Самолеты, бомбы, суфражистка: что и кого везли северные конвои союзников в ссср. Конвой «Дервиш» и другие

Главная / Психология

12 августа 1941 года из бухты Лох-Эве (Великобритания) вышел небольшой караван судов, в составе шести британских и одного датского судна. В сопровождении конвоя следовали корабль противовоздушной обороны (ПВО), эсминец и пять вооруженных траулеров. Для дальнего прикрытия каравана в море вышла авианосно-крейсерская группа в составе авианосца «Victirious», двух крейсеров и трех эсминцев. В Адмиралтействе операция по проводке этого каравана получила наименование «Дервиш» (позднее получил буквенную литеру PQ-0*). Конвой благополучно прибыл в Исландию, откуда 21 августа 1941 года взял курс на Архангельск.

31 августа 1941 года в 16.45 конвой «Дервиш» прибыл к Северо-Двинскому маяку . Не обнаруженный немецкой воздушной разведкой, конвой прибыл в Архангельск без потерь. Танкер «Алдерсдейл» проследовал в порт Молотовск (Северодвинск), к нефтебазе, где его разгрузили. Транспорты были проведены лоцманами в порт и поставлены к причалам Архангельского порта под разгрузку. Британские транспорты «Нью Вестминстер Сити», «Ланкастриен Принс», «Трехата», «Эсне» и голландское судно «Алчиба» разгружались в грузовом районе Бакарица, а «Лланстефан Касл» поставили к причалу Красной пристани, в центре города.

На судне «Лланстефан Касл» прибыли летчики и обслуживающий персонал в количестве 524 человек (30 офицеров, 37 унтер-офицеров и 457 рядовых). Это были военнослужащие 151 авиакрыла Британских Королевских военно-воздушных сил, сформированного в Великобритании в июле 1941 года, в составе двух эскадрилий.

На транспортах конвоя было доставлено 10000 тонн каучука, 3800 глубинных бомб и магнитных мин, 1500 тонн форменных ботинок, 15 истребителей типа «Харрикейн» в разобранном состоянии (часть – на судах, в контейнерах, а часть – на борту авианосца) и множество другого необходимого на фронте военного снаряжения и оборудования.

Англичан расселили на пришвартованном к Кегострову старом колесном пароходе, а мастерские кегостровского аэродрома были превращены в маленький авиационный завод. Началась сборка истребителей. Уже к 12 сентября все 15 самолетов были собраны и переброшены под Мурманск, на аэродром Ваенга, где стало базироваться 151-е авиакрыло Британских Королевских военно-воздушных сил.

28 сентября 1941 года из Архангельского порта в Великобританию вышел первый обратный союзный конвой QP-1, состоявший из пяти британских и одного датского транспорта, прибывших с конвоем «Дервиш», 7 советских судов. Все транспорты были загружены пиленым лесом и рудой. 9 октября конвой QP-1 благополучно прибыл в Великобританию, в бухту Скапа-Флоу. Все транспортные суда, входившие в состав конвоя «Дервиш», без потерь вернулись в Британское королевство.

«Дервиш» положил начало арктическим конвоям, доставлявшим в Советский Союз военное снаряжение, технику, продовольствие. Всего в Архангельск за 4 года пришли 40 конвоев, доставивших свыше 2 млн. тонн стратегических грузов по программе ленд-лиза. За годы войны в Арктике погибло 126 союзных кораблей. Успех морских операций давался большой ценой. Наиболее трагическая судьба постигла конвой PQ-17 в июле 1942 года. Из 37 кораблей до северных портов Советского Союза добралось лишь 11. Из них 6 - в Архангельск и один в Молотовск (Северодвинск).

*) До конца 1942 года конвои обозначались индексом PQ, а те, что шли в обратном направлении, на запад, - QP. Потом и до конца войны стали именовать JW и RA. Восточные конвои, шедшие Северным морским путем с Дальнего Востока в Архангельск и Мурманск, кодировались отдельно.

Библиография Ссылки Иллюстративный материал Видеоматериал

  • ➤ Супрун, М.Н. Судьба войны на море решалась в Арктике // Правда Севера.- 2016. - №17. - С. 24-26.
  • ➤ Голышева, В.Г. Воспоминания об Арктических конвоях = A Flashback to the Arctic Convoys. - Архангельск: САФУ, 2014. – 234 с.
  • ➤ Dervish. Первый Арктический конвой союзников: . - Архангельск: Гефест, 2011. - 1 обл. (16 отд. л.)
  • ➤ Барашков, Ю.А. Арктические конвои "В настроении" Гленна Миллера. История из первых уст = Arctic Convoys "In the Mood" of Glenn Miller. The history from their own lips: книга-альбом/ [Юрий Барашков; приняли участие: Сергей Альбицкий и др., Peter Bonely и др. ; пер.: Г. Рудакова и др. ; предисл.: проф., канд. ист. наук А. Куратов]. – 2011. - 212 с.
  • ➤ Брызгалов, Виктор Васильевич. Конвой "Дервиш": реалии 1941 года // Известия Русского Севера. - 2011. - № 6. - С. 25-29.
  • ➤ Тараканов, Константин. От первого конвоя: Архангельск был перевалочной базой грузов по ленд-лизу / К. Тараканов // Волна. - 2005. - 19-25 авг. - С. 16.
  • ➤ Барашков, Юрий Анатольевич. Дервиш: альбом / Юрий Барашков. - Архангельск: М"арт, 2002?. - 43 с.
  • ➤ Брызгалов, Виктор Васильевич. "Дервиш" - первый союзный конвой в Советский Союз // Защитники Отечества: Материалы XI обл. обществ.-науч. чтений по воен.-ист. тематике. - Архангельск, 2002. - С. 23-28.
  • ➤ Война в Арктике (1939 - 1945 гг.) : [Материалы междунар. науч. конф., Архангельск, 29 авг. - 2 сент. 2000 г. / Сост. и науч. ред. М. Н. Супрун]. - Архангельск: Изд-во "Правда Севера", 2001. - 365, с.
  • ➤ К юбилею "Дервиша" : 12 авг. 1941 г. из Ливерпуля вышел конвой в составе британ. и 1 дат. судна в сопровождении эскорта // Наш Север. - 2001. - N 6. - С. 94-95.
  • ➤ Супрун, М.Н. Ленд-лиз и северные конвои,1941-1945 гг. - М. : Андреевский флаг, 1997. - 364 с.

), для заправки топливом. После короткой остановки в Хлафьордуре, 21 августа 1941 года конвой направился в Архангельск . Не обнаруженный немецкой воздушной разведкой, конвой без потерь прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года .

Состав конвоя

Конвой состоял из 5 английских судов и 1 голландского судна, загруженных стратегически важным сырьём (10 000 тонн каучука, 1 500 тонн форменных ботинок, олово, шерсть и множество другого инвентаря и оборудования) и военной техникой (3 800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей «Харрикейн », в разобранном состоянии), а также одного вспомогательного судна «Олдерсдейл», загруженного топливом.

Грузовые суда

Грузовые суда, тоннажем свыше 1 900 тонн :

Список грузовых судов конвоя «Дервиш»
№ п/п Название судна
русское
Название судна
английское
Тип судна Страна флага № в
ордере (CR)
Тоннаж
(брт)
Год закладки Груз Экипаж/потери Дополнительная информация
1 «Альчиба» SS Alchiba грузовое судно Российская империя Российская империя 23 4427 1920 Стратегический груз Вышел из порта Ливерпуль 12 августа, прибыл в Архангельск 1 сентября в 15:00.
2 «Олдерсдейл» RFA Aldersdale (X34) флотский танкер Великобритания Великобритания -- 8402 1937 Топливо 15 августа, покинул Сейдисфьордюр (Исландия), прибыл в Хвалфьордур 16 августа 1941 года, в этот же день покинул порт с судами конвоя.
3 «Ланкастриан Принс» SS Lancastrian Prince грузовое судно Великобритания Великобритания 12 1914 1940 Стратегический груз Вышел из порта Ливерпуль 12 августа, прибыл в Архангельск 31 августа в 21:30.
4 «Ланстефан Кэстл» SS Llanstephan Castle грузовое судно Великобритания Великобритания 21 11348 1914 Стратегический груз Через Скапа-Флоу и Хвалфьордур. На борту находились два журналиста и художник Феликс Топольский. Также на борту судна находился персонал и оборудование, включая 15 разобранных истребителей «Харрикейн Mk IIB » из 151-го авиакрыла прибыл в Архангельск 1 сентября в 22:00.
5 «Нью Вестминстер Сити» SS New Westminster City грузовое судно Великобритания Великобритания 11 4747 1929 Стратегический груз Прибыл в Архангельск 31 августа в 22:00.
6 «Трехата» SS Trehata грузовое судно Великобритания Великобритания 13 4817 1928 Стратегический груз Вышел из порта Ливерпуль 12 августа, прибыл в Архангельск 31 августа в 21:00.
7 «Эшен» SS Esneh грузовое судно Великобритания Великобритания 22 1931 1919 Стратегический груз Вышел из порта Скапа-Флоу 16 августа, прибыл в Архангельск 31 августа.

Эскорт

Список судов охранения конвоя «Дервиш»
№ п/п Тип Номер вымпела Название судна
английское
Название судна
русское
Страна флага Капитан Дополнительная информация
1 Тяжёлый крейсер типа «Лондон» 39 HMS Devonshire (1927) ЕВК «Девоншир» Великобритания Великобритания С 23 по 26 августа в составе сил дальнего прикрытия , под командованием контр-адмирала Уэйк-Уокера
2 Тяжёлый крейсер типа «Кент» 55 HMS Suffolk (1926) ЕВК «Саффолк» Великобритания Великобритания С 24 по 26 августа в составе сил дальнего прикрытия , под командованием контр-адмирала Уэйк-Уокера
3 Эсминец типа «I» D02 HMS Inglefield (1936) ЕВК «Инглфилд» Великобритания Великобритания В составе сил дальнего прикрытия с 24 августа 1941 года.
4 Эсминец типа «I» D11 HMS Impulsive (1937) ЕВК «Импалсив» Великобритания Великобритания
5 Эсминец типа «E» H27 HMS Electra (1934) ЕВК «Электра» Великобритания Великобритания
6 Эсминец типа «E» H08 HMS Eclipse (1933) ЕВК «Эклипс» Великобритания Великобритания Сопровождал конвой с 25 августа 1941 года.
7 Эсминец типа «E» H17 HMS Escapade (1934) ЕВК «Эскападе» Великобритания Великобритания Сопровождал конвой с 24 августа 1941 года.
8 Корвет типа «Шекспир» T167 HMT Hamlet (1940) ЕВК «Гамлет» Великобритания Великобритания
9 Корвет типа «Шекспир» T138 HMT Macbeth (1940) ЕВК «Макбет» Великобритания Великобритания
10 Корвет типа «Шекспир» T05 HMT Ophelia (1940) ЕВК «Офелия» Великобритания Великобритания
11 Тральщик типа «Хальсион» J42 HMS Halcyon (1933) ЕВК «Хальсион» Великобритания Великобритания
12 Тральщик типа «Хальсион» J71 HMS Harrier (1934) ЕВК «Хариер» Великобритания Великобритания
13 Тральщик типа «Хальсион» J86 HMS Salamander (1936) ЕВК «Саламандер» Великобритания Великобритания
14 Авианосец I49 HMS Argus (1917) ЕВК «Аргус» Великобритания Великобритания 26 августа вышел и Рейкьявика.
15 Авианосец R38 HMS Victorious (1939) ЕВК «Викториес» Великобритания Великобритания В составе сил дальнего прикрытия
16 Флотский танкер X34 RFA Aldersdale (1937) «Олдерсдейл» Великобритания Великобритания В ордере грузовых судов конвоя

Отправившийся вместе с конвоем авианосец «Аргус » нёс 24 истребителя «Харрикейн Mk IIB » из 151-го истребительного авиакрыла Королевских ВВС , в ходе операции под кодовым названием «Стрендж» 7 сентября 1941 года приземлившихся на аэродроме Ваенга-1 , расположенного недалеко от Мурманска .

Источники

Напишите отзыв о статье "Дервиш (арктический конвой)"

Отрывок, характеризующий Дервиш (арктический конвой)

– Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
– Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.

Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека.
Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
Борис остановился посереди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала. «Пускай ищет», сказала она себе. Только что Борис вышел, как из другой двери вышла раскрасневшаяся Соня, сквозь слезы что то злобно шепчущая. Наташа удержалась от своего первого движения выбежать к ней и осталась в своей засаде, как под шапкой невидимкой, высматривая, что делалось на свете. Она испытывала особое новое наслаждение. Соня шептала что то и оглядывалась на дверь гостиной. Из двери вышел Николай.
– Соня! Что с тобой? Можно ли это? – сказал Николай, подбегая к ней.
– Ничего, ничего, оставьте меня! – Соня зарыдала.
– Нет, я знаю что.
– Ну знаете, и прекрасно, и подите к ней.
– Соооня! Одно слово! Можно ли так мучить меня и себя из за фантазии? – говорил Николай, взяв ее за руку.
Соня не вырывала у него руки и перестала плакать.
Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими главами смотрела из своей засады. «Что теперь будет»? думала она.
– Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, – говорил Николай. – Я докажу тебе.
– Я не люблю, когда ты так говоришь.
– Ну не буду, ну прости, Соня! – Он притянул ее к себе и поцеловал.
«Ах, как хорошо!» подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса.
– Борис, подите сюда, – сказала она с значительным и хитрым видом. – Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда, – сказала она и привела его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана. Борис, улыбаясь, шел за нею.
– Какая же это одна вещь? – спросил он.
Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла ее в руки.
– Поцелуйте куклу, – сказала она.
Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо и ничего не отвечал.
– Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу. – Ближе, ближе! – шептала она. Она поймала руками офицера за обшлага, и в покрасневшем лице ее видны были торжественность и страх.
– А меня хотите поцеловать? – прошептала она чуть слышно, исподлобья глядя на него, улыбаясь и чуть не плача от волненья.
Борис покраснел.
– Какая вы смешная! – проговорил он, нагибаясь к ней, еще более краснея, но ничего не предпринимая и выжидая.
Она вдруг вскочила на кадку, так что стала выше его, обняла его обеими руками, так что тонкие голые ручки согнулись выше его шеи и, откинув движением головы волосы назад, поцеловала его в самые губы.
Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась.
– Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но…
– Вы влюблены в меня? – перебила его Наташа.
– Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас… Еще четыре года… Тогда я буду просить вашей руки.
Наташа подумала.
– Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать… – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено?
И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо.
– Кончено! – сказал Борис.
– Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти?
И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную.

Графиня так устала от визитов, что не велела принимать больше никого, и швейцару приказано было только звать непременно кушать всех, кто будет еще приезжать с поздравлениями. Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной, которую она не видала хорошенько с ее приезда из Петербурга. Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини.
– С тобой я буду совершенно откровенна, – сказала Анна Михайловна. – Уж мало нас осталось, старых друзей! От этого я так и дорожу твоею дружбой.
Анна Михайловна посмотрела на Веру и остановилась. Графиня пожала руку своему другу.
– Вера, – сказала графиня, обращаясь к старшей дочери, очевидно, нелюбимой. – Как у вас ни на что понятия нет? Разве ты не чувствуешь, что ты здесь лишняя? Поди к сестрам, или…
Красивая Вера презрительно улыбнулась, видимо не чувствуя ни малейшего оскорбления.
– Ежели бы вы мне сказали давно, маменька, я бы тотчас ушла, – сказала она, и пошла в свою комнату.
Но, проходя мимо диванной, она заметила, что в ней у двух окошек симметрично сидели две пары. Она остановилась и презрительно улыбнулась. Соня сидела близко подле Николая, который переписывал ей стихи, в первый раз сочиненные им. Борис с Наташей сидели у другого окна и замолчали, когда вошла Вера. Соня и Наташа с виноватыми и счастливыми лицами взглянули на Веру.
Весело и трогательно было смотреть на этих влюбленных девочек, но вид их, очевидно, не возбуждал в Вере приятного чувства.
– Сколько раз я вас просила, – сказала она, – не брать моих вещей, у вас есть своя комната.
Она взяла от Николая чернильницу.
– Сейчас, сейчас, – сказал он, мокая перо.
– Вы всё умеете делать не во время, – сказала Вера. – То прибежали в гостиную, так что всем совестно сделалось за вас.
Несмотря на то, или именно потому, что сказанное ею было совершенно справедливо, никто ей не отвечал, и все четверо только переглядывались между собой. Она медлила в комнате с чернильницей в руке.
– И какие могут быть в ваши года секреты между Наташей и Борисом и между вами, – всё одни глупости!
– Ну, что тебе за дело, Вера? – тихеньким голоском, заступнически проговорила Наташа.
Она, видимо, была ко всем еще более, чем всегда, в этот день добра и ласкова.
– Очень глупо, – сказала Вера, – мне совестно за вас. Что за секреты?…
– У каждого свои секреты. Мы тебя с Бергом не трогаем, – сказала Наташа разгорячаясь.
– Я думаю, не трогаете, – сказала Вера, – потому что в моих поступках никогда ничего не может быть дурного. А вот я маменьке скажу, как ты с Борисом обходишься.
– Наталья Ильинишна очень хорошо со мной обходится, – сказал Борис. – Я не могу жаловаться, – сказал он.
– Оставьте, Борис, вы такой дипломат (слово дипломат было в большом ходу у детей в том особом значении, какое они придавали этому слову); даже скучно, – сказала Наташа оскорбленным, дрожащим голосом. – За что она ко мне пристает? Ты этого никогда не поймешь, – сказала она, обращаясь к Вере, – потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет, ты только madame de Genlis [мадам Жанлис] (это прозвище, считавшееся очень обидным, было дано Вере Николаем), и твое первое удовольствие – делать неприятности другим. Ты кокетничай с Бергом, сколько хочешь, – проговорила она скоро.

конвой, прорвавшийся сквозь время


75 лет назад, 31 августа 1941 года, в Архангельске ошвартовались транспорты первого союзного конвоя, получившего кодовое обозначение «Дервиш», с военными грузами для сражающегося с нацисткой Германией Советского Союза.

12 августа 1941 года «Дервиш», в который входили шесть британских и одно голландское судно, скрытно покинул английский Ливерпуль. В трюмах находились мины, бомбы, стрелковое оружие, продовольствие, медикаменты, шерсть и крайне необходимый нашей промышленности каучук. Кроме того, транспорты везли грузовые автомобили и 16 истребителей «Харрикейн» в разобранном виде. Все это равномерно распределили по судам, чтобы потеря любого из них не привела к полной гибели какого-либо вида перевозимого груза. Эскорт составляли корабль ПВО, эсминец и пять вооруженных траулеров. Караван направился в Исландию. После краткой стоянки в Хаваль-фиорде, где траулеры охранения заменили эсминцами и тральщиками, 21 августа «Дервиш» взял курс на Архангельск. Вышел в океан и отряд прикрытия, который составляли авианосец, два крейсера и три эсминца.


Переход первого союзнического конвоя в советский порт занял десять суток и завершился благополучно. Архангельск, несмотря на тревожную обстановку на советско-германском фронте, организовал союзникам восторженную встречу.

Обратный союзный конвой, к которому присоединились восемь советских пароходов, покинул наш порт 29 сентября. В тот же день из Исландии вышел следующий, добравшийся до Архангельска 11 октября. До января 1942 года Архангельск и Молотовск (ныне Северодвинск) приняли семь конвоев в составе 56 транспортов. В дальнейшем основным местом их разгрузки стал Мурманск.

Всего за годы Великой Отечественной войны в северные порты СССР отправился 41 союзный конвой в составе 811 судов, из которых достигли цели 720, 58 погибли при переходе и 33 по различным причинам вернулись в порты отправления. В 37 обратных конвоях из 715 судов в Англию и Исландию прибыли 680. 29 транспортов противник потопил, еще восемь были вынуждены повернуть назад. Основная часть потерянных транспортов принадлежала США и Англии, только девять ходили под советским флагом.

Евгений Касевин, специально для Russia Beyond The Headlines, май 2015

В год, когда мир отмечает 70-ю годовщину окончания Второй мировой войны, мы вспоминаем героическую историю Полярных конвоев, когда в период сотрудничества между Россией и Великобританией, сквозь коварные штормы ледяных морей, в Россию были доставлены более четырёх миллионов тонн жизненно важных грузов.

За четыре года конвоев, на дно арктических вод ушли 87 торговых судна и 18 военных кораблей. Более 3000 моряков-союзников погибли. Это их история.

ОПЕРАЦИЯ «БАРБАРОССА»

Когда Адольф Гитлер запустил свой Блицкриг на Советский Союз в 22 июня 1941 года под кодовым названием «Барбаросса», Великобритания больше не стояла в одиночестве против фашистской угрозы. Отложив свою пожизненную антипатию к большевизму, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль организовал срочные морские поставки материалов в Россию. По самому опасному пути арктических морей, между 1941 и 1945 годами, Полярные конвои доставляли танки, истребители, топливо, боеприпасы, сырьё и продовольствия в северные порты Советского Союза.

В тот-же день, с искренностью, пусть и прагматично, Черчилль выступил по радио со следующими словами:

Мы должны оказать России и русскому народу всю помощь, какую только сможем. Мы должны призвать всех наших друзей и союзников во всех частях света придерживаться аналогичного курса и проводить его так же стойко и неуклонно, как это будем делать мы, до самого конца.

Известные как “Полярные” , “Арктические” , “Русские” , или по-матросски “Мурманский Рейс” , эти конвои были частью программы «Ленд-Лиз», по которой Соединенные Штаты Америки снабжали Францию, Великобританию, Китай, СССР и другие союзные страны. Программа началась в марте 1941 года и завершилась в сентябре 1945 года. Поставки в Советский Союз также шли по суше через Персидский коридор и Дальний Восток России через Тихий Океан.


Карта пути Полярных конвоев из Клайд (Шотландия) в Мурманск.

Кратчайший путь в Россию лежал по направлению к северным портам Мурманска и Архангельска, из Исландии и (с сентября 1942) Лох-Ю в Шотландии, мимо оккупированной фашистами Норвегии. Торговые корабли осуществляли поставки в сопровождении крейсеров и эсминцев Королевского военно-морского флота Великобритании, США и других союзников.

ДЕБЮТ КОНВОЯ «ДЕРВИШ»

Первый Полярный конвой, под кодовым названием Операция «Дервиш», отправился из Хвалфьорда в Исландии 21 августа 1941 года, и прибыл в порт Архангельска 31 августа.

Конвой состоял из шести торговых судов, загруженных сырьём и 15-ю истребителями «Хоукер Харрикейн». Его сопровождали британские эсминцы «Электра», «Активный» и «Импульсивный»; три минных тральщика «Альцион», «Саламандра» и «Гончий»; три противолодочных траулера «Гамлет», «Макбет» и «Офелия», с дополнительно отдаленной защитой тяжёлого крейсера «Шропшир» и эсминцев «Матабеле», «Пенджаби» и «Сомали». Тогда же, авианосец «Аргус» доставил 24 истребителя «Хоукер Харрикейн» 151-го авиаполка ВВС Великобритании на аэродром Ваенга на Кольском полуострове, недалеко от Мурманска. Некоторые из 39-и доставленных «Дервишем» истребителей, пилотируемые советсткими лётчиками, участвовали в обороне Москвы в период с октября 1941 года по январь 1942.

Торговые корабли выстраиваются для выхода в Россию из Хваль-фьорд, Исландия.

Всем, кто ходил с «Дервишем» очень повезло. Первый конвой не понёс потерь т.к. нацисты не знали о его существовании.

В последствии, каждый конвой имел в своём названии два буквенно-числовых идентификатора, PQ <номер> на пути в СССР и QP <номер> на обратном пути. Эта аббревиатура произошла от имени английского офицера П. К. Эдвардса (P. Q. Edwards), организующего конвои.

С декабря 1942 года, после PQ18 (сентябрь 1942) и QP15 (ноябрь 1942), конвои кодировались как JW <начиная с 51> в СССР и РА <номер> обратно.

СУРОВЫЕ МОРЯ

Помимо немецко-фашистских военных кораблей, подводных лодок и самолетов Люфтваффе, конвоям препятствовал ещё один жестокий противник: стихия. Для начала, это были резкие и непредсказуемые арктические штормы. Температура воздуха достигала настолько низких градусов, что волны попадающие на борт корабля быстро замерзали, увеличивая общий вес. Морякам приходилось бороться с постоянным обледенением палуб с такими орудиями, как топор и паровые шланги. Иначе, корабль не выдерживал тяжести льда и опрокидывался.

Билл Смит - участник конвоев на сторожевом «Сорока» (HMS Magpie).

Море было жестоким, с волнами 30 футов (9 метров) и выше. Когда мы встречали шторм в Атлантике, мы просто проходили его насквозь. Но в Арктике, к востоку от острова Медвежий, проход был очень узким, и мы должны были идти прямо на восток, без изменений маршрута. Это означало, что нас раскачивало влево и вправо под 30 градусов.

Подступ к орудиям и глубинным бомбам лежал через палубу, покрытую льдом и снегом. Мы привязывали себя верёвками к кораблю, с одним концом на спасательный круг, постепенно передвигаясь по кормовой, когда корабль был устойчивым. Когда же шла волна, наши ноги покидали палубу, и мы подвисали над морем на 30 градусов. Корабль замирал на несколько секунд, и затем возвращался на своё место. Или опрокидывался, что тоже бывало.

Температура воздуха достигала до 20 градусов ниже нуля. Наши брови и ресницы замерзали, и глаза болели от ветра. Когда мы возвращались с палубы вниз, с нас стекало около трёх дюймов (7.62 см) конденсированной воды. У тех постарше, с торчащими волосами из носа, волосы замерзали и торчали, как иглы. У многих возвращающихся с вахты, лица были в крови после того, как они не думая потирали себе носы в надежде разогреться.

Главным тогда было расчищать верхнюю палубу ото льда и снега, чтобы корабль не перевернулся.

Два из 78-и конвоев обернулись в лучшую и худшую из героических миссий.

Фатальная ошибка

Уинстон Черчилль предсказал Полярные конвои, как “самое ужасное путешествие в мире” . В военно-морской истории, невероятная беда постигла конвой PQ17.

Конвой вышел из Исландии 27 июня 1942 года направлением на Архангельск. Состоял из 36 торговых судов, везущих 297 самолетов, 594 танков, 4246 грузовых автомобилей и прицепов, и 150 тысяч тонн военного и общего груза. Это был самый крупный конвой, когда-либо шедший в Россию.

Его сопровождали шесть эсминцев, четыре сторожевых, три тральщика, четыре траулера, два зенитных корабля, и две подводные лодки.

Самой большой угрозой для Королевского военно-морского флота в то время был немецкий линкор «Тирпиц», с основной батареей из восьми 15-дюймовых (38 см) орудий, по два на четырёх башнях. В январе 1942 года, «Тирпиц» был размещён в Норвегии с целью подготовки к атакам на конвои.

В марте 1942 года, «Тирпиц» запустил свою первую атаку на конвой PQ12, но плохая погода помешала и атака не удалась. Позже, германский флот, Кригсмарине, задумал операцию Rösselsprung (ход конём) - план приведения в действие «Тирпиц» против следующего конвоя PQ17.

4 июля, из Норвегии поступило сообщение в Адмиралтейство Лондона, о том, что «Тирпиц» сдвинулся с места предыдущим днём. Опасаясь нападения на конвой, главнокомандующий Королевскими ВМФ сэр Дадли Паунд , отозвал назад сопровождающие конвой военные корабли, а конвою отдал приказ рассеяться и продолжить свой курс в Россию.

Это была ошибка исторических пропорций, с фатальными последствиями. «Тирпиц» был просто перемещён севернее, без каких-либо планов атаки конвоя.

Полностью открытый фашистским бомбардировщикам, истребителям и подводным лодкам, без всякого сопровождения, PQ17 постепенно разрушался. К 22 июля, только 11 из 36 торговых судов конвоя достигли Архангельска, доставив 70 тысяч тонн - менее половины ожидаемого груза.

В своей военной летописи «Вторая мировая война», Черчилль упоминает конвой PQ17, как “один из самых печальных военно-морских эпизодов за всю войну.” Американский адмирал Дэн Галлери , в своих мемуарах, был более прямолинеен, назвав бедствие “позорной страницей военно-морской истории.”

Анатолий Лифшиц - ветеран конвоев, капитан 1-го ранга. Санкт-Петербург.

Однажды, это было 13 июля 1942 года, наш корабль находился во внешнем дозоре на подступах к Кольскому заливу – главной базе Северного флота. Погода была на редкость хорошая: штиль, солнце.

Внезапно на мостике появился шифровальщик с телеграммой. Командир корабля капитан 3 ранга В.Кондратьев прочитал телеграмму, передал её мне и приказал – «Штурман – проложите курс». Телеграмма гласила «Командиру «СКР-32». Наша ПЛ К-22 при выходе на позицию обнаружила в точке Ш 70015’; Д 34050’ спасательный бот с большим количеством моряков, терпящих бедствие. Найти бот, спасти людей. Командующий флотом».

Точка с координатами, упомянутыми в телеграмме, отстояла от места СКР-32 примерно на 30 миль к северу, немногим более трёх часов хода для мобилизованного рыболовного траулера, весьма тихоходного. Корабль лёг на рассчитанный курс и, действительно, через три с небольшим часа обнаружил в указанном районе довольно большой спасательный бот, полный замерзающих людей, всего около 50 человек, которые, как оказалось, провели в Баренцевом море несколько суток. Некоторые были в бессознательном состоянии. Всех их подняли на борт, напоили спиртом, переодели, отогрели. Корабль взял курс на Полярное.

Спасённые оказались моряками с торпедированного ещё 5 июля транспорта «Болтон Кастл» (Bolton Castle), который входил в состав конвоя PQ17.

Отогревшись, спасённые заговорили и рассказали свою тяжёлую историю. К нашей радости оказалось, что среди них было и 6 русских моряков, которые пережили трагедию гибели дважды.

За месяц до этого они шли на русском транспорте из Архангельска в Англию. Корабль был атакован немецкой авиацией и потоплен. Часть команды, примерно 18-20 человек, спаслась и была доставлена в Исландию в Рейкьявик, где их поместили в госпиталь.

Затем их отправили обратно в Россию на борту «Болтон Кастл». И снова гибель корабля, после которой их осталось всего шестеро. Вдобавок находясь в полусознательном состоянии, они сразу не смогли правильно сориентироваться, боялись, что попали в руки противника. И лишь спустя 5-6 часов, опознав русскую речь, рассказали свою историю.

«СКР-32» пришёл в Полярное и все спасенные были помещены в Военно-Морской госпиталь, где получили необходимый уход и лечение, после чего все возвратились в строй. Иностранные моряки ушли на запад с очередным конвоем. Русские вошли в строй моряков торгового флота. Команда «СКР-32» была удовлетворена тем, что участвовала в спасении хотя бы части из большого числа моряков, причастных к трагедии конвоя PQ17.

Морская слава

Моряки крейсера «Белфаст» передразнивают нацистов на палубе корабля, перед выходом на битву у мыса Нордкап.

Конвой JW55B стал полным успехом для Королевского ВМФ. Известный, как Битва на мысе Нордкап, конвой был также разработан в качестве отвлекающего манёвра против германского крейсер «Шарнхорст», вооруженного девятью 11-дюймовыми (28 см) пушками на трёх башнях.

Конвой состоял из 19 торговых судов, и вышел из Лох-Ю 22 декабря 1943 года в сопровождении близкого эскорта двух сторожевых «Бурачник» и «Лакфиоль» и двух тральщиков «Гончий» и «Гидра». Также были задействованы миноносцы «Уайтхолл» и «Борец», тральщик «Глинер» и сторожевые «Жимолость» и «Примула».

Позже, дополнительная поддержка была предоставлена Вице-адмиралом Робертом Барнеттом , сопровождающим возвращающийся из России РА55A, с крейсерами «Белфаст», «Норфолк» и «Шеффилд». В то же время, ожидая и надеясь, что «Шарнхорст» попытается напасть на JW55B, Адмирал Брюс Фрейзер был на пути к острову Медвежий из Исландии, с линкором «Герцог Йоркский» и крейсером «Ямайка».

«Шарнхорст», под командованием контр-адмирала Эриха Бей , и пять эсминцев вышел из северной Норвегии в канун Рождества.

На следующее утро, 26 декабря, когда вражеский флот направился на перехват, JW55B был примерно в 50-ти милях к югу от острова Медвежий.

В 9 часов утра, «Белфаст» обнаружил «Шарнхорст» на расстоянии около 30 миль к востоку от конвоя. «Норфолк» подоспел и ударил по «Шарнхорсту», когда тот двинулся на север, поближе к конвою. Ожидая этого момента, вице-адмирал Барнетт продолжил вести свою эскадру ближе к конвою, и когда «Белфаст» приблизился к «Шарнхорсту», все три крейсера открыли огонь. «Шарнхорст» был подбит, а «Норфолк» повреждён 11-дюймовым снарядом «Шарнхорста». К этому времени, немецкий линейный крейсер направлялся на юг от конвоя, и адмирал Фрейзер был в состоянии перехватить его отступление.

Вскоре после 16:00, три крейсера окружили немецкий линкор, и в 16:50 «Белфаст» осветил «Шарнхорст» парашютными осветительными снарядами. Крейсера Барнетта заняли позицию с одной стороны, а «Герцог Йоркский» и «Ямайка» с другой. «Шарнхорст» был серьёзно повреждён атакой «Ямайки» и «Герцога Йоркского». Массивный торпедный удар остальных крейсеров и эсминцев, 11 из которых достигли своей цели, добили германский линкор.

«Шарнхорст» ушёл ко дну вскоре после 19:30, 26 декабря 1942 года. Из 1932 человек экипажа, были спасены только 36.

Тед Кордери - служил на крейсере «Белфаст». Участник битвы у мыса Нордкап.

Два дня мы следили за «Шарнхорстом». В конечном итоге, мы утопили его.

Я выстрелил три торпеды в «Шарнхорст». Было так темно, я не видел попал или нет. Но, он пошёл на дно вскоре после этого.

И, когда он пошёл на дно, я заплакал. На нём было две тысячи человек. Все с матерями, братьями, сёстрами, жёнами… И я подумал, - какая бессмыслица!

Но, учитывая обстоятельства, это могли бы быть мы.

Немногие из моряков, участвующих в этом сражении знали, что до войны, вице-адмирал Роберт Барнетт «Белфаста» и контр-адмирал Эрих Бей «Шарнхорста» дружили семьями, и навещали друг к друга в отпусках.

ЭПИЛОГ

Всего, 78 входящих и исходящих конвоев совершили «Мурманский Рейс» с августа 1941-го года по май 1945-го. Они доставили более 4 млн тонн груза в Россию, включая: 7000 самолётов, 5000 танков, грузовики, шины, топливо, продовольствие, медикаменты, одежду, металлы и другие сырьевые материалы.

В Полярных конвоях, как в битве за Британию летом 1940 года, участвовало сравнительно мало военнослужащих. Но, как и в этой вышеуказанной битве за небо Англии, наша задолженность тем нескольким тысячам мужчин, кто служили в конвоях - огромна. Их дружба с Россией, скованная мужеством и самопожертвованием живёт и по сей день.

Для России и Великобритании, Полярные конвои должны служить прочным символом героической сплочённости в совместной борьбе против общего врага - фашизма.

Редакция: Илья Кроль, Ник Холдсуорт, Евгений Касевин . Фотографии: Имперский военный музей (Лондон), Александр Зубков (Санкт-Петербург), waralbum.ru .
© 2015 Russia Beyond The Headlines. Все права защищены.

Роль ленд-лиза и северных конвоев в борьбе с общим врагом в истории военно-технического сотрудничества СССР и стран антигитлеровской коалиции достаточно велика. Они послужили совместным вкладом в Победу над фашизмом. Прошли годы, сегодня самым юным участникам конвоев уже под девяносто. Тем ценнее документальные свидетельства событий тех лет…

В суровые военные годы страны антигитлеровской коалиции объединились перед грозной перспективой утраты человеческих отношений, краха цивилизации.

На следующий день после нападения Германии на СССР, 23 июня 1941 года, Уэллес, исполняющий обязанности государственного секретаря, озвучил в печати позицию президента Ф. Д. Рузвельта: «В настоящее время гитлеровские армии являются главной опасностью для американского континента». О какой-либо помощи России в ней не говорилось. Однако 8 июля 1941 года У.Черчилль обратился к И. В. Сталину с личным посланием: «Мы сделаем все, чтобы помочь Вам, поскольку позволяет время, географические условия и наши растущие ресурсы». Эти слова не остались пустым звуком. Помощь Великобритании и США началась. Было намечено несколько путей доставки военных грузов от союзников в СССР. Одним из них был северный путь.

Первый конвой «Дервиш» прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года. Но опасность встреч с подводными рейдерами противника, которые могли в одиночку сражаться с целым конвоем, была не единственной проблемой. Вмешались политики и, хотя помощь союзников была нам весьма кстати, уже 4 сентября 1941 года У.Черчилль заявил:

«До зимы мы не можем оказать никакой серьезной помощи - ни путем устройства второго фронта, ни путем обеспечения широкого снабжения нужными вам видами оружия». С приближением зимы 1941 года появилась дополнительная проблема - необходимость преодоления паковых льдов Белого моря. Судовладельцы союзных стран не хотели дополнительного ледового риска.

И тогда вспомнили о незамерзающем порте Мурманск в Кольском заливе. Эта идея понравилась всем заинтересованным сторонам. Почти 23% поставок было осуществлено северным маршрутом.

По существу, ленд-лиз (от английских слов «lend» - давать взаймы и «lease» - сдавать в аренду) был формой экономического сотрудничества США со странами Атлантической коалиции и Советским Союзом. Основу договоров лизинга составляли сроки, возвратность при условии соблюдения их оплаты. Имела место и бескорыстная безвозмездная помощь. Громадное значение этой формы сотрудничества заключалось в том, что страны с разными общественно-политическими системами в экстремальных условиях войны достигли взаимопонимания в борьбе с общим врагом - фашизмом. Помощь нам оказывалась большая, но это была помощь материальная. Кровь же лилась - наших солдат и моряков, спасавших свою Родину и народы мира от порабощения.

Союзники приняли на себя обязательство поставить с 1 октября 1941 года до июля 1942 года: 400 самолетов, 500 танков, 200 противотанковых ружей, артиллерийские орудия и снаряды, 152 зенитных и 756 противотанковых орудий. По ленд-лизу СССР получал оборудование для восстановления разрушенных предприятий и стратегические материалы (алюминий, броневые листы, свинец, олово, молибден, толуол).

Поставлялись также транспортные средства, средства связи, продукты питания, одежда, обувь и ткани. Россия за это обещала поставлять на Запад и исправно это выполняла: платину, золото, лес, пушнину, зерно и стратегическое сырье - марганец, хром, асбест и др. Широко известен случай с «Эдинбургом», перевозившим 5,5 тонн золота в счет оплаты СССР за поставки по ленд-лизу. Он был потоплен немецкой подводной лодкой.

Наши союзники не были альтруистами, но без них победа далась бы нам еще тяжелее. Вместе с тем они не были и педантичными партнерами. Уже к концу декабря 1941 года союзники не выполнили обещаний по доставке нам военной техники: англичане недопоставили 150 самолетов, свыше 500 танков; американцы из 900 бомбардировщиков прислали только 267, не прибыло свыше 600 истребителей, почти 1500 танков, из 85 тысяч автомобилей «Студебеккер» прислали только 16,5 тысяч. Кроме того, часть военной техники была устаревшей: вместо истребителей «Спитфайер» - снятые с производства «Харрикейны», вместо модернизированных гидросамолетов «Каталина» мы получили старые модели машин. Ветераны, сопровождавшие караваны, с болью вспоминали, как им в те годы было досадно и непонятно, когда танки или самолеты, их запчасти и боеприпасы часто размещались некомплектно на разных судах. Если погибал один из транспортов, то использовать дошедшее было невозможно. Приходилось ждать следующего конвоя, на котором, если повезет, доставлялось утраченное снаряжение. И это было в то время, когда немцы бросали на Восточный фронт технику, наиболее передовую по тем временам. Основными участниками конвоев были английские, американские и советские транспортные суда. Другие страны также не оставались в стороне от противостояния фашизму. Прибывали транспорты под флагами Либерии, Панамы, Польши, Гондураса. Караваны приходили регулярно, несмотря на то, что в Северной Норвегии активно действовали гитлеровские подводные лодки и авиация, а в Алтенфьорде затаился «Тирпиц». Союзники в ответ на это усилили охрану конвоев кораблями, число которых приближалось к количеству судов, ими охраняемых (до 30 кораблей одновременно). В эскорт входили «авианосцы эскорта» (меньшие по размерам, чем полномасштабные «авианосцы флота») и, как правило, крейсер.

Летом 2003 года, разбирая архив отца, Роберта Львовича Диамента - участника нескольких конвоев, при подготовке фотовыставок на Арбате и в «Медиа-центре» газеты «Известия», посвященных 70-летию Краснознаменного Северного флота, я обнаружил целую серию фотографий, не публиковавшихся ранее, которые неожиданно оказались иллюстрациями воспоминаний участников тех конвоев и отрядов их охранения. Некоторые воспоминания эксклюзивные, другие опубликованы в печати, но через них красной нитью проходит мысль, что нет плохих или хороших народов - есть разные люди, с разной степенью добросовестности выполняющие свою работу и свои обязанности.

По договоренности с союзниками защиту внешней морской коммуникации в Северной Атлантике осуществляли британские ВМС. Формированием конвоев, организацией их проводки занималось британское адмиралтейство, не всегда сообщая советской стороне детали планов. Ни командующий Северным флотом А. Г. Головко, ни его начальник штаба, ни член Военного Совета флота не знали многих подробностей, хотя за безопасность конвоев к востоку от двадцатого меридиана отвечал Северный флот. Это был очень тяжелый участок, который находился в непосредственной близости от аэродромов и баз противника, расположенных в оккупированной северной Норвегии.

Успех союзных конвоев доставался ценой потерь кораблей, подводных лодок охранения, самолетов, а главное, ценой жизней многих североморцев и их товарищей по оружию - английских и американских моряков. Командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко дал высокую оценку самоотверженности и самопожертвованию моряков союзных транспортов, которые, рискуя собственными жизнями, выполняли свой интернациональный долг, доставляя помощь своему союзнику по борьбе с фашизмом.

Разгружая суда, советские грузчики, как мужчины, так и женщины, работали и днем и ночью для того, чтобы дать им уйти за новым грузом как можно скорее. На ремонтных заводах Молотовска тогда в основном работали женщины и дети. Большинство мужчин сражались на фронтах.

Капитаны иностранных судов, находясь в своих портах далеко от военных действий, знали, но не всегда до конца понимали важность безотлагательности доставки грузов в Россию. Один из характерных случаев произошел в конце декабря 1941 года в Исландии, когда решался вопрос о дате выхода конвоя «PQ-7» - до или после Нового года. Морякам хотелось встретить праздник дома. Это желание естественно и вполне понятно, но после эмоционального выступления 30летнего капитана транспорта «Эмпайр Говард» шотландца Генри Джона М. Дональда Доувайн (Dowine), призвавшего капитанов к немедленному выходу в море на помощь воюющей России, конвой вышел из Хвальфьорда в канун Нового года - 31 декабря. Более того, хотя это и не входило в обязанности капитана судна, он, по прибытии в Мурманск, вместе со своим экипажем непосредственно участвовал в разгрузке доставленной техники. Использовав судовые стрелы, учил наших грузчиков стропить и выгружать танки, предложил сделать наклонный пандус для погрузки на железнодорожные платформы танков, отправляемых на фронт. Такая рационализация пришлась русским по душе. Конечно, мы понимаем, что это - проявление личностных качеств капитана, но он был не одинок, хотя многое зависело от человеческого фактора.

В печально известном конвое «PQ-17» советский танкер «Донбасс» капитана М. И. Павлова спас 51 человека из экипажа торпедированного американского судна «Даниель Морган». Американские моряки, как и в предыдущем эпизоде, не захотели быть только пассажирами. Весь путь они несли вахту наравне с нашими моряками. Корабль был спасен. В те дни такое поведение «побратимов морем» считалось нормой. Однако память ветеранов сохранила и обстоятельства другого рода.

Об одном таком эпизоде рассказал его участник, бывший рулевой катера МО-113 В. М. Нечаев. Этот катер обнаружил спасательный бот с потопленного английского транспорта «Боултон Касль», принадлежащего «Лайбор компани», шедшего в составе конвоя «PQ-17». Стараясь уловить волну, с неимоверным трудом, рискуя самим быть искалеченными, наши парни по точной команде боцмана успевали выхватывать из бота одного за другим моряков, измученных долгим дрейфом, и передавали их с рук на руки на палубу катера. Среди спасавшихся в боте оказались моряки с разных судов. Волею случая там собрались малайцы, арабы, англичане, голландец, индусы, русские, американцы - настоящий «Ноев ковчег». В первую очередь наши катерники разместили всех в тепле, в кубрике, и поделились с ними своим сухим бельем, потом напоили горячим чаем. Спасенные наперебой рассказывали о том аде, из которого они вырвались.

Казалось, все неприятности остались позади. Но вдруг на мостик поднялся встревоженный сигнальщик с докладом капитану: «В кубрике ЧП». Как выяснилось, кому-то из белых не понравилось, что соседом был, возможно, индус, араб или малазиец. Особенный грязный оттенок этой истории придавал тот факт, что именно этих белых сняли с плотика арабы, спасавшиеся в боте, а затем те же белые пытались еще в боте выбросить своих спасителей за борт. Теперь, оказавшись в безопасности, они решили расправиться с «цветными». Узнав о происходящем, капитан катера старший лейтенант М. М. Миронов направил на усмирение бунта главстаршину Ивана Ильина, чья могучая фигура и спокойный, но твердый голос сразу внушили уважение и отрезвили зачинщиков. Ильин прошел школу боев во франкистской Испании, знал испанский и быстро смог внушить «гостям» правила поведения на кораблях страны Советов: «Запомните! Вы на советском военном корабле. Здесь наши законы. Этот мой приказ - для вас закон! Сейчас все вы - пассажиры. А будь-то черный, белый, желтый - нам безразлично.

Никому никаких привилегий. Кричать, скандалить, драться, курить, плевать на палубу запрещаю! Виноватого - в канатный ящик! Это приказ! Все!». Краткая, энергичная речь Ильина произвела впечатление. Все стихло. Индусы благодарно сложили ладони у груди. В кубрике установилась тишина. - «Порядок наведен!

Дипломатично!» - улыбаясь, кратко докладывает Ильин командиру катера и уходит вниз, к своим моторам. Летом 1944 года из США Советскому Союзу передавались по ленд-лизу большие охотники за подводными лодками водоизмещением до 150 тонн с дефицитными у нас радиолокационными станциями и тральщики типа «АМ» («Амики»). Нарком ВМФ адмирал Н. Г. Кузнецов вспоминал: «Американский представитель генерал Дин выдвинул условие: корабли мы должны принимать в США и своими силами доставлять в свои порты. Мотивировал он это тем, что американцы на таких малых кораблях далеко от берега не ходят, но нам оставалось одно - перегонять их своим ходом. Это шесть тысяч миль по океану, да еще осенью, в пору штормов!». Наши моряки, мужество которых было сильнее всех невзгод, сделали это.

За совместную с союзниками борьбу против общего врага группа североморцев была награждена английскими и американскими орденами и медалями. В начале марта 1942 года глава британской миссии в СССР генерал-лейтенант Макфорлан вручил высший авиационный орден Великобритании - «Большой серебряный крест» летчикамсевероморцам капитанам А. А. Коваленко и А. Н. Кухаренко.

Награды короля Великобритании Георга VI в конце 1942 года были вручены бойцам и командирам Северного флота. Орденом «За боевые заслуги» награждены ряд офицеров, в том числе капитан П. Г. Сгибнев. Медалью «За летные боевые заслуги» награждены гвардии младший лейтенант П. Д. Климов, гвардии младший лейтенант Н. А. Бокий.

Американский контр-адмирал Дональд Б. Дункан в 1943 году вручил американский орден «Navy Cross» («Военный крест») группе моряков-североморцев.

Моряки и летчики союзников, отличившиеся в боях в совместной борьбе с общим врагом, также были награждены орденами и медалями Советского Союза. Так, в 1942 году орденом Ленина были награждены английские пилоты: полковник Н.Шервуд, майоры Э.Рук и Э.Миллер, сержант Ч.Хоу.

Л. Р. Диамент

Фото Роберта Диамента.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры