Генри филдинг биография. Биография генри филдинга Смотреть что такое "Филдинг" в других словарях

Главная / Ссоры

Генри Филдинг - известный английский драматург и писатель. Он работал в XVIII веке. Популярность получил благодаря своему житейскому юмору и сатирическим произведениям. Его самый известный роман называется "История Тома Джонса, найденыша". Литературоведы считают его одним из основоположников жанра классического реалистического романа. Помимо успехов на писательском поприще, прославился в истории британских правоохранительных органов. Будучи судьей, создал первые лондонские полицейские подразделения.

Биография писателя

Генри Филдинг родился в графстве Сомерсетшир в 1707 году. Его отец был дворянином с известным именем. Был военачальником, через 4 года после рождения сына вышел в отставку в звании генерала.

Генри Филдинг провел детство в имении своего дедушки по материнской линии в Ист-Стауре. Образование будущий писатель получил в Итоне, в одной из самых аристократических школ Великобритании. Еще там он завел дружбу с Уильямом Питтом, будущим премьер-министром.

Свою литературную карьеру Генри Филдинг начал в Лондоне, оказавшись там в результате романтической интрижки с молодой женщиной. Эта связь обернулась для него проблемами с законом, и он уехал в столицу.

В 21 год Филдинг уезжает в Нидерланды изучать классическое искусство и право. Он поступает в университет в Лейдене. Однако, проучившись всего два года, возвращается в Лондон. Здесь начинает заниматься драматургией.

Сам Филдинг жил небогато, однако постоянно получал помощь от известного мецената Ральфа Аллена, который поддерживал его творчество. Он это продолжал делать и после смерти писателя, в частности, оплатив образование его детей.

Сатирические произведения

Помимо пьес Генри Филдинг писал и сатирические произведения, посвященные литературе, искусству и политике.

Регулярно публиковался в журналах, поддерживавших партию тори, под вымышленным именем "Капитан Геркулес уксус". С конца 1730-х годов в сатирических статьях начинает выражать свои анти-якобитские и либеральные взгляды.

К написанию романов приходит, по большей части, случайно. В 1741 году он позавидовал успеху английского писателя Сэмюэла Ричардсона, который написал роман "Памела". Генри Филдинг, биография которого тесно связана с литературой, садится за свое произведение.

Он создает анонимную пародию на роман Ричардсона, которую называет "Шамела". Это сатирическое произведение принесло ему первый крупный успех.

Пьесы Филдинга

Первой пьесой Филдинга, которую поставили на сцене английского театра, стала комедия под названием "Любовь в различных масках". За последующие полтора десятилетия он пишет 26 текстов для сцены, некоторые в соавторстве с другими драматургами.

В своих драматических произведениях он чаще всего копирует манеру других известных английских мастеров Уильяма Конгрива и Уильяма Уичерли. Можно увидеть влияние на Филдинга француза Жана-Батиста Мольера. Со временем писатель вырабатывает свой собственный, ни на что не похожий стиль. Часто обращается к просветительству и социально-обличительным мотивам.

Романы Филдинга

Самыми знаменитыми романами Филдинга считаются "История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Эйбрахама Адамса", "История Тома Джонса, найденыша" и "Эмилия".

Уже в первом своем произведении автор применил новаторские для своего времени приемы. В "Джозефе Эндрюсе" писатель правдиво подражает природе, его книги имеют воспитательно-публицистическое значение. Своей задачей он видит борьбу с социальными злоупотреблениями. Смех - главное оружие, которое он применяет.

Через свои романы доносит до читателя важные идет Генри Филдинг. Книги писателя учат тому, что сама по себе добродетель недостаточна. Важно присовокупить к ней разум.

Главное произведение

Эта идея находит свое воплощение в его главном романе. "История Тома Джонса, найденыша". Это роман-эпопея, в котором подробно описывается жизнь главного героя - скитальца и бедняка.

Весьма символична в этом произведении победа Джонса над своим антагонистом Блайфилом. Она, в конечном счете, раскрывается и как триумф добра, нарушающего правила буржуазной нравственности над бюргерским благоразумием. Автор обращается к чувствам читателя, к их доброму сердцу, чтобы они поняли и оценили героя.

"Том Джонс" - это вершина, которой добился в своем творчестве Филдинг. В нем многие литературоведы видят потенциальную возможность перехода к сентиментализму, ставшему весьма популярным впоследствии.

Последние романы

В последнем его романе "Эмилия" уже заметно, что талант Филдинга ослабевает. Сатира уже не так смешна и остроумна, как это было в его предыдущих произведениях. Зато заметно, что наметившееся движение к сентиментализму все-таки осуществилось в его творчестве.

Также хорошо известно его произведение "Путешествие в загробный мир". В самом начале этого романа рассказчик умирает и отправляется на Тот свет. В воображении автора это происходит в карете в окружении других духов недавно умерших людей. На пути встречаются Дворец Смерти, Город Болезней, множество других символических построек. Возле Колеса Фортуны каждый обязан остановиться. Именно здесь определяется, кем будет дух в своей следующей жизни, повезет ли ему стать известным ученым или богатым дворянином или непосчастливится прожить несколько десятков лет в бедности и нужде.

Сам Филдинг умер достаточно рано. Ему было всего 47 лет. За несколько лет до этого его здоровье резко ухудшилось. Он лечился в Португалии. Писателя мучила астма, подагра и еще несколько неприятных болезней. В конечном счете ему для ходьбы пришлось использовать костыли. Скончался Филдинг в Лиссабоне, проведя там всего два месяца. Похоронен в Англии.

В жанровом отношении "Авторский фарс" определить довольно трудно. Пожалуй, больше всего в нем от литературной и сценической пародии. Именно в этом качестве он был в первую очередь принят лондонской публикой. В нем осмеиваются и роман, и трегедия, и опера, и пантомима...

"Дневник путешествия в Лиссабон" совершенно справедливо относят к жанру путешествий, получившему необычайно широкое распространение в XVIII в., когда путевые записки стали бытовой нормой и редкий проезжающий не вел их. Основной признак жанра здесь налицо: в известный промежуток времени герой перемещается из одного географического пункта в другой. Но это путешествие было не из обычных, и думается, что акцент надо ставить на слове "дневник".

Действие комедии развертывается накануне очередных парламентских выборов. Местные избиратели с мэром во главе в тревоге: похоже, в их захолустном округе на выборах будет представлена, за отсутствием иных кандидатов, лишь одна партия. Во что бы то ни стало нужно создать оппозицию, ибо отсутствие оной означает отсутствие подкупа избирателей.

Роман "Джозеф Эндрус" кажется многолюдным, но пастор Адамc, бредущий в Лондон искать издателя для своих проповедей, выведет читателя на эпический простор. Чего мы могли ожидать от Джозефа, озабоченного сохранением своего целомудрия? Только героического поведения в альковных сценах.

Генри Фильдинг - История Тома Джонса, найденыша (Книги 15-18)

Некоторые богословы, или, вернее, моралисты, учат, что на этом свете добродетель - прямая дорога к счастью, а порок- к несчастью. Теория благотворная и утешительная, против которой можно сделать только одно возражение, а именно: она не соответствует истине.

"История Тома Джонса, найденыша" - шедевр английской литературы. Иначе говоря, классика, которой все восхищаются, но которую, по едкому замечанию Марка Твена, мало кто читает. В данном случае восполнить пробел можно не без удовольствия. Заклейменный некогда критиками как непристойный, роман привлекает искусным сюжетом, живыми, не чуждыми человеческих слабостей героями и добродушным юмором от предшественника Диккенса и Теккерея.

"История Тома Джонса, найденыша" - роман-эпопея крупнейшего английского писателя XVIII века Г. Филдинга (1707 - 1754). Автор рисует историю странствий своего героя, бедняка и скитальца, на фоне реалистической картины жизни своего времени.
Текст печатается по изданию: Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша. - М. : Художественная литература, 1973. - (БВЛ).

"Путешествие в загробный мир..." не встанет в один ряд с прославившими Филдинга "комическими эпопеями", однако в творческой биографии писателя оно занимает важное место. "Путешествие..." - дебют Филдинга-прозаика.
В повествовании можно найти много интереснейших психологических этюдов. Да и история Европы, как ее излагает Филдинг, также интересна. А история Анны-Болейн - подлинно маленький шедевр.

Сударыня, обращения подобного рода первоначально назначены были выражать признательность автора за оказанную ему благосклонность или прославлять достоинства кого-либо из его друзей и, хотя ныне их сочиняют для целей совершенно иных, вы имеете полное право на такое послание.

Генри Филдинг (1707-1754) происходил из обедневшей аристократической семьи, отец его был офицером, имевшим много детей, Генри был старшим из 12. Генри рано потерял мать, мачеха не была к нему добра. Бабушка по матери хотела забрать его к себе, но отец не отдавал старшего сына, спор из-за мальчика был передан в суд и затянулся на много лет. Сиротство, семейное неблагополучие и судебная волокита били первыми жизненными впечатлениями будущего писателя.

Он учился в привилегированном Итонском колледже, затем поступил на филологический факультет Лейденского университета (в Голландии), не закончил курса из-за недостатка денег. Он решил собственными силами завоевывать место в жизни: писал пьесы для театра, одно время сам руководил театром. Филдинг начал писать и ставить пьесы, стал комедиографом. Успех имела его шуточная пьеса: «Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Великого-Мальчика-с-пальчик» (1730). Поклонник и последователь Свифта, Филдинг мог гордиться: мрачный Свифт от души смеялся, когда смотрел эту комедию. Эта веселая сказочная пьеса была небезобидна: Филдинг высмеивал партию вигов и возглавлявшего правительство министра Роберта Уолпола, известного взяточника. В комедиях Филдинга политическая сатира занимала первое место.

Филдинг стал известным автором комедий, его театр пользовался популярностью. Он женился по любви на прелестной девушке, у них подрастали дети. Но эта счастливая полоса его жизни была оборвана в 1737 году специальным законом о театральной цензуре, который издал Роберт Уолпол, чтобы остановить разоблачительную деятельность Филдинга. Театр Филдинга был закрыт, передан другой труппе, ему было запрещено писать пьесы. Голод и нищета стали уделом его семьи.

И тогда писатель решил овладеть новой профессией. В 30 лет он поступает в юридическую школу, где его товарищами были 15-летние мальчики, закончив обучение, Филдинг служит судьей в одном из районов Лондона до конца жизни и отличается безукоризненной честностью: к нему не смели обращаться с предложением взяток. По роду своей деятельности он часто наблюдал ужасавшие его картины народной нужды, растущего пьянства бедняков, многие впечатления отразились потом в его романах.

Романы Филдинг начал писать в 1742 году. Толчком послужил успех Ричардсона, его романа “Памела”. Филдинг не мог согласиться с Ричардсоном, видевшим спасение одинокой, беззащитной молодой женщины только в ее стойкости и добродетели. Кроме того, Филдинга оттолкнули некоторые ханжеские черты в облике Памелы. Появилась великолепная пародия на “Памелу” — “История приключений Джозефа Эндрьюса и его друга Абраама Адамса” (1742). С нее начался новый творческий взлет Филдинга: бессмертную славу он завоевал как романист.

Несмотря на многие горести, болезнь, Филдинг сохранял бодрость и жизнерадостность. В те годы, когда читатели смеялись над героями его первого романа, автору пришлось пережить горькие потери: от лишений умерли его молодая жена, его старшая дочь. Осталось двое детей. Позднее Филдинг женился на преданной служанке Мэри Дэниэль. От второго брака родилось двое детей. Громкая литературная слава и напряженная работа в суде не спасали писателя и его семью от нужды. Переутомленный, измученный Филдинг тяжело заболел, последние годы он мог передвигаться только на костылях; врачи посоветовали ему совершить путешествие на юг, в Португалию. В 1754 году он передал должность своему брату Джону и отправился в Лиссабон. Переезд по бурному морю окончательно подорвал здоровье писателя. На корабле (уже через силу) он вел «Дневник путешествия в Лиссабон». Денег, вырученных от публикации дневника, хватило лишь на покрытие долгов. На Родину Филдинг уже не вернулся: он умер 8 октября 1754 года, через два месяца после прибытия на лечение, похоронили его на английском кладбище в Лиссабоне.

Высшее достижение писателя — роман “История Тома Джонса, найденыша” , 1749 г. он имел такой успех, что за один год понадобилось четыре издания, не считая еще нескольких выпущенных издателями-“пиратами”, ни пенса не заплатившими автору. Книгу раскупали в первые же 2-3 дня, как только она появлялась в продаже.

Добрый юмор и смелая сатира сочетаются в произведениях Филдинга. Под его пером английский роман приобрел новые черты, которые будут характерны для него и в XIX веке. Филдинг отказался от эпистолярной формы романов Ричардсона, чрезвычайно популярных в его время, и избрал повествование от лица автора, отказавшись от мемуарной и эпистолярной форм; в произведении появились портрет, пейзаж, остроумный диалог, яркие бытовые сцены.

История Тома Джонса” вобрала в себя элементы всех видов прозаического повествования: приключенческий, плутовской, семейно-бытовой роман, роман “большой дороги”, социально-бытовой роман, охватывающий все стороны английской действительности XVIII века.

Сочинению предпослан эпиграф: “Mores hominum multorum vidit ” — “Видел нравы многих людей”. Филдинг взял его из “Поэтического искусства” Горация, а тот в этом стихе дал вольный перевод вступительных стихов “Одиссеи” Гомера. Эпиграф очень верно передает направленность книги: изображение характеров и обычаев героев из разных социальных групп. (Обычай — традиционно установившиеся правила общественного поведения. Нрав — 1) то же, что характер; 2) Обычай, уклад общественной жизни).

Композиция произведения своеобразна: книга состоит из восемнадцати частей, первые главы которых содержат в себе рассуждения автора на различные темы. Тем самым писатель разрушает иллюзию целостности художественного произведения. Филдинг критически изображает господствующие классы Англии, его симпатии отданы простым людям. Автор показывает различные сферы жизни, создает слепок с английской действительности. Главный герой Том показан в различных отношениях: семейных, дружеских, любовных, социальных и т. п.

Уже появление малютки в доме Олверти демонстрирует нравы разных людей: господ, слуг, обывателей. Весьма интересен образ Деборы Вилкинс, пожилой служанки, которая ловко подстраивается под ситуацию. Увидев младенца в кровати хозяина, она гневно высказывается: “Ночь хорошая, только ветрено немного и дождь идет; но если его закутать хорошенько да положить в теплую корзину, то два против одного, что проживет до утра, пока его не найдут. Ну, а не проживет, мы все-таки долг свой исполнили, позаботились о младенце... Да таким созданиям и лучше умереть невинными, чем расти и идти по стопам матерей, ведь от них ничего хорошего и ожидать нельзя”.

Он решительно приказал Деборе взять ребенка к себе на постель и распорядиться, чтобы кто-нибудь из служанок приготовил ему кашку и все прочее, на случай если он проснется. Он велел также, чтобы рано утром для ребенка достали белье поопрятнее и принесли малютку к нему, как только он встанет.

Миссис Вилкинс была так понятлива и относилась с таким уважением к своему хозяину, в доме которого занимала превосходное место, что после его решительных приказаний все ее сомнения мгновенно рассеялись. Она взяла ребенка на руки без всякого видимого отвращения к незаконности его появления на свет и, назвав его премиленьким крошкой, ушла с ним в свою комнату” (Гл.III ). Здесь хорошо видно, что нравственность героини скорее напускная, самым важным для нее является материальный интерес — желание сохранить свое выгодное место.

Изображая миссис Вилкинс, автор использовал иронию: "Каждый раз, как миссис Деборе случалось сделать что-либо чрезвычайное в угоду мисс Бриджет и тем несколько омрачить свое хорошее расположение духа, она обыкновенно отправлялась к этим людям и отводила душу, изливая на них и, так сказать, опоражнивая всю накопившуюся в ней горечь. По этой причине она никогда не бывала желанной гостьей, и, правду сказать, все единодушно ее боялись и ненавидели” (Гл. VI ).

Почти все главные персонажи романа списаны с натуры: Олверти — отчасти Джордж Литтлтон, школьный товарищ писателя, много ему помогавший, отчасти Ральф Аллен, добрый гения семьи автора. Софья вестерн — покойная жена Филдинга Шарлотта Крейдок.

Тому противопоставлен законный наследник имения — племянник мистера Олверти, Блайфил. Юноши воспитаны одним и тем же учителем, но глубоко различны по натуре. Резко противопоставлены холодный, расчетливый эгоизм Блайфила и искренняя, горячая (хотя иногда и безрассудная) доброта Тома. Оба они любят подругу их детских игр, дочь соседа, Софью Вестерн. Точнее, ее любит Том, а Блайфила привлекает ее приданое. Том смотрит на девушку с обожанием, рыцарски служит ей, но он убежден, что она никогда не станет его женой; Блайфил же, наоборот, не сомневается в будущем браке, заранее предрешенном обеими семьями.

Юный Блайфил ненавидит Тома, дурно истолковывает каждый его поступок, клевещет на него и, наконец, добивается его изгнания из дома. Выброшенный из уютной усадьбы, где он вырос, на большую дорогу странствий, Том подвергается жестоким опасностям и бедам. Насильственная вербовка в матросы, тюремное заключение, даже смертный приговор — все это обрушивается на юношу, ставшего беззащитным бедняком. Но интриги коварного Блайфила раскрыты, на помощь Тому приходят друзья, он освобожден из тюрьмы, и самое главное — открывается его подлинное происхождение.

Разница в поведении молодых людей (родных братьев, как выяснится в дальнейшем) объясняется не только различием их натур. У этого различия есть и социальные причины. Блайфил с детских лет привык считать себя богатым — Том отлично знает, что он — бедный найденыш, мальчик привязан к мистеру Олверти, благодарен ему за воспитание, но не допускает и мысли о каком-то наследстве: Том просто не думает о деньгах. Джонс предстает как естественный человек, живущий порывами, свободный от многих пороков цивилизованных людей. Он безрассуден, подчиняется порывам чувств, и это часто становится причиной его бед. Осуждая бесчувственного, расчетливого Блайфила, просветитель Филдинг не одобряет и пылкости Тома, который, увлекаясь, доставляет много страданий Софье. Писатель, следую идеям Просвещения, утверждает мысль о том, что разум должен быть добрым и верным советником человека.

Любимый герой автора далек от образа идеального молодого человека: он горяч, несдержан в своих порывах, способен на безрассудства, часто совершает аморальные проступки (связь с Молли Сигрим, госпожой Вотерс, леди Белластон). Но Филдинг не боялся показать своего героя таким, каков он есть на самом деле. В представлении писателя Том обладает лучшими качествами: он способен придти на помощь и не думает о собственной выгоде. Том воплощает авторский идеал деятельного добра, самоотверженности, человечности. В основе всего лучшего в человеке Филдинг выделяет стремление к добру, естественную добродетель. Но человек многозначен, и Том не исключение: в романе большое место отводится описанию потасовок, в которых участвует герой, так как автор хотел напомнить, что человек бывает разным. В таких ситуациях герой часто выходит за рамки морали. Но Том всегда и во всем остается человеком: его безрассудства и проступки не влекут для него никакой выгоды, не приносят другим ущерба.

Тема социального неравенства занимает в романе большое место: автор изображает действительность как сферу, где торжествует зло. Символом общественных пороков в романе становится образ Блайфила: в нем сочетаются себялюбие, корысть, лицемерие. При этом все свои дурные поступки он прикрывает благими намерениями, поэтому его так трудно разоблачить. Автор использует иронию для характеристики пороков своих героев.

Г. Филдинг показывает социальные проблемы через изображение личных отношений героев: Том и Софья не могут соединиться, так как у молодого человека нет состояния и имени; Блайфил видит в Томе соперника в получении наследства, поэтому всячески вредит ему, даже скрывает предстмертное письмо своей матери.

В образе Тома есть много донкихотских черт. Том, как и герой Сервантеса, одержим стремлением заступаться за обиженных. Иногда он жестоко ошибается в людях. Ошибка — его постоянная, самоотверженная помощь лесному сторожу Черному Джорджу, пьянице и вору. Но чаще Том действительно помогает торжеству Добра над Злом, восстановлению справедливости. Он спасает от грабителей одинокого старика (Горного отшельника), защищает от гнусного убийцы неизвестную ему женщину; устраивает судьбу бедной девушки мисс Миллер, убедив ее жениха поступить по совести. Однажды Том обезоруживает человека, пытавшегося его ограбить. Этот человек оказывается несчастным безработным, впервые вышедшим на большую дорогу, чтобы спасти от голода жену и детей (так юрист Филдинг показывает подлинные причины растущей преступности). Том, сам бедняк, приходит на помощь этой обнищавшей семье.

В своем романе писатель изображает наиболее распространенные людские пороки: зависть, злобу, корысть, снобизм, лживость. Самыми развращенными оказываются представители столичной аристократии, Филдинг отмечает, что высокое положение в обществе еще не является гарантией высокой нравственности. Сатирически изображены леди Белластон и лорд Фелламар. Светская дама стремится завлечь Тома в свои сети, использовать его в качестве любовника, но в брачных отношениях с ним видит для себя опасную ловушку. Она лицемерна и развращена. Лорд Фелламар необычайно глуп, но при этом высокомерен. Он готов пойти на преступление, чтобы добиться своей цели — жениться на Софье Вестерн.

Поместное дворянство представлено образами сквайра Олверти и сквайра Вестерна. Это контрастные типы людей: Олверти добр, справедлив, рассудителен, благороден, а Вестерн горяч, порывист, груб, хотя при этом он самый нежный и заботливый отец, пока дело не касается вопросов состояния и знатности. Он тепло относится к Тому, высоко о нем отзывается, но о браке с ним своей дочери не может и слышать, так как Том — подкидыш. Сословные предрассудки для сквайра очень важны. Ни Софья, ни Олверти не могут противостоять грубости Вестерна. Образ сквайра Вестерна — одна из блестящих удач Филдинга; это типичный деревенский помещик, грубый, обожающий охоту, деспотичный, но все же способный вызвать дружескую усмешку и сочувствие читателя

Любовь Тома Джонса и Софьи изображается как сложная жизненная драма: она меньше всего напоминает безмятежную идиллию. На протяжении почти всего романа Тому и Софье не удается встретиться и объясниться, хотя они все время думают друг о друге. Вначале, поклоняясь Софье, но считая свою любовь безнадежной, пылкий юноша увлекается легкомысленной деревенской девушкой Молли Сигрим. Это приводит Софью в отчаяние. Будучи порядочным человеком, Том решает жениться на Молли, он настаивает на этом, вызывая негодование своего опекуна. Том отказывается от этого намерения, только убедившись в крайнем легкомыслии Молли. Но теперь он считает себя недостойным Софьи, а обстоятельства уводят его далеко от родного дома. Новые недоразумения, провинности, измена Тома разъединяют влюбленных. Главная ошибка Тома — непонимание характера и чувств Софьи, недостаточная вера в ее любовь.

Филдинг полемизирует с Ричардсоном: предметом его насмешек стал роман “Кларисса”, что проявилось в образе Софьи. Она поставлена автором в то же положение, что и героиня Ричардсона, но действует по-другому. Отец и тетка решили выдать ее за нелюбимого человека. Софья не знает, где находится Том, изгнанный из поместья Олверти. Но девушка смело бежит из дома, уезжает в Лондон одна, предпочитает любые лишения браку с ненавистным человеком. Сцена бегства Софьи дана в юмористических тонах. Софья скачет на лошади, преследуемая своим отцом, падает, теряет муфту и деньги, вновь спасается бегством. Сквайр Вестерн гонится за ней, но на развилке дорог видит убегающую лисицу. После минутного колебания он следует не за дочерью, а за зверем, так как инстинкт охотника сильнее других чувств. Если героини Ричардсона постоянно взывали к Богу, как к единственному прибежищу, то Софья не обнаруживает никакого интереса к религии: она надеется только на свои силы.

В Лондоне героиня попадает в сложное положение, которое угрожает ее чести — подвергается преследованию лорда Фелламара. В роковую минуту ее спасает отец, шумный сквайр Вестерн, неожиданно появляющийся в доме леди Белластон..

Роман реалистичен, что проявляется в живости характеров: каждый персонаж метко и выразительно охарактеризован как с внешней стороны, так и своими поступками и речами. Филдинг противопоставляет контрастные образы: деспот и консерватор Вестерн и добродетельный Олверти, чопорная светская дама леди Белластон и Молли Сигрим, доходящая в своей простоте до крайности.

Индивидуализации образов Филдинг достигает и при помощи языка героев: речь Вестерна насыщена охотничьим жаргоном (“Ага, лис попался, поблизости должна быть и лисичка. Ату ее, ату!”). Речь Блайфила корректна, изобилует благочестивыми оборотами. Герои приобретают особую яркость. Но у Филдинга нет развития характера.

Счастливый конец романа (женитьба Тома на Софье и позорное изгнание Блайфила), конечно, приносит огромное удовлетворение читателю, но не содержит той жизненной правды и социальной остроты, которые характерны для романа в целом. Такой стандартный happy end стал обязательным для английского романа, и лишь иногда писатели (в том числе Ричардсон в “Клариссе”) осмеливались возвыситься над ним. Но в целом живое обаяние молодых героев Филдинга, правдивые картины буржуазно-помещичьей Англии и богатство художественных средств — все это делает “Историю Тома Джонса” шедевром английской литературы. Филдинг придал английскому роману то своеобразие, которое он сохранит на протяжении многих десятилетий.

Стоит отметить, что традиции Г. Филдинга на рубеже XVIII-XIX веков использовала при создании своих романов английская писательница Джейн Остин, взявшая на вооружение и принцип иронии, и изображение "смешанных характеров" — сочетающих в себе достоинства и недостатки. Традиции Филдинга нашли продолжение и в романах У. Теккерея, что свидетельствует о важности использованных им художественных принципов, получивших широкое распространение в литературе реализма. Глава из нового учебника


© Елена Исаева

Генри Филдинг - знаменитый британский литератор 18 века, прославившийся как один из основателей реалистического романа. Самое известное произведение автора - «История Тома Джонса, найденыша». Об этом романе мы и поговорим в нашей статье.

О книге

Роман был впервые опубликован в 1749 году и стал самым известным произведением, что написал Генри Филдинг. Он имеет ярко выраженную социальную направленность, однако без резкой критики. Автор сочувствует униженным обездоленным беднякам, желает облегчить их незавидную участь. Он не умиляется ими, в чем можно было бы заметить некую неискренность. Поэтому нет и приукрашенности облика нищих. Аристократа также не ускользают от внимания Филдинга. С ними он не церемонится, изображая их коварство, лживость и жадность.

Тем не менее книга написана очень легко и живо. Ее невозможно читать без улыбки. Автор не старается и превратить свое творение в трагедию. Его стремление - изобразить жизнь так, как он сам ее видит.

Генри Филдинг. «История Тома Джонса, найденыша»: краткое содержание

Сквайр Олверти живет со своей сестрой Бриджет. Однажды им на порог подкидывают младенца. Мальчика решают оставить и дают имя Том. Но Олверти не прекращает поиски родителей подкидыша. Вскоре находится мать - Дженни Джонс, она во всем признается, и ее высылают из деревни. Затем обнаруживается и отец - школьный учитель Партридж, который также оказывается высланным.

Бриджет вскоре выходит замуж и рожает сына Блайфила. Они с Томом воспитываются вместе и становятся друзьями. Хотя мальчики совсем не похожи характерами. Блайфил всегда сдержан, прилежно учится и не нарушает правила. В то время как Том является его полной противоположностью.

Том дружит с дочкой их соседа, богатого сквайра, Софи.

Семейство сторожа

Не только озорством отличается Том Джонс. Генри Филдинг наделил своего героя и отзывчивостью. Мальчик навещает семью нищего сторожа, которая погибает от голода, и отдает все свои деньги. Том влюбляется в Молли, дочь сторожа. Девушка принимает ухаживания, и вскоре все узнают о ее беременности.

Весть тут же разносится по округе. Узнает об этом и София Вестерн - девушка давно влюблена в Тома, поэтому новости приводят ее в отчаяние. Сам же Том, долгое время воспринимавший ее как подругу, только теперь начинает замечать красоту девушки. Постепенно юноша влюбляется в Софию.

Однако теперь Том должен жениться на Молли. Но ситуация резко меняется, когда юноша застает будущую невесту в объятьях другого мужчины. Выясняется, что Молли носит не его ребенка.

Болезнь Олверти и тайная любовь

Генри Филдинг с большой любовью изображает главного героя и выделяет его на фоне остальных. Так, когда Олверти начинает болеть, все домочадцы, даже Блайфил, думают лишь о наследстве. Все, кроме Тома, который искренне переживает за старика. Вскоре приходит известие о смерти Бриджет. Олверти становится лучше. Том на радостях напивается, что вызывает осуждение окружающих.

Сквайр Вестерн, желая выдать дочь за Блайфила, договаривается об этом с Олверти. Накануне свадьбы София объявляет, что не выйдет замуж. У Блайфила зреет коварный план. Он убеждает Олверти, что Том напился и радовался тому, что тот умирает. Сквайр верит его словам и выгоняет Тома.

Втайне Том пишет письмо Софье, признаваясь в любви и в том, что теперь они не могут быть счастливы: он нищий и вынужден покинуть дом Олверти.

В путь

Продолжается история Тома Джонса. Генри Филдинг описывает, как его герой покидает поместье. Одновременно с этим София бежит из дома, не желая выходить за нелюбимого.

По дороге Том встречает Партриджа, который убеждает юношу, что не является его отцом, но просит разрешения сопровождать его. Затем Тому удается спасти от рук насильника миссис Вотерс. Поле чего женщина с легкостью соблазняет юношу.

Софья оказывается в одной гостинице с Томом, но, узнав, что он изменил ей, приходит в бешенство. Девушка покидает гостиницу, и тут же появляется ее разгневанный отец.

Утром Том понимает, почему сбежала София. Он в отчаянии отправляется в путь, надеясь догнать возлюбленную.

Лондон

Генри Филдинг переносит нас в столицу Англии. Софья прибывает в Лондон и останавливается у леди Белластон, которая обещает ей помочь. Вскоре сюда прибывает и Том. С большим трудом он разыскивает возлюбленную, но та остается непреклонной.

Леди Белластон влюбляется в Тома. Желая избавиться от ее домогательств, юноша делает ей предложение. Леди не может связать свою судьбу с нищим, который моложе ее в два раза. Белластон отказывает Тому, но приходит в бешенство. Она сообщает Фелламару, влюбленному в Софию, что их счастью мешает один проходимец. Если его убрать, девушка согласится выйти замуж.

Тюрьма

Снова неожиданный поворот в романе преподносит свои читателям Генри Филдинг. Биография Тома вновь резко меняется. На улице на молодого человека нападают, он защищается и ранит своего противника. Тома тут же окружают подосланные Фелламаром матросы и сдают его в тюрьму.

Вестерн находит свою дочь и запирает до приезда Блайфила и Олверти, которые вскоре появляются. Выясняется, что миссис Вотерс - родная мать Тома. Олверти вызывает женщину к себе. Она рассказывает, что Том - сын друга сквайра, а его мать - сестра Олверти Бриджет. Открывается правда и о клевете Блайфила.

Развязка

Подходит к концу роман, что написал Генри Филдинг. История Тома Джонса заканчивается тем, что юношу выпускают из тюрьмы - поверженный им враг жив и не предъявляет обвинений. Олверти раскаивается и просит прощения, но юноша ни в чем его не винит.

Софья узнает о том, что Том не собирался жениться на Белластон, а просто хотел избавиться от ухаживаний старой леди.

Джонс приходит к Софье, он намерен вновь просить ее руки. Девушка соглашается. А когда Вестерн узнает, что наследником Олверти станет Том, а не Блайфил, то с радостью дает свое благословение.

Свадьбу празднуют в Лондоне, после церемонии молодожены отправляются в деревню, где намерены прожить до конца своих дней подальше от городской суеты.

Генри Филдинг – английский писатель и драматург XVIII века – родился 22 апреля 1707 года предположительно в Шарпем-Парке (графство Сомерсетшир). Отец его был родовитым дворянином, служил в армии, в 1711 году вышел в отставку в генеральском звании. До двенадцати лет Генри по преимуществу жил в Ист-Стауре (графство Дорсетшир), богатом имении деда с материнской стороны, члена Суда королевской скамьи.

Филдинг получил среднее образование в Итоне (1719-1725 ), одной из наиболее аристократических школ Англии. В Итоне он установил крепкую дружбу с Уильямом Питтом-старшим. Его младшая сестра, Сара, также стала успешным писателем. После любовной интрижки с молодой женщиной, обернувшейся для него проблемами с законом, Филдинг отправился в Лондон, где началась его литературная карьера. В 1728 он поехал в Лейден, чтобы изучать классическое искусство и право в университете. Но, по-видимому, отсутствие достаточных материальных средств заставило его отказаться от окончания Лейденского университета (1728-1730 ), где он учился около двух лет, и вынудила вернуться в Лондон. В Лондоне, в поисках средств к существованию, молодой Филдинг обратился к драматургической деятельности. Он начал писать для театра, некоторые из его работ жестко критиковались правительством под руководством Канцлера казначейства сэра Роберта Уолпола.

Закон о театральной цензуре 1737 , как утверждается, является прямым результатом его деятельности. В частности, пьесой, что привела к Закону о театральной цензуре, была «Золотое охвостье» (The Golden Rump), но сатира Филдинга задала тон. Тогда как закон о театральной цензуре был утвержден, сатира на политические темы была фактически невозможна и драматурги, чьи произведения были поставлены, были под подозрением. По этой причине Филдинг оставил театр и продолжил свою карьеру в области права и, чтобы поддерживать свою жену Шарлотту Крэдок и двоих детей, в 1737 Филдинг поступил студентом в Темпль и в 1740 получил звание адвоката. К этому же периоду относится и начало его занятий журналистикой.

Филдинг и его семья часто претерпевали периоды бедности, но ему помогал Ральф Аллен, меценат и основатель первой в Англии частной почтовой службы, который впоследствии послужил прототипом сквайра Олверти в романе «Том Джонс». После смерти Филдинга, Аллен материально поддерживал его детей и дал им образование.

Филдинг никогда не прекращал писать сатиры как политические, так и на современное ему искусство и литературу. Его Трагедия трагедий Мальчик-с-пальчик (для которой Уильям Хогарт выполнил дизайн фронтисписа) имела, например, довольно неплохой успех для печатной пьесы. Он также публиковался в журналах-ежедневниках. Филдинг писал для периодических изданий тори, как правило, под псевдонимом «Капитан Геркулес уксус» (Captain Hercules Vinegar). В конце 1730-х и в начале 1740-х Филдинг продолжал излагать свои либеральные и антиякобитские взгляды в сатирических статьях. Почти случайно, позавидовав успеху романа Сэмюэла Ричардсона «Памела», в 1741 Филдинг начинает писать романы и его первым крупным успехом стал роман «Шамела», анонимная пародия на мелодраматический роман Сэмюэла Ричардсона. Эта сатира следует эталону знаменитых «консервативных» сатириков предыдущего поколения (в частности, Джонатана Свифта и Джона Гейя).

Дальше последовал роман «Джозеф Эндрюс» (1742 ), оригинальное произведение предположительно повествующее о брате Памелы, Джозефе. В 1743 Филдинг опубликовал роман в третьем сборнике Miscellanies. Это был роман «История жизни покойного Джонатана Уайлда Великого».

Его анонимно опубликованный в 1746 «Женоподобный супруг» (The Female Husband) является выдуманным рассказом о знаменитом деле, когда женщина-трансвестит была осуждена за принуждение другой женщины обманом вступить в брак. Несмотря на то, что эта тема занимает незначительное место в творческом наследии Филдинга, она согласуется с его постоянным интересом к теме мошенничества, обмана, притворства. Лучшая работа Филдинга, «Том Джонс» (1749 ) - это тщательно построенный плутовской роман, запутанно и забавно повествующий о том, как найденыш достиг успеха. Жена Филдинга, Шарлотта, которая послужила прототипом героинь в романах «Том Джонс» и «Амелия», умерла в 1744 . Тремя годами позже Филдинг, пренебрегая общественным мнением - женился на бывшей служанке Шарлотты, Марии, которая была беременна.

Несмотря на это, его последовательный анти-якобизм и поддержка Англиканской церкви способствовали тому, что год спустя Филдинг был назначен Главным судьёй Лондона, и его литературная карьера пошла в гору. Объединившись со своим младшим братом Джоном, он помог образовать в 1749 подразделение «ищеек» с Боу-стрит (The Bow Street Runners), называемое многими первым полицейским подразделением Лондона. В январе 1752 года Генри Филдинг занялся периодикой - выходящим раз в две недели журналом под названием «Ковент-Гарден», который он публиковал под псевдонимом «сэр Александр Дроукансир, КНТ. Цензор Великобритании» до ноября того же года. В этом журнале Филдинг бросил вызов «армии с Граб-стрит» и современным писателям периодических ежедневных изданий. Этот конфликт, в конечном итоге привел к Бумажной войне 1752-1753 годов (Paper War of 1752-1753).

Горячая приверженность Филдинга, как великого гуманиста к делу правосудия (в частности, он поддерживал Элизабет Каннинг) совпало с быстрым ухудшением состояния его здоровья, и в 1754 он уехал в Португалию для лечения. Подагра, астма и другие недуги привели к необходимости использовать костыли. Генри Филдинг умер 8 октября 1754 года в Лиссабоне два месяца спустя. Его могила находится на территории городского английского кладбища (Cimeterio Ingles). Последние месяцы жизни Филдинга описаны им в «Дневнике путешествия в Лиссабон» - „Journal of a Voyage to Lisbon“, 1755 .

Основные произведения Генри Филдинга :

The Masquerade - поэма (Первая публикация Филдинга)
Любовь в различных масках - Love in Several Masques - пьеса, 1728
Rape upon Rape - пьеса, 1730 .
The Temple Beau - пьеса, 1730
The Author’s Farce - пьеса, 1730
The Letter Writers - пьеса, 1731
The Tragedy of Tragedies; or, The Life and Death of Tom Thumb - пьеса, 1731
Grub-Street Opera - пьеса, 1731
The Modern Husband - пьеса, 1732
The Lotterry - пьеса, 1732
The Covent Garden Tragedy - пьеса, 1732
The Miser - пьеса, 1732
The Intriguing Chambermaid’7 - пьеса, 1734
Пасквин - Pasquin - пьеса, 1736
Евридика - Eurydice Hiss’d - пьеса, 1737
The Historical Register for the Year 1736 - пьеса, 1737
Апология жизни миссис Шамелы Эндрюс - An Apology for the Life of Mrs. Shamela Andrews - роман, 1741
История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Эйбрахама Адамса - The History of the Adventures of Joseph Andrews and his Friend, Mr. Abraham Abrams - роман, 1742
История жизни покойного Джонатана Уайлда Великого - The Life and Death of Jonathan Wild, the Great - роман, 1743
Miscellanies - сборник сочинений, 1743 , содержи поэму Part of Juvenal’s Sixth Satire, Modernized in Burlesque Verse
Женоподобный супруг - The Female Husband or the Surprising History of Mrs Mary alias Mr George Hamilton, who was convicted of having married a young woman of Wells and lived with her as her husband, taken from her own mouth since her confinement - памфлет, 1746
История Тома Джонса, найденыша - The History of Tom Jones, a Foundling - роман, 1749
A Journey from this World to the Next - 1749
Амелия - Amelia - роман, 1751
Ковент-Гарден - The Covent Garden Journal - журнал, 1752
Journal of a Voyage to Lisbon - рассказы о путешествиях, 1755
The Fathers: Or, the Good-Natur’d Man. - пьеса, 1778

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры