Театральный словарь. Иван Вырыпаев в Воронеже: «Зритель больше не верит в персонажа Все надеялись на чудо

Главная / Любовь

Ни для кого не секрет, что интерес зрителей к фильму зависит в первую очередь от того, насколько хороши актеры и роли. «Москва слезам не верит» - жизнеутверждающая мелодрама, покорившая аудиторию многими достоинствами, в том числе и талантом артистов, сыгравших главных героев. Персонажи получились удивительно живыми, вызывающими сочувствие и понимание. Не удивительно, что кинопроект, снятый Владимиром Меньшовым, не только завоевал премию «Оскар», но и сохраняет популярность вот уже более 35 лет.

Несколько слов о сюжете

Многотысячную армию поклонников в свое время приобрел увлекательный фильм «Москва слезам не верит». Актеры, роли, сюжет мелодрамы известны всем, но почему бы не освежить воспоминания? Действие происходит в Москве, на дворе царят 50-е годы. В центре внимания оказываются приключения трех подруг-провинциалок, мечтающих покорить столицу. Девушки вынуждены жить в общежитии, работать на заводе.

Катерине, одной из трех подруг, дальние родственники предлагают на время их отъезда переехать в квартиру, находящуюся в элитном здании, так как им больше не с кем оставить собаку. Людмила, вторая девушка, убеждает Катю решиться на рискованную авантюру. Подруги начинают изображать дочерей состоятельного академика, пытаясь найти перспективных женихов, которые могут помочь им закрепиться в столице. Однако результат оказывается вовсе не таким, как хотелось бы девушкам.

Актеры и роли фильма «Москва слезам не верит»: Вера Алентова

Катерину Тихомирову, девушку из провинции, мечтающую поступить в столичный вуз, сыграла Вера Алентова. Великолепные актеры и роли фильма «Москва слезам не верит» - главное достижение мелодрамы, не стала исключением и актриса, сыгравшая главную героиню. Алентовой превосходно удалось передать такие качества своего персонажа, как воля к победе, целеустремленность. Екатерина Тихомирова делает блестящую карьеру, в одиночестве растит дочь, не переставая искать свою любовь. Разумеется, она находится.

Роль Екатерины могли бы сыграть такие звезды советских времен, как Теличкина, Терехова, Сайко, однако все актрисы по разным причинам отказались или не подошли. Когда же Меньшов увидел пробы со своей женой, он решил, что Вера Алентова справится с созданием образа волевой провинциалки лучше всех. Убедиться в правильности своего решения режиссеру помог тот факт, что Алентова превосходно смотрелась с исполнителем роли Гоши.

Алексей Баталов и его герой

Интерес для поклонников представляют и другие актеры и роли фильма «Москва слезам не верит», в первую очередь Алексей Баталов, сыгравший возлюбленного Екатерины Гошу. Мало кто знает, что среди претендентов на эту роль были такие звезды, как Тихонов и Соломин. Даже сам режиссер подумывал о том, чтобы взять на себя создание образа этого персонажа после тщетных поисков исполнителя. Однако он отказался от этой мысли, случайно увидев картину «Дорогой мой человек» с Алексеем Баталовым.

Актер сначала отверг предложение Меньшова, но уже спустя два дня передумал. Его взяли в мелодраму, не обратив внимания на то, что он был существенно старше своего персонажа. Георгий Иванович - слесарь, с которым Тихомирова знакомится в электричке, уже добившись должности директора завода. Несмотря на разницу в социальном положении, Екатерина влюбляется в этого умного, интересного, уверенного в себе мужчину.

Людмила и Гурин

Заслуживают внимания и другие актеры и роли. «Москва слезам не верит» - мелодрама, которая позволила зрителям в очередной раз удостовериться в таланте такой замечательной актрисы, как Эта женщина превосходно сыграла заводную и яркую Людмилу, которая мечтает найти обеспеченного москвича и стать его женой. Интересно, что Ирина разрыдалась, когда впервые ознакомилась со сценарием, настолько ей не пришлась по душе ее Людмила. Актриса сочла свою героиню воплощением всех качеств, которые отталкивали ее в людях, была поражена ее грубостью и пошлостью.

Какие еще достойны упоминания актеры и роли? «Москва слезам не верит» - фильм, получившийся чрезвычайно жизненным. Во многом картина обязана этим образу Гурина, за которого выходит замуж Людмила. В начале фильма герой предстает перед зрителями в качестве многообещающего молодого спортсмена, во второй половине он уже алкоголик без каких-либо перспектив. Гурина сыграл Александр Фатюшин, которого режиссер утвердил сразу, будучи в восторге от их дуэта с Муравьевой.

Юрий Васильев и его персонаж

Конечно же, выше упомянуты еще не все заслуживающие внимания актеры и роли. «Москва слезам не верит» - мелодрама, одним из самых ярких персонажей которой оказался Родион Рачков. Коварный соблазнитель, бросающий Тихомирову с ребенком, а затем возникающий в ее жизни, чтобы снова навредить, - Юрий Васильев превосходно справился с ролью. Больше всего это удивило его жену, которая охарактеризовала актера как верного мужа и заботливого отца, который души не чает в дочери.

Таковы самые яркие персонажи мелодрамы «Москва слезам не верит», актеры и роли которой до сих пор представляют интерес для зрителей.

В феврале 1980 года у всех московских кинотеатров выстроились длинные очереди. Тогда было холодно, но люди все равно стояли в билетные кассы. Стояли, чтобы увидеть самую популярную новинку года – фильм «Москва слезам не верит»!

Эта картина стала одной из самых любимых и самых кассовых за всю историю советского кино. Для всех до сих пор остается загадкой магнетизм и феноменальная популярность этой легендарной ленты, ставшей классикой отечественного кинематографа. Наверное, потому что это вечная история о любви и предательстве. Но во многом и благодаря той неповторимой ностальгической атмосфере, которую авторам удалость воссоздать при помощи мельчайших деталей и любопытных подробностей двух периодов в жизни нашей страны – 50-х и 70-х годов.

Мы «вернулись» на съемочную площадку фильма «Москва слезам не верит» и узнали, почему никто, даже актеры, не верил в успех фильма? За что режиссер Владимир Меньшов все время кричал на Веру Алентову? Почему хрустальные бокалы, магнитофоны и шерстяные пледы на протяжении всего фильма «кочевали» из квартиры в квартиру? Мы разыскали тот самый холодильник из квартиры главной героини и телевизор, по которому транслировался «Голубой огонек»…

Оказывается, Владимир Меньшов пригласил на пробы всех самых популярных актеров конца 70-х. Главными героинями могли стать Ирина Купченко и Маргарита Терехова, Анастасия Вертинская и Галина Польских. А роль Гоши чуть было не пришлось исполнять самому режиссеру. Оказывается, далеко не все звезды тех лет хотели участвовать в будущем оскароносном фильме. Но Меньшов каким-то образом уговорил сняться в эпизодах Юматова и Смоктуновского, Конюхову и Харитонова! Даже искушенному зрителю будут интересны откровения Владимира Валентиновича, почему ему так важно было снять этот фильм, и где он находил такое количество шуток и оригинальных фраз для своих героев. Татьяна Конюхова раскрыла тайну появления в картине своего мехового палантина, а композитор Сергей Никитин рассказал, как написал знаменитую «Александру» за 3 дня… уже после того, как фильм был снят и смонтирован.

В павильонах «Мосфильма» мы разыскали старенький 401-й Москвич, на котором ездили герои, и попробовали его завести. А в архивах киностудии нам показали фотопробы актёров и даже стенограммы худсовета. За что «Москву…» жестко критиковал директор «Мосфильма», и какие сцены вырезали из уже готовой картины?..

В нашем фильме мы уделили особое внимание деталям и предметам, которые сделали картину «Москва слезам не верит» такой атмосферной и теплой. И благодаря которым ее любят и с удовольствием смотрят зрители всех возрастов.

В театр одного актёра весь билет продан!
Леонид Леонидов

Российский актёр и режиссёр Дмитрий Дюжев в интервью латвийскому телеканалу LTV, рассказывая о сложностях работы актёров, которым зачастую приходится «играть со смертью» ради праздной публики, неожиданно свернул на бытовую тему, припомнив недавний случай в аэропорту, где неблагодарные зрители не пропустили его вперёд очереди, несмотря на наличие у актёра документа, подтверждающего «классовое отличие», а именно – билета в бизнес-класс.

Судя по последовавшему эмоциональному выплеску на тему взаимоотношений «актёр – зритель», впечатления от случившегося казуса просились у артиста наружу уже давно.

О чём вообще говорить с вами? Я ради вашего удивления и досуга жизнью рискую!

Странный упрёк в адрес зрителей. Как будто господин Дюжев не знал, куда поступал учиться! Это всё-таки ГИТИС, а не мореходка какая-нибудь. Всем ведь известно, что актёрская профессия самая опасная, куда там шахтёрам, пожарным или лётчикам, которые только и делают, что перед телеэкранами сидят и удивляются.

И потом я оказываюсь среди вас, этих самых зрителей, и место моё в последнем вагоне!

Дорогой Дмитрий! Зрители, когда они в аэропорту, они не зрители, они – пассажиры. Причём пассажиры, которым по большому счёту нет никакого дела, в какой класс у вас билет и сколько вы за него заплатили. Были бы вы в народе более уважаемы, может, вас и пропустили бы, а так надо было просто обратиться к служащим аэропорта, поскольку пропускать бизнес-класс без очереди – это их забота, а не зрителей, которые любить вас до такой степени вовсе не обязаны.

Вот здесь справедливо. Потому что все роли самого Дюжева (а он за 17 лет успел сняться аж в 56 фильмах) – это серьёзные и глубоко продуманные образы. Всё-таки «народного артиста Карачаево-Черкесии» за что попало не дают. Достаточно вспомнить работы Дмитрия в таких «шедеврах» как «Антидурь», «Беременный» и «Разборка в Маниле», чтобы осознать, что актёр имеет право на подобные упрёки. С другой стороны, ну упрекнул бы, пожурил свысока, но до откровенных оскорблений-то зачем опускаться? Причём всего своего народа вместе взятого:

Я-то думал, вы… это… всё… как… ну… порядочные, культурные, образованные, духовные люди, россияне. Как мы культивируем, так сказать. Смотрят и понимают. А оказывается, это такой уровень!

И ладонью так чуть повыше плинтуса – уровень обозначить. После таких слов Дюжеву впору эмигрировать. Потому что как жить с таким «быдлом»? Да ладно бы только жить, но ещё и работать, так как досталось от «великого» актёра не только зрителям, но и коллегам. Тем самым, которые в «лабуде» и «туфте» снимаются. Жизнью они, в отличие от Дюжева, не рискуют, текст у них на стенках позади камер написан, а зрители, такие-сякие, верят, платят и смеются. Да ещё, поди, в самолёт без очереди пускают.

Что ещё хочется сказать по поводу всего этого. Жил в XVIII веке замечательный драматург Карло Гольдони, который дал прекрасный совет всем обиженным на зрителей актёрам:

Нет другого средства отомстить публике, как заставить её рукоплескать вам.

Поэтому, Дмитрий, не надо было возмущаться в студии зарубежного телевидения и поливать грязью российского зрителя. Пошли бы на сцену или съёмочную площадку, и доказали, что вы лучше и достойнее, чем кажетесь. Может, стали бы вас и без очереди пропускать.

Правда, в ближайшем своём спектакле Дмитрий если и сыграет, то на поклоны точно не выйдет. Потому что не «туфту» и не «лабуду» же он будет изображать на грани жизни и смерти, чтобы потом перед «некультурной» и «необразованной» публикой преклоняться. Если она, эта самая публика, ещё придёт, после всего услышанного в свой адрес.

Страница 2

Сценическая вера. Зритель должен верить тому, во что верит актер. Сценическая вера рождается через убедительное объяснение и мотивировку происходящего - то есть через оправдание (по Станиславскому). Оправдать - значит объяснить, мотивировать. Оправдание происходит при помощи фантазии. пальто женское

Сценическое действие. Признаком, отличающим одно искусство от другого и определяющим таким образом специфику каждого искусства, является материал, которым пользуется художник (в широком смысле этого слова) для создания художественных образов. В литературе - это слово, в живописи - цвет и линия, в музыке - звук. В актерском искусстве материалом является действие. Действие - волевой акт человеческого поведения, направленный к определенной цели - классическое определение действия. Актерское действие - единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами малого круга, выраженный каким-то образом во времени и пространстве. В действии наиболее наглядно появляется весь человек, то есть единство физического и психического. Актер создает образ при помощи своего поведения и действий. Воспроизведение этого (поведения и действий) и составляет сущность игры.

Природа сценических переживаний актера такова: на сцене нельзя жить такими же чувствами, как в жизни. Жизненное и сценическое чувство различаются происхождением. Сценическое действие не возникает, как в жизни, в результате реального раздражителя. Вызвать в себе чувство можно только потому, что оно знакомо нам в жизни. Это называется эмоциональная память. Жизненные переживания первичны, а сценические - вторичны. Вызванное эмоциональное переживание - это воспроизведение чувства, поэтому оно вторично. Но самое верное средство овладения чувством по Станиславскому - это действие.

Итак, действие является возбудителем чувства, поскольку каждое действие имеет цель, лежащую за пределами самого действия.

Цель действия: изменить предмет, на который оно направлено. Физическое действие может служить средством (приспособлением) для выполнения психического действия. Таким образом, действие является катушкой, на которую наматывается все остальное: внутренние действия, мысли, чувства, вымыслы.

Огромное значение Станиславский придавал внешней характерности и искусству перевоплощения актёра. Принцип перевоплощения включает в себя ряд приёмов сценического творчества. Актёр ставит самого себя в предлагаемые обстоятельства и идёт в работе над ролью от себя. Стать другим, оставаясь самим собой - вот формула учения Станиславского. Нельзя ни на минуту терять на сцене самого себя и отрывать создаваемый образ от своей собственной органической природы, ибо материалом для создания образа служит как раз живая человеческая личность самого актёра. Станиславский настаивает на том, чтобы актёр в процессе работы над ролью, накопляя в себе внутренние и внешние качества образа, становясь постепенно другим и полностью перевоплощаясь в образ, постоянно проверял себя - остаётся ли он при этом самим собой или нет. Из своих действий, чувств, мыслей, из своего тела и голоса актёр должен создать заданный ему образ, «идти от себя» - таков истинный смысл формулы Станиславского.

Станиславский пришел к выводу, что только физическая реакция актера, цепь его физических действий, физическая акция на сцене может вызвать и мысль, и волевой посыл, и в конечном итоге нужную эмоцию, чувство. Система ведет актера от сознательного к подсознательному. Строится по законам самой жизни, где существует нерасторжимое единство физического и психического, где самое сложное духовное явление выражается через последовательную цепь конкретных физических действий.

Работа над ролью состоит из четырёх больших периодов: познавания, переживания, воплощения и воздействия. Познавание - это подготовительный период. Он начинается с первого знакомства с ролью. Познать - значит почувствовать. Однако первые впечатления могут быть и ошибочными. Неправильные, ошибочные мнения мешают дальнейшей работе актёра.

Станиславский придает огромное значение моменту первого знакомства с ролью, сравнивая его с первой встречей влюбленных, будущих супругов. Непосредственные впечатления, возникающие у актера от первого знакомства с пьесой, он считает лучшими возбудителями творческого увлечения, которому отводит решающую роль во всей дальнейшей работе. Ограждая теперь актера от преждевременного режиссерского вмешательства, Станиславский дорожит зарождением естественного творческого процесса в самом актере.

Непосредственные ощущения от прочитанной пьесы дороги ему как первичный отправной момент творчества актера, но они далеко еще не достаточны для охвата всего произведения, Для проникновения в его внутреннюю, духовную сущность. Эту задачу выполняет второй момент познавательного периода, который Станиславский называет анализом. Он приводит к дознанию целого через изучение его отдельных частей. Станиславский подчеркивает, что, в отличие от научного анализа, результатом которого является мысль, целью художественного анализа является не только понимание, но и переживание, чувствование.

12 марта умер актер и режиссер, художественный руководитель Московского Художественного театра (МХТ) имени А.П. Чехова Олег Табаков. Ему было 82 года

Фото: из личного архива Олега Табакова

Олег Табаков родился в 1935 году в Саратове в семье врачей. Во время учебы в школе начал заниматься в театральном кружке «Молодая гвардия» в Саратовском дворце пионеров и школьников.

Во время войны отец Олега Табакова ушел на фронт, а мать заболела тифом и попала в госпиталь. «В 1943 году мне восемь лет. Мама заболела тифом и никак не могла встать, — вспоминал Табаков. — А потом дядя Толя, который был на войне в это время, устроил маму в госпиталь под Сталинградом, на озере Эльтон. Я (там) пел: «Ночь прошла в боевом лазарете, где дежурили доктор с сес-трой, в полумраке осеннем рассвета умирает герой молодой». Раненые не могли встать, только плакали. Не потому, что я хорошо пел, а потому, что таких же мальчишек оставили у себя дома. Как-то много лет спустя после того, как отец вернулся с фронта, куда ушел добровольцем, хотя и был любимый ученик академика Миротворцева, я вдруг обнаглел и спросил: «Ты зачем пошел воевать? Как все — за Родину, за Сталина?» Он ответил: «У меня была мать-старуха, жена-красавица и ты — выпердыш. За вас и воевал». Вот такой вот мужской разговор».

Кинофильм «Люди на мосту». Олег Табаков в роли Виктора Булыгина

В 1953 году Табаков поступил в Школу-студию МХАТ на курс Василия Топоркова. Будучи третьекурсником, сыграл свою первую роль в кино — в фильме «Саша вступает в жизнь» Михаила Швейцера. «Снявшись в 20 лет в первом фильме в главной роли, я заработал на машину — 16,5 тыс. руб. «Победа» стоила. Не могу сказать, что она мне таким уж тяжким трудом далась», — вспоминал Табаков.

Табаков в роли Николая Ростова в фильме-эпопее режиссера Сергея Бондарчука «Война и мир»

За свою карьеру в кино один из самых популярных советских и российских актеров сыграл более чем в ста фильмах, среди которых «Война и мир», «Семнадцать мгновений весны», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Человек с бульвара Капуцинов», «Москва слезам не верит» и многие другие. Также Табаков озвучивал мультфильмы, наиболее известная его работа в этой области — кот Матроскин в сериале «Трое из Простоквашино».

Табаков с французскими актрисами Женевьевой Казиль (слева) и Франсуаз Фалькон

В 29 лет Табаков перенес инфаркт. «Слово «инфаркт», если честно, на меня впечатления не произвело. По молодости я даже не бросил привычку курить трубку. Сейчас, конечно, делаю это реже. Но на сцене — бывает, есть два спектакля, где я курю. Так что балуюсь», — признавался актер.

Сцена из спектакля по пьесе Василия Аксенова «Всегда в продаже». Табаков в роли заведующей буфетом Клавдии Ивановны

С 1957 по 1983 год был ведущим артистом студии молодых актеров, впоследствии ставшей театром «Современник». В 1970 году, после назначения Олега Ефремова художественным руководителем МХАТа, стал директором «Современника». «Этот театр возник не как обычно — сверху, а снизу, как добровольное объединение вокруг Олега Ефремова молодых единомышленников, мечтавших о новом гражданственном театре. И пару лет не имел официального признания. Репетировали мы в основном по ночам», — рассказывал Табаков.

Вячеслав Тихонов в роли Штирлица и Олег Табаков в роли Шелленберга на съемках фильма «Семнадцать мгновений весны»

Табаков — лауреат множества премий и наград, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Главный режиссер театра-студии на улице Чаплыгина Олег Табаков (в центре) с актерами после спектакля

В 1973 году Табаков начал преподавать — под его руководством был создан театральный кружок для старшеклассников при Бауманском дворце пионеров. В 1976-1986 годах выпустил два курса в ГИТИСе, которые стали основой студии Табакова на ул. Чаплыгина, позднее «выросшей» в Московский театр под руководством Олега Табакова. Выпускники студии с успехом гастролировали еще в 1980 году, однако согласие на создание отдельного театра было получено только в 1987 году. «Мне не очень нравится фамильярное название «Табакерка», и я склонен все-таки называть наше во всех смыслах выстраданное дело «Подвальный театр», — рассказывал Табаков.

Олег Табаков и актер Олег Янковский

(Фото: Юрий Абрамочкин / РИА Новости)

В июне 2000 года Табаков стал художественным руководителем МXТ имени А.П. Чеxова, с января 2004 года исполнял и обязанности директора театра. «В 2000 году, когда не стало Олега Николаевича Ефремова и меня взгромоздили на этот стул, не думаю, что был хоть один человек, который верил, что это назначение успешное. Знаешь, сколько было зрителей в театре в 2000 году? 42% от вместимости зала. Спустя два года было 90 с чем-то процентов. А через три года стало 95, запятая и еще какая-то цифра. Хотя разное бывало. Я не выпускал спектакли, на которые уже были потрачены деньги на декорации и репетиции. Или снимал с репертуара, не испытывая никакой неловкости. Потому что я всегда думал о зрителях», — рассказывал Табаков.

Наина Ельцина (слева) и Хиллари Клинтон (в центре) с Олегом Табаковым после посещения его театра-студии

(Фото: Дмитрий Донской / РИА Новости)

В 1986-2000 гг. Табаков был ректором Школы-студии МXАТ, где выпустил четыре актерских курса. В 1992 году основал Летнюю школу им. К.С. Станиславского в Бостоне (США), а в 2009 году — Московскую театральную школу.

Олег Табаков (граф Альмавива) и Ирина Пегова (Сюзанна) в сцене из спектакля в постановке Константина Богомолова «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

80-й день рождения Олега Табакова МХТ отметил спектаклем — «Юбилей ювелира». Еще два спектакля — «Дракон» и «Последняя жертва» — шли в театре до декабря 2017 года, когда Табаков попал в больницу.

Олег Табаков с женой, актрисой Мариной Зудиной

Олег Табаков был дважды женат. В браке с актрисой Людмилой Крыловой родились сын Антон (известный ресторатор) и дочь Александра (радиоведущая). В 1995 году Табаков женился на актрисе Марине Зудиной (на фото). У них родились сын Павел (актер) и дочь Мария.

В ноябре 2017 года Табаков был госпитализирован с воспалением легких. 5 января заммэра Москвы по социальным вопросам, заслуженный врач России Леонид Печатников сообщил об улучшении состояния Табакова. Он рассказал, что артист находится в сознании. Однако через два дня СМИ , что состояние актера вновь ухудшилось, его подключили к аппарату искусственной вентиляции легких.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры