Пословицы о евреях. Пословицы про жидов

Главная / Ссоры

ПОСЛОВИЦЫ ПРО ЖИДОВ Пословицы и поговороки Русского Народа о жидах 1. ВЕРОУЧЕНИЕ ЖИДОВ. Под одним Богом с жидом ходим, да не в одного веруем.Все люди, как люди, один жид в ермолке.Жид просится в рай, а сам смерти боится. 2. НРАВСТВЕННОСТЬ ЖИДОВ. Для жида душа - дешевле гроша.Не ведает жид, что такое стыд.В чем Иван покается, в том Абрам похвалится.Жид, как бес - никогда не покается.Жидовский дом, что Содом, а двор, что Гомор! 3. ЖИДЫ - СЛУЖИТЕЛИ САТАНЫ. Жидовская синагога - есть жилище демонов.(Свт. Иоанн Златоуст).Жиды - видимые бесы.(Свт. Кирилл Александрийский).Бесы и жиды - дети сатаны.У жида и бес в няньках служит.С жидом знаться - с бесом связаться.Не надо и беса, коли жид здеся.Нет беса в доме - прими жида!Жид в хату. Ангелы из хаты 4. ЖИДЫ - ВРАГИ ХРИСТИАН. Глас народа (жидовского) Христа распял.Потому жид беден, что у него Бога нет.Бог и жида хранит, а жид Его бранит.От жида и Бог много раз плакал.Что Богу угодно, то жиду непригодно.На жидовскую мудрость есть Христова премудрость.Отольются в аду христианские слезы жиду 5. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА ЖИДАМИ. Жид крещеный, что волк прирученныйЖид крещеный, что вор прощеный.Жид крещеный, что недруг примиренный.Жид крещеный, что конь леченый.Жид и кадилом хлеб добудет.Жид и ладаном готов надымить, только бы деньгу добыть.Молебен жидом пет, а пользы все нет. Пословицы про жидов 6. ЖИДЫ - РАЗВРАТИТЕЛИ ХРИСТИАН. Что Богу грешно, то жиду смешно.Тогда жида смешишь, когда Бога гневишь.С евреем поведешься - грехов наберешься.Жид не силой берет, а искушением.Жид христианку соблазняет, а в жены брать - закон мешает.Жидовские дети хуже, чем крысы в клети: и добру навредят и христианских детей развратят.Мужик сделан, что овин, а сбойлив, что жидовин!Где жид, там и взятка - такова его повадка.Жид водкой угостит, а потом и споит.У жида уже твой грош, ну а ты все пьешь и пьешь.У жида твоя копейка, ну а ты еще попейка!Жида - не понять, пока шкуру овечью с него не снять. 7. ВНЕШНИЙ ВИД ЖИДОВ. И по роже знать, что Абрамом звать.Жид не сам себе нос ковал, его жиду Бог дал.Дети жида от христианки - все пейсаты обезьянки.Каков жид, такова и его вонь.У жида такая рожа, что сама напрашивается.Затем жиды с рожи на нас не похожи, чтобы мы не ошиблись. 8. ХАРАКТЕР И ПРИВЫЧКИ ЖИДОВ. Жид и мертвый из петли вывернется.Пятки у жида не зябнут никогда.У жида, как у гуся, пятки не зябнут.Жид постится не духом, а брюхом.Жиды скоромничают, аки собаки.Жиды едят, как паны, а сорят, как свиньи.Пархатому жиду, что шелудивому псу - почесухи кстати.Каков жид, такова и его жена.Пустил жида в хату на денек, да и в год не вы-гонишь.Жид скажет, что бит, а не скажет за что.Крик стоит, как в жидовской школе.Чего раззвенелись, как жидовский бубен?Жид, как свинья: ничего не болит, а все стонет.Жид, как свинья: ничего не болит, а все визжит.Хотя жид и не тужит, да все брюзжит.На жида и Сам Бог не угодит. 9. СОВМЕСТНАЯ ЖИЗНЬ С ЖИДАМИ. Там тяжко жить, где жид набежит.Рядом с жидом - не житье, а вытье.Жида приютить - волка в хлев пустить.Хорош был дом, да жид поселился в нем.С жидом кашу варить - себя отравить.С жидом упился - слезами опохмелился.С жидом водиться - что в крапиве возиться.С жидом дожили до того, что не осталось ничего.Как с жидом поживут, так с плота воду пьют. 10. РАВНОПРАВИЕ ПО-ЖИДОВСКИ. Льстив жид в бедности, нахален в равности, изверг при властности.Назови жида братом, он и в отцы полезет. 11. БЕДЫ ОТ ЖИДОВ. Там, где жиды, всегда жди беды!Где хата жида, там всей деревне беда.Жидовин шинкарит (торгует спиртным)- ковшом беду ладит.Жид да беда - родные братья.Нету роз без шипов, и нету бед без жидов.С жидовином пойдешь - на беду набредешь.Хотел с жидом пировать, а пришлось горевать.Грех к жиду обратиться, да не грех за то поплатиться.Кабы все про жида знал, так бы не погибал. 12. ЖИДОВСКОЕ ВЕРОЛОМСТВО. Жид божится, а про себя отрекается.Жид, что ворона - мужику не оборона.Коль набор (в армию) жиду грозит - он в Америку бежит.Любят в плен жиды сдаваться, чтоб врагу потом продаться.На жида надеяться, как на вешний лед.Жид, хоть и не зверь, а ему не верь!Жиду верить - воду ситом мерить. 13. ЖИДЫ - ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗЛО. Жиды - это городские звери.(преп. Макарий Великий).Русский вор лучше еврейского судьи.Жидовское племя - сорное семя.Не народ гибнет, а жиды губят. 14. ЛЕНОСТЬ ЖИДОВ. Жид - суетливый бездельник, только небо коптит.Жид в работе, что журавль на болоте.Жида научить, что по лесу с бороной поездить.В работе заяц, в еде жидовин. 15. ТУНЕЯДСТВО ЖИДОВ. Жид работает, но только брюхом.Жид, как воробей: где бы ни сел, там и наестся.Жид хлеб ест, а креститься не умеет.Жид живет - хлеб жует, да не жнет.Жид языком машет, а мужик на него пашет.Чай жидовин устал, на мужике сидя?Ел бы жид деньги, кабы мужик его хлебом не кормил. 16. ПАРАЗИТИЗМ ЖИДОВ. Жид, что жернов - что под него попало, то и мелет.Жид, как ржавчина, грызет железо.Когда русский мрет, тогда жид жрет.Жид разъелся, как вошь в паршах.Жид не волк - в пустой сарай не заберется.Жидовские руки чужие труды любят. 17. ПОТВОРСТВО ЖИДАМ. Жиду потакать - что самому воровать.Кто у жида покупает, тот своим могилу копает.У жида лечиться - смерти покориться.Кто жиду попускает зело, тот сам творит зло. 18. ОБЩИЕ ДЕЛА С ЖИДАМИ. Около жида потрешься - бесовского наберешься.Жидовские дела, что сажа бела.Что в руки жида попало, то и пропало.Жид в деле, как пиявка в теле.Кто за жидом пойдет, тот добра не найдет.Купил у жида лихо за свои гроши.Ты у жида в похвале, пока при капитале, а как он обобрал, так тебя же из дому погнал.Жидовин дает, а дурак берет.От жидовского добра никому мет добра. 19. ДРУЖБА С ЖИДАМИ. Бог не велит с жидом дружить.Тот Богу неприятен, кто жиду приятель.Родом дворянин, а делами жидовин.Не мешаются жиды с самарянами, зато часто с дворянами.Свяжись с жидом - сам жидом будешь.Кто дружбы жидовской минет, тот со свету не сгинет.Любовь жида - хуже петли.Жида дружбой не купишь. 20. СЛУЖЕНИЕ ЖИДАМ. Служба жиду - на радость бесу.Кто служит жиду - перенесет беду.Жиду поклониться - пополам переломиться.Послужить жиду - предать своих врагу.Жидовские прислужники - всем своим недужники. 21. ЖИДОВСКИЕ УСПЕХИ. И жиду удается, как червяку на веку.Часы в ломбарде обучаются жидовскому языку. 22. СОЛИДАРНОСТЬ ЖИДОВ. Жид за жида - порукой завсегда.Жид с жидом знаются, друг на друга ссылаются.Жид жида хвалит, а христианам беды ладит.Беды, как жиды, вереницами ходят.Жид, что крыса - силен стаей.За компанию и жид удавился.

Вот что говорил и говорит о евреях простой русский народ (почти все пословицы взяты из книги В. Корчагина "Суд над академиком") :

Черти и жиды – дети Сатаны.

Льстив жид в бедности, нахален в равности, изверг при властности.

Не ищи жида – сам придёт.

Жид не волк – в пустой сарай не заберётся.

Жида, как дырявый мешок, никогда не насыплешь.

Жид крещёный, что вор прощёный.

Чтобы выгоды добиться, жид всегда готов креститься.

Любят в плен жиды сдаваться, чтоб врагу потом продаться.

Жид, как свинья: ничего не болит, а всё стонет.

Жид скажет, что бит, а за что – не скажет.

Жидовские дети хуже, чем крысы в клетке: и добру навредят, и детей развратят.

Жид хоть и не зверь, а ему не верь.

Жиду верить, что воду ситом мерить.

У жида два языка – один богу досаждает, а другой людей дурачит.

Жид обманом сыт.

Жид правды боится, как заяц бубна.

С жидом знаться – с чёртом связаться.

Жид в деле, как пиявка в теле.

Пока при капитале – у жида ты в похвале; как он тебя обобрал, так тебя же из дому погнал.

Кто у жида покупает, тот себе могилу копает.

Жидовского добра в дом не бери и жиду правды не говори.

С жидом найдёшь, да не разделишься.

Жид разорил – на всю жизнь закабалил.

Русский вор лучше еврейского судьи.

Кто служит жиду – не минует беду.

Легче козла живого сожрать, чем жида переделать.

У жида и черт в няньках служит.

Саранча урожай пожрёт, а жид последнюю рубаху сдерет.

Жид водкой угостит, а потом и споит.

Где жид проскачет, там мужик плачет.

Около жидов богатых все мужики в заплатах.

У жида лечиться – смерти покориться.

Жид, что ворона, – мужику не оборона.

Стерегись жида пуще огня: вода огонь потушит, а жид тебя задушит.

Где хата жида, там всей деревне беда.

Чтоб не прогневался бог, не пускай жида на порог.

Жид в хату, ангелы из хаты.

Жид, что крыса – силён стаей.

Нет рыбы без кости, а жида без злости.

Кто жиду волю даёт, тот сам себя продаёт.

Дай жиду потачку, всю жизнь будешь таскать для него тачку.

Любовь жида хуже петли.

Жиду в морду двинешь – на весь свет вой подымешь.

Жид хорош только в могиле.

Хочешь жить – гони жида.

Русские с сошкой, а жиды с ложкой.

Не умеешь шить золотом, так бей жида молотом.

Жид – что уголь: не обожжет, так замарает.

С жидом разговориться, что яду напиться.

Раз солгал – навек жидом стал.

За жидовским языком не поспеть и босиком.

Я жиду по секрету, а он по всему свету.

С жидом дружись, а за топор держись.

Искру туши до пожара, жида души до удара.

Хочешь с жидами покою – готовься к бою.

Жид и в будни пирует, русский и в праздник горюет.

На языке жида мёд, а под языком лёд.

Хвостом жид виляет, а зубы скалит.

Не подпускай вора к ниве, а жидов к России.

Кто жида боится – невелика птица. А вот кто жида порубил, тот страх загубил.

Грозен жид за горами, а грозней за плечами.

Сколько жидов – столько врагов.

На жида и вилы ружье.

Жиды да черти одной шерсти.

Жида любишь – Родину губишь.

Обратите внимание на следующее, уважаемый читатель. Ни одной другой нации не посвящего столько пословиц и поговорок, сколько евреям. Их больше, чем пословиц и поговорок, посвященных другим нациям и народам, вместе взятым. А отношение к евреям? У русских нет ни одной поговорки, где о евреях было бы сказано хорошо. Вообще ни одной! И это за многие века общения с ними.

Какие же черты выделаются в пословицах и поговорках, как наиболее типичные для жидов? Все строго по талмудистике: наглость, лесть, неуемная жадность, лицемерие, взятка, обман, нечистоплотность в обеих смыслах, двуличие, аморальность, бездуховность, жестокость, безпощадность, крысиные повадки, неспособность на искреннюю дружбу и любовь.

Естественно, жидокоммунистическая цензура постаралась все эти пословицы вытравить из народного фольклора (их можно найти только в дореволюционных изданиях). Но у них ничего не вышло. Эти пословицы в ходу и в наше время.

Хотелось бы отметить еще вот что. В дореволюционных изданиях "Толкового словаря" Даля дается понятие слова "жид" – самое негативное. А Даль был великим и честнейшим человеком, не способным ни на какие извращения. По специальности он был врачом. На его руках умер Пушкин. По поводу жидов Даль так же приводит несколько пословиц и поговорок.

В советских же изданиях Даля нет слов "жид" и "еврей". Почему? Да потому, что при Дале было в ходу слово "жид". Народ не знал слова "еврей". Поэтому Даль его и не выделяет в своем словаре. В советских же изданиях слово "жид" было выкинуто, а слова "еврей" у Даля нет. В итоге не оказалось ни того, ни другого. Хотя слово "жид" известно более тысячи лет. Например, в русских былинах Хазария зовётся "великим жидовином".

Попутно стоит отметить, что хозяева евреев заинтересованы в умеренной жидофобии, которая управляема. Это позволяет им дрессировать евреев, держать их вместе, делать их злее, агрессивнее. Это признают Теодор Грецль и Владимир Жаботинский – киты сионизма. Хозяев евреев пугает только неуправляемое жидоборство. А зачем им управляемое? Это помогает евреям обретать ореол мучеников, вечно гонимых, стойких борцов за права человека, статус политических беженцев и так далее.

Владимир Жаботинский, крупный идеолог сионизма, писал в 1905 году: "Как довод для сионистской агитации, антисемитизм, особенно "возведенный в принцип", конечно, весьма удобен и полезен ".

А вот что писал в еврейской газете "Кемпфер" (Нью-Йорк) премьер-министр Израиля Бен Гурион: "Если бы у меня была не только воля, но власть, я бы подобрал группу сильных молодых людей… Задача этих молодых людей состояла бы в том, чтобы замаскироваться под неевреев и, действуя методами грубого антисемитизма, преследовать евреев антисемитскими лозунгами. Я могу поручиться, что результаты с точки зрения значительного притока иммигрантов в Израиль из этих стран были бы в десять раз больше, чем результаты, которых добивались тысячи эмиссаров чтением безплодных проповедей ".

Уникальность еврейского шовинизма в том, что евреи силой внедряют любовь к себе через христианство. Те, кто исповедует и проповедует христианство, только оскорбляет и унижает свой народ. Надо быть полным полудурком, чтобы не уважать, презирать свой народ, чтобы принимать идею богоизбранности другого народа – жидов.

На чём основывается богоизбранность евреев? Да ни на чём. Близость "богоизбранных" к своему богу можно показать одним библейским примером. Когда Христа отловили (хотя это была очень странная ловля) и привели его к Пилату, и он, пытаясь разобраться, за что его хотят убить, посчитал, что "предали его из зависти". После этого он хотел отпустить Христа и стремился уговорить евреев от их замысла. Это не подействовало. Тогда Понтий Пилат пытался использовать еврейский праздник пасху, на который был обычай одного преступника отпускать (история говорит, что такого обычая на самом деле у евреев не было). Был тогда один узник, звавшийся Варравою. И Пилат предложил евреям отпустить одного из них – либо Христа, либо Варраву. И что евреи? Потребовали Варавву отпустить, а Христа распять (Мф., 27:11-16) . Вот такие "богоизбранные" евреи. Для них бандит Варавва лучше, чем Иисус Христос.

Следовательно, христиане должны были бы евреев считать не "божьим народом", а чёртовым народом. А в христианстве написано: евреи – богоизбранный народ . Идея "богоизбранности" евреев, составляющая краеугольный камень иудаизма, признается христианами, поскольку каждое слово библии – "слово божье". Те, кто принял христианство, считают себя людьми второго сорта: их-то бог не избирал, сами уверовали словам махрового еврея Иисуса Христа. Вот уж нелепая и бредовая религия – христианство. Все глупо, слева и наоборот.

Приглядимся к евреям повнимательнее. Типичный еврей – это человек хронически нечестный, фанатик и деспот, человек немерянной жадности и жестокости, потенциальный рабовладелец и лгун.

Не слушайте еврейские лживые басни о свободе слова. Под свободой слова они понимают только свободу СВОЕГО слова. Чужая свобода слова им ненавистна. У евреев патологическая ненависть к инакомыслию. Это касается не только России, а так же и всего мира. Попробуйте, на основании положения "о свободе слова" начать распространять антиеврейскую и антихристианскую литературу. И Вы наглядно увидите, чего НА САМОМ деле стоит знаменитая "свобода совести", "права человека", "право на выражение собственных взглядов" и прочие демократические (еврейские) "ценности".

Почему жиды запрещают выпуск и распространение антиеврейской литературы? Юрген Граф в своей замечательной книге "Миф о холокосте" пишет: "До 1945 года критиковать евреев разрешалось, теперь – нет. Любая, даже самая осторожная критика еврейства и сионизма – например, за непомерно большое влияние на СМИ мгновенно нейтрализуется с помощью дубины Освенцима по следующему образцу: кто критикует евреев, тот является антисемитом. Гитлер тоже был антисемит. Как мы знаем, он убил 6 миллионов евреев. Следовательно, всякий, критикующий евреев, стремится к новому холокосту. И сколь примитивной не была бы подобная аргументация, она чрезвычайно действенна по сей день". Профессор французского унверситета Роберт Фориссон был оштрафован за то, что "подверг сомнению факт совершения преступлений против человечества" (это что, жиды что ли – "человечество"?). Кстати "голокост" – это дурилка. Гитлер не уничтожал в газовых камерах 6 миллионов евреев. Это давно уже доказано. В Германии полиция нередко разгоняет демонстрантов, наряженных в маски ослов. На груди у них надпись: "Я верю, что газовые камеры были!".

Друзья, а вы сейчас можете свободно купить в книжных магазинах книги русских националистов? Не можете. И не сможете. Не говоря уж о книге Адольфа Гитлера "Main Kampf ". О какой же свободе слова идет речь? Почему мы не имеем права читать его книгу? Кто это такой так решил? Мы что, не имеем право знать, против какой идеологии на войне полегло 27 миллионов наших отцов и дедов? Против чего они боролись? Если даже в книге написан бред и глупость, то чего же евреи ее так боятся? Гитлера можно оценивать по всякому: можно его любить, можно ненавидеть, можно презирать. Но! Глупость не страшна, её можно спокойно разбить аргументами . Боятся, очень боятся. Запрещают и боятся! Ну дайте же людям ознакомиться с тем, что он пишет. Не дают. Хотят держать всех за быдло. Это уже заставляет думать, что в этой книге написано что-то серьезное и интересное. А ведь книга Гитлера – это всего лишь одна из книг, причем не самая сильная. Есть книги намного сильнее "Main Kampf ". Если эта книга против нас, против нашего народа, против нашей страны, так дажте же ее почитать! Прочитав её, ни один нормальный человек гитлеровцем не станет (дураки не в счёт). Наоборот – он станет более убежденным антигитлеровцем. Ну, где она, эта книга? Сюда же приплюсуйте травлю русских националистов, все время сводя здоровый национализм к гнилому шовинизму. Вообще обвинения в антижидовизме – любимая защитная реакция евреев от любой критики и от всего, что они считают вредным для себя и своих делишек.

Каждый имеет право знать всё, что ему хочется! И никаких ограничений. Все картавые вопли про разжигание межнациональной розни – всё это ширма и грязное еврейское надувательство!

Возьмите хотя бы "госсийское" телевидение. Беглого просмотра достаточно, чтобы понять, что это абсолютно антирусское тель-авивдение. Русского там днем с огнем не сыскать. Зато еврейских рож там – полный набор всех оттенков. "Когда год назад Анна Прохорова стала ведущей "Новостей" на первом канале, ей было всего 20 лет. Поэтому ее кандидатура вызвала бурные споры. Победил убийственный аргумент: "Это первое типично русское лицо на экране " (В. Бояринцев, "Чудеса российской демократии", стр. 10) . Из СМИ (средств массовой идиотизации), в которых рулят жиды на должности главных редакторов, приходится слышать о готовящихся "погромах" и ущемлении прав евреев в России. В какой России? В той России, где мэр Москвы закладывает основание очередной синагоги и стоит синагога на Поклонной Горе – племенном святилище в дохристианской, докняжеской Москве? Или в той России, где министр юстиции носит ермолку, а заместитель председателя совета безопасности имеет израильское гражданство, министр финансов, министр экономики, министр Госкомимущества – все бывшие граждане Израиля? О какой России идет речь, товарищи жидолюбы-антифашисты? О ВИРТУАЛЬНОЙ России, где жидам не дают проходу и вещают на фонарных столбах? Или о РЕАЛЬНОЙ России, где обманутый, оболганный, оплеванный и, как всегда, ничего не понимающий русский народ покорно вымирает, теряя в год по миллиону своих сыновей и дочерей?

Моя жизнь среди евреев [Записки бывшего подпольщика] Сатановский Евгений Янович

Не верь коню леченому

Не верь коню леченому

Автор далек от того, чтобы бросать камни в людей, по тем или иным причинам меняющим религию или фамилию. В первом случае – это дело личное, интимное и глубоко внутреннее. Поверил человек в Христа. Или в Магомета. В Будду. Заратустру. Ганешу. Вишну, Раму и Кришну – одновременно или порознь. В то, что Баба на самом деле пророк Б-жий – и стал бахаистом. Наконец, в Б-га Израиля. Масса известных и еще больше неизвестных случаев. В том числе среди людей взрослых, солидных и искренне верующих. Имеют полное право.

Опять-таки бывают разные обстоятельства. Например, принуждение под страхом смерти. Причем вовсе не обязательно собственной. Автор, как ясно даже самому поверхностному читателю, человек гиперскептический и весьма трезвый. Ни в Б-га, ни в черта не верящий. Хотя понимание того, что в этом мире есть добро, а что – зло, было ему родителями внедрено с детства. Так что, если в качестве выбора будет принятие какой угодно веры или жизнь невинных людей, он наверняка прочтет шахаду, поцелует крест и произведет любые другие телодвижения в той же области. Лишь бы этих самых невинных людей спасти. Полагающие, что сюжеты такого рода остались в Средневековье, сильно недооценивают уровень зверства на значительной части планеты. А также скорость, с которой страна, не только наша – любая, теряет тонкий налет цивилизации.

То же насчет фамилии или имени. Не обязательно еврейских. Это у Гоголя героем мог быть Акакий Акакиевич. В ХХ веке с исконными для нашего отечества именами Акакий, Африкан или даже Прасковья вышел полный афронт. Поскольку ничего дурного в Прасковье нет. Но в уменьшительно-ласкательной форме она, как ни крути, а все-таки Параша. М-да… Как там у Ильфа и Петрова? «Какашкин меняет фамилию на Любимов». Опять же, то, что в одной стране звучит нейтрально, в другой может оказаться полной похабщиной. Языки-то у всех разные.

Был в Москве во времена авторской молодости еврейский активист Шмуклер. Фамилия как фамилия. Не лучше, не хуже других. Означает всего-то, что его предки были позументщиками. Изготавливали шитье для мундиров, аксельбанты и прочие эполеты. Но с годами в США, повзрослев, разбогатев и получив известность, он стал постепенно зваться Смаклером. Поскольку «шмок» или «шмук», причем не только для евреев, а вообще для всей этой большой страны, – то самое слово из трех букв, которое на сарае написано, хотя внутри дрова лежат. Причем понятно почему. Эполеты – это наплечные висюльки. Висят, болтаются… Очень похоже.

Из той же оперы: это слово, которое часто пишут на сараях и заборах, в его трехбуквенной русской форме читаемое как икс, игрек, и краткое, одновременно распространенное, вполне невинное и даже поэтичное китайское имя. И головная боль переводчиков-синхронистов, которым эту неприличность приходится чем-то заменять. Опять же, русское «зуб» на арабском обозначает исключительно предмет мужской гордости. От чего из российских первых лиц больше всего страдал, сам того не зная, вице-премьер Зубков. Поскольку его фамилия дикторами арабоязычных теле– и радиоканалов постоянно, хотя и из лучших побуждений искажалась во избежание скандала. В конце концов, не каждому большому начальнику по душе, если при произнесении его имени или фамилии окружающие начнут страшно веселиться, а девушки еще и густо краснеть.

Опять-таки, выходя замуж, эти самые девушки, как правило, фамилию меняют на ту, которую им с готовностью предоставляет будущий муж. Обычай такой. Не все. Но многие. И что теперь? Сидеть им всем без мужа, но с папиной фамилией? Хранить ее для истории? К девушкам-то, по крайней мере, претензий нет? Благо отнюдь не одни только евреи фамилии в брачных союзах меняют, в соответствии с обычаями и традициями страны. Автор знавал чрезвычайно умную и импозантную даму, профессора, которая была человеком чисто русским, но по мужу – Кац. И дети ее были Кац. И ничего. Просто мужа любила.

С другой стороны, первый водитель в 90-е у него носил украинскую фамилию Кущ, в которой не было ничего зазорного или подозрительного. Хотя в зарубежном паспорте она была написана на латинице аж восемью буквами и западные пограничники при попытке ее прочитать бледнели, покрывались холодным потом и шипели, как гремучие змеи в период линьки. Так вот, его красавица жена была Цветкова – и сына записала на свою фамилию. Из эстетических соображений. Хотя все знакомые между собой звали ее исключительно «кущиха», а невинного младенца – «кущонок». Поскольку Цветковых в Москве и даже в том же самом офисе было пруд пруди, а Кущ один-единственный. Но с фамилиями бывает по-разному, в том числе в России. В частности, в корпорации, о которой идет речь, в том же здании, что и Кущ, работали Глод, Кост, Жигун, Свердлик, Брайнис и Циос. Причем одновременно. Из которых евреев было два с половиной человека. Но кто в это верил?

А вот двойная запись национальности… Немец-казах, что ли? Еврей-чеченец? Или якут-татарин? Звучит странно. Хотя в быту о русских евреях или казахских немцах как раз говорили. Эти устойчивые словосочетания имели всем понятный смысл, ни в каких документах не употребляясь. Так ведь жизнь – это одно, а бюрократические правила – совсем другое. Самоидентификация и официальный документооборот вещи принципиально разные. И смена национальности взрослым человеком из карьерных или иных соображений в стране была. Но в целом воспринималась негативно. Как теми, от кого этот человек уходил, так и теми, к кому пытался прибиться. Хотя, понятно, дело житейское.

Надо сказать, что евреи были отнюдь не единственными в Советском Союзе людьми с неправильной национальностью. Как там иронически пелись под музыку Исаака Осиповича Дунаевского перефразированные слова Василия Лебедева-Кумача? Человек проходит как хозяин… если он, конечно, не еврей. Что понятно, поскольку если автор слов был вообще-то просто Лебедев, если рассматривать его без революционного псевдонима, то с автором музыки было сильно хуже. Поскольку у дореволюционных евреев традиционные двойные и тройные имена были как на подбор идишскими или ивритскими – библейскими.

Соответственно, Исаак Беру Иосиф Бецалев Цалиевич Дунаевский в стране победившего пролетарского интернационализма звучало как-то неправильно. Как пережиток оно звучало. И никакое пристрастие отца народов к музыке самого светлого и талантливого из его композиторов этого исправить не могло. Время было такое. Да и сам отец нации был для этой нации и остается для сегодняшних почитателей Сталиным, а не Джугашвили. Но, как мы говорили, евреям было еще ничего. Немцам пришлось куда хуже. До 1914 года они процветали, но затем хлебнули сполна. Как и, в разные времена и по разным поводам, прочие репрессированные народы. От кавказских горцев и крымских татар до дальневосточных корейцев и китайцев.

Измененная фамилия или имя, не говоря уже об отчестве и национальности, могли спасти жизнь. Или стать пропуском в будущее из мест ссылки, которые и теперь по большей части медвежьи углы. А уж в те времена, о которых речь… Грешно пенять людям, жившим в эпоху узаконенного зверства. При том, что социалистический Советский Союз по уровню насилия национал-социалистическую Германию явно превосходил. Отличие было в том, что основной удар наносился по собственному, а не чужому населению, не делая специального исключения для евреев и цыган.

Ну, и еще некоторые детали. Которых хватило для того, чтобы родители, которые о будущем своих детей задумывались, пытались спасти их превентивно. Поскольку ни угадать, ни предсказать, кого, когда, откуда и за что именно будут выселять, гнать эшелонами на убой и гноить в лагерях, было невозможно. Геннадий Хазанов о том, как до определенного возраста прожил с национальностью «осетин», вспоминал безо всякого юмора. Хотя вообще-то он человек веселый. Да и понятно почему. Генетика. Хазан у евреев то же самое, что певчий у христиан. Творческая фамилия.

При всем том даже в самые людоедские времена, и тем более на закате СССР, когда уровень опасности от «неправильного» происхождения снизился до приемлемого, хватало людей, которые не обменивали первородство на чечевичную похлебку. Из принципиальных соображений, любви к родителям или желания сохранить память о предках – неважно. Не меняли фамилии на более благозвучные. Не брали удобную для жизни и карьеры национальность. Не примазывались к чужой вере. Честь им и хвала.

Хотя что особенного? Всего-то просто быть собой. Если только не чрезвычайные обстоятельства, о которых сказано выше. Евреи привыкли к тому, что давить будут. Что ни делай, все равно будут. А карьера – не карьера… Откуда масса еврейских анекдотов о попытках особо пугливых быть большим католиком, чем папа римский, и последствиях этих попыток. Не тех анекдотов, которые всякое дубье, включая высокопоставленное, рассказывает о евреях: «Абрам и Сара…» – и уже над этим принято смеяться до желудочных колик. А тех, которые сами евреи рассказывают о себе.

Типичным является майса о женихе, который перед свадьбой постриг пейсы, снял лапсердак и немедленно, не дождавшись первой брачной ночи, попал под машину. После чего с укором спрашивал на том свете: «Б-же, за что?! Всю жизнь молился, соблюдал посты, опять молился…» Ответ Г-да точно характеризует как ситуацию, так и панибратские привычки евреев в отношениях с создателем: «Хаим, так это ты? Ну, извини, я тебя просто не узнал!» Или, как сказано по другому поводу уже в русском анекдоте: «Если вы Рабинович, но при этом русский, так с такой фамилией мы уж лучше на работу еврея возьмем».

Старинная пословица насчет того, что не следует верить коню леченому, вору прощеному и, как бы это сказать повежливей… Изе Шамиру крещеному, в целом отражала народную оценку результатов мимикрии. Увы, автор, рискуя оказаться в глазах либеральной публики ксенофобом и быдлом – на иврите это звучит красиво: ам-гаарец, «человек земли», или попросту деревенщина, с определенными оговорками с пословицей согласен. Исходя из его личного опыта, на каждого Галича приходится по полсотни Шамиров. А может, и по сотне. Поскольку поэт, приняв крещение, ни от своего народа, ни от его истории не отворачивался и дурного слова о евреях не сказал. И это у него «наш поезд уходит в Освенцим, сегодня и ежедневно». В отличие, правда, от того же Карла Маркса, которого его ортодоксальная еврейская семья, видимо, достала до печенок. Хотя дожил бы Маркс до Холокоста…

Правда, если еврей не менял паспортных данных или вероисповедания, это еще ничего не значит. Люди, плохо себе представляющие систему внутренних отношений в еврейском социуме, полагают, что евреи тащат друг друга наверх, на теплые места. И там друг друга всячески прикрывают, помогают и защищают. Ага. Скорее притапливают.

Есть такая широко распространенная порода еврейской сволочи, которая любого еврея, кроме самого себя, придушит и задавит. На работу не возьмет. К заслуженному ордену не представит. Премию не выпишет, хоть за полночь сиди четыреста двадцать дней в году. И по службе не повысит, будь ты ста пядей во лбу. Не потому, что не за что, а потому, что подумают, что по протекции. Или могут подумать. И продаст на раз. Заложит там, где самый матерый антисемит промолчит. Поскольку антисемит-теоретик вполне может иметь с отдельно взятыми евреями нормальные человеческие отношения, работая или живя с ними рядом.

Автору в бытность молодым специалистом, проектирующим металлургические заводы, такой попался. Причем в том же отделе, где работал ветеран партии, войны и труда – еврей, насчет которого антисемит автора, по молодости невоздержанного на язык, предупредил. И был прав, светлой памяти антисемит Иван Иванович, фронтовик и тоже ветеран партии и труда, насчет Матвея Абрамовича, будущего активиста Антисионистского комитета. Полностью прав. Имена, кстати, подлинные. Давно было. Наверняка померли все участники этой истории, кроме пишущего эти строки. Только вот с тех пор и предпочитает автор таких антисемитов этим «как бы» евреям. Поскольку чем такой еврей…

Впрочем, вольному воля, спасенному рай. Если уж еврею так хочется примкнуть к большинству. Перестать быть собой, но построить карьеру. И если ему – черт с ними, которые были до него и его родили, тогда отчего же? Но выглядит все равно как-то не так. Типа: сегодня носит «Адидас», а завтра родину продаст. Не вдохновляет на комплименты. Ни веры, ни патриотизма на этом никто еще не построил. Хотя можно заработать денег и открыть себе путь наверх. Правда, больше, чем на наркоторговле, контрабанде и прочих промыслах такого рода, никто еще не заработал. Что теперь, всем этим промышлять? Да и наверх известно что всплывает. И там, поверху, в парламенте, правительстве, мэрии и партийном аппарате плавает. Причем известно всем окружающим. Независимо от фамилий, религии и национальности. Почему они, кстати сказать, «перековавшимся» и не верят… ну, про это все уже сказано.

Из книги Какое ТЕБЕ дело до того, что думают другие? автора Лейтон Ральф

Хочешь верь, хочешь не верь, но я только что пожал ему руку! В течение нескольких лет я получал приглашения от университета в Токио посетить Японию. Но всякий раз, как я принимал приглашение, я заболевал и не мог туда поехать.Летом 1986 года в Токио должна была состояться

Из книги Морозные узоры: Стихотворения и письма автора Садовской Борис Александрович

"Он гриву растрепал коню..." Он гриву растрепал коню, Он привязал его к плетню, Поросшему травою. Моталась черная метла С собачьей головою. Он дверь толкнул в убогий храм. Над чашей поп склонялся там, Лежал народ во прахе. Вратами царскими в алтарь Прошел самодержавный

Из книги С Антарктидой - только на "Вы": Записки летчика Полярной авиации автора Карпий Василий Михайлович

Верь интуиции Казалось бы, дела идут неплохо, но радоваться почему-то не хочется. Ничего не меняется в деле обеспечения полетов, но такому положению дел есть хоть объяснение - каждый год создается, практически, новый летный отряд, которому некогда заглядывать в будущее,

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь десятая: Под «крылышком» шахты автора

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь девятая: Чёрная роба или белый халат автора Керсновская Евфросиния Антоновна

Из книги Сколько стоит человек. Повесть о пережитом в 12 тетрадях и 6 томах. автора Керсновская Евфросиния Антоновна

«Не верь мне! Я наседка…» Скрежещут запоры, дверь открывается, и в камеру вталкивают рыдающую девушку. Она падает на колени возле нар и всхлипывает.Сквозь слезы прорываются горькие жалобы:- За что, за что такое издевательство? С детских лет одно страдание… А в чем я

Из книги Одна на мосту: Стихотворения. Воспоминания. Письма автора Андерсен Ларисса Николаевна

Удар пришелся не по коню, а по оглобле Этот плачевный инцидент вызвал энергичную реакцию: правление комбината распорядилось изъять из продажи весь спирт. Но удар пришелся не по коню, а по оглобле. Во-первых, спекуляция расцвела махровым цветом. Цена 96-процентного спирта,

Из книги Голоса Серебряного века. Поэт о поэтах автора Мочалова Ольга Алексеевна

МОЕМУ КОНЮ Благодарю тебя, осенний день, За то, что ты такой бездонно синий. За легкий дым маньчжурских деревень, За гаолян, краснеющий в низине. За голубей, взметающихся ввысь, За клочья разлетевшейся бумаги. За частокол, что горестно повис Над кручей неглубокого

Из книги Родные мои автора Груздев Павел

ДАНЬ КОНЮ Когда сражался Дон Кихот, А Санчо принимал побои, Не замечали, что Россинант Сказался истинным героем! До бреда худ, смиренный до победы, Под натиском Кихотова бедра Он светел был невозмутимо, Как летнего ручья вода. Палящей ярости Кихота Порой являясь

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора Рерих Николай Константинович

"ГЛАВНОЕ - ВЕРЬ В БОГА!" Участников "контрреволюционного заговора" держали сначала в Сером доме, что на ул. Республиканской, всех поврозь. Павла Груздева сразу после ареста поместили в одиночную камеру, и он находился в полной изоляции так долго, что, рассказывал о. Павел,

Из книги Эти четыре года. Из записок военного корреспондента. Т. I. автора Полевой Борис

Верь - не верь Сосиски с титулом. Лондон, 23 Июля:"Американское акционерное общество по изготовлению очень популярных сосисок, которые в Соед. Штатах известны под ироническим названием "горячей собаки", обратилось к королю Георгу VI с ходатайством о возведении "горячей

Из книги Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII-XI века автора Клюкина Ольга

Вот и не верь в провидение! На фронте нет человека желаннее почтальона. Обычно это пожилой боец в старой облезлой шапке, в шинели третьего срока. Но ждут его в окопе куда более нетерпеливо, чем термосоносца с горячей кашей. И нет у бойца большей радости, чем получить

Из книги Телевидение. Закадровые нескладушки автора Визильтер Вилен С.

Об издательстве «Живи и верь» Для нас православное христианство – это жизнь во всем ее многообразии. Это уникальная возможность не пропустить себя, сделав маленький шаг навстречу своей душе, стать ближе к Богу. Именно для этого мы издаем книги. В мире суеты, беготни и

Из книги Записки «вредителя». Побег из ГУЛАГа. автора Чернавин Владимир Вячеславович

Вот и не верь в приметы Незадолго до смерти Черненко, очередного Генерального секретаря ЦК КПСС, Сергею Георгиевичу Лапину, бессменному руководителю Гостелерадио СССР, присвоили звание Героя Социалистического Труда. Мы в эфирной монтажной имели возможность наблюдать

Из книги Безграничность автора Вуйчич Ник

9. Не верь следователю Я вернулся в камеру в удрученном состоянии. У следователя я чувствовал больше злобы, чем волнения; оставшись же наедине с самим собой, я не чувствовал твердости.Убьют - несомненно, как убили всех моих друзей. Погибнут жена и сын, потому что у них

Из книги автора

9. Верь в невозможное Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби

Кудрин - идейный предатель. В отличие от многих других, предающих по глупости, ради денег или со страху.

Кудрин, как известно, принял гиюр и стал недоиудеем. Почему недо? А потому, что загиюренный гой по галахе идёт как сын проститутки. С соответствующим к нему отношением среди урождённых евреев. И ему выдвигается условие - порвать со всеми своими гойскими родственниками. Ибо бляди. И с матерью, и с детьми. (Дети у Кудрина есть?). И до самой смерти к нему будут присматриваться: соотвествует или нет высокому званию недоеврея?

Бывает, конечно, что какой нибудь атеист или христианин путём размышлений в душевных муках осознаёт себя иудеем. Или наоборот.
Но кто нибудь верит, что Кудрин вдруг возлюбил Бога в иудейской его трактовке больше матери, больше Родины?

Нет. Он просто заявил о себе мировым структурам: ребята, я свой! Обратите на меня внимание!

Он что, плохо жил? Не кормили его?
Нет. Он жил очень даже не плохо. И деньги были, и должность.
Вот космонавт Леонов жил плохо. Ему не хвтало генральской пенсии на привычный уклад жизни.
Вот он прошёл гиюр и его заделали зиц-председтеем в банке. Сейчас он доволен жизнью.

Но Кудрину захотелось служить не какому то грязному рашкинскому быдлу, а высокому и чистому: мировым структурам на еврейской основе.

Внимание на него обратили и теперь проталкивают в правители России.

Проблема в том, что вышеуказанные мировые структуры взяли курс на создание мирового государства. Уже лет 100 назад или даже раньше. Как почувствовали свою силу. В принципе идея хорошая. Мир без войн. Жаль, только что в эту пору прекраную жить непридётся ни мне, ни тебе.

Но начиная с Троцкого вышеуказанные структуры видят Россию расчленённой на десятки квазигосударств. А русских то хворостом мировой революции, то верными солдатами демократии. Что для русских одно и тоже.
Россиянам готовят участь рудокопов и солдат. До полного их исчезновения во имя светлого будущего.

Демиурги хотят ускорить прогресс. Им не хочется ждать столетия, пока мир сам объединится. Принято решение объединить его с помощью военной силы. И уже произведены первые пробы.

Но появилось препятствие. Выяснилось, что у Запада нет сухопутной армии. А то, что так называется, годится только для полицейских и охранных функций. И для парадов. И то не очень.
Демиурги решили, что кроме русских воевать некому. Даже хохлы их разочаровали.
Но для того, чтобы россияне пошли работать пушечным мясом, надо довести их до соответствующего состояния.
Чем просвещённый запад сейчас и занимается. Разлагая Россию изнутри. Уже не с помощью разочаровавших их уличных революционеров, а с помощью внедрения во власть своего фараона.
Вот Кудрин и нацелился.

Но россиянам то это зачем?
Хочется порадоваться как поэту Светлову: "Я рад, что в огне мирового пожара мой маленький домик горит!"?

Нельзя Кудрина пускать во власть.
И насчёт Медведки у меня сомнения.
С его политикой сдержек и противовесов не осталось вокруг Путина Российских государственных деятелей. Не вырастают они в этих условиях.

ПыСы: Последнее время Путин что то не свежо выглядит. Или устал, или болеет. Судя по мимике у него постоянно болит голова.

Где хата жида, там всей деревне беда.
Дай жиду потачку, всю жизнь будешь таскать для него тачку.
Если бы Бог жида слушал, то давно все христиане перевелись бы.
Если жиду дал, то весь век ему должен будешь.

Жид - что уголь: не обожжет, так замарает.
Жид в деле, как пиявка на теле.
Жид в хату, ангелы из хаты.
Жид водкой угостит, а потом и споит.
Жид всегда кричит от боли, когда кого-то бъёт до боли.
Жид жида хвалит.
Жид и без зубов кусает.
Жид и в будни пирует, русский и в праздник горюет.
Жид как верба - где посадишь, там и примется.
Жид как воробей, - где бы ни сел, там и наестся.
Жид как дырявый мешок - никогда не насыплешь.
Жид как ржавчина - грызет и железо.
Жид крещёный - недруг примирённый, да волк кормлённый.
Жид крещеный - что вор прощеный.
Жид не волк - в пустой сарай не заберется.
Жид обманом сыт.
Жид правды боится, как заяц бубна.
Жид разорил - на всю жизнь закабалил.
Жид скажет, что бит, а за что - не скажет.
Жид хорош только в могиле.
Жид хоть и не зверь, а ему не верь.
Жид, как бес: никогда не покается.
Жид, как свинья: ничего не болит, а все стонет.
Жид, лях и собака - вера однака.
Жид, что ворона - мужику не оборона.
Жид, что крыса - силен стаей.
Жида дружбой не купишь.
Жида перекрестить и под лед утопить.
Жида, как дырявый мешок никогда не засыплешь.
Жидовские дети хуже, чем крысы в клетке: и добру навредят, и христианских детей развратят.
Жидовского добра в дом не бери и жиду правды не говори.
Жиду в морду двинешь - на весь свет вой подымешь.
Жиду верить, что ситом воду мерить.
Жиды да черти одной шерсти.
Жиды прощаются, но не уходят.
За жидовским языком не поспеть и босиком.
Завел жидов, потеряешь коров.
Затем жиды с рожи на нас не похожи, чтобы мы не ошибались.
Искру туши до пожара, жида души до удара.
Ищи жида в других, когда его в тебе нет.
Когда жид на селе показался, то язык привяжи, а собак с цепи спусти.
Кто жида боится - невелика птица, а вот кто жида порубил, тот страх загубил.
Кто жиду волю дает, тот сам себя продает.
Кто служит жиду - не минует беду.
Кто у жида покупает, тот себе могилу копает.
Легче козла живого сожрать, чем жида переделать.
Лучше с христианином потерять, чем с жидом найти.
Льстив жид в бедности, нахален в равности, изверг при властности.
Любовь жида хуже петли.
Любят в плен жиды сдаваться, чтоб врагу потом продаться.
На жида и вилы ружье.
На языке жида мед, а под языком лед.
Назови жида братом, он в отцы полезет.
Не делай жиду добра - не получишь от него зла.
Не ищи жида - сам придет.
Не подпускай вора к ниве, а жидов - к России.
Не умеешь шить золотом, так бей жида молотом.
Нет розы без шипов, и нет горя без жидов.
Нет рыбы без кости, а жида без злости.
Около жидов богатых все мужики в заплатах.
От жида и Бог много раз плакал.
Плохо жить, когда жид набежит.
Пока при капитале - у жида ты в похвале; как он тебя обобрал, так тебя же из дому погнал.
Пустил жида в хату на денек, да и в год не выгонишь.
Раз солгал - навек жидом стал.
Русские с сошкой, а жиды с ложкой.
Русский вор лучше еврейского судьи.
Русским - воля, а жидам - петля.
С жидом дружись, а за топор держись.
С жидом знаться - с чертом связаться.
С жидом найдешь, да не разделишься.
С жидом разговориться, что яду напиться.
Саранча урожай пожрет, а жид последнюю рубаху сдерет.
Сколько жидов - столько врагов.
Служба жиду - на радость бесам.
У жида два языка - один Богу досаждает, а другой христиан дурачит.
У жида и черт в няньках служит.
У жида лечиться - смерти покориться.
Хвостом жид виляет, а зубы скалит.
Хочешь жить - гони жида.
Хочешь с жидами покою - готовся к бою.
Черти и жиды - дети сатаны.
Чтоб не прогневался Бог, не пускай жида на порог.
Чтобы выгоды добиться, жид всегда готов креститься.
Я жиду по секрету, а он по всему свету.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры