451 градус по фаренгейту жанр произведения

Главная / Психология

Человек, который не доволен своей жизнью, потому что она заполнена чем-то пустым и бессмысленным, встречает девочку, которая раскрывает ему интересную сторону существования, которая далеко в будущем утеряна для большинства, книги запрещены, взаимопонимания не существует, каждый замкнут в себе и никто не общается простодушно. Она гуляла с Монтенегом каждый вечер, когда он возвращался с работы, и каждый раз рассказывала что-то интересное. Кларисса умирает. Монтенег на одном из поджогов книг заметил, что эти люди, спасающие книги, не сумасшедшие, он крадёт оттуда одну из книг, чтобы разобраться во всём. Его начальник узнаёт об этом, говорит Гаю Монтенегу, что тот может прочитать книгу, убедиться, что все эти книги пустышки, и отдать книгу через пару дней. Гая охватывает паника, он вовлекает в это жену, поэтому она уходит от него. Гай гулял в парке и встречает старика, знакомится с ним, узнаёт, что старик - Фабер бывший профессор. Фабер даёт ему свой адрес и номер телефона, после чего Гай приходит к нему и приносит с собой Библию, чтоб старик научил его понимать книги. Тот даёт ему наушник от радиоприёмника. Гай возвращается на работу с наушником в ухе. Милдред, а до этого две соседки, мисс Клара Фелис и миссис Бауэлс, которым он, разозлившись из-за их пустой болтовни, прочитал стих «Берег Дувра», доносят, что Монтэг хранит дома книги. Битти подстраивает всё так, что Гай приезжает на вызов по сожжению собственного дома. За ним следит электрический пёс, которого Монтэг всегда побаивался - он был уверен, что пёс настроен против него. По указанию Битти Гай сжигает собственный дом, а затем струей пламени из огнемёта убивает сознательно спровоцировавшего его на это мужчину, затем оглушает двух пожарных и сжигает электрического пса. Но электрический пёс все-таки успевает задеть его прокаиновой иглой, одна нога Гая немеет, и это замедляет его передвижение. Повсюду слышен вой сирен и начинается настоящая охота за Монтенегом. Гай подбирает книги и подбрасывает их в дом мисс Блэк и её мужа-пожарника. Далее он направляется в дом бывшего профессора. Там хозяин дома включает телевизор, и они узнают о транслируемой с воздуха погоне и о том, что доставлен новый электрический пёс, который выследит преступника. Монтэг советует старику уничтожить все вещи и предметы, к которым он прикасался; Фаберу следует уничтожить все следы прибывания Гая. Они договариваются о встрече через одну-две недели в Сент-Луисе, при условии, что останутся живы. Гай берёт чемодан со старыми вещами Фабера и убегает.Монтэг пробирается к реке, переодевается в его вещи, заходит в воду, течение подхватывает его и уносит в темноту. Электрический пёс теряет его след у реки. Когда Гай выходит из воды, он заходит в лес, находит железнодорожную колею, ведущую из города вглубь страны, видит вдали огонь и идет на его свет. Там он встречается с группой людей, которые относятся к нему очень дружелюбно. У них есть портативный телевизор, поэтому они заочно знают Гая. Ему дают выпить флакон с бесцветной жидкостью, чтобы изменить запах пота.. По телевизору они наблюдают инсценировку властей смерти Монтэга. Далее выясняется, что новые знакомые Гая - часть сообщества, сохраняющего строки литературных произведений в своих головах до тех пор, пока тирания не будет уничтожена, а литературная культура не будет воссозд. Каждый из них помнит наизусть какое-либо литературное произведение. Монтэг, который помнит несколько отрывков из библии, присоединяется к их сообществу. В одно мгновение начинается и оканчивается война, и группа профессоров вместе с Гаем наблюдает издалека за гибелью города в результате атомной бомбардировки. В этот момент Монтэг чувствует, что он видит гибель Милдред. Фабер избегает гибели, он находится в это время в автобус. После катастрофы эти люди и Гай Монтенег отправляются в путь, и каждый думает о своем
На этом и кончается книга, по-моему обнадёживающий конец..

Везде, где книги сожжены, мы заканчиваем тем, что сжигаем людей. Книга Брэдбери заканчивается апокалипсисом, единственный способ уничтожить все, что плохо, прежде чем человечество возродится от пепла. Темная нота, которая по-разному изменилась в 60-е годы, с тех пор призрак ядерного апокалипсиса отошел от глобального потепления и окончания «холодной войны». Другие биологические или террористические страхи изменили наше восприятие конца нашего мира.

Роман, написанный в 50-х годах, который по-прежнему имеет отношение к темам, которые он затрагивает. Характер девушки очень важен для меня, это она делает, чтобы Монтаг проснулся. Это уже было предметом одной из его марсианских хроник, нет? Эта книга немного испугала: реалити-телевизор в небольшом масштабе показывает, что такое телевизор в этой книге. Наконец, по-видимому, все еще будут люди, желающие пожертвовать собой за книги и все, что они могут принести. В этом будущем общество, где чтение, источник опроса и размышления, считается антиобщественным актом, специальная пожарная бригада несет ответственность за сжигание всех книг, владение которыми запрещено коллективному благу.

Америка относительно недалекого будущего, какой она виделась автору в начале пятидесятых годов, когда и писался этот роман-антиутопия.

Тридцатилетний Гай Монтэг — пожарник. Впрочем, в эти новейшие времена пожарные команды не сражаются с огнем. Совсем даже наоборот. Их задача отыскивать книги и предавать огню их, а также дома тех, кто осмелился держать в них такую крамолу. Вот уже десять лет Монтэг исправно выполняет свои обязанности, не задумываясь о смысле и причинах такого книгоненавистничества.

Монтаг, пироманьяк пожарного, однако начинает мечтать о другом мире, который не запретил бы литературу и мнимые в пользу сразу потребляемого счастья. Отличная книга, которая делает вас холодным в спине. Эта работа была написана в конце 1940-х годов, Брэдбери имеет дальновидный взгляд на технологии, общество и изменения мышления. Телевидение входит в коттеджи, и Брэдбери уже говорит о гигантском экране, висящем на стене, наушниках, которые помещаются в уши, чтобы слушать музыку.

Брэдбери также говорит об индивидуализме, отсутствии общения людей из-за технологий, и что единственные люди, которые находятся между ними, находятся через эти гигантские экраны, которые размещены на стенах гостиной. Выдержка: Я ублюдок детей в школе девять дней из десяти. Это как прачечная; поместите белье в машину и похлопайте крышку. В неопределенном будущем Монтаг является «пожарным», задачей которого является сжигание всех письменных работ без исключения. Он и его эскадра нападают на город в поисках всех нелегальных библиотек, и им строго приказано записать книгу.

Встреча с юной и романтичной Клариссой Маклеланд выбивает героя из колеи привычного существования. Впервые за долгие годы Монтэг понимает, что человеческое общение есть нечто большее, нежели обмен заученными репликами. Кларисса резко выделяется из массы своих сверстников, помешанных на скоростной езде, спорте, примитивных развлечениях в «Луна-парках» и бесконечных телесериалах. Она любит природу, склонна к рефлексиям и явно одинока. Вопрос Клариссы: «Счастливы ли вы?» заставляет Монтэга по-новому взглянуть на жизнь, которую ведет он — а с ним и миллионы американцев. Довольно скоро он приходит к выводу, что, конечно же, счастливым это бездумное существование по инерции назвать нельзя. Он ощущает вокруг пустоту, отсутствие тепла, человечности.

Мир Монтаг - это мир, где владение книгой или даже просто чтение письменной работы стали преступлениями. Литература, отвратительная обществом, больше не существует. До тех пор, пока он полностью удовлетворен своей работой, Монтаг однажды решит вычесть книги в обещанное им уничтожение и будет читать их. Он решает спрятать работы дома, не зная об этом. Однажды ночью, вернувшись домой после работы, он встречает девушку на улице и называет себя Клариссой Макклеллан; ей 17 лет. Она - во всех отношениях жена Гай Монтаг, Милдред, воспитываемая телевизионной пропагандой.

Словно подтверждает его догадку о механическом, роботизированном существовании несчастный случай с его женой Милдред. Возвращаясь домой с работы, Монтэг застает жену без сознания. Она отравилась снотворным — не в результате отчаянного желания расстаться с жизнью, но машинально глотая таблетку за таблеткой. Впрочем, все быстро встает на свои места. По вызову Монтэга быстро приезжает «скорая», и техники-медики оперативно проводят переливание крови с помощью новейшей аппаратуры, а затем, получив положенные пятьдесят долларов, удаляются на следующий вызов.

Вторая часть, Сито и песок. Открывая книги, он отправляется на поиски старого знакомого, которого он никогда не осуждал, не зная почему, это Фабер, старый учитель, вышедший на пенсию, который был уволен сорок лет. ранее на закрытии, из-за отсутствия студентов и кредитов, последней школы гуманитарных наук. Проходит обсуждение между двумя мужчинами, Монтаг предлагает Фаберу перепечатать книги. Наконец, Фабер даст ему чип, который, ввезенный ему на ухо, позволит ему общаться с ним по своему усмотрению.

Цель состоит в том, чтобы обнаружить слабые места мира пожарных и, в частности, капитана Битти, начальника Монтага. Третья часть, Осколок Пламени. Фабер отправляет Монтага в разведывательную миссию, но Монтаг разоблачен и в конечном итоге сжег Битти в миссии, направленной на дом Монтага. Действительно, его жена Милдред, прежде чем уйти, предупредила власти о наличии книг дома. Монтаг становится опасным преступником и безжалостно охотится этим обществом еще на пороге войны. Затем его преследует Лимье.

Монтэг и Милдред женаты уже давно, но их брак превратился в пустую фикцию. Детей у них нет — Милдред была против. Каждый существует сам по себе. Жена с головой погружена в мир телесериалов и теперь с восторгом рассказывает о новой затее телевизионщиков — ей прислали сценарий очередной «мыльной оперы» с пропущенными строчками, каковые должны восполнять сами телезрители. Три стены гостиной дома Монтэгов являют собой огромные телеэкраны, и Милдред настаивает на том, чтобы они потратились и на установление четвертой телестены, — тогда иллюзия общения с телеперсонажами будет полной.

Робот-робот - это машина, которая выглядит как собачья пчела с ее восемью ногами и ее сундуком, из которого дротик, который вводит огромные дозы морфина и прокаина. Благодаря хитроумной ловкости руки и, прежде всего, с невероятной удачей ему удается уйти из города и позволить себе провести по реке, чтобы встретить членов путешествующего сообщества, состоящего из старых выпускников Гарварда, которые живут в городе. на дорогах, вдоль старых ржавых железных дорог. Каждый из них научил книгу наизусть, чтобы спасти ее от забвения, которое было обещано, и, наконец, разразилась война, и Монтаг видит, что город разрушен, давая ему шанс для нового начала.

Мимолетные встречи с Кларисой приводят к тому, что Монтэг из отлаженного автомата превращается в человека, который смущает своих коллег-пожарных неуместными вопросами и репликами, вроде того: «Были ведь времена, когда пожарники не сжигали дома, но наоборот, тушили пожары?»

Пожарная команда отправляется на очередной вызов, и на сей раз Монтэг испытывает потрясение. Хозяйка дома, уличенная в хранении запрещенной литературы, отказывается покинуть обреченное жилище и принимает смерть в огне вместе со своими любимыми книгами.

Возможная аллегория: Маккартизм

Тем не менее, температура самовоспламенения бумаги не является абсолютной информацией, но зависит от многих факторов и сильно варьируется в зависимости от состава бумаги и ее возможных добавок.

Ссылки в других работах

Опять же, это один из агентов власти, который только найдет способ восстания против тоталитарной системы, которую он представляет. Резюме: 451 градус Фаренгейта представляет температуру, при которой книга горит и горит. В этом будущем общество, где чтение, источник допросов и размышлений, считается антиобщественным актом, специальная пожарная бригада несет ответственность за сжигание всех книг, владение которыми запрещено коллективному благу.

На следующий день Монтэг не может заставить себя пойти на работу. Он чувствует себя совершенно больным, но его жалобы на здоровье не находят отклика у Милдред, недовольной нарушением стереотипа. Кроме того, она сообщает мужу, что Клариссы Маклеланд нет в живых — несколько дней назад она попала под автомобиль, и её родители переехали в другое место.

Должен сказать, что обложка довольно приятная и глупо говорит о книге. Представьте себе мир, где исчезло отражение, и книги полностью исчезли. Пожарные отвечают за уничтожение своих книг огнем на благо сообщества. Однажды пожарный Монтаг встретит своего молодого соседа и его видение мира, и его убеждения начнут меняться. Эта книга - тревожная книга, шокирующая и все еще актуальная, раскрывающая нас через общество, которое подталкивает людей не думать, жить, не беспокоясь друг о друге или даже о том, что может произойти вокруг вас таких как война или страдание.

В доме Монтэга появляется его начальник брандмейстер Битти.

Он почуял неладное и намерен привести в порядок забарахливший механизм Монтэга. Битти читает своему подчиненному небольшую лекцию, в которой содержатся принципы потребительского общества, какими видит их сам Брэдбери: «…Двадцатый век. Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объеме. Сокращенное издание. Содержание. Экстракт. Не размазывать. Скорее к развязке!.. Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной передачи. Потом еще больше: одна колонка текста, которую можно пробежать глазами за две минуты, потом еще: десять — двадцать строк для энциклопедического словаря… Из детской прямо в колледж, а потом обратно в детскую».

В этом мире семья была заменена телевизором, и чем больше экранов для телевизора имплантируется в стены, тем больше у нас членов семьи. Но здесь чувствуется боль людей, автор заставляет нас видеть сквозь каждого персонажа, который подвергается пыткам, который, несмотря на маску, заключенную в тюрьму, заперт в роли «овец», глядя определенным образом бежать, будь то Милдред через эти наркотики, Кларисса через ее размышления или Битти.

В разгар всего этого стоит Монтаг, застрявший как во сне между двумя мирами, аморфный, где он не думает, где массовая культура заменила личное развитие, и тот, где ведет открытие, что книги не одно и то же. монстров, которые они должны сказать. Мир, который заставляет его понять, что у него есть своя точка зрения на собственное мышление, где он уникален. Но этот мир не обязательно лучше, книги не приносят счастья, а просто осей и идей, позволяющих развивать каждого. Развитие и эволюция Монтага действительно интересно, слишком плохо, что персонаж, наконец, довольно холодный.

Разумеется, такое отношение к печатной продукции — не цель, но-

Средство, с помощью которого создается общество манипулируемых людей, где личности нет места.

«Мы все должны быть одинаковыми, — внушает брандмейстер Монтэгу. — Не свободными и равными от рождения, как сказано в Конституции, а… просто одинаковыми. Пусть все люди станут похожи друг на друга как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют свое ничтожество».

Возможно, это также происходит из вселенной, где характер, холод, дезинфекция или телевидение, а шумиха имеют большое значение и, таким образом, ограничивают моменты самоанализа с самим собой. Общество, наполненное машинами, тоталитарное общество, где критерий выбора кандидата в президенты оказывается его физическим, а не его идеями. Поистине тревожный, увлекательный и страшный мир прекрасно транскрибируется автором. Помните, что эта книга была написана во время «холодной войны» в годы.

Стиль автора поистине поэтичен и тревожен в его словах, когда мы узнаем об этом возможном мире, но теперь он немного стар и даже кажется немного помпезным. Отсутствие напряженности в истории также ощущается временем, но ничто действительно не мешает, поскольку дно книги все еще поражает, живое, хорошо переносится и по-прежнему актуально. Более того, острый вывод заставляет нас думать.

Если принять такую модель общества, то опасность, исходящая от книг, становится самоочевидной: «Книга — это заряженное ружье в доме у соседа. Сжечь её. Разрядить ружье. Надо обуздать человеческий разум. Почем знать, кто завтра станет мишенью для начитанного человека».

До Монтэга доходит смысл предупреждения Битти, но он зашел уже слишком далеко. Он хранит в доме книги, взятые им из обреченного на сожжение дома. Он признается в этом Милдред и предлагает вместе прочитать и обсудить их, но отклика не находит.

Вкратце: вот книга, которая немного устарела в стиле, который поэтичен, но немного помпезен и не испытывает нервозности, но сама история по-прежнему актуальна и всегда увлекательна, подталкивая нас размышлять о себе и о том, что мы видим и получаем как информацию. Характер Монтага немного холодный, но, в конце концов, он прекрасно транскрибирует этот мир и его переворот, его изменение увлекательно. Такая книга, которую мы любим или ненавидим, но которая не оставляет нас равнодушными и заслуживает того, чтобы их читали.

Мнения других участников этого общего чтения. В результате социально-политических потрясений книги запрещены. Они узнали их наизусть, прежде чем уничтожить их. Монтаг является частью огневой бригады, которая вместо тушения пожаров запускает все книги и, при необходимости, дома, которые содержат их с их жильцами, если они сопротивляются. Монтаг постоянно повторяет, что он не доволен. Это факт, что он надевает свое счастье, как маску, потому что счастье обязательно в этом будущем мире. Он встретил Кларисс, и эта девушка сбежала с маской.

В поисках единомышленников Монтэг выходит на профессора Фабера, давно уже взятого на заметку пожарниками. Отринув первоначальные подозрения, Фабер понимает, что Монтэгу можно доверять. Он делится с ним своими планами по возобновлению книгопечатания, пока пусть в ничтожных дозах. Над Америкой нависла угроза войны — хотя страна уже дважды выходила победительницей в атомных конфликтах, — и Фабер полагает, что после третьего столкновения американцы одумаются и, по необходимости забыв о телевидении, испытают нужду в книгах. На прощание Фабер дает Монтэгу миниатюрный приемник, помещающийся в ухе. Это не только обеспечивает связь между новыми союзниками, но и позволяет Фаберу получать информацию о том, что творится в мире пожарников, изучать его и анализировать сильные и слабые стороны противника.

Монтаг отказывается от обязательного счастья и мечты о мире, где литература не будет запрещена. Поэтому Монтаг является опасным повстанцем для общества: вместо того, чтобы сжигать книги, он читает их. И затем он встретил Кларисса своего молодого соседа и обменялся с ней несколькими словами, которые выступали в роли раскрывателя. За каждой книгой есть человек. Битти, его коллега в бригаде, показывает ему, что все эти книги, которые они сжигают, безумны: по его словам, между ними нет двух, которые согласны с ними, и никогда не существовали персонажи романов, Битти объясняет Монтагу, что им поручено задание, защита всеми средствами душевного спокойствия и подавление чувства неполноценности как приемлемого, поскольку оно ужасно в человеке. Избегайте людей безвредных, негорючих данных, которые они чувствуют, наполненные фактами, чтобы рассказать, все обо всем.

Военная угроза становится все более реальной, по радио и ТВ сообщают о мобилизации миллионов. Но еще раньше тучи сгущаются над домом Монтэга. Попытка заинтересовать жену и её подруг книгами оборачивается скандалом. Монтэг возвращается на службу, и команда отправляется на очередной вызов. К своему удивлению, машина останавливается перед его собственным домом. Битти сообщает ему, что Милдред не вынесла и доложила насчет книг куда нужно. Впрочем, её донос чуть опоздал: подруги проявили больше расторопности.

Тогда они представят, что, как они думают, у них будет ощущение движения, пока он топчет. И они будут счастливы, потому что знание такого рода непреложно. Вот как Битти говорит с Монтаг. С другой стороны, Монтаг видит вещи по-другому, и его встреча с Фабером, старым отброшенным профессором литературы, проливает свет на глубины его мысли в диалогах с богатством и стилем, которым обладает Рэй Брэдбери. Для Фабера качество знаний, досуг ассимиляции и право принимать действия, основанные на том, что мы узнаем о взаимодействии между первыми двумя элементами, являются основой состояния человека.

По распоряжению Битти Монтэг собственноручно предает огню и книги, и дом. Но затем Битти обнаруживает передатчик, которым пользовались для связи Фабер и Монтэг. Чтобы уберечь своего товарища от неприятностей, Монтэг направляет шланг огнемета на Битти. Затем наступает черед двух других пожарников.

С этих пор Монтэг становится особо опасным преступником. Организованное общество объявляет ему войну. Впрочем, тогда же начинается и та самая большая война, к которой уже давно готовились. Монтэгу удается спастись от погони. По крайней мере, на какое-то время от него теперь отстанут: дабы убедить общественность, что ни один преступник не уходит от наказания, преследователи умерщвляют ни в чем не повинного прохожего, которого угораздило оказаться на пути страшного Механического Пса. Погоня транслировалась по телевидению, и теперь все добропорядочные граждане могут вздохнуть с облегчением.

Руководствуясь инструкциями Фабера, Монтэг уходит из города и встречается с представителями очень необычного сообщества. Оказывается, в стране давно уже существовало нечто вроде духовной оппозиции. Видя, как уничтожаются книги, некоторые интеллектуалы нашли способ создания преграды на пути современного варварства. Они стали заучивать наизусть произведения, превращаясь в живые книги. Кто-то затвердил «Государство» Платона, кто-то «Путешествия Гулливера» Свифта, в одном городе «живет» первая глава «Уолдена» Генри Дэвида Торо, в другом — вторая, и так по всей Америке. Тысячи единомышенников делают свое дело и ждут, когда их драгоценные знания снова понадобятся обществу. Возможно, они дождутся своего. Страна переживает очередное потрясение, и над городом, который недавно покинул главный герой, возникают неприятельские бомбардировщики. Они сбрасывают на него свой смертоносный груз и превращают в руины это чудо технологической мысли XX столетия.

Пересказ - Белов С. Б.

Хороший пересказ? Расскажи друзьям в соц.сети, пусть тоже подготовятся к уроку!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры