреб с изысканными винами и даже личная коровница, ежедневно подающая госпоже стакан свежего молочка. Да, Матильда Феликсовна любила жить на широкую ногу.

Карьера и власть

Впрочем, а умела ли наша героиня что-нибудь, кроме разбазаривания военного бюджета России? (Ни для кого не секрет, что именно на эти деньги шиковала Кшесинская). Возможно, кто-то удивится, но она не ограничивалась только влиятельным статусом фаворитки дома Романовых; Матильда действительно была талантливой балериной своего времени. Она тщательно следила за своей диетой, ежедневно взвешивалась, ложилась спать в 10 вечера, консультировалась с лучшими педагогами Санкт-Петербурга и долго тренировалась. Накануне выступлений Кшесинская проводила в постели целые сутки, дабы набраться сил, и всегда приезжала в театр за 2,5 часа до начала спектакля, чтобы настроиться на нужный лад и тщательно и безупречно наложить грим. Удивительно, но она продолжала танцевать даже на большом сроке беременности — настолько балерина была предана сцене.

Разумеется, Матильда Феликсовна была деспотична и не терпела конкуренции. Однажды она своевольно надела на выступление собственный наряд, проигнорировав все увещевания режиссёра Волконского. Возмущённый Сергей Михайлович тут же наложил штраф на излишне самостоятельную артистку (злопыхатели и завистники ликовали: наконец-то приструнят эту выскочку!), но не тут-то было. Одна жалоба покровителям — и Волконский не только отменил штраф, но и... оставил свой пост. Вот так беспощадно Матильда Кшесинская расправлялась с теми, кто не желал принимать её полностью.

Кшесинская обладала колоссальным влиянием, не зря балерину называли «генералиссимусом русского театра». Именно ей возили репертуар на утверждение, согласовывая каждый шаг. И не дай Бог кому-либо попасться на пути Матильды и отдать, например, её партии другим артисткам. С этого самого момента их карьеру можно было считать законченной.

Новая любовь длиною в жизнь

Матильда так и не смогла до конца полюбить своего покровителя Сергея Михайловича, в глубине души она ждала нового пылкого чувства и вдруг неожиданно балерина переключилась на... его брата Андрея. Ветреность или закономерность? Скорее второе. Князь Андрей Владимирович до боли напоминал ей Ники — и характером, и внешностью. Стоит ли говорить, что вспыхнувшее чувство на этот раз было взаимным? Любопытно, что Андрей был на 6 лет младше Матильды, но ни разница в возрасте, ни запреты его матушки никак не действовали на влюблённых.

На первой встрече поражённый мужчина так засмотрелся на свою будущую избранницу, что случайно опрокинул на её баснословно дорогой костюм бокал вина. «Я не огорчилась тем, что чудное платье погибло. Я сразу увидела в этом предзнаменование, что это принесёт мне много счастья в жизни», — вспоминала Матильда. И она оказалась права! День их знакомства —19 июля 1900 года — они будут отмечать 56 лет подряд, вплоть до смерти Андрея. Разве могла банальная вертихвостка и куртизанка так трепетно относиться к какому-либо мужчине? А вот Матильда Феликсовна могла. Правда, вряд ли кто-нибудь рискнёт назвать её банальной...

Именно от князя Андрея Кшесинская родила сына, правда, изначально отцом записали Сергея Михайловича (его терпение к Малечке было поистине безграничным!). Всё встало на свои места только в эмиграции, где влюблённые наконец обвенчались спустя...21 год после своего знакомства. Тогда же сын Володя получил своё истинное отчество, а Матильда — утерянный дворянский титул.

Жизнь в эмиграции

Революция 1917 года отчётливо расколола жизнь всех людей на до и после. Нетрудно догадаться, какая участь ожидала Матильду, фаворитку царской семьи и обладательницу баснословных богатств, если бы она вовремя не уехала с семьёй во Францию. Нет, конечно, Кшесинская, как и многие, до последнего прятала голову в песок, не желая верить в то, что озверевшая толпа сможет ниспровергнуть многолетние устои и прийти к власти, но когда над её головой стали пролетать пули и камни, то пришлось посмотреть на этот страшный мир иначе. Роскошный особняк был изуродован и разграблен, была зверски убита царская семья. Кстати, преданный Сергей Михайлович до последнего вздоха сжимал в руках золотой кулон с фотографией своей ненаглядной Малечки. Всё трещало по швам.

Вместе с Володей Матильда выехала в Кисловодск, где её уже ожидал Андрей. В феврале 1920-го они отплыли в Константинополь, затем в Италию, а оттуда — во Францию, которая стала их пристанищем на всю оставшуюся жизнь.

Великий князь Андрей Владимирович, Кшесинская Матильда и сын во Франции

В 1929 году Матильда Феликсовна открыла балетную школу. Её имя не затерялось среди других мастеров, поэтому к ней съезжались ученики со всего мира. Парадокс, но Матильда была успешной и везучей всегда. Ни войны, ни революции, ни смена власти существенно не отражались на её мироощущении.

Кшесинская со своей любимой ученицей Татьяной Рябушинской. Париж, конец 1920-х гг.

Удивительно, но сын Кшесинской, схваченный гестапо за участие в русском масонском кружке, был вскоре отпущен, — небывалая редкость по тем временам. Везучесть или тайные связи с властью? Очередная загадка, которую Кшесинская унесла с собой в могилу.

Единственной серьёзной потерей для Матильды стала смерть любимого супруга. «С кончиною Андрея кончилась сказка, какой была моя жизнь», — написала Кшесинская в своих мемуарах.

Матильда Феликсовна умерла в 1971 году, не дожив 9 месяцев до своего 100-летнего юбилея. Эта женщина стала свидетельницей многих событий, сумев создать вокруг себя атмосферу таинственности и восхищения, а также показывая на своём примере, что можно быть успешной и счастливой всегда — от рождения и до самой смерти. Редкие качества, не так ли?

Интересные факты:

- Небезызвестная Александра Коллонтай с удовольствием щеголяла в Матильдиной шубке, утащенной из её особняка.
- Сын Кшесинской так и не завёл семьи, потому что мать всегда была для Владимира центром вселенной.
- В роду Матильды были долгожители: её дедушка скончался в возрасте 106 лет.
- Князь Андрей, Матильда и Владимир покоятся в одной могиле на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
- Мемуары Кшесинской вышли в России только в 1992 году.

Валерия Мухоедова

Из:

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры