Семен альтов: "моя жена – очень красивая женщина. когда я спрашиваю: "скажи честно, что ты во мне нашла?", она делает вид, что не слышит"

Главная / Ссоры

Детство Семена Альтова

Семён Альтов родился в Свердловске. Именно в этот город на Урале были эвакуированы во время Великой отечественной войны его родители. Там же Семен, настоящая фамилия которого Альтшулер, и провёл первые полгода жизни до окончания войны.

После окончания войны родители, Любовь Наумовна и Теодор Семенович, вернулись в Ленинград уже с маленьким Семёном. В послевоенном Ленинграде отец будущего писателя-сатирика читал в институте кораблестроения курс электротехники, а мать трудилась на поприще архитектуры.

Химия

В день своего восьмилетия Семён получил в подарок набор «Юный химик». По признанию сатирика, этот подарок оказался «роковым» и в значительной мере повлиял на выбор профессии.

Семён Альтов окончил химический техникум, в 1968 году – Ленинградский технологический институт им. Ленсовета по специальности химик-лакокрасочник. После окончания института Семён Теодорович трудился по специальности в Государственном институте минеральных пигментов и на заводе им. Шаумяна.

Писательская деятельность Семена Альтова

Свои пробы пера автор стал делать в достаточно зрелом возрасте - 25-26 лет. Хотя в нескольких интервью Семён Теодорович упоминает о том, что до того, как начать писать сатирические и юмористические произведения, сочинял стихи.

Выступать в печати Альтов начинал в 1971 году, в малом жанре - «фраз». Первая публикация произошла в Литературной газете, в разделе «Клуб 12 стульев», в котором была рубрика «Фразы». За сочинение афоризмов сатирик и получил свой первый гонорар - «38 рублей 00 копеек».

Сейчас Семён Альтов – автор 4-х книг: «Шанс», «Собачьи радости», «Набрать высоту», «224 избранных страницы». Перу сатирика принадлежит множество монологов, которые исполнялись и исполняются на эстраде такими известными артистами, как: Ефим Шифрин, Клара Новикова, Геннадий Хазанов и другие.

С.Альтов - Дорожное происшествие

Кроме того, Альтов стал сценаристом для множества телевизионных и эстрадных юмористических программ, спектаклей, фильмов. В 1987 году на сцене московского Театра эстрады, что на Берсеневской набережной, состоялась премьера последней сценической работы Аркадия Райкина – спектакля «Мир дому твоему», автором интермедий в котором был Семён Альтов.

Эстрада

Два года спустя после первой публикации, в 1973 году, Альтов получил ставку в Ленконцерте. По выражению самого Семена Теодоровича, «вскарабкался на сцену, где и торчу» до сих пор.

Отличительной исполнительской манерой Семена Альтова на эстраде является монотонное чтение монологов с листа низким, немного в нос и с гнусавинкой, голосом. Эта характерность стала настолько узнаваемой, что Альтов не единожды становился героем пародий. Сам автор высказывается об этой своей манере, конечно, с юмором: «мой голос мужчин успокаивает, а женщин возбуждает. Хорошо, что не наоборот». Зрители же утверждают, что такой стиль им напоминает то, как читаются криминальные хроники.

ШОУ-01

В восьмидесятых Семен Альтов стал одним из создателей, авторов и исполнителей эстрадной юмористической программы «ШОУ-01», которая активно концертировала по всему Советскому Союзу и стала точкой отсчета популярности для многих артистов оригинального жанра. Соавторами и исполнителями в «ШОУ-01» вместе с Семеном Альтовым были такие известные люди, как Виктор Биллевич, Ян Арлазоров, Валерий Николенко, Михаил Городинский, Вячеслав Полунин, Леонид Якубович, театр «Лицедеи». Программа включала в себя огромное количество розыгрышей, привлечение зрителей к участию в представлении, множество намеков и подтекстов на советскую власть, промахам которой, достаточно смело, уделяли внимание сатирики в своём шоу.

Семён Альтов - Взятка

«Недотёпы»

Семен Альтов инициировал создание и стал автором юмористического телевизионного сериала «Недотёпы», который вышел на канале НТВ в 1997 году. Что интересно, над созданием сериала в качестве режиссера трудился также сын юмориста – Павел Семенович. «Недотепы» - небольшие комедии положений, исполненные в театральной манере игры, практически без слов. В общей сложности, вышло 24 выпуска сериала.

Личная жизнь Семена Альтова

Альтов, шутя, ссылаясь на плохую память, сообщает, что знакомился со своей супругой Ларисой Васильевной три раза. После третьего знакомства они решили пожениться и состоят в браке уже более трех десятков лет. Есть сын Павел, режиссер, бизнесмен и продюсер своего отца. У Семена Альтова уже трое внуков: Катя, Варя и Вася. Карьера Семена Альтова в кино и на телевидении

Альтов неоднократно принимал участие в съемках телепередач, шоу и фильмов в качестве сценариста, артиста и приглашенного гостя,.

В 1984 году Семен Альтов написал диалоги к музыкальному фильму по мотивам оперы-буфф Жака Оффенбаха – «Перикола».


В 1997 году снялся в комедии «Не валяй дурака» (режиссер Валерий Чиков). Альтов сыграл роль члена экспедиции. Кроме того, артист участвовал в таких телепередачах, как: «Кривое зеркало», «Джентльмен шоу», «Вечерний Квартал», «Комната смеха», «Юрмала», и многих других.

Награды, звания Семена Альтова

На международном фестивале юмора и сатиры «Золотой Остап» в 1994 году Семен Альтов стал лауреатом. Он был награжден позолоченной статуэткой фестиваля вслед за Сергеем Довлатовым и Михаилом Жванецким. В 2005 году писателю было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РФ. Кроме того, Альтов является почетным профессором Санкт-Петербургского технологического института, почетным химиком. Родился 17 января 1945 года в Свердловске, через полгода семья вернулась из эвакуации в Ленинград. Отец - Теодор Семенович, преподавал в Кораблестроительном институте электротехнику. Мать - Любовь Наумовна, архитектор.
В детстве увлекся химией, в юности занимался боксом.
Окончил химический техникум, а затем Ленинградский технологический институт имени Ленсовета. Получил диплом химика-лакокрасочника и проработал три года по специальности. Успел поработать заведующим творческим отделом Дома актера, ночным сторожем и вышибалой в ресторане.
Начал писать в 26 лет, первая публикация состоялась в «Литературной газете» в разделе «Клуб 12 стульев». Через два года стал артистом «Ленконцерта».
Его произведения исполняли Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин, Клара Новикова и другие известные эстрадные артисты. Автор последнего спектакля Аркадия Райкина «Мир дому твоему».
Часто сам исполняет собственные произведения. Отличается от других юмористов весьма специфической исполнительской манерой: непроницаемое выражение лица, нарочитое отсутствие эмоций, однообразный тягучий голос – все это пользуется неизменным успехом у зрителей и даже является объектом подражания и пародирования со стороны других артистов.
В качестве сценариста принимал участие в создании комедийного сериала «Недотепы» на канале НТВ, участвовал в создании нескольких фильмов и фильмов-спектаклей («Мир дому твоему», «БДТ тридцать лет спустя»).

О своей известности он говорит с юмором: «Вершина моей популярности – когда увидел себя в газете рядом с Софи Лорен. Это были маленькие портретики без подписи – в сканворде. Составители были уверены, что нас с ней и так узнают!»

«Роковой подарок»

Будущий юморист появился на свет 17 января 1945 года, за пять месяцев до капитуляции фашистской Германии. Родился Семен Альтов в Свердловске, где в то время жили в эвакуации его родители Любовь Наумовна и Теодор Семенович. А потом молодые родители и их сын вернулись в Ленинград, там Альтов испытал все прелести жизни в коммуналке: «Я прекрасно помню своих соседей, хотя многих уже нет в живых. Рядом с нами жили две тети Шуры – абсолютно феллиниевских форм. Благодаря этим формам у меня в голове сложился свой тип женщины. Помню, как на коммунальной кухне по праздникам пекли пирог с жутким названием “Утопленник”, весь синий от мака. Никогда не забуду, как муж одной из теть Шур – дядя Коля – купил себе телевизор с большой линзой. На телевидении тогда была всего одна программа – с шести до девяти вечера. И как только дядя Коля, заядлый кавээнщик, усаживался перед линзой, тут же молча, не спрашивая у него разрешения, заходили остальные 29 жильцов со своими стульями. Рассаживались. А после 21.00 так же молча расходились. А дядя Коля и тетя Шура, облегченно вздыхая, могли приступать к своей семейной жизни».

Отец Семена преподавал в Кораблестроительном институте электротехнику, мама работала архитектором. А сам Альтов вовсе и не думал в детстве быть писателем – он мечтал стать химиком! «В те далекие времена не было такого выбора игрушек, как сегодня, – вспоминает Семен Теодорович. – Девочки как-то обходились без “барби” – кукол мастерили сами, отчего они были им ближе. А мне в восемь лет подарили набор “Юный химик”. Это был роковой подарок, изменивший мою жизнь».

Родители и сами были в ужасе, увидев, что их сын постоянно возится с реактивами. Сначала они боялись, что все эти опыты окончатся трагически. Потом, узнав, что Семен после школы собрался поступать в Ленинградский технологический институт, тоже были не в восторге. «Сейчас уже не помню, что думали родители о моей будущей профессии, но точно не мечтали о том, чтобы я стал химиком. Но я все-таки настоял на своем, – говорит Альтов. – Это, кстати, был чуть ли не единственный случай в жизни, когда я не послушал маму и папу. Наверное, зря».

«Я не был агрессивным вышибалой»

Будущий писатель окончил институт и даже проработал три года по специальности. Он совсем не считает то время выброшенными из жизни: «Помню, как-то в институте был ремонт, и на доске висело расписание, кто и где занимается. Мы вносили туда кое-какие изменения, сводя в одной аудитории сразу несколько потоков, и срывали тем самым занятия. Восторг был сумасшедший!»

Расставшись с химией, Альтов успел поработать заведующим творческим отделом, ночным сторожем и вышибалой: «Это было вершиной моей карьеры в силовых структурах, – улыбается Семен Теодорович. – Кстати, я не был агрессивным вышибалой, но результат делал всегда. В мои обязанности входило освободить ресторан от посетителей к полуночи. Когда срок близился, я подходил к столику, говорил: “Товарищи, надо бы закругляться, ресторан скоро закрывается!” Мне отвечали: “Садись!” Мы выпивали, и в 12 все вместе, взявшись за руки, с песнями выходили на улицу. Правда, несколько раз мне все же приходилось вступать в единоборство. Из-за Михаила Боярского. Он тогда еще не был звездой, но хорош был необыкновенно. Так вот я разнимал девочек, которые дрались из-за него».

А вот писателем Альтов себя осознал, когда получил первый перевод из «Литературной газеты». Там была рубрика «Афоризмы», где напечатали сразу девять фраз, придуманных Семеном. Вскоре он получил перевод на 36 рублей – одна фраза стоила 4 рубля: «Мы сразу с женой прикинули, сколько фраз я должен написать в месяц, чтобы свести концы с концами, – рассказывает Альтов. – С тех пор “Литературку” мы какое-то время открывали, как лотерейную таблицу. Смотрели, есть ли моя фамилия и сколько фраз. Увы, выигрыши были нечасто, печатали меня тогда крайне нерегулярно».

Но это Альтова не смутило, он продолжил работать, а через пару лет начал и выступать перед слушателями с концертами: «Мы пришли в ленинградский Театр эстрады посмотреть, как артисты выступают, чтобы получить ставку в “Ленконцерте”, – говорит Семен Теодорович. – И вдруг мне кричат: “Быстро на сцену!” А я перед комиссией постеснялся выходить на сцену в джинсах. И попросил у кого-то за кулисами костюм. Брюки оказались на два размера больше, чем я мог себе позволить. Во время выступления я думал только о том, как бы штаны с меня не упали, – придерживал их локтем, отчего весь скособочился. В итоге мне дали ставку в девять пятьдесят – вместо шести рублей. “За актерское мастерство!” – сказали».

О славе писателя Альтов не мечтал – просто делал то, что у него лучше всего получается: «Амбиции – это пинок в будущее. Конечно, они заряжают, как допинг. Но я – исключение. Никогда ни к чему не стремился и ничего для этого не предпринимал. Моя жизнь прошла под дорожным знаком “уклон тридцать градусов” – только не вниз, а вверх. Я никогда не просыпался утром, став за ночь звездой. Зато всегда спал спокойно».

Тем не менее произведения Альтова исполняли такие известные эстрадные артисты, как Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин, Клара Новикова и другие. Семен Теодорович никогда не придумывал ничего на заказ. Исключением был случай, когда король сатиры Аркадий Райкин попросил Альтова написать для него пьесу. «Я работал в Ленинградском доме актера, – вспоминает Семен Теодорович. – Там отмечали юбилей Аркадия Райкина. Директор попросила написать поздравление. Я прочитал его в присутствии театральной элиты Ленинграда. Все смеялись и аплодировали. После чего Аркадий Исаакович попросил зайти к нему домой. Так началась работа над спектаклем “Мир дому твоему”».

Однако о тех временах и выдающихся людях, с которыми приходилось встречаться, помнит Альтов совсем мало: «У меня с детства полное отсутствие памяти, именно поэтому мне не страшен возрастной склероз – я с ним родился. Чудовищно! Так получилось, что, когда я работал с Аркадием Райкиным, мы по требованию врачей много гуляли – ходили кругами в районе Тверской улицы. Я шел рядом, поддерживая Аркадия Исааковича, и он все время что-то рассказывал. Райкин был замечательный рассказчик! Но я ничего не помню! Поэтому до мемуаров дело не дойдет. Тут я свалял дурака. Все, что Райкин успел мне поведать, ушло в никуда».

«К моей жене это отношения не имеет!»

Из-за плохой памяти Альтов умудрился несколько раз знакомиться со своей будущей женой. В первый – пригласил ее на какой-то концерт, через год повторил попытку познакомиться, а когда собирался пойти на третий заход, услышал: «Может, хватит уже знакомиться?» Четвертого не потребовалось. Начали встречаться, и тут выяснилось, что у Семена дома есть первые четыре тома собрания сочинений Бунина, а у его любимой девушки Ларисы оказался пятый. Так поняли, что это судьба – и поженились.

«Мою жену в молодости считали одной из первых красавиц Ленинграда, – говорит Альтов. – А я и тогда красотой не блистал. Теперь я хоть человек более-менее известный, а тогда – кто меня знал! Когда родители Ларисы первый раз увидели меня рядом со своей красавицей дочерью – они пошатнулись и на какое-то время потеряли дар речи. Но потом, когда прошли годы, они относились ко мне с большой теплотой – говорили Ларисе с ее непростым характером: “Как тебе с Сеней повезло!” Всякий раз я просыпался утром и видел рядом красивую женщину, а потом оказывалось, что это моя жена, и мне всякий раз было это приятно. С тех пор и живем, всякое бывало, но разводиться ни разу не собирались. Это пожизненный срок».

Так вышло, что как раз после свадьбы Альтов и начал писать юмористические вещи: «Такая странная взаимосвязь, которая до сих пор никак не закончится. А до знакомства с женой я писал совершенно чудовищные стихи, которые позже сжег. Я тогда, чтобы остаться анонимом в случае провала, печатал на одном листе четверостишие свое, потом четверостишие Брюсова и четверостишие Блока – все без обозначения авторов – и давал на лекциях девочкам почитать и выбрать, какое больше понравится, и почти всегда они говорили, что мое. Я домой не шел, а летел на крыльях. Ну, вы представляете: Блок сзади, Брюсов сзади, а я впереди – вот это счастье».

Был период, когда Лариса просила мужа перед тем, как со сцены читать про женщин, делать ремарку: «К моей жене это отношения не имеет!» Сейчас она про это уже не говорит, зато старается помогать ему в работе, дарит всевозможные ручки и записные книжки, покупает костюмы для выступлений – Альтов ведь из тех, кто никогда не позволит себе выйти перед зрителями в свитере или джинсах. Что же касается гастрономических вкусов, то здесь писатель, в отличие от многих мужчин, непривередлив. «Если выдается свободный вечерок, мы обычно отправляемся в ресторан японской кухни, – говорит Лариса. – А так супругу нравится все, что я готовлю, особенно супы и салаты. Семен часто помогает мне на кухне: моет посуду, картошку чистит. Кулинарных талантов у него, правда, нет. Вершина мастерства – яичница. Но это не так уж и плохо».

После вкусного обеда для Альтова наступает рабочее время, и он традиционно уходит к себе в кабинет. «Когда муж трудится над рассказом, он не бегает по дому и не призывает музу, – рассказывает Лариса Васильевна. – Но я всегда стучу, если хочу зайти к нему в кабинет. Вдруг спугну вдохновение? Мне иногда кажется, что Семен постоянно работает: он никогда не расстается со своей записной книжкой, куда записывает интересные события или смешные фразы из разговоров».

Был момент, когда Альтов пытался приобщить к творчеству и своих детей. Сына даже увлек киношной деятельностью: «Водил с собой на съемки фильма “Недотепа”. У нас там снимались Фарада, Мигицко и многие другие замечательные актеры, – вспоминает писатель. – Паша приходил, смотрел, как они искали и создавали образ. Это очень увлекательно. И он заболел киношной деятельностью. И это до сих пор ему нравится. Но занимается он серьезным бизнесом, к которому, сразу скажу, я не имею никакого отношения».

«Ворую таблички в гостиницах всего мира»

Себя Альтов называет очень ленивым человеком: вытянуть его куда-то на отдых почти невозможно. Исключение – это рыбалка, которой писатель увлекся еще в далёком 1969-м: «Я только начал писать, и вдруг мне сказали, что можно поехать с выступлениями в Братск и заработать 500 рублей. По тем временам – огромные деньги. И вот компания молодых, начинающих артистов прилетела в Братск. И выяснилось, что нас там никто не ждет. Денег на обратные билеты у нас не было. Поначалу все растерялись и переругались, ища виноватого. Но потом все-таки собрались, скинулись последними рублями и наняли маленький теплоходик. Плыли по Ангаре, выступали в маленьких поселках, собирая деньги буквально шапкой. Как сейчас помню, подошли два пионера и сказали: “Дяденька, у нас нет 50 копеек, есть только 20!” И я, смахнув слезу, конечно, пустил их. Прекрасная компания, золотая осень, красивейшая река… Это были лучшие дни в моей жизни!»

Рыбалка тогда была главным занятием: «Мы ловили с нашего теплоходика окуней на окуневый же глаз. Нитка, крючок – и вперед! У нас вся палуба была в три слоя покрыта рыбой – мы только ее и ели. Вот эту рыбалку я никогда не забуду. Как-то друзья приглашали меня в Астрахань, а я не смог поехать. Зато каждый день звонил им, интересовался уловом. А они утомленными и встревоженными голосами спрашивали меня: “Ты не знаешь, что нужно насадить на крючок, чтобы перестало клевать?!” Я от расстройства даже спать плохо стал! А потом они приехали и признались, что рыбы не было вообще. И мне сразу стало легче».

Есть у Альтова и своя домашняя необычная коллекция: «Мне стало неловко, что все что-то собирают, а я – нет. И начал собирать таблички, которые вешают в гостиницах на двери: “Прошу убрать”, “Прошу не беспокоить”. Я их ворую в гостиницах всего мира. Этим же занимаются мои знакомые. Подарок ничего им не стоит, а мне важен знак внимания. Дома уже штук триста. Если найдется идиот, у которого такое же хобби, – можем обмениваться».

В компаниях от Альтова все ждут шуток, однако он всегда приходил в гости, садился, как и другие, за стол, затем спокойно уходил. «А потом народ возмущался: “Ну что за хам: ест, пьет и молчит!” – говорит писатель. – Но со временем люди привыкли к моей “обыкновенности”. К тому же, когда я чувствую себя спокойно и расслабленно, то действительно могу рассказать что-то веселое. Менять мне в себе что-либо поздно. К тому же я всю жизнь был одиночкой. Моя работа – это стол, бумага, ручка и я».

Подготовила Лина Лисицына,
по материалам

Родился 17 января 1945 года в Свердловске, через полгода семья вернулась из эвакуации в Ленинград. Отец - Теодор Семенович, преподавал в Кораблестроительном институте электротехнику. Мать - Любовь Наумовна, архитектор.
В детстве увлекся химией, в юности занимался боксом.
Окончил химический техникум, а затем Ленинградский технологический институт имени Ленсовета. Получил диплом химика-лакокрасочника и проработал три года по специальности. Успел поработать заведующим творческим отделом Дома актера, ночным сторожем и вышибалой в ресторане.
Начал писать в 26 лет, первая публикация состоялась в «Литературной газете» в разделе «Клуб 12 стульев». Через два года стал артистом «Ленконцерта».
Его произведения исполняли Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин, Клара Новикова и другие известные эстрадные артисты. Автор последнего спектакля Аркадия Райкина «Мир дому твоему».
Часто сам исполняет собственные произведения. Отличается от других юмористов весьма специфической исполнительской манерой: непроницаемое выражение лица, нарочитое отсутствие эмоций, однообразный тягучий голос – все это пользуется неизменным успехом у зрителей и даже является объектом подражания и пародирования со стороны других артистов.
В качестве сценариста принимал участие в создании комедийного сериала «Недотепы» на канале НТВ, участвовал в создании нескольких фильмов и фильмов-спектаклей («Мир дому твоему», «БДТ тридцать лет спустя»).
Издал несколько сборников рассказов: «Шанс», «Собачьи радости», «Как нам разорить Америку» и других.
Член Санкт-Петербургского отделения Союза концертных деятелей Российской Федерации.
Участвовал в телепередачах «Комната смеха», «Кривое зеркало», «Без антракта», «Измайловский парк», «Джентльмен-шоу», «Юрмала», «Вечерний Квартал» и других.

Звания

▪ Заслуженный деятель искусств РФ (2003)

Награды

▪ Приз международного фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап» (1994)

Семья

Супруга – Лариса Васильевна, по специальности дирижер-хоровик
Сын – Павел, продюсер отца (режиссер сериала «Недотепы» на НТВ)
Невестка - Анна
Внучки - Екатерина и Варвара
Внук - Василий

Семён Теодо́рович А́льтов (настоящее имя Семён Теодо́рович Альтшуллер ; род. 17 января , Свердловск) - советский и российский писатель-сатирик, сценарист. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации .

Биография

Родился в семье преподавателя Теодора Семёновича Альтшуллера (родом из Нежина) и архитектора Любови Наумовны Залесской (родом из Кременчуга). Окончил .

Произведения Альтова исполняли Геннадий Хазанов , Клара Новикова , Ефим Шифрин , Владимир Винокур , кроме того, свои произведения исполняет и автор. Семён Альтов выделяется среди прочих выступающих писателей-юмористов своеобразной исполнительской манерой. Альтов читает свои монологи с непроницаемым и даже мрачным выражением лица, однообразным низким голосом со своеобразным акцентом . Манера произношения Альтова пародируется многими эстрадными артистами (Братья Пономаренко , Игорь Христенко и т. д.).

Семён Альтов - автор последнего спектакля Аркадия Исааковича Райкина «Мир дому твоему».

Альтов принимал участие в создании комедийного сериала «Недотёпы».

Писать Семён Альтов начал в 26 лет.

Семья

  • Жена Лариса
    • сын Павел.
      • Внуки: Варя, Катя, Вася

Участие в телепередачах

Также Альтов участвовал в телепередачах «Комната смеха », «Кривое зеркало », «Без антракта», «Измайловский парк », «Джентльмен-шоу », «Юрмала», «Вечерний Квартал» и др.

Награды

Библиография

  • «Шанс»,
  • «Собачьи радости»,
  • «Набрать высоту»,
  • «224 избранные страницы»

Фильмография

  • - Перикола (автор диалогов)
  • - БДТ тридцать лет спустя (фильм-спектакль; участие)
  • - Мир дому твоему (телеспектакль; автор реприз и интермедий)
  • - Удачи вам, господа
  • - Кто там? (короткометражный; участие)
  • - Шанс (Украина, короткометражный; сценарист)
  • - Альтшоусы (режиссёр и сценарист)
  • - Недотепы (короткометражный; сценарист)
  • - Не валяй дурака - член экспедиции

Напишите отзыв о статье "Альтов, Семён"

Примечания

Ссылки

  • - официальный сайт Семён Альтов
  • - официальный канал Семёна Альтова
  • на YouTube
  • - эфир 5 октября 2008 (видео)
  • на Last.fm
  • . piter.tv (6 мая 2014).

Отрывок, характеризующий Альтов, Семён

Полковой командир обратился к князю Багратиону, упрашивая его отъехать назад, так как здесь было слишком опасно. «Помилуйте, ваше сиятельство, ради Бога!» говорил он, за подтверждением взглядывая на свитского офицера, который отвертывался от него. «Вот, изволите видеть!» Он давал заметить пули, которые беспрестанно визжали, пели и свистали около них. Он говорил таким тоном просьбы и упрека, с каким плотник говорит взявшемуся за топор барину: «наше дело привычное, а вы ручки намозолите». Он говорил так, как будто его самого не могли убить эти пули, и его полузакрытые глаза придавали его словам еще более убедительное выражение. Штаб офицер присоединился к увещаниям полкового командира; но князь Багратион не отвечал им и только приказал перестать стрелять и построиться так, чтобы дать место подходившим двум баталионам. В то время как он говорил, будто невидимою рукой потянулся справа налево, от поднявшегося ветра, полог дыма, скрывавший лощину, и противоположная гора с двигающимися по ней французами открылась перед ними. Все глаза были невольно устремлены на эту французскую колонну, подвигавшуюся к нам и извивавшуюся по уступам местности. Уже видны были мохнатые шапки солдат; уже можно было отличить офицеров от рядовых; видно было, как трепалось о древко их знамя.
– Славно идут, – сказал кто то в свите Багратиона.
Голова колонны спустилась уже в лощину. Столкновение должно было произойти на этой стороне спуска…
Остатки нашего полка, бывшего в деле, поспешно строясь, отходили вправо; из за них, разгоняя отставших, подходили стройно два баталиона 6 го егерского. Они еще не поровнялись с Багратионом, а уже слышен был тяжелый, грузный шаг, отбиваемый в ногу всею массой людей. С левого фланга шел ближе всех к Багратиону ротный командир, круглолицый, статный мужчина с глупым, счастливым выражением лица, тот самый, который выбежал из балагана. Он, видимо, ни о чем не думал в эту минуту, кроме того, что он молодцом пройдет мимо начальства.
С фрунтовым самодовольством он шел легко на мускулистых ногах, точно он плыл, без малейшего усилия вытягиваясь и отличаясь этою легкостью от тяжелого шага солдат, шедших по его шагу. Он нес у ноги вынутую тоненькую, узенькую шпагу (гнутую шпажку, не похожую на оружие) и, оглядываясь то на начальство, то назад, не теряя шагу, гибко поворачивался всем своим сильным станом. Казалось, все силы души его были направлены на то,чтобы наилучшим образом пройти мимо начальства, и, чувствуя, что он исполняет это дело хорошо, он был счастлив. «Левой… левой… левой…», казалось, внутренно приговаривал он через каждый шаг, и по этому такту с разно образно строгими лицами двигалась стена солдатских фигур, отягченных ранцами и ружьями, как будто каждый из этих сотен солдат мысленно через шаг приговаривал: «левой… левой… левой…». Толстый майор, пыхтя и разрознивая шаг, обходил куст по дороге; отставший солдат, запыхавшись, с испуганным лицом за свою неисправность, рысью догонял роту; ядро, нажимая воздух, пролетело над головой князя Багратиона и свиты и в такт: «левой – левой!» ударилось в колонну. «Сомкнись!» послышался щеголяющий голос ротного командира. Солдаты дугой обходили что то в том месте, куда упало ядро; старый кавалер, фланговый унтер офицер, отстав около убитых, догнал свой ряд, подпрыгнув, переменил ногу, попал в шаг и сердито оглянулся. «Левой… левой… левой…», казалось, слышалось из за угрожающего молчания и однообразного звука единовременно ударяющих о землю ног.
– Молодцами, ребята! – сказал князь Багратион.
«Ради… ого го го го го!…» раздалось по рядам. Угрюмый солдат, шедший слева, крича, оглянулся глазами на Багратиона с таким выражением, как будто говорил: «сами знаем»; другой, не оглядываясь и как будто боясь развлечься, разинув рот, кричал и проходил.
Велено было остановиться и снять ранцы.
Багратион объехал прошедшие мимо его ряды и слез с лошади. Он отдал казаку поводья, снял и отдал бурку, расправил ноги и поправил на голове картуз. Голова французской колонны, с офицерами впереди, показалась из под горы.
«С Богом!» проговорил Багратион твердым, слышным голосом, на мгновение обернулся к фронту и, слегка размахивая руками, неловким шагом кавалериста, как бы трудясь, пошел вперед по неровному полю. Князь Андрей чувствовал, что какая то непреодолимая сила влечет его вперед, и испытывал большое счастие. [Тут произошла та атака, про которую Тьер говорит: «Les russes se conduisirent vaillamment, et chose rare a la guerre, on vit deux masses d"infanterie Mariecher resolument l"une contre l"autre sans qu"aucune des deux ceda avant d"etre abordee»; а Наполеон на острове Св. Елены сказал: «Quelques bataillons russes montrerent de l"intrepidite„. [Русские вели себя доблестно, и вещь – редкая на войне, две массы пехоты шли решительно одна против другой, и ни одна из двух не уступила до самого столкновения“. Слова Наполеона: [Несколько русских батальонов проявили бесстрашие.]

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры