Что вдохновило Эдварда Мунка на создание картины «Крик»? Картина «Крик» Эдварда Мунка - притяжение отчаяния.

Главная / Ссоры

Сюжет

На мосту под багряным небом стоят люди. В пейзаже угадывается вид фьорда с холма Экеберг в Осло (которое во время Мунка называлось Христианией).

Сущность центрального образа остается загадкой. Художник не стремился к прорисовке это фигуры. Мунк пишет сам звук, состояние. Посмотрите, как согласованы линии, которыми написаны пейзаж и кричащий. Они словно в резонансе. Человек слышит крик природы и реагирует на него, и природа не может не отозваться на состояние человека. По сути, это идея вселенского единения.

В природе вы не найдете ни одной идеально прямой линии. И Мунк пишет окружающее именно в том виде, в каком оно было создано. «Я рисую не то, что вижу, а что увидел», — говорил он.

Существует 40 экземпляров «Крика» Мунка

О том, что легло в основу «Крика», сам художник написал в своем дневнике: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

Как выглядела изображенная на картине местность

Образ, который родился у Мунка, — это синтез того, что он чувствовал в то время, тех настроений, которые витали в Норвегии, детских страхов, бесконечной депрессии и одиночества.

Не исключено, что багряный цвет неба не преувеличение. Мунк действительно мог видеть такой цвет. В 1883 году в Кракатау произошло мощнейшее извержение вулкана. В атмосферу было выброшено огромное количество пепла, из-за чего в течение нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты.

Вполне возможно, что и тот крик, который слышал Мунк, не некая идея или галлюцинация. Рядом с Экебергом располагались крупнейшая скотобойня Осло и психиатрическая клиника. Крики забиваемых животных вместе с воплями душевнобольных были невыносимы.

Контекст

Всего «Криков» существует около сорока. Четыре из них — живописные картины (они появились в период между 1893 и 1910 годами), остальные работы — графические (включая печатную графику и рисунки). Картина задумывалась как часть «фриза» — серии о любви, жизни и смерти.

«Крик» — часть цикла картин о любви, жизни и смерти

Впервые «Крик» был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года. Конечно, никто ничего не понял, критика ополчилась на Мунка, а в галерею даже пришлось пригласить полицию, чтобы разъяренные люди не устроили погром.


Фрагмент фриза

Публика недоумевала, как столь приятный молодой человек может писать такие ужасные картины. Однако именно эта работа стала программной для экспрессионизма. Она принесла в искусство пронзительное одиночество и отчаяние. Нам, знающим, что ждет мир в XX веке, волей-неволей хочется назвать Мунка прорицателем.

Судьба художника

Семья Мунка была крайне религиозной. Его мать умерла от туберкулеза, когда Эдварду было 5 лет. Позднее от той же болезни скончалась старшая сестра Софи. Сам Мунк чудом избежал той же участи.

Королевскую школу Дизайна Кристиании Эдвард не закончил — он был не согласен с принципами академизма и натурализма, изменить которые было невозможно. Мунк начал самостоятельные поиски средств выражения своих идей. Первый скандал не заставил себя ждать. Критики буквально высмеивали картину «Больная девочка», на которой художник написал умирающую Софи. Полотно называли выкидышем, недоделкой. Однако Мунк и не попытался передать обстановку, в которой умирала его сестра, для него было важнее перенести на холст свои впечатления, боль и утрату.


«Мадонна» (1894−1895). Эту картину называют воплощением искусства Мунка

Во второй половине 1880-х художник стал завсегдатаем собраний «Богемы Кристиании» — содружества философов, писателей, музыкантов, художников, существовавшего до смерти главного его вдохновителя — писателя-анархиста Ханса Егера. Под звон бокалов они обсуждали политику, социальные проблемы, нравственный кризис общества, идеи о сексуальном поведении и табу.

Картины Мунка называли выкидышами и дегенеративным искусством

В начале 1890-х Мунк много времени провел во Франции, где, безусловно, видел работы Ван Гога и Гогена. И то влияние, которое они на него оказали, заметно, в том числе, и в «Крике»: яркие цвета (которых раньше не было у Мунка), образы из перетекающих линий, более четкая прорисовка.


В мастерской Мунка, 1902

В дальнейшем стиль художника становится все более резким, размашистым, меняется тематика, настроение, уходит тот надрыв, который был в ранних работах. Постепенно к искусству Мунка начали привыкать, критика была уже не столь категоричны, у художника появляются даже обеспеченные покровители.

Последние 15 лет художник почти не работал — из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза у него начались проблемы со зрением. А когда в 1940 году Норвегия была оккупирована нацистской Германией, Мунк вновь впал в тревогу, на этот раз за жизнь и имущество, которое могли конфисковать нацисты. Скончался он в 1944 году.

Картина "Крик" Эдварда Мунка.

Три метеоролога из Норвегии выдвинули гипотезу, согласно которой на создание знаменитой картины "Крик" норвежского художника Эдварда Мунка, возможно, вдохновили так называемые перламутровые (полярные стратосферные) облака, сообщает сайт Норвежского метеорологического института.

Такие облака представляют собой конденсационные образования, которые образуются в нижней стратосфере зимой и весной, преимущественно в полярных широтах при аномально низких температурах. Полярные стратосферные облака наблюдаются на высотах от 15 до 27 км и являются достаточно редким явлением, сообщает Русская служба Би-би-си .

В верхней части картины Мунка изображен волнообразный многоцветный фон с зелеными, красными, желтыми, синими и оранжевыми оттенками, очень похожий на такие облака, считают исследователи.

По версии ученых, возможно, художник впервые в жизни столкнулся с такими облаками, и это явление произвело на него сильное впечатление.

Картина "Крик", работу над которой Мунк завершил в 1895 году, считается одним из наиболее знаковых произведений искусства периода модернизма. На картине изображена фигура человека, сжимающего руками голову, его рот раскрыт в отчаянном крике. Человек стоит на мосту на фоне кроваво-красного заката, за спиной у него двое идущих прочь людей.

Из четырех созданных Мунком в период с 1893-го по 1910 год версий "Крика" лишь одна принадлежит частному коллекционеру. В Национальном музее Норвегии выставлена наиболее знаменитая, вторая по счету версия, написанная маслом.

Картина в частной коллекции выполнена пастелью. Она принадлежала норвежскому миллиардеру Петтеру Олсену, который выставил ее на аукцион 2 мая 2012 года.

"Крик" неоднократно попадал в руки злоумышленников. Так, в 1994 году картина была украдена из Национальной галереи. Через несколько месяцев ее нашли и вернули в музей.

В 2004 году "Крик" и другое известное произведение художника " " были украдены из музея Мунка. Картины нашли в 2006 году. Они получили некоторые повреждения и были полностью реставрированы в течение двух лет.

Читайте самые важные и интересные новости на наших страницах

Кстати, про эту картину существует один любопытный факт – «Крик» Мунка считается одной из самых похищаемых картин, в частности, его уже похищали три раза – из музея Мунка, из Национальной картинной галереи и из отеля «Континенталь». Во всех случаях похищались разные варианты картины, а всего существует четыре варианта «Крика» нарисованные художником. Его настолько занимал сюжет, что он попробовал его написать в нескольких техниках, меняя краски. Есть две картины, написанные маслом и две картины, написанные пастелью. Первоначально полотно называлось «Крик природы». Художник говорил о том, что когда-то он увидел очень яркий закат в кроваво-красных тонах и воспринял его как крик самой природы.

Мунк рассказывал, что тогда, гуляя с друзьями, он увидел кровавые лучи заката, которые освещали сине-черный фиорд и город. Кстати, на заднем фоне «Крика» как раз и изображен один из таких фьордов. Специалисты предполагают, что Мунку удалось предугадать ход событий и разглядеть в закате прошедшую катастрофу. Дело в том, что немного ранее произошло извержение мощного вулкана Кракатау, пепел которого окрасил небо.

Между прочим, существует уточнение от самого художника по поводу его картины, Мунк рисовал на полотне не кричащего человека, а наоборот, человека, который закрывал уши, чтобы не слышать крик.

Вы прочитали ответ на вопрос Что вдохновило Эдварда Мунка на создание картины «Крик»? и если понрвился материал то запиши в закладки - » Что вдохновило Эдварда Мунка на создание картины «Крик»? ? .
    Для того, чтобы разместить картину в доме, существует множество возможностей. Бывает так, что люди вешают полотна совсем не там, где нужно. Так что картина будет не замечена или наоборот бывает, что помещение переполнено изображениями. Кухню лучше всего украсить натюрмортом, который поднимет настроение и добавит аппетит. Но не перегружайте комнату картинами, лучше всего две или три рядом. Детскую украсьте картины с мультяшками, опять учтите, что их не должно быть много. Один из Если во сне вам приснилась пантера - вам стоит предпринять меры против намеченного в ваш адрес зла и избежать предательства партнёров, как в любви, так и в браке. Если снится пантера, перед которой вы испытываете чувство страха и беспомощности - такой сон означает, что вам стоит ожидать расторжения ваших брачных и деловых контрактов. Предшествовать этому будут некоторые события и люди, которые и повлекут для вас неприятности. Счастье вы можете ожидать Живопись имеет свойство стареть, со временем темнеют и жухнут краски на полотне, а при определенных условиях на красочном слое могут появиться трещинки.Как этого не допустить и сохранить картину потомкам? Для сохранности живописного полотна необходимо соблюдать условия его хранения и ухода за ним. Во-первых, не мойте картины водой, а протирайте их чистой фланелью, пыль сметайте специальной мягкой щеткой вручную, или с помощью пылесоса. Заднюю стенку картину заклейте специальной бумагой или картоном, На этот счёт в науке существует несколько теорий. Некоторые учёные выдвигают гипотезу о том, что мозг обезьяны может вырасти до размера мозга человека умелого за 3 - 5 млн. лет. А для того, чтобы поравняться с мозгом гомо сапиенса, нужно ещё 2 млн. лет. За процессом превращения обезьяны в человека невозможно пронаблюдать хотя бы только в силу длительности этого процесса. Существует другая теория, согласно которой в современном мире уже не существует

Обсуждение закрыто.

23 января мир искусства отмечает 150 лет со дня смерти норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. Самая известная из его картин - "Крик" - была выполнена в четырех вариантах. Все полотна этой серии окутаны мистическими историями, а замысел художника до сих пор не разгадан до конца.

Сам Мунк, объясняя замысел картины, признался, что изобразил "крик природы". "Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы", - эти слова выгравированы рукой художника на рамке, обрамляющей одно из полотен.

Искусствоведы и историки по-разному трактовали то, что было изображено на картине. По одной из версий, кроваво-красным небо могло стать из-за извержения вулкана Кракатау в 1883 году. Вулканический пепел окрасил небо в красноватый цвет - это явление можно было наблюдать в восточной части США, Европы и Азии с ноября 1883 по февраль 1884. Мог его наблюдать и Мунк.

По другой версии, картина стала плодом психического расстройства художника. Мунк страдал маниакально-депрессивным психозом, всю жизнь его мучали страхи и кошмары, депрессии и одиночество. Свою боль он пытался заглушить алкоголем, наркотиками и, конечно же, переносил ее на холст - четырежды. "Болезнь, безумие и смерть - черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь", - писал Мунк о себе.

Экзистенциальный ужас, пронзительный и панический - вот, что изображено на картине, утверждают искусствоведы. Он такой сильный, что буквально обрушивается на зрителя, который сам вдруг превращается в фигуру на переднем плане, закрывающую голову руками - чтобы защитить себя от "крика", реального или вымышленного.

Некоторые склонны видеть в "Крике" пророчество. Так, сопредседатель совета директоров аукциона Sotheby"s Дэвид Норман, которому посчастливилось продать одну из картин серии за 120 миллионов долларов, выразил мнение, что Мунк в своих работах предрек 20-й век с его двумя мировыми войнами, холокостом, экологическими катастрофами и ядерным оружием.

Существует поверье, что все версии "Крика" прокляты. Мистика, по словам искусствоведа и специалиста по Мунку Александра Пруфрока, подтверждается реальными случаями. Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с полотнами, заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Все это создало картинам недобрую славу. Однажды служащий музея в Осло случайно уронил полотно. Спустя какое-то время у него начались страшные головные боли, припадки становились сильнее, и в конце-концов он покончил с собой. Посетители музея до сих пор поглядывают на картину с опаской.

Фигура не то человека, не то призрака в "Крике" также вызывала множество споров. В 1978 году искусствовед Роберт Розенблюм высказал курьезное мнение, что бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 году. Другим комментаторам она напоминала скелет, эмбрион и даже сперматозоид.

"Крик" Мунка нашел отражение в массовой культуре. Создатель знаменитой маски из фильма "Крик" был вдохновлен именно шедевром норвежского экспрессиониста.

Оказывается, художники нередко обращаются к науке в поисках вдохновения. Представляем вам подборку наиболее интересных историй создания художественных шедевров.

Эдвард Мунк. «Крик»

  • «Крик» Эдварда Мунка

Норвежский художник Эдвард Мунк написал картину «Крик» в 1893-м году. В своем дневнике он рассказал, что был вдохновлен кроваво-красным небом, которое он увидел во время прогулки с друзьями. Удивительная атмосфера картины породила немало споров о том, что же именно увидел на небе Мунк. Одна из самых популярных гипотез предполагает, что художник мог наблюдать пепел вулкана Кракатау после его извержения в 1883 году.

О самых последних догадках исследователей, «Популярная механика» уже : метеоролог из Университета Осло предположила, что Эдвард Мунк мог вдохновиться, увидев в небе редкое явление — перламутровые облака, причиной появления которых становятся низкие температуры и высокая степень освещенности.


Мария Сибилла Мериан. Акварельный рисунок дерева гуайявы (Psidium guajava), паука-птицееда (Avicularia avicularia), паука-крестовика (Avicularia gen. spec.), паука-волка (Rhoicinus spec.), американского таракана (Periplaneta americana), муравья-листореза (Atta cephalotes), муравья-портного (Oecophylla spec.), колибри (Trochilidae gen. spec.).

  • Научные наброски как искусство, Мария Сибилла Мериан

Немецкая художница Мария Сибилла Мериан видела красоту там, где ее не замечали другие. Будучи энтомологом, она часто изображала на своих картинах насекомых. В 1705-м году художница сделала набросок тарантула, поедающего колибри. Ее работа в конечном итоге дала название целому семейству пауков (птицееды). Несмотря на то, что сначала ее гравюра была раскритикована и названа «чистой выдумкой», позже было доказано, что пауки-птицееды все-таки иногда питаются мясом птицы.

Большинство самых ярких работ Марии Сибиллы Мериан появились благодаря ее двухлетней научной экспедиции в Суринам (Южная Америка) с 1699 по 1701 года. Она подробно изобразила метаморфозы насекомых, которые никто никогда не видел прежде, а некоторые из запечатленных ею представителей исследователи по всему миру ищут до сих пор.


Уильям Тернер. «Упадок Карфагена»

  • Вулканические закаты Уильяма Тернера

Британский живописец Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (более известный как Уильям Тернер) славился своими картинами, на которых были изображены впечатляющие закаты, бушующие моря и лунные сцены. Согласно исследованию, опубликованному в 2014 году в журнале Atmospheric Chemistry and Physics, Тернер в 1816 году написал свои знаменитые закаты, будучи под впечатлением от вулканических выбросов в атмосфере, которые были вызваны извержением вулкана на Тамбора в 1815-м году (оно стало крупнейшим вулканическим извержением в истории человечества). В результате этого в мире установились глобальные климатические аномалии, породившие Год без лета .


Мехмет Беркмен и Марии Пенил."Нейроны"

  • Шедевры из микробов

На ежегодном конкурсе искусства Американского общества микробиологов бактерии и дрожжи становятся краской, а агар-агар — холстом. Микробиологи создают шедевры внутри чашек Петри — такие, как например, работа Мехмета Беркмена и Марии Пенил под названием «Нейроны». Она получила первый приз в 2015-м году, обойдя карту Нью-Йорка, составленную из микробов, и изображение фермы в сезон сбора урожая, сделанное из дрожжей.


Винсент Ван Гог. «Звездная ночь»

  • «Звездная ночь» Винсента Ван Гога

Картина Винсента Ван Гога «Звездная ночь» может показаться причудливой и нереалистичной, однако она тоже имеет отношение к науке. В 2006-м году физики из Национального автономного университета в Мексике посвятили целое исследование этому шедевру. Они выяснили, что Ван Гог на самом деле изобразил турбулентность. Интересно, что это физическое явление художник изображал и на других картинах, над которыми он работал во время борьбы с психическими проблемами. Это, например, «Дорога с кипарисом и звездой» и «Пшеничное поле с воронами».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры