Архип Куинджи – биография и картины художника в жанре Реализм, Импрессионизм – Art Challenge. Архип куинджи

Главная / Психология

Является предположительной — в архивах хранятся три паспорта художника: в одном из них указано, что он родился в 1841 году, во втором — в 1842 году, а в третьем — в 1843 году.

Не все однозначно и с фамилией художника. Он происходил из семьи обрусевших греков. В метрике было записано , что он сын Ивана Еменджи. Но мальчику, предположительно, досталась фамилия деда-ювелира Куюмджи, позже вписанная в неправильной транскрипции.

Отец Куинджи был сапожником. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Предположительно до десяти лет он посещал начальную греческую школу, а через год поступил к подрядчику по строительству церкви, затем прислуживал богатому зерноторговцу. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Один из феодосийских хлеботорговцев посоветовал Архипу ехать учиться в Феодосию к знаменитому маринисту Ивану Айвазовскому. Куинджи направился в Феодосию пешком, пробыл там почти все лето, но великий мастер не оценил талант подростка. Поэтому первые уроки живописи Куинджи получал от родственника Айвазовского — Адольфа Фесслера. Возвратившись в Мариуполь, Куинджи стал работать ретушером у местного фотографа, а затем направился в Одессу, где думал с братьями открыть собственную студию, но не смог собрать для этого нужных средств.

В начале 1860-х годов он приехал в Петербург, рассчитывая поступить в Академию художеств, но учеником академии так и не стал. В 1868 году, выставив на конкурс картину "Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма", он получил звание свободного художника и стал вольнослушателем академии.

В 1872 году за картину "Осенняя распутица" он получил звание классного художника.

В 1873 году Куинджи выставил в Обществе поощрения художеств картину "Снег", за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получил бронзовую медаль. В том же году он выставил в Вене свою картину "Вид на остров Валаам", в Петербурге — "Ладожское озеро".

В 1874 году на выставке товарищества передвижных выставок Куинджи представил "Забытую деревню", в 1875 году — картины "Степи" и "Чумацкий тракт", в 1876 году — "Украинскую ночь", которая в 1878 году вместе с "Видом на остров Валаам" и "Чумацким трактом" появилась на всемирной выставке в Париже.

В 1877 году Куинджи стал членом товарищества передвижных выставок. В 1878 году художник выставил свои картины "Лес" и "Вечер в Малороссии", в 1879 году — "Север", "Березовую рощу", "После грозы". В том же году Куинджи покинул выставки товарищества.

В 1880 году он устроил в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины "Ночь на Днепре", которая имела небывалый успех, и в том же году была выставлена в Париже.

В 1881 году так же отдельно Куинджи выставил "Березовую рощу", имевшую столь же крупный успех, в 1882 году — "Днепр утром" вместе с "Березовой рощей" и "Ночью на Днепре". После этой выставки до конца жизни Куинджи больше нигде своих картин не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.

В конце 1890-х — начале 1900-х годов художник часто писал горные пейзажи Кавказа ("Казбек вечером", "Эльбрус днем"). В творчестве Куинджи также проявились элементы стиля модерн — в полотнах "Поляна в лесу. Туман" (1890-е), "Пятна лунного света в лесу. Зима" (1900-е), "Лунная ночь. Раздумье" (1876-1890), "Сумерки" (1890-1895). Пантеистическое чувство, которое пронизывает эти произведения, ощутимо в картинах "Радуга" (1900-1905) и "Дубы" (1900-1905).

На рубеже веков Куинджи много работал над мотивом заката, написав "сюиту" произведений — "Закат зимой. Берег моря", "Красный закат" (обе — 1900-е), "Закат в степи на берегу моря" (1900-1910).

Одновременно с творчеством Куинджи проявлял свои практические способности — он стал владельцем нескольких доходных домов в Петербурге, купил участок земли в Крыму.

Куинджи преподавал в петербургской Академии художеств. С 1892 года — профессор, с 1894 года — профессор-руководитель пейзажной мастерской. В 1897 году он был уволен за поддержку студенческих волнений. Среди его учеников были Аркадий Рылов, Константин Богаевский, Николай Рерих и др.

С 1893 года Куинджи был действительным членом Академии художеств.

Он был инициатором создания в 1909 году Общества художников, позже получившее название Общество имени А.И. Куинджи.

Став миллионером, Архип Куинджи продолжал жить крайне скромно, но тратил большие суммы на поощрение бедных молодых живописцев. В 1904 году он принес в дар Академии художеств 100 тысяч рублей для выдачи 24 ежегодных премий, в 1909 году пожертвовал художественному обществу своего имени 150 тысяч рублей и свое имение в Крыму, а Обществу поощрения художеств 11,7 тысячи рублей для премии по пейзажной живописи.

24 июля (11 июля по старому стилю) 1910 года Архип Куинджи скончался в Петербурге. Похоронен на Смоленском православном кладбище, позже его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Художник был женат на обрусевшей гречанке Вере Кетчерджи, с которой познакомился в Мариуполе еще в юношеские годы.

В 1989 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в Биржевом переулке в доме, где художник провел последние 13 лет жизни, был основан Музей-квартира А.И. Куинджи.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Не принимала даже в вольнослушатели. Однако он стал одним из самых известных художников эпохи, его полотна покупали коллекционеры и члены императорской семьи, а на выставках выстраивались очереди.

Непризнанный художник Куинджи

Архип Куинджи родился в Мариуполе в семье сапожника. Точный год рождения до сих пор не удалось установить, поскольку в разных документах художника указаны разные даты: от 1840 до 1843 года. В наши дни исследователи чаще склоняются к 1842-му. Именно он указан в самом раннем документе, который выдала Мариупольская городская управа. Мальчик рано лишился родителей, его воспитывали дядя и тетя по отцовской линии. Куинджи обучался греческой грамматике у учителя-грека, позже посещал занятия в городском училище. Его товарищи вспоминали, что учился Куинджи плохо, но с юных лет любил рисовать. Он рисовал везде: на обрывках бумаги, заборах и стенах.

Семья была бедна, поэтому мальчику с детства приходилось много работать. Он то пас гусей, то служил у подрядчика, то подрабатывал у торговца хлебом. Именно хлеботорговец посоветовал Архипу Куинджи поехать в Крым и поступить в ученики к Ивану Айвазовскому . Юноша дошел в Феодосию пешком и пробыл там все лето. Однако Айвазовский так и не оценил талант ученика - поручал ему лишь красить забор и толочь краски.

Первые уроки живописи Архип Куинджи получил от молодого родственника Айвазовского - Адольфа Фессера, который в то время гостил у живописца. Вернувшись из Феодосии, начинающий художник стал работать в фотостудиях ретушером - сначала в Мариуполе, затем в Одессе, а в 1860-е годы - в Таганроге.

В 1865 году Архип Куинджи приехал в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств . Однако стать вольнослушателем ему удалось только с третьей попытки, когда он написал полотно «Татарская сакля в Крыму».

Куинджи - передвижник

Архип Куинджи. Забытая деревня. 1874. Государственная Третьяковская галерея

Архип Куинджи. Осенняя распутица. 1872. Государственный Русский музей

Архип Куинджи. Чумацкий тракт в Мариуполе. 1875. Государственная Третьяковская галерея

В Академии художеств Куинджи познакомился с Ильей Репиным , Иваном Крамским и другими передвижниками. Увлеченный их идеями, в 1870-е годы Куинджи создал мрачноватые полотна «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе». Они стали отражением основных художественных принципов передвижников - без прикрас показывали неприглядную действительность. На выставках картины имели большой успех, после «Осенней распутицы» Куинджи получил звание классного художника.

Молодой художник Куинджи любил проводить лето на острове Валаам на Ладожском озере, сюда же после свадьбы в 1875 году он привез молодую супругу Веру Кетчерджи. Остров стал для художника источником вдохновения - он посвятил природе Валаама множество этюдов, рисунков и полотен. Среди известных пейзажей - «На острове Валааме» и «Ладожское озеро».

О картине «На острове Валааме» Илья Репин говорил: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской - он от нее в восторге» . Это полотно стало первой работой Куинджи, которую приобрел для своей коллекции Павел Третьяков .

С картиной «Ладожское озеро» был связан громкий скандал. В 1883 году художник-маринист Руфин Судковский написал полотно «Мертвый штиль», после чего Куинджи обвинил его в плагиате своей картины «Ладожское озеро». В эту историю вмешались и другие художники - одни были на стороне Судковского, другие утверждали, что его работа «прямо заимствована» у Куинджи. Творческое сообщество оставило победу за Архипом Куинджи.

Архип Куинджи. На острове Валааме. 1873. Государственная Третьяковская галерея

Архип Куинджи. Ладожское озеро. 1873. Государственный Русский музей

Руфин Судковский. Мертвый штиль. 1879–1885. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина

В 1875 году Куинджи приняли в Товарищество передвижников . На ежегодной выставке он представил картину «Степи», а через год - полотно «Украинская ночь». Темный пейзаж со светящимися под луной украинскими хатками приводил публику в восторг. Эта работа стала началом «романтического периода» творчества Куинджи.

В 1878 году живописец участвовал во Всемирной выставке в Париже. Самобытный стиль его полотен отметили многие французские критики.

К концу 1879 года Куинджи окончательно разорвал отношения с передвижниками - поводом стала анонимная статья, в которой художника обвиняли в однообразии. Позже стало известно, что автором публикации был Михаил Клодт, Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества, а затем объявил о своем выходе из сообщества. Исследователи полагают, что конфликт стал для Куинджи только поводом: он давно мечтал идти собственным творческим путем, а принципы Товарищества очень ограничивали его.

Затворничество на пике славы

В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины - «Лунная ночь на Днепре». Чтобы эффектно преподнести полотно, художник плотно задрапировал окна в выставочном зале и осветил картину лучом электрического света. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Чтобы увидеть картину, посетители выстраивались в очередь, некоторые заглядывали за полотно - искали там источник дополнительного света. «Лунную ночь на Днепре» мечтали купить многие коллекционеры, но Куинджи продал картину великому князю Константину Константиновичу, который отправился с ней в кругосветное путешествие.

Художник выставлял свои работы еще на нескольких выставках, а на пике славы стал затворником. Он продолжал работать, но двадцать лет никому не показывал свои полотна. За эти годы он создал примерно 500 эскизов и полноценных живописных полотен и около 300 графических работ.

Нет в истории талантливых художников, которые прожили бы обычную, невыразительную жизнь, полную счастья и успеха. Все потому, что талант всегда один, всегда опережает время, всегда испытывает нужду в единомышленниках. Но на общем непростом и трагическом фоне, жизнь Куинджи выглядит вполне успешной и счастливой. Но это только на первый взгляд.

Сын грека-сапожника Куинджи Архип рано остался сиротой. Греческие семьи большие, поэтому и будущему художнику удалось избежать приюта. Он воспитывался в доме дяди и не чувствовал себя хоть чем-то обделенным. Систематического образования он так и не получил, несмотря на то, что его опекуны прилагали усилия, чтобы Архип получил образование. Мальчика интересовала только одна вещь на свете - живопись, или рисование. Его собратья по школьной парте вспоминали, что ничто не могло оторвать Архипа от его любимого занятия. В качестве основы для своих художественных опытов, юный Куинджи использовал все, что только попадалось ему на глаза: заборы, стены, песочный пляж, афишные тумбы. Для учебы времени не было.

Семья, где воспитывался Архип Куинджи, была многодетной, но совсем небогатой. Поэтому будущий великий мастер приучился к труду с самых юных лет. Работал на стройках, в магазинах, пекарнях. Именно в пекарне на его страсть к рисованию и обратил внимание хозяин, друг опекуна. По его совету Архип отправляется в Крым, к Айвазовскому, чтобы попросится в ученики.

Не увидел в молодом и нагловатом подростке особых задатков и предложил ему покрасить забор и вообще помогать по хозяйству. Снизошел до обучения Архипа лишь брат великого мариниста. Он и дал несколько уроков юному греку. Три года пребывания в мастерской Айвазовского не прошли бессмысленно. Куинджи (изменение фамилии было связано с ее турецким звучанием, что не упрощало жизнь художника в России) научился смешивать краски и даже создавать собственные оттенки, что вызвало уважение даже у великого мастера.

В 17 лет Архипу намекнули, что пора бы начинать самостоятельную жизнь. Он так и поступил, устроившись в мастерскую к... фотографу! Пять лет Куинджи старательно ретушировал негативы у известного фотографа. Успехи в этом непростом деле были настолько блестящими, что Архипу настойчиво советовали подумать об открытии собственной фотомастерской. Бизнесмен из Архипа не получился, но родилась идея...

В 1865 году, в возрасте 24 лет, Куинджи уезжает в Петербург. Он пытается поступить в художественную Академию. Безуспешно. Следующая попытка также оказалась напрасной. В третий раз Куинджи отправился на экзамены, захватив с собой свою первую самостоятельную картину. Приемная комиссия, внимательно изучив полотно (картина не сохранилась, известно только название - "Татарская сакля в Крыму"), пришла к заключению, что автору вполне можно присвоить звание "свободный художник". Звание давало возможности, но не давало дохода. Известно, что приняли Куинджи в Академию только спустя два года.

Академия закончена не была. Как только мастерство Куинджи было признано публикой и критикой, Архип посчитал свое образование законченным. 70-е годы XIX столетия стали периодом расцвета творчества художника. Каждая новая работа принималась с необыкновенным восхищением. Критика захлебывалась от восторга, публика валила валом на выставки.

Именно на это время приходится и счастливая женитьба Куинджи на дочери богатого купца, триумфальное присоединение к группе "передвижников", поиски новых оттенков и способов изображения света. Именно умение передать свет в картинах Куинджи привлекало и удивляло больше всего. Художник первым устраивал моно-выставки в затемненных залах, добиваясь с помощью направленного на картину луча электрического света поразительных эффектов.

Общество ожидало от мастера исключительно шедевров и ничего больше. Десятилетие напряженной работы истощило художника. Его картина "Днепр утром" не вызвала ажиотажа, критика приняла работу весьма прохладно. Для Куинджи это было трагедией. Художник порывает с "передвижниками" и перестает выставлять картины. Затворничество продолжалось 20 лет...

Все это время Куинджи напряженно работает, ведет класс в Академии, но не выставляет ни одной работы. Исследователи до сих пор теряются в догадках о причинах такого продолжительного "молчания". Выдвигаются разные версии: от банального творческого кризиса, до напряженных поисков своей новой манеры. Известно одно, в этот период художник создает около двухсот эскизов, которые сегодня принимаются, как законченные работы и безупречные образцы русского импрессионизма.

В начале XX века "молчание" прерывается. Мастер выставляет сразу несколько работ и производит фурор. Последние годы жизни Куинджи необыкновенно насыщенны. Он работает в Академии, часто выезжает на пленэры, активно занимается благотворительностью.

Щедрость Куинджи вызывает восхищение. Он финансирует рабочие поездки молодых художников в Европу, учреждает стипендии для учеников Академии, создает собственный фонд. Это были годы признания, известности и благополучия.

Умер Куинджи от воспаления легких, которое умудрился подхватить жарким летом 1910 года в Крыму.

Архип Куинджи Портрет работы Васнецова, 1869 Дата рождения: 15 января 1841 Место рождения … Википедия

Куинджи Архип Иванович - известный живописец. Родился в 1842 г. в семье сапожника в Мариуполе. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя грека грамоте по гречески, затем… … Биографический словарь

Куинджи Архип Иванович - (1841 1910), русский живописец. Пейзажист. Учился главным образом самостоятельно и в петербургской АХ (1868); преподавал там же (1892 97), среди учеников К. Ф. Богаевский, Н. К. Рёрих, А. А. Рылов. Член ТПХВ (1875 79; смотри Передвижники) … Художественная энциклопедия

Куинджи, Архип Иванович - известный русский пейзажист; род. в 1842 г.; учился у Айвазовского и в течении короткого времени в академии художеств, от которой в 1878 г. получил звание классного художника 1 й степени. Первые его картины: "Татарская деревня при лунном… … Большая биографическая энциклопедия

Куинджи Архип Иванович - (1841—1910), живописец. Пейзажист. Учился в АХ (1868—72), Академик с 1893; преподавал там же (1892—97; уволен за поддержку студенческих волнений). Член ТПХВ (1875—79). Инициатор создания общества русских художников (1909,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Куинджи Архип Иванович - [январь 1841, Мариуполь, ныне Жданов, ≈ 11(24).7.1910, Петербург, русский живописец пейзажист. Сын сапожника грека. Живописи обучался главным образом самостоятельно и в петербургской АХ (1868; действительный член с 1893). Член Товарищества… … Большая советская энциклопедия

КУИНДЖИ Архип Иванович - (1841 1910) российский живописец. Передвижник. Для пейзажей Куинджи (Березовая роща, 1879; Ночь на Днепре, 1880) характерны романтическая приподнятость, панорамность композиций, декоративная звучность колорита, до иллюзии близкие к натуре… … Большой Энциклопедический словарь

Куинджи Архип Иванович - (1841 1910), живописец. Пейзажист. Учился в АХ (1868 72), Академик с 1893; преподавал там же (1892 97; уволен за поддержку студенческих волнений). Член ТПХВ (1875 79). Инициатор создания общества русских художников (1909, позже Общество… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Куинджи Архип Иванович - (1841 1910), российский живописец. Передвижник. Для пейзажей Куинджи («Берёзовая роща», 1879; «Ночь на Днепре», 1880) характерны романтическая приподнятость, панорамность композиций, декоративная звучность колорита, поразительные по силе и… … Энциклопедический словарь

Куинджи, Архип Иванович - А.И. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. КУИНДЖИ Архип Иванович (1841 1910), российский живописец. Передвижник. Для пейзажей Куинджи (Березовая роща, 1879; Ночь на Днепре, 1880) характерны романтическая приподнятость, панорамность композиции,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Архип Иванович Куинджи , Неведомский М.П., Репин И.Е.. Санкт-Петербург, 1913 год. Издание Общества имени А. И. Куинджи. Богато иллюстрированное издание с цветными и черно-белыми репродукциями. Владельческий переплет. Сохранность хорошая. В… Купить за 16000 руб
  • Архип Иванович Куинджи. Альбом , . Обширное художественное наследие А. И. Куинджи - выдающееся явление русской пейзажной живописи. Оно органически входит в общее русло развития отечественного искусства XIX века, хотя…

Архип Иванович Куинджи (1840 (1842?)-1910 гг.) родился в приазовском городе Мариуполе. Отец Куинджи был сапожником. В 1845 г. отец умер, а затем и мать, и рано остался сиротой. Мальчику не удалось получить образования. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу. А уже через год поступил к подрядчику по строительству церкви, затем прислуживал богатому зерноторговцу. Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. Впрочем, вскоре в судьбе Куинджи намечается поворот — феодосийский хлеботорговец Дуранте советует ему ехать учиться к человеку, которого все считали непревзойденным мастером кисти — к И.К.Айвазовскому. Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. Куинджи пробыл у знаменитого мариниста 2-3 летних месяца; скорее всего, первые уроки живописи он получал не от Айвазовского, а от его родственника Адольфа Фесслера. Возвратившись в Мариуполь, Куинджи становится ретушером у местного фотографа, а затем направляется в Одессу, бывшей в то время крупным культурным центром с кипучей художественной жизнью.

В 1860-1861 гг. Куинджи уже в Петербурге. Не будучи учеником Академии, он показывает на выставке 1868 г. картину «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма», за которую получает звание свободного художника. Отсутствие образования часто ставилось в вину живописцу, его упрекали в слабости рисунка, в наивности композиции, в пестроте цвета. Но, может быть, как раз это обстоятельство позволило Куинджи сохранить до конца дней самобытность и оригинальность, непосредственность ощущения красоты природы.

На следующую выставку 1869 г. Куинджи представил три пейзажа: «Рыбачья хижина на берегу Азовского моря», «Буря на Черном море», «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении». В них явно ощущалась увлеченность молодого художника стилем и живописной манерой И.К.Айвазовского и его стремление овладеть основами академической школы. Куинджи знакомится с В.Д.Поленовым, В.М.Васнецовым, М.М.Антокольским, И.Е.Репиным и понимает, что классический пейзаж был уже вчерашним днем для учеников Академии художеств в конце 1860-х гг.

Если ваше устройство имеет интерфейс USB RS 485 или RS232 RS485, то конвертер интерфейсов ethernet rs485 станет для вас настоящим помощником во многих делах. Это очень удобно и современно. Лучшее решение для обмена данными!

Вид Исаакиевского собора при лунном освещении

Жизнь Архипа Ивановича в Петербурге поначалу была крайне тяжелой, он почти не имел средств к существованию. Пытаясь заработать минимальную сумму денег, дающую возможность совершенствоваться в живописи и рисунке, юноша вспомнил свою прежнюю профессию ретушера. Работа занимала все дни, для занятий и встреч с друзьями-единомышленниками оставались лишь вечерние часы. Уже тогда Куинджи привлекал внимание своих товарищей неординарностью мышления и глубиной высказываний об искусстве, об общественных проблемах, но и ему не удалось избежать воздействия идей, актуальных в среде его друзей-художников. Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Эта, казалось бы, выдержанная в законах пейзажного жанра работа, повествующая об унылой жизни русской деревни, наполнена той же болью, которая пронизывает лучшие произведения передвижников, посвященные крестьянской теме. По раскисшей под дождем дороге медленно движется телега, а по тропинке, ведущей к виднеющимся вдали убогим избам, с трудом бредет женщина с ребенком — вот почти и все детали унылого пейзажа. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти.

Осенняя распутица

Куинджи начинает ощущать гармонию неярких красок северного ландшафта и на время всецело отдается новым впечатлениям. Источником вдохновения для живописца становится остров Валаам, расположенный на Ладожском озере. Там он нашел сюжеты своих будущих пейзажей. Огромное, как море, озеро с прозрачной водой, гранитные валуны, отполированные дождем и ветром, темные могучие ели и сосны, тонкие светящиеся стволы берез, небо, затянутое тучами, сквозь которые иногда проглядывает бледное северное солнце. Лето 1870 г. Куинджи проводит на Валааме, много и увлеченно работая с натуры, создает десятки этюдов и рисунков. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г.: «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Именно с этих работ возникает интерес к творчеству Куинджи не только у художников, но и у публики.

«Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. Освещенный солнцем, усеянный камнями берег, прозрачная гладь воды и высокое светлое, с клубящимися облаками небо сосуществуют в пейзаже в неустойчивом равновесии. Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. В северной природе царят гармония и покой. С увлечением рисует художник каждый камешек на берегу озера, добиваясь иллюзии просвечивающего сквозь толщу воды дна. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им.

Ладожское озеро

На острове Валаам

В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя. Одухотворенный образ сурового северного пейзажа, воплощенный художником в картине, как бы соединяет в себе черты идеала и натуры. Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. Два тонких дерева с обломанными ветвями — сосна и береза‚ — освещенные резким светом, кажутся особенно одинокими и хрупкими на фоне темного цельного пятна леса. Замедленный ритм изображения, бережное отношение к деталям, выверенность всех элементов композиции способствуют созданию идеального образа природы Русского Севера, суровой и величественной, драматичной и одухотворенной. «На острове Валааме» — первое произведение Куинджи, купленное П.М.Третьяковым для его Галереи. Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени.

В 1873 г. после большого успеха валаамских пейзажей Куинджи отправился в свою первую заграничную поездку. Путь его лежал через Германию, в Мюнхене и Берлине его ожидала встреча с превосходными собраниями старых мастеров. Затем художник остановился в Париже, побывал в Лондоне, Базеле, Вене. Куинджи считал, что русская живопись стоит много выше прославленных, но бессодержательных образцов парижского Салона.

Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. В ней все уныло, безотрадно, тускло. Серое, без единого просвета, скучное небо, плоская коричневая земля, силуэты убогих деревенских изб, едва заметные на фоне неба, сливаются с землей. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. «Забытая деревня» — это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников.

Забытая деревня

К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». Работая над пейзажем, живописец прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. Острые общественные проблемы как бы заставили Куинджи отказаться от поэтизации действительности. Снова художник обращается к вытянутому по горизонтали формату холста, создающему ощущение протяженности. Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. Мелкий сеющий дождь размывает очертания предметов, и повозки на заднем плане сливаются в единый поток. Люди понуро сидят на возах или бредут, утопая в грязи, с трудом тянут повозки волы, воет собака. У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. Цветовое решение утрачивает монотонность и строится на тончайших отношениях холодных сиреневатых, сероватых оттенках облаков, сгущающихся до лиловых пятен повозок, и теплых желтовато-розоватых тонов, в которых написано небо у горизонта. В картине уже присутствует характерный для Куинджи прием — некоторая обобщенность формы, переход от скульптурной светотеневой лепки объема к пятну. У некоторых художников эти новые качества вызвали недоумение и послужили причиной для обвинения живописца в том, что он не завершает свои холсты.

Чумацкий тракт в Мариуполе

После «Чумацкого тракта в Мариуполе» художник словно начинает новую страницу своей творческой жизни: отныне он пишет пейзажи, в которых создает идеальные образы, полные гармонии и красоты. Появление на передвижной выставке картин «Степь» и «Степь весной», совершенно лишенных пессимистической окраски‚ полных света и воздуха, было воспринято зрителями восторженно. Со «Степи весной», и начинается блистательный путь истинного Куинджи-поэта, влюбленного в красоту мира.

Степь.Нива

1875 г. был полон для Куинджи важными событиями. Он становится известным пейзажистом, признанным и критикой, и публикой, вступает в члены Товарищества передвижных художественных выставок, женится на обрусевшей гречанке Вере Кетчерджи, с которой познакомился в Мариуполе еще в юношеские годы. Куинджи вновь едет за границу, в Париж. Импрессионисты внимания Куинджи не привлекли. Он изучал картины художников Барбизонской школы. Суждения Куинджи о французской живописи были довольно резкими.

В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех — это «Украинская ночь». На фоне ночного безмолвия дремлют освещенные лунным светом белые украинские хаты, два пирамидальных тополя, тихая медленная река. Мир, полный неги, красоты и покоя. «Украинская ночь» — начало зрелости мастера. Определяется и творческий метод художника. Он отказывается от выписанности, детализации, обобщает предмет, делая главным в композиции цветовое пятно. Построение картины выдержано в неторопливом, плавном ритме переходящих друг в друга колористических плоскостей. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. С приглушенным тоном синих и коричневатых оттенков эффектно контрастируют блистающая под светом луны изумрудная дорожка и холодноватая желтизна стен хаток.

Украинская ночь

В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты.

В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. Пейзаж нельзя было назвать удачей. Куинджи тесно заполняет пространство вытянутыми вверх стволами деревьев с обрезанными верхушками. Стволы освещены розовым светом заходящего солнца, которое врывается в пейзаж сквозь просвет между деревьями. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. Не был принят художниками и «Вечер». Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа. Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций.

Закат солнца в лесу

Каково бы ни было отношение к Куинджи художников, слава его растет от выставки к выставке, становясь поистине всенародной. Перед картинами мастера толпится народ, его произведений ждут, надеясь увидеть в них каждый раз что-то новое и необычное. На седьмую передвижную выставку 1879 г. художник должен был представить три картины, и выставку не открывали, так как Куинджи не успевал к сроку. Художники нервничали, но магическое воздействие имени Куинджи на зрителей было так велико, что открытие состоялось на неделю позже намеченного срока. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу».

В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. В вертикальной композиции холста большую часть занимает изображение высокого светлого неба, написанного динамичными густыми мазками. Передний план картины — скалистая гора, на которой растет одинокая сосна, — написан художником так же эскизно и широко. Напротив, открывающаяся как бы сверху равнина с извилистой лентой реки погружена в тень и проработана более тщательно и обобщенно. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. Теперь он ищет в натуре яркие краски, напряженные контрасты света и тени, необычные эффекты освещения.

После дождя

Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. По сути дела в пейзаже есть только две большие цветовые массы — написанное в сложнейших сочетаниях коричневых, синих, зеленоватых оттенков грозовое небо и переливающийся яркой зеленью луг. Несколько мелких деталей — дома, пасущаяся корова, деревья — сосредоточены в центре холста и служат лишь оживляющим композицию стаффажем. В построении пространства большую роль играет свет: темный на переднем плане луг постепенно светлеет и как бы на самой высокой ноте сталкивается на горизонте с темным небом, которое, наоборот, высветляется к переднему плану.

Березовая роща

Самым большим успехом на выставке пользовалась «Березовая роща». Рядом с ней все остальные картины казались тусклыми и темными, настолько ярок и насыщен был солнечный свет. Газеты заполнились хвалебными статьями. В одном из журналов появилась карикатура, на которой Куинджи изображался в момент работы над «Березовой рощей»: в одной руке у него кисти, а в другой — электрическая лампочка вместо палитры, солнце растирает краски, а месяц выдавливает их из тюбиков.

«Березовая роща» - идеал природы. В пейзаже нет отвлекающих внимание деталей, поляна выглядит плоским зеленым пятном, стволы берез с обрезанными кронами смотрятся условными декорациями, небо и густые кроны деревьев заднего плана — гладкоокрашенным театральным фоном. Солнце становится в картине главным действующим лицом. Оно окрашивает в чистые, звучные тона детали, уплощает объемы, подчеркивает лучезарную ясность и чистоту мира. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже.

Это непривычное еще для русской живописи качество сразу же было отмечено критиками, воспринявшими его вначале как творческий недочет. Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. Для его современников такая интерпретация натурного мотива казалась неприемлемой, некоторые обвиняют Куинджи в невежестве и профессиональной несостоятельности. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. Именно из-за него произошла ссора Куинджи с Товариществом, закончившаяся выходом художника из объединения передвижников. К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. Стремясь создать идеальный образ природы, художник обращается к новым пластическим средствам выражения: его занимает проблема формы.

Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Куинджи велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света, который был так силен, что некоторые зрители пытались заглянуть за картину в поисках лампочки.

Лунная ночь на Днепре

Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны торжественно сияет, заливая таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной сон землю. Гладким зеркалом отражают свет воды Днепра, выхватываются из бархатистой синевы ночи стены украинских хат, прихотливым изысканным орнаментом рисуются облака в бездонной глубине неба. Это величественное, торжественное зрелище погружает в раздумье о вечности и непреходящей красоте мира. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. Для углубления пространства художник теплый красноватый тон земли противопоставляет холодным серебристо-зеленым оттенкам. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. Передний план прописан эскизно, небо же проработано многочисленными лессировками и становится композиционным центром картины. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Влажный, пропитанный солью морской воздух, безусловно, отрицательно повлиял на состояние красок. Пейзаж стал необратимо темнеть.

В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П.П.Демидова. Сделка расстроилась, и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф.А.Терещенко. Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. Это в десять раз больше тех сумм, которые платили за портреты Крамскому, за пейзажи Шишкину. «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. Куинджи, обращаясь к любимому мотиву, пробует, экспериментирует, думает над различными способами выражения.

Днепр утром

Пейзаж «Днепр утром» написан в иной живописной манере. Здесь нет яркого источника света. Куинджи пишет величественную реку в спокойных серо-голубоватых тонах. Окрашенный оттенками голубого и фиолетового цвета воздух размывает четкие очертания берегов, степи.

В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». Ни одно из этих произведений не пользовалось такой популярностью, которая выпала на долю знаменитых пейзажей 1881 г. Художник, встав перед нелегкой проблемой — продолжать бесчисленные повторения уже найденной схемы или искать новые пути, предпочел закрыть двери мастерской почти на тринадцать лет. Но художник и дня не проводил, не взявшись за карандаш или кисть, он много работал, но никого не пускал в мастерскую и никому не показывал своих этюдов. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. Живописец часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. Одновременно с постоянными творческими занятиями Куинджи проявляет и свои практические способности. Он становится владельцем нескольких доходных домов в Петербурге, покупает участок земли в Крыму. Куинджи, став миллионером, продолжал жить крайне скромно, но тратил большие суммы на поощрение бедных молодых живописцев, никому не отказывал в помощи.

Начиная с 1888 г., Куинджи обращается к образам величественных горных вершин Кавказа — Эльбруса и Казбека. На Кавказ Куинджи впервые попадает по приглашению Н.А.Ярошенко, но затем ездит туда вплоть до 1909 г. Количество кавказских этюдов огромно. Примечательно, что многие этюды Куинджи пишет в мастерской по памяти. Художника привлекает снежная вершина горы, то ослепительно белая, то ярко-малиновая в лучах заходящего солнца, то холодно-голубоватая вечером.

Восход солнца

Дарьяльское ущелье. Лунная ночь

Снежные вершины

Эльбрус лунной ночью

Снежные вершины. Кавказ

Эльбрус вечером

Цветник. Кавказ

Около 1890 г. художник обращается к зимним этюдам — «Пятна лунного света в лесу. Зима», «Зима. Пятна света на крышах хат», «Солнечные пятна на инее» смотрятся превосходными образцами использования художником возможностей непосредственной работы на натуре. С их помощью Куинджи приходит к обобщению образа зимнего пейзажа.

Зима. Оттепель

Лунное пятно в зимнем лесу

Солнечные пятна на инее

Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. утрачивают пластическую ясность и гармонию, свойственные его произведениям конца 1870-х гг. Они становятся более индивидуализированными по настроению, отражая чувства, которые испытывает сам художник. Природа представляется Куинджи столь грандиозной, что человек кажется в ней мелким, жалким. Куинджи вводит в картины тревожные, беспокойные сочетания фиолетовых, синих, красновато-коричневатых оттенков. Тема бренности земной жизни и вечной красоты, величия природы, появившаяся в творчестве ряда художников конца ХIХ века, звучит и в работах Куинджи.

Не смотря на уединение в мастерской, Куинджи тем не менее живо интересовался художественной жизнью Петербурга и Москвы. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. Куинджи считал, что если передвижники войдут в число преподавателей высшей художественной школы России, они смогут завоевать умы молодежи и оказать воздействие на будущее русского искусства. Куинджи в 1889 г. принял предложение руководства Академии художеств возглавить мастерскую пейзажной живописи. Избрание Куинджи профессором послужило причиной окончательного разрыва художника с передвижниками.

В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. Он не давил на учеников авторитетом прославленного пейзажиста, уважал их индивидуальность, беседовал с начинающимstrong width=/praquo; висела на strong /pp style=стене одна. Куинджи велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света, который был так силен, что некоторые зрители пытались заглянуть за картину в поисках лампочки./pи художниками, как с равными. Недаром из мастерской его вышли известные впоследствии пейзажисты Н.К.Рерих и А.А.Рылов, В.Г.Пурвит и Ф.Э.Рушиц, К.Ф.Богаевский и А.А.Борисов. Любовь Куинджи к ученикам можно сравнить лишь с любовью отца к детям, и они отвечали учителю не менее пылкими чувствами.

Работа в мастерской Куинджи шла без особой системы, но логика обучения была продумана очень тщательно. Куинджи считал, что для начинающего художника самым главным является вдумчивая, длительная работа на натуре, умение видеть природу и честно передавать увиденное. Поэтому он требовал, чтобы ученики на каждое занятие приносили этюды, которые они все вместе обсуждали. В его мастерской будущие художники копировали пейзажи художников Барбизонской школы, писали натюрморты с натуры, академические постановки. Куинджи придавал большое значение живописи на пленэре, но считал, что картина должна создаваться по памяти. Большое внимание уделял Куинджи приобретению учениками навыков в правильном использовании цветовых гармоний, мастер много говорил о композиции, о перспективе, о построении пространства в пейзаже.

В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. Мастер смог воспитать из разных по способностям, возрасту, образованию, происхождению людей группу единомышленников. Их произведения выделялись на академическом фоне зрелостью, живописным мастерством, знанием законов композиции. И в этом огромная заслуга width=raquo; — это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников.img style= width= Куинджи. 15 февраля 1897 г. Куинджи неожиданно подает президенту Академии художеств прошение об отставке. Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. Руководителем пейзажной мастерской стал А.А.Киселев. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Летом Куинджи вывозил своих учеников в свое крымское имение, а в апреле 1898 г. повез всех своих питомцев за границу на собственные средства. Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. Деньги шли на поощрение молодых талантов. На этом завершилась недолгая деятельность Куинджи на педагогическом поприще, но своих учеников не оставлял без помощи и поддержки до конца жизни.

В 1901 г., впервые после двадцатилетнего затворничества, Куинджи решается показать свои работы избранным зрителям. Среди них ученики, старый друг художника Д.И.Менделеев, пейзажист А.А.Киселев, архитектор Н.В.Султанов, журналисты. Куинджи выставляет в мастерской четыре картины: «Вечер на Украине» (1878-1901), «Христос в Гефсиманском саду», «Днепр», новый вариант «Березовой рощи» (все 1901 г.). Картины имели успех.

Христос в Гефсиманском саду

Все чаще и чаще в его творчестве появляются работы глубокого драматического начала, точно передающие душевное состояние художника. Не случайным представляется обращение пейзажиста Куинджи к жанровой картине, драматическому евангельскому сюжету. «Христос в Гефсиманском саду» — произведение‚ в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. Композиция произведения, драматургия темы разрабатываются достаточно прямолинейно: одинокая фигура Христа, залитая лунным светом, расположена в центре, преследователи Христа изображены в тени. Усиливая трагический накал сцены, художник резко сталкивает дополнительные цвета: задний план написан в холодных сине-зеленых тонах, передний — в теплых коричнево-красноватых. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень.

Обращение мастера к тематической картине - эпизод в его творческой биографии. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Но все же главные помыслы Куинджи в работе над пейзажем сводились к передаче величия и вечной красоты природы. Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета — от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны.

Закат зимой. Берег моря

Закат с деревьями

Эффект заката

Берег моря

Кипарисы на берегу моря. Крым

Крым. Южный берег

Полдень. Стадо в степи

Ай-Петри. Крым

Берег моря со скалой

Закат в степи на берегу моря

Море. Крым

Закат в степи

После дождя. Радуга

Отстранившись от преподавания в Академии художеств, Куинджи до конца жизни оставался членом ее совета. Он активно вмешивался во все текущие дела, отстаивая свои взгляды с резкостью и нетерпимостью по отношению к противникам. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями. Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. В 1904 г. он выделяет на поощрение талантливой молодежи фонд в сто тысяч рублей, который предназначался для ежегодной выплаты премий ученикам Академии художеств. Так появился конкурс имени А.И.Куинджи. Первая конкурсная весенняя выставка открылась в 1905 г. Но она не могла служить тем идеям, которые вынашивал Куинджи. Он мечтал об объединении, где все художники были бы равны и могли творить свободно, без оглядки на вкусы заказчиков. В 1908 г. ряд живописцев — участников академических выставок — решает создать новое общество, в которое Куинджи предлагает вложить свой миллионный капитал. В него вошли Н.К.Рерих, А.А.Рылов, А.А.Борисов, Н.П.Химона, В.И.Зарубин, В.Е.Маковский, В.А.Беклемишев‚ А.В.Щусев и другие. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. К 1910 г. в Обществе состоял сто один человек К сожалению, за годы своего существования объединение так и не превратилось в сплоченную организацию. Мечте Куинджи о творческом единении художников, о слиянии всех в одну семью не суждено было осуществиться.

В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. В период улучшения весной 1910 г. Куинджи отправляется в свое крымское имение, но в дороге он почувствовал себя настолько плохо, что вынужден был остановиться в Ялте. У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. Страдания художника были невыносимы. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. Квартира его поразила всех своей скромностью, зато количество этюдов, хранившихся в мастерской, было огромно. По завещанию Куинджи весь его капитал и все художественное наследие были переданы обществу, носившему имя художника.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры