Как зовут детей шрека. Персонажи из мультфильма "Шрек", как их зовут

Главная / Ссоры

»
«Кот в сапогах: Три Дьяволёнка »
(короткометражный)

Сиквелы Продюсер Сценарист Роли озвучивали Композитор Студия Страна

‎ (США )

Время Премьера Бюджет

ок. $60 млн.

«Шрек» (англ. Shrek, 2001) - американский полнометражный анимационный фильм режиссёров Эндрю Адамсона и Вики Дженсон по мотивам детской книги Уильяма Стейга «Шрек!».

Это первый полнометражный мультфильм в истории, получивший премию Оскар за лучший анимационный полнометражный фильм. Также награждён премией BAFTA, Annie Awards (в 8 номинациях) и другими кинематографическими наградами.

В фильме собраны и действуют герои известных и любимых в европейской культуре сказок, традиционные сюжетные линии которых умело и комично вплетены в совершенно иную историю. Комический эффект создаётся не только неожиданным соединением совершенно разных историй в одну, но и тем, что сказочные персонажи сами читали сказки и знают, что в них положено, а что нет, однако ежесекундно нарушают зрительские ожидания, а также тем, что герои живут в условном Средневековье, но их речь сочетает с высоким поэтическим стилем (напр. традиционными сказочными зачинами), как современную разговорную речь со стилистически сниженной лексикой, просторечными оборотами и анахроническими упоминаниями современной нам техники, так и пародийное обсуждение жизни знаменитостей и киноиндустрии.

Теглайн: Принц не очарователен. Принцесса не спит. Закадычный друг не помогает. Людоед - герой. Сказки никогда не будут прежними.

Сюжет

Шрек - огромный зелёный огр (великан-людоед из западноевропейских сказок), который живёт в одиночестве на болоте в окрестностях города-государства Дюлок, населённого людьми, животными, куклами и др. из разных европейских сказок и легенд (напр. Красная Шапочка, Пиноккио, три слепые мыши из английского детского фольклорного стихотворения). Людей он, по доброте душевной, практически не ест, но его самолюбие греет тот факт, что при виде него все бросаются врассыпную. Однако, когда лорд Фаркуад - злобный коротышка, правитель Дюлока - изгоняет из своих земель всех героев разных сказок на болото Шрека, последний отправляется выяснять с Фаркуадом вопрос об освобождении от них болота. Самому ему депортация не грозит, ведь он легко одолевает всех крестьян, пытающихся связать его. Вместе с ним увязывается болтливый, вечно надоедающий Шреку говорящий Осёл, которого Шрек один раз уже спас от солдат правителя.

Сам лорд Фаркуад хочет стать законным королём, но для этого ему, по сказочному канону, надо жениться на принцессе. Волшебное Зеркало из сказки про Белоснежку под угрозой показывает ему на выбор трёх (первые две из них - Белоснежка и Золушка), и он в итоге отдаёт предпочтение, по совету придворных, третьей - принцессе Фионе, которая заточена в башне замка, охраняемого драконом. Фаркуад устраивает турнир, победитель которого получит почётное право победить дракона и вызволить принцессу, так как сам правитель не хочет подвергаться опасности, да и не смог бы победить никого физически.

Шрек и Осёл приходят как раз к началу турнира. Лорд провозглашает, что тот, кто из рыцарей убьёт великана, получит почётное право спасти принцессу. Шрек легко побеждает всех один. Фаркуад неожиданно меняет план и объявляет победителем турнира Шрека. Под угрозой жизни, Шрек соглашается спасти принцессу, если взамен Фаркуад прикажет сказочным существам уйти с его болота.

Шрек и Осёл отправляются к замку дракона. Дракон взмахом хвоста забрасывает Шрека в башню Фионы и остаётся с глазу на глаз с Ослом. Оказывается, что это Дракониха, и она внезапно влюбляется в Осла, пытается с ним заигрывать. В это время Шрек выводит Фиону из башни, и им втроём с Ослом удаётся убежать.

Фиона думает, что её освободил прекрасный принц (как положено по сюжету её сказки, знакомой ей, как и всем, с детства), однако всё пошло не совсем так, как должно. Она не желает идти к Фаркуаду, и Шреку приходится тащить её.

Фиона каждый раз перед закатом прячется от Шрека и Осла. Осёл случайно обнаруживает, что Фиона по ночам превращается в зелёную великаншу того же «биологического вида», что и Шрек. Шрек слышит часть их разговора о том, «кто способен полюбить такое чудовище», но думает, что они говорят о нём. Он обижается и уходит, а утром сдаёт Фиону лорду Фаркуаду.

Трагедия Шрека и Фионы состоит в том, что оба кажутся теми, и пытаются быть теми, кем они не являются. Люди давно повесили на них ярлыки: на Шрека - то, что он огромный тупой людоед, на Фиону - то, что принцессе следует быть тихой и покорной. И Шрек, и Фиона настолько свыклись с этими ненастоящими образами, что застряли в них, сами того не ведая. Поверив однажды в себя других, они лучше понимают друг друга, но на миг потеряв себя, они расстаются, как им кажется, уже навсегда. Им снова придется жить под ярлыками смирной принцессы и злобного огра. И лишь их огромное желание снова не потерять себя и свою любовь, отбрасывание этих самых ярлыков и непонимания приводит их к счастью и любви.

Фиона готовится к свадьбе и вспоминает Шрека. Осёл решается рассказать Шреку правду. Узнав, что Фиона любит его, Шрек на Драконихе, которая любит Осла и соглашается помогать Шреку, летит в замок. В это время садится солнце, и Фиона на глазах у всех превращается в огра. Лорд Фаркуад приказывает заточить свою «невесту-чудовище» в башню. Шрек отбивает её с помощью Драконихи, которая проглатывает Фаркуада.

Заклятие Фионы можно снять поцелуем, поэтому Шрек целует её, и все ожидают, что теперь она превратится в красавицу. Однако Фиона остаётся огром, и они со Шреком играют весёлую свадьбу на болоте.

Художественные особенности

Фильм строится на постоянном постмодернистском обыгрывании широко известных образов и сюжетных структур классических литературных сказок и их кинематографических воплощений. Создатели фильма сатирически переосмыслили нравоучительный конформизм, в который выродился к концу XX века жанр художественной сказки, и использовали в фильме привычные сказочные образы в непривычной нонконформистской трактовке.

Например: Питер Пэн стоит в очереди, чтобы, как требует закон, сдать фею Динь-Динь стражникам Лорда Фаркуада за вознаграждение - подчёркнутая «законопослушность» этого деяния противоречит не только духу классического сюжета о Питере Пэне (который как раз отказывается следовать «взрослым» правилам и не хочет взрослеть), но и обычной человеческой морали. Другой пример: Серый Волк появляется в «бабушкином» платье и чепце, но разговаривает при этом басом - то есть, речь идёт не о попытке сокрытия им своей сути, как в сказке о Красной Шапочке, а о демонстрации её, да ещё с новым для старинной детской сказки «взрослым» подтекстом - намёком на одно из явлений современной западной сексуальной культуры трансвестизм. Разного рода намеки, рассчитанные на разные возрастные и культурные группы зрителей, и образуют подтекст.

Основной сюжет фильма также является композицией инверсий сюжетов популярных сказок: скажем, мотив Шрека и Фионы - это точная инверсия сказки о Красавице и Чудовище (в которой Чудовище в итоге оказывается Принцем).

Роли озвучивали

В оригинале:

Первоначально на роль Шрека планировался артист Крис Фарли . С его участием роль была озвучена примерно на 80%, но в декабре 1997 года он умер. После этого на озвучивание роли был приглашен Ярослава Турылёва . Российский дубляж «Шрека» был признан лучшим и демонстрировался на Каннском кинофестивале 2004 года в рамках премьеры мультипликационного фильма «Шрек 2 ». См. также: Русский дубляж серии фильмов «Шрек» Релиз:

Торжественный премьерный показ фильма состоялся 22 апреля 2001 года. Фильм участвовал в конкурсной программе Каннского кинофестиваля, его фестивальный показ состоялся 12 мая 2001 года. Фильм вышел в широкий прокат в США 18 мая 2001 года. Фильм прошёл в прокате с огромным успехом, собрав 268 миллионов долларов в США и 484 миллиона долларов во всём мире.

Музыка

Список песен из мультфильмов про Шрека (англ.) Официальный саундтрек:

  • «Stay Home» - Self
  • «I’m a Believer» - Smash Mouth
  • «Like Wow!» - Leslie Carter
  • «It Is You (I Have Loved)» - Dana Glover
  • «Best Years of Our Lives» - Baha Men
  • «Bad Reputation» - Halfcocked (англ.) (В фильме звучит оригинальная версия Джоан Джетт)
  • «My Beloved Monster» - Eels
  • «You Belong to Me» - Jason Wade
  • «All Star» - Smash Mouth
  • «Hallelujah» - Rufus Wainwright (В фильме звучит версия

Музыка из мультфильма:

  • «Fairytale»
  • «Ogre Hunters / Fairytale Deathcamp»
  • «Donkey Meets Shrek»
  • «Eating Alone»
  • «Uninvited Guests»
  • «March of Farquuad»
  • «The Perfect King»
  • «Welcome to Duloc»
  • «Tournament Speech»
  • «What Kind of Quest»
  • «Dragon! / Fiona Awakens»
  • «One of a Kind Knight»
  • «Donkey"s Ass»
  • «Escape from the Dragon»
  • «Helmet Hair»
  • «Delivery Boy Shrek / Making Camp»
  • «Friends Journey to Duloc»
  • «Starry Night»
  • «Singing Princess»
  • «Better Out Than In / Sunflower / I"ll Tell Him»
  • «Merry Men»
  • «Fiona Kicks Ass»
  • «Fiona"s Secret»
  • «Why Wait to Be Wed / You Thought Wrong»
  • «Ride the Dragon»
  • «I Object»
  • «Transformation / The End»

Невероятные факты

Ни для кого не секрет, что большинство сказочных персонажей списано с реально существовавших людей.

Однако, мало кому известно, что образ зеленого великана по имени Шрек, успевшего полюбиться не только детям, но и всему взрослому населению земного шара, также является не вымышленным, а вполне реальным.

Морис Тилле (Maurice Tillet), французский рестлер, родился в далеком 1903 году. В детстве маленький Морис был совершенно обычным с виду и даже получил прозвище "Ангелок" за своё милое трогательное личико.

Тилле был очень умным и начитанным ребенком.



Ходили слухи о том, что Морис мог изъясняться на 14 языках, а также был силен в шахматах и литературе. Он окончил юридическую школу, но его мечта была стать великим актером. Однако, когда парню исполнилось 20 лет, врачи обнаружили у него акромегалию, заболевание при котором начинается резкое и бесконтрольное увеличение костных тканей.

Глядя на фото Морриса, можно, действительно, найти явное сходство с его мультяшным прототипом. Очевидно, что Тилле и Шрек братья-близнецы с той лишь оговоркой, что Морис существовал в реальности, а зеленый великан по сей день живет в сказке.

Шрек человек



Из-за уродующей внешность болезни Морису пришлось попрощаться с карьерой юриста, так как когда адвокат с такой внешностью появлялся в зале заседания, присутствующие реагировали не совсем адекватно. Неоднократно в адрес юриста со столь странным внешним обликом ссыпалось множество насмешек и шуток.

Лучший рестлер

Морис Тилле кардинально поменял род деятельности. Вскоре на территории Соединенных Штатов он стал известным рестлером с псевдонимом "Французский ангел". Несложно догадаться, почему Морис получил такое прозвище. Он стал одним из лучших представителей рестлинга в те времена.



В начале 40-х годов Морис Тилле начинает успешно показывать себя в вольной борьбе. Он получает множество наград и титулов и становится лучшим среди сильнейших спортсменов США.

Имя Тилле с завидным постоянством мелькает в заголовках газет и журналов. С тем, что Морис становится настоящей звездой в Америке и любимчиком прессы, поспорить сложно. Однако, несмотря на успехи в области спорта, везунчика не покидает мечта стать актером.

Наконец, его безумное желание сняться в ряде голливудских фильмов воплотилось в реальность. Он успешно стартует в кино. Однако, к большому сожалению, карьера в Голливуде закончилась также быстро, как и началась.

В 1953 году Морис скоропостижно скончался, но не от болезни кости, которая мучила его всю жизнь, а от сердечной недостаточности.

Известные персонажи мультфильмов

Но если Шрека списали с жизненного образа, то некоторые реальные люди, наоборот, как будто копируют героев известных мультфильмов.

1. Двойник Альфреда Лингуини (Alfredo Linguini)



До выхода мультфильма "Ratatouille" этот паренёк был обычным подростком с самой заурядной внешностью. Теперь он знаменитость не только в своем городе, но и во всем мире. А ведь и в правду, сходство просто потрясающее.

2. Карл Фредриксен (Carl Fredricksen)



Мультфильм "Вверх" завоевал сердца многих зрителей. А этот мужчина сразу же после выхода мультика стал знаменитым благодаря сходству с главным персонажем.

В 2001 году перед взором изумленных зрителей предстал полнометражный анимационный фильм «Шрек». Всех поразила не только компьютерная графика и прорисовка персонажей, но и постмодернистский стёб над целым пластом европейской средневековой культуры — сказками. «Шрек» тотчас удостоился «Оскара» и ряда других, не менее престижных премий. Мультфильм снят по мотивам одноименной книжки Уильяма Стейга.

Мир Шрека

Перед нами — сказочное королевство, населенное знакомыми с детства личностями. Здесь обитают Рапунцель, три поросенка, Белоснежка и Серый Волк. Сам Шрек проживает близ города-государства Дюлок, в окрестных болотах. Население мегаполиса — куклы, мифические животные и даже люди. Городом правит злобный коротышка — лорд Фаркуад. Однажды он устраивает массовую депортацию сказочных героев, и все они перебираются на болото Шрека. Великана это не устраивает, и он отправляется на «разборки».

Ключевые фигуры

  1. Шрек. Центральный персонаж всего цикла мультфильмов. Это здоровенный зеленый огр, которого суеверные местные жители считают людоедом. Тем не менее, Шрек достаточно миролюбив. Правда, ему доставляет несказанное удовольствие процесс пугания окружающих. Великан следит за собой — принимает грязевые ванны, пьет «глазные» коктейли и чистит зубы гусеницами. Жутковато выглядит и внутреннее убранство его обители, освещаемое свечами из настоящих ушных раковин. Да и само жилище — старый пень, вместо окон в котором зияют дыры.
  2. Фиона. Образ этой героини эпопеи «Shrek» навеян сюжетами «Золушки», «Спящей красавицы» и «Белоснежки». Фиона пародирует устоявшиеся клише диснеевской принцессы. Днем она притворяется милым созданием, а по ночам перевоплощается в великаншу-огра и считает себя жутким чудовищем, на котором никто не захочет жениться. Во второй части трилогии выясняется, что у нее есть родители, которые правят королевством «Далеко-далёко». Принцесса владеет восточными единоборствами и с легкостью разбрасывает толпу хулиганов. Постепенно нам открываются и другие таланты Фионы — она хорошая мать и любящая дочь.
  3. Осёл. Уникальный говорящий осел, единственный в сказочном королевстве. Много шумит, бестолков и надоедлив. При этом достаточно умен и склонен к изучению права — вспомните эпизод с контрактом Румпельшпильцхена. Случайно навязался главному герою в качестве спутника. Дружбу с огром пронес сквозь многие годы. Склонен к брачным союзам с драконами, в которых вызывает необъяснимую симпатию.
  4. Кот в сапогах. В фильме предстал в виде наемного убийцы, мастерски владеющего шпагой и другими видами холодного оружия (в том числе когтями). Соблазнитель и дамский угодник. На Осла посматривает свысока. Выглядит как полосатый рыжий котяра, носит плащ, шляпу и… сапоги, как ни странно. Владеет уникальным талантом — строить глазки. Применяя этот коварный прием в бою, ошарашивает противника.
  5. Король Гарольд. Приходится отцом Фионе. Отличается низким ростом. Молодость провел в облике жабы, будучи заколдованным. Был расколдован феей взамен на обещание выдать замуж Фиону за ее сына.
  6. Королева Лиллиан. Приходится супругой Гарольду и матерью — Фионе. Если бы не родственные связи близкой степени, мы бы не включили ее в список главных мульгероев цикла.

Злодеи

  1. Принц Чарминг. Апофеоз образа Прекрасного Принца. Красив, элегантен, владеет навыками боя. При этом крайне эгоистичен, склонен к нарциссизму, инфантилен и враждебен. Перечень недостатков можно продолжить. Изначально готовился мамочкой в качестве супруга Фионы, пока в дело не вмешался Шрэк и не отбил принцессу у лузера.
  2. Правитель ближайшего к болоту Шрека мегаполиса. Самовлюбленный, надменный и весьма коварный персонаж. Низкорослый, одевается во все красное. Стремится к королевской власти через брак с принцессой. Злобен и хитер, ненавидит волшебных созданий. После скоропостижной кончины Фаркуада Дюлок приходит в упадок и превращается в город-призрак.
  3. Фея-Крестная. Центральная злодейка во второй части «Шрека». Мать Чарминга. Творит зло посредством волшебной палочки, без которой она — всего лишь крылатая толстушка. Способна трансформировать животных в людей, умеет призывать молнию. Крупная магическая промышленница, контролирует завод, производящий зелья. По ее приказу Фиона в юном возрасте была депортирована в замок — под бдительный надзор дракона. Конец Феи плачевен — она распалась на пузырьки в результате удара молнии.

Второстепенные персонажи

  • Серый Волк. Впервые появляется на болоте у Шрека в компании изгнанных сказочных героев. Одевается весьма экзотично (чепец и одеяние бабушки), при этом разговаривает басом. Сдружился со Шреком и даже танцевал на его свадьбе.
  • Мерлин. Некогда работал учителем магии в стенах Вустерширской академии. Преподавал у Артура Пендрагона. После нервного срыва ушел на пенсию по совету психолога. Былое могущество с возрастом постепенно утратил. Способен разбивать камни зарядом. Владеет искусством телепортации, но с побочными эффектами.
  • Артур Пендрагон. Сосланный в Вустершир сын правителя Пендрагона. С шести лет рос без материнского внимания. Депрессивный изгой, объект для насмешек и издевательств. Это не помешало ему впоследствии баллотироваться на пост владыки «Далёкого-Далёка».
  • Рапунцель. Изначально являлась подругой Фионы. Позже оказалась предательницей, став возлюбленной Чарминга. На самом деле волос у нее нет, Рапунцель носит парик.
  • Белоснежка. Очередная подруга Фионы. Внешне привлекательна, обладает красивым голосом. Сражалась с Чармингом, обезвреживая злобных дендромутантов.
  • Капитан Крюк. Хронический неудачник, завсегдатай трактира «Отравленное Яблоко», где любит поигрывать на рояле, заменяя пирата-музыканта.

Создатели анимации смогли создать захватывающий сюжет, оригинальный по форме и методу подачи, и в то же время глубоко гуманистический. Антураж детально проработан, характеры персонажей выпуклые и запоминающиеся. Любители постмодерна получат удовольствие от копания в цитатных напластованиях. Все эти факторы в совокупности делают цикл знаковым культурным явлением.


С начала 90-х и по сей день отечественное детское кино и мультипликация переживают серьёзный кризис. Основная причина – отсутствие финансирования, что не позволило своевременно перейти на использование новых инновационных технологий. А это значит, мы начинаем терять своего юного зрителя. Речь идёт не о кассовых сборах, а о сфере сознания, о традиционном советско-русском ценностно-моральном поле. Подрастающее поколение не воспринимает чёрно-белое кино и уже с трудом воспринимает изображение в формате 2D. Оно воспитывается в пришедшей из Голливуда 3D-системе информационного воздействия и предпочитает старым советским мультфильмам современные, красочные, компьютерные. И это постмодернистский выбор – выбор формы передачи информации более реалистичной и, как шутили юмористы, «легко усвояемой»! Но самое главное – это то ценностное содержание детских сказок, которые преподносит нам голливудская и диснеевская кино- и мультипликационная поточно-конвейерная индустрия. Рассмотрим один из таких популярных американских мультфильмов.

Рыночная сделка вместо подвига

История зелённого огра Шрека, экранизированная Голливудом в виде полнометражного мультфильма, на протяжении почти 10 лет приковывает к себе внимание детей и многих взрослых всего мира. Фильм снят по мотивам детской сказки «Шрек» американского писателя У. Стейга, изданной в 1990 г. Надо отметить, что голливудское прочтение книги, как это часто бывает, весьма отличается от оригинала. Поэтому в данной статье речь пойдёт именно о голливудской интерпретации «Шрека».

Главной функцией, предназначением любой сказки, фольклорной или авторской, является воспитание и социализация подрастающего поколения. Она была придумана нашими предками, чтобы в доступной форме донести до ребёнка правила и ценности жизни общества, выработанные в процессе исторического развития народов.

Тысячелетней историей сказок в культурном опыте человечества закреплено представление о добре, зле и их персонификациях. Традиционно в сказках народов мира силы добра – это, во-первых, жертвы какого-либо рода несправедливости: наиболее беззащитные и уязвимые, хрупкие и нежные создания – небольшие зверьки (как правило, травоядные), дети или девушки и т. д., которые попадают в беду по чьему-то злому умыслу; во-вторых, их защитники – отважные благородные богатыри, рыцари, принцы и т. д.; в-третьих, помощники жертв несправедливости, униженных и угнетённых – звери, птицы, добрые феи, волшебники.

Зло – это, во-первых, всякого рода нечисть, имеющая мало сходства с человеком. Самым ярким представителем этого рода негативных персонажей является дракон (Тугарин-змей, Змей-Горыныч). Во-вторых, асоциальные элементы – разбойники, пираты. В-третьих, представители сильных мира сего – короли/цари и королевы/царицы (последние, как правило, злые мачехи). Вспомним также, что и Кощей Бессмертный тоже относился к этой категории, нося царский титул. И наконец, злые волшебники и волшебницы, которые могут выступать в сказке в качестве главной отрицательной силы или быть чьим-то помощниками.

В «Шреке» присутствуют все эти традиционные сказочные персонажи, но их функции прямо противоположны мировой сказочной традиции. Как в известной песне «стало чёрное – белым, белое – чёрным». Добрая фея оказывается коварной интриганкой, которая стремится из корыстных побуждений женить своего сына на принцессе; её сын – красивый принц – глупым и алчным. Кот в сапогах до знакомства с главным героем Шреком вообще работает... киллером! Зато злой дракон оказывается драконихой, к тому же весьма симпатичной и очень любвеобильной!

Очень смущает странный персонаж, которого можно увидеть во всех фильмах про Шрека – крупный мужчина-трансвестит. Вероятно, тем самым авторы хотели отразить чувство толерантности к секс-меньшинствам, которым, судя по всему, американцы очень гордятся. И эту ценную установку Голливуд хочет привить детям всего мира!

Когда птичку не жалко

Главный герой фильма Шрек – злой и грубый великан-огр, мизантроп, ненавидящий также животных, живущий на болоте. Мотивацией его подвигов становится не зов сердца, не благородные побуждения – нет, а типичная рыночная проблема – земельный вопрос, возникший в связи с притязаниями короля на его участок.

Нельзя не сказать несколько слов и о самом монархе – карлике-садисте. Желая жениться на прекрасной принцессе, он заключает сделку с огром – последний спасает девушку из лап дракона, а в обмен получает своё болото. Всё чётко – рыночная сделка вместо подвига! И король, и Шрек считают такую систему отношений приемлемой и естественной. Таковы правила сказок эпохи современного капитализма!

Примечательно, что знакомство с королём начинается с подземелья его замка, в котором палач пытает пряничного мальчика, окуная его в горячее молоко! Но это же сказка для современных детей, поэтому, чтобы они не успели испугаться и посочувствовать несчастному мучному мученику – в ход идёт шутка. Пряничный мальчик, у которого король отломил ножки, кричит: «Только не трогайте пуговицы – они из глазури!». Эффект – смех в зрительном зале. И это был детский смех над несчастным сказочным, но живым существом, который подвергался пытке! Но это не единичный пример. Смерть отца принцессы – жабьего короля (кстати, положительного персонажа) превращается в какой-то фарс, предсмертная агония представлена в качестве смешных кривляний амфибии с выпучиванием глаз, высовыванием языка! Из фильма в фильм повторяется красочный эпизод, когда принцесса Фиона состязается в пении с птицей, берёт очень высокую ноту, под воздействием этих звуков несчастное пернатое надувается и... от него остаются только лапки и облачко дыма. Но птичку не жалко – в зрительном зале звучит детский смех! Всё снова превращено в шутку. Создатели фильма вполне осознанно программируют именно такую реакцию у аудитории на жестокость.

Теперь о принцессе Фионе. Голливуд предложил свою версию царевны-лягушки. Сделав принцессу дочерью царя-жабы, У. Стейг наложил на героиню своей книги классическое сказочное заклятие «Днём царевна, ночью – урод», то есть огр! Далее предлагается традиционный сюжет – принцесса томится в пещере дракона, её должен спасти храбрый принц (в данном случае, король), поцеловать и снять тем самым заклятие. Но в «Шреке» всё происходит диаметрально противоположно! Принцессу спасает наёмный огр, которому она впоследствии и отдаёт своё сердце.

За что Фиона полюбила Шрека?

Но за какие же качества принцесса Фиона полюбила Шрека? Не за освобождение из лап дракона, поскольку принцесса была намеренно заточена в пещеру, чтобы появился принц-герой, который пробудил бы своим подвигом в ней чувства и снял бы с несчастной злые чары. Шрек объяснил принцессе, что она – условие сделки с королём. Не за силу и доблесть. Когда на Шрека, Фиону и их спутников, Осла и Кота в Сапогах нападают в лесу разбойники, именно принцесса, прекрасно владеющая приёмами восточных единоборств, спасает всю свою мужскую компанию. Не за хорошие манеры – Шрек груб с принцессой и невоспитан.

За что же? Судя по всему, за то, что он родственная раса, он – огр! Огровские порядки гораздо ближе принцессе – она любит, как и Шрек, похрустеть запеченной крысой, надувать жаб и змей по образу воздушных шариков. Поэтому когда решается мировоззренческий выбор принцессы – быть человеком и выйти замуж за короля или остаться с грубым, неотёсанным огром – она предпочтёт последнее.

Зрители аплодируют! Уточним, огры – это страшные существа, которые наводят ужас на всё живое и не брезгуют человеческим мясом. Вспомним: излюбленный коктейль Шрека украшает в качестве вишенки человеческий глаз! Вообще, настораживает то обстоятельство, что немногочисленные человеческие персонажи в этом многосерийном мультфильме (за исключением, пожалуй, матери Фионы) даже не просто отрицательные – они – главные злодеи, угрожающие жизни всего сказочного сообщества (король, принц, Румпельштильцхен)!

Так какие же ценности воспитывает в ребёнке эта сказка? Какой жизненный выбор он должен сделать? Быть огром или человеком?

Аморальное «воспитание»

В первых трёх сериях, увы, в действиях и поступках главного героя мало чего гуманистического и созидательно-поучительного. Но в вышедшей недавно в прокат четвёртой части «Шрек навсегда» прослеживаются некоторые изменения в идейной концепции фильма. На сей раз главный герой Шрек становится перед выбором – кем быть – злым огром, которого все боятся или же принять правила человеческого общежития. После сложных испытаний, Шрек делает выбор в пользу второго. Причём этот мировоозренческий выбор не ограничивается принятием человеческих семейных ценностей и дружеских отношений, у Шрека появляется гражданская позиция! Он предстаёт в совершенно не свойственном ему ранее качестве – в роли революционера, борца за права не только своего народа – огров, но и всего сказочного сообщества, попавшего под гнёт тирана Румпельштильцхена. Причём здесь перед Шреком будет стоять ещё один выбор – личное счастье и спасение собственной жизни или же победа в борьбе с монархом-поработителем! И опять наш герой принимает благородное решение – умереть во имя спасения общего дела! Прекрасное превращение свершилось: огр стал человеком – любящим отцом и мужем, другом, гражданином своей сказочной страны!

Но всё же трудно сказать, что последний фильм анимационной эпопеи «Шрек», в корне меняет всю идейную концепцию фильма. Смысловая инверсия сказочных персонажей, а значит и традиционных ценностей, которые они выражают, так и осталась. На дне рождения детей Шрека праздничный торт готовят сказочный мужчина-трансвестит и волк в чепчике съеденной им бабушки. А главного героя выводят из состояния душевного равновесия вполне безобидные в нашем, повторюсь, традиционном представлении персонажи – три поросёнка, которые съели абсолютно всё угощение для гостей и один очень наглый мальчик, который просил своего отца заставить Шрека издать рычание огра. Причём этот ребёнок совершенно не подвергается в мультфильме никакому осуждению за своё весьма неучтивое поведение по отношению к взрослым. Отец мальчика готов любым путём удовлетворить его каприз... Такое поведение Голливуд, вероятно, считает образцовым. Может быть, это чувство толерантности к ребёнку, но если говорить с точки зрения здравого смысла, это воспевание аморальности. Ведь этот фильм предназначен для детей!

Интересен и финал фильма. Злодей Румпельштильцхен пойман и томится в клетке, а на его глазах был убит его любимец и единственный друг – гусь, который никому ничего плохого, в отличие от своего хозяина, не сделал! Казнь совершила главная положительная героиня принцесса Фиона, взяв ноту запредельной частоты, от чего несчастную птицу разорвало! Маленькие огрята, дети Фионы и Шрека, были в восторге! После чего все сказочные существа стали прыгать, валяться на радостях в грязи... Словом, «хэппи энд»!

Как же не хочется, чтобы наши дети прошли через систему воспитательных уроков Голливуда. Не хочется, чтобы и наши русские поучительные добрые сказки проходили через голливудско-диснеевский конвейер, а этот процесс, увы, начался... Но рынок выдвигает жёсткие правила конкуренции, а нашему детскому кино и мультипликации, увы, нечего противопоставить. Хочется грустно констатировать «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»...

В этой статье вы узнаете:

Осел (Donkey) — так звали ослика из мультфильма «Шрек». Его озвучкой занимался Эдди Мерфи. Впервые главный герой появился в детской книге «Shrek» 1990 года.

Возможное имя — Габби.

Характер:

Осел был очень разговорчив и да, кстати, он умел разговаривать и наверное был единственным говорящим ослом в своем роде. Знание речи, не признак интеллекта — это про героя. Он был чересчур любопытным и повсюду совал свой ослиный нос. Животное отличалось чрезмерной трусливостью и хвастливостью. Хотя ослик и был о себе высокого мнения и его хотелось просто прогнать, никто этого не делал, так как у него была врожденная харизма и обаяние. К тому же Осел был прекрасным певцом и постоянно что-то напевал себе под нос.

История:

Персонаж принадлежал крестьянке из государства Дюлок, которая после того как лорд Фаркуад издал указ собрать всех сказочных существ, была очень рада за горсть монет, сдать надоедливое животное.

Ослу посчастливилось убежать в лес, где он наткнулся на огра . Болтливое животное увязалось за новым другом, который жил на болоте. Осел был рад помочь огру, отправиться в Дюлок, так как его лорд, сослал сказочных существ именно на болото принадлежавшее великану.


Так начались приключения Осла и Шрека, за время которых они стали лучшими друзьями. В этих приключениях Шрек спас , которая впоследствии стала его женой, а Ослу посчастливилось встретить девочку-дракона.

Огр женился и отправился в медовый месяц. Ослик остался на болоте присматривать за домом огра. После возвращения молодожен — ослик, Шрека и Фиону ждало новое приключение. Так как Фиона была принцессой ее хотели видеть папа и мама из Далекого Далекого Королевства.

В очередном приключении, болтливое животное и огра, ждала встреча с Котом в сапогах, который стал их новым спутником и другом. Ослик не скрывая недолюбливал кота, ревнуя к Шреку. Так же ослу посчастливилось превратиться в коня. В этой роли он помогал Шреку, спасти его брак от катастрофы, когда крестная Фионы решила женить ее на своем сыне принце Прекрасном.

После этой истории ослик воссоединился с драконихой, которая родила шестерых гибридов драконо-ослов: девочку Эклер, мальчика Арахиса, мальчика Банана, мальчика Парфе, девочку Коко и девочку Дебби. Так персонаж стал папой.


Осел и его дракониха

Когда Шрек внезапно стал претендентом на трон Королевства, Осел и Кот отправились с ним в путешествие, что бы найти истинного наследника трона — Артура. В этом путешествии незадачливый маг Мерлин попутал заклинания и Осел на некоторое время стал Котом. Хотя ослик и скрывал, но ему понравилось быть котом.

После успешной миссии по освобождению Королевства от нападения принца Прекрасного, жаждущего мести — герой и все его друзья вернулись на болото.

Вселенная Румпельштильцхена:

После того как Шрек подписал договор с Румпельштильцхеном, он попал в другую реальность, где его никогда не существовало. Путем обмана Румпель захватил власть в Королевствах, а Осел работал на него извозчиком.

Он пусть не сразу, но поверил в слова огра, что тот его друг и помог в нелегком деле — вернуть все на свои места.


Осел и потолстевший Кот

Отношения:

Персонаж состоял в дружеских отношениях с Пиноккио, Тремя Поросятами, Печенюхой, Слепыми мышами, Волком. Его лучшими друзьями были , Кот в Сапогах и .

Осел был женат на драконихе, от которой у него была куча детей. Ко всему прочему у персонажа было трое племянников семейства Шрека.

Видео:

Мы уже приехали?

Осел и Кот зажигают

Уникальная маска Корво Стена из книг и сериала Игра Престолов
Кто ты из фильма Черепашки ниндзя? Как проходила битва на реке Черноводная Чего нам будет не хватать в Звездных войнах? Легенды против Канона
Семья Скайуокер

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры