Преодоление трудностей в обучении детей через применение игровых технологий. Картотека на тему: Коррекционные игры и упражнения с ребенком, имеющим трудности в обучении

Главная / Психология

– Каковы типичные проблемы младших школьников?

– Если мы говорим про городских школьников, то первая и основная проблема – это выученная несамостоятельность, несформированность блока планирования. Коротко это называется «учебная несамостоятельность, портящая отношения».

– Откуда она берется?

– Есть несколько причин, которые приводят к тому, что ребенок не может делать уроки сам, и в связи с этим родителям приходится сидеть с ним за уроками, что сильно портит отношения между родителем и ребенком. Сейчас ничто не настраивает ни родителя, ни ребенка на то, чтобы формировать самостоятельность. Она не возникает самотеком.

Во-первых, немалый вклад в это вносит школьная программа – она часто перенасыщена и подстроена не под возраст детей и их способности, а под амбиции образовательного учреждения.

Когда мы с вами учились, никому в голову не приходило сидеть с ребенком за уроками, за исключением случаев перехода в другую более сильную школу или поступления куда-то. Все было устроено так, что с программой можно было справиться. А сейчас все устроено так, что с программой можно справиться только в том случае, если все встанут на уши. И я говорю об обычных детях без образовательных способностей, без дисграфии, без нарушения внимания, без вегетативных нарушений.

Программа по части предметов сформирована так, что их невозможно освоить без взрослого. Например, первоклассник или второклассник, который начинает учить иностранный язык, получает учебник, в котором все задания даны на английском, а он еще не умеет читать по-английски. Очевидно, что без участия взрослого он их выполнять не сможет. Когда мы учились, такого не было.

Во-вторых, не только изменилась программа по наполняемости, но изменился подход учителей. В прошлом году в одной из сильных московских школ только одна учительница первых классов из четырех сказала родителям: «Не вздумайте помогать детям делать уроки, они пришли учиться сами», все остальные сказали: «Родители, вы поступили в первый класс. По математике у нас такая-то программа, по русскому – такая-то, в этой четверти мы занимаемся сложением, в следующей – вычитанием…» И это тоже, конечно, формирует учебную несамостоятельность.

Сегодня школа часть ответственности перевешивает на родителей, и считается, что в этом есть какой-то плюс. Кроме того, учителя страшно задерганы ФГОСами и прочими штуками. У них нет задачи формировать эту учебную самостоятельность – у них много других задач и сложностей: это и большие классы, и огромная отчетность…

Поколение учителей, настроенное на формирование самостоятельности, сходит с рабочей арены.

Еще один фактор, способствующий ухудшению ситуации в начальной школе, – после значительных изменений в образовании повсеместно увеличилось количество учащихся в одном классе. Это огромная разница для учителя – учить в первом классе 25 детей или 32 или даже 40. Это очень сильно влияет на способы работы учителя. Поэтому одна из серьезных проблем начальной школы – большие классы и сопутствующие изменения способов работы учителя, и как результат – более частое эмоциональное выгорание учителей.

Учителя, которые учились еще при СССР, были готовы на многое, подходили к профессии как к служению, сейчас сходят с трудовой арены по возрасту. Есть огромный дефицит кадров. Профессия учителя долго не была престижной, и привлекать в эту профессию молодых специалистов начали только сейчас. Отчасти поэтому даже лучшие школы сегодня переживают жесточайший образовательный кризис.

Старое поколение, может, было эмоционально выгоревшим, уставшим, но очень профессиональным. А из молодых учителей в возрасте 22-32 лет, настроенных на получение максимального заработка при минимальных усилиях, совсем немногие останутся в школе. Поэтому учителя часто уходят, меняются.

Екатерина Бурмистрова. Фото: Facebook

– Какой вклад в формирование несамостоятельности вносят родители?

– У родителей, прежде всего, появилось много свободного времени. Сегодня часто, если семья может себе позволить, чтобы мама не работала, она сидит с ребенком всю начальную школу. И, конечно, ей нужно чувствовать себя востребованной. И совместное выполнение домашних заданий частично инспирировано тем, что у взрослых теперь больше свободного времени, чем раньше. Нельзя сказать, что это плохо – это время можно потратить на что-то прекрасное, но оно часто уходит именно на уроки, и из-за этого отношения не улучшаются.

– Какие есть еще причины?

Еще одна – в том, что мы растим головастиков. Мы делаем огромный упор на развитие интеллектуальных способностей. Этому способствует большой объем самых разных предложений, особенно в Москве, можно столько всего выбрать – только успевай возить. И в результате мы загружаем детей больше, чем нужно. Это общая тенденция, и это проявляется не на осознанном уровне – так делают все.

– Какие симптомы того, что ребенок страдает учебной несамостоятельностью?

– Ребенок не помнит сам, что ему задано. И для этого созданы все условия: бумажный дневник остался в прошлом – у нас теперь есть учительские блоги, родительские чаты, группы, электронные дневники, где все это выложено.

Ребенок не вспоминает, что надо вовремя сесть за уроки. Часто причина в том, что все настолько плотно в его графике, что сразу после школы он куда-то едет, а потом еще куда-то, и когда он попадает домой, он просто не в состоянии ни про что вспомнить.

Только очень зрелые дети способны в 7-8 вечера вспомнить про уроки, поэтому родителям приходится напоминать. А это классический признак школьной самостоятельности. Самостоятельный человек должен взять задачу, вспомнить о том, что он должен ей заняться, и спланировать время, когда это будет сделано. В первом классе этот навык только формируется, но ко второму-третьему классу он уже должен быть. Но он не возникает самотеком, и в современной школе ничто и никто это не формируют.

Ребенок в принципе не обучен отвечать за свое время. Он не бывает один – мы везде его возим. Теперь ни у кого нет ключа на шее – мы везде водим его за руку, возим на машине. Если он опаздывает в школу, то это не он опоздал, а мама застряла в пробке. Он не может спланировать, во сколько ему выйти и сколько необходимо времени, чтобы что-то сделать, потому что ему просто не нужно этому учиться.

– Как это все лечить?

– Лечить болезненно, никто не любит этих рекомендаций, и обычно к психологам попадают, когда уже дошли до предела, довели отношения до такого состояния, что совместное выполнение домашних заданий превращается в многочасовую муку. До этого родители не готовы слушать никаких рекомендаций специалистов. А рекомендации такие: надо пережить пике вниз, серьезный спад успеваемости, и научить ребенка чувствовать ответственность за его время и уроки.

– Грубо говоря, вы перестаете контролировать процесс выхода из дома, напоминать ему, чтобы он делал домашнее задание, и сидеть с ним за уроками, и мужественно переживаете временный вал двоек?

– Если коротко, то да. У меня целый курс есть про учебную самостоятельность. Желательно при этом объяснить учителю, что у вас будет это пике вниз, но не с каждым педагогом можно об этом договориться: отнестись к этому процессу с пониманием способен один учитель из десяти, потому что общая тенденция школы другая. Сегодня научить ребенка учиться не является задачей школы.

Проблема в том, что в начальной школе ребенок еще небольшой, и вы можете практически силой усадить его за уроки и удержать. Сложности часто начинаются позже, в 6-7-м классе, когда это уже большой человек, иногда выше мамы с папой, у которого уже другие интересы, начинаются пубертатные штучки и оказывается, что он совершенно не умеет распределять время и уже не готов вас слушаться. Он хочет самостоятельности, но совершенно к ней не способен.

Я сгущаю краски, и до острого противостояния с родителями доходит не всегда, но довольно часто. Пока родители могут, они его удерживают, контролируют, направляют. Как говорится, главное – довести ребенка до пенсии.

– Какие еще есть проблемы у детей начальной школы?

– Связанная с несамостоятельностью проблема – перегруженность ребенка, когда в него впихнуто все, что можно впихнуть. Я каждый год встречаюсь с мамами, которые говорят: «У моего ребенка расписание сложнее, чем у меня», причем говорят об этом с гордостью.

Это определенная часть общества, где мама убивается и водит ребенка везде сама, или где есть водитель, который везде возит и ждет ребенка в машине. У меня есть простой маркер ненормальности нагрузки: я спрашиваю: «Сколько времени в неделю ваш ребенок гуляет?» Если речь идет про начальную школу, родители часто говорят: «Какой гуляет? Он в каникулы гуляет». Это показатель ненормальной нагрузки. Еще один хороший вопрос: «Во что любит играть ваш ребенок?» – «В Lego». – «Когда он играет в Lego?» – «В каникулы»…

Кстати, эта перегрузка расписания увеличивает количество нечитающих детей.

Если ребенок еще не стал фанатом чтения, не успел зачитать, не открыл для себя чтение, то в условиях интеллектуальной и организационной перегрузки, придя домой, он будет больше всего хотеть отключить мозг, который все время работает.

Здесь есть прямая связь, и когда детей разгружаешь, они начинают читать. У перегруженного ребенка мозг все время в напряжении. Когда мы с вами, взрослые люди, лишаем себя полноценного регулярного сна, мы лучше от этого работать не начинаем – мы начинаем работать совершенно по-другому, и многим приходится пройти через опыт жестокой бессонницы и нервно-психического истощения, прежде чем они перестают экспериментировать с количеством сна.

Нагрузка – это то же самое. Если мы систематически перегружаем неокрепшее существо, которое активно растет, оно не начинает учиться лучше. Поэтому вопрос нагрузки – очень тонкий и индивидуальный. Есть дети, которые готовы нести большую нагрузку, и им прекрасно, они только хорошеют от этого, а есть те, кто берет нагрузку, несет ее, но постепенно от этого невротизируется. Надо смотреть на поведение ребенка, на его состояние вечером и к концу недели.

– Какое состояние должно заставить родителей задуматься и пересмотреть нагрузку ребенка?

Это зависит от его психологического типа. Меланхолики будут страдать, тихо плакать и болеть, потому что это самый уязвимый и истощаемый тип, они будут уставать только от количества народу в классе и от шума в рекреации. Холерики будут кричать и закатывать истерики к концу недели.

Самый опасный тип – это те дети, которые без внешних проявлений переутомления несут нагрузку, пока она не доводит их до соматического срыва, пока они не покроются экземой и пятнами. Эта выносливость опаснее всего. С ними нужно быть особенно аккуратными. Они действительно много могут, они очень результативны, позитивны, но у них не всегда срабатывают внутренние предохранители, и родители часто спохватываются, когда ребенок уже в плохом состоянии. Их надо учить чувствовать нагрузку.

Это индивидуальные показатели, но есть и общие: ребенок в начальной школе должен гулять хотя бы трижды в неделю по часу. Причем именно гулять, а не то, что мне иногда говорят родители: «А мы гуляем, когда идем с одного занятия на другое». Есть вообще ситуации, когда ребенок и его мама живут в режиме подвига: «Я в машине кормлю его супом из термоса, потому что он же должен обедать полноценно».

Я слышу такое достаточно много, причем это часто позиционируется как большое достижение. Людьми движут лучшие побуждения, и они не чувствуют перенасыщения расписания. А ведь детство – это время, когда много сил уходит просто на рост и взросление.

– Есть ли функциональные проблемы у современных младшеклассников, которые мешают им в их школьной жизни?

– Как ни странно, при всем современном уровне информированности и грамотности, достаточно часто встречается неотслеженная минимальная мозговая дисфункция, ММД. Это комплекс небольших нарушений, которые никак не диагностируются до того, как они проявились, но при этом страшно мешают. Это не совсем гиперактивность и не совсем дефицит внимания – это меньшие вещи, но ребенок с ММД плохо обучаем в формате обычного класса. Также бывают недиагностируемыми всякие речевые нарушения, которые очень влияют на освоение письма, чтения, иностранного языка, всяческие дислексии и дисграфии.

– Откуда это берется?

– Это, может, всегда и было, но до школы не очень мешало и не особенно проявлялось. Причина – возможно, в простимулированных родах и во вмешательстве в роды – при поиске того, откуда это взялось, смотрят на пренатальные факторы и всегда что-то там находят.

ММД – это нарушения нашего времени, которых наравне с аллергиями и онкологией стало больше.

Некоторые из них мешают ребенку учиться в общеобразовательном формате.

В редких школах действуют системы поддержки, работают логопеды, психологи, которые могут помочь ребенку адаптироваться, зато есть огромное количество детей, которые в середине первого, второго, третьего класса выдавливаются из обычных школ, потому что не могут там учиться, им трудно. Это означает, что вовремя не позвали логопеда, психолога, не сходили к нейропсихологу, не пролечились.

– Минимальная мозговая дисфункция – это психофизиологические нарушения, но есть и еще одна социально-педагогическая проблема, которая в большей степени проявляется в Москве и других больших городах: сегодня есть немало детей, которые не привыкли жить в социуме и не обучены правилам взаимодействия. Они плохо обучаются в формате большого класса, просто потому, что их никогда к этому не готовили.

– То есть они не гуляли во дворе, не ходили в обычный сад, все время были с няней и мамой?

– Да, и все всегда подстраивались под них. Может, у них были прекрасные репетиторы, у них отличные знания и учебные навыки, но они не привыкли работать в формате групп. Обычно в школах, где есть конкурс, таких детей отслеживают и стараются не брать или брать с условиями, а в частных школах таких детей много. И они могут сильно портить работу класса.

– Есть ли новые проблемы, связанные с тем, что дети много времени проводят с планшетами, телефонами и телевизорами?

– Да, есть еще один тип проблемы – довольно новый и мало исследованный в русскоязычном пространстве, но вот уже несколько лет в школу приходят поколения, которые больше привыкли смотреть, чем слушать. Это дети, которые основные истории услышали не из прочитанных родителями книг и не от родных, а посмотрели, и для них визуальная форма подачи информации стала основной. Это гораздо более простая форма, и нужно приложить гораздо меньше сил, чтобы что-то усвоить из видео. Эти дети в школе не могут слушать, они две минуты слушают и отключаются, у них плывет внимание. У них нет органических нарушений – они просто не приучены к принятой в школе форме подачи информации.

Это формируется нами, родителями – часто ребенка удобно «выключить», поставив ему мультики, и мы таким образом формируем не слушателя, не деятеля, а зрителя, пассивно потребляющего визуальную информацию.

Чем меньше будет экрана до школы, тем выше вероятность, что с вашим ребенком этого не произойдет.

– Если говорить о самых маленьких, первоклашках, есть ли признаки того, что ребенок слишком рано пошел в школу?

– Если ребенок пошел в школу слишком рано, то через полтора-два месяца, когда должно стать легче, становится, наоборот, сложнее. Эти пациенты ежегодно приходят в октябре-ноябре: ребенку надоела школа, ушла мотивация, сначала он хотел идти в школу и пошел с удовольствием, но выдохся, разочаровался, ему ничего не интересно, появились соматические расстройства, он не реагирует на обращения учителя.

По первоклашкам это очень видно. Они должны научиться к октябрю-ноябрю правильно реагировать на общие формы обращения, когда учитель говорит: «Дети, взяли карандаши».

Дети, которые эмоционально готовы к школе, берут карандаши при общей форме обращения. А если им даже в ноябре говорят: «Все взяли карандаши, и Маша тоже взяла карандаш», значит, такая способность к самостоятельной работе в группе у ребенка еще не созрела. Это признак того, что он пошел в школу рано.

– Если ребенок, наоборот, пересидел лишний год дома или в детском саду, как это будет выглядеть?

– Ему тоже будет скучно, но по-другому: он чувствует себя умнее других. И тут нужно думать, как подобрать ребенку нагрузку, чтобы он мог оставаться в классе. Если тех, кто пошел в школу рано, можно забрать и вернуть через год, чтобы была пауза, то этим детям надо подбирать в формате класса индивидуальные задания, чтобы им было интересно, и совсем не каждый учитель готов этим заниматься.

– Есть ли признаки того, что ребенку в начальной школе плохо?

– Конечно. Обычно ребенку сложно в период адаптации, в первые полтора-два месяца, когда он или только пришел в первый класс, или пошел в новый класс, в новую школу, сменил коллектив, учителя. По идее, дальше должно становиться легче.

– Чего у ребенка не должно быть при нормальном учебном процессе?

– Невроза, тотальной подавленности, апатии. Есть ряд невротических признаков, которых быть не должно: грызение ногтей, выдирание волос, сгрызание одежды, появление нарушений речи, запинок, заиканий, болей по утрам в животе, головных болей, тошноты, которые бывают только по утрам и проходят, если ребенка оставляют дома, и так далее.

После 6-7 недель адаптации не должно быть говорения во сне, не должен меняться характер сна. Мы говорим о младших школьниках, потому что в подростковом возрасте гораздо сложнее определить, где причина – школа, а где – какие-то их личные переживания.

Следующий материал – о том, с чем сталкиваются родители детей, которые учатся в средней школе.

Ксения Кнорре Дмитриева

Особенности мозговой деятельности и функционирования нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность) влияют на восприятие и возможности обучения ребенка. Тут ничего нельзя поделать, и стоит только адаптировать нагрузки к реальным возможностям человека. Способности учеников в разных предметах могут отличаться в 40 раз.

“Общая площадь поверхности базальной височной области индивидуально изменяется в значительно больших пределах, чем лобная (Блинков, 1936). Этот системный полиморфизм целого отдела стал следствием огромных индивидуальных различий в полях и подполях области. Отдельные подполя этой зоны мозга могут различаться у разных людей в 1,5-41 раз. 40-кратные индивидуальные количественные различия морфофункциональных центров головного мозга создают беспрецедентные по глубине и масштабам изменения поведения. [...] Индивидуальная изменчивость была тщательно изучена и в теменных зонах большого мозга. Вариабельность всей верхней теменной области была невелика и составляла только 20%. Однако размеры полей внутри области изменялись в значительно более широких пределах. Максимальные количественные различия были обнаружены ближе к затылочным областям и составляли от 300 до 400% (Гуревич, Хачатуриан, 1938). [...] Сходные результаты были получены при исследовании изменчивости верхней лимбической области (Чернышев, Блинков, 1935). Максимальная вариабельность размеров выделенных секторов или подобластей составила 1,5 - 2 раза, а индивидуальные различия полей достигали 800% .“

Проблемы и сложности в развитии ребенка во многом объяснимы. Всегда найдутся причины нежелательного поведения и всегда найдутся решения, чтобы нивелировать особенности такого ребенка.

Ни один учебный год в последнее время не обходится без сетований родителей на сложные и непонятные программы начальной школы, на загруженность детей, необходимость вместе с ними делать домашние задания и другие трудности. Что это — проблемы отдельных детей или общая ситуация? Рассказывает опытный педагог.

К сожалению, в ситуации, когда у ребёнка в начальной школе возникают трудности в обучении, многие родители занимают совершенно неконструктивную позицию — ребёнка начинают стыдить, ругать, всячески давить на него и наказывать, подразумевая, что эти меры как-то помогут ребёнку начать учиться лучше. Вам кажется, что ребёнок плохо учится потому, что он ленится и всячески оттягивает момент начала приготовления домашнего задания? Потому, что он отвлекается и невнимательно слушает на уроке? Всё с точностью до наоборот: ребёнку не хочется делать уроки (а иногда и ходить в школу), потому что он понимает, что не успешен. Он был недостаточно подготовлен к школе!

Ему трудно учиться, ему многое непонятно в объяснениях учителя и домашних заданиях. Но он в этом не виноват. Программы по новым образовательным стандартам очень усложнились, и многие дети справляются с ними с трудом. Редкий ребёнок бывает так хорошо подготовлен к школе, чтобы учиться с лёгкостью, и родители такого ребёнка воистину проделали колоссальную работу, развивая сына или дочь.

Мне хочется, чтобы вы правильно поняли положение дел и предприняли все меры к тому, чтобы помочь ребёнку справиться со школьными трудностями. Поэтому я составила правила для родителей ученика начальной школы.

  1. Спокойствие, только спокойствие!
  2. Больше позитива — старайтесь относиться к домашним заданиям и вообще учёбе в школе полегче, с оптимизмом, с юмором, игрой, а главное — с верой в своего ребёнка. Подбадривайте его и замечайте малейшие успехи, обязательно хвалите каждый шаг вперёд, каждое усилие. Без положительного подкрепления ребёнок никогда не полюбит учиться!
  3. Забудьте всё, что вы вспоминаете о своей школьной поре, перестаньте сравнивать! Сколько лет прошло? Не меньше двадцати? Всё изменилось!
  4. Примите как данность: новые государственные стандарты образования составлены таким образом, чтобы родители помогали детям в учёбе, во всяком случае, в начальной школе. Нравится вам это или нет, но без вашей помощи ребёнок программой не овладеет. Даже если ему легко даются самые серьёзные предметы — русский язык и математика, вы обязательно должны слушать, как ребёнок читает тексты по литературному чтению, его пересказы. Сейчас в школах очень трудная программа по курсу «Окружающий мир». Многие задания по этому предмету ребёнок может выполнить только с помощью взрослого!
  5. Никогда, ни при каких обстоятельствах не говорите в присутствии ребёнка (даже если вам кажется, что он не слышит) плохо о школе, учителях, директоре, программах, учебниках, уровне образования и т.д. Во-первых, у ребёнка будет достаточно и своих отрицательных эмоций, связанных со школой. Не надо ему добавлять ваши. Во-вторых, для успешного обучения в школе ребёнку необходимо уважать — школьные правила, учителей, директора, учебные программы. А как можно уважать то, что родная мама критикует?
  6. Никогда не выражайте свои сомнения в способностях вашего ребёнка к обучению! Вы подорвёте веру ребёнка в свои силы, а если ребёнок будет слышать это часто, упадёт самооценка, а там недалеко и до проблем с успеваемостью.
  7. С какими бы трудностями ни встретился ребёнок, ваша родительская обязанность — помогать (а не ругать, стыдить или наказывать). Ребёнку не хватило каких-то ресурсов для освоения всех знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения, у него недостаточно развиты психические процессы — внимание, память, мышление, но это не вина его, а беда.
  8. Уважайте своего ребёнка! Не кричите, не обзывайте, ни в коем случае не применяйте физические наказания. Вы закладываете будущее вашего сына или дочери — вы хотите, чтобы в нём было насилие и грубость?
  9. Соблюдайте нормальный режим дня. Ученик начальной школы должен спать не менее 9 часов! Если вы встаёте в школу в 7.00, в 22.00 школьник должен отойти ко сну. Каждый день ребёнку надо гулять не меньше часа, а лучше два. Не ленитесь и не заменяйте прогулку посещением кружков и секций. Здоровье — это самое главное!
  10. Ограничивайте время просмотра ТВ и общения с компьютером и другими электронными устройствами. 60 минут в день — это максимум! Ребёнок обязательно найдёт себе более полезные занятия, если вы сможете ограничить пустое времяпрепровождение у компьютера и телевизора. Берите этот аспект под контроль сейчас: чем старше ребёнок, тем меньше надежды переломить ситуацию.
  11. Расширяйте кругозор ребёнка! Хотя бы два раза в месяц (а если сможете, то и почаще) выбирайтесь в «культпоходы» — в музей, в театр. Используйте каждую возможность показать и рассказать ребёнку что-то новое, пусть на первый взгляд это и не кажется таким уж важным.
  12. Помогать ребёнку выполнять домашние задания — это не значит делать их за него или подсказывать. Это значит быть рядом и быть внимательным к ребёнку, видеть, с чем он справляется сам, а где ему нужна ваша помощь. С тем, в чём вы ему сейчас помогаете, ребёнок через некоторое время обязательно начнёт справляться сам!

Желаю вам и вашим детям успехов в учёбе и интереса к получению новых знаний!

Обсуждение

Мне кажется, очень важно подготовить ребенка к новой жизни. Вот как в статье сказано. У нас благо была программа начальная школа 21 века. Там в первом классе был адаптационный период. Все детки смогли привыкнуть и без всякого стресса взяться за учебу. Класс у нас сейчас очень сильный, подготовленный.

25.08.2018 15:18:35, Потешкина Марина

Я считаю, что если уделять достаточное количество внимания ребенку, делать уроки с ним вместе, помогать и объяснять ему то, что ему непонятно - проблем с учебой не возникнет в принципе!

У моей дочери в начальных классах возникли проблемы с учебой. Не могли заставить ее заняться домашними заданиями. А если уж это нам удавалось, дочь каждый раз пыталась найти повод, чтобы от уроков увильнуть. Хотя сказать, что она у меня слабый в учебе или несмышленый ребенок не могу. Когда спросили у нее в чем дело, она призналась, что ей трудно долго сидеть за столом. У нее стоял обычный твердый стул и как оказалось, на нем действительно ребенку усидеть нелегко. Решение мы этому нашли - купили стул Moll Maximo 15. Он очень яркий, имеет красивые формы, изготовлен из качественного материала. Все углы закруглены, механизмы безопасны для ребенка. Дочь делает уроки с удовольствием теперь, может усидеть довольно долго, так как в сидении стула встроены амортизаторы. Стул отлично перемещается и по твердой, и по мягкой поверхности. Но самое главное его преимущество - возможность самостоятельно регулировать высоту сидения и спинки, а также глубину стула. С этим дочь справляется даже самостоятельно. Когда дочь будет подрастать - мы сможем вместо покупки нового стула просто настроить этот стул Maximo и сэкономить деньги.
Советую каждому родителю, прежде чем ругать ребенка, выяснить причины того, почему делать уроки он не хочет. Решение может быть таким простым и полезным!

Самое главное, это чтобы повезло с классным учителем и она нашла подход к ребенку и сумела его заинтересовать.

Комментировать статью "Начальная школа: какие трудности ждут ребенка?"

Вторая проблема: математика. Русский лучше, читает хорошо. Если в конце первого класса сложение в пределах 20 шло более-менее, то сейчас Имеет смысл поговорить с учителем - как она видит ситуацию (для неё ребенок -то новый), какие слабые стороны, какие проблемы...

Обсуждение

Сколько я не разговаривала с учителем начальной школы, а потом и средней, чтобы не раскрашивали тексты моего дисграфика сплошным красным и не ставили на титульном листе тетради наверху в ряд 20 двоек.

Но это совершенно бесполезно. Как я поняла - это скрытый садизм так проявляется. Свое зависимое положение и низкую заработную плату учитель вот так вымещает на слабых учениках.

Другим объяснить это маниакальное усердие выставлять 2/2 в работах заведомо неспособного написать норму ребенка - я не могу.

Ну и дневник тоже представляет предмет особого интереса - что они там выписывают и выставляют.

Это склонность к садизму и вымещение на детях своей неустроенной жизни. Ничего более.

Проблема, скорее всего, не в целенаправленном занижении отметок, а в том, что у девочки пока не сформированы учебные навыки (автоматизмы), необходимые во 2 классе + имеет место дефицит внимания (судя по Вашим описаниям). В 1 классе отметок нет, поэтому сложно бывает сориентироваться, насколько ребенок справляется с программой, а во 2 классе начинаются отметки, и сразу возникает много вопросов - на каком основании ребенок не получает отметку, на которую рассчитывал он сам (у него-то пока объективного восприятия нет - сделал, значит, молодец, значит, "5", раньше-то хвалили взрослые). Оценки выставляются в соответствии с нормативами, учитываются, конечно, особенности ребенка, но не до такой степени, чтобы завышать-занижать оценки. Имеет смысл поговорить с учителем - как она видит ситуацию (для неё ребенок-то новый), какие слабые стороны, какие проблемы заметила, над чем надо прицельно работать в первую очередь. Легче всего обвинить в предвзятости, тогда возникает логичный вопрос: ЗАЧЕМ это учителю? Ваша девочка как-то неудобна из-за поведения? - судя по всему, с поведением все нормально... С какими-то заданиями она справляется, с какими-то ПОКА - нет... Хорошо бы проконсультироваться с нейропсихологом, чтобы выявить реальные причины неуспешности (возможно, медицинские). В последнее время проблему излишне "психологизируют" - педагогические или медицинские проблемы пытаются решать психологическими средствами, потому и результата нет. В этом возрасте главное для ребенка - чувствовать себя умелым, компетентным, в этом и надо помогать, а не играть "в поддавки". Главное дело возраста - учеба, главная задача - научиться учиться и научиться мыслить, главная ошибка - критика учителя... в этом направлении и движемся)) Удачи Вам!

24.09.2017 13:59:13, Nina52

Начальная школа: какие трудности ждут ребенка? Новые стандарты образования в начальной школе и помощь ребенку с домашними заданиями. Что это - проблемы отдельных детей или общая ситуация? Рассказывает опытный педагог. К сожалению, в ситуации, когда у...

Обсуждение

Как вариант - забрать из школы на три года. Попробовать учить дома. Хуже не будет точно. Шанс, что выправится - довольно велик. Но делать это надо именно сейчас, уже через год - поздно будет.

Мы проходили этот путь дважды с очень мотивированными и любознательными детьми, и ещё раз - с умным ребёнком, лишенным изначально всякой познавательной активности в академической сфере.

Все, что хотя бы отдаленно напоминает школу, вызывает у него буквально отвращение, хотя сын никогда туда не ходил. Он рвал рабочие тетради, швырялся книгами и сползал на пол со стула при любой моей просьбе написать хотя бы одну букву.

После 8 лет при отсутствии обычной школы в жизни стало ощутимо легче. . Вчера первую свою книгу прочитал - сам! Постепенно начинает учиться писать. Появляется что-то, похожее на интересы, хотя приходится подсовывать регулярно совершенно разнообразные источники, я ужасно устала носом рыть и впрыскивать в этого ребёнка - старшие и младшая сами впитывают. Но я при этом совершенно уверена, что годам к 13-14 он, таким образом, выйдет на образовательную траекторию старших наших детей, изначально гораздо более самостоятельных и заинтересованных.

То есть радикально - убрать школу из его жизни и при этом не оставлять в покое! Пусть будет окружён книгами, интересными документальными фильмами, нестандартными задачками, интернет-уроками или курсами. Комп и прочие гаджеты - минимально, естественно, познавательное - вместе с родителями. Если и вправду умный - не может не среагировать на раздражитель, рано или поздно случится. А если все мимо - ну вернёте в школу через год, невелика потеря.

Да отстаньте уже от ребенка, пусть идет в профтехучилище, например, на сварщика. Очень прибыльная профессия. А сантехники? Да они живут в полном шоколаде.
Зачем заставлять ребенка учиться, если он для этого не создан.
И вообще, кто-то должен работать руками?
Губите себя и мальчика из-за глупых понтов.

Начальная школа: какие трудности ждут ребенка? Что это - проблемы отдельных детей или общая ситуация? Рассказывает опытный педагог. К сожалению, в ситуации, когда у ребёнка в начальной школе возникают трудности в обучении, многие родители занимают совершенно...

Обсуждение

Нееее. Большая анкета лучше. Сразу ясно, что ее составитель не сможет ничему научить и никакую программу разработать, абы он не понимает задачу, не умеет формулировать вопросы, не знает элементарных вещей типа русского языка на уровне начальной школы.

Для Ромы. Не парься из-за критики. Уже то, что сделал анкету - шаг вперед. Тебе явно немного лет, так что работай!

04.05.2016 17:41:22, Ну и ну

Хотела было заполнить, но не поняла, какое отношение все эти сведения (особенно доход семьи в долларах и марки девайсов) имеют к обучению ребенка программированию. У меня как раз такой ребенок (доход маленький, девайсов нет), но он вроде бы уже чему-то научился в школе.

Реальные программы начальной школы. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Иначе потом этих специально подготовленных к поступлению детей ждут проблемы в учёбе. Если к концу начальной школы дети уже должны быть способны писать сочинения и анализировать...

Обсуждение

"Школа России". Если кратко "почему",то вменяемая программа, базовая. Без оглядки на "талантливого учителя".
И учебники частично в школе выдавали и выдают. Деревья сохраняем:-)

"Школа России"! Есть и будет. Всем того же желаю.

23.05.2013 23:00:32, Акелла

Начальная школа: какие трудности ждут ребенка? Но самым главным считаю отношение к учебе, чтобы ребенок любил учиться и получать знания. Но тут у моего люби. Трудности трудностям рознь. Давайте подготовимся! Ребенок не любит учиться.

Обсуждение

Напишу не про своего ребенка:) Знаю одного(!) мальчика (почти 9 лет), который, действительно, любит учиться. Но у него это трансформируется в любовь к преподаванию. То есть прочитал, проанализировал тему и начал обучать (принудительно: , обстоятельно и системно) родственников, гостей, одноклассников. Память великолепная, аналитические способности гораздо выше средних. Но внимать ему постоянно очень тяжело. Мама мальчика уже взмолилась в летние каникулы и посоветовала ему не читатать лекции, а записывать. В результате родились 3 брошюры по занимательной географии (сейчас, может и больше и не только по географии:)

Известно, что примерно у 6% людей (детей в данном случае) существует мощная познавательная потребность, устроены они так. Остальным нужна еще какая-то мотивация.

18.11.2009 01:16:23, Ль

Проблемы в первом классе. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Дети не ездят ни на какой малый мехмат, хватает своих нагрузок. Это каждый день по уроку дополнительно. Мат лицеи с начальной школы готовят базу, а не работают по стандартной программе 4 урока пять...

Обсуждение

Не надо к психологу, подождите. Мне всю первую четверть учительница говорила:"Почему он у Вас на парте лежит?" "Ну, во-первых, не у меня. Во-вторых, спрошу у него." Ответ ребенка:"Мыслей много, голова тяжелая, на руку ложится. А когда меня спрашивают, я всегда поднимаюсь." Ничего, полежал полгода (не мешал никому), потом все прошло, а в новой школе вообще об этом даже разговора не было. Пошел в школу в 6,5. Сейчас второй класс. Подождите, прошло очень мало времени. Дочка должна привыкнуть к школе, к учительнице, подготовка совсем-совсем другое, ИМХО,там они дошколята, а здесь все по-взрослому. Не гоните ее и удачи Вам!

Вы прям хотите всего и сразу. Так не бывает. Не нужно ребенку вот такое говорить: "что это такое, давай тогда в садик вернемся и будешь в садик ходить с малышами" Зачем же собственного ребенка обижать и расстраивать? Практически все они такие в большей или меньшей степени, при чем, не только в 1 кл. и это нормально. "спросила тут у учителя как мы учимся" ,а что за нужда у вас спрашивать такое у учителя, когда вы только начали учебу, понятное дело, что пока никак (адаптационный период). Вы просто не оставили ей выбора. Вы неволнуйтесь, если что-то пойдет не так учитель сам вас найдет, а так получилось вы сами учителя провоцируете на такие разговоры, а потом на ребенка давление оказываете. Лучше у ребенка по чаще спрашивать "что нового", "что интересного" "что больше всего понравилось, запомнилось" , а если даже что не так, и даже если вам об этом сообщили учителя, так надо понимать, что эта информация исключительно для вас, а не с целью вывалить и заставить решить все эти проблемы разом, маленького ребенка. Это мне кажется всегда так, не только в начальной школе, потому и на собрания родительские, детей не пускают, чтоб они слышали то что считают нужным их родители.

Ребенок - серьезно относится к школе.?. Школа. Ребенок от 7 до 10. В тарших классах проще будет выбирать приооритеты. Я вот тоже не понимаюб, какмжно УЧИТЬ учтные уроки - ну прочитал от силы 1 раз - и хватит. Начальная школа: какие трудности ждут ребенка?

Обсуждение

У вас еще и с черновиком!? Моя сразу делает в тетради, раз к разу не приходится - то супер показательно, то в числе-дом.работе три ошибки-исправления-зачеркивания... То настроение, то усталость, то погода... Я не парюсь, не особо проверяю (да и некогда - работаю + второе высшее получаю)- дочь смышленая, с математикой отлично, но рассеянная и невнимательная, от оценок тоже не расстраивается, хорошим, правда, радуется, но при этом не стремится их все время получать:)В основном, хорошие оценки на уроках за работу, на конкурсах и олимпиадах, а в тетрадках - нет. Уроки, правда, делает все - и по изо, труду, окр.миру, музыке. Но, именно такое отношение к школе, я вырабатываю с ней - мы крайне редко пропускаем школу, опаздываем и т.д., про легкотню - ваша дочь сама определила эти предметы? Вряд ли, может это идет от учителя? Для моей учитель - это авторитет и попробуй с ней поспорь, если учитель "ИМ СКАЗАЛ".
Да и вообще, мне кажется, таких большинство детей, а не тех, как у Вашей знакомой - не переживайте!

Я сама относилась к урокам так же как и Ваша дочь, но моя старшая такая же как дочь Вашей подруги. И тот, и другой варианты вполне могут существовать. Почему нет? Можно конечно заставить ребенка с ленью побороться, даже нужно иногда это делать (для профилактики), но постоянно зудеть над ней не стоит, ИМХО.

Сходите с ребенком к психологу - начальная школа - это очень хорошие шансы все исправить. Плохо учится - это лечится? Помогите ребенку лучше усваивать школьную программу. В каждом классе найдется такой ученик - как правило, нормальный и отзывчивый...

Обсуждение

Вы не имеете права ругать ребенка за то, что он не успевает по учебе. Только Вы могли его подготовить к школе, водить на подготовку, нанять учителя, самой с ним заниматься. Задолго дл школы Он не мог сам пойти в магазин и купить себе книги. Вы даже не знали о его уровне образования толком. Вы им не занимались. Срочно ПОМОГИТЕ ребенку. Допзанятия, если есть деньги - хорошие учителя. Попросите учителя помочь Вам и хотя бы найти того, кто занимался бы с ним. Если же он по природе таков - он не виноват. Помогайте сыну. И не вините его и учителей.

13.08.2003 12:04:23, родительница

Актуальные проблемы в начальной школе

Сафонова Светлана Николаена,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 7 г. Пушкино

Если ребенок плохо читает, не осваивает арифметику или просто не любит учиться, то это очень огорчает родителей. Существуют основные актуальные проблемы в начальной школе, затрагивающие многих детей. О том, как из избежать или справиться с ними, и пойдет речь ниже.

Ребенок плохо читает.

Навык чтения – залог успешного обучения. Чтобы развить у детей интерес к чтению, учителя-практики предлагают родителям ряд рекомендаций. Тексты для чтения должны соответствовать возрасту ребенка, быть эмоционально насыщенными, познавательными. Следует дать сыну или дочери право выбора материала для чтения в зависимости от их настроения и даже самочувствия. Для развития интереса к чтению надо создавать ситуацию успеха, поддерживать в ребенке веру в то, что все получится. Этому способствует самоизмерение скорости чтения. Ежедневно в течение одной минуты младшие школьники читают тексты, пересчитывают прочитанные слова и записывают результаты. Сравнение результатов через неделю покажет, увеличилась ли скорость чтения.

Успешность в обучении чтению во многом зависит от мотивации деятельности ребенка. И, наоборот, именно успех создает мотив: «Я хочу читать, потому что у меня получается». Нельзя требовать от ребенка: «Пока не прочитаешь быстро и без ошибок, с места не встанешь!». Конечно, родителям хочется, чтобы сын или дочь научились хорошо читать буквально за неделю, но нельзя заставлять ребенка долгое время сидеть за книгой, злиться, если что-то было прочитано неправильно, так как физическая усталость и напряженность вместе с упреками и выговорами могут вообще отвратить малыша от книги. Желательно, чтобы ребенок читал вслух недолго. Доказано, что важна не продолжительность чтения, а частота упражнений. Лучше всего, если это будет ежедневное многократное, через один-два часа, пятиминутное чтение с пересказом содержания прочитанного. Хорошие результаты дает чтение перед сном, так как именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью человека.

Ежедневные упражнения в аудировании значительно облегчают формирование навыка чтения, так как если ученик начальных классов вполголоса читает вместе со взрослым или следит за его четким неторопливым чтением. При этом он обращает внимание на интонационную четкость, паузы и логическое ударение. Так скорость восприятия графических знаков, а значит, и скорость чтения ребенка увеличиваются. Если малыш «сфальшивил», то нужно предложить ему снова прочитать то место, где была сделана ошибка.

Учеников 1-2 классов нельзя торопить при чтении. Торопливое чтение, как правило, неосознанное. Преодоление трудностей способствует бережливому режиму чтения. Ребенок читает 1-2 строки и получает кратковременный отдых. Это возможно во время просмотра диафильмов, при чтении книг серии «Для маленьких»: младший школьник отдыхает, когда знакомится с иллюстрациями, которые предшествуют чтению, и готовится к восприятию следующих предложений.

Чтобы приучить сына или дочь к самостоятельному чтению, можно кому-нибудь из взрослых начать читать книгу вслух и остановиться на самом интересном месте. Увлеченный желанием узнать, что произойдет дальше, младший школьник в большинстве случаев продолжит читать самостоятельно. После нужно обязательно спросить, о чем он прочитал, похвалить и выразить надежду, что ребенок и дальше будет читать самостоятельно. Можно рассказать сыну или дочери интересный эпизод из произведения и вместо ответа на вопрос ребенка «А что было дальше?» предложить дочитать самому.

Очень хорошо, если в семье практикуется домашнее чтение вслух. Продолжительность такого чтения должна составлять 20-30 минут, чтобы избежать переутомления маленького ученика. О прочитанных книгах нужно разговаривать с ребенком. Нельзя контролировать его и требовать отчета (что прочитал, что понял, что запомнил), нельзя навязывать свои взгляды. Внимание, поддержка, заинтересованность родителей в успехах сына или дочери придадут ребенку уверенности в себе. Доброжелательная, ровная и спокойная обстановка хорошо влияет на самочувствие малыша и помогает преодолеть трудности в обучении.

Наличие книг в семье еще не говорит о том, что дети будут любить читать и у них не возникнет актуальных проблем в начальной школе. При формировании читательского интереса нужно позаботиться, чтобы они читали разножанровую литературу: сказки, рассказы, научную фантастику, стихи, юморески, байки и т.д. Желательно, чтобы в доме был уголок чтения. Комплектуется личная библиотека младшего школьника в зависимости от его интересов, пола и возраста, материальных возможностей семьи. В уголке чтения обязательно должны быть любимые детьми произведения художественной литературы. Возможно, это будут первые книжки с памятной надписью, которые подарили родители, а может, рассказ о любимом животном или приключенческая повесть.

Целесообразно иметь в семье справочные, научно-популярные и художественные издания по школьной программе, которые помогут детям подготовиться к занятиям, а также книги и периодические издания, подтолкнуть малыша к развитию собственных способностей. Это книги серии «Я познаю мир», «Энциклопедия младшего школьника», словари, атласы и др. Младший школьный возраст – время поиска ответов на множество вопросов. Психологи утверждают, что маленький ребенок за день просит ответить на 200 вопросов. С возрастом их количество уменьшается, но сами вопросы становятся более сложными.

Известно, что младшим школьникам больше нравится слушать чье-то чтение, чем читать самим, поэтому приучать их к книге надо постепенно. Родителям необходимо позаботиться о том, чтобы желание почитать не вытеснялось у детей другими интересами: спортивными занятиями, компьютерными играми, просмотром телепередач или видеозаписей. Чтобы помочь сыну или дочери сориентироваться в огромном мире разнообразной литературы и выбрать определенную книгу для чтения, нужно хотя бы изредка посещать вместе с ребенком библиотеки и книжные магазины. Покупать книги желательно также вместе с детьми, перед тем как это сделать, желательно ознакомиться с их содержанием: прочитать аннотацию или обращение к читателю, просмотреть несколько страниц, обратить внимание на иллюстрации и оформление.

Для учеников в начальной школе целесообразно приобретать тонкие книжки с большими картинками. Желательно, чтобы дети запоминали название книги, имя автора, пытались сами найти информацию о нем. Необходимо приучать малышей при самостоятельном чтении фиксировать возникшие вопросы, чтобы потом их задать взрослым или прочитать об этом в справочной литературе. Можно порекомендовать сыну или дочери интересные места из книги выписывать в тетрадь или, если книга собственная, аккуратно делать пометки на полях. Главное, нужно приучать маленького ученика читать вдумчиво, вникать при этом в смысл каждого слова. Помогут заинтересовать ребенка чтением простые игры: «Вспомни произведение по цитатам или иллюстрациях», «Сделай рисунок к книге», «Издай рукописный литературный журнал» и т. п.

Не дружим с математикой.

Математика – это гимнастика для ума, которая формирует и развивает способность мыслить логически и рассуждать аргументировано. В математике, как и в спорте, нельзя достичь успеха в ходе пассивных наблюдений за действиями других. Нужны систематические напряженные упражнения, что связаны с работой мысли, под воздействием которых ребенок постепенно начинает овладевать сначала самыми простыми, а потом все более сложными умственными операциями. Натренированный таким образом мозг начинает совершенствоваться. Это и есть самый ценный результат изучения математики.

Часто дети при ответе или решении задач действуют по заученными шаблонам-образцам. Однако постепенно сложность и объем информации, которую нужно усвоить, увеличиваются. Бессистемно запоминание требует от младшего школьника больших усилий, в результате чего математика становится для него настолько тяжелым предметом, что изучать его уже совсем не хочется. Такую интеллектуальную пассивность ребенка взрослые нередко принимают за лень или неспособность к математике. Случилось то, что обычно говорят: «Он запустил математику», то есть появились актуальные проблемы. Но более точно говорить: «Мы запустили математику».

Родителям нужно помнить следующее:

  • В математике главное – понять, а не запомнить, тем более что смысловая обработка изученного материала обеспечить одновременно и то, и другое.
  • Если ребенок плохо освоит математику в начальных классах, то не стоит надеяться на его дальнейшие успехи в средних и тем более старших классах.
  • Хорошие оценки и правильные ответы на стандартные вопросы «Сколько будет?» и «Как найти?» еще не дают полной гарантии того, что с математикой у сына или дочери все будет в порядке.
  • Младшему школьнику обязательно нужна помощь взрослых. Из-за возрастных особенностей он не может правильно оценить качество своих знаний, что мешает прочному усвоению учебного материала.

Чтобы оценить глубину понимания и качество усвоения математических знаний, нужно проверить соответствие практических действий ребенка при решении задач предложенным рисункам, схемам и чертежам. Например, если ученик при решении задачи «От веревки отрезали 10 м, что составляет одну пятую ее часть. Какова длина веревки? » находит ответ при помощи действия деления, то он или совсем не думал, или рассуждал неправильно. И даже если младшим школьником для решения приведенной задачи будет выбрано действие умножения, то сын или дочь должны объяснить, почему решили задачу именно так. Ссылка на правило в учебнике – хороший аргумент, но не самый убедительный. Попросите ребенка нарисовать отрезок (веревку) и на нем объяснить: что в задачи известно, что нужно найти, почему необходимо умножать. Такая практическая работа поможет ученику лучше понять задачу и способ ее решения, а взрослому – оценить уровень усвоения ребенком учебного материала.

Некрасивый почерк.

Неаккуратный и неразборчивый почерк становится существенным препятствием на пути к полноценному использованию письма в качестве средства общения. В же время каллиграфический почерк воспитывает у детей аккуратность, трудолюбие, усердие в отношении любого вида деятельности, способствует эстетическому воспитанию младшего школьника.

Для учащихся начальных классов характерен общий стиль письма, но со временем у детей появляются и некоторые индивидуальные особенности почерков. Выделяют следующие причины их возникновения:

  • Тщательно ребенок в большинстве случаев пишет аккуратно и правильно.
  • Некоторые дети пишут гораздо медленнее, чем того требует программа. В результате они спешат и нарушают правила каллиграфии.
  • Если ученик плохо читает или не усваивает программу по языку, то он задерживается с выполнением заданий и, как следствие, пишет неряшливо.
  • Некоторым детям писать аккуратно мешают нарушения зрения, моторики и другие заболевания. В таких случаях родителям нужно обратиться к врачу.

Необходимо помнить, что успех в формировании навыка письма, и особенно в выработке каллиграфического почерка, во многом зависит от того, придерживаются ли дети основных гигиенических норм. Освоить правильную посадку, способ держать ручку и технику письма возможно только при постоянном контроле со стороны взрослых. Замечания «Не так сидишь» или «Неправильно держишь ручку» мало помогают. Младшим школьникам надо не только объяснять, но и показывать, как правильно сидеть и держать ручку. Продолжительность непрерывного письма не должна превышать в I классе 5 минут, во II – 8 минут, в III – 12 минут, в IV – 15 минут.

Желательно вместе с ребенком анализировать недостатки его письма, выявлять отклонения в форме, пропорциях, размерах, наклоне и соединении букв, терпеливо помогать выполнять упражнение за упражнением. Нарушения каллиграфии возникают чаще всего из-за того, что дети не следят за тем, как лежит тетрадь. Угол наклона тетради дело до края стола должен быть приблизительно равным 25 градусам. Чтобы сохранить такое его положение, можно наклеить на стол узкую полоску цветной бумаги (лучше зеленого). Она будет показывать младшему школьнику, как надо правильно положить тетрадь. Во время письма тетрадь необходимо перемещать вдоль полоски. Начало строки должно находиться напротив середины груди. Сохранять правильный наклон букв в словах детям помогут упражнения в написании складов с одинаковыми элементами и складов, которые чередуются с черточками.

Выработать правильный наклон букв и промежуток между буквами и их элементами ребенку помогут разнообразные модульные сети. Они разлиновываются черной тушью и подкладываются под лист, на котором пишет ученик. В модульной сетке каждому элементу букве соответствует своя клетка. Однако необходимо учитывать, что такое письмо становится медленным, а объем выполненной работы – небольшим. Выработать красивый почерк у детей можно только в том случае, когда младший школьник будет систематически прилагать все свои усилия для соблюдения правил письма. Усердие же возникнет, если ученик осознает свою неумелость, поймет значение выполненных упражнений, заинтересуется достижением цели.

Домашние задания

Иногда у младших школьников, даже у тех, кто хорошо учится, возникают трудности с домашним заданием. Это одна из самых актуальных проблем в начальной школе. В таком случае родителям нужно узнать, может ли ребенок сам справиться. Если нет, то ему необходимо помочь. В первые месяцы обучения при выполнении домашнего задания желательно посидеть вместе с ребенком, но не для того, чтобы подсказывать, думать за него или упрекать за неудачи. Необходимо проконтролировать, вовремя ли ученик сел за уроки, правильно ли положил тетрадь, внимательно ли относится к делу. Целесообразно приучать сына или дочь начинать выполнение уроков в одно и то же время, научить правильно относиться к своему рабочему месту, где в соответствующем порядке хранится все необходимое для выполнения домашнего задания.

Важно проследить, чтобы ребенок начинал работу с тех предметов, что были в расписании сегодня. Это позволит ученику не забыть объяснение нового материала, правила выполнения заданий и т. п. Сразу полностью выполнять задание не обязательно, даже будет лучше, если младший школьник вернется к нему еще раз, за день до урока. Начинать выполнение домашнего задания желательно из тяжелого для ученика предмета. Нельзя при этом забывать и о чередовании устных и письменных заданий. Необходимо помнить, что перед выполнением письменных упражнений нужно обязательно повторить соответствующие правила.

Приучать ребенка работать с черновиками нужно только в том случае, если он не уверен в правильности своего решения, и для того, чтобы была возможность лучше осознать материал. Чтобы научить ребенка опираться на собственные знания и обходиться без подсказок, можно использовать завуалированную помощь. В этом случае родители могут сказать следующее: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с …» или «Более удобно сделать …» и т. п. Можно авансом похвалить малыша, это повысит веру ребенка в свои силы: «У тебя, такого старательного, обязательно все получится …». Все домашние задания ученик должен выполнять обязательно, даже если не был в школе, чтобы не появились недостатки в знаниях. В семье необходимо создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, тогда выполнение домашнего задания превратится в интересный процесс.

Важно помнить, что отставание на данном этапе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка и вовремя оказывать ему эффективную помощь и поддержку.


Во-вторых, не только изменилась программа по наполняемости, но изменился подход учителей.

Сегодня школа часть ответственности перевешивает на родителей, и считается, что в этом есть какой-то плюс. Кроме того, учителя страшно задерганы различными обязанностями. У них нет задачи формировать эту учебную самостоятельность - у них много других задач и сложностей: это и большие классы, и огромная отчетность…

Есть огромный дефицит кадров. Профессия учителя долго не была престижной, и привлекать в эту профессию молодых специалистов начали только сейчас. Отчасти поэтому даже лучшие школы сегодня переживают жесточайший образовательный кризис.

Способствуют несамостоятельности и сами родители, у которых появилось много свободного времени. Сегодня часто мама сидит с ребенком всю начальную школу. И, конечно, ей нужно чувствовать себя востребованной. Нельзя сказать, что это плохо - это время можно потратить на что-то прекрасное, но оно часто уходит именно на уроки, и из-за этого отношения не улучшаются.

Еще одна причина в том, что мы растим головастиков. Мы делаем огромный упор на развитие интеллектуальных способностей. Это общая тенденция, и это проявляется не на осознанном уровне - так делают все.

Какие симптомы того, что ребенок страдает учебной несамостоятельностью?

Ребенок не помнит сам, что ему задано. Не вспоминает, что надо вовремя сесть за уроки. Часто причина в том, что все настолько плотно в его графике, что сразу после школы он куда-то едет, а потом еще куда-то, и когда он попадает домой, он просто не в состоянии ни про что вспомнить.

Самостоятельный человек должен взять задачу, вспомнить о том, что он должен ей заняться, и спланировать время, когда это будет сделано. В первом классе этот навык только формируется, но ко второму-третьему классу он уже должен быть. Но он не возникает самотеком, и в современной школе ничто и никто это не формируют.

Ребенок в принципе не обучен отвечать за свое время. Он не бывает один - мы везде его возим. Теперь ни у кого нет ключа на шее - мы везде водим его за руку, возим на машине. Если он опаздывает в школу, то это не он опоздал, а мама застряла в пробке. Он не может спланировать, во сколько ему выйти и сколько необходимо времени, чтобы что-то сделать, потому что ему просто не нужно этому учиться.

Как это все лечить?

Лечить болезненно, никто не любит этих рекомендаций, и обычно к психологам попадают, когда уже дошли до предела, довели отношения до такого состояния, что совместное выполнение домашних заданий превращается в многочасовую муку. До этого родители не готовы слушать никаких рекомендаций специалистов. А рекомендации такие: надо пережить пике вниз, серьезный спад успеваемости, и научить ребенка чувствовать ответственность за его время и уроки.

Желательно при этом объяснить учителю, что у вас будет это пике вниз, но не с каждым педагогом можно об этом договориться: отнестись к этому процессу с пониманием способен один учитель из десяти, потому что общая тенденция школы другая. Сегодня научить ребенка учиться не является задачей школы.

Проблема в том, что в начальной школе ребенок еще небольшой, и вы можете практически силой усадить его за уроки и удержать. Сложности часто начинаются позже, в 6-7-м классе, когда это уже большой человек, иногда выше мамы с папой, у которого уже другие интересы, начинаются пубертатные штучки и оказывается, что он совершенно не умеет распределять время и уже не готов вас слушаться. Он хочет самостоятельности, но совершенно к ней не способен.

Связанная с несамостоятельностью проблема - перегруженность ребенка, когда в него впихнуто все, что можно впихнуть. Я каждый год встречаюсь с мамами, которые говорят: «У моего ребенка расписание сложнее, чем у меня», причем говорят об этом с гордостью.

Это определенная часть общества, где мама убивается и водит ребенка везде сама, или где есть водитель, который везде возит и ждет ребенка в машине.

У меня есть простой маркер ненормальности нагрузки: я спрашиваю: «Сколько времени в неделю ваш ребенок гуляет?» Если речь идет про начальную школу, родители часто говорят: «Какой гуляет? Он в каникулы гуляет». Это показатель ненормальной нагрузки. Еще один хороший вопрос: «Во что любит играть ваш ребенок?» - «В Lego». - «Когда он играет в Lego?» - «В каникулы»…

Кстати, эта перегрузка расписания увеличивает количество нечитающих детей.

Если ребенок еще не стал фанатом чтения, то в условиях интеллектуальной и организационной перегрузки, придя домой, он будет больше всего хотеть отключить мозг, который все время работает.

Здесь есть прямая связь, и когда детей разгружаешь, они начинают читать. У перегруженного ребенка мозг все время в напряжении.

Когда мы с вами, взрослые люди, лишаем себя полноценного регулярного сна, мы лучше от этого работать не начинаем - мы начинаем работать совершенно по-другому, и многим приходится пройти через опыт жестокой бессонницы и нервно-психического истощения, прежде чем они перестают экспериментировать с количеством сна.

Нагрузка - это то же самое. Если мы систематически перегружаем неокрепшее существо, которое активно растет, оно не начинает учиться лучше. Поэтому вопрос нагрузки - очень тонкий и индивидуальный.

Есть дети, которые готовы нести большую нагрузку, и им прекрасно, они только хорошеют от этого, а есть те, кто берет нагрузку, несет ее, но постепенно от этого невротизируется. Надо смотреть на поведение ребенка, на его состояние вечером и к концу недели.

Какое состояние должно заставить родителей задуматься?

Это зависит от его психологического типа. Меланхолики будут страдать, тихо плакать и болеть, потому что это самый уязвимый и истощаемый тип, они будут уставать только от количества народу в классе и от шума. Холерики будут кричать и закатывать истерики к концу недели.

Самый опасный тип - это те дети, которые без внешних проявлений переутомления несут нагрузку, пока она не доводит их до соматического срыва, пока они не покроются экземой и пятнами. Эта выносливость опаснее всего. С ними нужно быть особенно аккуратными.

Они действительно много могут, они очень результативны, позитивны, но у них не всегда срабатывают внутренние предохранители, и родители часто спохватываются, когда ребенок уже в плохом состоянии. Их надо учить чувствовать нагрузку.

Это индивидуальные показатели, но есть и общие: ребенок в начальной школе должен гулять хотя бы трижды в неделю по часу. Причем именно гулять, а не то, что мне иногда говорят родители: «А мы гуляем, когда идем с одного занятия на другое».

Есть вообще ситуации, когда ребенок и его мама живут в режиме подвига: «Я в машине кормлю его супом из термоса, потому что он же должен обедать полноценно».

Я слышу такое достаточно много, причем это часто позиционируется как большое достижение. Людьми движут лучшие побуждения, и они не чувствуют перенасыщения расписания. А ведь детство - это время, когда много сил уходит просто на рост и взросление.


Как ни странно, при всем современном уровне информированности и грамотности, достаточно часто встречается неотслеженная минимальная мозговая дисфункция, ММД. Это комплекс небольших нарушений, которые никак не диагностируются до того, как они проявились, но при этом страшно мешают.

Это не совсем гиперактивность и не совсем дефицит внимания - это меньшие вещи, но ребенок с ММД плохо обучаем в формате обычного класса. Также бывают недиагностируемыми всякие речевые нарушения, которые очень влияют на освоение письма, чтения, иностранного языка, всяческие дислексии и дисграфии.

ММД - это нарушения нашего времени, которых наравне с аллергиями и онкологией стало больше.

В редких школах действуют системы поддержки, работают логопеды, психологи, которые могут помочь ребенку адаптироваться, зато есть огромное количество детей, которые в середине первого, второго, третьего класса выдавливаются из обычных школ, потому что не могут там учиться, им трудно. Это означает, что вовремя не позвали логопеда, психолога, не сходили к нейропсихологу, не пролечились.


Есть и еще одна социально-педагогическая проблема, которая в большей степени проявляется в больших городах: сегодня есть немало детей, которые не привыкли жить в социуме и не обучены правилам взаимодействия. Они плохо обучаются в формате большого класса, просто потому, что их никогда к этому не готовили.

Все всегда подстраивались под них. Может, у них были прекрасные репетиторы, у них отличные знания и учебные навыки, но они не привыкли работать в формате групп. Обычно в школах, где есть конкурс, таких детей отслеживают и стараются не брать или брать с условиями, а в частных школах таких детей много. И они могут сильно портить работу класса.


Есть еще один тип проблемы - довольно новый и мало исследованный в русскоязычном пространстве, но вот уже несколько лет в школу приходят поколения, которые больше привыкли смотреть, чем слушать.

Это дети, которые основные истории услышали не из прочитанных родителями книг и не от родных, а посмотрели, и для них визуальная форма подачи информации стала основной. Это гораздо более простая форма, и нужно приложить гораздо меньше сил, чтобы что-то усвоить из видео.

Эти дети в школе не могут слушать, они две минуты слушают и отключаются, у них плывет внимание. У них нет органических нарушений - они просто не приучены к принятой в школе форме подачи информации.

Это формируется нами, родителями - часто ребенка удобно «выключить», поставив ему мультики, и мы таким образом формируем не слушателя, не деятеля, а зрителя, пассивно потребляющего визуальную информацию.

Чем меньше будет экрана до школы, тем выше вероятность, что с вашим ребенком этого не произойдет.


Если ребенок пошел в школу слишком рано, то через полтора-два месяца, когда должно стать легче, становится, наоборот, сложнее.Эти пациенты ежегодно приходят в октябре-ноябре: ребенку надоела школа, ушла мотивация, сначала он хотел идти в школу и пошел с удовольствием, но выдохся, разочаровался, ему ничего не интересно, появились соматические расстройства, он не реагирует на обращения учителя.

По первоклашкам это очень видно. Они должны научиться к октябрю-ноябрю правильно реагировать на общие формы обращения, когда учитель говорит: «Дети, взяли карандаши».

Дети, которые эмоционально готовы к школе, берут карандаши при общей форме обращения. А если им даже в ноябре говорят: «Все взяли карандаши, и Маша тоже взяла карандаш», значит, такая способность к самостоятельной работе в группе у ребенка еще не созрела. Это признак того, что он пошел в школу рано.

Если ребенок, наоборот, пересидел лишний год дома или в детском саду, он будет чувствовать себя умнее других. И тут нужно думать, как подобрать ребенку нагрузку, чтобы он мог оставаться в классе. Если тех, кто пошел в школу рано, можно забрать и вернуть через год, чтобы была пауза, то этим детям надо подбирать в формате класса индивидуальные задания, чтобы им было интересно, и совсем не каждый учитель готов этим заниматься.

Есть ли признаки того, что ребенку в начальной школе плохо?

Обычно ребенку сложно в период адаптации, в первые полтора-два месяца, когда он или только пришел в первый класс, или пошел в новый класс, в новую школу, сменил коллектив, учителя. По идее, дальше должно становиться легче.

Есть ряд невротических признаков, которых быть не должно: грызение ногтей, выдирание волос, сгрызание одежды, появление нарушений речи, запинок, заиканий, болей по утрам в животе, головных болей, тошноты, которые бывают только по утрам и проходят, если ребенка оставляют дома, и так далее.

После 6-7 недель адаптации не должно быть говорения во сне, не должен меняться характер сна. Мы говорим о младших школьниках, потому что в подростковом возрасте гораздо сложнее определить, где причина - школа, а где - какие-то их личные переживания.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры