Были использованы такие методы как. Какие бывают методы исследования в курсовой работе

Главная / Психология

За весь учебный период студентам высших и средне – специальных учебных учреждений очень часто – иногда и не один раз за семестр – приходится выполнять курсовые работы. Что такое курсовая работа? Это работа, выполняемая каждым студентом на заданную тему. Обычно ее пишут по профильным предметам, изучению которых необходимо уделить особое внимание. В этой статье буден дана информация методах исследования в курсовой работе. Читатель узнает, каковы основные правила написания, что такое задачи и цели, а также многое другое.

В случае возникновения трудностей в написании данного раздела, рекомендуем обращаться к специалистам портала.

Какие основные правила учитывают при написании?

Любой качественный проект должен быть:

  • уникальным;
  • актуальным;
  • представлять научное или практическое значение;
  • оформленным, в соответствии со стандартами.

Для того чтобы качественно написать подобный проект, студент должен изучить методические указания, а так же бывать на всех занятиях, посвященных его выполнению.

Любой проект состоит из трех разделов – введения, основного раздела и заключения. Выполнение каждого из них – обязательно. Основной раздел, в свою очередь, состоит из теоретической и практической части. Иногда, студенты первых курсов пишут только теоретические работы. Но неотъемлемая часть любого курсовика, даже состоящего только из теоретической части – это исследование. Его проводят, чтобы решить поставленные перед автором задачи и достигнуть цели, которая ставится в начале любого курсовика.

Далее мы рассмотрим такой важный аспект, как методы исследования в курсовой работе, узнаем, как формируется методологическая база проекта, поговорим о таких понятиях, как проблема исследования, объект и предмет исследования.

Что такое методы исследования?

Исследованием называют процесс поиска до этого момента не известных знаний или фактов. Его методы – это способы, при помощи которых оно проводится. Именно они позволяют автору курсовой работы решать задачи и достигать цели, поставленной перед ним.

Говоря о таком понятии, как метод исследования, необходимо упомянуть и другие термины. Такие, как цель, задачи, объект и предмет исследования. Все они должны быть раскрыты в первой части курсовой – во введении, а в заключении автор должен обязательно сказать о том, была ли достигнута поставленная в начале цель.

Итак, цель – это результат, которого должен добиться студент в ходе выполнения курсовика.

Задачи – это способы, используя которые можно достигнуть данного результата.

Объект исследования – это явление или процесс, который изучается студентом при написании курсовой.

Предметом исследования является отдельно взятая проблема в рамках изучаемого процесса.

Методология, примененная в каждом отдельном курсовике, должна быть описана в первой его части – во введении. Существуют специальные способы, которые невозможно применить в других отраслях. К ним относят, биоиндикацию или физическое моделирование, а есть универсальные способы. Часто их называют общими теоретические и практические.

Теоретический способ заключается в проведении анализа какой-либо проблемы.

Практический способ помогает описывать различные явления, которые являются неотъемлемой частью любого исследовательского процесса.

Теоретические методы

Они обладают следующими признаками:

  • абстрактность;
  • обобщенность.

С помощью таких способов информационная база может быть систематизирована.

К теоретическим средствам познания относят следующие:

  • аксиоматический;
  • формализацию;
  • гипотетический;
  • абстрагирование.

Кроме того, существуют общелогические приемы, среди которых выделяют:

  • анализ;
  • синтез;
  • моделирование;
  • дедукцию;
  • аналогию.

Аксиоматическая методика подразумевает принятие каких-либо известных до выполнения курсовика знаний без доказательств. Пример использования такой методики часто встречается в точных науках.

Формализация предполагает, что исследуемая область будет представлена, как совокупность каких-либо признаков, которые способствуют лучшему ее изучению.

Гипотетическая методика основывается на выдвижении гипотез при изучении проблемы.

Основа абстрагирования – это отвлечение от несущественных признаков объекта. С помощью данной методики выделяются действительно важные стороны проблемы.

Научный анализ предполагает разложение исследуемого материала на простейшие составляющие, что позволяет уделить больше внимания каждой из них.

Синтез является противоположным анализу приемом. Его основа – это объединение различных частей в единое целое.

Основа моделирования – перенос существующего объекта в модель, которая создается исследователем.

Дедукция обеспечивает переход от частного признака к общему.

Аналогия позволяет сравнивать предметы между собой и присваивать признаки одного предмета другому, похожему на него.

Таким образом, теоретическая часть любого проекта включает некоторые из представленных способов познания. Практический раздел познается с помощью эмпирических методов – с их помощью автор описывает конкретные явления, собирая факты.

Эмпирические методы

К эмпирическим способам относят:

  • наблюдение;
  • сравнение;
  • измерение;
  • эксперимент.

Наблюдение – это самый простой методический подход. Он использует деятельность различных органов чувств и не зависит от желаний или ожиданий исследующего.

Сравнение предполагает, что изучаемых предметов будет несколько, а студенту необходимо выделить их общие черты и найти отличия.

Измерение – самый точный из всех методов, которые только могут существовать, он позволяет определить параметры изучаемого предмета.

Эксперимент позволяет убедиться в правоте какого-либо положения или опровергнуть его. Именно этот способ позволяет опровергнуть существующий до проведения исследования научный принцип.

База исследования для курсовой

В данном случае подразумеваются приемы и методы, которые будут использоваться для каждого студенческого проекта. Они во многом зависят от темы и предмета, в рамках которого выполняется работа. Для того, чтобы основательно подойти к данному вопросу, можно использовать уже выполненный проект на аналогичную тему, как пример.

Чтобы правильно подобрать методы для написания своего курсовика, необходимо проверить их на соответствие следующим требованиям:

  • адекватность предмету и объекту познания, задачам и цели работы;
  • современность;
  • прогностичность (научная обоснованность);
  • логичность;
  • взаимосвязанность.

Если способы, используемые вами, подходят под вышеперечисленные определения, то они будут являться корректными.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования : теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования : МОУ СОШ д.Ильиново Ялуторовского района Тюменской области. В эксперименте участвовали учащиеся 4 класса.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап – постановочный (01.02.10 – 01.03.10) – выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

Второй этап – собственно-исследовательский (02.03.10 – 02.04.10) – разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

Третий этап – интерпретационно-оформительский (03.04.10 – 03.05.10) – проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.

Научная новизна исследования: исследования состоит в том, что уточнен понятийно-терминологический аппарат, описывающий процесс развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста через использование игровых технологий.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Структура и объем работы : работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 42 наименования, приложения (4). Работа включает таблицы (4).

Общий объем работы 54 страницы компьютерного текста.

Глава 1. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников

1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

Избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);

Проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);

Активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

Активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова);

Специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев) .

Важнейшая область общего феномена интереса - познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе - познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам - формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес.

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.

Особую значимость познавательной интерес имеет в дошкольные годы, когда знания становятся фундаментальной основой жизни.

Познавательный интерес - интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.

В единстве объективного и субъективного в интересе проявляется диалектика формирования, развития и углубления интереса. Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся её объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат). Интерес - это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению) .

Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

В ходе исследования применялись следующие методы Анализ документов. Документами в психодиагностике называют специальные материалы - письменные, фонетические, кино-видео, - и фотоматериалы, обеспечивающие возможность накопления, хранения и передачи отдельной информации о человеке. Знакомство с документами, как правило, позволяет составить самое общее представление о личности изучаемого, выработать предварительную гипотезу 9тносительно некоторых его свойств и качеств, спланировать дальнейшее изучение индивидуально -психологических особенностей с помощью других методов.

Обращение к документам позволяет получить информацию о биографических данных человека, состоянии его здоровья, моральных и психологических качествах, отношениях с товарищами и поведении в коллективе, устойчивости военно-профессиональной направленности, особенностях уже имеющегося профессионального опыта, сделать предварительный вывод о степени соответствия индивидуальных свойств и качеств добровольца требованиям военной профессии. Таким образом, наличие хорошо отработанных документов позволяет в условиях военного комиссариата получить более обоснованную информацию о кандидате и фазу выявить явно непригодного кандидата.

Выводы о качествах личности кандидата, выявленных на основе документальных источников, уточняются и дополняются с помощью других методов психодиагностики, в частности, наблюдения.

Наблюдение. Это один из наиболее объективных и надежных методов оценки индивидуально-психологиеских качеств человека Оно представляет собой целенаправленное и систематическое восприятие действий, поступков, поведения респондента., его отношений к различным явлениям окружающей действительности с целью обнаружения, регистрации и анализа тех факторов, которые могут характеризовать направленность, способности, другие свойства и качества личности.

Цель наблюдения - выявить динамику и особенности проявления в реальной жизнедеятельности тех индивидуально - психологических качеств, которые определяют успешность подготовки человека к военной службе. В ходе наблюдения особый интерес представляют ситуации, связанные с адаптацией к новым условиям, с преодолением трудностей, выполнением заданий, требующих самостоятельности, инициативы, волевых качеств, организаторских способностей, творческого мышления.

Одной из задач методов наблюдения следует считать оценку нервно-психической устойчивости. При решении этой задачи наблюдения целесообразно прежде всего сосредоточить на особенностях моторики, стиль взаимоотношения с окружающими, реакциях сложных критических ситуациях.

В ходе наблюдения о нервно-психической неустойчивости могут свидетельствовать следующие признаки:

Заикание, неловкость, угловатость движения;

Подергивание век и щек, закусывание губ, частое моргание, покраснение кожных покровов лица и шеи, повышенная потливость рук и всего тела;

Развязное поведение, вспыльчивость, раздражительность, частые конфликты с товарищами, отсутствие эффекта от замечаний и бесед;

Изменчивость настроения, легкость возникновения эмоциональных реакций и конфликтов, тенденция к совершению необдуманных поступков;

Нерешительность, излишняя застенчивость и робость или, наоборот чрезмерная общительность, расторможенность, нетерпеливость и суетливость;

Неспособность долго переживать высокий уровень внимания, вялость, значительная зависимость работоспособности от настроения и заинтересованности;

Лживость, «театральная» обидчивость, болезненное самомнение, постоянное обвинение окружающих в несправедливости к себе, претензия на исключительное положение в коллективе.

Результаты наблюдения фиксируются в «Листе наблюдения» (Приложение 1).

Индивидуальная беседа. Беседа один из важнейших и наиболее действенных методов изучения личности. Она позволяет установить прямой контакт и оценить те индивидуальные особенности.. Которые не всегда удается определить с помощью других методов психодиагностики. Беседа в ходе профессионально психологического отбора проводится сотрудниками военкомата Она требует тщательной подготовки, четкого определение целей и последовательности постановки различных вопросов. Также важное значение имеет также выбор места и времени разговора, перед началом беседы следует тщательно ознакомиться с результатами анализа документов, с данными наблюдения и других методов.

Беседа проводится в отдельном помещении, в спокойной товарищеской обстановке. Все вопросы должны быть простыми и понятными, ставить их следует так, чтобы они способствовали развертыванию единично, целостного рассказа кандидата о себе, своей жизнедеятельности, своих интересах и наклонностях. Очень важно в процессе беседы выяснить насколько способен кандидат критически оценивать свои способности и возможности. Индивидуально - психологические качества кандидата., проявляемые им в той или иной деятельности, оцениваются в беседе непосредственно через систему взглядов, суждений и отношений к труду, окружающим людям и самому себе.

Таким образом, при оценке личностных качеств кандидата необходимо обратить внимание не только на высказывания кандидата, но и попытаться выяснить насколько они не расходятся с его реальными поступками и достижениями.

Вся полученная информация сопоставляется со сведениями, отмеченными по результатам изучения документов в «Листе результатов анализа документов и беседы». (Приложение 2) Выявленные в процессе беседы дополнительные данные регистрируются там же.

Анкетирование. Это один из наиболее популярных и проверенных методов исследования личности. Оно помогает (в дополнение других методов) выявить основные события и факты жизненного пути человека, оценить их влияние на становление личности, определить особенности формирования и проявления в реальных условиях жизнедеятельности основных интересов и склонностей, нравственных качеств, профессиональных намерений, обоснованность и устойчивость мотивов поступления на военную службу. Анкеты анализируются не по отдельности, а в совокупности всей полученной информации.

Методики психологического и психофизиологического обследования «Методика S-тест» (Приложение 3) служит для оценки способности к оперированию образами, а также - темпа мыслительных операций. Сущность ее состоит в следующем: испытуемому необходимо определить, частью какой из четырех предложенных фигур является каждый из 150 предлагаемых фрагментов. Обследование проводится на регистрационном листе. Обработка результатов обследования путем подсчета по «ключу». Время решения задач ограничено пятью минутами. Для объяснения используется демонстрационный плакат.

Методика «Установление закономерностей» (Приложение 4) служит для оценки особенностей процесса мышления (активности, сообразительности) и оперативности памяти. Сущность методики состоит в следующем: испытуемому необходимо определить, какое слово зашифровано символами в задании или такое слово отсутствует. Всего на стимульном бланке представлено 30 заданий. Результаты обследования фиксируются на регистрационном листе. Обработка результатов осуществляется путем подсчета количества правильно выполненных в соответствии с «ключом». Время выполнения заданий методики 8 минут. Для

Методика «Арифметический счет» (Приложение 5) направлена на исследование вербально - логического мышления, оперативной памяти, внимания, счетных навыков, оценку темпа мыслительных операций. Содержит 30 заданий. Сущность методики заключается в устном выполнении арифметических действий с целыми числами в пределах от 1 до 100, приведенных на стимульном бланке. Результаты отмечаются испытуемым на регистрационном бланке для оценки используется количество правильных ответов, совпавших с «ключом». Для объяснения используется демонстрационный плакат.

Методика исследования особенностей мышления МИЭМ-2 (Приложение 6) позволяет исследовать способности к абстрагированию и оперированию вербальными понятиями. Содержит 20 заданий, которые необходимо выполнить за шесть минут. Ответы испытуемый отмечает на регистрационном листе. Оценка осуществляется с помощью «ключа» по количеству правильных ответов. Для объяснения используется демонстрационный плакат.

16-факторный личностный опросник Кэттела. оценивает характерологические качества личности, во многом определяющие особенности ее поведения, социальной адаптации и профессионального становления. Методика состоит из 105 вопросов, отражающих обычные жизненные ситуации, на которые предлагается три варианта ответов (а, в, с), задача испьпуемого выбрать один из них Время обследования ориентировочно 25-30 минут. Ответы заносятся испьпуемым в регистрационный лист, а затем обсчитываются с помощью «ключа». Совпадение ответов с пунктами «а» и «с» оценивается двумя баллами, а с пунктом «в» - одним баллом. Исключение составляет шкала фактора «В». Здесь за каждое совпадение с «ключом» присваивается один балл. Сумма баллов по каждой группе вопросов дает в результате значение фактора Максимальная оценка по каждому фактору в результате дает 12 баллов, по фактору «В» - 8 баллов.

Все 16 факторов представлены в биполярной форме (высокие значения -низкие значения):

А- сердечность, доброта- обособленность, отчужденность;

В - высокий интеллект, умный - низкий интеллект, глупый:

С - эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость;

Е - настойчивость, напористость - покорность, зависимость;

F - жизнерадостность - осторожность;

G - высокая совестливость - недобросовестность;

Н - смелость - робость;

I - мягкосердечность, нежность - суровость, жестокость;

L - подозрительность - доверчивость;

М - мечтательность - практичность;

N - проницательность - расчетливость;

О - склонность к чувству вины - самоуверенность;

Q1 - гибкость - ригидность;

Q2 - самостоятельность - зависимость от группы;

Q3 - высокий самоконтроль поведения - низкий самоконтроль поведения;

MD - адекватность самооценки.

Многоуровневый личностный опросник « Адаптивность». (Приложение 7), Методика оценивает способность к социально-психологической адаптации. Теоретической основой методики является представление адаптации, как постоянном процессе активного приспособления человека к новым условиям социальной среды и профессиональной деятельности. Эффективность адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи, точно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточное развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, понижением работоспособности и ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к антисоциальным поступкам, срыву профессиональной деятельности и развитию болезней. Время выполнения методики 25-30 минут. Методика «Адаптивность» содержит 165 вопросов. На каждый вопрос обследуемый может отвечать «да» или «нет». Ответы на вопросы заносятся в регистрационном лист.

При определении профессиональной пригодности граждан, поступающих на военную службу по контракту; подсчитываются результаты по шкалам «достоверность» (ДХ «нервно-стистическая устойчивость» (НПУ)-«адаптивные способности « (А), «коммуникативные способности (Ю, «моральная нормативность» (МН). Обработка результатов заключается в подсчете количества ответов., совпавших с «ключом» . По шкале «Д» оценивается степень достоверности ответов. В случае, если общее количество ответов. Совпавших с «ключом», превышает 10. то полученные результаты считаются недостоверными из-за стремления испьпуемого как можно больше соответствовать социально - желаемому типу и проводится повторное его обследование.

Математические методы. Математические методы используются как средство повышения надежности объективности, точности поучаемых данных Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных. Математические методы используются психологии не в качестве самостоятельных, а включаются как вспомогательные на определенных этапах эксперимента или тестового обследования.

Данные методы становятся необходимыми, когда в эксперименте исследователь работает одновременно с несколькими переменами, с набором гипотез предполагающих вовлечение в исследования большого массива эмпирических данных.

В нашей работе использовался метод ранговой корреляции Спирмена который позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками

Метод исследования в курсовой работе – это путь, средство и инструмент, способствующий получению новых знаний и навыков, расширению теоретической базы, помогает подтвердить или доказать на практике, изложенные в курсовой работе тезисы.

Не секрет, что методов в науке много, поэтому не всегда есть необходимость использовать их все. Выбор методологии напрямую зависит от поставленных в работе цели и задач, из которых определяются, применяемые в ней, методы.

Любой метод нужен для нахождения истины, правильного понимания и объяснения сложившейся ситуации, а в некоторых случаях помогает ее изменить.

От выделенных в курсовой задач, предмета и объекта работы будет зависеть и выбор используемых методов исследования.

Методы исследования нужны, чтобы понять способ изучения, осмысления темы, заявленной в курсовой работе.

Классификация методов исследования

Все методы исследования принято делить на 2 основные группы:

По этому же принципу данная статья будет разделена на 2 крупных блока.

Группа теоретических методов включает в себя:

  • абстрагирование;
  • аналогия;
  • классификацию;
  • обобщение;
  • сравнительный анализ;
  • синтез (объединение);
  • изучение и анализ литературы;
  • изучение и анализ документации, архивных источников и т. д.

Научные методы исследования включают в себя:

  • эксперименты;
  • наблюдение;
  • расчеты, измерения;
  • моделирование;
  • беседа или интервью;
  • опрос;
  • описание и т. д.

Внимание! Метод, используемый в курсовой работе, раскрывается в практической части работы. Также в ней описываются результаты применения метода и их анализ.

Нельзя выбирать метод исследования наугад. Он должен быть обоснованным и необходимым для конкретной работы.

Например, вам необходимо спрогнозировать динамику кукурузного роста, используя при этом математическую модель, основанную на принципе наименьших квадратов. В качестве обоснования можно указать, что данный метод позволяет наиболее точно отразить статистические данные. Дополнительным плюсов в пользу этого метода будет также то, что ранее подобная модель не использовалась при прогнозировании кукурузного роста.

А теперь давайте углубимся в методологию и разберем каждый из вышеописанных методов подробнее.

Теоретические методы

В первый блок вошли методы, относящиеся к теоретической части исследования, в которых не применяется практических действий.

Абстрагирование

Этот метод исследования основывается на конкретизации отдельного свойства предмета или явления, которое изучается в рамках научной работы.

Если говорить простыми словами, то суть этого метода заключается в том, что студент изучает свойство или качество объекта и предмета исследования, которое ему необходимо для работы, не беря при этом в расчет все остальные свойства и характеристики.

Абстрагирование является одним из важнейших методов исследования в гуманитарных науках. Оно позволяет уловить важнейшие закономерности в психологии, педагогике и философии, которые не видны с первого взгляда.

Примером абстрагирования может служить исследование литературы, которая подразделяется на огромное количество жанров, стилей, видов и т. д. Применяя этот метод, можно отбросить и не рассматривать не нужные нам характеристики предмета исследование, такие как: издание, печать, язык, жанр и другие.

В итоге выводом, сделанным на основе абстрагирования, может быть определение литературы как совокупности всех произведений, отражающих научные, художественные, философские и другие мнения и позиции отдельно взятого человека или целого народа.

Аналогия

Суть этого метода заключается в том, что на основе знаний о свойствах и характеристиках схожего с объектом исследования предмета, можно сделать определенные выводы и о том, что мы рассматриваем в научной работе.

Метод не дает стопроцентных результатов, но в целом довольно эффективен. Применяется в случаях, когда непосредственно исследуемых объект нельзя изучить.

По примеру аналогии делаются некоторые выводы о планетах земной группы, их свойствах и условиях для потенциального освоения человечеством.

Классификация

Классификация – один из самых простых, но эффективных способов, применяемых в исследовательских работах. Сутью этого метода является структуризация, разделение объектов исследования на определенные группы по каким-либо сходным признакам.

Классифицировать можно по различным признакам, к примеру, по таким, как:

  • физические параметры (размер, вес, объем);
  • материалы (металл, дерево, пластик, фарфор);
  • жанры (художественная литература, живопись, скульптура);
  • стили (барокко, готика, классицизм).

Также можно делить по геополитической принадлежности:

  • Европа (Восточная, Западная, Южная);
  • Азия (Восточная, Юго-Восточная, Ближний Восток);
  • Америка (Северная, Латинская, Карибский бассейн).

По хронологии:

  • Древние времена (Др. Египет, Ассирия, Вавилония);
  • Античность (Др. Греция, Римская Империя);
  • Средние века (Европейское средневековье, Азиатское, Американское);
  • Новое время;
  • Новейшая история.

Вышеприведенные классификации приведены исключительно в качестве примеров.

В курсовой работе можно применять любую классификацию, которая будет наиболее точной, удобной и эффективной.

Обобщение

При использовании этого метода происходит объединение нескольких предметов и объектов в более крупные группы по определенным сходным признакам для выявления общих характеристик и особенностей.

Обобщение бывает:

  • индуктивное (эмпирическое) – переход от конкретизированных свойств и характеристик к более широким, общим суждениям;
  • аналитическое – переход от одного суждения к другому, осуществляемый в мысленном процессе без использования эмпирической действительности.

Обобщение применяется часто, примером может служить переход от понятия «лимон» к «цитрусовым», затем к «растениям» в целом. Еще примером может служить переход от понятия «Земля» к «планетам земной группы», далее к «небесным телам».

Сравнительный анализ

Этот способ заключается в сопоставлении характеристик и свойств двух или более предметов, при котором выявляются их сходства и различия. Данный метод очень популярен.

В качестве примера можно привести сравнение художественных стилей живописцев или писателей, характеристик одного автомобиля с другим и т. д.

Синтез

Синтезом называют объединение заранее выявленных или известных свойств и характеристик предмета в единое целое. Синтез неразрывно существует с анализом, поскольку всегда присутствует в нем как фактор объединяющий результаты анализа.

Пример. По результатам, проведенного нами, анализа работы различных структур завода (производственные цехи, отдел бухгалтерии, руководящий состав, технический и т. д.) был сделан синтез, на основе которого выявлена общая ситуация, сложившаяся на заводе, его эффективность и рентабельность.

Анализ литературы

На основе этого метода делаются выводы по тому, насколько хорошо изучены те или иные аспекты, по каким существует большой багаж научных трудов, а какие до сих пор находятся на стадии изучения.

При использовании этого метода применяются:

  • научные труды авторитетных авторов;
  • коллективные монографии;
  • статьи, очерки, заметки;
  • мемуары и т. д.

Чем больше существует работ на определенную тему, и чем глубже она изучена, тем более исследованным считается предмет или явление.

По такому же принципу работает и метод изучения документации и архивных источников.

Эмпирические методы

В этом блоке будут рассмотрены научные, практические методы исследования, которые наглядно демонстрируют умозаключения, сделанные на основе теоретических знаний и способов.

Эксперимент

Этот метод является одним из самых действенных, поэтому является важной составляющей для написания серьезного научного труда. В курсовых работах применяется крайне редко.

Основными принципами этого метода исследования являются повторяемость и доказательность.

Простыми словами, эксперимент должен не только наглядно продемонстрировать или открыть то или иное свойство или явление, но и должен иметь возможность быть повторенным.

Традиционным примером считается, проведенный Галилеем, эксперимент по установлению скорости падения пушечного ядра и маленького свинцового шарика. Он сбрасывал их с Пизанской башни и смотрел, что быстрее приземлится на землю. Сейчас этот эксперимент считается необъективным, поскольку при его проведении не были учтены никакие контролирующие факторы.

Наблюдение

С этого метода начинается любое научное познание, поэтому наблюдение считается одним из ключевых исследовательских способов.

Его суть очень проста: наблюдатель смотрит за исследуемым объектом и фиксирует все, что кажется ему важным. Все изменения, реакции, свойства.

Пример. Орнитолог наблюдает за птицами через бинокль, фиксирует их поведение, место обитания, взаимодействие с другими представителями своего вида и т. д.

Измерение

Этот метод один из самых эффективных и представляет собой фиксацию любых физических параметров объекта (вес, рост, длина, объем и т. д.) при помощи единиц измерения. Полученный этим методом результат фиксируется и выражается в численном показателе.

Примером может служить измерение длины нескольких особей животного, на основе которого можно сделать выводы о размерах всего вида.

Моделирование

В широком понимании этого термина модель – это копия, структурированный, уменьшенный образ чего-либо, имитация одного или нескольких объектов.

Моделирование подразделяют на:

  • предметное (воспроизводится отдельная часть изучаемого объекта);
  • знаковое (моделирование производится с помощью чертежей, формул, схем и т. д.);
  • мысленное (операции, проводимые мысленно или в виртуальном мире, например, алгоритм, компьютерная программа, компьютерное моделирование).

Моделирование применяется при создании и разработке новых технологий, конструировании сооружений, автомобилей и т. д.

Беседа и интервью

Эти методы очень сходны. Суть их заключается в личном разговоре с человеком, который может дать необходимую информацию об изучаемом объекте или сам является объектом изучения.

Отличие беседы от интервью заключается в том, что последнее носит более регламентированный характер. Во время интервью опрашиваемый дает ответы на четко заданные, заранее сформулированные вопросы, интервьюер же при этом практически не демонстрирует свою точку зрения.

Беседа носит более непринужденный характер, во время нее оба собеседника могут высказывать свое мнение, задавать вопросы, причем даже спонтанные.

Оба метода очень популярны при написании курсовых работ, поскольку легко реализуемы и эффективны.

Опрос и анкетирование

Эти методы тоже имеют много схожего между собой. И тот, и другой подразумевают под собой заранее подготовленные вопросы, на которые необходимо получить ответы. Зачастую даются несколько готовых вариантов ответа.

Отличие же заключается в том, что опрос может быть как в письменной форме, так и в устной, а вот анкетирование только в письменной или компьютерной версии. При этом зачастую ответ дается в графической форме.

Плюсом этих методов является возможность охватить большое количество человек и получить наиболее точные данные.

Описание

Этот метод имеет некоторое сходство с наблюдением, но в отличие от него при использовании этого способа фиксируются не только явления, поведение, но и внешний вид и признаки изучаемого объекта.

Пример. Возьмем уже использованный выше пример с орнитологом, наблюдающим за птицами. Если в первом случае он фиксировал поведение и взаимодействие птиц с другими животными, то при описательном методе он сделает упор на фиксацию данных о внешнем виде птиц, их гнезд и т.д.

Работ, автор в ходе исследования должен использовать методы. Однако практика показывает, что при их определении большинство студентов сталкиваются с двумя проблемами. Первая: «Я не понимаю, какой метод нужно применять в данной курсовой работе». Вторая: «Если я и использую методы, то не могу определить какие». Такие сложности возникают в связи со слабой информированностью учащихся. Изучив данный материал, вам будет легко определить, какие методы исследования нужно применять в той или иной курсовой работе.

Методы научного исследования — определенный набор инструментов, которыми руководствуется студент для полноценного раскрытия . Правильный их выбор – залог достижения поставленных целей научного труда.

На какие группы делятся методы исследования курсовой работы?

В науке существует три группы: специальные, общенаучные и универсальные.

  1. Специальные методы не могут быть использованы при решении общенаучных вопросов – они применимы только в конкретных отраслях знаний. К примеру, если мы пишем работу по химии, то во вступлении целесообразно упомянуть методы качественного и спектрального анализа. В курсовой работе по биологии, вероятней всего, будет использован метод биоиндикации, а по физике – метод физического моделирования.
  2. Универсальные методы. Редко применяются в процессе написания курсовых работ, поскольку имеют больше философскую подоплеку, нежели научную. Чаще всего используются в диссертациях.
  3. Общенаучные методы исследования курсовой работы широко распространены в научно-исследовательской деятельности и в других сферах (дедуктивный метод расследования, анализ состояния рынка труда и прочее).

Какие методы относят к общенаучным?

  1. Анализ – выделение из целого объекта отдельных его составляющих (свойств, признаков, функций и т.п.) для получения максимальной информации о нем. По характеристикам можно делать сравнительный анализ. Например, сравнение функций органов государственной власти и местного самоуправления. Или, отличие клинической смерти от биологической по основным признакам.
  2. Синтез – метод, прямо противоположный описанному выше. Предполагает объединение совокупности выделенных ранее характеристик (сторон, отношений) в одно целое. Пример: ссылаясь на признаки правонарушения, совершенного гражданином N, мы можем отнести его деяние к преступлениям средней тяжести.
  3. Классификация – объединение исследуемых объектов или их характеристик в группы по одному или нескольким критериям. Данный метод находит применение практически в каждой курсовой работе. Особенно широко применяется в описательных науках: географии, биологии, геологии. Нередко встречается и в юриспруденции.
  4. Обобщение – отнесение нескольких объектов к одной категории на основании определения схожих свойств и (или) признаков. Яркий пример: категории «семейство», «род», «вид» в биологии.
  5. Аналогия – метод, базирующийся на умозаключениях. Если изучаемые объекты имеют схожесть по одним критериям, то, следовательно, они схожи и по другим. Идеальным примером будет принцип аналогии закона в юриспруденции. Его суть заключается в следующем: если действующим законодательством не предусмотрена статья, которая бы регулировала конкретный спор, то для решения вопроса судом могут быть применены нормы, регулирующие похожие правоотношения.
  6. Моделирование . Изучить объект будет намного проще по его уменьшенной модели, нежели по оригиналу. Метод моделирования применяется для наглядного представления исследуемого объекта. Модель должна соответствовать оригиналу по тем свойствам, которые важны для изучения, но может и отличаться от реального объекта по другим параметрам (к примеру, размерам). Находит применение в работах студентов, которые учатся на инженеров, архитекторов и строителей. В этом случае работа может состоять из теоретической и практической части. Чаще всего практика заключается в создании макетов архитектурных или инженерных сооружений (здания, мосты и т.п.)
  7. Эксперимент . Изучение объекта путем испытания не в реальной среде, а в особых условиях (чаще всего контролируемых). Путем эксперимента можно без серьезных потерь получить важнейшую для исследования информацию. Допустим, нужно проследить химическую реакцию при взаимодействии нескольких реагентов.

Этот перечень можно продолжать еще очень долго: наблюдение, дедукция, индукция, описание, прогнозирование – выбор за вами.

Как правило, в курсовой работе целесообразно использовать не более 4-5-ти методов. Но если вы считаете необходимым указать больше – пишите по факту.

Если вы испытываете трудности с определением методов исследования, которыми руководствовались при написании курсовой работы, помните: эту помощь всегда можно получить !

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры