«Роль песочных игр в развитии личности ребенка. Игры с песком

Главная / Любовь

Игры и упражнения с песком в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи.

В поисках новых форм и методов обучения детей с речевыми нарушениями, я обратилась к использованию игр с песком.

Для игр-занятий в песочнице, кроме самого ящика с песком, понадобятся множество вспомогательных предметов по разным лексическим темам: человечки, животные, машинки, морские обитатели и т. д. Подойдёт также различный природный материал (камушки, палочки, плоды, орехи, ракушки и д.).

Использование игр с песком в группе для детей с общим недоразвитием речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе. Игры и упражнения с песком можно использовать в самостоятельной игровой деятельности детей, в индивидуальной логопедической работе, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи:

— развитие речевого дыхания;

— развитие фонематических представлений;

— развитие артикуляционной моторики;

— автоматизация поставленных звуков;

— совершенствования лексико-грамматических средствязыка ;

— формирование слоговой структуры речи;

— развитие связной речи;

— обучение грамоте;

— развитие мелкой моторики.

Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

Развития речевого дыхания

При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.

«Проведи дорожку». От кошки к собаке логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй через коктейльную трубочку выравнивает дорогу.

«Что спрятано?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

«Зайчик убегает от волка». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить волка. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Клад». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.

Совершенствования лексико-грамматических средств языка

«Я знаю пять названий» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

«Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.

«Кого без чего не бывает?» Игра на употребление существительных единственного и множественного числа в родительном падеже с предлогом «без». Логопед стирает часть картинки, а затем просит ребёнка назвать: кого без чего не бывает (не бывает зайца без ушей, не бывает лисы без хвоста…).

«Автомобили». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.

«Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка - быстрая, блюдце - пластмассовое, тигр - полосатый).

«Назови ласково» . Взрослый кладёт в песок большой камешек, ребёнок маленький, подбирая уменьшительно-ласкательное значение слова к названному взрослым (Ветка - веточка, тарелка - тарелочка).

Развитие фонематических представлений

Игра «Твердыш и Мякиш». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.

«Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

«Секрет». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

Артикуляционная моторика.

Традиционные упражнения артикуляционной гимнастики проводятся с подключением движений пальцев рук по песку.

«Лошадка». Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

«Качели». Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«Часики». Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

Автоматизация поставленных звуков.

«Заведи мотор». Произносить звук «Р», проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Горка». Набрать в руку песок и произносить звук «С», насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком «С» и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

«Звуковые дорожки». Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком по камушкам или ракушкам.

«Назови игрушки со звуком…» Логопед закапывает в песок игрушки со звуком «Ш»: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук «Ш» Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Формирование слоговой структуры слова

«Палочки». Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество палочек, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.

Развитие связной речи

«Загадки». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя его. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

Обучение грамоте

«Спрятанные буквы». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

«Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.

Развитие мелкой моторики

«Круги на песке». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше - и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.

«Чьи следы»:

— «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

— «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

— «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

— «Жучки - паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

Значение песочной терапии в логопедической работе следующее:

  • использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере;
  • у ребенка ликвидируются болезненные переживания связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, а это способствует улучшению социальной адаптации;
  • улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная и мелкая моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, грамматический строй, словарь, лексико-грамматические отношения, связная речь.

— развивающие игры для детей раннего и дошкольного возраста в песочнице, дома или во дворе. Вы узнаете, как можно организовать игры с песком, какой выбрать песок для домашней песочницы, в чем ценность этого материала для игр с детьми, что еще можно делать в песочнице кроме куличиков и башен, чтобы обучать и развивать Вашего малыша.

Лето — пора игр на свежем воздухе, время экспериментов с водой и песком, месяцы наблюдений за цветами и деревьями, жизнью природы вне города. А знаете ли Вы, что песок — это замечательный материал не только для построения песочных городов и замков, но и для обучающих игр с детьми.

Об этих играх с песком Вы узнаете из видеороликов, которые подготовлены педагогами и психологами- преподавателями педагогического колледжа №6 в г.Москве. Большая благодарность этим людям за то, что они делятся своим опытом с мамами и коллегами и делают обучающие видеоролики для родителей по играм с детьми. Ведь качественного материала по играм в сети не так много! Авторам роликов — низкий поклон и пожелание успехов в работе и творчестве!

Видеоролик №1. Игры в песочнице

Игры в песочнице: знакомим с понятием «маленький» и «большой, даем детям азы математики и геометрии, развиваем тактильную чувствительность и мелкую моторику, развиваем речь и много другое. Вы найдете в этом видеоролике игры как для самых маленьких детей, так и для будущих первоклассников. Всем очень рекомендую посмотреть. Это просто кладезь развивающих идей на лето!

Видеоролик №2. Играем с песком и развиваем речь.

В этом видеоролике Вы услышите советы логопеда о том, как сочинять сказки в песочнице вместе с ребенком. И как использовать песочную терапию для развития речи дошкольников. Вы увидите, как можно сделать из домашней песочницы настоящий театр для придумывания и разыгрывания сказок с детьми!

Всем приятного отдыха летом и интересных игр с песком! Вам понравились эти игры? Будем рады, если поделитесь с нами своими успехами и идеями по играм в песочнице в комментариях после статьи и в нашей группе ВКонтакте «Развитие ребенка от рождения до школы»!

Евгения Лаврова
Развитие речи детей дошкольного возраста при помощи игр с песком

В своей работе по развитию речи мы используем как вспомогательное средство игры с песком . Игра с песком одна из форм естественной деятельности ребенка, это то, чем ребенок любит заниматься, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, такие как : восприятие, внимание, память, мышление, а так же речь и моторика.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние малыша, в игре с песком ребенок учится проговаривать свои ощущения, прислушиваться к себе. Что способствует развитию речи , произвольного внимания и памяти. Ребенок учится понимать себя и других, получает первый опыт самоанализа.

Преимущества игр с песком сводятся к следующему :

- развивают мелкую моторику рук ;

- развивают активность , расширяют жизненный опыт, передаваемый ….педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности ….информации) ;

Способствуют расширению словарного запаса;

Способствуют развитию связной речи ;

Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Опираясь на приёмы работы в песочнице мы делаем традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи , формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста более интересной , увлекательной, более продуктивной.

Все игры, с использованием игр с песком можно разделить на два направления :

1. Обучающие игры : направлены на развитие мелкой моторики рук и тактильно-кинестетической чувствительности. А главное дети проговаривают свои ощущения, тем самым спонтанно развивается его речь , словарный запас, восприятие различного темпа речи , высота и сила голоса, развивается внимание , память.

2. Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

В начале игры даем установку на внимательное слушание и активное участие. Используем различные присказки, потешки. Затем дети слушают начало истории, сказки и строят в песочнице все, что требуется по сюжету игры. Ребенок строит и проговаривает. Таким образом, речь сопрягается с действием. Простая игра помогает решить немало образовательных задач.

Аспекты развития речи , затрагиваемые в процессе игр с песком

1) Обогащение словарного запаса

Игры с песком проводятся в интересной сказочной форме, обязательно используются проблемные ситуации. Подборка игр соответствует лексическим темам недель. Например, при изучении темы «Домашние животные» ребёнку предлагаются следующие игры :

«Клад» . Основная цель – развитие мелкой моторики .

Беседуя по теме «Весна» , ребята рисуют на песке в песочнице . Фантазируя, они создают портрет весны, при этом развивая грамматический строй, произносят слова-признаки, которые её характеризуют.

На занятиях мы фантазируем вместе с детьми. Дети погружают руки в песок, находят там различные предметы, потом обсуждают : «Что это?» или «Чьё это?» . Или, находя предметы, называют звук, с которого они начинаются, или угадывают присутствие какого-либо звука в названии предмета.

2) Работа с темпом речи

Во время игры с песком у детей дошкольного возраста развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение определённого темпа фразы. Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку , что воздействует на нормализацию темпа речи .

Организация игр с песком состоит из следующих этапов :

1 Организационный этап – это знакомство с игрушкой - посредником в играх с песком , например песочной феей. С ее помощью детям разъясняется все правила поведения, запреты, поощрения. Во время игры обращаем внимание детей на их тактильные ощущения, побуждая этим их высказываться.

2. Игра с песочной феей. Песочная фея приглашает детей к себе в гости и предлагает поиграть.

Опыт работы показал, что использование игр с песком даёт положительные результаты :

- развивается мелкая моторика рук ;

Расширяется словарный запас;

- развивается связная речь , лексико-грамматические представления;

Желание играть и действовать с предметами, естественно возникающее во время игры, упрощяет и облегчает усвоение необходимых слов и понятий. Они лучше усваивают смысл каждого нового для них слова и выражения, быстрее их запоминают Мы обращаем внимание, чтобы дети не только называли отдельные качества, но и повторяли описание предметов целиком, что помогает . при обучении связной речи . Так постепенно вырабатывается навык связного высказывания.

Совместное использование игр с песком и дидактических игр позволяет обогатить словарь детей , уточнить знание о предметах, их назначение, сортировать предметы по логическим категориям : игрушки, одежда, посуда и т. д. Дети с удовольствием заучивают чистоговорки, стихотворения, поговорки, составляют предложения, короткие рассказы, сказки.

Реальное «проживание» , проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр, что помогает развитию связной речи , поскольку происходит «оречевление» действий, развивается логическое мышление , формируется грамматический строи речи .

1. Главный и ведущий прием активизации речи и мышления ребенка во время игр с песком по экспериментированию это вопрос воспитателя.

2. При организации и планировании бесед с детьми, при рассмотрении предметов, объекта необходимо предусмотреть вопросы, отвечая на которые ребенок будет использовать сложносочиненные предложения.

3. Воспитатель должен продумать, как разместить детей за столами , как правильно подготовить и расставить материал к игре эксперименту.

4. Приемы обогащения и уточнения словаря

а) показ предмета с называнием;

б) повторение нового слова;

в) объяснение и назначение предмета;

г) сочетание показа и объяснений воспитателя с игрой –экспериментом с детьми.

5. Должна быть доступная пониманию детей речь воспитателя , как одно из условий успешного развития речи детей . Каждое новое слово воспитатель поясняет или предлагает осмыслить самостоятельно, обобщая их ответы.

4. Сочетание речевых ответов с практическими действиями детей . При ознакомлении детей с предметами , их свойствами, качествами объяснение педагога должны сочетаться с разнообразными действиями детей (например, воспитатель предлагает ощупать предмет, согнуть его, постучать и т. д.) Этот прием способствует лучшему усвоению ребенком новых сведений делает обстановку на НОД разнообразной и интересной.

8. Предусмотреть возможности для использования нового слова в различном речевом контексте “пластинка металлическая. Какая? У меня ложка, она тоже. какая? металлическая. А из чего сделана машина? Из металла”.

9. Ведущим на занятиях выступает метод распознающего наблюдения с помощью различных анализаторов и разнообразных способов обследования. (Практических действий : надавить на предмет, согнуть, потянуть, измерить и т. п. ; сравнение с известным пробных экспериментов, вопросов к взрослому и т. д.). Дети выявляют свойства предмета, называют материал, из которого он изготовлен.

10. На основе познавательной деятельности воспитатель решает задачи словарной работы : вводит в активный словарь детей новые слова , закрепляет уже известные.

Публикации по теме:

Современное общество нуждается в активной адаптивной личности, способной устанавливать бесконфликтное общение, находить оригинальные решения.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений в дошкольном детстве. Дети с задержкой в речевом развитии испытывают.

Ф. И. О- Хавшабо Елена Ивановна воспитатель высшей категории. Место работы– МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №29» г. Майкоп Республика.

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми. Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека, притягивать, как магнит. Песок привлекает детей и взрослых своим непостоянством. Песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим или влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы. Игры с песком вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию. Кто из нас не любил в детстве часами возиться с песком?

У истоков песочной терапии стоит Карл Густов Юнг, основатель аналитической психотерапии.

Идеальные размеры песочницы для песочной терапии – 49,5 * 72,5 *7 см. Лучше её изготовить из дерева, изнутри окрасить в голубой цвет (символ неба и воды), но можно использовать и пластик. Песок для занятий должен быть крупный, приятного желтоватого оттенка. Можно приобрести песок в зоомагазине (для шиншилл) или кварцевый песок в аптеке. Если вы берёте строительный или морской песок, его обязательно нужно промыть и прокалить в духовом шкафу.

Для игр-занятий в песочнице понадобятся множество фигурок высотой не более 8 см по разным лексическим темам. Это люди, животные, транспорт, морские обитатели и т. д. наверняка в каждом доме, где есть ребёнок, найдутся игрушки из «Киндер-сюрпризов». Подойдёт также различный природный материал (палочки, плоды, семена, ракушки и д.).

На наш взгляд использование игр с песком, особенно в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми. Мы используем игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи:

— развитие диафрагмального дыхания;

— развитие фонематических представлений;

— совершенствование грамматического строя речи;

— автоматизация поставленных звуков;

— обучение грамоте;

— развитие связной речи;

— формирование слоговой структуры речи;

— развитие мелкой моторики.

Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания

При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.

«Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

«Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.

Словарная работа

«Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

«Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.

Совершенствование грамматического строя речи

«Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.

«Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.

«Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).

Развитие фонематических представлений

Игра «Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.

«Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.

«Два города». Тазик с песком делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы по заданию логопеда.

«Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

«Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

Формирование слоговой структуры слова

«Полоски». Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.

Развитие связной речи

«Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

Обучение грамоте

«Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

«Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.

Развитие мелкой моторики

«Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.

Упражнение «Необыкновенные следы»:

— «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

— «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

— «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

— «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

Использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.

Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это даёт больше возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.

Игры с песком на интерактивном комплексе «Колодец» как средство формирования речевых навыков у детей с ТНР.

Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка, то их трудно переоценить - это и сенсорный материал, предметно-игровая среда, и материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, познания. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы.

Слайд № 2 У истоков песочной терапии стоит Карл Густов Юнг, основатель аналитической психотерапии.

Слайд № 3 В России по данной теме ведутся исследования в Институте специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга Грабенко Татьяной Михайловной - доцентом кафедры общей и специальной педагогики и Зинкевич-Евстигнеевой Татьяной Дмитриевной директором Санкт-Петербургского Института сказкотерапии.

Слайд № 4 В ноябре 2015 года в нашем учреждении в комнату интерактивного обучения «Донская мозаика» был приобретён комплекс песочной анимации «Колодец» и интерактивная сенсорная панель «Облако» которая позволяет в режиме ОНЛАЙН производить видео и фотосъёмку проводимых игр и упражнений на интерактивном столе песочной анимации. За этот сравнительно небольшой период уже можно говорить о том, что те формы работы и технологии, которые мы используем способствуют не только художественно-эстетическому, но и всестороннему развитию детей, и особенно развитию речи.

Слайд № 5 Цели:

Эмоциональное благополучие ребенка,

Самоактуализация,

Коррекция речевых нарушений.

Терапевтические возможности:

Существенно усиливает желание ребенка узнать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития» ручного интеллекта».

В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, речь и моторика.

Совершенствуется развитие предметно игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

Слайд № 6 В самом начале использования интерактивного столика «Колодец» у нас появились правила игры с песком . Их знают и выполняют все дети:

береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы;

песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей;

у детей всегда должны быть чистые ручки и носики.

Свои правила у нас есть и для педагогов:

1. ребенку нужно лишь предлагать варианты игр и заданий, а не заставлять его следовать строгой программе;

2. структура занятия должна быть адаптирована под интересы самого ребенка;

3. необходимо создавать пространство для самовыражения, а не устанавливать жесткие рамки и правила;

4. надо ценить инициативу ребенка и его мнение;

5. важно стимулировать развитие творческих ситуаций вопросами, а не готовыми ответами;

6. нужно поддерживать ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные задачи.

Слайд № 7 В логопедической работе с помощью игр с песком решаем следующие задачи

Развитие диафрагмального дыхания

Регуляция мышечного тонуса

Развитие артикуляционной моторики

Автоматизация звуков

Развитие фонематического слуха

Словарная работа

Звуковой анализ слов

Обучение грамоте

Связная речь

Все эти задачи решаем с помощью игровых методов.

Слайд № 8 Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

- «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

«Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

«Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.

Слайд № 9 Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики .

Положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.

Погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.

Погрузить пальцы в песок или сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

Погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».

Погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики») .

При выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

«Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше - и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.

Упражнение «Необыкновенные следы»:

«Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

«Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

«Жучки - паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

Слайд № 10 Артикуляционные упражнения.

«Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» .

«Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

«Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

«Накажи непослушный язычок»- губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

Слайд № 11 Словарная работа

«Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

«Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.

Слайд № 12 Совершенствование грамматического строя речи

«Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.

«Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.

«Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка - быстрая, блюдце - пластмассовое, тигр - полосатый).

Слайд № 13 Автоматизация звуков

«Сильный мотор»- произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Слабый моторчик»- произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.

«Горочка»- набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

«Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.

«Совпадение»- логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Слайд № 14 Развитие фонематических представлений

«Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.

«Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.

«Два города». Пространство делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы по заданию логопеда.

«Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

«Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

Слайд № 15 Формирование слоговой структуры слова

«Полоски». Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.

Слайд № 16 Развитие связной речи

«Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

Слайд № 17 Обучение грамоте

«Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

«Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.

Вывод:

Использование песочных игр с детьми позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит этот метод для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры