Расизм белый и черный. Белый расизм — это разумная, честная и нравственная защита слабых

Главная / Ссоры

В США действуют различные организации белых расистов: «Ку-Клукс-Клан», «Белое арийское сопротивление», «Арийское братство», «Арийская республиканская армия», «Христианская идентичность», «Мировая Церковь Создателя», «Арийский конгресс наций», «Националистическая правая партия», «Национал-социалистическая партия США», «Национал-социалистическая партия белых людей» и др. Всего по сведениям разведывательных служб США в стране действовало по крайней мере 67 различных расистских и неофашистских организаций.

Из неоязыческих групп интерес представляют вооруженные служители культа Одина: «White House Network» («Сеть белых домов») и «Votan’s Volk» («Народ Одина») под руководством Дэвида Лэйна. Сейчас «White House Network» пропагандирует одинистское мировосприятие среди молодежи и белого населения Америки. Организация издает журнал, который посвящен исследованиям в области кельтики и руники. «Votan’s Volk» имеет свое издательство, в котором издаются книги под девизом: «Мы должны защищать само существование нашего народа и сохранить будущее для наших белых детей». Можно выделить следующие основные принципы одинизма, разделяемые активистами: «1) Мы признаем Одина (Вотана) как Всеотца белой расы и движущую силу арийцев в мире. 2) Белое человечество движется вперед как индивидуально, так и коллективно. 3) Наша жизнь состоит не только из радостей, но и из борьбы. Мы признаем и то, и другое. 4) Расовое и культурное наследие нашей расы - самое священное, чем мы обладаем, и что мы обязаны оберегать и хранить во имя будущего. 5) Общность расы - наша высшая ценность. 6) Самосовершенствование белых людей - гарантия белого будущего. 7) Приобщение к мудрости - высшая добродетель для белого человека. 8) Любовь к истине, самопожертвование, смелость, верность, служение правде и красоте - обязательные требования к белому человеку».

«Ку-Клукс-Клан» (ККК), возникший еще в 1865 г., в настоящее время раздроблен на множество мелких маловлиятельных организаций, которые взаимодействуют с нацистами и скинхедами, не превышая численности в 10-17 тысяч человек. Члены движения – преимущественно рабочие средних лет. Есть группы кланистов в Англии и Канаде. «Новый Ку-Клукс-Клан» оформился в 70-е - 80-е гг. ХХ в. В это время он пережил свое третье возрождение. В период между 1975 и 1979 гг. число членов организации увеличилось с 6,5 тыс. человек до 10 тыс. человек. Количество же потенциальных сторонников - тех, кто читал издаваемую Кланом литературу и посещал его митинги, но не являлся официально зарегистрированным членом, оценивалось в 75 тыс. человек.

Идеологическая программа ККК основывается на трех центральных понятиях: патриотизм, американизм и превосходство белой расы. Наиболее известные группы куклуксклановцев: «Рыцари Ку-Клукс-Клана Каролины», «Рыцари Конфедерации», «Порядок», «Партия белых патриотов», «Союз белых рыцарей Ку-Клукс-Клана».



«Арийские нации» (АН, Aryan Nations; Church of Christian Aryan Nations; Church of Jesus Christ Christian; США) - крупнейшая организация белых расистов. Создана в 1974 г. Объединяет многочисленные расистские группировки, которые рассматривают представителей европейских народов в качестве потерянного израилева колена; резко негативно относятся к евреям (обвиняя в сатанизме) и чернокожим (как неспособным к самостоятельному

управлению). Федеральное правительство США расценивает как сионистское оккупационное правительство, управляемое Израилем. Ориентируются на христианский фундаментализм. В качестве политической цели АН выдвигает необходимость изгнания всех представителей национальных меньшинств и создание на территории пяти северо-западных штатов арийского государства. Основатель АН - Ричард Гирнт Батлер, идеолог - доктор Уэсли Свифт (умер в 1970 г.). Другие лидеры: Карл Фрэнклин, Луи Бэм, Брюс Бедсвурт, Флойд Кохран. Штаб-квартира находится в Айдахо. Организация объединяет 500 активистов и от 6 до 15 тыс. сторонников. АН организует ограбления банков, взрывы, убийства и т.д. Арестованные активисты АН агитируют в тюрьмах, стремятся завербовать новых членов, заявляют о необходимости уничтожения членов правительства, разрабатывают тактику городской партизанской войны. В 1987 г. в штате Айдахо боевики провели 5 взрывов, причинив незначительный ущерб. Ряд лидеров обвинялись в антиправительственном заговоре: пытались получать финансирование и вооружение от иностранных государств. АН осуществляет контакты с праворадикальными, неофашистскими и христианско-фундаменталистскими организациями: Ку-Клукс-Кланом и минитменами («Милиция штата Монтана», «Добровольцы штата Невада»), группировками «Горная церковь», «Тевтонское единство», «Евро-американский союз», «Арийское братство», иностранной организацией - Национальной социалистической немецкой рабочей партией, Христианской лигой защиты. С «Нацией ислама» Луи Фаррахана АН организует обсуждения вопроса о наилучшем способе создания двух расово чистых государств. Идеологические принципы АН опубликованы в книгах: «Calling Our Nation», «National Chronicle», «The Way». Финансирование осуществляется за счет собственных средств.

«Арийские Нации» связаны с другими группами белых расистов, носящими общее название – «Христиане Идентичности». Христианская идея в широком смысле переживает период упадка среди сторонников правого движения, но это не касается Христиан Идентичности. Пасторы Христиан Идентичности разносят по всему Американскому континенту семена расовой сегрегации и ненависти, иной раз, не акцентируя, кого они сами больше ненавидят. Основной свой идеологический базис они видят в Библии. Но что в ней могли найти американские расисты? Расологи дали Библии «второе дыхание». Христиане Идентичности отождествляют себя с первыми белыми людьми, господствовавшими в давние времена. Мир делится на детей Адама - Белых Адамитов и его потомков - Белых людей, или как их называют «истинные Израэлиты» (просьба не путать с евреями и иудеями). Некогда белые предки восстали против греховно падших соседей и детей Дьявола - евреев и их бога, а затем, скрываясь от преследования евреев, расселились в странах Европы (главное колено поселилось в Англии). Слуги сатаны захватили их землю и начали преследовать белых потомков Адама повсюду. Отсюда и следует физиологическая юдофобия этой христианской конфессии. Вот некоторые идеологические пункты Церкви Христиан Идентичности, объединившихся в союз «Арийские Нации»: 1) АН - это белое расовое геополитическое и геополитическое движение, борющееся за восстановление белой арийской власти в полном объеме; 2) АН - это расово и национально, поскольку наша раса - это наша нация, каждый белый человек является членом Арийской Расы, где бы он не находился; 3) АН - исповедует позитивное христианство, и придерживается естественных законов жизни, данных Богом: 4) АН - прогрессивно, поскольку борется за восстановление прав Белой Расы и исполнение ее миссии; 5) АН - это надежда, что смертный приговор нашей расе будет отменен, и законы Бога исцелят народ; 6) АН - признает, что раса создает государство, а не государство расу; 7) АН - признает, что культура расы может существовать только через чистую кровь.

Философия союза «Арийские Нации» выражается в следующих тезисах: «Нация - это расовая, культурная, духовная общность людей. Раса - кровь и душа нации. Каждый индивид - часть нации. Индивид живет не для себя, но для своего потомства и своей расы. Мужчина - мозг и семя нации. Женщина - сердце и земля. Старики - мудрость нации. Семья - основа рода, без которой нет будущего. Дети - залог процветания расы, они смысл и цель ее существования. Природа - неписанный закон Бога. Социальная справедливость - структура арийского права, происходит от заповедей Бога. Раса и кровь вечны».

В настоящее время «Арийскими Нациями» руководит пастор Ричард Батлер, бывший участник террористической группы «ТНЕ ORDER» («Порядок»). Эта организация слилась с вооруженными «группами ненависти» из числа ККК и неонацистов. Арийские Нации являются жесткими сторонниками войны и агрессии во всех областях человеческой деятельности. Они имеют вооруженные группы по всей Америке, ждущих приказа преследовать и убивать слуг сатаны и расовых противников. Христос в понимании Христиан Идентичности - не безобидный спаситель всех и вся, а расовый инквизитор. Последователи пастора Батлера ждут, как манны небесной, Апокалипсиса, в ходе которого они с оружием в руках отвоюют свой расово-чистый рай. Христиане Идентичности взаимодействуют с правыми радикалами других стран. Они распространили свое влияние на Европу и Австралию.

Другие радикальные организации белых: - Группы, имеющие активистов по всей стране и утверждающие, что белые англосаксы являются истинными наследниками «потерянного колена» израилевого, что они будут единственными, кто сумеет пережить грядущую войну между расами. - Националисты (Национал-демократический фронт Гарри Галло), которые выступают за полное разделение двух рас, и в этом нередко объединяются с разделяющими подобные же идеи националистами-неграми. - Национал-социалисты, такие, как Том Мецгер, - лидер «Белого арийского сопротивления», которые отвергают капитализм и считают себя защитниками белого рабочего класса. - Бритоголовые - неонацистские группы подростков, которых ультраправые идеологи называют «передовыми отрядами борьбы за идеалы расы». - Сторонники Христианской патриотической лиги защиты, которые постоянно занимаются военной и политической подготовкой своих членов. - Члены Комитета за независимость штатов, которые считают, что реальная власть должна находиться в руках местных руководителей, а представителей Федерального правительства они рассматривают как своих смертельных врагов.

Таким образом, как вышеперечисленные, так и другие, подобные им организации не стремятся к резкому увеличению числа своих членов, ибо считают, что успех любой революции зависит в первую очередь от деятельности небольшой группы искренне преданных ей людей и грамотно проведенной пропагандистской работы в средствах массовой информации. При этом расисты не избегают привлекать в свои ряды представителей самых разных слоев населения. Так, наиболее активными членами группы «Арийские нации» являются заключенные. В специально издаваемой для них газете «Путь» они называются не иначе, как «политические заключенные сионистского оккупационного правительства». Эти люди, общее число которых приближается к 2 тыс. человек, являются идеальными кандидатами в члены подобных радикальных групп. Во-первых, они уже один раз продемонстрировали готовность действовать вопреки запретам и гонениям, а, во-вторых, после своего освобождения они охотно становятся самыми преданными членами организаций, которые оказывали им моральную, идеологическую и финансовую поддержку во время тюремного заключения.

Другими, наиболее желанными членами подобных организаций, традиционно являются подростки («Арийское молодежное движение»). Лидеры неонацистского движения также регулярно посещают университетские городки, пытаясь заинтересовать молодых людей идеологией нацизма.

В большинстве случаев американских белых ультра, исповедующих идею расового превосходства, отличает хорошая вооруженность, идеологическая подготовка и крайне отрицательное отношение к государственной системе. В негативном отношении к государству отразились старые идеи вольницы Дикого Запада, которые получили продолжение в гангстерских традициях. Эта особенность отличает американских белых ультра от европейских неонацистов. Правительство США ведет целенаправленную борьбу с экстремизмом. Еще в 1988 г. в 17 штатах США были приняты законы, запрещающие любую военную подготовку, кроме проводимой официальными властями, поскольку такая деятельность способствует нарушению порядка и законности.

На государственном уровне, как это было до второй половины прошлого века - нет. Но вот на более низких уровнях антибелая риторика почти никак не ограничивается. Вот такая история:

Профессор биологии Брет Уайнстайн из небольшого колледжа в городе Олимпия, штат Вашингтон, стал объектом травли со стороны студентов, которые срывают его занятия и собирают подписи за увольнение. А всё потому, что ему не понравился новый формат акции «День отсутствия» в колледже. Всем белым студентам и преподавателям в этот день предлагают посидеть дома, оставив учебное заведение представителям других рас.

В этом году группа активистов в колледже Эвергрин из города Олимпия, штат Вашингтон, предложила администрации новый формат акции: все приходят на занятия как обычно, кроме белых студентов и профессоров, пишет сайт . Белым в этот день доступ в кампус закрыт. Администрация без восторга приняла вопрос к обсуждению. И тут случился скандал: один из профессоров, биолог Берт Уайнстайн отказался в этом участвовать, написав инициаторам соответствующее письмо.

Это вызвало бурный протест. Группа из десятков студентов на следующий день пришла во время занятий в класс Уайнстайна и сорвала ему урок, требуя его отставки, скандируя лозунги и обращаясь к профессору с выражениями вроде: «Пошёл на ***, ничтожный кусок ***».

Теперь в колледже собирают подписи за его отставку, преследуют не только самого Уайнстайна, но и тех, кто ходит на его лекции по эволюционной биологии.

В итоге этот профессор не выдержал нападок и уволился. А знаете, что самое интересное? У него еврейские корни и сам он прогрессивный демократ.

Подборка недавних новостей из западных университетов.

Йельский Университет "деколонизировал" департамент английского языка. Они научно установили, что постоянное изучение всяких там Шекспиров, без соблюдения положенных нормативов на цвет кожи и сексуальные предпочтения автора, наносит студентам. И немедленно отменили обязательное изучение трудов всех этих белых мужчин. Новая программа сделает упор на изучение вопросов расы, гендера и сексуальности.

Белая профессор социологии в City University of New York , что белым людям не надо заводить детей - в порядке борьбы с белым супремасизмом. Она так же против заведения детей смешанных рас - поскольку надо со своим расизмом биться.

Студенты Univerosty of Wisconsin-Madison устроили против статуи Линкольна, поскольку он "имел рабов". Забавно, когда-то считалось, это хороший университет, где могут научить если не истории, то, хотя бы, умению нагуглить простые факты.

Профессор University of Illinois

Нынешний антирасизм дошёл на Западе до своего полного абсурдного торжества. Нельзя на работе или в быту сказать про цветного плохо, ибо он априори всегда прав и хорош. Давно уже нельзя публиковать объективные научные данные, за это можно здорово поплатиться. Именно так жестоко поплатился своей карьерой всемирно известный учёный-генетик, первооткрыватель структуры ДНК Джеймс Уотсон, некстати установивший, что у белых и африканцев разные интеллектуальные способности, и что у последних сильнее сексуальный инстинкт. Во всех голливудских фильмах негры — исключительно положительные и несправедливо страдающие герои, а белые — желательно подонки. Тут же нам настойчиво пропагандируются смешанные пары. Классическое искусство, начиная с какого-нибудь Марка Твена, под тоталитарным давлением антирасизма вымарывается и переписывается.


А на повестке дня — уже новый виток антинаучного абсурда: отрицание самого существования расы. Мне уже приходилось бывать на научных конференциях, где какой-нибудь умник, конечно же из этнических либералов, с пафосом заявлял: «Понятие расы научного смысла не имеет!» Биоантропологи теряют от таких слов дар речи. Это значит, что несколько веков их расологических исследований предлагается выбросить на свалку. Да ведь американские врачи знают, что чёрных и белых от некоторых болезней даже лечат по-разному! И что некоторые лекарства в США продаются в двух видах: для белых и для чёрных. Для любой науки расы - это объективная реальность. Давно доказано, что именно расово-биологические качества являются субстратом любой культуры. Например, русская культура совершенно закономерно зародилась у северных европеоидов и не могла бы возникнуть у жёлтых или чёрных. Совершенно очевидно, что если кто-то завезёт в Россию миллионы маленьких негров — представим себе такой дикий эксперимент — научит их русскому языку и даже игре на балалайке, то конечно же это неизбежно приведёт к коренной ломке русской культуры. Это будет уже не русская, а в лучшем случае русскоязычная африканская культура. Впрочем, такой безуспешный эксперимент и так проводится уже не одно столетие в Америке. Как ни стараются англосаксы цивилизовать афроамериканцев на свой манер, те, даже освоив в дурном примитивном виде английский язык всё равно упорно сбиваются в свои гарлемы и воспроизводят там нравы африканских джунглей. И стабильно дают зашкаливающие относительные показатели уличной преступности.


Игнорирование расовых признаков - это как игнорирование половых различий. Кстати, и в плане социальных последствий радикальный антирасизм столь же разрушителен для общества, что и радикальный феминизм. Говоря религиозным языком это чисто сатанинская модель: ведь только он, князь мира сего, хочет стереть и уничтожить все различия между людьми. Но профессиональных толерастов это, конечно же, не пугает.


Однако, приходится отметить, что традиционный расизм действительно безнадёжно устарел. Ибо он самодовольно и самоуспокоенно опирается на превосходство белых над остальными. Да, разумеется, только белые дали миру великих учёных и творцов, не было среди цветных никого подобного Данте, Баху, Шекспиру, Бетховену, Достоевскому, Канту, Ньютону. Среди тех же негров несмотря на многолетние титанические усилия США, на все колоссальные программы поддержки на всех академических уровнях и сейчас нет ни одного учёного. И всё равно не чёрные, а именно белые оказались в итоге на поверку людьми второго сорта, историческими лузерами. В противном случае они бы не проигрывали сейчас в межрасовой конкуренции. Можно долго кричать о превосходстве белых, но на фоне их реального вытеснения и вымирания это просто глупо. Динозавры были очень зубасты и свирепы, но проиграли маленьким ничтожным млекопитающим. Что в биологической, что в социальной эволюции всё просто: не важно, почему ты проиграл, главное, что ты покойник.


А уход белых — это общее место в современной демографии. Если в 1920 году доля белого населения Земли составляла ещё около половины, то сейчас уже менее 30%. И сокращение белых, относительное и абсолютное, стремительно ускоряется. Подсчитано, что к 2025 году уже 1 из 10 землян будет белокожим, к середине века - 1 из 16. Из собственно белых, то есть северных европеоидов, демографически работают «в плюс» только исламизированные албанцы да кучка мармонов в американском штате Юта. Если мы не примем мер, то к 2090 году в мире не останется стран с преобладанием белого населения. Идёт великий откат белой расы со всех занятых ранее позиций: территориальных, социальных, политических... Белые всё больше становятся изгоями и маргиналами, униженно кающимися за колониальное прошлое.


Думаю, лишним будет здесь доказывать, что мы с вами, белые ХХI века, рабами не торговали, колоний не грабили, ни в чём не виноваты и никому ничего не должны. И не надо выставлять нам фальшивых счетов. И вообще белые сделали для человечества больше небелых. И белым пора отбросить все ложные комплексы вины. Прежде всего это должны сделать белые интеллектуалы, которых эти старательно прививаемые им комплексы мучают более всего.


Пора вымести мракобесов и манипуляторов от науки и идеологии поганой метлой. Расология - это наука, а расизм - это научное мировоззрение. И белый расизм на сегодня—это острая жизненная необходимость. Нужно принимать срочные меры. Важно для начала провозгласить в полный голос задачу размножения белых народов. Белые (пока ещё) страны должны сделать своим приоритетом деторождение именно у белых — чёрные и жёлтые прекрасно справляются сами. Пора начать серьёзную пропаганду против межрасового смешения, грозящего ассимилировать и растворить белых за ближайшее столетие. Важно разъяснять населению, что такое смешение имеет помимо прочего и дополнительные сугубо медицинские риски для потомства. Важно объяснить академическому миру, что глупо и дико сохранять редкую змею медянку и журавля стерха и при этом спокойно наблюдать истаивание белой расы. Белая община должна осознать, что уходит с лица земли. И кроме неё самой позаботиться о её спасении некому.


В нынешних условиях быть белым расистом, то есть патриотом своей расы, это разумно, честно и нравственно. Хотя и требует известного мужества. Белый расизм на сегодня — это защита слабых, следовательно, это гуманизм. И настоящий, наиболее актуальный гуманизм - это не «защита» победивших всех и вся геев, а именно расизм.


Ольга Нагорнюк

Белый и черный расизм. Что это?

Слово «расист» прочно обосновалось в нашем лексиконе. Но всем ли известно, что такое расизм, и как возникла идея судить о человеке в зависимости от цвета кожи? Если вы относитесь к числу тех, кто не может дать ответы на эти вопросы, ищите их в нашей статье.

Что такое расизм: определение термина

В основе расизма лежит суждение о неравенстве людей различных рас. Расисты уверены: есть расы, которые по своему интеллектуальному и физическому развитию намного превосходят всех остальных, а потому их представители достойны доминирующего положения в обществе. Так, американцы на протяжении почти всей своей истории ставили индейцев и негров на низшую ступень развития, отводя им роль рабов и людей «второго сорта». И лишь во второй половине прошлого века такое отношение претерпело существенные изменения.

Существует множество классификаций рас. Наиболее распространенная из них предполагает деление на три большие группы:

  • европеоиды — люди с белым цветом кожи, потомки европейцев. К ним относятся французы, англичане, испанцы, немцы;
  • монголоиды — азиаты, имеющие желтоватый оттенок кожи и узкий разрез глаз. Представителями этой расы являются монголы, китайцы, буряты, эвенки;
  • негроиды — темнокожие жители Африки с жесткими курчавыми волосами. К негроидной расе относится население Конго, Алжира, Ливии, Замбии, Нигерии и других стран «черного» континента.

Зачатки расизма появились еще в XVI-XVII вв. Чтобы оправдать рабство, господствовавшие классы подводили под него религиозную подоплеку, утверждая: негры — потомки библейского персонажа Хама, положившего начало такому понятию как хамство.

Попытка обосновать расизм с научной точки зрения была предпринята французским историком Жозефом де Гобино, выделившим в качестве господствующей нордическую расу — высоких бледнокожих блондинов с вытянутым лицом и голубыми глазами.

Позже данное учение легло в основу официальной идеологии Третьего Рейха, когда арийцы, считавшиеся потомками нордов, были провозглашены высшей расой. К чему привело такое толкование теории Гобино, мы знаем из истории: массовое уничтожение евреев в гетто, принудительная стерилизация цыган, геноцид в отношении славян.

Расизм: причины возникновения

Ученые, изучающие причины возникновения расизма, выдвигают три теории происхождения данного явления:

  1. Биологическая. Исходя из того, что человек, согласно учению Дарвина, произошел от обезьяны и является частью животного мира, ученые сделали вывод: человеческая особь неосознанно следует царящему среди зверей закону экологической изоляции, то есть запрету на образование межвидовых пар и смешение видов.
  2. Социальная. Экономический кризис и приток эмигрантов из стран «третьего мира», которые усиливают конкуренцию на рынке труда, неизбежно приводят к возникновению ксенофобных настроений (ненависти к представителям другой расы). Сейчас мы наблюдаем подобное явление в Германии, которую заполонили беженцы-арабы.
  3. Психологическая. Психологи, ищущие ответ на вопрос, что такое расизм, утверждают: человек, обладая отрицательными качествами, пытается искать их и у других. Более того, ощущая чувство вины за это, он пытается переложить ее на других, т. е. ищет «козла отпущения». В масштабах социума таким «козлом отпущения» становится целая раса или определенная группа людей.

Все три теории имеют право на существования и в комплексе объясняют, откуда появился расизм в мире.

Расизм в США

За всю историю существования человечества, пожалуй, наиболее яркие проявления расистских настроений наблюдались в Германии во времена Адольфа Гитлера и в Соединенных Штатах Америки на протяжении всей истории существования этой страны.

Протестанты, эмигрировавшие в Америку в XV-XVI вв. из-за гонений католической церкви или просто в поисках лучшей жизни, со временем почувствовали себя хозяевами новых земель, загнав коренных жителей Америки — индейцев — в резервации, а темнокожих выходцев из Африки сделав рабами.

Деление на «белых» и «черных» в США существовало вплоть до второй половины XX века. Афроамериканцы долго не имели избирательных прав, в стране существовали заведения «только для белых», людям с темным цветом кожи отказывали в получении высшего образования и не принимали на высокооплачиваемые работы. В стране почти на протяжении целого столетия действовала организация ку-клукс-клана, представители которой проповедовали идеи расизма и не гнушались идти на преступления ради превосходства белой расы.

Несмотря на отмену рабства в 1865 году, реальный переворот в сознании американцев произошел в 60-х годах прошлого века, когда в США развернулась кампания по борьбе за гражданские права. После этого темнокожие граждане Америки появились в сенате, а один из них даже стал во главе американской нации и занял кресло президента.

Ксенофобия белого населения Америки по отношению к выходцам из Африки породила у последних ответную реакцию — черный расизм. Проповедовавший его борец за равноправие Маркус Гарви призывал всех афроамериканцев вернуться на свою историческую родину, чтобы не смешивать «черную» кровь с кровью «белых дьяволов».

Расизм в России

Идеи расизма не обошли стороной и Россию. Во времена царствования Николая II особой нелюбовью у жителей империи пользовались представители еврейской национальности. В 1910 году вышел запрет на присвоение офицерского чина крещеным евреям, а спустя два года этого права были лишены и их дети и внуки.

В эпоху социализма в Советском Союзе были провозглашены идеи межрасовой терпимости и всеобщего равенства. Но это на словах. На деле же представители славянских народов чувствовали свое превосходство по отношению к евреям, цыганам, чукчам, хотя формально их права не ущемлялись.

В наши дни расизм в России продолжает существовать, он лишь поменял акценты: сегодня нападкам подвергаются эмигранты из стран Средней Азии, Кавказа и Африки. Выходцы из этих регионов на собственной шкуре испытали, что такое расизм в интерпретации скинхедов.

Футбольный расизм

Расистские идеи преодолели границы отдельно взятых государств , распространившись практически по всему земному шару и проникнув во все сферы нашей жизни. Футбольный расизм, когда фанаты унижают играющих в команде представителей другой национальности, стал в наши дни привычным явлением. Лозунг «Черные голы не считаются!», избиение болельщиками темнокожих игроков, унижение «черных» легионеров со стороны футбольных функционеров — все это сегодня присутствует и на футбольном поле, и за его пределами.

Нигериец Огучи Оньеву, игравший за одну из команд Бельгии, пострадал из-за цвета своей кожи: футболиста избили собственные болельщики. Индиец Викаш Дорасо перестал играть за Францию, когда во время матча был развернут адресованный ему баннер с советом продавать арахис в метро. Бразильский футболист Жулио Сезар чуть было не покинул дортмундскую «Боруссию» из-за того, что его не пустили в местный ночной клуб, сказав, что у него неподходящий цвет кожи.

Расизм — не что иное, как проявление человеческой ограниченности и скудоумия. Среди других рас и национальностей есть масса талантливых и высокоинтеллектуальных людей, чей вклад в развитие науки, культуры и искусства ничуть не меньше, чем их белых коллег. Нельсон Мандела и Махатма Ганди, Тони Моррисон и Мэй Кэрол Джемисон, Дерек Уолкотт и Гранвилл Вудс. Вам знакомы эти имена? Если нет, то стоит побольше о них узнать, и тогда идея о превосходстве белой расы отпадет сама собой.

Современный расизм в США — предлагаем вашему вниманию видеосюжет на эту тему.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Когда говорят о расизме, обычно подразумевается белый расизм, который когда-то очень давно существовал в США и ЮАР - законодательное ограничение прав негров по сравнению с белыми, апартеид, сегрегация, суды Линча, Ку-Клукс-Клан, вывески "Только для белых".

Сейчас практических примеров белого расизма уже не существует, однако в последние десятилетия заговорили о чёрном расизме - когда негры проявляют враждебность и насилие к белым по расовому признаку. Среди проявлений чёрного расизма отмечают многочисленные убийства белых фермеров в Зимбабве и в ЮАР в последние десятилетия. Однако на словах официальные "чёрные" власти в этих странах нападения на белых не поощряют. Они просто не мешают "живому творчеству масс", и ничего не делают для защиты белых. Зато в Анголе в 1960-1970-е годы чёрный расизм был официальной идеологией различных повстанческих движений, стремившихся добиться независимости Анголы от Португалии. Например, в 1961 году лидер Союза народов Анголы Холден Роберто отдал своим боевикам такой приказ: "Убивайте всех, кто белого цвета". Кроме того, сторонники Холдена Роберто убивали не только белых, но и мулатов, считая их "ненастоящими" неграми. Борьба за независимость сводилась к погромам в стиле "Бей мулатов и белых, спасай Анголу!". Любой практический расизм подкрепляется обычно и соответствующей теоретической базой, обосновывающей превосходство какой-либо расы над всеми остальными. Белые расисты руководствовались теориями Ж. Гобино и Х. Чемберлена о том, что белые являются "высшей расой". А есть ли какая-либо аналогичная теория у чёрных расистов? Оказывается, есть. Идейной основой чёрного расизма является теория, известная как "негритюд". Смысл негритюда сводится к тому, что негритянская цивилизация и негритянская культура превосходит все остальные культуры и цивилизации, негроидные народы играют особую, исключительную роль в развитии человечества, негроидная раса по своим качествам превосходит все другие расы. Замените слово "негр" на слово "белый" - и получатся те же самые Гобино и Чемберлен. То есть негритюд - это адаптация "белых" расистских учений под "чёрные" нужды. Грубо говоря, негры "слизали" негритюд у белых. Однако есть и более интересное обстоятельство. Дело в том, что самое непосредственное отношение к созданию негритюда имеет Франция. Создателями негритюда считаются Леопольд Сенгор и Эме Сезер. Леопольд Сенгор родился в 1906 году в негритянском племени во французской колонии Сенегал. Он учился в католическом колледже, а в 1928 году уехал во Францию, и поступил в парижский университет Сорбонна, а после окончания курса обучения остался там же работать преподавателем. В 1934 году Леопольд Сенгор вместе с Эме Сезером (о котором далее будет сказано подробнее) начинает издавать в Париже журнал "Чёрный студент", рассчитанный на студентов-негров, учившихся во Франции. Именно на страницах "Чёрного студента" Сенгор и Сезер излагают концепцию негритюда. В 1945 году Леопольд Сенгор был избран депутатом Национального собрания (французского парламента), и даже стал его вице-спикером! Во Франции Сенгор был дважды женат, и оба раза - на белых женщинах. И вот в 1948 году Леопольд Сенгор уезжает обратно в Сенегал вместе со своей второй белой женой, и создаёт свою партию - Демократический блок Сенегала. В 1960 году Сенгор стал президентом Сенегала, получившего независимость. В декабре 1980 года Леопольд Сенгор ушёл в отставку, и снова уехал во Францию, где и прожил до самой своей смерти, последовавшей в 2001 году. В 1983 году создатель негритюда был избран академиком Французской академии наук. На похоронах Леопольда Сенгора выступал президент Франции Жак Ширак, по его словам, "Сенегал потерял государственного деятеля, Африка - прорицателя, а Франция - друга". Другой теоретик негритюда, Эме Сезер, родился в 1913 году в негритянской семье на принадлежащем Франции острове Мартиника. Отец Эме Сезера был крупным чиновником. В 1931 году Эме Сезер переехал в Париж, и поступил в престижный лицей Луи-ле-Гран. В Париже Сезер познакомился с Сенгором, и, как уже говорилось, они издавали журнал "Чёрный студент", в котором подробно, статья за статьёй, расписали теоретические положения негритюда. Кстати, как и Леопольд Сенгор, Эме Сезер женился во Франции на белой женщине. В 1938 году Эме Сезер вернулся на Мартинику, а в 1945 году он был избран мэром города Фор-де-Франс, административного центра департамента Мартиника. Необходимо отметить, что остров Мартиника - это не колония, это заморский департамент Франции, имеющий точно такой же юридический статус, как и департаменты возле Парижа, Руана или Марселя. Таким образом, идеолог негритюда Эме Сезер стал мэром одного из крупных французских городов, и занимал эту должность в течение 56 лет, до 2001 года. 56 лет на посту мэра - это абсолютный мировой рекорд, и второго такого случая история не знает. Эме Сезер умер в 2008 году. На его похоронах присутствовал президент Франции Николя Саркози. Ещё что интересно, теорию негритюда горячо поддерживал живой классик французской философии Жан-Поль Сартр, которого многие считают величайшим философом Франции за всю историю. В 1948 году Жан-Поль Сартр написал философское эссе "Чёрный Орфей", в котором заявил, что негритюд - это "антирасистский расизм", а "чёрный народ - народ избранный". Итак, что мы имеем в сухом остатке? Негритюд, как идеологическая основа чёрного расизма, был создан на территории Франции двумя неграми, женатыми на белых женщинах. Созадтели негритюда впоследствии занимали высокие посты в системе французской государственной власти (Сезер, как мы помним, стал мэром крупного города, а Сенгор - вице-спикером Национального собрания Франции). Негритюд поддерживался крупнейшим французским философом Ж.-П. Сартром, а на похоронах создателей негритюда присутствовали президенты Франции Ж.Ширак и Н.Саркози.p>

Реакции на статью

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)

А так вот видели философию негритюда несколько десятилетий назад советские ученые:

Теория негритюда как ведущее направление в национальной африканской философии

Самым известным африканским философом является создатель теории "нигритюда" СЕНГОР, ЛЕОПОЛЬД СЕДАР (Senghor, Leopold Sedar) родившийся в 9 октября 1906г., в Жоале (Сенегал). Он учился в католической школе, окончил парижский коллеж и Сорбонну по классической филологии и французской лингвистике. Сенгор - автор теории негритюда, впервые обратившей внимание на душу черного человека; философ, поэт, солдат, первый президент Сенегала, "танцующий политик", правивший 20 лет и добровольно ушедший в отставку, человек из тех, кого принято называть "святыми", чьим именем еще при жизни был назван символ новой жизни Сенегала. Участник Второй мировой войны, депутат Национального собрания Франции в 1946-1959. Первый президент Республики Сенегал (1960-1980). Все идеи Сенгора предполагают достижение высшей формы познания, призванной вывести мир из тупика путем "вторжения иррационального, магического в сферу разума", это его дословное выражение. Текст скрыт

0

Идеи негритюда и африканской модели социализма складывались у Сенгора под влиянием антииндустриалистских веяний 1930-х годов, работ католических мыслителей Э.Мунье и Пьера Тейяра де Шардена, трудов раннего Маркса, сочинений К.Маккея и Л.Хьюза, а также антильских поэтов Э.Сезара и Л.Дамаза. Среди широко известных гуманитариев и политиков значатся: философы и историки Шейх Анта Диоп и Ли Абдулайе, политологи Мамаду Диа и Маджмут Диоп, философ и поэт Леопольд Седар Сенгор и Давид Диоп, писатели Абдулай Саджи, Усман Сосе, писатель и фольклорист Бираго Диоп и т.п. С целью пропаганды негритюда Сенгор помог основать культурологический журнал "Презанс африкен" ("Presence Africaine", а в 1948 выпустил под своей редакцией Антологию новой негритянской и мальгашской поэзии (Antologie de la nouvelle po sie n gre et malgache) с предисловием Ж.-П.Сартра, назвавшего негритюд "антирасистским расизмом". Учитывая уроки нацизма, Сенгор откорректировал свою позицию, и центральное значение приобрели не расовые, а культурные различия, была усилена мысль о взаимодополняющем действии африканской и европейской традиций. "В те уже далекие годы мы свято верили в свою идеологическую миссию, в то, что служим делу исторического прогресса. Впрочем, впоследствии я себя утешал тем, что с моей стороны это было не проявлением расизма, а чувством солидарности и с белолицыми братьями". Текст скрыт

1

В 1958, после прихода к власти Шарля де Голля, Сенгор призывал население Сенегала высказаться на референдуме в поддержку деголлевской конституции и проголосовать за статус автономии в рамках Французского Сообщества. В целом Сенегал проводит миролюбивую межгосударственную и внутреннюю политику и прилагает усилия, направленные на финансовое оздоровление страны и ликвидацию внешней и внутренней задолженности. В начале 1959 Сенегал совместно с бывшим Французским Суданом образовал Федерацию Мали, которая в июне 1960 стала независимой в рамках Французского Сообщества. В августе того же года Сенегал вышел из состава федерации и был признан суверенным государством. Четвертого апреля 1960 Сенегал получил независимость, но сохраняет тесные экономические отношения с бывшей метрополией. В стихах Сенгора высокая культура афро-французской поэзии 20 в. сочетается с традициями африканского фольклора. В книге Африканские страны и путь Африки к социализму (Nations et Voie Africaine du Socialisme, 1961) Сенгор утверждал, что социализм в Африке должен основываться на использовании достижений современной науки и техники. Текст скрыт

1

Еще в 30-е годы африканские интеллектуалы придерживались разных позиций. Одни с самого начала выступали за отказ от былых традиций и полное приобщение к западным ценностям; другие (и это хорошо показал Усман Соссе в романах "Карим" и "Парижские миражи" на примере судеб герой своих литературных произведений) утверждали, что принятие чужой культуры, отказ от традиций и наследия предков ведет уничтожению личности. Можно заметить известные изменения в ориентациях и их оценках во времени. Если в 20-60-е годы в умонастроение интеллигенции преобладала критика или даже отрицание западной культуры и всеобщая апологетика негрских цивилизации, то затем положение изменилось. Вся система обучения школах, "альфабетизация" взрослого неграмотного населения, ежедневная пропаганда были ориентированы на западные ценности, и анализ различных аспектов городской жизни, в числе семейного права, показывает все растущую "европеизацию" из при одобрении большей части местной интеллигенции. Это убедительно продемонстрировали например, Абу Туре, философ и социолог из Республики Кот-д"Ивуар.

В оценках этого активно идущего во всех странах Африки процесса нет единства и поныне. Так, резко отрицательно относится к нему один из старейших и ведущих антропологов Демократической Республики Конго -А. Кашамура. В одной из самых ранних своих работ он рассматривает культуру неоколониального общества, в котором, по его мнению, во всей повседневной жизни происходит отчуждение от истинных от истинных культурных Ценностей и морали. Отмечает полное отсутствие "африканского патриотизма". Разрушение традиционных моральных и культурных норм проходит в школах, через средства массовой информации, довершается в университетах, созданных как прообразы и копии западных. Это положение он не считает нормальным и призывает бороться с полной вестернизацией африканской культуры, через культурную революцию.

Однако есть специалисты, иначе оценивающие это влияние видящие в нем и положительные черты. Такую точку зрения высказывает, например, ученый Бумби йока Мудимбе литератор, историк, издательский деятель, интересующийся и проблемами культурной антропологии. Он пишет, что "озападненные черты двойственны по своему значению: с одной стороны они играют негативную роль, вводя нормы и ценности запада, вытесняющие местные нормы; с другой - позитивную, та как позволяют ввести новые методы мышления, осмысливания мира, вывести человека за узкие рамки традиционного восприятия". Нарушение традиций является признаком идеологической неустойчивости в обществе. Внешне мы африканцы, но внутри скоро потеряем африканский дух; например, одно государство не может жить без другого, страны мира не могут существовать друг без друга. Между странами происходит культурный взаимообмен, что создаёт условия для духовного обогащения. На африканский образ мысли влияет европейское мировоззрение, хотя африканская философия в целом ориентирована на традиционные культурные ценности.

Есть и еще одна сторона проблемы. Многие традиционные африканские верования переплелись с христианской доктриной. Любая динамичная культура требует выхода вовне, условного диалога с хотя бы воображаемой культурой, устроенной на иных основаниях. Европейская культура регулярно переживала увлечение разного рода "ориентализмами", причем на самом деле это всегда были ответы на запросы собственной культуры, решавшиеся в виде условного диалога с подразумевавшимся "иным". Это постоянное явление в истории, только самые застойные культуры лишены этого. И на основе афро-христианской философии возникла дружба и сотрудничество между странами бывших метрополий. Основной причиной создания содружества было участие африканцев на стороне метрополии во второй мировой войне и в достижении независимости в 60-е годы ХХ века. Французы благодарны африканцам, воевавшим во Второй мировой войне на их стороне. Военные действия шли в Северной Африке, а затем перекинулись через море, продолжились во Франции и закончились освобождением Марселя и Парижа. Отношение большинства африканцев к основным канонам вестерн-цивилизации достаточно однозначно. Мировые войны в Европе с участием примерно миллиона "сенегальских стрелков" из африканских колоний разрушили в их глазах представление о всесилии и непобедимости белого человека, подверженного тем же страданиям, уязвимого для пуль, как и сражавшиеся плечом к плечу с ним африканцы. Благодаря этому некоторые африканские страны получили право безвизового въезда в Европу. На протяжении длительного периода в большинстве африканских стран местная культура вытесняла насаждаемую чуждую европейскую цивилизацию, но в тоже время есть активные приверженцы европейского образа жизни. А нашей цивилизации неплохо бы "как бы подтверждая африканские лозунги тех времен" той душевностью, которая еще сохраняется в тропиках Африки.

Когда речь идет об изменениях в этой сфере, как правило, имеется в виду взаимодействие европейской и некоей "африканской" культур. Между тем, хотя нередко провозглашается существование в рамках одной страны одного языка, одной нации, на практике нет ни одной страны Африки, где можно было бы говорить о единой этнокультурной среде. Идет процесс изучения культуры отдельных этносов и создания неких общих норм на базе взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур смешения отдельных элементов европейской (точнее интернациональной) и ряда местных этнических культур. Степень изученности этих проблем различна. Хотя правительствами практически всех независимых стран Африки поставлена задача формирования единой нации, а следовательно, единой культуры, научное изучение интеграции в рамках отдельных стран давно осуществилась. Озабоченность растущей европеизацией и судьбами традиционной культуры породила обращение к изучению последней. Сознается необходимость зафиксировать быстро меняющиеся или исчезающие элементы культуры, иногда даже не знакомые молодому поколению африканцев. "Обычаи и традиции Черной Африки зачастую неизвестны самим африканцам, не говоря уже о других жителях нашей планеты, - писал конголезец Жакоб Оканза".

Такое изучение производится ныне практически во всех странах континенте, создаются и региональные организации ставящие перед собой задачи координации исследовании выработку единой позиции и методики. Можно назвать, например, созданный в 1968г. в Ниамее (столице Республики Нигер) Региональный центр исследований и документация по устной традиции и возникший в 1983 г. в Либревилле (столице Габона) Международный центр цивилизаций банту. Целью последнего объявлена организация и координация всех исследований в области истории культуры, запланированы работы по сбору материалов, проведение симпозиумов и фестивалей, исследование миграций банту музыки и культуры бантуязычных народов Африки, регулярное издание журнала "Мунту" ("Человек". Во многих странах активизируется работа музеев, публикуется красочные альбомы, посвященные культуре страны или отдельных народов, ее населяющих. Если африканец знает свою мифологию, он может считаться благородным человеком, обладающим разумом, поскольку разумный человек не может забыть мудрость предков.

Очень интересным представителем африканский философии в живописи является мозамбикский художник Малангатана Валенте Гвенья (р.1936), в его картинах, таких, как "Люди и звери", "Птиц тоже ловят" отражена своеобразная философия "неототемизма", провозглашающая единство и равноправие людей с другими живыми существами. Текст скрыт

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры