Ушёл из жизни Борис Стругацкий. Борис Стругацкий: биография и некролог

Главная / Любовь

Биография Бориса Стругацкого . Когда родился и умер Стругацкий, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, фото и видео .

Годы жизни

родился 15 апреля 1933, умер 19 ноября 2012

Эпитафия

Доброту и любовь ты оставил живым,
Сколько б лет ни прошло:

Биография Бориса Стругацкого

Биография Бориса Стругацкого - история выдающегося писателя-фантаста . Он родился в Санкт-Петербурге, на 8 лет позже своего талантливого брата, в соавторстве с которым после они написали множество замечательных произведений, ставших классикой не только русской, но и мировой литературы.

У Бориса Стругацкого не было литературного образования, но было образование научное - он закончил ЛГУ по специальности «звездный астроном» и работал в обсерватории. Брат Бориса Аркадий пытался писать еще до войны, а сам Борис начал пробовать себя в литературе только в 50-х годах. Но уже в 1959 году братья Стругацкие выпустили свою первую совместную книгу, которую написали чуть ли не на спор с женой Аркадия. Это был серьезный поворот в биографии Стругацкого, ведь вскоре братья стали известными во всей стране писателями. Все их произведения становились классикой советской фантастики. Часть книг - экранизировалась, причем, не только в СССР и России, но и за рубежом. Нередко братья Стругацкие сами выступали в качестве сценаристов к фильмам по их произведениям. Читатели наизусть заучивали цитаты Стругацких. Особенность братьев была в том, что они не просто писали фантастические повести, но смотрели в будущее с позиции гуманистов.

После того, как ушел из жизни Стругацкий-старший, Борис писал под псевдонимом С. Витицкий. В 2003 году ему был вручен орден Почета, в 2002 году - премия президента РФ в области литературы и искусства, в 2008 году - Стругацкому присудили медаль «Символ науки».

Причина смерти

Смерть Бориса Стругацкого наступила спустя 21 год после смерти Аркадия. Причиной смерти Стругацкого по одной информации стала лимфома, по другой - проблемы с сердцем . Смерть Стругацкого стала невосполнимой потерей для российского общества. Похороны Стругацкого состоялись 23 ноября - его тело было кремировано, а прах, по завещанию писателя, должен был быть развеян над Пулковскими высотами, как и прах его брата. Насколько известно, могилы Стругацкого не существует. Памяти Стругацкого проводятся литературные турниры фантастов. Ведутся разговоры о памятнике Стругацким или о переименовании одной из петербургских улиц в честь писателей.

Линия жизни

15 апреля 1933 г. Дата рождения Бориса Натановича Стругацкого.
1950 г. Поступление в ЛГУ на математико-механический факультет.
1955 г. Окончание университета, поступление в аспирантуру Пулковской обсерватории.
1959 г. Рождение сына Андрея.
1960 г. Участие в экспедиции на Кавказе для поиска места для установки Большого телескопа.
1964 г. Вступление в Союз писателей СССР, выход книги «Трудно быть богом».
1969 г. Выход книги «Обитаемый остров».
1965 г. Выход книги «Понедельник начинается в субботу».
1972 г. Руководство Ленинградским семинаром молодых писателей-фантастов, выход книги «Пикник на обочине».
1987 г. Получение Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых за сценарий фильма «Письма мертвого человека».
2002 г. Главный редактор журнала «Полдень. XXI век», получение премии президента РФ в области литературы и искусства.
2003 г. Получение ордена Почета.
2008 г. Получение медали «Символ науки».
19 ноября 2012 г. Дата смерти Бориса Стругацкого.
23 ноября 2012 г. Похороны Бориса Стругацкого (прощание с Борисом Стругацким), кремация тела.

Памятные места

1. Санкт-Петербургский государственный университет (бывший ЛГУ), где Стругацкий учился на математико-механическом факультете.
2. Офис редакции журнала «Полдень. XXI век» в Москве, главным редактором которого был Стругацкий.
3. Дом Стругацкого в Санкт-Петербурге на улице Победы.
4. Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии имени Алмазова в Санкт-Петербурге, где умер Стругацкий.
5. Центральный выставочный зал «Манеж», где прошло прощание со Стругацким.
6. Пулковская обсерватория, где Стругацкий учился в аспирантуре и где похоронен Стругацкий (его прах был развеян над Пулковскими высотами).

Эпизоды жизни

Несмотря на то, что братья Стругацкие принимали участие в написании сценариев фильмов по их книгам, они редко оставались довольны результатом. Так, братья просили убрать их имена из титров фильма «Чародеи», в котором были использованы мотивы их повести «Понедельник начинается в субботу». Позже Борис признавался, что, возможно, фильм не так уж плох, раз его любят зрители, хотя ему лично при первом просмотре он совсем не понравился. Он также говорил, что смирился с тем, что ни одна экранизация не будет совпадать с его видением книги.

Завет

«К сожалению - или к счастью? - реальное будущее непредсказуемо. Его можно только случайно угадать».

Интервью с Борисом Стругацким (1989 г.)

Соболезнования

«Борис Натанович Стругацкий был одним из самых ярких, талантливых, востребованных временем писателей. Настоящим властителем дум для многих поколений. Книги, которые он создал в творческом содружестве с Аркадием Стругацким, - целая эпоха в истории отечественной литературы, в жизни нашей страны. Они и сегодня - в высшей степени современны».
Владимир Путин, президент РФ

«Ушел из жизни Борис Натанович Стругацкий. Великий писатель и мыслитель. Невосполнимая потеря для нашей и мировой литературы».
Дмитрий Медведев, премьер-министр РФ

«Борис Стругацкий оставался последним из когорты лучших советских художников, писателей, кинематографистов, наряду с Тарковским, Высоцким. Он был живой посланец из этого времени, и он один из немногих, кто в 90-е годы не изменил себе и остался фигурой того же масштаба. Он был абсолютный сверхчеловек - все знал, обладал благородством абсолютным, четко видел будущее, вступался за обиженных и никогда ни разу ни перед кем не гнулся».
Дмитрий Быков, писатель, публицист

Борис Стругацкий (портрет Флексея Курбатова )

Последнее большое интервью Борис Стругацкий дал «КП» летом . Тогда мы вспоминали годовщину смерти Аркадия, а 19 ноября не стало и самого Бориса Натановича .

Не так много у нас в стране писателей такого уровня, как Аркадий и Борис Стругацкие. Прямо скажем - единицы. Причем перечесть их хватит пальцев одной руки. Аркадий Натанович и Борис Натанович займут сразу две строчки. А может, одну? Накануне двадцатой годовщины смерти Аркадия Стругацкого его младший брат Борис Стругацкий приоткрыл «КП» тайну, как писались замечательные произведения. И почему после ухода из жизни старшего источник иссяк.



«Брат был для меня всем»

Борис Натанович, вы младше брата на восемь лет. Мешало ли это обстоятельство в детстве, например, вместе играть?

По-моему, у нас с АН (Аркадий Натанович. - Авт.) все было как у людей. Пока я пребывал в состоянии Рыжий, Барбос, а также Шибзд, то есть до войны, старший брат был для меня «мое все» - царь, бог и воинский начальник. Какие там игры - за высокую честь почиталось разрешение тихонько посидеть в уголке, пока брат с каким-нибудь своим приятелем высочайше развлекаются: разыгрывают сцены из «Войны миров» или мастерят из картонных коробок модель робота (управляемого по радио!), или сочиняют тексты для своего (рукописного) журнала (вышло два номера, оба утрачены). Потом, война уже закончилась, АН служил в Сибири и на Дальнем Востоке, я стал старшеклассником, отношения выровнялись. Выяснилось, что младший (хотя и остается пока еще Барбосом) уже способен на какие-то вполне человеческие действия. Например, можно было привлечь его к созданию титанической военной игры «Бой фронтов» (по аналогии с продающейся в магазинах довольно жалкой игрушкой «Бой батальонов»). На полу по всей комнате раскладывалась гигантская самодельная карта театра военных действий. И два военачальника (школьник-десятиклассник и младший лейтенант Советской Армии в отпуске, абсолютно равные в своих правах) по этому театру ползали на карачках, передвигая (по довольно сложным правилам) картонные квадратики, соответствующие стрелковым подразделениям, танковым армиям и артиллерийским корпусам. (Эх, не было у них тогда «Панцер-генерала» - вот бы насладились от души!)

А когда вы с братом начали общаться на равных?

К концу 50-х, когда БН закончил свой матмех и полностью вызрело и принято было к осуществлению намерение «писать настоящую фантастику», взаимоотношения устаканились окончательно. АН, как человек более опытный и знающий, прочно обосновался на позиции старшего партнера. БН же, «молодой еще», но уже доказавший, что не лыком шит и вполне «годен к употреблению в службе», прочно занял положение хотя и младшего, но, без-условно, партнера (с правом решающего голоса). Начиная же со второй нашей повести, «Путь на Амальтею», абсолютное равенство и равноправие установились и более не нарушились до самого конца.

«Он не терпел разгильдяйства»

Аркадий Натанович довольно много времени провел в качестве переводчика в армии.

Это всегда казалось мне странным, но АН (будучи человеком безукоризненно интеллигентным и вполне штатским по целям своим и убеждениям) относился к армии даже с какой-то симпатией. Многое в армейской жизни ему нравилось, и в нередких наших дискуссиях по этому поводу он, соглашаясь с незрелыми моими инвективами в адрес армейской муштры, казенщины и вообще несвободы, в то же время всегда ухитрялся оставаться как бы при своем. Иногда мне вообще казалось, что будь у него в армии достойная работа, он и не рвался бы так отчаянно «на волю, в пампасы». Но он служил дивизионным переводчиком на Камчатке, работа его была однообразна и скучна, и никаких, ну ни малейших шансов на изменение этого положения у него не было.

Тяготило ли это его? Отложило ли отпечаток на характер?

Всего прослужил он в армии больше двенадцати лет, но кадровым военным, по-моему, так и не стал. Хотя перенял-таки кое-какие характерные черточки поведения, какие я наблюдал у знакомых вояк: всегда образцово аккуратен, не терпел разгильдяйства, склонен был в обыденной жизни покомандовать и всегда ждал и требовал от окружающих строгого исполнения того, что он называл «принцип Ко», - это, кажется, некий восточный принцип поведения, подразумевающий безусловное подчинение младшего старшему.

Писать начали на «слабо»

Аркадий Натанович начал сочинять еще до войны, но потом рукописи пропали во время блокады…

Разумеется, писать начал он. Зубодробительное сочинение его «Находка майора Ковалева» (в двух школьных тетрадях, черной тушью, аккуратнейшим почерком и с рисунками в манере тогдашнего нашего любимца Фитингофа) было, разумеется, подражанием знаменитому в те годы роману Николая Муханова «Пылающие бездны». Но читалось единым духом, взахлеб и вызывало жажду продолжения не меньше, чем, скажем,

«Аэлита» или «Человек-амфибия». Увы, эта замечательная рукопись утрачена безвозвратно, и даже не во время блокады, что было бы все-таки не так обидно, а на годы позже, когда я опрометчиво давал читать ее своим дружкам. И кто-то, сами понимаете… ее утратил.

Но к этому времени АН успел написать еще несколько рассказов, и все они были, на мой взгляд, превосходны. Это была именно та фантастика, которую я хотел бы читать ежедневно (и АН тоже). К началу 50-х мы оба уже точно знали, КАК надо писать НАСТОЯЩУЮ фантастику! И когда жена АН Ленка спросила не без яда: «Что вы все критикуете да болтаете. Самим роман написать слабо?» - мы были уже готовы к ответу. Пари было заключено, и мы засели за «Страну багровых туч».

Часто ли у вас случались разногласия во время работы? Как вы вообще писали вместе?

Не будет преувеличением сказать, что вся наша работа была именно «преодолением постоянно возникающих разногласий». Начиная с 1960-го, мы работали только вместе, рядом, бок о бок или нос к носу - как получится. Сюжет придумывался, как правило, заранее (в письмах или во время вечерних прогулок), а текст - фраза за фразой, абзац за абзацем, страница за страницей - мы сочиняли тут же, за столом, методом «предложено - обсуждено - занесено (или отвергнуто)». Полная свобода обсуждения и критики. Непрерывный спор (за каждое слово, иногда за запятую, предлагаемую «не там»). Каждый волен был не только править - полностью забраковать предлагаемый вариант. Но при одном существенном условии: вычеркиваешь предложенный вариант - предложи свой. И только так. Иногда (редко) случалось так, что согласовать варианты не удавалось. Тогда бросался жребий, и художественный спор решала монетка.

О ЛИЧНОМ

«Никогда не надоедали друг другу»

Раз вы много времени проводили вместе, не хотелось ли после работы какое-то время отдохнуть друг от друга?

Пока мы были молоды и сравнительно здоровы, проблем такого рода не возникало вообще. Мы могли работать по тридцать - сорок дней подряд, без отдыха, без выходных, без перерывов. И никогда при этом не надоедали друг другу. Воображение у обоих било ключом, и, заканчивая одну вещь, мы уже готовы были начинать новую. Бывали случаи, когда способны были писать по ТРИ повести в год. Но уже к концу семидесятых темпы упали значительно. Укатали сивку крутые горки. Тут и возраст начал заявлять о себе, и пробудились накопившиеся болячки, и нервное утомление от бесконечной и беспобедной борьбы с идеологическим отделом ЦК ВЛКСМ сказало свое веское слово… По три недели зараз мы уже работать не могли - неделя, максимум десять дней, и готово: мы выдохлись, надо делать перерыв.

После ухода из жизни брата вы продолжили, цитирую, «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Наверное, вы ощущали себя с братом как две половинки одного целого… Как вы учились жить без Аркадия Натановича?

Иногда мне кажется, что мы были не «две половинки одного целого», мы были чем-то вроде сплава или даже химического соединения. Субстанция распалась и перестала быть собой - даже частью себя быть перестала. Я частенько встречаюсь с читателями особого типа: им почему-то очень хочется «разъять» тексты АБС: вот это вот АН, а вот это - БН. Безнадежное занятие! Разделить, может быть, и можно (хотя я бы не взялся), но толку не будет, потому что исчезнет объект. Водород - здесь, кислород - здесь, а вода-то где? Нет воды! И писателя АБС точно так же больше нет. Есть собрание сочинений и еще «старик Витицкий», то ли племянник, то ли какой-то совсем дальний родственник.



СПРАВКА «КП»

После кончины Аркадия Стругацкого в 1991 году Борис Стругацкий под псевдонимом Витицкий опубликовал романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995) и «Бессильные мира сего» (2003). Также в 2003 году для полного собрания сочинений Стругацких Борис Натанович подготовил «Комментарии к пройденному», в которых подробно писал историю создания произведений Стругацких. Они вышли отдельным произведением.

Стругацкий Борис Натанович. Писатель-фантаст, сценарист, переводчик.

Воспитывался в интеллигентской семье. Отец работал в Государственной Русском музее, мать преподавала русскую литературу. Стругацкий оставался в блокадном Ленинграде до 1943 года.

Выпускник ЛГУ по специальности «звездный астроном». Работал в Пулковской обсерватории. Профессиональным писателем стал в 31 год, вступил в Союз писателей СССР. С 1972 года возглавлял Ленинградский семинар молодых писателей-фантастов. С 2002 года работал главным редактором журнала «Полдень. XXI век».

С женой Аделаидой Карпелюк познакомился в студенческие годы. Сына Андрея родили в 1959 году.В основном, писал в соавторстве со старшим братом Аркадием, который умер в Москве в 1991 году. Друг друга братья называли напарниками. После кончины Аркадия Натановича Стругацкий-младший написал два романа под псевдонимом С. Витицкий.

В 1998 году Борис Стругацкий инициировал интервью с Интернет-читателями. Вопросов-ответов набралось несколько тысяч.

Бориса Стругацкого наградили Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых за сценарий фильма «Письма мертвого человека» (1987), Премией президента РФ в области литературы и искусства (2002), Орденом Почета (2003), медалью «Символ Науки» (2008). Лауреат премии Владимира Высоцкого «Своя колея».



ЛЮБИМЫЕ ЦИТАТЫ ИЗ КНИГ СТРУГАЦКИХ

Вы знаете, у человечества есть по крайней мере два крупных недостатка. Во-первых, оно совершенно не способно созидать, не разрушая. А во-вторых, оно очень любит так называемые простые решения. Простые, прямые пути, которые оно почитает кратчайшими.

«Беспокойство»

Человек - нежнейшее, трепетнейшее существо, его так легко обидеть, разочаровать, морально убить. У него же не только разум. У него так называемая душа. И то, что хорошо и легко для разума, то может оказаться роковым для души.

«Беспокойство»

Да, воистину: самые убедительные наши победы мы одерживаем над воображаемым противником.

«Отягощённые Злом, или Сорок лет спустя»

Выигрывает вовсе не тот, кто умеет играть по всем правилам; выигрывает тот, кто умеет отказаться в нужный момент от всех правил, навязать игре свои правила, неизвестные противнику, а когда понадобится - отказаться и от них.

«Град обрёченный»

Великие писатели тоже всегда брюзжат. Это их нормальное состояние, потому что они - это больная совесть общества, о которой само общество, может быть, даже и не подозревает.

«Град обрёченный»

Впрочем, Харон, по-моему, и не ожидал ответа. При женщинах он сдерживался, и только сейчас я заметил, что он находится в состоянии почти болезненного возбуждения, в том самом состоянии, когда человек способен резко переходить от нервного смеха к нервному плачу, когда внутри у него кипит, и он испытывает неодолимую потребность излить это кипение в словах и поэтому говорит, говорит, говорит.

«Второе нашествие марсиан»

Теперь я скажу вам, чего вы боитесь.

Я боюсь тьмы.

Темноты?

Темноты тоже. В темноте мы во власти призраков. Но больше всего я боюсь тьмы, потому что во тьме все становятся одинаково серыми.

«Трудно быть богом»

Сущность человека, - неторопливо жуя, говорил Будах, - в удивительной способности привыкать ко всему. Нет в природе ничего такого, к чему бы человек не притерпелся. Ни лошадь, ни собака, ни мышь не обладают таким свойством. Вероятно, бог, создавая человека, догадывался, на какие муки его обрекает, и дал ему огромный запас сил и терпения. Затруднительно сказать, хорошо это или плохо. Не будь у человека такого терпения и выносливости, все добрые люди давно бы уже погибли, и на свете остались бы злые и бездушные. С другой стороны привычка терпеть и приспосабливаться превращает людей в бессловесных скотов, кои ничем, кроме анатомии, от животных не отличаются и даже превосходят их в беззащитности. И каждый новый день порождает новый ужас зла и насилия...

«Трудно быть богом»

Существует, вероятно, некоторый предел способности к удивлению.

Я совершенно убеждён, что через десять-пятнадцать лет любой школьник будет лучше разбираться в общей теории относительности, чем современный специалист. Для этого вовсе не нужно понимать, как происходит искривление пространства-времени, нужно только, чтобы такое представление с детства вошло в быт и стало привычным.

«Понедельник начинается в субботу»

Деньги нужны человеку для того, чтобы никогда о них не думать.

«Пикник на обочине»

Разум есть способность живого существа совершать нецелесообразные или неестественные поступки.

«Пикник на обочине»

«Страна багровых туч»

Социалист с человеческим лицом


Борис Стругацкий. 1960-е годы. Фото: Лидия Камионко

Есть в СССР и в России одна особенность: как только человек начинает мечтать о «социализме для человека», вторым шагом он впадает в троцкизм (точнее - в левый уклон). Пожалуй, духовным отцом братьев Стругацких можно назвать Андрея Платонова, тоже «левого уклониста» и «утописта».

Но лично Борис Стругацкий вынужден был играть не свою роль не только в большом социуме, но и в своём малом. В одном из интервью он признавался, что в их романах всегда есть патриархальная система взаимоотношений между старшим и опекаемым младшим. И этот уклад был воспринят не только от «левого уклона» (в любом коллективе должен быть комиссар, выводимый потом братьями в своих книгах в виде неких Прогрессоров), но и от семьи. «Был царь, бог, командир, полководец, орёл, великий и могучий утёс - Аркадий. И был маленький, преданный, готовый и согласный на всё ради старшего, покорный, никогда не бунтующий младший брат Борис. Младший брат звал старшего «Аркашенька», старший брат звал младшего «Барбос», - признавался Борис Стругацкий.

Позже, в мире «реформирующейся России» Борису было неуютно существовать не только потому, что его обманули с эпохой, но и без собственного Прогрессора - Аркадия. О своей скорой смерти Борис Натанович Стругацкий в последние годы говорил не раз (в 2006-м он был госпитализирован с инфарктом, и с тех пор так и не оправился) и, как убеждённый атеист, мрачно предрекал: «Навсегда, значит — пока жив. Потом не будет ничего. Совсем ничего. Увы». Прах его брата, Аркадия, был развеян с вертолёта в 1991-м. Какое приказание поступить со своим телом отдал Борис, пока неизвестно. Но идея сильнее материи, плоти, хорошо бы посыпать голову пеплом Бориса Натановича, но не нужно: и без этого он будет жить в наших сердцах. Троцкистов, «левых уклонистов», Прогрессистов, утопистов - хоть как назови: в сердцах тех, кто считает время и место своего нынешнего бытия чужим и неправильным.

Бориса Стругацкого очень часто спрашивали, что он думает о будущем. Человеку, создававшему Утопии в книгах, всегда было неловко отвечать на этот вопрос. Словно он боялся спугнуть произнесённым конструируемую им реальную Утопию. Но иногда давал волю что-то предсказать. Год от года его прогнозы становились мрачнее и туманнее. Было видно, что он разочаровался в человечеству. Будь его воля, он бы сдал такое человечество в музей (желательно, в Кунсткамеру).

Вот его видение будущего в журнале «Огонёк», №52 за 1989 год (хотя сама беседа проходила в июле 89-го):

«Наверное, выскажу мысль еретическую. Но я совсем не уверен, что культура преобразует общество. Общество преобразуют производительные силы. Здесь я выступаю как самый заскорузлый марксист. Другой движущей силы я в обществе не вижу. Культура - ну что ж… Это один из элементов общественной жизни. Важный элемент. Может быть, самый ценный. Но не преобразующий, а, скорее, преобразующийся вместе с обществом. «Здравый смысл» достижим и без культуры. Можно накормить народ, одеть народ, образовать народ, всё это уже осуществлено во многих странах.

Хотя нынче мы от коммунизма дальше, чем кто-либо. Потому что коммунизм - это квинтэссенция нормального бытия. Проповедь национальной розни, которую ведут сейчас, к ужасу моему, некоторые деятели культуры, тем опаснее, чем авторитетнее, масштабнее фигуры этих писателей, художников; чем ценнее и существеннее их вклад в искусство и культуру. Реакционные идеи лучших национальных художников страшнее, чем давление власти. Власть можно сменить».

Борис Стругацкий — участник форума фантастов России. 1999 год. Фото: ИТАР-ТАСС

А это его интервью состоялось на радио «Свобода» в конце 2009 года. Тут он мрачнее, и больше ничего не хочет ни от власти, ни от народа. Пусть всё идёт своим чередом, для России это - привычное существование:

«Все социальные проблемы в какой-то степени отодвинулись на второй план. На улицах не стреляют - и большое вам за это спасибо! Не меняется руководство каждые две недели - и большое вам за это спасибо! Не ссоримся мы ни с кем по-серьёзному, по-настоящему, с большой опасностью войны - и большое вам за это спасибо!

У меня такое ощущение от того, что я слышу, читаю, вижу: неохота никому бузить. Всегда есть, конечно, какие-то мелкие группировки, но они составляют лишь малую часть населения, никакой существенной роли не играют и легко подавляются ОМОНом. А широкие массы настроены миролюбиво и пассивно. Каждый устраивает собственное гнездышко, как может.

И источник всех социальных недовольств - там, где государство еще не сумело обеспечить людей самым необходимым. Не тем, что соответствует уровню технологий, уровню XXI века - нет, Господь с ним - самое необходимое ещё не обеспечено! А это, мне кажется, реальная задача. Она может быть решена даже нами, даже с нашим уровнем бюрократизации, с нашим уровнем коррупции. Такое вот развитие событий не противоречит никаким намерениям и целям элит, поэтому элиты сопротивляться не будут. Наоборот, они будут всячески подстегивать этот, скажем так, маленький прогресс, прогресс для тех, кому совсем плохо. А остальные будут выживать по мере сил и возможностей, удовлетворяясь тем, что у них есть.

Мы въехали в застой, если говорить привычными словами. Россия попыталась выйти на путь демократии. Путь демократии - это всегда путь бурного социального и экономического развития. На этом пути ей оказалось неуютно, она быстренько вернулась в тоталитаризм или, как минимум, в авторитаризм. А авторитаризм - это тупик, это застой. И вот мы снова в застое».


Борис Стругацкий, 2004 год. Фото: ИТАР-ТАСС

В 2011-м Борис Стругацкий говорит всё о том же - о беге России по кругу, о её возвращении в своё органическое существование - полуфеодализм.

«Мне кажется иногда, что Путин хотел бы построить Россию 1913 года. И ему это, пожалуй, удалось. Если отвлечься от ужасающей зажатости и несвободы наших олигархов и среднего класса, то очень похоже.

Страна и не думала «ошибаться с выбором». Страна сделала выбор, самый естественный и единственно возможный при нашем полуфеодальном менталитете: она вернулась в «совок». Как известно, всякая деформация остаточна, поэтому возвращение получилось неполным и оставляет вполне реальную надежду на новую попытку прорваться, наконец, в будущее (распрощаться с феодализмом)».

В 2012-м Борис Стругацкий впервые, начиная с конца 1980-х, когда он ещё надеялся на скорый приход «социализма с человеческим лицом», произносит слово «вэлфер» (точнее, его синоним - «халява»). Он понимает, что идея социальной справедливости - главная для большинства человечества, а энергичное меньшинство может позаботиться о себе само. Да, энергичным в таком мире существовать неприятно. Но это единственная возможность вообще сохраниться этому меньшинству физически. Фактически - откупиться от большинства, чтобы жить самому:

«И вот торжество Закона Халявы состоялось. Ещё, конечно, остаются страны и народы, «добывающие хлеб свой в поте лица своего», миллиарды всё еще пребывают в этом первобытном состоянии, но без малого треть мира уже может кормить тех, кто задержался в прошлом, кормить пока ещё скромно, но уже бесплатно. Процесс пошёл, и пошли рушиться старозаветные принципы, век назад ещё казавшиеся нерушимыми: «кто не работает, тот не ест», «живи своим трудом, а не чужим добром», «век живи - век трудись». Еще чего? Зачем? «Пусть трактор работает, - он железный» «Дал Бог работу, да отнял чёрт охоту»…И выясняется вдруг, что проще дать им всем какой ни на есть жратвы, каких ни на есть развлечений, чем искать им рабочие места, делать их образованными и вообще - человекоподобными. Проще. Бесхлопотнее. И в конечном итоге - дешевле. И можно заняться более перспективными делами.

Закон Халявы следовало бы переформулировать так: возможный максимум потребления при полном отсутствии усилий для его получения. Это смотрится, как социальный тупик: миллиарды людей утрачивают необходимость трудиться, жизнь их теряет смысл и цель, и чудовищный груз Прогресса ложится на плечи подавляющего меньшинства: это либо Потребители Высокого Уровня («потребители власти», «карьеры», «почестей», «славы»), либо люди нового типа, - для которых сам труд становится источником наслаждения и радости («Потребители Радостей Труда»).

Спите спокойно, Борис Натанович. Вам есть кому оставить своё Большое Дело.

http://www.softmixer.com/2012/11/blog-post_5471.html

Борис Стругацкий – это прославленный российский писатель-фантаст, создавший за свою жизнь огромное множество самых разнообразных произведений.

Среди его книг есть коммерческие бестселлеры и всенародно любимые романы. Именно поэтому жизнь и творчество нашего сегодняшнего героя всегда остаются настолько интересными. Ведь в жизни Бориса Стругацкого, как и в его романах, есть множество примечательных эпизодов.

Ранние годы, детство и семья Бориса Стругацкого

Борис Натанович Стругацкий появился на свет 15 апреля 1933 года в городе Ленинграде (Санкт-Петербурге). Его отец был работником Государственного русского музея, а мама преподавала русскую литературу в одной из ленинградских школ. Долгое время их семья казалась счастливой и во многом даже образцово показательной.

У Бориса и его брата Аркадия было счастливое детство. Однако с началом Второй мировой войны все кардинальным образом изменилось. В период блокады Ленинграда Борис с матерью не успели эвакуироваться, а потому остались в осажденном городе. Аркадий Стругацкий вместе с отцом успел перебраться в Оренбург.

Однако попыток помочь матери и младшему брату он никогда не оставлял и в 1943-м году после многих попыток все-таки сумел осуществить задуманное. Таким образом, весь период военных действий Борис вместе с семьей провел в Оренбургской области. Лишь только в 1945-м году Стругацкие решились-таки вновь вернуться в город над Невой.

В Ленинграде наш сегодняшний герой окончил общеобразовательную школу и стал готовиться к поступлению на факультет физики Ленинградского государственного университета. Однако экзамены парень сдать все-таки не смог, а потому в итоге оказался на несколько ином отделении – отделении астрономии. В этот период Борис Стругацкий начал серьезно увлекаться научной темой космоса и звезд, которая плавно привела его к увлеченности научной фантастикой. Но до первых литературных опытов было еще далеко. После окончания ВУЗа наш сегодняшний герой поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории. Однако защитить диссертацию не сумел.

Борис Стругацкий: фантастика без волшебства

Впоследствии на той же Пулковской обсерватории Борис Стругацкий работал инженером-эксплуатационником. Несколько раз в своей жизни он принимал участие в научных экспедициях, а также участвовал во множестве экспериментов.

Литературное творчество Бориса Стругацкого и прочие достижения

Большую часть своих литературных произведений Борис Стругацкий написал в соавторстве со своим братом Аркадием. Их совместная работа началась довольно тривиально: в один прекрасный день два молодых ученых поспорили с супругой Аркадия, что смогут написать фантастическую повесть и в итоге выиграли спор. Таким образом, первым гонораром за повесть «В стране багровых туч» для писателей стала выигранная в споре бутылка шампанского.

Данное произведение было написано в 1954-м году, а три года спустя доработано и расширено. Еще два года спустя окончательное произведение было опубликовано в одном из советских издательств.

За эти пять лет, что прошли с момента написания романа до его публикации, два брата написали еще несколько произведений. Чаще всего Борис и Аркадий работали вместе, однако время от времени писали небольшие произведения и отдельно друг от друга.


За свою карьеру в соавторстве со своим братом наш сегодняшний герой создал порядка тридцати романов, а также бессчетное множество рассказов, повестей и прочих небольших произведений. После смерти Аркадия Борис продолжил работать в качестве литератора и издал два полноценных романа - «Бессильные мира сего» и «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики». Оба произведения были изданы под псевдонимом С. Витицкий.

На протяжении всей своей карьеры прославленный российский литератор работал в жанре научной фантастики. Некоторые его книги часто относят к жанру «антиутопии», однако сам Борис Натанович обычно причисляет свои произведения (как правило, написанные в соавторстве с братом) к жанру «реалистической фантастики.

Интересное кино: фильмы по книгам Стругацких

Романы братьев Стругацких были переведены более чем на тридцать языков мира. Многие произведения, созданные известными писателями, легли в основу компьютерных игр и кинематографических фильмов. Среди наиболее известных лент, поставленным по произведениям Бориса и Аркадия значатся картины «Чародеи», «Дни затмения» (по книге «Миллиард лет до конца света»), «Трудно быть богом», «Обитаемый остров».

Обитаемый остров: схватка (Официальный трейлер фильма по мотивам книги Стругацких)

Над кинематографической адаптацией романов писателей работали такие известные режиссеры как Алексей Герман, Фёдор Бондарчук , Александр Сокуров и многие другие.

За свой выдающийся труд на ниве российской литературы Борис Стругацкий был награжден Орденом Почета, государственной премией РСФСР, медалью «Символ науки», а также некоторыми другими престижными наградами. Кроме того, именем Бориса и Аркадия Стругацких названа малая планета № 3054.

Личная жизнь Бориса Стругацкого и карьера вне литературы

Почти всю свою жизнь Борис Стругацкий прожил с женщиной по имени Аделаида Карпелюк, знакомство с которой завязалось у писателя еще в студенческие годы. В 1959-м году у супругов родился сын Андрей.

Вне мира литературного творчества наш сегодняшний герой был известен как прекрасный переводчик, а также ярый сторонник демократических институтов власти. В частности, Борис Стругацкий часто критиковал политический режим Владимира Путина, называя его авторитарным.

Кончина Бориса Стругацкого

Борис Натанович Стругацкий умер 19 ноября 2012 года. Причиной смерти известного автора стала лимфома. По завещанию писателя его тело было кремировано. Впоследствии прах был развеян родственниками над Пулковскими высотами.

Борис Стругацкий вместе с братом Аркадием Стругацким поднял фантастику, которая долго считалась беллетристикой низкого пошиба, до уровня высокой литературы. Для громадного большинства населения — заслуженное олицетворение понятия «писатель-фантаст» на русской почве. Братья Стругацкие стали признанными классиками русской литературы: их романы входят в школьную программу, постоянно экранизируются и остаются учебниками жизни для все новых и новых поколений. После смерти брата Борис Стругацкий издал две книги, написанные им в одиночку, под псевдонимом С. Витицкий. Потом Борис Натанович руководил литературным семинаром молодых писателей-фантастов, являлся членом жюри нескольких литературных премий, страстно, до самой смерти, коллекционировал марки, много читал, увлекался программированием и компьютерными стратегиями. Не любил выступлений перед публикой и организованных встреч с читателями и вообще предпочитал по возможности не выходить из дома. При этом всегда занимал активную жизненную позицию: в 2005 году подписал письмо, призывающее международное правозащитное сообщество признать бывшего главу «ЮКОСа» М. Ходорковского политическим заключенным, в 2012 году — открытое письмо в поддержку Pussy Riot. Был участником проекта «Сноб» с декабря 2008 года, скончался 17 ноября 2012 года в возрасте 79 лет.

Годы жизни

1933 - 2012

Псевдоним

С. Витицкий, С. Победин

Где родился

Санкт-Петербург

У кого родился

Отец: Натан Залманович Стругацкий - искусствовед, библиограф, иконограф.

Мама: Александра Ивановна Литвиничева - преподаватель русского языка и литературы, заслуженный учитель РСФСР.

Где и чему учился

Школу окончил с серебряной медалью.

Окончил математико-механический факультет Ленинградского Государственного Университета по специальности «звездный астроном».

Где и как работал

Работать начал в Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счетно-аналитическим машинам. Занимался переводами американской и английской научной фантастики.

С 1957 года в течение более тридцати лет писал в соавторстве с братом Аркадием Стругацким.

«Мы описывали Мир-в-Котором-Нам-Хотелось-бы-жить. В котором высшим наслаждением и источником счастья является творческий труд. Дружба, любовь и работа - вот три кита, на которых стоит счастье тамошнего человечества. Ничего лучше этого мы представить себе не могли, да и не пытались».

Основатель и главный редактор журнала российской фантастики «Полдень. XXI век» (с 2003 - альманах, литературное приложение к журналу «Вокруг света»).

«Журнал отнимает много времени и нервов. Но ничего - жить можно. Особенно если учесть, как много замечательных людей мне помогает. У меня одна-единственная обязанность: отобрать лучшее (на мой вкус) из рукописей».

Что такого сделал

После 1991 под псевдонимом С. Витицкий издал две книги: «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» и «Бессильные мира сего».

«После ухода брата сам образ жизни изменился. Все стало "не то" - работа, мысли, мировосприятие. Да и я сам уже, видимо, не тот».

«Вот только очень не просто стало писать одному, без молчаливого одобрения и без бурной критики брата, я так не привык. Ничто не может заменить того незабываемого чувства, когда Аркадий, покачивая на пятерне папку с законченной вещью, удовлетворенно произносил: "Ну это вам не хрен собачий!"»

Достижения

Книги Бориса и Аркадия Стругацких признаны классикой отечественной и мировой литературы; переведены на 42 языка в 33 странах мира; вышло более 500 изданий. В СССР также распространялись в «самиздате».

С 1999 вручается Международная премия им. Аркадия и Бориса Стругацких (АБС-премия) в области фантастической литературы.

Дела общественные

Член Союза писателей и Русского ПЕН-центра.

Руководил Ленинградским (Петербургским) семинаром молодых писателей-фантастов, известным как «Семинар Бориса Стругацкого».

Председатель и единственный член жюри премии «Бронзовая улитка».

«Предпочтение всегда отдается моей любимой "реалистической фантастике" - где реальные герои живут и действуют в реальном мире, лишь искаженном присутствием Чуда. Главное, чтобы написано было сильно, живо, с выдумкой, поражало воображение и вызывало сопереживание героям».

В 2008-м в составе группы известных писателей обратился с письмом к Президенту РФ о поправках к закону о «Библиотечном деле». В первой редакции закон нарушал авторские права, допуская бесконтрольный перевод библиотечных фондов в электронный вид.

Общественное признание

Награжден орденом Почета за большой вклад в развитие отечественного искусства, медалью «За трудовую доблесть», медалью «Символ Науки - Человек Искусства» и медалью «За заслуги перед Санкт-Петербургом».

С 1977 года Борис Стругацкиий и его брат Аркадий получили десятки российских и международных литературных премий. Среди них: специальный приз Всемирной организации научной фантастики (World SF) «За независимость мысли», Государственная премия РСФСР по киноискусству им. братьев Васильевых за сценарий к/ф «Письма мертвого человека».

В 1985-м именем А. и Б. Стругацких названа малая планета Солнечной системы.

Обладатель нескольких премий: В. Высоцкого «Своя колея» (вручается за верность своим убеждениям), Президента Российской Федерации в области литературы и искусства и малой премии Аполлона Григорьева за роман «Бессильные мира сего».

Важные события жизни

«Я должен был умереть во время блокады от голода. Меня и маму спасло то, что отец и брат эвакуировались, оставив нам свои продуктовые карточки. Потом - инфекционное заболевание, опасное даже для взрослого. Но у соседки (тоже чудом выжившей!) случайно оказался пузырек бактериофага, и я остался жить. Позже - я тонул, лодка перевернулась, меня вытащили. Потом были два случая в горах, я должен был сверзиться с большой высоты... Нетрудно подсчитать, что вероятность выжить была невелика - что-то вроде одной миллионной. Разве не чудо?»

Впервые создал и придумал

Борис и Аркадий Стругацкие подняли отечественную фантастику на новую высоту.

«Тогда молодые-нескромные, мы уже ставили перед собой задачу создать новую фантастику. Мы твердо понимали, что прежняя - барахло. Все нужно делать иначе».

Удачные проекты

Повесть «Улитка на склоне».

«Самым значительным нашим произведеним мы всегда считали "Улитку на склоне". Я и сейчас удивляюсь, как нам удалось тогда, тридцать пять лет тому назад, создать вешь столь же новую, сколь и глубокую».

Известен тем, что…

С 1998 на сайте «Русская Фантастика» отвечает на вопросы любителей творчества братьев Стругацких в Off-Line интервью (на 2008 - более 7000 ответов).

«Не знаю, как "жизнь известного человека" вообще, но что касается писателя, то я убежден, что жизнь писателя - это его книги, его выступления в печати. Пертурбации его личной жизни, семейные дела, лирические эскапады, "путешествия и приключения" - все это никого не должно интересовать».

Участвовал в скандалах

Был в числе подписавших коллективное обращение деятелей науки и культуры к международному правозащитному сообществу с призывом признать бывшего главу ЮКОСа М. Ходорковского политическим заключенным. Подписал открытое письмо представителей творческой и научной интеллигенции Санкт-Петербурга к руководству страны с просьбой о прекращении уголовного преследования лидера городского отделения партии «Яблоко» М. Резника.

Мне интересно

филателия

«Я страстный филателист-тиффози и собираю марки (с редкими и короткими перерывами) аж с 1948 года».

компьютер

программирование

«Пишу на ТурбоПаскале помаленьку, в меру сил своих и возможностей. Гордость моя: программа, составляющая и решающая кроссворды».

компьютерные игры, в основном, «стратегии»

«...без этих книг я был бы другим. Более того: без них я был бы хуже. Я в библиотеке держу только те книги, которые прочитал как минимум дважды (за очень редким исключением)».

Люблю

путешествовать на автомобиле

«Когда-то очень любили путешествия. Любимый отпуск был: сесть в автомобиль и пуститься по Большому кругу: Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия и обратно - через Псковщину домой. Примерно три тысячи кэмэ. Приятно вспомнить».

дни рождения

старых друзей

«Компании люблю только свои, проверенные многолетним общением. Мои ближайшие друзья - все - работали в Пулковской обсерватории».

котов и кошек

«Любитель кошек - я. Калям - наследственное имя всех моих кошек, независимо от пола, возраста и происхождения. Собак я уважаю, но той нежности, что к калямам, все-таки к ним не испытываю».

китайскую кухню

проводить время дома

«Я домосед. Слыхали про такое? Из квартиры выхожу, как правило, только в магазин, аптеку, на заседание какое-нибудь, на котором присутствовать обязан, очень редко - просто прогуляться. Мне дома хорошо, а вне дома - плохо. Я даже гостей предпочитаю у себя принимать, а не в гости ходить».

Ну, не люблю

научную фантастику

«Я не слишком люблю научную фантастику. Она построена, как правило, вокруг судьбы идей, а не судеб людей, как это должно быть с художественной литературой вообще».

ложь

«Ложь, особенно официальную, освященную государством, ненавижу, пожалуй, по-прежнему».

юбилеи

говорить о себе

«Я очень не люблю говорить о себе. И, по возможности, не говорю. Не люблю "сугубо личных вопросов" и стараюсь от них всячески уклоняться».

встречаться с читателями

«Мне никогда не нравилось это занятие (встреча с читателями), и в конце концов, я от него отказался. Совсем».

выступать перед аудиторией

«Приглашают часто (на ТВ). Отказываю всегда. Стараюсь быть вежливым. Самое трудное - объяснить, почему отказал. Это - традиция. Зарок, который дал 50 лет назад и который исполняю неукоснительно. Выступать вообще, и по телевидению в частности, я терпеть не могу».

Мечта

«С детских лет я мечтал съездить в амазонские джунгли - но не насовсем, а в экспедицию, и не просто поглазеть, а поработать там - биологом или этнографом».

Семья

Жена: Аделаида Андреевна Стругацкая.

«Вместе учились на матмехе. Вместе работали в Пулкове. Женаты 45 лет. Моя любимая и единственная женщина».

Сын Андрей. Родился в 1959 году в Ленинграде. Окончил географический факультет ЛГУ. Великий знаток рок-музыки и книгочей. Занимается книготорговлей и регулярно снабжает папу-маму книжными новинками. Отец пятерых наших внуков, а с недавних пор еще и дед (так что вслед за Корнеем Чуковским я могу сказать о себе: "Подумаешь - прадед! А вот то, что я РОДИЛ ДЕДА, это да, впечатляет!...")

И вообще…

«Мировоззрение мое полностью сложилось к концу 60-х, и с тех пор в мире не произошло ничего, что заставило бы меня это мировоззрение сколько-нибудь существенно подправить».

«Жизнь дает человеку три счастья: друга, любовь и работу. Ценить дружбу, беречь любовь, радоваться работе - в этом и заключен смысл жизни. Ничего другого я за 75 лет так и не придумал».

«Единственный путь (достижения прекрасного будущего) - создание Теории Воспитания Человека. Человечество должно научиться воспитывать в своих детях доброту, честность, благородство, душевную щедрость».

Гражданство СССР СССР
Россия Россия Род деятельности писатель-фантаст , сценарист , переводчик Годы творчества 1958-2012 Жанр научная фантастика Язык произведений русский Премии
Награды rusf.ru/abs/ Файлы на Викискладе
Внешние изображения
Братья Стругацкие
Братья Стругацкие
Братья Стругацкие
Братья Стругацкие
Братья Стругацкие

Бори́с Ната́нович Струга́цкий (15 апреля 1933, Ленинград - 19 ноября 2012, Санкт-Петербург ) - советский и российский писатель, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом Аркадием Стругацким несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики . После того, как в 1991 году умер А. Н. Стругацкий, опубликовал два самостоятельных романа.

Биография

Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде, где его отец Натан Залманович Стругацкий был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея . Мать Бориса, Александра Ивановна Литвинчёва , была учительницей, преподавала русскую литературу в той же школе, где учился Борис, после войны удостоена звания «Заслуженный учитель РСФСР » и награждена орденом «Знак Почёта» .

С 1964 года - профессиональный писатель, член Союза писателей СССР . Ещё несколько лет проработал в Пулковской обсерватории на полставки. С 1972 года - руководитель Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов (впоследствии стал известен как «семинар Бориса Стругацкого »).

Был женат на Аделаиде Андреевне Карпелюк (23 октября 1931 - 20 декабря 2013), дочери генерал-майора А. И. Карпелюка , с которой познакомился в студенческие годы во время учёбы в ЛГУ. Сын Андрей (родился в 1959 году) .

Борис Натанович был известен как страстный филателист , что нашло отражение в его творчестве .

После тяжелой и продолжительной болезни (лимфосаркома) Борис Натанович Стругацкий скончался 19 ноября 2012 года в Санкт-Петербурге на 80-м году жизни . В соответствии с завещанием писателя, его тело было кремировано и 5 апреля 2014 года прах Бориса Стругацкого и его супруги был развеян над Пулковскими высотами .

Творчество в соавторстве с братом

Основной корпус литературных произведений Бориса Стругацкого был создан им в соавторстве с его братом Аркадием . Распространено мнение, что большинство их совместных произведений написано в жанре научной фантастики . Сам Б. Н. Стругацкий так не считал и предпочитал говорить о «реалистической фантастике», где центральная роль отводится человеку и его судьбе, а иные планеты или техника будущего - не более, чем «декорации».

Самостоятельные произведения

После смерти Аркадия Стругацкого Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики » (1994-1995) и «Бессильные мира сего » (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000-2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких. На официальном сайте Стругацких с июня 1998 года шло интервью , в котором Борис Стругацкий ответил на несколько тысяч вопросов.

Художественные переводы

Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин были осуществлены переводы с английского романов Андре Нортон , Хола Клемента , Джона Уиндэма .

Псевдоним

Наиболее известным псевдонимом Бориса Стругацкого является псевдоним С. Витицкий .

С. (официально не имеет расшифровки, однако встречается «Сергей») - от «Стругацкий». Происхождение слов «Витицкий», «Витин» и т. п. таково: Борис Натанович жил в Санкт-Петербурге на улице Победы, а по латыни «Победа» - Виктория.

  • «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики » (1994-1995)

Награды и премии

Увековечение памяти

  • Площадь Братьев Стругацких в Санкт-Петербурге

Политическая позиция

Память о Великой Отечественной стала святыней. Не существует более ни понятия «правда о войне», ни понятия об «искажении исторической истины». Есть понятие «оскорбления святыни». И такое же отношение стремятся создать ко всей истории советского периода. Это уже не история, это, по сути, религия. С точки зрения верующего человека, с точки зрения церкви, не бывает искажения «правды Библии» - бывает покушение на святость, оскорбление веры, ересь. Библия Войны написана, и апокриф о предателе-генерале Власове в неё внесен. Все. Не вырубишь топором. Но с точки зрения «атеиста» нет здесь и не может быть ни простоты, ни однозначности. И генерал Власов - сложное явление истории, не проще Иосифа Флавия или Александра Невского; и ветераны - совершенно особая социальная группа, члены которой, как правило, различны между собою в гораздо большей степени, чем сходны.

Дополнительные факты

  • Борис Стругацкий «никогда, никому и ни при каких обстоятельствах» не отвечал, над чем он работает.

Причин тому много, я назову только одну: ещё в незапамятные времена было нами замечено, что стоит только хоть кому-нибудь, хоть что-нибудь, пусть даже вскользь рассказать о текущей работе, - всё: работа идёт насмарку, и проект гибнет, даже толком не начавшись. «Никогда не говори: делаю, - всегда говори только: сделал». Отличное правило. Всячески рекомендую.

См. также

  • Стругацкие, Аркадий и Борис (обзор совместного творчества)
  • Стругацкий, Аркадий Натанович (биография)
  • Международная литературная премия имени А. и Б. Стругацких

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  2. код VIAF
  3. Internet Speculative Fiction Database - 1995.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры