Остин Джейн (Jane Austen). Джейн Остин: романы, экранизации

Главная / Психология

Jein Austen Карьера: Писатель
Рождение: Великобритания» Стивентон, 16.12.1775 - 18.7
Джейн Остин - английская писательница, классик английской и мировой литературы, основоположник семейного, "дамского романа". Родилась 16 декабря 1775 года.Книги Джейн Остин "Чувства и чувствительность" (1811),"Гордость и предубеждение" (1813) , "Менсфильд - парк"(1814) "Эмма" (1815) считаются признанными шедеврами и покоряют безыискусной искренностью и простотой сюжета, на фоне глубокого психологического проникновения в души героев и ироничного, мягкого, истинно "английского" юмора.Джейн Остин до сих пор считают по праву "Первой леди" английской литературы. Ее произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании. Творчество Остен отличается постоянным стремлением к совершенству. Впервые она использовала в жанре романа "взгляд со стороны"," голос автора". Скончалась в возрасте 42 - х лет. Последний ее роман "Сендитон" (1817), даже в качестве незавершенного отрывка вызывает неподдельный интерес у читателя.

Ее называли: "несравненная Джейн", на ее романах - воспитывались и проверяли, оттачивали писательский привкус английские барышни семейств знатных и незнатных, она до сих привлекает и чарует кинематографистов, по всему миру создаются мемориальные центры и музеи, литературные клубы ее имени. Существует более того сайт в Интернете, тот, что каждый день - еженедельно пополняется критическими статьями и эссе, посвященными творчеству "мисс британский роман"!

Но, боюсь, что бытие ее для нас до сих пор представляет такую же загадку как и некогда, как и двести с лишним лет вспять!

Известно о ней не крайне хоть отбавляй, хотя семейство Джейн, преданная ее памяти, благоговейно сберегла ее сочинения: все, охватывая и незаконченные отрывки!

Но вот напасть, дневников она без малого не вела, а письма ее или не сохранились, или погребены в архивах. Да и перевод на российский язык документов без малого трехсотлетней давности представляется многим делом скучным, если не вымолвить никчемным. Я постараюсь поведать Вам то, немногое, что мне удалось изведать, составить, систематизировать, обобщить. Над чем довелось поразмышлять и удалось произвести выводы. Вам судить - получилось ли:

Джейн Остин родилась 16 декабря 1775 года в Стивентоне, (графство Хемпшир) Англия, в семье сельского пастора. Кроме нее было в семье ещё шестеро братьев и сестра. Систематического образования Джейн из - за недостатка средств принять не смогла, но, обладая недюжинным дарованием и сильной волей, открытым и веселым характером, немало занималась самообразованием, читала и совместно с братьями и сестрой, разбирала прочитанное, записывая всё в тетради. В семье сельского священника не только читали Библию и духовные книги, но и разыгрывали спектали - шарады, шутки и скетчи, читали романы и спорили о прочитанном, восторженно и участливо прислушиваясь к мнению Джейн, которая могла в двух - трех словах ухватить сущность прочитанной книги и с непередаваемым чувством юмора, в лицах, пересказать по памяти немного сцен романа.

В четырнадцать лет Джейн написала свою первую пародию - шутку под названием "Любовь и дружба" - на назидательные опусы 18 века с сентиментально скучными героями и героинями, нюхающими розы, рыдающими над ними, и каждые пять минут падающими в обмороки!

Да что - романы! Она сочинила ещё и большую пародию - памфлет и на "Историю Англии" О.Голдсмита - фундаментальный работа историка - политолога! Этот запыленный фолиант хранился в шкафу в кабинете отца, и Джейн не поленилась исследовать его, дотошно и чутко. Пришедший в гости к отцу здешний лекарь, длительно и с интересом слушал читка Джейн, похвалил ее за то, что она читает интересные, серьезные книги, а узнав, что девчурка представила его вниманию свой личный шутливый работа, изумившись, смеялся, изумленно качал белоголовый головой, а позже длительно рассказывал соседям - пациентам о том, какая умница маленькая Джейн - дочка пастора, не только букеты может собирать и чай разливать по фарфоровым чашечкам!

Впрочем, хлопоты по хозяйству также доставляли Джейн наслаждение. Сохранились свидетельства о том, что живя достаточно замкнуто и уединенно, нечасто выезжая за пределы усадьбы, она, тем не менее, сохраняла гладкий и любезный нрав, улыбка без малого ни при каких обстоятельствах не сходила с ее лица, и до конца своих дней, омраченных тяжкой болезнью - сколь не возбраняется судить по документам у нее были признаки раковой опухоли, с тяжелыми метастазами во всем организме (автор) - она оставалась любимицей племянников, братьев, матери и, в особенности,отца!

Ни ей самой, ни ее сестре замуж вылезти не довелось. Сыграло ли тут образ мизерное приданное мисс Джейн, или ее некрасивость - внешняя, - или большая уровень независимости и ума, которая была в ней заметна без малого немедленно - судить тяжело.

О том, питала ли сама Джейн к кому - либо искренние чувства - неизвестно. Она предпочитала запирать свою душу и сердце на замок, открыто, в полной мере, высказываясь только в своих книгах, ставших знаменитыми ещё при ее жизни. Кстати, публиковала она их совсем все под псевдонимом: "некая Леди Д" и, конечно, в полной мере, славой своей насладиться не могла, но, тем не менее, прочтя в английских газетах разбор своего романа "Эмма" самим сэром Вальтером Скоттом, (он рецензировал книгу без малого сию минуту по ее выходе, в 1816 году - автор) она чувствовала себя поистинне счастливой!

Вальтер Скотт, рецензируя тот самый завершающий роман писательницы, вышедший при ее жизни, заметил, что главное в работах Остин - "тончайшее прикосновение, благодаря которому, более того пошленькие события и характеры становятся интересными от правдивости описаний и чувств". Остин не ставит себя выше своих персонажей. Она только чуть-чуть подтрунивает над ними. В "Эмме" нет абсолютно дурных людей. Даже разгильдяю Френку Черчиллу находятся приличные извинения и замечательная благоверная. Столь благодушное касательство к героям исходит, видимо, из склада характера самого автора - она обладала замечательным чувством юмора и иронии, но постоянно ее сдерживал такт и редкостная добросердечность, в результате -ирония нечасто могла перейти в сарказм.

Отмечается другой раз некое пристрастие Джейн к теме "охоты за женихами" которую она развивает и показывает с разных сторон в большинстве своих романов. Даже нетактично, как причина настолько навязчивой фабулы произведений, упоминается "стародевичество" самой Джейн Остин!

Но, думается, финальный факт не имел в этом месте никакого значения.

Джейн Остен - мастер бытописательства, мастер тончайшей обрисовки характеров и лиц посредством призму иронии, юмора, ненавязчивых рассуждений, показывает нам с помощью "незатейливой летописи жизни двух - трех семейств" историю чувств и душ, борьбу темного и светлого в характере человека, где - то быть может и историю национального типа, историю страны сквозь кусок жизни отдельной личности, целую историю эпохи в одном, грубо очерченном, запоминающемся, характере.

Чего стоят герои романа "Гордость и предубеждение": мисс Элизабет Беннет, ее папа, неизменно погруженный в размышления и книги; встрепанная и всегда кудахчущая, как курочка, мамаша, озабоченная только светскими пересудами и легким устройством судьбы дочерей! Или карикатурный портрет юной девушки из романа "Нортенгерское аббатство", которая была помешана на готических романах ужасов и серьезно считала, что реальная существование также полна мистических призраков!

Джейн всю дорогу совершенствовала близкое мастерство. Она испробовала немного форм романа и все они были закончены, более того если оставались волшебно - несовершенны под ее легким и летучим пером, которое все чаще выпадало из тонких пальцев: от периодических болей она уже не могла удерживать его продолжительно!

Она перебробовала все формы романной прозы, ею был написан более того маленький роман - новелла в письмах "Леди Сюзанна" - ослепительный и интригующий портрет бессердечной светской дамы и роман - эпопея (в малой форме) "Менсфильд - парк", с большим количеством действующих лиц и множеством сюжетных линий. Оба романа пользовались огромной популярностью, в светских гостиных Лондона не уставали гадать, кто же эта таинственная леди, дарящая читателям всякий год по новой книге - одна интереснее прочий! Романы одалживали дружбан у друга, зачитывали до ветхости, барышни и рассуждали и вели себя так, как героини "Леди Д", а она по прежнему наслаждалась тишиной маленькой усадьбы и тихонько угасала, несмотря на все попытки родных пособить ей. Внешне ее существование была бедна событиями. Она прожила сотни других жизней в своих книгах, где ее героини смеялись, влюблялись, иронизировали и подшучивали над собой и любимыми, отчаивались и боролись за свою влюбленность до конца.

Была ли по - своему счастлива "леди английского романа"? Наверное, да. Она не ставила себя выше своих героинь. Не отождествляла себя с ними. Она без затей создавала свой личный мир, в котором жила не только "по праву автора", но и " по праву чувства и сердечного влечения". И продолжает существовать до сих пор.

Джейн скончалась 18 июля 1817 года в Уинчестере. Перед смертью она пыталась завершить свой крайний роман "Сендитон".

Недописала только нескольких страниц, оставя своим читателям вечную загадку по имени:"Джейн Остен". Семья писательницы добросовестно собрала и хранила все написанное ею. Даже черновые клочки. Эти три толстых тома, переплетенных вручную, стали основой для полного собрания сочинений Джейн Остен, выпущенного гладко сквозь сто лет следом её смерти!

Так же читайте биографии известных людей:
Джейн Биркин Jane Birkin

Джейн Биркин - известная английская актриса и певица известна своими откровенными ролями. Родилась 14 декабря 1946 года.Джейн Биркин дебютировала в..

Джейн Сеймур Jane Seymour

Джейн Сеймур - известная великобританская актриса, продюсер и писательница. Родилась 15 февраля 1951 года.Наибольшую известность и популярность..

Джейн Мьюр Jean Muir
Джейн Бёрден Jane Berden

Знаменитая натурщица, воплощение идеала красоты прерафаэлитистов.

Я не читала книг Джейн Остин. Ни одной. Я не люблю романы. Но посмотрев кино об этой талантливой и необыкновенной женщине, дала себе обещание ознакомиться с ее произведениями. Чтобы поближе узнать ее саму.

Фильм невероятно трогательный. Сюжет, казалось бы, совсем обычный. Как сама жизнь. Но, несмотря на то, что мы не раз встречали истории о любви и невозможности быть с тем, кто всего дороже, создатели фильма «Джейн Остин» смогли преподнести настоящий подарок. Богатство и бедность, честь и запятнанная репутация, ответственность и безрассудство, интриги и совесть… Все это так мастерски завязано в истории, что два часа за просмотром пролетают незаметно.

Ее судьба, как и ее творчество, полна романтики, страсти, разочарований, и озарена нескончаемой верой в светлое будущее. «Их обеих ждет замечательный счастливый конец!» — говорит она о героинях своей книги, сама находясь почти на краю пропасти. Она настоящий друг, женщина, которая, оставаясь самой собой, вопреки своей эпохе, не боится показать окружающим наличие интеллекта, бросает вызов рамкам поведения и не желает продавать свою любовь за выгодное замужество. Ее презирают и любят одновременно. И все это Джейн Остин.

Подбор актеров замечательный, их игра потрясает своим естеством. Я им поверила! Это кино, где не просто играют, а дарят жизнь своим персонажам. Герои преображаются, развиваются на глазах у зрителя. Роль Джейн просто создана для Энн Хэтэуэй. На мой взгляд, именно здесь актриса наконец-то раскрыла свой природный талант. Она прочувствовала героиню от и до и, вне всяких сомнений, сопереживала ей больше, чем той девочке, мечтающей о работе в модном журнале.

Очередной раз порадовал Джеймс Мак Эвой. От него я ожидала блестящей игры, но, тем не менее, он снова поразил меня своим мастерством и, на мой взгляд, поднялся на новый уровень, снимаю шляпу!

Та драма, которую Хэтэуэй и Мак Эвой вместе разыграли на экране, способна достучаться до сердца даже самого строгого критика, такую искренность чувств я не видела со времен «Жестоких игр». Они не переигрывают, все показано точно в меру. Их романтику не придется запивать крепким чаем, в ней отсутствует слащавость, которую часто можно встретить в драматическом кино. Здесь все чисто. В эпизодах, совершенно лишенных фраз, их взгляды говорят намного больше, чем смогли бы выразить слова. Сцена танца на приеме у Леди Грешем сыграна так искренне, что я была не в состоянии оторвать своих глаз от экрана.

Хочется особо отметить игру Джулии Уолтерс. Ее персонаж вырвался из шаблонного чопорного образа заботливой матери, за счет чего Миссис Остин раскрылась еще и как личность. Справедливости ради, отмечу, что все остальные актеры также блестяще справились с ролями.

Работа режиссера и оператора заслуживает отдельной похвалы. На протяжении всего фильма можно наблюдать сдержанную и гармоничную картинку. Приятная игра света, многообразие естественных оттенков, каждый кадр радует глаз. Живописная природа, богатая вариация интерьеров… Все это грамотно дополняет сюжет, но не отвлекает от его действующих лиц. Музыкальное сопровождение доставит удовольствие даже самому избалованному слуху. Творческий подход отразился во всем.

Плюсом является также легкая ирония, то и дело пронизывающая сюжет. Именно тонкая, невесомая, очень жизненная.

В заключение хочется добавить, что это кино для всех. В нем романтик найдет, в какой момент тихонько утереть слезу, а признанный скептик обязательно насладится воссозданной атмосферой и мастерством всех, кто работал над фильмом.

Это фильм, который не будет иметь возраста. Именно такие фильмы хочется посмотреть еще раз. Потому что чувствуется, что они создаются в первую очередь не ради гонорара, а как возможность для творческих людей выразить себя, создав нечто прекрасное. А ведь именно в этом и заключается настоящее искусство!

За то, что увиденное превзошло все ожидания.

Английская писательница, которая первая придала роману современный характер благодаря внесению в него повседневной жизни. Хотя Остин много читали при жизни, она публиковала свои романы анонимно. Остин никогда не была замужем. Ее наиболее известные книги — это “Гордость и предубеждение” (1813 г.) и “Эмма” (1816 г.). Вирджиния Вульф называла Остин “самой замечательной творческой личностью среди женщин”.

“Все знают, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену.

Как бы мало ни были известны намерения и взгляды такого человека после того, как он поселился на новом месте, эта истина настолько прочно овладевает умами неподалеку живущих семейств, что на него тут же начинают смотреть как на законную добычу той или другой соседской дочки”. (“Гордость и предубеждение”, 1813 г. Перевод с английского И. Маршака)


Джейн Остин (используется также транскрипция “Остен”) родилась, в городке Стивентон, графство Хэмпшир, где ее отец, преподобный Джордж Остин, был приходским священником. Она была второй дочерью и седьмым ребенком в семье, где их было восемь. Остины не потеряли ни одного из своих детей. Кассандра Ли (Leigh), мать Джейн, кормила младенцев грудью по несколько месяцев, а затем отправляла их кормилице в близлежащую деревню, чтобы они были под ее присмотром год или больше.

Первые 25 лет своей жизни Джейн провела в Хэмпшире. Когда ее отец неожиданно отошел от дел, семья распродала все, включая фортепиано Джейн, и переехала в Бат (Bath). Джейн в возрасте 25 лет и ее старшая двадцативосьмилетняя сестра, по взглядам того времени считавшиеся старыми девами, последовали за родителями. Оторванная от своих друзей и сельских корней в Стивентоне, Остин оставила свои занятия литературой на десятилетие.

Джейн Остин в основном обучалась на дому, и лишь время от времени в школе, но она получила более широкое образование, чем многие женщины своего времени. Еще ребенком она начала писать для семенных развлечений. Ее родители были заядлыми читателями; любимый поэт самой Остин был Каупер*. Наиболее ранние из ее известных работ датируются примерно 1787. Она очень стеснялась своего занятия и писала на маленьких клочках бумаги, которые она сбрасывала под стол, если кто-то входил в комнату. В письмах она рассматривает повседневную жизнь семьи и друзей откровенно и подробно: «Джеймс танцевал с Алетеей и прошлым вечером кромсал индейку с большим упорством. Ты ничего не сказала о шелковых чулках; следовательно это потому, что Чарльз их не купил, я надеюсь, поскольку я не в состоянии заплатить за них; все деньги ушли на покупку белых печаток и розового шелка». (из письма Остин к ее сестре Кассандре, 1796 г.)

Джордж Остин поддерживал увлечение дочери и приобрел для нее бумагу и письменный стол, и пытался помочь ей найти издателя. После его смерти в 1805 году она жила с сестрой и страдающей ипохондрией матерью в Саутгемптоне. В июле 1809 года они переехали в большой коттедж в поселке Чотен. Это было место, где Остин чувствовала себя как дома. Она никогда не была замужем, у нее никогда не было собственной комнаты, но ее светская жизнь была активной, и у нее были поклонники и романтические мечты. С Томом Лефроем, с которым она встречалась несколько раз в 1796 году, она обсуждала “Тома Джонса” Филдинга*. Они обладали сходным чувством иронии, и это бесспорно привлекало Остин. Джеймс Эдвард Остен-Ли, ее племянник хотел создать другого рода легенду вокруг нее и утверждал, что “события ее жизни были особенно скучны: мало перемен и ни одного большого потрясения, когда-либо нарушившего спокойное течение ее жизни.… В ней не было ничего эксцентричного или чопорного; не было твердости характера; не было особенных черт…” Сестра Остин Кассандра также никогда не была замужем. Один из братьев стал священником, двое служили в военном флоте, один был умственно отсталым. О нем заботилась местная семья.

Джейн Остин была близко знакома со среднего достатка помещиками, которых она изображала в своих романах. В Чотене она начала писать свои главные произведения, среди них “Разум и чувства» (Sense and Sensibility), история обедневших сестер Дэшвуд, Марианны и Элинор, которые пытаются найти подходящих мужей для укрепления своего социального положения. Роман был написан в 1797 году, когда Остин было двадцать лет, и в черновом варианте назывался “Элинор и Марианна”. Согласно некоторым источникам, более ранняя версия работы была написана в форме романа в письмах, и прочтена вслух семье еще в 1795 году.

Героини Остин полны решимости вступить в брак разумно и основательно, удачно, но романтически настроенная Мэриэнн в “Разуме и чувствах” - это героиня, которая чувствует все очень глубоко, и она влюбляется без памяти в легкомысленного соблазнителя. “Я не могу быть счастлива с человеком, чьи вкусы не во всем совпадают с моими. Он должен разделять все мои чувства; те же книги, та же музыка должна пленять нас обоих”. Рассудительная Элинор влюбляется в джентльмена уже обрученного. “Мне часто приходилось ловить себя на таких ошибках», - говорит Элеонор, - «когда я совершенно неверно толковала ту или иную черту характера: воображала, что люди гораздо более веселы или серьезны, оригинальны или глупы, чем они оказывались на самом деле, и не могу даже объяснить, почему или каким образом возникало подобное заблуждение. Порой полагаешься на то, что они говорят о себе сами, гораздо чаще - на то, что говорят о них другие люди, и не даешь себе времени подумать и судить самой”.

Марианна любит читать и выражать свои чувства, Элеонор предпочитает рисование и рукоделие, не высказывая своих желаний. У их отца, Генри Дэшвуда, есть сын от первого брака. После его смерти, Джон получает в наследство Норлэндское поместье в Сассексе, где живут его сестры. Жена Джона, жадная и эгоистичная Фанни, настаивает на том, чтобы они переехали в Норланд. Обедневшая вдова и ее дочери переезжают в коттедж Бартона в Девоншире. Там Марианна окружена вниманием хитрого сердцееда Уиллоби, который уже влюблен в другую женщину. Элеонор заинтересовывается самодовольным и невежественным Эдвардом Феррарсом. Полковник Брэндон, пожилой господин, который не привлекает Марианну. Она окончательно отвергнута Уиллоби. «Марианне Дэшвуд при рождении была уготована необычная судьба. Ей предстояло познать ложность собственных суждений и противостоять, по собственной воле, своим самым любимым принципам».

Рисунок из книги “Portrait gallery
of eminent men and women
of Europe and America. With
biographies (1872)” с сайта archive.org

Во всех романах Остин ее героини в конечном счете выходят замуж. “Гордость и предубеждение” описывает столкновение между Элизабет Беннет, независимой и интеллигентной дочерью провинциального дворянина, и Фицвильямом Дарси, богатым аристократичным помещиком, ослепленными собственным высокомерием и желаниями. Их отношения начинается с неприязни, но Дарси заинтересовывает ее ум, характер и “прекрасное выражение ее темных глаз”. Она отвергает его первое предложение вступить в брак, но в конечном итоге барьеры отброшены прочь, и Элизабет и Дарси счастливо воссоединяются. Остин завершила раннюю версию этой истории в 1797 под названием “Первые впечатления». Книга вышла в трех печатных изданиях при жизни Остин. В 1998 появилось продолжение романа, озаглавленное “Желание и обязанности», написанное Тэдди Ф.Бадером и др. В нем развиваются идеи, о которых Джей Остин говорила своей семье.

“Эмма” была написана в шутливом тоне. Остин начала роман в январе 1814 г. и завершила его в марте следующего года. Книга была издана в трех томах. Она описывает историю Эммы Вудхаус, которая находит свое счастье в браке. Эмма - состоятельная, милая, довольная собой молодая девушка. Она остается одна со своим отцом, страдающим ипохондрией. Ее гувернантка, мисс Тейлор, выходит замуж за соседа, мистера Вестона. У Эммы много времени, и она тратит его, подбирая подходящих партнеров для своих друзей и соседей, не обращая внимания на собственные чувства. Она берет под свое покровительство Гарриет Смит, незаконнорожденную девушку без положения в обществе, и пытается устроить брак между Гарриет и мистером Элтоном, молодым священником, которому приглянулась Эмма. Эмма испытывает чувства к сыну мистера Вестона. Когда Гарриет становится интересен Джордж Найтли, сосед-помещик, который был ее другом, Эмма начинает понимать собственные заблуждения. Он был ее духовным наставником и тайно любил ее. Эмма наконец находит свое счастье в браке с ним. Гарриет которой остается решать все самой, выходит замуж за Роберта Мартина, молодого феремера.

Джейн Остин показывает провинциальную жизнь среднего класса с юмором и пониманием. Она описывает мелких помещиков, сельских священников и их семьи, в которых социальный статус женщины определяет главным образом брак. Больше всего для нее были важны те маленькие нюансы, как говорит Эмма “от которых зависит повседневное счастье личной жизни”. Несмотря на то что Остин ограничивалась семейными вопросами и упускала исторические события наполеоновских войн, ее острый ум и точная манера повествования вызывали у читателей непреходящий восторг. Из шести ее великих романов четыре были опубликованы анонимно при ее жизни. У Остин были трудности проблемы с издателем, который хотел внести изменения в любовные сцены в “Гордости и предубеждении”. В 1811 году она написала Томасу Эгертону: «Вы говорите, что книга неприличная. Вы говорите, что я нескромна. Но сэр, при описании любви скромность — это законченность правды; приличие — откровенность, и поэтому я также должна быть откровенна с тобой и попросить Вас убрать мое имя с титульного листа во всех последующих публикациях”. Она умерла 18 июля 1817 г. в Винчестере, в возрасте 41 года, и роман “Сандитон” оставился незавершенным. До 18 марта, когда она прекратила работу из-за плохого самочувствия, Остин смогла написать 12 глав. Причина ее смерти неизвестна. Было объявлено, что Остин стала жертвой болезни Аддисона*. По словам Клэр Томалин, она, возможно, умерла от лимфомы. Кэтрин Уайт в “Британском медицинском журнале гуманитарной медицины” предположила, что Остин скончалась от туберкулеза, которым заразилась от коров.

Джейн Остин похоронена в Винчестерском соборе, недалеко от середины северного нефа. “Для меня важно знать, что она покоится в здании, которым так восхищалась”, - писала впоследствии Кассандра Остин. Кассандра уничтожила многие письма сестры; 160 писем сохранилось, но ни одного написанного ранее ее двадцатилетия.

После смерти Джейн Остин ее брат Генри обнародовал ее авторство. «Эмма» получила благожелательный отзыв Вальтера Скотта, который записал в своем дневнике 14 марта 1826 года: «[Мисс Остин] обладает самым замечательным талантом к описанию увлечений, чувств и характерных особенностей повседневной жизни, который я когда-либо встречал». Шарлотта Бронте и Е.Б. Браунинг находили ее ограниченной, а Элизабет Хардвик* писала: “Я не думаю, что ее превосходный ум принесет ей счастье”. Популярность Остин возросла после выхода «Мемуаров» Дж. Е. Остин-Ли в 1870 году. Ее незаконченный роман “Сандитон” был опубликован в 1925 году.

* Болезнь Аддисона, бронзовая болезнь — хроническая недостаточность коры надпочечников.

Экранизации

Jane Austen"s House
Дом-музей в Чотене, Гемпшир, где жила Джейн Остин

Реклама киноверсии романа "Гордость и предубеждение", 2005 год. В ролях: Кира Найтли, Дональд Сазерленд, Мэтью Макфэдьен и др.

Биографические материалы, фото дома семьи Остин и Винчестерского собора

The Selected Works:

LADY SUSAN, 1793-94
SENSE AND SENSIBILITY, 1811
MANSFIELD PARK, 1814
EMMA, 1815
NORTHANGER ABBEY, 1817
LETTERS, 1925
SANDITON (unfinished), 1925
JANE AUSTEN"S LETTERS TO HER SISTER CASSANDRA AND OTHERS, 1964 (ed. by R.W. Chapman, 2nd ed.)

Джейн Остин (англ. Jane Austen, возможно написание Остен, 1775-1817) — английская писательница, провозвестница реализма в британской литературе, основоположница семейного, «дамского романа». Её книги являются признанными шедеврами и покоряют безыскусной искренностью и простотой сюжета на фоне глубокого психологического проникновения в души героев и ироничного, мягкого, истинно «английского» юмора.

Джейн Остин до сих пор по праву считают «Первой леди» английской литературы. Её произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании.

Джейн Остин родилась 16 декабря 1775 года в городке Стивентон, графство Хэмпшир. Её отец, Джордж Остин, был приходским священником.

Происходил он из старинной кентской семьи, был просвещенным и широкообразованным человеком. Его жена, Кассандра Ли, также принадлежала к старинному, но обедневшему роду. Помимо Джейн в семье было шестеро мальчиков и одна девочка (Кассандра). Джейн Остин была предпоследним ребенком.

При высокой детской смертности в те годы, все они выжили. Старший брат, Джеймс, имел склонность к литературным занятиям: писал стихи, прозу, но пошёл по стопам отца.

О втором брате, Джордже, предпочитали в семье не говорить: он был психически неполноценным, говорить так и не научился. Ради него Джейн изучила азбуку немых. Третьего брата, Эдварда, усыновили богатые бездетные родственники Остинов Найты, что открыло перед ним широкие возможности — из класса джентри он перешел в класс нобилити.

Самая яркая и романтическая судьба была у четвёртого, любимого брата Джейн Остин, Генри Томаса. Человек увлекающийся и не очень практичный, он перепробовал на своём веку немало профессий: служил в армии, был банкиром, поначалу преуспевал, но потом разорился, принял сан. Женат он был на Элизе де Фейд, вдове французского дворянина, окончившего свои дни на гильотине.

Элиза оказала немало влияния на Джейн. Именно Элизе она обязана неплохим знанием французского языка и французских авторов: Ларошфуко, Монтеня, Лабрюйера, а также любовью к театру.

Два других брата, Фрэнсис и Чарльз, были моряками, дослужились до адмиральского чина.

Но особенная дружба связывала Джейн с Кассандрой. С ней она делилась всеми своими замыслами. Кассандра, конечно же, знала имя человека, которому хранила верность Джейн Остин, на руках Кассандры Джейн умерла. Кассандра, как и сестра, замуж не вышла.

Её избранник, молодой священник Томас Фаул, умер от жёлтой лихорадки в Вест-Индии, куда отправился в надежде заработать денег на предстоящую свадьбу. Когда его не стало, Кассандре было только двадцать четыре года.

Гораздо меньше определённых сведений имеется о самой писательнице. Мнения современников даже о её внешности и то противоречивы. Джейн «совсем нехорошенькая, она чопорна для своих двенадцати лет, капризна и неестественна», так говорила её кузина Филадельфия.

«Она привлекательна, хороша собой, тонка и изящна, только щёки несколько кругловаты», — говорил брат её близкой приятельницы. С этим описанием схож и портрет Джейн, сделанный Кассандрой. Джейн Остин любила наряды, балы, веселье.

Её письма полны описаний фасонов шляпок, рассказов о новых платьях и кавалерах. Веселье сочеталось в ней с природным умом и очень неплохим, особенно для девушки её круга и положения, даже не окончившей школу, образованием.

В период с 1783 года по 1786 вместе с Кассандрой училась в Оксфорде, Саутгемптоне и Рединге. Со школами Джейн не везло; в первой она и Кассандра страдали от деспотичного нрава директрисы, чуть было не умерли, заразившись сыпным тифом. Другой школой в Рединге, напротив, руководила очень добродушная особа, но знания учениц были последней заботой её жизни.

Вернув дочерей домой, Джордж Остин решил заняться их образованием сам и весьма в этом преуспел. Умело руководя их чтением, он привил девочкам хороший литературный вкус, научил их любить классических авторов, которых отменно знал по роду собственных занятий. Были прочтены Шекспир, Голдсмит, Юм.

Формирование личности Джейн Остин проходило в интеллигентной обстановке — среди книг, постоянных разговоров о них, обсуждений прочитанного и происходящего.

Хотя всю недолгую жизнь писательница провела в провинции, Стивентоне, Бате, Чотэне, Уинчестере, лишь изредка выезжая в Лондон, большой мир с его событиями и катаклизмами: войнами, восстаниями, революциями — постоянно врывался во внешне спокойное и размеренное существование дочери английского священника.

Шли Наполеоновские войны, Война за независимость в Северной Америке, Англия была охвачена промышленным переворотом, по ней уже прокатились первые выступления луддитов, Ирландия была охвачена восстаниями. Джейн Остин состояла в оживленной переписке с братьями, их женами, детьми, дальними родственниками, а некоторые из них были непосредственными участниками исторических событий.

Французская революция коренным образом изменила судьбу Элизы де Фейд, братья Чарльз и Фрэнсис отправились на войну с Францией. В Вест-Индии умер жених Кассандры; в течение нескольких лет в семье Остинов воспитывался сын бывшего губернатора Индии Уоррена Гастингса.

Письма соединяли английскую провинцию с революционной Францией, незнакомой и далекой Америкой, экзотической Индией и давали Джейн Остин бесценный материал для её романов.

Но ни в одном из них не найти рассказа о войнах или революциях, да и действия никогда не выносятся за пределы Англии. Но то что она ориентировалась в происходящем особенно ощутимо в последнем её романе «Доводы рассудка», где немало моряков, только что вернувшихся на сушу после военных действий, отличившихся в сражениях, плававших в Вест-Индию.

Однако Остин не считала себя компетентной подробно писать о военных действиях и начавшейся колониальной экспансии Англии. Сдержанность — черта не только творческого облика этой писательницы, сдержанность — основа всей её жизненной позиции. И в этом отношении важно, что Джейн Остин происходила из семьи очень английской по царившей в ней атмосфере.

Здесь умели глубоко чувствовать, но в тоже время были сдержанными в изъявлении чувств. Преподобный Джордж Остин воспитывал своих дочерей не только воскресными проповедями, но и каждодневным примером — дух человека должен быть выше тягот жизни, болезней, голода, нищеты, смерти.

Жизнь не слишком баловала Остин. В тридцать лет Джейн надела чепчик, объявив тем самым миру, что отныне она старая дева, простившаяся с надеждами на личное счастье, хотя один раз ей и было сделано предложение. Остины никогда не были богатыми, а после смерти отца, их обстоятельства стали ещё более стеснёнными. Джейн обшивала семью, помогала матери по хозяйству.

Писательница скончалась 18 июля 1817 года в Винчестере, куда поехала лечиться от болезни Аддисона. Перед смертью она пыталась закончить свой последний роман «Сендитон».

— Юношеские произведения
* Три сестры (рассказ) (англ. The Three Sisters)
* Любовь и дружба (англ. Love and Freindship), со знаменитой опечаткой в слове «friendship» в названии.
* История Англии (англ. The History of England)
* Прекрасная Кассандра (англ. The Beautifull Cassandra)

— Романы
* Разум и чувства (англ. Sense and Sensibility), в русском переводе «Чувство и чувствительность» (1811)
* Гордость и предубеждение (англ. Pride and Prejudice) (1813)
* Мэнсфилд парк (англ. Mansfield Park) (1814)
* Эмма (англ. Emma) (1816)
* Доводы рассудка (англ. Persuasion) (1817), опубликован посмертно
* Нортенгерское аббатство (англ. Northanger Abbey) (1818), опубликован посмертно

— Незавершённые произведения
* Леди Сьюзан (англ. Lady Susan), эпистолярный роман, не завершён
* Уотсоны (англ. The Watsons), не завершён
* Сэндитон (англ. Sanditon), не завершён

В творчестве Остин было два периода: в 1795—1798 гг. были созданы ранние романы; 1811—1816 гг. — период написания прославившихся романов, таких как «Гордость и предубеждение» и «Разум и чувства».

— Экранизации
* «Разум и чувства»:
* «Sense and Sensibility», 1971, телефильм, Великобритания. Реж. — Дэвид Гайлз. В ролях: Майкл Элдридж, Шейла Баллантин, Эсме Черч и др.
* «Sense and Sensibility», 1981, мини-сериал, Великобритания. Реж. — Родни Беннетт. В ролях: Ирен Ричард, Трэйси Чайлдз, Боско Хоган и др.
* «Разум и чувства», 1995, Великобритания, США. Реж. — Энг Ли. В ролях — Эмма Томпсон, Кейт Уинслет, Алан Рикман, Хью Грант. (Премия «Оскар» — лучший адаптированный сценарий).
* «Найти себя» (инд. Kandukondain), 2000, фильм, Индия. Реж. — Раджив Меннон. В ролях: Мамути, Аджит, Табу и др.
* «Sense and Sensibility», 2008, мини-сериал, Великобритания. Реж. — Джон Александр. В ролях — Хэтти Морахэн, Чарити Уэйкфилд, Дэвид Морисси, Дэн Стивенс, Джанет МакТир и др. (Премьера (мир) — 1 января 2008 г.).
* «Гордость и предубеждение»:
* «Pride and Prejudice», 1938, телефильм, Великобритания, ч/б. В роли Элизабет Беннет — Curigwen Lewis.
* «Pride and Prejudice», 1940, США. В роли мистера Дарси — Лоуренс Оливье, в роли Элизабет Беннет — Грир Гарсон. (Премия «Оскар» — Лучшая работа художника-постановщика).
* «Pride and Prejudice», 1952, сериал, Великобритания, ч/б. В роли мистера Дарси — Питер Кашинг, в роли Элизабет Беннет — Энн Баскетт.
* «Pride and Prejudice», 1958, сериал, Великобритания, ч/б. В роли Элизабет Беннет — Jane Downs.
* «Pride and Prejudice», 1967, сериал, Великобритания. В роли Элизабет Беннет — Celia Bannerman.
* «Pride and Prejudice», 1980, сериал, Великобритания. В роли Элизабет Беннет — Elizabeth Garvie.
* «Гордость и предубеждение», 1995, сериал, Великобритания. В роли Элизабет Беннет — Дженнифер Или, мистера Дарси — Колин Фёрт.
* «Pride and Prejudice», 2003, США. (Адаптация с переносом места действия в современность). В роли Элизабет Беннет — Кэм Хескин.
* Невеста и предрассудки, 2004, Великобритания, США. (Адаптация с переносом места действия в Индию). В главной роли — Айшвария Рай.
* «Гордость и предубеждение», 2005, Франция, Великобритания. В роли Элизабет Беннет — Кира Найтли.
* «Lost in Austen», 2008, сериал, Великобритания. (Адаптация).
* «Мэнсфилд парк»:
* «Mansfield Park», 1983, сериал, Великобритания. Реж. — Дэвид Гайлз. В ролях: Сильвестра Ле Тузель, Nicholas Farrell, Samantha Bond, Liz Crowther, Angela Pleasence, Анна Масси, Бернард Хептон.
* «Mansfield Park», 1999, Великобритания. В роли Фанни — Frances O’Connor.
* «Mansfield Park», 2007, телефильм, Великобритания, BBC. В роли Фанни — Билли Пайпер, Эдмунд — Blake Ritson.
* «Эмма»:
* «Emma», 1948, телефильм, Великобритания, ч/б. В роли Эммы — Judy Campbell.
* «Emma», 1960, телефильм, Великобритания, ч/б. В роли Эммы — Diana Fairfax.
* «Emma», 1972, сериал, Великобритания. В роли Эммы — Doran Godwin.
* «Бестолковые», 1995, США. (Адаптация с переносом места действия в современность).
* «Эмма», 1996, Великобритания, США. В роли Эммы — Гвинет Пэлтроу. (Премия «Оскар» за лучшую музыку).
* «Emma», 1996, телефильм, Великобритания. В роли Эммы — Кейт Бекинсейл.
* «Emma», 2009, сериал, Великобритания. Реж. — Джим О’Хенлон, Джордж Ормонд. В ролях: Ромола Гараи, Джонни Ли Миллер, Кристина Коул.
* «Нортенгерское аббатство»:
* «Northanger Abbey», 1986, сериал, Великобритания.
* «Northanger Abbey», 2007, телефильм, Великобритания.
* «Доводы рассудка»:
* «Persuasion», 1960, сериал, Великобритания, ч/б. В роли Энн Эллиот — Daphne Slater.
* «Persuasion», 1971, сериал, Великобритания. В роли Энн Эллиот — Anne Firbank.
* «Persuasion», 1995, телефильм, Великобритания. В роли Энн Эллиот — Amanda Root, капитан Уэнтворт — Ciaran Hinds.
* «Persuasion», 2007, телефильм, Великобритания. В роли Энн Эллиот — Sally Hawkins, капитан Уэнтворт — Rupert Penry-Jones.

— Фильмография
Фильмы о Джейн Остин:
* «Мисс Остин сожалеет», 2007, Великобритания. Режиссёр Джереми Лавринг, в роли Джейн — Оливия Уильямс.
* «Джейн Остин», 2007, Великобритания. Режиссёр Джулиан Джаррольд, в роли Джейн — Энн Хэтэуэй.

Другие:
* 1980 — «Джейн Остин на Манхэттене». Великобритания-США, фильм. Режиссёр — Джеймс Айвори. В ролях: Энн Бэкстер, Роберт Пауэлл, Майкл Вагер и др.
* 2002 — The Real Jane Austen. Великобритания, телефильм. Режиссёр — Nicky Pattison. В ролях: Anna Chancellor, Gillian Kearney и др.
* 2007 — «Книжный клуб Джейн Остин». Режиссёр — Робин Суикорд. В ролях: Мария Белло, Эмили Блант, Кэти Бейкер и др.
* 2008 — «Ожившая книга Джейн Остин». Великобритания, мини-сериал. Режиссёр — Дэн Зефф. В ролях: Джемима Рупер, Эллиот Кауэн, Хью Бонневилль, Кристина Коул и др.

— Библиография
* Кеттл А., Введение в историю английского романа, М., 1966;
* Бельский А. А., Английский роман 1800-1810-х годов, Пермь, 1968, с. 47-107;
* Jane Austen. The critical heritage. Ed. by B. C. Southam, L.-N. Y., (1969);
* Mansell D., The novels of Jane Austen, L., 1973;
* Chapman R. W., Jane Austen. A critical bibliography, 2 ed., L., 1969;
* Hardwick M., The Osprey guide to Jane Austen, Reading, (1973).



В Стивентоне, графство Гэмпшир (Англия) в семье сельского приходского священника Джорджа Остина.

В период с 1783 года по 1786 год вместе с сестрой Кассандрой Джейн училась в школах в Оксфорде, Саутгемптоне и Рединге.

Затем их домашним образованием занялся отец. Умело руководя их чтением, он привил девочкам хороший литературный вкус, научил их любить классических авторов.

Писать Джейн Остин начала в 14 лет.

Ее творчество традиционно делится на два периода, разделенные более чем десятью годами. К раннему периоду (вторая половина 1790-х годов) относят роман "Нортенгерское аббатство", пародировавший модные в те времена "готические" романы, а также первые варианты двух самых известных произведений Остин — "Разум и чувства" (в русском переводе "Чувство и чувствительность") и "Гордость и предубеждение". В дальнейшем оба они подверглись неоднократной и глубокой переработке. В поздний период были написаны три последних завершенных романа Остин — "Мэнсфилд-Парк", "Эмма" и "Доводы рассудка".

Роман "Гордость и предубеждение" , вышедший при жизни автора тремя изданиями, принес ей известность. Сохранилась связанная с романом реплика Ричарда Шеридана: "Нет ничего остроумнее этой книги", а из частной переписки того времени известно, что одно время этот роман был самым модным "в свете". С похвалой отозвались о романе и критики-рецензенты. При жизни писательницы вышел также роман "Разум и чувства", также удостоившийся похвалы критиков, и еще два романа.

Все романы при жизни Остин публиковались анонимно, от лица некой "леди", хотя авторство секретом не было.

В письме Остин в 1815 году Вальтер Скотт сравнивал ее произведения с миниатюрами на слоновой кости.

Романы Остин в основном посвящены провинциальной жизни и нравам ее современников-англичан и подчеркнуто психологичны. При этом у нее почти нет описаний внешности героев, их одежды или убранства жилищ, практически отсутствует пейзаж, но много диалогов.

Стиль Остин сдержан, язык ясен и прост. Она избегала сложных конструкций, штампов, многозначительностей и "поэтических" эпитетов, подолгу редактируя свои тексты и добиваясь лаконичной выразительности. Главная отличительная черта романов Остин — тончайшая ирония, доходящая до сатирического гротеска в образах снобов, лицемеров и бездельников. Писательнице удалось даже обогатить английский язык новым словом: имя священника Коллинза стало нарицательным, так называют высокопарные и неискренние послания.

Джейн Остин скончалась 18 июля 1817 года в Уинчестере, куда поехала лечиться от болезни Аддисона. Перед смертью она не успела закончить свой последний роман "Сэндитон".

Творчество Джейн Остин не нашло подлинного понимания ни у современников, ни к концу XIX века. Критики возражали против "правды жизни, не озаренной светом воображения", отсутствия "подлинных" чувств. Лишь в XX веке, когда жанр романа пережил значительные изменения, творчество Остин получило признание. Это связано, в первую очередь, с предельной, по тем временам, объективизацией повествования, со стремлением отказаться от прямого поучения, заставив героев жить собственной, независимой от автора, жизнью.

Джейн Остин до сих пор по праву считают "первой леди" английской литературы. Её произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании.

Творчество Остин оказалось весьма кинематографичным, свидетельством чему — многочисленные экранизации ее романов. В их числе получивший "Оскара" фильм Энга Ли "Разум и чувства" (1995) и франко-британская лента "Гордость и предубеждение" (2005) с Кирой Найтли в главной роли.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры