Искусство открывает мир. Искусство открывает нам большой мир! Искусство открывает нам большой мир краткое содержание

Главная / Ссоры

-Здравствуйте. Садитесь!

Я очень рада встречи с вами.

Сегодня мы с вами совершим экскурсию по картинной галереи.

Я буду вашим «Искусствоведом». А тема наша «Искусство открывает мир».

Как вы думаете о чем будет идти речь?

Вспомните, во время прошлых встреч на какие темы мы с вами беседовали: музыка и литература; музыка и живопись;

«Можем ли мы услышать живопись?»

Какие виды искусства вы еще знаете? (арихитектура, кино, театр, танцы). Но сейчас мы поговорим о музыке, живописи и литературе.

Итак, открывает двери первого нашего зала музея.

А поможет нам в этом ноутбук.
Итак, перед вами вами портрет знаменитого итальянского художника - Рафаэля

(Дети читают о художнике)

Сколько лет прожил этот художник (37 лет)

И познакомился с его картиной «Сикстинская мадонна», написанная в 1512-1513 годах.

Посмотрите внимательно на нее и скажите, беззвучна эта картина, или когда вы на нее смотрите, вам слышится музыка? Какая? Как она должна звучать? (спокойно, плавно, ласково, нежно).

(звучит «Ave Maria” Ф. Шуберта.

Висит на стене Рафаэля картина: Мадонна с младенцем в тревоге за сына.

Внимательно смотрят, думают дети.

В классе ни звука. Слушают дети «Ave Maria». Голос Лоретти, самый прекрасный голос на свете!

(слушают песню), после окончания:

что происходит с каждым из нас? Что же случилось в классе сейчас? Ты оживил нам Мадонну с картины! Вот что ты сделал для нас Робертино!

Прозвучала песня «Ave Maria» , комп. Франца Шуберта в исполнение итальянского певца Робертино Лоретти?

- «Сикстинская Мадонна»- самая известная из картин Рафаэля, была на писана для монастыря святого Сикста.

Скажите, созвучны были эти два произведения? Дополняли они друг друга? (да)

Что художник передает этой картиной? (нежность, печаль, любовь, тревогу).

Мария идёт по облакам, неся своего ребенка. Она идет к людям, юная, величавая, что-то тревожное затаив в своей душе. Папа Сикс в земли к Марии и просит, что бы она отдала своего сына людям, что бы он все грехи принял на себя. И лпядя на Марию он думает, неужели она отдаст сына? И она отдаст. Папа Сикст преклоняет перед ней колено, а святая Варвара склонила голову. Задний фон, издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головами ангелов. И даже 2 ангелочка, которых мы видим на первом плане также взор свой устремили на Марию.
Тень страдания залегла в углах её дрожащих губ. Лицо младенца Христа не по-детски серьёзно, в его горящих глазах видно предчувствие будущей гибели.

Что произошло с Христом?(его распяли)

Этот алтарный образ-последняя из крупных работ Рафаэля, посвещенных его излюбленной теме. Рафаэля называют мастером мадонн.
Два ангелочка, изображенные на картине, являются мотивом многочисленных открыток и плакатов. Во время второй мировой войны фашисты ванесли из Дрезденской галереи 1240 картин и бросили их в штольню. Среди них была картина «Синкстинская мадонна».Фашисты хотели взорвать эти картины. Но советские солдаты нашли их и вовремя вынесли из штольки. Картина реставрировалась в Москве 10 лет, а затем была была снова отправлена в Дрезден.

Оказывается сложная судьба бывает не только у человека, но и у картин.
-А сейчас давайте познакомимся еще с одной картиной(«Мадонна Конестабиле»)

Что вы видите на этой картине?(изменился цвет, изображена только Мадонна и младенец)

А теперь мы переходим в следующий зал

Что такое иконы?(рисунок, образ,изображения)

Изображения лиц или событий священной или церковной истории, являющиеся предметом почитания.

Иконе преписываются магические свойства. Они спасают от болезней, несчастных случаев; помогают хорошо учиться.

Кто же имеет право писать иконы?(дети читают)

Какие иконы знаете вы?

Давайте посмотрим, какие же бывают иконы?(Богоматерь Владимирская XII век)

(читают текст про школу)

У вас на столах есть слова, написанные на разноцветных листочках. Найдите слова, которые передают твои чувства, когда ты смотришь на картину; и какая должна звучать музыка, глядя на картину?(благородство, тишина, спокойствие, красота, простота, величие, мир, достоинство)

Давайте послушаем, созвучны ли эти 2 произведения.

Что общего у этих пр-ий?

Конечно же это не единственная икона, давайте посмотрим еще одну древнюю икону «Багоматерь с младенцем на троне»

1) Где можно увидеть иконы?(в церкви, дома).У ваших бабушек, дедушек,мам, родных наверняка есть иконы. Обязательно рассмотрите их поближе и посторайтесь прочитать о тех иконах, которые находятся у вас, или у бабушек.

А мы переходим в следующий зал.И предстоит нам это сделать через зимний сад,тихонько встали и внимательно смотрим за бегущим лучиком.

Современная живопись.Перед вами картина великого русского художника Васнецова.Мы с вами уже знакомились с его творчеством.

Как его звали?(Виктор Мих)

Вспомните когда он родился и жил (вторая половина XIX- нач.XXв)

Какие картины нам известны? «Богатыри»

Что вы можете рассказать о нем?

Каких больше всего написано картин? На какие сюжеты?(сказачные)

Но он написал еще и такие, которая представлена перед вами.

Что можно сказать об этой картине?

(Звучит «Богородице Дево,радуйся»)
И посмотрите еще одну картину современного художника Петрова-Водкина.

(дети читают)

Как здесь художник изобразил мадонну?

Во что она одета?

Всё с чем мы сегодня познакомились создает образ материнства. Вы должны были дома найти пословицы о маме. Пожалуйста, кто приготовил?

Молодцы! Наша экскурсия подошла к концу и я хотела бы посмотреть, что вы смогли запомнить от всего увиденного и услышанного. Я вам раздою карточки. Ваша задача-напротив каждого названия написать, что это такое;песня, икона, картина, композитор, художник.

Вы очень хорошо поработали, у вас всё должно получиться.

Давайте сделаем вывод: «Искусство действительно открывает мир» или это только слова?

О каких видах искусства шла речь?

У нас в Безенчуке тоже есть Выстовочный зал «Радуга». Мне очень хотелось бы, что бы вы посетили его залы, услышали и увидели много интересного.

Наша экскурсия подошла к концу, вы были внимательными слушателями и активными учасниками.

Спасибо за работу на уроке. До свидания!


Слушание музыки:

М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Малень­кий принц

Есть такое понятие «детство человечества». Оно от­носится к древним временам, когда человек только начинал осознавать себя, изобретал слова, окрылял­ся пропетой песней, вырезал на стене контуры живот­ных.

В ту далекую пору искусство еще не подразделялось на отдельные виды. Музыка была неразрывно связана со стихом, песня - с танцем, пантомимой и даже с ри­сунком. Да, рисунком. Потому что, до того как на­учиться писать, люди изображали предметы и явле­ния, животных и самих себя, "пытаясь передавать друг другу различную информацию.

Существует историческое свидетельство о том, как скифы прислали персидскому царю Дарию письмо с изображением птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Это означало: если персы не умеют летать, как птицы, прятаться в земле, как мыши, перепрыгивать через болота, как лягушки, то скифы перебьют их своими стрелами.

Подобные сюжеты нередко встречаются и в сказках, где герои обмениваются посланиями, зашифрованны­ми в рисунках-символах. Требовалась большая работа ума, чтобы расшифровать такие послания, увидеть связь между изображениями и тем, что они выражали. Истинным мудрецом считался тот, кто обладал бога­тым воображением, способным понять хитросплетение символов. Это сейчас достаточно быть просто грамот­ным человеком, чтобы прочесть любой текст, любое письмо.

Однако и сейчас необходимо иметь и мудрость, и во­ображение, чтобы понять произведение искусства. Ибо оно содержит смысл, который не лежит на поверхно­сти, а зашифрован в сочетаниях слов, мелодий или красок.




Природа, создавая человека, наделила его таким воображением. Всмотритесь в детские рисунки, пона­блюдайте за детскими играми - и вы увидите, как естественно дети познают мир через свое собственное творчество. Они пишут прекрасные стихи, пользуют­ся необычными "сочетаниями красок и даже изобрета­ют собственные слова.

Но, к сожалению, нередко бывает, что с годами чело­век утрачивает свежесть восприятия жизни и способ­ность к воображению. Об этом очень талантливо рас­сказывает французский писатель Антуан де Сент­-Экзюпери в своей сказке «Маленький принц ».

Разучивание песни "Маленький принц"

фонограмма:


слова:

Снится мне издавна,

снится мне она.

Выйду я из дому,

выйду Я из дому-

прямо за пристанью

бьется волна.

Ветреным вечером

Смолкнут крики птиц.

Звездный замечу я

Свет из-под ресниц,

Тихо навстречу мне} 2 раза

Выйдет доверчивый

Маленький принц.

Самое главное -

Сказку не спугнуть,

Миру бескрайнему

Окна распахнуть.

Мчится мой парусник} 3 раза

В сказочный путь.

Где же вы, где же вы,

Счастья острова?

Где побережие

Света и добра?

Там, где с надеждами} 2 раза

Самые нежные

Бродят слова.

В детстве оставлены

Давние друзья.

Жизнь - это плаванье

В дальние края.

Песни прощальные,

Гавани дальние,

В жизни у каждого

Сказка своя.


Эта песня - о мечте человека, о его возвышенных стремлениях. Образ Маленького принца навеян ска­зочной повестью А. де Сент-Экзюпери « Маленький принц» .

В этой чудесной сказке повествуется о маленьком мальчике - принце далекой крошечной планеты, о его жизни, мечтах и о том, как однажды, отправившись в путешествие, он посетил и нашу Землю.

Его путь стал не только путешествием во времени и пространстве. Этот путь принес ему знание самых важных на свете вещей: что такое истинная любовь и истинная дружба, что такое ответственность за другое Живое существо. Именно это и составляет главное богатство жизни, а вовсе не деньги и Власть.

Он с удивлением узнал, что такое понимание жизни оказалось недоступным многим взрослым людям, ко­торых Маленький принц повстречал на своем пути. Ни Королю, гордому своим мнимым величием, ни Звез­дочету, тратящему жизнь на подсчет своего богатства, ни Пьянице, стремящемуся найти вечное забвение в вине.

И Только Летчику, встретившему Маленького принца в конце его путешествия к людям, открылись эти пронзительные в своей чистоте истины, которые пове­дал ему затерявшийся в пустыне ребенок. С той поры для Летчика и для всех нас, узнавших эту историю, Маленький принц и его далекая планета стали вопло­щением высокой сказочной мечты.

Могущественный китайский император имел столь прекрасную столицу, дворец и сад, что взглянуть на них стекались путешественники со всего света. Возвра­щаясь домой, путешественники превозносили в сво­их книгах все, что им довелось увидеть. Но больше всего они восхищались соловьем, живущим в лесу, у синего моря.

Император, узнав о соловье, велел доставить его во дворец. «Если соловья не окажется здесь в назначенное время, то я прикажу бить всех придворных палками по животу, после того как они поужинают! » - такими словами рисует сказочник первоначальный портрет императора.

И мы видим, что в начале сказки император жесток и своенравен! .

МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. БорееваТамбовская область, г. Моршанск
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ
I ЧЕТВЕРТЬ
Тема раздела: ЧТО СТАЛО БЫ С МУЗЫКОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛИТЕРАТУРЫ
Урок 3. ИСКУССТВО ОТКРЫВАЕТ МИР
Разработал: И.В. Мокшанова, учитель музыки I квалификационной категории
Цели урока: рассмотреть искусство с точки зрения историко-философского аспекта; содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру.
Материалы к уроку: рисунки детей 2-7 лет, слуховая наглядность: «Маленький принц» муз. М. Таривердиева, сл. Н Добронравова, «Продавец зонтиков» (автор неизвестен).
Ход урока:
Организационный момент
Звучит песня «Маленький принц», муз. М. Таривердиева, ст. Н. Добронравова.
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света,
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть, и слышать».
А. Толстой
Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы продолжим беседу об искусстве, открывающем мир.
Работа по теме урока
1. Беседа о роли искусства в жизни человека
- Человек соприкасается с искусством каждый день, порой сам об этом не задумываясь. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в искусство. Нет ни одного народа, независимо от степени его развития и цивилизованности, в жизнь которого искусство бы не вошло. Более того, возникновение, развитие и существование искусства разных народов обладает удивительным сходством, что свидетельствует о его общечеловеческих законах. У музыки, литературы и изобразительного искусства один и тот же главный объект исследования - человек, восприятие им окружающей действительности, его душевный мир.
Вся жизнь человека, как и всего живого, состоит из противоречий и контрастов: рождение и смерть, добро и зло, радость и горе, любовь и вражда, свет и тьма. Стремления человека всегда сводятся к продлению и укреплению того, что составляет лучшие стороны жизни. Для этого возникали религии, наука, искусство. Искусство в окружающей человека действительности - это радость, утешение, поддержка.
На заре человечества люди только начинали осознавать себя. Они придумывали разные слова, которые впоследствии становились речью, пытались воспроизводить разные звуки, которые постепенно превращались в мелодии, вырезали на стенах пещер контуры различных животных, сцены охоты, что впоследствии стало именоваться живописью.
Известно, что древние человеческие послания по большей части изображали какие-либо зашифрованные символы, расшифровать которые мог только истинный мудрец. Включая своё богатое воображение, он видел связь между изображениями и той ситуацией, которые они выражали. А мы с вами можем прочитать любой текст, потому что специально этому обучались.
Существует историческое свидетельство о том, как скифы прислали персидскому царю Дарию письмо с изображением птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Это означало: если персы не умеют летать, как птицы, прятаться в земле, как мыши, перепрыгивать через болота, как лягушки, то скифы перебьют их своими стрелами.
Однако и сейчас необходимо иметь и воображение, и мудрость для того, чтобы понять произведения искусства, так как их смысл, истина не лежат на поверхности, а зашифрованы в словах, в мелодиях и красках.
Посмотрите на детские рисунки (рисунки 2-7-летних детей передаются по рядам), что вы можете сказать об этих рисунках? (Каждый ребёнок видит мир по-своему, своими глазами, и отражает его в своих рисунках через сочетания красок, непривычными, с точки зрения взрослых, изображениями.)
То же касается и слов, которые придумывают дети для обозначения того или иного предмета. Приведите примеры из своего детства.
Учащиеся приводят примеры.
2. Работа с учебником
- А какие замечательные непосредственные стихи и истории сочиняются в этом возрасте!
К сожалению, новизна восприятия с годами проходит у многих людей, и они перестают удивляться, восхищаться и видят мир по-другому. Давайте зачитаем фрагмент из замечательной сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», где как раз говорится об этом, а затем побеседуем.

Антуан де Сент-Экзюпери (1900 -)1944, французский писатель, поэт и профессиональный лётчик


Вот как она начинается:
«Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку: на картинке огромная змея - удав - глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано:

В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться, и спит полгода подряд, пока не переварит пищу». Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок № 1. Вот что я нарисовал:

Я показал моё творение взрослым и спросил, не страшно ли им.
- Разве шляпа страшная?- возразили мне.
А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Вот мой рисунок № 2.

Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками № 1 и № 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать».
В этой книге автор делает ещё один грустный вывод:
«Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека.
Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», - они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков». И тогда они воскликнут: «Какая красота!»
- Что вы можете сказать о прочитанном? (Заслушиваются ответы учащихся.)
- Конечно, все взрослые - разные: одни действительно воспринимают лишь то, что приносит пользу, выгоду, другие - сохраняют в душе стремление к красоте и добру. Даже в мире взрослых эти разные люди с трудом понимают друг друга. А иногда, это даже приводит к тяжёлым конфликтам, ошибкам, на исправление которых порой уходит целая жизнь.
Экзюпери писал: «Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного корабля. Хорошо, когда в споре между различными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга».
Перефразировав известную фразу можно сказать: «Понимание и доброта спасут мир!»
3. Вокально-хоровая работа.
Разучивание песни «Маленький принц»
- Сегодня мы с вами начнём разучивать одну из самых красивых песен, в которой прекрасна не только музыка, но и слова. Называется она так же, как та сказка, фрагмент из которой мы с вами сейчас прочитали. Давайте вспомним, как называлась эта сказка? («Маленький принц».)
- Совершенно верно. А музыку к этой песне написал замечательный композитор, известный своей необыкновенной поэтичностью, Микаэл Леонович Таривердиев. Его музыку отличает необыкновенная свежесть, искренность, тонкость и красота. Слова написаны поэтом-песенником Николаем Добронравовым.

Микаэл Леонович Таривердиев (1931-1996), советский и российский композитор, Народный артист РСФСР (1986), Лауреат Государственной премии СССР (1977)

Николай Николаевич Добронравов (1928), советский и российский поэт-песенник, Лауреат Государственной премии СССР (1982)

В. Север. Иллюстрация к книге А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Разучивание первого куплета.
- Мы с вами сегодня уже говорили, что существуют люди, которые поглощены только собой, своей выгодой, не видящие вокруг себя ничего прекрасного.
Но бывает так, что какое-то событие переворачивает жизнь такого человека - и он вдруг обнаруживает в себе способность плакать, смеяться, сопереживать. Всё это было в человеке, но только забылось за долгие годы пустой, ничем не одухотворенной жизни. И нужен был какой- то импульс, толчок, будь то встреча с добрым человеком, услышанная музыка либо прочитанная книга для того, чтобы он вновь вернулся к самому себе, к своим истокам.
Продолжение разучивания песни «Продавец зонтиков».
4. Знакомство со сказкой Г. Х. Андерсена «Соловей»

Ганс Кристиан Андерсен (1805 -1875), датский прозаик и поэт, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых
- В Китае, как вы знаете, глава государства - император, и в целом мире не нашлось бы дворца роскошнее императорского; он весь был из тончайшего драгоценного фарфора, такого хрупкого, что страшно было до него дотронуться, поднимите руки те, кто читал эту сказку?
- Правильно - это «Соловей» Г. Х. Андерсена - сказка, повествующая об истинности красоты и о бренности власти и богатства. Эта сказка изложена в ваших учебниках на странице 16. Прочитайте её.

О. Боман. Иллюстрация к сказке Г. Х. Андерсена «Соловей»
Могущественный китайский император имел столь прекрасную столицу, дворец и сад, что взглянуть на них стекались путешественники со всех концов света. Возвращаясь домой, путешественники превозносили в своих книгах все, что им довелось увидеть, но больше всего восхищались соловьём, живущим в лесу, у синего моря.
Император, который ничего не знал о соловье, пока не прочёл о нем в одной из таких книг, велел доставить его во дворец. «Если соловья не окажется здесь в назначенное время, то я прикажу бить всех придворных палками по животу, после того как они поужинают!» - такими словами рисует сказочник первоначальный портрет императора.
И мы видим, что император жесток и своенравен. Каковы же его подданные?
«И вот все направились в лес, к тому месту, где обычно пел соловей. Чуть не половина придворных двинулась туда. Шли-шли, вдруг где-то замычала корова.
- О! - воскликнули молодые придворные. - Вот он! Какой, однако, сильный голос! И у такого маленького существа! Но мы, бесспорно, слышали его раньше.
- Это мычат коровы,- сказала девочка.- Нам ещё далеко идти.
Немного погодя в болоте заквакали лягушки.
- Изумительно! - вскричал придворный проповедник. - Теперь я слышу! Точь-в-точь колокольчик в молельне.
- Нет, это лягушки! - возразила девочка. - Но теперь мы, наверное, скоро услышим его.
И, наконец, запел соловей.
- Вот это соловей! - сказала девочка. - Слушайте, слушайте! А вот он и сам! - И она показала пальчиком на маленькую серенькую птичку, сидевшую высоко в ветвях.

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 3

Искусство открывает мир

  1. Какие миры открывает искусство (на примере произведений искусства, представленных в § 3).
  2. Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа.

Художественный материал:

  1. Музыка: М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. «Маленький принц» (слушание, пение);
  2. Литература: А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»; X. К. Андерсен. «Соловей».

Песенный репертуар:

  1. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Крылатые качели» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства по критериям, заданным в учебнике.
  2. Приводить примеры преобразующего влияния музыки.
  3. Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл.

Ход урока:

Организационный момент

Звучит песня «Маленький принц», муз. М. Таривердиева, ст. Н. Добронравова.

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
Много чудесных в нём есть сочетаний и слова, и света,
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть, и слышать…»
(А. Толстой)

Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы продолжим беседу об искусстве, открывающем мир.

Работа по теме урока

1. Беседа о роли искусства в жизни человека

Человек соприкасается с искусством каждый день, порой сам об этом не задумываясь. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в искусство. Нет ни одного народа, независимо от степени его развития и цивилизованности, в жизнь которого искусство бы не вошло. Более того, возникновение, развитие и существование искусства разных народов обладает удивительным сходством, что свидетельствует о его общечеловеческих законах. У музыки, литературы и изобразительного искусства один и тот же главный объект исследования - человек, восприятие им окружающей действительности, его душевный мир.

Вся жизнь человека, как и всего живого, состоит из противоречий и контрастов: рождение и смерть, добро и зло, радость и горе, любовь и вражда, свет и тьма. Стремления человека всегда сводятся к продлению и укреплению того, что составляет лучшие стороны жизни. Для этого возникали религии, наука, искусство. Искусство в окружающей человека действительности - это радость, утешение, поддержка.

На заре человечества люди только начинали осознавать себя. Они придумывали разные слова, которые впоследствии становились речью, пытались воспроизводить разные звуки, которые постепенно превращались в мелодии, вырезали на стенах пещер контуры различных животных, сцены охоты, что впоследствии стало именоваться живописью.

Известно, что древние человеческие послания по большей части изображали какие-либо зашифрованные символы, расшифровать которые мог только истинный мудрец. Включая своё богатое воображение, он видел связь между изображениями и той ситуацией, которые они выражали. А мы с вами можем прочитать любой текст, потому что специально этому обучались.

Существует историческое свидетельство о том, как скифы прислали персидскому царю Дарию письмо с изображением птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Это означало: если персы не умеют летать, как птицы, прятаться в земле, как мыши, перепрыгивать через болота, как лягушки, то скифы перебьют их своими стрелами.

Подобные мотивы нередко встречаются и в сказках, где герои обмениваются посланиями, зашифрованными в рисунках-символах. Требовалась большая работа ума, чтобы расшифровать такие послания, увидеть связь между изображениями и той ситуацией, которую они выражали.

Истинным мудрецом считался тот, кто обладал богатым воображением, способным разобраться в хитросплетении символов. Это сейчас достаточно быть просто грамотным человеком, чтобы прочесть любой текст, любое письмо. Однако и сейчас необходимо иметь и мудрость, и воображение, чтобы понять произведение искусства, ибо оно содержит смысл, не лежащий на поверхности, а зашифрованный в сочетаниях слов, мелодий или красок.

Природа, создавая человека, наделила его таким воображением. Всмотритесь в детские рисунки, понаблюдайте за детскими играми - и вы увидите, как естественно дети познают мир через своё собственное творчество. Они пишут прекрасные стихи, пользуются необычными сочетаниями красок и даже изобретают собственные слова.

Посмотрите на детские рисунки (рисунки 2-7-летних детей передаются по рядам), что вы можете сказать об этих рисунках?

То же касается и слов, которые придумывают дети для обозначения того или иного предмета. Приведите примеры из своего детства.

2. Работа с учебником

К сожалению, нередко происходит так, что с годами человек утрачивает свежесть восприятия жизни и способность к воображению. Об этом очень талантливо рассказывает французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в своей сказке «Маленький принц».

Вот как она начинается:

«Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку: на картинке огромная змея - удав - глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано:

В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться, и спит полгода подряд, пока не переварит пищу». Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок № 1. Вот что я нарисовал:

Я показал моё творение взрослым и спросил, не страшно ли им.

- Разве шляпа страшная?- возразили мне.

А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Вот мой рисунок № 2.

Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками № 1 и № 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать».

«Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», - они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков». И тогда они воскликнут: «Какая красота!»

Что вы можете сказать о прочитанном? (Заслушиваются ответы учащихся.)

Эти слова, конечно, не следует понимать так, что все взрослые одинаковы. Среди них встречаются самые разные люди: одни действительно воспринимают лишь то, что приносит пользу, выгоду, другие сохраняют в душе стремление к красоте и добру. Даже в мире взрослых такие люди с трудом понимают друг друга. Иногда это приводит к очень тяжёлым конфликтам, ошибкам, на исправление которых порой уходит целая жизнь.

Весь опыт человечества свидетельствует о том, как опасны люди, исповедующие идеалы выгоды, не замечающие ни красоты окружающего мира, ни людской доброты. Они словно слепцы: для них закрыты истинные сокровища жизни. Это и есть те самые «взрослые», о которых писал Экзюпери.

«Чего ради, нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного корабля. Хорошо, когда в споре между различными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга» писал Экзюпери.

Перефразировав известную фразу можно сказать: «Понимание и доброта спасут мир!»

3. Вокально-хоровая работа

Сегодня мы с вами начнём разучивать одну из самых красивых песен, в которой прекрасна не только музыка, но и слова. Называется она так же, как та сказка, фрагмент из которой мы с вами сейчас прочитали. Давайте вспомним, как называлась эта сказка? («Маленький принц».)

Эта песня - о мечте человека, о его возвышенных стремлениях. Образ Маленького принца возник здесь не случайно: он навеян сказочной повестью А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В этой чудесной сказке повествуется о маленьком мальчике - принце далёкой крошечной планеты, о его жизни, мечтах и о том, как однажды, отправившись в путешествие, он посетил и нашу планету.

Его путь стал не только путешествием во времени и пространстве; этот путь принёс ему знание самых важных на свете вещей: что такое истинная любовь и истинная дружба, что такое ответственность за другое живое существо и что именно всё это составляет главное богатство жизни, а вовсе не деньги и не власть.

Он с удивлением узнал, что это понимание жизни, такое простое на первый взгляд, оказалось недоступным многим взрослым людям, которых Маленький принц повстречал на своём пути, - ни Королю, гордому своим мнимым величием, ни Звездочёту, тратящему жизнь на бесплодный подсчёт своего богатства, ни Пьянице, стремящемуся обрести вечное забвение в вине.

И только Лётчику, встретившему Маленького принца в конце его путешествия к людям, открылись эти пронзительные в своей чистоте истины, которые поведал ему маленький, затерявшийся в пустыне ребёнок. И с той поры для Лётчика и для всех нас, узнавших от него эту историю, Маленький принц и его далёкая планета стали воплощением высокой сказочной мечты.

Музыку к этой песне написал замечательный композитор, известный своей необыкновенной поэтичностью, Микаэл Леонович Таривердиев. Его музыку отличает необыкновенная свежесть, искренность, тонкость и красота. Слова написаны поэтом-песенником Николаем Добронравовым.

Разучивание песни.

Мы с вами сегодня уже говорили, что существуют люди, которые поглощены только собой, своей выгодой, не видящие вокруг себя ничего прекрасного.

Но бывает так, что встреча с чем-то настоящим буквально переворачивает жизнь такого человека - и он вдруг обнаруживает в себе способность плакать, смеяться, сопереживать. Оказывается, всё это не умерло в нём, а только забылось за долгие годы пустой, ничем не одухотворённой жизни. И вот прочитанная книга, услышанная мелодия или встреча с добрым человеком совершают чудо - чудо возвращения к самому себе, к своим истокам.

4. Знакомство со сказкой Г. Х. Андерсена «Соловей»

- «В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все его подданные - китайцы...

В целом мире не нашлось бы дворца роскошнее императорского; он весь был из тончайшего драгоценного фарфора, такого хрупкого, что страшно было до него дотронуться».

Поднимите руки те, кто читал эту сказку?

Правильно - это «Соловей» Г. Х. Андерсена - сказка, повествующая об истинности красоты и о непрочности власти и богатства.

Могущественный китайский император имел столь прекрасную столицу, дворец и сад, что взглянуть на них стекались путешественники со всех концов света. Возвращаясь домой, путешественники превозносили в своих книгах всё, что им довелось увидеть, но больше всего восхищались соловьём, живущим в лесу, у синего моря.

Император, который ничего не знал о соловье, пока не прочёл о нем в одной из таких книг, велел доставить его во дворец. «Если соловья не окажется здесь в назначенное время, то я прикажу бить всех придворных палками по животу, после того как они поужинают!» - такими словами рисует сказочник первоначальный портрет императора.

И мы видим, что император жесток и своенравен. (Своенравный – упрямый, капризный, поступающий так, как вздумается) . Каковы же его подданные?

«И вот все направились в лес, к тому месту, где обычно пел соловей. Чуть не половина придворных двинулась туда. Шли-шли, вдруг где-то замычала корова.

- О! - воскликнули молодые придворные. - Вот он! Какой, однако, сильный голос! И у такого маленького существа! Но мы, бесспорно, слышали его раньше.

- Это мычат коровы,- сказала девочка. - Нам ещё далеко идти.

Немного погодя в болоте заквакали лягушки.

- Изумительно! - вскричал придворный проповедник. - Теперь я слышу! Точь-в-точь колокольчик в молельне. (Молельня – помещение для религиозных собраний, служб).

- Нет, это лягушки! - возразила девочка. - Но теперь мы, наверное, скоро услышим его.

И, наконец, запел соловей.

- Вот это соловей! - сказала девочка. - Слушайте, слушайте! А вот он и сам! - И она показала пальчиком на маленькую серенькую птичку, сидевшую высоко в ветвях.

- Неужели этот? - удивился первый приближенный. - Вот уж не ожидал, что он такой! Такой невзрачный! Очевидно, все его краски полиняли, едва он увидел столько знатных особ! (Особа – важный, влиятельный человек).

Таков портрет придворных. Великий сказочник намеренно заостряет их смешные и нелепые стороны, чтобы показать, как люди, ослеплённые собственным величием, уже не способны разбираться в самых простых вещах.

И вот придворные слушают дивное пение соловья, даже восхищаются им, но более всего они радуются его предстоящему успеху при дворе.

Однако сам император был глубоко потрясён.

«Соловей запел, да так дивно, что у императора слезы выступили на глазах. Вот они покатились по щекам, а соловей залился ещё более звонкой и сладостной песней, она так и хватала за сердце. Император пришёл в восторг и сказал, что жалует соловью свою золотую туфлю на шею. Но соловей поблагодарил и отказался, объяснив, что достаточно вознаграждён.

- Я видел на глазах императора слезы,- какой ещё награды мне желать? В слезах императора дивная сила. Видит бог, я вознаграждён с избытком!»

Слёзы императора и в самом деле таили огромную силу. Они открыли то, что было лучшего в его душе. В конце концов, они спасли его от Смерти, когда она уже сидела у него на груди. Соловей, преданный императором и изгнанный из его государства, прилетел снова, чтобы утешить и ободрить его. Пение соловья было так прекрасно, что сама Смерть заслушалась его и отступила.

«Ты уже вознаградил меня раз и навсегда! - сказал соловей в ответ на горячую благодарность императора. – Когда я в первый раз пел тебе, я видел слезы на твоих глазах, и этого мне не забыть никогда!»

Таков итог этой сказки. Это совсем небольшое повествование, но в нём с огромной яркостью и глубиной показаны различные вещи в их истинном свете: непрочность земного могущества, неверность и легкомыслие подданных, ценящих корону императора выше человеческого сердца, нравственная сила подлинного искусства, побеждающего даже смерть.

Отныне император и соловей обрели друг друга. Песня соловья каждый вечер радует императора и заставляет его задуматься. Истина, открывшаяся им обоим, уничтожила границы между владыкой государства и маленькой серой птичкой. И в этом единении обнаружился некий высший смысл, когда красота оказалась способной подчинить себе надменную гордость императора.

Итог урока:

Так мы видим, что искусство способно воспитывать даже императоров. Искусство открывает мир - не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Оно обращено к глубинной сущности вещей.

Искусство это великая тайна природы. Не случайно древние греки считали это дело божественным. Не случайно создателя произведений искусства называют творцом, как Всевышнего. Не случайно и то, что гений, а творят искусство гении - у древних означал добрый дух, покровитель людей, а начиная с века Просвещения, этим словом назван человек, художник в широком смысле этого слова. Назвав творца гением, люди подчеркнули доброе, созидательное начало искусства как такового.

Вопросы и задания:

  1. «Искусство открывает мир». Как вы понимаете эти слова по отношению к сказке Г. Х. Андерсена «Соловей»?
  2. Был ли в вашей жизни случай, когда под впечатлением от музыкального произведения вы совершили добрый поступок?
  3. Согласны ли вы, что песня «Маленький принц» о мечте человека? Какие слова песни подтверждают это?
  4. Внимательно рассмотрите портреты великих деятелей искусства. Какие черты объединяют эти изображения?
  5. 3адумайтесь: слово дух родственно словам духовность, одухотворённость. Почему возможно говорить о реальности духа?
  6. В «Дневнике музыкальных наблюдений» запишите стихотворение о музыке. Какие чувства оно вызывает в вас?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Таривердиев. Маленький принц (в исп. Е. Камбуровой), mp3;
Таривердиев. Маленький принц (фонограмма «минус»), mp3;
Продавец зонтиков (фонограммы «плюс» и «минус»), mp3;
3. Конспект урока, docx.

В презентации использованы иллюстрации В. Север к книге А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», Е. Харук, О. Боман к сказке Г. Х. Андерсена «Соловей»

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры