Нетрадиционное рисование (77 идей для детского сада). Необычные способы рисования

Главная / Психология

Нетрадиционные техники изобразительного искусства, применяемые в детском саду, помогают малышам, ещё не умеющим полностью владеть карандашами и кисточками, не только воспринимать окружающий мир, но и передавать его через рисунок. Всё, что дети видели на прогулке, очень просто изображается на бумаге с помощью подручных средств. Это хорошо развивает фантазию.

Листочки, опавшие с деревьев осенью, помогут изобразить двор, засыпанный листвой. Нужно их только опустить в блюдце с краской и приложить к бумаге. А отпечаток ладошки можно сравнить со следами зверьков, оставленными на снегу.

Занятия по рисованию хорошо развивают фантазию детей и дают возможность для проявления творчества и вдохновения, а также чувства красоты. При этом личность ребёнка получает гармоничное развитие.

Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у малышей художественное, а не шаблонное мышление. Даже, скорее, художественно-образное, которое напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью, а также духовными качествами.

И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, ведь основным здесь будет научить малышей выкладывать на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи различных красок передавать своё настроение.

Художественное мышление отлично развивается, когда дети красками и подручными средствами изображают на листах бумаги сказку. Такая форма занятий может быть не только индивидуальной, но и групповой. Для этого каждому малышу стоит предложить изобразить своё понимание сюжета на определённом участке общего ватмана. После того как всё будет готово, дети с удовольствием вносят дополнения в рисунок, придумывая этим продолжение сказки.

В таком интересном и сложном процессе, каким для детей является рисование, самым лучшим будет использовать различные техники. Все они прививают любовь к изобразительному искусству. Большого внимания заслуживают нетрадиционные техники рисования в детском саду, которые дают детям простор для фантазии.

Их вводят с самого раннего возраста, но на первых порах, пока ребёнок учится образно мыслить и правильно действовать своими ручками, взрослый должен принимать непосредственное участие в этом процессе. Привлекательны они для малышей возможностью достичь желаемого результата очень быстро.

Хороша эта форма развития тем, что она очень интересна для любого ребёнка. Детей всегда привлекает рисование пальчиками и всей ладошкой, а также превращение обычной кляксы в презабавные фигурки.

Нетрадиционные материалы и техники, которые используются в изобразительной деятельности, способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук.

Выполняя такую работу, дети учатся также фантазировать и через различные цветовые гаммы выкладывать свои ощущения на бумагу.

Рассмотрим отдельные нетрадиционные техники рисования в детском саду:

«Рисование пальцами» («пальцевая живопись», пальцеграфия, «пальчики-палитра»)

Можно придумать правило: каждому пальчику - определенныйцвет, особенно хорошо рисовать, когда нет кисточки под рукой.Для этого удобны гуашевые краски, которые наливают в плоские тарелочки, крышки от баночек с гуашью.

  • 1. обмакнув подушечки пальцев в краски можно нарисовать:«новогодние конфетти», «рассыпавшиеся бусы», «огоньки на елке», «веселый горох», «следы», «узоры на платья», «пушистый снег», «солнечных зайчиков», «одуванчики», «распушилась вербочка», «сладкие ягоды», «гроздья рябины», «цветы для мамы», «дымка свистунья».
  • 2. если обмакнуть в краску боковую сторону пальца и приложить к бумаге, то получаются «следы» более крупных зверей,«летние и осенние листья», «овощной салат», «праздничные листочки».

Если, таким образом, проводить линии разной длины, вновь набирая краску, то можно нарисовать более сложные предметы: деревья, птиц, животных, пейзажные картинки и даже декоративные узоры, совмещая с рисованием подушечкой пальцев.

  • 3. сжать руку в кулак и наложить ее на краску (разведенную в старой тарелочке), поводить его из стороны в сторону, чтобы краска хорошо размазалась на руке, после этого поднять и приложить к бумаге - остаютсякрупные отпечатки«бутоны цветов», «детеныши зверей», «птицы»,и др.
  • 4. если приложить боковую часть кулака к листу бумаги, а потом сделать отпечатки, то на листе появляются«гусеницы», «драконы», «тело чудовища», сказочные деревья и прочее.

Советы: прежде чем начать, сделайте на отдельном листке несколько отпечатков разных частей руки, чтобы понять, какие формы могут у вас получиться, меняйте руки, чтобы отпечатки пальцев и кулака изгибались в разных направлениях.

Монотипия. Понадобится гуашь или акварель, белая или черная бумага, фотобумага (осветленная), целлофан, стекло, полиэтиленовая пленка.

Разновидности работы:

  • 1. лист бумаги складывается пополам.На одну из половин наносят пятна (теплые или холодные); вторая половина прижимается к первой, тщательно разглаживается в разныестороны и разворачивается.Угадай, что получилось? Зеркальное отображение (бабочка, цветы, мордочки животных и прочее).Можно дать готовую форму бабочки и также заполнить пятнами одну сторону (была заколдованная белая бабочка -предложить детям расколдовать - раскраситьее способом монотипии);
  • 2. лист бумаги можно складывать не только по вертикали, но и по горизонтали - получаютсясимметричные изображения или двойники (братья - близнецы, «два цыпленка», «веселые медвежата», «город на реке» -нарисоватьгород на согнутой по горизонтали бумаге, раскрыли - городотразился на реке), «маски» к новому году и другим народным праздникам.
  • 3. бумажную салфетку смочить разведенной краской и прижимать к ней различные формы предметов - заготовки, затем, отпечатать их на чистом листе бумаги или на гладкой поверхности.
  • 4. на стекле, зеркале, пластмассовой доске, бумаге, полиэтиленовой пленке наносятся пятна или рисунок гуашью, сверху накладывается лист бумаги и отпечатывается.Начинать с маленького листочка бумаги, потом - размеральбомного листа и т.д. Темы работ очень разнообразны:«жизнь на севере», «аквариум», «ваза с фруктами, овощами», «лес».

Диатипия. Нужна картонная папка, на ее гладкую поверхность наносится слой краски (гуашь) тряпочным тампоном. Затем сверху накладывается белый лист бумаги, по нему рисуется заостренной палочкой или карандашом (но не давить руками на бумагу!). Получается оттиск - зеркальноеповторение рисунка.

Детям нравятся пейзажные картинки«Ночь в лесу», «Ночной город», «Праздничный салют»и прочие. Все зависит от цвета выбранной гуаши, т.е. цветовая палитра уже продумана.

Тампонирование. Нужно сделать тампоны из марли или кусочка поролона.

  • 1. Палитрой может служить штемпельная чистая подушка или просто квадратный кусок плоского поролона. Это увлекательное занятие для детей дает навыки нежного и легкого прикосновения к бумаге тампоном с краской любого цвета, чтобы нарисовать что-то пушистое, легкое, воздушное, прозрачное, теплое, горячее, холодное (облака, солнышко, солнечных зайчиков, одуванчики - портретысолнышка, сугробы, волны на море и др.)
  • 2. Если взять большие тампоны, то можно нарисовать много любопытных пушистых цыплят, утят, веселых зайчиков, снеговиков, ярких светлячков (дорисовывая нужные мелкие детали).
  • 3. В старшем возрасте можно сочетать эту технику с техникой «ТРАФАРЕТ». Сначала вырезается трафарет, затем, прижав его пальцами к листу бумаги, обвести по контуру частыми легкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнять трафарет- какойчеткий и ясный след остался на бумаге! Можно вновь повторить другим цветом и в другом месте сколько угодно раз!

Штампы, печатка. Позволяют многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки,«платки»,«цветы на лужайке», «осенние грядки»,пейзажные картинки и др.

Штампы и печатки несложно сделать из овощей (картофель, морковь), ластика, нарисовать на срезе или торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. С другой стороны овоща или ластика сделать надрез и вставить спичку без серы - получаетсяудобная ручка у готовой печатки.

Теперь нужно прижать ее к подушечке с краской, азатем - клисту бумаги, должен получиться ровный и четкий отпечаток. Можно составить любую композицию и декоративную, и сюжетную.

Старшие дети составляют более сложные композиции, дорисовывая к отпечаткам нужные детали и расширяя предметы для печаток: подошвы детских сапожек с рифленым рисунком (можно изобразить огромный подсолнух, дерево - великан и т.д.), особенно хороши крупные отпечатки для оформления зала, летних детских площадок.

Печатки можно заменить сухими листьями от разных деревьев и кустарников (листья для гербария). Приготовить гуашь, кисточки или кусочек поролона, лист бумаги. Придумать, что мы хотим нарисовать (лето, зиму, осень или весну), т.е. выбрать цвет. Сухой лист повернуть левой (выпуклой) стороной вверх, хорошо прокрасить, затем осторожно перевернуть крашеной стороной на бумагу, помня о композиции, и легонько прижать пальцем, убрать - получаемоттиск, отпечаток, похожий на силуэт дерева или кустарника (если это не большой лист округлой формы). Ствол чуть - чутьдорисовать, а ветки - этоотпечатанные жилки листа.

Используя этот прием можно научить детей ориентироваться на листе бумаги, продумывать двух - трех плановую композицию, раскладывая сухие листья по листу бумаги, а потом их закрашивая и отпечатывая.

Рисование по сырой (мокрой) бумаге. Лист бумаги смачивается чистой водой(тампоном, поролоном или флейцевой широкой кистью), а потом кисточкой или пальцами нанести изображение.

На сырой бумаге можно рисовать акварелью, начиная с младшей возрастной группы. Рассказать детям о художнике - анималистеЧарушине Е.И., который пользовался таким средством выразительности, изображая пушистых маленьких животных, птенцов, забавных и любопытных, как маленькие дети. Рассмотрите написанные и иллюстрированные им книги.

А там для такой техники очень много:«Волшебные живые облака», которые превращаются из линий и пятен в различных зверьков,«Жили-были в аквариуме рыбки», «Зайчики и кролики», «Маленький добрый друг (щенок, котенок, цыпленок и т.д.)».

Чтобы бумага дольше не высыхала, ее кладут на влажную салфетку. Иногда изображения получаются как в тумане, размытые дождем. Если нужно прорисовать детали, необходимо подождать, пока рисунок подсохнет или набрать на кисть очень густую краску.

Иногда применяется другой способ размытого изображения. Взять тазик с водой, на лист бумаги наносят линии, например контуры осенних деревьев, в верхней части - синяялиния (небо).Затем этот лист положить изображением вниз на поверхность воды, немного подождать и резко поднять вверх. Вода растекается по бумаге, размывая краску, цвет попадает на цвет, в результате получается яркая и необычная картина. Когда она подсохнет, можно дополнительно дорисовать необходимые детали, например, ветки, ствол, т.е. любые необходимые детали. Также можно подчеркнуть контур тонкой кистью черной краской.

Еще один вариант -растягивание краски- можноподсказать детям, когда они только начинают рисовать свою картину, пейзаж или сюжет и надо заполнить весь лист, все пространство. Или когда ребенок знает, что у него будет двухплановая композиция, и небо будет занимать определенное место. Для этого берется нужный цвет краски и в верней части листа проводится линия, потом ее растянуть и размыть водой по горизонтали.

Рисование по мятой (предварительно скомканной) бумаге. Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска, при закрашивании, делается более интенсивной, темной - этоназывается«эффектом мозаики».

Рисовать по мятой бумаге можно в любом возрасте, т.к. это очень просто. А старшие дети сами аккуратно сминают лист бумаги, расправляют и рисуют на нем. Потом можно детские рисунки вставить в рамочку и устроить выставку.

Рисование двумя красками одновременно. Для этой техники характерна различная радостная тематика: весенняя верба, как воробышек, выглянувший из почки.

На кисточку берутся одновременно две краски, на весь ворс - серая(гуашь), а на кончик - белая. При нанесении красок на лист бумаги получается эффект«объемного»изображения. Также необычно красиво и ярко получаются цветы, особенно сказочные, чудо-деревья или необычная урало-сибирская роспись, когда на плоскую кисть берутся две краски, и кисточка, как бы пляшет в пальцах мастера, оставляя ягоды, цветы и листья на дереве, бересте, металле.

Рисование «пушистиков». Для этого размазывается контур влажного рисунка сухой, жесткой кистью и получаются цветы, цветущие весенние деревья, элементы росписи, птенцы, одуванчики и проч.

Такие же выразительные образы можно получить сухой жесткой кистью(щетина), если ее держать вертикально по отношению к листку и наносить отрывистыми мазками по сухой бумаге на набросок, сделанный простым карандашом, или сразу изображать животных, их пушистую шерсть, цветущие кусты сирени, яблоневые или вишневые деревья и многое другое.

Особенно хорошо дети рисуют портреты своих любимых игрушек, для которых они прорисовывают контур, а потом наносят резкие мазки, заходя на контур изображения, Чем чаще мазки, тем лучше передается фактура(пушистость).

После таких занятий можно устроить выставку портретов любимых игрушек или сказочных образов. А может быть, устроить персональную выставку юного художника - анималиста.

Точечный рисунок. Наносится рисунок кончиком кисти, пальцами разного размера и разными по цвету красками. Получается мозаичный рисунок или опять «пушистик».

Рисование штрихом. Чтобы быстро изобразить зверей, птиц, придумать и воплотить необычные сказочные картины можно побывать в удивительной стране«ГРАФО».Ее нет на географической карте, но она есть везде, где живут любознательные дети.

Для этого стоит только взять в руки волшебную палочку, которой может стать любой карандаш, фломастер, восковой или простой мелок, сангина, пастель, художественный карандаш - соус.

Дотронуться до листа бумаги и откроются двери этой страны«ГРАФО».Здесь все любят рисовать, чертить, писать. В этой стране свой язык: штрих, линия, пятна, контур, силуэт, декоративная линия, декоративное пятно, геометрический рисунок.

Основными законами красоты являются законы композиции, которые включают в себя ритм, равновесие, симметрию, контраст, новизну, сюжетно-композиционный центр.

Штрих- этолиния, черта, которая может быть короткой и длиной, наклонной и ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и двигающейся по кругу, пересекающиеся и с наплывом одна на другую.

При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость, воздушность, нежность, но и тяжесть, мрачность, резкость, остроту, агрессивность и раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.

Серия упражнений «ИЗОБРАЗИ »:

штрих, чуть касаясь бумаги;

постепенно усиливая нажим;

короткий и длинный штрих;

меняющиеся паузы - просветымежду штрихами;

постепенно укорачивающийся штрих и изменяющиеся паузы - просветы;

штрих - зигзаг с постепенным удлинением и укорачиванием;

меняющийся наклон штриха;

наклон в одну сторону;

волнообразный штрих - зигзаг;

штрих в несколько рядов;

штрих, двигающийся по кругу;

штрих, идущий от центра круга.

Все эти упражнения воспитательдолжен сам изобразить, показать детям, что благодаря штриху может получиться. Занятия графикой просты, они даются легче живописи и скульптуры. Проще, рисование - графикаочень интересна, она развивает пространственное воображение, неординарное мышление, которое учит думать, фантазировать, принимать самостоятельные решения, воспитывает в ребенке искать темы посложнее: «Я» (про себя), «Дождь», «Деревья», «Лес».

Если рисовать мягким карандашом (соус) - можно растереть пальцем (растушевать), что придаст мягкость изображению.

Акватипия. Необходимо: оргстекло (стекло с гладкими закругленными углами), лист бумаги, мыло, акварель, тушь, кисти.

На стекло накладываются краски (акварель с помощью мыла или туши), на высохшую поверхность накладывается лист бумаги и плотно прижимается. Можно немного сдвинуть лист по стеклу - отпечатокбудет интереснее.

В этих отпечатках ищем образы, пейзажные изображения и дорисовываем карандашами, мелками, фломастерами.

Клише. Крупная печать; на деревянный брусок или картонный цилиндр наклеивают с одной стороны узор из плотной бумаги или веревки, на цилиндре по всей поверхности. Накатывают краску и штампуют - цветы, листья, коврики, салфетки, обои для кукольных комнат, ткань для плоскостных кукол, упаковочную бумагу для подарков и т.д.

У бруска или цилиндра есть ручки, чтобы удобно было держать, штамповать или делать плакат (цилиндром).

Акватушь. Необходимо: бумага, гуашь, тушь, вода наливается в большой плоский сосуд (таз).

Развести гуашь и нарисовать изображение. Когда гуашь подсохнет, покрыть весь лист одной тушью (черной). После того как тушь подсохнет, рисунок опустить в тазик (ванночку) с водой, т.е. «проявить». В воде гуашь смывается, а тушь - лишь частично. Бумага должна быть плотной, изображение крупное, получается эффект фотографии.

Детям предложить побыть фотографами. На предыдущих занятиях по конструированию - сделать бумажный «фотоаппарат», гуляя на участке можно сфотографировать кому, что нравиться, а потом «проявить» в лаборатории, используя технику «акватушь».

Еще один вариант работы по жирному слою: на лист бумаги предварительно наносится жирный слой - свечой (можно нанести ладошкой), мылом (тампоном) и др. А уже сверху наносятся краски.

Рисунок получается«пушистый»,как бы ощетинивается (мохнатый).

Мимика в рисунках. На занятиях психогимнастикой можно тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике- выразительном движении мышц лица, по пантомимике- выразительном движении всего тела, по вокальной мимике- выразительным свойствам речи.

Раскроем мимику в рисунках. Тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по линии можно с помощью разрезных шаблонов- своеобразных пиктограмм. Это набор карточек, на которых с помощью простых знаков изображены различные эмоции, 5 пиктограмм:

1. Радостное лицо

2. Огорченное лицо

5. Удивление

Сначала дети рассматривают, называют настроение, затем карточки разрезаются по линии, делящей на верхнюю и нижнюю часть лица. Перемешивают и находят вновь по заданию, или те, которые понравились. Можно дорисовать тело, показать мимику на себе перед зеркалом и др. Сам процесс рисования способен влиять на детей, они делаются спокойнее и доступнее.

Музыка. Послушав мелодию, музыкальную пьесу, дети должны поднять одну карту (пиктограмму). Сначала молча, а потом словно описывают чувства, вызываемые контрастными музыкальными произведениями, соотнося их с картами настроения. Можно использовать полярные определения: веселый - грустный; бодрый - усталый; больной - здоровый; смелый - трусливыйи др. Затем предложить нарисовать образ, увиденный в картах, услышанный в музыке.

Дети чаще собирают радостные и веселые лица, меньше - грустные или с другими настроениями.

Эти игры упражняют способность к взаимодействиям. Обычно дети без подсказки дорисовывают на карточке недостающие детали: глаза, волосы, уши, иногда - головной убор, бантики, очки или делают фон. Такие задания - помогают в будущем рисовать портрет товарища, мамы или себя.

Пантомимика в рисунках. Особенно любимы детьми занятия, во время которых на бумаге с помощью условных фигурок изображаются различные позы. Дети называют их «скелетиками», а лучше -«человечками».

Получив карточку с изображением фигурки, в той или иной позе, дети дорисовывают ее, - происходит запоминание, какая поза, какому эмоциональному состоянию соответствует. Дети быстрее начинают рисовать позы людей и достаточно выразительно, уже без опоры на условные фигурки.

Новые навыки, полученные в результате игр с шаблонами, условными фигурками и кляксами, дети затем используют в своих свободных и тематических рисунках.

Игры - «невидимки». Нужны бумага и простые (графитные) карандаши.

Детям старшего возраста предлагается закрыть глаза и под музыку(вальс) наносить на лист бумаги карандашом непроизвольные линии(загогулины, каракули - ихтак дети называют), под ритм музыкального произведения (1 мин.). Открыть глаза, посмотреть на линии и найти среди них спрятанный образ (животных птиц, человека, деревья, транспорт). Цветными карандашами или фломастерами их выделить, обвести, чтобы стало понятно, чуть-чуть добавляя элементы для увиденного образа.

Характер музыки может быть самым разным. Сначала можно дать спокойную музыку, а затем более быструю, веселую и в соответствии с этим и ритм наносимых карандашных линий будет другой, поэтому и образы увидятся уже другими.

Фантазия детей подскажет, их воображение очень яркое. На первых таких играх нужна помощь воспитателя, т.к. дети иногда теряются, не всегда видят спрятавшихся невидимок.

Рисование свечой или восковыми мелками. Этот способ рисования также удивляет детей, радует их, учит сосредоточиться, быть точным и аккуратным в рисунке. Таким способом издавна пользовались народные мастера при расписывании пасхальных яиц.

Суть в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берется флейцевая нить или большой тампон с краской и ведется по листу - на цветном фоне появляется рисунок: «Заиндевелое дерево», «Лес ночью», «Узоры деда Мороза н оконном стекле», «Шубка для Снегурочки», «Снежинки», «Кружевные салфетки, воротнички, панно», «Северная Королева».

Другой вариант: нарисовать каракули свечой или просто хаотично расположить линии, а затем задуманным цветом нарисовать изображение животного, птицы; сначала контур, а потом его весь закрасить - получается «пушистость» (воск не закрашивать), или панцирь у черепахи, или полоски у тигра, клетки у жирафа. Очень веселый зоопарк! Быстро, легко и весело!

Рисование на ткани. Ткань наклеивается на рамку (лучше шелковая, однотонная).Рисунок наносится тушью, акварелью, фломастерами, ручками, остро отточенной палочкой, пером птицы и др. Затем рисунок проглаживается утюгом.

Это очень изящная, тонкая, кропотливая техника, которая требует от детей усидчивости, терпения, аккуратности. Такие работы для подарочной открытки, как сувенир (эстамп на стену).

Рисование пластилином. Плотный лист бумаги натереть тем цветом пластилина, который задумали как фон (толщина 1 мм). Затем тампоном сверху, накладывая кусочки пластилина, создавая выпуклый образ «барельеф».

Можно предложить выцарапывание, убирание пластилина (как в технике граттаж). Оформить в рамку, и получиться эстамп для оформления комнаты, в подарок. Такие интересные эстампы - панно выполняются коллективно.

Во всех предложенных вариантах проведения занятий в нетрадиционной технике рисования необходима помощь воспитателя.

Работа с копировальной бумагой. На белый лист бумаги сверху накладывается копировальная бумага; рисунок наносится поверх копировки пальцем, ногтем, палочкой. Потом копировальная бумага снимается остается - графический рисунок.

Копировальную бумагу предложить детям - цветную.

Граттаж. Техника процарапывания, она использовалась в России и называлась «рисованием по восковой прокладке».

Плотную бумагу покрыть воском, парафином или свечой (затереть лист восковыми штрихами плотно друг к другу). Широкой кистью или губкой нанести слой туши несколько раз. Для плотности закрашивания можно приготовить такую смесь: в гуашь или тушь добавить немного шампуня (или мыла) и тщательно все перемешать в розетке.

Когда высохнет, наносится рисунок путем процарапывания спицей, острой палочкой и появления белого цвета. Получается очень похоже на гравюру!

Белый цвет бумаги можно закрасить цветными пятнами или затампонировать одним цветом, смотря, что задумали изобразить, тогда после процарапывания - рисунок становится цветным, дети называют такую бумагу«волшебной», т.к. не известно какой цвет может проступить через черный восковой слой. Удивляются, восторгаются и очень заинтересованно работают. В результате - очень выразительные сказочные образы: «волшебный цветок», «жар-птица», «веселая хохлома», «подводное царство».

Линотипия или «Цветные ниточки». Нужна нитка (или несколько ниток) длиной 25-30 см, окрасить ее в разные цвета, выложить, как захочется на одной стороне сложенного пополам листа бумаги. Концы нитки (ниток) вывести наружу. Сложить половинки листа, прижать левой рукой сверху, разгладить. Затем, не снимая левой ладони с листа, правой рукой осторожно выдернуть одну нитку за другой или только одну. Развернуть лист, а там волшебный рисунок: «птицы-лебеди», «огромные цветы», «вологодские кружева», «морозные узоры»(если нитки окрасить в белый цвет и выложить на цветной фон).

И нет конца фантазии, игре воображения. И опять красивая выставка! Дорисовать можно только чуть-чуть, там, где это надо.

Аппликация из сухих листьев: бабочка, гриб, утенок, дерево, цветы - самыепростые образы. Или, приложив сухой листок от дерева к бумаге, обвести контур краской, убрать, а белое пятно закрасить так, как хочется - видится.

Кляксография. Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию движений, фантазию и воображение. Эти игры обычно помогают снятию напряжения эмоционально расторможенных детей.

  • 1. Поставьте большую и яркую кляксу (тушь, акварельная краска), чтобы капля-клякса была «живая», если потрясти листок бумаги - она начинает двигаться, а если на нее подуть (лучше из соломки или трубочки от сока), то она побежит вверх, оставив за собой след. Снова подуть, поворачивая лист в ту сторону, где уже виден какой-то образ. Можно еще капнуть кляксу другого цвета и снова подуть - пусть эти цвета встретятся, пересекут друг друга, сольются и получиться новый цвет. Посмотреть на что же они похожи, если надо чуть - чуть подрисовать смысловые элементы.
  • 2. Можно получить фантастическое изображение не выдувая воздуха, а встряхивая бумагу, и капельки-кляксы забегают по листу. А если предварительно на лист бумаги нанести свечкой восковые линии, а потом капнуть краску или тушь, то клякса быстрее «забегает» по бумаге, оставляя множество интересных следов.
  • 3. Взять большой длинный лист бумаги (обратную сторону обоев или склеенных старых чертежей), постелить его на полу или дорожку. Дети берут свечку (кусочки) и рисуют загогулины, хаотические линии, затем берут тушь (черную, красную) или цвет и разбрызгивают по всей поверхности бумажной дорожки (под руководством воспитателя), а потом, лежа на полу лицом друг к другу вдоль дорожки, начинают дуть на кляксы. Это веселая игра, импровизация - кляксы бегают, скатываются, сталкиваются, убегают, находят друг друга. Когда поиграли, порисовали воздухом, встать, отдохнуть и посмотреть что же получилось? - кружевная дорожка, сказочная картина, отдельные образы (чертик, заячьи ушки, птицы, рыбы, деревья, кусты и т.д.). Если хочется, то можно дорисовать или оставить в таком виде и украсить стену в коридоре, переходе, в раздевальной комнате, зале.
  • 4. Среди вспомогательных средств обучения самым действенным и организующим является музыка. Кляксографию можно соединить с музыкой. Дать детям небольшие листочки бумаги, набрызгать капли краски или туши. Взяв листок в руки, дети двигаются под музыку и ритм их тела передается на «живую» капельку, она тоже рисует танцуя. Посмотреть, что получилось и при необходимости дорисовать. Характер музыки может быть различный.

Набрызг. Или разбрызгивание краски. Это техника простая и многим знакомая. Ее суть - разбрызгивание капель с помощью зубной щетки или щеточкой для чистки одежды, стеки (деревянной или пластмассовой палочки в виде скальпеля, ножа). На щетку набирается краска, щетка в левой руке, а стекой проводить по поверхности щетки быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу, если на ней расположен трафарет, то они не забрызгаются - образуя белые силуэты.

Со временем капли будут мельче, станут ложиться более ровно и туда куда нужно. Такой техникой удобно работать летом на веранде или в группе в вечернее время с небольшой подгруппой детей или индивидуально. Темой для этой техники могут быть сюрпризы, подарочные поздравления (пригласительные билеты, открытки, афиши, объявления):«Салфетки для мамы», «Снегопад», «Закружила осень золотая», «Весенние картинки».

Вариативный показ - один из важнейших возбудителей накопления у дошкольников опыта изобразительного творчества. Это совет, помощь, беседы, похвала, учение и игра, рассказ и показ. Творчески используя предлагаемые рекомендации, можно пробудить у детей устойчивый интерес к рисованию, помочь им овладеть изобразительными умениями.

Таким образом, нетрадиционные техники рисования, а их еще очень много, помогут детям почувствовать себя свободными, дают возможность удивляться и радоваться миру, познакомиться с техникой многих художников и попытаться самим создать красоту.

Урок рисования для школьников

Нетрадиционное рисование в школе. Картина «Краски лета»

Мастер-класс по рисованию цветов в смешанной технике: акварельная живопись «по-сырому» и восковые цветные карандаши.


Кокорина Елена Юрьевна, учитель изобразительного искусства, МОУ Славнинская средняя общеобразовательная школа, Тверская область, Торжокский район.
Назначение работы: мастер-класс предназначен для учащихся 6-8 классов, учителей изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования художественно-эстетической направленности. Рисунок можно использовать для украшения интерьера или в качестве подарка.
Цель: Создание рисунка с цветочной композицией из ярких акварельных пятен.
Задачи:
1) отработать навыки работы с акварельными красками в технике «по-сырому»;
2) развивать чувство цвета, абстрактное мышление и творческое воображение;
3) воспитывать терпение, аккуратность в работе.
Материалы: белый плотный лист бумаги (лучше акварельной), акварель (я использую художественную полусухую в кюветах, набор «Студия» 24 цвета); кисточка пони или белка № 2; стакан-непроливайка для воды.

Продолжим знакомство с акварельной живописью в технике «сырым по-сырому". Эта нетрадиционная техника рисования подразумевает нанесение краски на предварительно увлаженную поверхность бумаги, которая может быть увлажнена водой или слоем еще невысохшей краски, в результате создаваемые акварельные эффекты невозможно воспроизвести никакими другими средствами. В процессе работы обязательно обнаруживается какой-либо неконтролируемый элемент, позволяющий средству «выполнять» на бумаге свой собственный рисунок. И именно это придает технике «сырым по-сырому» очарование и свежесть. Она прекрасно подходит для пейзажей, но я предлагаю воспользоваться эффектами этой техники для основы в летней цветочной композиции.
Лето за собою нас манило
В мир волшебный, растворив окно...
Радуга, нам краски подарила,
И мы стали, рисовать, его! (Валерий Гулянов)

При рисовании «по-сырому» есть несколько правил, которые нужно знать.
1)Бумагу для такой работы придется смочить с двух сторон, поэтому стол надо защитить от влаги. Для этого подготовим рабочее место: можно положить кусок стекла или клеенку.
2)Еще надо помнить, что при работе «по-сырому» краска будет растекаться так, как ей вздумается, не нужно ее ловить, пусть расплывается. Не стремитесь копировать фото, позвольте случиться новому произведению.
3)Намочить бумагу можно в широком тазике с чистой водой, просто окунув лист полностью, не забудьте про места под пальцами. А можно просто смочить губкой сначала ту сторону, которая ляжет на стол, а потом пройтись губкой сверху. Мокрую бумагу необходимо закрепить за самые кончики, потому что, высыхая она может покоробиться. В моём случае я приклеиваю лист скотчем.

Подскажи, какого цвета
Наше ласковое лето?
И какого цвета краски
Подберем для летней сказки?
Для своей работы я беру следующие кюветы с акварелью: краплак красный темный, алая, розовая, желтая, оранжевая, фиолетовая, зеленая, желто-зеленая и бирюзовая.

Теперь приступим к работе. Увлажним лист с двух сторон и закрепим его на гладкой поверхности стекла. Для создания цветов можно предварительно продумать композицию и следовать заранее намеченному плану, а можно в произвольном порядке наносить яркие пятна, из которых в дальнейшем будем придумывать цветы. Я выбираю второй вариант – он не предсказуем и, этим интересен.
Набираем краплак красный темный и делаем отпечаток кисточки на бумаге. Смотрим, как растекается краска.


Затем на листе бумаги, в произвольном порядке, ставим еще шесть таких пятен.


Теперь возьмем «алую» акварель и добавим в уже имеющиеся пятна. Краска начнет смешиваться.



Следующий этап: розовая акварель. В произвольном порядке прикладываю кисточку с краской к каждому пятну. Стараюсь создать оттенок по краям.



Пятна цветов готовы. Создадим фон нашего рисунка. Так как мы рисуем летние цветы, предлагаю использовать теплые тона: в свободные от красных пятен места добавляю желтую акварель.



Теперь берем оранжевую» акварель и вводим ее в различные участки желтой краски.



Глядя на получившийся сюжет, я решила ввести в середину красных пятен фиолетовую акварель. Так мне кажется цветы будут интереснее, можно будет в дальнейшем прорисовать сердцевину или тычинки.


Мы рисуем летние цветы, поэтому нельзя пройти мимо зеленых оттенков. Начинаем создавать основу наших будущих листьев. Зеленой акварелью намечаем контур в произвольном порядке. (Следую своей интуиции).


В середину зеленого контура вводим желто-зеленую акварель, и видим, как цвета начинают перемешиваться.




По краю зеленых пятен тонкой кистью проводим неровную линию бирюзовой акварелью. Этим же цветом намечаем прожилки в будущих листочках.




Смотрим что получилось и даем высохнуть краскам.

Если после высыхания бумага деформировалась, не расстраивайтесь. Положите работу лицевой стороной на гладкую поверхность стола или стекла. Слегка увлажните изнаночную сторону листа и накройте прессом (я часто использую в качестве пресса тяжелые книги), главное, следим, чтобы лист был накрыт полностью. Примерно через 12 часов выньте работу, и вы увидите, что лист распрямился.
Теперь всмотритесь внимательно в рисунок на листе и представьте себе будущие цветы. Покрутите лист по горизонтали и по вертикали, и выберите понравившийся вариант. Форма цветов может быть различной.


Мне кажется, что мой рисунок нужно развернуть вот так…

Закончим рисунок с помощью цветных восковых карандашей. Мои цветы будут напоминать гладиолусы. Прорисовывать я начну с верхних пятен.
Для того чтобы было понятней какой цветок рисую каждое пятно обвела овалами разного цвета: начнем с пятна в черном овале, затем в красном и наконец, в желтом.


Для обводки контура лепестков возьмем черный восковой карандаш. Начиная работу, помним правило, что все лепестки сходятся в центре. В результате наметился раскрывшийся цветок, который смотрит на нас.


При помощи штриховки придадим движение лепесткам.


В штриховку ввожу бордовый цвет.



Один цветок готов.


Приступаем к цветку в красном овале. Вблизи он выглядит вот так.


Начну с нижних лепестков.


Закончим прорисовку верхнего лепестка и сразу же нанесем черную штриховку.


Как и в первом цветке введем бордовый восковой карандаш.


Смотрим что получилось.


Начинаем прорисовку третьего цветка бордовым восковым карандашом.


В центре цветка нарисуем черным карандашом тычинки.


Оттеним лепестки бордовым и коричневым карандашом.


А теперь добавим черный цвет: не нажимая на карандаш, чтобы получилась прозрачная линия, обведем верхние развернутые лепестки и внутренний край правого лепестка.


Теперь посмотрим как они выглядят вместе.


Перейдем вниз нашего рисунка, там мы четко можем увидеть три красных пятна – это тоже наши будущие цветы. Начнем отрисовку пятна в черном овале, затем придумаем цветок в красном овале, и последней цветок будет в желтом овале.


Принцип отрисовки цветов такой же, как описывался выше. Поэтому смотрим результат.




Теперь обязательно рассмотрим наш рисунок целиком для определения дальнейших действий.

Начнем работу с зеленью – формируем листья. Проанализировав форму пятен, я понимаю, что на листья гладиолусов они мало похожи, так как имеют круглую форму. Ну и ладно, нам это не помеха. Используя темно зеленый восковой карандаш, подчеркиваю контур листьев и штриховкой рисую прожилки.




Опять посмотрим на наш рисунок в целом и определим оставшийся фронт работ.


Внимательно всмотревшись в рисунок можно увидеть пустоту в центре композиции. Там расположено бледно фиолетовое пятно. Это тоже будет цветок. Для него я возьму фиолетовый карандаш, на тон темнее, чем само пятно, и прорисую его лепестки.


Этим же карандашом нарисую похожий цветок на оранжевом свободном участке с правой стороны рисунка.


Вот наш рисунок и готов. Можно вставить его в рамку.
Гордый, стройный, элегантный,
Налитой восторгом колос.
Фрак сошью тебе атласный.
Мой Маэстро - Гладиолус! (Галина Абделазиз)

Все дети любят рисовать. Но иногда у ребёнка получается не так, как хочется. А может быть, ему недостаточно знакомых способов для самовыражения? Тогда можно вдохновить его на эксперименты с разными техниками, среди которых обязательно найдётся любимая. После этого ваше чадо наверняка захочет изобрести что-то новое.
Узоры из точек

Сначала рисуем самую простую загогулину. Затем при помощи ватной палочки и красок (гуашь или акриловые) делаем затейливые узоры, как душа ляжет. Краски лучше предварительно смешать и слегка развести водой на палитре.

Фроттаж

С детства знакомая и любимая многими техника. Кладём под лист бумаги предмет с немного выступающим рельефом и закрашиваем его пастелью, мелком или не заточенным карандашом.

Отпечатки поролоном

Обмакнув губку в густую гуашь, ребёнок может нарисовать пейзажи, букеты цветов, ветки сирени или животных.

Кляксография


Один вариант: капнуть краской на лист и наклонять его в разные стороны, чтобы получилось какое-либо изображение. Второй: ребёнок окунает кисть в краску, затем сажает кляксу на лист бумаги и складывает лист вдвое так, чтобы клякса отпечаталась на второй половине листа. Затем разворачивает лист и старается понять, на кого или на что похож рисунок.

Другие рисунки методом клясографии можно посмотреть

Отпечатки рук и ног

Всё просто: нужно обмакнуть ступню или ладошку в краску и сделать на бумаге отпечаток. А потом пустить в ход фантазию и дорисовать пару деталей.

Подробнее о методе рисования ладошками можно посмотреть

Узоры по краске

Для такой аппликации нужно нанести густым слоем краску на бумагу. Затем обратным концом кисти на ещё влажной краске процарапать узоры - разнообразные линии и завитушки. Когда высохнет, вырезать нужные фигуры и наклеить на плотный лист.

Отпечатки пальцев

Название говорит само за себя. Нужно тонким слоем покрасить палец и сделать отпечаток. Пара штрихов фломастером - и готово!

Монотипия

На ровную гладкую поверхность (например, стекло) краской наносится рисунок. Потом прикладывается лист бумаги, и отпечаток готов. Чтобы он получился более размытым, лист бумаги нужно предварительно намочить. Когда всё высохнет, можно при желании добавить детали и очертания.

Граттаж

Изюминка работы в том, что рисунок нужно процарапывать. Лист картона плотно заштриховывается пятнами разноцветной масляной пастели. Затем черную гуашь нужно смешать на палитре с мылом и закрасить весь эскиз. Когда краска полностью высохнет, зубочисткой процарапываем рисунок.

Воздушные краски

Чтобы приготовить краску, нужно смешать столовую ложку «самоподнимающейся» муки, несколько капель пищевого красителя и столовую ложку соли. Добавить немного воды до консистенции густой сметаны и хорошо перемешать. Краску можно поместить в кондитерский шприц или в небольшой пакет. Крепко завязать и надрезать уголок. Рисуем по бумаге или обычному картону. Готовый рисунок помещаем на 10-30 секунд в микроволновку на максимальный режим.

«Мраморная» бумага

Лист бумаги закрашиваем жёлтой акриловой краской. Когда он полностью просохнет, закрашиваем ещё раз разбавленной розовой краской и сразу же накрываем пищевой плёнкой. Плёнку нужно смять и собрать в складочки, так как именно они создадут нам нужный узор. Дожидаемся полного высыхания и снимаем плёнку.

Рисование водой

Акварелью рисуем простую фигуру и заливаем её водой. Пока не просохла, ставим на неё цветные кляксы, чтобы смешались между собой и образовали вот такие плавные переходы.

Отпечатки овощами и фруктами

Овощ или фрукт нужно разрезать пополам. Потом можно вырезать на нем какой-то узор или оставить как есть. Макаем в краску и делаем оттиски на бумаге. Для отпечатков можно использовать яблоко, картофель, морковку или сельдерей.

Отпечатки из листьев

Принцип тот же. Листья мажем краской и делаем отпечатки на бумаге.

Рисунки с солью

Если посыпать ещё влажный акварельный рисунок солью, то она пропитается краской и при высыхании создаст эффект зернистости.

Щётка вместо кисти

Иногда в целях эксперимента стоит попробовать что-то неожиданное. Например, хозяйственную щётку.

Эбру, или рисование на воде

Нам потребуется ёмкость с водой. Главное требование - чтобы её площадь совпадала с площадью листа бумаги. Можно использовать жаровню для духовки или большой поднос. Также понадобятся масляные краски, растворитель к ним и кисточка. Суть в том, чтобы создавать узоры краской по воде, а потом обмакнуть в них лист бумаги. Как это делается: www.youtube.com

Эффект потрескавшегося воска

Восковыми карандашами рисуем на тонкой бумаге изображение. В нашем случае - цветок. Фон должен быть полностью заштрихован. Хорошенько сминаем и затем расправляем лист с рисунком. Закрашиваем его тёмной краской так, чтобы она вошла во все трещинки. Промываем рисунок под краном и сушим. Если требуется - разглаживаем утюгом.

О рисовании на мятой бумаге можно посмотреть

Оттиски картоном со сдвигом

Нарезаем картон на небольшие полоски, примерно 1,5×3 см. Край кусочка картона обмакиваем в краску, прижимаем вертикально к бумаге и равномерно сдвигаем в сторону. Будут получаться широкие линии, из которых и создается рисунок.

Отпечатки кулачком

Для такого рисунка ребёнку придётся сжать руки в кулачки. Затем обмакнуть тыльную сторону пальцев в краску и ставить отпечатки, создавая нужную форму. Рыбок и крабов можно создать при помощи отпечатков пальцев.

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

Рисование пальчиками
- рисование ладошками
- печать из ниток
- печать из картофеля или морковки.

С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:

Отпечатки-картинки
- печать пластилином
- масляная пастель + акварель
- отпечатки листьев
- рисунки из ладошки
- рисование ватными палочками
- волшебные ниточки
- монотипия.

А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:

Рисование мыльными пузырями
- рисование мятой бумагой
- рисование солью
- кляксография
- пластилинография
- граттаж
- фроттаж.

Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

РИСОВАНИЕ ЗАБАВНЫМИ ОТПЕЧАТКАМИ

1. Штампики из пластилина

Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.

Материалы: 1.Пластилин 2.Карандаш 3.Краска 4.Губка 5.Кисть 6.Бумага 7.Баночка для воды


2. Штампики из ниток

Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.

Материалы: 1.Нить шерстяная 2.Основа 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды

3. Картинки-отпечатки
Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.

Материалы: 1.Пенопластовая форма 2.Карандаш 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды


4. Отпечатки «листики»
Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.

Материалы: 1.Листик 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды



5. Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком
Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.

Материалы: 1.Овощ/фрукт 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды




РИСОВАНИЕ РУКАМИ

1. Рисуем ладошками

Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками - это веселая игра для маленьких художников.

Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Кисть 4.Баночка для воды

2. Рисуем пальчиками

Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.

Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Карандаш/Фломастер 4.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ

Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.

Материалы: 1.Стакан с водой 2.Краска 3.Мыльный раствор 4.Трубочка 5.Бумага

РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ

Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

Материалы: 1.Соль 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ

Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.
Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.
Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

Материалы: 1.Салфетка/Бумажка 2.Краска 3.Кисть 4.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ МАСЛЯНОЙ ПАСТЕЛЬЮ И АКВАРЕЛЬЮ

Техника рисования "волшебных" картинок с помощью белой масляной пастели. На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Но как только кисточка и красочка начинают украшать белый лист, то….дети почувствуют себя настоящими волшебниками, когда под их кисточками начнут проявляться волшебные картинки.

Материалы: 1.Пастель масляная белая 2.Акварель 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды



МОНОТИПИЯ

Техника монотипия от греч. «моно» - один и «typos» - отпечаток, оттиск, касание, образ.
Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.
Существует два вида монотипии.

1. Монотипия на стекле

На гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

Материалы: 1.Гладкая поверхность 2.Гуашь 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

2. Монотипия предметная

Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Материалы: 1.Краска 2.Кисть 3.Бумага 4.Баночка для воды

КЛЯКСОГРАФИЯ

Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.

Материалы: 1.Акварель 2.Трубочка 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды


НИТКОГРАФИЯ

Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.

Материалы: 1.Нить 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды


РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point - точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.
Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.

Материалы: 1.Ватные палочки 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды


ГРАТТАЖ «ЦАП-ЦАРАП»

Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать).
Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.

Материалы: 1.Картон 2.Пастель масляная 3.Гуашь 4.Зубочистка/Спица 5.Кисть 6.Баночка для воды



ФРОТТАЖ

Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание).
Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат - оттиск, имитирующий основную фактуру.

Материалы: 1.Плоский рельефный предмет 2.Карандаш 3.Бумага


ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ

Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.

Материалы: 1.Пластилин 2.Основа 3.Бусины/Бисер 4.Стеки



Попко Мария Степановна.

Педагог по изобразительной деятельности

детского сада на Остоженке

Удивительные образовательные и творческие плоды дает рисование нетрадиционной техникой в детском саду. Максимально облегченные и стопроцентно привлекательные для детей занятия оригинальной живописью позволяют быстро и с энтузиазмом получать результаты. В считанные минуты при помощи красок, кистей, мокрой бумаги, клея, пластилина, восковых мелков, пальцев, поролона, пенопласта, ваты, пробок, щеток, соломинок, природных материалов и любых других предметов можно создать настоящие шедевры.

Польза нетрадиционной техники рисования для детей

Занятия нетрадиционным изобразительным искусством с детьми, посещающими младшую, среднюю и старшую группы детских дошкольных учреждений положительно отражаются на личности каждого из них. Чем полезны и что конкретно дают необычные техники рисования растущим членам общества:

  • развитие чувства уверенности в своих силах;
  • нейтрализация различных страхов, которые часто беспокоят дошкольников по причине психотравм или повышенной тревожности;
  • развитие пространственного мышления;
  • обучение ребенка свободному выражению своих творческих идей;
  • ознакомление и интересная работа с разными природными и подручными материалами;
  • развитие мелкой ручной моторики;
  • получение огромного количество позитивных эмоций и эстетического удовольствия на занятиях;
  • настройка детей на поиск свежих творческих решений;
  • развитие восприятия цветов, объема и фактуры композиции;
  • расширение способностей к здоровому фантазированию и творческому воображению.
рисование нетрадиционной техникой - оригинальный способ развития детей

Идеи нетрадиционных техник рисования для детского сада

Нетрадиционная живопись пальцами для детей

Краски находятся в плоских емкостях, также потребуется вода; для каждого пальчика - свой цвет. При наличии старания и вдохновения можно создать красивые композиции.

Отпечатки листьев

Для работы над пейзажами потребуется набор листьев разных растений. Краской заполнить всю площадь листа, потом без сдвига плотно прижать обработанную часть к листу, необходимые детали дорисовываются кисточками.

Рисование штампом из ваты

Ватные тампоны или другие подходящие мягкие предметы, рабочая часть пропитывается краской, затем методом тычка наносится рисунок. Работать можно внутри заранее созданного контура или вне такового.

Рисование жесткой кистью

Неувлажненная жесткая кисточка обмакивается в краску и производится легкий удар по бумаге. Таким методом наносятся желаемые формы, которые получаются необычной колючей либо пушистой фактуры.

Необычное рисование пробкой-печатью

Можно применять крышки и пробки разных размеров, рабочая часть вначале прижимается к пропитанной краской штемпельной подушке, затем к листу. При необходимости меняется цвет, значит, берется другая подушечка и пробка.

Нестандартное рисование оттисками

Из сырых клубней картошки нужно сделать несколько штампов любой формы. Ребенку остается только прижать печать к густой краске в емкости, обтереть излишки о края, и нанести оттиск на рисунок, также композиция дорабатывается кистью. По такому же принципу можно сделать отпечатки без воды с использованием пенопласта, поролона, куска помятой бумаги. Также можно штамповать по трафарету.

Мокрое рисование

На смоченном водой листке, при помощи кистей или пальцев, получаются туманные размытые изображения. Для прорисовки деталей нужно высушить рисунок или воспользоваться густой краской.

Техника рисования-аппликации

Любые кусочки бумаги надо интенсивно сминать и при помощи клея присоединять к листу. В итоге получается объемная картинка.

Рисование брызгами

Пропитав старую зубную щетку смесью ПВА+гуашь, художественной тушью или краской, надо проводить по щетине палочкой. Производя набрызг, можно создать много красивых композиций.

Проявляющиеся рисунки

Прежде чем начать такое рисование нетрадиционной техникой в детском саду, на листе создается четкий жирный контур восковыми мелками. Когда быстро наносится верхний слой акварелью, основная композиция красиво проступает, с линий воска скатываются краски.

Рисование шаблонами

Чтобы изобразить тот или иной объект, обводится несколько заготовленные геометрические шаблоны. Для создания гармоничной картины, нужно представить, какими формами она представлена.

Оригинальное рисование пластилином

Для пластилинографии потребуется опустить пластилин в горячую воду. На картоне, где заготовлен фон и необходимые контуры, создается рисунок посредством прижимания кусочков пластилина и размазывания их пальцами.

Необычное рисование кляксами

Суть кляксографии заключается в том, чтобы капнуть краской на бумагу, согнуть ее пополам, немного прижать для распределения краски. Раскрыв лист и пофантазировав, на что похож результат, можно подрисовать нужные элементы.

Рисование с выдуванием краски

Берется подходящая тонкая соломинка, через которую ребенку предстоит дуть, разгоняя краску в нужных направлениях. Дополнительные детали прорисовываются кистью.

Оригинальное фантазийное рисование

Абсолютно любые предметы кладутся на бумагу, обводятся по контуру. Потом к этим формам добавляются элементы так, чтобы получить новые объекты, не похожие на исходные образцы.

Живое рисование

За основу берутся обязательно неодушевленные предметы из предпочитаемой сферы, например, растения, посуда, еда, транспорт или одежда. Задачей детей является оживление этих рисунков путем добавления глаз, носа, рук, ног, рта и других присущих живым организмам деталей.

Воспитатель детского сада или родители могут подключить фантазию и использовать свои уникальные методы рисования. Нестандартный подход к образовательной и творческой деятельности всегда радует и вдохновляет детей.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры