Любопытные факты про знаменитые картины. Десять занимательных историй о картинах из третьяковской галереи

Главная / Психология

Великие шедевры живописи, с которыми вы ежедневно сталкиваетесь в музеях, книгах, играх, кино и даже рекламе - это не просто красивая картинка, но и шифр с массой деталей и смысловых толкований.

Поэтому неудивительно, что картины, которые все уже миллион раз видели, могут еще не раз испытать на прочность вашу логику, внимание, сообразительность и знание истории. Ищите живописные сюжеты, разоблачайте доморощенные мифы. Это не просто тренировка ума, но и хороший способ заткнуть за пояс в очередной беседе всех надоедливых умников. И произвести впечатление на хорошенькую особу со слабым проблеском мысли в бездонных очах.

БОТТИЧЕЛЛИЕВСКОЕ НАСТРОЕНИЕ

Боттичелли Сандро. Рождение Венеры, 1482-1486.

Уффиици, Флоренция

Стиль: раннее Возрождение

На первый взгляд Только что рожденная из пены морской Венера, целомудренно прикрывая грудь и лоно, подплывает к берегу на раковине. Слева на нее дует розами Зефир с супругой Хлоридой. На берегу нимфа Ора зачем-то спешит прикрыть наготу Венеры пурпурным плащом. Но обнаженная бесстыдница прекрасно чувствует себя и в чем мать родила, она не обращает внимания на заботы и смотрит вперед, сквозь зрителя. В глазах богини застыла светлая печаль, словно на заработок… пардон, на мучения идет она в земную жизнь.

На самом деле Картина иллюстрирует миф о рождении Венеры. Главную роль сыграла Симонетта Веспуччи - первая красавица Флоренции, возлюбленная Джулиано Медичи и, по слухам, тайная пассия самого Боттичелли. Надо ли говорить, что замужем благороднейшая Симонетта была совсем уж за третьим, посторонним господином? Жесты и пропорции тела Венеры написаны в соответствии с канонами классической греческой скульптуры. Мантия в руках у Оры символизирует границу между двумя мирами, а раковина - чистоту и непорочность, но стоит ей ступить на берег...

Вот ведь! Благодаря тому, что Боттичелли полил картину защитным слоем из яичного желтка, ”Рождение Венеры” сохранилось намного лучше многих шедевров.

СЫРНЫЙ ЧАС

Дали Сальвадор. Постоянство памяти, 1931.

Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Стиль: сюрреализм.

На первый взгляд Часы плавятся на знойном фоне пейзажа с Порт Лигат.

На самом деле Расплавленные часы являются образом относительности и прожорливости времени, которое пожирает себя и все остальное, а часы, покрытые муравьями, символизируют смерть. На пустынном берегу, олицетворяющем внутреннюю пустоту, спит голова самого Дали, который и есть главный пленник всепоглощающего времени.

Вот ведь! Вдохновившись плавленым сыром камамбер, Дали решил расплавить на своем полотне часы. Художник часто давал смешные объяснения своим картинам, чтобы намеренно ввести людей в заблуждение. И это - не исключение.

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Рене Магритт. Сын человеческий, 1964.

Частная коллекция

Стиль: сюрреализм.

На первый взгляд Аккуратно одетый яппи вот-вот получит яблоком по лицу… но никак не получает.

На самом деле На картинах Магритта самое интересное всегда, как назло, закрыто каким-нибудь простым предметом. В данном случае это яблоко, символизирующее искушение. Оно настойчиво левитирует перед лицом сдержанного бизнесмена, в лице которого художник изобразил ”сына Адама” и самого себя. Поэтому нам не так обидно, ведь как выглядит лицо Магритта, мы знаем.

ГЛАЗА, ГУБЫ, А ГЛАВНОЕ - РУКИ

Мона Лиза, 1503-1505.

Лувр, Париж

Стиль: высокое Возрождение

На первый взгляд Пышная женщина со сбритыми бровями и небогатой грудью, повернувшись вполоборота, сидит в кресле на фоне загадочного пейзажа. На самом деле Чудо картины в приеме под названием сфумато: благодаря плавным переходам от света к тени и легкой затененности глазных впадин, уголков губ и изящных рук складывается противоречивый образ стыдливой девицы и сладострастной госпожи. Второе достоинство картины - контраст фантастического пейзажа и вполне реальной фигуры. Выщипанные брови и выбритый лоб - не признак экстремизма, а всего лишь дань моде эпохи кватроченто.

Вот ведь! Вопреки бездне глупостей, написанной искусствоведами, основной задачей Да Винчи было оживить лицо модели.

ОТКРОВЕНИЕ "ПРОФЕССОРА КОШМАРОВ"

Босх Иероним. Сад земных наслаждений, 1500-1510.

Музей Прадо, Мадрид

Стиль: северное Возрождение

На первый взгляд Триптих на библейскую тематику, напоминающий огромную коллекцию киндер-сюрпризов.

На самом деле Слева, в Раю, Бог знакомит Еву с обалдевшим Адамом. Мирная жизнь животных нарушается трапезой льва, а из источника Жизни (строение в центре) торчит сова, вестник несчастья. В центре - прообраз хипповских эротических тусовок - сад наслаждений, где все пускают лесом божественные наставления: играют, едят и предаются плотским утехам. Согласно психоанализу: вишни, земляника, клубника и виноград, которыми здесь объедаются, означают греховную сексуальность, рыба - вожделение, а птицы - похоть и разврат. Справа, как неизбежный результат, - чудовища во главе с Сатаной-яичной скорлупой и машины для пыток. Босх показывает нам тлетворное влияние любострастия. А все так хорошо начиналось!

Вот ведь! Несмотря на изображенную здесь БДСМ-вакханалию, это полотно полностью соответствует строгим библейским канонам и нравится церковным властям.

Стиль: барокко.

На первый взгляд Стильный юноша с оравой пацанов прилетел на крылатом коне пофлиртовать с обнаженной фетишисткой.

На самом деле Прикованную к скале красавицу Андромеду планировало съесть морское чудовище. Но пока оно копалось с приправами, юный Персей, обутый по последней моде в крылатые сандалии, обратил монстра в камень. Здесь мы видим все трендовые атрибуты древнегреческого хипстера: шлем-невидимка, зеркальный щит с головой Горгоны Медузы и крылатый конь Пегас. Но античные мифы больше служили Рубенсу предлогом для изображения обнаженных женских прелестей. Недаром светлое, слегка грузное тело Андромеды здесь является доминирующей частью картины, на которую в первую очередь обращает внимание зритель. Разве нет?

Вот ведь! Несмотря на большой вклад Рубенса в изображение обнаженных красавиц, у него хватает и недоброжелателей, которые обвиняют его в чрезмерном увлечении цветущей красотой обнаженного женского тела. Не глупость ли?

СВЕТОТЕНИ МУЧЕНИК...

Рембрандт ван Рейн. Ночной дозор, 1642.

Государственный музей, Амстердам.

Стиль: барокко

На первый взгляд Капитан Кок (в центре) отдал приказ о выступлении лейтенанту Рейтенбюргу (справа), и все немедленно засуетились.

На самом деле На картине движутся даже детали одежды стрелков. Обратите внимание на мастерскую игру света и тени: контраст темного переулка (позади) и освещенной площади. Девочка в ярком золотистом платье компенсирует яркий камзол Рейтенбюрга, а его алебарда задает направление движения всему полотну.

Вот ведь! Из-за копоти, покрывшей картину, долгое время никто и не догадывался, что действие разворачивается днем - смотрите на тень от левой руки капитана Кока.

СЕВЕРНАЯ МОНА ЛИЗА

Вермеер Ян. Девушка с жемчужной сережкой, ок.1565.

Маурицхейс, Гаага.

Стиль: барокко

На первый взгляд Обычное лицо обычной девушки.

На самом деле Художник стремился передать момент непринужденного движения, когда девушка поворачивает голову, заметив наше присутствие. Согласно названию и утверждениям искусствоведов, зрительское внимание в первую очередь привлекает жемчужная сережка. На наш взгляд, увлекшись притягательным взглядом и чувственными губами, которые вот уже более трехсот лет хранят загадочное молчание, проницательный зритель вряд ли вспомнит о сережке.

Вот ведь! У этой картины есть современная, очень неприличная ”репродукция”, но мы вам об этом не говорили!

ДРЕВНЕРИМСКАЯ КАТАСТРОФА С КУЧЕЙ МАЛОЙ

Брюллов Карл. Последний день Помпеи, 1830-1833.

Государственный Руссский музей, Санкт-Петербург.

Стиль: романтизм

На первый взгляд Город в море огня, кругом царит хаос. В центре композиции лежит тело богачки, разбившейся при падении с колесницы, которую лошади уносят в глубь картины. Справа два брата спасают своего престарелого отца. Все в панике.

На самом деле В отдалении пылает вулкан Везувий - виновник бедствия. Но основную сцену освещает не его пламя, а замечательная находка Брюллова - секундный всполох молнии. Цветовая гамма картины - синий, красный и желтый цвета, озаренные белым светом, - была очень смелой для своего времени.

Вот ведь! Брюллов задумал ”Помпею” как быстрый способ прославиться и не прогадал - картина стала объектом всеобщего поклонения русских, итальянцев и французов.

Каждое творение художника уникально, в каждой картине есть частичка души своего создателя. Но как и любое другое дело, живопись имеет свои нюансы, у художников есть свои хитрости. С каждой картиной связано интересные факты , самые любопытные из которых мы ми представим вам.

1. Апеллес (370 - 306 гг. до н. э.) был выдающимся древнегреческим художником, другом Александра Македонского. С его именем связано много интересных фактов. По одной из легенд Апеллес проводил соревнование с другим художником на реалистичность изображения. Когда сняли холст с картины конкурента, то птицы тут же слетелись на удивительно живую виноградную ветвь. Потом начали снимать покрывало с картины Апеллеса, но ассистентам это не удалось – покрывало было изображено на картине!

2. У одной из самых знаменитых картин Рубенса "Пир богов на Олимпе" долго неизвестной оставалась дата создания. Наконец, к ней присмотрелись астрономы, и оказалось что персонажи расположились точно так, как в 1602 году располагались на небосклоне планеты.

3. В советское время каждый художник должен был суметь провести свою картину через комиссию, зачастую малосведущую в изобразительном искусстве. Приходилось изобретать самые интересные и неожиданные ходы. Так один художник в углу картине нарисовал совершенно неуместную желтую собачку. Именно эта желтая собачка и стала главной темой обсуждения для комиссии, которая уже не обратила ни на что другое внимания. Был вынесен вердикт – принять картину, после удаления собачки.

4. Ван Меегерен был талантливейшим голландским художником. К сожалению его работы не были оценены, зато его копии картин известных живописцев пользовались небывалой популярностью. Именно такие копии он продавал фашистам. После войны он стал перед дилеммой – или быть обвиненным в продаже национального достояния, или доказать, что это были подделки. Интересно, что всего за несколько дней под наблюдением суда он фактически создал новую картину.

5. Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) был признанным мастером исторической живописи. Его кисти принадлежит интересная картина с первоначальным названием "Христос и грешница". Но картину в то время не приняли, так как художник изобразил Христа без обязательного нимба, фактически как самого обычного человека. Картину удалось выставить для зрителей только после переименования ее в "Блудную жену".

6. Одному художнику удалось внедрить свою подделку самым оригинальным способом. Он поверх поддельного полотна нарисовал еще одну картину и все это отнес реставратору. Тот в процессе работы обнаружил сей «двойственный» интересный факт и было объявлено о находке «неизвестного Моне », подлинность которого долго не вызывала сомнений.

7. Другой оригинальный способ позволяет продать подделку. В раму вставляется две картины, одна из который подлинная. Весь этот «бутерброд» проходит проверку и получает официальное заключение о подлинности работы. После этого одна из картин вынимается, а вторая – продается наивному покупателю.

8. Картины Виктора Михайловича Васнецова на былинные сюжеты среди других русских художников не пользовались особой популярностью, некоторые даже называли "Мертвечиной" его "После побоища Игоря Святославовича с половцами", а "Ковром с ушами" его сказочный "Ковер-самолет".

9. Интересный бизнес сделала одна дама на картине с автографом Ильи Ефимовича Репина. Она просто купила некую картину всего за 10 рублей, но с гордой подписью "И. Репин ". Эту работа дама показала Илью Ефимовичу через некоторое время. Художник посмеялся и дописал "Это не Репин", после чего дама продала его автограф (естественно вместе с картинкой) уже за 100 рублей.

10. Художники частенько помогали друг другу, ведь у каждого есть свои любимые сюжеты, но есть и слабые места. Естественно в таком случае воспользоваться помощью друга – Репин написал Пушкина для картины Айвазовского "Пушкин на берегу моря", Николай Чехов изобразил даму в черном для картины "Осенний день. Сокольники" Левитана , а известнейших медведей из шишкинского "Утра в сосновом бору" написал Савицкий .

Идея изобразить стекающие часы посетила Сальвадора Дали за ужином, когда он заметил, как плавится на солнце камамбер.

Это уж потом Дали спрашивали, зашифрована ли на холсте теория относительности Эйнштейна, а он с умным видом отвечал: «Скорее – теория Гераклита о том, что время измеряется течением мысли. Поэтому я и назвал картину «Постоянство памяти». А сначала был сыр, плавленый сыр».

«Тайная вечеря»

Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», особое внимание он уделял двум фигурам: Христа и Иуды. Натурщика для лика Иисуса Леонардо нашел сравнительно быстро – на его роль подошёл юноша, певший в церковном хоре. А вот лицо, способное выразить порок Иуды, Леонардо искал в течение трёх лет. Однажды, идя по улице, мастер увидел в сточной канаве пьянчужку. Да Винчи привел пьяницу в трактир, где сразу же принялся писать с него Иуду.

Когда выпивоха протрезвел, он вспомнил, что несколько лет назад уже позировал художнику. Это и был тот самый певчий. На великой фреске Леонардо у Иисуса и Иуды – лицо одного человека.

«Иван Грозный и сын его Иван»

В 1913 году душевнобольной художник исполосовал ножом картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Только благодаря мастерской работе реставраторов полотно удалось восстановить. Сам Илья Репин приехал в Москву и перерисовал голову Грозного в странном лиловом цвете - за два десятка лет представления о живописи у художника сильно изменились. Реставраторы удалили эти правки и вернули картину к точному соответствию её музейным фотографиям. Репин же, увидев позже восстановленное полотно, не заметил исправлений.

«Сон»

В 2006 году американский коллекционер Стив Винн согласился продать картину Пабло Пикассо «Сон» за 139 миллионов долларов, что стало бы одной из самых рекордных цен в истории. Но при рассказе о картине он слишком экспрессивно размахивал руками и порвал художество локтем. Винн расценил это как знак свыше и решил не продавать полотно после реставрации, которая, кстати говоря, влетела в копеечку.

«Лодка»

Менее разрушительный, но не менее курьезный инцидент случился с картиной Анри Матисса. В 1961 году Музей современного искусства в Нью-Йорке, представил на суд зрителей картину мастера «Лодка». Выставка пользовалась успехом. Но лишь спустя семь недель случайный ценитель живописи заметил, что шедевр висит вверх ногами. За это время художество успели увидеть 115 тысяч человек, книга отзывов пополнилась сотнями восхищенных комментариев. Конфуз облетел все газеты.

«Битва негров в пещере глубокой ночью»

Знаменитый «Черный квадрат» не был первой картиной подобного рода. За 22 года до Малевича, в 1893 году французский художник и писатель Алле Альфонс выставил в галерее Вивьен свой шедевр «Битва негров в пещере глубокой ночью» - полностью чёрное прямоугольное полотно.

«Пир богов на Олимпе»

В 1960-х гг. в Праге была найдена одна из знаменитейших картин Питера Пауля Рубенса «Пир богов на Олимпе». Долгое время дата её написания оставалась загадкой. Разгадка была найдена на самой картине, причем, астрономами. Они догадались, что на холсте тонко зашифровано положение планет. Например, Мантуйский герцог Гонзага в образе бога Юпитера, Посейдон с Солнцем и богиня Венера с Амуром отображают положение Юпитера, Венеры и Солнца в Зодиаке.

Кроме того, видно, что Венера направляется к созвездию Рыб. Дотошные звездочеты вычислили, что такое редкое положение планет на небосклоне наблюдалось в дни зимнего солнцестояния в 1602 г. Так была проведена довольно точная датировка картины.

«Завтрак на траве»


Эдуард Мане, «Завтрак на траве»

Клод Моне, «Завтрак на траве»

Эдуарда Мане и Клода Моне путают не только нынешние абитуриенты художественных училищ – их путали даже современники. Оба жили в конце ХIХ века в Париже, общались друг с другом и были почти однофамильцами. Так, в фильме «Одиннадцать друзей Оушена» между персонажами Джорджа Клуни и Джулии Робертс происходит следующий диалог:
- Я всё время путаю Моне и Мане. Помню только, что один из них женился на любовнице.
- Моне.
- Значит, у Мане был сифилис.
- И ещё они оба временами писали.
Но художникам было мало путаницы с именами, вдобавок они активно заимствовали друг у друга идеи. После того как Мане представил публике картину «Завтрак на траве», Моне, недолго думая, написал свою с таким же названием. Без неразберихи, как водится, не обошлось.

«Сикстинская мадонна»

При взгляде на картину Рафаэля «Сикстинская мадонна» отчетливо видно, что на руке у папы Сикста II шесть пальцев. Помимо прочего, имя Сикст переводится как «шестой», что в итоге породило массу теорий. На самом деле, «нижний мизинец» - вовсе не палец, а часть ладони. Это заметно, если хорошенько приглядеться. Никакой тебе мистики и тайных предвестий Апокалипсиса, а жаль.

«Утро в сосновом лесу»

Растиражированные кондитерами медвежата с картины «Утро в сосновом лесу» Шишкина – вовсе не дело рук Шишкина. Иван был прекрасным пейзажистом, он гениально умел передать игру света и тени в лесу, а вот люди и животные ему не давались. Так что милых медвежат по просьбе художника пририсовал Константин Савицкий, а сама картина была подписана двумя именами. Но Павел Третьяков после покупки пейзажа к себе в коллекцию стёр подпись Савицкого, и все лавры достались Шишкину.

Билл Стоунхэм «Руки противятся ему»

1972

Эту работу, конечно, нельзя причислить к шедеврам мировой живописи, но то, что она странная — это факт.
Вокруг картины с мальчиком, куклой и ладошками, прижатыми к стеклу, ходят легенды. От «из-за этой картины умирают» до «дети на ней живые». Выглядит картина и впрямь жутковато, что порождает у людей со слабой психикой массу страхов и домыслов.
Художник же уверял, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, что дверь — представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла — проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки представляют альтернативные жизни или возможности.
Картина обрела известность в феврале 2000 года, когда она была выставлена на продажу на eBay с предысторией, рассказывающей, что картина — «с привидениями». «Руки противятся ему» купил за 1025 долларов Ким Смит, который затем был просто завален письмами с жуткими историями и требованиями сжечь картину.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры