Типирование героев мультфильма «Приключения Буратино» (1959 г.). Исследовательская работа: "Темперамент сказочных героев"

Главная / Любовь

VIII районный конкурс творческих исследовательских работ учащихся

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТОВ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

Выполнила Рудненва Дарья,

ученица МКОУ СОШ №47,

7 класс

Руководитель:

Чернова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

г. Барабинск, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

I . Введение…………………………………………………………….3

II .Обзор литературы……………………………………………….....4

III .Организация исследования……………………………………….5

IV .Результаты исследования………………………………………....6

V .Выводы……………………………………………………………..11

VI .Литература………………………………………………………...12

VII .Приложение………………………………………………………13

    ВВЕДЕНИЕ

Все люди любят сказки. Каждому из нас мама читала их в детстве. Сказка – это путешествие в волшебную страну, знакомство со сказочными героями. Когда я была маленькой, мне хотелось, как Элли побывать в Изумрудном городе, как Карлсон полетать по крышам, как Незнайка покататься на газированном автомобиле. Моя сестра, наоборот, представляла себя заточенной в высокой башне принцессой, которую непременно спасет прекрасный принц.

Мне всегда было интересно, почему одни сказочные персонажи (как и люди) более подвижные, а другие − медлительные, одни храбро вступают в борьбу со злом, а у других в таких условиях возникает страх и неуверенность? Почему одни могут безразлично относится к страданиям ближних, а другим необходимо все время защищать кого-то?

Недавно я прочитала, что человеку с самого рождения присущ набор качеств, который определяет его реакцию на то или иное событие. Это – темперамент. Темперамент делает нас и наше поведение уникальными в своем роде. Мне захотелось узнать, каким темпераментом чаще всего обладают герои сказок. Ведь на примере сказочных персонажей возможно поближе познакомиться с особенностями поведения в различных жизненных ситуациях.

ЦЕЛЬЮ исследовательской работы явилось изучение типа темперамента у сказочных персонажей.

Мною были выдвинуты следующие ГИПОТЕЗЫ :

В сказке, как и в реальной жизни, представлены различные типы темперамента;

Положительные и отрицательные герои сказок имеют разные темпераменты.

Для достижения поставленной цели, мне предстояло решить следующие ЗАДАЧИ :

Познакомиться с историей изучения темперамента и его типами;

Сравнить темпераменты главных героев, отрицательных и второстепенных персонажей.

Сделать выводы по теме исследования.

ОБЪЕКТ исследования: сказки.

ПРЕДМЕТ исследования: темперамент сказочных персонажей.

МЕТОДЫ исследования:

Изучение литературы по теме исследования;

Анализ сказок.

II . ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Проблема, которой мы посвятили данное исследование, занимает человечество уже более 25 столетий. Она называется красивым и звучным словом – темперамент. Люди начинают знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. В повседневной жизни мы замечаем, что одни из нас подвижные, веселые, настойчивые, а другие медлительные, застенчивые, неторопливые, что люди, попадая в одни и те же ситуации, ведут себя по-разному. Однако за этим большим разнообразием поведенческих реакций и поступков проступают некоторые общие схемы или типы поведения. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.

Большинство исследований темперамента посвящено изучению факторов, влияющих на его формирование, а также взаимосвязям темперамента с другими качествами . Некоторые авторы сопоставляли разницу внешности, поведения и движений . Особенно часто наблюдают за поведением учеников или студентов . Мы нашли работы по исследованию темперамента даже у младенцев . С типом темперамента связывают успехи в адаптации к школе. Так благополучными с точки зрения адаптации считаются общительные и имеющие высокую познавательную активность дети . Тип темперамента предлагают учитывать при устройстве на работу . Интересно, что среди руководителей (начальников цехов, участков, прорабов, мастеров) чаще встречаются сангвиники. Для этих же категорий наименее подходят меланхолики, для них – творческие профессии. Холерику подходят профессии, связанные с риском и быстрым реагированием (летчики, водители, машинисты). Флегматики, напротив, прекрасные бухгалтера.

Знание темперамента даёт возможность родителям лучше понять своего ребенка, учителю – учеников, одноклассников или друзей – друг друга.

Для изучения темперамента в школе часто используют сравнение типов с героями сказок и других литературных произведений, а также знаменитыми людьми. Классическим примером является сказка «Золотой Ключик»: Буратино – сангвиник, Пьеро – меланхолик, Арлекин – холерик, Черепаха Тортилла – флегматик . Сказка обладает воспитательным эффектом, формируя характер становящейся личности, повествуя знания о жизни, столь необходимые растущему человеку.

Таким образом, тема темперамента достаточно хорошо изучена. Однако, в литературе мы не нашли сведений о том, какие темпераменты чаще встречаются в сказках. Поэтому нами были выдвинуты две гипотезы: во-первых, в сказке, как и в реальной жизни, представлены различные типы темперамента; во-вторых, положительные и отрицательные герои сказок имеют разные темпераменты.

III . ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Непосредственно перед исследованием нам с мамой предстояло перечитать и выбрать из нашей домашней библиотеки сказки, в которых присутствуют персонажи, поведение которых можно как-то оценить. К примеру, мы не включили в работу сказку «Репка», поскольку не можем сказать про героев, какие они (добрые или злые, медлительные или активные и так далее). Таким образом, нами были выбраны 30 сказок.

А.Линдгрен. «Малыш и Карлсон».

Б.Заходер. «Винни Пух».

Линдгрен. «Пеппи – длинный чулок».

Н.Носов. «Незнайка».

Ш.Перро. «Ослиная шкура».

Э.Успенский. «Дядя Федор, пес и кот».

Ш.Перро. «Кот в сапогах».

А.Толстой. «Буратино».

Ш.Перро. «Золушка».

В. Катаев. «Цветик-Семицветик».

Ш.Перро. «Красная шапочка».

А.Волков. «Волшебник Изумрудного города».

Г-Х.Андерсен. «Дюймовочка».

Л.Лагин. «Старик Хоттабыч».

Г-Х. Андерсен. «Огниво».

С.Михалков. «Дядя Степа».

Г-Х. Андерсен. «Дикие лебеди».

Т. Александрова. «Домовенок Кузя».

Г-Х. Андерсен. «Снежная королева».

А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

В. Гауф. «Карлик нос».

К.Чуковский. «Айболит».

Т.А.Гофман. «Щелкунчик и мышиный король».

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне». «Царевна-лягушка».

Дж. Родари. «Чипполино».

«Снегурочка».

Д.Р. Кипплинг. «Маугли».

«Колобок».

«По-щучьему веленью».

На втором этапе исследовательской работы мы в библиотеке и сети «Интернет» нашли информацию о том, что такое темперамент, об истории его изучения и исследованиях в этой области.

При чтении сказок (следующий этап) мы внимательно изучили поступки и поведение персонажей и попытались сопоставить их с отличительными чертами различных типов темперамента.

Методы исследования включали и изучение литературы по теме исследования и анализ сказок.

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием ПЭВМ: Intel Pentium 4, под управлением операционной системы Microsoft Word XP Professional , в программе Microsoft Excel . Для обработки результатов исследования нами использовался метод сравнения по процентам.

IV . РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Теоретическая часть.

ТЕМПЕРАМЕНТ (от латинского temperament - надлежащее соотношение частей) - это врожденные индивидуальные особенности человека, определяющие протекание его психических процессов и поведения (общая активность, двигательные проявления, эмоциональность).

История изучения темперамента .

Уже в Древнем Китае в 8-7 вв. до нашей эры медики делят людей на различные типы в зависимости от преобладания у них воздухо-подобного начала, желчи или крови, и, наконец, слизи. С преобладанием желчи или крови - сильный, храбрый, подобный тигру; с преобладанием воздухо-подобного начала - неуравновешенный, подвижный, подобный обезьяне; с преобладанием слизи - медлительный, малоподвижный.

Официально создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных "соков" организма - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, - входящих в его состав. Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных «соков организма» - крови (от латинского sanguis), флегмы (от греческого phlegma), желтой желчи (от греческого chole) и черной желчи (от греческого melaina), - входящих в его состав. Преобладание одной из них и определяет темперамент человека.

Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней. Каждая жидкость имеет особое свойство и особое назначение. Свойство крови – теплота. Назначение ее – согревать организм. Свойство флегмы – холод, а назначение – охлаждать организм. Свойство желтой желчи сухость. Назначение поддерживать сухость в организме, «подсушивать его». Свойство черной желчи – сырость. Назначение ее – поддерживать сырость, влагу в организме. Он описал основные типы темпераментов, которые и в наше время пользуются широкой известностью.

Открытие было забыто, но через две с лишним тысячи лет сделано вновь Клавдием Галеном (II век до н. э.). Он впервые дал развернутую классификацию темпераментов: она включала 13 типов. Впоследствии представителями античной медицины число типов темперамента было сведено до четырех. Каждый из них характеризовался преобладанием в организме одного из соков.

И.П. Павлов в 19 веке создал теорию о взаимосвязи темперамента и нервной системы. Он выделял 3 сильных типа темперамента и 1 слабый. Сильные: сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник; сильный, уравновешенный, неподвижный – флегматик; сильный, неуравновешенный, подвижный – холерик и слабый – меланхолик.

Итак, существует 4 типа темперамента : холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Они различаются между собой по быстроте возникновения и силе эмоциональных реакций .

Сангвиник - человек быстрый, веселый, живо и легко откликается на все, что его окружает, с живой мимикой и выразительными жестами. Он работоспособен, в работу включается легко. Быстро переключается с одного задания на другое - это не вызывает у него дискомфорта. Легко сходится с людьми.

«Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре…

Склонностью он обладает к наукам любым и способен,

Чтоб ни случилось, он не легко распаляется гневом.

Влюбчивый, щедрый, весёлый, смеющийся, румянолицый,

Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.»

Флегматик - человек медлительный, спокойный, неторопливый, его нелегко вывести из себя. Жесты и мимика его невыразительны. Флегматик с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, при этом очень работоспособен, терпелив.

«Флегма лишь скудные силы даёт, ширину, малорослость,

Лень порождает она и ленивое крови движенье,

Сну – не занятьям – своим посвящает флегматик досуги…»

Холерик - взрывной, порывистый, с бурными реакциями, вспыльчив. Но его чувства остывают так же быстро, как и возникают, поэтому он способен бросить дело на полпути просто потеряв к нему интерес.

«Желчь существует – она необузданным свойственна людям,

Всех и во всём превзойти человек подобный стремиться;

Много он ест, превосходно растёт, ко всему восприимчив,

Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам;

Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан,

Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным.»

Меланхолик - тихий, тревожный, чувствительный. Глубоко переживает любое событие, принимает все близко к сердцу, легко утомляется. Жесты и мимика его невыразительны, голос тихий.

«Только про чёрную желчь мы ещё ничего не сказали.

Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных.

Бодрствует вечно в трудах, и не предан их разум дремоте.

Тверды в намерениях, но лишь опасности ждут ото всюду.»

В таблице 1 представлены свойства различных темпераментов .

Свойства различных темпераментов

Психические свойства

Виды темперамента и соответствующие им свойства высшей нервной деятельности

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

сильный, уравновешенный, подвижный

сильный, неуравновешенный, подвижный

сильный, уравновешенный, инертный

слабый, неуравновешенный, малоподвижный

Скорость психических реакций

Высокая

Очень высокая

Медленная

Средняя

Сила психических реакций

Средняя

Очень большая

Большая

Большая

Эмоциональная возбудимость

Умеренная

Высокая

Слабая

Высокая

Сила эмоций

Средняя

Очень большая

Слабая

Большая

Эмоциональная устойчивость

Устойчив

Неустойчив

Очень устойчив

Очень неустойчив

Чувствительность

Пониженная

Малая

Малая

Высокая

Активность

Повышенная

Высокая

Низкая

Пониженная

Темп реакции

Быстрый

Быстрый

Медлителен

Медлителен

Не бывает плохих и хороших типов темперамента. У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика - замкнутость и застенчивость; у флегматика - безразличие к людям, сухость; у сангвиника - поверхностность, разбросанность, непостоянство.

2. Практическая часть.

Оказалось, что в сказках представлены все 4 типа темперамента (рис.1).

Рис.1. Распределение типов темперамента среди сказочных героев.

При анализе темперамента положительных главных героев мы установили, что чаще это – сангвиники, чуть реже – меланхолики (рис.2).


Рис.2. Распределение типов темперамента среди положительных сказочных героев.

При этом имел значение пол главного героя. Оказалось, что если главный герой – мужского пола (искатель приключений, защитник), то это сангвиник. А если главный персонаж – женского пола (жертва) – то это меланхолик.

Например. Одним из ярких главных героев – сангвиников является Вини-пух. Его можно охарактеризовать как жизнерадостного, подвижного, общительного героя.

Примером героини – меланхолика может служить Дюймовочка – слабая, грустная, тревожная.

При анализе персонажей второго плана мы заметили, что среди них часто встречаются флегматики (рис.3).


Рис.3. Распределение типов темперамента среди персонажей второго плана.

Мы думаем, что использование этого темперамента (неподвижного, спокойного) еще больше выделяет активность главного героя. При этом можно выделить флегматиков-помощников главного героя, например, Черепаха Тартилла. Она рассудительная, спокойная, малоподвижная. Или же это флегматики – безвольные, безразличные, пассивные, как отец у Золушки.

Мы заметили, что отрицательные персонажи часто имеют темперамент холерика (рис.4). Выбор авторами сказок данного темперамента в качестве отрицательного можно объяснить следующим образом. Во-первых, чтобы противостоять сильному и подвижному положительному герою, необходим также сильный и подвижный темперамент. Во-вторых, среди эмоций холерика преобладает гнев, который к тому же он не умеет сдерживать (очень большая сила эмоций). Но это не значит, что холерик – плохой темперамент, а сангвиник - хороший. Сказка должна быть понятна для маленького читателя и поэтому автор выделяет наиболее яркие черты того или иного темперамента. Пример холерика – это Баба-Яга – активная, злая, беспокойная.

Рис.4. Распределение типов темперамента среди отрицательных сказочных героев.

Распределение сказочных персонажей с учетом темперамента представлено в приложении 1.

V. ВЫВОДЫ

В сказках можно встретить все 4 типа темперамента.

Главные положительные герои сказки чаще всего сангвиники (герои – искатели), а сказочные героини – меланхолики (герои – жертвы).

Среди персонажей второго плана много флегматиков, пассивность которых более выделяет активность героев.

Отрицательные сказочные герои, как правило, холерики.

Подтвердились первая и вторая гипотезы.

Данная научно-практическая работа позволила мне узнать о темпераменте и его типах, а также лучше понять различия между ними на примере сказочных героев. Результаты исследования могут быть использованы на уроках или дома для изучения темперамента.

В дальнейшем я бы хотела изучить темпераменты моих друзей и одноклассников, и может даже сопоставить их с темпераментами сказочных героев.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Батаршев А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 88 с.

    Галкина Т. Проблема выбора профессии на основе индивидуальной предрасположенности старшеклассников. – 28 с.

    Маклаков А.Г. Учебник Нового Века. Общая психология. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. – 198 с.

    Панферова О.В. Анферова О.В. Особенности индивидуальности и адаптация к школе ребенка. - Дис. ... канд. психол. наук: Москва, 1996. - 167 c.

    Русалов В. М.О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека. - Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - С. 19 - 33.

    Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2005. – 26 с.

    Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. - М.: Наука, 1984. - 162 с.

    Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001. – 59с.

    Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия»). - Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2001.- 215с.

    Урок биологии в 8-м классе "Темперамент "+" или "–"? – Интернет. - .

    Цетлин М.М. Природа индивидуальных различий в темпераменте младенцев (Исследование близнецов) : Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01: Москва, 2000. - 167 c.

VII . ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Темпераменты сказочных персонажей

Сказочный герой

Сила

Уравновешенность

Подвижность

Темперамент

А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»

Малыш

Карлсон

Линдгрен «Пеппи – длинный чулок»

Пеппи

Ш.Перро «Ослиная шкура»

Принцесса

Ш.Перро «Кот в сапогах»

Кот

Хозяин

Ш.Перро «Золушка»

Золушка

Мачеха

Отец

Ш.Перро «Красная шапочка»

Красная Шапочка

Волк

Г-Х.Андерсен «Дюймовочка»

Дюймовочка

Г-Х. Андерсен «Огниво»

Солдат

Г-Х. Андерсен «Дикие лебеди»

Эльза

Г-Х. Андерсен «Снежная королева»

Герда

В. Гауф «Карлик нос»

Карлик Нос

Колдунья

Т.А.Гофман «Щелкунчик и мышиный король»

Мари

Дж. Родари «Чипполино»

Чипполино

Синьор Помидор

Д.Р. Кипплинг «Маугли»

Маугли

Балу

Багира

Б.Заходер «Винни Пух»

Винни Пух

Ослик

Сова

Н.Носов «Незнайка».

Незнайка

Знайка

Э.Успенский «Дядя Федор, пес и кот»

Дядя Федор

Пес

Кот

А.Толстой «Буратино»

Буратино

Пьеро

Карабас Барабас

Черепаха Тартилла

В. Катаев «Цветик-Семицветик»

Женя

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

Элли

Дровосек

Лев

Страшила

Колдунья

Л.Лагин «Старик Хоттабыч»

Старик Хоотабыч

С.Михалков «Дядя Степа»

Дядя Степа

Т. Александрова «Домовенок Кузя»

Домовенок

К.Чуковский «Айболит»

Айболит

Бармалей

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Старуха

Старик

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

Царевна

Мачеха

«Царевна-лягушка»

Царевна-лягушка

Иван-царевич

Баба Яга

«Снегурочка»

Снегурочка

«Колобок»

Колобок

«По-щучьему веленью»

Емеля

Несмеяна

Внеклассное мероприятие для 7-9 классов. Конспект

Внеклассное занятие для подростков «Дружба по типу темперамента»

Цель Составить у подростка представление о типологических свойствах и темпераменте, изучить названные свойства.
Методы и формы Словесный, практический.
Технические средства: Мультимедийный кабинет.
Триединая цель урока
Обучающий аспект Познакомить учащихся с понятием “темперамент”, его типами и свойствами. Раскрыть особенности проявления темперамента в разных жизненных ситуациях
Развивающий аспект Формирование у учащихся умения анализировать: психические особенности личности, выделять важные особенности поведения личности в общении
Воспитательный аспект Создание психологического комфорта на мероприятии, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, поддерживать стремление учащихся вносить посильный вклад в получение результата.
Ход мероприятия.
Самое первое и самое главное в жизни – это стараться владеть самим собой.
В.Гумбольдт

Темперамент идет впереди мысли. Это плохо. Надо поставить мысль впереди темперамента.
К.С.Станиславский

1. Психологический настрой.
Игра «Рисуем портрет»
Каждый ученик на листочке рисует чей–нибудь портрет. Листочки собираем и пускаем по кругу. На обороте все пишут свои версии, чей это портрет, только на своих листочках никто не пишет имя нарисованного. Затем листочки возвращаются, и авторы считают, сколько человек правильно узнали портрет. Определяется самый талантливый художник.
2.Основная часть.
А) историческая справка
Еще древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ ввел понятие темперамента, разделив людей на четыре группы. Он считал, что поведение человека зависит от преобладания определенной жидкости в организме:
крови (сангвис)
желтой желчи (холе)
черной желчи (мелайна холе)
лимфы (флегма)
От латинских названий этих жидкостей и получили свое обозначение типы темперамента, принятые до сих пор:
сангвиник
холерик
меланхолик
флегматик.
Современные ученые связывают тип темперамента человека со следующими свойствами нервной системы:
1. Сила – этот параметр определяет степень устойчивости нервной системы к психическим нагрузкам.
2. Подвижность – показывает, насколько быстро происходит чередование нервных процессов.
3. Уравновешенность – это характеристика соотношения процессов возбуждения-торможения.
Сразу же отметим, что в жизни «стопроцентных», «чистых» типов темперамента практически не существует. В каждом из нас есть черты от нескольких, обычно двух темпераментов.
Темперамент характеризует врожденные особенности поведения человека: уравновешенность,
чувствительность,
активность,
энергичность,
эмоциональность.
Темперамент, например, накладывает свой отпечаток на способы общения, определяя, в частности, большую или меньшую активность в установлении контактов. Но от него не зависят интересы и увлечения, взгляды и убеждения, воспитанность и общественная направленность человека.
Честным, добрым, смелым, талантливым или, наоборот, лживым, злым, трусливым, бесталанным можно быть при любом темпераменте. Правда, проявляться эти черты у людей с разными темпераментами будут по-разному.
Какой их типов темперамента лучше, сказать сложно, в каждом из них есть свои положительные стороны. Судя по заверениям древних ученых, идеал в абсолютно равном смешении черт всех четырех типов, но этот идеал труднодостижим практически.
Зная, что большинство людей действительно соединяют в себе черты разных темпераментов, обычно тип темперамента определяется на основании преобладания в поведении человека черт какого-либо одного из типов.
Что следует понимать под темпераментом? Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Психологи считают, что в “чистом” виде каждый тип темперамента встречается редко. Большинство людей соединяют в себе черты разных типов. Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны, потому что по сравнению с другими психическими особенностями они в наибольшей степени связаны с особенностями высшей нервной деятельности.
Проявление свойств темперамента во многом зависит от условий жизнедеятельности.
Б) диагностическая часть.
«Тест на определение темперамента». (Приложение №1)
В) просмотр мультфильмов.
Сангвиник - Буратино (фильм “Приключения Буратино”)
Холерик - Карлсон (фильм “Приключения Малыша и Карлсона”)
Флегматик – Кот Матроскин (Мультфильм “Приключения в Простоквашино”
Меланхолик – ослик Иа (мультфильм “Винни-пух и его друзья”)
Г) полезная информация
Основные типы темперамента и их свойства (Приложение №2,3)
Холерический тип. Действия холерика обычно порывисты, он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Холерический темперамент проявляется в инициативности, энергичности, активности. Человеку с таким типом темперамента свойственна импульсивность, возбудимость, а в некоторых случаях несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность.
Сангвинический тип. Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, выразительная. Человеку с преобладанием сангвинического темперамента свойственна открытость и доступность, а в некоторых случаях беззаботность, поверхностность, непостоянство.
Флегматический тип. У представителей флегматического темперамента новые формы поведения формируются медленно, но являются стойкими. Как правило, флегматик редко выходит из себя, ровен и спокоен в общении. Обычно это вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный человек, но в некоторых случаях могут проявляться пассивность, вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.
Меланхолический тип. Людей с меланхолическим типом темперамента отличает повышенная чувствительность, сдержанность и обстоятельность. Проявление эмоций у меланхолика едва заметно. Это, как правило, малообщительные, тревожные люди.
Как видно из описания типов темперамента, каждый тип имеет оттенки положительных и отрицательных характеристик.
Вам уже знакомы биографии Петра I, Наполеона Бонапарта, М И. Кутузова, А. В. Суворова. Все они выдающиеся полководцы и государственные деятели. Однако Наполеон Бонапарт и Петр I были сангвиниками, М. И. Кутузов - флегматиком, А. В. Суворов - холериком. Каждый из них действовал в определенных исторических условиях и обстоятельствах, но индивидуальные особенности темперамента, талант способствовали успешности их деятельности.
Обратимся еще к одному примеру. Вспомните: И. А. Крылов был флегматиком, Н. В. Гоголь - меланхоликом, А. С. Пушкин - холериком, М. Ю. Лермонтов - сангвиником. Своеобразие творчества этих писателей в определенной степени отражает особенности их темперамента.
3.Закрепление материала.
Определите тип темперамента по карточке, объясните почему. (Приложение №4)
Приложение №1
Тест для определения типа темперамента:
Нужно выбрать из представленных качеств или особенностей поведения те, которые свойственны Вам. Нужно выбрать не менее 20 качеств
впечатлителен до слезливости
неусидчив, суетлив
чрезмерно обидчив
не растрачивает попусту сил
неустойчив в интересах и склонностях
настойчив в достижении поставленной цели
легко переносит одиночество
молчалив и не любит попусту болтать
обладает всегда бодрым настроением
осторожен и рассудителен
неуравновешен и склонен к горячности
легко приспосабливается к разным обстоятельствам
стремится вызвать сочувствие и помощь у окружающих
обладает выразительной мимикой
с увлечением берется за любое новое дело
злопамятен и обидчив
быстро утомляется, нуждается в более частых перерывах для отдыха
вынослив и работоспособен
общителен и отзывчив, не чувствует скованности с новыми людьми
стеснительный, застенчивый
быстро включается в новую работу и быстро переключается с одной работы на другую
не верит в свои силы, падает духом при невзгодах
предъявляет высокие требования к себе и окружающим
решителен и инициативен
обладает слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота
болезненно чувствителен и легко раним
обладает громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой
легко сдерживает порывы, желания
любит аккуратность и порядок во всем
обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью
резок и прямолинеен в отношениях с людьми
малоподвижен, вял
постоянен в своих отношениях и интересах
последователен и обстоятелен в делах
неустанно стремится к новому
спокоен и хладнокровен
склонен уходить в себя
находчив в споре
работает рывками
часто не собран, проявляет поспешность в решениях
медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое
нетерпелив
агрессивный забияка
сохраняет самообладание в неожиданной, сложной обстановке
теряется в новой обстановке
c трудом приспосабливается к новой обстановке
затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми
весел и жизнерадостен
способен быстро схватывать новое
способен быстро действовать и решать жизненные задачи
нетерпим к недостаткам
чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию
невольно приспосабливается к характеру собеседника
умеет ждать
быстро засыпает и пробуждается
малоактивен и робок
склонен переоценивать себя, свои возможности
строго придерживается выработанного распорядка жизни, системы в работе
доводит начатое дело до конца
обладает выдержкой
быстро остывает, если дело перестает интересовать
безропотно покорный
незлоблив, проявляет снисходительное отношение к колкостям в свой адрес
малоактивен и робок чувствует подавленность и растерянность при неудачах
склонен к резким сменам настроения
ровен в отношениях со всеми
склонен к риску
обладает спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции, мимики
склонен иногда скользить по поверхности, отвлекаться
энергичен и деловит
упрям
легко переживает неудачи и неприятности
тяготится однообразием, будничной, кропотливой работой
склонен к подозрительности, мнительности
сдержан и терпелив
маловосприимчив к одобрению и порицанию
часто не доводит начатое дело до конца
невыдержан, вспыльчив
обладает резкими, порывистыми движениями
скрытен и малообщителен, не делится ни с кем своими мыслями

После выбора наиболее близких качеств, компьютер обработает результаты и выведет на экран тип темперамента соответствующий человеку проходящего тест.
Приложение №2
Тип темперамента холерик
Холерик относится к сильному неуравновешенному типу. Отличаются большой неустойчивостью и повышенной раздражительностью.
Сильный тип нервной системы позволяет им легко преодолевать трудности, однако неустойчивость мешает быть сдержанными. Чем сильнее выражен холерический темперамент, тем более взрывным характером обладает человек. Вспыльчивость, необузданность и агрессивность – самые заметные черты типичных холериков. Очень уверены в себе и своих силах, порой самоуверенны. Ни в коем случае не показывают другим свои слабости.
Работоспособность холериков крайне неустойчива, зависит от внешних обстоятельств и личного интереса. Однако, если холерик заинтересован, будет работать упорно, целеустремленно и обязательно достигнет желаемого результата.
Дружба и общение.Холерики общительны, легко идут на контакт. При этом, обожают лидировать и быть везде первыми. Любят подчинять и контролировать окружающих, во всех видят соперников. Стремление к лидерству в сочетании с несдержанностью делает характер людей-холериков достаточно тяжелым в общении. Холерик не может похвастаться большим кругом друзей, однако к тем, кого любит, очень привязан.
Тип темперамента флегматик
Флегматик относится к сильному уравновешенному инертному типу темперамента. Инертность психических процессов означает, что таких людей тяжело вывести из равновесия. Сильная, уравновешенная нервная система делает этих людей очень эмоционально устойчивыми. Флегматики адекватно себя оценивают, иногда склонны несколько занижать свои способности. Скромны, не любят быть на виду. Уверенны в своих силах, без самоуверенности и желания хвастаться своими успехами.
Работоспособность. Такие люди сначала доводят до конца одну работу и лишь потом, после длительного «включения», приступают к другой. Правда, включившись, работают с большой самоотдачей, упорно и долго..
Дружба и общение.Предпочитает ровные и спокойные отношения. Друзьям флегматика нужно уметь хорошо считывать «зашифрованные» эмоции. Флегматик влюбчив и привязан к немногочисленным друзьям, способен на сильные чувства, но, даже будучи сильно влюблен, ярко выражать свои эмоции не станет. С флегматиком дружить легко и приятно. Именно поэтому завести с ним дружбу стремятся многие. Он спокоен и рассудителен, не навязывает свое мнение и ценит честность в любых отношениях, никогда не судит за глаза и не рвется в лидеры – идеальный друг.
Спокойная рассудительность, которой обладают флегматики, позволяет им все свои переживания контролировать и держать внутри, не выплескивая их наружу
Тип темперамента сангвиник
Сангвиника характеризует «активный» тип темперамента. У них сильная, уравновешенная, подвижная нервная система. Это означает, что у сангвиников сильны как процессы возбуждения, так и торможения. Они хорошо справляются с психическими и эмоциональными нагрузками, при этом уравновешены в своих чувствах и действиях. А подвижность психических процессов помогает им легко приспосабливаться к обстоятельствам. Сангвиникам свойственна гибкость поведения и высокая социальная адаптивность.
Сангвиник очень активен и энергичен. Ему свойственна доброта и готовность прийти на помощь. Чаще всего, это оптимист, полный надеждИз негативных черт сангвиника отметим следующее: он много обещает, но не всегда держит слово. Хороший пример сангвинического темперамента – знаменитый д’Артаньян, горячий, порывистый, отзывчивый и увлекающийся.
Работоспособность.Сангвиники отличаются высокой работоспособностью и дисциплинированностью. Из них выходят ответственные сотрудники и руководители. В работу включаются легко быстро и энергично. Переключиться на новое дело для них не составляет труда.
Дружба и общение. Самый общительный тип темперамента. Любят общение ради общения, им нравится быть в центре внимания. Хорошие собеседники. Без труда вступают в контакт с незнакомцами. Стараются всех веселить и развлекать. Благодаря активности и легкому характеру у сангвиников много приятелей. Однако их поверхностность мешает устанавливать прочные дружеские связи. По характеру сангвиник доверчив и отрыт другим людям. В то время, когда остальные с осторожностью наблюдают за собеседником, он получает удовольствие от общения с новым человеком. У него постоянно много друзей. Позитивный взгляд на мир притягивает не только людей, но и позитивные ситуации. Поэтому сангвиник часто очень даже успешный в жизни. Ведь изгоняя негативные мысли и думая только позитивно в любой жизненной ситуации, он исключает из своей жизни все отрицательное.
Тип темперамента меланхолик
Меланхолики обладают слабой нервной системой. Это означает, что такие люди с трудом переносят высокую нагрузку, быстро утомляются. У них чувствительная, ранимая психика. Меланхоликов отличает эмоциональная нестабильность: даже небольшое затруднение способно сбить их с толку и вызвать серьезные переживания. Меланхолик, как ни один другой тип темперамента, умеет тонко чувствовать окружающих людей и внешний мир. Человек этого типа темперамента придаёт всему большое значение, слов на ветер не бросает. Если не может сдержать обещание, искренне переживает, даже в случае, когда от него ничего не зависело. Чтобы справиться со сложностями, обусловленными слабой нервной системой, меланхоликам необходимо повышать уверенность в себе, стараться достичь успеха в любимом деле.
РаботоспособностьИз-за слабой нервной системы меланхолики быстро утомляются, поэтому при выполнении любой работы им необходим частый отдых. Они медлительны, малейшее затруднение их отвлекает. Яркие меланхолики не бывают руководителями и категорически не подходят на работу в экстремальных условиях.
Дружба и общение Меланхоликам мало интересны другие люди, больше их заботит собственный внутренний мир. В коллективе они необщительны, держатся в стороне, социально пассивны. В общении легко подчиняются лидеру, не любят соперничать. Любят быть опекаемыми, предпочитают оставаться в тени. Из-за эмоциональной неустойчивости в общении с меланхоликом необходимо быть чуткими, избегать резких слов.
Коммуникабельность
Коммуникабельность - термин, широко используемый в повседневной жизни для обозначения определенного типа поведения. Как коммуникабельного обычно характеризуют такого человека, который легко и непринужденно вступает в общение с другими людьми, умело его поддерживает, и своим поведением побуждает других людей к общению. Эта природная особенность относится к социально одобряемым качествам. В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала академик О.Я. Гойхман относит личность к следующим типам:
a. Доминантный
b. Мобильный
c. Ригидный
d. Интровертный
Доминантный тип.
Доминантного собеседника не спутаешь ни с кем. Уже через две минуты общения возникает ощущение, что собеседника чересчур «много», что на вас «давят», вы непроизвольно увеличиваете дистанцию между вами, но доминантные человек ее упорно сокращает. Манера общения доминантного собеседника действительно такова: жесткая, напористая. Доминантный собеседник не объясняет, он – втолковывает, «вбивает» вам в голову, если выслушивает, то обязательно задает уточняющие вопросы, либо прерывает в самом начале, показывая, что уже все понял и «не надо так много слов». В разговоре «доминант» может позволить себе ядовитую насмешку или грубость, он редко признает свою неправоту. Даже если он хвалит вас, признает ваши доводы (обычно тоже шумно и эмоционально), то это тоже демонстрация силы.

Интровертный тип.
Интровертный собеседник - полная противоположность вышеописанному типу. Он заранее чувствует себя виноватым, когда возникает потребность обратиться к вам, вдруг его вопрос покажется вам глупым или неуместным. Уж лучше тогда вообще промолчать и обращаться к окружающим как можно реже. Если же вы обратитесь к интровертному человеку, то он сочтет своим долгом ответить незамедлительно, чтобы не обидеть или не разозлить своей замедленной реакцией. Такая деликатность обычно импонирует таким же недоминантным собеседникам.
Мобильный тип.
Мобильный собеседник легко включается в беседу, прерывая любые, даже самые важные дела. И также легко из нее выходит, переключает внимание на что-то более интересное в самый неподходящий, по вашему мнению, момент. Глаза только что страстно заинтересованного в ваших словах собеседника становятся «пустыми», а взгляд ускользает. Речь мобильного собеседника быстра, порой из-за этого даже не понятна, выражение лица меняется с калейдоскопической скоростью (причем не всегда в соответствии с произносимыми словами). Речь других кажется такому человеку непозволительно медленной, он торопит вас взглядом, перебивает, давая понять, что уже давно все понял.
Ригидный тип.
Чтобы включиться в беседу с вами такому человеку требуется необходимое время и настрой. Причем, это не зависимо от характера, будь он даже решительным и уверенным в себе человеком. Основная характеристика ригидного собеседника – основательность. И если он к моменту начала вашего разговора о чем-то думал, то ему надо некоторое время, чтобы додумать мысль и поставить в определенном месте точку. Зато слушать он вас будет очень внимательно, говорить не спеша, подробно излагая свою мысль и то, как он к ней пришел.
Фразы ригидный собеседник формулирует с максимальной точностью (точность не всегда означает, что мысль изложена коротко). Иногда у вас может возникнуть из-за этого ощущение, что собеседник топчется на месте или считает, что до вас «доходит» медленнее, чем до других.
Приложение №3
меланхолик: Отличается высокой эмоциональной чувствительностью, повышенной ранимостью, неуверенностью.
Голос тихий, речь замедленная, мимика и движения бедны и невыразительны.
Внешне меланхолик кажется подавленным, заторможенным, у него всегда плохое настроение. Меланхолик чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен, незначительный повод может вызвать у него слезы. Склонен к опасениям по поводу и без повода. Накануне каких-либо перемен в жизни волнуется, нередко понапрасну. Его пугает новая обстановка, он теряется, смущается, боится новых контактов с незнакомыми людьми, уходит в себя, замыкается, уединяется. Он успешно приспосабливается лишь к узкому кругу особенно близких людей.
Меланхолик не энергичен, ненастойчив и малоработоспособен. Он быстро утомляется, особенно при значительном напряжении. Если он занимается делом, противоречащим его характеру (например, самостоятельной управленческой работой), он может, конечно, успешно с ним справиться, но цена за несвойственное ему поведение может быть слишком велика - нервное перенапряжение, стресс. Если же для меланхолика созданы необходимые условия, имеются точные инструкции, а его самого поощряют и поддерживают, меланхолик - отличный работник.
В нормальных условиях жизни меланхолик - человек глубокий, содержательный. При неблагоприятных условиях он может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.
Положительные качества меланхолика:
точность
исполнительность
высокая чувствительность
мягкость
способность к сотрудничеству и т.д.
Отрицательные качества:
низкая работоспособность
мнительность
ранимость.
Для человека с меланхолическим типом темперамента больше подходит работа, требующая точности, высокой чувствительности, кропотливая, с большой надеждой на успех, не требующая инициативы, решения практических задач со многими неизвестными, комфортная по психологическим и физиологическим критериям:
переводчик-синхронист
адвокат
художник
музыкант
литератор
актер
холерик: Вспыльчивый, неуравновешенный человек.
Внешне поведение холерика отличается высокой активностью. Движения стремительные, порывистые, порой лихорадочные. Речь быстрая, громкая. Однако, в силу свойственного холерику непостоянства, может быть молчаливым, впадать в апатию.
Холерик отличается повышенной возбудимостью, ярко выраженными эмоциональными переживаниями, которые могут проявляться в несдержанности, раздражительности, низком самоконтроле, агрессивности. Практически не воспринимает юмора, особенно шуток в свой адрес. Общителен, имеет много друзей, однако резкие перемены настроения создают сложности в общении.
Холерик работоспособен, готов к быстрой реакции, настойчив, инициативен. Однако его идеи, интересные, оригинальные, часто не додуманы до конца. В отличие от уверенного в себе сангвиника, бывает самоуверен. Схватывает новую информацию на лету, быстро запоминает. Всегда идет навстречу трудностям, в критические моменты может работать долго и неудержимо. Энергия, страстность холерика, если они направлены на достойные цели, могут быть ценными качествами.
Положительные качества холерика:
энергичность
увлеченность
целеустремленность и т.д.
Отрицательные качества:
горячность
невыдержанность
нетерпеливость
Преобладание холерического темперамента может привести к хорошим результатам в работе, требующей смелости, энергичности:
летчик
геолог
менеджер т.п.

сангвиник: Решительный, оптимистичный, уверенный в своих силах человек.
Речь сангвиника быстрая, громкая, с живыми интонациями и богатой мимикой, сопровождаемая выразительными движениями. По его лицу легко угадать, каково его настроение, отношение к предмету или человеку.
Сангвиник обычно весел и жизнерадостен, любит шутку, остроумие, но, в отличие от холерика, умеет сдерживать свои чувства и эмоции. Невозмутим, его трудно вывести из себя. В критических ситуациях особенно собран и целеустремлен.
Непостоянен сангвиник в своих вкусах и интересах. Живо и с большим возбуждением откликается на все, привлекшее его внимание. Это человек очень энергичный и работоспособный, может долго работать, не утомляясь. Но если работа кажется неинтересной, однообразной, то сангвинику сразу же становится скучно. Он легко и быстро переключается с одной работы на другую. Без усилий переучивается, овладевая новыми навыками. Хороший организатор. Он больше склонен к решению тактических задач, что, однако, не исключает и способности стратега.
Положительные качества сангвиника:
подвижность
оптимизм
целеустремленность
трудоспособность и т.д.
Отрицательные качества:
легкомысленность
поспешность
поверхностность
склонность к зазнайству.
Можно предположить, что человеку с сангвиническим типом будет сопутствовать успех в сфере организации и управления, в профессиях, связанных с разнообразием условий, впечатлений, требующих широкого диапазона способностей, умения быстро переключаться:
педагог
тренер
врач скорой помощи

флегматик: Человек спокойный, медлительный, склонный к порядку, к привычной обстановке.
Движения медленные, невыразительные, мимика бедная, интонации однообразные. Речь спокойная, без эмоций, даже о своих чувствах говорит недостаточно эмоционально, что затрудняет общение с ним. Круг общения флегматика менее широк, чем у сангвиника, и достаточно постоянен. Он трудно, медленно сходится с новыми людьми и нескоро начинает общаться с ними - задавать вопросы, вступать в беседу. Он любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке. Флегматик терпелив, выдержан, уравновешен, его трудно обидеть или вывести из себя, и даже при серьезных неприятностях он остается внешне спокойным.
Флегматик не любит пустословия, его уверенность основана на знаниях и расчете. Он хороший стратег. В зависимости от среды и воспитания из него может вырасти и ленивый, равнодушный, безвольный человек, и выдержанный, целеустремленный. Положительные качества флегматика:
спокойствие
устойчивость
постоянство
терпеливость
надежность и т.д.
Отрицательные качества:
медлительность
невыразительность.
Для человека с флегматическим типом темперамента подходит самостоятельная, не зависящая от общения работа, требующая методичности, пунктуальности, настойчивости, хладнокровия, длительной работоспособности. Особенно легко они осуществляют медленные, плавные движения:
конструктор
экономист
бухгалтер
расчетчик т.п.

Павел Цыпин

Типирование героев мультфильма «Приключения Буратино» (1959 г.)

Буратино . PT, Джек. Всегда жизнерадостен, ни в каких ситуациях не унывает - позитивист, внешне - полная противоположность мрачному Пьеро. Буратино никогда долго не задумывается над альтернативами действий, а тут же не только принимает решение, но и начинает активность. Например, когда его соблазняет обогащением Лиса Алиса или когда летучая мышь предлагает следовать в страну дураков. Решительность Буратино не только соционическая, но и бытовая.

Энергозатратность Буратино не подлежит сомнению, как и то, что он мотивируется событиями окружающего мира, а не внутренними переживаниями; Буратино - явный экстраверт.

Пока получается, что этот герой может быть либо FR, либо PT. Проясним ситуацию.

Власть как таковая и влияние на людей Буратино не интересуют; себя он не выпячивает. Он становится стихийным лидером в действии - когда надо спасаться от Карабаса или освобождать друзей из лап сыщиков. К этическим правилам, которые всё время транслирует Мальвина, у Буратино отношение по-детски капризное и несколько наивное. В любом случае, сам он этих правил не выдумывает, а просто принимает их как есть.

Буратино исключительно находчив, например, в харчевне, где догадывается напугать Карабаса страшным голосом из кувшина, а затем использует петуха не только для спасения от преследования, но и для бомбардировки тюремщиков, охраняющих повозку с пленными друзьями. Это классическое проявление демонстративной I, которая включается в трудные, критические моменты без рассуждений и колебаний.

Наконец, характерен жгучий интерес Буратино к технологиям зарабатывания денег и к их преумножению. Это характерно для всех ТИМов 3-й квадры, но более всего - для PT.

Папа Карло . TE, Есенин. Больше всего бросается в глаза его житейская и финансовая непрактичность: он «не знает, как на хлеб заработать». Старый шарманщик тих, пассивен, скромен в потребностях, но любит помечтать (во сне!) о вкусном обеде (с этой сцены начинается мультфильм). Это явный интроверт с очень уязвимой P. За советом по этому аспекту он и приходит к другу Джузеппе.

Однако, изготовив деревянного человечка, Карло, вопреки совету столяра, не собирается его продавать - из этических соображений, под влиянием прилива эмоций к своему детищу. План финансового спасения выполнен не был, и Карло пришлось продавать пальто. Шарманщик не отличается находчивостью и предприимчивостью, он не видит никаких конструктивных возможностей улучшить своё положение; видимо, I находится в ограничительном канале модели А.

Сенсорные навыки Карло ненулевые (он успешно шьет Буратино одежду, да и выстругивает его самого из полена), однако обеспечивать себя всем необходимым на регулярной основе не способен. Этот факт не дает нам возможности установить S в программный канал. Следовательно, Карло интроверт, этик, интуит с ограничительной I.

Столяр Джузеппе . PS, Штирлиц. Полная противоположность характеру Папы Карло: живой, предприимчивый, мастеровитый, любящий поучать (дает совет Карло, как заработать денег), немного самодовольный. И, самое главное, профессионал своего дела, который без куска хлеба никогда не останется. Он сам признается в потенциальности своей интуиции в конце фильма: «Ну не старый ли я дурак: отдать ТАКОЕ полено?!!».

Карабас-Барабас . FL, Жуков. Хозяин кукольного театра - персонаж, несомненно, отрицательный. Попытаемся, однако, отойти от его моральной оценки и беспристрастно продиагностировать его ТИМ.

Главное для Карабаса - власть, реальная физическая власть над куклами. Правит он своим театром железной рукой, не зная компромиссов и оговорок. Куклы висят на гвоздях и за малейшее непослушание подвергаются наказанию; Мальвина от такого отношения сбежала. Здесь явно просматривается программная F. У Карабаса-Барабаса совершенно неразвита этика отношений: он почти всегда груб, предельно откровенен, беззастенчиво выражает свои агрессивные планы. Вот характерные для его лексикона фразы: «клянусь бородой, эта носатая деревяшка будет неплохо гореть» или упрек в адрес трактирщика «вот ты смеешься, а вино у тебя - дрянь!». R у данного персонажа явно не в блоке Эго.

Карабас хорошо ориентируется в социальной иерархии, в частности, успешно даёт взятку начальнику города и тут же добивается ордера на арест Карло. В то же время Карабас лишен находчивости Буратино; он действует всегда шаблонно, добиваясь своих целей с помощью агрессии и репрессивно-полицейского аппарата.

Дуремар .TP, Бальзак. Дуремар - человек прежде всего деловой: он неустанно ловит в прудах пиявок и продает их лечебную силу страждущим. Он в своем деле высоко технологичен, ловлю пиявок и лечение с их помощью освоил в совершенстве (P в Эго). Дуремар всегда покорен воле Карабаса, декларирует: «Рад вам служить, Карабас-Барабас» (F в Суперид). Не имеет своих собственных этических оценок, добро и зло его мало беспокоит, он ориентируется на тех, кто сильнее, и делает для них то, что умеет. Сам по себе Дуремар спокоен, безынициативен, инертен. Это указывает на интроверсию.

Кот Базилио . SE, Дюма. В принципе - типичный кот: хитрый, жадный до лакомств, довольно артистичный (с успехом изображает слепого; видимо, E в блоке Эго). Он как сенсорик ловок (например, мгновенно взбирается на дерево, чтобы наказать за правду ворону). Как интроверт не слишком инициативен; пользуется идеями Лисы, он - только исполнитель её планов, младший соратник, компаньон, но никак не лидер.

Мальвина . RF, Драйзер. Исключительно рациональна: всё у нее по правилам, все вещи на своих местах, всегда царит чистота и порядок. Демонстративная S соответствует её яркой, всегда идеально ухоженной внешности. На наведение красоты и расходуется значительная часть её времени.

На всех, кто оказывается в пределах досягаемости, Мальвина транслирует непрекращающийся поток правил хорошего тона: мыть руки, чистить зубы, есть ложкой и вилкой, а не руками и т.д. В проповедовании этих правил Мальвина догматична. Она любит учить, в том числе арифметике, однако на примере Буратино видно, что её обучение носит нормативный характер и совершенно не учитывает особенностей конкретного ученика. Она просто вдалбливает ему без особого, кстати, успеха, очевидные истины. Видимо, её L находится в Суперэго, в нормативном канале модели А. Мальвина любит наказывать и повелевать, делает это легко и свободно, в частности, за «неспособность к обучению» отправляет Буратино в чулан. Свои этические правила она всегда подкрепляет волевым посылом, она не просит, а требует. Это потому, что F располагается в блоке Эго.

Мальвина как интроверт в целом пассивна и в критической ситуации склонна паниковать и доверяться более предприимчивым и смелым персонажам (таким как Буратино). Она, сбежав от неэтичного Карабаса, создала себе с помощью дружественных животных маленькое чистенькое королевство, и готова жить в нем сколько позволят внешние обстоятельства.

Пьеро . ET, Гамлет. Ярко выраженный негативист - всегда на грани слёз, в тоске: «Пропала Мальвина, невеста моя, она убежала в другие края, рыдаю, не знаю, куда мне деваться…». Пьеро как интуит непрактичен, живет возвышенным - пением, стихами, которым предпочитает даже хлеб насущный: «…я давно уже ничего не ем, я сочиняю стихи». Чувство Пьеро к Мальвине - это чувство «идеальное», крайне далекое от физического влечения, чисто поэтическое. Пьеро - послушный объект воспитания Мальвины, он покорно подчиняется чужой воле (F в блоке Суперид). Пьеро движим эмоциями, и только ими; никакие другие стимулы и соображения его не трогают.

Артемон . LF,Максим. Крайне дисциплинированный пес, всё делает как положено и чуть ли не по расписанию - рациональность, логика. При необходимости предприимчив, в частности, оперативно вызвал муравьев для перепиливания веревки, на которой висел Буратино, а затем пригласил докторов для его лечения. В то же время Артемон не инициативен, он воплощает в жизнь не свою волю, а пожелания хозяйки - интроверсия. Пудель весьма ухожен - демонстративная S. И, наконец, он проявил себя в неравном бою с двумя свирепыми псами Карабаса, продемонстрировав хитрость и смекалку, и умение драться нестандартно - не лоб в лоб, а творчески, в результате чего псы свалились в пропасть. Такие выраженные бойцовские качества в сочетании с гибкостью можно считать хорошим признаком творческой F.

Тортилла . Большую часть времени проводит в пассивном состоянии на дне пруда - это признак восприимчиво-адаптивного темперамента. Встретив брошенного в пруд Буратино, не выказывает ему никакого эмоционального сочувствия, зато помогает делом, вручая золотой ключик, - это аргумент за логику. Далее становится известно со слов лягушонка, что Тортилла под угрозой расправы рассказала Карабасу-Барабасу, кому она отдала золотой ключик. Вероятнее всего, сломить волю интуита Карабасу оказалось не так уж сложно… Внешний облик Черепахи - её угрюмость, замкнутость, чопорность - указывают на негативизм. Так что черепаха, по всей видимости, TP (Бальзак).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Психологический портрет героя. Буратино

Студент гр. ВБ 220102

Слесарева Е. О.

Преподаватель

Меренкова Е. И.

1. Тип темперамента

Буратино - ярко выраженный сангвиник. Он общителен и коммуникабелен. Он находит общий язык не только с близкими ему по духу актёрами балагана, но и с изначально отрицательно настроенным по отношению к нему хозяином - Карабасом-Барабасом. Он энергичен, ему трудно усидеть на одном месте. Нелюбовь к рутинной и однообразной деятельности (учёбе), он наотрез отказывается учиться у Мальвины, и больше думает о том, как здорово Артемон гоняет птиц на поляне вокруг дома. Он так же довольно легко переживает неудачи, постоянно попадая в различные переделки, Буратино проявляет не дюжинное спокойствие. Потеря всех денег из-за кражи лишь ненадолго выводит его из равновесия, он сразу же увлекается новым - тайной Золотого ключика.

Вместе с тем, у него есть черты, свойственные холерикам. Он часто совершает резкие необдуманные поступки. В качестве примера можно отметить продажу азбуки, ссору со сверчком. Он так же нетерпелив, способен на некоторое время сосредоточиться на каком-то деле, однако затем влияние внешних раздражителей отвлекает его от намеченных планов. Когда Буратино шёл в школу, ему долго удавалось не отвлекаться: он не смотрел ни на сладости, ни на мальчиков, пускающих змея, ни на кошек, однако, в конце концов, его всё же привлекла навязчивая музыка, и он вместо школы направился в сторону балагана.

Буратино - экстраверт. Он помогает своему отцу - папе Карло, спасает своих друзей из лап полицейских бульдогов, и соглашается накормить своих спутников на Поле чудес и так далее. Он более склонен взаимодействовать с окружающим миром, нежели уходить в себя.

Является очень пластичным: легко приспосабливается к новым условиям, вступает в контакт с новыми людьми. Например, будучи запертым у Мальвины в тёмный чулан, и изначально испытывая страх перед темнотой и большим количеством пауков, он быстро привык к новым условиям и даже сумел найти выход и сбежать.

У Буратино высокая реактивность - он задорно и громко хохочет без особого повода.

2. Характер и его акцентуация

Я считаю, что самый выраженный тип акцентуации характера Буратино гипертимный. У него всегда хорошее настроение, он очень активен, любопытен, ему все интересно.

Он любит опасность. Рискуя быть схваченным, Буратино выведывает у Карабаса тайну Золотого Ключика: теперь он знает, что дверь, которую может открыть ключик, находится в каморке папы Карло. Едва появившись на свет, Буратино начинает проказничать и озорничать.

Характер у Буратино альтруистический - как отмечалось выше, он всегда готов прийти на подмогу своим друзьям и родственникам. С окружающими малознакомыми существами изначально очень вежлив. Общителен. Однако сварлив и склочен, затеял драку с Мудрым Сверчком, не поладил с Мальвиной. И всё это из-за того, что те, желая принести ему только пользу, поучали его.

Задиристость же деревянного озорника едва не привела его к гибели после стычки со старой и злой крысой Шушерой.

Буратино мечтатель и идеалист (вспомним, с какой уверенностью он гарантирует отцу, что купит ему тысячу новых курток).

Он быстро учится говорить, ходить, логически мыслить (не всегда удачно). С социальными не всё так просто. Буратино от природы шаловлив, однако, в конце концов, он обнаруживает в себе такие важные качества, как: способность к искренней дружбе, начинает уважать авторитеты - Сверчка. Да и мыл же он после драки руки перед едой, хотя раньше и не видел в этом особого смыла. Память Буратино развита на нормальном для ребёнка уровне. Он ни разу не забыл ничего из того, что с ним происходило.

Из органов чувств у него особенно хорошо развитыми являются зрительные. Так, попав в пруд к Тартиле, он различал микроскопических инфузорий, и даже видел, как они перебирают своими ложноножками. Можно сказать, что у него плохо развито объёмное зрение, так как он не сумел распознать, что перед ним не настоящий котёл, а всего лишь нарисованный на куске холста. Но хорошо развито воображение. Буратино очень реалистично мог представить себе разнообразную еду.

акцентуация характер коммуникабельность трудоспособность

3. Если бы человек с характеристиками героя был моим воспитанником, какую модель общения с ним я бы выбрал

Моему воспитаннику с таким характером и типом темперамента как у Буратино могли помешать такие черты, как:

· Импульсивность;

· Эмоциональная непредсказуемость;

· Беззаботность;

· Отсутствие значимых целей;

· Необдуманность поступков;

· Невнимательность и несосредоточенность, разбросанность и т.д.

К такому ребенку нужен особый индивидуальный подход, направленный на повышение его трудоспособности. Воспитанник будет стремиться к самостоятельной работе, будет плохо подчиняться «власти». Не стоит подавлять его активность, лучше наладить с ним отношения и направить по своему влиянию. Идеальная работа для такого типа людей должна предлагать достаточное количество сложных задач, чтобы занимать все их время, но без того напряжения, какое бывает при жесткой конкуренции. Распоряжения ему нужно давать четкие, лаконичные. Нет смысла объяснять все существо дела, лучше уделить максимальное внимание конкретике и ожидаемому результату. И, самое главное, ни в коем случае нельзя оставлять его без работы. Основной мотивацией его деятельности служит мотивация достижения успеха.

С такими детьми следует быть сдержанным, не допускать резкого тона, вместо замечаний следует давать задания, которые позволили бы исправить допущенную оплошность. Ошибки можно вынести на коллективное обсуждение, так как такой тип людей не боится наказаний. Указания на ошибки активизируют их, заставляют стремиться к более высокому качеству работы. Если говорить о наказании, то наказывается не человек, а его проступок. Давая обратную связь надо говорить только о последствиях определенного нарушения для организации и коллектива, не обсуждая личность и возможные мотивы поступка. Наказание не должно вызывать чувства вины или унижать человека.

Для того чтобы облегчить понимание и общение с другими людьми необходимо:

· научиться говорить наполовину меньше, чем обычно;

· больше слушать;

· развивать последовательность и самодисциплину;

· внимательно наблюдать за происходящим;

· вовремя останавливаться.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Определение характера. Особенности общения и поведения в зависимости от типов акцентуации характера. Проявление характера в поведении и деятельности человека. Человек с характером выделяется прежде всего определенностью своего отношения к окружающему.

    реферат , добавлен 02.12.2005

    Акцентуации характера, их типологии и характеристика. Психологический аспект удовлетворенности в браке молодых супругов, ее связь с типом акцентуации их характера. Эмпирическое исследование проблемы. Характеристика выборки и методов исследования.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2016

    Теоретический анализ понятия и свойства восприятия времени. Анализ понятия акцентуации характера. Понятие характера и акцентуаций характера. Типы акцентуаций характера. Методы и организация эмпирического исследования. Анализ и интерпретация данных.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Анализ литературного героя с точки зрения психологических знаний. Исследование образа Родиона Романовича Раскольникова в романе Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". Определение акцентуации характера и интровертированной личности.

    эссе , добавлен 10.12.2013

    Переход к подростковому возрасту. Подходы к пониманию характера, темперамента. Базовые качества личности. Развитие характера в возрастном аспекте. Семья как фактор формирования характера. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2009

    Формирование характера и понятие о темпераменте. Связь характера и способностей. Основные виды темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Развитие характера в возрастном аспекте. Взаимосвязь характера и темперамента.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2014

    Общее понятие о характере. Физиологические основы характера. Типология характера. Влияние видов характера на профессиональную деятельность. Гармоничные типы характера. Взаимодействие с людьми, затруднения и конфликты. Акцентуации характера.

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Определение характера. Особенности общения и поведения в зависимости от типов акцентуации характера. Проявление характера в поведении и деятельности человека. Устойчивые личностные побуждения. Воспитательная работа по формированию характера.

    реферат , добавлен 30.11.2006

    Направления современной характерологии. Понятие и структура характера, его связь с мировоззрением, точки зрения на его природу. Особенности общения и поведения в зависимости от акцентуации характера. Методики определения акцентуированных свойств личности.

    реферат , добавлен 08.02.2011

    Определение понятия "акцентуация характера". Основные типы акцентуаций характера. Лабильный циклоид личности. Период становления характера, его типологические особенности. Патологические аномалии характера. Типы психопатий.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»


Психологический портрет героя. Буратино


Студент гр. ВБ 220102

Слесарева Е. О.

Преподаватель

Меренкова Е. И.


1. Тип темперамента


Буратино - ярко выраженный сангвиник. Он общителен и коммуникабелен. Он находит общий язык не только с близкими ему по духу актёрами балагана, но и с изначально отрицательно настроенным по отношению к нему хозяином - Карабасом-Барабасом. Он энергичен, ему трудно усидеть на одном месте. Нелюбовь к рутинной и однообразной деятельности (учёбе), он наотрез отказывается учиться у Мальвины, и больше думает о том, как здорово Артемон гоняет птиц на поляне вокруг дома. Он так же довольно легко переживает неудачи, постоянно попадая в различные переделки, Буратино проявляет не дюжинное спокойствие. Потеря всех денег из-за кражи лишь ненадолго выводит его из равновесия, он сразу же увлекается новым - тайной Золотого ключика.

Вместе с тем, у него есть черты, свойственные холерикам. Он часто совершает резкие необдуманные поступки. В качестве примера можно отметить продажу азбуки, ссору со сверчком. Он так же нетерпелив, способен на некоторое время сосредоточиться на каком-то деле, однако затем влияние внешних раздражителей отвлекает его от намеченных планов. Когда Буратино шёл в школу, ему долго удавалось не отвлекаться: он не смотрел ни на сладости, ни на мальчиков, пускающих змея, ни на кошек, однако, в конце концов, его всё же привлекла навязчивая музыка, и он вместо школы направился в сторону балагана.

Буратино - экстраверт. Он помогает своему отцу - папе Карло, спасает своих друзей из лап полицейских бульдогов, и соглашается накормить своих спутников на Поле чудес и так далее. Он более склонен взаимодействовать с окружающим миром, нежели уходить в себя.

Является очень пластичным: легко приспосабливается к новым условиям, вступает в контакт с новыми людьми. Например, будучи запертым у Мальвины в тёмный чулан, и изначально испытывая страх перед темнотой и большим количеством пауков, он быстро привык к новым условиям и даже сумел найти выход и сбежать.

У Буратино высокая реактивность - он задорно и громко хохочет без особого повода.


2. Характер и его акцентуация


Я считаю, что самый выраженный тип акцентуации характера Буратино гипертимный. У него всегда хорошее настроение, он очень активен, любопытен, ему все интересно.

Он любит опасность. Рискуя быть схваченным, Буратино выведывает у Карабаса тайну Золотого Ключика: теперь он знает, что дверь, которую может открыть ключик, находится в каморке папы Карло. Едва появившись на свет, Буратино начинает проказничать и озорничать.

Характер у Буратино альтруистический - как отмечалось выше, он всегда готов прийти на подмогу своим друзьям и родственникам. С окружающими малознакомыми существами изначально очень вежлив. Общителен. Однако сварлив и склочен, затеял драку с Мудрым Сверчком, не поладил с Мальвиной. И всё это из-за того, что те, желая принести ему только пользу, поучали его.

Задиристость же деревянного озорника едва не привела его к гибели после стычки со старой и злой крысой Шушерой.

Буратино мечтатель и идеалист (вспомним, с какой уверенностью он гарантирует отцу, что купит ему тысячу новых курток).

Он быстро учится говорить, ходить, логически мыслить (не всегда удачно). С социальными не всё так просто. Буратино от природы шаловлив, однако, в конце концов, он обнаруживает в себе такие важные качества, как: способность к искренней дружбе, начинает уважать авторитеты - Сверчка. Да и мыл же он после драки руки перед едой, хотя раньше и не видел в этом особого смыла. Память Буратино развита на нормальном для ребёнка уровне. Он ни разу не забыл ничего из того, что с ним происходило.

Из органов чувств у него особенно хорошо развитыми являются зрительные. Так, попав в пруд к Тартиле, он различал микроскопических инфузорий, и даже видел, как они перебирают своими ложноножками. Можно сказать, что у него плохо развито объёмное зрение, так как он не сумел распознать, что перед ним не настоящий котёл, а всего лишь нарисованный на куске холста. Но хорошо развито воображение. Буратино очень реалистично мог представить себе разнообразную еду.

акцентуация характер коммуникабельность трудоспособность

3. Если бы человек с характеристиками героя был моим воспитанником, какую модель общения с ним я бы выбрал


Моему воспитаннику с таким характером и типом темперамента как у Буратино могли помешать такие черты, как:

·Импульсивность;

·Эмоциональная непредсказуемость;

·Беззаботность;

·Отсутствие значимых целей;

·Необдуманность поступков;

·Невнимательность и несосредоточенность, разбросанность и т.д.

К такому ребенку нужен особый индивидуальный подход, направленный на повышение его трудоспособности. Воспитанник будет стремиться к самостоятельной работе, будет плохо подчиняться «власти». Не стоит подавлять его активность, лучше наладить с ним отношения и направить по своему влиянию. Идеальная работа для такого типа людей должна предлагать достаточное количество сложных задач, чтобы занимать все их время, но без того напряжения, какое бывает при жесткой конкуренции. Распоряжения ему нужно давать четкие, лаконичные. Нет смысла объяснять все существо дела, лучше уделить максимальное внимание конкретике и ожидаемому результату. И, самое главное, ни в коем случае нельзя оставлять его без работы. Основной мотивацией его деятельности служит мотивация достижения успеха.

С такими детьми следует быть сдержанным, не допускать резкого тона, вместо замечаний следует давать задания, которые позволили бы исправить допущенную оплошность. Ошибки можно вынести на коллективное обсуждение, так как такой тип людей не боится наказаний. Указания на ошибки активизируют их, заставляют стремиться к более высокому качеству работы. Если говорить о наказании, то наказывается не человек, а его проступок. Давая обратную связь надо говорить только о последствиях определенного нарушения для организации и коллектива, не обсуждая личность и возможные мотивы поступка. Наказание не должно вызывать чувства вины или унижать человека.

Для того чтобы облегчить понимание и общение с другими людьми необходимо:

· научиться говорить наполовину меньше, чем обычно;

· больше слушать;

· развивать последовательность и самодисциплину;

· внимательно наблюдать за происходящим;

· вовремя останавливаться.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры