Вилла сенар открывает двери. Фирвальдштетское озеро или Люцернское озеро (Vierwaldstättersee) Вилла сенар в швейцарии

Главная / Любовь

Идею купить виллу в Швейцарии Рахманинову подсказал Оскар Риземан (Bernhard Oskar von Riesemann, 1880-1934) биограф композитора немецкого происхождения, учившийся, в частности, в Московском университете и как раз проживавший тогда в Конфедерации.

К счастью для этой страны, великий пианист и композитор сумел воплотить в жизнь эту идею. Что сейчас происходит с виллой Сенар? Журналистов на нее практически не пускают, но для представителя нашего портала было сделано исключение.

В Швейцарии С. Рахманинов уже бывал, например, на курорте Ароза он отдыхал после утомительных концертов зимой 1912/13 гг. Уехав из России, композитор одно время думал о том, чтобы поселиться в Германии, но его супруга, не любившая немцев, умоляла не покупать недвижимость в этой стране.

В августе 1930 года Рахманиновы, наконец, вновь оказались в Швейцарии. Некоторое время они разъезжали по окрестностям и тщательно осматривали предлагаемые участки. Наконец нашли хорошее место. Оно очень понравилось Сергею Васильевичу, и он сразу его купил.

По имеющимся воспоминаниям,

«и жене, и дочерям казалось, что это слишком далеко от всех друзей во Франции. Супруга Наталия Александровна, выросшая в степной полосе России, любила приволье, открытое место; мысль, что придётся жить в горах, тяготила её. Тем не менее, пришлось примириться с совершившимся фактом».

Новое имение Рахманиновы назвали Сенар, взяв первые слоги от своих имён (Сергей и Наталия) и прибавив начальную букву фамилии (Рахманинов).

Купленный участок был, собственно говоря, сплошной скалой площадью около двух с половиной гектар. Рахманинов знал, что придётся вложить много средств, чтобы привести его в порядок. Но композитору очень хотелось переехать в Швейцарию. Понимая, что строительные работы продлятся не менее двух-трёх лет, композитор решил построить флигель при гараже и временно поселиться в нём, контролируя ход работ.


К началу августа 1931 года флигель был готов, и Сергей Васильевич Рахманинов с женой приехали в Швейцарию, где прожили около двух недель перед следующим концертным сезоном в Америке, по окончании которого немедленно вернулись на берега Фирвальдштетского озера.

Как пишет в своих воспоминаниях двоюродная сестра композитора Софья Александровна Сатина (1879-1975),

«пароходы, на которых совершались экскурсии из Люцерна по озеру, делали специальный крюк, чтобы показать экскурсантам с озера вид Сенара с его деревьями, розами и необычайным домом, а перед громадными воротами имения постоянно останавливались пешеходы, чтобы полюбоваться на розы в саду».

В мае 1932 года Рахманинов писал близким друзьям Альфреду и Екатерине Сванам:

«Когда собираетесь к нам? У нас без обмана: озеро есть, рыба есть, прогулки есть и дождя хоть отбавляй. Есть и великолепный маленький отель, недалеко от нас, где условия те же, что у вас и где вы также будете жить одни, потому что никого другого нет. Нет ли у вас ревматизма? А то в этом отеле чудесные ванны - четыре дня назад начал там курс лечения. Не важничайте и приезжайте».

В августе Сваны поехали к Рахманиновым:

«Уголок, который он выбрал на берегу озера, был очень красив, но, как и большинство мест на швейцарских озёрах, несколько людный и приглаженный. Рахманинов был очень счастлив. Он показывал нам с огромным восторгом все виды, все уголки, очевидно, довольный тем, что у него есть, наконец, свой собственный угол, и к тому же безопасный. Он чувствовал ненадёжность мировой обстановки и твёрдо верил, что Швейцария - самое безопасное место в Европе».

Дом-модерн

Новый дом был красив и уютен, выстроен в стиле модерн и являлся последним словом техники и комфорта того времени. Автоматическое масляное отопление, лифт, ванная при каждой спальне, замечательная кухня, прачечная, комната, чтобы сушить бельё, и т. д. Три большие террасы, на которых можно было принимать солнечные ванны, открывали вид на озеро, на гору Пилатус с одной стороны, и гору Риги - с другой.

Но самой лучшей комнатой была студия Сергея Васильевича, расположенная с западной стороны дома. Эта довольно большая комната с громадными по тем временам окнами, дающими щедрый доступ солнцу, из которых было видно озеро, гору Пилатус и снежные вершины Альп.

Из окон также была видна новая пристань для моторной лодки. Рахманиновы были большими любителями цветов. Они великолепно распланировали сад, посадив более тысячи разновидностей роз, много других цветов и цветущих кустарников, различные деревья.

Цветы, по уговору с садовником из Люцерна, постоянно заменялись новыми. Любимыми деревьями, которые Сергей Васильевич посадил около дома, были три берёзы. Они не особенно хорошо принялись и причиняли ему много хлопот. Сравнительно небольшой участок был отведён в конце сада для фруктовых деревьев, земляники, малины и смородины.

Налаживание жизни в Сенаре потребовало около четырёх лет, но по окончании этой подготовительной работы Рахманинов действительно впервые со времени отъезда из России почувствовал, что у него есть дом, что он может, как и мечтал, осесть на месте.


Рахманинов охотно приглашал к себе в Сенар друзей, открывая двери таким выдающимся людям, как голландский дирижер Виллем Менгельберг (Willem Mengelberg; 1871 - 1951), итальянский музыкант и дирижер Артуро Тосканини (Arturo Toscanini; 1867 - 1957), американский виолончелист российского происхождения Григорий Павлович Пятигорский (Gregor Piatigorsky; 1903 - 1976) и другие.

«Какие счастливые часы мы провели в гостеприимном доме Рахманиновых в их чудесном доме в Швейцарии! … Кто не знал Рахманинова в этой интимной обстановке, не знал его вообще»

(из воспоминаний А. В. Грейнера).

Устроив всё согласно своему желанию, почувствовав, что у него есть настоящее пристанище, Рахманинов немедленно начал сочинять.

Многим казалось, что к этому времени талант композитора в нем уже угас. В действительности ему мешала насыщенная концертная деятельность, отсутствие времени, скитальческая жизнь, но желание писать никогда не остывало.

Приступив к работе 3 июля 1934 года, он уже 18 августа оканчивает одно из лучших своих творений - рапсодию на тему Паганини для фортепиано и оркестра op. 43. А весной 1935 года он начинает писать свою Третью симфонию.

Последний концерт

Весной 1939 года пребывание в имении Сенар было омрачено несчастным случаем. Рахманинов поскользнулся в столовой и упал. Из воспоминаний жены Сергея Васильевича, Натальи Рахманиновой:

«Сергея Васильевича …уложили в кровать. Из Люцерна был вызван доктор, который велел ему лежать; он сказал, что, по-видимому, перелома нет. Приехав на другой день, доктор убедился, что кроме сильного ушиба и потрясения от падения ничего нет. Он сказал, что Сергей Васильевич может встать и скоро ему можно будет начать играть».

Осложнялась и общая политическая обстановка. В воздухе пахло новой войной. Рахманинов очень боялся застрять из-за войны в Европе, волновался и хотел поскорее вернуться в Америку. Но ему не давала покоя мысль о том, что дочь Таня с внуком останется одна во Франции, а ее муж, будучи французским гражданином, в случае войны может быть призван в армию.

Кроме того, уехать из Европы ему мешало обещание выступить на музыкальном фестивале в Швейцарии, который был после аншлюса Австрии перенесён из Зальцбурга в Люцерн.

Концерт состоялся 11 августа 1939 года с участием Сергея Рахманинова и швейцарского дирижера Эрнеста Ансерме (Ernest Ansermet; 1883 - 1969). Рахманинов играл Первый концерт Бетховена и свою Рапсодию.

Затем ничего больше его в Европе не удерживало, Рахманиновы отправились в Париж, а оттуда 23 августа в Нью-Йорк. Когда стала ясной невозможность возвращения в швейцарское имение, Рахманиновы переселились в имение в Лонг-Айленде, где пробыли лето 1940 и 1941 гг.

Стал ли Сенар для Рахманинова «вторым домом»? Строительство виллы Сенар, отнявшее так много сил у Рахманинова, безусловно было вызвано его желанием обрести «родной угол». Но дом в Швейцарии оказался лишь временным «оазисом». Начавшаяся Вторая мировая война лишила Рахманинова и этого пристанища.

Сохранить дух и музыку


А что же сегодня? Каковы перспективы виллы Сенар? Для того, чтобы узнать это, мы воспользовались любезным приглашением генерального директора Фонда Сергея Рахманинова (Serge Rachmaninoff Foundation) Этторе Волонтьери (Ettore F. Volontieri).

В современной Швейцарии вилла находится на территории муниципалитета Веггис (Weggis) на противоположном от Люцерна берегу Фирвальдштетского озера. Господин Волонтьери радушно открывает перед журналистом портала swissinfo ворота, ведущие на участок, окружающий виллу.

До недавнего времени здесь всем управлял внук композитора Александр Борисович Рахманинов - юрист, основатель и президент Фонда имени Рахманинова. В 2012 году он умер. Теперь все текущие дела имения Сенар находятся в рукаках Фонда. Господин Волонтиери проводит небольшую экскурсию по дому, из которого, как кажется, сам Рахманинов вышел несколько минут назад.

Осматривая мемориал, мы вспоминаем последние события, связанные с Сенаром, в частности, что в 2013 году, после смерти А. Б. Рахманинова президент России Владимир Путин, как сообщали тогда российские СМИ, «поручил Министерству культуры и Министерству иностранных дел России изучить вопрос о возможности приобретения в собственность России архива Сергея Рахманинова и имения „Сенар“ в Швейцарии».

Вопрос этот российский пианист Денис Мацуев, который также является арт-директором фонда им. С. Рахманинова, поднимал и на заседании Президентского совета по культуре и искусству, состоявшемся в октябре 2013 года.

Но прошло время, и, как видно, вопрос этот с российской стороны так решен и не был. Как сообщалось, министр культуры России Владимир Мединский в середине 2014 года пояснил, что

«у виллы оказалось много наследников, которые руководствуются материальными соображениями и хотят отдельно продать на аукционе рояль композитора, его ноты, принадлежавший ему стул. При таком подходе у России интереса к покупке виллы нет».

Этторе Волонтьери, однако, утверждает, что вопрос о продаже по отдельности каких-то реликвий из наследия Сенара в такой форме не стоял.

Сейчас все исходят из того, что вилла должна сохраниться такой, какой она была, и что она должна оставаться аутентичным памятником культуры, в котором и дальше будет жить дух великого композитора.

«Проблема, или, скажем так, особенность ситуации состоит на данный момент в том, что тот, кто купит этот объект, не будет иметь права ничего тут переделывать. Мы не хотели бы, чтобы кто-нибудь начал строить, скажем, на площадке перед домом бассейн или производить какие-то перестройки в самом доме, тем более, что вся вилла, кроме того, находится официально под охраной властей кантона Люцерн»,

Подчеркивает Э. Волонтьери. С другой стороны, говорит он,

«мы хотим сделать из виллы Сенар открытое для внешнего мира место. Сюда могли бы приезжать творческие люди для того, чтобы поработать в тишине, которая, несмотря на все городское развитие вокруг, осталась почти такой же, как во времена Сергея Васильевича. При этом мы прагматичны, а потому Фонд мог бы представить себе возможность проведения тут крупными банками или концернами знаковых общественных мероприятий или приемов на высшем уровне.

Сюда могли бы приезжать и специализированные туристические группы в составе знатоков и любителей классической музыки вообще и творчества Рахманинова в частности».

Однако, как еще раз подчеркивает Э. Волонтьери, менять в имении что-либо невозможно, и это, конечно, делает такой объект не очень привлекательным для рынка недвижимости. Каков же выход? Скорее всего, говорит генеральный директор Фонда Рахманинова, будущее Сенара уже совсем скоро будет решено, и решение это будет «триединым».

В нем примут участие Фонд и родственники (дети) композитора, с одной стороны, власти кантона и города Люцерн, с другой, и некоторые ведущие промышленные компании, работающие в кантоне, с третьей.

Насколько реально такое решение? На этот вопрос господин Волонтьери отвечает почти уверенно в том смысле, что сейчас это самая «реалистичная опция». А это значит, что дух и музыка великого Рахманинова продолжат жить в Швейцарии, на берегах Фирвальдштетского озера.

Ну и конечно же, говорит Э. Волонтиери, мы всегда как надеялись, так и продолжаем надеятся и верить в то, что в какой-то форме Российская Федерация также сможет быть частью этого решения.

А пока на этих выходных Вилла Сенар откроет свои двери перед всеми желающими заглянуть туда, где творилась история мировой музыки. И это в Швейцарии обычная практика - народ кантона должен знать, на что могут пойти его деньги. Как кажется, сам композитор к такому подходу отнесся бы с пониманием. Он-то знал лучше других, чего стоят тяжело, собственным трудом заработанные деньги.

В качестве источника при написании материала использовался сайт Сенар. Автор благодарит за поддержку Фонд Рахманинова и Э. Волонтиери.


Сергей Рахманинов в своем швейцарском имении Сенар

Идею купить виллу в Швейцарии Рахманинову подсказал Oskar von Riesemann, 1880-1934) биограф композитора немецкого происхождения, учившийся, в частности, в Московском университете и как раз проживавший тогда в Конфедерации.
К счастью для этой страны, великий пианист и композитор сумел воплотить в жизнь эту идею. Что сейчас происходит с виллой Сенар? Журналистов на нее практически не пускают, но для представителя нашего портала было сделано исключение.
В Швейцарии С. Рахманинов уже бывал, например, на курорте Ароза он отдыхал после утомительных концертов зимой 1912/13 гг. Уехав из России, композитор одно время думал о том, чтобы поселиться в Германии, но его супруга, не любившая немцев, умоляла не покупать недвижимость в этой стране.
В августе 1930 года Рахманиновы, наконец, вновь оказались в Швейцарии. Некоторое время они разъезжали по окрестностям и тщательно осматривали предлагаемые участки. Наконец нашли хорошее место. Оно очень понравилось Сергею Васильевичу, и он сразу его купил.

По имеющимся воспоминаниям,
«и жене, и дочерям казалось, что это слишком далеко от всех друзей во Франции. Супруга Наталия Александровна, выросшая в степной полосе России, любила приволье, открытое место; мысль, что придётся жить в горах, тяготила её. Тем не менее, пришлось примириться с совершившимся фактом».
Новое имение Рахманиновы назвали Сенар, взяв первые слоги от своих имён (Сергей и Наталия) и прибавив начальную букву фамилии (Рахманинов).
Купленный участок был, собственно говоря, сплошной скалой площадью около двух с половиной гектар. Рахманинов знал, что придётся вложить много средств, чтобы привести его в порядок. Но композитору очень хотелось переехать в Швейцарию. Понимая, что строительные работы продлятся не менее двух-трёх лет, композитор решил построить флигель при гараже и временно поселиться в нём, контролируя ход работ.

Рахманинов в Сенаре в кругу семьи, 1931 год

К началу августа 1931 года флигель был готов, и Сергей Васильевич Рахманинов с женой приехали в Швейцарию, где прожили около двух недель перед следующим концертным сезоном в Америке, по окончании которого немедленно вернулись на берега Фирвальдштетского озера.
Как пишет в своих воспоминаниях двоюродная сестра композитора Софья Александровна Сатина (1879-1975),
«пароходы, на которых совершались экскурсии из Люцерна по озеру, делали специальный крюк, чтобы показать экскурсантам с озера вид Сенара с его деревьями, розами и необычайным домом, а перед громадными воротами имения постоянно останавливались пешеходы, чтобы полюбоваться на розы в саду».
В мае 1932 года Рахманинов писал близким друзьям Альфреду и Екатерине Сванам:
«Когда собираетесь к нам? У нас без обмана: озеро есть, рыба есть, прогулки есть и дождя хоть отбавляй. Есть и великолепный маленький отель, недалеко от нас, где условия те же, что у вас и где вы также будете жить одни, потому что никого другого нет. Нет ли у вас ревматизма? А то в этом отеле чудесные ванны - четыре дня назад начал там курс лечения. Не важничайте и приезжайте».
В августе Сваны поехали к Рахманиновым:
«Уголок, который он выбрал на берегу озера, был очень красив, но, как и большинство мест на швейцарских озёрах, несколько людный и приглаженный. Рахманинов был очень счастлив. Он показывал нам с огромным восторгом все виды, все уголки, очевидно, довольный тем, что у него есть, наконец, свой собственный угол, и к тому же безопасный. Он чувствовал ненадёжность мировой обстановки и твёрдо верил, что Швейцария - самое безопасное место в Европе».
Новый дом был красив и уютен, выстроен в стиле модерн и являлся последним словом техники и комфорта того времени. Автоматическое масляное отопление, лифт, ванная при каждой спальне, замечательная кухня, прачечная, комната, чтобы сушить бельё, и т. д. Три большие террасы, на которых можно было принимать солнечные ванны, открывали вид на озеро, на гору Пилатус с одной стороны, и гору Риги - с другой.
Но самой лучшей комнатой была студия Сергея Васильевича, расположенная с западной стороны дома. Эта довольно большая комната с громадными по тем временам окнами, дающими щедрый доступ солнцу, из которых было видно озеро, гору Пилатус и снежные вершины Альп.
Из окон также была видна новая пристань для моторной лодки. Рахманиновы были большими любителями цветов. Они великолепно распланировали сад, посадив более тысячи разновидностей роз, много других цветов и цветущих кустарников, различные деревья.
Цветы, по уговору с садовником из Люцерна, постоянно заменялись новыми. Любимыми деревьями, которые Сергей Васильевич посадил около дома, были три берёзы. Они не особенно хорошо принялись и причиняли ему много хлопот. Сравнительно небольшой участок был отведён в конце сада для фруктовых деревьев, земляники, малины и смородины.
Налаживание жизни в Сенаре потребовало около четырёх лет, но по окончании этой подготовительной работы Рахманинов действительно впервые со времени отъезда из России почувствовал, что у него есть дом, что он может, как и мечтал, осесть на месте.

Вид на виллу Сенар, середина 30-х

Рахманинов охотно приглашал к себе в Сенар друзей, открывая двери таким выдающимся людям, как голландский дирижер Виллем Менгельберг (Willem Mengelberg; 1871 - 1951), итальянский музыкант и дирижер Артуро Тосканини (Arturo Toscanini; 1867 - 1957), американский виолончелист российского происхождения Григорий Павлович Пятигорский (Gregor Piatigorsky; 1903 - 1976) и другие.
«Какие счастливые часы мы провели в гостеприимном доме Рахманиновых в их чудесном доме в Швейцарии! … Кто не знал Рахманинова в этой интимной обстановке, не знал его вообще» (из воспоминаний А. В. Грейнера).

Устроив всё согласно своему желанию, почувствовав, что у него есть настоящее пристанище, Рахманинов немедленно начал сочинять.
Многим казалось, что к этому времени талант композитора в нем уже угас. В действительности ему мешала насыщенная концертная деятельность, отсутствие времени, скитальческая жизнь, но желание писать никогда не остывало.
Приступив к работе 3 июля 1934 года, он уже 18 августа оканчивает одно из лучших своих творений - рапсодию на тему Паганини для фортепиано и оркестра op. 43. А весной 1935 года он начинает писать свою Третью симфонию.
Весной 1939 года пребывание в имении Сенар было омрачено несчастным случаем. Рахманинов поскользнулся в столовой и упал. Из воспоминаний жены Сергея Васильевича, Натальи Рахманиновой:
«Сергея Васильевича …уложили в кровать. Из Люцерна был вызван доктор, который велел ему лежать; он сказал, что, по-видимому, перелома нет. Приехав на другой день, доктор убедился, что кроме сильного ушиба и потрясения от падения ничего нет. Он сказал, что Сергей Васильевич может встать и скоро ему можно будет начать играть».
Осложнялась и общая политическая обстановка. В воздухе пахло новой войной. Рахманинов очень боялся застрять из-за войны в Европе, волновался и хотел поскорее вернуться в Америку. Но ему не давала покоя мысль о том, что дочь Таня с внуком останется одна во Франции, а ее муж, будучи французским гражданином, в случае войны может быть призван в армию.

Кроме того, уехать из Европы ему мешало обещание выступить на музыкальном фестивале в Швейцарии, который был после аншлюса Австрии перенесён из Зальцбурга в Люцерн.
Концерт состоялся 11 августа 1939 года с участием Сергея Рахманинова и швейцарского дирижера Эрнеста Ансерме (Ernest Ansermet; 1883 - 1969). Рахманинов играл Первый концерт Бетховена и свою Рапсодию.
Затем ничего больше его в Европе не удерживало, Рахманиновы отправились в Париж, а оттуда 23 августа в Нью-Йорк. Когда стала ясной невозможность возвращения в швейцарское имение, Рахманиновы переселились в имение в Лонг-Айленде, где пробыли лето 1940 и 1941 гг.
Стал ли Сенар для Рахманинова «вторым домом»? Строительство виллы Сенар, отнявшее так много сил у Рахманинова, безусловно было вызвано его желанием обрести «родной угол». Но дом в Швейцарии оказался лишь временным «оазисом». Начавшаяся Вторая мировая война лишила Рахманинова и этого пристанища.

А что же сегодня?

Каковы перспективы виллы Сенар? Для того, чтобы узнать это, мы воспользовались любезным приглашением генерального директора Фонда Сергея Рахманинова (Serge Rachmaninoff Foundation) Этторе Волонтьери (Ettore F. Volontieri).
В современной Швейцарии вилла находится на территории муниципалитета Веггис (Weggis) на противоположном от Люцерна берегу Фирвальдштетского озера. Господин Волонтьери радушно открывает перед журналистом портала swissinfo ворота, ведущие на участок, окружающий виллу.



Так выглядит сегодня рабочий кабинет Сергея Васильевича Рахманинова. Рояль на месте. Стул тоже. Ничего не продано

До недавнего времени здесь всем управлял внук композитора Александр Борисович Рахманинов - юрист, основатель и президент Фонда имени Рахманинова. В 2012 году он умер. Теперь все текущие дела имения Сенар находятся в рукаках Фонда. Господин Волонтиери проводит небольшую экскурсию по дому, из которого, как кажется, сам Рахманинов вышел несколько минут назад.
Осматривая мемориал, мы вспоминаем последние события, связанные с Сенаром, в частности, что в 2013 году, после смерти А. Б. Рахманинова президент России Владимир Путин, как сообщали тогда российские СМИ, «поручил Министерству культуры и Министерству иностранных дел России изучить вопрос о возможности приобретения в собственность России архива Сергея Рахманинова и имения „Сенар“ в Швейцарии».
Вопрос этот российский пианист Денис Мацуев, который также является арт-директором фонда им. С. Рахманинова, поднимал и на заседании Президентского совета по культуре и искусству, состоявшемся в октябре 2013 года.
Но прошло время, и, как видно, вопрос этот с российской стороны так решен и не был. Как сообщалось, министр культуры России Владимир Мединский в середине 2014 года пояснил, что
«у виллы оказалось много наследников, которые руководствуются материальными соображениями и хотят отдельно продать на аукционе рояль композитора, его ноты, принадлежавший ему стул. При таком подходе у России интереса к покупке виллы нет».
Этторе Волонтьери, однако, утверждает, что вопрос о продаже по отдельности каких-то реликвий из наследия Сенара в такой форме не стоял.

Сейчас все исходят из того, что вилла должна сохраниться такой, какой она была, и что она должна оставаться аутентичным памятником культуры, в котором и дальше будет жить дух великого композитора.
«Проблема, или, скажем так, особенность ситуации состоит на данный момент в том, что тот, кто купит этот объект, не будет иметь права ничего тут переделывать. Мы не хотели бы, чтобы кто-нибудь начал строить, скажем, на площадке перед домом бассейн или производить какие-то перестройки в самом доме, тем более, что вся вилла, кроме того, находится официально под охраной властей кантона Люцерн»,
- подчеркивает Э. Волонтьери. С другой стороны, говорит он,
«мы хотим сделать из виллы Сенар открытое для внешнего мира место. Сюда могли бы приезжать творческие люди для того, чтобы поработать в тишине, которая, несмотря на все городское развитие вокруг, осталась почти такой же, как во времена Сергея Васильевича. При этом мы прагматичны, а потому Фонд мог бы представить себе возможность проведения тут крупными банками или концернами знаковых общественных мероприятий или приемов на высшем уровне.
Сюда могли бы приезжать и специализированные туристические группы в составе знатоков и любителей классической музыки вообще и творчества Рахманинова в частности».
Однако, как еще раз подчеркивает Э. Волонтьери, менять в имении что-либо невозможно, и это, конечно, делает такой объект не очень привлекательным для рынка недвижимости. Каков же выход? Скорее всего, говорит генеральный директор Фонда Рахманинова, будущее Сенара уже совсем скоро будет решено, и решение это будет «триединым».
В нем примут участие Фонд и родственники (дети) композитора, с одной стороны, власти кантона и города Люцерн, с другой, и некоторые ведущие промышленные компании, работающие в кантоне, с третьей.
Насколько реально такое решение? На этот вопрос господин Волонтьери отвечает почти уверенно в том смысле, что сейчас это самая «реалистичная опция». А это значит, что дух и музыка великого Рахманинова продолжат жить в Швейцарии, на берегах Фирвальдштетского озера.
Ну и конечно же, говорит Э. Волонтиери, мы всегда как надеялись, так и продолжаем надеяться и верить в то, что в какой-то форме Российская Федерация также сможет быть частью этого решения.
А пока на этих выходных Вилла Сенар откроет свои двери перед всеми желающими заглянуть туда, где творилась история мировой музыки. И это в Швейцарии обычная практика - народ кантона должен знать, на что могут пойти его деньги. Как кажется, сам композитор к такому подходу отнесся бы с пониманием. Он-то знал лучше других, чего стоят тяжело, собственным трудом заработанные деньги.
В качестве источника при написании материала использовался сайт Сенар. Автор благодарит за поддержку Фонд Рахманинова и Э. Волонтиери.

Игорь Петров, swissinfo.ch

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сенар - имение русского композитора Сергея Рахманинова в Швейцарии . Расположено в местечке Хертенштейн , коммуна Веггис , в кантоне Люцерн на берегу Фирвальдштетского озера с видом на гору Пилатус .

Вилла представляет собой два дома, 10 га земли с садом, набережную и причал .

Название виллы «Сенар» составлено из первых букв имён супругов Рахманиновых - Сергея и Натальи, а также первой буквы фамилии .

В имении Рахманинов создал одно из самых известных и часто исполняемых своих произведений - .

Планировка виллы и двухэтажного дома-усадьбы из ностальгических соображений эмигранта полностью соответствовала покинутому им в России имению в Ивановке (Тамбовская область), был разбит похожий сад с теми же деревьями - яблонями, клёнами и каштанами.

Рахманинов выражал желание быть похороненным в имении «Сенар» , однако с началом Второй мировой войны композитор переехал в США, кончина застала его в Калифорнии, погребён близ Нью-Йорка.

После смерти композитора в 1943 году имение перешло к его наследникам, сначала к второй дочери Татьяне, а затем к внуку Александру Рахманинову (1933-2012), основателю Фонда С. В. Рахманинова.

К 2013 году в имении «Сенар» сохранилась подлинная обстановка, мебель, музыкальные инструменты, рояль Steinway , подаренный композитору В. Стейнвеем, уникальные предметы культурного наследия С. В. Рахманинова - дневники, ноты, переписка, архив .

Имение в XXI веке

После смерти в начале ноября 2012 года Александра Рахманинова, внука и единственного наследника композитора, родственники планировали выставить имение «Сенар» на аукцион с последующей распродажей по частям имущества и уникальных предметов культурного наследия С. В. Рахманинова. Согласно завещанию А. Рахманинова, права на имение и все предметы интерьера, а также архив, рояль и личные вещи композитора должны перейти Фонду С. В. Рахманинова, его возглавила вдова последнего владельца Наталья. Вместе с тем, по швейцарскому законодательству, вне зависимости от воли завещателя, 50 % имущества умершего должны получить его дети, которых у внука Рахманинова от прежних браков четверо .

В этих обстоятельствах арт-директор Фонда С. В. Рахманинова, пианист Денис Мацуев поднял перед президентом РФ Владимиром Путиным вопрос о выкупе имения в пользу России для устройства Международного культурного центра - мемориального музея композитора, проведения там музыкальных мастер-классов, фестивалей и конкурсов. Цена вопроса, по экспертным оценкам, составляет примерно 18 млн швейцарских франков (630-650 млн рублей в конвертации 2013 года) . Президент Путин согласился предпринять усилия для реализации этой идеи за счёт внебюджетных средств. Вскоре Министерством культуры РФ был подыскан покупатель, готовый потратить в пользу государства свои личные накопления и в дальнейшем нести расходы по содержанию виллы. Узнав об амбициозных намерениях российской стороны, родственники последнего владельца имения проводят новую, четвёртую по счёту, оценку имущества с лондонскими экспертами аукциона Sotheby"s с целью уточнения реальной стоимости объекта, выбора схемы продажи - оптом или в розницу. Экспертами доказано, что в целостном виде «Сенар» представляет бесспорную историческую и музейную ценность не только для России, но и для всего мира .

Напишите отзыв о статье "Сенар"

Примечания

Отрывок, характеризующий Сенар

– О чём он «говорит», радость моя?.. И почему мне не знакомы эти руны? Они чуточку другие, чем те, которым нас учили Волхвы. Да и откуда он у тебя?!
– Его принесли на Землю когда-то наши мудрые Предки, наши Боги, чтобы сотворить здесь Храм Вечного Знания, – задумчиво смотря на кристалл, начал Радомир. – Дабы помогал он обретать Свет и Истину достойным Детям Земли. Это ОН родил на земле касту Волхвов, Ведунов, Ведуний, Даринь и остальных просветлённых. И это из него они черпали свои ЗНАНИЯ и ПОНИМАНИЕ, и по нему когда-то создали Мэтэору. Позже, уходя навсегда, Боги оставили этот Храм людям, завещая хранить и беречь его, как берегли бы они саму Землю. А Ключ от Храма отдали Волхвам, дабы не попал он случайно к «тёмномыслящим» и не погибла бы Земля от их злой руки. Так с тех пор, и хранится это чудо веками у Волхвов, а они передают его время от времени достойному, чтобы не предал случайный «хранитель» наказ и веру, оставленную нашими Богами.

– Неужели это и есть Грааль, Север? – не удержавшись, просила я.
– Нет, Изидора. Грааль никогда не был тем, чем есть этот удивительный Умный Кристалл. Просто люди «приписали» своё желаемое Радомиру... как и всё остальное, «чужое». Радомир же, всю свою сознательную жизнь был Хранителем Ключа Богов. Но люди, естественно, этого знать не могли, и поэтому не успокаивались. Сперва они искали якобы «принадлежавшую» Радомиру Чашу. А иногда Граалем называли его детей или саму Магдалину. И всё это происходило лишь потому, что «истинно верующим» очень хотелось иметь какое-то доказательство правдивости того, во что они верят… Что-то материальное, что-то «святое», что возможно было бы потрогать... (что, к великому сожалению, происходит даже сейчас, через долгие сотни лет). Вот «тёмные» и придумали для них красивую в то время историю, чтобы зажечь ею чувствительные «верующие» сердца... К сожалению, людям всегда были нужны реликвии, Изидора, и если их не было, кто-то их просто придумывал. Радомир же никогда не имел подобной чаши, ибо не было у него и самой «тайной вечери»... на которой он якобы из неё пил. Чаша же «тайной вечери» была у пророка Джошуа, но не у Радомира.
И Иосиф Аримафейский вправду когда-то собрал туда несколько капель крови пророка. Но эта знаменитая «Граальская Чаша» по-настоящему была всего лишь самой простой глиняной чашечкой, из какой обычно пили в то время все евреи, и которую не так-то просто было после найти. Золотой же, или серебряной чаши, сплошь усыпанной драгоценными камнями (как любят изображать её священники) никогда в реальности не существовало ни во времена иудейского пророка Джошуа, ни уж тем более во времена Радомира.
Но это уже другая, хоть и интереснейшая история.

У тебя не так уж много времени, Изидора. И я думаю, ты захочешь узнать совершенно другое, что близко тебе по сердцу, и что, возможно, поможет тебе найти в себе побольше сил, чтобы выстоять. Ну, а этот, слишком тесно «тёмными» силами запутанный клубок двух чужих друг другу жизней (Радомира и Джошуа), в любом случае, так скоро не расплести. Как я уже сказал, у тебя просто не хватит на это времени, мой друг. Ты уж прости...
Я лишь кивнула ему в ответ, стараясь не показать, как сильно меня занимала вся эта настоящая правдивая История! И как же хотелось мне узнать, пусть даже умирая, всё невероятное количество лжи, обрушенной церковью на наши доверчивые земные головы... Но я оставляла Северу решать, что именно ему хотелось мне поведать. Это была его свободная воля – говорить или не говорить мне то или иное. Я и так была ему несказанно благодарна за его драгоценное время, и за его искреннее желание скрасить наши печальные оставшиеся дни.
Мы снова оказались в тёмном ночном саду, «подслушивая» последние часы Радомира и Магдалины...
– Где же находится этот Великий Храм, Радомир? – удивлённо спросила Магдалина.
– В дивной далёкой стране... На самой «вершине» мира... (имеется в виду Северный Полюс, бывшая страна Гиперборея – Даария), – тихо, будто уйдя в бесконечно далёкое прошлое, прошептал Радомир. – Там стоит святая гора рукотворная, которую не в силах разрушить ни природа, ни время, ни люди. Ибо гора эта – вечна... Это и есть Храм Вечного Знания. Храм наших старых Богов, Мария...
Когда-то, давным-давно, сверкал на вершине святой горы их Ключ – этот зелёный кристалл, дававший Земле защиту, открывавший души, и учивший достойных. Только вот ушли наши Боги. И с тех пор Земля погрузилась во мрак, который пока что не в силах разрушить сам человек. Слишком много в нём пока ещё зависти и злобы. Да и лени тоже...

– Люди должны прозреть, Мария. – Немного помолчав, произнёс Радомир. – И именно ТЫ поможешь им! – И будто не заметив её протестующего жеста, спокойно продолжил. – ТЫ научишь их ЗНАНИЮ и ПОНИМАНИЮ. И дашь им настоящую ВЕРУ. Ты станешь их Путеводной Звездой, что бы со мной ни случилось. Обещай мне!.. Мне некому больше доверить то, что должен был выполнить я сам. Обещай мне, светлая моя.
Радомир бережно взял её лицо в ладони, внимательно всматриваясь в лучистые голубые глаза и... неожиданно улыбнулся... Сколько бесконечной любви светилось в этих дивных, знакомых глазах!.. И сколько же было в них глубочайшей боли... Он знал, как ей было страшно и одиноко. Знал, как сильно она хотела его спасти! И несмотря на всё это, Радомир не мог удержаться от улыбки – даже в такое страшное для неё время, Магдалина каким-то образом оставалась всё такой же удивительно светлой и ещё более красивой!.. Будто чистый родник с животворной прозрачной водой...

Ш вейцарское имение великого русского композитора Сергея Рахманинова может стать собственностью России. На данный момент имение, а это два дома, 10 га земли с садом, набережная и причал, оценивается более чем в 18 млн швейцарских франков (639 млн руб.). Впервые за многие годы родственники Рахманинова намерены его продать, более того, в качестве покупателя желают видеть именно Россию.

В Министерство культуры поступило распоряжение президента РФ Владимира Путина о приобретении швейцарского имения Сергея Рахманинова «Сенар» в российскую собственность. По мнению министра Владимира Мединского, это правильная идея, но дорогая. «Мы думаем, как решить эту проблему», — заявил министр в интервью газете «Известия».

На данный момент имение оценивается более чем в 18 млн швейцарских франков (639 млн руб.). Это два дома, 10 га земли с садом, набережная и причал.

Момент для покупки «Сенара» ныне более чем подходящий — впервые за многие годы родственники Рахманинова намерены его продать, более того, в качестве покупателя желают видеть Россию. Последним владельцем имения был внук композитора, основатель и президент фонда имени Рахманинова Александр Рахманинов, скончавшийся 1 ноября 2012 года.

В беседе с «Известиями» министр подчеркнул, что в возможном обретении маленького российского анклава под Люцерном важен патриотический аспект: он озабочен тем, что на Западе Рахманинова нередко называют американским композитором, что «обидно и несправедливо», поскольку «Рахманинов всегда был и оставался глубоко русским человеком».

Мединский отметил также особую ценность «Сенара» как музея:

«Объект уникальный, не только с точки зрения места, а в первую очередь потому, что там фактически музеефицировано огромное количество вещей, принадлежавших Рахманинову. Дневники, ноты, переписка, одежда, мебель, рояль, на котором он сочинял музыку и играл. Не говоря уже о том, что дом строился по проекту Рахманинова. Это кусочек его жизни, сохранившийся в первозданном виде».

Вилла «Сенар» находится в деревне Гертенштайн на берегу Фирвальдштетского озера (кантон Люцерн). Сергей Рахманинов купил участок земли неподалеку от того места, где они с женой когда-то провели медовый месяц в 1930 году. На следующий год композитор начал строительство двухэтажного дома, разбивку сада и обустройство причала. Название виллы он составил из первых букв своего имени и имени жены Натальи Александровны, и фамилии, ставшей для них общей: СЕргей +НАталья Рахманиновы - СЕНАР. Семья Рахманинова переселилась в «Сенар» к 1934 году и оставалась там до начала Второй мировой войны, когда перебралась в США.

Сергей Васильевич Рахманинов, потомственный русский дворянин, гениальный пианист и композитор, стал символом русской музыки во всём мире, его произведения слушают не только меломаны, но и простые люди самых разных профессий, возрастов и национальностей. Большинству из нас ещё со школы известно, что после Октябрьской революции Рахманинов эмигрировал в США и прожил там последнюю треть жизни. Но не все знают, что каждое лето, с 1924 по 1939 годы, он приезжал в Европу и только осенью возвращался в Нью-Йорк. Почему?

С. Рахманинов за роялем. Источник: www.senar.ru

С видом на озеро и гору

Смена обстановки всегда идёт на пользу творчеству. Рахманинов жил в Америке, но летние месяцы любил проводить в Европе. Композитор тяготился ежегодными поисками места отдыха и говорил о желании осесть в определённом месте, не мотаясь по дачам и курортам на старости лет. С выбором страны помог музыкальный критик Оскар Риземан. Он с таким восторгом рассказывал о жизни в Швейцарии и уговаривал Рахманинова купить там какой-нибудь участок земли, что Сергей Васильевич решил съездить туда. Надо отметить, что первое знакомство со Швейцарией у Рахманинова состоялось в 1902 году, именно в эту страну музыкант и его жена отправились сразу после венчания. Рахманинов был покорён пейзажами Швейцарии, в чём он не раз признавался: «Верх совершенства. Красивее этого никогда в жизни ничего не видел». В 1930 году композитор приобрёл неподалеку от Люцерны земельный участок с видом на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус. Сергей Васильевич назвал это поместье Сенар, соединив две первые буквы своего имени и имени своей жены Натальи, добавив к ним букву «Р» - Рахманиновы.

Дом в имении Сенар. Источник: www.senar.ru

Так же, как в Ивановке

Ностальгия по родине побудила Рахманинова сделать планировку виллы полностью соответствующей покинутому им в России имению в Ивановке (Тамбовская губерния), которое композитор очень любил. До эмиграции, не жалея сил и средств, Рахманинов занимался своим тамбовским имением, вникал в хозяйственные вопросы, приобретал для сельскохозяйственных работ новейшую технику. С таким же рвением композитор начал обустройство своего жилья в Швейцарии. Был разбит похожий сад с теми же деревьями, что и в России - яблонями, клёнами, каштанами, берёзами. Сергей Васильевич остался доволен своим новым домом и пребывал в хорошем настроении. Родственники, приехавшие в гости к Рахманинову, вспоминали: «Он показывал нам с огромным восторгом все виды, все уголки, очевидно, довольный тем, что у него есть, наконец, свой собственный угол, и к тому же безопасный. Он чувствовал ненадёжность мировой обстановки и твёрдо верил, что Швейцария - самое безопасное место в Европе». В это время композитор часто гастролировал по Старому Свету, выступал с концертами на фестивале в Люцерне.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры