Сочинение-описание внешности человека. Урок литературного чтения на тему «Рассказы Е.И.Чарушина о животных» (2 класс) Описание наружности томки
Тема: Рассказы о животных Е.И. Чарушина «Томка испугался» и «Томкины сны»
Цель: познакомить с рассказами о животных Е. И. Чарушина
Задачи:
предметные
метапредметные
осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладевать навыком смыслового чтения текстов в соответствии с заданием или проблемными вопросами, поставленными учителем или возникшим на уроке; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей, построения умозаключений; формировать умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока. Работа с выставкой книг
Посмотрите на выставку книг, Представьте книги, которые здесь находятся.
Что объединяет все эти книги? Для кого они написаны? (детские)
Эти книги можно разделить на 2 группы. На какие? Какие книги мы отнесём в 1 группу, а какие во 2 группу?
стихи рассказы
(поэты) (писатели)
Посмотрите на обложки книг. Глядя на них, скажите: о ком или о чём писал автор в своих рассказах? (о природе и животных)
Какое произведение Чарушина вы читали в 1 классе? (Волчишко).
Кто хотел бы ещё познакомиться с рассказами этого замечательного писателя?(значок)
Давайте определим главную цель урока : познакомиться с рассказами Е. И. Чарушина о животных –
А с какими рассказами читаем хором !
«Томка испугался» и «Томкины сны».
3. Обобщение знаний о писателе.
Вступительное слово учителя.
Евгений Иванович Чарушин прожил недолгую жизнь – всего 64 года, но для читателей оставил много замечательных произведений о природе. Он не просто писал о природе, о животных, он сначала изучал и наблюдал повадки животных и только потом создавал свои рассказы.
Каким ещё был Чарушин, прослушайте сообщения.
СООБЩЕНИЯ
Итак, Евгений Иванович Чарушин был не только писателем, но и ( дополняем фразу) ХУДОЖНИКОМ-иллюстратором собственных и чужих книг. Особенно ему нравилось рисовать детёнышей разных животных.
Потом поработаете с выставкой и найдёте в книгах рисунки самого автора.
- Прочитайте про себя название рассказа, просмотрите иллюстрацию и сделайте предположение: о ком или о чем пойдёт речь в рассказе.
5 Работа по теме урока. Знакомство с произведением. ( работа с учебником)
-Давайте проверим ваше предположение. Откройте учебник на стр. 112-113. При чтении отмечайте слова, значение которых вам непонятно.
( Уморился, бунчит, покрутился спросонья, загрызать
Вывод: предположение верно: рассказ про щенка Томку.
Значение каких слов вам оказалось непонятно? Замените слова близкими по смыслу: уморился, бунчит, спросонья, загрызать
- Кто рассказал нам эту историю? Автор-рассказчик)
Кто герой произведения? Вы хорошо представляете себе щенка охотничьей собаки с отвислыми ушами? Давайте рассмотрим иллюстрацию, она поможет нам представить главного героя.
-Что мы о нём узнали? Щенок какой?
Выберите нужные слова- характеристики :
Щенок какой?
Любознательный, храбрый, немного трусливый глупый, умный, игривый, ленивый, осторожный, грустный.
-Найдите подтверждение в тексте.
- На сколько частей можно разделить этот рассказ? (2) О чём они?
часть - О том, что Томку взяли на охоту, а он заснул.
часть – О том, как Томка пытался загрызть корову.
Зачитаем рассказ и найдём границы первой части.
Найдите в тексте подтверждение, что это щенок, а не взрослая собака? ( Томка бегал, лаял, быстро заснул. Так взрослые охотничьи собаки не поступают. Обычно тихо выслеживает добычу)
- Прочитаем 2 часть рассказа.
6. Задание в учебнике . Миша говорит, что и здесь видно, что Томка ещё маленький и глупый. Вы согласны с мнением Миши? Сможете подтвердить свою точку зрения?
( Томка не знает, что это за зверь такой корова, он не знает далеко она или близко).
7. Задание в учебнике
Маша говорит, что, наоборот, здесь видно, что Том ка умненький и осторожный. Может Маша тоже права? На какие строчки обратили внимание Маша во второй части рассказа?
8. Игра «Вопрос-ответ» в виде перестрелки.
8. Физкультминутка
Учитель: Представьте, что каждый из вас - щенок Томка и выполняете только его действия. Будьте внимательны, не попадитесь в ловушки!
Проснулся.
Покрутился спросонья.
Увидел корову и побежал к ней.
Страшно стало ему.
Побежал потише.
Нюхает.
Да как Томка замычит.
Шевельнулась корова.
Побежал от коровы щенок.
( Дети выполняют движения, изображая действия щенка).
- Оцените свои действия: вы всегда были внимательны? Какие действия выполнять не нужно было?
Маленький щенок Томка один из самых любимых героев Чарушина. Он смешной, глупенький и любимый «просто так» «ни за что». О нём он написал много рассказов.
Познакомимся с ещё одним рассказом Е. Чарушина, «Томкины сны».
Прочитаем 1 часть рассказа . (до слов…Обступили они Томку»)
Кто рассказал нам эту историю про Томку? (Автор-рассказчик).
О чём просили ребята автора? Что их заинтересовало? Как ответил автор? (Автор не знает точно, он предположил).
Озаглавьте эту часть! (Почему Томка лает, когда спит)
- Прочитаем 2 часть . О чём она? Чему учились ребята?
Как они смогли догадаться, что снится щенку? (Они стали фантазировать и смотреть на мир глазами щенка) .
Правильно ли они расшифровали Томкино поведение во сне?
(Возможно ему снилось что-то другое, скорее всего что-то связанное с охотой).
Верят ли они сами в то, что нафантазировали? Подтвердите словами из текста.
Почему ребята решили, что щенок видит небольшого зайчонка? (Он залаял тоненьким голоском )
Что предположили ребята, когда Томка зарычал, залаял? (медведь ) Как они поступили и почему? Как бы вы озаглавили эту часть рассказа?
(Как щенок познакомился с огромной коровой, Вот такой оказалась встреча, Вот какой урок получил щенок, Томка открывает мир.)
Послушайте разговор автора-рассказчика с ребятами и подумайте писатель гордится героем или подшучивает над ним? (Смеётся потому что он ещё маленький и многого не понимает)
Рефлексия. Подведение итогов урока.
С какими произведениями мы познакомились?
Что нового узнали?
Чему научили вас произведения Е. И. Чарушина?
По выбору:
У. с. 114-115
чтение по ролям и пересказ
Т.с. 38 № 20
Прочитать другие рассказы писателя Е.И. Чарушина, постараться увидеть, как проявляется в них мастерство писателя описывать повадки животных.
Мы каждый день встречаемся с разными людьми: добрыми, грустными, странными, высокими, тучными, красивыми, веселыми... Каждый человек, с которым происходит какое-то общение, оставляет определенный след в нашей психике. Эти "следы" не обходятся без словесного описания внешности субъекта. В своем уме или в разговоре с подружкой мы всегда опираемся на аспекты описания внешности человека.
Описание внешности человека: цель
Существуют науки, которые занимаются изучением внешности людей, например психология, филология, криминалистика и некоторые другие. С элементами описания внешности сталкиваются и врачи, когда изучают анамнез болезни или психотип больного. Без этого процесса не обойтись в бизнесе, особенно шоу-бизнесе. В модельных агентствах внешность девушки или парня играет ключевую роль, поэтому при заочном знакомстве с желаемой моделью инвестор или директор сначала знакомится со словесным портретом субъекта.
Описание внешности в обыденной жизни расширяет кругозор, способствует формированию вкуса и оценки людей. Помимо этого, собеседник может с легкостью сформировать образ описываемого человека в сознании по определенным прилагательным.
В психологии описание внешности также находится на важном месте. Целые теории личности и ее поведения строятся на внешнем облике индивидуумов. Например, теория Кречмера напрямую связывает темперамент, характер и направленность человека с его телосложением. И не только он отмечал некую взаимосвязь между внешними данными и внутренним настроем людей. С годами наши эмоции и стрессы накладывают отпечаток на внешность в виде морщин, походки, жестикуляции.
В юриспруденции есть огромный раздел, который называется криминалистикой. Эта наука также использует научное описание внешности человека, определяя критерии и правила этого процесса. Здесь описание тоже является важным процессом, так как по внешним данным жертвы и свидетели запоминают преступников. В этой науке внимание уделяется каждому элементу лица, туловища, конечностей человека. Наравне с этим обращают внимание на одежду и другие приметы, когда ищут пропавшего.
Виды описания внешности
Различают много разновидностей теорий и правил, которые позволяют как можно более точно описать человека внешне. Но этот процесс в целом можно разделить на два основных вида:
- произвольное - которое характеризуется употреблением обычных народных слов, не структурировано, поэтому могут упускаться важные моменты;
- систематизированное - используется с употреблением научных или специальных терминов, составленное по методу словесного портрета.
Что относится к анатомическим признакам человека?
Описание внешности человека - вот с чем многие люди сталкиваются при общении. Бывают случаи, когда нужно рассказать о том или ином человеке, описывая его внешность. Также с этим могут столкнуться и дети школьного возраста, к примеру если им дали задание написать сочинение: "Описание внешности человека".
К анатомическим признакам человека можно отнести органы и части тела, например, такие как голова, подбородок, лоб, лицо или туловище.
По анатомическим признакам можно определить пол человека, его возраст, рост и телосложение. Также можно определить антропологические черты внешнего вида человека, строение его тела и головы, а ещё элемента лица. Поскольку лицо считается "обложкой", которая характеризует внешность человека, то ему уделяется особое внимание.
Какие характеристики относятся к функциональному описанию?
Описание внешности человека не может происходить без определения его функциональных признаков. Последние проявляются во время жизнедеятельности человека. Они характеризуют двигательные и физиологические функции. Функциональное описание внешности человека отображает особенности проявления его жизнедеятельности. Характеристики, относящиеся к функциональным признакам, включают осанку, жестикуляцию, мимику, походку и речь.
Создавая словесный портрет человека, описание внешности и определение функциональных его признаков, в первую очередь многие обращают внимание на осанку. Ее можно проследить по положению головы - ее отношению к туловищу. Также осанка определяется положением туловища относительно вертикали. Характеризуя ее, можно применить такие прилагательные: сгорбленная, сутулая, свободная, прямая и распущенная. К примеру, руки могут располагаться вдоль туловища, на бедрах, за спиной или в карманах. А голова бывает откинута назад, наклонена вперед либо же склонена на один из боков.
Когда ученик пишет тематическое сочинение: "Описание внешности человека", то он может с помощью прилагательных охарактеризовать походку этого человека. Она бывает, например, медленной, шаркающей, тяжелой, подпрыгивающей, вихляющей, быстрой, семенящей, вразвалочку и с размахиванием руками.
Словесное описание внешности человека по функциональным признакам можно еще долго продолжать, ведь, как говорилось выше, сюда относится и жестикуляция, и мимика, а также речевые функции.
Методы словесного портрета
Словесным портретом называют криминалистический способ описания внешности человека с использованием специальных терминов. Этот способ осуществляется определенной системой с целью уголовной регистрации (например, розыск и отождествление живых людей или трупов).
Методы словесного портрета используют для того, чтобы опознать личность. Это могут делать путем предъявления для опознания, сопоставления внешности с фотопортретом, со словесным портретом, а также сопоставления словесного портрета с фотоизображением.
Произвольное описание внешности
Характеристика человека и описание его внешности могут быть сделаны произвольным образом. Их дают свидетели-очевидцы словами и выражениями, использующимися в обыденной речи. Это могут быть бытовые термины, местные говоры и тому подобное.
Произвольное описание может дать любой человек, который видел происшествие. Причем делает он это с помощью привычных для него слов, не используя научные термины. Такие описания часто помогают криминалистам найти нужного человека.
Систематизация в описании внешности человека
Систематизированным называют описание по методу словесного портрета. Основы систематизации в конце XIX века заложил Альфонс Бертильон. Такое описание помогает единообразно охарактеризовать элементы внешности людей, их приметы и одинаково воспринимать результат описания. Есть также основные принципы описания внешности, за счет которых достигается единообразие. Это такие принципы:
- о применении стандартизированной терминологии;
- о соблюдении последовательности в описании;
- о максимальной полноте;
- об описании в анфас и в правый профиль;
- описание, которое осуществляется применительно к стандартному положению головы и состоянию внешности;
- об описании, при котором выделяются особые приметы.
Какие есть правила в описании внешности?
Существуют также разработанные криминалистами правила описания внешности человека, с помощью которых характеризуют личность методом словесного портрета. Сюда относится полнота описания внешности. Ведь от этого в первую очередь зависит скорость розыска человека, потому что неизвестно, по каким именно признакам его можно будет найти.
Следующее правило - это последовательность описания. Сюда относятся такие общефизические признаки, как пол и возраст. Затем уже происходит анатомическое описание (например, фигура в целом, шея, плечи, грудь, спина, голова, в том числе и лицо).
Затем происходит описание с помощью специальной терминологии. Это нужно для того, чтобы обеспечить единообразное понимание получаемой информации. А вот источники информации делят на субъективные и объективные.
Применение прилагательных в описании человека по картине
На первый взгляд может показаться, что сделать описание внешности человека по картине не так-то уж и сложно. Но это не составит труда, если мы знаем хорошо человека, а если же нет, то придется приложить некоторые усилия. Первое, что нужно, - это хорошо знать прилагательные, с помощью которых можно сделать описание.
Например, смотря на картину, можно описать голову человека, применяя прилагательные, которые говорят о её размере: маленькая, средняя или большая. Охарактеризовать волосы человека по картине можно с помощью таких критериев: обилие, длина, тип, цвет или лобная линия. Волосы могут быть густыми, средними или редкими. Длина - короткие, средней длины или длинные. Тип волос может быть прямым, волнистым и кудрявым. Цвет - светло-русый, русый, темно-русый, черный и рыжий. А лобная линия бывает прямой, дугообразной, волнистой и ломаной.
Глядя на картину, можно любыми прилагательными описать лицо человека в целом, его лоб, брови, глаза, нос, рот, губы, зубы, подбородок, ухо и шею. Так же характеризуют плечи, грудь, спину, руки и ноги.
Характеристики внешности русского человека
Еще одной загадкой для этнопсихологов, физиогномистов, филологов является внешность русского человека. Описание ее не очень легко сделать, потому что это очень расплывчатое понятие. Многие говорят, что у настоящего русского человека должны быть голубые глаза, светлые волосы и плоская высокая фигура. Но если затронуть глубже этот вопрос, то это могут быть светлые или темные карие или голубые глаза, а также все цвета и оттенки зеленого. Волосы - светло- или темно-русые и очень густые, а фигура - стройная, высокая. Нет никакой закономерности в форме носа и губ русского человека. Они могут быть абсолютно разными. А вот кожа у русских зачастую светлая и матовая.
Соотношение характеристики человека и описания его внешности
Еще несколько веков назад некоторые ученые заметили соответствие внешнего вида и некоторых черт характера, характеристик личности. Человек полный характеризуется пристрастиями (например, к еде), то есть у него слабая сила воли. Такие люди ориентируются на мнение окружающих, приветливы и любят общение.
Люди, обладающие визуально большой головой и плечами, любят риск, склонны к деятельности физической, но не отличаются милосердием и состраданием.
Худощавые люди с высоким лбом и узкой грудной клеткой характеризуются как чувствительные, любящие уединение, тихие, скрытные, неактивные в общении.
Существуют теории, которые связывают цвет лица, его несимметричность, импульсивность с образом жизни, который ведет человек. Описание внешности в этом случае будет опираться на внешние характеристики и характеристики деятельности человека.
Кроме этого, существует обратная сторона этого процесса. Нужно обратить внимание, кто делает описание внешности человека. Пример: личность, склонная все контролировать, будет описывать сначала лидерские черты человека и его поведение в этом ключе. Субъекты, стремящиеся постоянно обогащаться, будут обращать внимание на стоимость часов, косметики на лице и одежду и так далее.
Е.Чарушин - Томка испугался.
Ответы к стр.6
1. Восстанови последовательность событий в тексте. Расставь цифры в нужном порядке.
- Я взял его с собой на охоту.
- Томка за бабочками, за стрекозами гоняется.
- Только никого поймать не может.
- Подбежал поближе, а корова уж не с воробушка - с кошку ростом кажется.
2. Понравился тебе герой или нет? Опиши Томку.
Мне понравился Томка. Он ещё маленький, милый, неразумный, пугливый щенок.
3. Задай сам вопросы к прочитанному тексту. Начни их со слов:
Кто взял Томку на охоту?
Кто разбудил Томку?
Почему Томка испугался коровы?
Почему корова показалась Томке маленькой?
4.а. Перескажи текст подробно. Сначала подчеркни в тексте слова, которые ты будешь использовать, опиши события, которые происходили.
Когда Томка был совсем ещё небольшим щенком , я взял его с собой на охоту . Пускай приучается.
Вот ходим мы с ним. Томка за бабочками, за стрекозами гоняется . Кузнечиков ловит. На птиц лает . Только никого поймать не может . Все улетают. Бегал он, бегал - так уморился , что сунулся в кочку носом и заснул . Маленький ещё. А будить мне его жалко.
Прошло с полчаса. Прилетел шмель . Бунчит, летает над самым Томкиным ухом . Проснулся Томка . Покрутился спросонья, поглядел: кто это такой спать мешает? Шмеля он не заметил, а увидал корову и побежал к ней . А корова паслась далеко -далеко и , должно быть, показалась Томке совсем маленькой, не больше воробушка.
Бежит Томка корову загрызать , хвост кверху поднял - никогда он ещё коров не видал . Подбежал поближе, а корова уж не с воробушка - с кошку ростом кажется . Тут Томка немного потише побежал, а корова уж не с кошку, а с козу выросла . Страшно стало Томке . Он близко не подошёл и нюхает: что за зверь такой?
В это время шевельнулась корова - её, наверно, кто-то укусил. И побежал от неё Томка !
С тех пор он и близко к коровам не подходит .
4.б. Определи основную мысль.
Этот прекрасный мир таит в себе много открытий для любознательных.
4.в. Составь план.
(Шиханы). В «Томке» с 1928 года испытывались методы применения отравляющих веществ в артиллерии , авиации , а также средства и способы дегазации зараженной местности.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Смотреть что такое "Томка" в других словарях:
Сущ., кол во синонимов: 3 дубровка (16) душистый колосок (4) растение (4422) … Словарь синонимов
Тома Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен
Томка: Томка засекреченный центр рейхсвера в СССР. Томка грубая форма имени Тамара Гидроним Томка (приток Берди) Томка (приток Чижапки) Персона Петер Томка судья Международного суда ООН … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Томка (значения). Томка Характеристика Длина 38 км Бассейн Карское море Бассейн рек Чижапка → Васюган → Обь … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Томка (значения). Томка Характеристика Длина 12 км Бассейн Карское море Водоток Устье Бердь · Местоположение 218 км по левом … Википедия
Объект «Томка» засекреченный центр рейхсвера в СССР. Это была школа «химической войны» в которую немцы вложили около 1 млн марок. Располагалась в Саратовской области, недалеко от города Вольска. (Шиханы) В «Томке» с 1928 года испытывались методы … Википедия
Малая Томка - 633591, Новосибирской, Маслянинского … Населённые пункты и индексы России
Соответствие международному праву одностороннего провозглашения независимости временными органами самоуправления Косово официальное название разбирательства в Международном суде ООН в Гааге. Процесс прошёл в форме выработки консультативного … Википедия
У охотника я увидел песика. Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.
Охотник рассказал, какой песик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля... От этого песика, говорит, есть щенки. Приходите поглядите. И мы с ним пошли.
Щенки небольшие - только что научились ходить. "Который-то из них, - думаю, - мне будет помощник на охоте? Как узнать - кто толковый, а кто не годится?"
Вот один щенок - ест да спит. Из него лентяй получится.
Вот злой щенок - сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму - не люблю злых.
А вот еще хуже - он тоже лезет ко всем, только не дерется, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.
В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он ее или не почует?
Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал - не у них ли деревяшка. Нет, не нашел. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет - уговаривает не сердиться.
И вот он стал нюхать, нюхать и пошел к тому месту, куда я ее спрятал. Почуял.
Я обрадовался. "Ну, - думаю, - вот это охотник! От такого и дичь не спрячется". Назвал его Томкой. И стал растить помощника.
Как Томка научился плавать
Мы пошли гулять и взяли с собой Томку. Сунули его в портфель, чтобы он не устал.
Пришли к озеру, сели на берег и стали кидать камушки в воду - кто дальше бросит. А портфель с Томкой на траву положили. Вот он вылез из портфеля, увидал, как камушек плюхнулся в воду, и побежал.
Бежит Томка по песочку, косолапый, неуклюжий, ноги у него в песке так и заплетаются. Дошел до воды, сунул лапы в воду и на нас оглядывается.
Иди, Томка, иди - не бойся, не потонешь!
Полез Томка в воду. Сначала по животик зашел, потом по шею, а потом и весь окунулся. Только хвост-обрубочек торчит наружу.
Повозился, повозился да вдруг как выскочит - и давай кашлять, чихать, отфыркиваться. Видно, он дышать в воде вздумал - вода и попала ему в нос да в рот. Не достал камушка.
Тут мы взяли мячик и кинули его в озеро. Томка любил играть с мячиком, - это была его любимая игрушка.
Шлепнулся мяч в воду, покрутился и остановился. Лежит на воде, как на гладком полу.
Узнал Томка свою любимую игрушку и не стерпел - побежал в воду.
Бежит, повизгивает. Но теперь носом в воду не суется. Шел, шел да так и поплыл. Доплыл до мячика, цап его в зубы - и обратно к нам.
Вот так и научился плавать.
Томка испугался
Когда Томка был совсем еще небольшим щенком, я взял его с собой на охоту. Пускай приучается.Вот ходим мы с ним. Томка за бабочками, за стрекозами гоняется. Кузнечиков ловит. На птиц лает. Только никого поймать не может. Все улетают. Бегал он, бегал - так уморился, что сунулся в кочку носом и заснул. Маленький еще. А будить мне его жалко.
Прошло с полчаса. Прилетел шмель. Бунчит, летает над самым Томкиным ухом. Проснулся Томка. Покрутился спросонья, поглядел: кто это такой спать мешает? Шмеля он не заметил, а увидал корову и побежал к ней.
А корова паслась далеко-далеко и, должно быть, показалась Томке совсем маленькой, не больше воробушка.
Бежит Томка корову загрызать, хвост кверху поднял - никогда он еще коров не видал. Подбежал поближе, а корова уж не с воробушка - с кошку ростом кажется. Тут Томка немного потише побежал, а корова уж не с кошку, а с козу выросла. Страшно стало Томке. Он близко не подошел и нюхает: что за зверь такой?
В это время шевельнулась корова - ее, наверно, кто-то укусил. И побежал от нее Томка!
С тех пор он и близко к коровам не подходит.
Томкины сны
Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то.
Спрашивают у меня ребята:
Почему это Томка лает? Ведь он же спит!
Он сны видит, - отвечаю.
А какие?
Да, наверно, какие-нибудь свои, собачьи сны, - про охоту, про зверей, про птиц. Человеку таких снов не увидеть.
Вот интересно-то! - говорят ребята.
Обступили они Томку, глядят, как он спит. А Томка спал, спал и залаял тоненьким голоском. Я и спрашиваю у ребят:
Чего же это он во сне видит? Вам понятно?
Понятно, - говорят ребята. - Это он зайчонка увидел небольшого.
Томка поспал еще немного и лапками пошевелил.
Вот, - говорят ребята, - это Томка побежал.
За кем побежал?
Да не за кем, а от козы. Он ее увидел, а она бодается.
Тут Томка зарычал, залаял.
Проснись! - закричали ребята. - Проснись, Томка! Ведь он тебя сейчас съест!
Кто, - спрашиваю, - съест?
Медведь! Томка с ним подраться хочет. Медведь-то вон какой страшный! Томке с ним не справиться.
Как Томка не показался глупым
Томка не любит, когда над ним смеются, - обидится, отвернется. А потом он научился делать вид, что не над ним смеются, а над кем-то другим.
Как-то заметил Томка курочку с цыплятами. Идет поближе - хочет понюхать.
А курочка как закричит, как прыгнет на Томку - и поехала на нем. Едет, клюет Томку и кричит. Так и слышно, как она выговаривает: "Ах ты, такой-сякой, невоспитанный! Вот я тебя! Вот я тебя! Не смей к цыплятам подходить!"
Томка обиделся, но не захотел показаться смешным и сразу сделал вид, что никто его не клюет, никто на него не кричит.
И тогда курочка соскочила с него и вернулась к цыплятам.
Никита-доктор
Говорит Никита Томке:
Ну, Томка, сейчас я буду тебя лечить.
Надел Никита на себя халат из простыни, очки нацепил на нос и взял докторскую трубочку для выслушивания - дудку-игрушку. Потом вышел за дверь и постучался - это доктор пришел. Потом утерся полотенцем - это доктор вымыл руки.
Поклонился щенку Томке и говорит:
Здравствуйте, молодой человек! Вы хвораете, я вижу. Что же у вас болит?
А Томка, конечно, ничего не отвечает, только хвостиком виляет - не умеет говорить.
Ложитесь, молодой человек, - говорит доктор Никита, - я вас выслушаю.
Доктор повернул Томку кверху пузом, приставил к животу дудочку и слушает. А Томка хвать его за ухо!
Ты что кусаешься! - закричал Никита. - Ведь я же доктор!
Рассердился доктор. Ухватил Томку за лапу и сунул под мышку градусник-карандаш.
А Томка не хочет измерять температуру. Барахтается. Тогда доктор говорит больному:
Теперь вы откройте рот и скажите: а-а-а. И высуньте язык.
Хотел язык посмотреть. А Томка визжит и язык не высовывает.
Я пропишу вам лекарство, - говорит доктор Никита, - и научу чистить зубы. Я вижу, что вы, молодой человек, неряха, не любите зубы чистить. Взял Никита свою зубную щетку и стал чистить у Томки зубы.
А Томка как схватит щетку зубами! Вырвался у доктора из рук, утащил щетку и разгрыз ее на мелкие кусочки.
Ты глупый, Томка! - кричит Никита. - Ведь совсем не так играют!
Так и не научился Томка играть в больного.