Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Первый в ссср всемирный фестиваль молодежи и студентов (1957 год)

Главная / Психология

Пост посвящается фотовыставке "Москва-1957", прошедшей в январе-марте прошлого года. Там были экспонированы фото Леонара Джанадды, одного из иностранных студентов, посетившего столицу в рамках молодёжного слёта 1957-ого года. Именно посещение этой фотовыставки друзьями, а потом и собственной персоной, натолкнуло на мысль достать из семейных фотоархивов 2 плёнки с этого мероприятия, отснятую моим дедушкой. (Кстати, это единственная плёнка из дедушкиного архива, снятая в репортажном стиле). Во время этих событий ему было 30 лет.

Что интересно, на работе во избежание "как бы чего не случилось" ему предписали отправить сына (моего отца, которому тогда не исполнилось и года) к родственникам на время проведения фестиваля в Москве. Причём месяца за полтора до собственно события. Так и было сделано, сын был отправлен к его родителям в Богородск, но сам он на фестивале побывал. :-)

Фото любительские, по качеству со швейцарскими, представленными на той выставке, к сожалению, не сравнятся. Но и не планировались они к печати в газетах, как в случае со швейцарцем. И блогов полвека назад для общественного опубликования личных впечатлений ещё не существовало. Поэтому фото планировались стать именно тем, чем и стали - семейным архивом.

К сожалению, плёнка то ли плохо сохранилась (на вид, правда, всё нормально), то ли изначально была недоэкспонирована, ну а может и у меня знаний не хватает для качественной оцифровки именно этой плёнки - качество фото вышло не слишком высокое. Но тем не менее, заглянуть в большое событие в советской жизни полувековой давности у нас получится.

Из истории фестиваля (информация из википедии): Символом молодёжного форума, на который прибыли делегаты от левых молодёжных организаций мира, стал Голубь мира, придуманный Пабло Пикассо. К фестивалю в Москве открылся парк «Дружба», гостиничный комплекс «Турист», гостиница «Украина», стадион «Лужники». В столице впервые появились венгерские автобусы «Икарус», к событию были выпущены первые автомобили ГАЗ-21 «Волга» и первый «рафик» — микроавтобус РАФ-10 «Фестиваль». Фестиваль стал во всех смыслах значимым и взрывным событием для юношей и девушек — и самым массовым за свою историю. Он пришёлся на середину хрущёвской оттепели и запомнился своей открытостью. Приехавшие иностранцы свободно общались с москвичами, это не преследовалось. Для свободного посещения были открыты Московский Кремль и парк Горького. За две фестивальные недели было проведено свыше восьмисот мероприятий.

На фото один из агитационных плакатов, установленных к тому событию в центре Москвы. Место установки мне, правда, опознать не удаётся.

2.


Киевский вокзал встречает иностранных делегатов.
3.

Столпотворение на огромной Манежной площади, которая тогда была просто заасфальтирована. Кстати, мой дед полностью одобряет решение Лужкова о расположении на этой площади подземных торговых рядов и наземного сквера для прогулок. По его словам, эта площадь всегда была головной болью для охраны Кремля - случись что, она легко могла стать местом быстрого сбора многотысячного митинга с неуправляемой толпой, которая в свою очередь, могла бы прорваться силой в Кремль. А теперь этой потенциально опасной площади нет! Вот такой неожиданный взгляд. UPDATE: Недавние события на Манежной площади, правда, показали, что тем не менее, если толпа захочет собраться, соберётся и на таком варианте площади.

4.

На сцене перед Манежем проходит концерт. Манеж также оформлен огромными плакатами (жаль плохо видно на фото). Слева на фасаде - бомба, летящая в горящий дом, справа - змея, обвивающая земной шар с надписью на ней что-то об атоме, а в центре фасада, прямо над сценой - большой голубь мира.
5.

6.

Каждая из букв в слове «Фестиваль» состоит из множества кадров советских фильмов тех годов.
8.

9.

Можно подумать, что проходит кинофестиваль. Земной шар, обмотанный кинолентой в том же (видимо) неопределённом сквере.
10.

Здесь же уличная инсталляция фотопортретов киноактёров и певцов, популярных в то время. Причём присутствовали не только советские, но и французские и индийские (дед называл мне их фамилии, но я не запомнил).
11.

12.

Молодой человек слева здорово похож на Антонио Бандераса (только тот ещё не родился на этот момент:-))
13.

Девушка в центре показалась мне похожей на Светлану Светличную, но той в это время было всего 17 лет, да и засветилась в кино она впервые только в 1960-ом... так что вряд ли это она.
14.

У актёра Алексея Баталова (который ещё не успел сняться в культовом советском фильме «Москва слезам не верит») здесь весьма экзотичное соседство. :-) Как мне потом подсказали - это Наргис, легенда индийского кино.
15.

А здесь, с Эллиной Быстрицкой в паре, если не ошибаюсь, засветился индийский актёр. Опять же, информация из подсказки осведомлённых людей: "Радж Капур не просто актер, он - эпоха индийского кино."
16.

Далее идут совсем неизвестные мне деятели искусств. :-)
17.

18.

От антуража фестиваля перенесёмся, собственно, к действу. Посмотрим что творилось на улицах Москвы теми тёплыми июльскими днями...
19.

20.

И вот народу набралось, что уже не протолкнуться.
21.

А дальше был парад по Садовому кольцу.
22.

23.

24.

Впечатляет количество народа, буквально свисающих из всех доступных окон и дверей, балконов и крыш окружающих домов. Всем было интересно друг на друга посмотреть...
25.

26.

...обменяться сувенирами.
27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

Так добрались до здания МИДа. У его входа также была небольшая сцена.
39.

40.

41.

42.

Летом 1957 года москвичи испытали настоящий культурный шок. Живущая за «железным занавесом» столичная молодежь получила возможность беспрепятственно общаться со своими зарубежными сверстниками, что имело далеко идущие последствия.

Атмосфера открытости

1957 год для нашей страны выдался чрезвычайно насыщенным. Он отметился испытанием межконтинентальной баллистической ракеты и спуском на воду атомного ледокола «Ленин», выводом на орбиту Земли первого искусственного спутника и отправкой в космос первого живого существа – Лайки. В этом же году было открыто пассажирское воздушное сообщение между Лондоном и Москвой, и, наконец, советская столица приняла VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

Фестиваль произвел настоящий фурор в закрытом от внешнего мира советском обществе: такого наплыва иностранцев столица СССР еще не видела. В Москву приехали 34 тысячи делегатов из 131 страны мира. Многие свидетели событий ностальгируют за этими яркими и насыщенными днями. Несмотря на идеологическую подоплеку фестиваля на нем могли беспрепятственно общаться представители разных культур и политических пристрастий. Чтобы досуг интернациональной молодежи проходил более комфортно московские власти сделали свободным доступ в Кремль и парк Горького.

Для передвижения зарубежных делегаций были выделены открытые грузовики, из которых гости могли спокойно наблюдать за жизнью столицы, а горожане – за иностранцами. Однако уже в первый день фестиваля машины, атакованные общительными москвичами, на долгое время стопорились на дороге, из-за чего участники массово опаздывали на торжественное открытие форума в Лужниках.

За две недели фестиваля было проведено свыше восьмисот мероприятий, однако молодые люди не ограничивались официальным регламентом и продолжали общение даже глубокой ночью. Столица гудела сутки напролет, – вспоминают очевидцы событий. Поздним вечером гости столицы и москвичи концентрировались в центре – на Пушкинской площади, проезжей части улицы Горького (современная Тверская) и на проспекте Маркса (ныне улицы Моховая, Охотный ряд и Театральный проезд). Молодежь распевала песни, слушала джаз, дискутировала на запрещенные темы, в частности, об авангардном искусстве.

Символы прошлого

Городские службы готовились к наплыву иностранцев заранее и столица, по воспоминаниям, очевидцев заметно преобразилась. На приведенных в порядок улицах появились диковинные в то время венгерские «икарусы», постарался и отечественный автопром, выпустивший новую «Волгу» (ГАЗ-21) и микроавтобус «Фестиваль» (РАФ-10). К началу мероприятий достроили стадион «Лужники» и гостиницу «Украина».

До сих пор москвичам об этом событии напоминает городская топонимика: проспект Мира, Фестивальная улица, парк Дружба. Последний был создан специально к фестивалю молодыми специалистами – выпускниками Московского архитектурного института.

В дни фестиваля впервые на советском телевидении появилась передача «Вечер веселых вопросов» (сокращенно ВВВ). Правда в эфир она вышла всего три раза. Спустя четыре года авторская команда ВВВ создаст новый продукт, ставший на долгие десятилетия телевизионным брендом – программу КВН.

Через два года после молодежного форума был возобновлен Московский кинофестиваль, где советские зрители получили уникальную возможность ознакомиться с новинками мирового, в том числе и практически неизвестного в стране западного кинематографа.

В 1955 году к Спартакиаде народов РСФСР поэтом Михаилом Матусовским и композитором Василием Соловьевым-Седым была написана песня «Подмосковные вечера», однако произведение так полюбилось москвичам, что его решили сделать официальной песней VI Фестиваля молодежи и студентов. Она не только стала одним из музыкальных символов столицы, но и самой узнаваемой иностранцами советской мелодией.

Общение с выгодой

Среди посетивших СССР делегаций была и американская, к ней в разгар «холодной войны» было приковано, пожалуй, самое пристальное внимание общественности. Специалисты говорят, что именно тогда в Советском Союзе впервые узнали о рок-н-ролле, джинсах и юбках клеш.

Знакомство на фестивале с американской культурой получило развитее: через два года в столицу приехала Американская национальная выставка, которая по замыслу организаторов должна былаошеломить советских людей, лишенных многих элементарных вещей. Именно с 1959 года в СССР получил широкое распространение напиток «пепси-кола».

Но вернемся к фестивалю. К молодежному форуму советская легкая промышленность партиями выпускала одежду с фестивальной символикой. Заветные платки или футболки, украшенные стилизованным цветком с пятью разноцветными лепестками, расходились как горячие пирожки. На всех не хватало. Тут то и всплыли фарцовщики, предлагая втридорога вожделенный товар.

Однако не только советские граждане, но и толпы гуляющих по московским улицам иностранцев стали мишенью, на которую нацелились спекулянты всех мастей. Наиболее ходовым товаром были американские доллары, которые фарцовщики скупали у иностранцев чуть выше официального курса, установленного на уровне 4 рублей за 10 долларов. Но своим согражданам «зеленые» они перепродавали уже с 10-кратной наценкой.

Именно во время московского фестиваля началась бурная деятельность будущих воротил нелегального валютного рынка страны – Рокотова, Яковлева и Файбышенко, громкий процесс над которыми в 1961 году закончился смертным приговором.

«Дети фестиваля»

Для советского общества, зажатого рамками идеологического контроля в вопросах полового поведения, фестиваль стал своеобразным маркером сексуального раскрепощения. Очевидцы вспоминают, как толпы девиц со всей Москвы стекались на окраины города к общежитиям, где проживали делегаты. Внутрь зорко охраняемых милицией зданий пробраться было невозможно, но никто не запрещал гостям выходить на улицу. А дальше без всяких прелюдий интернациональные парочки удалялись в темноту (благо погода позволяла), чтобы предаться запретным наслаждениям.

Однако идеологические органы, считавшие своим долгом следить за нравственным обликом советских граждан, очень быстро организовали летучие дружины. И вот вооруженные мощными фонарями, ножницами и парикмахерскими машинками блюстители нравственности отыскивали любовников, и у пойманных на месте «преступления» любительниц ночных похождений выстригали на голове часть волос.

Девице с лысой «просекой» на голове не оставалось ничего делать, как побриться наголо. Жители столицы тогда неодобрительно присматривались к молодым представительницам слабого пола, носившим на голове туго повязанный платок.

А спустя 9 месяцев после молодежного праздника в советский обиход прочно вошло словосочетание «дети фестиваля». Многие утверждали, что в Москве в это время произошел «цветной бэби-бум». Известный джазовый саксофонист Алексей Козлов, вспоминая ту атмосферу раскрепощенности, царившую летом 1957 года в Москве, отмечал, что особый интерес у столичных девушек вызывали выходцы из африканских стран.

Историк Наталья Крылова не склонна преувеличивать масштабы рождаемости метисов. Они, с ее слов, были небольшие. Согласно сводной статистической выписке, подготовленной для руководства МВД СССР, после фестиваля было зафиксировано рождение 531 ребенка смешанных рас. Для пятимиллионной Москвы это было ничтожно мало.

К свободе

Главным итогом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве стало пусть и частичное, но все же приоткрытие «железного занавеса» и последовавшее за этим потепление социального климата в стране. Советские люди по-иному взглянули на моду, манеры поведения и образ жизни. В 60-е годы в полный голос о себе заявило диссидентское движение, были совершены смелые прорывы в литературе, искусстве, музыке и кинематографе.

Сам фестиваль порадовал и удивил посетителей насыщенностью и разнообразием мероприятий. Так в кинотеатре «Ударник» было продемонстрировано 125 фильмов из 30 стран, большинство из которых еще вчера цензура отнесла бы к запрещенному кино. В парке Горького прошла выставка художников абстракционистов с участием Джексона Поллока, который совершенно не вписывался в каноны пропагандируемого в СССР соцреализма.

В 1985 году в Москву вернулся уже двенадцатый по счету фестиваль молодежи и студентов. Он стал одним из символов намечающейся перестройки. Советские власти наделись, что фестиваль сможет развеять за рубежом негативное представление об СССР. Столицу тогда основательно очистили от неблагожелательных элементов, но вместе с этим и остальных москвичей оградили от близкого контакта с иностранными гостями. Общаться было разрешено только лицам прошедшим строгий идеологический отбор. Многие тогда заметили, что такого единения молодежи как в 1957 году в предперестроечной Москве уже не было.

Всемирный фестиваль молодёжи и студентов - нерегулярный фестиваль левых молодёжных организаций, проводящийся с 1947 года . Организаторы - Всемирная федерация демократической молодёжи (ВФДМ) и Международный союз студентов (МСС). С 1947 фестивали проходили под лозунгом «За мир и дружбу», с 1968 - под лозунгом «За солидарность, мир и дружбу»

Для подготовки к фестивалю создаётся Международный подготовительный комитет и национальные подготовительные комитеты в странах-участницах. В программу фестивалей входят спортивные соревнования по различным видам спорта, политические семинары и дискуссии, концерты, массовые празднества, а также - обязательное красочное шествие делегаций. [ ]

История

После окончания второй мировой войны (октябрь-ноябрь 1945) в Лондоне прошла всемирная конференция молодёжи за мир . На ней было принято решение создать Всемирную федерацию демократической молодёжи и начать проведение всемирных фестивалей молодёжи и студентов.

Первый всемирный фестиваль молодёжи и студентов состоялся в 1947 году в Праге. В нём приняли участие 17 тысяч человек из 71 страны . Затем последовали фестивали в столицах стран Восточной Европы: Будапеште (1949), Берлине (1951), Бухаресте (1953) и Варшаве (1955). Первые фестивали проводились с периодичностью раз в два года. В конце 40-х - начале 50-х годов наблюдался рост числа участников и число стран, которые они представляли. Численность участников к середине 50-х годов возросла до 30 тысяч. Они представляли уже более чем 100 стран.

Первоначальными задачами фестиваля были борьба за мир, за права молодёжи, за независимость народов, пропаганда интернационализма . Активное участие в фестивалях принимали коммунистические, социалистические и религиозные организации. На фестиваль приезжали представители широкого круга молодёжных организаций, выступающих против фашизма и военных диктатур. К участию допускались представители радикальных левых организаций, в том числе находящихся вне закона в своих странах. Особое внимание уделялась вопросу недопустимости возрождения фашизма и разжигания новой мировой войны.

Фестивали молодёжи и студентов предоставляли гражданам принимающей страны возможность живьём пообщаться с иностранцами и узнать, что на самом деле интересует молодёжь за рубежом. Это не всегда соответствовало задачам организаторов, а иногда - даже противоречило им. Например, после VI фестиваля 1957 года в СССР появились стиляги , фарцовщики и возникла мода давать детям иностранные имена.

VI всемирный фестиваль 1957 года, прошедший в Москве, стал самым массовым за всю историю фестивального движения. В нём участвовало 34 тысячи человек. Они представляли 131 страну мира , что в то время стало рекордом. На последующих фестивалях число участников было меньшим, однако рекорд по числу стран, которые были представлены на фестивале, был побит.

Фестивали проводились не только на территории соцстран и программа зачастую была настолько неформальной, что результат фестиваля был противоположен ожиданиям глав социалистических делегаций. В 1959 году VII фестиваль молодёжи и студентов впервые прошёл в капиталистической стране , в столице Австрии городе Вене. Затем фестиваль принимали Хельсинки (1962) и София (1968).

С 1960-х годов перерыв между фестивалями начал увеличиваться до нескольких лет.

Перерыв в 6 лет между фестивалями 1962 и 1968 годов , ранее проводившимися каждые 2-3 года, объясняется тем, что в 1965 году IX фестиваль было намечено провести в Алжире , в 1962 году получившем независимость от Франции. Были проведены все подготовительные мероприятия, но в 1965 году в Алжире произошёл военный переворот, к власти пришёл Хуари Бумедьен , провозгласивший курс на строительство прагматичной экономико-политической системы, с учётом алжирской специфики и без ориентации на какие-либо образцы. В стране установилась однопартийная система. IX фестиваль был отменён. Состоялся он только через три года, в 1968 году, в столице Болгарии - Софии.

На фестивалях в дружеской обстановке могли общаться делегаты из стран капитализма и социалистического лагеря, в том числе вступивших в военное противостояние. Например, из США и Северной Кореи.

В 1940-х - 1960-х годах каждый новый фестиваль проходил в новой стране. В 1973 году X всемирный фестиваль молодёжи и студентов вторично был проведён в Берлине. В 1970-х годах фестивальное движение приобрело ярко выраженную прокоммунистическую окраску.

В 1978 году XI фестиваль впервые был проведён на Американском континенте - в столице Кубы Гаване .

К 1980-м годам фестиваль, задуманный для свободного общения, стал сильно формализованным мероприятием. На прошедшем в Москве в 1985 году XII всемирном фестивале молодёжи и студентов советским гражданам, не входившим в состав делегаций, не разрешалось общение с гостями фестиваля, а программа была рассчитана на то, чтобы минимизировать общение иностранцев со случайными, непроверенными людьми.

В 1989 году XIII всемирный фестиваль молодёжи и студентов побил два рекорда. Во-первых, он впервые прошёл в Азии . Принимала гостей фестиваля столица КНДР Пхеньян. Во-вторых, этот фестиваль стал самым представительным - в нём участвовали гости из 177 стран мира. Специально для фестиваля был построен грандиозный стадион Первого мая на 150 000 человек, который и по сей день остается самым вместительным стадионом Земли.

В результате крушения социализма в странах Восточной Европы и Советском Союзе в конце 1980-х - начале 1990-х годов между фестивалями произошёл самый длительный перерыв - около 8 лет. Благодаря настойчивости организаций - членов ВФДМ и поддержке кубинского правительства во второй половине 1990-х годов фестивальное движение было возрождено. В 1997 году состоялся XIV фестиваль в Гаване . Исчез формализм, фестиваль вернулся к первоначальным целям.

В 2001 году прошёл XV фестиваль в Алжире . Этот фестиваль стал первым, прошедшим в Африке . В этом фестивале приняло участие наименьшее число участников за всю историю фестивального движения - 6500 человек.

XVI всемирный фестиваль молодёжи и студентов прошёл в Каракасе (Венесуэла) в 2005 году. В нём приняло участие 17 тысяч человек из 144 стран.

XVII фестиваль успешно прошёл в Претории , ЮАР 13-21 декабря 2010 года, а XVIII - в Эквадоре в декабре 2013 года, собрав свыше 8 тыс. участников из 88 стран.

Следующий XIX Фестиваль состоится в России в 2017 году . Решение о его проведении было принято на прошедшем в Москве 7 февраля 2016 года международном консультативном совещании ВФДМ и международных студенческих организаций по заявке российских молодёжных организаций - членов ВФДМ. Только одна из российских организаций-членов ВФДМ - Революционный Коммунистический Союз Молодёжи - отказалась подписать эту заявку, выразив опасения, что правительственные чиновники попытаются превратить фестиваль в выражение лояльности российским властям. Ранее заявку поддержали администрация президента России и Федеральное агентство по делам молодёжи , она была презентована делегацией Росмолодёжи во время Генеральной Ассамблеи ВФДМ на Кубе 10 ноября 2015 г. К заявке присоединились Российский союз молодёжи, Международный молодёжный центр и др. При этом сроки Фестиваля и даты его проведения не были определены .

Даты и место проведения Фестиваля, а также логотип и девиз «За мир, солидарность и социальную справедливость, мы боремся против империализма - уважая наше прошлое, мы строим наше будущее!» были определены на первом заседании международного подготовительного комитета в Каракасе (Венесуэла) 5 июня 2016 г. Решено, что Фестиваль пройдёт 14-22 октября 2017 г. в Москве (торжественный парад делегаций) и Сочи (сам фестиваль) .

Гимн

Музыкальная эмблема фестиваля - Гимн демократической молодёжи мира (музыка Анатолия Новикова , текст Льва Ошанина). Гимн впервые исполнен на Страговском стадионе в Праге на открытии I фестиваля .

Хронология

Дата Место Участников Стран Девиз
25 июля - 16 августа 1947 17 000 71 «Молодёжь, объединяйся, вперёд к будущему миру!»
14-28 августа 1949 20 000 82 «Молодёжь, объединяйся, вперёд к будущему миру, демократии, национальной независимости и лучшему будущему для людей»
III 5-19 августа 1951 26 000 104 «За мир и дружбу - против ядерного оружия»
2-16 августа 1953 30 000 111 «За мир и дружбу»
31 июля - 14 августа 1955 30 000 114 «За мир и дружбу - против агрессивных империалистических союзов»
28 июля - 11 августа 1957 34 000 131 «За мир и дружбу»
VII 26 июля - 4 августа 1959 18 000 112 «За мир и дружбу и мирное сосуществование»
VIII 27 июля - 5 августа 1962 18 000 137 «За мир и дружбу»
28 июля - 6 августа 1968 20 000 138 «За солидарность, мир и дружбу»
X 28 июля - 5 августа 1973 25 600 140
XI 29 июля - 7 августа 1978 18 500 145 «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу»
XII 27 июля - 3 августа 1985 26 000 157 «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу»
XIII 1-8 июля 1989 22 000 177 «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу»
XIV 29 июля - 5 августа 1997 12 325 136 «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу»
XV 8-16 августа 2001 6 500 110 «Глобализуем борьбу за мир, солидарность, развитие, против империализма»
XVI 4-19 августа 2005 17 000 144 «За мир и солидарность, мы боремся против империализма и войны»
XVII 13-21 декабря 2010 15 000 126 «За победу над империализмом, за мир во всем мире, солидарность и социальные изменения»
XVIII 7 - 13 декабря 2013 8 000 88 «Молодёжь объединилась против империализма, за мир во всём мире, солидарность и социальные перемены»
XIX 14 - 22 октября 2017 ~20 000 ~150 «За мир, солидарность и социальную справедливость, мы боремся против империализма - уважая наше прошлое, мы строим наше будущее!»

Оригинал взят у mgsupgs в Фестиваль 1957 года

VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов - фестиваль открывшийся 28 июля 1957 года в Москве,
я, лично, не застал даже в проекте, но зато в следующий 85 года я огреб полной меркой.
Как-нибудь выложу фото... "Янки вон с Гренады-Комми вон из Афгана"...Плакатиками закрывали от фотокамер..
А Гостями того фестиваля стали 34 000 человек из 131 страны мира. Лозунг фестиваля - «За мир и дружбу».

Фестиваль готовился в течение двух лет. Это была запланированная властями акция по «освобождению» народа от сталинской идеологии. Заграница прибывала в шоке: приоткрывается железный занавес! Идею московского фестиваля поддержали многие государственные деятели Запада - даже королева Бельгии Елизавета, политики Греции, Италии, Финляндии, Франции, не говоря уж о просоветски настроенных президентах Египта, Индонезии, Сирии, руководителях Афганистана, Бирмы, Непала и Цейлона.

Благодаря фестивалю, в столице появились парк «Дружба» в Химках, гостиничный комплекс «Турист», стадион в Лужниках и автобусы «Икарус». К событию были выпущены первые автомобили ГАЗ-21 «Волга» и первый «рафик» - микроавтобус РАФ-10 «Фестиваль». Кремль, день и ночь охраняемый от врагов и друзей, стал совершенно свободным для посещений, в Грановитой палате устроены были молодежные балы. Центральный парк культуры и отдыха имени Горького вдруг отменил плату за вход.

Фестиваль состоял из огромного числа запланированных мероприятий и неорганизованного и неподконтрольного общения людей. В особом фаворе была черная Африка. К чернокожим посланцам Ганы, Эфиопии, Либерии (тогда эти страны только что освободились от колониальной зависимости) устремлялись журналисты, к ним «в интернациональном порыве» спешили и московские девушки. Выделяли и арабов, поскольку Египет только что обрел национальную свободу после войны.

Благодаря фестивалю возник КВН, трансформировавшись из специально придуманной передачи «Вечер веселых вопросов" ТВ-редакции «Фестивальная». Дискутировали о еще недавно запрещенных импрессионистах, о Чюрленисе, Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, о входившем в моду Илье Глазунове с его иллюстрациями к произведениям не совсем желательного в СССР Достоевского.Фестиваль перевернул взгляды советских людей на моду, манеру поведения, образ жизни и ускорил ход перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи - все это началось вскоре после фестиваля.

Символом молодёжного форума, на который прибыли делегаты от левых молодёжных организаций мира, стал Голубь мира, придуманный Пабло Пикассо. Фестиваль стал во всех смыслах значимым и взрывным событием для юношей и девушек - и самым массовым за свою историю. Он пришёлся на середину хрущёвской оттепели и запомнился своей открытостью. Приехавшие иностранцы свободно общались с москвичами, это не преследовалось. Для свободного посещения были открыты Московский Кремль и парк Горького. За две фестивальные недели было проведено свыше восьмисот мероприятий.


На церемонии открытия в Лужниках танцевально-спортивный номер исполняли 3200 физкультурников, а с восточной трибуны выпустили 25 тысяч голубей.
В Москве голубятников-любителей специально освобождали от работы. К фестивалю вырастили сто тысяч птиц и отобрали самых здоровых и подвижных.

В главном мероприятии - митинге "За мир и дружбу!" на Манежной площади и прилегающих улицах участвовало полмиллиона человек.
Две недели на улицах и в парках шло массовое братание. Нарушались заранее расписанные регламенты, мероприятия затягивались за полночь и плавно перетекали в гуляние до рассвета.

Знавшие языки радовались возможности блеснуть эрудицией и поговорить о еще недавно запрещенных импрессионистах, Хемингуэе и Ремарке. Гости были потрясены эрудицией собеседников, выросших за "железным занавесом", а молодые советские интеллектуалы - тем, что иностранцы не ценят счастья свободно читать любых авторов и ничего о них не знают.

Кто-то обходился минимумом слов. Через год в Москве появилось множество темнокожих ребятишек, которых так и называли: "дети фестиваля". Их матерей не отправляли в лагеря "за связь с иностранцем", как случилось бы еще недавно.




Ансамбль «Дружба» и Эдита Пьеха с программой «Песни народов мира» завоевали золотую медаль и звание лауреатов фестиваля. Прозвучавшая на церемонии закрытия песня «Подмосковные вечера» в исполнении Владимира Трошина и Эдиты Пьехи надолго сделалась визитной карточкой СССР.
В стране стала распространяться мода на джинсы, кеды, рок-н-ролл и игру бадминтон. Популярными стали музыкальные суперхиты «Rock around the clock», «Гимн демократической молодёжи», «Если бы парни всей Земли…» и др.

Фестивалю посвящен художественный фильм «Девушка с гитарой»: в музыкальном магазине, где работает продавщица Таня Федосова (исп. Людмила Гурченко) идет подготовка к фестивалю, а в конце фильма делегаты фестиваля выступают на концерте в магазине (с некоторыми из них выступает и Таня). Другие фильмы, посвящённые фестивалю - «Матрос с „Кометы“», «Цепная реакция», «Дорога в рай».

«Огонек», 1957 год, № 1, январь.
«Наступил год 1957-й, год фестивальный. Заглянем, что же будет в Москве на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов за мир и дружбу, и побываем у тех, кто готовится к празднику уже сегодня.... На нашей фотографии голубей немного. Но ведь это лишь репетиция. Вы видите голубей с завода «Каучук», под самым небом, на высоте десятиэтажногордома, комсомольцы и молодежь завода оборудовали для птиц отличное помещение с центральным отоплением и горячей водой».

Фестиваль состоял из огромного числа запланированных мероприятий и простого неорганизованного и неподконтрольного общения людей. Днем и вечером делегации были заняты на встречах и выступлениях. Но поздним вечером и ночью начиналось свободное общение. Естественно, власти пытались установить контроль за контактами, но у них не хватало рук, так как следящие оказались каплей в море. Погода стояла отличная, и толпы народа буквально затопили главные магистрали. Чтобы лучше видеть происходящее, люди залезали на уступы и крыши домов. От наплыва любопытных провалилась крыша Щербаковского универмага, находившегося на Колхозной площади, на углу Сретенки и Садового кольца. После этого универмаг долго ремонтировали, открыли ненадолго, а затем снесли. Ночами народ «собирался в центре Москвы, на проезжей части улицы Горького, у Моссовета, на Пушкинской площади, на проспекте Маркса.

Споры возникали на каждом шагу и по любому поводу, кроме, пожалуй, политики. Во-первых - боялись, а главное - ею в чистом виде не очень-то интересовались. Однако на самом деле политический характер был у любых споров, будь то литература, живопись, мода, не говоря уже о музыке, особенно о джазе. Дискутировали о еще недавно запрещавшихся у нас импрессионистах, Чюрленисе, Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, о входившем в моду Илье Глазунове с его иллюстрациями к произведениям не совсем желательного в СССР Достоевского. Вообще-то это были не столько споры, сколько первые попытки свободно высказывать свое мнение другим и отстаивать его. Я помню, как светлыми ночами на мостовой улицы Горького стояли кучки людей, в центре каждой из них несколько человек что-то горячо обсуждали. Остальные, окружив их плотным кольцом, вслушивались, набираясь ума-разума, привыкая к самому этому процессу - свободному обмену мнениями. Это были первые уроки демократии, первый опыт избавления от страха, первые, абсолютно новые переживания неподконтрольного общения.

В дни фестиваля в Москве произошла своеобразная сексуальная революция. Молодые люди, а особенно девушки, как будто с цепи сорвались. Пуританское советское общество стало вдруг свидетелем таких событий, которых не ожидал никто и которые покоробили даже меня, тогдашнего горячего сторонника свободного секса. Поражали формы и масштабы происходившего. Здесь сработали несколько причин. Прекрасная теплая погода, общая эйфория свободы, дружбы и любви, тяга к иностранцам и главное - накопившийся протест против всей этой пуританской педагогики, лживой и противоестественной.

К ночи, когда темнело, толпы девиц со всех концов Москвы пробирались к местам, где проживали иностранные делегации. Это были студенческие общежития и гостиницы на окраинах города. Одним из таких типичных мест был гостиничный комплекс «Турист», построенный за ВДНХ. В то время это был край Москвы, дальше шли колхозные поля. В корпуса девушкам прорваться было невозможно, так как все было оцеплено чекистами и дружинниками. Но запретить иностранным гостям выходить из гостиниц никто не мог.


"Огонек», 1957 год, № 33 август.
«...Большой и свободный разговор идет сегодня на фестивале. И вот этот-то откровенный дружеский обмен мнениями привел в растерянность некоторых буржуазных журналистов, приехавших на фестиваль. Их газеты, видимо, требуют «железного занавеса», скандалов, «коммунистической пропаганды». А на улицах ничего этого нет. На фестивале танцы, пение, смех и большой серьезный разговор. Разговор, нужный людям».

События развивались с максимально возможной скоростью. Никаких ухаживаний, никакого ложного кокетства. Только что образовавшиеся парочки удалялись в темноту, в поля, в кусты, точно зная, чем они немедленно займутся. Особенно далеко они не отходили, поэтому пространство вокруг было заполнено довольно плотно, но в темноте это не имело значения. Образ загадочной, стеснительной и целомудренной русской девушки-комсомолки не то чтобы рухнул, а скорее обогатился какой-то новой, неожиданной чертой - безрассудным, отчаянным распутством.

Реакция подразделений нравственно-идеологического порядка не заставила себя ждать. Срочно были организованы летучие дружины на грузовиках, снабженные осветительными приборами, ножницами и парикмахерскими машинками. Когда грузовики с дружинниками, согласно плану облавы, неожиданно выезжали на поля и включали все фары и лампы, тут-то и вырисовывался истинный масштаб происходящего. Иностранцев не трогали, расправлялись только с девушками, а так как их было слишком много, дружинникам было ни до выяснения личности, ни до простого задержания. У пойманных любительниц ночных приключений выстригалась часть волос, делалась такая «просека», после которой девице оставалось только одно - постричься наголо. Сразу после фестиваля у жителей Москвы появился особо пристальный интерес к девушкам, носившим на голове плотно повязанный платок... Много драм произошло в семьях, в учебных заведениях и на предприятиях, где скрыть отсутствие волос было труднее, чем просто на улице, в метро или троллейбусе. Еще труднее оказалось утаить появившихся через девять месяцев малышей, часто не похожих на собственную маму ни цветом кожи, ни разрезом глаз.


Интернациональная дружба не знала границ, и когда волна восторгов схлынула, на песке, промокшем от девичьих слёз, шустрыми крабиками остались многочисленные «дети фестиваля» - с противозачаточными средствами в Стране Советов было туго.
В сводной статистической выписке, подготовленной для руководства МВД СССР. В ней зафиксировано рождение 531 послефестивального ребёнка (всех рас). Для пятимиллионной (тогда) Москвы - исчезающе мало.

Естественно, я стремился побывать в первую очередь там, где выступали зарубежные музыканты. На площади Пушкина был сооружен огромный помост, на котором «днем и вечером шли концерты самых разных коллективов. Именно там я впервые увидел английский ансамбль в стиле «скиффл», причем, по-моему, во главе с самим Лонни Дониганом. Впечатление было довольно странным. Вместе играли пожилые и очень молодые люди, используя наряду с обычными акустическими гитарами различные бытовые и подручные предметы типа бидон-контрабаса, стиральной доски, кастрюль и т. п. В советской прессе появилась было реакция на этот жанр в виде высказываний типа: «Вот буржуи до чего докатились, на стиральных досках играют». Но потом все замолкло, так как корни-то у «скиффла» народные, а фольклор в СССР - это было святое.

Самыми модными и труднодоступными на фестивале были джазовые концерты. Вокруг них был особый ажиотаж, подогреваемый властями, которые пытались как-то их засекретить, распространяя пропуска среди комсомольцев-активистов. Для того чтобы «протыриться» на такие концерты, требовалась большая сноровка.

PS. В 1985 году Москва вновь принимала у себя участников и гостей Фестиваля молодежи, уже двенадцатого. Фестиваль стал одной из первых громких международных акций времен перестройки. С его помощью советские власти надеялись изменить к лучшему мрачный образ СССР - «империи зла». На проведение мероприятия отпустили немалые средства. Москву очистили от неблагожелательных элементов, привели в порядок дороги и улицы. Но гостей фестиваля старались держать подальше от москвичей: общаться с гостями разрешалось только людям, прошедшим комсомольскую и партийную проверку. Того единения, какое было в 1957 году во время первого московского фестиваля, уже не получилось.

11. 05. 2016 3 280

Интервью с Любовью Борисовой, дочерью Константина Михайловича Кузгинова – московского художника, автора эмблемы Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Идеи Всемирного фестиваля молодежи и студентов лаконично и емко нашли отражение в его символе – родной и всем полюбившейся фестивальной ромашке. Примечательно, что создана она была в Советском Союзе московским художником Константином Михайловичем Кузгиновым.

– Расскажите, как идея Вашего отца заслужила общемировое признание?

– Основой того успеха, который выпал на долю моего отца в его работе над эмблемой VI фестиваля молодежи и студентов в Москве стало то, что как профессиональный художник он к тому времени уже создал ряд плакатов, которые украшали фестивали Будапешта и Берлина в 1949 и в 1951 году. Но вернемся в 1957 год. Был объявлен Всесоюзный конкурс на создание эмблемы фестиваля, в котором мог принять участие любой желающий. Всего было представлено порядка 300 эскизов со всего Союза. Жюри сразу же обратило внимание на папин цветок, который был прост, но вместе с тем – уникален. Дело в том, что присланные на конкурс эскизы либо повторяли голубя Пабло Пикассо, который являлся символом первого фестиваля молодежи, либо страдали сложностью рисунка. Последнее было недопустимо, так как при изменении масштаба, например до нагрудного значка, эмблема теряла вложенный в нее смысл. Василий Ардаматский в своей книге «Пять лепестков» пишет, что «настоящее искусство не терпит повторений», поэтому идея, связанная с образом голубя, также не стала актуальной. Как сообщали тогда в газетах, эмблема покорила сердца участников всемирного молодежного фестиваля. Поэтому в 1958 году Венский конгресс Всемирной федерации демократической молодежи объявил о том, что ромашка Константина Кузгинова взята за постоянную основу для всех последующих форумов. Теперь эту эмблему знает весь мир. Сегодня она является точкой отсчета для предстоящего 60-летнего юбилея фестиваля молодежи и студентов России.

– А как же расцвела фестивальная ромашка?

– В одном из интервью отец сказал: «Я задался вопросом: что же такое фестиваль? И ответил так – молодость, дружба, мир и жизнь. Что точнее может символизировать все это? Работая над эскизами эмблемы, я находился на даче, когда всюду цвели цветы. Ассоциация родилась быстро и удивительно просто. Цветок. Сердцевина – земной шар, а вокруг 5 лепестков-континентов». Лепестки обрамляют голубой шар Земли, на котором написан девиз фестиваля: «За мир и дружбу». Еще я помню, он говорил о том, что его вдохновили, как спортсмена, олимпийские кольца – символ единства спортсменов всего мира. Фестивальная ромашка настолько прочно укоренилась в памяти поколений и культуре фестиваля, что сегодня, на мой взгляд, придумать что-то новое, более емкое и лаконичное, крайне сложно. Очень важно ее сохранить, ведь это история и достояние нашей страны.

– У Вас собрана очень интересная коллекция разнообразных предметов с символикой фестиваля.

– Да, начинал собирать ее папа. Затем продолжила я. Это уникальная коллекция артефактов. И это здорово, когда привычные в быту вещи украшают эмблемой такого яркого события. В коллекции, помимо значков, почтовых открыток и марок, можно увидеть кубок, кружки, спичечные коробки, запонки, фотоальбомы и многое другое. Благодаря антикварным магазинам и всевозможным блошиным рынкам я до сих пор пополняю эту коллекцию. Думаю, что этот опыт обязательно нужно использовать при организации грядущего фестиваля. Всегда хочется что-то оставить на память. В далеком 1957 году понимали, что нужен свой уникальный символ, в образе которого будет заложен дух фестиваля. И причастность современной молодежи к созданию чего-то подобного, возможность проявить инициативу, а может быть и открыть новые таланты благодаря конкурсу – безусловный плюс.

– И в завершении, чего бы Ваш отец пожелал будущим участникам XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов 2017 года?

– Думаю, он был бы счастлив, узнав о том, что это грандиозное событие вновь примет наша страна, и пожелал бы Фестивалю и его участникам процветания, радости, счастья, мира и дружбы. Эпитетов много, но главное чтобы этими словами прониклась молодежь и сохранила их в своих сердцах.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры