Милосердие, сострадание – аргументы ЕГЭ. ОГЭ: аргументы к сочинению «Что такое добро

Главная / Психология

Проблемы и литературный аргумент

Проблема родительской любви.(На что может пойти отец или мать ради любви к ребёнку?)

Проблема нравственного отношения человека к природе. Проблема взаимоотношения человека и природы. Что мы теряем и что приобретаем в общении с природой? На этот вопрос пытается ответить В.Г. Распутин произведением «Прощание с Матёрой». Человек губит природу, остров, откуда «есть и пошла материнская земля». Природа формирует весь душевный склад человека.

Проблема сохранения русского языка. Проблема бережного отношения к языку. Проблема экологии языка. И.С. Тургенев призывал бережно относиться к языку в стихотворении в прозе «Русский язык». Родной язык - это духовая опора человека.

Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи, бескорыстия. Герой А. Платонова Юшка обладает душевной щедростью, большим сердцем, излучающим добро и любовь. Бескорыстно делится деньгами с совершенно чужой девушкой, помогает ей получить образование.

Проблема ответственности человека за свои поступки. (Должен ли человек осознавать ответственность за свои поступки?) В повести В.Г. Распутина «Живи и помни» муж-дезертир появляется в окрестностях родной деревни. Он труслив и эгоистичен. Не несёт ответственности перед родными, думает только о себе.

Проблема исторической памяти, сохранения духовного наследия. « У кого нет памяти, нет жизни»,- говорит распутинская героиня Дарья из повести «Прощание с Матёрой». Остров, на котором жили старухи, их дети и внуки, будет затоплен. Кладбище разорено, сожжено. Почему человек не задумывается о последствиях своих действий? Какую память о себе он оставит?

Проблема ценности человеческого труда (человеческой жизни) Герой Платонова Мальцев не может жить без своей профессии, машиниста паровоза. Он всецело предан труду. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение. Действительно, труд - это основа нравственного содержания человеческой жизни.

Проблема преобразующей силы добра и любви. Образ Маргариты из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», княжна Марья Болконская из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Образ Иешуа несёт в себе идею подлинной доброты и всепрощения.

Проблема истинного патриотизма. Что такое истинный и ложный патриотизм? Вспомним батарею Тушина, оставленную врагам, их героизм, стойкость в борьбе с французами. Наташа Ростова отдаёт подводы раненым под Бородино.

Проблема беззаветной любви к людям. В рассказе «Старуха Изергиль» М. Горький утверждает нравственные начала: любовь к людям, доброту, милосердие, терпимость.

Проблема места подвига в жизни. Данко - герой рассказа «Старуха Изергиль» М. Горького - совершает подвиг во имя людей. Ради их спасения вырывает из груди своё сердце и освещает путь к свободе.

Проблема взаимоотношения детей и взрослых. Можно ли избежать конфликта поколений? Это одна из острых проблем нашего века. В рассказе И. Бунина «Цифры» повествуется о ссоре дядя и мальчика, об их непростых отношениях. В романе «Отцы и дети» показано непонимание между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чёрств по отношению к старикам, чем приносит им огорчения.

Проблема смысла жизни и назначения человека. «Человек создан для счастья, как птица для полёта», — говорит герой рассказа «Парадокс» В. Короленко. Калека от рождения нашёл смысл жизни, своё предназначение. И герои Толстого Андрей Болконский и Пьер Безухов находятся в поисках смысла жизни и приходят к высокой цели: служению народу. Спор о назначении человека ведут обитатели ночлежки пьесы Горького «На дне». «Человек! Это звучит гордо!»-восклицает Сатин.

Проблема истинной красоты человека. Наташа Ростова и Марья Болконская -любимые героини Л.Н. Толстого - обладают душевной красотой. Героини живут ради близких, любимых.

Проблема духовной деградации человека. А.П. Чехов мастерски показывает процесс разрушения человеческой личности в рассказе «Ионыч». Старцев превращается в Ионыча, ведущего пошлую, бесполезную жизнь. «Берегите в себе человека»,-призывает читателя Чехов.

Проблема ответственности человека перед другими людьми. Господина Н, героя повести Тургенева «Ася», можно назвать легкомысленным, безответственным, потому что он не захотел взять на себя заботу о другом человеке. Любовь Аси его «смущала». Он испугался своих чувств и порвал с любящей его девушкой отношения.

Проблема трагической любви. Трагическую историю любви бедного Желткова поведал нам А.Куприн в повести «Гранатовый браслет». Любовь к богатой женщине стала для него высшей ценностью в жизни.

Проблема несправедливости социального устройства общества. Герой рассказа Л.Н. Толстого видит, как отец его любимой Вареньки руководит избиением солдата. Почему один человек может унижать другого? Вспомним бесправного Герасима, талантливого Левшу, «маленького человека» Башмачкина.

Проблема смысла жизни человека.(В чём заключается смысл жизни человека?) Евгений Онегин, Печорин находятся в поиске смысла жизни. Илья Обломов, герой романа Гончарова, не сумел перебороть себя, не раскрыл своих лучших качеств. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти.

Проблема воспитания(обучения). Какова истинная цель обучения? В автобиографическом рассказе «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьев показывает формирование личности главного героя под влиянием доброты бабушки и дедушки. В.Г. Распутин в рассказе «Уроки французского» показал роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика.

Проблема отношения к учителю.
Нужно быть внимательным к учителям не только, когда учимся в школе, но и когда вступаем во взрослую жизнь.
Бессмертны строки Андрея Дементьева:
Не смейте забывать учителей!
Они о вас тревожатся и помнят,
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут ваших возвращений и вестей.

Проблема признания таланта.
Я полагаю, что мы должны внимательнее относиться к талантливым людям.
По этому поводу очень точно выразился В. Г. Белинский: «Истинного и сильного таланта не убьёт суровость критики, так же как и незначительно не поднимет её привет»
Вспомним А. С. Пушкина, И. А. Бунина, А. И. Солженицына, гениальность которых была признана слишком поздно. Через века тяжело осознавать, что гениальный поэт А. С. Пушкин погиб на дуэли очень молодым. И виновато в этом общество, окружавшее его. Сколько великих произведений смогли бы мы ещё прочесть, если б не злодейская пуля Дантеса.

Проблема разрушения языка.
Я глубоко убеждена, что совершенствование языка должно вести к его обогащению, а не деградации.
Вечны слова И. С. Тургенева, великого мастера литературы: «Берегите чистоту языка, как святыню».
Мы должны учиться любви к своему родному языку, умению воспринимать его как бесценный дар у великих классиков: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Бунина, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя.
И хочется верить, что деградации русского языка воспрепятствует наша грамотность, умение с любовью читать и воспринимать лучшие произведения мировой классики.

Проблема творческого поиска.
Для каждого писателя важно найти своего читателя.
Владимир Маяковский писал:
Поэзия- та же добыча радия:
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячу слов словесной руды.
Разрешить проблемы творчества писателю помогает сама жизнь.
Многогранной, плодотворной была жизнь С. А. Есенина.
Писатель, режиссер, актёр В. М. Шукшин добился признания благодаря упорному творческому труду.

Проблема сбережения семьи.
Я считаю, что главная функция семьи – продолжение человеческого рода, основанного на правильном воспитании.
Очень точно выразился по этому поводу А. С. Макаренко: « Если вы родили ребёнка, - это значит на много лет вперёд вы отдали ему всё напряжение вашей мысли, всё ваше внимание и всю вашу волю».
Я восхищаюсь семейными отношениями Ростовых, героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Родители и дети здесь - единое целое. Это единство помогло выжить в трудных условиях, стать полезными обществу, Родине.
По моему глубокому убеждению, развитие человечества начинается с полноценной семьи.

Проблема признания классической литературы.
Для признания классической литературы необходима определённая читательская культура.
Максим Горький писал: « Реальная жизнь немногим отличается от хорошей фантастической сказки, если рассматривать её изнутри, со стороны желаний и мотивов, коими руководствуется человек в свое деятельности».
Мировая классика прошла тернистый путь признания. И настоящему читателю приятно, что произведения У. Шекспира, А. С. Пушкина, Д. Дефо, Ф. М. Достоевского, А. И. Солженицына, А. Дюма, М. Твена, М. А. Шолохова, Хеменгуэя и многих других писателей составляют «Золотой» фонд мировой литературы.
Я считаю, что между политкорректностью и литературой должна существовать грань.

Проблема создания детской литературы.
На мой взгляд, детская литература становится понятной лишь тогда, если её создал настоящий мастер.
Максим Горький писал: « Нам нужна весёлая, забавная книжка, развивающая в ребёнке чувство юмора».
Неизгладимый след в жизни каждого человека оставляет детская литература. Произведения А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, В. Бианки, М. Пришвина, А. Линдгрен, Р. Киплинга заставляли радоваться, волноваться, восхищаться каждого из нас.
Таким образом, детская литература – это первый этап соприкосновения с русским языком.

Проблема сохранения книги.
Для духовно развитой личности важна сама суть чтения, в каком бы виде оно не присутствовало.
Такова точка зрения и академика Д.С. Лихачёва: « …постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить…»
Значение книги не утратится, если её преподносить в электронном варианте, как это делают современные писатели. Это позволяет экономить время и делает доступным множеству людей любое произведение.
Таким образом, каждому из нас необходимо научиться правильно читать и научиться пользоваться книгой.

Проблема воспитания веры.
Я считаю, что вера в человеке должна воспитываться с детства.
Меня глубоко тронули слова учёного, духовного деятеля Александра Меня, который говорил, что человеку необходима вера «…в Высшее, в Идеал».
Верить в добро мы начинаем с самого детства. Сколько света, тепла, позитива дарят нам сказки А. С. Пушкина, Бажова, Ершова.
Прочитанный текст заставил меня думать о том, что ростки веры, появившиеся в детстве, значительно преумножаются во взрослой жизни и помогают быть увереннее каждому из нас.

Проблема единства с природой.
Мы должны понимать, что в судьбе природы – наша судьба.
Поэт Василий Фёдоров писал:
Чтобы себя и мир спасти,
Нам нужно, не теряя годы,
Забыть все культы
И ввести
Непогрешимый
Культ природы.
Известный русский писатель В. П. Астафьев в своём произведении « Царь – Рыба» противопоставляет двух героев: Акима, бескорыстно любящего природу, и Гогу Герцева, хищнически её истребляющего. И природа мстит: Гога нелепо кончает свою жизнь. Астафьев убеждает читателя в том, что расплата за безнравственное отношение к природе неминуема.
Закончить хочется словами Р. Тагора: « Я пришёл на твой берег, как чужестранец; я жил в твоём доме, как гость; я покидаю тебя, как друг, о Земля моя».

Проблема отношения к животным.
Да, действительно, у божьей твари есть душа, и она иной раз понимает лучше, чем человек.
Любима мною с детства повесть Гавриила Троепольского « Белый Бим Черное ухо». Восхищаюсь дружбой Хозяина и собаки, которая осталась преданной до конца жизни. Иногда такую дружбу не повстречаешь у людей.
Добротой и человечностью веет со страниц повести-сказки Антуана Сент- Экзюпери «Маленький Принц». Он выразил свою главную мысль фразой, ставшей почти лозунгом: « Мы в ответе за тех, кого приручили».

Проблема художественной красоты.
На мой взгляд, художественная красота – это красота, которая пронзает сердце.
Любимым уголком, который вдохновлял М.Ю. Лермонтова на создание настоящих шедевров искусства и литературы, был Кавказ. На лоне живописной природы поэт чувствовал себя вдохновлённым, окрылённым.
«Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья»,-так с любовью писал о Михайловском А.С.Пушкин.
Таким образом, красота художественная, невидимая - это удел людей творческих.

Проблема отношения к своей Родине.
Страна становится великой благодаря людям, живущим в ней.
Академик Д.С. Лихачёв писал: «Любовь к Родине даёт смысл жизни, превращая жизнь из прозябания в осмысленное существование».
Родина в жизни человека – самое священное. Именно о ней в первую очередь думают в немыслимо трудных ситуациях. В годы Крымской войны адмирал Нахимов, защищая Севастополь, геройски погиб. Он завещал солдатам оборонять город до последней секунды.
Давайте же делать то, что от нас зависит. И пусть наши потомки скажут о нас: «Они любили Россию».

Чему нас учит своя беда?
Сострадание, сочувствие – это результат осознания своих несчастий.
Неизгладимое впечатление производят на меня слова Эдуарда Асадова:
А коль грянет где-нибудь беда,
Я прошу вас: сердцем никогда,
Никогда не превращаться в камень…
Беда, постигшая Андрея Соколова, героя повести М. А. Шолохова «Судьба человека», не убила в нём лучшие человеческие качества. После потери всех своих близких он не остался безучастным к судьбе маленького сироты Ванюшки.
Текст М. М. Пришвина заставил меня глубоко задуматься о том, что любая беда не бывает чужой.

Проблема отношения к книге.
Я считаю, что каждая книга интересна по-своему.
« Любите книгу. Она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку», - сказал Максим Горький.
Очень интересны эпизоды из биографии Василия Макаровича Шукшина. Из-за сложных жизненных условий лишь только в юности во время поступления во ВГИК он смог познакомиться с творениями великих классиков. Именно книга помогла ему стать замечательным писателем, талантливым актёром, режиссёром, сценаристом.
Уже прочитан текст, отложен в сторону, а я всё продолжаю размышлять над тем, что же сделать для того, что бы нам встречались только хорошие книги.

Проблема влияния СМИ.
Я глубоко убеждена, что современные СМИ должны прививать людям нравственное и эстетическое чутьё.
Об этом писал Д. С. Лихачёв: « Надо развивать в себе интеллектуальную гибкость, чтобы понимать достижения и уметь отделить фальшивку от подлинного ценного».
Недавно я прочла в одной из газет, что в 60-70 годы в популярных журналах «Москва», « Знамя», « Роман-газета» печатались самые лучшие произведения молодых писателей, поэтов. Эти журналы были любимы для многих, потому что помогали жить по-настоящему, поддерживать друг друга.
Так давайте же научимся выбирать полезные газеты и журналы, из которых можно извлечь глубокий смысл.

Проблема общения.
На мой взгляд, каждый человек должен стремиться к искреннему общению.
Как хорошо сказал об этом поэт Андрей вознесенский:


Суть настоящего общения состоит в том, чтобы отдавать тепло своей души людям.
Матрёна, героиня повести А. И. Солженицына «Матрёнин двор», живёт по законам добра, всепрощения, любви. Она « есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Уже прочитан текст, отложен в сторону, а я всё продолжаю размышлять над тем, как же важно для каждого из нас понять суть взаимоотношений людей.

Проблема восхищения красотой природы.
На мой взгляд, красоту природы сложно объяснить, её можно только почувствовать.
С текстом В. Распутина перекликаются замечательные строки из стихотворения Расула Гамзатова:
Нет фальши в песнях облаков и вод,
Деревьев, трав и каждой твари божьей,
Всё в мире голосом своим поёт,
На голоса другие непохожим.
Имя «певца природы» прочно закрепилось за М. М. Пришвиным.. В его произведениях нарисованы вечные картины природы, великолепные пейзажи нашей необъятной страны. Свои философские видения природы он излагал в дневнике «Дорога к другу».
Текст В. Распутина помог мне глубже осознать, что пока солнце пьёт росу, пока рыба идёт на нерест, а птица вьёт гнездо, жива в человеке надежда, что завтра обязательно наступит и, может, будет лучше, чем сегодня.

Проблема неуверенности в повседневной жизни.
На мой взгляд, только стабильность и солидность помогут быть уверенным в «завтрашнем дне».
Размышления Т. Протасенко хочется подчеркнуть словами Эдуарда Асадова:
Наша жизнь – как фонарика узкий свет.
А от лучика влево и вправо –
Темнота: миллионы безмолвных лет…
Всё, что было до нас и придёт вослед,
Увидать не дано нам, право.
Когда-то Шекспир устами Гамлета сказал: «Время вывихнуло сустав».
Прочитав отрывок, я поняла, что именно нам самим предстоит вправить «вывихнутые суставы» своего времени. Сложный и трудный процесс.
Проблема смысла жизни.
Я глубоко убеждена, что человек, занимаясь любым видом деятельности, должен осознавать, для чего он это делает.
А. П.Чехов писал: « Дела определяются их целями: то дело называется великим, у которого великая цель».
Примером человека, стремившегося прожить свой век с пользой, является Пьер Безухов, герой романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».Именно его ярко характеризуют слова Толстого: « Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, метаться. Ошибаться. Начинать и опять бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие – душевная подлость».
Таким образом, Ю. М. Лотман помог мне ещё глубже осознать, что у каждого из нас должна быть главная цель в жизни.

Проблема сложности литературного труда.
На мой взгляд, именно в мастерстве писателя донести до каждого человека тайны родного и чужого языков проявляется его талант.
О сложности литературного труда высказал свои мысли Эдуард Асадов: « Постичь себя я день и ночь пытаюсь…».
Мне вспоминается, что гениальные русские поэты А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов были замечательными переводчиками.
Уже прочитан текст, отложен в сторону, а я продолжаю размышлять над тем, что мы должны быть благодарны тем, кто нам открывает необозримые пространства языков.

Проблема бессмертия личности.
Я глубоко убеждена, что гениальные личности остаются бессмертными.
А. С. Пушкин посвятил свои строки В. А. Жуковскому:
Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль…
Бессмертны имена людей, которые посвятили свою жизнь России. Это Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Пётр 1, Кутузов, Суворов, Ушаков, К. Г. Жуков.
Хочется закончить словами Александра Блока:
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее – увековечить,
Безличное – очеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
Проблема верности данному слову.
Порядочный человек должен быть честен, в первую очередь, по отношению к самому себе.
У Леонида Пантелеева есть рассказ «Честное слово». Автор рассказывает нам историю о мальчике, который дал честное слово стоять на часах до смены караула. У этого ребёнка была сильная воля и крепкое слово.
«Нет ничего сильнее слова», - сказал Меандр.

Проблема роли книги в жизни человека.
Встреча с хорошей книгой – всегда радость.
Чингиз Айтматов: «Добро в человеке надо растить, это общий долг всех людей, всех поколений. Это задача литературы и искусства».
Максим Горький сказал: «Любите книгу. Она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку».

Проблема духовного развития личности.
Намой взгляд, каждый человек должен развиваться духовно. Д. С. Лихачёв писал» « У каждого человека помимо больших «временных» личных целей должна быть одна большая личностная цель…»
В произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума» примером духовно развитой личности является Чацкий. Мелкие интересы, пустая светская жизнь вызвали у него отвращение. Увлечения, интеллект его были значительно выше окружающего общества.

Проблема отношения к телевизионным передачам.
Я считаю, что в настоящее время очень трудно выбрать для просмотра из сотен передач самую полезную.
В книге «Земля родная» Д. С. Лихачёв о просмотре телевизионных передач писал: «..тратьте своё время на то, что достойно этой траты. Смотри с выбором».
Наиболее интересными, познавательными, нравственными передачами, на мой взгляд, являются «Жди меня», « Умники и умницы», «Вести», «Большие гонки». Эти передачи учат меня сочувствовать людям, узнавать много нового, переживать за свою страну и гордиться ей.

Проблема чинопочитания.
На мой взгляд, угодливость, лесть ещё не изжиты в нашем обществе.
В произведении А. П. Чехова «Хамелеон» полицмейстер менял своё поведение в зависимости от того, с кем он общался: он преклонялся перед чиновником и унижал рабочего.
В произведении Н. В. Гоголя «Ревизор» вся элита вместе с городничим старается угодить ревизору, но когда выясняется, что Хлестаков не тот, за кого себя выдаёт, все знатные люди застывают в немой сцене.

Проблема искажения алфавита.
Я считаю, что ненужное искажение письменной формы ведёт к нарушению функционирования языка.
Ещё в древности Кирилл и Мефодий создали алфавит. 24 мая в России празднуется день славянской письменности. Это говорит о гордости нашего народа за русское письмо.

Проблема образования.
На мой взгляд, о пользе образования судят по конечным результатам.
« Ученье – свет, а неученье – тьма», - гласит русская народная пословица.
Политический деятель Н. И. Пирогов говорил: « Большая часть самых образованнейших из нас верно, скажет не более того, что учение есть только приготовление к настоящей жизни».

Проблема чести.
На мой взгляд, слово «честь» не утратило своего значения и в наши дни.
Д. С. Лихачёв писал: «Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно».
История героя романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Петра Гринёва – подтверждение тому, что человеку дают силы правильно жить выполнение своего долга, умение беречь свои честь и достоинство, уважать себя и других, сохранение своих духовных человеческих качеств.

Проблема предназначения искусства.
Я считаю, что искусство должно иметь эстетическое предназначение.
В. В. Набоков говорил: «То, что у нас зовётся искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни, нужно уметь её улавливать, вот и всё».
Великие творения настоящих художников находят признание во всём мире. Недаром картины русских художников Левитана и Куинджи выставлены в парижском музее искусства Лувре.

Проблема изменения русского языка.
По моему мнению, от нас самих зависит роль русского языка.
« Перед вами громада – русский язык. Наслаждение глубокое зовет вас. Наслаждение погрузится во всю неизмеримость его и ощутить чудные законы его…», - писал Н. В. Гоголь.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!» - Призывал И. С. Тургенев.

Проблема человеческой отзывчивости.
Читая этот текст, вспоминаешь собственные примеры.
Когда-то незнакомая женщина помогла нам с родителями найти нужный адрес в городе Белгороде, хотя очень спешила по своим делам. А её слова врезались мне в память: «В наш век мы просто помогать друг другу, иначе превратимся в животных».
Бессмертны герои произведения А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Ребята, бескорыстно оказывающие помощь помогают сформировать нравственное и эстетическое чутьё. Главное, воспитать в себе светлую душу, желание помогать людям и понять, кем быть в этой жизни.

Проблема воспоминания о родных местах.
У Сергея Есенина есть замечательные строки:
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
И. С. Тургенев последние годы жизни провёл за границей. Он умер во французском городе Бужевале в 1883 году. Перед смертью тяжело больной писатель обращался к другу Якову Полонскому: « Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, - родине, которую я уже, вероятно, никогда не увижу.
Прочитанный текст помог мне глубже осознать, что дороже родных мест, родины, а в это понятие очень много вложено, ничего быть не может.

Проблема совести.
Я считаю, что самое главное украшение человека – это чистая совесть.
«Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно», - писал Д. С. Лихачёв.
У Василия Макаровича Шукшина есть киноповесть «Калина красная». Главный герой Егор Прокудин, бывший уголовник, в душе не может себя простить, что очень много горя принёс своей маме. При встрече с пожилой женщиной он не может признаться в том, что он её сын.
Прочитанный текст заставил меня глубоко задуматься над тем, что в каких бы мы ситуациях не оказывались, нельзя терять своего человеческого лица и своего достоинства.

Проблема свободы личности и ответственности перед обществом.
Каждый должен осознавать свою ответственность перед обществом. Это подтверждают строки, написанные Ю. Трифоновым: « На каждом человеке лежит отблеск истории. Одних он опаляет ярким жарким и грозным светом, на других едва заметен, чуть теплится, но он существует на всех».
Академик Д. С. Лихачёв сказал: «Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности»
Чингиз Айтматов сказал о свободе: «Свобода личности и общества – это наипервейшая неизменная цель и наиглавнейший смысл бытия, и ничего важнее в историческом плане быть не может, это наиглавнейшее прогресса, а стало быть благоденствия государства»

Проблема патриотизма.
«Любовь к Родине дает смысл жизни, превращая жизнь из прозябания в осмысленное существование», - писал Д. С. Лихачёв.
Подвиги старшего поколения в годы Великой Отечественной войны подтверждают, что Родина в жизни человека – самое святое. Нельзя остаться равнодушным, читая повесть Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие..» о юных девушках-зенитчицах, которые погибли, защищая родную землю от врага.
Настоящий солдат, самоотверженно любящий свою родину, - это Николай Плужников, герой повести Бориса Васильева « В списках не значился». До последней минуты жизни он защищал Брестскую крепость от фашистов.
«Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца», - писал К. Г. Паустовский.

Проблема выбора профессии.
В. Г. Белинский является автором строк: «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него сделается собой».
Только тогда человек будет увлечён своим делом, если он не ошибётся в выборе профессии. Д. С. Лихачёв писал: «Надо быть увлечённым своей профессией, своим делом, теми людьми, которым непосредственно оказываешь помощь(особенно это необходимо педагогу и врачу), и теми, которым приносишь помощь «издали», не видя их».

Роль милосердия в жизни человека.
Русский поэт Г. Р. Державин сказал:
Кто не вредит и не обидит,
И злом не воздаёт на зло:
Сыны сынов своих увидят
И в жизни всякое добро.
А Ф. М. Достоевскому принадлежат такие строки: «Не приемля мир, в котором пролита хоть одна слезинка ребёнка»

Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.
Добротой и человечностью веет со страниц повести-сказки Антуана Сент- Экзюпери «Маленький Принц». Он выразил свою главную мысль фразой, ставшей почти лозунгом: « Мы в ответе за тех, кого приручили»
Об общечеловеческой беде нас предупреждает роман Чингиза Айтматова «Плаха». Главные герои романа волки – Акбара и Ташчайнар, погибают по вине человека. В их лице погибла вся природа. Поэтому людей ожидает неминуемая плаха.
Прочитанный текст заставил меня задуматься над тем, что мы должны учиться у животных преданности, пониманию, любви.

Проблема сложности взаимоотношений людей.
Великий русский писатель Л. Н. Толстой писал: «Жизнь есть только тогда, если живёшь для других». В «Войне и мире» он раскрывает эту мысль, показав на примере Андрея Болконского и Пьера Безухова, что есть настоящая жизнь.
А С. И.Ожегов сказал: «Жизнь – деятельность человека и общества, в тех или иных его проявлениях».

Проблема взаимоотношений «отцов и детей».
Б. П. Пастернак сказал: «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предаёт себя…»
Писатель Анатолий Алексин описывает конфликт между поколениями в своей повести «Раздел имущества». «Судиться со своей матерью – самое лишнее на земле дело», - это произносит судья мужчине-сыну, который судится за имущество со своей матерью.
Каждому из нас нужно учиться делать добро. Не причинять неприятностей, боли близким людям.

Проблема дружбы.
В. П. Некрасов писал: «Самое главное в дружбе – умение понять и прощать».
А. С. Пушкин характеризовал настоящую дружбу так: «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен».

Проблема ревности.
Ревность – это чувство, неконтролируемое разумом, заставляющее совершать бездумные поступки.
В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» Степан жестоко избивает свою жену Аксинью, впервые по-настоящему полюбившую Григория Мелехова.
В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» ревность мужа приводит Анну к самоубийству.
Я думаю, каждый должен стремиться к умению понять близкого человека и найти в себе мужество простить его.

Что есть настоящая любовь?
Замечательные строки у Марины Цветаевой:
Как правая и левая рука –
Твоя душа моей душе близка.
У К. Д. Рылеева есть историческая дума о Наталье Борисовне Долгорукой, дочери фельдмаршала Шереметьева. Она не оставила своего жениха, потерявшего волю, титулы, состояние и поехала за ним в ссылку. После гибели мужа двадцативосьмилетняя красавица постриглась в монахини. Она говорила: «В любви есть тайное, святое, ей нет конца».

Проблема восприятия искусства.
Правдивы слова Л. Н. Толстого б искусстве: «Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг».
А В. В. Набоков сказал так: «То, что у нас зовётся искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь её улавливать, вот и всё».

Проблема интеллигентности.
Д. С. Лихачёв писал: «… интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго не только физическое, но и умственное».
Подлинно интеллигентным человеком я считаю великого писателя А. И. Солженицына. Он прожил трудную жизнь, но до конца дней своих оставался физически и нравственно здоровым.

Проблема благородства.
Булат Окуджава написал:
Совесть, Благородство и Достоинство –Вот оно – святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,Но зато умрешь, как человек.
Величие нравственности и благородства – это составные подвига. В произведении Бориса Львовича Васильева «В списках не значился» Николай Плужников остаётся человеком в любых ситуациях: в отношениях с любимой женщиной, под непрерывной бомбёжкой немцев. Это истинный героизм.

Проблема красоты.
Николай Заболоцкий размышляет о красоте в своём стихотворении «Некрасивая девочка»: «Сосуд она, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде?».
Истинная красота – это красота духовная. В этом нас убеждает Л. Н. Толстой, рисуя в романе «Война и мир» образы Наташи Ростовой Марьи Болконской.

Проблема счастья.
Замечательные строки о счастье у поэта Эдуарда Асадова:
Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в будни быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек.
Академик Д. С. Лихачев писал: «Счастье достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе».

Проблема взросления.
Когда человек начинает осознавать свою причастность к решению важных жизненных проблем, он начинает взрослеть.
Правдивы слова, принадлежащие К. Д. Ушинскому: «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья».
А поэт Эдуард Асадов сказал так:
Уж коль расти, то с юности настии,
Ведь не годами, а делами зреешь.
И всё, что не успел до тридцати,
Потом,всего скорее не успеешь.

Проблема воспитания.
А. С. Макаренко писал: «Вся наша система воспитания – это реализация лозунга о внимании к человеку. О внимании не только к его интересам, его нуждам, но и к его долгу».
У С. Я. Маршака есть строки: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет».
Воспитатель, сделавший своё «сердце умным» по отношению к воспитаннику, добьётся желаемого результата.

В чём заключается смысл жизни человека
Известный русский поэт А. Вознесенский сказал:
Чем больше мы от сердца отрываем,
Тем больше нам на сердце остаётся.
Героиня рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор» живёт по законам добра, всепрощения, любви. Матрёна отдаёт тепло своей души людям. Она «есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Проблема обучения.
Счастлив тот человек, в жизни которого есть учитель
Для Алтынай, героини повести Чингиза Айтматова «Первый учитель», Дюйшен был тем учителем, перед которым «…в самые тяжёлые минуты жизни» она держала ответ и «… не смела отступать» перед трудностями.
Человеком, для которого профессия учителя – призвание, является Лидия Михайловна В. Распутина «Уроки французского». Именно она стала для своего ученика главным человеком, о котором он помнил всю жизнь.

Проблема значимости труда в жизни человека.
В отношении человека к труду измеряется нравственная ценность каждого из нас.
К. Д. Ушинский сказал: «Самовоспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».
А русская пословица гласит: «Без труда – не вынешь и рыбку из пруда».
По словам В. А. Сухомлинского: «Труд необходим человеку так же, как пища, он должен быть регулярным, систематическим».

Проблема сомоограничения.
Потребности человека должны быть ограничены. Человек должен уметь управлять собой.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха потеряла всё, что ей помогла приобрести Золотая рыбка, потому что её желания превысили необходимый предел.
Справедлива русская народная пословица: «Лучше синица в руках, чем журавль в небеса».

Проблема равнодушия.
К сожалению, многие люди живут по пословице: «Моя хата с краю – ничего не знаю».
Правоту автора подтверждает знаменитое высказывание Бруно Ясенского: «Бойся равнодушных – они не убивают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».

Итоговое сочинение – это не только испытание, но и возможность улучшить свои шансы занять желанное место в вузе. Все зависит от того, как вы сами воспринимаете это событие. Если вы ожесточитесь против него, то оно закономерно принесет одни лишь неприятности, а если примите как должное, то сможете извлечь выгоду для себя, собрав дополнительные баллы. А для этого прочитайте наши литературные примеры и добавляйте в комментарии свои идеи насчет того, какого произведения недостает в нашем списке.

Автор «Тихого Дона», М. А. Шолохов полагает, что изначально всем людям свойственна доброта, но судьба многих из них складывается настолько плохо, что им приходится ожесточиться. Например, Григорий был добрым малым: любил семью, добросовестно трудился, чтил казацкие традиции и никому не делал зла. Но родители захотели женить его против воли. Избранницей стала дочь друга семьи, Наталья Коршунова. Своенравный герой уступил натиску отца, но затаил злобу против семьи. Он любил замужнюю казачку Аксинью, поэтому ради нее поступился семейным очагом: ушел от супруги. По отношению к жене он поступил жестоко, но разве не говорил он ей честно, что не любит ее? Однако именно она любой ценой хотела заполучить мужчину. Значит, причина появления жестокости всегда коренится в несправедливости, которую никто по глупости не заметил.

В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» герой ожесточенно дерется на обоих фронтах, чтобы отвоевать у очередных врагов светлое будущее. Однако после долгих лет скитаний по чужим дорогам и целям Григорий понял, что оступился тогда, когда взял в руки оружие. Его удел – пахать землю, сеять хлеб, разводить скотину и домашнюю птицу. Он – крестьянин, а не солдат. Но объясняющие господа запутали его своей агитацией, и вот он идет сеять зло ради того, чтобы когда-то взошло добро. В финале он осознает, что это неправильно, что нужно было возделывать свои земли, а не поливать их кровью, вот тогда был бы мир. Добра никогда нельзя добиться жестокостью, но этого никто из героев вовремя не осознал. В итоге семьи распались, а казачество утратило свои вековые традиции, и счастливое завтра так и не наступило.

Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба»

В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отец воспитывает в сыновьях боевой дух, но упражнений ему было недостаточно. Он захотел организовать реальный бой, где молодые люди проявят свою смелость. Для этого он сместил кошевого и направил казаков на польские земли, где бойцы получили серьезный отпор. После этого они окружили город Дубно, где горожане погибали от голода. Из-за боевого помешательства Бульбы погибли сотни людей. Поэтому читатель не сильно жалеет старого казака, когда его сын уходит из войска и позорит свой род. Андрий выбирает не воинственный дух казачества, а спокойную, мирную, оседлую жизнь в любви и спокойствии. Тарас сам виноват в этом предательстве, ведь жестокостью добра никогда не добиться.

На войне сложно проявить доброту, ведь это очень жестокое время, когда никого не щадят. Но есть исключения, одно из которых описал Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Андрий воевал против поляков в составе казацкого войска. Они решили взять город неприятеля измором, окружив его блокадным кольцом. В ночь юноша не спал и увидел, как к нему пробралась служанка его возлюбленной, с которой он повстречался еще в Киеве. Она горько жаловалась на голод в Дубно и молила казака о снисхождении. Юная панночка хотела накормить умирающую мать. Тогда Андрий взвалил на плечи мешок с хлебом и пошел во вражеский город. Молодой человек не мог отказать в ответ на этот зов. Женщины и дети не воюют, однако умирают от войны. Герой осознал несправедливость этого явления и помог нуждающимся, несмотря на риск.

И. С. Тургенев, «Отцы и дети»

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» автор обращает внимание на жестокость детей по отношению к родителям. Они и сами не осознают, какую боль причиняют семье своим равнодушием. Печальные последствия этой ошибки мы видим в книге. Базаров не виделся со своими стариками три года, а приехал к ним всего на три дня. Отец едва осмеливается упрекнуть сына, а мать и вовсе только тайком проливает слезы. Они так боятся огорчить Евгения, ходят по струнке, которую он протянул над пропастью, что отделяет одно поколение от другого. Но герой как будто ничего не замечает. На первом плане для него свои интересы, а не чувства родителей. Он даже не поговорил с отцом, когда приехал после трехлетней разлуки, хотя и не спал всю ночь. К сожалению, мужчина так и не осознал своей неправоты, однако родители сохранили свою любовь для него даже после его смерти. Одинокую могилку навещали лишь мать и отец героя. Таким образом, жестокость в семье неминуемо приводит к трагедии.

Жестокость и доброту И. С. Тургенев изобразил в романе «Отцы и дети» на примере двух братьев, Николая и Павла. Николай Кирсанов стал преданным и тихим семьянином, у него прекрасные дети и возлюбленная Фенечка. Его не остановили даже сословные преграды, ведь девушка не была дворянкой. А вот его родной брат, Павел, жестоко тиранил семью. Он не одобрял брак Николая и Фенечки, всячески игнорируя молодую женщину. Также холодно и грубо он принял гостя, который просто не понравился ему внешне. Потом старик и вовсе вызывает Базарова на поединок, не думая о последствиях своего решения. В то же время Николай пытается сгладить неловкость от конфликта Евгения и Павла Петровича. Он внимательно слушает и анализируют то, что говорит товарищ сына. У него нет ненависти против тех, кто от него отличается, герой относится ко всем по-доброму. Именно поэтому автор вознаградил его счастьем, а гордого и злого Павла он высылает в добровольное изгнание. Таким образом, добро, в конечном счете, всегда побеждает зло.

И. А. Гончаров, «Обломов»

В романе И. А. Гончарова «Обломов» главный герой не отличается трудолюбием и целеустремленностью, зато он добр и доверчив. Его доброжелательность становится маяком, который указывает путь многим людям. Например, его друг детства Штольц всегда находит в обществе Ильи отдых и расслабление. Именно этого человека он посещает десятки лет подряд, и его симпатия не ослабевает от времени. Также доброта Обломова привлекает и покоряет красавицу Ольгу. Внешне Обломов некрасив, состояние у него неважное, да и в разговоре он не блещет остроумием. Но прекрасная и чистая душа мужчины нравится героине гораздо больше всего того, что могут предложить светские щеголи. Илья Ильич – это большой ребенок, который никому не желает зла. Он всегда покоряется друзьям, не ищет выгоды от общения с ними, принимает все удары судьбы спокойно и безропотно. Именно поэтому его так нежно опекала Агафья Пшеницына, так беззаветно любил слуга Захар. Все, кто знали его, ценили горячее и большое сердце героя. Таким образом, доброта всегда будет цениться людьми по заслугам и никогда не устареет.

И. А. Гончаров в книге «Обломов» описывает по-настоящему доброго человека. Это Андрей Штольц, который всегда поддерживает своего беспомощного друга. Андрею досталась нелегкая судьба. Строгий отец отправил его в столицу без протекции и больших денег, сказав, что юноша должен сам добиться высот. В большом городе герой не потерял головы и начал упорно трудиться. Постепенно он нажил капитал на торговых сделках. Казалось бы, борьба за место под солнцем должна была его ожесточить, но он сохранил приветливость, обходительность и доброту. Не раз он бескорыстно выручал ленивого и инфантильного Обломова, не раз он прогонял от него мошенников. В финале герой даже взял на себя обязанность воспитывать сына погибшего Ильи Ильича. Я считаю, что доброта – это бескорыстная деятельность во благо другого человека, и Штольц – хороший тому пример.

А. И. Солженицын, «Матренин двор»

В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» героиня является истинно добрым человеком. Эта женщина никогда не просит платы за свою помощь, всюду старается быть полезной. Она никого не осуждает и живет скромно, довольствуясь малым: полуразвалившийся домик, колченогая кошка, чахлые фикусы и тощая коза. Хоть судьба и была к ней жестоко, старушка не держит зла на людей. Она даже отдает свою горницу приемной дочке, соглашаясь отдать последнее достояние, лишь бы помочь Кире. Перетаскивая тяжелый груз через железную дорогу, героиня попадает под поезд. Автор горестно замечает, что не стоит село без праведника, и людям придется очень нелегко без услужливой Матрены. Доброта даже в одном человеке способна изменить к лучшему целый мир, и героиня тоже делала односельчан чуть лучше, чем они есть.

В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» есть герой, жестокость которого просто поражает читателя. Фаддей когда-то очень любил Матрену, но его призвали в армию, и на войне он потерялся без вести. За это время семья юноши потеряла всякую надежду на его возвращение и попросила Матрену выйти замуж за младшего сына. Девушка хоть и любила Фаддея, не могла перечить, ведь времена были сложные, и людям нужна была работница в доме. Но потом солдат вернулся и был ошарашен предательством. Никто не мог его урезонить, он во всем винил женщину и брата. Прошло время, но обида не забылась. Матрене и так не везло: все дети умерли, муж тоже. Тогда Фаддей решил дать ей на воспитание племянницу и не помогал решительно ни в чем. Женщина кое-как вытянула ее содержание, Кира повзрослела, но тогда отец придумал новый способ разорить родственницу. Он настоял на передаче горницы Матрены дочери. Он наслаждался зрелищем, как старуха еле несет тяжелые доски. И в итоге даже на ее похоронах Фаддей не простил того замужества. Мужчина цинично делил скудное имущество погибшей. Но его жестокость не может быть оправдана, ведь героиня помогала его семье в трудное время, и это единственная причина ее измены.

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Жестокость в воспитании детей никогда не сделает их лучше. Последствия насилия и агрессии в семье зачастую приводят к трагедии. Например, А. С. Пушкин описал часть биографии матери Ольги и Татьяны в романе «Евгений Онегин», где мы видим жестокое обращение родителей к девушке. Она вела светский образ жизни, любила балы и приёмы. На них она познакомилась с офицером, которого сильно полюбила. Но семья выбрала мужа за нее, руководствуясь своими соображениями о выгоде. Дмитрий Ларин был замкнутым уездным помещиком, вел скромное хозяйство и едва знал свою избранницу. Молодость и красота девушки покорили его. Однако несчастная героиня билась за свое счастье, ее истерикам и слезам не было конца. Родители же были неумолимы, и свадьба состоялась. Столичную кокетку увезли в глушь, где она едва не убежала от ненавистного мужа. К чему же привело это насилие? Женщина стала агрессивной и нервной, за свою неудачу она мстила крестьянам, которых била и мучила. Даже кроткому супругу от нее доставалось, все управление домом сосредоточилось в ее руках. К сожалению, ее дети видели мало материнской ласки. В итоге жестокость в семье разрушила будущее ребенка и даже отразилась на жизни следующего поколения.

Доброта близких людей способна утешить нас даже в самые ужасные моменты, когда, казалось бы, жизнь разрушается на наших глазах. Например, А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» описывает ситуацию, когда няня поддержала Татьяну, которая страдала от несчастной любви. Эта кроткая женщина никогда не видела от господ благодарности за свои труды, но самозабвенно посвящала себя служению барской семье. Она нянчила Татьяну с детства, а потом развивала ее ум преданиями и сказками из народного фольклора. В дни сомнений и тягот первой любви именно к няне пошла молодая девушка за советом и помощью. Даже мать не была ей так близка. Старушка, как и мать Татьяны, столкнулась с жестокостью еще в молодости, когда ее выдали замуж не по любви. Но она не ожесточилась, как барыня, ее сердце осталось добрым, даже несмотря на тяжелую судьбу. Именно простая крестьянка смогла научить хозяйскую дочку смирению, стойкости и благородству. Именно у нее девушка почерпнула мудрость, поэтому осталась верной нелюбимому мужу, а не пошла за ветреным Евгением, когда он ее позвал. Очевидно, что только доброта может помочь людям преодолеть трудности и достойно выходить из сложных ситуаций. Она учит и вдохновляет нас на нравственные подвиги.

Л. Н. Толстой, «Война и мир»

Доброта действительно может изменить мир. Подтверждение этому мы находим в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Именно доброта военачальника помогает нашей армии победить величайшее войско, покорившее всю Европу. Изначально в успех наших солдат почти никто не верил, мощь Наполеона казалась несокрушимой. Он победоносно прошел через страны всех своих противников. Однако был один человек, который верил в русский народ. Это Кутузов. Он с самого начала избрал оборонительную тактику, отступал и медлил, выжидал и не давал боя. Зачем? Он жалел своих людей и ценил их выше всех наград и даже выше собственной жизни. Император злился на него за позорное бегство от врага, а придворные сановники открыто нападали на главнокомандующего. Однако именно такая борьба принесла нашей армии преимущество: оккупанты устали от ходьбы по бескрайним просторам, где крестьяне к тому же сожгли все дома и угодья, так что вражеским бойцам негде было даже поспать. В итоге вынужденное Бородинское сражение обернулось для французов не блистательной победой, а фактическим поражением. Боевой дух упал, силы иссякли. Кутузов взял французов измором, и они сами убегали из России, а наши люди не понесли тех потерь, которые могла бы нанести армия Наполеона. Таким образом, доброта главнокомандующего по отношению к народу спасла нашу страну и многих ее граждан.

Доброта особенно важна в сфере семейных отношений. Например, Ростовы из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» смогли сберечь свою семью благодаря именно этому качеству. Они были обедневшими дворянами, могущество рода угасало день за днем. Вся надежда сосредоточилась в детях, которые могли помочь поправить положение. Но поведение молодежи только усиливало нужду: Николай проиграл крупную сумму в карты, кутил и намеревался взять в жены бедную родственницу, Наташа изменила богатому жениху и опозорила семью, Петя ушел на войну, Вера вышла замуж и никак не помогала родственникам. Но на все эти происшествия родители реагировали спокойно, они всегда готовы были помочь и выручить детей из беды, даже если молодые люди были сами виноваты в своих злоключениях. В ответ на искреннее добросердечие дети (в большинстве своем) отвечали взаимностью и переставали думать только о себе. Наташа вышла замуж за Пьера, Николай женился на Марье, и они оба обеспечили благосостояние своей семьи. Теперь дела у Ростовых пошли на лад, и новые представители этого рода ни в чем не нуждались. Значит, добрые взаимоотношения родителей и детей способны решить любую проблему.

Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»

Почему добрые люди становятся злыми и жестокими? Этому перевоплощению можно найти объяснение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников – добрый человек с чуткой и ранимой душой. Эту особенность характера наглядно демонстрирует его сон, где он горько плачет, жалея бедную лошадь, забитую до смерти мужиками. Также читатель видит неравнодушное отношение героя к горю посторонних людей. Мармеладовым он оставляет свои последние деньги, сочувствуя их потере. Как же так получилось, что именно этот человек жестоко убивает двух женщин, даже не имея личного мотива? Всему виной удушливая атмосфера города, где так отчаянно бросается в глаза вопиющее социальное неравенство. Пока немногочисленные богачи разъезжают по столице в нарядных экипажах, тысячи бедняков вынуждены отдавать ростовщикам последние пожитки, чтобы не умереть от голода. Сам Родион ютится в крошечной комнате, бросает учебу, которую не в состоянии оплатить, а его сестра хочет выйти замуж по расчету, лишь бы обеспечить семью. Герой не может смириться с бесправием, ему хочется изменить мир, поэтому он переступает через себя и становится тем, кто способен на жестокость.

Даже добрый человек может ожесточиться, если столкнется с непреодолимыми трудностями, которые сломят его волю. Такой пример описал Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Мармеладов имел доброе сердце, ведь женился на бедной вдове с маленькими детьми из жалости. Он знал, что женщине и ее семье грозит нищета, и спас ее от позора, дав возможность вести скромный, но порядочный образ жизни. Однако со временем что-то в мужчине надломилось, груз оказался неподъемным. Взяв на себя огромную ответственность, он не справился с ней. Свой стресс он начал заливать алкоголем, потерял работу, и вся семья оказалась без средств к существованию. Зависимость от спиртных напитков полностью захватила Семена Захаровича, он потерял достоинство, опустился. Его родная дочь зарабатывала деньги на панели, а он пропивал их, обделяя жену и детей. Это настоящая жестокость, ведь пропитые отцом гроши доставались Соне ценой позора и унижения. Как же он дошел до такого кощунственного поведения? Причина в том, что он стал рабом вредной привычки и потерял себя. Физический упадок и нравственное падение превратили Мармеладова в жестокосердного эгоиста, способного лишь удовлетворять свои прихоти за счет других людей.

И. С. Тургенев, «Муму»

Жестокость по отношению к животным может повлечь за собой обесценивание важных моральных ценностей, которые обеспечивают жизнь человека в обществе. Так, в произведении И. С. Тургенева «Муму» герой утопил собаку по приказу барыни. Деспотичная женщина невзлюбила питомца слуги, поэтому пыталась любыми способами заставить его избавиться от животного. Автор проводит тонкую параллель между судьбами Герасима и его любимца. Дворник, как и собака, не является хозяином самому себе. Он принадлежит помещице, которая может делать с ним все, что захочет. Мужчина сидит на привязи и выполняет команды, а властная дворянка дрессирует его. Очевидно, что для барыни не было никакой разницы между человеком и животным, она всех считала своей собственностью, у которой нет чувств и мнений, воли и прав. Поэтому она сводила крестьян, как обитателей скотного двора, не считаясь с их желаниями. Пытаясь излечить Капитона от алкоголизма, она выдает за него Татьяну против воли, разбивая сердце Герасима, влюбленного в девушку. Таким образом, жестокое обращение с животными провоцирует появление подобного отношения к людям.

Жестокость к любому живому существу не может оставаться без последствий. Причем, тот, кто позволил себе ее применить, становится главной жертвой этой агрессии. Пример описал И. С. Тургенев в рассказе «Муму». Барыня заставила своего слугу избавиться от собаки, которая ей не нравилась. Осознав свое бесправие, Герасим понял, что не может нести ответственность за тех, кто ему дорог. Но бросить Муму он не мог, это было бы предательством по отношению к ней. Тогда он решил избавить собаку от мук одиночества. Утопив ее, дворник сам сорвался с цепи и ушел в деревню, где жил один до самой смерти. Расправившись с животным, человек выпал из системы общественных отношений и не смог найти в своей душе места для любви. Таковы тяжелые последствия жестокости по отношению к братьям нашим меньшим.

М. Горький, «Старуха Изергиль»

Кого можно назвать добрым человеком? Того, кто жертвует своими интересами ради того, чтобы помочь другим людям. Одним из самых известных примеров, подходящих под описание, является Данко, герой рассказа «Старуха Изергиль». Юноша вывел свой народ из смертоносной чащи, расплатившись за его спасение жизнью. В тяжелом пути он один не терял веру в успех, а соплеменники лишь упрекали его за самонадеянность и глупость. Однако смельчак не боялся критики и не держал зла на маловерных людей. Он нашел в себе силы понять их и простить за пренебрежение и трусость. Когда путники и вовсе отказались следовать за Данко, он вырвал сердце из груди и осветил им дорогу к новой жизни. За свой подвиг юноша не попросил ничего взамен. Он испустил последний вздох, радуясь за спасенных соплеменников. Таким мы и представляем себе доброго человека — отзывчивым, великодушным и благородным деятелем, который помогает делом, а не словом.

Жестокость — прямое следствие равнодушия к людям. Мы убеждаемся в этом, глядя на Ларру, героя рассказа «Старуха Изергиль». Молодой человек был слишком горд своим происхождением, поэтому презирал соплеменников. К их законам, чувствам и традициям он относился безразлично, а потому не видел ничего плохого в убийстве девушки, которая не ответила ему взаимностью. Когда старейшины оценили степень жестокости сына орла и земной женщины, они изгнали его из племени. Эгоист сначала и к этому событию остался равнодушен, но спустя много лет он осознал, какой ужасной каре подвергся.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Что такое доброта? Это проявление заботы по отношению к человеку. Это помощь нуждающимся, бережное отношение к природе, любовь к нашим «меньшим братьям». Есть много примеров доброты в нашем мире, ведь это качество всегда ценилось русскими людьми. Его даже можно назвать основой нашего характера. В литературе мы найдем немало примеров добрых, отзывчивых героев.

Вспомним, например, Соню Мармеладову, героиню произведения Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Мать девушки умерла, она воспитывалась отцом, который многое сделал для нее. Но наступила тяжелая пора, когда он лишился работы и запил. На ее плечи легла забота не только о нем, но и о мачехе, о сводных братьях и сестрах. Девушка от безысходности пошла «по желтому билету». Она была вынуждена торговать собой, чтобы спасти свою семью не просто от голода и нищеты, но и от смерти.

Разве можем мы ее осуждать? И Раскольникову, главному герою романа, помогла именно Соня. К ней он пошел за помощью после совершения страшного преступления – убийства старухи-процентщицы и ее сестры. Соня осудила его поступок, ведь для нее убийство человека – это великий грех. Но именно она оказала ему духовную поддержку. Она заставила его признаться в убийстве и поехала за ним на каторгу. Соня терпеливо ждала, когда он поймет чудовищность своего преступления, и оказалась рядом в момент его прозрения. В финале мы видим, как они вместе читают Библию, и понимаем, что, хотя до настоящего воскресения Раскольникову еще далеко, Соня будет рядом с ним.

Именно в ней заключается нравственный идеал автора, потому что это настоящий пример доброты и великодушия.

Из произведений 20 века мне вспоминается «Матренин двор» А.И.Солженицына. Матрена, главная героиня произведения, – необыкновенно добрый человек. Она не отказывает в помощи никому. Если надо помочь по хозяйству – идут к Матрене. Выкопать картошку – снова к ней. И никогда она не просила вознаграждения, помогала просто так, по зову души. Весь ее дом – это олицетворение характера. В нем удивительно тепло и уютно всем: и фикусам, которые «привольной толпой» скрашивали одиночество хозяйки, и немолодой кошке, из жалости подобранной Матреной, и мышам, нагло шуршавшим под обоями, и даже тараканам, которые «уважали» порядки Матрены и не пересекали границу между комнатой и кухней. Да и сам рассказчик признается, что уже с утра его радовал певучий голос Матрены, которая звала его к завтраку. Конечно, в финале нам жаль Матрену: она погибла, возможно, тоже из-за своей доброты: на железнодорожном переезде она бросилась помогать мужикам, перевозившим ее горницу приемной дочери Кире. Однако именно на таких, как она, держится мир. Не случайно автор называет ее «праведником».

Таким образом, доброта – это основа характера русского человека. Это то, благодаря чему наше общество выстояло в самые трудные времена. И хочется, чтобы в наше сложное время люди не забывали о доброте.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-09-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Представлен список аргументов из литературы по направлению «Доброта и жестокость» для итогового сочинения в 11 классе в 2018-2019 учебном году.

Аргументы по направлению «Доброта и жестокость»:

  1. У. Шекспир «Король Лир»

      Порой некоторые проявляют жестокость даже к самым родным людям, не задумываясь о том, с чем они могут столкнуться в ответ. Нужно ли ставить обиду выше милосердия или правильнее будет закрыть глаза на прошлое и проявить доброту? В своей трагедии «Король Лир» Шекспир пишет о том, как главный герой – король Лир – отрекается от собственной дочери Корделии, потому что та отказалась льстить отцу. Две другие дочери не упустили такой шанс, ведь таким образом король решал вопрос о разделении королевства. Однако впоследствии король Лир осознает, насколько лицемерны были его дочери, твердившие ему о высокой любви. Лишь Корделия оказалась добра к отцу и приютила его, когда тот был выгнан ее сестрами из королевства. Уильям Шекспир в своей пьесе показывает, что быть злопамятным и бессердечным в ответ на жестокость – не выход, напротив, нужно отпустить прошлые обиды и проявить доброту. Только так можно разорвать порочный круг взаимных обид.

  2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

      Проблема доброты и жесткости является одной из основных в творчестве А.С. Пушкина. В повести «Капитанская дочка» эта проблема решается на примере двух героев: Петра Гринёва и Пугачёва. В момент их встречи в главе «Вожатый» Гринёв проявляет доброту по отношению к Пугачёву, когда жалует ему заячий тулупчик со своего плеча. Этот благородный жест спасёт ему впоследствии жизнь. Гринёв может быть жестоким, вспомним его ссору с Савельичем, когда нужно было отдать долг Зурину. Но даже в таких ситуациях доброта понуждает его просить прощения и восстанавливать хорошие отношения с человеком, которого он обидел. Такое поведение героя тоже не остаётся невознаграждённым, так как именно Савельич бросается в ноги палачей, чтобы спасти своего доброго барина. Пушкин убеждает нас: доброта вызывает ответную доброту даже в мире войны и жестокости.

      Пугачёв представлен в повести как предводитель бунтовщиков. В главе «Приступ» жестокость мятежников не знает предела: казнь капитана Миронова и его сподвижников, расправа над Василисой Егоровной. Пушкин нисколько не смягчает и скрашивает сцен насилия, давая нам понять, насколько страшен «русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Но представляя нам образ башкирца с оторванным языком и отрезанными носом и ушами, Пушкин хотел показать, что эта жестокость – порождение жестокости власть имущих к простому народу. На примере Пугачёва и Гринёва писатель хотел показать образец таких отношений, когда жестокость исключена: для этого в любом человеке нужно видеть личность, достойную уважения и заслуживающую доброго отношения.

  3. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

      Жестоким человека способна сделать несправедливость. Герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий был добрым и честным малым, но властный отец его насильно женил, выбрав ему в супруги Наталью Коршунову. Сердце же молодого человека принадлежало замужней казачке Аксинье. С любящей Катериной Григорий поступил жестоко, отказавшись от семьи ради личного счастья. Но в данной ситуации девушка должна винить только себя, ведь, выходя замуж, она знала, что чувства не взаимны. Таким образом, жестокость Григория спровоцировали несправедливые обстоятельства.

      Черствость и жестокость в душе Григория взрастила война. Уйдя на фронт, молодой казак самоотверженно бьется с врагом, на его руках человеческая кровь и страдания. Но высокие заслуги перед государством за победы в битвах не приносят ему радости. Он видит несправедливость и безразличность политических сил к простому народу Дона. К Григорию приходит понимание своей ошибки: ему не стоило брать в руки оружие, убивать, он не солдат, а простой крестьянин, удел которого – сеять и взращивать хлеб. Жестокостью нельзя добиться добра, но герой осознал это слишком поздно, когда безвозвратно потерял родных и близких.

  4. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

      В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» отец воспитывает в сыновьях боевой дух, но упражнений ему было недостаточно. Он захотел организовать реальный бой, где молодые люди проявят свою смелость. Для этого он сместил кошевого и направил казаков на польские земли, где бойцы получили серьезный отпор. После этого они окружили город Дубно, где горожане погибали от голода. Из-за боевого помешательства Бульбы погибли сотни людей. Поэтому читатель не сильно жалеет старого казака, когда его сын уходит из войска и позорит свой род. Андрий выбирает не воинственный дух казачества, а спокойную, мирную, оседлую жизнь в любви и спокойствии. Тарас сам виноват в этом предательстве, ведь жестокостью добра никогда не добиться.

      На войне сложно проявить доброту, ведь это очень жестокое время, когда никого не щадят. Но есть исключения, одно из которых описал Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Андрий воевал против поляков в составе казацкого войска. Они решили взять город неприятеля измором, окружив его блокадным кольцом. В ночь юноша не спал и увидел, как к нему пробралась служанка его возлюбленной, с которой он повстречался еще в Киеве. Она горько жаловалась на голод в Дубно и молила казака о снисхождении. Юная панночка хотела накормить умирающую мать. Тогда Андрий взвалил на плечи мешок с хлебом и пошел во вражеский город. Молодой человек не мог отказать в ответ на этот зов. Женщины и дети не воюют, однако умирают от войны. Герой осознал несправедливость этого явления и помог нуждающимся, несмотря на риск.

  5. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

      В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал странного героя, который жесток к людям, потому что ему скучно, и он желает развлечься. Возьмём историю с Грушницким. Ведь этот молодой человек глупо поплатился жизнью всего лишь за то, что оказался втянут в игру, затеянную от скуки Печориным. Немыслимо жестоко поступил этот «герой времени» с Бэллой и её семьёй. Отец был убит, Азамат сгинул, сама Бэлла тоже погибла, но до этого ещё настрадалась сначала от любви Печорина, а потом от её отсутствия. Писатель стремится показать нам, как страшен бывает человек, для которого существует только один закон – собственные прихоти и желания. Ведь Печорин не родился таким, он просто потерял всяческие ориентиры.

      Доброта, заложенная в нём, временами просыпается. Например, слепой мальчик вызывает невольное сожаление, вид убитой горем старухи, матери казака, зарубившего в пьяном угаре Вулича, пробуждает сочувствие. Он даже решил взять преступника живым, рискуя жизнью. И это ему с лёгкостью удалось. Если бы забота о людях всегда бы жила в его сердце и вызывала бы в нём добрые побуждения, его можно было бы назвать настоящим героем.

  6. Н.В. Гоголь «Шинель»

      Основной идеей во многих произведениях Н.В. Гоголя является мысль о неправильном устройстве человеческого общества, в котором царит жестокость. В повести «Шинель» рассказывается история жизни и гибели Акакия Акакиевича Башмачкина. Это образ «маленького человека», всеми презираемого и унижаемого. Он не способен ничего противопоставить своим мучителям, только однажды его жалобный лепет заставил «остановиться и в ужасе отшатнуться» молодого человека, ещё не утратившего способность быть добрым. В таком мире ничего хорошего нет для человека «маленького», ведь даже шинель, приобретённая такими жертвами, была отобрана у него. Получается, что неправильный мир отвергает всех, кто добр и не способен на жестокость, что-то получить в нём может только тот, кто отберёт, ограбит, унизит и оскорбит другого.

  7. А.И. Солженицын «Матренин двор»

    • Пример истинной доброты – героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» Матрена. Женщина никогда не отказывает односельчанам в помощи, искренне радуется урожаям на огородах других, сама довольствуется малым: тем, что вырастила на собственной грядке. Она даже не жалеет своей избы для воспитанницы Киры, отдав ей среди зимы на разборку горницу. Но при перевозке груза через железную дорогу женщина погибает под колесами поезда. Рассказчик отмечает, что теперь селу стало трудно без праведницы Матрены. Ведь простодушная и бескорыстная женщина действительно делала людей, тех, что рядом с ней, лучше.
      Высшая мера жестокости показана автором рассказа «Матренин двор» А.И. Солженицыным в образе Фаддея. Он не простил обиды Матрене и брату за то, что они сошлись в браке. Девушка считала Фаддея пропавшим без вести, поэтому ответила согласием Ефиму. Но тот вернулся и затаил обиду. На зло он женился на другой девушке по имени Матрена, которую избивал и обижал. Предел жестокости показывает автор, когда Фаддей среди зимы разбирает горницу бывшей возлюбленной, чтобы перевезти ее дочери Кире, и наслаждается зрелищем, как старуха из последних сил помогает ему перетаскивать тяжелые доски. Даже на похоронах он думает не о погибшей под поездом Матрене, а о санях, которые после аварии нужно забрать с железной дороги.
  8. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

      Жестокое отношение детей к родителям показано в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Став взрослым, Евгений Базаров редко навещает свою семью. Даже после трехлетнего отсутствия он не желает слушать робкие упреки отца, не обращает внимания на слезы матери. Родители боятся чем-либо огорчить Евгения, стараются во всём угодить. Но для него на первом плане собственные идейные убеждения, не совпадающие со взглядами старшего поколения. К сожалению, молодой человек так и не признал ошибочности своего поведения по отношению к родителям, однако старики сохранили любовь к сыну, и только они одни оплакивали его после смерти.

      В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев описывает доброту и жестокость на примере двух братьев Кирсановых. Старший Павел, бывший военный, одинокий холостяк, не признает брак Николая и Фенечки, игнорируя девушку при встрече. При появлении в доме племянника и его друга, не проявляет гостеприимства, ведет себя холодно и грубо. На почве расхождения взглядов, без раздумья устраивает дуэль с Базаровым. Николая Кирсанова автор показывает добрым и порядочным семьянином. Он живет с простой девушкой Фенечкой, от которой у него годовалый сын. Перед другом Аркадия Базаровым пытается оправдать поведение брата, старается сгладить конфликт. Именно благодаря его доброте и пониманию старший сын отказывается от нигилистических идей и возвращается в семью.

  9. И.А. Гончаров «Обломов»

      В романе И.А. Гончарова «Обломов» главный герой не отличается трудолюбием и целеустремленностью, зато он добр и доверчив. Его доброжелательность становится маяком, который указывает путь многим людям. Например, его друг детства Штольц всегда находит в обществе Ильи отдых и расслабление. Именно этого человека он посещает десятки лет подряд, и его симпатия не ослабевает от времени. Также доброта Обломова привлекает и покоряет красавицу Ольгу. Внешне Обломов некрасив, состояние у него неважное, да и в разговоре он не блещет остроумием. Но прекрасная и чистая душа мужчины нравится героине гораздо больше всего того, что могут предложить светские щеголи. Илья Ильич – это большой ребенок, который никому не желает зла. Он всегда покоряется друзьям, не ищет выгоды от общения с ними, принимает все удары судьбы спокойно и безропотно. Именно поэтому его так нежно опекала Агафья Пшеницына, так беззаветно любил слуга Захар. Все, кто знали его, ценили горячее и большое сердце героя. Таким образом, доброта всегда будет цениться людьми по заслугам и никогда не устареет.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры