Образовательный портал. Работа с одарёнными детьми в школе

Главная / Ссоры

Одаренные дети в начальной школе

Глобальные изменения во всех сферах жизни общества обострили потребность в одарённых, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени, поставив перед системой образования проблему организации эффективного обучения детей с повышенными интеллектуальными способностями. В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений. Это, конечно, не случайно: век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Для образовательного учреждения работа с одаренными детьми – одно из условий формирования образовательного имиджа школы, а также один из показателей результативности работы.
Одарённые дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников познавательной активностью и способностью к творчеству, требуют особого подхода. Создание условий для раскрытия потенциала учащихся, воспитания творческой личности и реализации одарённости во взрослой жизни становится неотложной задачей общеобразовательных учреждений.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка, а это невозможно без активизации познавательной деятельности учащихся и формирования творческого потенциала каждого ученика. Работая много лет учителем начальных классов, я убедилась в этом. Проблема не нова, но актуальна, так как современному обществу требуются высокопрофессиональные, творчески мыслящие специалисты, способные незамедлительно реагировать на происходящие изменения. Поэтому в своей педагогической деятельности я делаю акцент на создание оптимальных условий для развития познавательных способностей учащихся, высокого уровня творческой деятельности младших школьников. В своей работе я создаю условия для развития познавательного интереса учащихся через: - использование различных методов, форм и средств работы; - внедрение новых педагогических технологий в преподавании; - введение в урок разноуровневого обучения, нестандартных и проблемных ситуаций.

На каждом уроке стараюсь раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.

Обобщая и конкретизируя исследования педагогов и психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Г. В. Репиной и др.), анализируя практический опыт учителей начальных классов, я для себя определила основные принципы организации творческой деятельности учащихся:

1.Внимательное отношение ко всем проявлениям творческой активности каждого моего ученика.

2.Предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы выражения чувств и переживаний, принятия самостоятельного решения.

3.Повышение и укрепление самооценки. Я считаю, что важно учитывать индивидуальные результаты каждого, чтобы ребенок испытал радость собственного открытия.

4.Творческая позиция педагога.

Обозначенные психолого-педагогические принципы образуют целостную систему, которая способствует достижению поставленной цели.

Считаю, что важнейшим фактором, влияющим на творческое развитие учащихся, является творческий подход к преподаванию самого учителя. На творческий поиск, импровизацию меня побуждают учащиеся.

Фактор творчества присутствует почти в любой деятельности. Я всегда поощряю интерес ребенка к экспериментированию, к самостоятельным действиям, к нестандартным решениям проблемных ситуаций. Творим и экспериментируем с детьми всюду - на прогулке, на уроках, во внеурочное время. Создавая ребенку условия для творчества, я помогаю ему не только отлично справляться с предложенными заданиями, но и находить новое применение своим знаниям.

Я считаю, что большое влияние на активизацию познавательной деятельности школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Всегда стараюсь четко определять познавательные задачи урока, использую в учебном процессе разнообразные самостоятельные работы, творческие задания – все это является мощным средством развития познавательного интереса моих учащихся. При такой организации учебного процесса ребята переживают целый ряд положительных эмоций, которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к предмету, саморазвитию, самообразованию, творчеству.

Часто провожу уроки математики в форме интеллектуальных игр, уроки литературного чтения - творческих мастерских, а контрольные работы в виде олимпиад. Для обобщения материала по темам готовлю тесты, кроссворды, ребусы. Большую помощь в работе оказывает применение ИКТ на уроках математики, русского языка, окружающего мира на этапе проверки знаний, обобщения материала по темам, создание презентаций, тестирование. На уроках изобразительного искусства использую Интернет-ресурсы для просмотра картин, иллюстраций, портретов художников, помогают в работе мультимедийные материалы. Все это позволяет выполнить больший объем работы, создает ситуацию заинтересованности, формирует положительную мотивацию, способствует развитию мышления, воображения учащихся, развивает творческий потенциал каждого ученика.

Для меня очень важно подготовить ребёнка, умеющего читать и читающего. Курс литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность. Каждый мой ученик может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, художника-иллюстратора, чтеца, актера. Мои дети умеют работать с текстом, извлекать нужную информацию, готовить сообщения, используя дополнительную литературу, словари, энциклопедии, электронные ресурсы. На уроках я практикую выборочное чтение, краткий и подробный пересказ, чтение по ролям, словесное рисование, составление планов. Дети сами сочиняют стихи, рассказы, сказки. Анализируя произведения поэтов о родном крае, предлагаю продолжить фразу: «Я люблю родной край за то, что…». Дети думают, рассуждают, творят. На уроках обобщения выполняем мини-проекты, например, «Устное народное творчество родного края», «Пословица всем делам помощница» и др. Устраиваем литературные викторины, путешествия в «Книжное царство», в Страну Читай-ка, конкурсы на лучшего чтеца, конкурсы рисунков по темам «Поэтическая тетрадь», инсценируем отрывки из произведений. Ребята активно участвуют в литературных творческих конкурсах. За участие моих учеников во Всероссийских литературных творческих конкурсах наша школа получила «Серебряный сертификат соответствия» (г.Москва). Применение разнообразных форм работы на уроках литературного чтения, участие в литературных творческих конкурсах способствует развитию творческого потенциала учащихся, активизирует познавательную деятельность, позволяет освоить программный материал в интересной форме, добиться высокого качества обучения.

Наблюдения за учащимися показали мне, что дети отдают предпочтение творческим видам работы на уроке, вот почему у меня преобладают творческие способы организации познавательной деятельности. Используя частично-поисковый метод, обучаю детей решению проблемных вопросов и заданий. На экскурсиях ребята проводят небольшую исследовательскую работу.

Использование заданий творческого характера способствует раскрытию личностной позиции каждого моего ребенка. Работая со словарными словами, использую различные виды диктантов, особенно детям нравятся творческие диктанты: называю начало поэтической строки, учащиеся должны самостоятельно ее закончить; прошу продолжить предложение, используя словарные слова, написать мини-сочинение. Такие задания развивают познавательный интерес учащихся, они лучше усваивают материал и стремятся узнать еще больше нового.

К активным методам и формам изучения и развития индивидуальных способностей каждого ребенка я отношу дидактическую игру, нестандартные и проблемные ситуации, групповую работу, парную и коллективную работу. Индивидуальная работа позволяет активизировать личный опыт каждого учащегося, развить умение самостоятельно выделять конкретную задачу для решения. Групповая форма работы развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска. Коллективная форма работы расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, предоставляет возможность каждому моему ребенку выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи. Данные формы работы способствуют формированию положительной мотивации обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся.

При изучении нового материала использую на уроках схемы-опоры, таблицы, для закрепления материала - сигнальные карточки, раздаточный материал и другие средства обучения. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа. Я считаю, что важным средством активизации познавательной деятельности учащихся является диалог. Между мной и учениками происходит сотрудничество, в котором я не только учу, но и сама опираюсь на опыт ребят. Это необходимо для формирования учебных потребностей и мотивов обучения.

Прекрасным средством развития познавательной самостоятельности является игра, которая служит как бы переходным мостиком к учебе, той средой, в которой легче и интереснее проходит познавательная деятельность. Технология игрового обучения позволяет мне, как индивидуализировать работу, так и активизировать познавательную деятельность учащихся. Я подбираю игры с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают, какие образовательные и воспитательные цели решают.

На уроках и во внеурочной деятельности я применяю технологию проектирования. В 4 классе на уроке «Основы православной культуры» ребята делают проекты по выбранной теме: «Христианское искусство», «Праздник Пасха» (повышенный уровень), а ребята с базовым уровнем рассказывают, как в их семьях отмечают этот праздник. На занятиях кружка «Путешествия в века» мы приготовили проектную работу «Устройство храма». На празднике «День Здоровья» мои ученики защитили проект «Правильное питание». Работа над проектами развивает коммуникативные компетенции моих учеников, повышает интерес к обучению, формирует готовность к решению проблем, развивает творческую деятельность учащихся, а все это вместе активизирует познавательную деятельность учащихся моих классов. Два года подряд мои ребята в районном конкурсе творческих исследовательских работ занимали 2-е место.

Для повышения познавательной активности учащихся на уроке я создаю проблемные ситуации. В начале обучения дети решают несложные проблемные задачи, проводят небольшие исследования. С каждым годом задания усложняются. Использование мной на практике проблемных ситуаций позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, зачастую креативно их решать.

На уроках я использую нестандартные ситуации. Они способствуют развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости. Урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, повышает интерес к учению.

Создавая условия для активной познавательной деятельности учащихся, поощряю стремление каждого моего ученика к поиску своих траекторий и способов решения задач, создаю “ситуации успеха ”, развиваю самоконтроль и взаимоконтроль. На каждом уроке создаю благоприятный морально-психологический климат, воспитываю интерес через включение в содержание урока интересных сведений, ярких фактов; поощряю каждого ребенка; вижу в каждом ребенке личность; исключаю из средств воздействия на учащихся принуждение. Все это дает большой педагогический эффект для формирования положительных мотивов учения.

Использование мной в работе современных методик и технологий, систематическая работа с каждым учащимся, направленная на формирование творческих способностей, развитие логического мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся, позволяют добиться высоких и стабильных результатов обучения. Ребята успешно продолжают обучение в основной школе.

Проектная деятельность позволяет школьникам понять красоту математических вычислений и связать их с жизненной практикой. Проектов в течение учебного года по математике выполняется относительно немного и каждый из них должен стать событием, по-новому освещающим работу над программным материалом. Главное при создании проекта – суметь связать их с изученным материалом, чтобы не превысить возрастных возможностей учащихся и не отбить у детей желание постигать роль математических знаний в окружающем мире.

За многие годы педагогической деятельности я сформулировала для себя несколько правил: стараться заинтересовать каждого ученика в работе класса; стимулировать каждого учащегося к высказываниям без боязни ошибиться; оценивать деятельность каждого ученика в процессе обучения, а не только по конечному результату; использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт каждого учащегося. А также для себя я сделала вывод: бездарных детей нет, каждый ребенок одарен по-своему и мы, педагоги, должны найти, раскрыть и развить этот дар.

В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечено, что должна быть создана система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Кроме того указано, что в рамках системы поддержки талантливых детей целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему , практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся ( ) при приеме в вузы.

Кто такой одаренный ребенок?

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.

Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.

Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:

  • способности выше средних,
  • креативность,
  • включенность в задачу.

Хорошо ли быть одаренным?

Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Но далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей "специальности".

Одаренность в школе

Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность . У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то "пять", то "два"): блестяще по одному предмету и "так себе" по другому.

Особый вид одаренности — творческая одаренность . Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Как живется одаренным детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются "академически одаренные". Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже "дать списать". И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К "интеллектуалам" в школе относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего "таланта").

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей "профессиональной" среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются и чуть ли не . Стало быть, выход в том, чтобы "помещать" их в особые школы для одаренных.

Однако не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям ("О чем с ними говорить?") или к своим учителям ("Чему они меня могут научить?"). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это, скорее, издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Почему возникают сложности в диагностике одаренных детей?

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов.

Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы).

Прежде всего, необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию: поскольку высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, то и низкие значения еще не становятся доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при обработке и интерпретации результатов психологического тестирования.

Высокие показатели психометрических тестов интеллекта (Гилфорда, Торренса) могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности (Вильямса, Туник) могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.

Более того, проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный морально-этический аспект, и необходимо соблюдать принципы гуманистического проведения диагностик. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности (даже легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талантливости взрослого человека. Следовательно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Поэтому идентифицировать ребенка как одаренного либо как ординарного на раннем этапе означает искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя субъективные ожидания — как его самого, так и родителей.

Семь принципов сопровождения одаренных детей

Психологическая наука предлагает использовать семь базовых принципов выявления и сопровождения одаренных детей.

Первый принцип. Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволило бы использовать различные источники информации и охватывать как можно более широкий спектр его способностей. Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и технологий:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми;
  • специальные психодиагностические тренинги;
  • проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • организация различных интеллектуальных игр, предметных олимпиад, научных конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей и т. п.;
  • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов деятельности детей профессионалами;
  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Комплексный подход к выявлению детской одаренности тоже не гарантирует полной безошибочности. А может стать весьма негативным фактором дальнейшего развития личности ребенка.

Оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения. Выявление одаренных детей необходимо связывать исключительно с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и педагогической поддержки.

Второй принцип. Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях: жизненных и учебных.

Третий принцип. Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.).

Четвертый принцип. Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности и т.д.

Пятый принцип. Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев, инженеров и т.д.). При этом следует помнить о возможном консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более полностью на него полагаться.

Шестой принцип. Плодотворна оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).

Седьмой принцип. Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как:

  • анализ продуктов деятельности
  • наблюдение
  • беседа
  • экспертные оценки
  • естественный эксперимент.

Необходимо напомнить, что существующие валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.

Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей — это вопрос о частоте появления детской одаренности. Существуют 2 крайние точки зрения:

  • "Все дети являются одаренными"
  • "Одаренные дети встречаются крайне редко".

Это противоречие в работе с одарёнными детьми мы решаем следующим образом:

  • Потенциальная одаренность присуща многим детям, т.к. каждый ребенок талантлив по-своему;
  • Актуальную одаренность демонстрирует незначительнаячасть детей; это дети, которые талантливы особо .

Учитывая эти основополагающие положения, педагогическим коллективом нашей школы была разработана программа «Одарённые дети».

Каждый здоровый ребенок рождается на свет с удивительной способностью -стремлением к познанию окружающего мира. Но, к сожалению, часто эта способность не находит необходимой поддержки и удовлетворения. Ребенок перестает развиваться согласно своему дарованию, а его творческий потенциал так и остается нераскрытым.

В педагогике хорошо известен тезис Я.А. Коменского о том, что обучение должно быть природосообразным, должно отвечать природе ребенка и сообразовываться с законами ее развития.

Мы знаем, что обучение это один из видов человеческой практики, а любая практика может быть успешной только тогда, когда она отвечает объективным законам природы и общества. Еще древние говорили, что природу побеждают только повинуясь ей. Никакая практика не может быть успешной, не может привести к положительным результатам, если она не согласуется с объективными законами бытия, и тем более, если она противоречит им.

А педагогическая практика не может составлять здесь исключения.

В свое время Я.А. Коменский обратился к поиску законов умственного развития ребенка за которым, как он считал, должно следовать обучение.

Нет сомнений, что со времен Я.А.Коменского обучение стало гораздо более природосообразным, и овладение детьми, например, навыками чтения, началами математики и естественных наук требует сейчас значительно меньшего времени и усилий. Многие дети с успехом овладевают обширными знаниями в средней и высшей школе, что раньше было невозможно не только по общественно-социальным, но и по педагогическим причинам.

Это очевидно каждому, кто сталкивается с практикой современной массовой школы, которая вместо того, чтобы развивать в детях естественную любознательность, потребность в познании, широту интересов, способность к интеллектуальному сотрудничеству, сплошь и рядом только убивает в них эти качества, отбивает охоту к учению и к умственным усилиям.

Наиболее остро эта проблема проявляется в школе, в отношении детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями, так как их запросы и возможности отличаются от тех, на которых ориентировано традиционное обучение.

Как отмечает Е. И. Щебланова, ссылаясь на зарубежные и отечественные источники, было показано, что «традиционное обучение сдерживает развитие таких детей и для раскрытия их потенциала необходимы специальные модификации программ и методов обучения в соответствии с их психологическими особенностями видом и уровнем одаренности, интересами, мотивационно-личностными характеристиками)» Так или иначе мы разделяем тот подход к пониманию одаренности, который опирается на понятие потенциальной одаренности и фактически отвечает «прагматико-гуманистической» ориентации - одаренных детей столько, сколько не могут раскрыть свою индивидуальность, достигнуть потенциально возможных для них высоких результатов в том или ином виде деятельности в условиях традиционного обучения.

«Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности»

Из такого понимания одаренности, подразумевающей не только актуальную, но и потенциальную возможность достижения более высоких результатов, фактически следует, что одаренных детей необходимо учить по-другому, по программам, отличным от традиционных таким, которые могут обеспечить раскрытие их индивидуальности.

Так, например, Барбара Кларк считает, что одаренные дети - это такие дети, «которые показывают или могут показывать высокий уровень выполнения чего-либо в какой-то из сфер деятельности и которые, в силу своего продвинутого и ускоренного развития, нуждаются в обучении, отличном от обычно принятого в школе. Это обучение обеспечивает большую вероятность роста или развития способностей, а не их потерю или снижение»

Еще один из наиболее авторитетных зарубежных специалистов в области изучения одаренности - Дж. Рензулли, в отличие от Барбары Кларк, не делает акцента на биологическом созревании и особенностях функционирования мозга как основы развития одаренности ребенка. Согласно его представлениям, одаренность обусловлена или определяется взаимодействием трех основных «кластеров» характеристик, принадлежащих человеку: общие способности выше среднего уровня, высокий уровень «преданности задаче», или, другими словами, мотивации, и, наконец, высокий уровень креативности. Дети же, которые обнаруживают признаки одаренности, «нуждаются в широких и разнообразных образовательных возможностях, которых обычно нет в стандартных учебных программах», - отмечает Дж. Рензулли в заключительной части определения понятия одаренности.

Развитие исследований одаренности за последние десятилетия убедительно показало ошибочность представлений о том, что талант или одаренность раскроются сами собой и «пробьют» себе дорогу. Без особой заботы об обучении и развитии мы теряем одаренных детей.

Хотелось бы отметить и еще одно основание в пользу разработки программ и специального обучения одаренных детей. Как отмечают многие зарубежные исследователи, специальные программы для одаренных являются фактически настоящими «лабораториями», создающими передовой опыт обучения. Их дальнейшая судьба - использование в обычном учебном процессе. «Приемы работы, бывшие ядром многих специальных программ для одаренных, включаются в обычный учебный процесс с целью развития всех учащихся», - пишут Дж. Рензулли и С. Риз. Таким образом, хорошая программа для одаренных детей сегодня - перспектива хорошей программы для большинства детей «завтра».

В чем же заключается специфика программ для одаренных? Есть ли она вообще? Мы уже говорили о том, что традиционная программа обучения может стать непреодолимым препятствием для развития одаренного ребенка, и это был один из аргументов в пользу необходимости решения проблемы обучения одаренных детей. Кроме того, есть и другой аспект рассмотрения этой проблемы. Хорошо известно, что эффективность программ обучения зависит от их соответствия потребностям и возможностям тех детей, для которых они предназначены. Если познавательная деятельность, которая составляет основу обучения в школе, не соответствует мотивационным и когнитивным характеристикам ребенка, то трудно ожидать, что им будут достигнуты высокие уровни развития. И если мы признаем, что одаренные дети характеризуются особыми потребностями и возможностями, отличающими их от других сверстников, то это означает, что для их обучения необходимы специальные программы или, по крайней мере, какие-то модификации традиционных образовательных программ, которые ориентированы на гипотетического «среднего» ученика.

Известно, что большинство одаренных учащихся способно к самостоятельному изучению интересующих их тем, обнаружению связей между предметами и идеями, высокому уровню рассуждения и обобщения. В результате они уже до начала школьного обучения обладают информацией экстраординарного качества, поэтому учебный материал может их не интересовать, а ожидание, пока одноклассники освоят то, что им давно известно, вызывать скуку и нетерпение. Такие учащиеся нуждаются в новой, изменяющейся и стимулирующей информации, постоянно создающей вызов их способностям. Одна из стратегий помощи в таких ситуациях - это применение системы индивидуальных заданий, в которых учащиеся могут сами регулировать уровень сложности материала, выполняя проверочные задания до и после изучения тем, причем методы такого обучения должны соответствовать сложности материала.

Например: как бы ни было велико количество учащихся, желающих изучать диких животных, растения или освоение космоса, для ряда детей эти темы не будут представлять никакого интереса - в силу ли их изученности (ведь одаренные дети часто знают значительно больше своих сверстников), излишней конкретности (их интересуют объяснения, абстрактные идеи и теории) или увлеченности другой темой, не предусмотренной планом. Каждая же из этих частных тем «накладывает» жесткие содержательные рамки, которые препятствуют подлинной индивидуализации обучения с учетом интересов, потребностей и уровня развития каждого ребенка.

Важный шаг в решении возникающих проблем - «расширение», раздвижение содержательных рамок, т. е. переход к более крупным содержательным единицам вместо традиционных «тематических разделов» как способу организации содержания обучения по предметам. Например, вместо тем «Растения» и «Животные» возьмем проблему «Исчезновение растительного и животного мира» или, еще шире, «Выживание». Такая формулировка темы, основанная на содержательной интеграции многих более узких тем и проблем, отвечает стихийному интересу одаренных детей к глобальным проблемам, абстрактным идеям и теориям. В то же время она позволяет изучать конкретные сведения о динозаврах и других видах животных и растений, а наряду с этим дает возможность другим детям заниматься изучением климатических изменений, способствующих или препятствующих сохранению окружающего мира, космических влияний, исторических эпох и т. п. Таким образом, каждый ребенок может найти себе тему, соответствующую его индивидуальным интересам. А если мы возьмем еще более широкую или глобальную тему, например «Выживание» или «Изменение», то легко продемонстрировать, как стремительно расширяются и становятся практически неограниченными возможности изучения тех или иных тематических разделов, традиционно «разбросанных» по различным дисциплинам.

Легкость понимания учебного материала одаренными детьми связана также с потребностью его углубленного изучения и обсуждения с детьми равных интеллектуальных возможностей. Нелюбовь к повторению уже понятых правил, принципов, теорий может восприниматься их менее способными сверстниками, а часто и учителями, как проявления «всезнайства» и отрицательно влиять на отношение к ним.

Психологические особенности одаренных детей, или так называемые «признаки одаренности», часто являются предметом больших споров среди психологов.

Обеспечивая же развитие и раскрытие индивидуальности не только 1-2 % вундеркиндов, а широкой «прослойки» детей, составляющей около 20 % от всей возрастной выборки, мы создаем условия для больших и малых открытий в области науки и техники, расцвета культуры и искусства. Ведь творения столь редко встречающихся гениев опираются на те потребности и возможности, которые были созданы благодаря безымянной творческой работе множества изобретателей, ученых, художников и т. п. Это хорошо проанализировал Л. С. Выготский, который показал, что, «как бы ни было индивидуально всякое творение, оно всегда заключает в себе социальный коэффициент. В этом смысле никакое изобретение не будет в строгом смысле личным, в нем всегда остается кое-что от анонимного сотрудничества».

Действительно, особенностей этих детей, таких как чрезвычайная любознательность и потребность в познании, опережение сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития, выраженное стремление к самостоятельности в процессе познания, независимость мышления и многое другое, вряд ли могут быть в полной мере «учтены» в рамках традиционных учебных программ и методов их преподавания. В результате несоответствия учебной программы потребностям и возможностям одаренных детей, происходит быстрое снижение интереса к обучению, и нарастающая скука, сопровождающая этот процесс.

Детская одаренность - одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Может быть, поэтому уже само упоминание о ней вызывает у многих родителей чувство тревоги, внутреннего напряжения.

Необычные способности детей к обработке информации позволяют воспринимать разнообразные идеи одновременно на нескольких уровнях. Этому соответствуют стратегии обучения, которые включают выполнение исследовательских проектов по самостоятельно выбираемым темам с выдвижением гипотез и их проверкой и развитие исследовательских навыков. Окружающие могут воспринимать таких детей как не по возрасту серьезных. В то же время рутинные упражнения, натаскивание, зубрежка часто вызывают у одаренных детей острое неприятие и нарушения поведения.

Высокая скорость мыслительных процессов у таких детей требует соответствующей скорости предъявления идей, возможности самостоятельно регулировать скорость учения. Эффективным является использование в обучении «мозгового штурма», «быстрого чтения», тогда как отсутствие активности и прогресса в обучении может вызывать фрустрацию - переживание «чувства крушения», ведущее к формированию отрицательных черт поведения.

Способность мыслить, творить - величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Поэтому, говоря о детской одаренности, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского наследия - одаренных детей, и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка.

Где граница между одаренным и неодаренным ребенком, никому точно не известно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения?

Существует большое количество основных признаков одаренности, в которых отражаются особенности одаренных детей, проявляемые ими в их реальной жизни и деятельности. Как правило, наличие таких признаков можно оценить при наблюдении за особенностями поведения ребенка. Трудность заключается в том, что сами признаки одаренности весьма разнообразны и сильно зависят от социокультурной среды. Это порождает значительные расхождения в представлениях о том, что должно быть включено в «список» особенностей одаренных детей, а что нет, какие признаки обязательно должны проявляться, а какие нет и т. п. Наиболее продуктивным, на наш взгляд, можно считать такую позицию в этом вопросе, согласно которой наличие хотя бы одного из выделяемых признаков должно привлекать внимание специалиста и побуждать его к тщательному и продолжительному анализу конкретного случая.

Анализ существующих признаков одаренности позволяет отметить наличие в них характеристик, связанных с мотивационными аспектами поведения (со специфическими потребностями) и инструментальными (возможностями ребенка), относящимися к способам и успешности деятельности ребенка. Многие отмечают наличие некоторых общих, абсолютных, или универсальных, атрибутов одаренности, которые можно наблюдать во всех культурах (практически вне зависимости от культурного контекста), и специфических признаков, которые наблюдаются в одних и не наблюдаются в других социокультурных слоях.. Так, например, в очень известной во всем мире книге Барбары Кларк приводится пять таких признаков, характеризующих умственную (интеллектуальную), академическую, творческую, лидерскую одаренность и одаренность в области визуального и исполнительского искусства (музыка, живопись, танец, драма).

Существует недостаток в подготовке педагогических кадров - их невладение методами диагностики уровня развития личности и прежде всего умственного развития детей. Поэтому одна из актуальных задач совершенствования подготовки педагога к практической работе - вооружение его не только знаниями возрастных и индивидуальных особенностей и закономерностей психического развития детей, но и умениями выявлять их и измерять с помощью современных психодиагностических методик.

Психодиагностика необходима современному учителю для того чтобы:

  1. наблюдать за динамикой психического и особенно умственного развития ребенка;
  2. иметь возможность ему определять программу дальнейшего развития детей с тем, чтобы создавать оптимальные условия развития как для слабых, так и для сильных;
  3. осуществлять индивидуальный подход к школьникам при оказании им помощи в случае затруднений.

Известный педагог Ш.А.Амонашвили в одном из интервью говорил, что, хотя педагогика как наука, конечно, существует, но строго научно обоснованного в ней так мало, что на ладони поместится, а если говорить о педагогической мудрости, то ее еще меньше.

Подобное положение дел было всегда ясно Л.В.Занкову. Он писал, что когда он приступал к разработке своей системы развивающего начального обучения, он не имел возможности опереться на какую-либо психологическую теорию, так как хорошей, полной, обоснованной фактами теории развития просто не было.

Тем не менее система развивающего начального обучения была создана.

Сейчас она явно вызывает интерес у педагогов, которых не удовлетворяют традиционные программы и методики и которые видят, какие положительные результаты дает данная система.

Цель системы - достижение оптимального общего развития каждого школьника в процессе усвоения им знаний, умений и навыков. Общее развитие Л. В. Занков понимал как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает как следствие взаимодействия ума, воли, чувств ребенка, его нравственных представлений в их нерасчлененном единстве. В таком случае движущими силами психического развития школьников становятся не только внешние факторы (особенности системы обучения), но и факторы внутренние (особенности учеников, их потребности и ожидания).

Ведущим понятием методологии такого обучения является целостность педагогической системы, соотношение целого и составляющих его частей, а также взаимозависимость частей и связи между ними.

В исследованиях учителей и методистов показано, что у детей, обучающихся по системе Л. В. Занкова, лучше, чем у других, развита наблюдательность, способность к обобщению, к самостоятельному выполнению разного рода заданий.

В обычной школьной программе возможность выражать свои идеи визуально и интегрально, в пространственной форме сильно ограничена. Дети с опережающим развитием визуальных и пространственных способностей часто с трудом воспринимают строго последовательный и фрагментарный материал, избегают таких заданий или требуют целостного представления изучаемой темы, что часто воспринимается как нарушения поведения и неуважение учителя. В системе же Л.В.Занкова дело обстоит иначе.

Современная практика работы с одаренными детьми весьма разнообразна. В этом разнообразии особенно ясно выступают нерешенные или слабо изученные проблемы. Одной из таких важнейших проблем является поддержка и развитие детей с общей (умственной) одаренностью в условиях обучения в средней общеобразовательной школе. Именно эта категория детей часто оказывается вне специального внимания и поддержки в процессе обучения в школе, в то время как школа должна быть основным местом развития таких детей. В самом деле, ребенок, демонстрирующий те или иные специальные способности, может успешно развивать их как в системе дополнительного образования, имеющей большой опыт работы с такими детьми, так и в процессе обучения в школе по специальным программам повышенной сложности - математической, лингвистической и г. д. А для ребенка с признаками общей одаренности не остается ничего другого, как «учиться как все» или «присоединиться» к тем, кто проявляет повышенные способности и склонности к определенной области. Проблема усугубляется также тем, что ранняя специализация обучения для детей с общей одаренностью, как правило, является неприемлемой ни с точки зрения удовлетворения их широких познавательных потребностей, ни с точки зрения задач их развития.

Мы можем сформулировать четыре организации содержания обучения для одаренных школьников:

  1. Гибкие содержательные «рамки», обеспечивающие возможность включения для изучения тех или иных тематических разделов.
  2. Крупные содержательные единицы; изучение широких (глобальных), основополагающих тем и проблем.
  3. Междисциплинарный подход к изучению содержания, отвечающий широкой любознательности одаренных детей, повышенным творческим возможностям и мировоззренческой задаче развития целостной картины мира.
  4. Интеграция тем и проблем для изучения, относящихся к одной или разным областям знаний, путем установления внутренних взаимосвязей содержательного характера.

Таким образом, одним из важнейших источников трудностей одаренных детей в школьном обучении служит расхождение между условиями, необходимыми для проявления и развития разных граней одаренности и предлагаемыми конкретной структурой образования. Достижение этого соответствия призвано обеспечить специально создаваемые программы обучения и поддержки детей с разными видами одаренности, многие из которых доказали свою полезность и эффективность. И все же вне сферы внимания таких программ остаются как раз те, кто больше всего нуждается в помощи, поскольку отбираются для них главным образом самые успешные в той или иной деятельности дети. Предлагаем опросник для выявления одаренности детей младшего школьного возраста.

  1. Мне нравится доказывать или опровергать идеи, которые предлагает нам учитель на занятиях. (+)
  2. Больше всего мне нравится, когда на уроке мне надо самому (самой) додуматься до чего-то, открыть какую-то закономерность или прийти к новой идее. (+)
  3. Я люблю отгадывать слова (понятия), строить догадки о смысле каких-то непонятных изображений, высказываний. (+)
  4. Мне нравится изучать проблему с разных сторон. (+)
  5. Я люблю находить разные пути (варианты) решения одной и той же проблемы или задачи. (+)
  6. Мне нравится оценивать разные факты, идеи и решения с помощью различных критериев. (+)
  7. Больше всего мне нравится, когда на уроке есть возможность самому (самой) сформулировать проблему для изучения. (+)
  8. Я люблю тратить много времени на решение проблемы, которую я не смог (смогла) решить сразу (+)
  9. Мне нравится, когда учитель все подробно объясняет и рассказывает и не надо много думать самому (-)
  10. Я люблю, когда мне приходится самостоятельно искать необходимую информацию или объяснение чему-либо. (+)
  11. Больше всего мне нравится, когда учитель помогает нам думать, а не делает это за нас. (+)
  12. Я предпочитаю работать один (а не в группе). (-)
  13. Мне интересно изучать глобальные темы и проблемы (такие, как «Влияние», «Изменение», «Порядок»). (+)
  14. Мне нравится, когда на уроке у меня есть возможность выступать или отвечать перед классом, представляя найденные мною новые факты, мысли и идеи своим одноклассникам или друзьям. (+)
  15. Мне нравится находить что-то общее, связь между различными явлениями и процессами. (+)
  16. Мне трудно учиться в школе.
  17. Мне неинтересно учиться в школе. (-)
  18. Больше всего я люблю выполнять такие задания, когда нужно что-либо запомнить, а не ломать голову над сложной задачей. (-)
  19. Я предпочитаю готовить домашние задания по междисциплинарному обучению и другим предметам самостоятельно, не рассчитывая на помощь родителей. (+)
  20. Я не очень люблю слушать выступления своих товарищей, мне это кажется неинтересным. (-)

Примечание: знак «плюс» или «минус» после каждого высказывания означает тот вариант ответа («согласен» или «не согласен»), который оценивается в два балла, как соответствующий положительному отношению к особенностям обучения.

Школьная программа универсальна. Это означает, что она ориентирована на обычного среднестатистического ребенка. В чем-то он талантлив, в чем-то - нет. Но при этом такой маленький человечек вполне вписывается в среднестатистическую норму, не выбиваясь из нее ни в лучшую, ни в худшую сторону.

Тем ребятишкам, которые не соответствуют негласному стандарту, в школе обычно бывает трудно. Причем это относится и к тем детям, которые не могут справиться с предлагаемой программой в силу каких-либо проблем, так и к тем, кому все дается легко и без особых усилий. У таких выделяющихся из общей массы школьников обычно возникают трудности не только с учебой, но и с общением. Они не могут найти общий язык с одноклассниками, часто конфликтуют с учителями.

Но если ребенок отстает в развитии, его можно перевести в специализированное заведение, где работают профессионалы, умеющие общаться именно с такими детьми. А что делать, если малыш, наоборот, слишком умен? Школ для гениев, увы, не существует. В этом случае решающую роль играет педагогический коллектив учебного заведения. Работа учителя с одаренными детьми должна строиться по особому сценарию.

Урок должен быть интересным

Талантливые дети требуют особого подхода. Обычно преподаватель излагает материал, просто рассказывая ученикам новую тему и поясняя сложные места. Для одаренных детей такая форма усвоения материала будет скучной. Они должны активно участвовать в процессе обучения. Особенности работы с одаренными детьми требуют, чтобы информация подавалась в творческой форме, такой, которая стимулировала бы ребенка. Перед детьми постоянно нужно ставить задачи, причем точно соблюдать нужный уровень сложности. С одной стороны, они должны пробуждать в ребенке интерес, мобилизовать его, заставлять двигаться вперед. С другой стороны, задачи должны быть решаемы. Слишком сложные задания скорее вызовут неуверенность в себе, разочарование в собственных силах. Программа работы с одаренными детьми должна строиться, исходя из информации о их текущих возможностях. Планку нужно постоянно повышать, держать на максимально высоком, но все же выполнимом уровне.

Задавака или застенчивый?

Широко распространено мнение, что одаренные дети обладают слишком высокой самооценкой, и для лучшей социализации этот «дефект» рекомендуется исправлять. На самом деле такое поведение обычно сугубо демонстративно. Одаренные дети редко бывают приняты в коллективе, они осознают свою «неправильность», и именно это понимание, а вовсе не гордость, заставляет их замыкаться в себе. Либо же им действительно может быть скучно со сверстниками. Но, опять-таки, это вовсе не говорит о самовлюбленности и эгоцентризме ребенка. Просто он не может найти себе подходящую компанию, и поэтому одинок. Искусственное понижение самооценки только усугубит ситуацию. Система работы с одаренными детьми должна, наоборот, помогать им поверить в себя, принять собственные способности, осознать их и научиться ими пользоваться. Таких ребят нужно поддерживать, иногда даже завышая оценки, чтобы они действительно смогли осознать собственные возможности и не боялись их демонстрировать.

Пряник без кнута

Работа с одаренными детьми в школе предполагает их положительную мотивацию. Система наказаний здесь практически бесполезна. У ребенка есть талант, ему нравится заниматься любимым делом - математикой, литературой, музыкой. Его не нужно заставлять что-то делать, ведь принуждение, наказание - это попытка преодолеть сопротивление ученика, которому не интересен, не нужен тот или иной предмет. Одаренный ребенок сам ищет возможность заняться любимым делом. Задача семьи и школы при этом - помочь ему вовремя распознать свой талант и предоставить все возможности для дальнейшего развития. Особенности работы с одаренными детьми заключаются в том, что такие ребята нуждаются в большом количестве поощрений. Именно похвала - то топливо, которое согревает душу ученика, поддерживает его уверенность в себе, стимулирует идти вперед.

Ребенка нужно хвалить

Если наказания для талантливого ребенка - вещь не только бесполезная, но и вредная, то вот программа работы с одаренными детьми является крайне важной. Материал нужно подавать в увлекательной, яркой форме, обязательно оставляя ребенку возможность проявить исследовательские наклонности. Не нужно предлагать готовые ответы, а, напротив, следует стимулировать ученика самостоятельно искать разгадку, думать, задавать вопросы. С одной стороны, это закрепит интерес к предмету, с другой - поможет развить критическое, аналитическое мышление и самостоятельность. Поэтому так трудна работа с одаренными детьми в школе. Урок длится всего 45 минут. Сложно построить его так, чтобы и основная часть класса успела усвоить материал, и более талантливые ученики не заскучали и не утратили интерес.

Дети-почемучки

Одна из проблем общения с одаренными учениками заключается в большом количестве вопросов, которые они задают учителю. Это происходит не из желания обратить на себя внимания, не из пустой бравады. Таким ребятам действительно все интересно, вопросы - топливо, питающее их мозг. Часто за это их не любят одноклассники. Они считают, что такое поведение - просто одна из форм самолюбования или заискивания перед учителем. Вот только преподаватель тоже не слишком рад. Ограниченное время урока не позволяет ответить на все вопросы любознательного ребенка. Порой же проблема заключается и в том, что учитель попросту не готов к некоторым из них. Работа с одаренными детьми в школе требует от преподавателя дополнительных усилий. Чтобы найти ответ, придется полистать дополнительную литературу, изучить смежные профильному предмету области. Общение с одаренными детьми требует от учителя постоянного профессионального роста. Не всем такое развитие событий нравится. Поэтому важно понять мотивы ребенка, отличить желание похвастаться от любви к знаниям и постараться помочь. Не только высокая квалификация, но и доброжелательность, чуткость учителя, очень много значат в работе с одаренными детьми.

Внеклассные занятия

Конечно, в рамках урока уделить внимание всем ученикам трудно. Поэтому работа с одаренными детьми в школе часто требует большого количества индивидуальных занятий. Кружки и секции необходимы, чтобы ребенок смог полностью раскрыть свой талант, реализовать и обсудить с учителем все то, что не успел или не смог на уроке.

Некоторые идеи таких детей могут показаться нелепыми и смешными. Не стоит шутить по этому поводу. Ведь так легко сломить веру ребенка, отбить желание творить и создавать. Возможно, в дальнейшем этот юный изобретатель действительно совершит открытие или придумает что-то невероятное. Да и многие гениальные люди в свое время казались окружающим нелепыми и смешными. Ученых, которые считали, что будущее за летательными аппаратами из металла, а не за аэростатами, считали чудаками. Возможно, это как раз тот случай?

Система работы с одаренными детьми должна быть построена так, чтобы стимулировать творческие порывы, помогать ребенку добиваться успеха в его начинаниях.

Помощь в социализации

Общение с талантливыми детьми часто бывает не столь уж приятным. Такие дети могут быть конфликтными и нетерпимыми. Они могут критически относиться к людям, если считают их интеллектуально более слабыми, часто переспрашивают или поправляют их, когда видят ошибки в рассуждениях. Это неприятно не только детям, но и взрослым. Они не умеют уступать, особенно когда уверены в собственной правоте, ведут себя эгоцентрично и излишне самоуверенно. Часто взрослые, привыкнув к определенному стилю общения с детьми, объясняют слишком подробно и упрощенно. Одаренный ребенок в такой ситуации может перебивать или заканчивать мысль за собеседника просто потому, что давно все понял и уже успел соскучиться.

Работа школы с одаренными детьми предполагает помощь в корректировки таких недостатков. Это будет способствовать тому, что ребенок сможет успешно социализироваться, найти контакт со сверстниками и взрослыми. Ведь умение общаться - очень важный фактор, от которого зависит благополучие человека.

«Большой талант требует большого трудолюбия».
П.И.Чайковский

Одно из приоритетных направлений работы современной школы - создать условия для оптимального развития одаренных детей.

Цель данного направления: необходимость выявлять, поддерживать и развивать талантливых детей.

Задачи:

  • содействовать самореализации одаренных детей,
  • сохранять психологическое и физическое здоровье,
  • содействовать формированию позитивной Я-концепции (самоуважения, самопринятия, самоотношения),
  • развивать эмоциональную устойчивость, формировать навыки саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (участие в конкурсах, олимпиадах, публичных выступлениях),
  • содействовать социализации, формировать коммуникативные навыки.

«Одаренные дети», какие они? Как их выявить в большом коллективе детей?

«Одаренный ребенок» - это обычный ребенок, но чем, же он отличается от своих сверстников? Произнося его, мы предполагаем возможность существования особой группы детей.

Эти дети отличаются от своих сверстников. Чем же?

Обычно у таких детей отличная память, гибкое мышление, они способны классифицировать информацию, имеют большой словарный запас и грамотную речь, умеют пользоваться накопленными знаниями, много читают и задают на уроках интересные вопросы, часто забегая вперед при изучении какой-либо темы. У некоторых детей преобладают математические способности, у других - творческие, как правило, эти дети активны (хотя приходится преодолевать и стеснительность, и неуверенность, различные «страхи», особенно при публичных выступлениях), иногда занимают себя делами, которые не всегда относятся к уроку. Но зато такие дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им «не по зубам», у них сильно развито чувство справедливости.

Следует отметить, что «одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Одарённость - это явление не только педагогическое и психологическое, но и социальное, поскольку речь идёт об успехах в социально значимой сфере деятельности человека. Чем шире круг знаний учащихся, чем богаче их предшествующий практический опыт, тем более высокий уровень самостоятельности они могут проявить в решении сложных творческих заданий, достигая тем самым более высокого уровня самоутверждения в образовательной деятельности.

Как выявить одаренного ребенка среди его многочисленных сверстников? Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками. К методам выявления одаренных детей относятся:
наблюдение; общение с родителями; работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа; олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Выделяют следующие виды одаренности:

  • Художественная одаренность.
  • Общая интеллектуальная одаренность.
  • Творческая одаренность.
  • Лидерская одаренность.

Для работы с одаренными и мотивированными на достижения детьми педагогу необходимо иметь определенные знания, умения, навыки, способствующие развитию детской одаренности. Педагог должен обладать такими личностными качествами, как чуткость, теплота, расположенность к детям, чувство юмора, высокий интеллект, уверенность в себе и др.

Также нельзя забывать, что одаренные дети нуждаются в обратной связи, как и все остальные. Им важно, чтобы педагог проявил к ним доброжелательность при оценке их деятельности, но при этом нельзя перехваливать таких детей за их прекрасные индивидуальные успехи, очень полезно поощрять совместные занятия с другими детьми. Педагогу не стоит возводить ребенка на пьедестал перед другими детьми, успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание исключительности может вызвать раздражение, ревность и отторжение других детей.

Вывод: одаренные дети приходят в школу, как и любые другие школьники, чтобы учиться. И результат зависит от учителя, который, сможет разглядеть в каждом ребенке его высшие потенциальные возможности. Ранее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Литература

  1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.
  2. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. - 402 с.
  3. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: «Начальная школа» №29, №30 2003.
  4. Фото: http://socpatron.ru/

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры