Синявская тамара ильинична. Самый загадочный блогер россии

Главная / Психология

Тамара Синявская петь начала в три года — ей нравилось слушать, как звучит ее голос в подъезде старого московского дома, где она жила. А ее первыми слушателями были местные ребятишки. Но ее детской мечтой было стать не певицей, а врачом, однако прекрасный слух и вокальные данные привели ее к другому решению Сначала Тамара Ильинична закончила музыкальную школу, а потом музыкальное училище при Московской консерватории.

На фото — певица с мужем Муслимом Магомаевым

Она сделала блестящую карьеру, рано став примадонной Большого театра. Будущий муж Тамары Синявской Муслим Магомаев к тому моменту, как они познакомились, был уже популярным исполнителем и любимцем публики, особенно ее женской половины. Их первая встреча состоялась на декаде русского искусства в Бакинской филармонии в 1972 году. Будущий муж Тамары Синявской, для которого Баку был родным городом, тут же предложил своей новой знакомой провести с ней небольшую экскурсию.Тогда Тамаре Ильиничне было двадцать девять лет, а Муслиму Магометовичу тридцать, певица уже была замужем за достойным человеком, и все у нее было просто прекрасно, но новое чувство оказалось настолько сильным, что она забыла обо всем на свете.

Тамара показалась Муслиму Магомаеву очень интересной и умной женщиной, с которой совсем не хотелось расставаться. Вернувшись в Москву, они не прервали своих отношений. До знакомства с Синявской у Магомаева было немало романов, но все они были непродолжительными, хотя и достаточно пылкими. Он покорял женщин своим талантом, умом, красотой и щедростью, а когда они слышали его пение, то каждая из них думала, что он поет только для нее.

Любовный треугольник в жизни Тамары Синявский просуществовал достаточно долго, пока она не сделала решительный шаг, решив развестись с мужем. Через два года после первого знакомства Муслим Магомаев стал мужем Тамары Синявской. Они поженились, когда уже были состоявшимися зрелыми личностями, поэтому притираться друг к другу им пришлось нелегко. К тому же, муж Тамары Синявской обладал горячим взрывным темпераментом, ссоры между ними всегда вспыхивали мгновенно и были очень громкими, правда, прекращались так же быстро, не менее страстными примирениями. Тамаре Синявской приходилось мириться и с тем, что поклонницы никогда не оставляли в покое ее мужа, но она относилась к ним терпимо и даже с уважением. Они прожили вместе почти тридцать пять лет - до самой смерти мужа Тамары Синявской.
Тоже интересно.

Синявская Тамара Ильинична дети от первого брака, тайна личной жизни, которая вызвала настоящий шок у поклонников оперной певицы. Тамару Синявскую сегодня все больше знают, как жену Муслима Магомаева, а уже потом как артистку высокого класса. А ведь зря. Она очень талантливая певица, которая в советское время была очень знаменитой.

Ее меццо-сопрано восхищался сам Брежнев. Она всю свою жизнь проработала в Большом театре, в ее репертуаре более 30 партий в самых культовых произведениях. Синявская является заслуженной и народной артисткой РСФСР и России, стажировалась в Милане, в театре „Ла Скала” и в ее честь названа планета. Закончила свою оперную карьеру Тамара Ильинична в 2005 году и с того времени она заведующая вокальной кафедры в ГИТИСе.


Личная жизнь

Синявская за свои 72 года жизни никогда особо не рассказывала о своей семье и личной жизни в интервью, всегда считала, что должна быть интересна людям за счет своего творчества, а не из-за грязных сплетен. Именно поэтому сплетен вокруг нее никогда не было, но и информации мало. Известно, что по национальности певица русская и коренная москвичка. Отец ее погиб на войне, певческий талант Тамара Ильинична унаследовала от матери, так она сама рассказывала. Однако, ее мама не была профессиональной эстрадной певицей, а лишь пела в церковном хоре.

Мало кто знает, но до брака с Муслимом Магомаевым, Синявская была замужем. Нигде не значится имя первого мужа певицы, но известно, что он был артистом балета. Детей в браке не было. Продлился он недолго, так как женщина познакомилась с Магомаевым, который, кстати, на тот момент также был женат.

В 1974 году Тамара Синявская и Муслим Магомаев поженились и прожили счастливо 34 года вместе, пока артист в 2008 году не умер. Их семье Бог также детей не дал, но это не помешало им прожить душа в душу столько лет и всегда говорить друг о друге только хорошее. А на вопрос о том, как им удалось так долго быть вместе и любить друг друга не смотря ни на что, Синявская отвечала, что их соединяло общее дело, одна страсть на двоих – музыка. Конечно, по признанию артистки, они ссорились и даже расставались, но все равно сходились, так как не представляли жизни друг без друга.

Вот и после смерти Магомаева, Синявская ушла в себя и целых три года не появлялась на публике. Очень тяжело дался ей уход любимого мужа. Но теперь, она говорит, что взяла себя в руки и полна сил жить и заниматься любимым делом. Сегодня это преподавательская деятельность и фонд культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева. На сцену Тамару Ильиничну зовут, но она отказывается, аргументируя это тем, что не хочет даже на немного ниже опускаться того уровня, который она достигала раньше.

Так что детей у Синявской от первого брака нет. Она постигла незабываемую радость того, что такое первый муж, но вот дети не осчастливили ее увлекательного бытия.

С другой стороны, певица очень не любит распространяться о своей семье, в СССР ее слава гремела на весь мир. Может быть у нее и есть где-то сын или дочь, которых она предпочла скрыть от публики. Так поступают многие знаменитые родители, чтобы дети стали самостоятельными личностями. Ведь тень славы матери запросто может сделать ребенка заносчивым гордецом.

Советская и российская оперная певица, педагог. Народная артистка СССР. Вдова народного артиста СССР певца Муслима Магомаева .

Тамара Синявская. Биография

Тамара Ильинична Синявская родилась в Москве 6 июля 1943 года. Сведений об отце нет. Воспитывала Тамару ее мама – талантливая женщина, которая от природы была наделена красивым голосом. Петь Синявская начала в три года, повторяя за матерью услышанные песни. Однако в детстве Синявская мечтала стать врачом, так как в доме, где она жила, была поликлиника.

Заниматься пением начала в школьном возрасте в Ансамбле песни и пляски Московского городского Дворца пионеров. Желание стать актрисой появилось у Тамары в подростковом возрасте, когда она посмотрела «Кубанских казаков » и «Дом, в котором я живу », выучила песни из этих фильмов и постоянно их пела. В 1964 году окончила Музыкальное училище при Московской консерватории имени П. И. Чайковского, а в 1970 году - ГИТИС, где обучалась по классу пения у Д. Б. Белявской .

С 1964 по 2003 год Тамара Синявская была солисткой Большого театра. При этом у молодой певицы не было консерваторского образования, однако приемная комиссия Большого, в которой были Борис Покровский, Галина Вишневская и Евгений Светланов, единогласно решила, что 20-летняя артистка должна быть в труппе.

Дебютировала на сцене певица в опере «Риголетто» Верди, в которой исполнила партию Пажа. В 1972 году Синявская принимала участие в спектакле «Не только любовь» (партия Варвары Васильевны) Родиона Щедрина , который ставился в Московском государственном академическом камерном музыкальном театре. Год, с 1973 по 1974-й, певица была на стажировке в знаменитом миланском театре «Ла Скала».

За 40 лет в Большом театре Тамара Синявская стала примой, исполнив бархатным меццо-сопрано все главные оперные партии. За голосовой диапазон и мастерство певицу назвали лучшей русской вокалисткой итальянской школы.

Тамара Синявская много выступала за рубежом, участвуя в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран. Гастролировала с концертами в Японии и Южной Корее. Была участницей фестиваля «Варненское лето», который проводился в Болгарии.

Именем певицы Тамары Синявской назвали малую планету Солнечной системы. Драматическим меццо-сопрано Тамары Синявской восхищалась легендарная оперная дива Мария Каллас .

В концертном репертуаре Тамары Синявской были сложнейшие произведения Прокофьева, Чайковского, «Испанский цикл» М. де Фалья и других композиторов, оперные арии, романсы, произведения в сопровождении органа. Также Синявская выступала в жанре вокального дуэта со своим супругом Муслимом Магомаевым.

В 2003 году Синявская ушла со сцены. Позже она объяснила, почему приняла решение завершить карьеру певицы: со слов Тамары Ильиничны, она предпочла уйти раньше, чем услышит слова по поводу карьерного «долгожительства». С 2005 года профессор Тамара Синявская являлась заведующей вокальной кафедрой в ГИТИСе.

Тамара Синявская. Личная жизнь

Тамара Синявская была замужем дважды. Первым мужем певицы стал артист балета. Сергею (так звали супруга) певица, с ее слов, всегда была благодарна, ведь именно он помог ей в сложный жизненный период, когда из жизни ушла ее мама. Еще будучи в браке с Сергеем, Тамара на гастролях в Баку в 1972 году столкнулась с красавцем Муслимом Магомаевым, в которого были влюблены миллионы женщин. Магомаев тоже был несвободен на момент знакомства с Синявской.

Тамара Синявская стала женой Муслима Магомаева в ноябре 1974 года. Пара прожила вместе 34 года. Несмотря на ссоры и расставания, они все равно всегда мирились и оставались вместе. Детей в браке так и не появилось, но Тамара Ильинична всю любовь отдавала мужу. После того как в октябре 2008 года Муслима Магомаева не стало, Синявская три года не появлялась на публике.

Тамара Синявская. Дискография

1973 – «Царская невеста»

1970 – «Евгений Онегин»

1979 – «Иван Сусанин»

1986 – «Князь Игорь»

1987 – «Борис Годунов»

1989 – Цикл песен на стихи Марины Цветаевой

1993 – «Иван Грозный»

1999 – «Еврейский цикл»

Тамара Синявская. Фильмография

1983 Карамболина-карамболетта

1979 Иван Сусанин (фильм-спектакль)

1979 В песне жизнь моя… Александра Пахмутова (короткометражный)

1972 Осенний концерт (короткометражный)

1964 Голубой огонёк 1964 (фильм-спектакль)

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Тамара Ильинична, вы случайно не азербайджанский чай пьете? Или жена певца Муслима Магомаева в принципе не может другого напитка употреблять?

Тамара Синявская:  Это, конечно, совпадение. В свое время, когда появились всякие добавки, мы все в чай намешивали, намешивали… Это было поначалу очень вкусно и интересно. А потом время расставило все на свои места, захотелось натурального вкуса. Москвичи все помнят «слона индийского», «цейлонский чай», но они, к сожалению, куда-то исчезли.

Но сейчас появился натуральный азербайджанский чай, на котором я остановилась и который всем рекомендую, мне он очень нравится. Посмотрите, какой прекрасный цвет! Как древний коньяк, что ли… И Муслим очень любил чай…

Тамара Синявская и Муслим Магомаев, 1994 г. Фото: www.globallookpress.com

Оперный певец Хосе Каррерас говорил в интервью: «Вы даже не представляете, какие монстры певцы. Вся моя жизнь посвящена голосу. По большому счету, мой голос для меня - номер один в жизни. А все близкие уже на втором-двадцатом месте». А в жизни Тамары Синявской тоже на голос было все поставлено?

Хотелось бы. Но у меня воспитание другое, меня мама так воспитала, что ты не главная на земле. Вот и все, и я очень легко это принимала. И в театре, и дома. Всегда помнила, что рядом есть люди более талантливые, более взрослые, более умные, более совершенные. И мне так проще было жить. И до сих пор я так думаю. Я не боюсь, что корона, которую каждый из нас носит (про себя), возьмет и упадет. Она уже сыграла свою роль, поэтому за нее держаться не имеет смысла.

А кто у вас с Муслимом Магомаевым дома был звездой?

А как вы считаете?

Судя по тому, какая вы мудрая женщина, думаю, вы отдавали пальму первенства мужу.

Конечно. Я знала ему хорошо цену. И потом, тут не было никаких разговоров. Ну как? Мужчина есть мужчина, как женщина может быть рядом с мужчиной главной? Даже если ты так на самом деле считаешь, то считай про себя, не демонстрируй. А с другой стороны, я никогда не хотела быть главной. Я была просто женщиной рядом с Мужчиной.

Тамара Синявская и Муслим Магомаев, 2002 г. Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко

— Золотые слова… Но, согласитесь, редко найдется такой мужчина, с которым это возможно - быть просто слабой женщиной.

Вы правы абсолютно! Не с каждым мужчиной захочешь быть женщиной. Если я чувствую, что человек слабее меня по многим параметрам, для меня он неинтересен уже. Мне нужно не то, чтобы смотреть снизу вверх… Но я знала, что можно поднять глаза к небу - и я его увижу.

Муслим Магометович снится вам?

Каждый день. Иногда - к сожалению… Потому что, когда просыпаюсь, мне очень тяжело. Встаю, и кажется, что сейчас Муслим попросит кофейку налить… Он был человеком удивительным, поэтому его не только любили, но и уважали…

На сцене и в жизни

После ухода из жизни Муслима Магомаева чем заняты ваши будни?

Раньше у меня были будни, занятые моей любимой работой, и были праздники, занятые любимой семьей. Сейчас у меня остались только рабочие будни. Они состоят из походов в институт, в котором я преподаю и заведую вокальной кафедрой.

Тамара Ильинична, вы и сегодня удивительно красивая, обаятельная, яркая женщина. Ясно, что миллион мужчин за вами ухаживают по сей день…

Я никогда никого, кроме Муслима, не видела. Да мне и неинтересно было, ухаживают за мной другие мужчины или не ухаживают. С почтением относятся - да. А другого отношения мне и не нужно было.

Тамара Синявская, 1986 г. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

— Многие драматические артисты признавались, что если в жизни с партнером по сцене отношения плохие, то сыграть с ним любовную сцену очень сложно. Расскажите немного про оперную «кухню». Например, если партнер был вам чисто по-человечески несимпатичен, тяжело петь ему признание в «любви»?

Я не могу сказать «тяжело». Певец - он же идет на поводу у своего голоса. Когда поет и ему впереди си-бемоль брать надо, он будет об этом помнить, а не о том, любит он своего партнера или партнершу или нет. Голос от этого мало зависим. А вот если погода изменилась - все, уже немножечко голос может звучать по-другому.

Хотя в принципе желательно, чтобы партнеры хотя бы симпатизировали друг другу. Очень трудно петь с человеком, который тебе неприятен в жизни. Но все бывало. И тогда я докручивала себя, придумывала про партнера массу хорошего, разыскивала в нем это… Это и есть профессионализм.

Преемственность поколений

Сейчас много разговоров о том, что современная творческая молодежь думает только о деньгах и славе, которые для них важнее искусства… Ваши студенты - какие они? Чем отличаются от молодежи вашего поколения?

Когда они приходят, я чувствую, насколько они еще не открыли глаза на эту жизнь. Они ее видят, во‑первых, через ящик телевизионный, во‑вторых, через Интернет. Что касается искусства, то студенты видят только поверхность айсберга, который называется «созданием человека, артиста, интеллигента». Моя обязанность педагога этому их учить. Мне так приятно, когда у моих студентов что-то начинает получаться. Я с ними провожу очень много времени. Часто устаю, если честно. Потому что первые результаты трудов и сил, которые ты вкладываешь, появляются не сразу. Не через год, не через два, не через три. А к концу 4‑го курса все, как под копирку, начинают соображать. Поэтому даже в пять лет обучения невозможно «уместиться», а тут у нас отняли целый год учебы. Может быть, актерству еще можно за такой срок обучить, и то вряд ли. Потом в процессе жизни люди будут набирать драматическое мастерство, если с ними рядом остается мастер и работают маститые, уже опытные артисты. А певцы - это совсем другое дело. Певец только к концу 4‑го курса вдруг начинает знакомиться со своим организмом.

Если бы они приходили в институт после колледжа (раньше их называли училищами), обучившись там хотя бы азам. Совершенствовать потом их навыки и развивать мастерство пять лет или даже четыре года - это было бы разумно. Но к нам берут очень молоденьких…

Тамара Синявская, 1987 г. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

Голос формируется не раньше 17 лет, и то у девушек. А у некоторых юношей голос вообще созревает в 21-22 года. Это мутация, у них меняется гортань, вся их физика. Если этот человек обладает даром свыше, тогда за его голосом нужно сильно следить. И делать это должны педагоги. Но если у них отнимают целый год преподавания, то сделать это очень сложно…

У меня самой были прекрасные педагоги, которым я всю жизнь благодарна. Меня замечательно воспитывали, я получила хорошее образование в музыкальном училище при консерватории, затем заканчивала практически экстерном ГИТИС. Я там, конечно, приходящей студенткой была, потому что уже работала в Большом театре. Вся творческая жизнь, все поиски и труды труппы - все было у меня перед глазами. Я видела, как артисты живут, чем они дышат. Вся их жизнь проходила в Большом театре. Все остальное было как за стеклом, как нечто ненастоящее…

Театральные мастера говорят, что к каждому юному артисту нужен свой подход. С некоторыми можно только похвалой результата добиться, а на других надо прикрикнуть, и только тогда он начинает шевелиться.

Да, опытный мастер знает, на кого прикрикнуть, а кого погладить. То же самое и у меня в классе. Кому-то можно сказать: «Извини, дорогая, но ты дуреха». Но надо интонацию выбирать, чтобы она не ушла и крылышки не опустились у нее и больше девочка не заглянула в вокальный класс…

— А у вас самой какие были педагоги? Признайтесь, ругали Синявскую?

К сожалению, всем нравилось мое пение. А мне хотелось, чтобы меня ругали. Я хотела получить совет от своих педагогов, а они: «Ой, как хорошо, ой, как красиво!» Мне не хватало критики. Поэтому я стала искать педагога. И нашла в этом самом ГИТИСе, где сейчас сама преподаю. Это была Дора Борисовна Белявская - профессор, известный на всю Москву и вообще на весь Советский Союз. Потому что у нее были национальные кадры, как это тогда называлось. У нее учились девушки из разных республик. Когда я ей спела, она так внимательно посмотрела на меня… Я ей говорю: «Только очень вас прошу: не хвалите меня». И когда она мне сказала: «А за что вас хвалить, у вас есть недостатки», я ответила: «Ну все, я пришла туда, куда мне надо». (Смеется.) Я всегда любила, чтобы передо мной ставили трудные задачи.

Тамара Ильинична Синявская. Родилась 6 июля 1943 года в Москве. Советская и российская оперная певица (драматическое меццо-сопрано), педагог. Народная артистка СССР (1982).

Вокальный талант ей передался от матери, которая имела хороший голос и сама в юности мечтала стать певицей.

Об отце Тамары ничего не известно.

Петь начала с трех лет. Она рассказывала, что первыми ее концертными залами были подъезды старых московских домов с прекрасной акустикой: "там очень красиво звучал голос, как в храме", - вспоминала Синявская. Также давала «концерты» в своем дворе.

Интересно, что в детстве она мечтала стать врачом - на втором этаже их дома находилась поликлиника и ей нравилось там бывать. "Наверное, если бы я не стала певицей, из меня получился бы неплохой врач", - говорила она.

С ранних лет стала посещать Дом пионеров, где обучалась вокалу. Затем занималась в Ансамбле песни и пляски Московского городского Дворца пионеров под руководством Владимира Сергеевича Локтева. С этим ансамблем еще в школьные годы она побывала в Чехословакии.

Также увлекалась спортом - коньками и лыжами. Но из-за боязни простудиться и потерять голос спорт пришлось бросить.

После окончания школы поступила в музыкальное училище при Московской консерватории имени П. И. Чайковского, которое окончила в 1964 году. Во время учебы подрабатывала в хоре Малого театра. "Тем более что мы с мамой жили очень скромно, а за спектакль платили 5 рублей (к примеру, столько стоил килограмм севрюги в Елисеевском гастрономе)", - вспоминала Синявская.

С 1964 года - солистка Большого театра. Впервые на сцену вышла в роли Пажа в опере «Риголетто» Д. Верди. "В Большой я пришла, когда мне было 20 лет, наивной, доверчивой, влюбленной в сцену и очень доброжелательной ко всем девочкой. Из-за моего юного возраста никто из солисток и не воспринимал меня как соперницу", - вспоминала она. Но уже скоро Тамара Синявская стала одной из ведущих певиц театра.

Уже в 1964 году талантливую певицу пригласили на центральное телевидение СССР - в программу «Голубой огонек».

Тамара Синявская. Голубой огонек - 1964

В Большом прослужила до 2003 года. Выходила на сцену с Ириной Архиповой, Александром Огнивцевым, Зурабом Анджапаридзе. По её собственному признанию, в театр она ходила не на работу - театром она жила. За 40 лет на сцене Большого театра Тамара Синявская стала примой, исполнив бархатным меццо-сопрано все главные оперные партии. За голосовой диапазон и мастерство певицу назвали лучшей русской вокалисткой итальянской школы.

В 1970 году окончила ГИТИС по классу пения у Д.Б. Белявской.

В 1972 году принимала участие в спектакле Московского государственного академического камерного музыкального театра под руководством Б. А. Покровского «Не только любовь» Р. К. Щедрина (партия Варвары Васильевны). Много выступала за рубежом. Была участницей музыкального фестиваля «Варненское лето» в Болгарии.

Выступала в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран мира. Гастролировала с концертами в Японии и Южной Корее.

Некоторые партии из обширного репертуара Синявской впервые были исполнены за рубежом: Лель в «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова (Париж, концертное исполнение); Азучена («Трубадур») и Ульрика («Бал-маскарад») в операх Дж. Верди, а также Кармен - в Турции. В Германии и во Франции с большим успехом пела произведения Р. Вагнера, в Венской государственной опере была участницей постановки оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева (партия Ахросимовой).

Тамара Синявская - Прощай, любимый

Вела обширную концертную деятельность, с сольными концертами выступала в крупнейших концертных залах России и за рубежом, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Консертгебау (Амстердам). В концертном репертуаре певицы сложнейшие произведения С. С. Прокофьева, П. И. Чайковского, «Испанский цикл» М. де Фалья и других композиторов, оперные арии, романсы, произведения старых мастеров в сопровождении органа.

Очень интересными были ее выступления в вокальном дуэте с мужем Муслимом Магомаевым.

Плодотворно сотрудничала с Е. Ф. Светлановым, выступала со многими выдающимися дирижёрами, среди которых Риккардо Шайи и Валерий Гергиев.

В 2003 году певица ушла со сцены. Она поясняла: "Уж лучше пусть говорят, что из театра я ушла слишком рано, чем слышать: «Как? Она все еще поет!»... Я могу себе позволить петь только на своем уровне и ни на ступеньку ниже. Но петь, как раньше, я уже не могу, хотя бы из-за нервов. Выступая в каком-нибудь концертном зале, я начинаю волноваться, как будто бы выхожу по меньшей мере на сцену Ла Скала. Зачем мне это надо? Я и на телевидении по этой же причине не появляюсь - вдруг покажут в таком ракурсе, что ахнешь... Стараюсь охранять себя и свое имя".

Преподаёт на факультете музыкального театра в РАТИ-ГИТИС.

Именем Синявской (4981 Sinyavskaya) названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 VS.

Рост Тамары Синявской: 170 сантиметров.

Личная жизнь Тамары Синявской:

Дважды была замужем.

Первый муж - артист балета.

Второй муж - , советский, азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец (баритон), композитор, Народный артист СССР. Познакомились 2 октября 1972 года в Баку на декаде русского искусства. На тот момент Тамара Синявская была замужем. В течение двух лет Магомаев за ней ухаживал - в 1973–1974 годах Синявская стажировалась в миланском театре «Ла Скала», Муслим звонил ей каждый день. Она вспоминала: "Я тогда стажировалась в Италии. Муслим ежедневно звонил мне, давал послушать новые записи. Мы много и подолгу общались. Во сколько обошлись ему эти звонки, вы можете себе представить. Но разговор о деньгах был и есть запретной темой. Он всегда был очень щедрым мужчиной". В итоге она развелась со своим первым мужем и вышла замуж за Магомаева.

Прожили вместе 34 года. Несмотря на то, что в семье певцов так и не появились дети, супруги прожили долгую и до последнего дня счастливую жизнь вместе, наполненную общением и романтикой. Их брак не смогли разрушить даже слава и многочисленные поклонники и поклонницы. Музыка и театр были их общим миром, тем главным в жизни, что скрепило их союз.

Фильмография Тамары Синявской:

1964 - Голубой огонёк 1964 (фильм-спектакль)
1966 - Каменный гость - вокал (Лаура - роль Л. Трембовельской)
1970 - Севиль (вокал)
1972 - Осенний концерт (короткометражный)
1979 - Иван Сусанин (фильм-спектакль)
1979 - В песне жизнь моя... Александра Пахмутова (короткометражный) - песня "Прощай, любимый"
1983 - Карамболина-карамболетта - Сильва
1984 - Страницы жизни Александры Пахмутовой (документальный)

Дискография Тамары Синявской:

1970 - «Борис Годунов» М. Мусоргского - Марина Мнишек
1973 - «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакого - Любаша
1977 - «Евгений Онегин» П. Чайковского - Ольга
1979 - «Иван Сусанин» М. Глинки - Ваня
1986 - «Князь Игорь» А. Бородин - Кончаковна
1989 - «Цикл песен на стихи Марины Цветаевой»
1993 - «Иван Грозный» С. Прокофьева
1999 - «Еврейский цикл» Д. Шостаковича

Репертуар Тамары Синявской в Большом театре:

Паж («Риголетто» Дж. Верди);
Дуняша, Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова);
Ольга («Евгений Онегин» П. Чайковского);
Флора («Травиата» Дж. Верди);
Наташа, Графиня («Октябрь» В. Мурадели);
Цыганка Матреша, Мавра Кузьминична, Соня, Элен Безухова («Война и мир» С. Прокофьева);
Ратмир («Руслан и Людмила» М. Глинки);
Оберон («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена);
Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина);
Полина («Пиковая дама» П. Чайковского);
Алконост («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова);
Кэт («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини);
Федор («Борис Годунов» М. Мусоргского);
Ваня («Иван Сусанин» М. Глинки);
Жена комиссара («Неизвестный солдат» К. Молчанова);
Комиссар («Оптимистическая трагедия» А. Холминова);
Фрося («Семен Котко» С. Прокофьева);
Надежда («Псковитянка» Н. Римского-Корсакова);
Любава («Садко» Н. Римского-Корсакова);
Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского);
Мадемуазель Бланш («Игрок» С. Прокофьева);
Женя Комелькова («Зори здесь тихие» К. Молчанова);
Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского);
Лаура («Каменный гость» А. Даргомыжского);
Кармен («Кармен» Ж. Бизе);
Ульрика («Бал-маскарад» Дж. Верди);
Марфа («Хованщина» М. Мусоргского);
Азучена («Трубадур» Дж. Верди);
Клавдия («Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева);
Морена («Млада» Н. Римского-Корсакова)

Награды и премии Тамары Синявской:

I премия IX Международного фестиваля молодёжи и студентов в Софии (1968);
Гран-при и специальная премия за лучшее исполнение романса на XII Международном конкурсе вокалистов в Вервье (Бельгия) (1969);
I премия IV Международного конкурса имени П. И. Чайковского (1970);
Премия Московского комсомола (1970);
Премия Ленинского комсомола (1980) - за высокое исполнительское мастерство;
Премия Фонда Ирины Архиповой (2004);
Премия Правительства Российской Федерации 2013 года в области культуры (23 декабря 2013) - за создание Фонда культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева;
Орден Трудового Красного Знамени (1971 год);
Заслуженная артистка РСФСР (1973 год);
Народная артистка РСФСР (1976 год);
Орден «Знак Почёта» (1980);
Народная артистка СССР (1982 год);
Орден Почёта (22 марта 2001 года) - за большой вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства;
Народная артистка Азербайджана (10 сентября 2002 года) - за заслуги в развитии азербайджанского оперного искусства и укреплении культурных связей между Азербайджаном и Россией;
Орден «Слава» (Азербайджан, 5 июля 2003 года) - за заслуги в укреплении российско-азербайджанских культурных отношений;
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (15 февраля 2006 года) - за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
Орден «Дружба» (Азербайджан, 4 июля 2013 года) - за заслуги в области популяризации культуры Азербайджана


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры