Сад земных удовольствий. Мораль босха через призму "сада земных наслаждений"

Главная / Ссоры

"САД ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ" , 1500-1510 гг.

Ещё картину называют "САДОМ РАДОСТЕЙ ЗЕМНЫХ" . Я думаю, на протяжении веков многие поняли, что Сладострастие не такой уже и большой грех, скорее всего Удовольствие. Но каждому времени свои каноны. Картина очень интересная, многое, на первый взгляд, совсем непонятно, но мы попытаемся присмотреться получше и разобраться, что же хотел выразить этот загадочный художник. Триптих " Сад земных наслаждений" Увидев однажды оригинал в музее Прадо в Мадриде, я долго не могла разобраться, что же на ней изображено. Что именно хотел сказать нам средневековый художник? Даже внимательно слушая экскурсовода, очень трудно разобраться в этом сплетении тел и огромном количестве голых людей. "Сад земных наслаждений" - это триптих. Он должен был служить для украшения алтаря. Прежде, чем приступить к детальной характеристике картины, несколько слов о художнике. Иероним Босх (Ирун Антонисон Ван Акен) - 1450-1516 гг. - нидерландский художник, один из крупнейших представителей Северного Возрождения. Считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Босх родился в семье художников, жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе в Нидерландах. Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую по-видимому знал с детства. Она происходила из богатой купеческой Хертогенсбосской семьи. Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города. Детей у них не было. Полгода спустя после смерти Босха в 1516 году его жена раздала то немногое, что после Босха осталось, его наследникам. Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости. Жена Босха пережила мужа на три года. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что "чертовщина" на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Ни на одной из своих картин он не ставил дату и не давал им название. Всего сохранилось 25 картин и 8 рисунков. "Сад земных наслаждений" состоит из 3-х частей. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ Босх на центральной створке своего псевдоалтаря изобразил Золотой век - воспоминание об утраченном единстве человека и природы, о состоянии всеобщей "безгреховности" (то есть незнании греха) и противопоставил идеальный "золотой" род людей современному, худшему "железному" роду, которому присущи все возможные пороки. Центральная часть. Сад земных наслаждений "Сад радостей земных" - представляет собой панораму фантастического "сада любви", населённого множеством обнажённых фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюблённые беззастенчиво предаются любовным утехам в водоёмах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. С человеческими фигурами смешались звери неестественных пропорций, птицы, рыбы, бабочки, водоросли, огромные цветы и фрукты. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. В композиции "Сада радостей земных" выделяются три плана. На первом плане показаны "различные радости". Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия. Bторой план занят пёстрой кавалькадой многочисленных обнажённых всадников, которые едут на оленях, грифонах, пантерах и кабанах - не что иное, как круговорот страстей, проходящих через лабиринт наслаждений. Лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь; птицы становятся олицетворением похоти и разврата, Рыба - символом беспокойного вожделения, раковина является женским началом. Третий (самый дальний) венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев. Для того, чтобы легче было разобраться можно посмотреть более детально фрагменты. Молодая пара объединилась в прозрачном пузыре. Сбоку молодой человек обнимает огромную сову. Девушки срывают с дерева экзотические плоды. Казалось бы, что на фоне такого пейзажа ничто не может быть целомудреннее любовных игр человеческих пар. Сонники того времени приоткрывают подлинное значение этих земных наслаждений: вишни, земляника, клубника и виноград, с такой радостью поедаемые людьми, символизируют греховную сексуальность, лишённую света божественной любви. Может показаться, что на картине изображено "детство человечества", "золотой век", когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем - как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений - мир, растлённый любострастием. ЛЕВАЯ СТВОРКА Она олицетворяет последние три дня сотворения мира. Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. В центре композиции поднимается Источник Жизни - высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем. Исследователи обращали внимание на то, что Бог держит Еву за руку, как на церемонии заключения брака. Идея "парности" всех живых существ, заложенная с момента творения, воплощалась в работах многих художников. У Босха звери и птицы иллюстрируют совсем другую особенность, свойственную всем живым существам (и человеку тоже): кошка держит в зубах мышь, птицы пожирают лягушек, а львы охотятся за более крупной добычей. Следовательно, поедание одного живого существа другим предусмотрено в плане самого Творца. На правой створке триптиха заглатывать и терзать будут уже не зверюшек и лягушек, а людей. Теперь подробнее рассмотрим животных, которые появились на земле. Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке - кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон и делая воду озера багряной, как кровь. На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, - это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда. Самые безобидные существа превращены в монстров, обычные вещи, разрастаясь до чудовищных размеров, становятся орудием пытки. Огромный кролик тащит свою жертву - человечка, истекающего кровью; один музыкант распят на струнах арфы, другой - привязан к грифу лютни. Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое "древо смерти", вырастающее из замёрзшего озера - вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки. На замёрзшем озере на среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на огромном коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник. Дьявольский механизм - вычлененный из тела орган слуха - составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия "имеющий уши да услышит". Выгравированная на лезвии буква "М" обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо - слово "Mundus" ("Мир"), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Змеи обовьют тех, кто нецеломудренно обнимал женщин, а стол, за которым азартные игроки играли в кости и карты, превратится в западню. Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора - безостановочно изрыгать съеденные лакомства. У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Лицо женщины отражается в зеркале, прикреплённом к ягодицам другого, зелёного демона, - таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни. Аллегорически выглядят здесь музыкальные инструменты, которые из источников наслаждения превращены в пыточные машины. Внизу слева гневливец пригвожден монстром к доске, чуть выше завистника терзают две собаки,- гордыня смотрится в зеркало на заду черта, чревоугодник извергает содержимое желудка, а алчный испражняется монетами. Средневековые моралисты именовали любострастие "музыкой плоти" - и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: "ручная пила", "пояс смирения", "аист", "покаянные рубашки ", "козлы для ведьм", колодки, жаровни, ошейники. "Железный шлем" завинчивался на голове, ломая кости черепа. В "железные ботинки" зажимали ноги, степень сжатия зависела от суровости приговора; в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. ХОЧУ ОБРАТИТЬ ВАШЕ ВНИМАНИЕ И НА ДРУГОЕ МНЕНИЕ О ГРЕХАХ. ЛОРЕНЦО ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ - ГЕРЦОГ МЕДИЧИ, ПРАВИТЕЛЬ ФЛОРЕНЦИИ, который жил с Босхом в одну эпоху призывал к наслаждению жизнью: "Пусть каждый поёт, играет и танцует! Пусть сердце горит негой! Долой усталость! Долой печаль! Кто хочет быть весёлым - веселись сегодня. Завтра - поздно". Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Полемизируя с итальянскими гуманистами, Босх показывает, что за все краткие радости жизни люди заплатят вечным муками в Аду. На исходе XV века в Нидерландах всерьёз верят, что после 1054 года, когда произошел раскол христианской Церкви на Восточную и Западную, никто уже больше в Рай не попадал. Первым расшифровать это произведение попытался Хосе де Сигуенса в 1605 г. Он считал, что в нём дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшегo в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обречённого на гибель в аду. Монах предлагал снять с этой картины побольше копий и распространять их среди верующих для вразумления. Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B4_%D0%B7%D0%B... http://hieronim.ru/symbols4.php http://www.peremeny.ru/book/vh/441

Полотна голландского художника Иеронима Босха узнаваемы по фантастическим сюжетам и деликатным деталям. Одной из самых известных и амбициозных работ этого художника является триптих «Сад земных наслаждений», который уже более 500 лет вызывает споры у любителей искусства по всему миру.

1. Триптих назван по теме его центральной панели

Фрагмент центральной панели триптиха Босха.


В трёх частях одной картины Босх попытался изобразить весь человеческий опыт - от жизни земной до загробной. Левая панель триптиха отображает рай, правая – ад. В центре находится сад земных наслаждений.

2. Дата создания триптиха неизвестна

Босх никогда не датировал свои произведения, что усложняет работу искусствоведов. Некоторые утверждают, что Босх начал рисовать «Сад земных наслаждений» в 1490 году, когда ему было около 40 лет (его точный год рождения также неизвестен, но предполагается, что голландец родился в 1450). А окончена грандиозная работа была между 1510 и 1515 годами.

3. «Рай»

Искусствоведы утверждают, что райский сад изображён в момент создания Евы. На картине он выглядит как нетронутая земля, на который обитают загадочные существа, среди которых можно увидеть даже единорогов.

4. Скрытый смысл

Счастье, как стекло – оно однажды разбивается.

Некоторые искусствоведы считают, что средняя панель изображает людей, сошедших с ума за свои грехи, которые упускают свой шанс обрести вечность на небесах. Похоть Босх изобразил множеством обнаженных фигур, занимающихся легкомысленными занятиями. Считается, что цветы и фрукты символизируют временные удовольствия плоти. Некоторые даже предположили, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается».

5. Сад земных наслаждений = потерянный рай?

Довольно популярным толкованием триптиха является то, что он является не предупреждением, а констатацией факта: человек потерял верный путь. Согласно этой расшифровки, изображения на панелях нужно смотреть последовательно слева направо, а не считать центральную панель развилкой между адом и раем.

6. Тайны картины

Боковые панели триптиха с изображением рая и ада могут складываться, закрывая центральную панель. На внешней стороне боковых панелей изображена последняя часть «Сада земных наслаждений» - изображение Мира на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека.

Поскольку это изображение по сути является введением к тому, что изображено на внутренней панели, то оно выполнено в монохромном стиле, известном как гризайль (это было обычным явлением для триптихов той эпохи, и предназначалось, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части).

7. Сад земных наслаждений является одним из трех подобных триптихов, которые создал Босх

Двумя тематическими триптихами Босха, подобными «Саду земных наслаждений», являются «Страшный суд» и «Воз сена». Каждый из них можно рассматривать в хронологическом порядке слева направо: библейское сотворение человека в Эдемском саду, современная жизнь и ее беспорядок, ужасные последствия в аду.

8. В одной из частей картины демонстрируется преданность Босха семье

Прославленное Братство Пресвятой Богородицы.

О жизни нидерландского художника эпохи раннего Возрождения сохранилось очень мало достоверных фактов, но известно, что его отец и дед были также художниками. Отец Босха Антониус ван Акен был также советником Прославленного Братства Пресвятой Богородицы - группы христиан, которые поклонялись Деве Марии. Незадолго до начала работы над «Садом земных наслаждений» Босх последовал примеру своего отца и также вступил в братство.

9.Хотя триптих носит религиозную тематику, он не был нарисован для церкви

Хотя работа художника явно сделана на религиозную тематику, она была слишком странная, чтобы выставлять ее в религиозном учреждении. Гораздо более вероятно, что работа была создана для богатого покровителя, возможно члена Прославленного Братства Пресвятой Богородицы.

10. Возможно, картина была очень популярной в свое время

«Сад земных наслаждений» впервые упоминается в истории в 1517 году, когда итальянский летописец Антонио де Беатис отметил это необычное полотно в брюссельском дворце дома Нассау.

11. Слово Божье показано на картине двумя руками

Первая сцена показана в раю, где Бог, поднял правую руку, приводит Еву к Адаму. На панели «Ад» есть точно такой жест, но рука указывает умирающим игрокам на ад внизу.

12. Цвета картины также имеют скрытый смысл

Цвета картины также имеют скрытый смысл.

Розовый цвет символизирует божественность и источник жизни. Синий цвет относится к Земле, а также земным удовольствиям (к примеру, люди едят синие ягоды из синей посуды и резвятся в синих прудах). Красный цвет представляет страсть. Коричневый цвет символизирует ум. И, наконец, зеленый, который повсеместно встречается в «Раю», почти полностью отсутствует в «Аду» - он символизирует доброту.

13. Триптих намного больше, чем все полагают

Триптих «Сад земных наслаждений» на самом деле просто огромный. Размеры его центральной панели составляют около 2,20 х 1,89 метра, а каждой боковой панели – 2,20 х 1 метр. В развернутом состоянии ширина триптиха – 3,89 метра.

14. Босх сделал скрытый автопортрет в картине

Это всего лишь предположение, но искусствовед Ханс Бельтинг предположил, что Босх изобразил самого себя на панели «Ад», расколотым на две части. Согласно этой интерпретации, художником является человек, туловище которого напоминает треснувшую яичную скорлупу, иронически улыбается, смотря на сцены ада.

15. Босх заработал репутацию сюрреалиста-новатора благодаря «Саду земных наслаждений»

Сальвадора Дали - поклонник Босха.

До 1920-х годов, до появления поклонника Босха Сальвадора Дали, сюрреализм не был популярен. Некоторые современные критики называют Босха отцом сюрреализма, ведь он писал за 400 лет до Дали.

В продолжение темы таинственных картин мы расскажем про то, кем была «Неизвестная» художника Ивана Крамского - самая загадочная из всех незнакомок.


Смотрите также

«Шестнадцать поз»: О сексуальных традициях Ватикана эпохи Возрождения

10 скрытых изображений, обнаруженных на известных классических картинах

Криминальные татуировки российских заключенных - фотоиллюстрации к рассказам…

«А, ты ревнуешь?»: история одной картины Поля Гогена

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

Смотрите также

Неизвестный Есенин: поэт в воспоминаниях женщины, которой посвящено…

10 чересчур откровенных сцен из литературных произведений далёкого…

20 средневековых картин с современными саркастическими подписями



Любовь напоказ: 16 сексуальных фантазий, запечатленных в скульптуре

10 популярных эротических книг 19 века, в сравнении с которыми «50 оттенков…

10 малоизвестных фактов о семейной жизни древних римлян

Легендарная «Мурка»: кем на самом деле была Маруся Климова

История любви Турии Питт - самой счастливой девушки в мире

События, повергшие мир в шок: серия документальных снимков, от которых…


«Мастер и Маргарита»: потрясающая серия фотоиллюстраций

30 фотографий самых известнейших и красивых женщин СССР, которые…

Африканская страна до получения независимости: ретро снимки…

В погоне за вечной молодостью: 15 голливудских звезд, переусердствовавших…

15 малоизвестных фактов о знаменитой картине Жоржа Сёра «Воскресный день на…

10 самых известных жриц любви, имена которых остались в мировой истории

Самая загадочная из всех незнакомок: кем была «Неизвестная» художника…

10 сексуальных традиций древнего мира, которые могут шокировать

Шокирующие факты о быте и гигиене женщин Европы в XVIII-XIX веках

Скандальный «Неравный брак» – картина, на которую не рекомендуется смотреть…

Кора Перл - куртизанка XIX века, которую первой «подали» голой на…

Последние статьи

Новости партнеров

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/220915/26361/

http://nearyou.ru/100kartin/100karrt_12.html Сегодня мы познакомимся с одной из самых известных картин Босха "САД ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ" , 1500-1510 гг. Ещё картину называют "САДОМ РАДОСТЕЙ ЗЕМНЫХ" . Я думаю, на протяжении веков многие поняли, что Сладострастие не такой уже и большой грех, скорее всего Удовольствие. Но каждому времени свои каноны. Картина очень интересная, многое, на первый взгляд, совсем непонятно, но мы попытаемся присмотреться получше и разобраться, что же хотел выразить этот загадочный художник. Триптих " Сад земных наслаждений" Увидев однажды оригинал в музее Прадо в Мадриде, я долго не могла разобраться, что же на ней изображено. Что именно хотел сказать нам средневековый художник? Даже внимательно слушая экскурсовода, очень трудно разобраться в этом сплетении тел и огромном количестве голых людей. "Сад земных наслаждений" - это триптих. Он должен был служить для украшения алтаря. Прежде, чем приступить к детальной характеристике картины, несколько слов о художнике. Иероним Босх (Ирун Антонисон Ван Акен) - 1450-1516 гг. - нидерландский художник, один из крупнейших представителей Северного Возрождения. Считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Босх родился в семье художников, жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе в Нидерландах. Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую по-видимому знал с детства. Она происходила из богатой купеческой Хертогенсбосской семьи. Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города. Детей у них не было. Полгода спустя после смерти Босха в 1516 году его жена раздала то немногое, что после Босха осталось, его наследникам. Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости. Жена Босха пережила мужа на три года. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что "чертовщина" на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Ни на одной из своих картин он не ставил дату и не давал им название. Всего сохранилось 25 картин и 8 рисунков. "Сад земных наслаждений" состоит из 3-х частей. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ Босх на центральной створке своего псевдоалтаря изобразил Золотой век - воспоминание об утраченном единстве человека и природы, о состоянии всеобщей "безгреховности" (то есть незнании греха) и противопоставил идеальный "золотой" род людей современному, худшему "железному" роду, которому присущи все возможные пороки. Центральная часть. Сад земных наслаждений "Сад радостей земных" - представляет собой панораму фантастического "сада любви", населённого множеством обнажённых фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюблённые беззастенчиво предаются любовным утехам в водоёмах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. С человеческими фигурами смешались звери неестественных пропорций, птицы, рыбы, бабочки, водоросли, огромные цветы и фрукты. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. В композиции "Сада радостей земных" выделяются три плана. На первом плане показаны "различные радости". Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия.
Bторой план занят пёстрой кавалькадой многочисленных обнажённых всадников, которые едут на оленях, грифонах, пантерах и кабанах - не что иное, как круговорот страстей, проходящих через лабиринт наслаждений. Лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь; птицы становятся олицетворением похоти и разврата, Рыба - символом беспокойного вожделения, раковина является женским началом. Третий (самый дальний) венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев. Для того, чтобы легче было разобраться можно посмотреть более детально фрагменты. Молодая пара объединилась в прозрачном пузыре. Сбоку молодой человек обнимает огромную сову. Девушки срывают с дерева экзотические плоды. Казалось бы, что на фоне такого пейзажа ничто не может быть целомудреннее любовных игр человеческих пар. Сонники того времени приоткрывают подлинное значение этих земных наслаждений: вишни, земляника, клубника и виноград, с такой радостью поедаемые людьми, символизируют греховную сексуальность, лишённую света божественной любви. Может показаться, что на картине изображено "детство человечества", "золотой век", когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем - как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений - мир, растлённый любострастием. ЛЕВАЯ СТВОРКА Она олицетворяет последние три дня сотворения мира. Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. В центре композиции поднимается Источник Жизни - высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем.
Исследователи обращали внимание на то, что Бог держит Еву за руку, как на церемонии заключения брака. Идея "парности" всех живых существ, заложенная с момента творения, воплощалась в работах многих художников. У Босха звери и птицы иллюстрируют совсем другую особенность, свойственную всем живым существам (и человеку тоже): кошка держит в зубах мышь, птицы пожирают лягушек, а львы охотятся за более крупной добычей. Следовательно, поедание одного живого существа другим предусмотрено в плане самого Творца. На правой створке триптиха заглатывать и терзать будут уже не зверюшек и лягушек, а людей. Теперь подробнее рассмотрим животных, которые появились на земле. ПРАВАЯ СТВОРКА. МУЗЫКАЛЬНЫЙ АД Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке - кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон и делая воду озера багряной, как кровь.
На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, - это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда. Самые безобидные существа превращены в монстров, обычные вещи, разрастаясь до чудовищных размеров, становятся орудием пытки. Огромный кролик тащит свою жертву - человечка, истекающего кровью; один музыкант распят на струнах арфы, другой - привязан к грифу лютни. Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое "древо смерти", вырастающее из замёрзшего озера - вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки. На замёрзшем озере на среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на огромном коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник. Дьявольский механизм - вычлененный из тела орган слуха - составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия "имеющий уши да услышит". Выгравированная на лезвии буква "М" обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо - слово "Mundus" ("Мир"), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Змеи обовьют тех, кто нецеломудренно обнимал женщин, а стол, за которым азартные игроки играли в кости и карты, превратится в западню.
Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора - безостановочно изрыгать съеденные лакомства. У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Лицо женщины отражается в зеркале, прикреплённом к ягодицам другого, зелёного демона, - таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни. Аллегорически выглядят здесь музыкальные инструменты, которые из источников наслаждения превращены в пыточные машины. Внизу слева гневливец пригвожден монстром к доске, чуть выше завистника терзают две собаки,- гордыня смотрится в зеркало на заду черта, чревоугодник извергает содержимое желудка, а алчный испражняется монетами. Средневековые моралисты именовали любострастие "музыкой плоти" - и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: "ручная пила", "пояс смирения", "аист", "покаянные рубашки", "козлы для ведьм", колодки, жаровни, ошейники. "Железный шлем" завинчивался на голове, ломая кости черепа. В "железные ботинки" зажимали ноги, степень сжатия зависела от суровости приговора; в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. ХОЧУ ОБРАТИТЬ ВАШЕ ВНИМАНИЕ И НА ДРУГОЕ МНЕНИЕ О ГРЕХАХ. ЛОРЕНЦО ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ - ГЕРЦОГ МЕДИЧИ, ПРАВИТЕЛЬ ФЛОРЕНЦИИ, который жил с Босхом в одну эпоху призывал к наслаждению жизнью: "Пусть каждый поёт, играет и танцует! Пусть сердце горит негой! Долой усталость! Долой печаль! Кто хочет быть весёлым - веселись сегодня. Завтра - поздно". Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Полемизируя с итальянскими гуманистами, Босх показывает, что за все краткие радости жизни люди заплатят вечным муками в Аду. На исходе XV века в Нидерландах всерьёз верят, что после 1054 года, когда произошел раскол христианской Церкви на Восточную и Западную, никто уже больше в Рай не попадал. Первым расшифровать это произведение попытался Хосе де Сигуенса в 1605 г. Он считал, что в нём дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшегo в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обречённого на гибель в аду. Монах предлагал снять с этой картины побольше копий и распространять их среди верующих для вразумления.
Источники.

«Сад земных наслаждений» - одно из известных произведений художника Иеронима Босха (1450-1516). Триптих нидерландский художник посвятил греху, религиозным представлениям относительно устройства мироздания. Приблизительное время написания - 1500-1510 годы. Дерево, масло, 389×220 см. Где находится «Сад земных наслаждений» Босха? Место расположения - Музей Прадо (Мадрид). Исследователи, ценители искусства Босха спорят по поводу значения картины, символических историй, загадочных образов. Работа представляет триптих только формой. Ею не украсить церковный алтарь.

Описание картины Босха «Сад земных наслаждений»

Левая створка

1. Фонтан жизни

Источник, дарующий жизнь сущему, скомпрометирован совой - показателем тьмы, духовной слепоты. Таким художник визуализирует популярную тогда идею: всякая жизнь - греховна.

2. Адам, Ева

Создатель, взяв Еву за руку, велит детям плодиться, размножаться - об этом свидетельствуют кролики, символ плодовитости. Реакция детей разнится: Адам смотрит с восхищением, Ева стыдливо потупилась.

3. Хищники, жертвы

Кто-то кого-то ест. Лев не лежит рядом с агнцем вопреки правилам Эдемского сада. Животное обедает. Это умышленная нестыковка с каноном Библии.

4. Утки-лебеди

Слева от источника жизни плавают утки, считавшиеся во времена существования Босха «низкими тварями. Справа - царственный лебедь, символ Братства Богоматери (Босх там состоял всю жизнь). Лебедь движется одинаково с презренными земноводными. Утки, лебедь воплощают задумку райской терпимости: фонтан дарит жизнь всему - возвышенному, земному.

Чёрные птицы символизируют грех. Смысл усилен очередью пернатых, выстроившихся к пустому яйцу - символу ложной веры, пустой души. Зло должно было существовать даже в Эдеме. Иначе, совершая первородный грех, Еве с Адамом было бы нечего познавать.

6. Полумесяц

Конструкция из двух округлых плоскостей, скреплённых поперечной осью - образ, представляемый Босхом часто. Возглавляющий скрепу-ветвь полумесяц - однозначный символ. Ранее полумесяц ассоциировался с противниками христианской веры.

Центральная часть

1. Голые и смешные

Голые герои триптиха - максимальное обнажение человеческих пороков.

Гигантские ягоды символизируют распущенность. Некоторые исследователи считают: центральная часть «Сада земных наслаждений» демонстрирует Золотой век, когда без плуга земля изобильно плодоносила, люди были сытыми, праздными.

3. Фонтан вечной молодости

Эзотерический источник вечной молодости. Причудливые сооружения вокруг - 4 стороны света.

4. Круг зверей

Кавалькада всадников на козерогах, львах, тельцах, других животных - сатирическое изображение астрологии. Круг животных (зодиак) идёт против часовой стрелки - противоестественным образом.

5. Пернатое Зло

Грехи представлены птичьим видовым разнообразием. Сова - фаллический символ.

6. Прозрачная сфера

Нередко нарисованные Босхом прозрачные сосуды - алхимическая аллегория. Любовники «реагируют» друг с другом подобно химэлементам. Люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной заслонкой, могут символизировать эгоизм.

7. Критика духовенства

Рассохшееся дерево, представленное перевёрнутой воронкой - образ, несущий двойную обличительную мощь. Пустое дерево - символ смерти, ада, безверия. Перевёрнутая воронка - атрибут ложной мудрости, мошенничества. Дьявольская колода красного цвета - намёк на кардинальское платье.

Символ универсален, смысл неоднозначен. Изображение рыбы в Средние века означало Христа, знак зодиака, воду, Луну, флегматический темперамент, любострастие, пост. Рыба могла обозначать всего лишь рыбу.

Правая створка

1. Меланхоличное чудовище

Мёртвое дерево, пустое яйцо - символы смерти, греха, изобличающие пьянство. На ногах древесного существа неспроста лодки. Хотя конституция основательна, парня штормит, покачивает.

2. Птицеголовый монстр

Дьявол пожирает души грешников. Сидя на «позорном стуле», он испражняется душами в адскую выгребную яму. Голову венчает горшок, символизирующий безверие. Кувшины на ногах подчёркивают хромоту, которой Дьявол обзавелся после низвержения с небес.

3. Музыкальный ад

Тогда музыку считали легкомысленным развлечением, предваряющим любовные утехи. Полифоническую музыку расценивали как греховное проявление, исполнение на территории церкви - изощрённую форму ереси.

4. Тройка, семёрка, туз

Грешникам, предававшимся азартным играм, в День Страшного Суда придётся буквально бросить кости. Среди разбросанных карт можно разглядеть тройку, туза.

Телесный низ - центральная тема творчества Босха. Попа выступала частой героиней средневекового нидерландского фольклора. Транскультурный символ, актуальный спустя 500 лет. Всегда неприятности валятся не на головы.

6. Лестницы

Лестницы - путь к познанию, оно чревато грехопадением.

Мученическая смерть, воздаяние за грехи, пытки. Клеймо «М», которое есть на клинках «Сада земных наслаждений» - начальная буква слова «мир» - «mundus» или имя Антихриста (согласно средневековым пророчествам, начинается с такой буквы).

Грешник, обнимающий свинью в монашеском головном уборе - сатирический намёк по поводу деяний католической церкви. Документ, скреплённый печатями, персонаж (с означающей ересь жабой на плече) прикрывает голову печатью. Это индульгенции, торговлю ими Босх считал мошенничеством.

Нижний круг ада - замёрзшее озеро. Коньки могли ассоциироваться с праздностью.

3 створки - внутренняя составляющая триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Когда створки закрыты, появляется другое изображение: мир на третий день после создания Богом. Земля, покрытая зелень, водой, находится в сфере. Нет животных, людей. Левая створка снабжена надписью «Он сказал, и сделалось», правая - «Он повелел, и явилось». Однозначного анализа картины Босха «Сад земных наслаждений» нет.

Категория

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг.

По нашим современным представлениям в раю нет насилия и смерти. Однако они имеют место быть в раю Босха. Лев поймал оленя и уже вгрызается ему в плоть. Дикая кошка несёт в зубах пойманное земноводное. А птица вот-вот проглотит лягушку.



Конечно, животных сложно причислить к грешникам, ведь они убивают ради выживания. Но думаю, Босх не просто так внёс эти сцены в изображение рая.

Возможно, так он пытался показать, что от жестокости мира никуда не деться, даже в раю. И человек, как часть природы, также наделён жестокостью. Вопрос, как он ей распорядиться: впадёт в грех или сможет обуздать своё животное начало.

2. Откуда Босх мог видеть экзотических животных?

Босх изображал не только фантастических монстров, но и реально существующих животных из далёкой Африки. Едва ли житель Западной Европы мог увидеть слона или жирафа вживую. Ведь цирков и зоопарков в средние века не было. Так как же ему тогда удалось изобразить их так точно?

Во времена Босха очень редко, но все же встречались путешественники, которые и привозили рисунки неведомых зверей из далеких стран.

Жираф, например, скорее всего был скопирован Босхом с рисунка путешественника Чириако д’Анкона. Тот в конце 15 века много путешествовал по Средиземноморью в поисках античных сооружений. Сегодня д’Анкона считается отцом современной археологии. Путешествуя по Египту, он и сделал зарисовку жирафа.

3. Почему мужчины водят хоровод, оседлав разных животных?

На центральной части триптиха люди радуются земной жизни, предаваясь греху сладострастия. просто переполнена обнаженными людьми: они едят ягоды и фрукты, беседуют и обнимаются то тут, то там.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Наименее хаотичным на картине кажется хоровод из необычных всадников: мужчины едут верхом на различных животных вокруг озера, в котором безмятежно плещутся девушки.

Мне очень нравится объяснение, которое этому действу дал журналист Константин Рылев. Девушки в озере – одинокие дамы в ожидании своих избранников. У каждой из них на голове либо фрукт, либо птица. Возможно, они означают характер и сущность женщины. На некоторых сидят чёрные птицы, символы несчастий. Такие женщины скорее и сделают своих мужчин несчастными из-за скверного характера. На других – красные ягоды, символ похоти и распутства.

А вот характер мужчин определяется тем животным, на котором он едет. Здесь есть и лошади, и верблюды, и кабаны. А вот козел пока свободен, без наездника.

Также примечательно, что мужчины держат разные дары для будущих избранниц – кто рыбу, кто яйцо или ягоды. Найдя себе вторую половинку, пары разбредаются по саду, чтобы уже наслаждаться земной распутной жизнью не в одиночестве.

4. Если Босх изображает, как люди предаются греху сладострастия, то где собственно распутные сцены?

Несмотря на то, что Босх изобразил несчетное количество нагих фигур, которые по его задумке предаются греху сладострастия, вы едва ли найдёте здесь откровенно неприличные сцены.

Но это лишь на взгляд современного человека. Для времени же Босха изображение нагих тел – уже олицетворение крайнего разврата.

Однако есть все-таки одна распутная пара на картине, которая по откровенности своих жестов превосходит всех остальных. Она хорошо спрятана, поэтому найти её очень непросто.

Пара расположилась в глубине сада в отверстии центрального фонтана: бородатый мужчина положил свою ладонь на лоно большеголовой женщины.

5. Почему в саду наслаждений так много птиц?

На левой и центральной частях триптиха часто встречается сова. Мы можем ложно подумать, что это символ мудрости. Но это значение было актуально в античности, и оно же принято в наше время.

Однако в средние века сова, как ночное хищное животное, было предвестником зла и смерти. Так же, как и потенциальные жертвы совы, люди должны быть настороже, так как зло и смерть высматривают их и угрожают нападением.

Поэтому сова в отверстии фонтана жизни в раю – это скорее предупреждение, что зло не дремлет даже в безгрешном пространстве и лишь ждёт момента, когда вы оступитесь.

Также на центральной части много птиц огромных размеров, на которых люди сидят верхом. Устаревшее значение голландского слова vogel (птица) – половое сношение. Поэтому изображение больших птиц – это аллегория Босха о безудержности людей в похоти и разврате.

Среди дроздов, уток и дятлов есть и удод, который ассоциировался у людей средневековья с нечистотами. Ведь удод, имея длинный клюв, действительно часто ковыряется в навозе.

Похоть – грязное устремление человека по предсталениям религиозных людей средних веков, каким и был Босх. Поэтому не удивительно, что он его здесь изобразил.

6. Почему не все грешники подвергаются мукам в Аду?

Немало загадок и на правой створке триптиха, на которой изображён Ад. Он кишит всевозможными монстрами. Они мучают грешников – пожирают их, протыкают ножами или похотливо пристают.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка триптиха “Ад”. 1505-1510 гг.

Но не все души принимают муки. Я обратила внимание на грешников, которые находятся на главном демоне в центре картины.

Внутри полого яйца – таверна, где грешники выпивают, пусть и верхом на ящероподобном существе. А из таверны выглядывает грустный мужчина и смотрит на происходящий хаос. По полям шляпы души грешников прогуливаются под руки с монстрами.

Получается, что их особо не мучают, а дают им выпивку, прогуливаются с ними или дают погрустить в одиночестве. Возможно это те, кто продали души дьяволу и для них было забронировано тёплое местечко без мучений? Только вот никуда не деться от созерцания мучений других.

Об этом демоне-дереве я также подробно писала в статье .

7. Что за ноты изображены на заде грешника? Это бессмыслица или конкретная мелодия?

В Аду немало грешников, наказанных за то, что при жизни играли на музыкальных инструментах для увеселения и удовольствия. Во времена Босха правильным считалось исполнять и слушать только церковную музыку.

Среди таких грешников один придавлен огромной лютней. На его заду – ноты. До недавнего времени исследователи не обращали на них особого внимания, рассматривая это лишь как элемент композиции.

Но одна студентка Оклахомского Христианского университета решила проверить, бессмысленны ли эти ноты.

Все были поражены, когда она переложила мелодию в современную нотацию и записала ее в формате хорового мужского пения в тональности до-мажор. Именно так эта музыка звучала во времена Босха:

Мелодия приятная, но не похожая на веселую песенку. Скорее – на церковное песнопение. На картине видно, что грешники хором её исполняют. Видимо их муки заключаются в том, чтобы вечно исполнять один и тот же мотив.

Вот лишь несколько загадок самой фантастической картины средневековья.

На самом деле эта работа вызывает гораздо больше вопросов. Но единого толмута с разгадками вы не найдёте. Вот у Питера Брейгеля старшего, современника Босха, все было гораздо однозначнее, и исследователи давно расшифровали его работы. Ведь он изображал голландские пословицы.

Вконтакте

Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков
Алтарь «Сад земных наслаждений» – самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия – Luxuria. Едва ли триптих мог находиться в церкви в качестве алтаря, однако все три картины, в общем, согласуются с другими триптихами Босха. Возможно, он выполнил эту работу для какой-то небольшой секты, исповедовавшей "свободную любовь". Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, обычно приводят в качестве иллюстраций, именно здесь уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере. Непреходящее очарование триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей. На левой створке триптиха изображен Бог, представляющий Еву ошеломленному Адаму в безмятежном и мирном Раю.

В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры. В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порожденные его фантазией. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Некоторые ученые хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму ее тщеты и образы земной любви, другие – торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстраненность, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений. Федерико Дзери:"Сад земных наслаждений – это изображение Рая, где упразднен естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения. Этот триптих нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным его произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных склонностей".

На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию. Обширное пространство сада заполнено обнаженными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами, играют с птицами и животными, плещутся в воде и – прежде всего – окрыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всем их разнообразии. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнаженные девушки; несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха, и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается ее ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом. На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, там и сям расставленными в этой толпе. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек. окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника.

Может показаться, что на картине изображено "детство человечества", "золотой век", когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнаженных любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт, который в XX веке научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем – как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием.

с возвышающимся над всем готическим Собором святого Иоанна , оказывающий почти гипнотическое воздействие на людей того времени, живших в жутком религиозном страхе перед адскими муками за земные грехи…

в мрачном мире инквизиции и нескончаемых войн …

тьма опустилась на это мир, накрыв собой все вокруг, оставив только животный ужас…

Лишь одно могло спасти их души - неистовые молитвы, подняв глаза к небу…

Босх, будучи глубоко религиозным человеком, создавал свои творения, следуя Библии слово в слово. Он, как и все живущие в 15 веке, чтил и знал ее наизусть, веря в бога и дьявола, грехи и искушения, а кроме того он был членом религиозного братства, которое проповедовало строгое следование религиозным догмам. В своих произведениях художник дает мораль своему и будущим поколениям, зашифрованные в символах и, на первый взгляд, казалось бы непонятных, фантастических сюжетах. Но, все становится ясно, стоит только узнать больше о том времени, когда жил художник, чем он дышал, что его тревожило, погрузиться в его картины, атмосферу той эпохи, чтобы понять его чувства и чаяния, и, конечно же, надо превосходно знать Библию.
Мы сделаем это, точнее попробуем, все вместе, просто внимательно поизучаем и рассмотрим каждый сантиметр его величайшего творения - «Сад земных наслаждений» (кстати, название картине дал не автор).

Чтобы осознать - надо почувствовать. Приступаем!

Псалом 32

«6. Словом Господа сотворены небеса, и духом уст
Его - все воинство их:
7. Он собрал, будто груды, морские воды, положил
бездны в хранилищах».

Псалтирь

Картина наполнена символами, соткана из них, где одно плавно перетекает в другое… Известно, что Босх использует общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Жаба , в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.

Другие часто встречающиеся символы:

. лестница — символ пути к познанию в алхимии или полового акта;
. перевернутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости;
. ключ (часто по форме не предназначенный для открывания) — познание или половой орган;

. отрезанная нога , традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией;
. стрела — символизирует таким образом «Зло». Иногда торчит она поперёк шляпы, иногда пронзает тела, порой даже воткнута в анус полуголой персоны (что также означает намек на «Испорченность»);

. сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил ее иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.

. черные птицы — грех

Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии. Ее адепты стремились к превращению неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Босх придает алхимии негативные, демонические черты. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это еще и эмблемы черной магии и дьявола.

Мы видим отсылки к Библии .

Вот Бог создает наш мир, наблюдая со стороны (см. верхнюю часть слева. На обратной стороне триптиха).

«… но пар поднимался с земли и орошал все лице земли».
Библия, Ветхий Завет

Босх знал только латинскую версию, где пар значился как фонтан, поэтому в центре картины мы видим фонтан .

Во многих картинах мы можем увидеть его лицо, он как бы наблюдает за реакцией зрителя, пытается уловить настроение, желая понять, помогают ли его сюжеты в осознании прописных истин, в человеческих слабостях и его стремлении бороться с ними до конца.

Иероним Босх «Блудный сын», ок. 1510. Музей Бойманса-ван Бенингена. Роттердам

Общая картина обнаженных тел кажется сейчас нечто похотливым, извращенным, но это не так...

Босх изобличает человеческие пороки через обнаженных людей, потому что в день Страшного суда мы все предстанем как пришли в этом мир, без ничего, ничто не укроется от Бога.

Художник осуждает мир за его пороки и грехи.

Эгоизм

Жадность

Обжорство

Птицы - символ порока. Босх использует их для нападения на церковь, попустительствующую развитию всем этим порокам.

В то время были развиты секты , их мы видим в виде нескольких групп, которые движутся против часовой стрелки. (см. людей, идущих по кругу)

Он противопоставляет два учения друг другу: богословие с его близорукостью и бесполезными доводами, возглавляющее кардиналом в красном, связанный с вечным преклонением Риму. И чистую веру братства , с другой стороны, символизирующую его истинные догматы.

Справа наверху мы видим трех человек под прозрачным куполом, монах и его ученики , которые с ужасом глядят на этот грешный мир.

Страх перед разнузданной музыкой , не религиозной и не почитающей Христа и Бога. Вот что с ними будет.

Каждый из деталей значим, и им нет конца.

Его картины написаны с целью назидания . Художник хотел возбудить любопытство, зрители должны были задавать вопросы, получая ответы - они обучались.
Интересно, что спустя тридцать лет после смерти Босха, Питеру Брейгелю Старшему заказали картины в стиле Босха. В 1557 году он пишет цикл из семи гравюр со Смертными грехам и. Приведу некоторые из них.

Зависть, 1558 г.

Обжорство, 1558 г.

Скупость, 1558 г.

Впоследствии такой стиль был прозван «Злой шуткой» , а сам художник получил прозвище «Клоун Питер» . Все, кто впоследствии собирал картины Босха, считались странными, например король Филипп II , который был уверен, что это сатира на все греховное, не считая творчество Босха еретическим, как его воспринимали в то время.
А Сигуенса так оценивал творчество Босха:

«Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».

И вот в 20 веке его картины получают вторую жизнь через призму теорий Фрейда и Юнга. Его сексуальные и развращенные обнаженные тела привлекают внимание наших современников, но это НЕ ТО, что он хотел сказать, будучи ревностным католиком.

Другой смысл был вложен, совсем иной...

P.S. В ходе исследования творчества художника и его картины «Сад земных наслаждений» случайно наткнулась на одну занимательную историю по одному из фрагментов, верить или нет решать вам.

Одна из посетительниц, студентка по имени Амелия Хамрик из Оклакхомского Харистианского Университета, заинтересовалась нотами, изображенные на попе лежащего человека, и задала «детский» вопрос: «А что это за ноты?»
Но не получила на него ответа. Нигде. Студентку удивил столь вялый интерес к картине, наполненной аллегориями и символами. Тогда она решила сама восстановить мелодию.
Исходя из того, что в средневековых хоралах самой популярной тональностью была до мажор, Амелия переписала ноты по современной системе. На картине длительности не обозначены, поэтому никаких догадок на этот счет студентка не сделала. А вот что у нее получилось в исполнении хора студентов Христианского Университета.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры