Как рисовать как художник: советы для начинающих. Как научиться рисовать карандашом для начинающих Восприятие – научиться видеть

Главная / Ссоры

Александр Григорьев-Саврасов 2017-11-22 в 12:11

Как научиться рисовать, не делая ошибок, чей совет будет наиболее эффективный в бесчисленной массе советников, наставников, учителей?

Сколько художников, столько и мнений. Некоторые говорят, нужно больше копировать, другие, наоборот, категорически против.

Как разобраться во всей этой чехарде? Да пёс бы с ними со всеми, пусть поступают как хотят, неужели нет чёткой логики для начинающего художника, чтобы сразу без ошибок научиться азам?

Примерно так рассуждают те, кто ищут правды на пути освоения знаний.

На одной из онлайн встреч мне был задан вопрос: назовите ошибки, которых не нужно делать в работе над картиной. Я понимаю вопрос так — надо обозначить ряд ошибок, которые уберегут начинающих от неверных действий.

Интересно, как можно чему-то научиться, не делая ошибок? Мой ответ: совершите все ошибки, только после этого опыта Вы будете знать их сами.

Хотите, я дам Вам бесценный совет, поняв суть которого, Вам не нужно будет думать о пустяках, таких как возможные ошибки и прочая ерунда?

Работая с натуры, следует понимать, что и как мы видим, попросту разобраться в механизме видения.

Вам кажется, что Вы рисуете глазами, то есть повторяете то, на что смотрите. Ошибаетесь, Вы рисуете мозгом, именно так мы слышим, видим, ощущаем.

Мы создаём картинку, полагаясь на зрительную память, натура — лишь источник данных для сформированной нами картины увиденного. О том, что именно мозг является приёмником и анализатором всей поступающей информации, говорят нам данные науки, а значит, многое становится ясно о нашем умении изображать реальность или фантазию.

Хорошо получается рисовать, писать красками у тех, кто формирует ясную картинку в собственном воображении, видит изображаемый сюжет в целом, а не по частям, не по деталям, не по кусочкам.

Представьте, Вы собрались написать натюрморт, смотрите на натуру, видите кувшин, блюдо с фруктами, яблоко на переднем плане и складки на драпировке. Вы всё это видите, пока Ваш глаз изучает предметы. Как только Ваше внимание переключается на белоснежный холст, в памяти остаётся только кусочек наблюдаемой натуры, например, яблоко, а остальные предметы помните смутно.



Яблоко Вы нарисуете первым, затем пририсуете к нему кувшин, далее блюдо с фруктами, потом вспомните о складках и т.д. Вы будете создавать Вашу картину по кусочкам, фрагментарно, наблюдая натуру частями, и никогда в целом.

Повторюсь, каждый раз, когда Вы смотрите на натуру, Вы помните только её фрагмент, и сколько бы раз Вы на неё не смотрели, всегда в памяти остаётся чёткой только её часть.

Мастерство художника заключается, в первую очередь, в том, что он учит себя видеть, формировать полную картину изображаемого, опираясь на зрительную память. Если представить, как всё происходит на самом деле, то картинка, с которой идёт работа, не перед глазами художника, а в его воображении.

Вот он — секрет мастерства. Именно здесь следует искать ответ, почему у одного не получается рисовать, а другой виртуозно владеет карандашом и кистью.

Сколько бы Вы не читали и не слушали о возможных ошибках художника, сколько бы приёмчиков не подсмотрели у разных мастеров, какими бы эффектными не были Ваши штрихи и мазки, всё равно будете топтаться на месте, потому что не умеете видеть.

Ценность картины — это её целостность. Кто-то думает, что изобразив массу деталей, искусно поработав с каждым пятнышком, можно создать интересное произведение. Вы ошибаетесь.

В результате Ваша работа превращается в “светофор”, кричащий дикими цветами или в усыпанный “горохом” холст, где масса проработанных деталей не имеет никакой связи. Все засушенные, зачернённые, забеленные работы — следствие неумения видеть натуру, а значит, подсказки о возможных ошибках для Вас — пустые слова.

В профессиональной среде художников есть такое понятие — “пересчитал все предметы”, каждой детали уделил равнозначное внимание. На такое произведение тяжело смотреть, вниманию зрителя не на чем остановиться, каждый кусочек картины кричит: “Смотри на меня!”

Я не согласен с тем, как в большинстве случаев преподносится наука рисовать, писать красками, и главная причина в том, как она подаётся. Девяносто девять процентов якобы учебного материала в сети — это “игра в художника”, причём сами а-ля мастера играют в художников, не имея никакого понятия, о чём вещают.

Я готов простить учителю многое: и косноязычность, и заикание, и строгость, даже грубость, но не отсутствие навыков и знаний. Звание “хороший человек” меня не устраивает.

Я прекрасно понимаю, откуда берутся люди, раз от разу пишущие мне, что за их плечами десятки, а то и сотни мастер-классов и полное отсутствие желания продолжать так дальше. Некоторые вообще потеряли всякий интерес к изобразительному творчеству, потому что так ничему и не научились.

Они не только не стали художниками (что совсем необязательно, у всех разные мотивы, кто-то ищет арт-терапию и не более), но они даже не научились видеть, читать картины, получать эстетическое наслаждение от произведений изобразительного искусства.

Вдумайтесь, подавляющее большинство до сих пор понятия не имеет, как смотреть на картину, чем любоваться, восхищаться, что воспринимать?

У начинающего художника складывается впечатление, что мастера изобразительного искусства — это нахватавшиеся технических приёмчиков бывшие любители, но с гораздо большим опытом, нежели они. А ещё бытует мнение о таланте и вдохновении, которое порой накрывает счастливчиков, и они создают шедевры.

Всё гораздо проще и сложней одновременно. Как Вы будете наносить краску на холст — важно, но есть и другая сторона мастерства, заключающаяся в умении видеть, формировать картинку в собственном воображении, понимать её конструкцию.

Моя статья не о том, как научиться видеть — это отдельная тема. Я хочу обратить Ваше внимание на важность этого навыка и обесценить желание получить фишечки и приёмчики. Вы должны изобрести их сами, так как именно они станут Вашим творческим языком, Вашим стилем выражать себя.

Вы спросите, неужели можно научиться видеть, есть такая методика, а разве это не талант? Отвечаю, нет никакой методики, есть осознанность, глубокое понимание процесса и последовательность действий.

Талант — это один процент из ста, где девяносто девять — осознанная работа, то есть Вы всегда точно знаете, чего именно добиваетесь в своём произведении, а не надеетесь на интуицию и чудо.

Я верю, что мои статьи интересны, прежде всего, думающим людям, желающим постичь тайны мастерства, а не подсмотреть приёмчики. Все, кто ищет в моих текстах и онлайн встречах чудес, их не найдут.

К сожалению или к счастью, всё в мире достигается через труд. Даже если у Вас будут все знания, без практики, без преодоления себя Вы не добьётесь результата. Верно и то, что без знаний одним трудом ничего изменить нельзя.

Пятница, 10 Мая 2013 г. 00:24 + в цитатник

Курс №1 "Учимся видеть и рисовать, как Художник!"

Если у вас есть желание быстро научиться рисовать, так чтобы вашими работами восхищались ваши друзья и знакомые, то вам обязательно поможет мой бесплатный курс с уроками рисования по методу одного из величайших рисовальщиков Альбрехта Дюрера, творившего на рубеже 15-16 веков. Даже если вы вообще не умеете рисовать.

А если вы уже неплохо рисуете, благодаря курсу вы улучшите свою технику и поймете, что сможете нарисовать с натуры что угодно - любой натюрморт, пейзаж, и даже портрет. Если вы предпочитаете работать красками, то все равно вам будет очень полезен этот курс. Вы откроете для себя много нового, потому как я буду рассказывать о базовых основах рисования, которые нужны и рисовальщикам-графикам, и живописцам. Самое главное для художника, как я уже писала много раз - это научиться видеть как художник, а потом запечатлеть то, что видишь на холсте или бумаге.
В первую очередь мы и займемся на курсе раскрытием художественного зрения, а также будем учиться рисовать не объектами и формами, алиниями и пятнами. Учить человека рисовать не развивая его художественное зрение - занятие бессмысленное. Потому что, когда обычный человек смотрит на пейзаж, то он видит улицу, дома, деревья, людей. А когда Художник смотрит на этот пейзаж, то он видит линии и пятна. Если Художник в этот момент рисует карандашом, он видит темные и светлые пятна, если пишет красками, он видит цветные темные и цветные светлые пятна.

Художник видит линии и пятна, переносит их на холст, а зритель различает на холсте - улицы, дома, деревья, людей. Вот такое волшебное превращение, и без него ни куда. Если вы желаете научиться рисовать с натуры что угодно, независимо от формы и материала, попробуйте увидеть не предметы и объекты, а линии и пятна.

Что значит увидеть линии и пятна?

В правильном обучении рисованию учат общим принципам (формулам), благодаря которым начинающий Художник может нарисовать с натуры и по воображению все подобные предметы.

Например?

Например, если вы смотрели уроки сайта, то возможно видели такой урок: "ТЕНИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ, КАК ПЕРЕДАТЬ ОБЪЕМ". В том уроке я рассказывала, как делать объемными предметы размещая правильно светлые и темные пятна: блик, свет вокруг блика, полутона (полутени) вокруг света и тень (самые темные места). Это общая формула для придания объема любой форме, от шара до лица человека.

И даже не важно умеете вы штриховать или нет! Главное правильно найти место темных и светлых пятен.

Я постараюсь показать на примере, как будто я не умею штриховать . Выглядит это примерно так:

Но если предмет будет хоть немного прозрачный, то в нашей формуле свет и тень меняются местами.

То есть вокруг блика всегда будет темное место, а там где у непрозрачных предметов обычно самая темная тень, у прозрачных будет свет.

Примерно вот так:

Проверим эту формулу на винограде:

На среднестатистической бутылке всё тоже самое: вокруг бликов темные места, вокруг темных мест полутона, а в самой тени - светлые пятна, меняется только форма пятен:

И даже радужная оболочка глаза рисуется по принципу (формуле) прозрачных предметов:

Вот так, всего лишь поменяв тень и свет местами, рисуя любой предмет, вы можете создать иллюзию прозрачности! Надеюсь, вы заметили , принцип рисования и этапы рисования разных предметов были одинаковыми.

Это называется общими принципами .

Обучение рисованию состоит из 3 этапов:

увидеть — понять — сделать

Это известно всем преподавателям рисунка, но неизвестно большинству учеников.

Кажется, что весь фокус в том, как сделать. Что мы ищем? Как нарисовать… Что?

Понимаете, вся проблема в том, что нельзя проскочить какой-то из этапов. Нельзя сразу научиться делать, если не видишь и не понимаешь.

Ради любопытства ввела в поисковую строку «как научиться видеть»… Интересно же, что хотят научиться видеть люди?

Вот, что выдал поисковик:

Мда… Так мы от рисования уйдем очень далеко…

Понимаете, ведь художник от не художника отличается не тем, что он умеет рисовать какие-то определенные вещи: розу, или что-то еще. Он по-другому видит .

А как? Объяснить очень трудно. Вообще трудно объяснять простые вещи, для этого нужно как минимум, хорошо владеть словом. Чем я похвастаться не могу… Поэтому я так обрадовалась, когда нашла готовое руководство на эту тему от профи словотворчества.

Сразу оговорюсь, эта книга не только для писателей. Это о творчестве вообще.

«Первое, золотое правило (мастерства), провозгласил Сент-Экзюпери: «Учиться нужно не писать, а видеть!» .

Это уже из книги. Тысячу раз ДА!

Один из советов я решилась вытащить для вас (хотя это, вообще говоря, очень скверное дело — выдергивать фразы из контекста).

«Ныряйте глубже в самого себя, ищите в себе Творца и любыми возможными способами увиливайте от террора внутреннего редактора и контролера.

На первых порах внутренний редактор — это наш страх быть искренним. Что-то клокочет и хочет вырваться из самого сердца, но контролер не позволяет. «Ну и что в этом хорошего? — он спрашивает с упреком. — Зачем об этом кричать на целый мир? Что о тебе после этого подумают?»

Внутренний контролер сглаживает острые углы, полирует рельеф события и ощущения, гасит ослепительную яркость красок и всему норовит придать благопристойный вид.

Смело говорите, что вы хотите сказать. Не беспокойтесь, правильно это или нет, вежливо ли, уместно ли. Пусть это выплеснется наружу. Пишите о близком, о пережитом, о том, что накипело. Поймайте интонацию, которой вы разговариваете с самим собой, и шпарьте!

Я бы даже так сказала: не думайте.

Кайф в нашем деле — главное. Как говорят мудрецы, вообще надо поближе держаться к людям, которые находятся в любовных отношениях с Жизнью.».

Это начало. Все, что нужно для старта. Взлетная полоса. Примите и пользуйтесь!

Далее — по технике работы и о развитии художественного вИдения. Действительно мудрые советы, пропущенные через себя, в сопровождении примеров и историй. Жаль, не могу опубликовать все — книга объемная) Лучше всего найти и прочитать. Я, традиционно, даю ссылку на магазин, в котором покупаю книги сама:

Если вы хотите научиться рисовать — учитесь видеть. Это не сложно. У преподавателей художественных дисциплин есть поговорка: «Натура научит». Нужно только относиться к натуре внимательно, быть готовым учиться у нее.

P. S. Отдельная моя благодарность автору за рекомендации по портрету! За то, что считает требование, чтобы портрет имел полное сходство с портретируемым, слишком примитивным, если не абсурдным, и учит писать (и тут не важно, словами или кистью) портрет на более тонком уровне. Ведь «За какую бы тему мы ни взялись, в каком бы жанре ни работали, мы будем рисовать портрет человека» (конец цитаты).

«Прорыв реален прямо сейчас, но мы почему-то медлим и откладываем. Шекспир говорил: «Мы знаем, кто мы. Но мы не знаем, кем мы можем быть».

Быть художником означает постоянно работать над собой, своей техникой и постоянно развиваться. Это часть роста любого художника, и человек за всю свою профессиональную карьеру может сменить технику несколько раз. Развитие своих навыков - это длинный путь, но результат сможет оправдать все ожидания, если вы будете медленно и терпеливо двигаться вперед.

Шаги

Купите все необходимое

Работайте над своими навыками

    Проставляйте даты на всех рисунках. Наброски не должны быть сложными: пять минут, потраченных на создание наброска выражения лица, будут более полезными, чем полчаса, проведенные в попытках создать детальное изображение. Если у вас есть полчаса, лучше выполните несколько разных набросков. Старайтесь все делать правильно, но не стремитесь к идеальному исполнению. Вы сможете добиться хорошей техники, если будете регулярно заниматься.

    Выберите любимый предмет для рисования. Это может быть кошка, цветок, камень, бутылка, через которую проходит солнечный свет. Подойдет любой предмет, который вы хотели бы научиться рисовать хорошо и который вам дорог. Продолжайте рисовать этот предмет снова и снова по-разному. Регулярная работа над одним предметом или группой похожих предметов (например, ваша кошка, соседская кошка, кошки с открытки, кошачья лапа или кошачий нос) даст вам представление об анатомии и пропорциях предмета. После того, как вы сделаете достаточно много набросков своей кошки, вам будет гораздо легче с первого раза изобразить тигра. Если все время рисовать мелкие камни, потом будет очень просто нарисовать гору.

    Делайте наброски всего, что вы видите. Этот может быть бродяга с вытянутой рукой или маленькая девочка, которая бежит по улице с надувным шариком в руке. Зарисовывайте все, что покажется вам интересным!

    • Начинающим следует начинать с натюрмортов, потому что рисовать их проще - объекты не двигаются. Сначала выбирайте самые простые объекты: ваза без украшений, несколько камешков, цветок с небольшим количеством лепестков, пустая бутылка интересной формы и так далее. В качестве тренировки нарисуйте каждый из объектов отдельно, затем начните по-разному объединять их, чтобы понять, хорошо ли они сочетаются. Неподвижность объекта - это большой плюс натюрмортов, и если вы рисуете в помещении, в течение дня освещение не меняется.
    • Вам может понравиться рисовать животных. Начните со своих домашних питомцев. Рисуйте их, когда они спят, даже если поза не очень интересна, потому что рисовать неподвижный объект проще. Срисовывайте животных с фотографий. Сходите в зоопарк и сделайте снимки каждого животного, которое вам понравится, и используйте снимки в рисовании. Поищите фотографии животных в интернете, не защищенные авторским правом, и другие снимки, рисование с которых не запрещено. Можно даже написать фотографам, которые делают хорошии снимки животных и размещают их на Фейсбуке или Flickr, и попросить их разрешения на использование снимков. Многие с радостью согласятся и захотят увидеть ваши рисунки. Когда вы научитесь быстро рисовать животных, начните рисовать в зоопарках или в дикой природе (например, рисуйте птичек, которые прилетели к кормушке). Рисунок с натуры - это хороший способ научиться быстро фиксировать движения и позы.
    • Рисуйте здания и прочие архитектурные сооружения. Изучайте перспективу, поскольку при работе со зданиями перспектива отвечает за реалистичность изображения. Найдите книгу, посвященную перспективе, и сделайте все упражнения. С осторожностью рисуйте с фотографий, поскольку объектив способен искажать пространство, поэтому чтобы иметь возможность рисовать с фотографии, сначала снимок нужно корректировать. Это один из тех объектов для рисования, который никогда не теряет своей актуальности. Как и в случае натюрмортов, можно рисовать объект с натуры, не боясь, что он встанет и уйдет.
    • Пейзажи - это классическая тема для рисования и живописи. Делайте небольшие зарисовки своего дачного участка, иногда крупнее, иногда чуть шире. Отправляйтесь в поход, ходите в парки с блокнотом для рисования. Делайте несколько быстрых зарисовок, чтобы обозначить основные элементы композиции, а затем выбирайте понравившийся рисунок и повторяйте его в деталях. Не начинайте с мелких листиков, потому что на всю ветку дерева у вас уйдет час. Детали прорабатывать гораздо проще, чем общие черты. Рисование пейзажей требует умения работы с фактурами, формами и переменчивым светом, поэтому учитесь рисовать быстро. Сначала зафиксируйте формы и тени, потому что уже через полчаса освещение будет другим, а из-за этого все будет выглядеть иначе.
    • Можно также рисовать людей. Начните с друзей и родственников, которых вы могли бы убедить неподвижно посидеть как минимум полчаса, пока вы их рисуете. Пишите краской портреты людей, которые вам дороги. Делайте наброски всех людей, которые вас заинтересуют. Тут тоже старайтесь несколькими быстрыми линиями набросать самые важные черты, прежде чем человек пойдет дальше по своим делам. Делать наброски в людном месте - это отличный способ познакомиться с кем-нибудь, потому что люди все время подходят и спрашивают, чем это вы занимаетесь. В этом случае у вас всегда есть тема для разговоров - искусство. Эту тему любят многие, и она не такая уж запутанная.
  1. Поищите уроки живописи и рисования. Теперь такие уроки есть во многих местах. Помните, что вам придется потратить на это деньги, но это будет того стоить.

    • Поищите в интернете уроки, видеоролики об искусстве и DVD-диски, посвященные живописи и рисованию. Многие профессиональные художники выпускают видеоуроки в разных форматах. На некоторых сайтах вроде http://www.wetcanvas.com также можно найти бесплатные уроки, где преподаватели-волонтеры дают задания, оценивают результат и всячески помогают. На сайтах, похожих на http://how-to-draw-and-paint.com , есть много бесплатных инструкций и электронных книг, доступных к скачиванию. Прежде чем купить уроки, прочитайте на них отзывы и посмотрите пробный ролик, чтобы понять, подходит ли вам стиль изложения и нравится ли вам преподаватель.
  2. Подпишитесь на специальные журналы. Есть журналы, в которых публикуют статьи о том, как рисовать и писать красками. Чем больше вы читаете, тем проще вам будет осваивать разные техники. Здесь важен эффект накапливания. Может показаться, что рисовать просто, потому что рисующим людям это дается легко, но на самом деле это длительный процесс, который требует усилий, терпения и постоянного обучения. Все это входит в понятие таланта, потому что талант - это такая сильная любовь к своему делу, что человек готов примириться с ошибками, чтобы научиться делать все хорошо. Люди считают, что у человека талант, когда могут узнать реальные предметы в рисунках.

    Учитесь композиции и дизайну. Читайте книги о дизайне и композиции, запишитесь на занятия по дизайну. Хорошая композиция отличает настоящего художника от художника, который всю жизнь делает копии других изображений. Научитесь правильно кадрировать изображение, выбирать объекты, направлять взгляд зрителя к самым важным деталям картины: к глазам изображаемого человека, к солнечному пятну в пейзаже, к животному, склонившемуся над водой, к людям на пляже. Некоторые объекты притягивают к себе внимание сами по себе (например, милые котята), но вы можете сделать картину такой, что от нее будет сложно оторвать глаза, если научитесь правилам композиции.

Работа в сфере, связаной и искусством

  • Если вы раздражаетесь из-за того, что не можете нарисовать все в точности так, как оно выглядит, глубоко вдохните, досчитайте до 10 и сделайте небольшой перерыв. Затем попробуйте нарисовать что-нибудь простое, что вы уже умеете. Если вы начинающий художник, попробуйте рисовать очень быстро и в жестко установленное время. В качестве объекта выберите неподвижный предмет: ластик или банку из-под напитка без наклейки. Выполните набросок за 2 минуты и переходите к следующему. Реалистичные рисунки начинают получаться лишь благодаря постоянной работе. Точно так же приходит ощущение перспективы, навыки светотеневого рисунка, ощущение пропорций и т.д.
  • Чтобы добиться совершенства, нужно тренироваться. А еще лучше отказаться от идеи совершенства, заменив ее идеей красоты. Ошибки могут приводить к неожиданным результатам. Даже самые опытные художники иногда совершают ошибки и всегда радуются им, потому на ошибках учатся. Нелепые случайности могут сотворить шедевр, и случается такое часто. Перфекционизм душит искусство, поэтому откажитесь от такого подхода. Старайтесь получать удовольствие от процесса и воспринимать все как художник. Вы поймете, что когда вы научитесь изображать предметы реалистично, вы сможете видеть мир по-новому, даже если не рисуете. Научитесь рисовать портреты, и вы станете видеть красоту в каждом лице, а в лицах людей, которые считаются идеально красивыми, будете замечать мелкие изъяны - то есть то, что делает лицо запоминающимся.
  • Не спешите. На то, чтобы стать профессионалом, уходят годы.
  • Работать с пейзажами проще. Если вы сделаете ошибку (например, изобразите гору слишком высокой или поместите дерево слишком далеко от переднего плана), можно не волноваться. Если общая картина при этом выглядит хорошо, значит, вы интуитивно подправили вид. Картина - это не фотография. Она не должна очень точно передавать все мельчайшие детали, если только вы не хотите запечатлеть известное место или статую, но даже в этом случае можно менять вид кустов или облаков. Возможно, вам удалось бы точнее передать что-то, если бы вы подошли ближе или сели. В любом случае, не переживайте, если что-то получилось не так, как выглядело на самом деле.
  • Купите дешевые детские игрушки: однотонные кубики, шарики и цилиндры без рисунков. Очень полезно тренироваться рисовать такие фигуры, поскольку это позволяет научиться видеть более сложные конструкции как сочетание геометрических фигур. Поставьте их на стол так, чтобы свет падал сверху или сбоку, и рисуйте их. Это поможет вам тренировать навык светотеневого рисунка и понять, что освещение делает с такими фигурами. Такое упражнение есть практически во всех учебниках по рисованию, но рисовать с натуры гораздо полезнее. Рисуйте в цвете карандашами или акварелью, чтобы понять, как выглядит отраженный цвет и как взаимодействует цвет со светом. Когда вы позже будете рисовать сложные натюрморты с серебром, кружевом или стеклом, вы сможете разбавить рисунок более яркими оттенками. Если в композиции не окажется места для цветных фигур, всегда можно поставить какую-нибудь яркую фигуру рядом, чтобы цвет отражался на серебряном боку графина.
  • Расчертите листок на квадраты, а затем проделайте тоже самое с распечаткой картинки, которую вы хотите срисовать. Рисуйте в каждом квадрате чистого листа то, что вы видите в квадратах распечатки, миллиметр за миллиметром. Это позволит вам с первой попытки получить очень точное изображение. Сделайте сетку очень тонкой, чтобы ее можно было бы при необходимости стереть. Художники эпохи Возрождения использовали эту технику, устанавливая стекло с сеткой между собой и моделью. Такой способ позволяет добиться четких и правильных линий.
  • Можно также рисовать по точкам, если вы хотите добиться точности. Измерьте расстояния между важными точками на объекте, который вы хотите изобразить, например, между уголками глаз, от подбородка до границы роста волос на лбу и т.д. Разметьте все на бумаге с учетом этих измерений. Можно изменять масштаб в большую или меньшую сторону, используя линейку. Зафиксируйте самые важные части лица, чтобы глаза оказались в нужном месте в сравнении с носом, подбородком, щеками, волосами и плечами. Используйте столько точек, сколько посчитаете нужным. Чем больше точек, тем точнее изображение. Затем соедините точки как можно плавнее и аккуратнее. Со временем это начнет получаться быстрее и проще, и тогда вам будет достаточно всего нескольких точек, чтобы обозначить верхнюю и нижнюю часть лица, щеки, уголки глаз, нос и уголки рта. Такой метод может использоваться для изображения любых объектов - здесь мы приводим портрет лишь как пример.
  • Попробуйте перенести изображение с фотографии на бумагу с помощью сетки. Постарайтесь как можно точнее передать тени в каждой из клеток и не переживайте, если контур будет не совсем верным. Как только вы научитесь этому, вам будет проще рисовать с натуры.

Предупреждения

  • Не используйте для срисовывания фотографии, которые не принадлежат вам, без разрешения правообладателя. Выбирайте снимки, которые не защищены авторским правом, или спрашивайте разрешения у фотографа. Соблюдайте закон и всегда указывайте источник, если вас о нем спросят. Если фотограф запретит вам продавать изображение, срисованное с его фотографии, не спорьте. Лучше тренироваться на собственных снимках и учиться срисовывать именно с них. Так вы будете делать фотографии для того, чтобы потом рисовать, а не для того, чтобы сама фотография приобрела значительную художественную ценность. Конечно, можно совмещать разные снимки и менять их до неузнаваемости на бумаге или холсте, но это требует определенных навыков и опыта. Не используйте фотографии из журналов, если пока не умеете этого.

«Жизнь коротка, чтобы тратить ее на вещи, которые не приносят удовольствия» - утверждает Ричард Бренсон. И если вы всегда хотели научиться рисовать, но так и не нашли время или возможности посещать художественную школу, то изучайте нашу новую подборку полезных онлайн-курсов и программ. Они помогут вам обрести новое хобби – рисование.

Сайты для обучения рисованию


На онлай-платформе есть курс «Азбука рисования», где и взрослый, и ребенок смогут узнать все об азах рисования. Какие инструменты использует художник, какими понятиями пользуется, что такое форма и текстура, контраст и нюанс… В курсе 43 лекции и 8 модулей. По окончанию необходимо выполнить домашнее задание.

Обучающий сайт, где рассказывается о рисовании с натуры, анатомии человека. Правда, ролики на английском языке, но это прекрасный повод подтянуть английский язык.

Сайт художественной школы для взрослых Милы Наумовой. Мила Наумова – автор проекта «Рисовать могут все!», а также преподаватель мастер-классов и уроков рисования. На сайте есть платные и бесплатные курсы, такие как «Учимся видеть и рисовать как художник».

Англоязычный ресурс по рисованию. На сайте очень много курсов, которые строятся по принципу « от простого к сложному". Предлагаемые курсы « Секреты рисования» , « Цветной карандаш» , « Картина маслом» , « Акварель-мастерская» , « Перо и чернила» , « Креативный микс-медиа» . Каждый модуль включает в себя HD-видео и сопутствующую литературу.

На проекте даются уроки поэтапного рисования животных, птиц, любимых персонажей мультфильмов, людей. Техника простого карандаша.

Сайт по карандашному рисунку. Все, что хотели знать о рисовании карандашом объясняется поэтапно. На страницах проекта Вы найдете материалы на совершенно различные тематики: уроки рисования человека, животных, цветов, деревьев и т.д.

Бесплатная академия рисунка, где каждый найдет то, что его вдохновит и то, что он еще не знал. Все видео на английском языке.


- на канале много полезной информации от живописца-монументалиста, который окончил МГАХИ им Сурикова. Здесь видеоуроки по академическому рисунку и живописи, композиции и искусству в целом. - бесплатные видеоуроки, благодаря которым можно научиться рисовать карандашом, акварелью, портреты и пейзажи. Есть уроки для взрослых и отдельно для детей.

Целый канал от школы Вероники Калачевой. У школы есть свой сайт, но там в основном предлагают платные курсы по рисованию. В бесплатном же доступе есть видеоуроки на YouTube. Это насыщенные и интересные программы обучения рисунку, акварели, пастели и живописи.

Канал создан для тех, кто неравнодушен к изобразительному искусству и очень хочет сам начать рисовать. Если вы не знаете, с чего и как начать, думаете, что у вас нет таланта, то открывайте видео, берите в руки кисть и рисуйте. Видоеуроки очень понятные и простые. На канале найдутся уроки по акварели, гуаши, маслу и пастели. - много подробных видеоуроков по мультяшным персонажем и все, что с ними связано. Канал обновляется часто, так что вы всегда найдете что-то полезное и новое. - Том МакФерсон на своем канале рассказывает, как красиво и грамотно рисовать карандашом. В основном представлены уроки по рисованию интерьеров и архитектурных сооружений.

Если вы почувствовали желание рисовать, то не задумывайтесь о результате – рисуйте. Открывайте любой указанный ресурс и следуйте инструкциям, развивайтесь и совершенствуйтесь. И в скором времени вы самостоятельно нарисуете шедевр, которым порадуете любимых.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры