Апраксинский дворец. Интересные факты о доме-комоде на покровке

Главная / Психология

Апраксинский дворец – здание в стиле барокко, авторство которого приписывают двум архитекторам: Дмитрию Ухтомскому и одному из учеников итальянского зодчего Бартоломело Растрелли.

Расположенный на улице Покровка, дворец был построен для графа Матвея Апраксина, недавно женившегося. Этот участок до Апраксиных, которые переехали на Покровку в 60-е годы XVIII века, имел нескольких владельцев, включая купца Морозова и английского торговца мачтовым лесом Томпсона.

Дворец был построен в 1766 году, в его облике исследователи московской архитектуры усматривают почерк Растрелли и находят общие черты с Эрмитажем. Внутренний интерьер был оформлен в стиле французского рококо. Но, несмотря на красоту своего облика и интерьеров, особняк был продан уже спустя шесть лет князю Дмитрию Трубецкому, и Трубецкие оставались владельцами дворца в течение почти девяти десятилетий.

В доме Трубецких бывали многие известные личности того времени: юный Александр Пушкин с сестрой Ольгой, Дмитрий Менделеев, в стенах дворца состоялся сговор о свадьбе будущих родителей Льва Толстого Николая Ильича и Марии Волконской.

Бывший дворец Апраксиных называли также «домом-комодом», и это название закрепилось за ним именно во время Трубецких. В 1783 году они произвели переустройство флигелей особняка, после чего здание приобрело сходство с комодом.

В начале 60-х годов XIX века вдова князя Трубецкого продала особняк, и в нем разместили 4-ю мужскую гимназию – учебное заведение, давшее Москве и России многих известных ученых, деятелей культуры и политики. Его окончили профессор Николай Жуковский, лингвист Алексей Шахматов, философ Владимир Соловьев, театральный критик Константин Станиславский и меценат Савва Морозов, писатель Алексей Ремизов и другие. Почти сразу после революции гимназия была закрыта, а во дворце размещались различные учреждения, включая общежитие, дом пионеров и НИИ.

На улице Покровка в Москве находится немало интересных зданий, но один особняк выделяется среди них своей уникальностью, архитектурными особенностями и историей. Речь идет про знаменитый дом-комод, который является единственным в российской столице строением в барочно-растреллиевском стиле, более привычном для С.-Петербурга.

Строительство здания было завершено в 1766 году. К сожалению, история не сохранила имени архитектора, по некоторым данным, им является Д. Ухтомский. Очевидно, что создатель дома-комода был поклонником архитектурной школы Б. Растрелли. В облике здания четко угадываются барочные черты: обилие лепнины, декора, колонн, стремление придать строению более округлый вид.

Первым владельцем дома-комода был генерал С. Апраксин. В 1772 году он продал здание княжескому роду Трубецких. Аристократическая семья владела строением на протяжении 90 лет. В народе к фамилии князей даже добавили приставку «Комод».

Туристам стоит внимательнее присмотреться к стенам дома. Архитектурная сложность дворца поражает. С помощью системы колонн и выступов зодчему удалось добиться единой композиции: кажется, что здание состоит из одной бесконечной стены, без угловых разрывов.

Дом-комод украшен многочисленными колоннами, пилястрами, барельефами, наличниками и портиками. Строители не поскупились на лепнину: в некоторых местах стены почти полностью покрыты декором.

Внутренние интерьеры здания, к сожалению, не дошли до нас в своем первоначальном виде: обстановку уничтожил сильнейший пожар. Тем не менее, туристам будет интересно увидеть воссозданное убранство великолепных помещений дворца, разнообразие которых поражает: это обширные кабинеты, огромные бальные залы, красивые опочивальни и будуары. В центральном зале обстановка вполне может соперничать с интерьерами Зимнего дворца.

В доме-комоде гостили люди, ставшие цветом и гордостью русской культуры. Достаточно сказать, что здесь неоднократно бывал А. С. Пушкин, посещал князей Трубецких и еще один великий русский поэт – Ф.И. Тютчев.

В 1861-ом году материальные трудности вынудили княжескую семью продать свой любимый дом. Здание приобрел Московский университет, разместивший здесь 4-ю мужскую гимназию, ставшую одним из самых знаменитых учебных заведений страны. Выпускниками гимназии являются К. Станиславский, П. Виноградов, С. Морозов, А. Шахматов.

В постреволюционные годы дом-комод стал многоквартирной коммуналкой, офисным центром и студенческим общежитием. В соответствии с политикой «уплотнения», в одну комнату могли заселить 10, а то и 20 человек. После войны жильцы коммуналок съехали в другие районы, а историческое здание было передано НИИ геофизических методов разведки и Дому пионеров Бауманского района, который в свое время посещала будущая поэтесса Б. Ахмадуллина.

В 1960-ом году дом был полностью отреставрирован по чертежам 18-го века. Здание является объектом культурного наследия России.

Земельный участок под строительство дома приобрел в 1764 году купил подпоручик лейб-гвардии Измайловского полка граф Матвей Фёдорович Апраксин. По заказу Апраксина здание было построено в стиле елизаветинского . За характерную форму особняк Апраксина прозвали «дом-комод».

Архитектор здания точно не установлен. По одной из версии им был Варфоломей Варфоломеевич Растрелли, по другой - неизвестный мастер круга Растрелли, по третьей Дмитрий Васильевич Ухтомский. Эксперты склоняются к последней версии.

В 1772 году Апраксины продали особняк лейб-гвардии капитан-поручику князю Дмитрию Юрьевичу Трубецкому. Дмитрий Юрьевич Трубецкой перевёз на Покровку и домовую Благовещенскую церковь. Так в особняке появился собственный храм.

В начале 19 века здесь были многие знаменитости - Александр Сергеевич Пушкин, Фёдор Тютчев. Будущий известный историк Михаил Петрович Погодин преподавал дочерям Трубецкого.

В 1861 году юнкер лейб-гвардии конного полка князь Иван Юрьевич Трубецкой и его мать Ольга Фёдоровна продали дом на Покровке Московскому университету. В доме была открыта 4–я мужская гимназия, которая выделялась среди казенных гимназий и соперничала со знаменитой 1–й мужской гимназией на Волхонке (старейшая в Москве гимназия, основанная в 1804 году).

4–я гимназия была классической гимназией высшего разряда – с двумя древними языками, латынью и греческим, что давало право после её окончания поступать в Московский университет. Среди выпускников гимназии – Николай Жуковский, «отец русской авиации», академик Алексей Шахматов, философ Владимир Соловьев. Здесь гимназист Константин Сергеевич Станиславский познакомился с будущим меценатом его театра Саввой Морозовым. В гимназии № 4 учились братья Ремизовы. Творчество писателя Алексея Ремизова Марина Цветаева назвала «живой сокровищницей русской души и речи».

После революции 1917 года гимназию закрыли, а в доме организовали коммуналки.

В 1960–х годах в здании разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизики.

Изображения


В середине 1980-х годов реставраторы института Спецпроектреставрация (Гл. архитектор проекта реставрации И.Г. Серова, автор исторической справки Е.И. Острова) открыли, то особняк, который считался построенным для своей семьи в 1830-е годы Осипом Бове, на самом деле гораздо старше. Шурфы показали, что в основе своей он 17 века.

Вот их описание - Парадный фасад древних палат через двор, обнесенный забором, выходил в некогда существовавший Трубецкой переулок, который шел параллельно Б. Дмитровке. Трубецким он назван потому, что вдоль него были обширные владения Трубецких.
Массивное здание из красного кирпича построено "покоем". Причем лицом он был обращен к Высокопетровскому монастырю.

В свое время жилые палаты были перекрыты кирпичными сводами. На верхний этаж вели, по всей видимости, наружные деревянные всходы красного крыльца, как принято было в 17 столетии. Один этаж от другого отделялся пышным карнизом.
Высокие окна обрамляли пышные наличники из резного белого камня.

По бокам оконных проемов стояло по колонке, полочку с внешней стороны поддерживали фигурные кронштейны. Завершался наличник эффектным, 2разорванным" посередине фронтоном с затейливой вставкой в центре. В общем типичное нарышкинское барокко.

Так кто построил этот дом.
Я не буду здесь перепечатывать все версии и их доказательства.
Но скорее всего заказчиком и строителем этого красавца был Патриарх Адриан и палаты скорее всего построены в промежуток 1690-1700. т.к. в этом году патриарх скончался, что дало Петру право упразднить патриаршество и учредить Синод.

Итак вот он строитель и первый владелец палат.

После его смерти возможно его двор отписал на себя Петр I, а затем пожаловал его стольнику Дмитрию Протасьеву. У вдовы его племянника М.А. Протасьева Феклы в 1731 году князь Алексей Юрьевич Трубецкой купил эти палаты. Его жена Анна Львовна ур. Нарышкина (двоюродная сестра Петра I, дочь Льва Кирилловича брата царицы Натальи Кирилловны), получила в наследство от батюшки соседний участок.


В 1766 и 1774 ее сын Иван Алексеевич Трубецкой занимается переустройством старого дома, он к тому времени требовал ремонта. К тому времени относится план владения, который выдала Трубецкому Полицейская канцелярия. Он требовался для переустройства.
С приходом к власти Петра III дворянство получило вольность и многие уехали жить из первопрестольной в Москву и перестраивают свои особняки по требованию своего времени. Живут здесь в богатстве и роскоши.
Фасады дворцов украшались колоннадами, внутри непременно анфилады парадно убранных комнат.
В "Кратком руководстве к гражданской архитектуре или зодчеству", изданном в 1789 г. говорилось: "Апартаменты назначаются или для фамилии, или для гостей, или для великолепия".
Согласно этим указаниям Трубецкие и перестроили древние палаты. Была произведена перепланировка помещений, изменили расположение окон и дверей. На стенах были лишь легкие лепные украшения в виде розеток или барельефов в углублениях. Появился декоративный портик в виде полуколонн, обрамляющих центральное окно.

В первом этаже под полуколоннами и пилястрами был устроен парадный подъезд. В центральной части здания был устроен главный зал. Дом был богато декорирован.
Словом дом Трубецких был отстроен не хуже, чем у других вельмож их ранга.
В начале 19 века домом уже владеет сын Ивана Алексеевича Алексей Иванович, который был женат на Авдотье Семеновне Гурьевой, дочери профессора С.Е. Гурьева.
Дом чудом уцелел во время пожара Москвы 1812 года.
А через несколько месяцев после изгнания французов в заграничном походе 3 февраля 1813 г. под Лейпцигом погиб князь А.И. Трубецкой. И дом достается его вдове.

В 1816 году она вступает во второй брак с 32- летним известным архитектором Осипом Ивановичем Бове.

Этот брак наделал много шума в Москве. Свет не мог простить княгине такого поступка. Мыслимое ли дело: знатная дама с приличным состоянием, мать пятерых детей выходит замуж за архитектора. Княжна Туркестанова писала в=своему корреспонденту: Москва помешалась - художник, архитектор, камердинер - все подходят лишь бы выйти замуж.
Но тем не менее они поженились и Осип Иванович перебрался из своего дома в Пименовском переулке в особняк жены. И прожил здесь всю оставшуюся жизнь. И именно здесь он создал все свои гениальные проекты по застройке послепожарной Москвы.
В 1833 году Осип Бове на участке жены строит особняк для семьи новый дом(теперьешний дом. №8). Небольшой двухэтажный дом с двумя входами, благодаря чему он мог использоваться как доходный.

И в 1830 году свой старый особняк(перестроенные палаты Адриана)с большой частью участка супруги продали ротмистру Леонтию Кирилловичу Черепову.

Еще до продажи они этот дом сдевали внаем. в 1827-30 гг. у них его нанимал и жил в нем один из создателей ранней преддекабристской организации "Орден русских рыцарей" генерал-майор М. А. Дмитриев-Мамонов.

Дмитриев-Мамонов в 1812 г., будучи одним из самых богатых людей в России, вызвался на свой счет набрать, обмундировать и вооружить целый полк. Тогда в начале Отечественной войны, как писал А. С. Пушкин в своем неоконченном романе "Рославлев", "везде повторяли бессмертную речь молодого графа Мамонова, пожертвовавшего всем своим состоянием. Некоторые маменьки после того заметили, что граф уже не такой завидный жених". Он был назначен шефом полка в чине генерал-майора и за участие в сражениях при Тарутине и Малоярославце был награжден золотой саблей с надписью "за храбрость".
У него рано обнаружились признаки душевной болезни, которая послужила причиной взятия в опеку его имения. Прожил он долгую жизнь и погиб на 73-м году, когда на нем случайно загорелась рубашка, облитая одеколоном.
В это время супруги жили у Нескучном у графини Анны Алексеевны Орловой. Бове надлежало кое-что сделать для графини. А свой дом они сдали опекунам Мамонова за 6 тысяч рублей ассигнациями.

Но возвратимся к истории дома. Ротмистру не под силу было содержать такой большой дом и он в 1840-е годы богатому купцу и золотопромышленнику,меценату П.В. Голубкову .
Сохранилось описание дома, сделанное этнографом П. И. Небольсиным. Здесь находились картинная галерея с произведениями Рубенса, Греза, Тенирса и коллекция различных редкостей, в которой были шкатулка наполеоновского маршала Мюрата и рукописный экземпляр "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева.
В 1855 году П.В. Голубков скончался. Личные бумаги его исчезли бесследно, коллекция рассыпалась по разным местам.
После его смерти дом на некоторое время перешел в руки некоей П.И. Кушакевич.
В конце 1850-х его владелицей становится М.Б. Спиридонова. Она была женой коммерции советника грека Владимира Христофоровича Спиридонова. Они были известны как благотворители. Являлись пожизненными попечителями Спиридоновской богадельни, убежища и дома Братолюбивого общества.
В 1868 году Спиридоновы задумали грандиозный ремонт особняка. Но по каким то причинам был ненадстроен третий этаж, а особняк к 1880му году приобрел тот облик, который нам знаком. С мезонином и подвалом.
В 1898 году после смерти супругов дом оказался на два года в руках купца Е.П. Чихачева.
Но в 1900 году дочь Спиридоновых генерал-майорша М.В Сокол вернула родительский дом себе.
И эта вся история усадьбы до революции.
В 1920-х гг. тут помещался Всерокомпом - Всероссийский комитет помощи больным и раненым красноармейцам. Его председателем был М.И. Калинин.
Около десяти лет в этом доме прожил известный певец Г. М. Нэлепп.

После реставрации в особняке разместился Музей Большого театра. И его стоит посетить, чтобы увидеть чудесно сохранившееся и отреставрированное убранство особняка.

А теперь про соседний дом.

Первоначально этот дом (№ 8) был построен супругами Бове для себя, но уже в нашем столетии небольшой ампирный дом был совершенно неузнаваемо перестроен. В 1902 году архитектор И.А.Иванов-Шиц перестроил его в модном в то время стиле модерн. Отличительные признаки нового стиля - мягкие, изогнутые очертания оконных проемов, орнамент из текущих линий, женские головки с распущенными волосами - характеризуют декор эпохи модерна конца XIX - начала XX в.

Покровка, 22 – знаменитый Дом-комод. Он же – дом Апраксина и усадьба Трубецких. Дом, построенный по заказу графа Апраксина в 1766-1769 гг., по проекту Д.В. Ухтомского , является единственным в городе памятником елизаветинского барокко. По стилю он получил свое "прозвище". Плавно изгибающийся фасад главного дома, переходящий в боковые фасады флигелей и обилие декора напоминало современникам комод, сделанный в стиле барокко. Так что в названии нет ничего "осуждающего".

В 1772-1861 гг. усадьбой владели Трубецкие, за что их прозвали "Трубецкие-Комод". Хотя, кому-то дом напоминал Зимний дворец.

С 1861 г. в доме Покровка, 22 размещалась 4-я мужская гимназия. Вообще-то, как владение 4-й мужской гимназии, дом упоминается с 1845 г. В ней учились Н.Е. Жуковский , К.С. Станиславский , С.Т. Морозов, A.M. Ремизов.

После 1917 г. дом стал общественным достоянием. Вначале его превратили в коммуналку, потом отдали студентам под общежитие. С 1958 г. в нем размещался Дом комсомольцев и школьников Бауманского района.

Церковь Сергия Радонежского

Покровка, 22 А С2 домовая церковь Сергия Радонежского при родильном доме С.В. Лепёхина построена во второй половине XIX в. (1890 г.?)

Выходит в Лепёхинский тупик, по которому числится под номером 29 А.

Покровка, 22 А С1 – жилой дом купцов Андроновых конца XVIII-XIX вв.

С 1929 г. в здании находится Московский Областной Научно-Исследовательский Институт Акушерства и Гинекологии (МОНИИАГ).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры