Осмысленная жизнь. Как сделать свою жизнь осмысленной

Главная / Психология

Диссертация

Фесенко, Павел Петрович

Ученая cтепень:

Кандидат психологических наук

Место защиты диссертации:

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Общая психология, психология личности, история психологии

Количество cтраниц:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ .

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОПИСАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ.

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ , СМЫСЛОЖИЗНЕШ1ЫХ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ ЛИЧНОСТИ.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности"

Актуальность исследования. Представление о том, что осмысленная жизнь есть залог духовного равновесия, душевного благополучия в широком смысле слова, а отсутствие смысла жизни приводит к формированию особого типа заболевания - ноогенного невроза, благодаря работам В. Франкла , прочно укоренилось в современной психологии и породило многочисленные и многоаспектные исследования, в которых основное внимание уделяется связи наличия или отсутствия смысла жизни с различными формами психопатологии (J.Crumbaugh, RJacobson, B.Sheffield и др.). При этом, исследования концентрировались, в основном, на изучении характера смысла жизни и смысложизненных ориентации у людей, страдающих различными формами девиаций и психических заболеваний. Анализ особенностей переживания смысла собственной жизни здоровыми людьми отходит в такого рода исследованиях на второй план.

Остается проблемой и сама взаимосвязь смысла жизни с различными позитивными аспектами функционирования личности: в этом контексте критике подвергается не только теория самоактуализации (подчеркивалось, что развитие собственных потенций само по себе не может являться смыслом человеческой жизни), но и гедонистически ориентированные теории личности (отмечалось, что стремление человека к счастью и удовольствию - это тупиковый путь развития, с точки зрения поиска и реализации смысла жизни) (В. Франкл , Д.А Леонтьев и др.). В силу этого, остается недостаточно освещенной связь осмысленности жизни с различными позитивными аспектами человеческого функционирования (личностным ростом, самопринятием , способностью устанавливать и поддерживать позитивные отношения с окружающими, стремлением к самоактуализации и т.д.).

Особенно дискуссионным и мало изученным является вопрос о том, что выступает необходимым условием обретения смысла жизни. Учение В. Франкла об особой группе трансцендентных ценностей (ценности творчества, переживания, отношения), реализация которых личностью ведёт к обретению устойчивого смысла жизни и, таким образом, к душевной гармонии, духовному благополучию, порождает проблему: «Является ли определённый характер ведущих ценностных ориентации личности необходимым условием переживания жизни как осмысленной, а, следовательно, и залогом душевного благополучия?» Существующие в психологии личности исследования не дают однозначного ответа на этот вопрос.

Недостаток исследований связи смысла жизни и позитивных аспектов функционирования личности, отчасти, обусловлен многообразием подходов, выделяющих различные параметры такого функционирования. Поэтому становится актуальным введение понятия, которое могло бы обобщить эти характеристики. В данном исследовании в качестве такового выступает понятие «психологическое благополучие », разрабатываемое N.Bradburn, R.Ryan и E.Deci, C.Ryff, Е. Diener, A.Waterman, А.В.Ворониной. Несмотря на многочисленность подходов к трактовке психологического благополучия и его эмпирических исследований, это понятие все же остается одним из мало разработанных как в зарубежной, так и отечественной психологии.

Основываясь на концепции психологического благополучия, созданной американским психологом C.Ryff, в которой обобщены теории, описывающие различные аспекты позитивного функционирования личности (теории А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта , К.Г. Юнга, Э. Эриксона, М. Яходы и др.), а также, отмечая вслед за Е. Diener, что исследование психологического благополучия должно учитывать не только непосредственно измеряемый уровень благополучия, но и принимать во внимание внутреннюю, индивидуальную систему координат, с которой человек соотносит собственное психологическое благополучие, в данном исследовании мы определяем психологическое благополучие как интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования (личностного роста, самопринятия , управления средой, автономии, цели в жизни, позитивных отношений с окружающими), а также степени реализованности этой направленности, субъективно выражающейся в ощущении счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью.

Исходя из этого, нами различается «» - степень реализованности основных компонентов позитивного функционирования, и «» - степень направленности на реализацию компонентов позитивного функционирования. Кроме того, в исследовании вводится понятие уровня и структуры актуального и идеального психологического благополучия.

Такой подход к изучению психологического благополучия ставит ряд вопросов, которые ранее не выступали предметом исследования: о соотношении актуального и идеального психологического благополучия, о характере этого соотношения у людей с различным (высоким и низким) уровнем актуального психологического благополучия, о связи осмысленности жизни, смысложизненных и ценностных ориентаций человека с компонентами актуального психологического благополучия, а также с его уровнем.

Введение понятия «идеальное психологическое благополучие » и определение его как степени направленности личности на реализацию компонентов позитивного функционирования предполагает решение ряда вопросов, требующих проведения специальных эмпирических исследований. Так, необходимо эмпирически подтвердить существование такого рода направленности, и, прежде всего, охарактеризовать особенности отношения личности к психологическому благополучию и неблагополучию. Такая же задача возникает и в связи с проблемой исследования осмысленности жизни: практически отсутствуют эмпирические исследования отношения личности к самому факту наличия или отсутствия смысла жизни.

Всё вышесказанное определяет актуальность настоящего исследования, направленного на выявление взаимосвязи между осмысленностью жизни, смысложизненными и ценностными ориентациями личности с психологическим благополучием личности.

Объект исследования: смысловая сфера, ценности и психологическое благополучие личности.

Предмет исследования: уровень и структура актуального и идеального психологического благополучия, уровень осмысленности жизни, структура смысложизненных и ценностных ориентаций.

Цели исследования: 1) определить особенности соотношения актуального и идеального психологического благополучия личности; 2) выявить характер связи между уровнем актуального психологического благополучия и уровнем осмысленности жизни, структурой смысложизненных и ценностных ориентаций; 3) определить особенности представлений и отношения современных россиян к психологическому благополучию и неблагополучию, а также к наличию или отсутствию смысла в жизни (осмысленности/бессмысленности жизни).

Гипотезы исследования:

1. Структура актуального и идеального психологического благополучия, а также соотношение между ними различно у лиц с высоким и низким уровнем актуального психологического благополучия.

2. Чем выше показатель актуального психологического благополучия, тем выше осмысленность жизни и тем больше актуальное психологическое благополучие приближается к идеальному психологическому благополучию по своей структуре.

3. Структура смысложизненных и ценностных ориентации различается у людей с различным уровнем актуального психологического благополучия.

4. Наличие смысла жизни и психологическое благополучие позитивно оцениваются человеком.

Задачи исследования:

1. Разработать батарею методик для исследования связи осмысленности жизни и психологического благополучия личности.

В рамках данной задачи: а) Провести исследование валидности и надёжности русскоязычной версии методики «», а также ее стандартизацию; б) Выявить социо-культурную специфику психологического благополучия современного россиянина; в) Разработать метод исследования идеального психологического благополучия.

2. Провести экспериментальное исследование актуального и идеального психологического благополучия личности, показать их соотношение и особенности у лиц с различным уровнем (высоким и низким) актуального психологического благополучия.

3. Изучить связь между осмысленностью жизни и актуальным психологическим благополучием.

4. Исследовать уровень осмысленности жизни, а также особенности структуры смысложизненных и ценностных ориентаций у людей с высоким и низким психологическим благополучием.

5. Изучить особенности отношения современного россиянина к таким понятиям, как: «осмысленность жизни » и «психологическое благополучие ».

Методологическая основа диссертационной работы: Исследование осмысленности жизни базируется на идеях JT.C. Выготского о структурном и смысловом строении сознания, представлениях о строении смысловой сферы личности, сформулированных в работах А.Н.Леонтьева, А.Г.Асмолова, Б.С.Братуся, положениях о психологической сущности феномена смысла жизни, выдвинутых в работах В. Франкла, понимании осмысленности жизни, предложенном Д. А. Леонтьевым. Анализ психологического благополучия проводится с позиций представлений о позитивных аспектах функционирования личности, разработанных в различных концепциях гуманистически ориентированных психологов , обобщенных в шестикомпонентной концепции психологического благополучия С. Ryff, а также опирается на концепции психологического благополучия N. Bradburn, модели субъективного благополучия Е. Diener, теории самодетерминации R. Ryan и Е. Deci.

Методы исследования: Для проведения исследования были выбраны методы, отвечающие его целям и задачам. В работе использовался блок методик, направленный на изучение уровня осмысленности жизни, структуры ценностных и смысложизненных ориентаций, уровня и структуры актуального и идеального психологического благополучия личности: 1) Методика «Шкалы психологического благополучия » (С. Ryff); 2) Модифицированный вариант методики «Шкалы психологического благополучия »; 3) Методика «Тест смысложизненных ориентаций » (Д.А. Леонтьев ); 4) Модифицированный вариант методики «Ценностные ориентации » (М. Рокич ); 5) Модифицированный вариант методики Дембо -Рубинштейн. 6) Модифицированный вариант методики «Семантический дифференциал » (Ч. Осгуд ).

В качестве методов статистической обработки результатов использовались критерии различий, методы корреляционного и факторного анализа. Статистическая обработка полученных результатов производилась с помощью программы SPSS для Windows (версия 11.5)

Новизна и теоретическая значимость исследования. В работе по-новому определено понятие «психологическое благополучие ». Введено представление об актуальном и идеальном психологическом благополучии, доказано, что показатели идеального психологического благополучия значимо превышают аналогичные показатели актуального психологического благополучия, а структуры актуального психологического благополучия и идеального психологического благополучия различны, что не позволяет отождествлять эти понятия. Обнаружены также их различия и особенности у лиц с высоким и низким уровнем актуального психологического благополучия. Показано, что чем выше актуальное психологическое благополучие, тем выше осмысленность жизни и тем больше актуальное психологическое благополучие приближается к идеальному психологическому благополучию по своей структуре. Доказано наличие прямой связи между осмысленностью жизни и аспектами позитивного функционирования личности (автономия, управление окружающей средой, позитивные отношения с окружающими, личностный рост, наличие целей в жизни и позитивное самопринятие ), которые рассматриваются как компоненты структуры психологического благополучия, субъективно выражающегося в ощущении счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью. В работе также показаны различия в уровне и структуре смысложизненных и характере ценностных ориентации у лиц с высоким и низким уровнем психологического благополучия.

Практическая значимость исследования. Для исследования психологического благополучия была проведена валидизация , культурная адаптация и стандартизация метода «Шкалы психологического благополучия », разработаны нормативы для оценки психологического благополучия современных россиян, а также разработан методический прием исследования идеального психологического благополучия, что позволяет использовать данную методику в других исследованиях. Кроме этого, в процессе валидизации и стандартизации методики «Шкалы психологического благополучия », предложенной С. RyfF, и на ее основе создана новая, культурно-специфичная методика исследования психологического благополучия. Основываясь на новом, более чётком понимании взаимосвязи между осмысленностью человеческой жизни и психологическим благополучием, можно определить новые терапевтические подходы в рамках экзистенциального направления психотерапии для преодоления кризиса бессмысленности, а также терапии ряда состояний, которые сопровождаются субъективным ощущением снижения ценности жизни, потери интереса к ней, создать основу для профилактики и диагностики подобного рода расстройств. Данные нашего исследования позволяют найти новые подходы к психотерапии экзистенциальных кризисов и ноогенных неврозов, в частности, с применением терапии благополучия (well-being therapy). Кроме того, материалы исследования могут быть использованы для построения учебных спецкурсов по психическому здоровью, позитивному функционированию и психологическому благополучию личности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Между такими ключевыми аспектами позитивного функционирования личности, как: осмысленность жизни и психологическое благополучие личности существует связь - имеющая характер высокозначимой прямой корреляционной зависимости. При этом, все структурные компоненты психологического благополучия прямо коррелируют с уровнем осмысленности жизни и смысложизненными ориентациями.

2. Структура смысложизненных и ценностных ориентаций связана с уровнем психологического благополучия личности. Испытуемые с высоким уровнем психологического благополучия отличаются от людей с низким уровнем психологического благополучия тем, что у них значительно более высокий уровень осмысленности жизни и смысложизненных ориентация, их структура значимых терминальных ценностей отличается более конкретным, заведомо более легко реализуемым характером.

3. Уровень психологического благополучия связан с субъективным ощущением возможности реализовывать значимые ценности. Чем выше уровень психологического благополучия, тем более доступными с точки зрения обладания ими или их реализации выглядят значимые терминальные ценности.

4. Соотношение идеальных представлений о психологическом благополучии с актуальным статусом психологического благополучия связано с уровнем актуального психологического благополучия личности. Так, расхождение между структурой идеального психологического благополучия и актуального психологического благополучия наиболее велико у лиц с низким психологическим благополучием. В то время как у лиц с высоким психологическим благополучием структура актуального психологического благополучия приближается к структуре идеального психологического благополучия.

Надежность и достоверность исследования: обеспечены репрезентативностью выборки, применением методов, адекватных задачам и целям исследования, проведением содержательного (качественного) и количественного (основанного на применении методов математической статистики) анализа полученных результатов.

Апробация работы: материалы и выводы работы обсуждались на заседаниях кафедры клинической, нейро- и патопсихологии Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ в период с 2003 по 2005 гг., на конференциях «IV чтения памяти JI.C. Выготского», Москва 2003; «V чтения памяти JI.C. Выготского», Москва 2004. Результаты исследований были внедрены в работу со студентами 3 курса, факультета психологии РГГУ, в ходе производственной практики в 2004 г. По теме исследования опубликовано 3 научных статьи.

Структура и объём диссертации: диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, списка литературы из 259 наименований, в том числе 62 на иностранном языке, 9 приложений. Общий объём диссертации 206 страниц. В работе содержится 5 графиков, 32 таблицы, 2 рисунка.

Заключение диссертации по теме "Общая психология, психология личности, история психологии", Фесенко, Павел Петрович

1. Проведённое исследование показало, что представления о феномене осмысленности жизни и феномене психологического благополучия существуют в сознании в виде чёткой дихотомии или полярных оценок: осмысленность / бессмысленность, психологическое благополучие / неблагополучие. Подобная дифференцированность позволяет рассматривать данные представления как субъективные критерии, с помощью которых человек способен оценивать собственное бытие. Исследование также показало, что психологическое благополучие воспринимается как социально и личностно одобряемое состояние, обладающее субъективной желательностью для большинства испытуемых . Аналогичные результаты были получены относительно представлений об осмысленности жизни.

2. Психологическое благополучие характеризуется не только степенью реализованности направленности личности на позитивные аспекты функционирования, но и степенью напряженности этой направленности; поэтому в исследовании различается общий индекс, уровень и структура актуального и идеального психологического благополучия. Согласно проведённому исследованию, все показатели идеального психологического благополучия значимо превышают аналогичные показатели актуального психологического благополучия, эти виды психологического благополучия различаются и по своей структуре (количественной характеристикой выраженности компонентов). Чем выше актуальное психологическое благополучие, тем больше его структура соответствует идеальному психологическому благополучию; у людей с низким актуальным психологическим благополучием совпадение между актуальным и идеальным психологическим благополучием по каким-либо параметрам отсутствуют.

3. Осмысленность жизни прямо связана с психологическим благополучием; с повышением осмысленности жизни повышается психологическое благополучие и наоборот. Основные компоненты позитивного функционирования личности (параметры психологического благополучия) прямо связаны с осмысленностью жизни.

4. Лица с высоким уровнем психологического благополучия имеют значительно более высокий уровень осмысленности жизни; структура их терминальных ценностей отличается более конкретным, заведомо более реализуемым характером. Расхождение между ценностью и доступностью терминальных ценностей у этой группы испытуемых меньше, чем у лиц с низким уровнем психологического благополучия, что свидетельствует о большей субъективной достижимости данной группы ценностей. Люди с низким психологическим благополучием имеют низкую осмысленность жизни, структура их терминальных ценностей отличается абстрактным, труднореализуемым характером.

5. Актуальное психологическое благополучие связано с индексом расхождения «ценность- доступность» обратной корреляционной связью. Чем меньше расхождение между субъективной доступностью значимых терминальных ценностей, тем выше актуальное психологическое благополучие.

6. Трансцендентный характер ценностных и смысложизненных ориентаций (значимость которого утверждалась многими исследователями), обнаруживаемый у испытуемых с низким психологическим благополучием, не является обязательным условием достижения психологического благополучия. Чем выше субъективная привлекательность и реализуемость терминальных ценностей, тем выше уровень психологического благополучия.

7. Получены новые данные о тендерных различиях в структуре смысложизненных ориентаций: установлено, что женщины имеют структуру смысложизненных ориентаций мало отличную от мужской, а общий уровень осмысленности жизни не имеет статистических различий с аналогичным показателем у мужчин.

8. В диссертации впервые в России было проведена валидизация , стандартизация, а также социо-культурная адаптация методики «Шкалы психологического благополучия », разработанной К. Рифф. Показано, что параметры психологического благополучия, предложенные К. Рифф, применимы для исследования психологического благополучия современных россиян.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное диссертационное исследование связи осмысленности жизни с психологическим благополучием личности (компонентами которого являются различные позитивные аспекты человеческого функционирования) показало, что осмысленное существование - это действительно залог душевного благополучия в широком смысле слова.

Теоретический анализ понятий «смысл жизни », «смысловая сфера личности » и др. позволил сформулировать вслед за Д.А. Леонтьевым представление об осмысленности жизни как о «.количественной мере и степени устойчивости направленности жизнедеятельности субъекта на какой-либо смысл» .

Проведённый теоретический обзор также показал, что в настоящий момент уделяется мало внимания исследованиям взаимосвязи осмысленности жизни с различными позитивными аспектами функционирования личности, а наибольшее количество практических исследований направлено на выявления связи осмысленности жизни, смысла жизни и смысловой сферы личности с различными негативными аспектами личностного функционирования. Данное исследование восполнило этот пробел, обратившись к понятию «психологическое благополучие » личности.

В работе показано, что понятие «психологическое благополучие » на настоящий момент не имеет чёткой дефиниции, что сделало необходимым теоретический анализ его содержания с учётом существующих в настоящих момент взглядов и подходов к его пониманию. Вслед за R. Ryan и Е. Deci мы отмечаем, что все существующие на западе теории психологического благополучия можно разделить на два течения: гедонистическое и эвдемоническое. Тем не менее, в настоящий момент появилось ряд теорий, стремящихся интегрировать в себе оба этих течения. Одной их таких концепций, где, на наш взгляд, подобная интеграция выполнена наиболее удачно, является шестикомпонентная концепция психологического благополучия, предложенная C.Ryff. Именно на этой концепции мы и остановили свой выбор в рамках данной исследовательской работы.

В данном исследовании показано, что психологическое благополучие сложное и неоднородное явление, одновременно и актуальное и потенциальное, что не учитывается современными концепциями психологического благополучия. Поэтому возникла необходимость по-новому определить психологическое благополучие как интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования (личностного роста, самопринятия , управления средой, автономии, цели в жизни, позитивных отношений с окружающими), а также степени реализованности этой направленности, субъективно выражающейся в ощущении счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью.

В диссертации различается понятие «идеальное психологическое благополучие » - степень направленности личности на реализацию компонентов позитивного функционирования (выраженность стремления реализовать себя в автономном существовании, в поддержании позитивных отношений с окружающими людьми, направленности на личностный рост и пр.); и понятие «актуальное психологическое благополучие » - субъективная оценка степени реализованности этой направленности в реальной жизни личности. При этом, предполагается и обосновывается, что структура (соотношение компонентов) актуального и идеального психологического благополучия могут не совпадать. Кроме того, в исследовании вводится понятие уровня актуального психологического благополучия - высокое и низкое психологическое благополучие. Низкий уровень актуального психологического благополучия обусловлен преобладанием негативного аффекта (общего ощущения собственной несчастливости , неудовлетворенности собственной жизнью), высокий - преобладанием позитивного аффекта (ощущением удовлетворенности собственной жизнью, счастья). Каждый уровень может иметь специфичные для него структуры актуального и идеального психологического благополучия (которые не совпадают) и соотношение (степень расхождения) между актуальным и идеальным психологическим благополучием.

Для операционализации и введения в полноценный научный оборот российской психологии понятия «психологическое благополучие » нам необходимо было отграничить его от таких терминов, как: «психическое здоровье », «психологическое здоровье », «качество жизни ». Понятие «психологическое благополучие » делает акцент на субъективную эмоциональную оценку человеком себя и собственной жизни, а также на аспектах позитивного личностного функционирования. Подобное понимание обособляет его от ряда других понятий, часто неадекватно использующихся как его синонимы. Так, в отличие от понятий «психическое здоровье » и «качество жизни » психологическое благополучие напрямую не связано с наличием или отсутствием каких - либо психических или соматических недугов. От концепций позитивного психического здоровья представления о психологическом благополучии отличны интересом не только к самоактуализационным аспектом, но к тому, каким образом они воспринимаются самой личностью, заострением внимания на переживании человеком счастья и удовлетворённостью самим собой и своим окружением.

В рамках работы по валидизации русскоязычной версии методики «Шкалы психологического благополучия » было показано, что предложенные в теории C.Ryff параметры психологического благополучия применимы для исследования феномена психологического благополучия у современных россиян. Последнее утверждение можно считать верным, невзирая на то обстоятельство, что выявленная нами путём факторного анализа структура психологического благополучия состоит из четырёх компонентов в отличие от шестикомпонентной структуры психологического благополучия в теории C.Ryff, т.к. выделенные нами компоненты психологического благополучия не вступают в прямое противоречия с основными положениями теории C.Ryff, и являются, скорее, следствием уточнения основных положений оригинальной теории. Более того, полученная нами структура объединяет в себе два основных подхода к пониманию проблемы благополучия - гедонистический и эвдемонический, что перекликается с общими тенденциями развития представления о психологическом благополучии, которые существуют в настоящее время за рубежом. Это позволяет рассматривать дальнейшее изучение проблемы психологического благополучия с позиций полученной нами структуры психологического благополучия как весьма перспективной. Однако, в данном исследовании нами решено было придерживаться основных положений теории C.Ryff, что позволяет избежать теоретической путаницы при анализе результатов и добиться большей ясности при кросс-культурном сопоставлении данных.

Исследование представлений об осмысленности жизни при помощи модифицированного варианта метода «Семантический дифференциал » показало, что осмысленная жизнь отличается положительной эмоциональной оценкой, характеризуется высокой активностью, силой и упорядоченностью. Психосемантическая структура представлений о бессмысленности жизни представлена такими признаками, как: слабость, пассивность, хаотичность, эмоциональная отчуждённость, дискомфорт, простота, непонятность. Эмоциональная оценка имеет не резко выраженную негативную направленность. Таким образом, показано, что осмысленная жизнь, в представлениях большинства наших испытуемых, обладает субъективной привлекательностью и желательностью, а бессмысленная жизнь, напротив, воспринимается как крайне нежелательная и непривлекательная. Эти данные хорошо согласуются с основными положениями теории В. Франкла о воле к смыслу. Кроме этого, в исследовании было показано, что психосемантическая структура представлений о себе приближается к психосемантической структуре представлений о человеке, имеющем смысл жизни.

Анализ представлений о психологическом благополучии с помощью методики МСД позволяет сделать вывод, что представление о психологическом благополучии имеет высокую положительную эмоциональную оценку, высокие оценки по таким параметрам, как: активность, сила, комфортность, близость, сложность, упорядоченность, понятность, вероятность и реальность. Представление же о психологическом неблагополучии имеет негативную эмоциональную оценку, оно характеризуется низкими показателями по параметрам: активность, сила, комфортность, близость, сложность, упорядоченность, понятность. Структура представлений о себе у большинства испытуемых приближается к психосемантической структуре представлений о человеке, вполне удовлетворенном жизнью. Таким образом, можно сказать, что большинство испытуемых воспринимает себя скорее как психологически благополучных, нежели психологически неблагополучных.

Исследование структуры актуального и идеального психологического благополучия современных россиян показало, что структуре актуального психологического благополучия наибольших величин достигают значения таких компонентов, как: «Личностный рост », «», «Цели в жизни » - что свидетельствует о том, что современные россияне считают в наибольшей степени реализованными в своей жизни именно эти компоненты позитивного функционирования. При этом, для них в значительно меньшей степени характерна позитивная оценка себя и своей жизни в целом, способность быть независимыми, чувство уверенности в собственной способности добиваться поставленных результатов и компетентности.

По мнению испытуемых, идеальное психологическое благополучие в наибольшей степени связано с высокоразвитым самопринятием , способностью устанавливать и поддерживать теплые доверительные отношения с другими, наличием целей в жизни и умением их эффективно реализовывать. В то время как способность быть внутренне независимым, умение отстаивать своё мнение и стремление к саморазвитию, по субъективной оценке большинства респондентов, уступают в важности вышеозначенным четырём характеристикам.

Исследование соотношения структуры актуального и идеального психологического благополучия выявило, что между средними значениями всех шести компонентов актуального психологического благополучием и идеального психологического благополучия существуют статистически значимые расхождения. По нашему мнению, представляется естественным то, что актуальный статус несколько (а иногда и явно) ниже выявленного идеального статуса. Это расхождение, как, например, расхождение между «реальным Я » и «идеальным Я » следует рассматривать в качестве пространства или планки, по отношению к которому может наблюдаться динамика (ситуативная, возрастная и т.д.) актуального благополучия.

В работе были исследованы структуры актуального и идеального психологического благополучия у лиц с высоким и низким уровнем психологического благополучия. Так, испытуемые с высоким уровнем актуального психологического благополучия считают, что психологически благополучный человек, прежде всего, стремится определить цели в жизни, что он в одинаковой мере нацелен на установление позитивных отношений с окружающими, управление средой, осуществление личностного роста, а в наименьшей степени им ценится способность к автономному существованию. Собственная способность достигать автономии и управлять средой оценивается как связанная с определенными трудностями. Для данной группы испытуемых способность быть независимым и умение противопоставлять общественному давлению имеет несколько меньшую субъективную значимость по сравнению с другими параметрами психологического благополучия. У респондентов, составивших эту группу, по трём параметрам актуальное психологические благополучие соответствует идеальным представлениям о психологическом благополучии. Повышение уровня актуального психологического благополучия в данном случае связывается с ростом чувства компетентности в управлении средой (расхождение по этому параметру наиболее велики, это свидетельствует, что испытуемые в наименьшей степени удовлетворены своими способностями успешно справляться с требованиями повседневной жизни).

Анализ соотношения актуального и идеального психологического благополучия в группе испытуемых с низким уровнем актуального психологического благополучия показывает, что они ощущают себя не вполне способными к управлению окружающей средой, самопринятию , испытывают значительные трудности в определении целей в жизни и достижении автономии. При этом, для данной группы характерны статистически значимые различия между выраженностью компонентов актуального и идеального психологического благополучия по всем основным параметрам, то есть ни один компонент актуального психологического благополучия не достигает идеального.

Исследование осмысленности жизни и основных смысложизненных ориентаций показало, что у большинства испытуемых общий уровень осмысленности жизни и смысложизненных ориентаций соответствуют нормативам. Тем не менее, обращает на себя внимание новые данные о гендерных различиях в структуре смысложизненных ориентаций, полученные в нашем исследовании по сравнению с нормативами. Так, женщины в нашем исследовании имеют структуру смысложизненных ориентаций практически идентичную мужской, а общий уровень осмысленности жизни не имеет статистических различий с аналогичным показателем у мужчин. Однозначная интерпретация подобного феномена выходит за рамки нашего исследования, но учитывая то, что наши данные подтверждаются результатами работ, выполненных в последние годы другими исследователями , можно предположить, что выявленные нами изменения, в тендерной специфике смысложизненных ориентаций и осмысленности жизни являются следствием социально-культурных изменений, произошедших в нашем обществе (изменение отношения к тендерным ролям в последние десятилетие и прежде всего к женской роли).

Между общим показателем осмысленности жизни и индексом актуального психологического благополучия существует прямая корреляционная связь (р< 0.01), причем, чем выше уровень актуального психологического благополучия (то есть, чем в большей степени человек ощущает свою способность реализовать свою направленность на позитивные аспекты функционирования), тем выше уровень осмысленности жизни и наоборот.

Все компоненты актуального психологического благополучия связаны с осмысленностью жизни и основными смысложизненными ориентациями (р< 0.01). Можно сказать, что осмысленность человеческой жизни непосредственно сопряжена с ощущением счастья, общей удовлетворённостью собственным бытиём. Тем самым, косвенно подтверждается предположение В. Франкла, о том, что в ходе поиска и реализации человеком смысла собственной жизни он обретает счастье.

Проведённое исследование позволяет констатировать неравномерный характер взаимосвязей компонентов актуального психологического благополучия со смысложизненными ориентациями, что позволяет нам разделить все характеристики психологического благополучия на две группы. В первую группу, которую можно обозначить как «центральная », входят параметры, которые в наибольшей степени связанны с осмысленностью жизни (имеют наибольшие значения коэффициентов корреляции с показателем осмысленности жизни): «Цели в жизни », «Управление средой », «Самопринятие ». Во вторую группу, обозначенную как «периферическая », входят параметры: «Личностный рост », «Позитивные отношения с окружающими », «Автономия »- которые хотя и имеют значимые корреляционные связи со смысложизненными ориентациями, но их значение, с точки зрения связи со смысловой сферой личности - ниже. Такое разделение, хотя и достаточно условное, позволяет обозначить новые подходы к коррекции кризисов бессмысленности (ноогенных неврозов) с применением «терапии благополучия » (well-being therapy), описанной . Терапия такого рода не должна ограничиться только лишь помощью в поиске смысла жизни (иными словами повышением психологическое благополучие по параметру «Цели в жизни »), но должно сопровождаться проверкой смысла жизни на конструктивность (параметр «Самопринятие ») и реалистичность (параметр «Управление средой »), т.е. способность и умение человека его реализовывать.

В диссертации представлены результаты исследования различий в структуре смысложизненных и ценностных ориентаций у лиц с высоким и низким уровнем актуального психологического благополучия. Анализ полученных данных позволяет прийти к заключению о том, что испытуемые с высоким уровнем актуального психологического благополучия имеют более высокие показатели по всем шести показателям методики СЖО . Существенное различие по показателю осмысленности жизни указывает на то, что респонденты с высоким уровнем психологического благополучия обладают устойчивым жизненным смыслом, что проявляется в значительно большей стеничности , энергичности, жизнестойкости. В то же время у представителей группы испытуемых с низким уровнем актуального психологического благополучия жизнь значительно менее осмысленна, что может приводить к большей подверженности депрессии, повышенной предрасположенности к психическим, соматическим заболеваниям и аддикциям . В сравнительном анализе обращает на себя внимание, что испытуемые с высоким уровнем психологического благополучия видят смысл жизни в самом процессе проживания своей жизни, настоящее представляется для них наполненным смыслом и весьма привлекательным. Испытуемые с низким уровнем психологического благополучия видят смысл всей жизни в будущем в той же степени, сколько и в настоящем.

Нами представлены результаты исследования взаимосвязей между уровнем актуального психологического благополучия и особенностями структуры ценностей. Так, испытуемые с высоким уровнем актуального психологического благополучия отдают большее предпочтение эмоциональной притягательности терминальных ценностей, их ценностные ориентации характеризуются большей конкретностью и реалистичностью. Испытуемых с низким уровнем актуального психологического благополучия привлекает возможность получения удовольствия от собственного развития, творчества; их ценностные ориентации отличаются абстрактностью, принципиальной труднореализуемостью.

В диссертационном исследовании показано, что трансцендентный характер ценностных ориентаций, обнаруживается, прежде всего, у испытуемых с низким уровнем актуального психологического благополучия, не может рассматриваться как обязательное условие достижения психологического благополучия. Очевидно, что чем выше субъективная привлекательность и реализуемость терминальных ценностей, тем выше уровень актуального психологического благополучия. Данное положение подтверждается наличием обратной корреляционной связи между индексом расхождения «ценность-доступность» в структуре терминальных ценностей и уровнем актуального психологического благополучия: чем ниже уровень актуального психологического благополучия, тем более недоступными считаются те терминальные ценности, к которым личность стремится. Такое расхождение позволяет предположить наличие зависимости по типу «порочного круга », когда у испытуемых с низким уровнем психологического благополучия невозможность реализовать собственные ценности вызывает чувство неудовлетворенности и снижает общий уровень психологического благополучия, в то же время ощущение неудовлетворённости влечёт повышение субъективной значимости ценностей саморазвития, в достижении которых видится возможность компенсации.

Итак, подводя итоги, можно отметить, что в проведенном исследовании решены все поставленные задачи и доказаны все выдвинутые гипотезы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Фесенко, Павел Петрович, 2005 год

1. Абдразякова A.M. Адаптация методики измерения психологического благополучия: Дипломная работа. - М.: Ф-т психологии МГУ , 2002. - 58 с.

2. Абульханова К.А. Психология и сознание личности: Избранные психологические труды. М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. 216с.

3. Абульханова Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука,1980.-334 с.

4. Абульханова-Славская КА. Развитие личности в процессе жизнедеятельности//Психология формирования и развития личности. М.: Наука,1981. С. 19 - 44.

5. Адлер А. Индивидуальная психология, её гипотезы и резултаты/УПсихология личности/ Сост. и общая редакция Райгородский Д~Я.- Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М». 2000. 448с.

6. Адлер А. Наука жить// Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана -СПб:Издательство «Питер », 2000. 320с.

7. Адлер А. Понять природу человека.-СПб.: «Академический проект»,2000.-253с.

8. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы// Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1982. С. 3-18.

9. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Смысл, 1999. -350 с.13.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


1.Принимайте неудачи как обычный жизненный опыт.

Ни один человек не прожил жизнь безмятежно, ровно и гладко – ни один. И вы не будете исключением, уж поверьте. Главное, что нужно понимать в момент неудачи, это то, что все когда-нибудь закончится, пройдет, и что все равно надо жить дальше. И не просто жить, а жить в стремлении к лучшему, к цели. Ставьте цели – тогда вам будет ради чего жить и спокойно преодолевать неудачи, падать и вновь вставать и идти дальше.

2. Разочарование в людях неизбежно.

Мы часто ждем от людей то, что они не могут дать нам, а потом переживаем, что ожидания не оправдались. Поймите, что это были ваши личные ожидания, и человек под ними «не подписывался». А раз так – какие могут быть претензии? Будьте терпимее к людям, прощайте их слабости, ведь неизвестно, как вы себя поведете в той или другой ситуации, которая будет сложной для вас.

3. Любить, а не влюбляться.

Человек не может не любить, но это очень сложная штука. Влюбленность – эйфория, а любовь – отдавание. Чувствуете разницу? В первом случае это ощущение, что «мне с тобой так хорошо», то есть ты получаешь удовольствие от общения, от мечтаний и надежд. Во втором случае – заботишься о другом. Влюбленность быстро проходит, а настоящее чувство остается на всю жизнь. Зачем нам скоропортящийся продукт?

4. Уметь отпускать.

Правда, это не очень просто, потому что по натуре многие из нас «замшелые собственники». Однако надо дать право людям жить своей жизнью, не втискивая их в свои представления и в свои рамки. Если не состыковываетесь с кем-то – отпустите. Если не можете с чем-то смириться – просто отпустите. Это лучше для вашей психики. Самая хорошая новость здесь: тот, кто должен быть в вашей жизни по судьбе, будет в ней обязательно. А остальные нам зачем?

5. Плыть против течения.

В нашей жизни так много стереотипов, что плюнуть некуда. Из-за них люди сейчас живут так, как живут. Картина довольно неприглядная, как ни крути. Если хотите жить не как все – не верьте в то, во что верят они, и не делайте то, что они делают. Для этого нужна большая смелость, но результат будет потрясающий.

6. Чаще менять и править свои планы

Это не о том, что сегодня я хочу одно, а завтра другое, и вообще не о хотении. План – это шаги по достижению вашей цели, так ведь? А поскольку жизнь быстро меняется, в процессе достижения цели вы получаете опыт, навыки и прочее – план потребует корректировки. Поэтому не привязывайтесь к нему слишком категорично, будьте гибкими.

7. Все временно.

Если вспомнить свою жизнь, поймем, что десять лет назад мы были другими, год назад мы были не такими, как сейчас, и даже вчерашний «Я» отличается от «Я» сегодняшнего. Все течет и изменяется, поэтому не стоит сильно переживать о неприятном, как и не стоит слишком долго почивать на лаврах, если удача широко улыбнулась. Гармония и баланс во всем – вот что верно.

8. Вы не хуже других.

Поэтому не сравнивайте себя ни с кем, особенно с теми, кто трезвонит на каждом углу, как прекрасна его жизнь. Инстаграм – не показатель жизни человека, а скорее показуха, этакая мечта. Проблем у всех хватает, так что решайте последовательно свои, не считая деньги в карманах других людей и количество их удач. Сосредоточьтесь на своих целях, и тогда люди будут сравнивать себя с вами, но это уже не ваша забота.

9. Простить себя.

Заранее простите себя за все ошибки – авансом, тогда вам будет проще их принимать. Вы будете поступать опрометчиво, плохо, глупо и разумно. Ну и что? Делать что-то гораздо лучше, чем бездельничать и не ошибаться. Это жизнь в теплице, а это не жизнь. Мудрые говорят, что ты всегда прав, даже если ошибся. Потому что по-другому ты в этом момент не мог поступить – у тебя не было опыта, знаний или еще чего-то. Зато теперь у тебя есть опыт и ты понимаешь, что нужно знать, чтобы в другой раз оплошности не произошло.

10. Вы не доллар, чтобы всем нравится.

Да, будут люди, кто скажет, что терпеть вас не может. Знаете, это очень смешно, потому что здесь работает хитрый механизм: человеку не нравится в вас то, что есть в нем самом. Просто в себе он этого не видит, а в вас видит как под увеличительным стеклом. Получается, что это он себя терпеть не может с такими качествами, а не вас. Посмейтесь и не обращайте внимания. А если есть возможность – скажите ему об этом.

11. Говорите все, что хотите сказать.

Не молчите. Иначе никто не узнает, о чем вы думаете, что чувствуете, чего хотите и что вам не нравится. Вам жить так будет очень неудобно – люди будут делать все не то и не так. Поэтому возьмите такой девиз: «говори, все говори!». Высказывай все в доброжелательном и спокойном тоне.

12. Расти и развиваться.

Для этого нужно делать то, что боишься делать – хотя бы маленькие шаги. Постоянно читать, слушать аудио и повышать квалификацию. Искать баланс между развлечениями и делом (отдых тоже важен). Спрашивать совета у более опытных и мудрых. Искать ответы на вопросы.

13. Сейте семена удачи.

Знаем же, что ничего случайного нет. То, что ты сделал вчера, отзовется эхом сегодня или послезавтра. Просто мы как магнит притягиваем к себе все, чего достойны. Поэтому делайте только то, что приведет к положительному результату, нацеливайтесь на результат. И все будет хорошо.

14. Не сомневайся в себе.

Тот, кто достиг много, знает, что главный человек в твоей жизни – это ты сам. Не стоит сомневаться в самом главном. Если учесть, что человек за всю жизнь использует только 10% своего потенциала, своих способностей, представляешь, сколько еще внутренних богатств у тебя есть? Просто открывай их каждый день, постигая новые знания и приобретая новые навыки. Уважать себя и быть уверенным в себе помогает преодоление своих слабостей. Какую слабость или привычку ты преодолеешь сегодня, на этой неделе, через месяц?

15. Возьмите ответственность.

Каждый занят своей жизнью, вот и вы займитесь своей. Никто не виноват в том, как вы сегодня живете, ничьей заслуги в ваших достижениях нет – только ваши заслуги привели вас к успеху. Можно считать себя жертвой обстоятельств и провести в стенаниях о несправедливости мира всю жизнь, а можно постепенно, по шагам улучшать свою жизнь самому. Это один из самых верных способов.

Осмысленная жизнь

Многие детали теоретических и практических взглядов Сингера подверглись острой критике, но самую ожесточенную критику его работ, как и работ утилитаристов вообще, вызвала их чрезмерная требовательность. Проще говоря, критики считают, что если вести нравственную этическую жизнь согласно требованиям Сингера, то нам придется пожертвовать многими из тех вещей, которые наполняют нашу жизнь смыслом. Все выглядит так, словно Сингер верит в то, что мы обязаны отказаться от наших личных забот, рассматривая их как ничем не выделяющиеся среди забот всех других людей. Многие думают, что если мы будем следовать рекомендациям Сингера, то обнищаем и нанесем ущерб своим личным интересам и приносящей нам удовлетворение и радость деятельности. Например, для того, чтобы правильно поступать, нам придется действовать таким образом, что это будет идти вразрез и противоречить уважению и вниманию к тем, кто нам близок и дорог. Когда приближается день рождения любимых, детей или друзей, мы задумываемся о подарке, но потраченные на подарок деньги могли бы принести куда больше пользы тем, кому повезло меньше, чем нам. Даже время, проведенное с семьей или друзьями, в кинотеатре или на праздничном обеде, не лучше ли было бы употребить на борьбу с бедностью и помощью нуждающимся? Мы были бы просто счастливы, если бы наши близкие и друзья и сами предпочитали, чтобы мы, - вместо того, чтобы тратить деньги на подарки, - посылали от их имени деньги в организации вспомоществования голодающим или в фонды защиты прав шимпанзе, или предпочли поработать на раздаче супа, вместо того чтобы пойти в кино. Впрочем, даже самые самоотверженные люди порой полагают, что для них больше значит все-таки подарок от любимой или совместный с ней отдых. И если этическая теория утверждает, что какие-то действия не могут быть оправданы, что мы совершаем что-то морально предосудительное, покупая подарки или отправляясь в кино, то такая теория представляется нам, как простым смертным, чрезмерно требовательной.

Сингер понимает это не хуже нас с вами и, не будучи пуристом и не считая себя образцом нравственности, говорит, что мы должны делать только то, что можем. Но большинство людей большую часть своего времени не желают делать то, что они могут. Если мы хорошенько и беспристрастно подумаем над тем, что мы делаем для того, чтобы улучшить этот мир, то поймем, что большинство из нас могло бы делать намного больше для того, чтобы покончить со страданиями людей и не только. Не надо полностью соглашаться с утилитаристской философией, чтобы видеть, что в мире существует много насущных проблем, выходящих за рамки того, что требует от нас этика.

Философы издавна бросали вызов здравому смыслу, и часто такие вызовы служили улучшению нашей коллективной жизни. Вопросы, поставленные Питером Сингером, могут показаться нам чересчур заостренными, требующими принесения чего-то в жертву, да и вообще невыполнимыми. Но если мы примем брошенный им вызов, то сможем внести свой вклад в построение мира, в котором будет меньше боли и страданий и больше счастья. Мы и в самом деле сделаем наш мир лучшим местом для жизни, а ее саму сделаем более осмысленной.

Из книги Оседлать тигра автора Эвола Юлиус

8. Измерение трансцендентности. «Жизнь» и «больше чем жизнь» Итак, выявленные нами в предыдущих главах положительные элементы могут послужить начальной опорой только для совершенно особого типа человека, поскольку в своём внутреннем мире он находит не раздробленную

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

29. Жизнь как космический феномен, ее возникновение на Земле. Современные гипотезы познания живого. Жизнь с точки зрения

Из книги Восстание масс (сборник) автора Ортега-и-Гассет Хосе

Ортега-и-Гассет: привнести философию в жизнь, а жизнь - в философию Я выхожу в мироздание через перевалы Гвадаррамы или поля Онтиголы. Этот окрестный мир - другая половина моей личности, и только вкупе с ним я могу быть цельным и стать самим собой… Я это я и моя среда, и

Из книги Сочинения в двух томах. Том 1 автора Юм Дэвид

Из книги Мир Леонардо. Книга 1 автора Богат Евгений

ГЛАВА 7 Театр как жизнь, или Жизнь как театр (Иллюстрация, использованная к шмуцтитлу: Леонардо да Винчи, рисунок)Запись Павлинова о повседневности, которая «начинается на улице, а кончается в бесконечности», на мой взгляд, имеет отношение к Экзюпери, к его размышлениям о

Из книги Восстание масс автора Ортега-и-Гассет Хосе

VII. Жизнь благородная и жизнь пошлая, или энергия и косность Мы - прежде всего то, что делает из нас окружающий нас мир; основные черты нашего характера формируются под влиянием впечатлений, получаемых извне. Это естественно, так как наша жизнь - не что иное, как наши

Из книги Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней автора Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович

Жизнь Мыслитель, известный в европейской культурной традиции как Конфуций (латинское Конфуциус является искаженной записью китайского Кун Фу-цзы, то есть учитель Кун), а на родине как Кун-цзы, родился в 551 году до н. э. в небольшом древнекитайском царстве Лу (современная

Из книги Этика автора Апресян Рубен Грантович

Жизнь Будда является родоначальником одной из мировых религий, а культурное освоение его образа продолжается в течение двух с половиной тысяч лет. Свидетельства о нем представляют собой удивительное сочетание правды и вымысла. Отделить в них реальные факты от мифов и

Из книги 50 великих книг о мудрости, или Полезные знания для тех, кто экономит время автора Жалевич Андрей

Жизнь Жизненный путь Эпикура (341–270 до и. э.) не был ярким, событийно насыщенным, что вполне естественно для мыслителя, одно из изречений которого гласит: «Живи незаметно!». Он родился и вырос на острове Самосе, где было поселение афинян. Интерес к философии у него

Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 2 автора Ливрага Хорхе Анхель

Жизнь В основе легенды о Будде лежит реальная жизнь реального человека - Сиддхартхи Гаутамы. Он родился в семье царя маленькой страны племени шакьев на северо-востоке Индии в середине VI в. до н. э. Поэтому в последующем его называли Шакьямуни (мудрец из племени шакья).

Из книги Аристотель для всех. Сложные философские идеи простыми словами автора Адлер Мортимер

Жизнь Включение Иисуса Христа в ряд великих моралистов может вызвать внутренний протест у верующих. И тем не менее оно вполне оправданно. Как повествуют Евангелия, Христос является сыном Бога, родившимся, как считается, в результате непорочного зачатия. На землю он

Из книги Мудрец и искусство жизни автора Менегетти Антонио

50. «Мудрая жизнь – чистая жизнь» Нет дара ценнее, чем щедрость, И хуже врага, чем корысть. Добро возлюби. От пороков Немедленно сердце очисть… Панчатантра Тебе следует держаться нравственности неущербно, неотступно, безупречно, незапятнанно, неискаженно… Ведь

Из книги автора

Мы и жизнь

Из книги автора

Глава 10 Жизнь и хорошая жизнь Чем мы моложе, тем больше вещей мы совершаем бесцельно или, по крайней мере, играючи. Существует разница между бесцельными действиями и игрой. Бесцельно мы действуем, когда не знаем желаемый результат. Но, когда мы играем, у нас есть цель –

Из книги автора

Глава 10. Счастье как то, что не оставляет желать ничего лучшего, и, таким образом, как последняя цель, к которой следует стремиться (Жизнь и хорошая жизнь) Разница между жизнью и хорошей жизнью.Политика, книга I, главы 1, 2, 9.Концепция счастья как хорошей жизни в целом и вместе

Из книги автора

1.1. Жизнь Глагол жить (vivere) означает стремительно нестись, как сила внутри другой силы. Это слово происходит от латинского vis – сила, vivens – живущий, то есть тот, кто является этой силой внутри другой силы. Слово жизнь происходит от vis и греческого?????? (титэми) –

Смысл, осмысленность жизни

Человек готов преодолеть все, если в этом он видит смысл.

В. Франкл

Основным смыслом существования современного человека является достижение материального достатка, статуса, власти и чувственных удовольствий. Казалось бы, это великий смысл и все здорово, если бы люди имея все это, не приходили к психологам. Часто клиентами психологов являются именно такие люди. Они приходят с жалобами на то, что их жизнь скучна, бессмысленна, хотя, казалось бы, они имеют все то, о чем мечтает большинство людей. Это одна из главных иллюзий современности, что обретя деньги, статус, власть, чувственные удовольствия можно стать счастливым.

Журнал «Психология сегодня» проводил опрос на тему смысла жизни, вот что сказал один из его участников:

«В последние несколько лет моя жизнь приобрела особый размах: много денег, женщин, друзей, всевозможные занятия и путешествия. У меня хорошая работа, и я с ней прекрасно справляюсь. У меня и будущее замечательное: вероятно, в этом году я получу повышение по службе и буду зарабатывать гораздо больше, к тому же получу свободу делать что захочу. Впрочем, все это ничего не значит. Куда ведет меня жизнь, почему я делаю то, что делаю? У меня такое чувство, будто плыву по течению, я никогда не принимаю никаких реальных решений, не знаю своих целей. Это похоже на то, когда едешь по дороге, и все вроде идет гладко, но ты не понимаешь, почему избрал именно этот путь дорогу и куда он ведет».

Люди более счастливы, когда ощущают, что их жизнь имеет смысл, идет в определенном направлении, и когда они уверены в своей системе ценностей. Человек, не осознавая себя, своих мыслей, будет поглощать навязанные ценности из вне, описанным немного ранее.

Большинство счастливых людей, имеют смысл в жизни. Абсолютно неважно, какой он по величине или важности, главное чтобы он представлял интерес для самого человека, что бы он питал его. Порой, даже не так важен смысл жизни, как просто ощущение наличия этого смысла в своей жизни.

Вот некоторые положительные эффекты от наличия смысла жизни и цели в жизни человека:

1. Придают повседневной жизни структурированность и осмысленность;

2. Помогают успешнее справляться с ежедневными проблемами и несчастьями (это восстанавливает волю к жизни);

3. Укрепляют социальные связи и способствуют более активному участию в социальной жизни.

Эффект от смысла жизни сильнее, когда человек выбирает сферу занятий свободно, когда цели реалистичны, взаимосочетаемы и соответствующим занятиям удается уделять достаточно времени.

Люди более счастливы, когда ощущают, что их жизнь имеет смысл, идет в определенном направлении, более удовлетворены собственной жизнью те, кто участвует в имеющих высокую ценность занятиях и действует в направлении личных целей.

Ощущение осмысленности жизни возникает у человека, когда у него появляются долгосрочные планы или цели. Поэтому попробуем найти подходящий для Вас смысл жизни.

И прежде чем приступим, важно понять – что смысл и цель должны быть гармоничны Вам как личности. Это значит что они должны быть близки Вашей душе, не вызывать дисгармонию.

Из книги Электрические методы обогащения. Правдивая история о виртуальных амебах, современном инновационном предпринимательстве и прочей ерунде типа любви и см автора Черкашин Павел Александрович

Часть 1 Смысл жизни

Из книги Ваш билет на экзамене жизни. 102 ответа на жизненно важные вопросы автора

Из книги Каждый может стать богатым! Предприниматель жизни, или Как богатому попасть в рай автора Некрасов Анатолий Александрович

Из книги Как управлять собой и своей жизнью. 50 простых правил автора Ткачев Павел

Глава 1 Осознайте свой смысл жизни

Из книги Следуя за мечтой [Девять шагов по управлению мечтой] автора Кузнецов Юрий Николаевич

В чем смысл жизни? Каждый человек, который хоть один раз задумывался над этим вопросом, начинает смотреть на свою жизнь или с позиции прошлого опыта, или с позиции будущих результатов, чтобы понять, какие поступки он совершил в своем прошлом, что к этому привело, или что он

Из книги Большая книга лидера от монаха, который продал свой «феррари» (сборник) автора Шарма Робин С.

Март. Величие личности. Судьба и смысл жизни 1 мартаНайди золотую середину между головой и сердцем. Найди золотую середину между тем, чтобы гоняться за мечтой и самому творить свою судьбу, и тем, чтобы пускать все по течению и доверять высшим силам. Найди золотую середину

Из книги Состояние эффективности. Необычные методы самосовершенствования автора Филиппов Сергей

Апрель. Судьба и смысл жизни 1 апреляМы – люди и поэтому склонны требовать, чтобы жизнь слушала, чего мы хотим. Но жизнь устроена иначе. Жизнь дает нам то, что нам нужно, то, что для нас лучше всего, то, что в наших интересах. Твоя жизнь наладится гораздо лучше, когда ты

Из книги Смелость жить [Обо всем от признанного эксперта по личному развитию] автора Павлина Стивен

Май. Судьба и смысл жизни. Искусство быть собой 1 маяЗаконы природы правили миром с момента его возникновения. В их числе основные принципы вроде «Пока добиваешься, чего хочешь, помогай другим добиваться того, чего хотят они», «Будь цельным и безупречно

Из книги Путь наименьшего сопротивления автора Фритц Роберт

Глава 4 Вы спрашивали себя, в чем смысл жизни? Для чего я родился? В чем мое предназначение и смысл моей жизни? Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе эти вопросы. Разобраться в них непросто. Человечество размышляет над ними веками, создавая сложные философские

Из книги Как стать счастливым. Практическое руководство автора Рефтенко Андрей

Из книги Думай [Почему надо сомневаться во всём] автора Гаррисон Гай

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Как найти смысл жизни? Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос. В. Франкл Как правило, смысл жизни это познание или созидание. Например: познать суть человека или вырастить ребенка.Мы

При оценке индивидуальной стратегии жизни с точки зрения оптимальности, эффективности, целесообразности необходимо учитывать характер задач, решению которых она служит в развитии и существовании личности. Построение жизненной стратегии предваряется поиском смысла жизни, а потому стратегия производна, вторична по отношению к найденному смыслу. Смысл жизни выступает своеобразным «стержнем» всей жизненной стратегии. Необходимость в определенной стратегии возникает по мере обретения смысла и вызревания намерений его осуществить, хотя в реальности не каждая личность, притязающая на осуществление смысла,

имеет последовательную, выверенную стратегию. Выработка жизненной стратегии сама по себе является достаточно сложной познавательно-практической задачей, которая в то же время подчинена еще более важной задаче задаче практической реализации смысла жизни. По сути, стратегия жизни и есть обобщенный способ реализации личностью смысла собственной жизни. Смысл жизни, как и всякое психическое явление, выполняет по отношению к индивидуальному бытию отражательную функцию, т. е. является его субъективным образом. Но специфика смысла жизни как психического феномена в том, что в его содержании отражается не фактическое, наличное, текущее положение дел, а желаемое, возможное, будущее состояние бытия. Иными словами, смысл не «дублирует» объективную реальность жизни, а проектирует лучшую, совершенную с точки зрения конкретной личности жизненную действительность. В содержании смысла жизнь отображена не такой, как она есть, а такой, какой она может и должна стать. И если смысл указывает личности, ради чего и куда в жизни следует идти, то стратегия какими путями и маршрутами двигаться в избранном направлении.

Таким образом, жизненная стратегия призвана решать задачу практической реализации смысла жизни, а мера ее оптимальности определяется уровнем продуктивности этого процесса, соотношением достижений и затрат, приобретений и потерь, свершений и поражений на пути осуществления жизненного замысла личности. Оптимальная стратегия способствует максимизации достижений и приобретений при минимизации поражений и затрат или, по меньшей мере, позволяет личности добиться приемлемого баланса между жизненными успехами и неудачами.

Продуктивность жизнедеятельности это интегральный показатель, оценка которого требует целостного охвата человеческой жизни. К сожалению, ни в психологии, ни в других социально-гуманитарных науках до сих пор нет надежных, обоснованных методов для всестороннего объективного измерения продуктивности целостной человеческой жизни. С аналогичными трудностями сталкиваются попытки объективного измерения и других комплексных параметров жизнедеятельности, например, т.н. «качества жизни». В этой связи в научных исследованиях, в первую очередь, психологических, происходит реинтерпретация данных понятий на базе субъектного подхода, и акценты смещаются на формы субъективной репрезентации, способы личностного переживания качества жизни и продуктивности жизнедеятельности . Продуктивность, качество и подобные

им интегральные характеристики индивидуальной жизнедеятельности все чаще операционализируются как субъективные, а не объективные переменные. Это значит, что они оцениваются на основании внутренней самооценки личности как субъекта жизнедеятельности, а не по меркам, нормам, стандартам, прилагаемым извне. Следует отметить, что субъективная оценка индивидуальной жизнедеятельности может формироваться на сознательном и бессознательном уровне, и поэтому в качестве психологического коррелята ее качества и продуктивности выступает не только прямой рациональный самоотчет, но и более тонкие, невербализованные переживания личности.

По нашему мнению, наиболее адекватными субъективными индикаторами продуктивной либо непродуктивной жизнедеятельности, а значит оптимальной либо неоптимальной жизненной стратегии, являются переживания осмысленности жизни, удовлетворенности жизнью и смысложизненного кризиса. Их закономерная связь с реализуемой личностью жизненной стратегией наиболее полно обоснована в работах К. А. Абульхановой .

Чувство осмысленности жизни выступает феноменологическим проявлением той реальной детерминации жизнедеятельности, которая исходит от смысла жизни. Это чувство как бы «удостоверяет» сам факт наличия смысловых структур, которые обусловливают пристрастное, деятельно-преобразующее отношение личности к собственной жизни. Однако «переживание смысла жизни или жизни как имеющей смысл связано не только с предваряющим наличием целей, планов, замыслов. Оно связано с мерой соответствия этих в широком смысле притязаний и их реализации - в широком смысле достижений, которая и дает переживание жизни как подлинной, т. е. имеющей смысл» . Реальные жизненные успехи укрепляют и стабилизируют ощущение осмысленности жизни, которое, в свою очередь, с еще большей силой побуждает и энергетизирует повседневную жизнедеятельность личности. Другими словами, переживание осмысленности жизни выполняет функцию не только исходной мотивации, но и подкрепляющей (положительной) обратной связи в регуляции жизнедеятельности, в том числе сигнализирует об эффективности выработанного личностью способа ее организации - стратегии жизни. Если ощущение осмысленности жизни не только предваряет, но и результирует осуществление жизненной стратегии личности, то оно может рассматриваться в качестве субъективного показателя ее результативности, оптимальности. Как подчеркивает К. А. Абульханова, «смысл жизни - это

не только будущее, не только жизненная цель, но и психологическая «кривая» постоянного ее осуществления. Поэтому, достигая конкретных целей в жизни, мы не утрачиваем ее смысла, а, напротив, усиливаем его, убеждаемся в нем, переживаем его» . Таким образом, высокий уровень осмысленности для самого субъекта жизни является феноменологическим «подтверждением», субъективным «сигналом» о продуктивной самореализации, а для исследователя эмпирическим индикатором оптимальной для данного субъекта жизненной стратегии.

Другим психологическим критерием, по которому устанавливается оптимальность жизненной стратегии личности, является субъективная удовлетворенность жизнью.

Это обобщенное эмоциональное переживание, окрашивающее восприятие индивидуальной жизни в целом и отражающее меру преуспевания, прогресса, продвижения личности в реализации жизненно значимых ценностей, мотивов, целей. К. А. Абульханова справедливо отмечает, что удовлетворенность или неудовлетворенность «сложное, но всегда обобщенное чувство состоявшейся или несостоявшейся, удачной или неудачной жизни» , которое выступает «важным показателем личностных достижений» . Удовлетворенность жизнью можно рассматривать в качестве субъективного «эквивалента» жизненной продуктивности, поскольку данное переживание образуется в результате сопоставления личностью реально достигнутого в жизни с образом идеальной, желанной, совершенной жизни, который «запроектирован» индивидуальным смыслом жизни. По интенсивности и динамике чувства удовлетворенности можно судить, с одной стороны, о самом смысле жизни в его содержательном соотнесении с жизненной действительностью, а с другой об эффективности способов и средств его практической реализации жизненной стратегии личности. Принципиально важно, что в механизме формирования данного чувства объективные жизненные успехи и достижения личности преломляются не через внешние социальные нормы и критерии, а пропускаются сквозь внутренние стандарты и эталоны «хорошей жизни», заданные индивидуальным смыслом. Эта особенность делает удовлетворенность или, напротив, разочарование, недовольство жизнью весьма информативным и во многом незаменимым психологическим показателем действенности, продуктивности жизненной стратегии личности. «Говоря об отсутствии каких-то критериев и норм, по которым можно было бы оценивать жизнь человека извне, он сам имеет главный и безошибочный критерий, который, хотя и не поддается логическому объяснению, но вряд ли может быть истолкован произвольно. Этот критерий удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью», констатирует К. А. Абульханова .

Наконец, еще одним субъективным индикатором продуктивности жизнедеятельности и, следовательно, оптимальности ее стратегии, выступает переживание (или непереживание) личностью смысложизненного кризиса. Это психологический кризис в развитии личности как субъекта жизни, который обусловлен своевременно не преодоленными или в принципе непреодолимыми противоречиями в поиске, сохранении и практической реализации смысла жизни. Этиология и генез данного кризиса традиционно объясняются абсолютным отсутствием смысла в жизни и невозможностью либо неспособностью личности его обрести, а также драматической потерей, разрушением смысла в трудной, критической жизненной ситуации. В ряде наших работ на теоретическом и фактическом материале было показано, что наряду с кризисом бессмысленности и кризисом смыслоутраты существует еще один тип кризисов смысложизненной этиологии. Это кризисы нереализованности смысла жизни, которые могут детерминироваться как внешними факторами, связанными с объективными данностями и сложностями жизни, так и внутренними условиями, относящимися к отдельным свойствам, подструктурам и целостному психологическому складу личности как субъекта жизни. В частности, в большом цикле эмпирических исследований были выявлены психологические виды неоптимального смысла жизни, которые отягощены дисфункциональными, дизрегуляторными свойствами, изнутри препятствующими продуктивной самореализации личности. Между тем не только функциональная неполноценность самого смысла жизни, но и неоптимальность стратегии его практического осуществления может стать причиной возникновения личностного кризиса. Просчеты при построении жизненной стратегии влекут за собой сначала частичную или полную нереализуемость смысла в жизни, что болезненно переживается личностью, а впоследствии могут привести к обесцениванию, дискредитации этого смысла и тотальному обессмысливанию жизни. Такой путь развития специфичен именно для смысложизненных кризисов, обозначенных как кризисы нереализованности смысла жизни. Стратегия жизни может быть признана оптимальной в том случае, когда жизненные достижения личности пропорциональны объему вложенных усилий, когда жизненный успех соразмерен совокупному расходу всевозможных ресурсов личности. Другими словами, оптимальная стратегия помогает реализовывать

смысл жизни той ценой, которая адекватна масштабу и сложности этого смысла. Необходимость такого соответствия специально акцентируется К. А. Абульхановой: «Это можно выразить как своего рода психологический закон: слишком высокая психологическая цена, затраченная на жизненные достижения, понижает мотивацию, притязания и подрывает смысл жизни. Возможностям данной личности должна быть пропорциональна мера усилий, действий, затрат, при которых личность испытывала бы подлинную удовлетворенность, и ею питался бы дальнейший смысл ее жизни. Когда цена является слишком малой, когда успех приходит без всяких усилий со стороны личности, то личность также перестает испытывать удовлетворение, а это в свою очередь разрушает смысл ее жизни» .

Таким образом, осмысленность жизни, удовлетворенность жизнью и смысложизненный кризис это психические явления, которые характеризуют состояние развития и самореализации личности как субъекта собственной жизни. Эти явления «сгущают» в своем содержании ведущие тенденции, движущие противоречия, основные линии одним словом, создают динамический «срез» становления и функционирования субъекта жизни. Несмотря на субъективный, феноменальный характер, все они могут использоваться как достоверные, надежные и информативные индикаторы оптимальности-неоптимальности индивидуальной стратегии жизни.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры