Николай томский скульптор работы. Томский николай васильевич, скульптор
19 декабря 1900 - 22 ноября 1984
советский скульптор-монументалист, автор многих известных парадных памятников советской эпохи
Биография
Николай Васильевич Гришин родился 6 (19) декабря 1900 года в селе Рамушево (ныне Старорусский район Новгородской области) в семье кузнеца. Так как в 1914 году отец его ушел на фронт, фактически все годы Первой мировой войны Николай стоял во главе семьи. С началом Гражданской войны Н. В. Томский был призван в Красную армию, воевал, был ранен. В Рамушеве Николай Томский прожил почти 20 лет. В дальнейшем он возвращается в Старую Руссу, где начинает в это время проявляться в нем интерес к изобразительному искусству, он много рисует, поступает в драматический кружок Народного дома, организованного по инициативе и усилиями разносторонне одаренного человека, живописца, передвижника Василия Семёновича Сварога . Именно В. С. Сварог посоветовал Н. Томскому заняться лепкой.
Скульптор оставил наполненные лиризмом воспоминания о старорусском периоде своей юности.
После демобилизации, в 1923 году Н. В. Томский отправляется в Петроград, где поступает на скульптурный факультет Художественно-промышленного техникума, который оканчивает в 1927 году. Руководителем его был Всеволод Всеволодович Лишев . Впервые выставляется в 1925 году в Ленинградском музее революции на экспозиции, посвященной памяти В. И. Ленина. В 1920-е, 1930-е годы Н. В. Томский участвует в реставрации монументально-декоративной скульптуры Ленинграда, изучаает традиции русской школы ваяния XIX века, которые оказывают влияние на его пластическую манеру, сочетание индивидуального и типического, характерного жеста и тщательно моделироваанных форм, отделки, создания образов, проникнутых патетикой и героическим пафосом.
В годы Великой Отечественной войны Н. В. Томский, находясь в блокадном Ленинграде, принимал активное участие в маскировочных работах, направленных не только на решение оборонных задач, но и на спасение культурного достояния осаждённого города. Он возглавлял бригаду скульпторов, работавших над рельефными агитплакатами. Совместно с В. В. Исаевой , М. Ф. Бабуриным, Г. Б. Пьянковой-Рахманиной, Р. Н. Будиловым, Б. Р. Шалютиным, В. Я. Боголюбовым и А. А. Стрекавиным он создал скульптурное панно «За Родину!» (6 Х 5 м), которое было установлено на Невском проспекте в районе Государственной Публичной библиотеки.
После войны скульптор работает в Москве. Н. В. Томский руководил бригадами скульпторов, которые создавали монументальные фигуры для московских высоток, работали над оформлением московского метрополитена. В этих группах вместе с ним трудились скульпторы М. Ф. Бабурин, П. И. Бондаренко, Н. И. Рудько, М. Н. Смирнов , Р. К. Таурит, А. П. Файдыш-Крандиевский , Д. П. Шварц, Г. А. Шульц и другие. С 1948 года Н. В. Томский преподавал в Московском художественном институте (ректор с 1964 по 1970 год). С середины 1950-х годов в портретном творчестве скульптора углубляется индивидуальная характеристика модели, манера лепки становится более пластичной.. Одновременно с преподаванием в МХИ, Н. В. Томский с 1960 по 1968 год руководил творческой мастерской Академии Художеств в Ленинграде.
Н. В. Томский принимал активное участие в общественной жизни, именно благодаря его помощи был сохранён один из крупных архитектурных памятников конца XIX века - Храм Всемилостивого Спаса, который советские власти пытались снести в 1979 году. Ещё в 1929 году собор был закрыт, после чего вывезено всё внутреннее убранство, а фрески закрашены, снесли главы и ярус звона колокольни. Фактически здание церкви 1976 году было передано в ведение Московского Государственного Технологического университета «Станкина», руководство которого решило разобрать «за ненадобностью» этот памятник архитектуры и истории, а на его месте построить учебные корпуса. Действия Н. В. Томского позволили отстоять церковь. Благодаря ходатайству скульптора удалось начать деятельность по возрождению храма «Всех скорбящих радости» и Скорбященского монастыря, которому он принадлежал. Так, уже в 1982 году сохранённое его силами здание, было отреставрировано финской фирмой, по проекту института «Росреставрация»
Воевал, был ранен.
В Рамушеве Николай Томский прожил почти 20 лет. В дальнейшем он переезжает в Старую Руссу, в нём проявляется интерес к изобразительному искусству, он много рисует, поступает в драматический кружок Народного дома, организованного по инициативе и усилиями разносторонне одаренного человека, живописца, передвижника Василия Семёновича Сварога . Именно В. С. Сварог посоветовал Н. Томскому заняться лепкой .
Скульптор оставил наполненные лиризмом воспоминания о старорусском периоде своей юности.
Отменные по живописности места, просторные заливные луга вдоль берегов тихой привольной Ловати . Разноцветный ковёр весной, пахучие сенокосы летом, синеющая стылая даль осенней порой и заснеженная целина, прорезанная санным путём через замёрзшую Ловать… Сколько радости в мартовской голубой и звонкой капели, в журчании весенних ручьёв. И какой неописуемый восторг вызывает ледоход Ловати… А первая песня скворца под окном и серебряный колокольчик невидимого жаворонка! Какое блаженство - бежать по цветущему лугу на лету сшибая золотистые лютики, лебяжий пух одуванчиков… Незабываемое детство - оно на всю жизнь . |
Творчество
После войны скульптор работает в Москве. В конце 1940-х он вылепил и отлил в бронзе, высек в камне ряд портретов и фигур в рост. В портретной галерее, созданной Н. В. Томским в это время, - военачальники, герои Великой Отечественной войны: И. Д. Черняховский (мрамор, 1947); М. Г. Гареев (базальт, 1947), П. А. Покрышев (мрамор, 1948), А. С. Смирнов (мрамор, 1948) - все в ТТГ ; И. Н. Кожедуб (этюд, бронза, 1948; РМ , Ленинград; Бюст также установлен в сельском сквере деревни Ображиевка Шосткинского района ; архитектор Л. Г. Голубовский; бронза, мрамор. 1949). Памятник И. Р. Апанасенко (Белгород ; бронза, 1944-49). За цикл портретов, памятник И. Р. Апанасенко и монументальные рельефы историко-революционной тематики (с соавторами; гипс, 1949), портрет С. М. Кирова (мрамор, 1949; ГТГ) - скульптор был награждён несколькими Государственными премиями.
Н. В. Томский руководил бригадами скульпторов, которые создавали монументальные фигуры для московских высоток , работали над оформлением московского метрополитена . В этих группах вместе с ним трудились скульпторы М. Ф. Бабурин , П. И. Бондаренко , Н. И. Рудько, М. Н. Смирнов , Р. К. Таурит, А. П. Файдыш-Крандиевский , Д. П. Шварц , Г. А. Шульц и другие. С 1948 года Н. В. Томский преподавал в (ректор с по 1970 год). С середины 1950-х годов в портретном творчестве скульптора углубляется индивидуальная характеристика модели, манера лепки становится более пластичной; - образность приобретает содержательный и выразительный психологический строй. Произведения ваятеля в жанре ню , отличает лиризм и хорошее знание натуры. Он не впадает в крайности обобщения, но и не боится наполнения. К сожалению, эта часть творческого наследия скульптора не слишком хорошо известна зрителю. Портреты, созданные им в рамках идеологического заказа, отвечают не только требованиям высокого профессионализма, но и демонстрируют неформальное отношение мастера к выбору средств и соответствию их особенностям внутренней жизни моделей. Показателен в этом отношении, например, портрет французского рабочего, коммуниста Жозефа Гельтона (бронза, 1967, ГТГ). Такими же качествами наделены многие портреты политиков, учёных и деятелей культуры, созданные им на основе этюдов - или во время самих зарубежных поездок, когда скульптор продолжал оставаться творчески активным; портреты - Юзефа Лясковского, мексиканского живописца-монументалиста
Томский Николай Васильевич – президент Академии художеств СССР, скульптор-монументалист, город Москва.
Родился 19 (6 – по старому стилю) декабря 1900 года в селе Рамушево Старорусского уезда Новгородской губернии, ныне Старорусского района Новгородской области, в семье кузнеца. настоящая фамилия – Гришин. Член ВКП(б)/КПСС с 1950 года. С началом Гражданской войны был призван в Красную армию, воевал, был ранен. В Рамушеве прожил почти 20 лет.
После Гражданской войны он возвращается в Старую Руссу, где начинает в это время проявляться в нём интерес к изобразительному искусству, он много рисует, поступает в драматический кружок Народного дома, организованного по инициативе и усилиями живописца и передвижника В.С. Сварога, который посоветовал Н.В. Томскому заняться лепкой.
В 1923 году отправляется в Петроград, где поступает на скульптурный факультет Художественно-промышленного техникума, который оканчивает в 1927 году. Впервые выставляется в 1925 году в Ленинградском музее революции на экспозиции, посвященной памяти В.И. Ленина.
В 1920-е – 1930-е годы участвует в реставрации монументально-декоративной скульптуры Ленинграда, изучает традиции русской школы ваяния XIX века, которые оказывают влияние на его пластическую манеру, сочетание индивидуального и типического, характерного жеста и тщательно моделированных форм, отделки, создания образов, проникнутых патетикой и героическим пафосом.
В это время художник работал над памятником С.М. Кирову. В 1935 году объявлен всесоюзный конкурс проектов памятника на Кировской площади у здания одноимённого райсовета в Ленинграде – победила работа скульптора Н.В. Томского. Открыт памятник (бронза, гранит) 6 декабря 1938 года. На постаменте барельефы, посвященные теме гражданской войны, труда. Эта работа была удостоена Сталинской (ныне Государственной) премии СССР – первая для Н.В. Томского государственная награда. В 1937 скульптор создал статую " " (гипс).
В годы Великой Отечественной войны, находясь в блокадном Ленинграде, принимал активное участие в маскировочных работах, направленных не только на решение оборонных задач, но и на спасение культурного достояния осаждённого города. Он возглавлял бригаду скульпторов, работавших над рельефными агитплакатами. Совместно с группой скульпторов он создал скульптурное панно "За Родину!" (6х5 м), которое было установлено на Невском проспекте в районе Государственной Публичной библиотеки.
После войны скульптор работает в Москве. В конце сороковых он вылепил и отлил в бронзе, высек в камне – ряд портретов и фигур в рост. В портретной галерее, созданной Н.В. Томским в это время – военачальники, герои Великой Отечественной войны: (мрамор, 1947); (базальт, 1947), (мрамор, 1948), (мрамор, 1948) – все в Государственной Третьяковской галерее; (этюд, бронза, 1948; Русский музей, Ленинград; бюст также установлен в сельском сквере деревни Ображиевка Шосткинского района Сумской области Украины; архитектор Л.Г. Голубовский; бронза, мрамор. 1949). Памятник И.Р. Апанасенко (Белгород; бронза, 1944-1949).
Н.В. Томский руководил бригадами скульпторов, которые создавали монументальные фигуры для московских высоток, работали над оформлением московского метрополитена. С 1948 года Н.В. Томский преподавал в Московском художественном институте (ректор с 1964 по 1970 год).
С середины 1950-х годов в портретном творчестве скульптора углубляется индивидуальная характеристика модели, манера лепки становится более пластичной; – образность приобретает содержательный и выразительный психологический строй. Произведения ваятеля в жанре ню, отличает лиризм и хорошее знание натуры. Он, не впадает в крайности обобщения, но и не боится наполнения.
Даже портреты, созданные им в рамках идеологического заказа, и те – отвечают не только требованиям высокого профессионализма, но и демонстрируют неформальное отношение мастера к выбору средств и соответствию их особенностям внутренней жизни моделей. Показателен в этом отношении, например, портрет французского рабочего, коммуниста Жозефа Гельтона (бронза, 1967, Государственная Третьяковская галерея).
Такими же качествами наделены многие портреты политиков, учёных и деятелей культуры, созданные им на основе этюдов – или во время самих зарубежных поездок, когда скульптор продолжал оставаться творчески активным; портреты – Юзефа Лясковского, мексиканского живописца-монументалиста Диего Ривера (1956-1957), польского революционера В. Шопского (1957), болгарского художника В. Димитрова-Майстора (1957), президента ГДР Вильгельма Пика (1956), генерала Э.П. Пети (1957). Женские портреты скульптора также содержательны, они раскрывают характер моделей, – созвучие гармоничного облика и обаяния, внутренней красоты (Женский портрет. 1964).
Одновременно с преподаванием в Московском художественном институте, Н.В. Томский с 1960 по 1968 год руководил творческой мастерской Академии Художеств в Ленинграде.
Принимал активное участие в общественной жизни, именно благодаря его помощи был сохранён один из крупных архитектурных памятников конца XIX века – Храм Всемилостивого Спаса, который советские власти пытались снести в 1979 году. Ещё в 1929 году собор был закрыт, после чего вывезено всё внутреннее убранство, а фрески закрашены, снесли главы и ярус звона колокольни. Фактически здание церкви 1976 году было передано в ведение Московского Государственного Технологического университета "Станкина", руководство которого решило разобрать "за ненадобностью" этот памятник архитектуры и истории, а на его месте построить учебные корпуса.
Действия Н.В. Томского позволили отстоять церковь. Благодаря ходатайству скульптора удалось начать деятельность по возрождению храма "Всех скорбящих радости" и Скорбященского монастыря, которому он принадлежал. Так, уже в 1982 году сохранённое его силами здание, было отреставрировано финской фирмой, по проекту института "Росреставрация".
Много работал над созданием целой галереи портретов исторических личностей и современников художника. Среди его работ: скульптурное оформление Моста Победы в Москве (1943, совместно с архитектором ); памятники С.М. Кирову в Ленинграде (1938), в Воронеже (1939), в Новой Ладоге (1947), в Кировске Ленинградской области (1952); памятники В.И.Ленину в Орле (1949), в Иркутске (1952), в Мурманске (1957), в Вологде (1958), в Саранске (1960), в Железноводске (1966), в Климовске (1967), в Таганроге (1970), в Старой Руссе (1984); памятник М.В.Ломоносову перед главным зданием МГУ на Воробьевых горах (1954); памятник-бюст дважды Героя Советского Союза в Уфе (1967); памятник адмиралу П.С. Нахимову в Севастополе (1959); памятник-бюст М.И. Кутузову перед "Кутузовской избой" (1958); памятник в Новгороде (1964); памятник-бюст в посёлке Пено Тверской области (1944); памятник М.И. Кутузову в Москве (1973); скульптурно-архитектурная композиция на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены (1975); памятник-бюст на Аллее дважды Героев в Московском Парке Победы в Ленинграде (1977). Автор бюстов и на их могилах на Красной площади.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 декабря 1970 года за выдающиеся заслуги в развитии советского изобразительного искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения народному художнику СССР Томскому Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".
Действительный член Академии художеств СССР (1949, президент – 1968-1983), профессор. Действительный член Академии искусств ГДР. Народный художник СССР (1960).
Жил в Москве. Умер 22 ноября 1984 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Лауреат Ленинской премии (1972) – за гранитный памятник В.И. Ленину в Берлине (1970). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941) – за памятник С.М. Кирову в Ленинграде. Лауреат Сталинской премии первой степени (1948) – за скульптурный портрет . Лауреат Сталинской премии второй степени (1949) – за скульптурные портреты , и . Лауреат Сталинской премии первой степени (1950) – за памятник И.Р. Апанасенко в Белгороде, скульптурный портрет С.М. Кирова и коллективную работу над барельефами «В.И. Ленин и – основатели и руководители Советского государства». Лауреат Сталинской премии второй степени (1952) – за мраморный бюст Н.В. Гоголя. Лауреат Государственной премии СССР (1979) – за создание монумента В.И. Ленину в Ташкенте. Лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина (1975) – за памятник М. И. Кутузову в Москве.
Почётный гражданин города Старая Русса (23.08.1967).Награждён 3 орденами Ленина (27.10.1967; 18.12.1970; 19.12.1980), орденом Октябрьской Революции (23.03.1976), орденом Трудового Красного Знамени (29.12.1960), орденом Карла Маркса (ГДР).
На доме, где жил Н.В. Томский в 1966-1984 годах (Москва, Большая Бронная улица, 29) ему установлена мемориальная доска. В Москве ему установлен памятник.
ТОМСКИЙ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
Николай Васильевич [р. 6(19).12.1900, село Рамушево, ныне в Новгородской области], советский скульптор, народный художник СССР (1960), действительный член АХ СССР (1949; президент с 1968), Герой Социалистического Труда (1970). Член КПСС с 1950. Учился в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1923-27) у В. В. Лишева. Участвуя в реставрации монументально-декоративной скульптуры в Ленинграде, Т. изучил традиции русской школы ваяния 19 в., которые легли в основу его пластической манеры. Большое место в ранний период творчества Т. заняла работа над образом С. М. Кирова. Лучшие произведения 1930-х гг. свидетельствуют, насколько органичными явились для него принципы социалистического реализма. Сочетая индивидуальное и типическое, характерный жест и законченные, тщательно моделированные формы, Т. создал образы, проникнутые героическим пафосом [памятник С. М. Кирову в Ленинграде (бронза, гранит, открыт в 1938, Государственная премия СССР, 1941; см. илл.), статуя "А. Бусыгин" (гипс, 1937), памятник В. И. Ленину в Воронеже (бронза, гранит, открыт в 1940)]. Эти черты творчества Т. проявились и в работе над произведениями, прославляющими героев Великой Отечественной войны 1941-45. Среди работ этого периода - многочисленные портреты [И. Д. Черняховского (мрамор, 1947 Государственная премия СССР, 1948); М. Г. Гареева (базальт, 1947); П. А. Покрышева и А. С. Смирнова (оба - мрамор, 1948) - все в Третьяковской галерее, И. Н. Кожедуба (бронза, 1948; Русский музей, Ленинград), все - Государственная премия СССР, 1949] и памятники [И. Р. Апанасенко в Белгороде (бронза, 1944-49) и др.]. За памятник Апанасенко, цикл монументальных рельефов на историко-революционные темы (с соавторами; гипс, 1949), портрет С. М. Кирова (мрамор, 1949; Третьяковская галерея) Т. получил Государственную премию СССР в 1950. В 1951 он выполнил скульптурный портрет Н. В. Гоголя (мрамор; Третьяковская галерея, Государственная премия СССР, 1952), а в 1952 - памятник писателю для Москвы (бронза, гранит). Как и в 1930-х гг., Т. много работает над образом В. И. Ленина [памятники в Орле (1949-61), Вильнюсе (1952), Вологде (1958), все - бронза, гранит, и в др. городах]. Со 2-й половины 1950-х гг. Т. обращается к поискам более активных и выразительных форм в монументальных композициях (памятник В. И. Ленину в Берлине, гранит, 1970; Ленинская премия, 1972); углубляется индивидуальная характеристика модели, пластичней становится манера лепки в портрете (портрет Д. Риверы, бронза, 1956-57, Третьяковская галерея). Преподаёт в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (с 1948; профессор с 1949, ректор в 1964-70). Председатель Московского союза советских художников (1951-56). Депутат Верховного Совета РСФСР 3-го и 6-9-го созывов. Делегат 24 - 25-го съездов КПСС. Награжден 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Лит.: Парамонов А., Н. В. Томский, М., 1953; Н. В. Томский. Каталог выставки, М., 1969: Балтун П. К., Н. В. Томский, М., 1974.
М. Л. Нейман.
Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ТОМСКИЙ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ТОМСКИЙ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
(1900-84) российский скульптор, народный художник СССР (1960), действительный член (1949), президент (1968-83) АХ СССР, Герой Социалистического Труда (1970). Памятник С. … - ТОМСКИЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
623996, Свердловской, … - НИКОЛАЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
(победа народа; Деян 6:5) - родом из Антиохиян, обращенный вероятно из язычества в Христианскую веру, один из диаконов Церкви апостольской, … - ТОМСКИЙ
(Ефремов) Михаил Павлович (1880-1936). Член партии с 1904 г. Участник революции 1905-1907 гг., десять лет провел в тюрьме и ссылке, … - НИКОЛАЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
Николаевич, великий князь (1856-?). - Окончил военную академию в 1876 г. Участвовал офицером в русско-турецкой войне. В период от 1895 … - НИКОЛАЙ в Краткой биографической энциклопедии:
Николай - Мурликийский архиепископ, святой, высокочтимый на Востоке и Западе, иногда даже мусульманами и язычниками. Его имя окружено массой народных … - ТОМСКИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
(наст. фам. Ефремов) Михаил Павлович (1880-1936) политический деятель. В 1919-21 и 1922-29 председатель ВЦСПС. В 1921 председатель Туркестанской комиссии ВЦИК … - НИКОЛАЙ в Большом энциклопедическом словаре:
(4 в.) архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В … - НИКОЛАЙ ИМЯ 5 ПАП
имя 5 пап. Н. I (858—867), римлянин знатного рода, был избран под влиянием императора Людовика II. Отличаясь твердой волей и … - НИКОЛАЙ ЕПИСКОП НОВОМИРГОРОДСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(Иван Григорьевич Заркевич) — епископ новомиргородский, духовный писатель (1827— 885). Учился в СПб. духовной академии; до принятия монашества состоял священником … - НИКОЛАЙ ЕПИСКОП АЛЕУТСКИЙ И АЛЯСКИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
I (в мире Михаил Захарович Зиоров, род. в 1850 г.) — епископ алеутский и аляскинский (с 1891 г.); образование получил … - НИКОЛАЙ ДУХОВН. ПИСАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(в мире Петр Степанович Адоратский) — духовный писатель (1849—96). Воспитанник Казанской духовной академии, Н., по принятии монашества, пробыл 4 года … - НИКОЛАЙ ГРЕЧ. РИТОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(Nikolaos) — греч. ритор из Мир-Ликийских, жил в конце V в. по Р. Хр., автор "Progymnasmata" — введения в стилистические … - НИКОЛАЙ НАЛИМОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(в мире Николай Александрович Налимов, род. в 1852 г.) — экзарх Грузии, архиепископ карталинский и кахетинский, воспитанник спб. духовной академии. … - НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
Николай - архиепископ мирликийский (города Мир в Ликии), великийхристианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и посмерти, "правило веры и образ … - НИКОЛАЙ в Современном энциклопедическом словаре:
- НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словарике:
I (1796 - 1855), российский император (с 1825), третий сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти императора … - ТОМСКИЙ
Т́ОМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, старейший вуз Сибири и Д. Востока, осн. в 1880. Подготовка по матем., физ., хим., биол., геол., геогр., ист., … - ТОМСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
Т́ОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, осн. в 1896 как ин-т, с 1993 ун-т. Готовит инженеров по геол., маш.-строит., энергетич., хим.-технол., экон. и … - ТОМСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
Т́ОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, осн. в 1930 как ин-т, с 1995 ун-т. Готовит учителей нач. и ср. школы, психологов, дефектологов, педагогов-исследователей … - ТОМСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
Т́ОМСКИЙ Ник. Вас. (1900-84), скульптор, нар. худ. СССР (1960), д.ч. (1949), през. (1968-83) AX СССР, Герой Соц. Труда (1970). Пам. … - ТОМСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
Т́ОМСКИЙ (наст. фам. Ефремов) Мих. Пав. (1880-1936), полит. и гос. деятель. В 1919-21 и 1922-29 пред. ВЦСПС. В 1921 пред. … - НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НИКОЛ́АЙ САЛОС, псковский юродивый. В 1570 во время похода Ивана IV на Псков встретил царя у ворот города, обличая его … - НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Старший) (1831- 1891), вел. князь, третий сын имп. Николая I, ген.-фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С … - НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Младший) (1856- 1929), вел. князь, сын Николая Николаевича (Старшего), генерал от кавалерии (1901). В 1895-1905 ген.-инспектор кавалерии, с … - НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НИКОЛ́АЙ МИХАЙЛОВИЧ (1859-1919), вел. князь, внук имп. Николая I, генерал от инфантерии (1913), историк, поч. ч. Петерб. АН (1898). Монографии … - НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НИКОЛ́АЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (Николай Кребс, Krеbs) (1401-64), философ, богослов, учёный, церк. и полит. деятель. Ближайший советник папы Пия II, … - НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НИКОЛ́АЙ ДАМАССКИЙ (64 до н.э.- нач. 1 в. н.э.), др.-греч. историк. Из соч. дошли во фрагментах: "История" (в 144 кн.), … - НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НИКОЛ́АЙ II (1868-1918), последний рос. император (1894-1917), старший сын имп. Александра III, поч. ч. Петерб. АН (1876). Его царствование совпало … - НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НИКОЛ́АЙ I (1796-1855), рос. император с 1825, третий сын имп. Павла I, поч. ч. Петерб. АН (1826). Вступил на престол … - НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НИКОЛ́АЙ I (?-867), папа Римский с 858; при нём произошёл разрыв с Вост. … - НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НИКОЛ́АЙ из Отрекура (Nicolas d"Autrecourt) (ок. 1300 - после 1350), франц. философ, предст. номинализма. Преподавал в Париже. Критиковал схоластич. аристотелизм, … - НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НИКОЛ́АЙ (в миру Бор. Дорофеевич Ярушевич) (1892-1961), церк. деятель. В 1922-24 в ссылке. В 1942-43 замещал местоблюстителя патриаршего престола митрополита … - НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НИКОЛ́АЙ (в миру Ив. Дм. Касаткин) (1836- 1912), церк. деятель, с 1870 глава Рус. правосл. миссии в Японии, основатель Япон. … - НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НИКОЛ́АЙ (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Миры в Ликии, М. Азия), христ. святой, широко почитаемый в Вост. и Зап. … - НИКОЛАЙ
Басков, Рыбников, … - НИКОЛАЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
Последний царь … - НИКОЛАЙ в словаре Синонимов русского языка:
имя, … - ТОМСКИЙ
томский (от Томь и … - НИКОЛАЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
Николай, (Николаевич, … - ТОМСКИЙ в Орфографическом словаре:
т`омский (от томь и … - ТОМСКИЙ
(наст. фам. Ефремов) Михаил Павлович (1880-1936), политический деятель. В 1919-21 и 1922-29 председатель ВЦСПС. В 1921 председатель Туркестанской комиссии ВЦИК … - НИКОЛАЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
(4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В … - НИКОЛАЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
м. Мужское … - ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ в Цитатнике Wiki.
- ФЕЛИЦЫН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фелицын Сергей Васильевич (1883 - 1937), священник, священномученик. Память 2 декабря, … - ТРОИЦКИЙ ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Троицкий Петр Васильевич (1889 - 1938), псаломщик, мученик. Память 31 декабря и …
Томский Николай Васильевич [р. 6(19).12.1900, село Рамушево, ныне в Новгородской области - 1984], скульптор, народный художник СССР (1960), действительный член АХ СССР (1949; президент с 1968), Герой Социалистического Труда (1970).
Учился в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1923-27) у В. В. Лишева. Участвуя в реставрации монументально-декоративной скульптуры в Ленинграде, Томский изучил традиции русской школы ваяния 19 в., которые легли в основу его пластической манеры.
Большое место в ранний период его творчества заняла работа над образом С. М. Кирова. Сочетая индивидуальное и типическое, характерный жест и законченные, тщательно моделированные формы, Томский создал образы, проникнутые героическим пафосом (памятник С. М. Кирову в Ленинграде (бронза, гранит, открыт в 1938, Государственная премия СССР), статуя «А. Бусыгин» (гипс, 1937), памятник В. И. Ленину в Воронеже (бронза, гранит, открыт в 1940)).
Эти черты творчества Томского проявились и в работе над произведениями, прославляющими героев Великой Отечественной войны 1941-45. Среди работ этого периода - многочисленные портреты [И. Д. Черняховского (мрамор, 1947 Государственная премия СССР, 1948); М. Г. Гареева (базальт, 1947); П. А. Покрышева и А. С. Смирнова (оба - мрамор, 1948) - все в Третьяковской галерее, И. Н. Кожедуба (бронза, 1948; Русский музей, Ленинград), все - Государственная премия СССР, 1949] и памятники.
За памятник Апанасенко, цикл монументальных рельефов на историко-революционные темы (с соавторами; гипс, 1949), портрет С. М. Кирова (мрамор, 1949; Третьяковская галерея) Томский получил Государственную премию СССР в 1950.
В 1951 он выполнил скульптурный портрет Н. В. Гоголя (мрамор; Третьяковская галерея, Государственная премия СССР, 1952), а в 1952 - памятник писателю для Москвы (бронза, гранит).
Как и в 1930-х гг., Томский много работает над образом В. И. Ленина.
Со 2-й половины 1950-х гг. он обращается к поискам более активных и выразительных форм в монументальных композициях (памятник В. И. Ленину в Берлине, гранит, 1970; Ленинская премия, 1972); углубляется индивидуальная характеристика модели, пластичней становится манера лепки в портрете (портрет Д. Риверы, бронза, 1956-57, Третьяковская галерея).
Лучшие дня
Превращаясь в Барби Посетило:3825 |
Посетило:719 |
Врожденная аристократичная внешность |