Е.Чарушин — Томка испугался. Рисование по рассказу Е

Главная / Психология

Мы каждый день встречаемся с разными людьми: добрыми, грустными, странными, высокими, тучными, красивыми, веселыми... Каждый человек, с которым происходит какое-то общение, оставляет определенный след в нашей психике. Эти "следы" не обходятся без словесного описания внешности субъекта. В своем уме или в разговоре с подружкой мы всегда опираемся на аспекты описания внешности человека.

Описание внешности человека: цель

Существуют науки, которые занимаются изучением внешности людей, например психология, филология, криминалистика и некоторые другие. С элементами описания внешности сталкиваются и врачи, когда изучают анамнез болезни или психотип больного. Без этого процесса не обойтись в бизнесе, особенно шоу-бизнесе. В модельных агентствах внешность девушки или парня играет ключевую роль, поэтому при заочном знакомстве с желаемой моделью инвестор или директор сначала знакомится со словесным портретом субъекта.

Описание внешности в обыденной жизни расширяет кругозор, способствует формированию вкуса и оценки людей. Помимо этого, собеседник может с легкостью сформировать образ описываемого человека в сознании по определенным прилагательным.

В психологии описание внешности также находится на важном месте. Целые теории личности и ее поведения строятся на внешнем облике индивидуумов. Например, теория Кречмера напрямую связывает темперамент, характер и направленность человека с его телосложением. И не только он отмечал некую взаимосвязь между внешними данными и внутренним настроем людей. С годами наши эмоции и стрессы накладывают отпечаток на внешность в виде морщин, походки, жестикуляции.

В юриспруденции есть огромный раздел, который называется криминалистикой. Эта наука также использует научное описание внешности человека, определяя критерии и правила этого процесса. Здесь описание тоже является важным процессом, так как по внешним данным жертвы и свидетели запоминают преступников. В этой науке внимание уделяется каждому элементу лица, туловища, конечностей человека. Наравне с этим обращают внимание на одежду и другие приметы, когда ищут пропавшего.

Виды описания внешности

Различают много разновидностей теорий и правил, которые позволяют как можно более точно описать человека внешне. Но этот процесс в целом можно разделить на два основных вида:

  • произвольное - которое характеризуется употреблением обычных народных слов, не структурировано, поэтому могут упускаться важные моменты;
  • систематизированное - используется с употреблением научных или специальных терминов, составленное по методу словесного портрета.

Что относится к анатомическим признакам человека?

Описание внешности человека - вот с чем многие люди сталкиваются при общении. Бывают случаи, когда нужно рассказать о том или ином человеке, описывая его внешность. Также с этим могут столкнуться и дети школьного возраста, к примеру если им дали задание написать сочинение: "Описание внешности человека".

К анатомическим признакам человека можно отнести органы и части тела, например, такие как голова, подбородок, лоб, лицо или туловище.

По анатомическим признакам можно определить пол человека, его возраст, рост и телосложение. Также можно определить антропологические черты внешнего вида человека, строение его тела и головы, а ещё элемента лица. Поскольку лицо считается "обложкой", которая характеризует внешность человека, то ему уделяется особое внимание.

Какие характеристики относятся к функциональному описанию?

Описание внешности человека не может происходить без определения его функциональных признаков. Последние проявляются во время жизнедеятельности человека. Они характеризуют двигательные и физиологические функции. Функциональное описание внешности человека отображает особенности проявления его жизнедеятельности. Характеристики, относящиеся к функциональным признакам, включают осанку, жестикуляцию, мимику, походку и речь.

Создавая словесный портрет человека, описание внешности и определение функциональных его признаков, в первую очередь многие обращают внимание на осанку. Ее можно проследить по положению головы - ее отношению к туловищу. Также осанка определяется положением туловища относительно вертикали. Характеризуя ее, можно применить такие прилагательные: сгорбленная, сутулая, свободная, прямая и распущенная. К примеру, руки могут располагаться вдоль туловища, на бедрах, за спиной или в карманах. А голова бывает откинута назад, наклонена вперед либо же склонена на один из боков.

Когда ученик пишет тематическое сочинение: "Описание внешности человека", то он может с помощью прилагательных охарактеризовать походку этого человека. Она бывает, например, медленной, шаркающей, тяжелой, подпрыгивающей, вихляющей, быстрой, семенящей, вразвалочку и с размахиванием руками.

Словесное описание внешности человека по функциональным признакам можно еще долго продолжать, ведь, как говорилось выше, сюда относится и жестикуляция, и мимика, а также речевые функции.

Методы словесного портрета

Словесным портретом называют криминалистический способ описания внешности человека с использованием специальных терминов. Этот способ осуществляется определенной системой с целью уголовной регистрации (например, розыск и отождествление живых людей или трупов).

Методы словесного портрета используют для того, чтобы опознать личность. Это могут делать путем предъявления для опознания, сопоставления внешности с фотопортретом, со словесным портретом, а также сопоставления словесного портрета с фотоизображением.

Произвольное описание внешности

Характеристика человека и описание его внешности могут быть сделаны произвольным образом. Их дают свидетели-очевидцы словами и выражениями, использующимися в обыденной речи. Это могут быть бытовые термины, местные говоры и тому подобное.

Произвольное описание может дать любой человек, который видел происшествие. Причем делает он это с помощью привычных для него слов, не используя научные термины. Такие описания часто помогают криминалистам найти нужного человека.

Систематизация в описании внешности человека

Систематизированным называют описание по методу словесного портрета. Основы систематизации в конце XIX века заложил Альфонс Бертильон. Такое описание помогает единообразно охарактеризовать элементы внешности людей, их приметы и одинаково воспринимать результат описания. Есть также основные принципы описания внешности, за счет которых достигается единообразие. Это такие принципы:

  • о применении стандартизированной терминологии;
  • о соблюдении последовательности в описании;
  • о максимальной полноте;
  • об описании в анфас и в правый профиль;
  • описание, которое осуществляется применительно к стандартному положению головы и состоянию внешности;
  • об описании, при котором выделяются особые приметы.

Какие есть правила в описании внешности?

Существуют также разработанные криминалистами правила описания внешности человека, с помощью которых характеризуют личность методом словесного портрета. Сюда относится полнота описания внешности. Ведь от этого в первую очередь зависит скорость розыска человека, потому что неизвестно, по каким именно признакам его можно будет найти.

Следующее правило - это последовательность описания. Сюда относятся такие общефизические признаки, как пол и возраст. Затем уже происходит анатомическое описание (например, фигура в целом, шея, плечи, грудь, спина, голова, в том числе и лицо).

Затем происходит описание с помощью специальной терминологии. Это нужно для того, чтобы обеспечить единообразное понимание получаемой информации. А вот источники информации делят на субъективные и объективные.

Применение прилагательных в описании человека по картине

На первый взгляд может показаться, что сделать описание внешности человека по картине не так-то уж и сложно. Но это не составит труда, если мы знаем хорошо человека, а если же нет, то придется приложить некоторые усилия. Первое, что нужно, - это хорошо знать прилагательные, с помощью которых можно сделать описание.

Например, смотря на картину, можно описать голову человека, применяя прилагательные, которые говорят о её размере: маленькая, средняя или большая. Охарактеризовать волосы человека по картине можно с помощью таких критериев: обилие, длина, тип, цвет или лобная линия. Волосы могут быть густыми, средними или редкими. Длина - короткие, средней длины или длинные. Тип волос может быть прямым, волнистым и кудрявым. Цвет - светло-русый, русый, темно-русый, черный и рыжий. А лобная линия бывает прямой, дугообразной, волнистой и ломаной.

Глядя на картину, можно любыми прилагательными описать лицо человека в целом, его лоб, брови, глаза, нос, рот, губы, зубы, подбородок, ухо и шею. Так же характеризуют плечи, грудь, спину, руки и ноги.

Характеристики внешности русского человека

Еще одной загадкой для этнопсихологов, физиогномистов, филологов является внешность русского человека. Описание ее не очень легко сделать, потому что это очень расплывчатое понятие. Многие говорят, что у настоящего русского человека должны быть голубые глаза, светлые волосы и плоская высокая фигура. Но если затронуть глубже этот вопрос, то это могут быть светлые или темные карие или голубые глаза, а также все цвета и оттенки зеленого. Волосы - светло- или темно-русые и очень густые, а фигура - стройная, высокая. Нет никакой закономерности в форме носа и губ русского человека. Они могут быть абсолютно разными. А вот кожа у русских зачастую светлая и матовая.

Соотношение характеристики человека и описания его внешности

Еще несколько веков назад некоторые ученые заметили соответствие внешнего вида и некоторых черт характера, характеристик личности. Человек полный характеризуется пристрастиями (например, к еде), то есть у него слабая сила воли. Такие люди ориентируются на мнение окружающих, приветливы и любят общение.

Люди, обладающие визуально большой головой и плечами, любят риск, склонны к деятельности физической, но не отличаются милосердием и состраданием.

Худощавые люди с высоким лбом и узкой грудной клеткой характеризуются как чувствительные, любящие уединение, тихие, скрытные, неактивные в общении.

Существуют теории, которые связывают цвет лица, его несимметричность, импульсивность с образом жизни, который ведет человек. Описание внешности в этом случае будет опираться на внешние характеристики и характеристики деятельности человека.

Кроме этого, существует обратная сторона этого процесса. Нужно обратить внимание, кто делает описание внешности человека. Пример: личность, склонная все контролировать, будет описывать сначала лидерские черты человека и его поведение в этом ключе. Субъекты, стремящиеся постоянно обогащаться, будут обращать внимание на стоимость часов, косметики на лице и одежду и так далее.

Описание внешности человека - это описание лица человека, его фигуры, жестов, манеры, характерной позы, одежды. Главная задача такого описания - найти характерные особенности, главное во внешности человека и суметь передать их словами. Они могут быть связаны с особенностью манер, походки, его занятий и профессии, особенностями характера.

Источником сочинений-описаний внешности может быть все что угодно. Как и для других описаний, это может быть жизненный опыт, когда словесный портрет воссоздаётся по памяти (например, "Внешность человека, которого я видел однажды…"). Или воображение ("Мой портрет через 10 лет").

Примерный план сочинения:

1. Вступление.
2. Общее впечатление (фигура, рост).
3. Черты лица (овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки). Волосы (цвет, длина и форма причёски). Уши.
4. Одежда.
5. Манеры поведения (походка, манера говорить, поза…).
6. Заключение.

Возможные определения:

Глаза - зелёные, серые, карие, синие, чёрные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, выразительные, задумчивые, светлые, большие, маленькие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…

Брови - красивые, прямые, густые, тонкие, соболиные, широкие, лохматые, вразлёт, сросшиеся, несимметричные...

Лоб - высокий, низкий, открытый, прямой, сократовский, широкий, морщинистый, покатый, плоский...

Взгляд - растерянный, внимательный, выразительный, умный, любопытный, иронический, кокетливый, любящий, смущённый, равнодушный, завистливый, удивленный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…

Нос - прямой, с горбинкой, вздёрнутый, широкий, узкий, курносый, длинный, короткий, некрасивый, красивый, маленький, картошкой, уточкой...

Волосы - короткие, длинные, каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, кудрявые, блестящие, прямые, волнистые, торчащие как пакля, заплетенные в косы, убранные в хвост, зачесанные назад, всклокоченные, уложенные в прическу…

Фигура - хорошая, стройная, высокая, крупная, полная, худощавая, приземистая, мужская, женская...

Походка - быстрая, неторопливая, лёгкая, бесшумная, тяжёлая, собранная, вразвалку, странная, подпрыгивающая, смешная...

Поза - величественная, напряжённая, изящная, красивая, живописная, странная, непринуждённая, удобная, неудобная...

Пример описания внешности позаимствуем у М.Ю. Лермонтова (из романа «Герой нашего времени»):

«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера. Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо.

Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.

Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! - Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».

(Шиханы). В «Томке» с 1928 года испытывались методы применения отравляющих веществ в артиллерии , авиации , а также средства и способы дегазации зараженной местности.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Томка" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 3 дубровка (16) душистый колосок (4) растение (4422) … Словарь синонимов

    Тома Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен

    Томка: Томка засекреченный центр рейхсвера в СССР. Томка грубая форма имени Тамара Гидроним Томка (приток Берди) Томка (приток Чижапки) Персона Петер Томка судья Международного суда ООН … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Томка (значения). Томка Характеристика Длина 38 км Бассейн Карское море Бассейн рек Чижапка → Васюган → Обь … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Томка (значения). Томка Характеристика Длина 12 км Бассейн Карское море Водоток Устье Бердь · Местоположение 218 км по левом … Википедия

    Объект «Томка» засекреченный центр рейхсвера в СССР. Это была школа «химической войны» в которую немцы вложили около 1 млн марок. Располагалась в Саратовской области, недалеко от города Вольска. (Шиханы) В «Томке» с 1928 года испытывались методы … Википедия

    Малая Томка - 633591, Новосибирской, Маслянинского … Населённые пункты и индексы России

    Соответствие международному праву одностороннего провозглашения независимости временными органами самоуправления Косово официальное название разбирательства в Международном суде ООН в Гааге. Процесс прошёл в форме выработки консультативного … Википедия

Е.Чарушин - Томка испугался.

Ответы к стр.6

1. Восстанови последовательность событий в тексте. Расставь цифры в нужном порядке.

    1. Я взял его с собой на охоту.
    2. Томка за бабочками, за стрекозами гоняется.
    3. Только никого поймать не может.
    4. Подбежал поближе, а корова уж не с воробушка - с кошку ростом кажется.

2. Понравился тебе герой или нет? Опиши Томку.

Мне понравился Томка. Он ещё маленький, милый, неразумный, пугливый щенок.

3. Задай сам вопросы к прочитанному тексту. Начни их со слов:

Кто взял Томку на охоту?

Кто разбудил Томку?

Почему Томка испугался коровы?

Почему корова показалась Томке маленькой?

4.а. Перескажи текст подробно. Сначала подчеркни в тексте слова, которые ты будешь использовать, опиши события, которые происходили.

Когда Томка был совсем ещё небольшим щенком , я взял его с собой на охоту . Пускай приучается.

Вот ходим мы с ним. Томка за бабочками, за стрекозами гоняется . Кузнечиков ловит. На птиц лает . Только никого поймать не может . Все улетают. Бегал он, бегал - так уморился , что сунулся в кочку носом и заснул . Маленький ещё. А будить мне его жалко.

Прошло с полчаса. Прилетел шмель . Бунчит, летает над самым Томкиным ухом . Проснулся Томка . Покрутился спросонья, поглядел: кто это такой спать мешает? Шмеля он не заметил, а увидал корову и побежал к ней . А корова паслась далеко -далеко и , должно быть, показалась Томке совсем маленькой, не больше воробушка.

Бежит Томка корову загрызать , хвост кверху поднял - никогда он ещё коров не видал . Подбежал поближе, а корова уж не с воробушка - с кошку ростом кажется . Тут Томка немного потише побежал, а корова уж не с кошку, а с козу выросла . Страшно стало Томке . Он близко не подошёл и нюхает: что за зверь такой?

В это время шевельнулась корова - её, наверно, кто-то укусил. И побежал от неё Томка !

С тех пор он и близко к коровам не подходит .

4.б. Определи основную мысль.

Этот прекрасный мир таит в себе много открытий для любознательных.

4.в. Составь план.

Ольга Костяева
Рисование по рассказу Е. И. Чарушина «Про Томку» (глава «У Томки были щенки») в подготовительной группе

Программное содержание. Развивать у детей образное восприятие литературного текста и иллюстраций к нему. Учить выделять образные характеристики животных, позицию автора. Формировать у детей умение передавать в рисунках внешний облик взрослой собаки (Томка , ее щенят, их позы, окрас, характер. Развивать у детей эстетическую оценку созданных изображений - как у самого ребенка так и у его сверстников.

Предшествующая работа : Чтение рассказа Е . И. Чарушина «Про Томку » (глава «У Томки были щенки » )

Ход занятия

Ребята, посмотрите сегодня к нам в гости пришла собачка. А зовут её Томка . Ей одной стало скучно и она просит нас нарисовать для неё друзей . Давайте поможем и нарисуем для Томки её друзей , как их описывает в своем рассказе «Томка » Е. И. Чарушин . Ведь Чарушин не только писатель , но и художник. Для своих рассказов он рисует сам .

Давайте ребята вспомним рассказ Е . И. Чарушин «Томка » и посмотрим как он описывает своих щенят. (Можно сначала спросить у детей, активизируя их память, сколько было щенков у Томки , прочитать им отрывок рассказа и показать иллюстрации):

«Вот один щенок - ест да спит. Из него лентяй получится. Вот злой щенок - сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. Я его не возьму, не люблю злых. А вот еще хуже - он тоже лезет ко всем, только не дерется, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять. Один щенок деревяшку грыз. Отняв у него деревяшку и спрятав, он нашел её - этот будет хорошим охотником». (Обсудив с детьми характер щенков , рассмотрев иллюстрацию )

А теперь подумайте какую картину с щенками хотели бы нарисовать к этому рассказу : можно нарисовать всю семью Томки , можно нескольких щенят, а можно изобразить какого-то одного, сосредоточив внимание на передаче его характерных особенностей, позы, движения и т. д.

Предлагаю вам пройти со мной к картинам и посмотреть как своих животных рисовал Е . И. Чарушин . Обратить внимание детей при рассматривании картин Е . И. Чарушина как он рисовал ворс .

Физминутка : Раз, два, три,четыре, пять!

Начинаем мы опять.

Дружно весело шагать.

Раз, два, три, четыре! Руки в стороны пошире!

Раз, два, три! Корпус тела поверни.

Раз, два! Голова туда сюда.

Раз! Сели на места все враз.

Подумайте, где бы вы на листе бумаги разместили свою собачку или щеночка. Сначала, вы выполните основные части изображения карандашом, легко нажимая на него, чтобы можно было исправить, что-то получится не так, как хотелось бы (показываю как рисовать ) А потом перейдем к рисованию красками , стараясь изображать мех Томки и щенков , (во время рисования обращать внимание на то, как создают иллюстрации дети, напоминать им отрывки из рассказа , также о том что надо постараться нарисовать свою картинку , не срисовывая у художника ).

(Напомнить детям, что следует аккуратно закрашивать изображения; когда животные будут нарисованы , показать всем детям, как можно щетинной кистью, цветным карандашом передать пушистость меха щенка ):

Щетинную кисть (клеевую) надо обмакнуть в краску более темного или более светлого тона, снять все капли с ворса, проведя кистью по краю баночки с краской (можно предварительно попробовать на отдельном листочке бумаги- получаются тонкие ворсинки) и изобразить ворсинки на основном цвете мехового покрова. Если краска на кисти высохнет, кисть следует обмакнуть в краску, снять лишнюю каплю и продолжать изображать ворс.

Карандашом ворсинки рисуются отдельными штрихами. Это хорошо видно в иллюстрациях художника. Ворсинки при рисовании их карандашом могут быть то светлее, то темнее. Это получается при разном нажиме на карандаш во время рисования (Обратить внимание детей при показе приема изображения шерсти животного) Рисовать ворс и карандашом , и кистью следует лишь тогда, когда краска, покрывающая изображение одним цветом, высохнет - иначе краска будет растекаться и не получится красиво, выразительно.

Мы с вами нарисовали картины и давайте покажем их Томке . Посмотрите, как она обрадовалась, увидев столько друзей. Мне тоже нравится, все ваши рисунки посмотрите, какие все красивые получились собачки. А понравилось ли вам рисовать картины ? Расскажи нам , пожалуйста (имя ребенка) о своей собачке. А какую ты изобразил собачку (имя ребенка) . Посмотрите как свою собачку изобразил (а) (имя ребенка) .

Ребята, давайте мы с вами сделаем выставку наших с вами собачек. Пусть ваши мамы, папы, бабушки, тоже посмотрят на эти картины.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина» (Технология лэпбук). Подготовительная группа Цель: Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Задачи: Расширять представления о художниках-иллюстраторах детской.

Литературная гостиная «Животный мир Е. И. Чарушина». Мероприятие совместно с родителями (подготовительная группа) Цель: стимулировать самостоятельную деятельность воспитанников, пробуждать интерес к чтению книг у детей и родителей. Задачи: 1. Обобщить.

Открытое занятие по художественной литературе. Чтение рассказа «Ёж» Е. Чарушина (старшая группа) Занятие по художественной литературе. Тема: «Чтение рассказа Е. Чарушина «Ёж». Цель: знакомство детей с рассказом «Ёж» Задачи: Образовательные:.

Пересказ рассказа Чарушина Е. «Лисята» СТАРШАЯ ГРУППА. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята». ЦЕЛЬ: 1. Учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов;.

План НОД по ознакомлению с рассказом Е. Чарушина «Что за зверь?» в старшей группе Цель: Познакомить и заинтерисовать детей с содержанием рассказа Е. Чарушина «Что за зверь?». Задачи: 1. Развивать эстетическое восприятие.

Произведения Е. И. Чарушина в литературном чтении дошкольникам Не секрет, что в последнее время нашим детям чтение художественных произведений уже не столь интересно, как нам в свое время. Возможно это.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры