Самоучитель игры на бас гитаре с нуля. Как выбрать бас-гитару? Полный гайд для начинающего бас-гитариста

Главная / Психология

Для кого этот курс?

Этот курс отлично подойдет как абсолютным новичкам, так и тем, кто уже имеет какой-то опыт игры на гитаре (и не обязательно на басу).

Вы сможете научиться играть на бас-гитаре, даже если вы только лишь интересовались этим инструментом и никогда не пробовали играть «вживую». И даже если вы никогда не играли на гитаре (классической, акустической, электро-).

Курс сочетается с другими нашими обучающими видео. Поэтому, если вы уже учились у нас, вы обнаружите себя в легкой, непринужденной обстановке, где вам будет привычно и легко осваивать программу курса.

Что включает данный курс?

Наш курс включает в себя подробные упражнения, техники, приемы, фишки и все, что необходимо, чтобы освоить данный инструмент. Вся информация предоставлена подробно, понятным языком.

Краткое содержание :

  1. Бас-гитара: история, особенности, строение
  2. Настройка
  3. Звук бас гитары, звукосниматели, подходы к саунду
  4. Манеры игры, медиатор vs пальцы
  5. Игра на басу пальцами. Постановка руки, звукоизвлечение
  6. Игра медиатором. Штрихи. Атака
  7. Басовые риффы как основа музыкальных тем
  8. Минорная и мажорная гаммы
  9. Ритмичная игра, рисунки
  10. Блюзовые темы
  11. Чередование струн. Игра перебором
  12. Чередование струн. Игра октавами
  13. Ритмические рисунки часть 2
  14. Игра на басу в стиле регги
  15. Басовые проходы, пассажи повышенной сложности
  16. Скоростная игра на басу, правильная техника, разгонка
  17. Основы игры слэпом
  18. Аккорды в игре на басу
  19. Трюки и примеры необычного звукоизвлечения
  20. Практика: пример сочетания разных техник

Чему вы научитесь после прохождения курса?

После прохождения всех уроков курса и выполнения всех упражнений вы освоите бас-гитару с нуля и будете обладать навыками для игры в коллективе, сможете сочинять свои басовые партии, свою музыку.

Вы освоите всю технику, необходимые приемы игры. Вы освоите игру пальцами и медиатором, сможете играть ритмично, чисто, разовьете скорость. Вы научитесь взаимодействовать с ударными, сможете украшать свои партии, отталкиваясь от аккомпанемента.

Кто автор?

Привет, меня зовут Якуб Агишев и я автор этого курса. Я играю на электрогитаре с 2004 года. Около 7 лет играю в группах. Преподавать начал с 2008 года. Провожу индивидуальные занятия с учениками (как лично, так и онлайн).

За время преподавания у меня накопился довольно большой опыт в плане обучения игре на электрогитаре.

Как получить курс?

Курс предоставляется в электронном виде (получаете ссылку на архив и скачиваете себе на компьютер).

Вам остается сделать лишь 3 простых шага :

  1. Кликните по желтой кнопке ниже
  2. Оплатите удобным способом
  3. Скачайте курс себе на компьютер

Важно! В процессе оформления заказа вам будут предложены другие наши курсы со скидкой. Если вам интересны темы других наших курсов, то вы можете воспользоваться этим предложением и получить курсы с максимальной выгодой.

Добро пожаловать в бас-гитарную школу для начинающих.

Одним из важных нюансов в постановке является положение инструмента относительно тела. Этот нюанс заключается в том, чтобы положение бас гитары не изменялось, при занятиях сидя и при игре стоя. Этого можно достичь, правильно подобрав длину ремня. Таким образом, формируется неизменная постановка обеих рук. Если же вы занимаетесь дома сидя, а на репетиции или концерте изменяете положение баса, то постановка рук меняется, что может привести к потери скорости, дискомфорту в игре, и даже травмам рук.

Интересный факт: Лео Фендер, когда создавал первую бас-гитару — Fender Precision bass 1951, думал,что будет играть на ней большим пальцем правой руки, и для упора остальных пальцев должен был быть порожек.

Fender Precision Bass — 1951 г

Однако сформировался основной способ звукоизвлечения правой рукой, когда струна звучит от щипка среднего и указательного пальца правой руки, чередуясь друг с другом. Обозначения пальцев рук:

Обозначения пальцев правой руки происходят от их испанских названий (p — pulgar, i — index, m — medium, a — anular, e — extremo.)

Первыми исполнителя на бас-гитаре были музыканты, играющие на контрабасе или на гитаре, поэтому и техника исполнения на этом инструменте сформировалась подобно этим двум инструментам и приобрёла свои характерные особенности. Так левая рука идентична классической гитарной постановке. А правая рука извлекает подушечками пальцев (не ногтем), со временем на пальцах образуется мозолистое уплотнение, это способствует извлечению более качественного звука.

И в отличие от гитарного щипка пальцев правой руки способом тирандо — это когда палец движется без опоры на соседнюю струну (т.е. при звукоизвлечении палец не касается других струн кроме той, на которой звук извлекается), на бас-гитаре используется – апояндо — это когда палец, извлекая звук на первой (к примеру) струне, останавливается после звукоизвлечения на второй струне.

Большой палец правой руки служит опорой для кисти, всегда находясь на звукоснимателе или низкой струне. А при игре на верхних струнах, он служит дополнительным демпфером, не давая возникать нежелательным обертонам на нижних струнах,особенно если это 5-ти или 6-ти струнный инструмент.

Предплечье правой руки расслаблено и лежит на корпусе инструмента примерно посередине своей длины, так чтобы можно было легко доставать до любой струны, и в тоже время сильно не меняя это положение. Указательный или средний палец, извлекший звук на одной струне, доходит до «нижней» струны, упираясь в неё, это служит опорой для другого пальца и позволяет получить качественный звук.

Это необходимо учитывать для получения точной, активной работы пальцев, элементарной экономии движений. При двухпальцевой техники звукоизвлечения звук извлекается попеременным чередованием указательного (i) и среднего (m) пальцев вверх и вовнутрь ладони. Эти движения следует хорошо закрепить для получения правильной артикуляции: ровности исполнения и звукового баланса сильных и слабых долей.

В начале обучения следует обязательно и как можно чаще анализировать то, каким пальцем мы играем сильные доли, как меняется аппликатура при исполнении синкопы или пунктирного штриха. В основном сильная доля исполняется первым (указательным) пальцем, слабая доля — вторым (средним) пальцем. При этом для чётных пульсаций характерно наличие сильной доли на первый палец. А при игре триолями акценты чередуются (imi-mim-imi-mim.)

Упражнение 1

Упражнение 2

Упражнение 3

Упражнение 4

При переходе с верхней струны вниз на следующую, следует приглушить левой рукой отзвучавшую струну, чтобы не возникало ненужных интервалов.

Немаловажно и выбор места расположения правой руки: у бриджа, среднего звукоснимателя и игра у грифа. Звукоизвлечение в этих трёх позициях позволяет достичь принципиально разного тембра и качества атаки, что необходимо для игры в разных стилях. Звукоизвлечение у грифа позволит добиваться более «густого, плотного» тембра и долгого сустейна, что характерно для медленных, балладных стилей, также часто это применяется при игре на безладовом инструменте для достижения типичного, «мяукающего» звучания.

Звукоизвлечение у бриджа позволит добиться «сухого и чёткого» тембра, характерного для более подвижных басовых партий, с хорошо прочитываемой звуковысотностью. Чаще используется для исполнения стиля фанк.

Звукоизвлечение в середине даст соответственно достаточно универсальный тембр. Поэтому это положение чаще всего используется басистами в своей игре.

Безусловно, у каждого музыканта формируется индивидуальная постановка рук, в связи с физиологическими отличиями, основываясь на характерные особенности своего инструмента, стиля в котором он играет, а также личным удобством.

Постановка левой руки

Также как и у правой руки, большой палец является опорой, он упирается в заднюю часть грифа, напротив первого и второго пальца, что придаёт руке достаточную устойчивость. При этом все связки руки (кисть, запястье, предплечье и плечо) должны находиться в расслабленном состоянии. И стараться как можно чаще при домашних занятиях это контролировать.

Струну следует прижимать перпендикулярно кончиком пальца в правой части лада (ближе к металлической полоске лада), в противном случае могут возникать нежелательные призвуки, дребезжание. Левую руку следует приучить к позиции – это когда каждый палец находится над своим ладом, готовый зажать его. Такое расположение пальцев над ладами называется игрой в позиции. Чтобы к этому приучить пальцы левой руки, прижимайте все пальцы сразу и фиксируйте так положение руки в течение нескольких минут. Затем добавляйте правую руку, извлекая каждый звук последовательно.

В заключение хочется отметить, что данная постановка левой и правой рук являются универсальными, её используют большинство профессиональных басистов во всём мире. Отработав и закрепив навыки такого исполнения, вы гарантированно справитесь и со сложными ритмическими вариациями разных стилей музыки и с различными темпами, скоростями композиций. Но в тоже время существуют и исключения из правил, тому пример басист Quintin Berry, у которого довольно экзотическое положение самого инструмента и соответственно постановка, но при этом качество звука не теряется, а даже приобретает свою уникальность. Поэтому не бойтесь экспериментировать, пробовать новое и искать своё.

Quintin Berry

Пример экзотической постановки рук и «классической». Quintin Berry и Victor Wooten


      Дата публикации: 27 октября 1999 г.

П ервоначально мы с вами познакомимся с тем, как устроена бас-гитара. Рассматривать будем классический вариант - четыре струны, хотя сейчас существуют и пяти-, и шестиструнные бас-гитары. Но нас интересует не это, а то, как она работает.

Для начала познакомимся с басовым ключом. Он называется - ключ Фа . Эта гигантская запятая своим началом показывает местоположение ноты фа . Две точки с двух сторон четвертой линейки нотного стана еще раз подчеркивают этот факт. От нее и отсчитываем все остальные ноты.

Итак, четыре басовые струны: G (соль ) - первая струна, D (ре ) - вторая, A (ля ) - третья и E (ми ) - четвертая. Считаем от тонкой струны к толстой. Одним словом, это те же четыре толстые гитарные струны (третья, четвертая, пятая, и шестая), только на октаву ниже.

Не хочу показаться занудой, но некоторые вещи мне придётся рассказывать очень подробно, в расчёте на новичков (да простят меня "продвинутые"!) И ещё. Не все из нас перешли на бас-гитару после гитары; я подозреваю, что есть и прирождённые "басисты" (сокращение от "бас-гитаристы" - прим. автора ). Поэтому я не всегда буду ссылаться на шестиструнную гитару, а кое-что обьясню, как будто в первый раз.

Для того, что бы научиться находить ноты на грифе бас-гитары, обратитесь к уроку №1 нашего мастер-класса. Все то же самое, но без двух тонких струн. Существуют ли какие-нибудь специальные упражнения для бас-гитары? Конечно! Эти упражнения вы найдете в большом количестве у конкретных исполнителей любимых вами стилей. Чаще всего - на видеошколах. А я, в свою очередь, не претендуя на оригинальность, предлагаю старый, проверенный способ - это, извините за выражение, гаммы. И хотя многие их не любят, но они (гаммы), несмотря ни на что, работают. Ниже я к ним вернусь.

Стоит сказать несколько слов о функциональном назначении баса. Я бы сформулировал так: гармонический фундамент. Или, если хотите, основа аккорда. Возьмем в качестве примера трезвучия (здесь и далее см. урок №2). Предположим, что ваша песня начинается, как это часто бывает, с аккорда Am . Естественно, сначала находим тонику, т.е. ноту ля на любой струне. Это и будет первая и главная ступень данного аккорда. А следующая, популярная у басистов ступень - пятая. Ее лучше найти в той же игровой зоне, где у вас расположилась тоника. Теперь можно начинать играть. Я не шучу. Пригласите с вами помузицировать гитариста-аккомпаниатора, играющего так называемым "боем" (мне больше нравится - "чёсом"), и пусть он поиграет аккорды. Только лучше это делать с метрономом или с драм-машиной. И если ваша песня имеет размер 4/4 (то есть, не вдаваясь в подробности, если она легко просчитывается на /1-2-3-4/1-2-3-4/ и т. д.), то вам следует играть на первую и третью долю такта. Выражаясь более профессионально - половинными длительностями. На каждый первый удар метронома - первая ступень аккорда, на каждый третий - пятая ступень. Меняется аккорд, следовательно, меняется и вся ваша басовая фигура. Теперь вы играете тонику нового аккорда и, соответственно ей, пятую ступень этого же аккорда. Ритмическая часть (пока) остается без изменений.

Цифрами, взятыми в кружочек, обозначаются струны, римскими цифрами - номер лада, а название ноты и какой ступенью она является относительно аккорда, посчитайте сами. С аппликатурой (пальцовкой левой руки) вам также придется разбираться самостоятельно. Главное, чтобы ноты соответствовали по звучанию своей длительности.

Поиграв такую музыку некоторое время, вы заметите закономерность в соотношении расположений первой и пятой ступеней на грифе. Это следует запомнить. Но и это еще не все.

До сих пор мы вели разговор о левой руке, пришла пора поговорить и о правой. Речь идет о звукоизвлечении. На бас-гитаре, так же как и на гитаре, играют и пальцами, и медиатором. Все зависит от стиля музыки, от конкретной композиции, от вашего желания получить звук определенной окраски (охотно допускаю еще целый ряд причин). Но практика показывает, что большинство бас-гитаристов прогрессивных стилей используют пальцевую технику игры. Будем равняться на них. На примере этого упражнения попробуйте поиграть шагающим движением указательного и среднего пальцев правой руки, при этом, после извлечения звука, палец должен опереться на следующую по ходу движения струну. А в случае с четвертой, последней струной, палец должен как будто опереться на предполагаемую струну. Назовем этот прием - опорным.

Следующий этап - добавление третьей ступени. В начале звучания каждого аккорда желательно брать первую ступень (тонику) данного аккорда, а вот вспомогательным звуком вместо пятой ступени или дополнительно может быть третья ступень этого же аккорда. Необходимо учитывать, что в зависимости от наклонения аккорда третья ступень будет различной. В мажорных аккордах между первой и третьей ступенями - интервал 2 тона (большая терция), а в минорных - полтора тона (малая терция). Подробности можно посмотреть в уроке №2.

Я умышленно не проставил номера ладов и струн в надежде, что вы сами найдете местоположение нот на грифе. Во всех тактах этого примера, кроме последнего такта, я использовал первую и третью ступени относительно каждого аккорда. В следующем примере попробуем скомбинировать все аккордовые ступени (1, 3, 5). А заодно и разнообразим длительности.

Мне самому не очень нравится то, как звучит этот пример, но это всего-навсего образец, который поможет вам продвинуться дальше. Модифицируя мелодико-ритмические рисунки, вы сможете создать нечто более интересное. Конечно, игра на бас-гитаре не исчерпывается движением только по аккордовым звукам, но об этом в следующих уроках. Здесь же я позволю себе привести пару несложных стилистических примеров в midi-файлах, которые играть необязательно, достаточно прослушать:

В примере Bossa-Nova бас играет только первую и пятую ступени, а в примере Raggey - все три ступени аккорда. Кстати сказать, самый простой и доступный способ разобраться в особенностях того или иного стиля - это использование так называемых автоаранжировщиков. Компьютерная программы Band-in-a-Box или Jammer - яркий тому пример.

И в заключении о гаммах. Для развития техники игры на музыкальных инструментах люди ничего лучшего пока не придумали. Поэтому наберитесь терпения - и вперед.

Гаммы бывают разные. Начиная с натурального мажора или минора, минуя гармонический и мелодический мажор или минор, затем идут лады народной музыки (миксолидийский, дорийский, фригийский и т. д.), существуют также и искуственно созданные лады и хроматический звукоряд. Как видите, их очень много. Мы с вами ограничимся пока первым и последним.

Квадратиком обозначен тонический звук, то есть первая ступень, относительно которой и строится аппликатурная модель мажорной гаммы. Изменилась тоника - передвинули руку на нужную ноту и играем эту же модель. Когда мы играем гамму, расположенную на четырех ладах, пальцы левой руки располагаются каждый на своем ладу, а в фигуре "три ноты на одной струне через лад", рекомендую Вам играть первым, вторым и четвертым пальцами соответственно. Здесь следует сказать, что прижимать пальцы левой руки к струнам на ладах надо "молоточком", т.е. палец не лежит на струне своей плоскостью, а как бы "втыкается" в нее.

Этот звукоряд хорошо использовать как музыкальную зарядку, проигрывая его вверх и вниз на разных участках грифа, поскольку ширина ладов везде разная. Таким образом вырабатывается координация движений.

Этой информации для первого раза, я думаю, будет достаточно. А об остальном поговорим в следующих уроках.

Бас-гитара используется в различных современных стилях музыки. Она создаёт ритмический фундамент в композиции, а так же ощущение «заполненности». Очень важно знать определённые основы данного инструмента, чтобы сделать правильный выбор при покупке.

В данном посте мы поговори о том, как выбрать бас-гитару.. Вы узнаете о конструкции бас-гитары, электронике, типах корпуса, звукоснимателей и многом другом.

Цели и бюджет

Бас-гитары широко варьируются таких переменных, как цена и качество. Так что перед тем как начать что-то покупать, задайте себе вопрос: «Сколько денег я готов на это потратить?» .

Для начинающих бас-гитаристов, которые неуверенны в своём таланте или целеустремлённости по обучению существуют множество хороших, доступных бас-гитар для начинающих. Эти инструменты нацелены на удовлетворение всех потребностей начинающего бас-гитариста, хотя и имеют определённые недостатки. Например, для того, чтобы сэкономить на производстве, производитель может оборудовать гитару не очень качественной электроникой или при изготовлении корпуса инструмента, сэкономить на древесине. Деньги — это краеугольный камень, от которого напрямую зависит качество инструмента.

Однако, если вы более опытный или преданный гитарист, то быть может вы хотите инвестировать в гитару, которая выполнена из более качественной древесины, хорошей электроники и которая имеет более привлекательный дизайн. Более дорогие инструменты будут лучше звучать, на них будет комфортнее играть и прослужат они намного дольше.

Что выбирать вам — зависит только от вас.

Конструкция бас-гитары и дизайн

Перед покупкой бас-гитары, очень важно иметь определённое представление и понимание о том, каким образом она сконструирована, как называются отдельные части инструмента и т.д. Всё это, поможет вам задавать правильные вопросы продавцу и принимать обоснованные решения.

Гриф

Гриф бас-гитары включает головку грифа, накладку и внутренний анкерный стержень, который соединяется с корпусом бас-гитары.

Головка грифа

Головка грифа крепится непосредственно к грифу гитары. На неё устанавливаются так называемые колки (крутящийся, зажимные механизмы), которые держат струны в должном натяжении. Так же, с помощью колков, производится настройка инструмента. На головке грифа размещается верхний порожек, который отделяет головку грифа от накладки.

Накладка грифа

Накладка на гриф обычно изготавливается из палисандра, клёна или чёрного дерева. Наиболее качественные накладки изготавливают исходя из их гладкости, твёрдости и жёсткости. Чем выше обработка древесины, тем выше уровень этих переменных, соответственно, тем выше и его стоимость. В накладку вклеиваются металлические лады, которые образуют всеми известные нам ноты.

Существуют так же бас-гитары, в которых отсутствуют лады. Они позволяют создавать более гладкое «скольжение» при игре, но в тоже время требуют от гитариста определённых навыков.

Анкерный болт

Он расположен внутри грифа гитары и предотвращает скручивание грифа в следствии перепадов температуры и влажности. Кроме этого, струны бас-гитары намного толще (по сравнению со струнами электрогитары или акустической гитары), в следствии чего, они создают намного больше напряжения на гриф инструмента, что так же может привести к скручиванию и прогибу грифа. Анкер помогает дереву не изгибаться под натяжением, а так же позволяет регулировать высоту струн относительно грифа.

Типы грифа бас-гитары

Существуют три типа грифа бас-гитары:

  • Навинченный
  • Вклеенный
  • Сквозной

Каждое название представляет собой метод, с помощью которого гриф крепится к корпусу.

Навинченный гриф подразумевает соединение грифа с корпусом при помощи болтов. Данный тип соединения является бюджетным, так является менее затратным в реализации. Плюсами данного метода, является простая замена грифа в случае ремонта. Минус — это более низкий сустейн по сравнению с вклеенным и сплошным грифом.

Вклеенный гриф — подразумевает вклеивание грифа в корпус гитары при помощи эпоксидной смолы. Данное крепление передаёт акустические свойства древесины куда лучше, чем болтовое, что придаёт инструменту более тёплое звучание и хороший сустейн.

Сквозной гриф является наиболее богатым по звучанию за счёт того, что гриф занимает 1/3 корпуса. Гриф размещается по всей длине корпуса, после чего вклеивается в него. Данное крепление передаёт наибольший сустей по сравнению с двумя предыдущими и является показателем дороговизны инструмента.

Длина мензуры

Длина мензуры — это расстояние между верхним порожком и бриджем. Наиболее распространённая длина мензуры считается 34″. Данный размер считается стандартным для большинства гитар.

Такие модели инструментов как: Fender Mustang, Hofner Violin Bass и Gibson EBO имеют длину мензуры около 30″. Они отлично подходят для юных гитаристов с небольшими руками, у которых возникают проблемы со стандартно-размерными моделями.

Существуют так же 35″ инструменты, которые обладают большим количеством ладов. Обычно такую длину мензуры можно встретить на 5-6 струнных бас-гитарах. Они имеют большие габариты, но и обладают большими звуковыми возможностями.

Типы корпуса

Бас-гитары, корпус которых изготовлен из цельного куска древесины, считаются наиболее распространёнными. В более дорогих инструментах корпус обычно выполнен из ольхи, клёна, болотного ясеня, красного дерева или из какого-либо другого вида древесины, который отлично передаёт вибрации, генерируемые струнами. У инструментов из низкой ценовой категории, корпус обычно выполнен из листовой или прессованной древесины, что негативно сказывается на звуке.

Существуют так же бас-гитары с полым корпусом (как например у акустических гитар), которые оборудованы такими же звукоснимателями, как и цельно-корпусные. Такой тип гитар предпочтительно используется джаз, фолк гитаристами, а так же в музыке, которая требует акустико-подобного звучания. Например бас-гитарист легендарных The Beatles, использовал Hofner Beatle Bass, который так же обладает полым корпусом. Преимуществом таких гитар являются их лёгкость. Минусом же является то, что они очень ограничены в громкости и могут вызывать отклик.

Другой тип полых бас-гитар — это электро-акустические. На самом деле, это акустический инструмент с полым корпусом, который оборудован пьезо-датчиком. Данный тип обладает ярко выраженными акустическими свойствами, по сравнению со всеми остальными.

Есть так же полу-акустические корпуса, которые обладают цельным корпусом, в котором на этапе подготовки вырезают две полости определённых размеров. Это добавляет звуку гитары определённой стабильности и увеличивает сустейн.

Бридж или струнодержатель бас-гитары

Бридж размещается на нижней части корпуса бас-гитары. Через него продеваются струны и крепятся в специальные пазы, которые называют «сёдлами». Когда гитарист извлекает звук с помощью струн, вибрации генерируемые струнами передаются через бридж на корпус, где звукосниматель может их уловить, усилить, видоизменить и затем вывести через динамик на комбике. Наиболее качественные бриджи изготавливают из латуни и покрывают хромом или никелированным серебром.

Большинство струнодержателей для бас-гитар попадают в один из трёх типов:

  • Через бридж
  • Сквозь корпус
  • Комбинация бриджа и струнодержателя

В первом типе «Через бридж», струны продеваются через заднюю часть бриджа и размещаются в сёдла.

Второй тип «Сквозь корпус», струны продеваются через заднюю часть корпуса, где так же закрепляются в сёдла.

Третий тип «Комбинация бриджа и струнодержателя», струны продеваются через отдельный струнодержатель, который не соединён с сёдлами.

Звукосниматели: Синглы или Хамбакеры?

Звукосниматели — это электромагнитные устройства, которые улавливают звуки, создаваемые вибрациями струн и корпусом гитары, после чего преобразовывает эти звуки в электрический сигнал. Большинство бас-гитар имеют двумя наборами звукоснимателей, что предоставляет больший звуковой диапазон. Звукосниматели, которые расположены вблизи грифа гитары, обладают гладким, низкочастотным звуком, в то время, как звукосниматели, которые расположены вблизи бриджа, обладают острым, средне-высоким диапазоном звучания.

Наиболее распространёнными типами звукоснимателей являются:

  • Синглы
  • Хамбакеры

Существуют так же и другие, но они являются вариациями данных типов.

Синглы были первым и наиболее простым видом звукоснимателей. Каждый звукосниматель имеет всего одну катушку и один магнит, которые создают яркий, сфокусированный звук. Единственный их недостаток — это шумы, которые они улавливают и преобразовывают вместе со звуком вашей бас-гитары. Однако, именно для этого были придуманы хамбакеры.

Хамбакеры были созданы для того, чтобы избавится от надоедливых шумов и грязи создаваемыми синглами. Идея хамбакеров заключается в двух катушках намотанных последовательно и полярности магнитов, которые располагаются друг напротив друга. Именно этот дизайн помогает практически полностью избавится от лишних помех и шумов. Отсюда его название (humbucker с англ. шумоподавитель). Хамбакеры имеют более жирный звук, по сравнению с синглами и практически не фонят при подключении к усилителю.

Split-coil — это одна из популярных вариаций синглов, которую можно встретить на Fender Precision Bass. Данный вид звукоснимателей представляют собой сингл, который функционирует как хамбакер. Достигается это тем, что звукосниматель разделён на две половины, каждая из которых имеет разную полярность. Таки образом, они образуют звук, который очень напоминает звук сингла без помех и шумов.

Электроника: Пассивная и Активная

Термины «Активная» и «Пассивная» относятся к предусилительной схеме бас-гитары. Предусилитель повышает выводимый сигнал со звукоснимателей и обеспечивает контроль формирования звука.

Пассивные предусилители функционирую без дополнительного источника питания и имеют несколько рычагов контроля:

  • Громкость
  • Переключатель звукоснимателей (если их более одного)

Плюсом пассивного баса можно считать тот факт, что он не зависит от батарейки, которая может сдохнуть прямо посреди концерта. Ещё одно преимущество — это простота эксплуатации. Пассивная электроника генерирует более традиционный звук, в то время как активная электроника — более современный.

Активной электронике необходимо дополнительное питание, которым обычно обеспечивает встраиваемая батарейка. Преимущества активной электроники заключается в том, что она выводит более мощный сигнал и имеет большой контроль над формированием тона. Активные бас-гитары частенько оборудованы встроенным эквалайзером, который разделён на три частотные группы: низкие, средние и высокие. Они так же могут иметь специальный переключатель, который мгновенно изменяет профиль эквалайзера. На некоторых бас-гитарах можно найти переключатель для катушки звукоснимателя, который отключает одну из катушек хамбакера, тем самым заставляя его звучать как сингл.

Сколько струн?

Четырёх струнные бас гитары

Большинство бас-гитар имеют четыре струны и по моему мнению, начинающим бас-гитаристам следует начинать с четырёхструнного инструмента. Такие бас-гитары вполне соответствуют большинству музыкальных стилей и по сравнению с пяти и шестиструнными инструментами, обладают меньшим грифом, что делает их отличным вариантом начинающих.

Пяти и шестиструнные бас-гитары

К пятиструнным бас-гитарам добавляют дополнительную струну, которую настраивают в B (Си), тем самым наделяя инструмент более широким диапазоном. Гриф пятиструнного баса гораздо шире по сравнению с четырёхструнной, и поэтому на нём будет сложней учиться. Пятиструнные бас-гитары популярны в таких жанрах как: хард-рок, метал, фьюжн и джаз.

Шестиструнные инструменты обладают более широким диапазоном по сравнению с двумя предыдущими, за счёт того, что в их арсенал добавляются две дополнительные струны, которые обычно настраивают в B (Си) и C (До). Шестиструнные бас-гитары требуют ещё более широкого грифа, который может доставлять неудобства для многих гитаристов. Несмотря на трудности, они идеально подходят для музыкантов, которые играют много соло-партий и которым необходим широкий диапазон для творчества.

Безладовые бас-гитары

Стандартные бас-гитары оборудованы металлическими ладами, которые вклеиваются в накладку грифа и делят его на части. Ладны помогают с лёгкостью ориентироваться по грифу гитары и видеть ноты.

Безладовые бас-гитары обладают гладкой накладкой, которая очень напоминает контрабас или скрипку. Попадание в правильные ноты с должным интонированием — это задача не из простых и не для новичков. Бас-гитаристы, которые играют на таких инструментах полагаются на мышечную память и хорошо-тренированный слух. Они выбирают этот инструмент из-за его гладкого и особого эффекта глиссандо, который обычно можно слышать у контрабасистов и скрипачей.

Древесина

Древесина, которая используется при изготовлении корпуса и грифа бас-гитары, очень сильно влияет на её звук, и резонанс. Новичкам не обязательно обращать внимание на этот факт, так как они попросту не заметят разницу между дорогими сортами или скажем листовой древесиной. Тем не менее, если вы ждёте от инструмента определённого звучания, то об этом факте не стоит забывать.

Ольха

Ольха обычно используется при изготовления корпуса. Она создаёт очень сбалансированный, чёткий и цельный звук.

Агатис

Очень популярное дерево, из-за его относительной дешевизны. Агатис используют при изготовлении корпусов для бас-гитар. Он имеет очень сбалансированный звук, с незначительными акцентами в нижнем диапазоне, что даёт весьма богатый звук.

Ясень

Существует несколько видов ясеня, которые используется для изготовления бас-гитарных корпусов. Все они имеют незначительные различия, но если говорить в общем, то ясень имеет яркий, цельный тон, который очень напоминает по своим свойствам ольху. Болотный ясень наиболее популярен, из-за его превосходной структуры.

Липа

Часто используется на недорогих инструментах, так как липа — это «мягкая» древесина. Она не производит достаточного резонанса, как другие виды. Некоторые бас-гитаристы думают, что она создаёт «плоский» звук, пока другие думают, что короткий сустейн идеально подходит для быстрых и сложных музыкальных пассажей.

Красное дерево

Красное дерево — это очень популярная древесина, потому-что она производит мягкий, тёплый звук, который подчёркивает низкий и средний диапазон тона, а так же создаёт длинный сустейн. Красное дерево является очень плотным, а следовательно и тяжёлым.

Клён

Клён как и красное дерево создают хороший сустей, но в то же время, он производит яркое и чистое звучание. Многие музыканты считают его идеальным для студии.
Дорогие модели бас-гитар могу быть изготовлены из таких экзотических пород, как: африканский палисандр, венге, коа или кокоболо.

Какая бас-гитара подойдёт именно мне?

Вот несколько советов (не правил), которые помогут вам с выбором:

  • Покупайте лучшую бас-гитару, которую только можете себе позволить. С хорошим басом вам будет проще научиться играть и прослужит он вам долгую службу.
  • Не обольщайтесь красотой безладового баса, на нём не просто научиться, особенно если вы никогда не играли на струнных инструментах. Выбирайте те бас-гитары, которые оборудованы ладами и хорошей разметкой.
  • Отдайте своё предпочтение бас-гитаре с меньшей длиной мензуры (если вы юный гитарист или если у вас маленькие руки).
  • Для упрощения себе жизни, выбирайте инструмент, у которого четыре струны.
  • Выбирайте инструмент с простыми средствами контроля громкости и тона, чтобы вы могли сосредоточится только на струнах, а не отвлекаться на всякие там рычаги, кнопки и крутилки.
  • Выбирайте бас, цвет и форма которого удовлетворяет всем вашим желаниям. Возможно он не будет звучать превосходно, но внешний вид может мотивировать вас играть больше.

9 из 10 начинающих БАС-ГИТАРИСТОВ

РЕШИВ ОБУЧАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО

ИЛИ У ЧАСТНЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ДАЖЕ ПРИХОДЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ШКОЛЫ/СТУДИИ

- попадают
в ловушку!*

*Откуда мы это знаем? - Спасть их потом приходится нам!

Ловушка №1 Сольфеджио, слух, нотная грамота, безысходность...

Аристарх Виссарионович, я вот уже целый год учусь писать ноты в тетрадке и сдаю вам слуховые диктанты, а когда мы наконец начнем играть на бас-гитаре?
- Когда запомните, что увеличенная кварта лидийского лада разрешается в малую сексту от доминанты минора!
- А говорят, Курт Кобейн не знал нот...
- Ах, не поминайте этого нечестивого смутьяна в нашем благопристойном учреждении культуры!

Казалось бы - невероятно, но такие диалоги до сих пор звучат! В то время как Грамотный Преподаватель бас-гитары обязан соотносить методику с твоими индивидуальными интересами, временем и терпением. Точка!

Ловушка №2 Тотальная зубрёжка – скучно и бесперспективно!

Даже если тебе посчастливится не потонуть в нотной грамоте, ты рискуешь нарваться на “тотальную зубрёжку”.
- Тебя просто сажают за кипу табулатур и просят тупо зубрить всё что видишь.
В результате, начинающий новичок может играть на бас-гитаре только заученными цитатами (да и то, если их не забудет).
Но тебя не учат понимать, как строится партия инструмента в принципе - чтобы ты мог просто и свободно играть на бас-гитаре с нуля что тебе хочется и как хочется!

Ловушка №3 Нет понимания, как применить себя в группе!

Избежав Ловушки №2, ты учишься извлекать ноты, играть рифы и фразы. Пусть даже делать это классно – если тебе посчастливилось попасть к хорошему преподавателю по бас-гитаре.
Но как самостоятельно найти нужные ноты, когда ты пришёл в живую группу, и твой бас должен ладить со всеми остальными инструментами?
Именно твоя партия может превратить песню как в качевый хит, так и в унылый шум!
Так что же именно нужно играть и как? Как правило, при обучении начинающих игре на бас-гитаре это остается в тени.
Сам по себе ты звучишь классно, харизматично, но в группе все превращается просто в вялую кашу. Ты не знаешь в чем причина, теряешь интерес к репетициям, к музыке, к себе как бас-гитаристу… Но ты ли в этом виноват?

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры