Может ли случай изменить жизнь человека. Случай, изменивший жизнь

Главная / Психология

Однажды со мной произошел странный случай, изменивший жизнь. Теперь в ней происходят необъяснимые явления: все мои желания сбываются! Абсолютно все — и хорошие, и плохие.

Случай, изменивший жизнь

Это случилось два года назад, в праздник Крещения. Я находился в сельской местности. Ночью, меня разбудил лай собаки. Я проснулся и посмотрел на время, было около трех часов ночи. В окно попадал свет от фонаря. Я выглянул на улицу и увидел человека, который зашел во двор и двигался в направлении дома.

Этот случай я помню как сейчас.

Человек подошел к двери, подергал за ручку двери, развернулся и пошел прочь, только не к выходу, а к собаке. Я подумал, что это воришка, быстро оделся и вышел. Я обратился к этому человеку, спросил, что он делает ночью в моем дворе. В ответ человек молча подошел ко мне.

Его лица я никогда раньше не видел. Оно было немного испачкано в крови. Этот человек посмотрел на меня, достал из кармана ключ и протянул мне со словами: «Я тебе принес ключ».

Я зло ответил, что мне не нужен никакой ключ, и велел ему уходить.

— Куда же я пойду? — спросил человек.

Я крикнул, повышая голосом, чтобы он уходил туда, откуда пришел. Человек махнул головой и ушел. Я вернулся в постель и попытался уснуть. Прошло где-то минуть десять, как я вдруг вспомнил, что ключ, который этот человек мне приносил, действительно был моим.

Точно такой же ключ с такой же веревочкой я потерял месяц назад. «Откуда этот человек знает, что это именно мой ключ, что я его потерял?» До рассвета я не мог сомкнуть глаз, думая о том, что же это было.

Глобальные перемены

Этот опыт полностью изменил мою жизнь. Что-то толкнуло меня к тому, чем я раньше никогда не занимался — я стал много читать — книги по эзотерике, развитию интуиции. Стал проходить различные курсы.

Как-то само собой я стал заниматься медитацией¹, начал работать с аффирмациями². Особенно часто я произносил фразу: «Все мои желания сбываются».

И тут в моей жизни стали происходить необъяснимые явления. Все мои желания стали сбываться — абсолютно все и в любом случае.

И хорошие, и плохие. Стоило о чем-либо подумать, как это незамедлительно сбывалось.

С тех пор я прошу исполнить лишь самые сокровенные желания и отношусь к этому с большой осторожностью. Я часто думаю про тот случай и том человеке — кто он был и откуда. Возможно, придет время и я это узнаю.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Медитация - род психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (

Они как те люди, которые думают, что будут счастливы, если переедут в другое место, а потом оказывается: куда бы ты ни поехал, ты берёшь с собой себя.

Нил Гейман "История с кладбищем"

Можно изменить место жительства, работу, окружения, хобби и привычки, но через какое-то время ты чувствуешь, что нужно снова что-то менять, всё опять не так как мечталось, всё снова вернулось "на круги своя". Почему так происходит? Нельзя же всю жизнь бегать с места на место, от одного человека к другому. Ведь по сути вы бегаете от самого себя.

Это изменит вашу жизнь

Стоит задуматься, возможно, изменения таятся внутри вас, и именно с этого нужно начать?

Нет, я не буду отрицать, что смена обстановки, окружения, деятельности - это эффективно работает и действительно меняет качество жизни. Иногда мы слышим единственное слово, меняющее жизнь в корне и бесповоротно. Иногда что-то случается и всё меняется так, что жизнь уже никогда не будет прежней.

Но я советую начать с другого.(об этом здес ь) Необходимо найти гармонию внутри себя, изменить вектор приоритетов, настроиться на новое в своей жизни, привнести позитив в своё мышление и жизнь вокруг начинает меняться сама. И происходит это удивительное действо прямо на глазах. Попробуем разобраться, так ли сложно изменить ход жизни , как кажется на первый взгляд.

Может ли случай изменить жизнь?

Может ли случай изменить жизнь? Безусловно, может. Хорошо, если это счастливый случай. Момент везения не стоит отрицать повезло человеку: нашёл свою любовь, пригласили на хорошо работу, выделили жильё за счёт компании.

Но кто сказал, что перед тем как человеку повезло, он не работал в этом направлении, не настраивался, не проявлял себя, не действовал. Спросите у везунчиков действительно ли им "всё падает с неба ". Они расскажут Вам много интересного в контексте "ничего с неба просто так не падает ", если, конечно захотят делиться секретами.()

Бывают случаи, на первый взгляд крайне негативные, и вдруг, на удивление, ситуация поворачивается в вашу пользу.

Например, крайне негативные обстоятельства вынуждают человека покинуть дом и переехать в новое место. Выходить из зоны комфорта очень сложно, иногда больно, мучительно. Но вот человек, преодолевая себя, срывается с насиженного места и переезжает. Он думает — "Новый город, чужие люди, поддержки ждать неоткуда. Как я там устроюсь, что меня ждёт?" Страх, неуверенность.

По пути следования (мало ему несчастий) у него спускает колесо, запаски в багажнике нет. Но вот везение №1, первый попавшийся автомобилист останавливается и предлагает свою помощь. В процессе замены колеса выясняется, что отзывчивый автомобилист это руководитель отдела в крупной компании и, вот везение № 2, он ищет нового сотрудника на вакантную должность, в срочном порядке. Вот и третье совпадение, актуальная вакансия подходит неуверенному человеку без запаски , но у него маловато опыты в этой профессии.

Из ситуации могут развернуться два варианта событий:

  • Человек предлагает свою кандидатуру новому знакомому, старается изо всех сил убедить руководителя в том, что справится с работой, приводит аргументы, говорит убедительно и ведёт себя уверенно;
  • Человек тушуется, в связи с отсутствием опыта и внутренней неуверенностью в себе, даже не пытается ухватиться за предоставленную возможность. В итоге приезжает в новый город без предложений, ближайших радужных перспектив и т.д.

Вселенная стремится сделать нашу жизнь максимально комфортной: подкидывает идеи, возможности, приключения. Наше дело либо воспользоваться предложением, либо нет. Исходя из этого и формируется та или иная линия судьбы. На примере неуверенного человека без запаски , мы видим, как важно быть уверенным в себе, позитивно настроенным, прислушиваться и присматриваться к знакам судьбы, рассматривать все предложения.

Внутреннее состояние человека определяет многое, если не сказать, ВСЁ!

УГОЛ ЗРЕНИЯ МЕНЯЕТ ВСЁ!

Рассолова Людмила Николаевна


Л.Н. Толстой «После бала» Утро, изменившее жизнь

Может ли случай изменить жизнь человека?

Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

Слайд № 2. Цели урока:

1 .Образовательная: показать, как приём контраста помогает раскрыть идею рассказа. Продолжить работу по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции.

2 .Развивающая: развивать познавательный интерес к художественной литературе; развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с групповой и самостоятельной работой; развивать умение анализировать образы – персонажи с учетом авторской позиции. Развивать ассоциативное воображение и логическое мышление, языковое чутье, чувство красоты языка.

3. Воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать и слышать, нравственные качества личности: милосердие, гуманность, чуткое отношение к человеку, неприятие насилия над личностью, доброту.

Тип урока: комбинированный урок. Обобщение и систематизация изученного. Основные понятия: мировоззрение, проблемы бытия, деспотизм, деспотизм власти, нравственное обновление, моральная ответственность человека за все, происходящее вокруг.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, сравнительная таблица, запись музыки И.Штрауса «Венский вальс», опорные конспекты для каждого ученика, тексты рассказа Толстого, тетради. Рефлексивная карта (самооценка).

Проблемные вопросы урока:

1.Что понял Иван Васильевич тем туманным утром?

2.Как изменились его взгляды и чувства?

3.Почему это утро стало решающим в его судьбе?

4. Какие средства и приемы, какие слова использует Л.Н.Толстой, чтобы донести до читателя ответы на эти вопросы?

Ход урока. Актуализация знаний. Презентация.

I. Вступительное слово. Постановка цели урока.

Слайд № 3. Портрет Л.Н.Толстого. Он хотел, чтобы правда понятая им, стала доступна всем людям…

Испокон веков ощущал человек внутреннюю борьбу дурного и злого внутри себя.

Помочь или отказать в помощи? - Посочувствовать или осудить?

Отчего зависит исход этой борьбы? Мы продолжаем искать ответ на этот вопрос на страницах рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Слайд № 4. 40 – е годы XIX - время царствования Николая I. В войсках свирепствовала палочная дисциплина. Солдат за любую провинность секли плетьми или «прогоняли сквозь строй». Солдат обязан был ударить наказываемого шпицрутенами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.

Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Ещё в 1855 году он работал над проектом пореформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами. Писатель ставит широкие гуманистические проблемы: «Почему одни живут беззаботной жизнью? А другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость? Честь? Достоинство?»

В рассказе слышна перекличка двух эпох. Той, которую непосредственно изображает Толстой (40 – е годы XIX века, время правления Николая I), и той, которая присутствует незримо, определяя основные вопросы бытия. Поэтому писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем. Он выступает против насилия и гнета, против бесчеловечного отношения к людям. Изучая произведение, мы постараемся дать правильную оценку героям и событиям, определить, насколько актуален рассказ сегодня.

II. Работа по содержанию вопросов домашнего задания.

Выступление учащихся по вопросам домашнего задания.

Слайд № 5. Вопрос №1. Как вы понимаете слова: «Я был не я, а какое – то неземное существо, не знающее зла и способное творить одно добро»? (текст, стр.32).

Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича, который начинает его с описания любимой, Вареньки. По тому, как он говорит о ней, можно сделать вывод, что даже через пятьдесят лет он вспоминает о ней с нежностью, восхищением, любовью.

«Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых острых локтей, и в белых атласных башмачках».

Перед нами рисуется возвышенное существо, почти ангел, а не реальный земной человек. Особенно в Вареньке восхищает нежность, чуткость, доброта. Все, что происходит на балу, наш герой воспринимает с восторженным умилением. Он влюблен, очарован атмосферой праздника, званого ужина. Иван Васильевич рядом со своей любимой Варенькой: все наполнено ощущением счастья, молодости, красоты. Наш рассказчик пребывает в мире балов, праздников, влюбленности в Вареньку, не задумываясь о том, что происходит вокруг, в стране, в которой он живет. Он добрый и порядочный, с хорошей душой.

Слайд № 6. Вопрос №2. Полковник и Варенька. Отец и дочь.

Как вы понимаете слова: «Я невольно соединил ее и его в одном любовном чувстве»? (текст, стр.35).

В начале рассказа мы видим прекрасный светский вечер. Всем весело, герой очарован Варенькой, ее замечательным, добрым, тихим отцом – полковником. Варенька дарит Ивану Васильевичу перо из веера и перчатку, герой на седьмом небе от радости. Любовь к Вареньке освободила в душе Ивана Васильевича всю скрытую способность любви. Особенно яркое впечатление произвел на героя танец Вареньки с отцом – красивым статным стариком в чине полковника. Этот танец заворожил не только молодого человека, но и всех присутствующих гостей. Красота Вареньки и ее отца подчеркивается этим танцем. Они прекрасны вместе, а после танца Иван Васильевич все более уверен, что Варя и есть его счастье. Он окрылен, он влюблен, он счастлив! Он обнимал весь мир своей любовью. Ему все видится в радужных красках Полный таких волшебных чувств, он возвращается домой и там не находит себе места. Спать он не может. Смотрит на дорогие ему вещи, вспоминает ласкающие глаза девушки, слышит ее милый голос.

«Но больше всего он видит ее в паре с отцом, когда она плавно двигается около него и с гордостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей». (текст, стр.36).

Толстой подчеркивает портретное сходство полковника и его дочери: у них ласковая, радостная улыбка. Конечно, отец его любимой – благородный, добрый. сильный, красивый и порядочный человек.

Выводы по содержанию ответов на заданные вопросы:

Первая часть рассказа посвящена знакомству со «всеми уважаемым» Иваном Васильевичем. Он много рассказывает о себе, о своей жизни, о любви к Вареньке, которая, без сомнения, была самой сильной ее любовью.

Во второй части рассказа действия развиваются на балу у губернского предводителя. Иван Васильевич ошеломлен красотой Вари и влюбляется еще больше и больше. От таких прекрасных чувств он готов любить всех и вся. Все в этом мире ему кажется прекрасным и восхитительным.

Вернувшись домой, Иван Васильевич не находит себе места. Его влюбленная душа требует действий, его чувства пытаются вырваться наружу. Он должен быть рядом с любимой! Пусть даже не видя ее, он желает быть рядом с домом, где она живет. Герой выходит на улицу.

III. Работа по содержанию текста. (Эвристический метод: анализ взаимосвязанных эпизодов, языка и композиции произведения, сопоставление поведения героев).

Слайд №7. Л.Н.Толстой в своем рассказе нарушил традицию. Обычно утро является символом начала чего – либо. В рассказе «После бала» это конец такой яркой и сильной любви.

События на балу происходят ночью, при искусственном освещении – значит все искусственное, ненастоящее. Утром свет настоящий, поэтому можно увидеть истинное лицо. Истина может открыться не в шумной толпе, среди масок и моря шампанского. Человек должен увидеть это мир, не прикрытый мишурой.

Что же произошло утром? Утром герой видит ужасную сцену на плацу: избиение беглого татарина солдатами под командованием «доброго» и обаятельного отца Вареньки.

Как и почему было нарушено состояние умиления, восторга, счастья, которые испытал Иван Васильевич, вернувшись с бала?

Состояние умиления, восторга, счастья было разрушено звуками «какой – то другой, жестокой, нехорошей музыки, затем он увидел «что – то большое, черное», потом «стал различать много черных людей», затем солдат «в черных мундирах и, наконец, увидел «что – то страшное».

Музыкальное произведение «Барабанная дробь»

- Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа?

Слайд №8. Литературоведческая справка.

Контраст – противоположение – стилистический прием, противопоставление явлений и понятий.

Рассказ «После бала» строится по принципу контраста: яркая, красочная картина веселого бала в дворянском собрании сменяется суровой сценой мучительного наказания беззащитного солдата, которого прогоняют по плацу сквозь строй.

С помощью контраста автор создает особую атмосферу, или ауру, рассказа. Случай, изменивший жизнь и судьбу главного героя, основан на контрасте. Ядро произведения под названием «контраст» формирует вокруг себя концентрические круги, создавая тем самым художественное произведение.

В центре произведения, на первом плане, - событие, сыгравшее решающую роль в судьбе Ивана Васильевича. Рассказ строится как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов: бала у губернского предводителя и наказания солдата.

Противопоставленные друг другу, эти эпизоды органически друг с другом связаны, так как развивают единую художественную идею. Легко представить себе, что без эпизода истязания солдата картина бала, хотя и блестяще нарисованная писателем, потеряла бы всякий смысл. Точно так же сцена наказания солдата не выглядела бы столь ужасной, а отчаяния молодого студента не было бы так глубоко объяснено, если бы этой сцене не предшествовала картина бала.

Главным для автора было показать внутренний мир своего героя, смену его чувств, его мыслей, его мировоззрения в одно утро: потрясение героя от увиденного туманным утром. С одной стороны – чувство бесконечного счастья, радости, любви; с другой – бездушие, длительность и ужас совершающегося. Часть «После Бала» хотя и меньше по объему, но она несет основное содержание произведения: за пышностью и красотой скрыта жестокость, зло, которые совершаются по закону. Увиденное рассказчиком изменило его жизнь.

IV. Анализ эпизодов. Работа в группах (применение метода диалоговой технологии).

Слайд №9. Контраст:

в композиции рассказа - в системе образов – в описаниях – в языковых средствах

Слайд №10. Контраст как композиционный прием. Обобщение.

В рассказе выделяются следующие основные части:

вступление – на балу – после бала – заключение

Какую особенность композиции вы заметили? (Рамочная композиция, “рассказ в рассказе”.) - Что мы называем контрастом? (Противопоставление, антитеза).

Что построено в рассказе на контрасте? (Описание событий бала и после, психологическое состояние героев).

Рассказ заключен в раму. Этот прием называется «рассказ в рассказе», потому что произведение написано так, что о событиях мы узнаем от рассказчика. Выводы.

Слайд №11. Контраст как композиционный прием:

Бал – экзекуция ночь – утро веселость – угрюмость счастье - горе

Проанализируем антитезу: счастье – горе Словарная работа:

- В каком лексическом значении употреблено слово блажен?

«Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр…» (текст, стр.32)

Блаженный – 1.Определение человека, которому Бог оказал какое – то благодеяние, на котором почило благословение Божие.2.Хвалебный эпитет по отношению к Богу. 3. Определение человека, стяжавшего блаженства или того, кто подобное состояние совершенного счастья ожидает в будущем.

Какое определение подходит для нашего героя? К нашему герою подходит первое определение. Чувство любви к Вареньке было сильным и глубоким, поэтому Иван Васильевич чувствовал себя счастливым человеком, блаженным и добрым.

- В каком лексическом значении употреблено слово «корчиться»?

«Шествие стало удаляться, все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека. Все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника с наказываемым» (текст, стр. 38).

Корчиться – изгибаться в корчах, судорогах.

Счастливые мечты Ивана Васильевича развеяла сцена страшного наказания беглого татарина, которого пропускали через строй солдат, вооруженных палками. Командовал экзекуцией отец Вареньки, тот статный полковник, еще недавно так мило танцевавший с дочерью у губернского предводителя. Суровая реальность поразила Ивана Васильевича. Он не мог и не хотел поверить, что рядом с праздником существует боль, страдание, жестокость, несправедливость. Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу и показать перелом в душе героя. Выводы.

Слайд №12. Контраст в системе образов:

Полковник – наказуемый Гости на балу – толпа на улице

Герой на балу – герой на улице

Полковник – наказуемый (текст, стр.37,38).

Толстой использовал прием антитезы, который можно увидеть на разных уровнях: полковник на балу и после него, в первом случае милый и обходительный человек, во втором же – символ жестокой военной машины, безжалостной, ни о ком не заботящейся и ни о ком не думающей.

Затем сцена бала и унижение человека.

Счастье главного героя и его разочарование.

Веселая музыка мазурки и звуки барабана и флейты, под которые истезали солдата.

Аналитическая беседа с элементами диспута: Можно ли утверждать, что полковник – лицемерный и двоедушный человек?

- Как рассказывает Иван Васильевич о страданиях наказываемого солдата?

(«сморщенное от страданий лицо», спина – «что – то такое пестрое, мокрое, красное. неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека»).

- Каким кажется рядом с этим истерзанным человеком полковник?

(«идет твердой походкой, уверенный в себе», «румяное лицо и белые усы с бакенбардами…»); («…Полковник то раздувал щеки, вбирая свежий воздух, то медленно выпускал его через оттопыренную губу…»). – Что он делал? (совершал утренний моцион).

(«оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, сморщенное лицо, идет спотыкаясь и морщась от боли…»).

Яркая, красочная картина веселого бала сменяется суровой сценой мучительного наказания беззащитного солдата, которого под сухой треск барабанов прогоняют по плацу сквозь строй. Автор показывает оборотную сторону образа великолепного и изысканного полковника. Выводы.

Слайд №13. Контраст в системе образов

Полковник. – На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери?

- Почему внимательный и любящий отец оказался жестоким по отношению к солдатам ? Во время танца полковник проявляет по отношению к дочери душевные качества, он искренне любит ее, заботится о ней.

- Какие качества офицера проявляет полковник в сцене наказания на плацу? Толстой использует прием зеркального отражения, потому что полковник отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка. Теперь снова все по закону. Он, несомненно, верит в необходимость жестокой расправы с беглым татарином. И стоит малорослому солдату недостаточно сильно опустить палку на спину наказываемого, как полковник бьет «виновника» по лицу. В поведении полковника проявилась жестокость. Полковник искренен и в сцене бала и на плацу.

- Какие выводы можно сделать из этих наблюдений? - В чем корень этих противоречий по мнению Толстого?

Полковник убежден, что все надо делать по закону. Он такой, каким его изобразил рассказчик: искренен в отношении с дочерью, с людьми определенного круга любезен. Может быть, где – то в глубине души у него при исполнении долга есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича. Но это не снимает с него вины, а лишь в - какой – то мере объясняет его поступки.

Иван Васильевич. – Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл случай? – Была ли перед героем ситуация выбора? – Как характеризует героя его решение?

Контраст, который служит главным композиционным приемом, проявляется и в образе Ивана Васильевича. Ведь именно он служит связующим звеном двух противостоящих отрывков рассказа. Если бы не эта фигура, две части одного целого так и не смогли соединиться. Только вот подобное противопоставление, происходящее не только на наших глазах, но и в душе гласного героя, оказывает влияние на его судьбу.

Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода, показать перелом в душе героя. На смену умилению и восторгу пришли стыд и ужас. Герой передумал быть военным. Он должен был принять эти законы, эту жестокость. Но участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд. Иван Васильевич, тогда еще очень молодой человек, увидел ту сторону жизни, о которой он не знал. Особенно страшно для него было то, что в этом ужасе участвует отец любимой девушки.

Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа.

Контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановка, в которой они действуют, позволяют писателю выявить сущность их характеров и в то же время обнажить противоречия царской России.

Развитие речи. Работа в тетрадях. Самостоятельные ответы на вопросы. Выводы.

V. Индивидуальное задание.

Слайд №14. Наблюдения над языковыми средствами. На балу.

Музыкальное произведение И.Штраус «Венский вальс».

Бал - чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный

Хозяева бала - добродушный старичок, богач – хлебосол, его добродушная жена

Варенька - в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у нее смеющееся, разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза

Полковник - красивый, статный, высокий свежий старик, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами

Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен

- Какие эпитеты выбраны для характеристики бала? (Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые.)

- Как чувствует себя Иван Васильевич на балу? (Доволен, счастлив, добр.)

Почему герою всё на балу видится в таких радужных красках? (Он счастлив, потому что влюблён.)

Какую цветовую гамму использует Толстой для изображения этой сцены? (Тёплые тона.) - Какой цвет доминирует? Почему?

Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать? (Добро),

VI. Выступление учащегося. Индивидуальное задание.

Слайд №15. Наблюдения над языковыми средствами. Экзекуция.

Улица - что – то большое, черное, жестокое, нехорошая музыка

Солдаты - много черных людей, в черных мундирах

Наказываемый - оголенный по пояс, спина его – что – то пестрое, мокрое, красное, неестественное

Полковник - высокий военный, шел твердой походкой

Иван Васильевич - было стыдно, опустил глаза, на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска

Аналитическая беседа: - Как и при помощи чего автор передаёт мрачную картину второго эпизода? (Использование эпитетов, цветовой гаммы.)

Толстой помогает не только увидеть, но и услышать происходящие события. (Шлёпая ногами по снегу, сильно шлёпнул по спине.) - Почему автор выбрал одинаковый глагол?

Как меняется состояние героя рассказа? (Стыд и ужас.)

В какой момент меняются чувства Ивана Васильевича? (Сцена с полковником.)

За что полковник бил солдата по лицу? (За то, что тот слабо ударил татарина.)

На какую деталь одежды обращает наше внимание писатель в этой сцене? (Белую перчатку.)

Вспомните, что говорил он при избиении? (“Надо всё по закону”.) Толстой использует приём зеркального отражения, потому что полковник отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка. Теперь снова “надо всё по закону”.

По какому закону живёт полковник? По какому закону отхлестал солдата? (По закону военной жизни.)

Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какие черты проявились в поведении полковника? (Жестокость.)

Почему Иван Васильевич, увидев сцену экзекуции, передумал быть военным? (Он должен был принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд.)

Мы разобрались, как и почему изменились взгляды Ивана Васильевича. Но что-то открылось герою в то утро ещё. Он нашёл своё место в жизни, потому что один из его собеседников говорит: “Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было”.

Выводы. Писатель обращается к резко социальному конфликту, который выражен на уровне контрастной композиции (бал – наказание). Положительные в первой части рассказа детали становятся отрицательными во второй части. Красота полковника вызывает у Ивана Васильевича, наблюдавшего экзекуцию, отвращение (оттопыренная губа, надутые щеки).

Писатель прибегает к приему контрастного сопоставления цветов (доминирующий белый и розовые цвета противопоставлены красному, пестрому, неестественному виду спины татарина), а также контрастное сопоставление звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана, рефреном повторяющихся на протяжении второй части).

Счастливые мечты Ивана Васильевича развеяла сцена страшного наказания беглого татарина, которого пропускали через строй солдат, вооруженных палками. Командовал экзекуцией отец Вареньки, тот статный полковник, еще недавно так мило танцевавший с дочерью у губернского предводителя.

Суровая реальность поразила Ивана Васильевича. Он не мог и не хотел поверить, что рядом с праздником существует боль, страдание, жестокость, несправедливость. Герой признается, что «любовь с этого дня пошла на убыль», потому что образ Вареньки постоянно воскрешала в его памяти картину «полковника на площади».

(был туман, с крыш капало, снег таял на дорогах, было гулянье, пустынный переулок, стали встречаться и пешеходы и ломовые, покачивающие мокрыми головами лошади, шлепавшие в сапогах извозчики дома, казавшиеся высокими – все было мило и значительно).

Подбираем однокоренные слова (- зор - / - зр -):

Зрение зоркий взор зритель воззрение мировоззрение презрение ПРОЗРЕНИЕ

Какое лексическое значение имеет слово «прозрение»? Какой туман рассеялся в голове у Ивана Васильевича?

При помощи контраста автор говорит о том, что в одном мире соседствуют праздник и беда, счастье и трагедия. Контрастно противопоставляя две сцены, Толстой как бы срывает маску с внешне благополучной и даже нарядной действительности. Чем более праздничным, роскошным представлял себе окружающий мир студент вначале, тем неожиданнее, трагичнее оказалось его прозрение. Зрелище, открывшееся утром влюбленному юноше, было поистине чудовищным. После увиденного в душе героя остался только ужас. Писатель вскрывает противоречия жизни в царской России и в то же время показывает силу переживания Ивана Васильевича, увидевшего мир с неожиданной стороны.

Слайд №17 - Почему ушла любовь? – Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Вареньку причастной к злу, совершенному ее отцом?

Сформулируйте точку зрения Толстого.

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос.

Бесчеловечная расправа над беглым солдатом потрясла Ивана Васильевича и повлияла на его отношение к Вареньке. То, что увидел рассказчик, разрушило его мечты и грезы, изнанка действительности вторглась в его интимную жизнь, поломав мирок, так тщательно им создававшийся. Иван Васильевич постепенно охладел к Вареньке, любовь угасла, он отказался от военной карьеры, но был полностью уверен, что случай перевернул его жизнь. Герой живет в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра.

Слайд №18. Почему Толстой изменил историю жизни героя?

Первоначальный вариант Окончательный вариант

Иван Васильевич отличается от многих представителей своего класса не только человечностью, благородством, но и пониманием своей ответственности за несправедливость в обществе и за все происходящее. Мы приходим к выводу, что Иван Васильевич на балу и Иван Васильевич, прозревший, после бала уже не мог любить Вареньку, потому что это был уже человек, напрямую столкнувшийся со злом, ужаснувшийся этому злу и не желавший принимать участие в этом зле, по сути – после утра перед нами другой, более глубокий и принимающий ответственность на себя человек. Иногда неучастие во зле – тоже поступок и притом не менее важный, чем борьба со злом.

Слайд №19 Перекличка эпох в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».

40 – е годы XIX века (время Николая I)

1900 – е годы – время Николая II (современная автору эпоха)

XXI век (эпоха, в которой живет читатель)

Слайд №20. – Как вам кажется, потерял ли рассказ Л.Н.Толстого «После бала» свою актуальность?

«Только честная тревога, борьба и труд, основанные на любви, есть то, что называют счастьем… а бесчестная тревога, основанная на любви к себе, - это несчастье...»

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать: и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость»

Толстой велик не только как гениальный писатель, но и как человек, как личность. Вся его жизнь – это путь самосовершенствования, поэтому он призывает человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к осознанию нравственной ответственности за свои поступки.

Иван Васильевич отказался жить по “военным законам” с их жестокостью. Он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому принадлежит полковник Б.

Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди.

Каков это закон? (Божий.)

В какой день разворачиваются события в рассказе? (Прощёное воскресенье – Чистый понедельник.)

Что означает этот праздник? (Надо всех простить, покаяться.)

Какая фраза звучит в памяти героя на протяжении всего Чистого понедельника? (“Братцы, помилосердуйте!”)

Что вы понимаете под милосердием? (Готовность помочь, простить кого – нибудь из сострадания и человеколюбия.)

Кто услышал мольбы татарина? (Иван Васильевич и слабый солдат, который за свое сострадание тут же был наказан.)

Какая простая, но важная истина открывается герою рассказа в этот святой день? Как надо учиться жить? (По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

Это утро Чистого понедельника изменило жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю её жестокость, фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам.

- Что же может повлиять на жизнь человека?

- Вы согласны, что случай, случайность может определить судьбу человека?

Подведение итога урока. – Мы задумываемся о смысле жизни Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? - Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день? - Как надо учиться жить? По Божьим законам, сострадая, прощая людей.

Тема ответственности человека за происходящее вокруг актуальна и по сей день. К сожалению, в нашей жизни нам приходится сталкиваться с несправедливостью и определять для себя, как поступить, чтобы выглядеть достойно в таких ситуациях.

Слайд №21 Духовные заветы Л.Н.Толстого. Домашнее мини – сочинение.

Хорошо жить по совести любить людей быть милосердным

быть добрым, великодушным, терпеливым

Плохо поступать по инерции быть жестоким, лживым, деспотичным,

эгоистичным, перекладывать ответственность на других

Работа в опорных конспектах:

Дополнить слова Л.Н.Толстого о смысле жизни, оставленные нам писателем как завещание:

Смысл жизни в служении________________________(людям)

Жить для одного себя _________________________(нельзя)

Это духовная _______________________(смерть)

Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в себе _____________________(любви, добра)

Текст восстановлен. Чтение текста .

Развитие речи. Ответы на проблемные вопросы.

Что нового узнали? Чему научились?

Рефлексивная карта (самооценка)

Что нового узнали? Чему научились?

1. Влияние среды или случая.

2. Скрытая «отправная» точка рокового случая.

3. Судьба и случай в рассказе.

«Случай» - такое непонятное и очень знакомое слово. Довольно часто приходится сталкиваться с ним даже в повседневной жизни. Но именно случай обладает какой-то магической способностью. От него порой многое зависит в жизни и судьбе отдельного человека. Случай может, например, приоткрыть долгожданную завесу тайны. А может круто изменить ту или иную ситуации или взгляды человека на происходящее. Но самое сильное влияние случая проявляется в изменении судеб. Пустота, которая остается после этого, несет в душу яд, отравляющий и мешающий дальше жить спокойно. Вот такой коварный случай становится предметом пристального внимания Л. Н. Толстого в рассказе «После бала».

В подтверждение того, что случай играет одну из решающих ролей в жизни человека, критик К. Ломунов говорит, что темой рассказа послужил действительный случай. Вот, что он пишет: «Один из братьев писателя, Сергей Николаевич, живя в Казани, полюбил дочь местного воинского начальника и собирался жениться на ней. Накануне того дня, когда Сергей Николаевич хотел сделать предложение, он увидел, как отец будущей невесты руководил наказанием солдата шпицрутенами, и отказался от брака». Так один случай разрушил жизни двоим влюбленным. У героя рассказа Толстого случай менее трагичен. Дело не дошло до предложения руки и сердца. Однако случай оказал кардинальное влияние на жизнь и взгляды «всеми уважаемого Ивана Васильевича».

Когда главный герой хочет рассказать свой случай, то в разговоре всплывает тема о влиянии среды. Ведь именно она воспитывает человека. И поэтому при создании определенных условий можно изменить жизнь многих людей. Но Иван Васильевич отвергает мнение о том, что новые условия находятся под властью человека, а не случай. «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае», - рассказывает он своим собеседникам.

Однако по ходу рассказа возникает достаточно много случайных происшествий, но только одно из них кардинально меняет жизнь главного героя.

И первый случай, о котором он рассказывает, связан с образом любимой: «Влюблялся я много раз, но это была моя самая сильная любовь». Как можно было молодому человеку устоять перед царственным видом, ласковой и веселой улыбкой, прелестью блестящих глаз! Трудно, наверное, точно сказать, почему роковое стечение обстоятельств выбрало именно самую сильную любовь, и она так и угасла от картины казни. Однако это случилось, и в данном случае что- либо изменить просто не возможно.

Еще один случай помогал как можно чаще главному герою видеть свою возлюбленную. «Не знаю, хорошо ли это, или дурно, но не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили как свойственно молодости: учились и веселились».

Все случайные события, описанные выше, создают особую атмосферу, которая способствует пробуждению в Иване Васильевиче самого прекрасного чувства на земле - любви. Наивысшее проявление чувства мы видим «в последний день масленицы на бале у губернского предводителя», который описывается автором наиболее подробно. От этого бала начинается «скрытая» отправная точка рокового случая, кардинально меняющего жизнь главного героя.

На балу, даже танцуя с другой, влюбленный «видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». И новые случайности только разжигают огонь любви в сердце молодого человека. Настойчивость «хозяйки в брильянтовой фероньерке и с елизаветинскими плечами» дало гостям возможность увидеть в танце искусство отца Вареньки. «Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы». Грациозность полковника, легкость Вареньки переполнили чашу любви молодого человека. «Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви».

Цепь случаев оформилась в безграничную любовь главного героя. Это чувство всецело охватило его: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью». Ему достаточно было того, что он любил ее. И опять же случай закрепляет молодое, только что оформившее чувство.

Новая случайность в жизни главного героя ведет теперь к разрушительному, а не созидательному началу. Счастье не позволило герою спать, духота «выгнала» его на улицу прогуляться. А потом «жесткая, нехорошая музыка» привлекла внимание Ивана Васильевича. Звуки флейты и барабана возвестили о новом, но на этот раз роковом случае. «Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне». Это был человек, которого избивали палками. И зрелище было не из приятных. Но что поразило главного героя - снова отец Вареньки. Но теперь это был совершенно другой человек. «Полковник... втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу». Отец Вареньки сделал вид, что не узнал кавалера его дочери. Он лишь сказал, чтобы подали свежих шпицрутенов. Но последним аккордом нехорошей музыки были слова полковника, обращенные к одному из солдат: «Я тебе помажу... Будешь мазать? Будешь?» Иван Васильевич постарался убежать от ужаса, но не смог этого сделать. Кажется, что барабанная дробь так и осталась звучать в его сердце. Безграничная тоска, доходившая до тошноты, словно вышла из души героя и затмила собою весь мир. Молодой человек пытался себе объяснить происходящее, но так и не смог этого сделать.

Один случай, умещавшийся всего в несколько минут, изменил судьбу главного героя. Возможно, это происходило еще и потому, что у него никак не получалось узнать истинные причины такого события. «А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился». Пошла на убыль не только безграничная любовь к Вареньке, но и уверенность в себе. «Так вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека».

Случайное происшествие заставило молодого человека совершенно иначе посмотреть на окружающий мир. Это мир заполнен не только любовью. В мире есть и жестокость, и грубость. И все эти качества, как их ни скрывай, со временем случайно проявляются. Все это сильно влияет на жизнь отдельного человека. По рассказу Толстого видно, что не люди, не среда, а случай определяют жизнь и судьбу каждого человека на земле.

Его величество Случай иногда переворачивает жизни людей с ног на голову: заставляет влюбляться, бросать неинтересную работу, менять привычки и начинать все заново. Поддавшись внезапному порыву и поверив в возможность этой самой минуты, можно здорово преобразить себя и свое существование! Не верите? Прочтите эти 10 историй из жизни, которые были собраны на просторах интернета. Они демонстрируют нам невероятные, но такие приятные изменения в жизнях людей, которые позволили случаю изменить себя.

Случай 1.

Мне 30, я владелец паба. На работу езжу на метро. Внешне огромный такой бугай. Однажды на выходе из вагона увидел, что одна девочка с рюкзаком не может своими силами вытиснуться. Решил ей помочь: взял за капюшон и вышел вместе с нею. На следующее утро, смотрю, ищет меня глазами в вагоне - так мы 2 месяца вместе и ездили, я помогал ей выходить. Она давала мне слушать свою музыку и вообще вела себя мило и скромно, я даже начал жалеть, что ей всего лет 15. Но в один из дней выяснилось, что она ездит не в школу, как я думал, а на работу в Управление социальной политики и ей 25. Оказалось, что я 2 месяца выводил из метро за капюшон чиновника. И это был бы самый эпичный провал за 30 лет, если бы она не согласилась сходить со мной в кафе.

Случай 2.

Что я узнал! Когда был в 4 классе, перед летними каникулами мы дарили цветы учителям, и у меня был огромный дорогой букет. Надо было поздравить учителей, но… Они были жестокие и несправедливые! И я подарил той, кто по-настоящему заслужил, - уборщице. Но на следующий год мы ее не увидели. И вот спустя 9 лет друг рассказал, что она его соседка и тогда она от счастья ушла из школы и открыла свое дело. Говорит, что я ей надежду подарил.

Случай 3.

Однажды ночью я услышала, как что-то упало в коридоре. Оказалось, книга. Она свалилась с полки и открылась на странице с заголовком «Как похудеть». Задумалась.

Случай 4.

Как-то раз пошла в клуб с подругой, сижу за барной стойкой, подходит ко мне парень и говорит: «Поехали ко мне, я покажу тебе своего енота». Нет, меня, конечно, клеили, но так - впервые. Стало интересно, поехала. Приезжаем, он открывает дверь, а ему навстречу выбегает НАСТОЯЩИЙ енот! В общем, несколько месяцев уже живем вместе: я, парень и енот Гарик.

Случай 5.

«Вдруг судьба? А я не накрашена», - всегда твердила я себе. Пока не сломала ногу в двух местах, упав в ванной. Поехала в травмпункт с недобритой ногой, полустертым лаком на ногтях, в бабушкиной кофте и без намека на макияж. Встретила там свою судьбу - парня со сломанной рукой и недобритой наполовину бородой. Вместе уже 5 лет.

Случай 6.

Мечтал о Берлине, денег не было - год усердно копил на поездку. В последний день я гулял по улице на окраине, увидел парикмахерскую и решил сделать себе стрижку на память. Парикмахер предложил подстричь меня на его вкус - сделать сюрприз, а я согласился. Он за час из моей скучной стрижки сделал настолько стильную, какую я боялся сделать, потому что считал себя недостаточно крутым.
Вышел, а через дорогу магазин одежды, решил для нового образа купить себе сверхбрутальную майку. Купил майку, приехал домой, походил неделю, решил для полноты образа крутого парня подкачаться. Уже через 6 месяцев я обладал вполне спортивным телом и в меня впервые влюбилась девушка. С появлением девушки стало не хватать времени, научился грамотно им распоряжаться, и тут же повысилась эффективность на работе.
Еще через 4 месяца за мои успехи меня повысили до менеджера, увеличился доход, купил себе машину, с девушкой начали копить на свадьбу. А вчера мне пришло письмо, что моя компания приняла мою заявку и меня переводят в другой офис, который находится в Берлине.

Случай 7.

Ехала в автобусе на экзамен и вдруг слышу внутри себя: «Сойди на этой остановке, зайди в кафе, сделай мостик». Я думаю, что за ерунда, у меня экзамен! Автобус останавливается, у меня внутри что-то щелкает, и я выхожу. Захожу в кафе, делаю мостик и слышу, как мне мужик что-то кричит. Я как рванула, а мужик за мной! Догнал и спрашивает, почему мостик сделала в кафе. А я говорю, что сама не знаю. Он чуть не заплакал. Месяц назад его семья погибла в автокатастрофе. Он не мог смириться и решился на суицид. Обедал и думал: «Бог, если ты есть и я должен дальше жить, дай мне знак». И тут я такая.

Случай 8.

Мне 35. На работе я начальник, в жизни - отшельник. У меня нет друзей, но есть одна неизменная привычка: я хожу в один и тот же паб, сажусь в самый конец бара и просто пью «Гиннесс».
В один из обычных вечеров в пабе кто-то неожиданно закрыл мои глаза руками и спросил: «Угадай кто?» Девушка сзади поняла, что ошиблась и, извинившись, ушла в другой конец бара. Она была такой молодой, легкой, с глазами как две большие черные бусины - не такой, как все. Я не мог больше думать, да и «Гиннесс» вдруг стал каким-то горьким.
Она все это время ждала там кого-то, но, видимо, тщетно. Я как сумасшедший стал придумывать, как же с ней заговорить, но ничего не приходило на ум. Бар закрывался, она засобиралась. Я выбежал и ввиду ужасной погоды и ее грустного вида предложил подбросить ее до дома.
В машине она болтала без умолку - в ней было столько жизни! Я забыл попросить ее номер, опомнился только дома. Пришел в паб через неделю, а там она. Сидит на моем месте. Я закрыл ее глаза руками и спросил: «Угадай кто?» Она захохотала и крикнула: «Я думала, ты никогда не появишься здесь!»

Случай 9.

Мне в универе очень нравился один парень, так нравился, что я себе постоянно представляла, как мы с ним встречаемся и как потом живем долго и счастливо. Довоображалась до того, что перепутала реальность с мечтами - после каникул, думая о чем-то о своем, подошла к нему и поцеловала со словами: «Я так соскучилась!» По немного офигевшему виду парня поняла, что я дура. Извинилась, убежала. Он догнал меня, сказал, что не понял, что это такое сейчас было, но он не против продолжить.

Случай 10.

5 лет назад я сбросил с балкона пакет с водой на голову незнакомой девушке. А вчера узнал, что 5 лет назад моя жена (а мы познакомились 3 года назад) шла на свидание с человеком, который должен был сделать ей предложение, но какой-то ублюдок сбросил с балкона на нее пакет с водой, и она не смогла прийти вся такая мокрая. Ее парень посчитал это очень несерьезным отношением к нему, и они расстались. 5 лет назад я сорвал свадьбу моей нынешней жены! Горжусь!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры