Роль композиции в рассказе «После бала. Роль композиции в рассказе «после бала

Главная / Ссоры

Произведение Льва Николаевича Толстого «После бала» было написано в девяностые годы, но посвящено оно событиям сороковых годов девятнадцатого века. Тем самым автор пытается решить творческую задачу изображения событий прошлого сквозь призму настоящего ему времени. На первый план входит проблема моральной ответственности людей за события, происходящие вокруг, а данная тема, как нам кажется, актуальна во все времена.

Для раскрытия данного замысла Л.Н. Толстой использует особую композицию - «рассказ в рассказе», что придает повествованию большую достоверность. Толстой сразу в начале произведения обращается к рассуждению о морально-нравственных ценностях, об условиях «среди которых живут люди», размышлению «что хорошо, что дурно». Но эти рассуждения заканчиваются внезапно, не содержат каких-либо выводов. Роль данного вступления следующая - настроить читателя на восприятие дальнейших событий. После этого читатель знакомится с основным рассказчиком - Иваном Васильевичем, который повествует нам о событиях своей жизни, имеющих перекличку с современностью автора. Композиционно рассказ Ивана Васильевича также можно разделить на две части: сцена бала и картина наказания. Название рассказа, как читатель может понять, явно указывает, что в идейном плане вторая часть более ценная, раскрывает замысел Л.Н. Толстого. Обе эти части противопоставлены друг другу, прием антитезы прослеживается на нескольких уровнях.

Например, говоря о празднике, повествователь отмечает, что «бал прекрасный», а сцена наказания - «неестественная». «Музыканты знаменитые» из первой части противопоставлены звучащей, «неприятной, визгливой мелодии». Антитеза представлена и на уровне портрета: «разрумянившееся с ямочками лицо» Вареньки противопоставлено «сморщенному от страдания лицу» наказываемого солдата, а белое платье, перчатки и башмачки девушки контрастируют с «чем-то большим, черным…» с «черными людьми», солдатами в черных мундирах. Такое сочетание контрастных цветов усиливается и лексическими повторами.

Портрет другого героя - Петра Владиславовича также построен с помощью приема контраста: в сцене бала он красивый, свежий, с сияющим лицом и радостной улыбкой, а в сцене наказания пред читателем предстает руководящий наказанием высокий военный в форме. Рассказчик изумлением говорит нам о том, что отец Вареньки без малейшего колебания «своей сильной рукой в замшевой перчатке» бьет худого и бессильного солдата, испуганного до смерти.

Возможно, показывая полковника в различных жизненных ситуациях, обращая внимание читателей на искренность его поведения в обеих ситуациях, Л.Н. Толстой акцентирует внимание читателей на зависимости человека от выполняемых действий. Петр Владиславович не притворяется, не играет роль доброго отца или сурового военного, он такой на самом деле. Именно эта противоречивость и ставит в тупик Ивана Васильевича, состояние которого также показано с использованием приема антитезы: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» - таково настроение Ивана Васильевича на балу, но после уже «Вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища… Мне было до такой степени стыдно…».

Стыд, который испытал рассказчик, изменил весь его жизненный путь, но не раскрыл все противоречия жизни. Возможно, по этой причине Толстой отказывается от каких-либо выводов в конце рассказа, читатель должен сам задуматься над противоречивостью изображаемых явлений, актуальных во все времена. Прием антитезы, лежащий в основе композиции, полностью помогает раскрыть идейный замысел произведения.

Тип урока: Лабораторно-практическое занятие.

Цели урока:

I. Образовательно-развивающие цели:

1.1. Усвоение новых понятий: антитеза;

1.2. Применение опорных понятий: рассказ, жанр, композиция, виды композиции;

1.3. Овладение общеучебными умениями оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовые признаки в содержании понятий, формулировать проблемные вопросы /вопрос-понятие, вопрос-суждение/, ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять в изучаемом произведении противоречия и пути их разрешения, сравнивать изучаемые понятия, выявлять общее, особенное и единичное у изученных понятий;

1.4. Развитие специальных умений: находить в содержании произведения композиционные особенности.

II. Воспитательная цель:

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: содержание-форма, общее-особенное-единичное, причина-следствие, возможность-действительность.

-Иван Васильевич страдал от разрывавших его противоречий между тем, что он чувствовал на балу и невозможностью остаться прежним от увиденного после бала (на плацу).

Выбор между добром и злом!

Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению
к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

В рассказе «После бала» Л. Н. Толстого, написанном в 90?е гг. XIX в., изображаются 1840?е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. В раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема «рассказ в рассказе». Начинается произведение внезапно, с разговора о нравственных ценностях бытия: «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно» и так же завершается внезапно, без выводов. Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком Иваном Васильевичем. Далее уже он рассказывает слушателям случай из своей жизни, произошедший давно, но отвечающий на вопросы современности. Эта основная часть произведения состоит из двух картин: бала и сцены наказания, причем главной в раскрытии идейного замысла, судя по названию рассказа, является вторая часть. Эпизод бала и события после бала изображены с помощью антитезы. Противопоставление этих двух картин выражено во многих деталях: красках, звуках, настроении героев. Например: «бал прекрасный» – «что неестественно», «музыканты знаменитые» – «неприятная, визгливая мелодия», «разрумянившееся с ямочками лицо» – «сморщенное от страдания лицо», «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» – «что?то большое, черное,…

это черные люди», «солдаты в черных мундирах». Последнее противопоставление цветов черного и белого усилено еще и повтором этих слов. Контрастно и состояние главного героя в этих двух сценах, его можно выразить словами: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» – и после бала: «Мне было до такой степени стыдно… Вот?вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Важное место в противопоставленных картинах занимает изображение полковника. В высоком военном в шинели и фуражке, руководящим наказанием, Иван Васильевич не сразу узнает красивого, свежего, с блестящими глазами и радостной улыбкой отца любимой Вареньки, на которого он недавно на балу смотрел с восторженным изумлением. Но это был Петр Владиславович «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами», и той же «своей сильной рукой в замшевой перчатке» он бьет испуганного малорослого слабосильного солдата. Повтором этих деталей Л. Н. Толстой хочет показать искренность полковника в двух различных ситуациях. Нам было бы проще понять его, если бы он где?то притворялся, пытался скрыть свое истинное лицо. Но нет, он все тот же и в сцене экзекуции.

Эта искренность полковника, видимо, и привела в тупик Ивана Васильевича, не позволила разобраться до конца в противоречиях жизни, но свой жизненный путь под влиянием произошедшего он изменил. Поэтому и нет в заключение рассказа никаких выводов. Талант Л. Н. Толстого в том и состоит, что он заставляет читателя задуматься над поставленными вопросами всем ходом повествования, композицией произведения.

Построение литературного произведения: расположение и взаимосвязь частей произведения, порядок изложения событий называется композицией (от лат.compositio – сложение, состав, соединение).

Художественное произведение не хаотическое собрание эпизодов описаний, монологов и диалогов. Каждая часть, каждый эпизод произведения, их расположение, их связь друг с другом способствуют раскрытию идеи писателя и помогают воспринять произведение как единое целое. Композиция состоит из таких сюжетных элементов: пролог, экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Кроме этого автор может использовать некоторые композиционные приемы, которые помогают ярче обозначить идею произведения (повтор, противопоставление, гипербола и др.), а также внесюжетные элементы (эпиграф, посвящение, вставные эпизоды, обрамление лирические отступления). Они составляют особенности композиции. Остановимся на некоторых из них на примере рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

1) Художественное обрамление – сцены, которыми начинается и заканчивается произведение. Прямого отношения к действию они не имеют, но дополняют его. В рассказе Л.Н.Толстого «После бала» основное повествование ведется от имени Ивана Васильевича, пожилого человека, который вспоминает прошлое. Герой поведал историю, которая переменила всю его жизнь. В обрамлении же второй рассказчик, автор, сообщает, что Иван Васильевич уважаем всеми и обладает богатым жизненным опытом. От этого читатель с первых же страниц с уважением относится к главному герою и верит в его искренность.

2) Контрастное изображение двух эпизодов : бала у губернского предводителя и наказания солдата. С помощью этого автор развивает единую художественную идею. Без эпизода истязания солдата картина бала потеряла бы всякий смысл. И сцена истязания солдата не выглядела бы столь ужасной, а отчаяние молодого студента не было бы так глубоко объяснено. Контрастно противопоставляя две сцены, Л.Н.Толстой как бы срывает маски с внешне благополучной и нарядной действительности. Чем праздничнее и роскошнее мир, представляемый студентом, тем неожиданнее и трагичнее оказалось его прозрение.

В художественном произведении нет ничего случайного, все события и герои взаимосвязаны.

2. Как А.Т. Твардовский развивает мысль о преемственности поколений воинов вглаве «Два солдата»(поэма «Василий Теркин»)?

1) В главе «Два солдата» А.Т.Твардовский развивает мысль о преемственности поколений воинов. С первой строфы словами «Рвутся мины. Звук знакомый / отзывается в спине», – автор начинает рисовать (создавать) образ бывалого солдата. Старик по слуху определяет «перелет» и «недолет». Теперь у него не такая сноровка, но в душе он – настоящий солдат, умелый, мастеровитый. На каждое дело Теркина он говорит: «Вот что значит мы, солдаты…». Дед-солдат по достоинству оценил смекалку Теркина – умение чинить и пилу, и часы. Автор подчеркивает преемственность поколений в диалоге во время застолья: дед со знанием дела рассказывает, что в армии должны быть у солдат сапоги с суконными портянками, спрашивает, есть ли вошь у солдат. Дед уважает терпение и скромное мужество Теркина: «Ты – солдат, хотя и млад, а солдат солдату – брат». Оба они: и дед, и Теркин – спокойно реагируют на разорвавшийся вблизи снаряд. Преемственность поколений выражается в интонациях глубокого уважения молодого солдата Теркина к старому деду, а дед гордится званием солдата и тем, что ему на смену пришло поколение Теркиных.



2) Вспомним бытовые русские сказки о ловком, смекалистом солдате. А.Т.Твардовский подсказывает нам мысль о преемственности поколений: старик, воевавший в Первую мировую войну, преображается! Он не боится разрывов, продолжает свою работу, успокаивая старуху. Солдат Второй мировой – Василий Тёркин – достоин быть его преемником: он мастер на все руки, человек широкой души, любит хорошую, задушевную шутку.

Дед с гордостью повторяет: «Вот что значит мы, солдаты!» – и в полушутливом, полусерьёзном разговоре – испытании (фольклорная традиция) утверждается в главной мысли:

Ты – солдат, хотя и млад,
А солдат солдату – брат.

Некоторые строки этой главы звучат как поговорки, пословицы, которые говорят о духовной близости солдат, их общих народных корнях:

Поищи-ка, дед, разводку,
Мы ей сделаем развод.
Эх, яичница! Закуски
Нет полезней и прочней.
Это доктор на дорожку
Для здоровья выдал мне.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры