«В чём смысл "Горя от ума"?» (Cемь не школьных сочинений). "Горе от ума": анализ произведения Грибоедова, образы героев

Главная / Психология

«Горе от ума» - «общественная» комедия с социальным конфлик­том «века нынешнего» и «века минувшего». Произведение построено так, что об идеях социально-политических преобразований, о новой морали и стремлении к духовности на сцене говорит лишь Чацкий.

Образ Чацкого - меньше всего портрет того или иного реального человека: это собирательный образ, новый социальный тип эпохи. Главная его идея - гражданское служение, служение «делу, а не ли­цам». Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям, поэтому столкновение Чацкого и фамусовского общества неизбежно.

Чацкий выступает как обличитель «века минувшего». В своем программном монологе «А судьи кто?» герой высказывает отношение к московским нравам, к крепостному праву, к военной службе, к ку­мовству и протекции. Он говорит о своих идеалах, о тех молодых людях, которые «не требуя ни мест, ни повышенья в чин /В науки, /вперят ум, алчущий познаний». В другом кульминационном моноло­ге, который является и развязкой социального конфликта, «В той комнате незначащая встреча», Чацкий говорит о «пустом, рабском, слепом подражанье» общества всему иностранному. И, несмотря на то, что здесь, в доме Фамусова, он один, у Чацкого есть сторонники, они представлены внесценическими персонажами (князь Федор, пле­мянник Тугоуховской, двоюродный брат Скалозуба, профессора пе­дагогического института).

Чацкий деятелен, полон надежд, искренне верит в свои силы. Он иронично говорит о консервативной Москве, ее застойном, душном, однообразном быте:

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Чацкий и фамусовское общество несовместимы, у них разные идеалы, ценности, цели, методы борьбы. Если сначала Чацкий для Фа­мусова только «опасный человек», который «вольность хочет пропове­дать», то затем «век минувший» выносит приговор: «Безумен по все­му!». Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Он обречен на одиночество в мире Фамусовых. Ведь признать его взгляды правиль­ными - значит отказаться от своих убеждений, образа жизни, а это не­возможно, поэтому Чацкие всегда будут одиноки в подобном обществе.

Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".)

В первом действии пьесы показаны отношения Софьи и Молчалина до приезда Чацкого. Это экспозиция любовной игры, но уже здесь автор указывает на неискренность отношений Молчалина к Софье, показывает эту любовь иронически. Это видно и из первой ремарки ("Лизанька спит, свесившись со стула", тогда как из комнаты барышни "слышно фортепиано с флейтою"), и из слов Лизы о тетушке Софьи, и из ее едких замечаний ("Ах! Амур проклятый!"). Здесь же показано отношение Софьи к Чацкому.

Делить со всяким можно смех -

И тут. появляется он! "Остер, умен, красноречив", он "набрасывается9 на Софью, а затем не очень лестно "перечисляет9 ее родню. Намечается общественный конфликт, который сам Грибоедов определил так: Чацкий "в противуречии с обществом, окружающим его". Но не зря автор использует простонародную форму "противуречие9 - ведь Чацкий в конфликте не только со "светом9, но и с народом, и с прошлым, и с самим собой.

Он одинок и с таким характером обречен на одиночество. Чацкий доволен сам собой, своими речами, с наслаждением переходит от одного предмета насмешек к другому: "Ах! к воспитанью перейдем!" Он постоянно восклицает: "Ну, что вам батюшка?", "А этот, как его?.", "А трое из бульварных лиц?", "А тот чахоточный? ." -как будто это ужасно важно, после трех-то лет отсутствия. Вообще на протяжении всей пьесы Чацкий замолкает, делает "минутный9 перерыв, задумываясь над сло вами собеседника, всего два раза - при первом своем появлении в доме и в последнем монологе. И тут же объясняет: "Ум с сердцем не в ладу", - то есть передовые идеи, о которых он так красиво говорит, не лежат в основе его поступков, а значит, все, что он говорит, есть порыв рассудочный, идущий не от сердца, следовательно, надуманный.

"Все, что он говорит, - очень умно! Но кому он это говорит?" - писал Пушкин.

Действительно, ведь ключевая ремарка в третьем действии гласит "Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием Старики разбрелись к карточным столам". Он остается один. Кому же он говорит? Может быть, себе? Сам не зная того, он разговаривает с собой, пытаясь уладить бой "сердца9 и "ума9. Составив в своем уме схему жизни, он пытается "подогнать9 под нее жизнь, нарушить ее законы, поэтому она и отворачивается от него, не забывается при этом и любовный конфликт. Софья тоже не принимает его рационализма. И если согласиться с Блоком, что "Горе от ума" есть произведение ". символическое, в истинном смысле этого слова", то Софья и есть символ России, где Чацкий чужой, ведь "он умен по-иному. умен не по-русски. По-чужому. По-чуждому".

Монологи Чацкого близки по своей идейной направленности к лозунгам декабристов. Он обличает низкопоклонство, жестокость крепостников, подлость - вот в чем согласен с ним и декабристами Грибоедов. Но он не может одобрить их методы, те же самые схемы жизни, только уже не одной, а целого общества. Поэтому кульминация всех конфликтов - обвинение Чацкого в сумасшествии. Тем самым ему отказывается в праве быть гражданином, высочайшим благом, по декабристской теории, ведь одно/из определений человека-гражданина есть здравый ум; в праве быть уважаемым и любимым. Именно за рационалистический подход к жизни, стремление к поставленной цели "низкими9 способами Грибоедов и называет всех героев комедии "глупцами9.

Но вот внешне незаметный, "безродный9 секретарь Фамусова - Молчалин. В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, "низкопоклонника и дельца", пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до "степеней известных". Вся лакейская "философия жизни" этого чинуши и подхалима, не смеющего "свое суждение иметь", раскрывается в его знаменитом признании:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Кстати, Молчалин вовсе не так безлик, как кажется с первого взгляда. В глазах Софьи он озарен ее любовью, он "враг дерзости".

Чацкий с жаром ораторствует, кричит знаменитое: "Карету мне, карету!" Все на сцене: Чацкий, Софья, Лиза, Фамусов, толпа слуг со свечами, - и авторская ремарка мелкими буквами: "Те же, кроме Молчалина". Притаился наш герой, ждет своего часа. И еще явит себя у Гоголя, Толстого, Достоевского, Сологуба, Андреева, Платонова, Булгакова. Он бессмертен.

4395 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".)

Смотрите также по произведению "Горе от ума":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

В XVIII-XIX веках русская литература тяготела к подражанию французскому театру. «Наша драма - подкидыш», - писал Вяземский. Перенимая все законы классицизма, драматург обязан был показать в пьесе противоборство добра и зла. Но специфика любого драматического произведения состоит в том, что автор нигде не может открыто высказать свое мнение, его мысли спрятаны за действием, происходящим на сцене. По законам классицизма, раскрывать позицию автора должны были ремарки, афиша, диалоги, монологи и специально введенное в действие лицо - резонер.

Пьеса Грибоедова «Горе от ума», написанная, по словам Белинского, в «последнее время французского классицизма», сблизилась с жизнью, одной из первых показала обычный, «сегодняшний» день. Соединяя черты классицизма и реализма, Грибоедов усложняет свою задачу - показать добро и зло, ведь порок в комедии так и не наказан. Он создает цельные характеры, типы, индивидуальности.

Однако в такой, «новой» для литературы того времени драме автор не мог «появляться» на сцене. Полностью не отказываясь от правил, Грибоедов вводит и «новшества» для передачи своих мыслей.

Название в любом произведении играет огромную роль и подчас является не только увертюрой к последующему, но и тезисом главной мысли, идеи. Итак, «Горе от ума». Почему же Грибоедов изменяет первоначальное название «Горе уму», вставляя предлог «от»? Слово «ум» во времена Грибоедова обозначало прогрессивность идей, и, следовательно, умным человеком считался деятельный. Кому же все-таки горе от этого ума? Чацкому? Да, он «положительно умён». Однако в комедии вообще нет «простаков» (Молчалин ухаживает за дочерью начальника; Скалозуб сватается к богатой невесте; Фамусов мечтает выгодно выдать Софию замуж).

Почему же сам Грибоедов пишет, что в его комедии «25 глупцов», а Чацкий «лишь немножко повыше прочих»? Конечно, он выделяется среди общей массы. Но благ ли тот «ум», от которого всем горе? Возникает вопрос: может быть, и не Чацкий - «правый герой» комедии, а предлог «от» вносит лишь отрицательное значение «уму»?

Следующая сразу же строчка определяет жанр произведения - комедия. Следовательно, в пьесе обязательным будет присутствие смеха, что, в общем, не согласуется с «горем», тяготеющим ко всему трагическому. В комедии нет ни одного героя, не вызывающего смех. А разве станет драматург показывать «совершенных героев» в комических ситуациях? Однако комедия Грибоедова сочетает в себе и смешное, и серьезное; комические сцены соседствуют в ней с драматическими. Поэтому в данном случае задача комедии не только развлечь, но и научить человека.

Афиша тоже раскрывает отношение автора к героям. Но говорящие фамилии Грибоедова отражают главным образом не сущность героев в целом, как это было у Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), но и способность их «слышать» и «говорить» (Тугоуховский, Скалозуб, Хлёстова, Молчалин). Уже в афише автор показывает цельный образ каждого героя. Так, если основным порядком в описании действующего лица было имя, отчество, фамилия, потом социальное положение, то в описании Скалозуба сначала указывается, что он «полковник», ведь это главное в его образе, именно поэтому он «принят как жених» в доме Фамусовых, а потом лишь добавляется - «Сергей Сергеевич».

О Чацком не сказано ничего, но сама фамилия, нерусского происхождения, указывает на источник возникновения его «вольнодумия», и лишь имя сближает его с родиной. Несценические персонажи, одно из нововведений Грибоедова, раскрывают «широкую картину нравов всего общества». Постоянно упоминающиеся как «примеры для подражанъя» Максим Петрович, Фома Фомич, княгиня Марья Алексевна, Татьяна Власьевна, Пульхерия Андреевна… нарочно показываются с самых нелестных сторон. Есть среди внесценических персонажей и истинно деятельные люди: брат Скалозуба, племянник Хлёстовой…

С появлением в четвертом действии Репетилова в пьесу вводится мотив двойничества, наверное, не случайно этот «рыцарь пустоты», по определению Гоголя, есть двойник Чацкого, да и не его одного. Ведь он вмещает в себе «один, два, десять - национальных характеров» (Пушкин). Одним из традиционных средств передачи авторской позиции всегда были ремарки. Не уходит от этой традиции и Грибоедов. Так, в первой же ремарке «любовь» Софии и Молчалина показана в комедийно-сатирическом плане:

«…дверь в комнату Софии, откудова (намеренное ироничное употребление старой формы) слышно фортепиано с флейтою, которые потом умолкают». Вроде бы все так романтично, но тут же следует прозаическое продолжение: «Лизанька среди комнаты спит, свесившись с кресел».

Сами ремарки написаны таким языком, на котором разговаривают и выражаются те герои, с которыми они связаны. Поэтому Лизанька «лезет на стул», Чацкий «с жаром говорит», а князь Тугоуховский «вьется около Чацкого»: Даже в ремарках Чацкий немного выделяется автором: «Садятся все трое, Чацкий поодаль». Это его неполное отдаление замечают и другие. «Язык «как ваш», - говорит ему София, наделяя его даже собственным диалектом. Вообще характеристики персонажей, которые они дают друг другу, безусловно важны в раскрытии авторской позиции, как и диалоги и монологи, подчас приводящие к комическим ситуациям.

«Не человек, змея», - говорит София о Чацком; «Химеры», - отзывается обо всех Репетилов; «Жалчайшее созданье», - вспоминает о Молчалине Чацкий. Даже рифма указывает на суть героя. Вряд ли Грибоедов стал бы так рифмовать любимых героев: Чацкий - дурацкий; Скалозуб - глуп…

К числу главных достоинств комедии относится и ее язык. Речь каждого персонажа неповторима; она соответствует его характеру. Так, речь Скалозуба разделена не на предложения или фразы, а на отдельные слова, не согласованные между собой: «Зачем же лазить, например… Мне совестно, как честный офицер…» Необычен язык комедии - вольный, ямбический, он прежде использовался лишь в баснях. Но с басней пьесу роднит не только стихосложение. Сами персонажи схожи с героями басен: «Какие-то не люди и не звери»; а каждый монолог заканчивается обязательным выводом или моралью.

Проблемы, затронутые в пьесе, общественная и личная, очень важны в контексте всего произведения. Ведь человек в художественной литературе всегда мыслится в единстве личной и общественной жизни. Поэтому нежелание Чацкого понять любимую девушку, грубость и неэтичные вопросы по отношению к ней перекликаются и с несоответствием его «красивых» слов и поступков.

Итак, можно сделать вывод: с помощью названия, жанра, афиши, ремарок, монологов и диалогов, речи, рифмы, стихосложения… Грибоедов передает свое отношение ко всему происходящему и к каждому герою. «Умы» Чацких и Фамусовых сталкиваются в пьесе, как на сцене, так и вне ее. Но не Чацкий и никто из мира Фамусовых не умен. Каждый герой составил себе жизненную схему - вот главное «горе», по Грибоедову. И главный конфликт пьесы - конфликт живой жизни и схемы.

«Не сотвори себе схемы!» - вот заповедь, которую проповедует нам автор на примерах Фамусова, Чацкого, Скалозуба, Софии…

Не выделяя никого, не ставя своих героев за образец, писатель выдвигает выдающуюся идею, совершенно новую для того времени, причем делает это мастерски, тонко и незаметно.

В XVIII-XIX веках русская литература тяготела к подражанию французскому театру.

«Наша драма - подкидыш», - писал Вяземский. Перенимая все законы классицизма, драматург обязан был показать в пьесе противоборство добра и зла. Но специфика любого драматического произведения состоит в том, что автор нигде не может открыто высказать свое мнение, его мысли спрятаны за действием, происходящим на сцене. По законам классицизма, раскрывать позицию автора должны были ремарки, афиша, диалоги, монологи и специально введенное в действие лицо - резонер.

Пьеса Грибоедова «Горе от ума», написанная, по словам Белинского, в «последнее время французского классицизма», сблизилась с жизнью, одной из первых показала обычный, «сегодняшний» день. Соединяя черты классицизма и реализма, Грибоедов усложняет свою задачу - показать добро и зло, ведь порок в комедии так и не наказан. Он создает цельные характеры, типы, индивидуальности.

Однако в такой, «новой» для литературы того времени драме автор не мог «появляться» на сцене. Полностью не отказываясь от правил, Грибоедов вводит и «новшества» для передачи своих мыслей.

Название в любом произведении играет огромную роль и подчас является не только увертюрой к последующему, но и тезисом главной мысли, идеи. Итак, «Горе от ума». Почему же Грибоедов изменяет первоначальное название «Горе уму», вставляя предлог «от»? Слово «ум» во времена Грибоедова обозначало прогрессивность идей, и, следовательно, умным человеком считался деятельный. Кому же все-таки горе от этого ума? Чацкому? Да, он «положительно умён». Однако в комедии вообще нет «простаков» (Молчалин ухаживает за дочерью начальника; Скалозуб сватается к богатой невесте; Фамусов мечтает выгодно выдать Софию замуж).

Почему же сам Грибоедов пишет, что в его комедии «25 глупцов», а Чацкий «лишь немножко повыше прочих»? Конечно, он выделяется среди общей массы. Но благ ли тот «ум», от которого всем горе? Возникает вопрос; может быть, и не Чацкий - «правый герой» комедии, а предлог «от» вносит лишь отрицательное значение «уму»?

Следующая сразу же строчка определяет жанр произведения - комедия. Следовательно, в пьесе обязательным будет присутствие смеха, что, в общем, не согласуется с «горем», тяготеющим ко всему трагическому. В комедии нет ни одного героя, не вызывающего смех. А разве станет драматург показывать «совершенных героев» в комических ситуациях? Однако комедия Грибоедова сочетает в себе и смешное, и серьезное; комические сцены соседствуют в ней с драматическими. Поэтому в данном случае задача комедии не только развлечь, но и научить человека.

Афиша тоже раскрывает отношение автора к героям. Но говорящие фамилии Грибоедова отражают главным образом не сущность героев в целом, как это было у Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), но и способность их «слышать» и «говорить» (Тугоуховский, Скалозуб, Хлёстова, Молчалин). Уже в афише автор показывает цельный образ каждого героя. Так, если основным порядком в описании действующего лица было имя, отчество, фамилия, потом социальное положение, то в описании Скалозуба сначала указывается, что он «полковник», ведь это главное в его образе, именно поэтому он «принят как жених» в доме Фамусовых, а потом лишь добавляется - «Сергей Сергеевич».

О Чацком не сказано ничего, но сама фамилия, нерусского происхождения, указывает на источник возникновения его «вольнодумия», и лишь имя сближает его с родиной.

Несценические персонажи, одно из нововведений Грибоедова, раскрывают «широкую картину нравов всего общества». Постоянно упоминающиеся как «примеры для подражанья» Максим Петрович, Фома Фомич, княгиня Марья Алексевна, Татьяна Власьевна, Пульхерия Андреевна... нарочно показываются с самых нелестных сторон. Есть среди внесценических персонажей и истинно деятельные люди: брат Скалозуба, племянник Хлёстовой...

С появлением в четвертом действии Репетилова в пьесу вводится мотив двойничества, наверное, не случайно этот «рыцарь пустоты», по определению Гоголя, есть двойник Чацкого, да и не его одного. Ведь он вмещает в себе «один, два, десять - национальных характеров» (Пушкин).

«...дверь в комнату Софии, откудова (намеренное ироничное употребление старой формы) слышно фортепиано с флейтою, которые потом умолкают».

Вроде бы все так романтично, но тут же следует прозаическое продолжение: «Лизанька среди комнаты спит, свесившись с кресел».

Сами ремарки написаны таким языком, на котором разговаривают и выражаются те герои, с которыми они связаны. Поэтому Лизанька «лезет на стул», Чацкий «с жаром говорит», а князь Тугоуховский «вьется около Чацкого». Даже в ремарках Чацкий немного выделяется автором: «Садятся все трое, Чацкий поодаль». Это его неполное отдаление замечают и другие. «Язык «как ваш», - говорит ему София, наделяя его даже собственным диалектом. Вообще характеристики персонажей, которые они дают друг другу, безусловно важны в раскрытии авторской позиции, как и диалоги и монологи, подчас приводящие к комическим ситуациям.

«Не человек, змея», - говорит София о Чацком; «Химеры», - отзывается обо всех Репетилов; «Жалчайшее созданье», - вспоминает о Молчалине Чацкий. Даже рифма указывает на суть героя. Вряд ли Грибоедов стал бы так рифмовать любимых героев: Чацкий - дурацкий; Скалозуб - глуп...

К числу главных достоинств комедии относится и ее язык. Речь каждого персонажа неповторима; она соответствует его характеру. Так, речь Скалозуба разделена не на предложения

или фразы, а на отдельные слова, не согласованные между собой: «Зачем же лазить, например... Мне совестно, как честный офицер...»

Необычен язык комедии - вольный, ямбический, он прежде использовался лишь в баснях. Но с басней пьесу роднит не только стихосложение. Сами персонажи схожи с героями басен: «Какие-то не люди и не звери»; а каждый монолог заканчивается обязательным выводом или моралью.

Проблемы, затронутые в пьесе, общественная и личная, очень важны в контексте всего произведения. Ведь человек в художественной литературе всегда мыслится в единстве личной и общественной жизни. Поэтому нежелание Чацкого понять любимую девушку, грубость и неэтичные вопросы по отношению к ней перекликаются и с несоответствием его «красивых» слов и поступков.

Итак, можно сделать вывод: с помощью названия, жанра, афиши, ремарок, монологов и диалогов, речи, рифмы, стихосложения... Грибоедов передает свое отношение ко всему происходящему и к каждому герою. «Умы» Чацких и Фамусовых сталкиваются в пьесе, как на сцене, так и вне ее. Но не Чацкий и никто из мира Фамусовых не умен. Каждый герой составил себе жизненную схему - вот главное «горе», по Грибоедову. И главный конфликт пьесы - конфликт живой жизни и схемы.

«Не сотвори себе схемы!» - вот заповедь, которую проповедует нам автор на примерах Фамусова, Чацкого, Скалозуба, Софии...

Не выделяя никого, не ставя своих героев за образец, писатель выдвигает выдающуюся идею, совершенно новую для того времени, причем делает это мастерски, тонко и незаметно.

(продолжение)

О. В. Богданова,
Санкт-Петербургский государственный университет
доктор филологических наук, профессор

Фамусов, как следует из текста комедии, состоит на государственной службе – он «управляющий в казенном месте» (с. 16). В критике сложилось мнение, что Фамусов лишь выполняет обязанности, нисколько не интересуясь их смыслом. Вероятно, отчасти это верно: всем хорошо известны слова Фамусова – «Обычай мой такой: / Подписано, так с плеч долой!» (с. 26). Между тем, как правило, не принимаются во внимание и «опускаются» другие реплики персонажа, не столь лаконично-афористичные – по поводу множественности его дел: «…день целый / Нет отдыха, мечусь как словно угорелый. / По должности, по службе хлопотня, / Тот пристает, другой, всем дело до меня!» (с. 23). И этих дел, кажется, действительно много. Достаточно вспомнить табель-календарь, в который Фамусов записывает свои дела, чтобы не забыть о них («Да, разные дела на память в книгу вносим, / Забудется, того гляди…», с. 37). Пусть это ужин («зван <…> на форели»), похороны («погребенье»), крестины («я должен у вдове, у докторши, крестить…» 16 , с. 37) или нечто иное, но это дела, в том числе его обязанности. Об исполнении государственных, служебных дел в комедии более точно не говорится, но само желание Фамусова не накапливать их похвально: «Боюсь, сударь, я одного смертельно, / Чтоб множество не накоплялось их; / Дай волю вам, оно бы и засело…» (с. 26). Не ясно из текста пьесы, кàк решает Фамусов государственные дела, однако он стремится к тому, чтобы они не залеживались. Будучи одним из московских «тузов», он на своей должности исполнителен и исправен, чего требует и от других.

В плане государственной службы в упрек Фамусову ставится то, что он окружил себя родственниками: «При мне служащие чужие очень редки; / Все больше сестрины, свояченицы детки…» (с. 44); «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, / Ну как не порадеть родному человечку!» (с. 44). Между тем состоящий у него на службе Молчалин – ему «не свой, / И то затем, что деловой» (с. 44). Причиной перевода Молчалина из Твери («коптел бы ты в Твери», с. 24) становятся его деловые качества – и вырисовываемый схематизм характера Фамусова разрушается, об односложности его говорить нельзя. Более того, Молчалин в пьесе назван «безродным» (с. 24), что означает, что он не был дворянином по рождению – между тем Фамусов взял его к себе «в секретари», поселил в собственном доме («он в доме здесь живет», с. 24), «дал чин асессора», что позволяло Молчалину получить потомственное дворянство 17 . И в таковом отношении к «деловому человеку» можно увидеть некую свободу представлений и поступков Фамусова, аттестации по заслугам, почувствовать другую коннотацию его фамилии («fameus»). Наконец, если буквально принять слова Фамусова о его любви родне: «Нет! я перед родней, где встретится, ползком; / Сыщу её на дне морском…» (с. 44), то и от этого образ Фамусова только выигрывает. Совершенно очевидно, что каждая (или почти каждая) черта характера Фамусова может быть истолкована по-разному, каждую из них можно интерпретировать двояко. Даже «однозначная» реплика героя о книгах («А мне от русских больно спится…») может быть увидена с разных сторон: с одной – ему «спится» от книг, с другой – он все-таки, как оказывается, читает книги, хотя и без видимого интереса. Именно это и важно писателю, образ героя не однопланов и не однозначен, это и составляет «поэтику» Грибоедова – «карикатур не люблю…»

По-своему добрый к воспитаннику Чацкому, к «пригретому» Молчалину, готовый взять на себя заботы крестного отца в отношении к ребенку некой вдовы-докторши, конечно, более других Фамусов обеспокоен судьбой собственной дочери, ответственен за нее. «Об воспитанье» Софьи Фамусов заботился «с колыбели» (с. 23). С первых сцен комедии ясно, что Софья образованна – она читает по-французски (с. 19), увлекается поэзией, играет на музыкальных инструментах. После смерти жены, матери Софьи, Фамусов «умел <…> принанять / В мадам Розье вторую мать»: «Старушку-золото в надзор <…> приставил» к дочери (с. 23).

В связи со смертью матери Софьи возникает некое недоразумение («разночтение»). Многие критики уверяют, что мать Софьи умерла, когда Софья была маленькой. Однако в тексте говорится, что большого бала Фамусовы сейчас дать не могут («так балу дать нельзя») – и приглашают только «потанцевать под фортепиано» (с. 55). «Мы в трауре…» – говорит Софья. Если речь идет о трауре по матери, то, вероятно, с момента её смерти прошло меньше года. Но что же тогда мадам Розье? Мадам Розье, «старушка-золото», понадобилась семнадцатилетней (или тогда шестнадцатилетней) Софье в качестве компаньонки, ибо любой выезд молодой светской девушки был невозможен без сопровождения (потому Фамусов и говорит – «в надзор…»). А его слова о том, что он заботился о Софье «с колыбели», вовсе не означают, что он ждал смерти жены, чтобы наконец приступить к заботам о дочери – скорее всего эти слова свидетельствуют о выражении его горячей любви к единственной дочери «с колыбели», с самого момента ее рождения. Потому так и тревожится герой с первой сцены комедии до последней, потому он так растерян и сбит с толку: его неустанно тревожит будущая судьба любимой дочери, в том числе выбор ею жениха. «Что за комиссия, Создатель, / Быть взрослой дочери отцом!» (с. 36). В его суетно-тревожной заботе о Софье больше психологической наблюдательности Грибоедова, чем равнодушия и безответственности героя, за которые его упрекали.

Слушая рассказ Софьи о «сне» («Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен, / Но робок… Знаете, кто в бедности рожден…», с 25), Фамусов-отец не может удержаться от восклицания: «Ах! матушка, не довершай удара! / Кто беден, тот тебе не пара» (с. 25). Даже сон дочери не может оставить его равнодушным. Поэтому замечание Софьи при появлении Чацкого: «Ах батюшка, сон в руку!» (с. 36) – в продолжение всей пьесы не дает ему покоя: «Который же из двух?» (с. 36). И, заметим, точно такой же, «зеркальный», вопрос мучит и любящего Софью Чацкого: «Кто наконец ей мил? Молчалин! Скалозуб!» (с. 58), «Кого вы любите? Кто более вам мил?» (с. 59). И в этом психологическом аспекте герои скорее «ближе» друг другу, чем «дальше».

Грибоедов необычайно психологичен в своей «сценической поэме», хотя от драматического действия, как правило, не ждут глубины психологического рисунка, театр не предполагает тонкости психологической нюансировки, однако у Грибоедова не так. В его «превосходном стихотворении» действительно «много должно угадывать», подмечать «не вполне выраженные мысли или чувства», в «сокровенной глубине» уметь разглядеть «те струны, которых автор едва коснулся, нередко одним намеком». Грибоедов может быть психологичен даже в ремарках. Например, в самом начале комедии, по завершении первой сцены, Фамусов и Молчалин оставляют Софью и Лизу, отправляясь как будто бы к делам. Ремарка автора: «Уходит с Молчалиным, в дверях пропускает его вперед» (с. 26). Ремарка замечательна: Фамусов пропускает вперед Молчалина не из уважения к нему, молодому человеку, секретарю, но в тревоге за дочь, боясь, как бы за его спиной заподозренные им влюбленные не подали друг другу некие знаки, не условились бы о новой встрече.

По словам Лизы, Фамусов желал бы дочери «зятя <…> с звездами да с чинами» (с. 27). Таковым представляется ему Скалозуб. И хотя Софья говорит о Скалозубе, что он «слова умного не выговорил сроду» (с. 27), однако и его образ (характер) не однозначен и не примитивен. Скалозуб оправдывает свою фамилию: он по-своему неглуп и умеет шутить, «зубоскалить». Софья о нем: «И Скалозуб, как свой хохол закрутит… / Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!» (с. 56). Правда, юмор Скалозуба достаточно грубый, военный, но и он умеет рассказать анекдот (например, о наезднице и жокее, с. 56), вставить свое слово в светскую беседу. Кажется, смешные характеристики «хрипун, удавленник, фагот» на самом деле являются очень точными и характерологическими деталями портрета, его внешнего облика. Он высок, огромен. Хлестова о нем: «…трех сажень удалец» (с. 79). Потому и соответствующий его «богатырскому» образу голос («фагот») – и хриповат, и громок, и силен. Определение «удавленник», скорее всего связано с ношением им формы и тугого воротничка на ней.

16 Заметим, что положение вдовы-докторши вряд ли может быть особенно высоким в свете. Между тем Фамусов принимает на себя роль и заботы крестного отца ребенка. Это дополнительные обязанности, которые он возлагает на себя, надо полагать, добровольно. Об ином мотиве в тексте пьесы не сказано.
17 См. комментарии С.А. Фомичева.

Создание и существование комедии "Горе от ума" так же полно парадоксами, как и жизнь ее автора А.С. Грибоедова. Неизданная комедия стала известна "всей читающей России". Принятая сразу же, она тем не менее многими была до конца не понята. Затрагивающая актуальные проблемы своего времени пьеса жива до сих пор. Внешне банальный конфликт ("После долгой разлуки влюбленный встречается со своей возлюбленной. А она полюбила во время его отсутствия другого. Он в отчаянии уезжает" – пересказ В.И. Немировича-Данченко) с первых сцен завораживает читателя и зрителя. "Высокий" герой, несомненно вызывающий сочувствие, становится не только противовесом отрицательному полюсу комедии, но и сам выступает как объект авторской иронии.

Присутствие автора ощущается уже в самом названии: "Горе от ума". Оно изначально выявляет позицию Грибоедова. Он понимает, что ум Чацкого (а именно его ум считает Грибоедов истинным) не принесет ему счастья. В сложившейся в России в начале 20-х гг. XIX в. ситуации, когда дворянство разделилось на консервативное и прогрессивное, столкновения их представителей не могли привести ни к каким результатам. Диалог между двумя типами ума был невозможен. Пытаясь спорить с Фамусовым, Чацкий попадает в комические положения: произнося умные речи, он не замечает, что его никто не слушает, будучи слишком высокого мнения о Софье, не может поверить в возможность любовных отношений между ней и Молчалиным. В монологе о французике из Бордо и о благоговеющих перед ним княжнах он в надежде на сочувствие Софьи рассказал ей, как его осмеяли за предпочтение национального иноземному:

Я рассердясь и жизнь кляня,

Готовил им ответ громовый,

Но все оставили меня –

Оказалось, он давно уже говорит в пустоту.

Грибоедов здесь с подчеркнутой наглядностью обнаруживает и силу, и слабость своего героя; и смех, который он невольно вызывает, и неподдельное горе, и героический порыв – все это от ума, обернувшегося для Чацкого настоящей трагедией. Безусловно сочувствуя своему герою в его ненависти и непримиримости к фамусовскому обществу, разделяя эти чувства, Грибоедов вместе с тем стремится показать обреченность стремлений Чацкого изменить что-либо в современном обществе. Горькая грибоедовская ирония пронизывает всю пьесу, делая ее так непохожей на традиционные классицистические комедии с героем-резонером, духовным двойником автора. Вообще в своей комедии Грибоедов новаторски подошел к классицистической теории трех единств. Соблюдая принципы единства места и единства времени, драматург не счел нужным руководствоваться принципом единства действия, которое по существовавшим правилам должно было строиться на одном конфликте. В произведении же Грибоедова два конфликта, которые развиваются не отдельно друг от друга, а тесно переплетены. При выборе конфликта ярко отразился реализм Грибоедова. Показанный им конфликт – конфликт определенного исторического периода. Любовный конфликт, тесно связанный с общественным, необходим для того, чтобы показать, как идеологические противоречия могут влиять на отношения людей. Так влюбленный Чацкий, интересующийся чувствами Софьи и "борющийся" с Молчалиным за ее любовь, высмеивает тот мир, в котором живет Софья, а она не может ему этого простить. Любовный конфликт в комедии является катализатором развития действия, так как "всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связаны с игрой и чувства к Софье, раздраженного какоюто ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца" (И.А. Гончаров). Типичность показанного в произведении конфликта подтверждается внесценическими персонажами, среди которых преобладают единомышленники Фамусова. При их характеристике Грибоедов не скупится на сатирические приемы изображения. При описании Максима Петровича сквозь восхищение его "смышленостью" Фамусова явно видна авторская ирония:

На куртаге ему случилось обступиться;

Был высочайшею пожалован улыбкой;

Привстал, оправился, хотел отдать поклон,

Упал вдругорядь – уж нарочно.

А хохот пуще, он в третий так же точно.

Отрицательное отношение автора к гостям Фамусова тоже передается при помощи сатирических средств. Постоянно проявляется сатира автора в отношении к князю и княжне Тугоуховским с целым "табуном" дочерей, которых нужно повыгоднее выдать замуж:

Вот то-то детки:

Им бал, а батюшка таскайся на поклон.

Неприятие Грибоедовым фамусовского общества показано в эпизоде распространения сплетни о сумасшествии Чацкого. Все герои знают, что этот слух ложен, но под влиянием общественного мнения не только начинают верить сплетне, но и приводят аргументы, ее подтверждающие. Грибоедов считает, что невозможно изменить общество, где общественное мнение заменено сплетней. Все герои, верящие сплетне и распространяющие ее, изображаются автором сатирически, в чем проявляется неприятие им их позиций.

Сплетня всегда безымянна, поэтому и пущена она безымянными господами N и D, которые настолько же безымянны, насколько безлики (авторская позиция выражается в отказе наделить героев собственными именами).

Описание комических положений, в которые порой попадает Чацкий, тоже наполнены авторской иронией, но это горькая ирония, так как Грибоедов понимает, что умный человек оказывается в смешном положении фактически по собственной вине. Он показывает ограниченность ума Чацкого, не сумевшего понять, что представителем фамусовского общества не то, что не смогут его понять, а просто не станут слушать. Порой Грибоедов даже наделяет Чацкого чертами героя-резонера, доверяя ему донести до читателей свои собственные взгляды и мысли.

Авторская позиция в комедии выражена достаточно полно и явно. Это облегчает процесс восприятия произведения и оценки его действующих лиц. Грибоедов, не имея возможности выражать свою позицию прямо (как это возможно в эпических произведениях), мастерски использовал различные косвенные средства.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры