История успеха дакоты. Рита Дакота: Если бы Влад был продавцом овощей, я бы все равно его любила Насколько вы похожи

Главная / Психология

Маргарита Герасимович (реальное имя Дакоты) родилась в 1990-м году в Минске в обыкновенной семье, не связанной с музыкой и шоу-бизнесом. С детства девочка была склонна к творчеству, вся семья удивлялась ее музыкальности и подвижности. Первое стихотворение «Стойкий маленький солдат» юное дарование написала всего в пять лет, а уже в семь девочка оказалась в музыкальной школе. Именно тогда Рита твердо решила стать известным композитором. Активно участвуя в деятельности школьного хора и занимаясь игрой на фортепиано, она многократно побеждала на различных конкурсах, а в 11 лет сочинила первую серьезную песню.

Будучи подростком, Дакота увлеклась панк-роком и легко собрала свою группу, причем ее серьезные и качественные композиции уже в то время покупали местные радиостанции. В тот же период Рита заинтересовалась граффити, и в тусовке гости из Португалии охарактеризовали ее работы прилагательным «дакотат». Португальское слово со значением «многогранный» стало псевдонимом Риты.

Первым серьезным шагом Риты Дакоты к признанию стало решение показать свои CD-диски известным продюсерам, в том числе Константину Меладзе. Рита приехала в Москву как раз во время кастинга на шоу «Фабрика звезд-7», и юной певице предложили участие в проекте. Хоть Рита Дакота и не победила, зато заявила о себе на всю страну авторскими песнями и хитом «Спички».

Однако сразу после «Фабрики» Рита Дакота пропала из поля зрения поклонников. Позже она объяснила это разочарованием в шоу-бизнесе и действующих в нем законах.

Девушка сконцентрировалась на амплуа композитора и автора песен и написала десятки текстов для Ёлки, Ани Лорак, Светланы Лободы, Зары и других. Однако вокал Рита не забросила и создала собственную рок-группу Monroe, с которой активно гастролировала и пела на рок-фестивалях.

Возвращение в шоу-бизнес Дакота отметила участием в шоу «Главная сцена» у наставника Виктора Дробыша.

Наверняка есть люди, которым это необходимо с точки зрения медицины. Но если пластику делают из прихоти - это уже другое дело.

Рита Дакота до и после

Делала ли Рита Дакота пластику ее поклонники пытаются выяснить уже довольно давно. На фото, которые периодически появляются с подписями «Рита Дакота до и после пластики», видно, что пухлые губы у певицы с детства, как и оформленные скулы и яркие черты лица.

Дакота всегда негативно высказывалась по поводу хирургических вмешательств и каких-либо «махинаций» с лицом: «Наверняка есть люди, которым это необходимо с точки зрения медицины. Но если пластику делают из прихоти — это уже другое дело».

Повышенный интерес публики вызывают и метаморфозы фигуры Риты Дакоты. В последнее время в ее «Инстаграме» много фотографий с Бали: на солнечных фотографиях певица позирует в ярких бикини, демонстрирующих идеальную фигуру. На многочисленные вопросы о том, как ей удается поддерживать идеальные формы, Дакота отвечает, что ведет здоровый образ жизни с физическими нагрузками.

Неудивительно, что после родов Рита Дакота очень быстро восстановилась и вернула прежнюю тонкую талию, идеальную грудь и подтянутые бедра. Она признается, что иногда позволяет себе чипсы, молочные коктейли и бургеры, надеясь на налаженный метаболизм.

Недавно в «Инстаграме» Дакота выложила фото «до и после», под которым написала о пользе здорового образа жизни и вреде экстремально жестких диет, которые приводят к быстрому возврату лишнего веса. Фото Риты Дакоты до и после похудения вызвало шквал комментариев в Инстаграм, среди которых преобладали слова восхищения и различные комплименты в адрес внешности и таланта певицы.

Развод Риты Дакоты и Влада Соколовского

Рита Дакота популярна не только как композитор и певица, но и блогер совместного с Владом Соколовским YouTube-канала.

3 июня 2015 года Молодые люди поженились, а в конце октября 2017 года стали родителями дочери Мии.

Ребята с удовольствием делились опытом семейной жизни в небольших видео на канале, но оказалось, за красивой картинкой скрывались многочисленные измены Влада Соколовского. Рита Дакота рассказала подписчикам микроблога, что подала на развод, узнав, что за время их брака у Влада были десятки любовниц. Рита сообщила, что не желает оставлять дочь без отца и просит поклонников не оскорблять Соколовского.

«Я хочу мирного развода и верю, что нам хватит мудрости повести себя максимально человечно», - поставила точку в отношениях певица.

В свое время Рита Дакота стала известна благодаря пронзительной песне «Спички», которую сочинила сама.

Вчера участница «Фабрики звезд-7» отметила свое 25-летие. Лучшим подарком певица называет выход песни «Не нужна», которую она написала для . «Я придумала песню буквально за пять минут, пришла домой, наиграла, сняла видео и отправила через WhatsApp Светлане, хотела показать, что получилось, - рассказывает Дакота. - Через пару минут она позвонила и сказала: «Это моя песня! Хочу ее петь! Отдай!»

В свое время Рита Дакота стала известна благодаря пронзительной песне «Спички», которую сочинила сама. Девушке тогда было семнадцать лет. После «Фабрики» она надолго пропала из виду и какое-то время жила почти впроголодь. «Когда проект закончился, я не смогла уехать из России, поскольку была связана контрактом, - говорит Рита. - А здесь для меня работы не нашлось. Соответственно, средств к существованию мне катастрофически не хватало. Я жила глубоко за МКАДом, в маленькой каморке, где недоставало места даже для пианино. Денег на синтезатор у меня, конечно, не было. Их не было даже на еду и передвижение по Москве»

Казалось бы, ситуация безвыходная, однако Рита нашла выход. «В одной из школ поблизости я нашла пианино, договорилась со сторожем и по ночам играла, накрыв инструмент одеялом, - вспоминает она. - Песни записывала на диктофон, который когда-то подарил Константин Меладзе. Так и работала. В конце концов я поняла, что могу как композитор предлагать свои песни другим артистам. Сначала начинающим, потом и рангом повыше, таким как , Светлана Лобода и Анита Цой».

Теперь же непростой период в жизни молодой певицы и композитора закончился. Ее талант буквально нарасхват: недавно вышла композиция Александра Маршала и рэп-исполнителя T-killah «Я буду помнить», припев к которой написала Дакота, а песня ее авторства «Небо» вошла в новый альбом певицыЁлки. Кроме того, Дакота принимает участие в проекте «Главная сцена», который выходит на канале «Россия 1».

«Когда я узнала, что могу не перепевать мировые хиты на этом шоу, как это бывает в других, то поняла, что это мой проект, - говорит Рита. - Здесь я могу себя показать себя не только как певица, но и как композитор». Сейчас Рита Дакота готовится к полуфиналу и обещает порадовать поклонников премьерой новой песни собственного сочинения.

Композитор, написавшая хиты для многих представителей отечественного шоу-бизнеса, громко дебютировала как сольная певица с песней "Полчеловека". В эксклюзивном интервью для GR Рита Дакота рассказала о том, чем занималась все 9 лет своего "молчания", и что же будет делать после триумфа своей новой песни.

- Недавно твой дебютный сингл буквально взорвал сеть. Поделись эмоциями?

Я дико радуюсь и ликую. Но самое главное - до сих пор не верю, что это происходит в реальности. Со мной единожды была такая история. Когда я на “Фабрике звезд” спела “Спички”, и эта песня резко стала самой скачиваемой за всю историю реалити-шоу. Тоже самое сейчас. Мне кажется, успех можно определить так: “Лучше круто, чем часто”. Это сказал один из блогеров, меня зацепила фраза. Потому что современные артисты стремятся к шаблонным графикам: выпустить 4 сингла в год, 2-3 клипа... Это не про меня.



- Как вообще ты решила вернуться после такого длинного перерыва?



- Твое видео начали репостить все звезды нашей эстрады. Какой была твоя реакция?

Да, это было очень удивительно. Изначально меня репостнули те, кому я пишу песни. А дальше понеслось. Филипп Киркоров, Юля Паршута, Егор Крид... Я со многими артистами даже не знакома. Это было очень приятно! Мне забавно читать комментарии: некоторые считают, что это проплаченный пиар (улыбается).

- В современных реалиях это не странно..

Согласна. Но вот только у меня нет ни продюсера, ни инвестора. Я всю работу делаю на свои деньги и исключительно сама. Мне помогают мои два друга: муж и менеджер. Поэтому ставить в одну строчку меня и пиар - глупо (смеется). Это абсолютно трушная история. Мне приятно, что многие сравнивают меня с западными артистами: с Сией, Бруно Марсом, Леди Гагой. Они тоже много лет писали для кого-то и оставались в тени. Для меня это очень лестные сравнения. И этот успех лишний раз доказал мне, что надо всегда оставаться честной и не писать под формат.


- В одном из интервью ты говорила, что не хитмейкер, а музыкант. Что для тебя значат эти два слова?

Существует некая формула хита. Из серии: можно взять 4 аккорда, которые будут 100% попадать в гармонию, и это станет хитом. Я примерно понимаю, как написать, чтобы запало в ухо зрителю. Это не творчество. У меня есть песни, которые брали различные премии. Но у меня особый подход. Я со всеми своими заказчиками хорошо общаюсь и знаю, кому и что надо. Например, Елка не поет о любви, а Анита Цой и Ани Лорак берут песни только о счастливой любви, Лобода любит провокацию, но не любит разные речевые обороты. Я остаюсь максимально честной, но при этом пишу так, чтобы это было близко артисту. Но обычно ко мне приходят и просто просят сделать круто. Мне доверяют.





- В связи с таким оглушительным успехом, сейчас написание песен уйдет на второй план?

Нет, в сутках же 24 часа, я успеваю все делать (смеется). И даже остается время на себя.

- В чем же твой секрет?

Безграничная любовь к своему делу.

- Каким ты видишь свое ближайшее будущее в музыке?

Все банально: запишу еще сингл, сниму клип, выпущу альбом, выложу в Сеть. И буду радоваться, что люди теперь слушают то, что так лежало у меня в столе.

Артистка, написавшая хиты для доброй половины шоу-бизнеса, громко дебютировала как певица с песней "Полчеловека". В эксклюзивном интервью Лайфу Дакота рассказала о своём тернистом творческом пути.

Больше двух недель подряд песня "Полчеловека" занимает лидирующие строчки чарта iTunes, а одноимённый клип Дакоты набрал почти 2 млн просмотров на YouTube. Однако о самой исполнительнице ничего не было слышно со времён заключительного сезона "Фабрики звёзд". Громко заявившая о себе на телепроекте девушка, чью песню "Спички" скачали рекордное за историю "Фабрики" количество раз, вопреки всем ожиданиям не смогла построить успешную карьеру певицы. Вместо того чтобы блистать на сцене, Рита Дакота отреклась от продюсеров и стала писать песни, многие из которых впоследствии стали хитами таких исполнителей, как Ёлка, Анита Цой, Светлана Лобода и Александр Маршал. В эксклюзивном интервью Лайфу 26-летняя Рита Дакота рассказала о периоде на "Фабрике", во время которого она едва не пристрастилась к наркотикам, о катастрофической нехватке денег и о комплексах, мешавших ей стать самостоятельной артисткой. Многие из песен, написанных тобой, стали хитами, но ведь ты могла бы их и сама петь.

Я бы не могла исполнять эти композиции. Я пытаюсь объяснить людям, которые говорят: "Ну как же ты свои лучшие песни отдаёшь кому-то?" Ну вот как Майкл Корс не ходит сам в платьях, в которые он одевает Николь Кидман, например. Я не могу надеть чужое платье. То же самое с песнями: то, что я пишу про себя, для себя, о себе, я никогда в жизни ни за какие деньги никому не продам. В моей жизни были истории, когда мне звонили именитые продюсеры и говорили: "Я вот тут услышал маленькую видюшку в твоём "инстаграме", я беру эту песню для такой-то артистки". Я отвечала, что не продаю её. В ответ - удивление: "Как не продаёшь? Мы нормально денег заплатим, везде тебя укажем". Я всё равно не соглашалась. Начинались угрозы: "Ты же не хочешь поссориться с каналом, например?" На что я спокойно отвечала: "Слушайте, мне вот очень нравятся ваши дочь и собака, отдайте мне их, пожалуйста". Песни - это мои дети. Выстраданные. Рождённые.

А твой нынешний хит хотел кто-нибудь купить?

Нет, песню "Полчеловека" я специально никому не показывала. Я её написала больше чем три года назад - она очень старая, да. Поэтому, дорогие поклонники, которые переживают, что у нас с Владом всё плохо, - нет, всё хорошо. Я позволяю своему лирическому герою помирать, бухать, страдать, да всё что угодно, вне зависимости от тела счастливой жены. Я не могу сказать, что текст песни полностью проецируется на человека. В любом случае всегда есть какие-то воспоминания, багаж и опыт. Иначе, получается, сегодня я должна писать только о том, что готовлю борщ, что муж мой - классный чувак и у нас всё хорошо и есть крутой кот, а ещё я купила сегодня бельишко и всё такое? Я же не могу писать только о счастливой семейной жизни, я всё-таки творческий человек и читаю много литературы. Смотрю кино, общаюсь с большим количеством несчастных в отношениях подруг, так что эти истории всё равно, так или иначе, собирательные. Если бы каждая песня отражала только мои личные чувства, я бы уже давно в психушке лежала.

Почему ты только сейчас решила исполнять песню, которую написала три года назад?

Жуткая неуверенность в себе. Я читаю большое количество интервью западных авторов, которые впоследствии запели: это Sia, вокалист группы One Republic, Джесси Джей, Бруно Марс - и они все говорят об одном и том же, что очень применимо ко мне: мешают внутренние комплексы, переживания, неуверенность в себе и чёткое осознание того, что ты недостаточно классный, чтобы быть артистом. Ты пишешь песни другим - это здорово, да, ты, возможно, талантливый музыкант, но музыкант и артист - это разные вещи. У меня каждый раз мысли о том, что я недостаточно хорошо пою и мне надо пойти позаниматься с педагогом. Я недостаточно хорошо выгляжу и мне надо пойти в зал покачать попу. И это нормальная и абсолютно правильная самокритика. Просто стоит блок между тем, что ты делаешь в каморке, и тем, как ты представишь это на суд зрителя.

Кто подтолкнул тебя к этому шагу - показать всем песню "Полчеловека"?

Конечно, мой муж. Он очень сильно в меня верит. Влад выступил саундпродюсером песни и помог оформить её правильно. Он сидел ночами в студии и не разрешал мне приехать и послушать, как он сделал аранжировку. Плюс те артисты, с которыми я работаю как автор - Ани Лорак, Ёлка, Лобода. Когда мы с ними работаем над песнями, заключаем договор, они всегда в один голос твердят: "Но почему же ты сама не поёшь?" Они же слышали мои демки, в которых я сижу за пианино в пижаме, ненакрашенная, и пою. Потом просто настал момент, когда я начала прислушиваться к мнению дорогих мне людей. Я задала сама себе вопрос: а почему бы и нет? Если другие люди верят в меня, может быть, и я смогу? Но мне было страшно, мне понадобилось несколько лет на то, чтобы сделать этот шаг. Я так боялась, что ничего не получится, что семь лет сидела и писала "в стол". На самом деле достаточно стыдно в этом признаваться - что ты так боишься сделать ошибку, что не делаешь ничего.
А как же твоё яркое участие в проекте "Главная сцена" ? Ведь там твои "Спички" высоко оценили и жюри, и публика.

На "Главной сцене" я опростоволосилась: я настолько не понимала, зачем я туда иду и что мне там делать, что вышло всё ужасно. Я пошла на проект, потому что мне обещали, что в жюри будет сидеть Земфира. Мне казалось, что я должна показать ей свои песни. Мне пообещали, что я буду петь только свои песни, и я решила, что проект может стать неплохим камбэком. Но чуда не случилось. Рейтинги были плохие, и ожидания не сбылись. В общем, я неспроста туда не хотела идти, меня туда пинками загоняли, чуть ли не за шкирку притащили коллеги по музыкальному цеху.

Почему ты не продолжила петь после "Фабрики звёзд"?

Мне казалось, что я искренне не хочу. Или я себя настраивала, или реально не хотела - пока сама не понимаю. После "Фабрики" мы полтора года ездили в туры. Могу сказать, что это были самые адские полтора года в моей жизни, за них я не написала ни одной строчки. Мне уже казалось, что надо попробовать какие-нибудь наркотики, скинуться со второго этажа, сломать себе ногу и пострадать. У меня реально не получалось ничего из себя выдавить. На "Фабрике" были моменты, когда мне говорили, что я плохой автор, я плохо пою и вообще я никто. Я была маленькая - тогда мне было всего 17 лет - и у меня был переломный момент в жизни. Плюс умер мой дедушка - человек, воспитавший меня вместо папы. Вдобавок ко всему у меня тогда не было денег на инструмент, чтобы писать. Я жила в малюсенькой комнате у родственников за МКАДом. Я отдала последние деньги, которые нам на "Фабрике" выделяли на еду, сторожу в школе. Он меня впускал в музыкальный класс и говорил: "Накрой пианино одеялом, чтобы никто не слышал, что кто-то ночью играет. Но мне всё равно не писалось. Поэтому после проекта я просто поняла, что не хочу быть артистом, а хочу писать песни для других. Это у меня отлично получалось. За девять лет я выросла от песен для известных артистов из Минска до топовых артистов нашей страны. Через неделю моя песня поедет представлять Россию на "Детском Евровидении". Если в "Гугле" забивать "какие песни...", то первое, что вылезает, - "поют в караоке", а второе - "написала Рита Дакота". Я не хвалюсь, просто говорю о том, что высот как автор я уже добилась. Ну а то, что я захотела петь, - так кто знает, может быть, завтра я передумаю.

Вы с мужем теперь оба артисты, и на данный момент о тебе говорят гораздо чаще, чем о нём. Не влияет ли конкуренция в музыкальном мире на семейные отношения?

Нет, конечно, мы в первую очередь лучшие друзья. Буквально полгода назад обо мне говорили, что я приложение к Владу Соколовскому. Например, его зовут на ковровую дорожку, а меня нет. Хотя артисты представлены в нескольких номинациях именно с моими песнями, и никто не знает об этом. Но при этом зовут только моего мужа. Он меня всегда приглашает с собой в таких случаях, чтобы вместе пройтись по ковровой дорожке, но я отказываюсь. Не хочу быть приложением к нему. Я хочу быть артистом, либо композитором, либо музыкантом в каком-нибудь проявлении, чтобы меня хотели видеть отдельно от супруга и не воспринимали как жену Влада Соколовского. Сейчас моя песня нашла отклик, а у Влада релиз его сингла только в феврале. Я уверена, что к тому времени песню "Полчеловека" подзабудут, а его трек, наоборот, взорвёт. Тогда все снова станут говорить, что Рита Дакота - жена Влада Соколовского. Это нормально. Мы просто чередуемся.
Судя по предыдущему ответу, тебя гложет тот факт, что ты как автор находишься в тени своих исполнителей?

Да не то чтобы гложет, но, конечно, мне обидно, и хотелось бы, чтобы слушатели знали, что это мои песни. Мне кажется, что на то и случаются в жизни композиторов такие истории, как "Полчеловека". Ведь до того, как Sia записала дуэт с Дэвидом Гетта, никто не знал, что она пишет песни Селин Дион или Рианне. Сейчас многие узнают, что песни, которые когда-то где-то взрывали чарты, написаны мной. И это здорово. Конечно, сказать, что мне всё равно, будет неправдой. Как правило, самодостаточный артист не парится на тему того, чтобы все лавры присвоить себе. Лиза Ёлка всегда благодарит меня на концертах, Света Лобода во всех интервью говорит, что я ей пишу песни. Я ценю, когда люди благодарны мне. Мне хочется сразу работать больше в 1 000 000 раз и отдавать лучшие песни тем, кто это ценит.

У тебя в "Инстаграме" есть пост, где ты обещала прекратить петь, если песня "Полчеловека" не взорвёт. Ты бы исполнила обещание?

Это был пост часа за два до премьеры клипа. Это был очень откровенный пост. Я писала, что у меня нет продюсера, нет инвестора, нет команды. Что все деньги, которые я планировала потратить на запись альбома, я вложила в одну-единственную работу. Поэтому, если она никому не понравится, я даю слово, что больше никогда не буду сольным исполнителем. Я была в ней настолько уверена, она меня так сильно трогала. Ведь если у меня так болит, так откликается душа, то наверняка есть ещё люди, которые чувствуют то же самое, которые так же переживали, страдали, любили. Это чистая правда. Это суперчестный пост. Это не завлекалочка или кокетство, чтобы привлечь внимание к предстоящему релизу. Нет. Абсолютно настоящая история. В клипе даже мёртвая чайка была настоящей.

Там действительно мёртвая чайка?

Да. Но мы её не убивали. Честное слово. Честное-пречестное слово. Мы были на Кони-Айленд и нашли на берегу мёртвую чайку. Она уже была немного застывшая и подсоленная. По пляжу шёл мужчина, который убирал мусор - листву, камни и всё остальное. Мы поняли, что птицу сейчас тоже утилизируют, и на секундочку прилегли к ней. Думали сделать фотографию на обложку, может быть. В итоге эти две секунды и вошли в клип. Многие обсуждают, убили мы эту чайку или нет. Нет. Я надеюсь, что она умерла в старости и в полной гармонии со Вселенной.

Биография Риты Дакоты

Рита Дакота (настоящее имя – Маргарита Герасимович ) родилась в белорусском Минске 9 марта 1990 года. В детстве пела композиции из репертуара Наташи Королевой и Кристины Орбакайте . Мама обратила внимание на то, что у ее дочери есть слух и решила отдать девочку учиться играть на фортепиано. Правда, во время вступительных экзаменов маме предложили устроить девочку на отделение вокала. В результате Рита все же поступила учиться играть на пианино, но дополнительно посещала уроки вокала.

Герасимович приняли в хор музыкальной школы, с которым она объездила едва ли не всю Европу. По окончании музыкальной школы Рита собралась поступать в музыкальное училище, но передумала и пошла учиться в студию эстрадного вокала «Форте ». Преподавателя этой студии, Гульнару Робертовну , Рита буквально умоляла взять её… Как раз во время обучения там Герасимович и взяла себе творческий псевдоним Дакота (в переводе с португальского слово «дактота» – многогранное, неоднозначное). Так ее называли португальские друзья-граффитчики, приехавшие в Минск.

Рита Дакота в Фабрике звезд 7

Рита Дакота попробовала свои силы в белорусском аналоге «Фабрики звезд » - программе «Звездный дилижанс », но не прошла кастинг – девушку обвинили в отсутствии патриотизма, так как она исполнила песню на английском языке. Рита не сдалась, продолжила занятия в вокальной студии, а через время попытала силы на кастинге седьмого сезона российской «Фабрика звезд », записала несколько дисков с демо и решила приложить все силы, чтобы вручить один из CD самому Константину Меладзе . Но неожиданно для нее самой Рита прошла кастинг и приняла участие в проекте – ее голос признали лучшим голосом седьмого сезона «Фабрики звезд». Написанная ей композиция «Спички» стала вторым по популярности хитом этого выпуска «Фабрики». Во время гастрольного тура проекта Дакота познакомилась с Домиником Джокером , с которым подружилась и стала сотрудничать.

Композиторская карьера Риты Дакоты

После проекта «Фабрика» в жизни Дакоты наступили не самые лучшие времена. Согласно контракту, Рита не могла уехать из российской столицы, но при этом у нее почти не было денег. В какой-то момент Рита решила забросить карьеру эстрадного исполнителя. При этом параллельно Дакота создала группу Monroe, став там солисткой. С коллективом она выступала на разных рок-фестивалях, включая «Нашествие» и «Кубану», гастролировала по всей стране. Популярная группа собирала полные залы.

Рита Дакота: У меня был такой переломный момент, когда я абсолютно явно поняла, что не хочу быть певицей. Шоу-бизнес мне чужд, не нравятся очень многие правила. Лучше я буду делать ту музыку, которую хочу, но при этом быть автором, а не исполнителем. Проект «Дакота» после «Фабрики звезд» исчез, но зато я очень много времени посвятила саморазвитию. Помню смешную ситуацию. У меня не было пианино в Москве и не было возможности купить синтезатор. А настоящее пианино, хоть и стоило недорого, в комнату просто не помещалось. Поэтому я давала 500 рублей сторожу из музыкальной школы неподалеку и по ночам приходила с одеялами, накрывала ими пианино, чтобы приглушить звук, записывала песни на диктофон и в таком виде как-то над ними работала. Тогда мне казалось, что жизнь кончена, я никому не нужна и навсегда останусь безызвестным автором.

Неудачи, однако, стали толчком к развитию. Композитор перестала стесняться звонить и предлагать свои песни. Прошло немного времени, известные артисты, включая таких, как Ёлка , Ани Лорак , Анита Цой , Светлана Лобода , Влад Соколовский , Зара и другие, стали заказывать у Риты песни. Певицу, по ее словам, звали принять участие в проекте Первого канала «Голос », но Рита в то время решила для себя: она не артист, а пишуший тексты музыкант.

Рита Дакота в шоу Х-фактор. Главная сцена

В начале 2015 года Рита Дакота все же решилась принять участие в кастинге первого сезона музыкального шоу талантов на телеканале «Россия 1» - «Главная сцена », российской версии британского проекта The X Factor , и попала сперва в команду к Уолтеру Афанасьеву . Затем ее наставником был Виктор Дробыш .

Рита Дакота: Этот проект для меня – большое приключение. Конкурс – не цель моей жизни, не шанс на миллион, не жажда пиара или что-то еще. Это просто интересно, весело, познавательно. Я привыкла относиться к жизни именно так. Кроме того, по правде сказать, я огромный фанат Уолтера Афанасьева. Я выросла на песнях, которые он написал.

Начиная с кастинга и заканчивая полуфиналом проекта, Дакота выступала исключительно с собственными композициями. Исполнительница, по ее словам, рассматривала «Главную сцену» прежде всего как некую платформу, благодаря которой она может показать себя зрителю как пишущего и поющего автора. По окончании проекта, да и во время него, Дакоте стали поступать различные карьерные предложения. Словом, о Рите вспомнили, за что она выразила благодарность каналу и его шоу, принесшему ей весомые бонусы.

Дальнейшая карьера Риты Дакоты

В 2016 году Дакота явила свету трек «Полчеловека», который сразу же после релиза был восторженно воспринят поклонниками ее творчества. Эта композиция подтолкнула музыканта к работе над новыми альбомами, клипами, аудиозаписями, пр. Причем творчество кипело даже в период беременности исполнительницы. Так, осенью 2017-го, буквально за месяц до родов Рита Дакота , не став делать паузу в профессиональной деятельности, выпустила клип на песню «Кто», ставший третьей ее авторской композицией.

В том же 2017 году Рита в тандеме со своим супругом, популярным пецвцом и танцоромВладом Соколовским , помимо претворения в жизнь своих дальнейших музыкальных планов, запустила еще и семейный влог в ютубе.

Личная жизнь Риты Дакоты

В 2014-м певица начала встречаться с экс-участником дуэта «БиС» Владом Соколовским , с которым познакомилась еще в рамках телевизионного проекта «Фабрика Звезд ». Тогда у ребят было простое дружеское общение, они даже называли один другого «сестренкой» и «братишкой». Однако спустя годы, встретившись на одной из закрытых вечеринок у своих общих друзей, молодые артисты буквально сразу прониклись друг к другу более серьезными чувствами.

Рита Дакота: «Искру, которая пробежала между нами, когда мы спустя несколько лет встретились с Владом, не описать словами. Это физически ощутили все окружающие… Правда, Влада я сперва не узнала. Первый раз в жизни увидела его в костюме, с короткой стрижкой. Для него же непривычно было встретить меня в платье, на каблуках, с укладкой и мейкапом. «Да ладно, Дакота, где твои кеды и дреды?» - смеясь, спросил он. С той секунды мы больше не расставались».

Влад Соколовский о появлении дочери: «Безусловно, я в шоке! Очень рад! Это потрясающее событие в моей жизни, просто космос, у меня нет слов! Желаю такого счастья каждому человеку! Это наша основная задача на этой планете, на этой земле! Побеждает всегда любовь, а это она и есть, в первозданном виде!»

11 августа стало известно, что и разводятся. Об этом певица сообщила в своем микроблоге в Instagram, где в объемном посте призналась, что причиной разрыва стали многочисленные измены Влада. По словам Риты, она подала на развод сразу же, как узнала о них. Супруги находятся на стадии раздела имущества. Отстаивать интересы Дакоты будет звездная правозащитница .

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры