Кто написал три охотника. «Охотники на привале»: секреты самой известной картины Перова

Главная / Психология

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставки «Илья Репин» и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Оставил потомкам много своих знаменитых работ. На полотнах мастер запечатлел простых людей, которые печалятся, радуются, трудятся, выходят на охоту. Не все знают, что не прочь был побродить по лесу с ружьем за плечом и сам живописец Перов. Картина «Охотники на привале» написана им со знанием дела, и это видно.

Будущий художник появился на свет незаконнорожденным. И хотя его родители в скором времени обвенчались в церкви, отец не смог дать мальчику свою фамилию. Сначала ребенка звали Василием Васильевым - это была фамилия его крестного отца. Но почему он стал Перовым? Оказывается, это прозвище. Его мальчику дал учитель грамоты, отметив этим словом усердие, умение ребенка владеть пером для письма.

Но не только прилежным учеником был Василий. Мальчик с детства пристрастился к рисованию. Он любил наблюдать, как рисует настоящий художник, которого отец ребенка приглашал к ним домой.

Когда Перов взял в то понял, что это его призвание. Несмотря на слабое зрение, которое у него испортилось после перенесенной оспы, Перов стал художником. Сначала он учился в арзамасской художественной школе, затем окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Некоторые работы художника

За свои труды художник был награжден серебряными и В начале своего творчества живописец отражал печальные стороны жизни народа, рисуя такие картины, как «Приезд станового», «Сцена на могиле», «Утопленницы», «Тройка». В середине и второй половине творческого пути художник пишет больше радостных картин. «Праздник в окрестностях Парижа», «Продавец песенников», «Сцена у железной дороги» - все эти работы создал Перов.

Картина «Охотники на привале» была написана Василием Григорьевичем в 1871 году и относится к позднему периоду его творчества.

Картина: первый персонаж

Достаточно одного взгляда на полотно, чтобы увидеть: на нем изображены 3 человека. Интересно, что рисовал их с реальных людей В. Г. Перов. Картина «Охотники на привале» запечатлела трех медиков, которые в свободное от работы время любили поохотиться.

Слева сидит старший в компании. Это Д. П. Кувшинников - любитель ружейной охоты, известный московский врач. Обратив взоры на полотно, мы видим - Кувшинников рассказывает что-то интересное. Глаза его широко раскрыты, а руки имитируют когти хищника. Видимо, он рассказывает своему молодому другу, как когда-то охотился, и на него напала рысь, волк или медведь. Конечно же, охотник победил это животное и проявил недюжинные способности.

Прекрасно передал мимику, положение головы, рук, тела своего персонажа Перов. Картина «Охотники на привале» представляет собой сцену отдыха друзей и отражает живость их беседы.

Второй персонаж

Благодарный слушатель, сидящий на полотне справа, тоже имеет свой реальный прототип. Это Николай Михайлович Нагорнов, которому на момент создания холста было 26 лет. В жизни он был другом Д. П. Кувшинникова и тоже работал в медицине. Интересно, что этот юноша через год женился на племяннице известного писателя Толстого.

Но пока его полностью поглотил рассказ старшего охотника. Он слушает историю мужчины, сидящего напротив, и смотрит на него во все глаза. Юноша замер, его не интересуют ни трапеза, ни сигарета, которую он держит в правой руке. А рассказчик старается вовсю, он даже снял свой головной убор, потому что ему стало жарко.

Третий герой

Очень реалистично передает все настроения полотно, которое написал Перов - «Охотники на привале». Картина знакомит нас еще с одним героем, прототипом которого стал врач В. В. Бессонов. Как нетрудно догадаться, в жизни он был другом Кувшинникова и Нагорнова.

На полотне Бессонов усмехается. По выражению его лица можно понять, что охотничью байку своего приятеля он слышал не раз и не верит в нее. Мужчина почесывает себя за ухом, понятно, что означает этот жест. Он пытается отвлечься, чтобы не засмеяться и не рассказать молодому товарищу правду. Всё это знал и Перов. «Охотники на привале» - картина, позволяющая мысленно перенестись в конец XIX века, стать участниками интересной сцены и домыслить, о чем говорят главные герои полотна.

Окружающий пейзаж, мелкие детали

В художественной работе важно всё. После того как стало понятно, кто именно изображен на холсте, о чем беседуют мужчины, интересно посмотреть, что их окружает, и вычислить, в какое время года происходит действие. Этому поможет описание картины «Охотники на привале». Перов, скорее всего, рисовал пору ранней весны.

Видно, что трава пожухлая, такой она предстает перед нами, когда сходит снег. Но кое-где он остался: на заднем плане, на поле видны небольшие белые островки. Одеты мужчины тепло, поэтому им не холодно в этот вечер.

Всё это отчетливо передает картина «Охотники на привале». Перов В. и его приятели любили ходить по лесу с ружьем. Свои впечатления художник сохранил на века.

«Охотники на привале» (1871)

Когда я вам рассказываю свои Правдивые Байки, то сам себе напоминаю левого охотника, а моих френдов - и недоверчивыми, как средний, и внемлющими, как правый.

Картина известна абсолютно любому жителя нашей страны. Она в учебниках, она на стенках во многих домах, даже на конфетных фантиках. Мы её знаем наизусть. И всё-таки пару моментов, которых вы можете не знать, я расскажу.


"Чтобы быть вполне художником, нужно быть творцом; а чтобы быть творцом, нужно изучать жизнь, нужно воспитать ум и сердце, воспитать не изучением казенных натурщиков, а неусыпной наблюдательностью и упражнением в воспроизведении типов и им присущих наклонностей... Этим изучением нужно так настроить чувствительность воспринимать впечатления, чтобы ни один предмет не пронесся мимо вас, не отразившись в вас, как в чистом, правильном зеркале... Художник должен быть поэт, мечтатель, а главное - неусыпный труженик... Желающий быть художником должен сделаться полным фанатиком, живущим и питающимся одним искусством и только искусством".
В.Г.Перов "Наши учителя"

Василий Григорьевич Перов родился 4 января (23 декабря по старому стилю) 1833 года в Тобольске, в семье губернского прокурора барона Григория Карловича Криденера. Мальчик был незаконнорожденным, его родители обвенчались позже. Все его младшие братья получили титулы баронов и фамилию Криденер, Перов получил фамилию своего крестного отца - Васильев, позже художник переменил ее на прозвище "Перов", данное в детстве за успехи в чистописании. Настоящий отец мальчика, барон Г.К.Криденер был либералом, образованным человеком, играл на фортепиано и скрипке, знал несколько иностранных языков и пописывал даже стишки. Вот последнее-то и стало причиной того, что спустя некоторое время после рождения Василия, барон за вольнодумные стишки был отправлен в отставку.

Вернёмся теперь к картине.

А Перов писал её не один, а в тандеме с ещё одним знаменитым художником - Алексеем Саврасовым. Они вместе преподавали в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Доля Саврсова нам не известна, но есть любопытный момент.

Перов написал два варианта «Охотников на привале»: первый хранится в Третьяковской галерее, а второй — в Русском Музее. Второй вариант Перов пишет через несколько лет. Он снова обратился к Саврасову?

А охотники все оказывается реальные люди! Друзья художника.

Врача Дмитрия Кувшинникова изобразил на своей знаменитой картине "Охотники на привале" художник В.Г.Перов. Охотник-рассказчик слева - это он. Два других персонажа картины написаны с друзей Кувшинникова: охотник-скептик - это врач и художник-любитель Василий Владимирович Бессонов, а молодой охотник - Николай Михайлович Нагорнов, родственник Льва Николаевича Толстого (он был женат на его племяннице - Варваре Валериановне Толстой).
http://proekt-wms.narod.ru/moscow/2_4.htm

Картина очень нравится зрителям, но некоторые знаменитости резко её критиковали.
Им не нравились неестественно преувеличенные эмоции

М. Е. Салтыков-Щедрин критиковал картину за отсутствие непосредственности: «Как будто при показывании картины присутствует какой-то актер, которому роль предписывает говорить в сторону: вот этот лгун, а этот легковерный, приглашающий зрителя не верить лгуну охотнику и позабавиться над легковерием охотника новичка».

Пейзаж в картине написан значительно лучше, композиционно он тесно связан с персонажами. Есть что-то тревожное в окружающей природе — в пронизывающем ветре, в жухлой осенней траве, в хмуром горизонте. Небо затянуто тучами, не избежать грозы.

Самая ярко выраженная фигура - это, конечно, пожилой охотник слева, страстно рассказывающий своим товарищам о своих приключениях на охоте. Второй охотник, что посередине, средних лет, с усмешкой слушает пожилого охотника, почесывает ухо, можно сказать, рассказчик явно вызывает у него смех очередной байкой, и он явно не доверяет ему, но при этом послушать ему все равно интересно. Молодой охотник, справа, внимательно и доверчиво выслушивает россказни старого охотника, вполне вероятно, он и сам тоже что-то хочет поведать о своей охоте, но старик явно не дает ему слова сказать.

Я не охотник, но друг охотник, он мне говорил, что в картине много неточностей.

Собака на заднем плане, судя по всему сеттер, а с легавыми не охотятся на зайцев. Тетерев лежащий справ, это его добыча, однако на картине присутствует и рог, а его применяют только при охоте с гончими. Кроме того, тогда, когда открыта охота на тетерева (а он, кстати, водится в лесу, а не в поле), закрыта охота на зайца. Но, открывали ли охоту в том веке, я не знаю. Ещё он говорил, что уважающий себя охотник так ружье не бросит - ствол засорится, курок поломается. Вот такие вот брюзжалки от современного охотника.

На просторах сети и такая история про картину мной найдена, только ссылку потерял. Но почитайте:

"Охотники на привале" - одна из самых популярных картин выдающегося художника второй половины XIX века Василия Григорьевича Перова.
До недавнего времени считалось, что художник написал два варианта этой картины. Но есть предположение, что автор создал три картины "Охотники на привале". И одна из них 22 года хранилась в Николаевском музее как копия…

Самая известная картина Василия Перова в позапрошлом веке произвела фурор на выставке в Европе вместе с репинской «Бурлаки на Волге». После выставки полотно купил известный коллекционер Третьяков, второй авторский вариант художник написал для царя, и сейчас он находится в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге. Сенсация - третий вариант «охотников» обнаружили в Николаевском областном музее.

Полотно исследовалось в течение двух лет. Картина написана без эскиза карандашом, а сразу красками - именно в такой манере творил Василий Перов. "Николаевская" картина того же размера и написана в тот же 1871 год, что и работа, которая хранится в Третьяковке. А тот вариант, что Перов написал для царя и который хранится в Санкт- Петербурге, создан позже - в 1877 году, - и меньше по площади.

Результаты исследований киевские реставраторы предоставили в Третьяковскую галерею. Там согласились с выводами экспертов из Национальной художественной академии; авторство Перова пока на рассмотрении.

До сих пор остается загадкой, кто же на самом деле был художник Перов? Критический реалист, передвижник В.Г.Перов был другом почти всех выдающихся живописцев своего времени.
Были у него чудачества, которые, возможно, объясняют, как Перов мог написать такое полотно, как "Охотники на привале", в XIX веке. Картина прямо нашпигована зашифрованными посланиями, математическими формулами и пророческими предсказаниями.

Еще много лет назад сотрудники Русского музея обратили внимание, что женщины-смотрительницы к концу рабочего дня собирались в зале Перова, недалеко от "Охотников на привале". Работу несколько раз перевешивали, но результат был тот же. И смотрители, и посетители музея, и экскурсии больше всего группировались и проводили время у этой картины.

Были проведены некоторые исследования, которые выявили настоящую аномалию. Температура воздуха у этой картины всегда была на 2,6 - 2,8 градуса выше, чем в остальных залах. Механические часы у картины Перова замедляли ход, а кварцевые механизмы начинали сбивать ритм и даже останавливались. Картина странно действовала и на людей.

Полотно подвергли инфракрасному излучению и рентгену. На снимке получили изображение трех мужчин, очень сильно кого-то напоминающих. Снимок напечатали и...возникла Ялтинская конференция! Слева, чуть наклонившись вперед, сидел Иосиф Сталин и что-то убежденно доказывал. Напротив него, положив руки на парализованные ноги, сидел Рузвельт, а между ними, скептически глядя на Сталина, прилег Уинстон Черчилль. Наложив на картину прозрачную карту Европы, эксперты были поражены. Руки Сталина точно указывают линию открытия второго фронта, при этом правая рука упирается в побережье Нормандии, где и произошла через семьдесят с небольшим лет высадка союзного десанта.

Если подсчитать в процентном отношении площадь, занимаемую тремя фигурами охотников, к общей площади картины, то мы получим точную цифру в процентах суммарной доли трех стран Англии, Америки и России в производстве вооружений по отношению ко всему остальному миру за 1945 год! Убитая дичь в правом углу картины, обведенная одной линией, странно напоминает очертания поверженной Японии. А если такой же линией соединить глаза трех охотников, то мы получим точную геометрию Бермудского треугольника.

Перов идеально расположил своих персонажей по частям света по отношению к ружью, лежащему чуть правее и ниже центра картины и означающему экватор. Это первое, что бросается в глаза...

Большая часть выдающихся людей, в том числе писателей, композиторов, актеров, художников, были заядлыми охотниками и считали это хобби лучшим времяпровождением и самыми вдохновляющими моментами в жизни. Описание охоты присутствует у признанных литературных классиков – Толстого, Тургенева, Хемингуэя. Тема охоты также часто увлекала великих художников. На наших просторах одной из самых известных картин, посвященных охоте, является полотно Василия Перова «Охотники на привале», второе название – «Три охотника».

Картина «Три охотника»

Немного об авторе – художнике Василии Перове

Василий Григорьевич Перов был очень страстным и увлеченным природой охотником.

В последние годы жизни он даже стал корреспондентом журнала Сабанеева «Природа и охота», куда не только писал интересные , но и разместил цикл теоретических статей об охоте. Конечно, любимое занятие не могло не быть запечатленным на полотнах художника. В 70-х Перов создает серию картин, посвященных природе и отношению людей с ней – это такие полотна как «Голубятник», «Рыболов», «Птицелов», «Ботаник». А самой известной из этого цикла стала картина «Охотники на привале». Автором было написано два варианта картины: один хранится в Москве в Государственной Третьяковской Галерее, а второй — в Санкт-Петербургском Русском Музее.

На первой выставке картина наделала много шума. Из-за нее даже перессорились многие художники и критики.

Стасов был в восхищении и сказал, что этот сюжет так же хорошо, как и Тургенева. А вот Салтыкову-Щедрину она не понравилась. Писатель сказал, что в ней нет непосредственности, мол, художник уже очень нарочито показал одного охотника лгуном, второго — легковерным новичком, а ямщик всем видом показывает, что это именно так и есть.

Что же увидели зрители в 1871 году на выставке?

Именно тогда картина была выставлена впервые. Главное, что поразило публику тех времен – это интересный сюжет и психологические портреты действующих лиц на полотне.

На форе тревожной и унылой осеней природы на привал расположились три охотника. Персонажи, изображенные на картине — реальные люди, друзья художника, послужившие прототипами охотников. Охота явно была удачной – на первом плане мы видим и какая-то птица. Еще мы видим другие охотничьи атрибуты – ружье, рожок, сеть и ягтдаш. Пожилой охотник – судя по одежде из дворян, но небогатых, рассказывает очередную байку и явно в духе барона Мюнхаузена. Его горящий взор и активная жестикуляция свидетельствуют от том, что рассказ о произошедшей истории сильно преувеличен.

Второй персонаж – молодой охотник, одетый дорого, с иголочки, внимательно слушает и по виду – верит каждому слову рассказчика. Выражение его лица свидетельствует о том, что весь рассказ старого рассказчика он доверчиво принимает за чистую монету.

Рядом прилег простой крестьянин, по одежде видно, что это, скорее всего, ямщик. Он сдвинул набекрень шляпу, и ухмыляется, недоверчиво почесывая за ухом. По всему, он уже многократно слышал и знает, что эти рассказы сильно расходится с тем, что он видел собственными глазами на много численных охотах. Он явно посмеивается над доверчивостью молодого охотника. Даже кажется, что он думает о чем-то своем и уже не обращает внимание на рассказы старого барина.

Некоторые критики в сюжете увидели весь жизненный цикл человека: молодость, жадно познающая мир, впитывающая все с искренней верой. Далее приходит зрелость и опыт, когда все подвергается сомнению, а на веру уже ничего не принимается. А зрелость сменяется старостью, которая больше живет воспоминаниями прошлого.

На первый взгляд создается впечатление спокойствия и беззаботности на полотне. Но если всмотреться внимательно в сюжет, можно заметить беспокойство и тревогу в природе.

В небе кружат птицы, небо затянуло тучами, поднялся ветер – очевидно, приближается гроза. В противовес драматизму природы позы охотников полностью беззаботны. Автору удалось поистине гениально соединить драматический фон и почти анекдотический сюжет.

Большой успех картины и заставил Перова сделать с нее копию.

Современная история картины

На этом история трех охотников на привале не закончилась. Со времени появления картины она стала очень любимой в народе. По мотивам сюжета Перова были сделаны тысячи копий, изображение перенесено на гобелены, коврики, покрывала. Есть картина даже на конфетных фантиках. Эту симпатичную троицу вышивают, делают аппликации, выжигают и в последнее время даже татуируют на теле. В городе Екатеринбурге установлен памятник по сюжету «Охотников». Появилась масса смешных и не очень карикатур, пародирующих сюжет картины. Получается, что Перов блестяще справился с задачей, так как картина обросла собственной историей и множеством параллельных задач.

Интересные факты, связанные с картиной «Охотники на привале»

Это очень интересный момент. За те годы, что «Охотники на привале» находятся на хранении в Русском музее, ее несколько раз переносили из зала в зал. И сотрудники заметили, что у картины всегда намного теплее, чем в залах. По неизвестно причине и смотрители. И экскурсанты постоянно собирались группами именно у этой картины. Было решено изучить ее более основательно. Учеными были выявлены поражающие факты. Во-первых, оказалось, что температура самого полотна и воздуха рядом с ним всегда почти на 3 градуса выше, чем во всем помещении, хотя с соседними картинами такого не наблюдалось. Часы, установленные рядом, давали сбой – механические замедлялись, а электронные переставали работать. Люди тоже ощущают странные изменения в организме – у них заметно быстрее растут волосы и ногти.

Когда картину обучили рентгеновскими лучами – все были шокированы: распечатанный снимок показал не охотников, а… Ялтинскую конференцию – фигуры в точности стали похожи на Сталина, Черчилля и Рузвельта. Когда сверху наложили карту Европы на кальке, то оказалось, что «Сталин» на полотне указывает на линию второго фронта. Как ни странно, ученые нашли еще много, как они утверждают пророчеств на этом полотне – зашифрованные математические формулы, астрономические факты, даже точную схему Бермудского треугольника.

Правда это или вымысел, верить или нет – дело каждого, а вот полюбоваться шедевром – можно всегда.

Картина "Охотники на привале" (Василий Григорьевич Перов) Картину "Охотники на привале" Перов написал в 1871 году. В этом произведении художник изобразил трех охотников отдыхающих на привале, после удачной охоты. Художник Перов надо признаться и сам был страстным любителем охоты. Не раз в своей жизни художник видел подобные сцены, потому, как сам был участником всяких веселых баек, пересудов и небывалых рассказах об охоте со своими товарищами охотниками после трудной но интересной охоты. Отобразить подобную сцену на холсте, показать разные характеры действующих лиц, без всяких обиняков, можно сказать даже так, тема близкая духу простого народа. В результате на картине три охотника с добычей, не два и не четыре а три, вообщем святая троица на фоне вечернего, несколько унылого пейзажа, в облачном небе еще летают птицы, чувствуется небольшой ветерок, сгущаются тучи. фактура предметов натюрмортаТщательно прописана художником фактура предметов натюрморта, без сомнения все выглядят без задоринки живо, здесь охотничьи трофеи, метко убитый заяц, куропатки, охотничьи ружья, рожок с сетью и другая охотничья атрибутика необходимая для охоты. Но это все не главное в картине, задачей Перова в этом произведении все таки три охотника с их разными характеристиками.пожилой с виду охотник Самая ярко выраженная фигура в картине Охотники на привале это конечно пожилой с виду охотник, страстно рассказывающий своим сотоварищам о своих явных или не совсем приключениях на охоте, фрагмент из того,что приблизительно он рассказывает: Вот досада разведя руки в сторону, второго зайца упустил а он был аж в два раза больше первого, первого то я удачно подстрелил. Второй товарищ, что посередке средних лет, тоже опытный охотник с иронией слушает пожилого охотника, почесывает ухо, можно сказать рассказчик явно вызывает у него саркастическую усмешку своей охотничьей, очередной и неправдивой байкой и он явно не доверяет ему, но при этом послушать все равно интересно, думает он. Молодой охотник, что справа внимательно и доверчиво выслушает расказни старого прожженного охотника, вполне вероятно он и сам тоже, что то хочет поведать и о своей охоте на куропатку, но старик явно не дает ему и слова сказать. Сюжет картины Охотники на привале получился прямо анекдотическим, относительно других произведений Перова. Современники по разному отнеслись к работе мастера, Салтыков-Щедрин критиковал художника за неестественно выглядящими лицами охотников, как будто играют актеры а не живые охотники. А Стасов В. В. наоборот восторженно восхищался картиной сравнивая ее с рассказами писателя Тургенева. Как бы там не было но картина Охотники на привале полюбилась народу, очень восторженно об этом произведении отзываются сами охотники. В наше время копии этой картины считаются подарочным эталоном для заядлых охотников. Поэтому в доме у хорошего охотника обязательно висит на стене подобный сюжет а иногда и с другими лицами героев картины. В творчестве художника Перова эта работа и картины: Голубятник, Рыболов и Птицелов связаны с некоторым отходом от острокритических полотен 1860 годов. И еще картина Охотники на привале написана Перовым в двух экземплярах, оригинал хранится в Третьяковской галерее, а копия картины в Русском музее в Петербурге. Фотоколлажи -

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры