Схематическое рисование фигуры человека. Как нарисовать человека карандашом поэтапно в полный рост

Главная / Психология

Рисунки лиц людей, портреты - это самый сложный вид изобразительного искусства. Научиться рисовать портрет человека, даже простым карандашом, требует не только времени на обучение, но и таланта. Сложность рисунка портрета человека состоит в умении передать эмоциональное состояние человека, его мимику, глубину взгляда и т.д. Но научиться простой технике рисования лица человека вполне можно самостоятельно, особенно если рисовать лицо человека поэтапно.


Давайте попробуем поэтапно нарисовать хоккеиста в движении, с клюшкой и шайбой. Возможно, вы даже сможете нарисовать своего любимого хоккеиста или вратаря.


Чтобы рисовать людей правильно недостаточно хорошо владеть техникой рисунка человека. Важно уметь передать в рисунке настроение, характер, выражения глаз, каких-то других особенностей человека.


Этот урок рассчитан на тех, кто уже умеет неплохо рисовать, поскольку рисовать человека непросто. Нарисовать картинку танцующей балерины особенно сложно, поскольку в рисунке нужно передать не только грацию движений человека, но и изящество танца балета.


Рисунок Снегурочки выполнен на графическом планшете поэтапно. Вы можете использовать этот урок, чтобы нарисовать Снегурочку обычным простым карандашом. На сайте есть и другие уроки новогодней тематики, например, как нарисовать Деда Мороза.


Рисунок человека, особенно портрет - это, прежде всего его глаза. Глаза не только притягивают все внимание к рисунку, но выражают эмоциональное состояние человека. На этом уроке мы научимся рисовать глаза человека карандашом поэтапно.


В канун Нового Года, перед многими встает вопрос - как нарисовать Деда Мороза? Но рисовать человека непросто, нужно точно выдержать пропорции фигуры человека и уметь рисовать лица людей правильно. Поэтому давайте рисовать Деда Мороза поэтапно, шаг за шагом.


Если вы решили нарисовать лицо человека, важно добиться сходства в портрете человека и точно нарисовать любые черты лица. Но глаза и губы - это самые важные элементы рисунка лица. На этом уроке вы узнаете, как научиться рисовать губы человека, используя пошаговый метод.


Нос у каждого человека имеет уникальные особенности, поэтому дать точные советы как нарисовать нос девушки, ребенка или мужчины невозможно. Можно лишь сделать абстрактный или как еще говорят "академический" рисунок носа. Именно такой вариант рисунка носа человека я и предлагаю нарисовать вам вместе со мной.


Изучите вначале внимательно вашу руку, обратите внимание на длину пальцев, пропорции руки. Можно даже обрисовать контуры собственно руки, если вы собираетесь ее рисовать в натуральную величину.


Сложно при рисовании комиксов сделать персонажей одинаковыми. Не усложняйте рисунок человека. Изображение фигуры и лица людей должно быть без особой детализации почти схематическое, упрощенное, и слегка в мультяшном, комическом тоне.


Чтобы научиться рисовать картинки русалок нужно правильно уметь рисовать девушек и хвост дельфина или крупной рыбы. Русалка - это наполовину рыба, наполовину человек.


Ангела каждый представляет по-своему. Кто-то видит его ребенком с крыльями, кто-то представляет в виде девушки. Мы выберем в качестве урока для поэтапного рисования ангела - девушку с крыльями в белом платье.

Пропорции человеческой фигуры интересовали художников, философов и педагогов на протяжении последних 20-ти веков и более. Римский архитектор Витрувий написал в начале 1-го века нашей эры: «Природа так хорошо сложила человеческую фигуру, что лицо — от подбородка до корней волос, является десятой частью всего тела». Он утверждал также, что пупок является центром тела, поэтому круг, нарисованный вокруг этой точки будет касаться вытянутых пальцев рук и ног человека, лежащего на спине. Именно эту теорию проиллюстрировал в знаменитом рисунке Леонардо да Винчи , представленном ниже.

К сожалению, теория работает на практике только если руки находятся под очень определенным углом . Однако можно заметить, что, когда руки вытянуты в стороны расстояние между кончиками пальцев рук примерно такое же, как и между макушкой головы и подошвами ног. Это полезное правило при определении длины рук.

В эпоху Возрождения, анатомия человека стала предметом детального исследования, и художники стали участвовать в поисках значимых математических отношений между размерами разных частей тела. Были изобретены комплексные подходы для определения «идеальной фигуры «. С тех пор сотни таких подходов были разработаны с использованием различных частей тела в качестве единиц измерения, в том числе головы, лица, ноги, предплечья, указательный палец, нос, позвоночник и так далее. Но, поскольку ни один подход не был универсальным , т.к. нельзя отрицать очевидный факт, что все люди разные, эти подходы представляют интерес только для классиков. Принятые идеальные пропорции фигуры также меняются от одного поколения к другому. Поэтому мы должны в целом прибегать к наблюдению широкого диапазона размеров и форм людей , которых мы видим вокруг нас.

Для наших целей, однако, полезно изучить фигуру средних размеров , так как это дает нам базу, на которой можно строить пропорции .

Самый распространенный метод — использование высоты головы в качестве единицы измерения для относительных замеров различных частей тела. Средняя цифра составляет семь голов , но диапазон между шестью и восемью головами тоже считается нормальным. На самом деле чаще всего в руководствах по рисованию «идеальная» фигура изображается высотой в восемь голов — в основном, как я подозреваю, потому что тогда можно разделить тело вертикально на восемь удобных частей: подбородок, соски, пупок, промежность, середина бедра, колени, икры и стопы, что облегчает жизнь инструктора!

Однако правила существуют, чтобы их нарушать! Мы можем полюбоваться замечательными достижениями римских архитекторов и художников/математиков эпохи Возрождения, все они должны предлагают нам удобную проверку пропорций, но было бы глупо ограничиваться только этим способом.

Пропорции детей

При рисовании детей, вы обнаружите, что голова занимает гораздо большую долю от всей высоты . Голова новорожденного ребенка составляет около четверти от общей высоты, а длина ног гораздо меньше. Но когда ребенок растет, ноги увеличиваются в длину гораздо больше, чем другие части тела по отношению к общей высоте корпуса, так что голова становится пропорционально меньше.

Распределение подкожного жира

В детстве мужские и женские формы тела очень похожи. Форма среднего тела взрослого мужчины в основном диктуется размерами мышечной массы, в то время как фигура средней женщины зависит главным образом от размера жировых масс. Когда девочки достигают половой зрелости наблюдается увеличение жировых отложений в очень специфических местах, чтобы придать округлость груди и бедер взрослой женщине.

Ниже приведены иллюстрации, в каких местах откладывается подкожный жир у женщины и мужчины . Оба пола имеют запасы высоко на спине между лопатками, которые проявляются при ожирении людей обоих полов сгорбившимися плечами и короткой шеей. Тем не менее, другие места скопления жира у полов разные. Избыточный вес мужчины больше характерен для талии, чем для бедер. Лишний жир у мужчин хранится выше тазобедренной кости сзади по обе стороны от позвоночника и на верхней части живота. Женщины с избыточным весом , напротив, как правило, больше набирают на бедрах, чем на талии. Их основные участки хранения жира: нижняя часть живота, ягодицы и бедра, а также грудь и спина между лопатками, как и у мужчин.

Распределение жира у женщины

Пропорции пожилых людей

В старости мышцы-сгибатели , как правило, сокращаются , становятся короче. Это делает тело согнутым, когда оно находится в нормальном положении стоя. Плечи округляются, в грудном отделе позвоночника увеличивается его естественный изгиб и шея толкает лицо вперед. Даже когда тело расслаблено, руки и ноги остаются чуть согнутыми.

Кожа и подкожный жир становятся тоньше, а мышцы сокращаются. Локтевые суставы и запястья кажутся больше, а вены могут стать видными и выпирать из-под кожи. Все жировые отложения на теле и лице становятся мягче и, как правило, провисают на локтях и под подбородком.

Со следующего урока мы переходим к практике рисования человека .

Надеюсь, вам понравился этот урок! Оставляйте свои комментарии и замечания по поводу курса .

В статье использовались материалы книг:
— Ron Tiner «Figure Drawing without a model»;
— Лумис Э. Обнаженная натура. Руководство по рисованию.

Вопрос «Как научить детей рисовать человека?» многих взрослых ставит в тупик: далеко не каждый сможет реалистично передать пропорции и портретное сходство, и тем более, объяснить этапы рисования фигуры человека ребенку. Мы покажем простые схемы и дадим рекомендации, как нарисовать человека поэтапно — справится даже ребенок взрослый.

shkolabuduschego.ru

Большинство взрослых, не занимаясь профессионально художественной деятельностью, остановились в своем развитии на этапе «головоногов». Но это не повод давать «от ворот поворот» малышу с карандашом, который хочет познать этот мир и всему научиться.

Рисуя, ребенок фантазирует, развивает свои способности, тренирует зрительную память. Конечно, нарисовать человека гораздо сложнее, чем дерево или ежика, но даже самое сложное дело можно разбить на простые этапы, чтобы оно не казалось таким уж страшным и невыполнимым. Учимся вместе!

Как научить ребенка 3-4 лет рисовать человека


pustunchik.ua

Ребенку 3-4 лет можно объяснить принцип рисования фигуры человека на примере простой схемы: голова, туловище, руки и ноги, обязательно шея, кисти и ступни.

Пусть потренируется рисовать таким образом мальчиков и девочек. Тут важно в первую очередь не столько сходство, сколько отработка чувства пропорций, наличие всех «составляющих».

razvitie-vospitanie.ru

Затем можно попробовать нарисовать человечков в движении. Чтобы наглядно показать ребенку, как сгибаются наши руки и ноги при ходьбе, прыжках, поворотах и пр., продемонстрируйте все эти движения перед зеркалом.

Удобно сделать проволочный каркас и гнуть его в разные стороны.

www.kukolnihdelmaster.ru

Пусть эта проволочная модель будет вашим пособием при обучении ребенка рисовать человека в движении.

pinimg.com

Полезно делать быстрые схематичные рисунки. Задали проволочной модели нужную позу — тут же ее нарисовали. Позже вы объясните ребенку, как «одеть» человечков. Сейчас важнее понять, как меняется положение рук и ног при том или ином движении.

fb.ru

Чтобы маленьких художников ничего не отвлекало от главного — передачи движения в рисунке — предложите нарисовать движущегося человека с помощью силуэта. Чтобы было проще, сделайте картонную модель с подвижными элементами.

infourok.ru

Еще один совет для тех, кто хочет научить ребенка хорошо рисовать человека: лепите! Да-да, в объеме ребенку легче воспринимать пропорции, он быстрее поймет, как правильно. Если он научится хорошо и быстро лепить человека, нарисовать его ему не составит труда — проверено.

Как научить ребенка 5-6 лет рисовать человека: пропорции

Учите ребенка видеть невидимое. Прежде, чем нарисовать одетую фигуру, нужно наметить каркас, понять положение рук и ног, направление и поворот туловища относительно головы и пр. Пользуйтесь схемами, лишние линии с рисунка всегда можно убрать ластиком.

infourok.ru

Когда ребенок научится мыслить именно схемами, у него не возникнет сложностей при рисовании фигуры человека.

Дошкольникам 5-6 лет смело можно объяснять, чем фигура взрослого отличается от фигуры ребенка. Модуль, которым мы «измеряем» фигуру — голова. От того, сколько раз голова «помещается» в схеме построения фигуры человека, зависит многое.

artrecept.com

Покажите фотографию, где ребенок стоит рядом со взрослым. Предложите измерить (линейкой, полоской бумаги или др.), сколько раз голова ребенка «помещается» в его фигуре целиком. То же самое проделайте с фигурой взрослого. Ребенок сам сделает вывод, что у детей голова больше (относительно пропорций всего тела).

sovetunion.ru

У взрослых голова «помещается» 7- 8 раз (в идеале). Если учитывать это при рисовании человека, фигура выйдет пропорциональной, похожей.

profymama.com

Достаточно несколько раз нарисовать простую схему, чтобы в дальнейшем рисовать толстых и худых людей, мужчин, женщин и детей.

Мужская и женская фигуры отличаются. На схеме эти отличия легко показать геометрическими фигурами. У мужчин широкие плечи, у женщин — бедра.

Очень скоро ваш ребенок постигнет азы рисования человека и сможет изобразить всю семью!

Как нарисовать человека поэтапно: видео

Уважаемые читатели! Расскажите в комментариях о самых забавных рисунках ваших детей. Умеете ли вы сами рисовать человека реалистично? Помогли ли вам наши схемы и советы научиться рисовать людей?

Вы умеете рисовать? А может есть желание попробовать, как это делается, и научиться основам этого увлекательного занятия? Не знаете, как сделать первый шаг? Это не так легко, но если есть желание попробовать, тогда читайте дальше, будем вместе разбираться с тем, как рисовать фигуру человека. Для работы нам понадобится лист плотной, умеренно проклеенной бумаги, несколько карандашей, мягких и средней твёрдости, и белый мягкий ластик для стирания ошибочных линий.

Общие соображения

Вопрос о том, занимает всех, кто взял в руки карандаш. Нередко начинающего художника постигает разочарование, когда он смотрит на результаты своих усилий. Обычно они сильно расходятся с тем, чего хотелось бы достигнуть. Многие на этом этапе оставляют попытки научиться рисовать. Но если вы всё-таки не отказались от своего намерения, следует изменить подход к делу. На вопрос о том, в полный рост, следует отвечать на системной основе. Прежде всего в рисовании важна последовательность и поэтапность. Для многих это прозвучит неожиданно, но перед тем как что-то нарисовать, следует хорошо подумать. А такого сложного предмета, как фигура человека, это касается в первую очередь.

Как нарисовать человека в полный рост, чтобы это выглядело убедительно?

Любой рисунок начинается с правильной компоновки, то есть размещения будущего изображения на плоскости. Делается это лёгкими карандашными штрихами, обозначающими крайние точки изображаемой фигуры. В любом рисунке следует выделить некий смысловой композиционный центр. Одно из главных правил композиции заключается в том, что этот композиционный центр ни при каких условиях не должен совпадать с геометрическим. Изображение на плоскости должно занимать примерно три четверти поверхности, оставляя свободное пространство по краям. Далее, для того чтобы ответ на вопрос о том, как нарисовать человека в полный рост выглядел убедительно, фигура его должна быть построена с соблюдением пропорций и законов анатомии. И что не менее важно, она должна твёрдо стоять на ногах или сидеть на какой-то опоре - так, чтобы это не нарушало законов равновесия. Пропорции фигуры меняются в зависимости от возраста, у взрослого человека голова составляет примерно седьмую часть роста.

Поэтапно строим фигуру

Профессиональные художники работают над этим долгими годами. В художественных ВУЗах подробно изучается Курс её специально адаптирован для художников, и при его изучении они подробно прорабатывают все имеющиеся в человеческом организме кости и мускулы, их сочленение и взаимодействие. Эти знания и навыки необходимы для грамотного построения фигуры человека. Но впервые столкнувшись с задачей о том, как нарисовать человека в рост, достаточно будет грамотно взять пропорциональные отношения между отдельными частями тела к к фигуре в целом. И понять общую конструктивную и мышечной системы. Строя торс фигуры, намечаем осевые линии, плечевой и тазобедренный пояс, суставы. Выполняя построение фигуры, прежде всего помним о равновесии. Фигура обязана твёрдо стоять на ногах. У художников для обеспечения этого требования существует проверенный приём - вертикальная линия от яремной впадины (углубление между ключицами под подбородком), проведённая на плоскость, должна не выходить за плоскость ступней. А далее самое важное - тщательно выверяем пропорции конечностей, торса и головы, строим постепенно всю фигуру.

Обобщение рисунка

Выполняя построение и прорабатывая детали, очень важно вовремя остановиться и соблюсти меру. От анализа отдельных деталей следует постепенно переходить к обобщению фигуры в целом. Как правило, это делается широкими размашистыми штрихами. Обнажённую натуру приходится изображать не слишком часто. Но элементарные знания пластической анатомии необходимы художнику в любом случае. Без них невозможно правильным образом разобраться с тем, как нарисовать одетого человека. Рисуя фигуру в любом пространственном ракурсе, необходимо видеть и представлять её насквозь. Особо следует обратить внимание на то, по каким закономерностям образуются складки на одежде. Это очень существенный элемент в изображении фигуры. Они способны подчеркнуть движение или устойчивость. Наметив общие контуры, постепенно придаём всем деталям объёмность. Моделируем форму светотенью. Особое внимание при построениях следует уделять штриховке. Штрих - важнейший элемент в арсенале художника-графика. От силы его нажима, длины и направления зависит очень много. Культура штриховки вырабатывается постепенно, по мере практики.

Перспектива

Правильное построение на плоскости любой пространственной фигуры, в частности человека, невозможно без понимания закономерностей С ней следует разобраться и понять, что все параллельные линии и плоскости имеют точку схода на горизонте. В человеческой фигуре отсутствуют но она в них легко вписывается. И чтобы убедительно ответить на вопрос о том, как нарисовать человека в полный рост, перспективное построение фигуры следует выполнять лишь после того, когда будет осмысленно её положение по отношению к горизонту. Линия горизонта должна быть намечена первой на рисунке.

Подведём итоги

Попробуем критически проанализировать своё творчество. Что получилось в итоге? Редко бывает так, чтобы начинающий художник оставался доволен результатами своих трудов. Добиться чего-то стоящего можно только в том случае, если из почти неизбежной первой неудачи будет сделан правильный вывод и работа будет продолжена. С каждым новым рисунком ошибок будет всё меньше. Таков процесс постепенного совершенствования. Все, кто чего-либо достиг в искусстве рисования, прошли его до вас. Также следует внимательно и систематично изучать наследие признанных мастеров рисунка. В вашем распоряжении альбомы репродукций и множество художественных сайтов в интернете. А кроме длительных постановочных рисунков, следует выполнять короткие наброски. В них следует ловить движение фигуры и, не фиксируясь на мелочах, добиваться максимальной выразительности линий.

Данный метод ни в коем случае не является лучшим и тем более быстрым, но с точки зрения большинства художников он является правильным. Он медленно, но верно помагает нарисовать карандашом поэтапно человека.
В конце статьи можно посмотреть видео о том,
Данный способ рисования направлен на стимуляцию воображения и формирование представления о человеческом теле в трехмерном пространстве, хорошо подходит для начинающих и для людей усидчивых и терпеливых.
Почти все начинающие рисовальщики начинают рисунок человеческой фигуры с головы, допуская тем самым грубую ошибку. И бывают весьма удивлены, когда в результате оказывается, что для ступней ног на бумаге совсем не осталось места - данный метод избавит вас от такой неприятной ситуации.

Рассмотрим идеальные пропорции тела человека:

Так голова у людей высокого роста укладывается по длине тела 8 раз , у людей среднего роста – 7,5 раз , у людей низкого роста – 6-7 раз .
Голова укладывается в длину туловища 2,5 раза , в длину ног – 3-4 раза .
Протянутая вдоль туловища рука должна касаться середины бедра .
Ширина плеч у взрослого мужчины обычно равна двум длинам головы и больше ширины бедер.
Длина бедра соответствует длине голени со стопой , а голень - двум длинам стопы .
Женская фигура в отличие от мужской имеет более низкий средний рост и более короткие конечности.
Ширина бедер у женщины обычно больше ширины плеч.
Голова женщины относительно и абсолютно меньше чем у мужчины.


Схематическое изображение человека:

Песенку из мультфильма "Осьминожки": "Палка, палка, огуречик, получился человечек..." знает каждый ребенок!
И не стоит недооценивать эту фразу.
Схематические человечки отображаю очень важную характеристику - пропорции частей тела. И чтобы избежать логического разлада в наших палочкообразных человечках, необходимо соблюдать так называемый «художественный канон».
А теперь давайте повнимательнее присмотримся к нашим схематическим человечкам :

Схематический Человечек №1
Такого человечка хотя бы раз в жизни рисовал каждый.
Это так называемый базовый человечек.
Но с ним мало что можно сделать.
Разве что попрактиковаться в соблюдении пропорций головы, торса, рук и ног.


Схематический Человечек №2
Здесь дополнительно вырисовываются пропорции предплечья, бедра, голени и ступни.


Схематический человечек №3
Совершенный палочкообразный человечек!
Уверен, вы едва ли видели, чтобы какой-либо ребенок рисовал человечка именно так.
Плечи и таз этой фигуры уже имеют определенную ширину.

Задание:
Для того чтобы понять насколько точно в своих работах вы соблюдаете пропорции – нарисуйте несколько схематических человечков.
Таким образом, просто и быстро, не отвлекаясь на детали (одежду, волосы и т.п.), вы сможете оценить то, насколько хорошо вы знаете пропорции человеческого тела.
Кроме того, вы сразу сможете определить: поместится ли фигура на листе.

Думаю, теперь вы понимаете насколько важно освоить пропорции. И какую немаловажную роль в будущей картине играют схематические человечки.

Поза человека:

Пора оживить и заставить нашего героя что-нибудь делать. Так прежде чем начинать работу над персонажем, с помощью схематических рисунков вы можете перепробовать множество поз и выбрать одну.
Ниже представлены некоторые примеры схематических человечков в действии.

Бросает копьё

А этот кажется танцует...

Бежит. Плечи и таз человека избражены в ракурсе, так как мы смотрим сбоку.

О чём то грустит или... ищет контактную линзу...

Гладиатор. Предплечье правой руки изображено в ракурсе – мы видим его немного короче.
Также обратите внимание на поворот корпуса - словно человек оборачивается, чтобы что-то увидеть.

Сидит на стуле. Вновь поворот корпуса – плечи развернуты относительно бедер на некоторый угол.

Странный тип. Остается только догадываться, что он в данный момент изображает… но выглядит глупо)

Задание:
Чтобы прочувствовать динамику изображаемого тела - нарисуйте несколько схематических человечков, выполняющих различные действия.

При выборе той или иной позы не забывайте закон всемирного тяготения.

Центр тяжести будет расположен в нижней части живота.
Примеры:

Обычная ходьба. Человек находится в равновесии, так как центр тяжести расположен между двумя точками опоры.

Центр тяжести смещен относительно точки опоры – человек теряет равновесие и падает.

Баланс. Достигается благодаря относительной симметричности расположения тела.

Беги,.... беги!
Во время бега центр тяжести смещается вперед относительно точки опоры. Это приводит к неуравновешенному положению, кажется, что фигурка падает. Естественно, падения не произойдет, так как человек поочередно выставляет вперед ноги.

Этот статья, поможет освоить основные принципы построения фигуры человека. Пропорции тела являются тем моментом, с которым начинающий художник должен быть наиболее осторожным на ранней стадии своего обучения. Но большинство, включая меня во время моих первых лет творчества, игнорируют эти знания. Теперь мне кажется, что пропорции - это один из основных моментов в рисовании человека . Данный материал показывает что нужно быть более осторожными с пропорциями человеческого тела (особенно женской фигуры), когда Вы рисуете. Есть много детальных книг и сайтов на эту тему, и то, что Вы прочтете здесь, на самом деле просто старый способ, которым я определяю пропорции собственных рисунков. Вы, наверное, читали во многих иллюстрированных книгах про правило восьми голов. В живописи идеальное тело имеет высоту 8 голов . Тем не менее, пропорции тела каждого отдельного человека относительны, и иногда могут достигать от 7 до 9 в зависимости от физиологических особенностей и взгляда художника. Тоже обстоит и с героями мультфильмов. Так как в основном искусство комиксов прославляет совершенную человеческую форму, то правило восьми голов применяется и при создании мультипликационных шедевров. Мы предлагаем вам начать свое изучение пропорций, рисуя своих героев в простых позах (стоя или в позе сидя).

Рисуя фигуру человека, всегда начинайте свой рисунок с осей и направляющих. Это облегчит задачу, и Вы сможете задать пропорции и позу сразу, не слишком вдаваясь в подробности. Справившись с основой вашей фигуры, будет очень просто завершить рисунок. Художники часто рисуют женские тела слегка изогнутыми с выпуклыми бедрами и тонкой талией. На рисунке необходимо сразу же определить размер головы, это будет ваш «сантиметр» для остальной части тела, которым Вы будете пользоваться в дальнейших измерениях. Я, как правило, как можно более детально на данном этапе, но это моя прихоть, а не правило.

Пропорции длины головы будет Вашей основой для правила восьми глав.

  • От подбородка до середины груди укладывается высота одной головы; у женщины, как правило, эта линия может указывать на середину грудной области вокруг сосков.
  • Расстояние от подбородка до плеча обычно равно 1/4 длины головы.
  • Расстояние от груди вниз до живота (области пупка) также пропорционально высоте головы.
  • Если отложить от пупка по убыванию вниз наш «сантиметр», то попадем как раз на низ интимной зоны.
  • Высота одной головы до половины области бедер.
  • На голову ниже - верхней части ног, отложив еще одну величину головы, окажемся чуть ниже колен.
  • Продолжая откладывать базовый размер, получим более или менее половины голени.
  • И последняя из восьми голов вниз попадет в точку чуть ниже лодыжки.

Если вы заметили, нога не является элементом измерения, то есть импровизированным «сантиметром». Это потому, что длина женских ног в действительности может меняться в зависимости, от того какова высота обуви. Кроме того, я заметил, что некоторые художники имеют различные варианты длины, когда дело доходит до ног, где иногда разные части могут быть немного короче или длиннее. В основном это зависит от анатомического предпочтения.

Ширина плеч так же бывает разной в зависимости от физиологического строения человека. Но обычно она равна размерам двух голов, расположенных рядом, одним ухом к другому. Не делайте этот размер менее чем две ширины, чтобы не получить странный силуэт. Бедра также не одинаковы у всех людей. Их ширина, как и плечи, приблизительно равна двум размерам головы, может чуть больше, но никак не меньше чем две головы вместе без ушей. Вопреки некоторым мнениям, плечи женщины действительно могут выглядеть более широким, но только в редких случаях, когда всё её тело мускулистое. Широкие плечи, тонкая талия и относительно широкие бедра могут способствовать сексуальности фигуры. Длина рук обычно не вызывает проблемы у новичков. Расстояние от плеча до локтя равняется одной высоте головы и еще половине ее. От локтя до запястья также можно отложить размер головы.

Люди состоят из основных геометрических фигур, которые в конечном счете вместе представляют собой одно целое. Как при, и других частей лица мы опираемся не только на знания пропорций, но и на наше восприятие окружающего мира, так и при построении фигуры человека изображение зависит от того, как Вы интерпретируете различные части тела. Для каждого новичка на ранней стадии обучения требуются обширные знания и понимание в области анатомии. Представьте себе робота и как он сконструирован. В нем цилиндрические формы для рук и ног, эллиптические формы плеч и соединений, таких как колени и запястья. Бюст, как Вы помните, располагается на линии, удаленной от подбородка вниз на величину головы. Это то место, где на самом деле будет середина бюста.

Всегда старайтесь использовать свободные изогнутые линии , особенно когда изображаете женщину. В человеке нет прямых линий. Все люди сверху покрыты мягкими мышцами, и это должно быть видно, в ваших рисунках. На этом этапе вы можете очень четко увидеть, есть ли вещи, которые Вы должны поправить: осанка, и тела. Важно внести все необходимые изменения сейчас, перед тем как закончить рисунок. Если все в порядке, вы можете пойти дальше и сделать последние штрихи.

Для построения фигуры девушки я использовал карандаш твердостью HB, потому что его легче сканировать на компьютер. В общем, обычно для рисования, я беру один лист бумаги, стерку, карандаш 2Н, чтобы построить свой рисунок и карандаши H или HB для штриховки. Когда фигура построена, все что остается сделать - это нарисовать одежду. Затем следует удалить старые и ненужные линии, но для этого урока я оставил их, чтобы показать, как все делается на этапе прорисовки.

Инструкция

У годовалого младенца размер туловища равен почти двум длинам его головы. Если вы хотите нарисовать ребенка, то учитывайте это. Сначала сделайте на листе бумаги набросок. Прочертите еле заметную вертикальную линию и разделите ее на 4 равные части при помощи пяти горизонтальных отрезков.

Между первым (сверху) и вторым – изобразите круг. Это лицо маленького человека. Там, где его виски, круг должен слегка сужаться. Справа и слева на этих неровностях нарисуйте ушки малыша. Изобразите большие глаза посередине круга, маленький нос, пухлые губы – и лицо годовалого человечка готово. Окаймите его копной вьющихся волос.

Далее, от второй до третьей горизонтальных линий нарисуйте его тело до пупка. Голова лежит сразу же на плечах, так как в таком возрасте шея еще очень маленькая. Из плечей в обе стороны выходят руки. Нарисуйте пухлый живот.

Если вы хотите нарисовать пятилетнего ребенка, то его пропорции таковы: длина тела равна двум, а ног – трем длинам головы. В 10 лет эти пропорции становятся следующими – 1 (голова):3 (туловище):4 (ноги).

Чтобы нарисовать взрослого человека, вертикальную линию разделите уже на 9 идентичных горизонтальных отрезков. В самой верхней части – между первым и вторым, находится голова. Она уже не круглая, как у малыша, а овальная. У ребенка большой лоб, у взрослого он поменьше, поэтому рисуйте его глаза чуть выше. Сделайте набросок прямого носа, губ и мужественного подбородка.

Далее, под второй линией начинается его шея, а затем – плечи и верхняя часть грудины. Третья горизонтальная линия заканчивается на уровне сосков мужчины. Рисуйте его торс до талии, как раз до четвертой линии.

Между ней и пятой нарисуйте бедра и паховую часть. От пятой до шестой линии изобразите верхнюю часть ног. До седьмой линии осуществите набросок части ног до колена. До восьмой – его икры. От нее до девятой идет нижняя часть икр и голеностопы.

Вот так, соблюдая пропорции, можно нарисовать человека любого возраста в полный рост. Если вы не хотите, чтобы он был обнажен, то облачите его при помощи карандаша, красок в одежду. На нем могут быть футболка и шорты или рубашка и брюки. На ногах нарисуйте кроссовки или ботинки.

Если это девушка, то придайте ее лицу женственности, нарисуйте длинные волосы , грудь, более округлые бедра и узкие плечи. Облачите даму в красивую одежду.

Учиться рисовать обнаженное тело лучше всего с натуры. Имея под рукой образец, вы можете снять с него пропорции, изучить строение и прочее. Однако можно попробовать рисовать по памяти. Рассмотрим за образец мужской торс.

Вам понадобится

  • лист бумаги, простой карандаш, ластик.

Инструкция

Расположите лист бумаги вертикально. С помощью простого карандаша начните выполнять набросок. Если у вас не выходит нужная вам линия – не торопитесь стирать. Лучше наносите несколько линий в одном направлении, слегка нажимая на карандаш. Постепенно уточняйте нужное вам направление и только потом можете слегка поработать ластиком. Обозначьте карандашом линию позвоночника, она слегка изогнута. Затем наметьте грудную клетку и треугольником зону таза.

Начинайте намечать другие детали. На «грудной клетке» шестиугольниками обозначьте мышцы груди. По бокам ее нарисуйте легкими линиями плечи (их ширину выберите самостоятельно), обозначьте вертикальными линиями направление рук. От «грудной клетки», из ее выемки, рисуйте зону пресса, обозначьте бока. От зоны таза наметьте направления ног. Не рисуйте эти линии слишком толстыми, потому что вы будете работать еще поверх них.

Теперь вы можете прорисовать некоторые мышцы. Можете их увеличить или оставить, как у образца. Прорисуйте мышцы плеч, придайте более округлую форму мышцам груди, обозначьте кубики пресса, нарисуйте пупок, который будет находиться между третьим и четвертым рядом «кубиков». Примерно от третьего ряда «кубиков» начинается V-образная мышца, линии которой уходят в пах.

Далее самостоятельно нарисуйте руки и ноги. При рисунке используйте в качестве наброска овалы, они лучше передают формы человеческого тела. Вообще, чтобы хорошо рисовать обнаженное тело – нужна практика рисования с натуры или копирования рисунков и фотографий. По возможности пробуйте рисовать с натуры более спортивные фигуры, обращая внимание на строение и направление мышц. В дальнейшем это поможет рисовать людей с любым весом тела. Подмечайте строение тела каждого человека, обращайте внимание на изгибы его тела и старайтесь как можно точнее передать это все в своем рисунке.

Перед работой посмотрите в интернете фотографии и рисунки обнаженной натуры.

Источники:

Совет 3: Как научиться рисовать лицо человека карандашом

Если вы хотите научиться рисовать портреты, начните с карандашных набросков. Благодаря ограниченности выразительных средств вы сможете сосредоточиться на построении рисунка, композиции, работе со светом и тенью. Такая база пригодится, когда вы начнете рисовать портреты красками и мягкими материалами.

Инструкция

Если вы планируете разместить на картине только лицо, расположите лист бумаги вертикально. Овалом обозначьте пространство, которое будет заполнять портрет. Проведите вертикальную ось – она разделить лицо пополам.

С помощью визирования определите высоту и ширину лица. Вытяните руку с карандашом перед собой, отложите на карандаше расстояние, которое занимает ширина лица на уровне скул. Затем разверните карандаш вертикально и проверьте, сколько раз этот отрезок умещается от макушки до подбородка натурщика. Зафиксируйте такие же пропорции на рисунке. Подобным образом измерьте ширину лица на уровне щек и подбородка. Тонким светлым контуром уточните форму лица.

Вертикальную ось в центре лица разделите на шесть равных частей. Третью часть сверху разделите пополам. На этом уровне должны располагаться брови. Нарисуйте их форму в точном соответствии с бровями вашей модели – от этого зависит выражение лица в целом. Контуры бровей не обводите, заполните пространство короткими штрихами, повторяющими направление роста волосков.

На границе третьей и четвертой сверху частей нарисуйте горизонтальную ось для глаз. Их форма очень индивидуальна. Так же, как и расстояние между глазами – на «усредненном» лице оно равно длине глаза, но в реальности может быть больше или меньше.

Примерно на нижней границе четвертой части сверху должен располагаться кончик носа. Определите его форму, затем дорисуйте крылья носа и определите ширину переносицы.

Между пятой и шестой частями нарисуйте губы. Их размер определите с помощью визирования. Сотрите все вспомогательные линии и оси на рисунке. Несколькими контурами наметьте форму и длину прически.

Заштрихуйте портрет. Определите участки, которые освещены сильнее всего, и подберите тон, который будет соответствовать цвету кожи на них. Твердым карандашом покройте эти участки равномерной штриховкой. Затем продолжайте закрашивать рисунок, переходя к более темным зонам. Для них берите карандаши с большей мягкостью, усиливайте нажим, сокращайте расстояние между соседними штрихами.

Форма штриха должна повторять форму лица. Кроме того, можно использовать «серебряный» штрих – поверх основных добавить слой дополнительных линий под углом 35°-45°. Он поможет «закрепить» форму и объединить различные по направлению и интенсивности штрихи.

Источники:

  • как учиться рисовать выражение лица

Модель – это не только длинноногая красавица, расхаживающая по подиуму. Модель – понятие значительно шире привычного, которое у всех на слуху. Это упрощенный вариант чего-либо создаваемого на начальном этапе. Так как же научиться рисовать модели?

Вам понадобится

  • - альбомный лист;
  • - карандаш;
  • - ластик.

Инструкция

Разберитесь с видами существующих моделей. Основной вид – это натурная модель, т.е. все, что мы видим и переносим на бумагу картинкой. Очень часто также используется скульпторами. Модель в конструировании – отдельные детали, дающие представление о сложной форме изделия. Еще моделью называют форму для литья. Часто встречается модель в моделизме – уменьшенные копии машин и архитектурных сооружений. И, конечно же, 3D модель, применяемая в спецэффектах захватывающих экшенов и фэнтези.

Используйте основные принципы рисования моделей для любого их вида. Внимательно рассмотрите предмет, модель которого будете рисовать. Мысленно проведите горизонтальные и вертикальные сечения для представления объема фигуры. Все предметы имеют строение, подчиняющееся определенным законам.

Наметьте основные точки рисуемой модели предмета. Это будут точки вершин, граничные точки осей, как вертикальной, так и горизонтальной, и точки, обозначающие контуры плоскостей.

Рисуйте от общего к деталям. По намеченным точкам проведите геометрические фигуры, позволяющие разместить модель в ее рамках. Наметьте основные узлы и прорисуйте их. На начальных этапах рисуйте модель прозрачной. Для тренировки техники изображения моделей смотрите на рисуемый предмет 2-3 минуты. Обязательно сравнивайте рисунок с оригиналом, выявляя огрехи с помощью зеркального отображения картинки.

Нарисуйте модель-девушку. Изобразите фигуру человека, соблюдая все пропорции, т.е. высота головы должна помещаться в длину тела 8 раз. Теперь чуть вытяните ноги, нарушая пропорции. Также изобразите линии бедер и плеч более угловатыми с резкими очертаниями. Толщина конечностей должна быть минимально допустимой. Добавьте одежду и модель готова.

Изображение человека – задание, без которого не обходится ни одна художественная школа. Ученики ждут его с особым трепетом, ведь пара неверных штрихов может испортить результат многочасовой работы и обидеть модель. Чтобы свести этот риск к минимуму, используйте несколько общих правил рисования человека .

Вам понадобится

  • - бумага;
  • - карандаш;
  • - ластик;
  • - интернет;
  • - модель.

Инструкция

Изучение фигуры человека начните с ее пропорций. Для того чтобы рассчитать правильное соотношение частей тела на рисунке, используйте схему «среднестатистического» телосложения. В качестве единицы измерения в ней используется высота головы. Рост взрослого человека составляет примерно 7,5-8 таких величин. Начертите на рисунке вертикальную осевую линию и отметьте на ней восемь равных отрезков. На расстоянии от первой верхней засечки до второй будет располагаться голова. На уровне пятой пометки на оси находится паховая область. Отмерив от нижней точки оси два таких отрезка, вы вычислите место расположения коленных суставов. Ширина плеч женщины будет составлять полторы высоты головы, а мужчины – две. От подбородка до кончиков пальцев опущенных рук уместится 3,7 единиц измерения. Корректируйте эти пропорции в соответствии с особенностями телосложения вашей модели.

По такому же принципу строятся правильные очертания лица. Взяв за основу стандартные соотношения его частей, художник изменяет их, ориентируясь на реальность. Начертите на бумаге прямоугольник и разделите его пополам вертикально и горизонтально. На горизонтальной линии будут располагаться глаза. Расстояние между ними окажется равным ширине крыльев носа. На горизонтальном отрезке, разделяющем пополам нижнюю часть прямоугольника, должен находиться кончик носа. Такое же расстояние в верхней части фигуры будет между глазами и линией роста волос. Линия нижней губы «усредненного» лица совпадает с серединой самой нижней части прямоугольника.

В данной статье мы рассмотрим, как правильно рисовать людей, какими должны быть пропорции их тела и лица. Также рассмотрим несколько способов передачи на рисунке того или иного движения или же мимики. В конце отметим, как нужно наносить тени на рисунок и какие участки следует оставлять светлыми. Этот мини-урок позволит вам понять, как правильно рисовать людей в том или ином ракурсе, и поспособствует развитию

Очень часто люди, которые только-только начинают постигать все азы живописи, имеют привычку наносить рисунок на бумагу прерывистыми коротенькими линиями. Им кажется, что так изображение получится более точным, а после этого «эскиза» все можно будет навести и таким образом завершить работу. На самом деле подобная техника ошибочная, так как рисунок не только смотрится неэстетично, но еще и портится ваша способность как художника мыслить целостно. Поэтому, если вы хотите понять, как правильно научиться рисовать человека, то должны уяснить первым делом, что даже самый легкий эскиз наносится сплошными линиями, которые проводятся «от корочки до корочки». Это нужно для того, чтобы вы в первую очередь чувствовали тот объект (движение или который вы рисуете. И даже если карандаш пойдет не туда, исправить все можно очень быстро и просто.

Пропорция - основа основ

Теряясь в догадках о том, как правильно рисовать людей так, чтобы их тело получалось пропорциональным, руки не были слишком длинными или наоборот, слишком короткими, чтобы голова была «на своем месте», и вообще, были учтены все нюансы, важно в первую очередь выучить одно правило. Итак, все тело человека, вместе с его головой - это семь равных частей; легче всего наносить их в виде эллипсов, расположенных вертикально, так как в дальнейшем округлые формы будет проще преобразовать в нужные нам очертания. При этом самый верхний эллипс у нас будет выполнять роль головы. Средние три с половиной фигуры - это торс, а вся остальная нижняя часть, как вы уже поняли, станет ногами. Длина руки от плеча будет занимать в среднем три таких эллипса, при условии, что она будет выпрямленной вдоль туловища.

Работаем в пределах намеченной высоты

Теперь, чтобы понять, как правильно рисовать человека поэтапно, когда верхняя точка у нас имеется, а также есть некоторые контрольные отметки (поясница, ноги, голова, руки), приступаем к выполнению самого эскиза. Оставляем небольшое расстояние в области нижней части верхнего эллипса, а верхней части второго - после него, для того чтобы нарисовать там потом шею. Вверху прорисовываем более четко овал головы, нижние три с лишнем эллипса обводим в общий овал, который станет туловищем. Для дополнительного удобства при рисовании можно провести вертикальную ось, которая будет рассекать рисуемое вами тело пополам вдоль. Так изображение будет более сбалансированным и четким.


Отмечаем конечности на рисунке

Далее изучая, как правильно рисовать людей, переходим к тому, что отмечаем плечи и колени. Первые будут расположены на краях нашего туловища, соответственно сверху. Размер овалов, которые будут символизировать будущие плечи, может варьироваться в зависимости от того, кого именно вы рисуете. То есть, если это женщина, то они совсем маленькие, если мужчина, то, конечно же, большие. Колени у нас будут обозначены на уровне верха второго снизу овала (из тех, которые мы рисовали в самом начале). Затем наносим такие же эллипсы в месте локтей (середина туловища), а после - в области пяток. Только в последнем случае их нужно изобразить горизонтально относительно рисунка. В завершении этого этапа проводим две параллельные извилистые линии, которые начинаются у плеч и заканчиваются у коленей. Так мы условно определяем будущий

Более тщательная проработка деталей фигуры человека

Если вы еще не знаете, как правильно рисовать людей, обратите внимание на те эскизы, которые предлагаются профессиональными художниками. Вам это будет необходимо для того, чтобы правильно передать все рельефы и толщину конечностей, которые мы будет прорисовывать по уже существующим отметкам. В общем, соединяем между собой бедра и колени, колени и стопы, а после прорисовываем таким же образом руки. Не забываем о том, что нам надо также отметить шею и примерно набросать очертания той одежды, в которой должен быть изображен ваш человек на рисунке.

Лицо - насколько это важно в рисунке

Несомненно, понять, как правильно рисовать портрет человека, очень сложно, особенно на словах. В некоторых рисунках данная деталь вовсе упускается из виду, и лицо изображается в виде тонких приблизительных черт, которые свойственны любому человеку, без проработки деталей. Если же вы хотите изобразить человека в полный рост, да еще и с чертами лица, то стоит учитывать их пропорции. Для каждого человека характерным будет лишь то, что глаза, нос и рот располагаются больше в нижней части овала головы, а верхнюю занимают волосы. Все остальное - это исключительно индивидуальные параметры, которые измеряются в пропорциях.

Добрый день! Сегодня мы будем рисовать человека, на этот раз, парня подросткового возраста. Этот урок рисования человека попроще , так как он базовый, не содержит сложных деталей, теней, и создан нами для того, чтобы вы закрепили пропорции человеческого тела.

Шаг 1

Сначала рассмотрим рост человек — этот параметр будет одинаковым на всем трёх ракурсах. Рост человека укладывается в 7 голов, из них 2 головы приходятся на торс, на руки — примерно 3, на ноги — 4. Обращаем ваше внимание, что первым этапом в нашем случае кисти рисуются без рук. Ширина плеч (от края от одного плеча до края другого плеча) -2.5 ширин голов, а линия таза должна быть значительно у́же линии плеч (у , кстати, эти линии по длине примерно равны). Кстати, необходимо ещё отметить, что все линии и пропорции примерные, так как сложение у всех людей индивидуальное — например, если мы будем рисовать очень пожилого человека, мы добавим немного сутулости, изменив линию осанки, а если идёт речь о рисовании физически развитого человека, мы сделаем плечи ещё шире.

Ещё важный момент — поза человека не меняется на всех ракурсах, просто мы смотрим на него с разных сторон — именно из-за этого и имеются отличия в трёх стикменах. Линия туловища не должна быть прямой, ведь в ней приблизительно повторяются изгибы позвоночника. А вот плечи, руки и ноги рисуются прямыми линями, изгибы присутствуют только в районе суставов.

Шаг 2

Теперь окантуем стикмен, чтобы получился силуэт.

Шея выглядит со всех ракурсов как короткий цилиндр, на котором крепится голова. От неё отходят покатые линии плеч, это видно с первых дух ракурсов. Туловище имеет небольшое, плавное сужение от груди к поясу — кстати, это заметно на каждом ракурсе.

Руки похожи на вытянутые цилиндры, только сбоку, на третьем ракурсе, они наиболее объёмные. Паховая область на первых двух выглядит как треугольник. Ноги — также, как и руки, похожи на цилиндры, только они объёмнее и имеются выраженное сужение от пояса к колену. Ещё интересен изгиб икроножных мышц — отметим, что всё сказанное про ноги, относится ко всем трём ракурсам.

Да, не забываем на первом ракурсе разметить голову линией глаз (горизонтальная, примерно посередине) и лицевой симметрией, это вертикальная линия, она тоже проходит через центр, но слегка изгибается в верхней части.

Шаг 3

Весьма простенький шаг. Намечаем причёску и глаза, а также и рот, не забываем про брови. Обратите внимание, как по-разному в о всех шагах выглядит причёска.

А ещё здесь можно очень хорошо рассмотреть правило лицевых пропорций: верхний кончик уха лежит в одной плоскости с бровями, а нижний — с кончиком носа. Посмотрите на третий ракурс, и точно не запутаетесь.

Шаг 4

Мы рисуем паренька лет 15, значит, ему нужна соответствующая одежда. Рисуем ему контуры рубашки, она должна быть распахнута спереди и скорее висеть, чем облегать. Однако, в районе спины она более плотно сидит, вы можете увидеть это на соответствующем рисунке. На третьем ракурсе отлично видно расстояние, на котором рубашка находится от туловища, точнее, её передняя часть. Складки в районе верхней части предплечий (рукава закатаны) присутствуют на всех видах.

Джинсы слегка повторяют контуры ног — тоже сужаются в районе коленей и тоже расширяются после них, только эти изгибы более плавные, чем у самих ног. Джинсы же, отдаляясь от бёдер, становятся более удалёнными от ног, это можно увидеть на первом ракурсе.

Шаг 5

Теперь прорисовываем черты лица (совсем несложно, в несколько линий) и одежду на всём теле нашего героя. Здесь очень интересны складки. Посмотрите на спину и вы ещё раз увидите, что там рубашка болеет плотно прилегает к телу, ведь там складок почти нет. Непростым может оказаться место отворота рукавов, однако здесь необходимо только знать, что все складки в районе отворота, внутри него, горизонтальные, а уже выше они становятся всё более вертикальными.

На джинсах также прорисовываем складки, затем намечаем и окантовываем задние карманы. Складки здесь продольные, поперечные встречаются только в районах коленей и в самой нижней части.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры