Николай цискаридзе рассказал, что "роковая" балерина из воронежа анжелина воронцова вышла замуж. Секреты красоты анжелины воронцовой Награды и Премии Анжелины Воронцовой

Главная / Ссоры

Зачастую многие люди далеко не сразу могут найти свое истинное призвание в жизни. Так случилось и с небезызвестной Анжелиной Воронцовой. Это сегодня она не представляет, что будет делать без балета, а было время, когда экс-прима Большого театра и не помышляла заниматься «большим искусством»…

Детские годы

Родилась балерина Воронцова в Воронеже в 1991 году. Предметы в школе ей давались легко, и училась она на одни пятерки. С детских лет героиня нашего повествования проявляла особый интерес к художественной гимнастике, и, несмотря на юный возраст, неоднократно добивалась успеха на этом поприще. Девочка принимала участие во множестве соревнований и готовилась покорить даже международный Олимп.

Однажды знакомые посоветовали будущей звезде Большого театра попробовать себя в хореографии. Но для того, чтобы профессионально овладеть этим искусством, нужно учиться. И тогда юная Воронцова принимает решение поступить в профильное училище в Воронеже.

Учеба

Следует отметить, что далеко не все педагоги положительно оценили способности девочки. Двенадцать лет - это не тот возраст, когда следует начинать заниматься балетом. Она была зачислена не в первый, и не во второй, а уже в третий класс, а значит, драгоценные годы упущены. В карьеру девочки-переростка мало кто верил. Однако это не остановило Анжелину в стремлении достичь успехов в большом искусстве. Ее невероятное упорство и трудолюбие сделали свое дело. Балерина Воронцова проводила время за танцами практически всю неделю, делая перерыв только в воскресенье. Ей даже снился балет по ночам, и только в нем она видела смысл своей жизни. Естественно, итоговый экзамен по танцам был сдан на отлично.

Первые достижения

Уже с 16 лет юная балерина Воронцова могла похвастать своими первыми победами в большом искусстве.

Молодая особа отправляется на харьковский конкурс «Хрустальная туфелька». Она смогла сделать сыгранные образы настолько яркими и уникальными, что члены жюри вместе со зрителями безоговорочно присудили ей первую премию.

А уже в 2008 году балерина Воронцова была приглашена в качестве участницы на конкурс «Арабеск». И в этот раз ей улыбается удача: ее награждают аж четырьмя специальными наградами за то, что она смогла обойти не только российских, но и зарубежных конкуренток. В качестве бонуса девушка получает двести тысяч рублей.

Еще через год после этого молодое дарование становится обладателем гранта в престижной премии «Триумф». Помимо этого, она занимает первое место в конкурсе, организованном в российской столице, танцуя в паре с партнером.

Секрет побед

Свой успех балерина Анжелина Воронцова объясняет кропотливой работой, усердием и старанием. Она не будет довольна до тех пор, пока не доведет каждое движение до совершенства. Нельзя сбрасывать со счетов и фактор хорошей наследственности. По утверждению педагогов, Анжелика Воронцова - балерина с идеальным телосложением.

Успехи в столице

После победы в конкурсе «Арабеск» молодая прима уезжает из Воронежа в Москву.

Она принимает приглашение, поступившее из столичной академии хореографии. Учиться в таком престижном вузе - мечта многих балерин, и Анжелина не упускает этой возможности. В настоящее время она является выпускницей вышеуказанной академии, и для нее распахнуты двери ведущих учреждений искусства Москвы. Одним из них стал Большой театр, куда была приглашена молодая прима. Это был ошеломительный успех для Воронцовой. Но сюрпризы на этом не закончились. Наставником девушки стал Николай Цискаридзе, который является одним из ведущих экспертов в хореографии.

Балерина Большого театра Анжелина Воронцова и не мечтала о таком повороте событий. Дебютной работой в ГАБТе стал спектакль «Пахита», который завоевал зрительскую симпатию не только в России, но и за рубежом. Балерина Большого театра Анжелина Воронцова может гордиться своими блестяще исполненными образами в постановках «Баядерка», «Дон Кихот», «Корсар». Особенно запомнилась зрителям ее сольная партия в спектакле «Бриллианты», а также роль русской невесты в «Лебедином озере».

Кто помогал приме достигать успеха

Безусловно, балерина Анжелина Воронцова, биография которой примечательна, не смогла бы достичь высоких побед в хореографии без веры и усилий педагогов, которые нисколько не усомнились в ее таланте. Речь, конечно же, идет о наставнице Татьяне Фроловой, которые преподавала будущей звезде балета в воронежской академии. Именно благодаря ее участию Анжелина Воронцова смогла неоднократно побеждать в молодежных конкурсах.

И, конечно же, огромную лепту в развитие таланта девушки внес ее педагог, знаменитый Николай Цискаридзе. По его мнению, Анжелина Воронцова - очень одаренная особа. Николай очень рад, что ему в качестве ученицы досталась именно она.

Вот как он отзывается о своей подопечной: «Мне предстояло работать с уникальной натурой. Но следует отметить, что когда у молодой девушки, помимо редких творческих способностей, есть еще и безупречные внешние данные, то это настоящая трагедия. Такие люди зачастую становятся объектом для зависти».

И действительно, красота Анжелины неотразима: ее можно сравнить с той, какой обладала Дина Воронцова - балерина с яркой внешностью, жившая в первой половине прошлого столетия.

Естественно, шаги на пути к славе девушке помогали делать родные и близкие. Моральная поддержка семьи - родителей и сестры - дорогого стоит. Молодая балерина всегда помнит о своих близких и регулярно проводит с ними свой отдых.

Уход из Большого…

Так случилось, что Анжелине пришлось расторгнуть контракт с дирекцией Большого театра. Принятое решение молодая звезда балета мотивировала тем, что в этом знаменитом храме Мельпомены ей стали меньше доверять значимых партий, а это мешает развитию творческого потенциала. Примечателен тот факт, что Воронцова объявила свое решение незадолго до того, как с ГАБТом вынужден был распрощаться сам Николай Цискаридзе. Однако в этой истории не обошлось без подводных камней…

Скандал

Однажды в Большом театре разразился самый настоящий скандал, в который была невольно вовлечена Анжелина Воронцова.

Вскоре после того как она начала работать в ГАБТе, коллектив театра пополнился еще одним артистом балета - Сергеем Филиным. Отношения с художественным руководителем у Воронцовой не заладились, что не могли не замечать коллеги по цеху. Наставник балерины неоднократно подчеркивал, что Сергей Филин не дает раскрыться таланту ее подопечной во всем диапазоне. Цискаридзе попросту недоумевал, почему Анжелине Воронцовой не доверяют главных партий. Такое положение дел не устроило гражданского супруга примы - Павла Дмитриченко. Предположительно, последний плеснул кислотой в лицо обидчика возлюбленной, пытаясь таким нестандартным способом убедить Филина в том, что тот намеренно не замечает таланта девушки. Инцидент произошел прямо у подъезда дома, в котором живет худрук ГАБТа. В итоге было возбуждено уголовное дело. Суд признал вину Павла Дмитриченко. Российские СМИ запестрили заметками, освещая эту историю.

Так или иначе, но Анжелина Воронцова сначала и не догадывалась о том, почему вспыхнул конфликт между ее Дмитриченко и Сергеем Филиным, и она до определенного момента верила в невиновность своего сожителя.

Северная столица

В настоящее время молодая звезда балета служит в Она сыграла в нем уже свыше 14 главных партий, и эксперты отмечают, что проделано это было на высоком профессиональном уровне. В любом случае Анжелина Воронцова имеет все возможности для раскрытия своего творческого потенциала.

Анжелина Воронцова , балерина Михайловского театр а, рассказала сайт , какой косметикой предпочитает пользоваться, как ухаживает за собой и о том, как ей удается сохранить фигуру.

сайт: Пользуетесь декоративной косметикой в обычной жизни?

Анжелина Воронцова: Конечно, пользуюсь, но не интенсивно. Обычно крашу ресницы и наношу бальзам на губы. Если предстоит какая-то встреча, то обязательно выравниваю тон кожи лица, позволяю себе более яркую помаду или блеск, наношу легкие румяна, выделяю брови и использую тушь для ресниц. Глаза сильно красить не люблю, поэтому стрелки не рисую и тенями не пользуюсь.

сайт: Из чего состоит ваш ежедневный ритуал ухода за собой?

Анжелина Воронцова: Прежде всего, это очищение. Утром и вечером обязательно. Потом термальная вода, затем увлажняющий крем. В течение дня между репетициями протираю лицо тоником, но делаю это не часто, чтобы не высушить кожу и не нарушить водный баланс. Два раза в неделю наношу маски Eve Lom Moisture Mask или Masque Eclat Express nettoyant à l’argile rouge Formule Intensive от Sisley . Секретов особенных нет, главное - правильно подобранные средства.

сайт: Какой уход вы обеспечиваете своим волосам?

Анжелина Воронцова: Волосы я не крашу, очень довольна своим природным цветом волос. Подстригаю их не часто, но если иду в салон, то только в тот, где используют горячие ножницы. Мне такой способ действительно помогает, ни одного секущегося кончика у меня нет. Уделяю особое внимание средствам, которые защищают мои волосы от щипцов и шпилек-невидимок, потому что на спектаклях мои волосы никто не щадит: используется огромное количество лака, а иногда даже и клея. Перед выходом на сцену всегда использую MoltoBene «Одежда для волос» Salon Feel Hair Dresser . Это средство очень хорошо защищает волосы от повреждений.

сайт: Ваша последняя бьюти-покупка?

Анжелина Воронцова: Не так давно я перешла на кремы и очищение аптечных марок. И последняя бьюти-покупка - это кремы фирмы Noreva Laboratoires Exfoliac : восстанавливающий крем и Global 6 . А также маска из этой же серии Masque desincrustant .

сайт: Без каких бьюти-средств вы не можете обойтись?

Анжелина Воронцова: Наверно, это бальзам для губ от Clarins (Moisture Replenishing Lip Balm ). Ничего лучшего для увлажнения губ я еще не нашла.

сайт: Есть ли у вас список бьюти-табу?

Анжелина Воронцова: Не представляю себя заснувшей с косметикой на лице. Считаю, что снятием макияжа нельзя пренебрегать ни при каких обстоятельствах. Еще облупившийся лак на ногтях. Хотя где-то я читала, что это сейчас вроде как в моде. Не понимаю этого новшества.

сайт: Как вам удается сохранять свою фигуру?

Анжелина Воронцова: Я заметила, что самые счастливые и здоровые люди, это те, которые едят только тогда, когда они действительно этого хотят. И это, наверное, главное правило. Сейчас открою страшную тайну - балерины часто едят ночью. Целый день мы репетируем, потом спектакль и иногда просто физически некогда поесть. А ночью, наконец-таки, мы свободны и наступает время еды. Конечно, ем я не каждую ночь, через раз стараюсь устраивать разгрузочные дни. А так, лучшая диета - это работа.

сайт: Вы предпочитаете аппаратную салонную косметологию или больше доверяете народным средствам?

Анжелина Воронцова: Абсолютно точно я отдаю предпочтение современной косметологии. Не так часто я хожу к косметологу, хотя всеми силами стараюсь сделать это системой. А вот народные средства не использую вообще. Считаю, что наука настолько далеко ушла вперед, что использовать яичный желток как маску для волос уже давно не актуально.

сайт: Как вы относитесь к пластическим операциям и подтяжкам?

Анжелина Воронцова: Я отношусь вполне положительно. Тут главное чувство меры и хороший врач. Если есть возможность исправить то, что не устраивает в себе, а никакие другие меры кроме операционного вмешательства уже не помогают, то почему бы и не прибегнуть к помощи пластической операции. Главное, не злоупотреблять.

сайт: Какой совет вы бы дали читательницам сайт?

Анжелина Воронцова: Не злитесь и не ругайтесь. Нет ничего хуже злых, завистливых и сварливых женщин. Тогда и выглядеть будете лучше. Ведь красота идет изнутри.

Фото : Сергей Мисенко , Татьяна Бочкарева .

Когда неизвестный , администрация главного театра страны стала намекать на причастность к этому преступлению знаменитого танцовщика Николая Цискаридзе. А следователи, не мудрствуя лукаво, искали женщину, которая невольно могла подтолкнуть на преступление. И, кажется, нашли.

Знакомьтесь: ведущая солистка Большого театра Анжелина Воронцова . Училась в Воронеже. На балетном конкурсе в Перми на нее обратили внимание звезды Большого балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Доучивалась Анжелина уже в Москве. На одном из концертов ее увидел Сергей Филин, который как раз принимал руководство балетом Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича- Данченко. Между Филиным и Воронцовой завязались романтические отношения, и вполне естественно, что Анжелина дала слово стать солисткой «Стасика». Но не сдержала его… Дело в том, что ее заприметили и в Большом театре. И Анжелина сделала свой выбор – не в пользу Сергея Филина . Ее можно понять: не каждый день предлагают танцевать на легендарной сцене Большого.

Можно только догадываться, что испытала молодая солистка, когда ее экс-возлюбленный перешел в Большой театр на ту же должность худрука балета.

Филин стал вставлять ей палки в колеса, - рассказал «ВМ» источник в Большом театре. – И она стала искать иную точку опоры.

В качестве своего репетитора, который есть у каждого солиста балета Большого театра, Воронцова выбрала Николая Цискаридзе . Как говорят, это помогло ей получить партию в «Щелкунчике», где она танцевала со своим наставником. Были у Анжелины и другие выигрышные партии – несмотря на то, что она скорее характерная балерина и просто не могла претендовать на звание примы-балерины.

Как говорят в театре, в декабре Воронцова ходила к Филину с просьбой о введении ее в «Лебединое озеро». Филин, как и следовало ожидать, отказал. По всей видимости, это решение и стало для него роковым…

Дело в том, что Анжелина долгое время состояла в гражданском браке с солистом балета Большого театра Павлом Дмитриченко . Совсем недавно он танцевал Ивана Грозного в первом спектакле после возвращения этой легендарной постановки на историческую сцену Большого. Ценители балета объясняют это не столько великим талантом Дмитриченко, сколько тем, что он попал в когорту любимчиков Юрия Григоровича. В театре вспоминают о, мягко говоря, неуравновешенном характере солиста. Возможно, именно жалобы любимой женщины на бывшего любовника и подтолкнули Дмитриченко на преступление. По крайней мере, именно этой версии сейчас придерживается следствие.

Анжелина Воронцова / Николай Цискаридзе - Щелкунчик

СПРАВКА "ВМ"

Анжелина Воронцова родилась в Воронеже. В 2001-08 гг. училась в Воронежском государственном хореографическом училище (у педагога Татьяны Фроловой). В 2008 г., одержав победу на конкурсе «Арабеск», была переведена на третий курс Московской государственной академии хореографии (педагог Наталья Архипова).

В 2009 г. окончила МГАХ и была принята в балетную труппу Большого театра. Репетирует под руководством Николая Цискаридзе.

Дебютным спекталем Анжелины Воронцовой на сцене Большого театра в качестве его артистки стала премьера балета Владимира Васильева «Заклятия рода Эшеров» на музыку Г. Гетти, состоявшаяся в рамках фестиваля Российского национального оркестра.

Награды

В 2007 году Анжелина получила I премию Международного юношеского конкурса классического танца «Хрустальная туфелька» (категория «соло») в Харькове (Украина). В 2008 году – I премию Открытого конкурса артистов балета России «Арабеск» в Перми (категория «соло»), а также приз Натальи Макаровой «Лучшей танцовщице конкурса», приз за лучшее исполнение номера современной хореографии (разделила с пермской участницей конкурса), приза Дома Дягилева «Надежда России», диплом жюри прессы «Открытие конкурса «Арабеск».

В 2009 году Анжелине достался молодежный грант премии «Триумф»; премия Союза театральных деятелей РФ «Экзерсис», вручаемой студентам выпускных курсов хореографических училищ «за успешное постижение профессии артиста балета» (за исполнение заглавной партии в Гран па из «Пахиты», спектакль МГАХ); I премия Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве (младшая группа, «дуэт»).

«Балет есть прямо развратное представление», - считал Лев Толстой. С ним с трудом соглашались современники, а сейчас вряд ли кто-нибудь подпишется под словами классика. Однако во все времена балерины крутили не только фуэте, но и вертели мужчинами, как хотели. Редкий представитель сильного пола может устоять перед чарами изящных артисток. В современной России им приписывают романы с олигархами, а в царской они покоряли императоров. Сегодня сайт расскажет вам истории четырех балерин, навсегда изменивших судьбы мужчин, которые в них влюблялись.

Пожалуй, сложно вспомнить профессию, окруженную таким же флером загадочности, как балерина. Хрупкие танцовщицы, будто побеждающие гравитацию и время, всегда восхищали и привлекали сильных мира сего, а их жизнь, в которой находилось место и жесткой дисциплине, и жарким страстям, вызывала интерес у публики. Читая мемуары Матильды Кшесинской, балерины, которая прославилась благодаря своему краткосрочному роману с цесаревичем Николаем, сложно не заметить, что мужчины легко в нее влюблялись, а она умело ими манипулировала .

Танцовщица обладала таким очарованием, что едва ли не все окружение наследника потеряло дар речи в ту же секунду, когда она вышла на сцену. Однако в истории российского балета есть и другие роковые женщины.

Вспомнить хотя бы Авдотью Истомину, образ которой на сцене был увековечен Александром Пушкиным. Ее внимания добивались самые богатые и влиятельные ухажеры, но она всегда руководствовалась исключительно голосом сердца. Однажды танцовщица стала причиной «четверной дуэли», которая едва не стоила жизни знаменитому писателю Александру Грибоедову.

Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с четырьмя балеринами разных эпох, которые вошли в историю не только благодаря своему мастерству, но и как искусные сердцеедки.

Авдотья Истомина, 1799-1848

Авдотья родилась в относительно бедной семье, а к шести годам осталась круглой сиротой. В XIX веке профессия артиста была не такой престижной, как сейчас, поэтому в училища поступали в основном отпрыски из небогатых семей. Неудивительно, что в одном из таких заведений оказалась и Истомина. Девушка попала на курс маэстро танца Шарля Луи Дидло, которого специально пригласили в Санкт-Петербург для руководства балетной труппой Российских императорских театров. Как и все остальные учащиеся, Авдотья начала рано выходить на сцену. Уже в девять лет она участвовала в кордебалете спектакля «Зефир и Флора», который принес ей настоящий успех. После окончания училища Истомину, рекомендованную самим Дидло, сразу взяли на сцену.

В 17 лет состоялся ее полноценный дебют в балете «Ацис и Галатея». Благодаря своему блистательному таланту Авдотья в один миг стала мечтой всех представителей золотой молодежи.

В то время русский балет был не просто танцем, но смесью его с драматическим искусством. Истомина умело пользовалась актерским талантом, передавая переживания своих героев точными мимикой и жестами. Благодаря невероятной любви зрителей, юная красавица быстро заняла ведущее положение в Петербургской труппе императорских театров. Именно она была первой русской танцовщицей, вставшей на пуанты (до этого все танцевали в узких туфлях на небольшом каблуке).

Авдотья покорила немало мужских сердец. Читая то, как описал ее один из театральных критиков, мы понимаем, как ей это удалось. «Истомина была среднего роста, брюнетка, красивой наружности, очень стройна, имела черные огненные глаза, прикрываемые длинными ресницами, которые придавали особый характер ее физиономии, она имела большую силу в ногах, апломб на сцене и вместе с тем грацию, легкость, быстроту в движениях», - говорил о ней знаменитый Пимен Арапов, первый историограф российского театра.

Авдотья стала не только главной звездой балета, но и постоянной участницей скандалов. Многочисленные поклонники-аристократы добивались ее расположения. Однажды Истомина стала причиной «дуэли четверых».

Дело в том, что балерина два года была возлюбленной штабс-ротмистра Василия Шереметева, но однажды между ними вспыхнула ссора. Авдотья оставила избранника и приняла приглашение своего близкого друга, писателя Александра Грибоедова, который позвал ее к Александру Завадовскому, известному на весь Петербург моту. Там танцовщица задержалась на пару дней, но вскоре помирилась со своим возлюбленным и вернулась к нему.

Казалось бы, все разрешилось прекрасно, но Шереметев, подстрекаемый своим приятелем Александром Якубовичем, решил вызвать Завадовского на дуэль. Грибоедов вызвался быть секундантом друга и должен был в тот же день стреляться с Якубовичем, но этого не случилось из-за трагического исхода первой дуэли. Завадовский попал в Шереметева и смертельно ранил его в живот. Секунданты встретились друг с другом только через год. Поединок кончился для Грибоедова ранением ладони. Сам писатель при этом решил стрелять в воздух.

Этот трагический случай никак не отразился на успехах Истоминой. Она блистала на сцене практически во всех постановках своего талантливого учителя Дидло. В 1823 году состоялась премьера балета «Кавказский пленник, или Тень невесты» (по сюжету поэмы Александра Пушкина), который словно был создан для Авдотьи. После этого в свете долго ходили слухи, что Истомина действительно имеет черкесские корни. Сам Пушкин не видел этой постановки, поскольку находился в Кишиневе, но просил своего брата: «Пиши мне… о Черкешенке Истоминой, за которой я когда-то волочился, подобно Кавказскому пленнику». Поэт действительно был увлечен балериной настолько, что увековечил ее образ в первой главе «Евгения Онегина»:

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

Несмотря на такой умопомрачительный взлет, последние годы жизни Авдотьи оказались трудными. Из-за болей в ногах Истомина не могла больше танцевать и поддерживать соответствующую физическую форму. Когда балерина попросила у Николая I отправить ее на воды, он отказал ей в просьбе и вовсе велел уволить из театра. Немилость императора объяснялась «дуэлью четверых» и дружбой танцовщицы с декабристами. Авдотья успела дважды побывать замужем, но детей у нее не было. В 1848 году, в возрасте 49 лет, Истомина скончалась от холеры.

Матильда Кшесинская, 1872-1971

Матильда родилась в семье знаменитого танцовщика и артистки театра, поэтому ее судьба была предрешена заранее. В Императорском училище Кшесинская делала значительные успехи, но не выделялась ничем, кроме довольно известной в балете фамилии. На выпускных экзаменах девушка познакомилась с сыном Александра III Николаем и без памяти влюбилась в наследника. Их непродолжительный и несерьезный роман повлиял на карьеру Матильды, которая практически сразу стала одной из ведущих балерин Мариинского театра, а позднее и примой. Этому не помешали даже многочисленные протесты главного балетмейстера Мариуса Петипа, мнение которого обычно было определяющим в решении подобных вопросов.

Несмотря на то, что роман с цесаревичем Николаем закончился довольно быстро, Матильда сумела влюбить себя двух других членов семьи Романовых. Великий князь Сергей Михайлович (внук Николая I, дядя Николая II, - прим. сайт) потерял голову из-за черноволосой балерины и был готов положить к ее ногам весь свет.

Именно благодаря его покровительству позиции Кшесинской в Мариинском театре оставались достаточно прочными, несмотря на разрыв с наследником престола. Сама Матильда никогда не питала к замкнутому и нелюдимому великому князю тех же чувств, но, судя по ее дневнику, была бесконечно благодарна ему за все, что он сделал для нее. Сергей Михайлович даже дал свое отчество сыну балерины Владимиру. Сама Кшесинская, говоря об этом поступке, всегда подчеркивала, что великий князь «взял вину на себя».

Внука Николая I расстреляли в 1918 году в Алапаевске вместе с другими членами семьи Романовых, но нет никаких сомнений в том, что он всей душой любил танцовщицу до самого последнего вдоха.

Также Матильда покорила великого князя Андрея Владимировича (внука Александра II, двоюродного брата Николая II, - прим. сайт). Несмотря на то, что Кшесинская сожительствовала с Сергеем Михайловичем, своего сына она родила именно от Андрея Владимировича, по крайней мере, именно так она утверждает в своих мемуарах. Может быть, великий князь напоминал балерине Николая II, поэтому она отнеслась к нему с большей теплотой. С февраля 1920 года Андрей Владимирович и Матильда вместе находились в эмиграции во Франции.

Практически сразу после отъезда балерина и ее возлюбленный вступили в брак. Великий князь признал сына Владимира и дал ему свое отчество.

Скончался Андрей Владимирович в 1956 году в возрасте 77 лет. Без супруга Матильда прожила около 15 лет. В Париже Кшесинская уже не танцевала. Она открыла собственную балетную студию, где много трудилась. Бывшая танцовщица со всеми своими ученицами была необычайно деликатна и тактична, никогда не повышала голос. В 1960-х Кшесинская издала собственные мемуары, в которых подробно описала все события своей жизни, которые по сей день интересуют общественность.

Анна Кузнецова, 1847-1922

Анна и ее брат-близнец Александр - внебрачные дети великого актера-трагика Василия Каратыгина. Несмотря на то, что мужчина не мог официально признать двойняшек, он не стал отказываться от них и всячески помогал. Когда Анне и Александру исполнилось 6 лет, Василий внезапно скончался. Дети были зачислены в императорское театральное училище, которое благополучно закончили. После этого Анна была принята в Петербургскую императорскую труппу.

Кузнецова не играла видных ролей, что не помешало великому князю Константину Николаевичу (сын Николая I, брат Александра II, - прим. сайт) обратить на нее внимание.

По заметкам некоторых театральных критиков, Анна хоть и не была исключительно талантлива, но обладала необычайной красотой. Романы особ королевских кровей с балеринами в те времена не были редкостью. Практически у всех великих князей имелись фаворитки среди танцовщиц, но они никогда не приобретали статус официальных спутниц жизни и не заменяли настоящих жен.

Константин Николаевич тоже имел свою семью, но любовь оказалась сильнее. Своей супруге Александре Иосифовне, родившей ему шестерых детей, великий князь честно рассказал о том, что больше жить с ней не намерен и будет съезжаться с балериной.

Константин Николаевич приобрел новый дом, в котором поселился вместе с Анной (именно этот особняк приобретет спустя несколько лет Матильда Кшесинская). Кузнецову всюду принимали соответственно положению супруги великого князя. Танцевать она практически перестала, да и современникам ее семейная жизнь казалась куда интереснее новых ролей. Неизвестно, как ко всему этому относилась Александра Иосифовна, которую Константин Николаевич называл «казенной женой», но она не чинила мужу и его «настоящей супруге» никаких козней.

Анна родила Великому князю пятерых детей, но трое их общих сыновей скончались еще в раннем детстве. В 1892 году не стало Константина Николаевича. Кузнецова пережила мужа на 30 лет.

Анжелина Воронцова, родилась в 1991-м

Анжелина родилась в Воронеже, а балетом увлеклась аж в 12 лет, что весьма поздно для профессиональных танцовщиц. У Воронцовой практически не было шансов стать солисткой крупного театра, но на конкурсе, проводившемся в Перми, внимание на девушку обратили настоящие звезды Большого театра - Екатерина Максимова и Владимир Васильев. После этой судьбоносной встречи доучиваться Анжелина поехала в столицу. После окончания Московской государственной академии хореографии Воронцова была принята в труппу Большого театра.

Репетировала Воронцова под чутким руководством Николая Цискаридзе. Он же был первым партнером Анжелины в спектаклях. В 2011 году художественным руководителем Большого театра стал Сергей Филин, что поначалу очень понравилось многим его коллегам.

Однако вскоре танцовщики изменили свое мнение о новом худруке. Даже Цискаридзе, обычно избегающий конфликтов, не мог скрыть свою неприязнь к Филину.

В 2013 году в СМИ появилась шокирующая новость о том, что на худрука Большого театра было совершено покушение. Некий Юрий Заруцкий окликнул Сергея и плеснул ему в лицо кислотой. Как позднее выяснили следователи, нападавший был близким знакомым Павла Дмитриченко, танцовщика и возлюбленного Анжелины Воронцовой. По слухам, именно из-за нее Павел подговорил своего товарища совершить покушение.

Балерина не стала скрывать, что после того, как Сергей был назначен худруком, ее сняли с большинства гастролей и перестали давать сольные партии. «Филин говорил, что Дмитриченко - неудобный персонаж, что если я буду с ним, то продвижения не будет», - вспоминала на суде Анжелина.

В тюрьме Дмитриченко провел немногим более трех лет, после чего вышел на свободу условно-досрочно. Однако Воронцова возлюбленного не ждала. Она покинула Большой театр и устроилась в Михайловский.

В 2015 году Анжелина вышла замуж за другого - Михаила Татарникова, дирижера Михайловского театра. Но после той трагической истории в прессе ее не называют иначе, как «роковой балериной».

8 марта молодая солистка Михайловского театра Анжелина Воронцова дебютирует в балете Начо Дуато «Ромео и Джульетта»

Накануне своей премьеры балерина рассказала «ВП» о том, почему она ушла из Большого театра, как ее встретили в Михайловском и о том, почему в мягких туфлях танцевать сложнее, чем на пуантах.


В Большом театре у меня не было творческого роста

— Анжелина, вы ушли из Большого театра вскоре после отставки Николая Цискаридзе. По какой причине? Не связано ли ваше увольнение с историей о нападении на Сергея Филина?
— Самая главная причина — у меня не было там творческого роста. Но я оставалась в театре, пока там работал мой учитель Николай Максимович Цискаридзе. Мы репетировали с ним спектакли, в которых я не танцевала. Это была огромная работа — багаж, который мог пригодиться мне в дальнейшей карьере. Когда он ушел из театра, я осталась даже без такой, факультативной, работы. На тот момент у меня уже было несколько предложений из разных театров. Самым заманчивым мне показалось приглашение, полученное от Михайловского театра, — танцевать в балете «Пламя Парижа», поставленном Михаилом Мессерером. В репертуаре Большого театра я не была занята. Поэтому попросила у руководства предоставить мне отпуск за свой счет на два месяца. Но меня не отпустили. Я поняла, что не могу два месяца находиться без работы, и ушла в Михайловский. В балете «Пламя Парижа» я станцевала две партии — Диану Мирей и Жанну.

— Трудно было так быстро подготовить две сложные и разные партии?
— Михаил Григорьевич Мессерер сказал, что у меня широкое амплуа и я могу танцевать разные роли. И эти слова меня очень вдохновили на работу над партией Жанны. Репетиционный период длился месяц. Сначала, когда я приехала, начала репетировать партию Дианы Мирей. Я танцевала эту партию и в Большом, но она была совершенно в другой редакции. Потом Михаил Мессерер предложил мне попробовать себя в роли Жанны. А партия эта совершенно другая, она более характерная, я в этом амплуа раньше никогда не выступала. Так получилось, что в день премьеры я вышла на сцену как Диана Мирей, а на следующий день уже танцевала Жанну.

— И вам сразу предложили контракт?
— Да, меня сразу пригласили на ставку балерины.

— Как встретили вас коллеги в Михайловском театре? Молоденькая балерина, приехала из Москвы, сразу главные партии…
— А что в этом странного?

— То есть коллеги были рады вашему появлению?
— Вы знаете, это какие-то заблуждения, что любого артиста, который приходит в театр извне, встречают с неодобрением. Поверьте, это не так. Когда выходишь на сцену, всем сразу становится понятно, достоин ты этого или нет. Если ты не дотягиваешь до этого уровня, тогда начинаются какие-то разговоры. Но меня все это обошло стороной. Труппа Михайловского театра очень доброжелательная. Ни с одним человеком здесь у меня нет проблем.

— В Большом театре было сложнее?
— Да, потому что там очень большая труппа, много артистов, серьезная конкуренция, а руководство не всегда распределяет работу грамотно — так, чтобы артисты друг на друга не обижались.

Ступни и колени стерты в кровь, но это мелочи!

— Расскажите немного о балете, в котором будете танцевать 8 марта...
— Я впервые выйду на сцену в роли Джульетты в балете «Ромео и Джульетта», поставленном Начо Дуато. Мне повезло, что моя премьера состоится именно сейчас, потому что приехал сам Начо. Он больше не художественный руководитель балетной труппы Михайловского, но не разорвал связь с театром. Есть постановщики, которые говорят танцовщикам, как сделать. Начо потрясающе показывает. На него нужно просто смотреть и стараться повторить. Все его балеты настолько музыкальны. Балет «Ромео и Джульетта» поставлен на каждый такт, на каждую ноту. Он слышит музыку так, как, наверное, не слышит никто из современных постановщиков.

Все происходит в том же веке, что и в пьесе Шекспира, в эпоху Ренессанса, костюмы исторические, приближенные к той эпохе. И это балет, в котором танцуют не на пуантах, а в мягких туфлях. Для меня это новая техника, и мне было очень интересно ее освоить. Современный танцовщик должен уметь работать в разных стилях, жанрах, техниках. Конечно, переход с пуантов на мягкую обувь чреват травматизмом. Но у меня сейчас так выстроен репертуар, что я репетирую только «Ромео и Джульетту». Конечно, ступни и колени стерты в кровь, все в синяках, но это мелочи!

— Как вы думаете, такая любовь, как у Джульетты, в наши дни возможна?
— Я думаю, что женщины изменились. Может быть, у кого-то еще и такое случается. Но у большинства современных женщин есть свои задачи, цели в жизни, работа… Так что лишить себя жизни во имя любви… На это мало кто способен.

В балет я попала из художественной гимнастики

— Из какой вы семьи? Ваши родители — люди искусства, связаны с балетом?
— Нет, у меня родители врачи, старшая сестра — врач- стоматолог. А в балет я попала из художественной гимнастики, которой занималась с 5 лет. У меня были определенные успехи, я стала кандидатом в мастера спорта в 10 лет. А когда бросила гимнастику, то мой хореограф, который мне ставил номера, расстроился. И посоветовал пойти в балет. Я так и сделала. Сдала экзамены в балетное училище в Воронеже, и меня приняли сразу в третий класс.

— От чего приходится вам отказываться ради балета?
— Я давно поняла, что не могу жить без своей профессии. Поэтому все ограничения для меня — само собой разумеющиеся. Если говорить о диете, то, конечно, я немного ем. Часто бывает так, что за целый день вообще не удается поесть. Я все время репетирую. Сегодня, допустим, у меня был класс, а потом шесть часов репетиции — общая репетиция, потом полтора часа мы присутствовали на репетиции у Наташи Осиповой, потом полтора часа у меня была своя репетиция, потом я сразу к вам прибежала, а к семи мне надо вернуться на прогон.

— Но при таких нагрузках нужна энергия! Может, хотя сладкое можно?
— Я ем сладкое. Например, шоколад, потому что он дает энергию. Не могу сказать, что не ем после шести, потому что мы иногда до шести не едим.

На еду времени нет и на многое другое нет. Но меня это не тяготит. Работа для артиста — главное. Я заметила, что когда у меня много работы, я лучше себя чувствую. Когда работы мало, мне некомфортно. Привыкла уже к этому ритму.

— Ну а время на том, чтобы читать, смотреть фильмы, в театры ходить находите?
— Я хожу в театр, смотрела недавно балеты Эйфмана, бываю по возможности в Мариинском театре, кино смотрю дома, книги читаю перед сном, тем самым успокаиваясь.

— А кумиры у вас есть?
— Я всегда восхищалась Екатериной Максимовой, Надеждой Павловой и Людмилой Семенякой.

Фото предоставлены пресс-службой Михайловского театра

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры