Майя Плисецкая: интересные факты из жизни. Майя плисецкая интересные факты Интересные факты из жизни плисецкой

Главная / Ссоры

К 90-летию со дня рождения Майи Плисецкой мы собрали малоизвестные факты о великой балерине.

Майя Плисецкая на лыжной прогулке. 1962 год.

1. Плисецкая была человеком творческим, а потому и хобби выбрала себе соответствующее. Она собирала курьезные фамилии. Найдя «очередной шедевр» в каком-нибудь печатном издании, балерина вырезала его и гордо пополняла свою коллекцию. Вот лишь несколько найденных ею перлов: Негодяев, Потаскушкин, Дамочкин-Визжачих.


Гастроли Большого театра в Америке. Майя Плисецкая знакомится с газетными рецензиями. 1962 год.

2. Майя Михайловна всегда одевалась с иголочки. Несмотря на то, что в советские времена достать хорошую вещь было непросто, а за границу балерину долгое время не пускали, ее наряды никогда не оставались незамеченными. На одном из официальных приемов сам Никита Хрущев с укором сказал балерине: «Вы слишком красиво одеты. Богато живете?». Плисецкая предпочла отмолчаться ― не расскажешь же вождю, что все свои платья она втридорога покупает у обычной спекулянтки Клары.


На приеме в московском Доме актера в честь артистов английской драматической труппы. Слева направо: народный артист СССР Сергей Образцов, народная артистка РСФСР Фаина Раневская, артист Пол Скофилд, заслуженная артистка РСФСР Майя Плисецкая.

3. Балерина любила питательные кремы. Она густо намазывала их на лицо, а затем садилась на кухне и раскладывала пасьянсы. Часто подобные посиделки продолжались до глубокой ночи, ведь артистка всю жизнь страдала бессонницей. Уснуть ей помогало только снотворное.


Народная артистка СССР Майя Плисецкая готовится к спектаклю. 1969 год.

4. Майю Михайловну связывали дружеские отношения с Робертом Кеннеди. Они познакомились во время второго американского тура Плисецкой. Политик не скрывал своей симпатии к русской балерине и часто поздравлял ее с днем рождения, который по воле судеб был у них в один день. Самым первым презентом от него стал золотой браслет с двумя инкрустированными брелками. На одном был изображен Скорпион ― общий знак зодиака Плисецкой и Кеннеди, на другом ― Святой Архангел Михаил.


Народные артисты СССР Николай Фадеечев и Майя Плисецкая выступают во время гастролей балета Государственного академического Большого театра СССР в США. 1962 год.

5. Родион Щедрин и Майя Плисецкая прожили в браке 57 лет. Несмотря на сильную симпатию друг к другу, в самом начале отношений пара в ЗАГС не спешила. Идея расписаться пришла балерине. Майя Михайловна считала, что со штампом в паспорте у нее будет больше шансов выехать на гастроли за границу и за ней наконец-то перестанут следить власти. К тому же сама министр культуры Фурцева не раз намекала артистке о необходимости связать себя узами брака.


Майя Плисецкая и Родион Щедрин у себя дома. 1971 год.

6. Перед каждым классом и выступлением Майя Михайловна заливала в пятки балетных туфель теплую воду, чтобы ступни крепче сидели. А выходя на сцену, больше всего боялась забыть оглядеть себя в зеркале, ведь если глаза и губы плохо накрашены, то зрители увидят «бесцветную моль», а не балерину.


Народная артистка СССР Майя Плисецкая перед началом спектакля. 1965 год.

7. Большинство дел Плисецкая выполняла левой рукой. Но при этом она была не стопроцентной левшой ― писала Майя Михайловна все же правой.


Народная артистка СССР Майя Плисецкая дает автограф в антракте спектакля. 1965 год.

8. «По части шубы-макси я была в Москве Христофором Колумбом», ― рассказывала Плисецкая. В 1966 году она привезла в столицу каракулевую черную шубу в пол. Эту вещь ей подарила художница Надя Леже. Когда балерина вышла в обновке на улицу, то первая же встреченная ею женщина перекрестилась и назвала балерину греховницей.


Писатель Луи Арагон, балерина Майя Плисецкая, писательница Эльза Триоле и писатель Константин Симонов на Белорусском вокзале.

9. Майя Михайловна обожала футбол и была ярой болельщицей ЦСКА. Накануне своей смерти балерина вместе с супругом также побывала на стадионе в Мюнхене.


Майя Плисецкая и Родион Щедрин.

10. «Диет не надо, надо меньше жрать», ― говорила Плисецкая, которая даже в преклонном возрасте отличалась роскошной фигурой. Самым любимым продуктом балерины была селедка, которую она нежно величала «селедой».


Майя Плисецкая у себя дома. 1984 год.

11. Для многих известных творцов Плисецкая была музой. Ее грация и красота вдохновляли Шагала, Пети, Бежара, Кардена. Последний бесплатно шил для Майи Михайловны костюмы к ее балетам «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Но имени маэстро долгое время не было на афише Большого театра. Министерство культуры запретило дирекции в перечислении авторов ставить фамилию иностранца. Плисецкая очень сильно переживала ― ей в который раз было неловко за свою страну.


Майя Плисецкая в главной роли в фильме-балете «Анна Каренина». 1974 год.

12. Майя Михайловна не жаловала курильщиков и сама никогда в жизни не брала в рот сигарету. К алкоголю относилась с осторожностью, от бокала вина у нее начинала болеть голова.

13. Во время гастролей, которые часто могли растянуться на несколько месяцев, Щедрин и Плисецкая постоянно писали друг другу письма и созванивались. Когда Майя Михайловна в первый раз уехала с труппой Большого театра в Америку на 73 дня, Родион Константинович повесил над телефоном табличку из семидесяти трех чисел. Каждый день, поговорив с женой, он вычеркивал одну цифру. Об этом Плисецкой рассказывала их домработница Катя. Эти нежные чувства пара пронесла через всю свою жизнь.


Майя Плисецкая и Родион Щедрин. 1965 год.

Майя Плисецкая была не только гениальной балериной, сумевшей танцем покорить весь мир, но и самой обычной женщиной со своими привычками, увлечениями, маленькими слабостями. Ко дню рождения артистки АиФ.ru собрал малоизвестные факты о Майе Михайловне, которые открывают ее с необычной стороны.

1. Плисецкая была человеком творческим, а потому и хобби выбрала себе соответствующее. Она собирала курьезные фамилии. Найдя «очередной шедевр» в каком-нибудь печатном издании, балерина вырезала его и гордо пополняла свою коллекцию. Вот лишь несколько найденных ею перлов: Негодяев, Потаскушкин, Дамочкин-Визжачих.

Гастроли Большого театра в Америке. Майя Плисецкая знакомится с газетными рецензиями. 1962 год Фото: РИА Новости / Майя Плисецкая

2. Майя Михайловна всегда одевалась с иголочки. Несмотря на то, что в советские времена достать хорошую вещь было непросто, а за границу балерину долгое время не пускали, ее наряды никогда не оставались незамеченными. На одном из официальных приемов сам Никита Хрущев с укором сказал балерине: «Вы слишком красиво одеты. Богато живете?». Плисецкая предпочла отмолчаться ― не расскажешь же вождю, что все свои платья она втридорога покупает у обычной спекулянтки Клары.

На приеме в московском Доме актера в честь артистов английской драматической труппы. Слева направо: народный артист СССР Сергей Образцов, народная артистка РСФСР Фаина Раневская, артист Пол Скофилд, заслуженная артистка РСФСР Майя Плисецкая Фото: РИА Новости / Борис Рябинин

3. Балерина любила питательные кремы. Она густо намазывала их на лицо, а затем садилась на кухне и раскладывала пасьянсы. Часто подобные посиделки продолжались до глубокой ночи, ведь артистка всю жизнь страдала бессонницей. Уснуть ей помогало только снотворное.

Народная артистка СССР Майя Плисецкая готовится к спектаклю. 1969 год Фото: РИА Новости / Александр Макаров

4. Майю Михайловну связывали дружеские отношения с Робертом Кеннеди . Они познакомились во время второго американского тура Плисецкой. Политик не скрывал своей симпатии к русской балерине и часто поздравлял ее с днем рождения, который по воле судеб был у них в один день. Самым первым презентом от него стал золотой браслет с двумя инкрустированными брелками. На одном был изображен Скорпион ― общий знак зодиака Плисецкой и Кеннеди, на другом ― Святой Архангел Михаил.

Народные артисты СССР Николай Фадеечев и Майя Плисецкая выступают во время гастролей балета Государственного академического Большого театра СССР в США. 1962 год Фото: РИА Новости / И. Кошани

5. Родион Щедрин и Майя Плисецкая прожили в браке 57 лет. Несмотря на сильную симпатию друг к другу, в самом начале отношений пара в ЗАГС не спешила. Идея расписаться пришла балерине. Майя Михайловна считала, что со штампом в паспорте у нее будет больше шансов выехать на гастроли за границу и за ней наконец-то перестанут следить власти. К тому же сама министр культуры Фурцева не раз намекала артистке о необходимости связать себя узами брака.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин у себя дома. 1971 год. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

6. Перед каждым классом и выступлением Майя Михайловна заливала в пятки балетных туфель теплую воду, чтобы ступни крепче сидели. А выходя на сцену, больше всего боялась забыть оглядеть себя в зеркале, ведь если глаза и губы плохо накрашены, то зрители увидят «бесцветную моль», а не балерину.

Народная артистка СССР Майя Плисецкая перед началом спектакля. 1965 год Фото: РИА Новости / Александр Макаров

7. Большинство дел Плисецкая выполняла левой рукой. Но при этом она была не стопроцентной левшой ― писала Майя Михайловна все же правой.

Народная артистка СССР Майя Плисецкая дает автограф в антракте спектакля. 1965 год Фото: РИА Новости / Александр Макаров

8. «По части шубы-макси я была в Москве Христофором Колумбом», ― рассказывала Плисецкая. В 1966 году она привезла в столицу каракулевую черную шубу в пол. Эту вещь ей подарила художница Надя Леже . Когда балерина вышла в обновке на улицу, то первая же встреченная ею женщина перекрестилась и назвала балерину греховницей.

Писатель Луи Арагон, балерина Майя Плисецкая, писательница Эльза Триоле и писатель Константин Симонов на Белорусском вокзале. Фото: РИА Новости / Лев Носов

9. Майя Михайловна обожала футбол и была ярой болельщицей ЦСКА. Накануне своей смерти балерина вместе с супругом также побывала на стадионе в Мюнхене.

Интересные факты из жизни известной балерины Вы узнаете в этой статье.

Майя Плисецкая интересные факты

В детстве Майя мечтала быть, как мама, актрисой . При Сталине ее родители были репрессированы (отец расстрелян), поэтому ее на воспитание взяла тетка.

Плисецкие были семьей театралов, артистов и танцоров. Тётя и дядя Майи по материнской линии, Асаф и Суламифь Мессерер, были великими танцовщиками. В 30-е – 40-е годы они значились ведущими солистами в Большом театре, а потом замечательно преподавали искусство танца.

Балет «Умирающий лебедь» поставила ее приемная мать – солистка Большого театра и балетный педагог Суламифь Мессерер. В постановке она сделала акцент на пластичность и красоту рук племянницы.

Она была невероятно динамичной, страстной и выразительной. Майе не пришлось долго ждать успеха.

Майя танцевала «лебедя» более 30 лет, практически 800 раз.

Майя Михайловна не любила курильщиков и сама никогда не курила. К алкоголю относилась с осторожностью.

Майя Михайловна всегда превосходно одевалась. А после знакомства с Карденом она одевалась только у него.

Плисецкая редко снималась для журналов , но в 2006 сделала исключение для издания «Эль».

Майя любила питательные кремы. Она густо намазывала их на лицо, а затем садилась на кухне и раскладывала пасьянсы. Часто подобные посиделки продолжались до глубокой ночи, ведь артистка всю жизнь страдала бессонницей. Уснуть ей помогало только снотворное.

Самым любимым продуктом балерины была селедка

Майя Михайловна дружила с Робертом Кеннеди . Они познакомились во время второго американского тура Плисецкой. Политик не скрывал своей симпатии к русской балерине и часто поздравлял ее с днем рождения, который по воле судеб был у них в один день.

Майя Михайловна любила футбол и была ярой болельщицей ЦСКА.

Перед каждым классом и выступлением Майя заливала в пятки балетных туфель теплую воду, чтобы ступни крепче сидели. А выходя на сцену, больше всего боялась забыть оглядеть себя в зеркале, ведь если глаза и губы плохо накрашены, то зрители увидят «бесцветную моль», а не балерину.

Большинство дел Плисецкая выполняла левой рукой. Но при этом она была не стопроцентной левшой ― писала Майя Михайловна все же правой.

Родион Щедрин и Майя Плисецкая прожили в браке 57 лет. У пары не было детей. Когда нужно было сделать выбор, Майя отдала предпочтение балету. Родион не был в восторге от такого решения, но он понимал, что значит балет для его любимой женщины, и уступил.

После распада Советского Союза Майя и Родион в основном проживали в немецком городе Мюнхене. Также у них была квартира в Москве, где они останавливались, приезжая на Родину с концертами и гастролями. А отдыхать пара любила на даче в литовском городе Тракай.

Вдали от Москвы, но в декабре приедет на презентацию своей книги и концерт, который устраивает в ее честь на сцене Театра Станиславского и Немировича-Данченко "Фонд Мариса Лиепы". В связи с юбилеем мы решили вспомнить интересные факты из жизни легендарной балерины.

1 "Балет не был страстью моей жизни". Плисецкая унаследовала профессию своих дяди и тетки - выдающихся танцовщиков Большого Асафа и Суламифи Мессерер. Однако нельзя сказать, что выбор был предрешен: мать балерины Рахиль была звездой немого кино, тетка Елизавета играла в Театре имени Ермоловой, дядя Азарий (взявший псевдоним Азарин) был выдающимся актером Художественного театра. И, по словам Плисецкой, в детстве ей "всегда хотелось играть именно в драме. Я думаю, что к сцене вообще у меня было призвание, потому что всегда, с детства мне было интересно сделать роль".

2 "Подъем средненький и непродавленная коленка" . Про Плисецкую говорят, что в балете она опередила время лет на пятьдесят. Действительно, это чуть ли не единственная балерина прошлого, чьи пленки смотришь без скидок - на несовершенную технику записи, на изменившиеся физические данные и эстетику. Но сама балерина считает, что сегодня ее бы не приняли даже в балетную школу - "непродавленная коленка и подъем средненький".

3 В партии Чан Кайши . Выступать Плисецкая не боялась никогда. Ее первое "публичное выступление" навсегда запомнилось Рахиль Мессерер: убежавшую на улицу 3-летнюю дочь она нашла, в упоении кружащейся под репродуктором под звуки делибовского вальса из "Коппелии" в окружении уже собравшейся многочисленной толпы.

"Сценический" дебют состоялся в первом классе хореографического училища. Молодой хореограф Леонид Якобсон выбрал Плисецкую для своего номера "Конференция по разоружению". "Я была меньше всех ростом. Появлялась из-за кулис в соломенной остроконечной шляпе. Чего-то все время боялась, крутила головой по сторонам, кося глазами. Пряталась в итоге под стул. Все это должно было изображать никуда не годящегося правителя Китая генералиссимуса Чан Кайши".

4 Самый юный Лебедь . В 14 лет она впервые станцевала "Умирающего лебедя". Поставила его для нее тетка, Суламифь Мессерер, которая вспоминала: "Подвигли меня на это два соображения. Во-первых, удивительная красота Майиных рук, особая пластичность ее танцевальных данных... Во-вторых, в те годы артистке балета без портативного номера было просто не прожить. Нам приходилось выступать с концертами в сельских клубах с корявыми полами. Или в Кремле, где полы - высший сорт, но негде, да и некогда разогреться… Несмотря на исключительно выразительное лицо Майи, я поставила ей выход спиной к публике, дабы отвлечь внимание от невыигрышных стоп и сосредоточить его на Майиных руках и шее… Номер не стал бы фирменной маркой Майи, если б не был созвучен ее таланту. Естественно, танцуя "Лебедя" в течение многих десятилетий, Майя вносила в мою постановку интереснейшие изменения". Бесчисленные варианты этой миниатюры в исполнении Плисецкой на протяжении шести (!) десятилетий видели во всех концах мира. Она танцевала ее под аккомпанемент скрипки, виолончели (всем памятно выступление с Мстиславом Ростроповичем) и даже в сопровождении голоса Монтсеррат Кабалье. Плисецкая сама подсчитала, что "Лебединое озеро" станцевала ровно 800 раз, но вот количество исполненных "Лебедей" учету не поддалось: "Может, 50 тысяч, может, 100 тысяч раз", - гиперболизирует балерина. Эмоции, вкладываемые в этот образ, столь разнообразны, что она порой бисировала номер четырежды за один концерт - и ни разу в них не повторялась.

5 Гламурная икона советского балета . В то время, когда советские женщины должны были в едином порыве наряжаться в веселенький ситчик, Плисецкая поражала экстравагантностью. Она первой среди советских балерин начала привозить из зарубежных гастролей эластичные купальники для занятий и чемоданы роскошных тканей для пачек. В Париже с модными тенденциями Плисецкую знакомила Эльза Триоле. Коко Шанель, пригласив балерину в свой модный дом, предложила на выбор любой наряд из коллекции. Костюмы для нее создавали Ив Сен-Лоран и Жан Поль Готье. В Нью-Йорке в середине 1960-х ее - в бриллиантах и мехах - снимал "фотограф звезд" Ричард Аведон. В 1971 году на Авиньонском фестивале Надя Леже познакомила Плисецкую с Пьером Карденом. "Я увидел ее в "Кармен" и влюбился с первого взгляда", - признавался кутюрье. Балерина стала его музой на десятилетия, и она сохраняет ему абсолютную верность, до сих пор потрясая публику своими выходами в его невероятных платьях со шлейфами. "Это он гениален, а не я однолюбка. Карден создал мои костюмы для театра и для кино - это царские подарки!" Эти костюмы фантастической красоты сейчас находятся в Бахрушинском музее. В 1998 году Плисецкая и Карден представили в Кремле совместное шоу "Мода и танец".

6 Золотой дуэт . "Сегодня была у Лили Брик. К ним в гости пришел Жерар Филипп с женой и Жорж Садуль. Все были очень милы и приветливы. Супруги высказали сожаление, что не видели меня на сцене, но я "утешила" их, подарив свои фото с надписью (весьма плохие, хороших не было). Гостей больше не было (был еще композитор Щедрин)", - отметила в 1955 году Плисецкая вечер, который композитор провел за "Бехштейном", исполняя свою музыку. Щедрин вспоминал: "Я услышал, как Плисецкая пела музыку Прокофьева из балета "Золушка", и запись меня поразила. Прежде всего то, что у балерины оказался абсолютный слух, - все мелодии и даже подголоски она воспроизводила точно в тональности оригинала, а ведь в то время музыка Прокофьева была достаточно трудна для восприятия". Но, сначала услышав друг друга, разглядели они любовь только три года спустя после первой встречи. Ее темами стали балеты Щедрина, посвященные жене: "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой".

7 Рецепт ее молодости . Плисецкая, в отличие от большинства прима-балерин, предпочитавших опытных надежных партнеров, предпочитала выискивать молодые таланты. Среди ее постоянных партнеров были Александр Богатырев и Александр Годунов, всего несколько лет назад в Японии она станцевала с Алексеем Ратманским. Она не преподает, но вернулась в Большой, чтобы помочь Светлане Захаровой перед возобновлением "Кармен-сюиты". На премьере "Конька-горбунка" в Мариинке балерина прямо на сцене вручила бриллиантовые серьги Алине Сомовой. Увидев на одном конкурсе московскую школьницу Полину Семионову, напророчила ей мировую славу (пророчество уже сбывается), а на другом убедила девочку из богом забытого театрика "Русский балет" в том, что ее ждет международная сцена - и Людмила Коновалова танцует все премьеры Венской оперы. Плисецкая любит молодость и талант - во всех проявлениях.

8 "Открутиться от Плисецкой совершенно невозможно". В исполнении Плисецкой княгиня Бетси Тверская в фильме Зархи "Анна Каренина" по выразительности может поспорить и с балетными ролями. Однако это был не единственный киноопыт балерины. Она сыграла Дезире Арто в "Чайковском", музу Чюрлениса в "Зодиаке". А потом - предложила поставить фильм по тургеневским "Вешним водам" Анатолию Эфросу. Режиссер вспоминал: "Это была ее идея. Сыграть драматическую роль и станцевать балетную партию в одном и том же спектакле… Я по своему обыкновению решил сказать "согласен", чтобы не обидеть ее, а потом открутиться по тем или иным причинам. Я всегда соглашаюсь, чтобы потом исчезнуть, хотя это никогда не получается, а тут уж подавно, ибо открутиться от Плисецкой совершенно невозможно. Ты еще думаешь, что отвертишься, а уже идешь почему-то в балетный класс, где она репетирует. И как еще репетирует!"

На драматической сцене Плисецкую так и не увидели. Зато в Японии она сыграла в театре НО пьесу "Крылья ночи": в белых носочках и театральных сандалиях изображала фею, спустившуюся на землю.

9 Односторонняя любовь. В Мюнхене, где уже не одно десятилетие живут Плисецкая с Щедриным, эту пару легче встретить не в Опере, а на стадионе. Когда они бывают в городе, то не пропускают ни одного футбольного матча. И это, наверное, единственное место в мире, где великая балерина остается неузнанной. "Футбольные фанаты меня не знают. Я люблю футбол, но это односторонняя любовь". Плисецкая всю жизнь обожает спорт. "Это восторг. "Цивилизация" тела", - считает она. - А футболисты - современные гладиаторы: какие они фантастичные, мощные, какая у них техника!", - восхищается балерина. В советские годы она болела за ЦСКА. В альбоме Пьера Кардена, посвященном Плисецкой, есть ее фотография с Мишелем Платини. Плисецкая страстно доказывает, что спорт влияет даже на балет. И, вспоминая слова Пеле о том, что в его время такой техники не было, говорит, что и в балете в ее время такой техники, как сегодня, не было.

Майя Михайловна Плисецкая рождена 20 ноября 1925 года. Это была не совсем обычная семья. Каждый из двенадцати детей деда ее, Михаила Мессерера, работавшего зубным врачом, в той или иной мере жизнь свою связал с балетом. Майя не могла не стать балериной. Но никто не мог предсказать, что ей придется пережить не одну эпоху балета. Она создала образы, ставшие классикой для мирового балета. Лучшие мужчины мира восхищались ею, а она посвятила себя одному.

Майя и Щедрин

Лилия Брик, имя которой известно почитателям творчества Маяковского, как музы и возлюбленной поэта, стала человеком, которая познакомила тогда уже известную балерину с молодым композитором. Необходимо отметить, что в свою первую встречу особого интереса они друг у друга не вызвали. Возможно, из-за разницы в возрасте, она старше его на семь лет. По прошествии трех лет они уже вместе проводили в Карелии свой отпуск. А поженились – в 1958 году. Наверное, это могло произойти и позже, если бы штамп в паспорте не давал для балерины шансов выезжать на заграничные гастроли и избавиться от преследований властей.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин в браке прожили 57 лет . Муж всегда сопровождал ее на гастролях. Даже для помады своей она использовала карман его пиджака, потому что он находился рядом постоянно.


По ее мнению, Щедрин по меньшей мере на четверть века продлил ее жизнь в балете, он посвятил ей много произведений. Всем известно, насколько короток век балерины, а великая Плисецкая покинула сцену лишь в 65 и солисткой Большого театра! Но она не перестала выходить на сцену. В 70 лет это стал балет «Курозука», в 75 – «Аве, Майя!», в 78 – «Послеполуденный отдых фавна».

Она не завела ребенка. Победил балет!

Майя и брат президента

Роберту Кеннеди знаменитую русскую балерину представил на приеме в честь выступления Большого театра в Вашингтоне советский посол в ноябре 1962 года. Ему даже пришлось стать переводчиком, потому что познания Плисецкой в английском ограничивались несколькими словами. В том первом разговоре они и выяснили, что рождены в один день и год. Наутро вместе с букетом роз ей доставили первый его подарок, браслет из золота с двумя подвесками, с изображением Скорпиона на одном и Святого Архангела Михаила – на другом. Состоялся и телефонный разговор. Тут ей пришлось припомнить все известные слова на английском. В этот же день она получила еще один подарок – вина коробку.

Через год из Америки в день рождения для нее был привезен букет фарфоровых гвоздик. С тех пор это превратилось в традицию. И каждый из них искал оказию, чтобы поздравить друга с их общим днем рождения.

Когда они встретились в следующий раз, это была встреча старых знакомых. Он сам показывал ей Нью-Йорк и как намек на опоздание купил в подарок будильник. Он заходил на ее спектакли. В театре его считали записным донжуаном. Сама же балерина объясняла это просто, тем, что они были интересны друг другу.


Июнь 1968 года. Визит артистов Большого театра в Нью-Йорк. И хоть Роберт просил лично освободить для него один вечер, встреча не состоялась. Весь мир услышал о покушении. И о смерти.

В «Метрополитен-опера» в тот день должны были давать «Спящую красавицу». В честь своего американского друга Плисецкая танцевала «Умирающего лебедя». После сообщения дирекции об этом зал встал.

Майя и Пьер Карден

Плисецкая – самая гламурная русская балерина. Она в любые, даже самые трудные времена, когда в стране практически невозможно было достать приличную вещь, умудрялась одеться с иголочки. При этом она оставалась долгое время невыездной, так что приобретать себе наряды там, за границей, возможности не имела. И все же ее наряды всегда обращали на себя внимание. Даже сам Хрущев отметил ее способность красиво одеваться, как будто она слишком богата. Никому на ум не приходило, что это вещи, за которые балерина платит спекулянтке тройную цену.

А тем более, когда она стала с театром выезжать на гастроли, на ней появились костюмы, мечтать о которых никто не мог в советское время. Они вызывали не меньший интерес и ажиотаж, чем ее легендарные роли.

Плисецкая стала музой для известных творцов. И среди них особое место занимает Пьер Карден. У них сложились с маэстро моды особые отношения. Их знакомство состоялось в 1971 году во Франции. И с тех пор она стала его музой. Более тридцати лет он создавал ей лучшие сценические костюмы и наряды. Его абсолютному вкусу балерина доверяла безоговорочно. «Анну Каренину», «Чайку», «Даму с собачкой» Майя Михайловна танцевала в нарядах Кардена. Однако, довольно долго на афишах Большого имя маэстро не упоминалось по прямому указанию Министерства культуры. Плисецкая в связи с этим испытывала неловкость за страну. Тем более что денег у нее он ни разу не попросил.

Они вместе даже создали шоу «Мода от 1950 годов до XXI века», настоящую феерию.

Майя и Коко Шанель


На гастролях в Париже ей случилось познакомиться с тогда уже восьмидесятилетней легендарной Коко Шанель. Они встретились в ее новом бутике и специально для известной балерины манекенщицы демонстрировали новую коллекцию дизайнера. Эта женщина поражала. Когда она поднималась на сцену, чтобы лично продемонстрировать очередной девушке, как носить надетую на нее вещь, Коко никто не мог дать больше двадцати. Во время этой встречи Плисецкая услышала от Шанель: «Характер – это и есть судьба». Эти слова стали для нее знаковыми. Майя Плисецкая умерла в 2015 году . Мир потерял великую балерину.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры