Речевые игры и игры драматизации. Драматизация

Главная / Ссоры

В играх- драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заклычается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они превлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.

С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Для развёртывания игр - драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.

Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию.

С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают интересы, желания друг друга, а иногда применяют считалку. Но и тут необходимо некоторое влияние воспитателя: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников к робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с развитием в раннем возрасте предметно-игровой деятельности, а затем отобразительной и сюжетно-отобразительной игры. Следующий этап - возникновение индивидуальных и совместных сюжетно-ролевых игр. Для развития совместных форм сюжетно-ролевых игр решающее значение имеет способность ребенка вступать в отношения со сверстниками, общаться с ними, договариваться и пр. Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего детства. Для существования и развития индивидуальных форм игры наиболее важным является актуализация собственного социального опыта. Они не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях

I) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может выполнять роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер);

2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой ре­жиссёрского типа.

Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для развития режиссерских игр необходимы полуфункцио­нальные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действиям, определенный социальный опыт, достаточная степень обобщения и воображения, а также руководство взрослого, помогающего раз­витию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы, потребность в большей не­зависимости, отклонения в психическом и физическом развитии детей и др.

Специфика режиссёрских игр:

Своеобразна позиция играющего ребенка: он распределяет роли, не принимая на себя никакой конкретной роли или, наоборот, по очереди выполняет все. Игра организуется как бы извне. Ребенок управляет событиями, строит и меняет сюжет в соответствии со своими желаниями;

Сюжеты всегда более разнообразны и динамичны, чем те, которые встречаются у тех не детей, но в совместных играх, что можно объяснить большей свободой ребенка в построении сюжетов, независимостью от принятых в группе игровых стереотипов, возможностью актуализировать в игре собственный опыт, устранять трудности, связанные с общением;

Характерна ассоциативная динамика сюжета, отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры. Ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциациями, который возникают у ребенка;

Непосредственный и опосредованный опыт детей переплетается, но не навязывает неизменных последовательных событий;

В качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные действующие лица могут быть представлены полуфункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки);

Характерен высокий уровень обобщения, социальные объекты замечаются знаками, обозначающими персонажей игр; отношения между ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями;

Ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные переживания ребенка

Эти игры сопровождаются эгоцентрической речью ребенка.

Педагогическая ценность режиссёрских игр

Способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;

Помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;

Развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;

Помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;

Являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;

Помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания;

Дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.

    Конструкторсько - будівельні як різновид творчої гри, їх особливості і розвиваюче значення.

Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.

Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. Она как бы задаёт цель строительной игры. Например, дети задумали играть в моряков - у них возникла необходимость строить пароход; игра в магазин неизбежно требует его постройки т.д. Однако строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например дети строят театр, а потом играют в артистов.

В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления.

В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством школьники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т.п.

Строительные игры имеют важное значение для физического воспитания дошкольников. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребёнка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выносливость.

Для строительных игр созданы специальные наборы материалов, включающие разнообразные геометрические тела (кубы, бруски, призмы, цилиндры, конусы, полушарья), дополнительные (пластины, доски, арки, кольца, трубы и т.д.) и вспомогательные материалы для украшения построек.

В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки, широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, шишки, тростник и др.

Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение, так как
оно не опирается ни на какой овеществленный образец.

Атрибут - признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, характерную маску зверя, выреimgзанную из бумаги, шапочку, фартучек
(элементы рабочей одежimgды), кокошник, венок, пояс (элементы национального убора) и т. д. ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам - с
помощью интонации, мимики, жестов, движений.

Если у вас нет полного костюма для исполнения роли, не стоит утруждать себя или других его изготовлением. Посоветуйimgтесь с детьми, какой признак персонажа
наиболее типичен. Исimgпользовав его, изготовьте эмблему, по которой все сразу узнают изображаемого героя. Убедите ребят, что главное - это то, как они
исполняют свои роли - похоже или нет. Вместе с тем не требуйте и большой точности исполнения, не нужно портить настроение детям во время игры. Умение
придет постепенно - после неоднократного проигрывания роли и наблюдений за сверстimgниками.

Игры-драматизации с пальчиками (цв. табл. 30-31). Атimgрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение
которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проimgговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы и
изображать действия, передвигаясь свободно по комнате.

Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые персонажи.
Такой спектакль может показывать один ребенок с помощью своих пальцев. Сказки «Коза и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Мальчиш-Ки-бальчиш»,
«Гуси-лебеди» и другие с множеством персонажей могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовым^ сценами
возможен благодаря пальчиковым атрибутам.

Игры-драматизации с куклами бибабо (цв. табл. 23-24).

В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее гоimgловы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальimgцев, кисти руки.






тоже разыгрывается.













немного фантазии.

В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее го ловы, рук, туловища осуществляются с помощью движений МИЛЬ цев, кисти руки.

Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрыimgвается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т. е. момент загадочности исчез,
то водящие могут выхоimgдить к зрителям, общаться с ними, подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т. д. Такое «разоблачение» не
снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят.

Когда дети увидят,игру взрослого с куклами бибабо, они скорее всего тоже захотят научиться сами водить их. Если кукла окажется велика для детской руки, то
в головку можно вставить два пальца вместо одного. Укоротите рукава куклы, чтобы детские пальцы входили в патронки рук. Можно изготовить куклы и для
детских рук. Для этого пригодятся хорошо сохранившиеся части от старых поломанных игрушек, мягких зверюшек. Оденьте их и загримируйте для нужной роли.
Покажите ребятам, как следует двигаться кукле, как ее водить по ширме.

Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предвариimgтельной подготовки - пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все
предыдущие виды театра. И все же дети будут в недоумении, если вы вдруг предложите им разыграть ту или иную сценку. Подготовьте их к этому - вместе
придумайте тему, обсудите, как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды.

Дальнейший шаг - пусть каждый участник игры изобразит тему по-своему. И еще более сложное задание: ребенок выбирает тему и сам же ее разыгрывает. В
следующий раз ребята сами задают друг другу темы. И наконец, с помощью мимики, интоimgнации, атрибута можно загадать загадку. Отгадкой является тема, которая
тоже разыгрывается.

Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и
организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окруimgжающий мир. Он же является опорой для творчества педагога и детей.
Каждая тема может быть разыграна в нескольких ваimgриантах.

Тем не менее, в отличие от сюжетно-ролевых, театрализоimgванные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого - содержание сказки,
стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. Но, облегчая развитие темы, он вместе с тем снижает творческое решение ее воспитаimgтелем
и детьми. Все ныне существующие практические рекоменimgдации к театрализованным играм сводятся в основном к разimgработке сценариев по литературным
произведениям, большинство из которых разыгрывают взрослые. Старших дошкольников иногда привлекают к показам спектаклей, но их творчество состоит лишь в
собственном эмоциональном выражении разыгрываемой роли.

Дети редко участвуют в подготовке атрибутов, декораций для спектакля. Чаще всего им предлагают готовые костюмы, что, безусловно, радует ребят, но вместе с
тем сковывает их самостоятельность и творчество. Не отрицая тематику готовых сценариев, хочется показать в этой книге, как можно их творimgчески использовать
в театрализованных играх, чтобы у детей появилась возможность самостоятельно импровизировать на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие,
хороший поступок). Полезно найти разные варианты развития каждой темы, как бы в перспективе увидеть результаты своих дел, поступков и т. д.

Творческому и самостоятельному развитию темы, поискам разных вариантов ее решения содействует и разумная комбинаimgция в одной игре изобразительных средств,
свойственных разным играм. Это позволяет детям использовать все известные им споimgсобы изображения.

В первый раз игру лучше всего проводить на фланелеграфе. Он позволяет свободно моделировать и одновременно фиксировать различные ситуации. Настольный театр
игрушек и картинок тоже обладает этими же свойствами. К тому же в нем удобно имитиimgровать движение автомобилей, пешеходов, животных и других персонажей.

Сложнее играть куклами бибабо, если слабо владеешь техниimgкой их вождения. Они должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать на плоскости,
столе. Зато с ними можно создать много веселых сценок и использовать эти же куклы в повторных играх, постоянно поддерживая интерес ребят к ним.

Все перечисленные виды театрализованных игр требуют реimgжиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выimgразительные интонации, типичные для
определенного образа, характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса. Изображение поведения геimgроев
усложняется в игре-драматизации. Пантомима становится тут ведущим изобразительным средством. Образ рождается из действий персонажа, мимики, интонаций и
содержания реплик. Все это дает простор для творческого преобразования знакомого сюжета.

При разыгрывании сюжетов в такой последовательности, какая предложена в книге, облегчается самостоятельная игра детей и создаются условия для творческого
решения одной и той же темы, так как каждая предшествующая игра становится стуimgпенькой для следующей. Хотите попробовать? Возможно, у вас получится не
хуже. Не огорчайтесь, если не хватает атрибутов, и не откладывайте игру. Ведь можно приспособить к ее сюжету любой имеющийся материал. Для этого надо лишь
немного фантазии.

Подумайте вместе с детьми, как лучше соединить в одной игре атрибуты и способы изображения, применяемые в разных видах игр. Ведь один и тот же сюжет можно
разыграть и на фланелеграфе, и с помощью игрушек настольного театра, и другими средствами. Возможности для творчества детей и взросimgлых тут не
ограничиваются. Дошкольники с помощью взрослых в состоянии изготовить простейшие атрибуты, декорации, которые бы подчеркивали характерные особенности
персонажа или мест действия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

1. Своеобразие игр-драматизаций

2. Особенности организации игр детей в разных возрастных группах детского сада и руководство ими

3. Разработайте сценарий игровой обучающей ситуации-путешествия

4. Напишите сценарий игры-драматизации

Список использованной литературы

1 . Своеобразие игр-драматизаций

Театрализованные игры являются важнейшей формой игровой деятельности дошкольника, способствующей развитию различных сторон личности ребенка, активизации его психических процессов, эмоциональному, речевому и культурному развитию. Такие игры незаменимы для эффективной социализации детей в ДОУ, помогают обнаружить и развить имеющиеся творческие способности. При этом театрализованные игры характеризуются рядом отличительных черт и особенностей, которые мы рассмотрим ниже. игра дошкольник театрализованный

Прежде всего, следует отметить, что в научной литературе по данному вопросу отсутствует единое определение театрализованной игры. Более того, многие авторы даже не используют указанный термин как родовой по отношению к различным подвидам театрализованных игр, а смешивают его с понятием театрально-игровой деятельности, игры-драматизации или драматической игры. Однако общее понимание данного термина все же можно выделить: под театрализованной игрой понимается намеренное произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом - сценарием игры. При этом она всегда выступает в качестве деятельности по моделированию биосоциальных отношений и ограничивается определенными временными и пространственными характеристиками.

Театрализованная игра по своей сути близка к сюжетно-ролевым играм и играм с правилами. Так, с сюжетной игрой они имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие и правила. При этом творчество заключается в том, что ребенок пытается передать необходимые чувства и эмоции, замысел в изображаемом действии, по-своему изменяет свое поведение в роли, использует различные предметы.

Кроме того, сюжетно-ролевая игра со временем становится базой для дальнейшего драматического творчества детей, так как именно сюжет привлекает дошкольников в тех литературных произведениях, которые используются в качестве основы для театрализованных игр. Еще одной особенностью в данном отношении является стремление дошкольников правдиво изображать саму сценку, а не выразительно исполнять заданную роль.

Замещение сюжетной игры театрализованной объясняется тем фактом, что по мере взросления ребятам становится не интересно подражать в играх действиям взрослых, тогда как различные литературные сюжеты (сказочные, исторические, героические и так далее) привлекают все больше. При этом театрализованная игра характеризуется гораздо большей ограниченностью в действиях, четко обусловленных содержанием соответствующей литературной основы. Данное обстоятельство является одним из важнейших отличий этих двух видов игр друг от друга. В качестве еще одного различия можно выделить отсутствие результата в сюжетно-ролевой игре, наряду с его обязательным присутствием в игре театрализованной (спектакль, инсценировка, сценка).

Наличие четких правил деятельности детей в рамках театрализованных игр роднит их с играми с правилами, хотя в последних чаще всего нет жестко закрепленного сюжета, и присутствует элемент состязания, почти всегда отсутствующий в играх-драматизациях.

Важнейшими особенностями театрализованной игры выступают ее литературная или фольклорная основа и наличие зрителей. Также в таких играх большое внимание уделяется атрибутам, костюмам и изображениям персонажей (куклам, игрушкам, картинкам и так далее), так как именно эти предметы облегчают вхождение дошкольника в роль, определяют выбор его игровых действий. Кроме того, образ героя в играх-драматизациях, его основные черты, действия и переживания определены содержанием основы.

Творчество дошкольника в рамках игр-драматизаций заключается в правдивом изображении персонажа: имитации его движений, мимики, интонаций, передачи настроения и душевного состояния. Для этого ребенок должен понять своего героя, причины его поступков, его чувства и эмоции, правильно оценить действия своего персонажа.

Д.В. Менджерицкая отмечает высокую ценность педагогически направленной театрализованной игры для становления самодеятельных форм поведения, так как именно такая игровая деятельность предопределяет дальнейшее появление у дошкольников возможности самим намечать сюжет (импровизировать) или организовывать игру с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.

В заключение также стоит отметить, что именно театрализованная игра является важнейшим средством раннего приобщения детей к литературному, драматическому и театральному искусству, что способствует их эстетическому, нравственному и культурному развитию.

2 . Особенности организации игр детей в разных возрастных группах детского сада и руководство ими

Возрастные особенности развития дошкольников различных групп ДОУ находят свое отражение в специфичных чертах организации театрализованных игр в каждой возрастной группе, а также определяющим образом влияют на содержание и характер процесса руководства такими играми. При этом работа с детьми всех возрастных групп строится на следующих принципах:

1) принципе специфичности рассматриваемой игровой деятельности, объединяющем свободный игровой и подготовленный, осмысленно пережитый художественный компоненты;

2) принципе комплексности, предполагающем взаимосвязь театрализованной игры с различными видами искусства и разными видами художественной деятельности дошкольника;

3) принципе импровизационности, обусловливающем особое взаимодействие воспитателя и ребенка и детей между собой, основу которого составляют поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, свободная атмосфера, наличие своей точки зрения у ребенка, его стремление к оригинальности и самовыражению;

4) принципе интегративности, в соответствие с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

Рассмотрим особенности организации театрализованных игр в различных возрастных группах ДОУ и порядок руководства ими.

Дети младшего дошкольного возраста еще не обладают достаточным речевым потенциалом для полноценного участия в театрализованных играх, однако именно в возрасте трех-четырех лет отмечается первичное освоение игры-драматизации. Работа с младшими дошкольниками в контексте рассматриваемой нами темы делится на три основных этапа: художественное восприятие литературных или фольклорных произведений; освоение специальных умений для становления основной позиции - "актер"; самостоятельная творческая деятельность.

При этом игровой опыт детей постепенно расширяется, в него последовательно включаются все новые разновидности игр-драматизаций:

а) игры-имитации отдельных действий человека, животных и птиц;

б) игры-имитации цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя;

в) игры-имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей;

Предварительная подготовка педагога к театрализованным занятиям обусловливается довольно ограниченным кругом тем, доступным для эффективного освоения ребятами младшего дошкольного возраста. К наиболее подходящим темам в данном случае будут относиться отдельные сюжеты народных сказок, а также небольшие рассказы и стихи, имеющие сходство с используемыми в данной возрастной группе сюжетно-ролевыми играми. Приветствуется присутствие диалогов в тексте, так как вопросно-ответные интонации лучше всего усваиваются детьми рассматриваемого возраста.

Подготовительная работа, как правило, занимает три - пять недель, в течение которых выбранная художественная основа несколько раз выразительно прочитывается детям, затем по нескольку раз фрагментарно обыгрывается ими. При этом каждый ребенок исполняет не одну, а некоторое количество ролей, что позволяет ему лучше прочувствовать сюжет произведения. Текст не требует специального разучивания, так как естественным образом запоминается детьми, а поиск выразительных интонаций и движений осуществляется педагогом вместе с дошкольниками, что способствует постепенному ознакомлению с выбранным сюжетом.

Стоит отметить, что в младшей дошкольной группе желательно активное участие самого воспитателя ДОУ в качестве ведущего при обыгрывании тех или иных литературных сюжетов, тогда как дети должны быть зрителями. Данное обстоятельство связано с тем, что лишь немногие ребята рассматриваемого возраста стремятся участвовать в различных инсценировках. Так, педагог может использовать фланелеграф, настольный театр игрушек или картинок и так далее.

Особенностями руководства театрально-игровой деятельностью младших дошкольников является непосредственное участие воспитателя в процессе подготовки инсценировок: представление материала, его обсуждение, научение детей выполнению некоторых действий по образцу (например, подражания звукам животных), а также его активная работа при проведении самих игр-драматизаций - направление действий ребят, подсказывание им необходимых слов и действий при сохранении возможности самостоятельного выбора действий и варьирования игрового поведения.

Дошкольники средней возрастной группы уже способны сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Наиболее приемлемыми видами театрализованных игр в рассматриваемом возрасте являются различные настольные театры, театр теней и фланелеграф, а также игры-драматизации (в том числе, с элементами импровизации).

Руководство педагога в данной возрастной группе строится на развитии творческих способностей детей, формировании чувства партнерства между ними, на основе равного участия всех ребят в постановках. Последнее обстоятельство является особенно важным для воспитателя при подборе литературного произведения, так как все дети должны участвовать в одинаковых или равных ролях независимо от уровня развития их способностей.

Выбор тем и сюжетов для средних дошкольников также довольно широк. При этом наиболее оптимальным вариантом является фольклор народов мира, русская и мировая классическая поэзия, стихи современных отечественных и зарубежных авторов. Воспитатель должен осуществлять с детьми предварительный анализ текста, задавать им вопросы, требовать оценки происходящих событий и действий персонажей. Стихотворные тексты требуют предварительного заучивания, что также должно учитываться педагогом на этапе предварительной работы.

Поиск различных выразительных приемов также осуществляется воспитателем совместно с детьми, хотя отдельные интонации, в случае сложности их восприятия дошкольниками, могут быть продемонстрированы им самостоятельно. В целом же руководство театрализованной деятельностью средних дошкольников становится более демократичным, им предоставляется большая свобода действий.

В старшем дошкольном возрасте подходы к развитию детей в театрализованной деятельности меняются, благодаря чему такая деятельность начинает носить явный творческий характер, что обеспечивается включением знаний ребенка о жизни, его желаний и интересов в ее содержание. Для этого воспитатель должен обеспечить большую свободу действий при подготовке и проведении игр данного вида всем дошкольникам.

Стоит отметить, что детям рассматриваемого возраста доступны практически все виды театрализованных игр, включая импровизации и театр марионеток, что существенно облегчает выбор литературной основы для игры. Причем такой выбор должен осуществляться вместе с детьми. Надо сказать, что в старшем дошкольном возрасте детей начинают интересовать произведения, где присутствует драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка, что также во многом обусловливает выбор произведения для театрализованной игры.

Текст выбранного произведения выразительно читается воспитателем несколько раз, после чего осуществляется его анализ. Отличительной чертой здесь выступает тот факт, что анализ проводится по содержанию, то есть педагог должен заострить внимание детей на поступках персонажей, их характеристиках, мотивах поведения. На стадии подготовительной работы с целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется разнообразная художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по темам произведения, что позволяет закрепить его сюжет в памяти.

Развитию индивидуальных игровых приемов старшего дошкольника способствует его участие в различных импровизациях (этюдах, инсценировках), особенно в том случае, если зрителям предлагается угадать, кого изображал "актер". При этом педагог не должен показывать детям необходимые интонации и выразительные движения персонажа, но может косвенно подводить их к нужным действиям путем напоминания о чувствах, настроении и поведении героя. Допустимо также указывать на отдельные неточности, допущенные ребенком при разыгрывании выбранного характера.

В целом же театрализованная деятельность старших дошкольников становится более разнообразной и интересной, в ней ярче проявляется творческая составляющая, а исполнительское мастерство достигает достаточно высокого уровня, что позволяет активнее включать театрализованные игры в педагогический процесс.

3. Разработайте сценарий игровой обучающей ситуации-путешествия

Игровая обучающая ситуация-путешествие на тему " Путешествие в африканскую саванну " для детей старшего дошкольного возраста

I :

1. Повторение и закрепление учебного материала о природе африканской саванны: о климате, ландшафте, животном и растительном мире и так далее.

2. Сообщение дошкольникам новых знаний об особенностях природы африканского континента, специфике поведения его обитателей.

3. Активизация умственной деятельности, развитие воображения и игровых умений детей.

II . Место проведения: подготовленная классная комната.

III . Условия проведения: помещение должно быть хорошо освещено, лишние предметы убраны из поля зрения детей. Небольшая часть комнаты должна изображать корабль (здесь уместна имитация паруса, различные веревки и флажки, а также самодельные подзорные трубы). Основная часть комнаты является моделью африканской саванны: здесь могут быть установлены пучки соломы или какие-либо комнатные растения, таз с водой (его можно использовать для иллюстрации водопоя или засухи), изображения африканских животных и растений (фотографии и игрушки-аналоги) и так далее.

IV . Материалы и оборудование: части оснастки корабля (парус, веревки, штурвал, реи), комнатные растения, солома, изображения обитателей саванны, самодельные оптические приборы (подзорные трубы, фотоаппараты), емкости с водой, рюкзак для воспитателя (можно также использовать панаму, солнцезащитные очки, флягу).

V . Ход занятия

Воспитатель выполняет роль опытного путешественника. Она приглашает детей на корабль, а сама становится за штурвал.

В.: " Сегодня мы отправимся с вами в новое путешествие. На этот раз мы поплывем в Африку. Я много раз бывала там, и многое повидала. А что вы знаете про Африку? " .

Дети дают несколько ответов: " Там жарко " , " В Африке редко идут дожди, и бывает засуха " , " В Африке живут слоны и крокодилы " и так далее.

В.: " Правильно " (могут быть даны дополнительные пояснения) " В Африке действительно очень жарко. Поэтому там есть самая большая пустыня мира - Сахара. Но в Африке есть еще и зеленые леса, и степи, которые называются саваннами. Там живут все те животные, про которых вы хорошо знаете, и именно туда лежит наш путь. А пока мы еще плывем, расскажите мне, о каких обитателях Африки вы слышали, где они живут и что едят " .

Дети дают несколько ответов, воспитатель выслушивает их, а затем уточняет и дает дополнительные пояснения. Воспитатель просит кого-нибудь из участников путешествия посмотреть в подзорную трубу и сказать, не появилась ли на горизонте земля (труба должна быть направлена на одну из приготовленных зон), после чего объявляет о том, чтобы все заняли свои места, были внимательны и осторожны, так как судно сейчас будет причаливать.

Воспитатель объявляет о том, что корабль успешно причалил к африканскому берегу. Под ее руководством дети осторожно сходят с корабля. Воспитатель считает детей, спрашивает, все ли здесь, а затем напоминает им о том, что в Африке очень жарко, а значит надо надеть панамки, солнцезащитные очки (можно объявить родителям об игре заранее, чтобы они снабдили участников игры всем необходимым). При этом воспитатель сама также надевает все указанное, берет рюкзак, проверяет наличие фляг с водой, фотоаппаратов и объявляет, что можно двигаться в путь.

Пока группа двигается по комнате, рассматривая заранее приготовленные зоны (это может быть стадо антилоп, стоянка львиного прайда, водопой у семьи слонов, заводь с крокодилами и так далее), воспитатель рассказывает им о климате саванн (смена сезонов, особенности засушливого периода), его растительности (при этом можно использовать заготовленные солому или комнатные растения). Когда дети занимают свои места возле каждой зоны, воспитатель подробно и понятно рассказывает им о том, что там "происходит", объясняет им особенности поведения животных, отвечает на вопросы детей. Дети могут рассматривать животных, брать их в руки или "фотографировать". Для демонстрации простых действий (крокодил подплывает к жертве, антилопа пьет воду или щипает траву и так далее) также может выбираться кто-либо из группы.

Рассмотрим это на примере описания водопоя у слонов. Дошкольники подходят к тазу с водой, возле которого установлены игрушки-аналоги или фотографические изображения слонов (лучше использовать игрушки).

В.: " А это кто? " .

Д.: " Это слоны " .

В.: " Правильно! " (затем можно дать несколько сведений об особенностях жизни слонов) " Сегодня день выдался особенно жарким, и слоны пришли на водопой. Когда воды много, слоны не только пьют ее, но и купаются в ней. А чем пьют слоны - хоботом или ртом? " .

Дети дают ответы. Воспитатель поправляет их, если они ошибаются, объясняя, что слоны пьют воду ртом и указывает, где он находится. " Но слоны могут втягивать воду через хобот и затем поливать ею себя или друг друга. А кто знает, в чем купаются слоны, когда нет воды? " .

После того, как все подготовленные зоны исследованы, воспитатель подводит итоги и задает несколько вопросов детям для закрепления полученных знаний. Затем она приглашает всех на борт самолета (дети могут встать клином за воспитателем), после чего вся группа "летит" домой (необходимо расставить руки в стороны, имитируя летящий самолет). Далее воспитатель объявляет о том, что самолет успешно приземлился прямо на территорию ДОУ, а значит, дети могут покинуть борт самолета.

Занятие завершается, дети покидают комнату, помещение приводится в первоначальное состояние.

4. Напишите сценари й игры-драматизации

Сценарий игры-драматизации с использованием театра игрушек по сказке " Теремок " (младший дошкольный возраст)

I . Программное содержание занятия :

1. Формировать у детей интерес к играм-драматизациям, к сказке как жанру устного народного творчества.

2. Развивать умение сопереживать героям.

3. Учить различать важнейшие моральные категории добра и зла.

4. Воспитывать выразительность речи.

5. Развивать внимание, мышление, наблюдательность, творчество.

II . Материалы и оборудование: теремок, игрушки (мышка, заяц, мишка), музыкальные инструменты (колокольчики, металлофон, барабан), мячик.

III . Ход занятия

Перед началом занятия воспитатель приветствует детей и говорит: " Ребята, посмотрите какой у меня в руках красивый мячик. Сейчас он будет прыгать. Мой весёлый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь. (мячик катится по полу в сторону теремка) Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок. (указывает детям на теремок) Вот по полю мышка бежит " .

Один из ребят изображает мышку при помощи соответствующей игрушки, он подходит с мышкой к двери, возле которой лежат колокольчики, и начинает с ними играть.

" Мышка " : " Динь-динь. Кто-кто в теремочке живёт пи-пи-пи? Кто-кто в невысоком живёт пи-пи-пи? " .

В.: " Никто не отвечает. Стала мышка там жить одна. Вот по полю зайка бежит прыг-скок, прыг-скок " .

Второй ребёнок также изображает зайчика, подходит с игрушкой к металлофону, играет на нём и говорит:

" Сейчас я песенку спою. Прыгает заинька, прыгает беленький. Зайка прыг, зайка скок, с лышен зайкин голосок. Это что за теремок? Он не низок, не высок. Кто в теремочке живёт? " .

" Мышка " : " Я мышка-норушка. Заходи зайчик ко мне в теремок " .

В.: " Мишка косолапый по лесу идёт, топ-топ-топ " .

Третий ребёнок вместе с игрушкой медведя подходит к барабану и говорит: " Сейчас я буду плясать! Топ-топ, топ-топ, пляшет мишка у ворот Кто, кто в теремочке живёт? " .

" Мышка " : " Я мышка-норушка " .

" Зайка " : " Я зайка прыг-скок. Иди мишка к нам в теремок " .

В.: " Стали мышка, зайка и мишка дружно и весело жить в теремке и петь песенки " . Дети исполняют песню вместе со своими игрушками, все остальные им подпевают и танцуют: " Зайка с мышкой звонко хлопают, звонко хлопают посмотри. Зайка с мишкой громко топают, громко топают раз, два, три! " .

В.: " Молодцы, ребята! Вот такая сказка у нас с вами сегодня получилась. А теперь нашим друзьям пора идти в теремок. Попрощайтесь с ними! " . Дети прощаются с игрушками, те помещаются в теремок.

В дальнейшем в постановку можно добавлять новые действующие лица (лягушку, лисицу, волка), расширяя при этом круг детей, задействованных в игре-драматизации, пока сказка не примет свой первоначальный размер.

Список использованной литературы

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: учеб. пособие / Е.А. Антипина. - М.: Сфера, 2018. - 128 с.

2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 2015. - 127 с.

3. Горохова Л.А., Макарова Т.Н. Музыкальная и театральная деятельность в ДОУ: учеб. пособие / Л.А. Горохова, Т.Н. Макарова. - М.: Сфера, 2015. - 64 с.

4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2 - 5 лет: методические рекомендации / Н.Ф. Губанова. - М.: Вако, 2016. - 256 с.

5. Охлопкова М.В. Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое мастерство. - М.: Буки-Веди, 2013.

6. Стрелкова Л.П. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 2015. - 176 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности организации игровой деятельности в разных возрастных группах. Классификация игр и их возрастная адресованность. Методы проведения сюжетно–ролевых игр. Организация предметно-пространственной среды для организации игровой деятельности.

    реферат , добавлен 23.03.2015

    Значение игры для всестороннего развития личности ребенка. Умственное воспитание детей в игровой среде. Понятие умственной отсталости. Особенности игровой деятельности ребенка с интеллектуальным дефектом в условиях специального обучения и воспитания.

    реферат , добавлен 21.08.2016

    Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка. Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей. Экспериментальное изучение уровня сформированности игровой деятельности у дошкольников с нарушением интеллектуального развития.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2006

    Проектирование развивающей среды в условиях семьи. Проектирование адекватной игровой среды как необходимое условие свободной игровой деятельности дошкольника. Особенности организации домашней игровой среды для детей разного дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 28.04.2015

    Нормативно-правовые основы организации детских групп кратковременного пребывания. Значение игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста. Концептуальные подходы к определению содержания работы в группах кратковременного пребывания.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2015

    Исследование проблемы игры и труда в зарубежной и отечественной педагогике. Роль детского сада и семьи в развитии личности детей. Опытно-экспериментальная работа по развитию взаимосвязи трудовой и игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 24.11.2014

    Анализ современных подходов к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. Развитие игровой деятельности у детей в дошкольном возрасте. Музыкальные игры и их влияние на музыкальное развитие ребенка.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2011

    Психологические особенности развития всех сторон речи. Значение игры для детей дошкольного возраста. Разработка методики для развития речи ребенка в игровой деятельности и проведение эмпирического исследования группы дошкольников для ее применения.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2011

    Игра как преобладающий вид самостоятельной деятельности дошкольника. Анализ практических рекомендаций по развитию игровой деятельности детей. Значение режиссерской игры для всего психического развития ребенка дошкольного возраста, основные особенности.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2013

    Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста. Роль игры в развитии личности дошкольника. Развитие внимания посредством игровой деятельности на уроке хореографии. Эмоционально-психические состояния, углубляющие познание дошкольников.

Четвертый год жизни — период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи. В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы отметили, что проблема речевого развития детей актуальна и для нас. Согласно педагогической диагностики, проведенной в начале года, выявили низкий уровень развития речи у 20 % детей. Кроме того, наш коллектив, согласно ФГТ, выбрал приоритетным направлением познавательно-речевое развитие детей. В связи с чем, встал вопрос о том, как более продуктивно и интересно для детей развивать у них речь в течение всего времени пребывания в ДОУ.

Выделяют следующие факторы, влияющие на развитие речи детей младшего дошкольного возраста :

Речевое окружение (речевая среда);

Педагогические воздействия, направленные на освоение ребенком определенного речевого содержания.

Учитывая это, мы предусмотрели расширение среды за счет целенаправленных педагогических воздействий, которые могут оказать эффективное влияние на развитие речи детей, и прежде всего за счет игр — драматизаций .

В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.

Прежде всего, необходимо формировать интерес к играм — драматизациям, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие.

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

У детей этого возраста отмечается первичное освоение игры – драматизации. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик — дедушка…», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Итак, система работы по организации игр – драматизаций в младшем дошкольном возрасте делится на три этапа :

Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
освоение специальных умений для становления основной позиции – актер;
самостоятельная творческая деятельность.

Реализация названных задач и содержания работы с детьми требует учета основных принципов организации игры — драматизации .

  • Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
  • Принцип комплексности предполагает взаимосвязь игры — драматизации с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
  • Согласно принципу импровизационности игра — драматизация рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
  • Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности , в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию речи детей посредством организации игр — драматизаций включается в целостный педагогический процесс.

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что игра — драматизация станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, а главное средством развития речи детей.

В 3-4 года дети начинают , особенно если в распоряжении ребенка оказываются фигурки настольного театра или куклы бибабо. Но спешить с инсценировками не следует, прежде всего потому, что тяга к ним обнаруживается лишь у отдельных детей. Этим малышам необходимы ваша помощь и ваше участие.

Большое значение в своей работе по организации игр – драматизаций придавали диалогам для вовлечения детей в ролевое взаимодействие. Для этого брали стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросо-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети исполняли по очереди, меняясь. В играх использовали сюжеты, близкие сюжетно-ролевой игре: «В парикмахерской», «В магазине», «У доктора» и др.

Для работы над продолжительным действием мы обычно брали народные сказки. Опыт показал, что очень оправдывает себя такая работа над сказкой, которая от начала обращения к произведению и до показа готового спектакля занимает несколько недель (от трех до пяти). В этот период сказка легко запоминается детьми, не требуется специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сам.

Сначала читали сказку, затем фрагментарно обыгрывали ее, делили на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми. Персонажи сказки обыгрывались всеми детьми по очереди. Таким образом, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом, постепенно, не второпях.

Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминали роли всех героев, их ролевые диалоги. Мы заметили, что детей игра по сказке интересует довольно долгое время, если постоянно менять подходы к ней: то это чтение текста, то обыгрывание эпизодов, то проведение этюдов и упражнений на тему из сказки, то работа над оформлением (музыкальным, живописным).

Именно через роль в игре — драматизации дети усваивали различные речевые клише.

Неспешное выразительное чтение сказки доставляет нашим воспитанникам массу удовольствий, заставляет работать механизмы внутренней речи детей. Дети представляли себя героями литературного произведения и повторяли вместе с педагогом ролевые диалоги персонажей. Для этого, конечно, необходимо читать сказки по несколько раз для того, чтобы дети постепенно усваивали сначала общую канву сюжета, потом более ясно им виделись детали эпизодов, затем четче обозначились особенности характера героев и запоминались их монологи. В ходе основательного знакомства со сказкой выразительное чтение обязательно сочетали с обыгрыванием отдельных эпизодов. Реплики, отдельные диалоги, импровизированные движения — все это способствует развитию речи детей.

Понимая, что для развития игры – драматизации, для возникновения ее в самостоятельной деятельности детей необходим довольно обширный материал, который дети могли бы использовать в своих играх, мы создали в группе театральный уголок, который постоянно пополняется как различными видами театра, так и различные атрибутами: маски – шапочки, костюмы для ряженья детей, бижутерией. К концу года даже появились у нас в уголке парики собственного производства из бросового материала. Малыши охотно использовали в игре все содержимое данного уголка.

Во время совместных игр со взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Так, играя с игрушкой, дети придумывали и проговаривали ситуации игры, употребляли новые слова. Мы, в свою очередь, вызывали в ребенке желание отражать впечатления, полученные во время совместных со взрослым игр, в самостоятельной игре.

Основными специфическими методами работы по организации игр – драматизаций с целью развития речи детей являются:

метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов);

метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

Необходимо отметить, что общими методами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игры (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется). Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать как заинтересовать игрой детей. В конце игры итог не подводится, но для себя воспитатель записывает полученные результаты.

Поговорим об играх драматизациях

Ни одна сторона педагогической работы не вызывает у воспитателя столько трудностей, сколько руководство играми детей. Они возникают иногда из-за одностороннего понимания роли игры, преувеличения ее дидактического значения и недооценки влияния на воспитание детей. Это относится к играм-драматизациям

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игра - драматизация в воспитании дошкольника».

Поговорим об играх драматизациях

Ни одна сторона педагогической работы не вызывает у воспитателя столько трудностей, сколько руководство играми детей. Они возникают иногда из-за одностороннего понимания роли игры, преувеличения ее дидактического значения и недооценки влияния на воспитание детей. Это относится к играм-драматизациям

В отдельных дошкольных учреждениях игры-драматизации похожи на подготовительные инсценировки с разученными заранее ролями или отсутствуют совсем. При отборе конкретного содержания, приемы педагогического руководства воспитатели не всегда помнят, что творчество дошкольника имеет свои, специфические, связанные с возрастом особенности, что детское творчество носит особый игровой характер, который сохраняется даже в том, случае, если дети разыгрывают спектакль на литературный сюжет.

Игра драматизация - это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Она отличается от обычной сюжетно-ролевой деятельности тем, что создаётся по готовому сюжету, взятому из книги. План игры, последовательности действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни: требуется представить образы героев, их поведение, хорошо помнить ход действия, требуется и определенный запас знаний, умений, навыков, поэтому данный вид игровой деятельности приобретает развернутый характер только в старшем дошкольном возрасте.

При целенаправленном руководстве воспитателя эти игры имеют большое значение. Они обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к литературе, родному слову. Участие в инсценировке представляет участниками широкий простор для проявления инициативы и творчества, так как игровые действия следует создать, воплотить у каких-то движениях, мимике, интонациях - ведь они не даны в произведении в готовом виде. Ребенку надо представить себя на месте изображаемого персонажа, проникнуть его чувствами, переживаниями, чтобы передать соответствующий образ. Обсуждение событий, поступков, характеров действующих лиц в сочетании с поисками событий, действующих лиц приемов передачи образа выбывает чувство сопереживания, побуждает детей пристально всматриваться в окружающий мир, учить различать добро и зло в человеческих отношениях, т. е. активно способствует становлению личности, формированию у ребенка высоких нравственных критериев и оценок.

Руководство воспитателя играми детей должно быть направлено на развитие у них способностей, на обучение их умениям и навыкам, необходимым для этой деятельности.

При отборе литературных произведений для игры-драматизации необходимо учитывать, что детей дошкольного возраста, прежде всего, привлекают динамичный и занимательный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов, яркий художественный язык. Произведения должны быть близки детям по содержанию, легки для воплощения; важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями.

Особенно любят дошкольники народные сказки. Для них характерны драматический конфликт, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие и выразительные диалоги, простота и образность языка. Дети старшего дошкольного возраста с большим удовольствием драматизируют такие сказки, как «Лиса, заяц и петух», «Лисичка со скалочкой», «Волк и семерок озлят» «Теремок» и др.

Очень привлекают детей произведения с веселым сюжетом, где главными действующими лицами являются животные-детеныши, например «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу», «Мышонок и карандаш»,.

Целесообразно на первых порах отбирать для драматизации произведения, требующие ограниченных действий. Для детей средней группы хороши народные потекши, например, «Кисонька-мурысенька», «Где мой пальчик? » и др. Переживания, несложные действия этих произведений близки жизненному опыту детей, что облегчает произведение игры на первых порах.

Вся подготовительная работа по подведению детей к драматизации должна осуществляться поэтапно.

Вначале на занятиях по развитию речи в процессе чтения и рассказывания произведения дети знакомятся с текстом. Затем воспитатель предлагает им прослушать его записи на пластинке. Это помогает дошкольникам лучше понять содержание, дать правильную оценку героям. В дальнейшем они упражняются в пересказе, импровизации диалогов (с детьми не стоит заучивать тест, так как это затормаживает их свободную речь и действия, сковывает и связывает творческие проявления).

Задачей воспитателя на этом этапе является формирование у детей желания принять участие в игре, интереса к нему, к тому, что надо делать, куда идти, что говорить. Постепенно для детей становится существенным не только то, что надо выполнять, но и как выполнять. Этому помогает рассматривание иллюстраций, экскурсии, прогулки, в процессах которых дошкольники имеют возможность присмотреться к повадкам собаки, прислушаться к крику петуха, заметить особенности поведения кошки и т. д. Интерес к качеству выполнения роли содействует тому, что дети начинают критически относиться к другим участникам игры, а также видеть собственные недочеты и достижения.

Однако при наблюдении за детьми в процессе игры выявляется большой разрыв между интересными замыслами и их реализацией. Ребята подробно описывают его внешние признаки. В исполнении же дети не могут передать те качества литературного героя, о котором сами с таким увлечением говорили.

Опыт показал, что неуверенность и скованность детских проявлений сглаживается по мере того, как дети приобретают необходимые умения и навыки: отчетливо говорить, регулировать силу и высоту голоса, изменять темп речи; правильно ходить, бегать, прыгать; ловко и уверенно действовать.

Речевые и двигательные умения у детей развиваются на разных занятиях и направлены на выполнение «Программы воспитания в детском саду». В процессе самостоятельной деятельности, в часы досуга они углубляются и совершенствуют свои знания, упражняются в освоении выразительных средств исполнения.

Уровень способностей детей не может быть одинаковым, поэтому так важна индивидуальная работа с каждым ребенком при подготовке его к исполнительской работе, деятельности.

Формирование выразительных средств, для воплощения замысла предполагает выработку навыка выразительного чтения и рассказывания, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, формирования чувства партнерства.

Учим детей, модулируя голосом, говорить громко, тихо, грубо, передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Например, детям можно дать такие задания: передать голосом игривость и веселость главных персонажей из сказки С. Михалков «Три поросенка», исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят».

Помогает и следующие упражнение: одни ребенок произносит слова разных персонажей.

Воспитатель придумывает целый комплекс творческих заданий, направленных на развитие двигательной активности детей. Задача педагога состоит в том, чтобы дошкольники проявляли инициативу, оригинальную выдумку.

Детям можно предложить игры-упражнения такого типа: представьте, а за тем покажите, как умывается кошка, как тяжело и неуклюже передвигается медведь, после зимней спячки, как бежит по лесу осторожная хитрая лиса и т. д.

В дальнейшем творческие задания приобретают более сложный характер, например, самостоятельно выбрать и представить какое-нибудь животное, птицу в определенном состоянии, движении. Окружающие должны догадаться, кого ребенок представляет. Детям обычно нравиться коллективное обсуждение в разыгрываемых сценах, где происходит подробный анализ поведения героев.

Практика показала, что совмещение в игре речи и движений, речи и жестов сложно для дошкольников, при этом у них нарушается согласованность действий. Помощь в преодолении этих затруднений помогут следующие задания; представить себя кем-нибудь, показать и рассказать о себе, например; «Я медвежонок, хожу, переваливаясь (показать, я маленький неуклюжий (показать, люблю, есть малину и очень люблю мед». Представить рассказать, как бабушка печет колобок; что делают дедушка и бабушка после того, как колобок от них укатился и т. д.

Эти задания помогут детям предать настроение, характер образа, дают возможность найти связь между словами и действиями, глубже войти в роль, передать образу индивидуальные, неповторимые черты.

Детям можно предложить коллективное воспроизведение текста, когда каждый участник произносит слова только своей роли. В этом случае большое значение имеет сохранение размеренного темпа чтения текста по ролям. Перед детьми ставится задача произносить свой текст, своевременно, без промедлений и неоправданных пауз. Это задание помогает им приобрести навык совместных действий.

Учитывая, что дошкольники очень любят импровизировать, воспитателю следует поощрять их, но необходимо следить за тем, чтобы дети не искажали главной мысли и сути произведения. Импровизируя, дети самостоятельно распределяются по группам, выбирают конкретный эпизод им знакомой сказки, рассказа, распределяют между собой роли и показывают

Сценку друг другу. Таким образом, они постепенно подготавливаются к драматизации того или иного произведения.

Игра-драматизация требует обдуманной организации детей. Их следует

Делить на небольшие группы по числу персонажей, действующих в произведении. Игра проводится с каждым составом участников. Как показала практика, этот способ удобен и рационален, способствует активизации детей. Одна группа действует, другие в это время следят за ними.

Как уже было отмечено выше, знакомство с текстом, обыгрывание отдельных сценок диалогов, исполнение творческих заданий на развитие речевой и двигательной выразительности, а также рисование декораций, изготовление костюмов, атрибутов - все это осуществляется в самых различных видах детской деятельности: на занятиях по развитию речи, музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности вне занятий.

При подготовке к спектаклю на первых порах воспитатель сам в присутствии детей выполняет все необходимые операции, подбирает атрибуты, рисует декорации, изготавливает элементы костюмов, распределяет роли, упражняет детей в диалогических сценках. Но позже, к концу года, старшие дошкольники под руководством взрослого выбирают хорошо знакомый сюжет, решают вопрос о ведущем, подробно уточняют возможные атрибуты, костюмы, декорации.

В подготовительной к школе группе дети учатся самостоятельно выбирать сказку, распределять между собой обязанности, решать, кому быть ведущим, самостоятельно обсуждать, какие атрибуты и декорации необходимы для той или иной игры-драматизации, и подготавливают их. В процессе этой работы у детей появляется уверенность в своих силах, они

Начинают творчески комбинировать и применять полученные знания, умения и навыки.

Задача педагога на этом этапе заключается в том, чтобы поддержать у детей интерес к будущему представлению, своевременно и осторожно напоминать, умело регулировать их самостоятельную деятельность.

Таким образом, игра-драматизация при соответствующем руководстве педагога может стать эффективным средством эстетического воспитания детей, развития их художественных способностей.


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры