Критика по кому на руси жить хорошо. Анализ поэмы "кому на руси жить хорошо"

Главная / Психология

Меняются века, а имя поэта Н.Некрасова – этого рыцаря духа – остается незабвенным. В своём творчестве Некрасов раскрыл многие аспекты русской жизни, рассказал о крестьянском горе, дал почувствовать, что под гнетом нужды и темноты таятся ещё неразвернувшиеся богатырские силы.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — стержневое произведение Н.А.Некрасова. Оно — о крестьянской правде, о «старом» и «новом», о «холопах» и «свободных», о «бунте» и «терпении».

Какова история создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? 60-е годы XIX века характеризуются усилением политической реакции. Некрасову необходимо было отстоять журнал «Современник» и тот курс, которого придерживалось издание. Борьба за чистоту выбранного направления потребовала активизации некрасовской музы. Одна из главных линий, которой придерживался Некрасов, и которая отвечала задачам того времени, была народная, крестьянская. Работа над произведением «Кому на Руси жить хорошо» – главная дань крестьянской теме.

Творческие задачи, которые стояли перед Некрасовым при создании поэмы «Кому на Руси жить хорошо», следует рассматривать в фокусе литературной и общественной жизни 60-70-х гг. XIX века. Ведь поэма создавалась не один год, а более десяти лет, и те настроения, которые владели Некрасовым в начале 60-х, менялись, точно так же, как менялась и сама жизнь. Начало написания поэмы приходится на 1863 год. К тому времени император Александр II уже подписал манифест об отмене крепостного права.

Работе над поэмой предшествовали годы сбора по крупицам творческого материала. Автор решил не просто написать художественное произведение, а произведение, доступное и понятное простым людям, этакую «народную книгу», в которой показана с предельной полнотой целая эпоха в жизни народа.

В чем заключается жанровое своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? Литературные эксперты идентифицируют это произведение Некрасова как «поэму-эпопею». Такое определение восходит ещё к мнению современников Некрасова. Эпопея – это крупное художественное произведение эпического характера. По жанру «Кому на Руси жить хорошо» произведение лиро-эпическое. В нем эпические основы сочетаются с лирическими и с драматическими. Драматический элемент вообще пронизывает многие произведения Некрасова, увлеченность поэта драматургией отражается в его поэтическом творчестве.

Композиционная форма произведения «Кому на Руси жить хорошо» довольно своеобразна. Композиция – это построение, расположение всех элементов художественного произведения. Композиционно поэма построена по законам классической эпопеи: она представляет собой совокупность относительно автономных частей и глав. Объединяющим мотивом является мотив дороги: семь мужиков (семь – самое таинственное и магическое число), пытаются найти ответ на вопрос, который по сути своей является философским: кому на Руси жить хорошо? Некрасов не ведёт нас к некоему кульминационному моменту в поэме, не подталкивает к финальному событию и не активизирует действие. Его задача, как крупного эпического художника, – отразить аспекты русской жизни, нарисовать образ народа, показать многообразие народных дорог, направлений, путей. Этот творческий труд Некрасова – крупная лиро-эпическая форма. В ней задействовано много персонажей, развернуто немало сюжетных линий.

Главная мысль поэмы «Кому на Руси жить хорошо» заключается в том, что народ достоин счастья и есть смысл за счастье бороться. Поэт был уверен в этом, и всем своим произведением представил тому доказательства. Счастье одного, отдельно взятого индивида – этого недостаточно, это не решение вопроса. Поэма взывает к думам о воплощении счастья для всего народа, о «Пире на весь мир».

Начинается поэма с «Пролога», в котором автор рассказывает, как на столбовой дороге повстречались семеро мужиков из разных деревень. Между ними вышел спор о том, кому лучше живется на Руси. Каждый из споривших высказывал свое мнение, и никто не хотел уступать. В итоге, спорщики решили отправиться в странствие, чтобы из первых рук узнать, кому и как живется на Руси и выяснить, кто из них был прав в этом споре. От птички пеночки странники узнали, где находится волшебная скатерть-самобранка, которая накормит и напоит их в дальней дороге. Найдя скатерть-самобранку и убедившись в ее волшебных способностях, семь мужиков отправились в долгое путешествие.

В главах первой части поэмы семь странников встречали на своем пути людей из разных сословий: попа, крестьян на сельской ярмарке, помещика и задавали им вопрос – насколько они счастливы? Ни поп, ни помещик не считали, что их жизнь полна счастья. Они жаловались на то, что после отмены крепостного права их жизнь ухудшилась. На сельской ярмарке царило веселье, но когда странники стали узнавать у расходящихся после ярмарки людей, насколько каждый из них счастлив, выяснялось, что истинно счастливыми можно было назвать лишь единицы из них.

В главах второй части, объединенных названием «Последыш», странники встречаются с крестьянами деревни Большие Вахлаки, живущими в довольно странном положении. Не смотря на отмену крепостного права, они в присутствии помещика изображали крепостных, как в старые времена. Старый помещик болезненно отнесся к реформе 1861 года и его сыновья, боясь остаться без наследства, подговорили крестьян изображать крепостных, пока старик не умрет. В конце этой части поэмы говорится, что после смерти старого князя его наследники обманули крестьян и затеяли с ними тяжбу, не желая отдавать ценные луга.

После общения с вахлакскими мужиками путешественники решили поискать счастливых людей среди женщин. В главах из третьей части поэмы под общим названием «Крестьянка» они встретились с жительницей села Клин, Матреной Тимофеевной Корчагиной, которую в народе прозвали «губернаторша». Матрена Тимофеевна рассказала им без утайки всю свою многострадальную жизнь. В конце своего рассказа Матрена посоветовала странникам не искать счастливых людей среди русских женщин, поведав им при этом притчу о том, что ключи от женского счастья утеряны, и найти их никто не в силах.

Странствование семи мужиков, ищущих по всей Руси счастья, продолжается, и они попадают на пир, устроенный жителями села Валахчина. Эта часть поэмы получила название «Пир на весь мир». На этом пиру семь странников приходят к осознанию того, что вопрос, ради которого они отправились в поход по Руси, занимает не только их, но и весь русский народ.

В последней главе поэмы автор предоставляет слово молодому поколению. Один из участников народного пира, сын приходского дьячка, Григорий Добросклонов, будучи не в силах заснуть после бурных споров, отправляется бродить по родным просторам и в его голове рождается песня «Русь», ставшая идейным финалом поэмы:

«Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!»

Вернувшись домой, и проговорив брату эту песню, Григорий пытается заснуть, но его воображение продолжает работать и рождается новая песня. Если бы семь странников сумели узнать, о чем эта новая песня, они с легким сердцем могли бы вернуться домой, ибо цель странствия была бы достигнута, поскольку новая песня Гриши была о воплощении счастья народного.

Касаясь проблематики поэмы «Кому на Руси жить хорошо», можно сказать следующее: в поэме вырисовывается два уровня проблематики (конфликта) – социально-исторический (результаты крестьянской реформы) – конфликт нарастает в первой части и сохраняется во второй, и глубинный, философский (соль национального характера), который возникает во второй и доминирует в третьей части. Проблемы, поднятые Некрасовым в поэме
(цепи рабства сняты, но облегчилась ли крестьянская доля, прекратилось ли притеснение крестьян, устранены ли противоречия в обществе, счастлив ли народ) — не будут решены ещё в течение долгого периода.

Выполняя анализ поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», важно сказать, что основной стихотворный размер этого произведения – трехстопный нерифмованный ямб. Причем в конце строки после ударного слога следуют два безударных (дактилическая клаузула). В некоторых местах произведения Некрасов использует также четырехстопный ямб. Такой выбор стихотворного размера был обусловлен необходимостью подачи текста в фольклорном стиле, но с сохранением классических литературных канонов того времени. Входящие в состав поэмы народные песни, а также песни Григория Добросклонова, написаны с использованием трехсложных размеров.

Некрасов стремился к тому, чтобы язык поэмы был понятен простому русскому человеку. Поэтому он отказался от использования лексикона классической поэзии того времени, насытив произведение словами простонародной речи: «деревнишка», «бревешко», «пустопляс», «ярмонка» и многие другими. Это позволило сделать поэму понятной любому крестьянину.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов использует многочисленные средства художественной выразительности. К ним относятся такие эпитеты, как «солнце красное», «тени черные», «люди бедные, «сердце свободное», «совесть спокойная», «сила несокрушимая». Есть в поэме и сравнения: «выскочил, как встрепанный», «глазищи желтые горят, как… четырнадцать свечей!», «как убитые заснули мужики», «облака дождливые, как дойные коровушки».

Метафоры, встречающиеся в поэме: «лежит земля», «весна… дружная», «плачет пеночка», «бурливое село», «бояре — кипарисовы».

Метонимии – «притихла вся дороженька», «притихла площадь людная», «Когда мужик… Белинского и Гоголя с базара понесет».

В поэме нашлось место таким средствам художественной выразительности, как ирония: «…сказ про юродивого помещика: икается, я думаю, ему!» и сарказм: «Горда свинья: чесалася О барское крыльцо!».

Есть в поэме и стилистические фигуры. К ним относятся обращения: «Ну, дядя!», «А ты постой!», «Приди, желанное!..», «Ой люди, люди русские!» и восклицания: «Чу! лошадиный храп!», «А хлеба хоть не сей!», «Эх! Эх!», «Хоть проглоти перо!»

Фольклорные выражения – на «ярмонке», видимо-невидимо.

Язык поэмы – своеобразный, украшенный поговорками, присказками, диалектами, «простонародными» словами: «млада-младешенька», «целковенький», «погудка».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» мне запомнилась тем, что, несмотря на те трудные времена, в которые она создавалась и которые она описывает, в ней видно позитивное, жизнеутверждающее начало. Народ заслуживает счастья – вот главная теорема, доказанная Некрасовым. Поэма помогает людям разобраться, стать лучше, бороться за свое счастье. Некрасов – мыслитель, человек, обладающий уникальным общественным чутьём. Он прикоснулся к глубинам народной жизни, вытащил из её недр россыпь оригинальных русских характеров. Некрасов был в состоянии показать всю полноту людских переживаний. Он стремился постичь всю глубину человеческого бытия.

Некрасов нестандартно решал свои творческие задачи. Его творчество проникнуто идеями гуманизма.

/ / Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Впервые, публикация поэмы Н.А. Некрасова вышла в 1866 году в одной из партий журнала «Современник». Начало поэмы, ее первые строки могли раскрыть читателю тематику данного произведения, а также, заинтересовать всех своей замысловатой идеей.

Данная творческая работа была наибольшим достижением автора, она прославила Некрасова.

О чем поэма? О судьбе простого русского народа, о его тяжких и счастливых минутах.

На написание такого грандиозного произведения, Николай Алексеевич потратил много лет. Ведь он хотел не просто сочинить очередное художественное творение, а создать народную книгу, которая опишет и расскажет о жизни простого человека – крестьянина.

К какому жанру можно отнести поэму? Думаю, что к народной эпопее, ведь в основе историй, которые поведает автор, лежат реальные события из жизни народа. В произведение встречаются элементы устного народного творчества, установленных традиций, присутствуют живые словесные выражения и обороты, которые постоянно были в использовании у простого крестьянина.

Реформа 1861 года освобождает крестьян и дает им право на собственную жизнь. Некрасов изобразил народ в роли положительного героя. Главный герой крестьянин Савелий был могучим и необычайно сильным. Он понимает, что простому народу нужно бороться, нужно идти вперед всеми силами, дабы добиться настоящей свободы.

В поэте ярко выделяются и образы других крестьян. Это и Яким Нагой, который совершенно не походил на забитого жителя обычной крестьянской деревни. Он являлся ярым защитником народа, всегда мог провозгласить эмоциональную речь, которая прославит простого человека.

В тексте поэмы читатель знакомится и с персонажем , который выбирает путь сопротивления и переходит в защиту крестьян.

Великолепным образом женщины–крестьянки становится особа . Николай Алексеевич со всем своим поэтическим талантом и любовью описал героиню.

Есть в поэте и другие персонажи, которые находились в прислуживающем рабстве. Они, осознав свое ничтожное положение, отваживались на серьезные поступки, даже такие, как самоубийство.

Параллельно с человеческими образами, которые встречаются в поэме, Некрасов пытался показать цельную картину русской деревни, где в большинстве случаев царила грубость, отсталость и невежество. В тексте поэмы читатель знакомится с теми столкновениями, противоречиями и социальными контрастами, которые торжествовали в те года на землях русских.

Образ помещика Оболта–Оболдуева раскрывает истинную пустоту, легкомыслие и даже недалекость представителя правящего чина. К тому же, читатель наблюдает и за той злобой, искренней ненавистью, с которой он относится к мужикам–крестьянам.

Персона еще одного отвратительного героя, настоящего деспота Утятина раскрывает нам и другие черты характера помещиков того времени.

Вчитываясь в текст поэмы, читатель понимает, что Николай Некрасов выходит за поставленные рамки. Он начинает развивать действия своего произведения, опираясь не только на спор мужиков о том, кто счастливее всего живет на Руси – царь, министр или купец. Поиск такого счастливца происходит и в рядах простых крестьян.

Начало поэмы запоминается нам неким присутствием шутливого, доброго тона автора. Однако, с развитием сюжета, читатель наблюдает за все большим и большим заострением реальной действительности.

Есть в поэме такая часть, которая была и вовсе запрещена цензурой. Именуют ее «Пир – на весь мир». Герой ведет откровенный разговор о том, что только при помощи ярой и активной борьбы за счастье, крестьянин сможет получить заветную вольность. Гриша – один из последних героев, которые входили в число некрасовских народных заступников. Он с пониманием относится к крестьянам, поддерживает их во всем.

Особым отличием поэмы является наличие сказочной стихии, которая создает такой контраст, такой колорит относительно тех событий, которые разворачиваются в тексте произведения.

Николай Некрасов действительно видел силу в простом крестьянине и верил, что он найдет настоящее счастье, что у него есть надежда на светлое будущее.

На страницах «Кому на Руси жить хорошо» можно встретить разнообразные жанровые направления – и былины, и пословицы, и загадки, и поговорки. Благодаря такому количеству приемов из народной поэзии, которая исходит из уст обычного человека, Николай Алексеевич смог расширить и наполнить смысл своей поэмы.

Не забывает Некрасов и о великолепных пейзажах русской природы, которые достаточно часто вспыхивают в воображениях читателей во время прочтения увлекательного текста.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» занимает достойное место не только в творчестве Николая Некрасова, а и во всей русской литературе. Она открывает ту истинную правду жизни, которая торжествовала во время отмены крепостного права. Поэт искренне верит, что сквозь борьбу и протест, крестьяне смогут добиться желанных вольностей и свобод.

Спустя два года после введения новых реформ Николай Некрасов начал работу над произведением, ставшим вершиной его творчества. Долгие годы он работал над текстом, и в результате была создана поэма, в которой автор не только смог изобразить народное горе, а вместе со своими героями стремился ответить на следующие вопросы: «В чем счастье народа?», «Как его достигнуть?», «Может ли отдельный человек быть счастлив среди всеобщего горя?» Анализ «Кому на Руси жить хорошо» необходим для того, чтобы выяснит, какие образы и помогли Некрасову ответить на эти непростые вопросы.

Замысел

Начиная произведение, автор едва ли сам знал ответ на эти тревожные вопросы. Это были сложные времена в истории русского народа. Отмена крепостничества не облегчила жизнь крестьянства. Первоначальный замысел Некрасова заключался в том, что мужики-странники после напрасных поисков возвращались домой. В процессе работы сюжетная линия несколько менялась. События в поэме находились под влиянием важных общественных процессов. Подобно персонажам своего стремится ответить на вопрос: «Хорошо ли жить на Руси?» И если на первом этапе работы над поэмой автор не находит основания для положительного ответа, то позднее в обществе появляются представители молодежи, которые действительно находят свое счастье в хождении «в народ».

Ярким примером стала некая учительница, сообщившая в письме Некрасову о том, что испытывает настоящие приливы счастья в своей работе в народе. Поэт планировал использовать образ этой девушки в развитии сюжетной линии. Но не успел. Он умер, не завершив работы над своим произведением. Поэму «Кому н Руси жить хорошо» Некрасов писал до последних дней своей жизни, но она так и осталась неоконченной.

Художественный стиль

Анализ «Кому на Руси жить хорошо» выявляет основную художественную особенность произведения. Поскольку книга Некрасова о народе, и прежде всего для него, в ней он использовал народную речь во всем ее разнообразии. Эта поэма представляет собой эпос, одной из целей которого было изобразить жизнь такой, какой она есть. Существенную роль в повествовании играют сказочные мотивы.

Фольклорная основа

Многое позаимствовал Некрасов из народного творчества. Анализ «Кому на Руси жить хорошо» позволил критикам выявить былины, сказания и пословицы, которые автор активно использовал в тексте. Уже в прологе встречаются яркие фольклорные мотивы. Здесь появляется и пеночка, и скатерть-самобранка, и многие анималистические образы русской народной сказки. Да и сами мужики-странники напоминают героев былин и сказок. В прологе также присутствуют числа, имеющие сакральное значение: семь и три.

Сюжет

Мужики поспорили о том, кому на Руси жить хорошо. Некрасов, используя этот прием, раскрывает главную тему поэмы. Герои предлагают несколько вариантов «счастливцев». Среди них пять представителей различных слоев социального общества и сам царь. Для того чтобы ответить на столь тревожный вопрос, странники отправляются в долгий путь. Но успевают расспросить о счастье лишь попа и помещика. По ходу поэмы общие вопросы меняются на более конкретные. Мужиков уже больше интересует счастье трудового народа. Да и замысел повествования сложно было бы осуществить, если бы простые мужики отважились наведаться к самому царю со своими философскими проблемами.

Крестьянские образы

В поэме присутствует множество крестьянских образов. Некоторым автор уделяет пристальное внимание, о других говорит лишь мимоходом. Самым типичным является портрет Якима Нагого. Внешний облик этого персонажа символизирует каторжное существование, которое свойственно крестьянской жизни на Руси. Но несмотря на непосильный труд, Яким не очерствел душой. Анализ «Кому на Руси жить хорошо» дает четкое представление о том, каким видел или хотел видеть Некрасов представителей трудового народа. Яким, несмотря на нечеловеческие условия, в которых он вынужден существовать, не ожесточился. Он собирает всю жизнь для сына картинки, любуясь и развешивая их по стенам. И во время пожара он бросается в огонь, чтобы спасти прежде всего любимые изображения. Но образ Якима отличается от более достоверных персонажей. Смысл его жизни не сводится к труду и выпивке. Большое значение для него имеет и созерцание прекрасного.

Художественные приемы

В поэме Некрасов уже с первых страниц использует символичность. Сами за себя говорят названия деревень. Заплатово, Разутово, Дырявино - символы образа жизни их обитателей. Правдоискатели встречаются во время своего странствия с разными людьми, но вопрос о том, какому на Руси жить хорошо, так и остается открытым. Бедствия простого русского люда открываются перед читателем. Дабы придать живости и убедительности повествованию, автор вводит прямую речь. Поп, помещик, каменщик Трофим, Матрена Тимофеевна - все эти персонажи рассказывают о своей жизни, и из их историй складывается общая безрадостная картина русской народной жизни.

Поскольку жизнь крестьянина неотрывно связана с природой, ее описание гармонично вплетается в поэму. Из множества деталей создается типичная бытовая картина.

Образ помещиков

Помещик, несомненно, является главным врагом крестьянина. Первый представитель этого социального слоя, встретившийся странникам, на их вопрос дает вполне развернутый ответ. Повествуя о богатой помещичьей жизни в прошлом, он утверждает, что сам всегда по-доброму относился к крестьянам. И все были довольны, и никто не испытывал горя. Теперь же все переменилось. Поля в запустении, мужик совсем отбился от рук. Всему виной - реформа 1861 года. Но следующий живой пример «благородного сословия», появляющийся на пути мужиков, имеет образ угнетателя, мучителя и стяжателя. Ведет он жизнь вольготную, трудиться ему не приходится. Все за него выполняют крестьяне, находящиеся в зависимости. Даже отмена крепостничества не сказалась на его праздной жизни.

Гриша Добросклонов

Вопрос, поставленный Некрасовым, так и остается открытым. Крестьянину жилось тяжело, и он мечтал о переменах к лучшему. Ни один из тех, кто встречается на пути странников, не являет собой человека счастливого. Крепостное право отменено, но все же не решен окончательно. Сильным ударом реформы стали как для помещичьего сословия, так и для трудового народа. Однако, сами того не подозревая, мужики нашли то, что искали, в образе Гриши Добросклонова.

Почему на Руси жить хорошо может только негодяй и стяжатель, становится ясным при появлении в поэме этого персонажа. Судьба его непроста, как и судьбы других представителей трудового класса. Но, в отличие от прочих персонажей в произведении Некрасова, Грише не свойственна покорность сложившимся обстоятельствам.

Олицетворяет революционные настроения, которые стали появляться в обществе во второй половине XIX века. В финале поэмы, пусть и незавершенной, Некрасов не дает ответа на вопрос, в поисках которого скитались так долго странники-правдоискатели, но дает понять, что счастье народное все же возможно. И не последнюю роль в нем сыграют идеи Гриши Добросклонова.

19 февраля 1861 года в России произошла долгожданная реформа – отмена крепостного права, сразу же всколыхнувшая все общество и вызвавшая волну новых проблем, главную из которых можно выразить строчкой из стихотворения Некрасова: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?..». Певец народной жизни, Некрасов и в этот раз не остался в стороне – с 1863 г. начинает создаваться его поэма «Кому на Руси жить хорошо», повествующая о жизни в пореформенной Руси. Произведение считается вершинным в творчестве писателя и до сегодняшнего дня пользуется заслуженной любовью читателей. Одновременно, несмотря на свой кажущимся простым и стилизованный под сказочный сюжет, оно является очень непростым для восприятия. Поэтому проведем анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо», чтобы глубже понять его смысл и проблематику.

История создания

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов создавал с с 1863 по 1877 год, а отдельные замыслы, по свидетельству современников, возникли у поэта еще в 1850-х годах. Некрасов хотел изложить в одном произведении все, что, как он говорил, «я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его», накопленное «по словечку» за 20 лет жизни. К сожалению, из-за смерти автора поэма осталась неоконченной, вышло только четыре части поэмы и пролог.

После смерти автора издатели поэмы столкнулись со сложной задачей – определить, в какой последовательности публиковать разрозненные части произведения, т.к. Некрасов не успел соединить их в одно целое. Задача была разрешена К. Чуковским, который, опираясь на архивы писателя, принял решение печатать части в таком порядке, в каком они известны современному читателю: «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир».

Жанр произведения, композиция

Существует много различных жанровых определений «Кому на Руси жить хорошо» – о ней говорят, как о «поэме-путешествии», «Русской Одиссее», известно даже такое запутанное определение как «протокол своеобразного всероссийского крестьянского съезда, непревзойденная стенограмма прений по острому политическому вопросу». Тем не менее, имеется и авторское определение жанра, с которым соглашается большинство критиков: поэма-эпопея. Эпопея предполагает изображение жизни целого народа в какой-либо решающий для него момент истории, будь то война или иное социальное потрясение. Автор описывает происходящее глазами народа и зачастую обращается к фольклору как средству показать народное видение проблемы. Эпопея, как правило, не имеет одного героя – героев много, и они играют больше соединяющую, чем сюжетообразующую роль. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» подходит под все эти критерии и смело может быть названа эпопеей.

Тема и идея произведения, герои, проблематика

Сюжет поэмы прост: «на столбовой дороженьке» сходятся семеро мужиков, которые заспорили, кому лучше всего живется на Руси. Чтобы это выяснить, они отправляются в странствие. В связи с этим тему произведения можно определить как широкомасштабное повествование о жизни крестьян в России. Некрасов охватил почти все сферы жизни – за время своих странствий мужики познакомятся с разными людьми: попом, помещиком, нищими, пьяницами, торговцами, перед их глазами пройдет круговорот человеческих судеб – от израненного солдата до некогда всесильного князя. Ярмарка, острог, тяжелый труд на барина, смерть и рождение, праздники, свадьба, торги и выборы бургомистра – ничего не укрылось от пристального взгляда писателя.

Неоднозначным является вопрос о том, кого же считать главным героем поэмы. С одной стороны, формально она имеет семеро главных героев – мужиков, странствующих в поисках счастливого человека. Выделяется также образ Гриши Добросклонова, в лице которого автор изображает будущего народного спасителя и просветителя. Но помимо этого, в поэме явственно прослеживается образ народа как образ главного действующего лица произведения. Народ появляется как единое целое в сценах ярмарки, массовых гуляний («Пьяная ночь», «Пир на весь мир»), сенокоса. Всем миром принимаются различные решения – от помощи Ермила до выборов бургомистра, даже вздох облегчения после смерти помещика вырывается у всех одновременно. Не индивидуализированы и семь мужиков – они описаны максимально кратко, не имеют своих отдельных черт и характеров, преследуют одну и ту же цель и даже говорят, как правило, все вместе. Второстепенные персонажи (холоп Яков, сельский староста, Савелий) прописаны автором куда более детально, что позволяет говорить о специальном создании с помощью семи странников условно-аллегорического образа народа.

Жизни народа так или иначе касаются и все проблемы, подымаемые Некрасовым в поэме. Это проблема счастья, проблема пьянства и моральной деградации, греха, взаимоотношений старого и нового уклада жизни, свободы и несвободы, бунта и терпения, а также характерная для многих произведений поэта проблема русской женщины. Проблема счастья в поэме является основополагающей, и понимается разными персонажами по-разному. Для попа, помещика и других наделенных властью персонажей счастье представляется в виде личного благосостояния, «почета и богатства». Мужицкое счастье состоит из различных несчастий – медведь пытался задрать, но не смог, на службе били, но до смерти не убили… Но есть и такие персонажи, для которых не существует своего, личного счастья отдельно от счастья народного. Таков Ермил Гирин, честный бургомистр, таков и появляющийся в последней главе семинарист Гриша Добросклонов. В его душе любовь к бедной матери переросла и слилась с любовью к такой же бедной родине, для счастья и просвещения которой и планирует жить Гриша.

Из Гришиного понимания счастья вырастает главная идея произведения: настоящее счастье возможно лишь для того, кто не думает о себе, и готов потратить всю свою жизнь для счастья всеобщего. Призыв любить свой народ таким, каким он есть, и бороться за его счастье, не оставаясь равнодушным к его проблемам, отчетливо звучит на протяжении всей поэмы, и в образе Гриши находит свое окончательное воплощение.

Художественные средства

Анализ «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова не может считаться полным без рассмотрения средств художественной выразительности, использованных в поэме. В основном это использование устного народного творчества – одновременно и как объект изображения, для создания более достоверной картины крестьянской жизни, так и как объект изучения (для будущего народного заступника, Гриши Добросклонова).

Фольклор в текст вводится либо прямо, как стилизация: стилизация пролога под сказочный зачин (мифологическое число семь, скатерть-самобранка и другие детали красноречиво об этом говорят), либо же косвенно – цитаты из народных песен, отсылки к различным фольклорным сюжетам (чаще всего к былинам).

Стилизована под народно-песенную и сама речь поэмы. Обратим внимание на большое число диалектизмов, на уменьшительно-ласкательные суффиксы, многочисленные повторы и использование устойчивых конструкций в описаниях. Благодаря этому «Кому на Руси жить хорошо» может восприниматься как народное творчество, и это не случайно. В 1860-е годы как раз возник повышенный интерес к народному творчеству. Изучение фольклора воспринималось не только как научная деятельность, но и как открытый диалог интеллигенции с народом, что, безусловно, было Некрасову близко в идейном плане.

Вывод

Итак, рассмотрев произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», можно с уверенностью заключить, что, несмотря на то, что оно осталось неоконченным, оно все же представляет огромную литературную ценность. Поэма остается актуальной вплоть до сегодняшнего дня и может вызвать интерес не только у исследователей, но и у обычного читателя, интересующегося историей проблемами русской жизни. «Кому на Руси жить хорошо» неоднократно интерпретировалось и в других видах искусства – в виде сценической постановки, различных иллюстраций (Соколов, Герасимов, Щербакова), а также лубочной картинки на данный сюжет.

Тест по произведению

Долгожданная отмена крепостного права принесла свободу крестьянам. Но стал ли народ жить хорошо и счастливо? Вот основной вопрос поэмы, на который пытается ответить Некрасов.

Поэма создавалась в течение 14 лет и была завершена в 1877 году. Поэту не удалось довести до конца задуманное – он умер. Сам Некрасов определил жанр произведения – поэма-эпопея. Сюжет очень простой – семеро мужиков решили выяснить независимо друг от друга, как живётся на Руси. Они отправились в разные стороны.

Встречаются с разными людьми - поп, помещик, нищий, пьяница, торговец. И говоря современным языком, «берут у них интервью». Главное действующее лицо поэмы – русский народ. Мужики наделены общими чертами, нет портретного описания. Образ их собирательный, любой человек из народа вполне мог подойти под описание одного из семи мужиков.

Какие же проблемы могут быть у свободного теперь народа? Житейские – пьянство, человеческие грехи, проблема свободы и бунта. Некрасов первым обозначил проблемы русской женщины. И самая главная проблема – проблема счастья. Каждый её понимает по-своему. Для попа и помещика счастье – это личное благосостояние, почёт, денег побольше.

У мужика своё счастье - это череда несчастий. То медведю в лапы попался, то на службе попал под горячую руку начальника. Главный ответ на вопрос о счастье даёт Гриша. Это и есть главная мысль поэмы – счастлив тот, кто живёт не ради себя, а ради общества. Не напрямую, но Григорий призывает всех любить свой народ и бороться за его счастье.

Поэма и актуальна в наши дни. Юридически русский народ свободен. Но счастлив ли он от того, что видит вокруг себя. Если бы отправить тех семь человек в разные стороны, чтобы они увидели? Заброшенные колхозные поля, полуразрушенные дома в деревнях. После войны так не жили. Закрытые почты и школы, детские садики, медпункты (оптимизация здравоохранения), полное отсутствие работы в деревнях, поголовное пьянство, приводящее к смертоубийствам. Молодежь не хочет возвращаться в деревни.

Мужики, как и в былые времена, отправляются на заработки в далёкие края, не видят семьи, не принимают участия в воспитании детей. Они предоставлены сами себе, чувствуют себя брошенными и никому не нужными. Расстреливают в школах учителей и своих одноклассников.

Так кому же на Руси жить хорошо? Вопрос так и остаётся без ответа.

Вариант 2

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» появилась, как раз во время отменены крепостного права. Автор работал над ней около десяти лет. Конечно же, он не успел ее дописать, но все равно она является законченной. Некрасов не смог остаться в стороне. После него его дописывали и собирали материал лучшие друзья и родственники. Многим читателям очень даже нравится данная поэма и до сегодняшнего времени остается популярной и знаменитой. Хотя данное произведение является тяжелым для восприятия и не многие могут его понять с первого раза. И для того чтобы понять его смысл, нужно сделать анализ.

Началась поэма с того, что на столбовой дорожке встретилось несколько мужиков. Вот только читатели не знают характера каждого из них. Но все равно у них прослеживается упорство в том, что они не собираются соглашаться с чужим мнением, а стараются отыскать свою правду. Все остальные жители деревни описаны здесь немного подробнее. Каждый из них начал рассказывать, как живется тому или иному человеку на Руси. Конечно, сколько человек столько и мнений и поэтому постепенно разговор перешел в спор.

В итоге они ни к чему не пришли, ведь каждый человек остался при своем мнении. А для того чтобы отыскать ответ на этот вопрос они решили отправиться путешествовать по всему миру. На пути они встречают разных людей, и каждый новый человек рассказывает про свою жизнь. Они встречаются сначала в батюшкой, он рассказывает о своей жизни. Дальше они встречают пьяницу, у которого имеются свои взгляды на жизнь. После этого они встречаются с нищим человеком, который обижается на жизнь, ведь она у него несладкая.

Автор впускает читателя с жизнью каждого из людей, которые встречаются поэме. Бедному человеку порой бывает очень тяжело работать и достать себе копейку на жилье. А вот барин вообще ни о чем не заботиться, ведь у него все есть, да и денег полные карманы.

Многим может показаться, что здесь нет ничего сложного, да воспринимается она легко и просто, но на самом деле это не так.

Среди всех мужчин именно Гриша отыщет ответ на этот вопрос. Кроме этого ему удастся отразить все, что людей ожидает в будущем.

В самых тяжелых или непростых ситуациях весь народ объединяется и тогда решение приходит само собой, да и справиться с этими проблемами бывает намного проще, чем раньше. Помещик не дает покоя никому в этой деревне и когда он умирает, то все просто облегченно вздыхают.

Часто в народе встречаются и проблемы, которые они решают вместе. Частенько в деревне происходят пьянки, люди делятся друг с другом счастливыми моментами.

Гриша всегда жалел свою мать, которой часто доставалось от своего мужа. А когда он вырос, то стал жалеть родину, в которой живет. Он верит в то, что если человек будет думать не о себе, а о других людях, то вскоре станет счастливым человеком. Он всегда любил свой народ и делал все для того чтобы защитить его во всем и всегда и решать их проблемы.

В конце можно понять, что, не смотря на то, что произведение является неоконченным, но все равно представляет большую литературную ценность. И на сегодняшний день она актуальна.

Кому на Руси жить хорошо - Анализ

В 1861 году в России наконец была осуществлена реформа - отмена крепостного права. Всё общество было крайне оживленно данным известием. Однако, несмотря на данную царем свободу, многие люди всё же задавались вопросом: "А счастлив ли народ после произошедших реформ?" и "Наблюдается ли в обществе подлинная свобода?". Горячо любивший простой люд Некрасов, несомненно, не мог проигнорировать такое важное событие как падение крепостничества. Спустя два года после выхода манифеста, он берётся за написание поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Она показывает жизнь российского народа после произошедших реформ. Это творение Некрасова считается наиболее значительным - оно и в современности пользуется огромной популярностью. На первый взгляд читатель может выявить что сюжет произведения незамысловат и примитивен, но произведение это является очень витиеватым для восприятия. По этой причине разумным будет провести анализ поэмы - с помощью него можно вникнуть в глубокий смысл произведения, определить поднятые в нём проблемы.

"Кому на Руси жить хорошо" - произведение, которое создавалось литератором Николаем Некрасовым в период 1863 и 1877 год. Как свидетельствуют его близкие люди и современники, идея, замысел появился у Некрасова еще в середине ХIX века. Талантливый поэт ставил своей целью вложить в поэму абсолютно всё что ему известно о народе, всё что он слышал от него. Но завершить произведение у Некрасова не получилось ввиду кончины, вышло лишь несколько частей произведения с прологом.

На плечи издателя поэмы легла тяжелая задача - решить, какую последовательность будут иметь части поэмы, ибо у Николая Некрасова они не были объединены в одно целое. Чуковский разобрался с этой проблемой, проанализировав работы писателя, он пришел к мнению, что лучше всего будет печатать разрозненные части в таком виде, в каком они представлены нынешнему читателю.

Существует множество споров, о том к какому жанру относить поэму. Это по мнению людей и поэма-путешествие и Русская Одиссея, существует и другие определения. Всё же подавляющее большинство критиков единогласно твердят, что "Кому на Руси жить хорошо" является поэмой-эпопеей. Эпопеей творение называется потому что отображает быт целого народа, в определенный важный период истории - войны, различные социальные катаклизмы. Литератор Некрасов описывает всё с позиции народа и прибегает к фольклору, для показания народного отношения к проблеме. Как правило, эпопея вмещает в себя много героев, которые образуют сюжет.

  • Особенности языка повести Левша Лескова

    Творение писателя представляет собой произведение, созданное в стиле сказания на основе смешения реальных и вымышленных событий с введением в образ главного персонажа повести героя персонажа, заимствованного из народной былины.

  • Анализ комедии Гоголя Ревизор

    Предметом для повествования в комедии «Ревизор» Гоголь выбрал жизнь чиновника в России. Писатель всячески подвергает сатире присущие этой жизни нравы.

  • Анализ произведения Песня о Буревестнике Горького сочинение

    Целая буря разыгрывается в строках «Песни о буревестнике» М. Горького. Они полны эмоций и чувств. А главное – в них автор представляется смелого и независимого лирического героя

  • © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры