Основные виды декоративно- прикладного творчества Народные промыслы Кубани. Народное декоративное искусство

Главная / Ссоры

Текстовый материал для сопровождения презентации

« Декоративно-прикладное искусство» 5 класс

Слайд №1

Тема презентации « Декоративно-прикладное искусство»

Слайд №2

Среди предметов, окружающих нас в быту, есть удивительно красивые, созданные руками художников. Они относятся к области декоративно-прикладного искусства.

Его название происходит от лат. decoro - украшаю , а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно-прикладное искусство- не только самое древнее из искусств, но и одно из самых современных, потому что до сих пор произведения народных мастеров украшают повседневный быт человека.

Слайд №3

Декоративно-прикладное искусство многообразно. У каждого народа сложились свои виды художественных ремёсел. Это зависело от того, какие материалы были доступны людям: древесина, глина, металл и др.

Ознакомимся с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства нашей страны.

Вышивка- самый яркий, многообразный и увлекательный вид художественного творчества. В старину вышивали по домотканому полотну счётными и сквозными швами. Сегодня большое распространение получила вышивка крестом, гладью, лентами, бисером.

Слайд №4

Вязание и кружевоплетение- старинные виды художественного творчества. Вязать можно на спицах и крючком из различной пряжи. Вяжут самые разнообразные изделия: платки, шапки, шарфы, варежки, носки, свитера и другие вещи. Гордость России- оренбургский пуховый платок. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае ещё в XVIII веке.

Кружева называют «застывшими красками северной зимы».

Кружевоплетением стали заниматься в России в XVI –XVII в. Самый знаменитый кружевной промысел находится в Вологодской области. Мастерицы выплетают изделия для оформления интерьера дома- скатерти, салфетки, дорожки, а для модниц- блузы, воротники, жилеты, шарфы и т. д.

Слайд №5

Роспись по дереву- старинный русский народный промысел.

Хохломская роспись-это декоративная роспись деревянной посуды и мебели. Свое название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились). Для хохломского промысла характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.

В Хохломской росписи используются три основных цвета: красный, черный и золотой , вспомогательными цветами, употребляющимися в небольших количествах, являются зеленый и желтый. Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки.

Другой вид росписи по дереву-городецкая роспись. Существует с середины XIX в. в районе города Городец. Роспись выполняется свободным мазком с белой и чёрной обводкой по чистому деревянному фону.

До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.

Слайд №6

Ручная роспись по ткани батик издавна известна у народов Индии, Индонезии и в переводе означает «капля воска». В России роспись по ткани появилась совсем недавно- с XX в. и завоевала большую популярность.

Техника основана на использовании резервирующего состава на основе воска, который наносят специальными инструментами на ткань, а затем наносится соответствующая ткани краска.

Слайд №7

В России ручное ковроткачество является одним из ведущих художественных ремёсел Дагестана. Искусство ковроткачества пришло к нам из стран арабского мира. Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся как семейные реликвии. Создание ковра или даже небольшого коврового изделия-очень трудоёмкий процесс.

Слайд №8

В старину ткань изготовляли дома на ткацких станках простым полотняным переплетением (домотканое полотно). Ткачество более сложным переплетением с использованием цветных ниток называлось узорным. Таким способом ткали пояса, ленты, дорожки, ленты, элементы одежды.

Слайд №9

Искусство лоскутного шитья известно народам мира с давних пор.

В России лоскутное шитьё стало активно развиваться с середины XIX в., когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства.

Интерес к этому виду декоративно- прикладного искусства неуклонно растёт. Всё больше выставок различного уровня посвящается искусству работы с текстильным лоскутом. Проводятся фестивали, конкурсы, мастер-классы. В г. Иваново каждые два года проводится Всероссийская выставка – конкурс «Лоскутная мозаика России».

Источником вдохновения для создания коллекции одежды для игр в Сочи послужил образ лоскутного одеяла.

При создании коллекции были использованы национальные орнаменты России, которые, словно частицы самых ярких впечатлений об Играх в Сочи, соединились в пестрый и одновременно гармоничный узор на куртках и футболках.

Слайд №10

Кубань является уникальным регионом, где на протяжении уже двух столетий элементы традиционной восточно-украинской культуры находятся в тесном взаимодействии с элементами южнорусской культуры.

Наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.

С конца XIX века в искусстве народных кубанских мастеров преобладают мотивы русских, украинских и кавказских традиций.

Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом.

Слайд №11

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей.

На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный. В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Виктора Туркова (г. Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район), Михаила Чудного и Геннадия Машкарина (город Славянск-на-Кубани) и других умельцев.

Слайд №12

На Кубань лозоплетение было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. В лозоплетении, наряду с ивовым прутом, применялась много других видов сырья: камыш, солома, злаковые культуры.

В наши дни мастера Краснодарского опытного лесного хозяйства достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. А в станице Пашковской живёт потомственная мастерица из казачьей семьи Валентина Трофимовна Жук. Её корзинки, коробы и даже перстни из тонкой ивовой лозы с удовольствием увозят с собой за границу туристы, как образец истинно кубанского декоративно-прикладного народного промысла.

Слайд №13

Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера.

Кубанцы верили, что кузнец может выковать счастье молодым. А если захочет и несчастье нашлет. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Железо оберегало копыта лошадей, а человек нашедший подкову считался счастливым.

Слайд №14

Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой.

В настоящее время традицию народного вышивания и ткачества продолжают мастера Галина Рубан из Краснодара, Нина Максименко из Новокубанска и многие другие.

Слайд №15

Краснодарский государственный историко-археологический

музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына-один из крупнейших региональных научно-просветительских учреждений страны. Коллекции его фондов насчитывают более 500 тысяч памятников истории и культуры. В ноябре 1990 года музею было присвоено имя его основателя Е.Д. Фелицина.

Справка Е. Д Фелицын - историк, краевед, зачинатель многих полезных дел в общественной и культурной жизни как Кубанской области, так и Северного Кавказа.

Слайды № 16- 19 знакомят учащихся с музейными экспонатами, отражающими различные виды декоративно- прикладного искусства Кубани.

Слайд № 20

Мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником его лучших традиций. Кубань богата народными умельцами. Ставшие ныне традиционными выставки «Кубань мастеровая», способствуют дальнейшему развитию народного художественного творчества края. Интерес к самым различным видам народного декоративно-прикладного искусства постоянно растёт.


Цели и задачи урока: Рассмотреть традиционную материальную культуру Кубани XIX века Рассмотреть традиционную материальную культуру Кубани XIX века Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат Воспитывать любовь и уважение к родному краю, к народным традициям Воспитывать любовь и уважение к родному краю, к народным традициям












Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой). четвертая мазка «вихтювання», когда тряпкой – «вихтем» - размывали стены нанося на них аккуратным слоем глину.


Крыли ее камышом, путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь – груба. Технология сооружения такой хаты перенесена с Украины. Крыли ее камышом, путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь – груба. Технология сооружения такой хаты перенесена с Украины..


Строительство саманных домов Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены










Проверь себя 1. Когда была основана станица? Сколько лет мы отметили в этом году? 2. Какую часть края заселяли казаки черноморцы? 3. Где обосновались линейные казаки? 4. Какие строили хаты? Застройка усадьбы – подворья. 5. Какой строительный материал использовали? 6. Опишите внутреннее устройство в казачьей хате. 7. Чем дома линейцев отличались от хат черноморцев? 8. Как стали называть с 1842 г. кубанские поселения?





Цели:

Оборудование: предметы быта и одежды (оригиналы); мультимедийная установка; раздаточный материал для теоретического опроса (карточки – задания); раздаточный материал для использования в практической работе; музыкальное сопровождение: минусовки песен «Моя Кубань – моя душа» (слова Л.Фоминых, музыка В. Чернявского), «Ах, Кубань, Кубань», слова О. Тыльковой, музыка В. Столбова (Приложение 4 ). Шуточная кубанская народная песня в обработке В. Захарченко «Гай зэлэнэнький».

Все вопросы и задания появляются на экране, учитель комментирует их. После ответа учащихся на экране высвечиваются правильные ответы для сравнения. Презентация урока представлена в Приложении 1 .

ПЕРВЫЙ УРОК

I. Организационный момент

Учитель: Прежде чем мы начнем урок, давайте выясним значение слов, которые вы услышите при чтении стихов. Что они означают?
Черкеска – верхняя одежда казака.
Бешмет – одежда казака.
Башлык – суконный головной убор в виде капюшона.
Спидница – нижняя юбка.

– А сейчас я вам прочту стихотворение о культуре и быте Кубани начала ХХ века:

Культура малой родимы богата
Перед тобой жилище предков – хата,
Турлучная, а крыша – камышом,
Ее жильцам метели нипочем.

В ней лавки, стол, комод и сундуки.
Макитры, глечики, и ложки, рушники
Как правило, плетнем окружена,
Запрятана и тени садов она.

Красив язык казачий. Эту речь
Завещано нам предками беречь.
И на «пидворье» надо нам «робыть»,
Чтобы в достатке «щиро», «гарно» жить.

Костюм казачий из сукна, из ситца.
Он мог десятилетиями носиться.
Бешмет, черкеска, также башлыки
Красивы на Кубани мужики.

У молодых – и то усы торчат,
Чтоб привлечь внимание девчат.
Казак на службе, у жены работа,
На бабушке – о детушках забота.

И молится хозяйка день и ночь,
Старается родным своим помочь.
По вечерам «кучкуются», бывает,
«Балакают» и песни «заспивают».

Из прошлого, от прадедов, отцов
Дошло до нас, потомков, много слов.
В кубанских песнях – боевое братство,
Любовь к земле, душевные богатства.

Казак кубанский – воин, хлебороб,
В нем сильный дух столетьями живет.
Е.Д. Фелицым – очень даровит.
Его музей и до сих пор стоит.

Вперед шагнула и литература,
Неповторима и архитектура.
Мальгерба зданье простоит века.
Вот это ум, вот это мысль, рука.

Гладков и Чехов в крае побывали
О нем воспоминанья оставляли,
Они писали, что у нас живет
Практичный, сильный, а в бою – горячий,
Не зря воспет в стихах народ казачий.

Cтихи звучат под музыку песни «Моя Кубань – моя душа» (Приложение 2 ).

Учитель: Какие предметы быта вы можете перечислить, после прослушивания стихотворения?

Ответ учеников: Лавки, стол, комод, сундук, макитры, глечики, ложки, рушники.

II. Проверка домашнего задания и ранее изученного

Опрос по теме:

Учитель: Кто сделал эти предметы быта?

Ответ учеников: Носители местной традиции народные мастера, которые передают характерные для их «школы» навыки мастерства, профессиональные приемы. Школа несет общность принципов в композиции, сюжетах, приемах изготовления изделий.

Учитель: Как происходило обучение мастерству?

Ответ учеников: Самое первое обучение, нацеленное на внутреннее переживание, получали в семье, где пересказывали былины, пословицы, поговорки, исполняли обрядовые песни и т.п. Навыки мастерства передавались от одного поколения к другому. От отца-учителя к сыну-ученику, от народного мастера к ученику.

Учитель: Как учили?

Ответ учеников: Специальные теоретические знания не давали, шло практическое освоение наглядным показом отдельных процессов. («Специально меня не учили. Я наблюдала и выполняла сама» – В.Т. Жук (школа лозоплетения на Кубани).

Учитель: Как мы с вами приобщались к народному творчеству?

Ответ учеников: Просматривали запасники местного музея, материалы частных коллекций, посещали выставки народных мастеров, делали записи, зарисовки, фотографии.

Учитель: Есть ли разница в знакомстве с оригиналом и репродукцией?

Ответ учеников: Каждая вещь имеет свой целостный колорит, который следует беречь. Цвет с репродукции искажает натуру, не передают эту целостность, что прививает неверный вкус, не приближает, а удаляет от понимания традиций.

Учитель: Что нужно для того, чтобы учение стал носителем традиций мастера?

Ответ учеников: Наработав личный практический опыт, освоив в полной мере традиции, можно стать носителем традиции.

Учитель: Какие виды НДПИ Кубани вы знаете?

Ответ учеников: Плетение, резьба по дереву, гончарное искусство, ткачество, вышивка и другое.

Учитель: Какие предметы быта вышивали?

Ответ учеников: Рушники, настольники, салфетки, одежду и другие.

Учитель: На каких изделиях из дерева и фанеры встречаются орнаменты?

Ответ учеников: Наличники, прялки, разделочные доски, шкатулки, рамки для фото, оклады для иконы и другие.

III. Игра «Поле чудес»

Работа по карточкам (два варианта) на знание видов орнамента (вставьте буквы в пустые клетки).

Учитель: Дайте определение понятия «орнамент»?

Ответ учеников: Это узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.

На экране задания на два варианта. Учащиеся на карточках их выполняют и сдают на проверку.

IV. На экране семь образцов резьбы по дереву (фанере).

Ученикам раздаются карточки, где они должны указать к каждому из семи предметов правильный ответ (обвести).

и т.д. остальные шесть предметов.

Учитель: Что же заставляет заниматься резьбой?

Ответ учеников: Желание самовыразиться, для украшения быта. Все чаще в отделке современной мебели встречаются элементы ручной работы в единственном экземпляре.

V. Итог урока

НДПИ Кубани является частью народного искусства России и мира. Утрата традиций любого народа может привести к исчезновению самого этноса. Вот почему так важно знать традиции культуры своего народа и НДПИ, как его части.

Звучит шуточная народная песня в обработке В.Захарченко «Гай зэлэнэнький» (Приложение 3 ) .

ВТОРОЙ УРОК

I. Организационный момент

Учитель: Мы с вами сегодня на первом уроке повторили тот материал, который нам нужен в практической части – на втором уроке.А сейчас вам предлагается материал для работы и варианты его выполнения, подумайте, обсудите, какой из вариантов работы наиболее приемлем для ваших знаний и умений.

II. Объяснение выполнения практического задания

  • выпилить по силуэту фигурку;
  • выпилить и раскрасить, после шлифовки;
  • выпилить и выжигателем или штемпелями нанести узоры (контурные линии и линии внутри);
  • сделать панно, используя различные формы контура с прорезями внутри. Обжечь контур;
  • создать композицию на подставке и раскрасить гуашью;
  • добавить симметричное изображение, создать композицию на подставке и раскрасить.
  • использовать предложенные фигурки в орнаментальной композиции, доработать форму изделия и определить его назначение

(Варианты работ на экране).

III. Оценки товарищами и учителями выбранной работы, исходя из практических умений

При ответах на экране текст ПОПС-формулы, который предлагается использовать для доказательства:

П – позиция: «Я считаю, что это…»
О – обоснование: «Потому что…»
П – пример: «Я могу это доказать тем, что…»
С – суждение: «Исходя из этого, я сделаю вывод о том, что…»

Учитель тоже выражает свое отношение к оценке товарищей.

IV. Разработка вариантов работы на бумаге

Практические работы детей. Работа проходит под музыку В. Столбова «Ах Кубань, Кубань».

V. Итог урока

Учитель: Итак, о чем мы говорили на первом уроке и делали на втором уроке труда? (ответы)

VI. Домашнее задание

Учитель: Доработать варианты работы тем, кто не успел это сделать на уроке. Сегодня вы хорошо поработали, много сделали и порадовали меня своими знаниями. Хочу пожелать вам и в дальнейшем творческих успехов.



Основные виды декоративно-прикладного творчества

Народные промыслы Кубани

Карта Краснодарского края


Ремесла Кубани

  • Керамика: в основном гончарное производство посуды, глиняной игрушки;

  • Текстиль: вышивка, вязание кружев, узорное ткачество;

  • Плетение: из лозы (в основном из вербы), соломы, листьев початков кукурузы;

  • Резьба по дереву;

  • Ковань;

  • Роспись.


Керамика

В основе поставлено гончарное производство посуды из глины. Наиболее распространенными изделиями были: глэчики, макитры, сметанники, кувшины, пасочницы, цветочники и др. Украшались поливой, росписью, рельефным орнаментом. Наиболее распространенными на Кубани являлись русская и украинская традиции. Гончарным производством в основном занимались иногородние. Славились на Кубани своими изделиями гончары станиц Пашковской, Темижбекской, Отрадной, Мостовской, Холмской и др. Сопутствующим видом ремесла было изготовление глиняных игрушек-свистулек в форме птиц (утиц, петушков (кочетов) и животных). Из глины изготавливали так же кирпич (саман), черепицу, облицовочные плиты к печам и каминам.


Керамика



Керамика

Макитра

для Кубани весьма важный предмет для домашнего обихода, мать всей глиняной посуды: молоко сквасить, тесто замесить, огурцов засолить, зерна насыпать, маку в пирог намять, коня напоить, да мало ли для чего сгодится такая посудина. Да и гончарам утеха - выкрутил горшок побольше, да попроще, да горло поширше, одним словом как бог дал - вот тебе и макитра.


Гончарная посуда



Текстиль

Вышивка.

Была наиболее распространенным видом народ­ного декоративно-прикладного искусства на Кубани. Народные мастера вышивали рушники (полотенца), скатерти (настольники, столешницы), платочки, салфетки, наволочки, занавески, рубахи, подзоры и др. Вышивали в основном на конопляном домотканом полотне, крестом, черными и красными нитками. Большинство изделий имело растительный или геометрический орнамент.


Текстиль

Кружево. На территории Кубани широко распространено вязание кружев с помощью крючка, передающееся из поколения в поколение. Исследуя и анализируя кружево крючком в данном регионе, можно выделить характерные особенности: распростра­нение повсеместно филейной техники вязания, наличие орнамен­та (геометрического и растительного), создаваемого на основе элементов вышивок. Выполнялось в основном для украшения рушников, подзоров, наволочек. Встречается кружево, выполнен­ное спицами (салфетки), челноком (филейно-гипюрное), иглою (отделка воротников, манжетов, платочков, косынок). Изготовлялись также накидки на подушки, салфетки, скатерти, покрывало и др.


Текстиль

Ткачество.

На Кубани развивалось преимущественно в сре­де не казачьего населения (иногородних). Использовали в основ­ном волокна конопли. Изготовление конопляного полотна - это сложный и трудоемкий процесс. Полотно ткалось на ткацком станке, который был привезен на Кубань в основном переселен­цами с Украины. Готовую для белья ткань обычно отбеливали золой или выносили на мороз.


Плетение

Плетение из лозы

Оно возникло раньше гончарного дела и занимало значительное место в жизни древнего человека. Еще в эпоху каменного века человек овладел искусством плетения корзин, сетей, сосудов.

Из лозы плели жилища. Из прутьев орешника плели стены, а для того, чтобы были прочными, обмазывали глиной. Узоры плетения были разнообразными.

Плетение было прародителем макраме, ткачества и даже обусловило появление кружева.

Главную роль в плетении сыграла ивовая лоза. Зеленая ивушка встречала человека при рождении – из нее делали колыбельку для ребенка и погремушки.

В лозоплетении, наряду с ивовым прутом, применялась много других видов сырья: камыш, солома, злаковые культуры.

Доступны и материалы для плетения. Их можно легко найти на берегу реки, озера, в лесу, на лугах и в огороде.


Плетение из соломы



Плетение из лозы


Ковань

Кузнечное дело

Кубанцы верили, что кузнец может выковать счастье молодым. А если захочет и несчастье нашлет. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Железо оберегало копыта лошадей, а человек нашедший подкову считался счастливым. Кузнецы ковали ножи, топоры, гвозди, стрелы, кольчуги. Кольчуга была необходимой принадлежностью любого человека, войны надевали ее идя в бой. Эта металлическая одежда надежно защищала владельца от ударов противника.

В кузнице всегда темно. Как вы думаете, почему?

Оказывается в темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки.

В конце XIX века широко стала применяться художественная ковка, основными изделиями были козырьки лестницы. До революции в нашем городе было 4 кузницы. Самая крупная из них кузница Ломакина, которая изготовляла даже тачанки.


Ковань



Художественная роспись

Роспись.

Расписывали доливку (земляной пол), печь, сунду­ки. Иногда встречалась роспись хат снаружи. Наиболее распространена на Кубани Петраковская роспись. На Кубань этот вид росписи пришел с Украины. Переселенцы из района украинского села Петраковки привезли с собой навыки и приемы этой росписи. Она проста в исполнении, в ней используют разные цвета, но преимущественно красный. Казакам понравилась эта роспись своей яркостью. Расписывали такой росписью ворота, ставни, в хате расписывали русскую печь, детскую люльку, посуду. В мотивах росписи использовали растительный (цветы, листья) и животный (петушки, голубки) орнамент.

Декоративно –прикладное искусство Кубани «Ты Кубань, ты наша Родина, Вековой наш богатырь. Многоводная, раздольная, Разлилась ты вдаль и вширь. О тебе здесь вспоминаючи, Как о матери родной, На врага, на басурманина, Мы пойдем на смертный бой. О тебе здесь вспоминаючи, За тебя ль не постоять, За твою ли славу старую Жизнь свою ли не отдать. Мы, как дань свою покорную От прославленных знамен Шлем тебе, Кубань родимая, До сырой земли поклон». (Из народной песни) 1 Цель: закрепление знаний о Кубани. Задачи: *расширить представление детей о крае, в котором они живут; познакомить с символикой Кубани: флагом, гербом, гимном; *продолжать углублять знания детей о кубанских ремеслах; *развивать интерес у детей о народных ремеслах, познавательный процесс; *вызвать желание узнать больше о декоративно-прикладном искусстве Кубани; *воспитывать уважение к труду и людям труда, желание следовать старинным народным традициям, любовь к родному краю, Родине. Методы исследования: *Изучение литературы; *Поход в музей; *Рассматривание предметов быта казаков и кубанских народных ремесел; предметов современного декоративно-прикладного искусства; *Просмотр познавательных фильмов. 2 Краснодарский край Краснодарский край - субъект Российской Федерации на юге Европейской части России. Краснодарский край делится рекой Кубань на две части: северную - равнинную, и южную - предгорную и горную. Высшая точка - гора Цахвоа (3345 м). До 19 века Кубань представляла собой нераспаханную степь. Густая, высокая трава наполняла степь ароматом цветов, казалось она ждала, что придет земледелец и начнет пользоваться её плодородными просторами. Казаки, прибывшие на Кубань, начали распахивать степь. Земля была очень твердая, плуг и соха с трудом могли её поднять. С годами кропотливого труда распашка земли становилась легче. Важнейшей культурой на Кубани являлась пшеница. Вслед за пшеницей стали сажать подсолнечник. Вначале его выращивали на семечки, потом стали давить из него масло. Еще садили кукурузу. Кубанцы занимались садоводством, растили черешни, вишни, сливы. А ещё яблоки, груши, персики, абрикосы, виноградники. 3 «Казак» – означает «вольный человек». Так называли свободных людей, которые прибыли на Кубань охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II. Национальная кубанская одежда очень древняя. Казачий костюм складывался веками. В первую очередь это относится к штанам. Они называются шаровары. Прошло очень много лет, но ничего не изменилось. Это такие же широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь. Конные казаки носили синие шаровары и кафтан красного цвета. Женский казачий костюм сложился на Кубани в конце 19 века. Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни. Изготовление кубанского национального костюма связано с различными народными промыслами: шитьем, ткачеством, плетением кружев, вышивкой. Вышивка являлась украшением одежды. Костюм состоял из юбки и кофты. 4 Определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти. С конца XIX века в искусстве народных кубанских мастеров преобладают мотивы русских, украинских и кавказских традиций. Одним из старейших промыслов на Кубани было гончарное ремесло. Гончарное ремесло особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости залегала хорошая, вязкая глина. Из глины делали посуду, детские игрушки, изготавливали кирпич, черепицу для крыш. Первыми умелыми мастерами-гончарами стали Иван Шестидесятый и Никифор Гончар. Предметы посуды, которые делали гончары: миски, кувшины, макитры, махотки, чугунок, глэчик. В формах, орнаменте очень часто перекликались мотивы русской, украинской и кавказской керамики. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный. В чугунке варили картошку, кашу, щи. В кувшин набирали и пили из него воду. В глэчике держали сметану, варенье, молоко. В макитре замешивали тесто – это большой глиняный горшок. 5 Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), плелись из гибкой ивовой лозы. Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани сделали дерево наиболее любимым материалом в народных промыслах. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, сундуки с росписью. Резные изделия – это деревянные блюда, прялки, рубели на ткацком станке. В убранстве домов – крылечки и наличники. 6 Одним из важных промыслов было ткачество. Ткали материал для одежды и для украшения жилища. В казацких семьях уже с 7-9 лет девочек приучали к ткачеству, прядению. Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. В домах князей, бояр, богатых людей на Руси и зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские, где проводили свой досуг все женщины дома. Как правило, творческим процессом руководила хозяйка дома. 7 Наиболее широко на Кубани была распространена вышивка. Мастерицы-казачки вышивали рушники, скатерти, салфетки, занавески, рубашки, наволочки. Рушник издавна служил незаменимой принадлежностью традиционных народных обычаев и обрядов. Также распространённым видом народного промысла в Краснодарском крае считается плетение из соломы, талаша (листьев кукурузных початков). Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты. Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты – «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгера. 8 На Кубани вырос я, мне родней, понятнее наши южные края: степи необъятные, горы хлеба до небес, ветки вишен алые, если лес - так южный лес перед перевалами. Вывод: народно – прикладное искусство Кубани является частью народного искусства России и мира. Утрата традиции любого народа может привести к исчезновению самого этноса. Вот почему так важно знать традиции культуры своего народа и народное декоративно – прикладное искусство, как его части. 9

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры